Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона Титова, Елена Ивановна

Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона
<
Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Титова, Елена Ивановна. Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Титова Елена Ивановна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Киров, 2010.- 246 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/59

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Система образования в среде старообрядчества на примере Вятского региона в XIX-XX веках

1.1 Роль книжности в образовании детей старообрядцев 19

1.2 Духовные стихи в образовании ребенка 59

1.3 Специфика домашнего обучения детей старообрядцев в рамках семьи . 77

Глава 2 Отношение властей к образованию детей старообрядцев в XIX XX веках в России и Вятском регионе

2.1 Государственная политика в сфере образования детей старообрядцев с начала XIX века до 1905 года

2.2 Отношение властей к образованию и воспитанию детей старообрядцев с 1905 до 1917 года

2.3 Политика власти и образование детей староверов в период с 1917 до начала XXI века Заключение 204

Библиографический список 216

Введение к работе

Актуальность исследования староверия обусловлена рядом причин. Изучение старообрядчества постоянно выявляет новые сюжеты и подходы. Это уникальное явление, полисемантически отражающее разные стороны духовности в российском обществе. В комплексе с определением вклада староверия в мировое культурное наследие и развитие экономических институтов представляется ценным исследование региональных особенностей этой культуры. Именно они составляют многоцветную палитру общей картины; в них сохраняются важные черты, механизмы воспроизводства основ «древлего благочестия». Сама тема культурного наследия старообрядчества настолько многогранна, что, сохраняя общие тенденции, по-разному раскрывается на материалах различных регионов нашей страны.

В Вятском регионе с его аграрным крестьянским характером, практически отсутствием помещичьего землевладения, отдаленностью и слабыми коммуникациями по-своему сохранялась и развивалась старообрядческая культура. Как именно сказались местные особенности на выживаемости, духовности и развитии староверия в Вятском крае? Важные черты культуры прослеживаются именно через воспитательный и образовательный процесс. '

Развитие образования в современный век информационных технологий для любой страны является одной из первостепенных задач. Проблемы в рассматриваемой сфере для нашей страны по большей мере связаны с соотношением явлений западной или российской системы образования, с сочетанием собственного и зарубежного опыта. Могут ли этнические, традиционные явления, как например, в старообрядческом воспитании быть полезными в современном информационном обществе, с его «высокими технологиями»? Возможно ли использование традиционности для решения проблем в области воспитания и образования современных детей? Ведь староверам удавалось воспитывать активных, прогрессивных, стремящихся к

образованности, нравственно-устойчивых и патриотичных личностей. Как и почему староверам удавалось так долго воспроизводить свою культуру, кроме того, в самых различных и сложных условиях? Ответ на этот вопрос во многом кроется в системе воспитания и образования внутри этой историко-культурной группы населения.

Система образования на примере вятской старообрядческой модели накопила ценный опыт, имевший в прошлом положительные результаты. Таким образом, данный опыт заслуживает внимания и является важной темой для исследования.

Степень разработанности проблемы. К теме истории и духовного развития старообрядчества исследователи обращались на протяжении XIX-XX веков. На сегодняшний день в имеющихся работах динамика образовательной и воспитательной системы в староверии изучалась не всегда прямо, непосредственно; опосредованный характер разработанности темы позволяет разделить историографическую информацию по хронологическому принципу.

Честь первых исследований возникновения старообрядчества и его истории принадлежит лицам официального православия. Всех этих исследователей-историков смело можно разделить на две половины, точнее на две школы: миссионерскую и народническую.

Миссионерская школа имеет своего родоначальника в лице Димитрия Ростовского и заканчивается преподавателями семинарий и профессорами академий, обучающими юношество «истории и обличению старообрядчества». Для них история старообрядчества есть история «невежд» и само старообрядчество есть невежественное явление, могущее иметь место только среди грубого, дикого и непросвещенного. Многие из этих лиц в XIX веке высказывали убеждение, что стоит лишь всех старообрядцев обучить грамоте, как ему наступит конец.

Для миссионерской школы старообрядчество ясно и определенно. Она ни идеи, ни мысли в нем не усматривает. Первыми исследователями истории «раскола» были представители официальной церкви. Среди них, например,

можно отметить вятского миссионера Н. Тихвинского'. В своих описаниях староверов он подходил с негативной стороны, в большей степени обращая внимание на «невежество» старообрядцев и способы борьбы с ними, однако собранные им наблюдения служат важнейшим источником для исследования данной темы.

Иным представляется старообрядчество для школы народнической. Среди них в работе использован труд А.С. Пругавина2, в котором он давал небольшую, но яркую характеристику положения школ старообрядцев, собрал многочисленные современные ему важные факты, приводил мнения различных представителей интеллигенции в поисках истины. Ученые люди начинают заниматься старообрядчеством с половины XIX столетия. Среди первого из них необходимо отметить А.П. Щапова и его труд «Русский раскол старообрядства (Казань: Издание книгопродавца Ивана Дубровина, 1859). Интересен и труд В. Андерсона3, который так же касался проблемы образования для старообрядчества.

Среди отечественных исследований советского периода можно выделить труды Миловидова В.Ф. «Современное старообрядчество»4, А.Е. Катунского «Старообрядчество»5, авторов А.Н. Митина, В.Д. Дорошина6. Исследователи подробно рассматривали особенности советской политики в отношении старообрядчества, в том числе затрагивая сферу образования. Вопросы изучались и оценивались в свете господствующей тогда идеологии. Эти труды ценны тем, что основаны на значительном количестве источников и имеют весомый статистический материал.

' Тихвинский Н. Краткий очерк современного раскола Вятской елархин // Вятские епархиальные ведомости. -1899. - №6.-16 марта, отдел неофициальный. - С. 259 - 272.

2 Пругавин А.С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М.:
Отдел. Типографии T-ва И.Д. Сытина, 1904.280 с.

3 Андерсон В. Старообрядчество и сектантство: исторический очерк русского религиозного разномыслия. С.-
Петербург. Издание В.И.Губинского, 1908.460 с.

4 Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М., Мысль, 1979.126 с.

5 Катунский А.Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972.120 с.

'Митин АН. От религиозных иллюзий - к атеизму/А.Н. Митин, В.Д. Дорошин. М.: Моск. рабочий, 1984. 95с.

В 1980-х годах к различным аспектам и проблемам старообрядчества обращались видные исследователи. Например, о книжности в среде старообрядцев, выявляя ее роль в воспитании, отстаивании веры, религиозных обрядах, в формировании мировоззрения писали Мосин, А.Г. («Книжная культура и рукописная традиция русского наследия Вятского края (XVII -середина XIX вв.)» Свердловск, 1986), Поздеева И.В. («Коллекция старопечатных книг XVI-XVII вв. из собрания М.И.Чуванова». Каталог. М, 1981; «Русская рукописная и старопечатная книга в личных собраниях Москвы и Подмосковья» М., 1983 и др.), коллектив авторов «К истории книжной культуры Южной Вятки: Полевые исследования. По материалам археографических экспедиций 1984 - 1988 гг.» / Сост. А.А.Амосов, Н.Ю. Бубнов, М.Г. Казанцева и др. Л., 1991 и другие. Эти исследователи на весомой источниковой базе привнесли в науку значительные сюжеты, факты и выводы, однако самой системы образования и взаимоотношений старообрядцев с властью в этом вопросе касались опосредованно.

В данный период книжность в староверии была важной и одной из первостепенных тем для исследований. В этой области так же оставил заметный след Е.Д. Петряев, который описал значительное количество книг вятских староверов7, что позволяет точнее анализировать их круг чтения, как среду для образования детей.

В 1990-х годах, при возросшем интересе к религиозной тематике появился ряд значительных работ. Например, М.Г. Казанцева8 в своих работах собрала и проанализировала значительный материал о духовных стихах в среде старообрядчества, в том числе и в Вятском регионе. В.В. Клобукова9, О.П.Ершова10 на серьезной источниковой базе исследовали проблему взаимоотношений власти со старообрядцами в основном на протяжении XIX

Петряев Е.Д. Вятские книголюбы. Киров: Волго-Вятское кн. Издательство, 1986. 223 с. * Казанцева М.Г. Духовные стихи в старообрядческой и православной традиции Урала // Христианское миссионерство как феномен истории и культуры (600-летию памяти святителя Стефана Великопермского). Том И.Пермь, 1997. URL: hrtp://atlasch.narod.ru/ (дата обращения: 12.03.2009).

' Клобукова В.В. К вопросу об отношении государственных властей к старообрядцам во второй половине XIX века И Актуальные проблемы истории. - Киров, 2001. - С. 50-63. 10 Ершова О.П. Старообрядчество и власть. М.: Уникум-Центр, 1999.204 с.

века. М.О. Шахов разработал философский подход к изучению мировоззрения старообрядцев. Я.Н.Щапов12 продолжал разработку темы книжности в среде староверия. В том числе были и многие другие исследователи. В целом они привнесли значительный вклад в изучении истории старообрядчества, затрагивая некоторые аспекты темы исследования.

На региональном уровне в данный период важно выделить местные районные издания Кировской области. Среди них, например, журнал «Уржумская старина», выходившая всего с 1990 по 1993 годы, и газета «Сельский труженик» Унинского района. В них интересны исследования местных краеведов. Например, Н. Пентина, которая затрагивала многие аспекты духовной культуры уржумских староверов13, Г. Казакова исследовала вопросы книжности и религиозных обрядов в среде унинских старообрядцев14, Н. Бельтюков по воспоминаниям старожилов исследовал некоторые аспекты книжной культуры старообрядцев Унинского района15.

В 1990-е годы рассматриваемой темы касались и зарубежные исследователи. Среди них можно выделить Р. Морриса, который фундаментально исследовал жизнедеятельность и культуру старообрядцев в Орегоне. Также работая в Приуралье, он учитывал самые разные аспекты, в том числе и воспитание16. Английская исследовательница русской этнографии Е. Варнер изучала современное состояние старообрядчества в России, особенно в 1990-е годы17. Рой Робсон рассматривал современное положение старообрядчества в России в контексте ее истории18. Эти труды посвящены ряду аспектов истории и культуры старообрядчества и также раскрывают

11 Шахов М.О. Философские аспекты староверия. M.: Третий Рим, 1997. 206 с.

12 Щапов Я.Н. Книга у староверов как явление культуры // Традиционная духовная и материальная культура
русских старообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки. Новосибирск: Наука, 1992. - С. 12 -
17.

13 Пентина H. Забытые страницы // Кировская искра (Уржум). - 1994. - №86. - 26 июля. - С. 2.
Казакова Г.О старой вере//Сельский труженик. - 31 августа. -1995. -С.З.

Бельтюков Н. Старообрядцы: книжность // Сельский труженик. -1992.- №133.-5 ноября. - С.З. 16 Morris Richard A. Old Russian ways Cultural Variations Among Three Russian Croups in Oregon. New York: AMS Press, Inc, 1991.518 р.

" Warner Elizabeth A. Russian Peasant Beliefs and Practices Concerning Death and the Supernatural Folklore II Academic Research Library (ProQuest Religion). - 2000. - Oct. - № 111. - P. 2.

" Robson Roy R. Old believers in modem Russia II Church history (ProQuest Religion). -1997. - Sep. - № 66. - P. 513-530.

некоторые особенности истории образования и взаимоотношений с властью старообрядцев России.

На рубеже XX - XXI веков можно выделить работы В.В. Керова, его исследования в области развития экономической модели старообрядчества. В работах И.Ю. Трушковои поднимаются и анализируются вопросы духовной и материальной культуры старообрядчества Вятского региона, обрабатывается значительное количество новых источников и в частности полевых этнографических данных19. В. К. Семибратов собрал и проанализировал существенный материал по истории вятских старообрядцев, в частности о роли с. Старой Тушки и Л.А. Гребнева20. В.В. Машковцева в своем исследовании на серьезной архивной базе источников рассматривала содержание конфессиональной политики в отношении старообрядцев на примере Вятского региона во второй половине XIX - начале XX века2 . Однако, авторы лишь частично использовали свои источники в ракурсе темы данного исследования.

Е.С. Данилко в своих исследованиях показал специфику старообрядческой культуры на Южном Урале22. О.М. Фишман глубоко изучил особенности староверия тихвинских карел-старообрядцев23. Ф.Ф. Болонев в основном на примерах экспедиционных данных весьма наглядно показал жизнь забайкальских старообрядцев24. Е.М. Юхименко исследовала различные аспекты жизни Лексинской старообрядческой обители25. Под редакцией И.П. Кюльмоя вышел обобщающий труд по истории и культуре староверов

Трушкова И.Ю. Этнопедагогика в культуре старообрядцев Вятского региона // Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплексного изучения: материалы научной конференции. Пермь, 2001. - С. 172 -181.

20 Семибратов В.К. Староверы федосеевцы Вятского края. M.: «Археодоксія», 2006.208 с. 11 Машковцева В.В. Конфессиональная политика государства по отношению к старообрядцам во второй половине XIX - начале XX века (на материалах Вятской губернии). Киров: ВятГТУ, 2006.140 с. я Данилко Е.С. Старообрядческие скиты на Южном Урале // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.): сб. науч. трудов. Выпуск 3 / Государственный исторический музей; отв. ред. и сост. Е.М. Юхименко. М.: Языки славянской культуры. - 2004. - С. 193-201.

и Фишман О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы - старообрядцы. M.: «Индрик», 2003.408 с. " Болонев Ф.Ф. Семейские:историко-этнографические очерки. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1992.224 с.

25 Юхименко Е.М. Лексинская обитель: церковный обиход и культурные традиции // Женщины в старообрядчестве: материалы межд. научно-практической конференции, поев. 300-летию основания Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - С.7 - 13.

Эстонии26. Авторы фундаментально исследовали многие аспекты староверия в различных регионах. Для проводимого исследования эти работы являются важными в целях определения специфики Вятского региона.

Проблемы взаимоотношений власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX - XX веках некоторые исследователи касались на уровне деталей явления. Например, Я.Г. Шемякин рассматривал старообрядчество в историческом контексте как форму для выживания в цивилизационной среде27. А.Б. Островский по материалам журнала «Церковь» обобщил различные аспекты волновавших староверов проблем в период с 1908 - 1917 годы28. О. Разумовская исследовала процесс изменения старообрядческих ценностей на современном этапе29. А.А.Назаров на архивных источниках рассмотрел правовое положение семей старообрядцев в Российской империи30. Т.С. Канева исследовала особенности женской лирики в репертуаре усть-цилемских старообрядцев31. Н.И. Романова проанализировала значение страха в религиозном воспитании32. Таким образом, материалы данных работ занимают важное место в историографии означенного исследования.

Особый интерес в современной историографии представляют статьи на историческую тематику, написанные с точки зрения самих старообрядцев. Здесь можно выделить издания «Меч духовный» (г. Рига), «Поморский вестник» (г.Рига), «Святые; истоки» (г. Киев). Например, Г. Пономарева приводит важные факты по истории Тартуского старообрядческого кружка

26 Очерки по истории и культуре староверов Эстонии. I. Отв. ред. И.П. Кюльмоя. Тарту: Изд-во Тартуского университета, 2004.318 с.

Шемякин Я. Г. Старообрядчество и процесс формообразования в российской цивилизации II Общественные науки и современность. - 2006. - №2. - С. 98 - 108.

11 Островский А.Б. Старообрядчество в условиях ограниченного социального признания (по материалам журнала «Церковь» 1908-1917 гг.) // Старообрядчество История, культура, современность. - 2004. - № 10. -Выпуск 10.-М.- С. 85-104.

г' Разумовская О. Старообрядческая система ценностей и ее эволюция на современном этапе // Проблемы духовной жизни России: прошлое и современность. Сб. науч. статей / Под ред. О.П. Ершовой. М.: Уникум-центр, 2000. - С. 94 - 96.

50 Назаров А.А. Семейные правоотношения старообрядцев в Дореволюционной России // История государства и права. - №3. - 1999. - С. 6-9.

31 Канева Т.С. «Женская» лирика в песенном репертуаре усть-цилемских старообрядцев // Женщины в
старообрядчестве: материалы межд. научно-практической конференции, поев. 300-летию основания
Лексинской старообрядческой обители. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. -С. 173-179.

32 Романова Н.И. Страх Божий как воспитательная доминанта в старообрядческой культуре // Старообрядчество
Сибири и дальнего Востока. История и современность. Местные традиции. Русские и зарубежные связи. -
Материалы четвертой международной научной конференции. Владивосток, 2004. - С. 26 - 30,

молодежи , С. Жуков анализирует факты о Лескове и его влиянии на старообрядческие школы34. Публиковались так же и статьи о различных исторических документах с комментариями, например, об Уставе Старообрядческого культурно-просветительского общества35. Данные сюжеты также сопричастны некоторым аспектам темы образования в среде старообрядчества.

Таким образом, на сегодняшний день изученность данной темы не представляется полной. Не смотря на фундаментальное освещение ряда направлений, обобщающих работ, в том числе включающих современное «постиндустриальное прочтение» на сегодняшний день немного. Кроме того, вопрос о влиянии «западных» знаний и системы образования на старообрядческий образовательный процесс до сих пор остается открытым.

Источниковая база. Для достижения качества работы целесообразно использование комплекса исторических источников. В этот комплекс включены опубликованные источники: нормативные, публицистические, периодические, мемуарные; неопубликованные: архивные документы, рукописные тетради с религиозными выписками, воспоминания современников зафиксированные в экспедициях.

Среди источников, касающихся непосредственно характеристики самого процесса обучения и воспитания в старообрядческой среде, можно выделить опубликованные нормативные источники. Например, в «Постановлении (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда 1889 года» прописаны правила взаимоотношений между различными согласиями в среде старообрядчества, касающиеся и вопросов воспитания36. Эти документы используются в целях определения специфики обучения и воспитания в среде различных старообрядческих толков.

" Пономарева Г. Тартуский старообрядческий кружек молодежи (1932 - 1940) // Меч духовный. - октябрь-декабрь. -2004. -№14. - С. 5.

34 Журавлев С. Русские писатели о староверах Латвии // Меч духовный. - 2005. - № 16. - апрель-июнь. - С. 11. " Устав Старообрядческого культурно-просветительского общества // Святые истоки. -2006. - №2. -май. - С. 3.

" Постановления (старообрядческого) Казанско-Вятского епархиального съезда 1889 года. M.: Товарищество типо-литографии И.М. Машистова, Бол. Садовая, соб. Дом, 1909.52 с.

Важны опубликованные официальные документы, которые характеризуют процесс взаимоотношений власти и старообрядцев в вопросе образования. «Программа по истории и обличению раскола старообрядчества и русского сектантства» использовалась для подготовки учителей братских школ и частично для обучения детей старообрядцев в братских школах37. «Труды Первого Всероссийского съезда по Народному образованию христиан -старообрядцев поморцев, бывшаго в Двинске (Витебской губернии) 3-5 июля 1911 года» интересны приведенными примерами развития школ для детей старообрядцев после постановления 17 апреля 1905 года, а так же ценны речи видных деятелей-старообрядцев об особенностях, проблемах, перспективах различных сторон воспитательной и образовательной системы для староверов38. А. Введенский опубликовал законоположения, касающиеся вопросов образования детей староверов39. А. Дмитриевский был автором «Справочной книги по народному образованию для старообрядцев», в которой прописывались все важные законопроекты по вопросу образования для староверов . Приведенные документы и законоположения важно рассмотреть именно с точки зрения влияния властей на вопрос образования детей старообрядцев, выявить реакции на них староверов, а также определить здесь специфику Вятского региона.

Важным источником для исследования системы образования старообрядцев также являются и опубликованные духовные стихи специально для детей старообрядцев «Стихи. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы»41 начала XX века важен для определения

Программа по истории и обличению раскола старообрядчества и русского сектантства. Петроград: Синодальная типография, 1915.28 с.

Труды первого всероссийского съезда по Народному образованию христиан - старообрядцев поморцев, бывшаго в Двинске (Витебской губернии) 3-5 июля 1911 года / под ред. В.З. Яксанова. М.: Издание совета соборов христиан-поморцев, 1912. 153 с.

и Введенский А. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса: Типография одесских новостей, 1913.197 с.

Дмитриевский А. Справочная книга по народному образованию для старообрядцев. М., 1909. 120 с. 41 Стихи. Сборник стихов духовного содержания для старообрядческой семьи и школы. - Часть I / В.З. Яксаноа. Саратов, 1916. 120 с.

самой направленности сюжетов и поучений молодому поколению в означенный период.

Издавались книги ориентированные на религиозное и нравственное воспитание детей в среде старообрядчества. Среди их авторов можно назвать, например, Н.Г. Высоцкого42, Н.И. Заволоко43, Н.Г. Карабиновича44. Это весьма ценный источник для характеристики некоторых аспектов системы образования старообрядцев в данный период.

Спецификой темы исследования является то, что носители старообрядческой культуры сами занимались ее изучением и выпускали различные труды. Ценным примером служат статьи из старообрядческого журнала «Церковь» начала XX века. Существующая в них информация носит самый различный характер. Приводится описание домашних школ в старообрядческой среде45, обсуждаются меры правительства по отношению к ним46, статистические данные47. Этот источник необходим для определения специфики в этом вопросе Вятского региона.

Отдельный блок источников составляют статьи и данные из Вятских Епархиальных ведомостей, Вятских Губернских ведомостей, Памятньк книг Вятской губернии. Среди них можно выделить, например, отчеты о состоянии старообрядцев Вятской губернии с интересными наблюдениями и примерами48, статьи миссионеров о мерах против «раскола» 9, о работе братских школ50 богаты статистическим материалом, раскрывают сюжеты взаимоотношений

Высоцкий Н.Г. Переписка княгини Е.П. Урусовой со своими детьми. М.: Синодальная типография, 1915. 37 с.

" Религиозное воспитание в семье, Рига, 1937, сборник статей / под редакцией Н.И. Заволоко. URL: hrrp:// (дата обращения: 10.03.2009).

" О религиозно-нравственном воспитании детей. Речь, произнесенная в старообрядческом братстве Честнаго и Животворящего креста в Москве священником Г.Н. Карабиновичем / Издание второе исправленное. М: издание московской старообрядческой книгопечатни, 1913.29 с.

45 О первоначальном обучении детей старообрядцев II Церковь. Старообрядческий церковно-общественный
журнал. -1909. - №2. - январь. - С. 44 - 46.

46 Старообрядчество и школьный вопрос // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. -
1909.-№1.-январь.-С. 9-Ю.

" О положении народного образования среди старообрядцев // Церковь. Старообрядческий церковно-общественный журнал. -1909. - №35. - август. -С. 1024 -1078.

" Жизнь раскольников Вятской губернии // Вятские губернские ведомости. - часть неофициальная. -1859. -№37.-С. 255-258.

4' Шерсгенников Д. Меры против раскола // Вятские епархиальные ведомости. -1897. - №15. -С. 752 -753. 30 Решетников М. К предстоящему открытию миссионерских курсов в г. Вятке // Приложение к Вятским губернским ведомостям,- 1903.-№118.-7 октября.-С. 3.

властей и вятских старообрядцев в вопросе образования. Интересен и научно-популярный журнал «Вестник воспитания», где приводятся данные земского опроса об отношении крестьян к образованию, в том числе и в Вятской губернии крестьян-старообрядцев51.

Как вид источника можно рассматривать и опубликованные воспоминания старожилов старообрядческих деревень, таких как Б. Мосунов, который ярко иллюстрирует различные аспекты жизни старообрядцев с. Старая Тушка Малмыжского уезда, в том числе и затрагивая вопросы обучения и воспитания52 и Б. Черезова, который оставил ряд своих воспоминаний в статьях Малмыжской газеты53. Эти источники иллюстрируют конкретные особенности обучения и воспитания в среде вятских старообрядцев.

Круг неопубликованных официальных источников включает в себя фонды Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального Державного Исторического Архива Украины (ЦДИА), Государственного Архива Кировской области (ГАКО). Среди них ценные сюжеты для описания процесса обучения и воспитания детей староверов. Например, в ГАРФ фонд третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 1826 - 1880 (Ф. 109), где были найдены сведения о состоянии «раскольников» различных губерний, записки и обозрения развития старообрядчества, касающиеся вопроса воспитания и образования детей, рапорты с просьбами об открытии старообрядческих школ, записки о мерах против старообрядцев. В работе был использован фонд Есипова Григория Васильевича (1863 - 1899 гг. жизни) (Ф. 926), который в течение жизни собрал значительный материал по истории старообрядчества. Он заведовал общим архивом министерства императорского двора. В этом фонде хранятся выписки из дел архива Синода о расколе с препроводительным письмом Г.В. Есипова к

51 Взгляды крестьян на образование и школу // Вестник воспитания. Научно-популярный журнал / под ред. Н.Ф.

Михайлова. М.: Типо-литография Товарищетсва И.И. Кушнеров и Ко, 1901. - 133 с.

!! Мосунов Б. Путь к прощению / Повесть, иэд-во «Третий Рим». M. 2004. 116 с.

5! Черезсв Б. Старая Тушка и ее обитатели // Сельская правда (Малмыж). - 1996. -№ 138.-19 ноября. -С. 4.

его собранным документам о «расколе», рукописи неизвестных авторов; записи «из домашней беседы» со староверами и другое.

В ГАКО был использован фонд по третьему столу Канцелярии Вятского Гражданского губернаторства с 1796 - 1917 гг. (Ф. 582), где были рассмотрены различные дела, раскрывающие семейные взаимоотношения среди старообрядцев, вопросы крещения детей, отстаивании своих детей и веры перед притеснениями властей, документы об учительстве и домашних школах вятских старообрядцев; фонд Вятской Духовной Консистории «дела о раскольниках» с 1840 - 1888 гг. (Ф. 237), где были изучены дела о принятии «раскольниками» к себе православных детей, сведения «об уклонении в раскол», крещение детей; фонд Совета Вятского Братства г. Вятка с 1882 -1918 гг. (Ф. 270), в котором были рассмотрены дела о состоянии старообрядческих школ, доклады миссионеров по различным уездам, богатые статистическими данными, рапорта и прошения учителей братских школ, а так же дела о мерах против «раскола»; фонде Вятского комитета православного миссионерского общества г. Вятка с 1870 - 1918 гг. (Ф. 811), где были изучены дела о миссионерских школах, о мерах против староверов, отчеты и выписки о староверах и различных школах миссионеров; фонд Вятского городского благочиния с 1732 - 1928 гг. (Ф. 248) были рассмотрены дела, касающиеся количественных данных «раскола», школ старообрядцев, их рождении; фонд Канцелярии Директора народных училищ (Ф. 205); фонд Кировского Областного Совета Народных депутатов и его исполнительного Комитета в двух описях с 1935 - 1980-е годы (Р-2169), где были изучены дела об атеистической пропаганде, о воздействии старообрядцев-учителей на детей школьного возраста, отчеты и сведения о положении староверов в целом в указанный период, проводимых правительством мерах.

В ЦДИА был рассмотрен фонд Канцелярии Господина попечителя Киевского учебного округа (Ф. 707), в котором были изучены дела о различных постановлениях в области старообрядческих школ, изданных правительством и их применении в Киевском учебном округе, дела, характеризующие положение

староверов в вопросе получения их детьми образования, описывающие особенности домашних школ; Фонд Департамента Государственной Полиции (Ф. 336), где были рассмотрены дела притеснения старообрядцев в вопросе образования; фонд Канцелярии Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернаторства (Ф.442), где содержались различные циркуляры МВД, касающиеся школьного вопроса для детей старообрядцев по всей стране; фонд Киевской духовной Академии (Ф. 711), где сохранились данные о постановлении бывшего съезда «противораскольничьих» миссионеров в 1887 года в Москве, касающиеся вопроса образования; фонд (Ф. 182) в котором были рассмотрены копии пунктов императорского указа Синоду о старообрядцах.

Материалы, собранные в результате историко-бытовой экспедиции способствуют расширению и обновлению источниковой базы. Собранные автором в разных районах Кировской области в 2003 - 2009 годах рассказы позволяют «изнутри» посмотреть на вопрос образования детей именно в семье, вскрыть особенности мировоззрения вятских староверов. Найденные на юге Кировской области, бытующие в старообрядческой среде тетради с различными религиозными выписками, комментариями, рассказами, духовными стихами, песнями также помогают воспроизвести воспитательную среду в вятском старообрядчестве.

Сочетание различных источников позволяет глубже рассмотреть многие аспекты темы. В источниках освещаются различные стороны системы обучения и воспитания старообрядцев на примере Вятского региона и взаимоотношений властей и старообрядцев в данном вопросе. Вместе они создают достаточную базу для проведения исследовательской работы.

Методологическая основа исследования. Наравне с общенаучными методами обобщения, анализа, синтеза, системности используются специальные методы исследования. Для упорядоченного изучения взаимоотношений властей и старообрядчества в вопросе образования применяется хронологический метод.

При помощи сравнительного метода проводятся сопоставления характера взаимоотношений властей и старообрядчества в вопросе образования различных регионов страны, реакции старообрядчества на меры правительства в разные исторические периоды, попыток приспособления системы образования староверов к современной культуре зарубежных и отечественных старообрядцев.

В ходе анализа количественных данных применялся метод статистического обобщения. В ходе работы было составлено пять таблиц. В процессе анализа особенностей домашнего воспитания, роли ребенка в старообрядческой семье, особенно в XX веке, применялся метод «включенного наблюдения», позволяющий воспроизвести наиболее целостную картину. В работе применяется принцип историзма и объективности.

На основании вышеизложенного можно очертить объект и предмет настоящего исследования. Объектом исследования является сообщество старообрядцев поповского и беспоповского толков в XIX - XX веках. Для определения специфики вятских старообрядцев в рассматриваемом вопросе важно проследить особенности староверов разных регионов страны. Однако важно учитывать, что в большинстве рассматриваемых районов Вятской губернии преобладали беспоповские толки.

Предмет исследования - особенности системы образования в среде старообрядцев XIX - XX веках - обозначение роли книжности и духовных стихов в обучении ребенка, положении ребенка в домашнем обучении. Важно отметить, что система образования включает в рассмотрение и воспитание, и обучение ребенка в старообрядческой среде, как два неразрывных процесса. Предмет исследования также включает и отношения государственных структур к образованию детей старообрядцев в XIX - XX веках до и после постановления 1905 года.

Цель и задачи исследования. Цель работы: дать характеристику взаимоотношений властей и старообрядчества в вопросе образования в XIX -XX веках на примере Вятского региона. Задачи работы: определить

особенности системы образования в старообрядческой среде в XIX - XX веках и специфику Вятского региона в данном вопросе; выявить отношение власти к образованию старообрядческих детей в ХГХ - XX веках в стране и в Вятском регионе; проанализировать влияние властей на развитие образования в среде вятских староверов.

Хронологические и географические рамки исследования. Хронологические рамки работы определяются XIX - XX веками, так как именно в этот период создаются условия, в которых наиболее полно раскрываются и проявляются все особенности системы воспитания. Это время соотносится с периодом развития индустрии в регионе. Общеизвестно, что индустриальное развитие промышленности повышает ценность образования в обществе. В первой половине XIX века в Вятском регионе шло утверждение промышленной области с большой зависимостью от феодальной промышленности. Позднее, в XX веке, при значительном влиянии социалистической идеологии сформировавшаяся в предыдущий отрезок времени система образования в старообрядчестве в разной степени воспроизводилась. Означенный период позволяет проследить ее изменения и значимость в полном спектре взаимоотношений властей и старообрядчества в вопросе образования.

Географические рамки очерчиваются в основном Вятским регионом. Однако для выявления местной специфики многие аспекты темы сравниваются с аналогичными из различных регионов страны и заграницы. При этом, некоторые западные губернии Российской империи были взяты для сравнения потому, что согласно политике государства там все процессы в старообрядчестве происходили иначе, чем в центре и во внутренних провинциях. Так же для определения особенностей Вятского региона были использованы примеры из истории старообрядцев центральных и восточных губерний.

Научная новизна исследования. Впервые в научные оборот вводятся новые группы исторических источников, в частности — «мемораты», собранные

автором в ходе историко-бытовых экспедиций в районах Кировской области, и др. Диссертационное исследование является первой научной работой, в которой системно рассматриваются процессы, освещающие различные аспекты взаимоотношений властей и старообрядцев в вопросе образования в XIX — XX веках. Показана специфика системы образования староверов Вятской губернии (области) на фоне других регионов. Постиндустриальное прочтение позволяет говорить об особой модели культурного воспроизводства и приспособления старообрядцев в новых условиях в XX столетии.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В Вятской губернии во второй половине XIX века получило достаточно широкое развитие миссионерское направление. Местные власти делали ставку в борьбе со старообрядчеством на открытие и подцержание миссионерских школ, а не учебных учреждений для обучения детей старообрядцев по определенным правительством правилам и находящихся под пристальным контролем властей. Контроль взяли на себя сами священнослужители и миссионеры.

  2. В трудных условиях давления извне староверы сохранили и адаптировали систему социализации подрастающих поколений в рамках историко-культурной и конфессиональной идентичности. Еще в XIX веке старообрядчество выработало комплекс защитных механизмов в деле поддержания уровня образования своих приверженцев.

  3. В советский период в среде вятских старообрядцев за счет выработанной системы самосохранения выработалась своеобразная мимикрия, которая проявлялась в значительной степени именно через систему воспитания и образования.

  4. В рассматриваемый период правительственные меры не были существенными для ослабления вятских старообрядцев, лишь отток молодежи из села в 1960-е годы разрушил связь поколений через систему домашнего обучения и привел к кризисным явлениям в староверии.

5. Общинная среда через книжность сформировала особую стойкую
модель воспроизводства старообрядческой культуры на примере Вятского
региона в различные исторические периоды.

6. Воспитание в старообрядческих семьях способствовало становлению
нравственно и религиозно устойчивой личности.

Практическая значимость работы. Исследование может использоваться в различных сферах общественно-культурной деятельности:

в учебных спецкурсах для системы образования разных уровней;

в классификации и каталогизации для музейной работы;

в регулировании политики конфессиональных отношений;

- при выработке региональных программ по работе с молодежью,
воспитанию и патриотической работе.

Апробация работы. Выводы и материалы диссертации были представлены автором на конференциях регионального, российского и международного уровня в гг. Кирове (Наука - производство - технологии -экология, 2004, 2006, 2007, 2008); Глазове (Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: история и современность, 2010); Березниках (Старообрядчество: «Музей истории и культуры старообрядчества», 2005; Региональные социокультурные, политические и экономические процессы: опыт и перспективы, 2008); Риге (Международные Заволохинские чтения, 2006); Одессе (Липоване: история и культура русских-строобрядцев, 2009).

По результатам научной работы вышло 9 публикаций по теме исследования общим объемом 4 п.л., в том числе статья в издании, включенном в Перечень периодических научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК. Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры всеобщей истории Вятского государственного университета.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, литературы и приложений, включающих в себя таблицы и фотоиллюстрации.

Духовные стихи в образовании ребенка

Спецификой темы исследования является то, что носители старообрядческой культуры сами занимались ее изучением и выпускали различные труды. Ценным примером служат статьи из старообрядческого журнала «Церковь» начала XX века. Существующая в- них информация носит самый различный характер. Приводится описание домашних школ в старообрядческой среде45, обсуждаются меры правительства по отношению к ним46, статистические данные7. Этот источник необходим для определения специфики в этом вопросе Вятского региона.

Отдельный блок источников составляют статьи и данные из Вятских Епархиальных ведомостей, Вятских Губернских ведомостей, Памятных книг Вятской губернии. Среди них можно выделить, например, отчеты о состоянии старообрядцев Вятской губернии с интересными наблюдениями и примерами48, статьи миссионеров о мерах против «раскола»49, о работе братских школ50 богаты статистическим материалом, раскрывают сюжеты взаимоотношений властей и вятских старообрядцев в вопросе образования. Интересен и научно-популярный журнал «Вестник воспитания», где приводятся данные земского опроса об отношении крестьян к образованию, в том числе и в Вятской губернии крестьян-старообрядцев.

Как вид источника можно рассматривать и опубликованные воспоминания старожилов старообрядческих деревень, таких как Б. Мосунов, который ярко иллюстрирует различные аспекты жизни старообрядцев с. Старая Тушка Малмыжского уезда, в том числе и затрагивая вопросы обучения и воспитания52 и Б. Черезова, который оставил ряд своих воспоминаний в статьях Малмыжской газетьъ . Эти источники иллюстрируют конкретные особенности обучения и воспитания в среде вятских старообрядцев.

Круг неопубликованных официальных источников включает в» себя фонды Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ), Центрального ДержавногоИсторического Архива Украины (ЦДИА), Государственного Архива Кировской области (ГАКО). Среди них ценные сюжеты для описания процесса обучения и воспитания детей староверов. Например, в ГАРФ фонд третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии 1826 — 1880 (Ф. 109), где были найдены сведения о состоянии «раскольников» различных губерний, записки и обозрения развития старообрядчества, касающиеся вопроса воспитания и образования детей, рапорты с просьбами об открытии старообрядческих школ, записки о мерах против старообрядцев. В работе был использован фонд Есипова Григория Васильевича (1863 - 1899 гг. жизни) (Ф. 926), который в течение жизни собрал значительный материал по истории старообрядчества. Он заведовал общим архивом министерства императорского двора. В этом фонде хранятся выписки из дел архива Синода о расколе с препроводительным письмом Г.В. Есипова к его собранным документам о «расколе», рукописи неизвестных авторов; записи «из домашней беседы» со староверами и другое.

В ГАКО был использован фонд по третьему столу Канцелярии Вятского Гражданского губернаторства с 1796 - 1917 гг. (Ф. 582), где были рассмотрены различные дела, раскрывающие семейные взаимоотношения среди старообрядцев, вопросы крещения детей, отстаивании своих детей и веры перед притеснениями властей, документы об учительстве и домашних школах вятских старообрядцев; фонд Вятской Духовной Консистории «дела о раскольниках» с 1840 — 1888 гг. (Ф. 237), где были изучены дела о принятии «раскольниками» к себе православных детей, сведения «об уклонении в раскол», крещение детей; фонд Совета Вятского Братства г. Вятка с 1882 - 1918 гг. (Ф. 270), в котором были рассмотрены дела о состоянии старообрядческих школ, доклады миссионеров по различным уездам, богатые статистическими данными, рапорта и прошения- учителей братских школ, а так же дела о мерах против «раскола»; фонде Вятского комитета православного миссионерского общества г. Вятка с 1870 — 1918 гг. (Ф: 811), где были изучены дела о миссионерских школах, о мерах против староверов, отчеты и выписки о староверах и различных школах миссионеров; фонд Вятского городского благочиния с 1732 - 1928 гг. (Ф: 248) были рассмотрены дела, касающиеся количественных данных «раскола», школ старообрядцев, их рождении; фонд Канцелярии Директора народных училищ (Ф. 205); фонд Кировского Областного Совета Народных депутатов и его исполнительного Комитета в двух описях с 1935 — 1980-е годы (Р-2169), где были изучены дела об атеистической пропаганде, о воздействии старообрядцев-учителей на детей школьного возраста, отчеты и сведения о положении староверов в целом в указанный период, проводимых правительством мерах.

В ЦДИА был рассмотрен фонд Канцелярии Господина попечителя Киевского учебного округа (Ф. 707), в котором были изучены дела о различных постановлениях в области старообрядческих школ, изданных правительством и их применении в Киевском учебном округе, дела, характеризующие положение староверов в вопросе получения их детьми образования, описывающие особенности домашних школ; Фонд Департамента Государственной Полиции (Ф. 336), где были рассмотрены дела притеснения старообрядцев в вопросе образования; фонд Канцелярии Киевского, Подольского и Волынского генерал-губернаторства (Ф.442), где содержались различные циркуляры МВД, касающиеся школьного вопроса для детей старообрядцев по всей стране; фонд Киевской духовной Академии (Ф. 711), где сохранились данные о постановлении бывшего съезда «противораскольничьих» миссионеров в 1887 года в Москве, касающиеся вопроса образования; фонд (Ф. 182) в котором были рассмотрены. копии пунктов императорского указа Синоду о старообрядцах.

Специфика домашнего обучения детей старообрядцев в рамках семьи

Таким образом, семья в общине была средой, в которой ребенок должен был получать основы религиозно-нравственного образования и воспитания, старообрядческого мировоззрения, философии и образа жизни уже на примере взаимоотношений родителей, во время трудовых действий исполнения обрядов и т. д. Как вариант традиционной русской культуры староверов, в том числе и вятских, в течение веков была выработана оптимальная система воспитания и обучения детей, подростков и молодежи. Она включала в себя, прежде всего, введение ребенка в мир религии, в том числе через молитвы.

Семейные отношения, составляли прочное основание общины. С раннего детства ребенка вводили в мир взрослых через родную речь. Разглаживая, массажируя младенца, купая, пеленая его, матери и бабушки-разговаривали с ним, баюкали. Роль родного слова здесь огромна. Младенец начинал находить себя в пространстве. Ребенок учился четко произносить слова родного языка в скороговорках, отчасти воспитывался и понятием греха, а не просто страхом Баю баюшки-баю не ложись на краю...»)" . Сохранение веры и собственной культуры подталкивало староверов больше внимания уделять религиозному воспитанию детей, больше проводить с ними время, внушая религиозно-нравственные правила и нормы.

Ребенок, родившийся в семье старообрядцев, практически рассматривался членом общины со дня его рождения, точнее, со дня крещения. Воспитание ребенка начиналось с обряда крещения и имянаречения. Во время обряда младенцу надевали нательный крестик, поясок с молитвой и рубашку. «Крест символизировал веру,, пояс - закон. Веру соблюди и закош сохрани». После выбирали крестного отца и крестную мать. При крещении давали обычно-два имени:, первое имя давалось в честь святого небесного покровителя (обычно по книгам). Это имя- знали- все- в1 «миру», а второе — тайное - знали- только самые близкие родственники младенца и оно использовалось в качестве оберега и защиты от сглаза, порчи, «чтобы зло на это имя не приставало»272. Уже на этом этапе ребенку прививалась особая система ценностей.

После сразу же начиналось систематическое религиозное воспитание. Младенец еще только начинал делать первые движения, но рукой матери или бабушки его пальчики уже складывались так, чтобы можно было совершать «древлее истинно православное» крестное знамение. Он чуть-чуть подрастал - и его уже ставили перед иконами, двигали одной рукой его ручонку с крестным знамением, а другой наклоняли его головку, сгибая тельце в. поясных и земных поклонах. И так не менее трех раз в день. Как только ребенок начинал произносить первые слова, его учили наряду со словами «мать», «отец» словам «бог», «душа», «грех», «ад», «сатана», «молитва», «рай» и т. п. Изо дгоьв день ему втолковывали, что он грешник, что ему нужно день.и ночь молиться, дабы избежать «вечного горения в смоле», «горения на раскаленных огнях» и других наказаний за грехи «на том сете». Когда ребенок начинал осмысливать окружающий мир, когда он начинал задавать бесчисленные «почему?», ему рассказывали религиозные сказания. Привычка обращаться к сверхъестественным силам в сложных жизненных ситуациях доводилась до уровня прочно закрепленных рефлекторных действий273. Когда к ребенку приходило осмысление происходящего, то религиозные понятия помогали ему воспринимать мир. Такие моменты в системе воспитания встречались в среде вятских старообрядцев.

Детей к молитве приучали следующим образом. Бабушка малышу говорила: «Становись со мной, повторяй и делай как я». Карапуз слушался, сначала у него» не все получалось, но он смотрел не толькона бабушку, но и на своих сестер и братьев, родителей. Постепенно движения становились более точными, и он вливался в общее действо. Пусть ребенок еще не понимал полностью «содержания, религиозного образования», но он усваивал «алгоритм» ученья. Положительному результату такого обучения молитве вел и учет психолого-педагогических особенностей детей в раннем возрасте, а именно предпочтение выполнения коллективных дел, развитие личности через самоутверждение «я как все»274. Молитвы, различная религиозная деятельность для восприимчивого ребенка объяснялись обязательными элементами для лучшей жизни.

«Страх Божий» играл очень серьезную роль в воспитании верующего. Благодаря страху Божию руководителям религиозных старообрядческих общин было легче объединить верующих в случае опасности. Вера в Бога, пока она сознательно не вызрела- в человеке, могла опираться лишь на чувство страха . Религиозно-нравственное воспитание, полученное через книги, дополнялось семейным воспитанием на примере взрослых и под их строгим надзором, который выполнялся через запреты. Система запретов выросла как практическое осуществление религиозно-догматического понятия «чистоты». Именно жесткие запретительные предписания и моральные нормы, исключавшие браки с иноверцами, способствовали внутригрупповой эндогамии, и тем самым укреплению этнической стабильности в среде, например, тихвинских карел276. Так, запреты и «чистота» являлись важными моментами в воспитании и залогом сохранности веры.

Отношение властей к образованию и воспитанию детей старообрядцев с 1905 до 1917 года

Преследовались и учителя домашних школ. Например, в том же Киевском учебном округе в Черниговской губернии отмечалось, что «...в каждой из таких школ имеется от 2 до 6 учащихся, обучение книг состоит в обучении со слов молитв чтение по старым церковным книгам, которые получаются, обыкновенно тайным путем из Австрии. Таким образом, первенствующую роль этих книг — обучение закону веры, а следовательно их скорее всего- можно сравнить с хедерами. Служа колыбельной раскола школы эти имеют целью вместить в своих питомцев самый грубый фанатизм и пренебрежение к православию, обучение же грамоте имеет здесь далеко второстепенную роль...Как я уже имел честь сказать таких школ в Новозыбковском и Сураясском уездах очень много и я не ошибусь, если скажу, что их можно считать десятками», а учителей домашних школ обязывали прекратить обучение . Отрывки из приведенных документов весьма ярко иллюстрируют желание правительства взять под свой контроль старообрядческие учебные заведения.

Кроме того, интересна еще одна уступка старообрядцам. Городской-староста писал ходатайство о том, что «в поселке Злынке открывается министерское городское приходское училище, в которое стремятся поступить мальчики и девочки еврейского вероисповедания а так как коренные жители

140 посада Злынки состоят почти исключительно из христиан старообрядцев, которые не желают соединять своих детей с еврейскими и если во вновь открытое приходское училище будут приниматься еврейские дети, то мы и никто из старообрядцев, неь будут отдавать своих детей для- обучения». Это ходатайство было удовлетворено . Желание правительства поставить под контроль образование старообрядческих детей толкало их на уступки в пользу религиозных представлений староверов. Иная система борьбы с нелегальными школами старообрядцев была в Вятском регионе, о чем речь пойдет ниже.

Таким образом, не смотря на общую либеральную направленность четвертого периода взаимоотношений властей и старообрядцев с 1860-х до 1905 года, на деле, под предлогом «образования» старообрядцев главной целью было остановить их рост и влияние через подконтрольные школы, специально созданные миссионерские учебные заведения и преследование домашних школ.

В связи с циркуляром 9 марта 1873 года, которым был установлен строгий порядок утверждения старообрядца в общественной должности, вятский губернатор распорядился о предоставлении ему становыми приставами и уездными исправниками списков старообрядцев, исполняющих общественные должности.373 Запрещение занимать старообрядцам общественные должности включало в себя и запрещение должности учителя, а тем более руководителя учебного заведения. Вопрос об образовании для старообрядческих детей, как и во многих регионах страны в XIX веке, в Вятском регионе был весьма важным.

В отличие, например, от Киевского учебного округа, вятские власти, наблюдавшие за ростом численности старообрядцев, не могли довольствоваться мерой подконтрольных школ и преследованием домашних. Нужны были меры, которые могли бы остановить деятельность и распространение старообрядчества в губернии. В связи с этим особое развитие в рассматриваемый период на Вятской земле получили миссионерские школы.

Результатом активной, деятельности, миссионеров, переубеждающих староверов в их религиозном мировоззрении» была миссионерская школа. Так, главный миссионер Вятской епархии, кафедральный протоиерей Стефан Кашменский в 1875 году открыл школу в городе Вятке для приготовления, «сведущих людей». В этой школе, согласно ее назначению и составленному миссионером плану, преподавалось учение православной церкви с ознакомлением учащихся со старинными книгами, печатанными до патриарха Никона. Интересно, что в школу принимали из тех приходов, в которых много «раскольников», православных крестьян, взрослых, грамотных, честной жизни, имеющих собственную охоту беседовать о предметах православной веры и «имеющих возможность на шесть месяцев отлучиться для обучения374.

Из выпускаемых учеников этой школы — одни остались при прежних своих занятиях, другие посвятили себя школьному делу и один посвящен в священники в приходе, сильно «зараженном расколом». Один из тех, кто посвятил себя обучению детей в 1880 году, представил восемь мальчиков, обучавшихся в Арской церковно-приходской школе Нолинского уезда для испытания их. Испытание им было произведено Преосвященным Нафанаилом в присутствии Ректора Духовной семинарии и Директора Народных училищ Вятской губернии, 26 февраля в квартире протоиерея Кашменского. Ученики были — частью того же Арского, частью других смежных приходов, были в их числе и дети «раскольников». Занимался с ними бывший ученик Вятской противораскольнической школы Андрей Торопов. Итого испытания оказались «удовлетворительными»375. Обращает на себя внимание быстрый рост подобных школ по губернии. В 1886-1887 годах школ таких было уже всего двадцать. (См. приложение Ж)

Политика власти и образование детей староверов в период с 1917 до начала XXI века

Кроме того, в более индустриально развитых регионах страны все больше свое место занимали состоятельные предприниматели — старообрядцы, которые имели непосредственное влияние и на решение школьного вопроса. В таких регионах богатые староверы могли организовывать для- своих детей привилегированное образование на дому различными современными учителями и давать своим детям прогрессивные для своего времени знания. В Вятском регионе с его в основном аграрным характером, где не хватало образовательных учреждений, богатые староверы, понимая необходимость образования, делали все на местах, чтобы создавать школы для единоверцев.

В восточных губерниях, куда постоянно переселялись староверы и образовывали монастыри, скиты, которые становились местными культурными центрами из-за больших расстояний и разбросанности старообрядческих поселений так же не хватало образовательных учреждений. Именно домашние школы позволяли передавать из поколения в поколение элементарную грамотность и в то же время- весь опыт религиозной духовной культуры. Благодаря им в Вятском регионе удавалось поддерживать уровень грамотности в среде крестьян - старообрядцев.

В центральных и более промышленно развитых районах страны, а также прогрессивная часть староверов в аграрных районах понимали необходимость профессионального, научного образования. Такие люди были и в Вятской губернии. Однако, большая часть крестьян — старообрядцев, особенно в отдаленных от центра регионах имели недоверие к власти и к церкви, в связи с чем, большее внимание продолжали уделять домашнему образованию.

С начала XIX века предполагались разные попытки преследования распространения старообрядчества, известные как периоды более жестких мер и послабления. Это сказалось и в вопросе образования. Во второй половине XIX века наиболее четко прослеживалась зависимость отношения государственных структур к законодательству в области образования в среде старообрядчества от взаимоотношений Официальной церкви и государственного аппарата. Важно учитывать, что Официальная Церковь испытывала кризисные явления в означенный период, и старообрядчество набирало все больший авторитет. Оно оказалось в большей степени приспособлено к развивающимся капиталистическим отношениям, и тянулось к получению светского образования. Однако, заинтересованность власти в поддержании Официальной православной церкви не- позволяла правительству решить вопрос об открытии староверами собственных школ. В результате чего за весь XIX век не было выработано четких законов относительно образования старообрядческих детей.

В течение означенного периода можно выделить два этапа. До 1860-х годов XIX века с ростом численности и влияния старообрядцев, а со временем с усилением позиций старообрядчества в предпринимательской сфере, вопрос о специальном школьном образовании староверов постепенно созревал и требовал своего решения. Но правительственные меры сводились к закрытию любых старообрядческих учебных заведений. Были изданы правила 183 б-года для школ детей старообрядцев, которые не удовлетворяли потребностям староверов: Для своего выживания старообрядцы вынуждены были пользоваться системой домашних школ. Они играли особую роль и в Вятском регионе, в удаленных местностях которого не хватало учебных учреждений. В условиях отсутствия особых крупных старообрядческих центров, сообщество обеспечивало детей элементарным образованием с помощью небольших домашних школ.

Со второй половины XIX века предпринималось несколько мер, направленных на остановку роста и влияния старообрядчества через сферу образования. Главной мерой было «просвещение» старообрядцев. Оно означало открытие учебных заведений для детей .староверов, которые должны были иметь цель не столько обучить грамоте, сколько разубедить их в староверии. Эту роль должны были взять на себя первоначально школы по правилам 1836 года, затем миссионерские школы и частично школы под контролем МНП с четко обозначенной программой народных училищ. Такое положение дел, естественно не могло удовлетворить староверов, которые продолжали пользоваться нелегальными домашними школами. Однако староверы начинали частично пользоваться появлявшимися земскими школами.

В Вятской, губернии, во! второй половине XIX века, получило достаточно широкое развитие.миссионерское направление. В отличие, например;.от западных. губерний России, местные власти делали ставку в борьбе со старообрядчеством на открытие и поддержание миссионерских школ. Контроль.взяли на себя-сами. священнослужители и миссионеры. Важно учитывать, что количество учебных. заведений для всех детей губернии было недостаточным,, особенно в глухих местах, часто и дети представителей официального православия обучались в домашних старообрядческих школах. Это говорит о более развитой элементарной грамотности в губернии именно в среде старообрядчества.

Со временем с появлением земских школ некоторые староверы отпускали туда своих детей. Для большинства староверов вопросы преподавания Закона Божия и собственного законоучителя были главными для отправления- своих детей в подконтрольную школу. В Вятской губернии некоторые старообрядцы отдавали своих детей не только в подведомственные училища, где Закон Божий преподавался официальным православным учителем, но и в братские школы под -миссионерским влиянием. Однако при этом не прекращалось параллельное домашнее обучение. По причине преследования нелегальных школ и отсутствия других учебных заведений, подведомственные школы были выходом для образования детей староверов.

Кроме того, подконтрольные школы открывали и состоятельные единоверцы, которые заботились о выживаемости старообрядческой культуры. Верхушка предпринимательства старообрядцев на местах весьма серьезно содействовала открытию школ и распространению грамотности для старообрядческих детей, кроме того, оказывала влияние и на меры местных властей. Важно отметить, что существование старообрядческих школ в Вятской регионе объяснялось влиянием старообрядческого предпринимательства, которое, открывая подконтрольное учебное заведение, на деле следило, чтобы староверы не потеряли свои религиозные.убеждения.

Похожие диссертации на Взаимоотношения власти и старообрядчества в вопросе образования в XIX-XX веках на примере Вятского региона