Введение к работе
Актуальность темы исследования. Презентация власти и пути формирования ее особого статуса на сегодняшний день являются предметом изучения многих дисциплин. Технологии создания образа успешного политика и актуализация его персоны в контексте конкретных социально-культурных условий выступают и в качестве сферы деятельности, и как научные интересы психологов, политологов, социологов, антропологов, историков. Проблема создания образа власти посредством воздействия на общественное сознание играет в этих исследованиях ведущую роль. Заинтересованность подобными проявлениями, а также, в общем, развитие исследований, посвященных психологии власти и методам ее эффективной презентации, формируют на сегодняшний день существенное число научных работ, рассматривающих этот вопрос. Неоспорим тот факт, что ни одно социально-политическое явление в настоящем не лишено мощной исторической платформы. В этой связи представляет дополнительный интерес, каким образом историки, социологи и антропологи с конца XIX и на протяжении XX века интерпретировали данную проблему, и какие пути создания авторитета отдельных правителей в средние века и раннее Новое время считали наиболее действенными.
Актуальность темы исследования также определяется тем, что актуализированный представителями западноевропейских континентальных научных школ вопрос исследования феномена сакральности (интерпретация образа правителя и его восприятие подданными, коммуникативные функции власти, особенности королевских ритуалов), вызвал интерес представителей британской исторической науки, а также американских историков, антропологов и социологов. Однако, несмотря на довольно богатое наследие, связанное с изучением в Англии и США процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время, ещё нет обобщающих работ, в которых был бы оценен вклад англо-американских исследователей в развитие настоящего вопроса. В результате, представляется актуальной и своевременной попытка проанализировать методы и подходы к анализу королевской сакральности и трактовок сакральных ритуалов в трудах английских и американских ученых, выявить общие тенденции и специфику трактовки феномена сакрализации в сравнении с развитием аналогичных исследований в европейских континентальных странах и прежде всего во Франции.
Степень изученности темы. Основное внимание диссертационного исследования сосредоточено на англо-американской традиции. Говоря о том, насколько изучена деятельность британских и американских специалистов в области анализа процессов сакрализации власти, можно отметить наличие небольшого числа работ, освещающих их достижения. Тем не менее, уже имеющиеся историографические исследования зарубежных и отечественных ученых частично раскрывают вклад отдельных британских и американских авторов в изучение вопросов, касающихся формирования сакрального образа средневекового правителя.
Так еще в конце XIX столетия появляется работа Г. В. Протеро (1858-1922)1, посвященная деятельности Генри Брэдшоу (1831-1886), ученого, оказавшего большое влияние на освещение истории английского коронационного ритуала. Г. В. Протеро отметил значимый вклад историка в развитие британской исторической науки, дал высокую положительную оценку его достижениям в области источниковедческого анализа. Безусловно, самым главным он назвал колоссальную работу, связанную с публикацией документов, хроник и других видов исторических источников. Также исследователь творчества Генри Брэдшоу отметил обработку архивных материалов по истории средневековых коронаций английских монархов. Г. В. Протеро констатировал значение трудов ученого в освещение данной проблемы и создание базы для дальнейшего ее изучения
В статье Д. Старди2 отмечен вклад британских ученых, работавших на рубеже XIX-XX вв., в изучение королевских коронаций в средние века и раннее Новое время. Его оценке подверглась деятельность Общества Генри Брэдшоу. Автор определил ценность выводов в сфере изучения коронаций, сделанных В. Легом, Д. Маклином, Ф. К. Плесом, Э. С. Дьюиком. Он констатировал высокий уровень профессионализма названных исследователей и их безусловное влияние на формирование научного подхода к изучению коронационного ритуала. Признавая особое значение деятельности этих ученых в освещении данной проблемы (прежде всего - богатый источниковый материал; комплексный анализ коронации, ориентированный на воссоздание сценария ее проведения и выявление ее характерных черт и особенностей), автор статьи выдвинул ряд критических замечаний. По его мнению, представители Общества Генри Брэдшоу в своих исследованиях односторонне подходили к рассмотрению и оценке английской коронационной процессии3. В частности, Д. Старди подчеркивал, что они не увидели динамики в развитии практики ритуала, считая его неизменным в течение нескольких столетий.
Определенное внимание в английской историографии уделено научной деятельности Вальтера Ульмана. Анализ его творчества и заслуг в области изучения власти в средние века содержится, в частности, во введении к книге «Государство и власть»4, изданной к юбилею историка. Редакторы коллективной монографии Б. Тиерни и П. Лайнхэн отметили особое значение деятельности В. Ульмана для развития медиевистики в Кембридже. Его глубокие познания в области функционирования папской власти, ее взаимодействия со светскими правителями в средние века, по замечанию авторов, позволили его последователям открыть новые направления в изучении средневековой истории. Отмечая интерес историка к вопросу диалога светской и религиозной властей, авторы монографии, подчеркивали заслуги
Prothero G. W. A Memoir of a Henry Bradshaw. London, 1888.
Sturdy D. J. «Continuity» versus «Change»: Historians and English Coronations of the Medieval and Early Modern Periods II Coronations: Medieval and Early Modern Monarchic Ritual I ed. by J. M. Bak. Berkeley, 1990. P. 228-244.
3 Ibid. P. 236.
4 Authority and Power. Studies on Medieval Law and Government presented to Walter Ullmann on his
Seventieth Birthday I ed. by B. Tierney and P. Linehan. Cambridge, 1980.
В. Ульмана в подробном освещении данной проблемы и назвали его главным специалистом в этой области. Учитывая, что монография приурочена к 70-летнему юбилею историка, понятно отсутствие критических замечаний по поводу его творчества.
Относительно современного этапа исследований в Великобритании следует сказать, что несмотря на широкий диапазон работ по проблемам сакрализации королевской власти, достижения их авторов к сожалению пока не получили достойного освещения.
Среди американских исследователей наибольший интерес вызвала деятельность Эрнста Канторовича. Его имя зазвучало в 1990-е гг., благодаря работе Нормана Кантора «Создавая Средние века»5. В данной монографии Н. Кантор рассуждал о жизненном пути и научных достижениях историка. Работу «Два тела короля» Н. Кантор назвал «последним продуктом германского идеализма»6, который он определяет как научное направление, ориентированное на поиск идеальных форм общественного и политического устройства, где отсутствуют проблемы социального неравенства, борьбы за власть и финансовое могущество. Интерес Э. Канторовича к такой отдаленной от данных вопросов теме, как сакрализация власти в Англии XVI в., автор историографического очерка объяснял именно этим.
После выхода книги «Создавая Средние века» в полемику с Н. Кантором вступил ученик и последователь Э. Канторовича Ральф Гизе. Он в частности назвал предположения Н. Кантора о пособничестве Э. Канторовича нацистам во 1930-е гг. ложью и ошибкой . Еще в 1982 г. он написал очерк, посвященный его деятельности . Нужно отметить, что Р. Гизе проделал немалую работу для того, чтобы создать банк работ, статей и публикаций Э. Канторовича. Историк достойно оценил заслуги немецкого исследователя в области изучения отношений власти и общества в средние века. Ральф Гизе констатировал уникальность труда «Два тела короля» и его безусловную значимость в сфере освещения вопросов, связанных с утверждением власти в средние века и раннее Новое время, а также ее восприятием и интерпретацией.
На волне повышенного внимания к персоне Э. Канторовича в 1990-е гг. вышли публикации, посвященные деятельности автора в журнале «Центральноевропейская история»9. В круг их интересов вошли вопросы, связанные с его ранним творчеством и историей формирования его научных взглядов. Так К. Ландауэр предпринял попытку
5Cantor N. F. Inventing the Middle Ages: The Lives, Works and Ideas of the Great Medievalists of the Twentieth Century. New York, 1991. 6 Ibid. P. 112.
Giesey R. E., Benson R. L., Sevcenko M. B. Defending Kantorowicz [Electronic resource] II The New York Review of Books. Electron, data. [S.I.], 1963-2013. URL: archives/1992/aug/13/defending-kantorowicz/?pagination=false (access date: 08.12.2012).
Giesey R. E. Essay on Ernst Kantorowicz [Electronic resource] II Internet Archive Electron, data. [S.l. et a.]. URL: (access date: 08.12.2012).
9 Landauer С Ernst Kantorowicz and the Sacralization of the Past II Central European History (Brill Academic Publishers). 1994. Vol. 27, iss. 1. P. 1-25; Freed J. B. Ernst Kantorowicz: An Accounting. II Central European History (Brill Academic Publishers). 1999. - Vol. 32, iss. 02. P. 221-227.
объяснить природу идей, заложенных автором в монографии «Фридрих II», и проанализировать специфику подхода Э. Канторовича к изучению немецкой истории XIII в. Д. Фрид также попытался вступить в полемику с Н. Кантором и доказать ценность концепций, предложенных Э. Канторовичем в сфере изучения власти. Обобщающий характер носит изданная в 2001 г. работа А. Буре «Канторович: истории историка», в рецензии на данную работу Н. Рич10 отмечает компетентность автора в области исследования творческого пути и биографии немецкого ученого и называет данную работу важным достижением в области сохранения памяти об историке, определившим научные интересы многих представителей исторической науки на современном этапе.
Ввиду значительного влияния антропологов на изучение ритуально-обрядовых практик в американской традиции изучения сакральности власти необходимо упомянуть исследования, освещающие их достижения в данной области. Вклад В. Тернера в разработку методологических подходов к изучению ритуалов оценил Мэтью Дефлем11. Он отметил оригинальность идеи и способов изучения ритуала, развитие особых, ранее не применяемых методик.
Можно говорить о том, что исследование деятельности англо-американских специалистов в области изучения сакральности и ритуалов посвящено работам наиболее выдающихся ученых. Достижения ряда специалистов не получили достаточного освещения либо представлены в виде сжатых характеристик.
В общих исследованиях, которые посвящены анализу изучения ритуала и сакральности в мировой науке, рассматривается опыт представителей различных научных школ и направлений, оказавших влияние на развитие проблемы сакрализации власти и формирования священного образа правителя.
В монографии, освещающей этапы изучения ритуала в мировой практике, К. Белл провела анализ достижений ряда западноевропейских исследователей в сфере изучения ритуала. В ее работе звучат имена Э. Дюркгейма, 3. Фрейда, Б. Малиновского, Л. Леви-Брюлля, К. Леви-Стросса и других известных исследователей. К. Белл попыталась выделить научные направления в области освещения феномена ритуала как социального явления, а также проследить эволюцию изучения данной социальной практики от социологов к психологам и антроплогам. Историографические работы и работы, посвященные методологии исследований также представляют значительную важность. В данном контексте актуальны работы Г. П. Гуча , Д. Каннадина14, Э. Брайзаха15, П. Берка16, отражающие основные подходы англо-
Rich N. Book Review. Kantorowicz: Stories of a Historian by Alain Boureau. Baltimore. 2001. P. xxi + 112 II Central European History (Brill Academic Publishers). 2002. Vol. 35, iss. 04. P. 611-613.
11 Deflem M. Ritual, Anti-Structure, and Religion: A Discussion of Victor Turner's Processual Symbolic
Analysis. II Journal for the Scientific Study of Religion. 1991. № 30 (1). P. 1-25.
12 Bell С Ritual. Perspectives and Dimensions. Oxford, New York, 2009.
1 Q
Gooch G. P. History and Historians in the Nineteenth Century. New York, 1913.
14 Cannadine D. Making History: Now and Then. Discoveries, Controversies and Explorations. New
York, 2008.
15 Breisach E. Historiography: ancient, medieval & modern. Chicago, 1994.
16 Burke P. Sociology and History. London; Boston 1980; Burke P. History and Social Theory.
Cambridge, 2004.
американских специалистов к трактовке событий прошлого, в общем, и процессов сакрализации власти в частности.
Существенное значение для понимания методологии и особенностей взглядов на развитие исторического процесса британских историков XX в. оказывают научные разработки И. И. Шарифжанова17. Обобщающие труды Л. П. Репиной18, О. Э. Терехова19, М. М. Крома20 позволяют оценить методологию и специфические черты анализа исторических явлений в западноевропейской науке. Они указывают на эволюцию концепций ученых и трансформацию научной парадигмы. Важную информацию об этапах развития подходов к изучению политической власти и ее интерпретации в работах как западноевропейских, так и американских ученых можно почерпнуть у Н. Н. Крадина21.
Особую роль для полноценного раскрытия рассматриваемой темы играют выводы, оформленные в диссертационных исследованиях М. А. Бойцовым , С. Б. Бахитовым23, Д. С. Коньковым24. М. А. Бойцов подробно проанализировал понятие церемониала и ритуала и их функционального значения в процессе презентации власти. С. Б. Бахитов рассмотрел английскую историографию формирования культа власти у англосаксов. Его исследование демонстрирует историографический обзор работ британских ученых о проблемах формирования авторитета власти англо-саксонских королей. Д. С. Коньков обратился к историографическому анализу исследований, посвященных изучению институтов власти в раннее Средневековье. Однако, в общем, в отечественной науке внимание к англо-американской историографии королевской сакральности средневековой эпохи было и в целом остается незначительным.
Как показывает историографический анализ изученности темы, проблема изучения сакральности и ритуалов в англо-американской историографии недостаточно раскрыта, а, следовательно, существует необходимость комплексного анализа исследований по данной проблематике и определения роли и значения деятельности британских и американских специалистов в этой области.
Цель исследования: изучение и анализ трактовки королевских ритуалов и понятия сакральность в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии и выявление особенностей данных исследований в сравнении с
Шарифжанов И. И. Английская историография в XX веке. Казань, 2004.
і о
Репина Л. П., Зверева В. В. История исторического знания. М., 2004.
Терехов О. Э. Историческая мысль и историческая наука Запада XIX-XX веков : учеб. пособие. Кемерово, 2006.
Кром М. М. Историческая антропология [Электронный ресурс] // Культурология : теория, школы, история, практика. Электрон, дан. [Б.м. и г.] URL: antropology/krom/stan.htm (дата обращения: 28.05.2008).
Крадин Н. Н. Политическая антропология. М., 2010.
Бойцов М. А. Политический церемониал в Священной Римской империи XIV - начала XVI вв. : дис. ...д-ра ист. наук. М., 2011.
Бахитов СБ. Эволюция культа королевской власти в Англии под влиянием континентальных традиций : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Томск, 1999.
Коньков Д.С. Проблема власти в раннесредневековом обществе: историографический и методологический аспекты : дис... канд. ист. наук. Томск, 2004.
континентальной европейской традицией, представленной, прежде всего, трудами французской школы «Анналов», а также исследованиями немецких и российских ученых.
В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
-
выделить общие тенденции в изучении феномена сакральности и процессов сакрализации королевской власти в средние века и раннее Новое время и показать основные взгляды, теории и подходы к исследованию проблемы в работах континентальных западноевропейских и отечественных медиевистов конца XIX -начала XXI вв.;
-
проанализировать основные взгляды, теории и подходы отдельных специалистов и представителей научных школ Англии и США в отношении средневековой королевской сакральности и ритуалов;
-
определить основные этапы изучения проблемы королевской сакральности и обрядово-ритуальных практик в англо-американской историографии, выявить специфические особенности каждого из этапов;
-
рассмотреть оценки и трактовки британскими и американскими исследователями конкретных ритуалов и обрядов королевской власти, выявить какое значение придают им ученые и с помощью каких методов раскрывают их смысл;
-
показать специфику и отличительные особенности методов изучения процессов сакрализации власти в англо-американской исторической науке относительно западноевропейской континентальной традиции.
Объект исследования - англо-американские исследования конца XIX - начала XXI вв., посвященные королевским ритуалам и сакральности власти в средние века и раннее Новое время . С целью выявления особенностей англо-американской историографии в диссертации уделяется внимание основным подходам к изучению королевской сакральности и ритуалов в континентальной европейской традиции (преимущественно на примере работ французских, немецких и российских ученых).
Предмет исследования - подходы к изучению процессов сакрализации королевской власти, трактовка королевских ритуалов в эпоху Средневековья и раннего Нового времени в британской и американской историографии конца XIX - начала XXI вв., и их особенности в сравнении с континентальной европейской традицией изучения проблем сакрализации средневекового правителя.
Территориальные рамки. В диссертационном исследовании сделан акцент на изучении исследований медиевистов по королевской сакральности и ритуалам в США и Великобритании. Однако для создания более выразительной картины развития англоамериканской историографии изучаемой проблемы и выделения ее особенностей рассматриваются основные подходы к изучению процессов освящения власти правителя и формирования его священного образа в средние века и раннее Новое время в работах ученых из Франции, Германии и России.
Внимание английских и американских исследователей в основном было сосредоточено преимущественно на английских и французских монархах.
Хронологические рамки историографического исследования охватывают конец XIX - начало XXI вв. В конце XIX столетия отмечено появление первых работ, посвященных проблеме сакрализации власти, а начало XXI в. демонстрирует повышенный интерес ученых к данному вопросу, что выражается в публикации исследований, отражающих проблемы сакрализации власти. Среди работ зарубежных и отечественных специалистов по изучению королевской сакральности и обрядовой жизни, прежде всего, будут рассматриваться исследования, посвященные монархам классического и позднего Средневековья, а также раннего Нового времени, то есть с середины XI в. и по XVII в. Однако в отдельных случаях мы будем обращаться к работам по раннему Средневековью, в том случае если они сыграли важную роль в изучении анализируемой темы в целом.
Методологическая основа исследования. Оценка вклада ученых в изучение королевской сакральности невозможна без признания принципов и основ историко-антропологического и историко-психологического подходов, новой исторической науки, социокультурной истории, их разных трактовок. Для решения поставленных задач в диссертации используются генетический, проблемный, типологический и компаративно-типологический методы. Проблемный и типологический методы дают возможность выявить ключевые вопросы, на которые обращали внимание исследователи того или иного периода. Благодаря этому становится возможным объяснить авторскую периодизацию исследований проблем королевской сакрализации и обрядовой жизни в западноевропейской и отечественной историографии. Необходимость применения компаративно-типологического метода вызвана стремлением выявить персональный вклад каждого историка в изучение королевской сакральности в средние века и раннее Новое время. Генетический метод направлен на выявление эволюции принципов, повлиявших на изучение королевской сакральности и ритуалов. Метод систематизации позволит провести обобщающий анализ и выявить тенденции и нормы исторического исследования, свойственные конкретным школам и научным направлениям.
Источниками работы являются опубликованные монографии и статьи историков по проблеме сакрализации власти и ритуально-обрядовых практиках правителей в средние века и раннее Новое время. В рассмотрении находились работы британских, американских, западноевропейских, а также отечественных медиевистов и антропологов.
Англо-американские исследования представлены наиболее известными и значимыми работами, которые демонстрируют эволюцию взглядов ученых на проблему сакральности королевской власти в средние века и раннее Новое время и интерпретацию ритуально-обрядовых практик, также которые можно назвать ориентирами в разработке данного вопроса.
Первая группа источников - конкретно-исторические исследования по проблеме сакральности королевской власти и способам ее формирования посредством ритуалов. Это, в первую очередь, работы британских и американских исследователей - В. Лег26,
26 Legg W. Three Coronation Orders. London, 1900; Legg W. English Coronation Records. Westminster, 1901.
Д. Маклин27, Ф. К. Илес28, Э. Рэтклиф29, В. Ульман30, Э. Канторович31, Р. Гизе32, С. Ханли33, Э. Саттон и П. Хаммонд34, Дж. Нельсон35, Р. А. Джексон36, Л. Бриант37, Д. Каннадин38, П. Берк39, Дж. Козел40, Н. Хеншелл41, Э. Мюир42, Э. Хант43, Т. Бут44, С. Вилентц45, М. Эванс46, М. Хикс47. Труды указанных историков посвящены
Macleane D. The Great Solemnity of the Coronation of a King and Queen. London, 1911.
28 Eeles F. С The English Coronation Service: Its History and Teaching. Oxford, 1902.
29 Ratcliff E. С The booke of common prayer of the Churche of England: its making and revisions
M.D.xlix.-M.D.clxi. set forth in eighty illustrations, with introduction and notes. London, 1949; Ratcliff
E. С The coronation service of Her Majesty Queen Elizabeth II: with a short historical introduction,
explanatory notes and an appendix. London, 1953; Ratcliff E. С The English coronation service: being the
coronation service of King George V and Queen Mary, with historical introduction and notes, together with
extracts from Liber regalis, accounts of coronations, etc. London, 1936; Ratcliff E. С The coronation
service of Her Majesty Queen Elizabeth II, in Westminster Abbey, June 2n , 1953. Hayes, Middlesex, 1953.
30 Ullmann W. Medieval Papalism. The Political Theories of the Medieval Canonists. London, 1948;
Ullman W. The Growth of Papal Government in the Middle Ages: A study in the ideological relation of
clerical to lay power. London, 1955; Ullman W. The Medieval Papacy, St Thomas and Beyond. London,
1960; Ullman W. Principles of Government and Politics in the Middle Ages. London, 1966; Ullman W.
The Carolingian Renaissance and the Idea of Kingship. London, 1969; Ullman W. The Future of
Medieval History: An Inaugural Lecture. London, 1973; Ullman W. Law and Politics in the Middle Ages.
An Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. London, 1975.
Q 1
Kantorowicz E. Frederick the Second 1194-1250. New York, 1967; Kantorowicz E. Laudes Regiae A Study in Liturgical and Medieval Ruler Worship. Berkeley and Los Angeles, 1946; Kantorowicz E. The King's two bodies: a study in mediaeval political theology. Princeton, 1957.
32 Giesey R. The Royal Funeral Ceremony in Renaissance France. Geneva, 1960; Giesey R.E. Funeral
effigies as emblems of sovereignty: Europe, 14l to 18l centuries [Electronic resource] //«Ralph Giesey».
Electron, data. [S.I.], 2008-2011. URL: of_Sovereignty_Lecture_%5BEnglish%5D_College_de_France.pdf (access date: 12.08.2011).
33 Hanley S. The Lit de Justice of the King of France. Princeton, 1983.
Hammond R. W., Sutton A. F. The Coronation of Richard III. Extant Documents. New York, 1983. 35 Nelson J. L. The Lord's anointed and the people's choice: Carolingian royal ritual II Rituals of Royalty: Power and Authority in Traditional Societies. Cambridge, 1987. P. 137-180; Nelson J. L. Politics and Ritual in Early Medieval Europe. London, 1986.
Jackson R.A. Vive le Roi!: A History of the French Coronation from Charles V to Charles X. Chapel Hill and London, 1984.
-in
Bryant L. Ritual, Civic and Royal II Europe: 1450-1789 : Encyclopedia of the Early modern World. New York, 2004. P. 228-233; Bryant L What Face to Put On? Splendid Extravagances, Royal Authority, and Louis XI's Ceremonies II Word, Image, Number: Communication in the Middle Ages. Edizioni del Galluzzo, 2002. P.319-350; Bryant L. Politics, Ceremonies, and the Embodiment of Majesty in Henry IPs France II European Monarchies: Its Evolution and Practice from Roman Antiquity to Modern Times. Stuttgart, 1992.
Rituals of Royalty: Power and Authority in Traditional Societies I ed. by D. Cannadine, S. Price. Cambridge, 1987.
Burke P. The Fabrication of Louis XIV. New Heaven and London, 1992. 40 Koziol G. Begging Pardon and Favor: Ritual and Political Order in Early Medieval France. New York, 1992.
Henshall N. The Myth of Absolutism: Change and Continuity in Early Modern European Monarchy. Longman, 1992.
Muir E. Ritual in Early Modern Europe. Cambridge, 2005.
Hunt A. The Drama of Coronation: Medieval Ceremony in Early Modern England. Cambridge, 2008. Booth T. W. A Body Politic to Govern: The Political Humanism of Elizabeth I : PhD diss. Knoxville, 2011.
45 Wilentz S. Rites of Power: Symbolism, Ritual and Politics Science the Middle Ages Philadelphia, 1985.
46 Evans M. The Death of Kings. Royal deaths in Medieval England. New York, 2003.
47 Hicks M. English political culture in the fifteenth century. Routledge, 2002.
непосредственно разработке интересующего нас вопроса. На современном этапе их достижения выступают в качестве ориентира для большинства западноевропейских исследователей и являются наиболее цитируемыми в публикациях, посвященных сюжетам о власти в средние века и раннее Новое время.
Вторая группа - антропологические исследования, посвященные изучению особенностей формирования священного авторитета власти и создания сакрального образа правителя на примере конкретных ритуально-обрядовых практик. В данный круг включены научные достижения Дж. Фрезера48, X Дж. М. Классена49, Р. Бенедикт50, В. Тернера51, К. Гирца52, Э. Шилза и М. Янга53, Д. Дугласа54. Научные разработки этих авторов позволяют ознакомиться с общими тенденциями изучения сакральности и ритуалов власти в США и Великобритании и выделить общую специфику взглядов на данный вопрос, а также проследить, какое влияние они оказали на его освещение в исторической науке.
Третья группа - для компаративного анализа имеют особое значение исследования Э. Дюркгейма55, 3. Фрейда56, Й. Хейзинги57, М. Вебера58, Л. Леви-Брюля59, М. Элиаде60 К. Леви-Стросса61. Понимая, что данные ученые внесли существенный вклад в формирование понятия «сакральность», а также способствовали появлению углубленной оценки влияния ритуально-обрядовых практик на создание священного образа власти и правителя, имеет необходимость соотнести их достижения с деятельностью английских и американских специалистов.
Четвертая группа - конкретно-исторические работы по проблеме сакрализации власти западноевропейских и российских медиевистов, которые можно рассматривать в качестве индикатора достижений англо-американских исследователей в изучении
Фрезер Дж. Золотая ветвь : исследование магии и религии. М., 1980. 49 Claessen Н. J. М., Skalnik P. the Early State: Theories and Hypotheses. - the Early State. The Hague, etc., 1978.
Бенедикт P. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2007. 51 Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983; Turner V. W. Revelation and Divination in Ndembu Ritual. Ithaca. London, 1975.
Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004. С. 148. 53 Shils Е., Young М. The Meaning of the Coronation II Sociological Review. 1953. P. 135-152.
Дуглас Д. Вильгельм Завоеватель. Викинг на внглийскомпрестоле. М., 2005.; Дуглас Д. Норманны: от завоеваний к достижениям. СПб., 2003.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991; Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения : антология. М., 1998.
Фрейд 3. Тотем и табу. М., 1997; Фрейд 3. Навязчивые действия и религиозные обряды [Электронный ресурс] // Гранат: московское содружество психотерапевтов. Электрон, дан. М., [б.г.]. URL: (дата обращения: 15.07.2012).
Хейзинга И. Осень Средневековья: Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах. М., 1988.
Вебер М. Харизматическое господство: пер. с нем. // СоцИС. 1988. № 5. С. 139-147. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994.
Леви-Стросс К. Структурная антропология М., 2001; Леви-Стросс К. Раса и история // Путь масок. М., 2000. С. 323-356; Леви-Стросс К. Тотемизм сегодня; Неприрученная мысль. М., 2008.
королевской сакральности и путей ее формирования. Важно учитывать вклад французских исследователей: М. Блока62, Р. Перну63, Ж. Ле Гоффа64, Ж. Дюби65, Э. Ладюри66, М. Фуко67. Актуальны выводы немецких специалистов: П. Шрамма68, Н. Элиаса69, П. Морава70 и др. Необходимо отметить тенденции, развиваемые
71 79 П~\
российскими медиевистами: Б. А. Успенским , Н. А. Хачатурян , М. А. Бойцовым ,
7Л. 7S
И. X. Гарипзановым , А. Г. Глебовым и пр.
Учитывая, что анализ изучаемой проблемы в исследованиях данных медиевистов изложен в ракурсе историко-антропологического подхода и анализа ментальности, очевидно значение этих работ для реализации цели настоящей диссертационной работы. Сопоставление трудов, написанных представителями континентальных европейских школ и российского научного сообщества, а также работ, созданных в США и Великобритании, позволит выявить особые черты и особенности методологических подходов к изучению феномена сакральности власти последних.
Блок М. Короли-чудотворцы очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространённых преимущественно во Франции и в Англии. М., 1998.
Перну Р. Крестоносцы. СПб., 2001.; Перну Р. Алиеонора Аквитанская. СПб., 2001. 64 Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001.
Дюби Ж. История Франции. Средние века. М., 2000.; Дюби Ж. Время соборов. Искусство и общество 980-1420 годов. М., 2002.
Ладюри Э. Королевская Франция (1460-1610): от Людовика XI до Генриха IV. М., 2004.
Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.; Фуко М. Воля к истине: по ту строну знания, власти и сексуальности. М., 1996; Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970-1984 : в 3 ч. : пер. с фр. / под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. М., 2002. Ч. 1.
Schramm Р.Е. A History of the English Coronation Orders : tr. from Germ. Oxford, 1937; Schramm P.E Herrschaftszeichen und Staatssymbolik: Beitrage zu ihrer Geschichte vom dritten bis zum sechzehnten Jahrhundert. Stuttgart, 1954.
Элиас H. Придворное общество : исследование по социологии короля и придворной аристократии. М., 2002.
Moraw P. Personenforschung und deutsches Konigtum II Zeitschrift fiir Historische Forschung. 1975. № 2. S. 7-18; Moraw P. Reichsstadt, Reich und Konigtum im spaten Mittelalter II Zeitschrift fiir Historische Forschung. 1979. № 6. S. 385-424.
Успенский Б. А. Царь и патриарх: харизма власти в России : (византийская модель и ее русское переосмысление). М., 1998; Успенский Б. А. Царь и император : помазание на царство и семантика монарших титулов. М., 2000.
Искусство власти : сборник в честь профессора Н. А. Хачатурян. СПб., 2007; Священное тело короля : ритуалы и мифология власти. М., 2006.
Бойцов М. А. Величие и смирение : очерки политического символизма в средневековой Европе М., 2009; Бойцов М. А. Величие и смирение : очерки политического символизма в средневековой Европе М., 2009; Бойцов М. А. Погребение государя // Словарь средневековой культуры / под обще. ред. А. Я. Гуревича. М., 2003. С. 369-372; Бойцов М. А. Сидя на алтаре // Священное тело короля. Ритуалы и мифология власти / под ред. Н. А. Хачатурян. М., 2006. С. 190-262; Бойцов М. А. Скромное обаяние власти // Одиссей. Человек в истории. М., 1995. С. 37-66.
Гарипзанов И. X. Рецепция античного наследия в Каролингскую эпоху: имперский код власти и проблема «Каролингского возрождения» // Средние века. М., 2005. Вып. 66. С. 4-20.
Глебов А. Г. Англия в раннее Средневековье. СПб, 2007. 288 с; Глебов А. Г. Законы Альфреда Великого как политико-идеологический манифест своей эпохи. // Право в средневековом мире. 2008. М., 2008. С. 9-17; Глебов А. Г. Представления о короле и королевской власти у англосаксов (по законодательным памятникам VII-IX вв.) // Право в средневековом мире. М., 1996. С. 208-220.
Положения, выносимые на защиту:
-
Изучение феномена сакральности и процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время в англо-американской историографии конца XIX - начала XXI вв. имеет особую специфику относительно французской и континентальной западноевропейской традиции в целом.
-
Англо-американская историография сакральности формировалась и развивалась под влиянием синтезного междисциплинарного взаимодействия истории с антропологией, этнографией, психологией, этнолингвистикой (Д. Дуглас, Е. Сервис, Р. Гизе, М. Янг, В. Тернер, П. Берк, С. Ханли, Д. Каннадин, Т. Бут).
-
Для британской и американской традиций изучения процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время зачастую характерно отсутствие преемственности, дискретность. В связи с этим трудно выявить четко оформившиеся школы. В ряде случаев можно говорить о зарождении научной преемственности в изучении королевской сакральности и ритуалов (например, Общество Генри Брэдшоу, Э. Канторович и его последователи), но они, как правило, ограничивались двумя поколениями.
-
Британские исследователи в первую очередь ориентируются на изучение коронационных ритуалов в Англии, выделяя особенности и самобытность национальных традиций сакрализации власти (Д. Маклин, В. Лег, Ф. Илес, П. Хаммонд, Э. Саттон, Э. Хант, М. Хикс).
-
Для американских исследований характерен анализ сакральности власти в средние века и раннее Новое время не столько с позиций историков, сколько на основе методов и подходов антропологов (Д. Дуглас, Э. Шилз, С. Ханли, Л. Бриант, С. Вилентц).
-
Коронация выступает ключевым ритуалом, ориентируясь на который англоамериканские исследователи изучают основные этапы и способы формирования сакрального характера власти (Э. Рэтклиф, В. Ульман, Э. Канторович, С. Ханли, Дж. Козел, П. Берк, Э. Хант, Т. Бут).
-
Ритуально-обрядовые практики, по мнению англо-американских специалистов, играют важную роль в процессе формирования священного образа правителя (Э. Рэтклиф, Э. Канторович, X. Дж. М. Классен, К. Гирц, В. Тернер, С. Ханли, П. Берк, Дж. Козел, Э. Хант, Т. Бут).
-
В англо-американской историографии были выдвинуты оригинальные концепции королевской сакральности («два тела» короля, которую предложил Э. Канторович; «сакральность как результат взаимодействия церкви и государства» -идея, заложенная В. Ульманом; «сакральность как социальное явление, формирующееся в процессе взаимодействия власти и общества» - концепция актуальная для антропологов).
-
Особенности понимания ритуала (социокультурный динамичный процесс в трактовке Дж. Козела; сакральное действие, инициируемое представителями церкви в трактовке В. Ульмана; способ социального взаимодействия власти и общества в трактовке антропологов).
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые в отечественной науке проанализированы труды британских и американских ученых по изучению королевской сакральности и процессов сакрализации власти в средние века и раннее Новое время. Хронологический диапазон исследований охватывает период с конца XIX по начало XXI века. На основе широкого круга источников показана специфика подхода отдельных исследователей к изучению проблем освящения королевской власти, выделены основные этапы развития англо-американской историографии данного вопроса. Также отмечены особенности каждого этапа и сделаны выводы о характерных тенденциях в оценках и трактовке сакральности и основных способах оформления священного характера власти в средние века и раннее Новое время, выдвигаемых исследователями.
Практическая значимость определяется тем, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании таких дисциплин как «Зарубежная историография», «Методология», «История исторического знания», а также в спецкурсах по истории Средневековья и раннего Нового времени, в том числе для сравнительно-исторических исследований власти, определения ее роли и значимости в социокультурном пространстве средневековья и раннего Нового времени.
Апробация работы. Материалы диссертации, ряд ее разделов и выводы изложены в докладах на конференциях, проходивших в Кемерово (2005, 2006, 2008, 2012), Новосибирск (2009, 2011), а также опубликованы в изданиях ВАК и сборниках научных статей разного уровня.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы.