Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Цыкина Юлия Юрьевна

Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт
<
Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Цыкина Юлия Юрьевна. Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Йошкар-Ола, 2004 261 c. РГБ ОД, 61:05-7/213

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО РАЗВИТИЕМ МАРИЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА (середина 1940-х гг.-середина 1950-х гг.) 30

1 . Власть и развитие советского музыкального искусства в 1946-1956 гг 30

2 . Марийское музыкальное искусство и властные структуры в середине 1940-х - середине 1950-х гг 54

З.Состояние жанровой структуры и ее динамика 90

Глава.II. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА МАРИЙСКОЙ АССР В НОВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ (1957г. - первая половина 1980-х гг.) 130

1 . Деятельность государственных органов и развитие музыкальной культуры

2. Союз композиторов Марийской АССР: формирование национальной творческой школы

3. Музыкальные жанры: возрастание количественных и качественных характеристик 178

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 222

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 227

ПРИЛОЖЕНИЯ 246

Введение к работе

Актуальность темы. Со времени возникновения профессионального искусства характер его развития был обусловлен политикой правящих структур. Состояние музыкальной культуры, как и других видов искусств, определялось творческой ситуацией, что находило отражение в тематике, жанровых разновидностях, лексике, формообразовании произведений. Особенно ярко детерминирование музыкального искусства политикой властных структур проявлялось на примере тоталитарного государства, каким был Советский Союз. С позиций настоящего времени, когда история России в связи с обнародованием ранее засекреченных документов, воспоминаний очевидцев происходивших в те времена событий переосмысливается, проблема соотношения власти и культуры приобретает особую актуальность.

В конце XX в. появляется ряд новых тенденций и явлений: с одной стороны, в связи с кардинальными изменениями в экономической и политической жизни России, усиливается интерес к истории государства и населяющих его народов. В этой связи углубляется внимание и к их искусству, стремление рассмотреть культурные процессы в эволюции. С другой стороны, коммерциализация искусства, его возрастающая зависимость от вкусов нетребовательной публики и целенаправленное их формирование иногда отвлекает внимание исследователей на изучение жанров массовой культуры. Поэтому проблема развития профессиональной национальной музыки приобретает в настоящее время особое значение.

Влияние властных структур на развитие советского музыкального искусства (в том числе и искусства национальных республик) проявилось, в разной степени, на всём протяжении исследуемого периода, поэтому изучение характера и результатов влияния власти на развитие марийской профессиональной музыки является актуальным. Развитие музыки в республике происходило в разное время неравномерно. С одной стороны,

4 это зависело от общественно-политической обстановки, с другой — от наличия исполнительских коллективов и ярких творческих личностей, способных вывести музыкальное искусство на новые рубежи. К середине 1980-х гг. оно достигает значительного уровня. В настоящее время, когда профессиональное музыкальное искусство в республике переживает спад, необходимо изучить опыт предшествующих поколений, чтобы определять эффективные формы его развития.

Степень изученности темы. Литературу по данной проблеме в зависимости от подхода к ее освещению можно разделить на несколько групп: работы, в которых рассматривается вопрос о влиянии властных структур на развитие советской культуры и искусства; работы, посвященные аналогичной теме, но уже на материале Марийской АССР; работы, рассматривающие марийское музыкальной искусство как в общем плане, так и в аспекте анализа творчества отдельных композиторов.

Опубликованные историографические исследования свидетельствуют о значительных результатах в изучении вопроса развития советской культуры и искусства в связи с проводимой политикой властных структур.

В конце 1940-60-е гг. история советского искусства рассматривалась в контексте истории советского общества в целом при руководящей роли партии, и первые работы, посвященные данной проблеме, появляются в 1960-е гг. К ним относятся монографии B.C. Владимирцева, Д.И. Гусева1, в которых основополагающей является мысль о направляющей роли партии в развитии советской литературы и искусства, а также о сближении и взаимообогащении национальных культур на основе их идейной общности. Вызывает интерес работа В.А. Куманева , в которой автор также настаивает на необходимости руководства искусством партийными и правительственными органами, исходя из решений XX и XXI съездов КПСС. Ценным качеством данного исследования является то, что автор указывает на пагубное влияние культа личности И.В. Сталина на развитие советского искусства. Появляются первые работы, посвященные изучению

5 историографии советской культуры. К ним относятся исследования Л.М. Зак3, в которых определённое внимание уделено и вопросам изучения историографии искусства.

Проблеме культурной революции в СССР посвящена работа М.П. Кима4, в которой автор рассматривает основополагающие для социалистического строя вопросы партийности, народности литературы и искусства. Отражая дух эпохи, М.П. Ким в исследовании связывает успехи в развитии советского искусства с формированием у людей социалистической идеологии. Утверждая важность коллективного начала в духовном творчестве, что является спорным моментом исследования, автор указывает на закономерность сближения и взаимообогащения национальных искусств.

В 1970-е гг. выходят обзорные труды по историографии культуры. В монографии Л.М. Зак, B.C. Лельчука и В.И. Погудина5 специальный раздел посвящен рассмотрению этой проблемы. Отражению ленинской концепции культуры была посвящена работа Л.М. Зак, посвященная изучению истории советской культуры с первых дней советской власти до конца 1970-х годов6. Хотя в этом исследовании вопросам искусства уделено не столь значительное место, она важна в понимании вопроса «политика и искусство».

В 1980-е гг. издаются работы, посвященные вопросу о связи политики партии и музыкального искусства. Следует упомянуть статью А. Сохора7 о значении решений XXV съезда КПСС для развития советской музыки, в которой автор, анализируя состояние советской музыки в 1970-е годы, акцентирует внимание на важнейших принципах социалистического реализма, социальной активности искусства, народности, партийности, интернационализма. А. Сохор утверждает, что жизненность этих принципов ярко проявляется в музыкальных произведениях советских композиторов.

В монографии «Очерки истории идеологической деятельности КПСС»8 анализируются постановления ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства 1946-1948 гг. Однако в работе не дается анализ политической

линии партии в области литературы и искусства. Наоборот, цитируя высказывания А.А. Жданова, авторы подчёркивают необходимость возникновения этих партийных документов в целях борьбы с «буржуазной идеологией». Исследование Р.А. Федотова9, освещающее проблемы возрождения культурной жизни на освобождённых от немецко-фашистских захватчиков территориях РСФСР, затрагивает и вопросы музыкального искусства. В работе также делается акцент на большую роль постановлений ЦК ВКП (б) 1946-1948 гг. для развития советской музыки, дана информация о совещании деятелей советской музыки в Москве, первом съезде советских композиторов. По мнению автора, постановления съезда способствовали повышению творческой активности композиторов и улучшению качества музыкальных произведений. Это утверждение соответствовало духу времени и проводимой в жизнь марксистско-ленинской идеологии.

После распада СССР в 1991 г. количество исследований по проблеме развития советской музыки в контексте общественно-политической обстановки уменьшилось. Лишь с конца 1990-х гг. появляется ряд работ, посвящённы5х проблеме «власть и культура», в частности, исследования М.Р. Зезиной, Т.М. Горяевой, С.Г. Сизова10, в которых с позиций нового времени даётся объективная картина развития искусства (в том числе музыки), неразрывно связанного с политической линией правящих кругов. Работа Т.А. Баркетовой «Власть и развитие музыкальной культуры в советской России»11 посвящена рассмотрению вопроса о соотношении власти и музыкального искусства, чем отличается от вышеуказанных работ, рассматривающих музыку лишь эпизодически. Исследование Т.А. Баркетовой освещает основные направления политики Коммунистической партии и советской власти в области музыкальной культуры, анализирует отношение ее деятелей к Советской власти, творчество музыкантов, вопросы формирования и развития системы музыкального образования и науки. В работе дан анализ документов советского правительства и коммунистической партии, определивших развитие музыкальной культуры в указанный период.

7 Поскольку исследование написано в период крушения социалистических идеалов, в нём, без прикрас, ложной парадности, показано губительное воздействие на искусство силовых методов со стороны власти, подменявшей профессионалов чиновниками, игнорировавшей талант и заменившей его классовым происхождением.

Вопросу соотношения музыки и общественно-политической ситуации в стране посвящена диссертация И.А. Еварда «Современная российская музыкальная культура: социально-философский анализ» , в которой, помимо специфических вопросов, относящихся к области философии, затронуты важные моменты, касающиеся современной российской музыки: падение профессионализма в музыке с одновременным ростом числа музыкальных и театральных коллективов. С 1987 г., как указывается в исследовании, начинается массовая деидеологизация музыкального процесса, сопровождающаяся коммерциализацией музыкального искусства (в связи с выходом Постановления ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему улучшению концертной деятельности в стране и улучшению материально-технической базы концертных организаций» от 10 апреля 1986 г., разрешающего кооперативную концертную деятельность), следствием которого явилась легализация теневого бизнеса. Автор призывает возвратиться к традициям, гуманизму, основанному на идейно-эстетических идеалах, что должно стать основой возрождения российского музыкального искусства.

Подводя итоги рассмотрения проблемы в масштабах страны, следует сделать вывод, что лишь с 1990-х гг. проблема соотношения власти и искусства, освободившись от догм марксистско-ленинской идеологии, получает объективное и беспристрастное освещение.

Историография истории развития марийской музыки середины 1940-х - середины 1980-х гг. и её связи с властными структурами может быть разделена на два этапа. Первый охватывает работы с середины 1940-х до начала 1990-х гг. За эти годы была проделана большая работа по систематизации накопленных знаний о марийской профессиональной

8 музыке. Историография этих лет характеризуется освещением, в основном, отдельных вопросов развития музыкального искусства: жанров, тематики. Превалируют работы справочного характера, которые для настоящего исследования имеют и значение источников.

Музыкально-критические статьи Л.Н. Сахарова13 и Я.А. Эшпая14 на страницах местной периодической печати освещают проблемы, связанные с развитием некоторых жанров профессиональной музыки, тематики произведений, исполнительских коллективов. В 1946 г. коллективом авторов был выпущен сборник «25 лет Марийской АССР»15, в который, наряду со сведениями о географическом положении Марийской АССР, промышленности, транспорте, сельском хозяйстве включен материал, посвященный искусству республики. В нем содержатся краткие сведения о марийских композиторах и их роли в собирании песенного фольклора, о деятельности некоторых творческих коллективов, учебных заведений, театров и филармонии.

В сборнике «30 лет Марийской АССР»16, также подготовленным авторским коллективом, в разделе «Искусство» приводятся более подробные данные о марийском фольклоре и инструментарии, учебных заведениях, театрах и филармонии, особо оговаривается роль И.С. Палантая в становлении и развитии марийской профессиональной музыки. В сборнике приводится список произведений композиторов Я.А. Эшпая, А.И. Искандарова, Н.А. Сидушкина, К.А. Смирнова, Л.Н. Сахарова, наиболее значительных с точки зрения авторов издания. Данный сборник отличается информационной насыщенностью, хотя и не свободен от определенной тенденциозности, что объясняется характером эпохи.

Аналогичные работы, связанные с юбилейными датами - «40 лет Марийской АССР»17 и «50 лет Марийской АССР»18, содержат значительно меньше информации о профессиональном музыкальном искусстве и творческих коллективах. Особо показателен в этом отношении сборник «50 лет МАССР», которой представляет собой запись стенограммы

9 торжественного заседания, посвященного юбилею республики, содержит тексты приветствий и поздравительных телеграмм. Упоминание о достижениях марийского искусства содержится лишь в докладах заместителя Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР М.А.. Яснова, Первого секретаря Марийского Обкома КПСС В.П. Никонова. Информационной нагрузки об искусстве Марийской республики сборник не несет, но показателен с точки зрения рассмотрения атмосферы эпохи «застоя».

Первыми работами, посвященными подробному изучению творчества конкретного композитора, явились статьи Я.А. Эшпая «Первый марийский композитор И.С. Палантай» 1948 г.19, и «И.С. Палантай - первый марийский

20 ~

композитор» , в которых автор рассматривает жизненный и творческий путь основоположника марийской профессиональной музыки и указывает на непреходящее значение его творчества в становлении и развитии марийской профессиональной музыкальной культуры.

Важным исследованием указанного хронологического отрезка явился сборник «Музыкальная культура автономных республик РСФСР» , дающий широкую панораму развития музыкального искусства автономных республик, этапы его развития, становления музыкальных жанров. В статье, написанной К.Р. Гейстом, марийское профессиональное искусство получило уже более подробное освещение: даны краткие биографии композиторов, входящих в Оргкомитет Союза советских композиторов Марийской АССР, перечислены их произведения, созданные ко времени составления сборника, а также рассмотрена деятельность некоторых исполнительских коллективов. Ценность сборника заключается и в том, что он позволяет сравнить уровень развития музыкальных культур всех автономных республик Российской Федерации. О степени развития музыкального искусства некоторых автономных республик позволяют судить появившиеся в середине 1950-х -1960-х гг. исследования Л.Н. Лебединского , коллектива казанских авторов23, С.А. Агабабова24, Я.М. Гиршмана25, Н.С. Речменского26, А.П.

10 Осипова , Н.И. Шибакова , МЛ. Тритуза , в которых рассматриваются проблемы развития музыкального искусства в Башкирии, Дагестане, Татарской, Чечено-Ингушской, Коми, Мордовской, Калмыцкой автономных республиках. В этих трудах освещены как музыковедческие вопросы, так и биографии отдельных композиторов, деятельность композиторских организаций. Особый интерес вызывает исследование «Путь к удмуртской опере»30, являющееся первой работой, освещающей становление и развитие оперного жанра в конкретной автономной республике.

В Марийской АССР в это время выходит работа Б.А. Резникова «Марийская хоровая культура»31, в которой впервые получила подробное освещение хоровая музыка марийских композиторов. В исследовании автор делает обзор существовавшей до 1960 г. хоровой литературы, созданной марийскими авторами, а также рассматривает деятельность марийских хоровых коллективов: капеллы под управлением А.И. Искандарова, ансамбля песни и танца Маргосфилармонии, хора комитета радиоинформации. Б.А. Резников также даёт информацию о сборниках народных песен, составленных марийскими композиторами.

Первые работы, посвященные личности и творчеству А.Я. Эшпая32 появляются в конце 1950-х-начале 1960-х гг. Их автор, Д.Г. Дараган, проводит детальный анализ конкретных произведений молодого композитора, обращая внимание читателей на национальный характер некоторых музыкальных тем. Работы носят специфический музыковедческий характер и призваны помочь слушателю разобраться в музыкальном языке описываемых произведений. Впервые в советском музыкознании Д.Г. Дараган осветила и творческий путь композитора, прозорливо отметив уникальность дарования А.Я. Эшпая33.

В конце 1960-х гг. издается справочник «Композиторы Марийской АССР»34, из которого можно почерпнуть краткие биографические сведения о композиторах-профессионалах, входящих в Союз композиторов республики,

а также о созданных ими к тому времени произведениях. В Марийской республике такой сборник был создан впервые.

Все вышеупомянутые работы освещают вопросы развития музыкального искусства в различных аспектах, и в них лишь косвенно содержится упоминание о властных структурах, в частности, о необходимости создавать музыкальные произведения, отвечающие требованиям партии и правительства. Более подробное рассмотрение вопроса о руководстве искусством со стороны партийных органов содержится в исследовании Н.М. Калачева «Партийная организация Марийской АССР в борьбе за новый подъём культуры в период между XX и XXII съездами КПСС»35, являющемся диссертацией на соискание степени кандидата исторических наук. Созданная в эпоху «хрущёвской оттепели», работа отражает мировоззрение автора, утверждающего необходимость дальнейшего совершенствования партийного руководства искусством в период создания коммунистического общества. О трудностях развития марийской музыки в этот период в работе даже не упоминается.

Изучение развития марийского музыкального искусства несколько активизировалось с начала 1970-х гт. Особенностями этого времени является рост количества исследований, обращение авторов к различным аспектам музыкального искусства, введение в оборот архивных материалов. Методологически исследования не изменились.

Вопросу о роли партийной организации Марийской АССР в идейно-политическом воспитании трудящихся в период между XXIII и XXIV съездами КПСС было посвящено исследование П.В. Калягина36. В нём особое внимание уделяется «идейно-теоретической закалке коммунистов и беспартийных, ...обогащению работы с культурно-просветительными учреждениями»37. Музыкальному искусству в работе уделено незначительное место, но особо раскрыта «забота партийных организаций республики об улучшении работы культурно-просветительных учреждений»38.

12 В ином ключе решена публикация А.П. Александровой «Мелодии счастья» . Работа представляет собой ряд очерков, написанных живым разговорным языком, повествующих о днях марийской культуры в Москве, Карелии, Эстонии, Чувашии в рамках празднования 50-летнего юбилея Марийской АССР. Автор приводит и анализирует программу выступлений марийских музыкантов, цитирует отклики слушателей на выступления марийских артистов, выражая гордость большими успехами национального искусства.

Вопросы развития музыкальных культур автономных республик были отражены в двух томах «Истории музыки народов СССР», анализирующих общие проблемы развития советской музыки и музыки автономных республик в 1946-1956 гг.40 и 1956-1967 гг.41, в том числе и Марийской АССР. Ценность этих фундаментальных исследований состоит в том, что в них содержится анализ исторических событий, происходивших в рассматриваемые временные периоды и, в связи с этим, проблем развития отдельных музыкальных жанров. Так, в четвёртом томе «Истории музыки народов СССР» содержится информация об идеологических постановлениях ЦК 1946-1948 гг. и, что особенно важно, дана умеренная критика этих партийных документов. Особенно подробно, в связи с появлением Постановлений ЦК КПСС, рассматривается проблема развития крупных форм - оперы, балета, симфонии - в масштабе Советского Союза и автономных республик РСФСР. В пятом томе освещено значение Постановления ЦК КПСС «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» от 28 мая 1958 г. для роста и развития советского музыкального искусства. Поскольку издание было выпущено в советскую эпоху, роль этого Постановления ЦК КПСС была несколько преувеличена, и развитие советской музыки было рассмотрено в определённой степени в помпезном ключе.

В 1970-е гг. появляется ряд работ, посвященных проблемам развития конкретных музыкальных жанров. Исследование O.K. Егоровой

13 «Национальные традиции в опере Э.Сапаева «Акпатыр»42 посвящено анализу первой марийской оперы, её драматургии, стиля, литературной основы и либретто. Обоснованно и доказательно автор работы прослеживает неразрывную связь оперы с музыкальным творчеством марийского народа, глубокую почвенность стиля композитора и его особенности.

Исследование О.М. Герасимова «Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов»43 продолжает линию, начатую O.K. Егоровой, рассматривая вопросы творческого преломления народной песни в хоровом творчестве марийских авторов. Музыковед анализирует некоторые хоровые произведения, ставшие классикой марийской культуры: обработки народных песен И.С. Палантая, А.И. Искандарова, К.А. Смирнова, Э.Н. Сапаева. В книге также нашли отражение вопросы теории народного песенного творчества.

Большой глубиной отличается работа Л.В. Казанской44, рассматривающей использование марийского песенного фольклора в советской симфонической музыке. Рассматривая симфонические произведения советских композиторов, автор прослеживает эволюцию данного жанра, связанного с марийской песней, акцентируя внимание на творчестве А.Я. Эшпая, поднявшего марийскую песню до уровня философского обобщения.

В 1970-е гг. появляются первые монографии, посвященные жизни и творчеству композиторов как Марийской АССР, так и соседних с ней республик. Работа И.В. Яшмолкиной45, посвященная жизни и творчеству основоположника марийской профессиональной музыки И.С. Палантая, содержит ценные биографические сведения о «марийском соловье», почерпнутые из архивов, а также анализ его произведений.

Первой отдельной монографией, посвященной личности и творчеству А.Я. Эшпая, стала публикация А.В. Богдановой «Андрей Эшпай»46. В исследовании содержатся воспоминания самого композитора, его друзей-музыкантов и деятелей искусства, информационные материалы, почерпнутые

14 из периодической печати, анализ произведений композитора, написанных до середины 1970-х гт. Ценность исследования заключается в том, что А.В. Богданова всесторонне раскрывает творческий облик композитора, глубокую почвенность творчества А.Я. Эшпая, его неразрывную связь с марийским фольклором.

В эти годы более широко стала освещаться музыкальная жизнь автономных республик России. Ценным вкладом в музыкальную науку явилась монография Я.М. Гиршмана «Назиб Жиганов»47, в которой автором подробно рассматривается жизненный и творческий путь выдающегося татарского композитора, детально анализируются отдельные произведения с точки зрения преломления особенностей народной татарской музыки.

Появляется также ряд работ, посвященных развитию музыкальных культур Карелии48, Карачаево-Черкессии49, Чувашии50, Мордовии51, в которых рассматриваются вопросы развития музыкальных жанров, исполнительских коллективов указанных республик, даются портреты композиторов. Проблемы, стоящие перед теми или иными музыкальными культурами, «лакируются», и в целом указанные издания проникнуты бодрым «парадным» тоном.

В 1980-е гг. литература о марийской профессиональной музыке обогащается фундаментальным трудом Л.В. Казанской «Очерки истории марийской советской музыки»52. По сей день эта работа является наиболее полным исследованием, в котором рассматривается зарождение и развитие музыкальных жанров марийской профессиональной музыки от начала XX в. до начала 1980-х гг., музыкальные связи марийского народа, дан исторический экскурс в прошлое народа мари и предпосылок возникновения профессиональной музыкальной культуры в республике. В работе содержится подробный музыковедческий анализ композиторских работ, в котором также прослеживаются взаимосвязи творчества марийских композиторов с народным музыкальным творчеством.

С этих же позиций освещается творчество А.Б. Луппова в исследовании Р.В. Артищевой «Анатолий Луппов и марийская музыка»53, в котором автор прослеживает творческий путь композитора, анализирует наиболее значительные сочинения А.Б. Луппова на марийскую тематику: симфоническую музыку, концертные жанры, балеты «Лесная легенда» и «Прерванный праздник».

Большой фактологической насыщенностью отличается исследование Л.А. Новоселовой "Творчество А.Эшпая"54, в котором автор, помимо музыковедческого анализа произведений, приводит статьи, выступления и высказывания композитора, что обогащает работу, помогает глубже постичь сущность художественного процесса маэстро.

К тридцатилетнему юбилею композиторской деятельности А.Я. Эшпая, во второй половине 1980-х гг., появляется ряд работ, посвященных этому знаменательному событию: второе издание публикации А.В. Богдановой55, дополненное анализом сочинений композитора, созданных после выхода в свет в 1975 г. первого издания книги: Второго концерта для скрипки с оркестром, балетов «Ангара» и «Круг», Четвёртой симфонии, Концерта для гобоя с оркестром. Сборник «Андрей Эшпай: Беседы. Статьи. Материалы. Очерки» (Составитель Е.И. Гульянц)56 содержит биографические материалы в изложении марийского музыковеда Л.А. Новосёловой, высказывания композитора о музыке, воспоминания музыкантов об этом видном советском композиторе, статьи о творчестве А.Я. Эшпая, ранее опубликованные в периодической печати. Ценность сборника заключается в том, что в нём приводится немало ценных фактов, позволяющих глубже постигнуть сущность личности и творческого процесса А.Я. Эшпая, так как они даются не в интерпретации музыковеда, а в «подлинном звучании».

Роли Коммунистической партии в руководстве искусством посвящено исследование А.Я. Антипина «Расцвет духовной культуры марийского народа»57. Посвященная 60-летию Марийской АССР, работа проникнута духом социалистической идеологии и показывает расцвет культуры

марийского народа как итог мудрого руководства Коммунистической партии. В этой работе, как и в книге Н.М. Калачева, показаны только достижения марийской музыки.

Дискуссия о национальном и интернациональном в музыке нашла отражение в сборнике по материалам конференции «Традиционное и современное в музыке народов Поволжья»,58 в опубликованных статьях которого были освещены проблемы национальных музыкальных традиций в творчестве композиторов, претворение национального песенного творчества в профессиональной музыке59. Наряду с освещением успехов отдельно взятых республик в области музыкального искусства, в ряде статей содержится рассмотрение общих для всех музыкальных культур черт, их интернациональная природа60. Ценным качеством сборника является и то, что в него включены статьи, рассматривающие эволюцию конкретных музыкальных жанров61.

Большой вклад в развитие музыкальной науки внесла работа Т.А. Эрре «Национальная опера в автономных республиках Поволжья и Приуралья» . Автор рассматривает оперное творчество автономных республик в его связи с традициями русской оперы, выявляя общее и особенное, прослеживает эволюцию жанра в конкретных республиках, анализирует с музыковедческой точки зрения ряд опер национальных республик, в том числе «Акпатыр» Э.Н. Сапаева. Исследование отличается глубиной, логичностью и стройностью выводов.

Аналогичное исследование, посвященное конкретному музыкальному жанру - «Музыкальные драмы Салиха Сайдашева. Роль жанра в становлении татарской профессиональной музыки» Ф.Ш. Салитовой , ограничено рамками татарской музыкальной культуры. В исследовании глубоко и всесторонне прослеживается эволюция творчества С.Сайдашева и его влияние на становление и развитие оперного жанра в республике.

На рубеже 1980-х - 1990-х гг. начинается второй этап в историографии проблемы, обусловленный изменениями политической и идеологической

17 ситуации, как в целом по стране, так и, в частности, в исторической науке. Расширяется доступ к архивам и, как следствие, более широко используются документы, связанные с влиянием властных структур на искусство, в частности, музыку. Возрос объём литературы, в которой освещается марийская музыка.

В 1990 г. был издан справочник Л.И. Кульшетовой и В.И. Чесноковой «Композиторы и музыковеды Марийской АССР»64, в который были включены биографические и библиографические сведения о композиторах и музыковедах Марийской АССР. Кроме информации о профессиональных композиторах, в него включены данные и о творчестве самодеятельных композиторов. Во вступительной статье Л.И. Кульшетова и В.И. Чеснокова дают краткий исторический экскурс в прошлое марийской музыкальной культуры, делают попытку проследить становление профессиональной музыки. Ценным вкладом в развитие знаний о марийской профессиональной культуре является краткая характеристика культурно-просветительских организаций, музыкальных учебных заведений и ведущих исполнительских коллективов, деятельность которых во многом определила расцвет марийской профессиональной музыки.

Аналогичное справочное издание, посвященное композиторам и музыковедам Республики Марий Эл, было подготовлено О.М. Герасимовым в 1994 г.65. По сравнению с предыдущим, сборник менее развёрнут, включает в себя данные только о профессиональных композиторах.

Особенно плодотворно работали марийские музыковеды в 1990-2000 гг. по созданию монографий о марийских композиторах. К ним относятся исследования М.Н. Мамаевой66, Р.В. Артищевой67, А.В. Бондаренко68, И.В. Емельяновой69 ,в которых авторы рассматривают жизненный и творческий путь композиторов Марийской республики, опираясь на материалы полевых исследований и архивов. Это придает исследованиям большую информативную ценность, достоверность. В упомянутых монографиях содержится также музыковедческий анализ наиболее значимых

18 произведений марийских авторов. Данные работы явились весомым вкладом в развитие научных знаний о творчестве А.И. Искандарова, Л.Н. Сахарова, Н.А. Сидушкина, Я.А. Эшпая, К.А. Смирнова, И.Н. Молотова, К.Р. Гейста. Ценным качеством этих работ является широкое привлечение недоступных до того времени архивных источников, в которых, в частности, содержатся сведения о репрессиях в отношении Л.Н. Сахарова, К.А. Смирнова.

Проблеме «власть и культура» полностью посвящена работа В.А.

Анциферова , освещающая трагические страницы жизни К.А. Смирнова, связанные с событиями 1948 г. Автор, используя ранее засекреченные документы архива Марийской партийной организации, объективно осветил обстоятельства, повлёкшие за собой обструкцию по отношению к талантливому марийскому композитору, ученику Д.Д. Шостаковича.

Деятельность видных музыкальных деятелей рассматривается также в работах Р.В. Артищевой «Анатолий Алексеевич Мартынов: Очерк жизни и творчества»71 и «Вдохновлённые музой»72, что обогащает картину развития музыкальной культуры Марийской республики. Появляются и специфические музыковедческие работы, например, диссертация М.Н. Мамаевой «Полифония в марийской музыке»73.

В 1990-е гг. появляется ряд работ, посвященных развитию национальных культур Чувашии74, Татарской АССР75, Бурятии76, под разным углом зрения рассматривающих развитие композиторского творчества и исполнительства в этих республиках. Многие проблемы, исследуемые в них, являются общими для этих автономных республик, а также и Марийской АССР.

Наиболее фундаментальным трудом последнего времени, внёсшим большой вклад в развитие научных знаний о музыкальных культурах Поволжья, стало исследование А.Л. Маклыгина «Музыкальная культура

Среднего Поволжья: Становление профессионализма» . В этом труде, выполненном на основе докторской диссертации, автор рассматривает теорию и историю становления музыкального профессионализма

19 европейского типа на примере татарской, марийской и чувашской музыки. В исследовании также показаны социокультурные, конфессиональные и стилевые предпосылки формирования и функционирования новой музыкальной практики в первой половине XX века. Автор рассматривает общие и индивидуальные тенденции в развитии профессиональных культур народов Поволжья. Помимо глубокого искусствоведческого анализа, автор приводит немало ценных исторических сведений, касающихся общественно-политической обстановки в республиках в рамках рассматриваемого периода, процесса создания некоторых композиторских произведений (симфонии К.А. Смирнова, оперы «Мирон Мумарин» Я.А. Эшпая).

Таким образом, анализ литературы по изучаемой проблеме позволяет констатировать факт, что тема развития музыкальной культуры Марийской АССР изучалась в местной историографии. Имеющиеся исследования делали акцент, в большей степени, на искусствоведческом аспекте проблем. Работы, вписывающиеся в рамки проблемы «власть и культура» не столь многочисленны, ограничены определёнными хронологическими рамками развития марийской музыки во взаимодействии с властными структурами.

Монографии, рассматривающие творчество отдельных композиторов, а также справочные издания, не дают полную историческую картину развития марийской профессиональной музыки.

Поэтому следует констатировать, что до сих пор отсутствуют фундаментальные работы, в которых бы комплексно анализировалась марийская профессиональная музыка в связи с общественно-политической обстановкой.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что впервые марийская профессиональная музыка, в заданных временных параметрах, рассматривается в её историческом поступательном движении и эволюции, в тесной связи с общественно-политической обстановкой в стране и республике. Исследованы и вводятся в научный оборот документы, характеризующие деятельность государственных и партийных органов по

20 руководству музыкальным творчеством, рассмотрены как ближайшие результаты, так и последствия проводившихся мероприятий.

Источниковая база исследования. Основной комплекс использованных источников делится на несколько групп. Первую группу источников составляют Конституции СССР 193678 и 1977 гг.79, Конституции МАССР 193780 и 1978 гг.81, материалы которых позволили выявить динамику в развитии демократизации в отношении вопросов культуры и искусства. Так, в Конституции СССР 1977 г. (аналогично затем и в Конституции МАССР 1978 г.) гарантировалась свобода творчества, охрана авторских прав (ст.47), оговаривались права граждан на пользование достижениями культуры (ст.46) , декларировалась забота государства о преумножении духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания трудящихся (ст.27), указывалась необходимость расширения сети учреждений народного образования и культуры в сельской местности (ст. 22).Многие провозглашенные в Конституции СССР 1977г. положения, касающиеся культуры и искусства, так и не были претворены в жизнь, но в Конституции СССР 1936 г. этим вопросам практически не было уделено внимания даже в тексте. К данной группе источников примыкают также опубликованные Постановления ЦК КПСС и Советского правительства, Постановления Марийского обкома партии и Совета Министров Марийской республики, материалы XX съезда КПСС и первого съезда Союза советских композиторов. Эта группа источников позволила выявить основные направления государственной политики в отношении культуры в целом и музыки в частности, как в масштабе Советского Союза, так и Марийской АССР, а также меры, направленные на её осуществление.

Вторую группу источников составляют труды государственных и общественных деятелей. Базисными для понимания сути происходящих процессов в культуре и искусстве являются работы В.И. Ленина82, посвященные этим вопросам. На эти труды впоследствии ссылались многие идеологи, государственные и общественные деятели. При рассмотрении

21 проблемы соотношения власти и искусства были использованы работы А.А. Жданова83, Г.М. Маленкова84, М.А. Суслова85, Е.А. Фурцевой86, В.В. Гришина87, П.Н. Демичева88, Л.Ф. Ильичева89, Н.С. Хрущева90, Л.И. Брежнева91, А.Н. Косыгина92, К.У. Черненко93, М.С. Горбачева94, анализ которых позволил проследить изменения в отношении к искусству и культуре со стороны политических и общественных деятелей.

К третьей (основной) группе источников относятся архивные материалы. Опубликованные документы включены в сборники «Идеологические комиссии ЦК КПСС. 195 8-1964гг.: Документы»95 и «Аппарат ЦК КПСС и культура. 1953-1957гг.: Документы»96, в которых представлены материалы, касающиеся идеологической работы ЦК КПСС в области литературы и искусства. Сборники предваряются вступлениями, в которых автор-составитель Ю.В. Афиани объективно анализирует общественно-политическую атмосферу Советского Союза в эпоху Сталина и последующей за ней «хрущёвской оттепели». Для изучения политики Марийской партийной организации в области культуры ценным является сборник материалов «Культурное строительство в Марийской АССР» в двух книгах. В диссертационном исследовании были использованы некоторые материалы, опубликованные во второй книге97, относящиеся к рассматриваемому периоду времени. В сборнике содержатся фрагменты постановлений Марийского обкома КПСС, Совета Министров МАССР, выдержки из газетных статей. Поскольку сборник издан в 1985 г., в нём не получили отражения документы, компрометирующие партийные и правительственные органы, а информация, содержащаяся в указанных фрагментах, тоже строго дозирована. Эти документы дали возможность рассмотреть, как постепенно менялись отношения власти и культуры, становясь в некоторой степени, демократичнее.

Самую обширную часть источников составляют неопубликованные архивные материалы. В диссертационном исследовании были использованы материалы Государственного Архива Российской Федерации: ГАРФ (Ф.Р. -

22 5508 - Фонд ВЦСПС); Государственного архива Республики Марий Эл: ГАРМЭ (Ф.Р. - 542 - Совет Министров Марийской АССР; Ф.Р. - 425 -Управление по делам культуры при Совете Министров Марийской АССР; Ф.Р. - 828 - Министерство культуры и по делам национальностей РМЭ; Ф.Р. - 1012 - Союз композиторов Марийской АССР, текущий архив данной организации; Ф.Р. - 783 - Управление по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров Марийской АССР; Ф.Р. - 344 -Государственный объединенный музыкально-драматический театр им. М. Шкетана; Ф.П. - 1 - Обком ВКП (б) (КПСС), Ф.П. - 8 - Горком ВКП (б) (КПСС). Многие архивные материалы вводятся в научный оборот впервые.

Важный фактический материал сосредоточен в Государственном архиве Российской Федерации: стенограммы всесоюзных конференций ЦК профсоюза работников искусств, заседания Комиссии по делам искусств при Совете Министров СССР, заседания музыкальной секции при Центральном комитете искусств, пленумов ЦК профсоюза работников искусств, а также протоколы пленумов Марийского обкома профсоюза работников искусств. Интерес вызывают документальные сведения об отношении профсоюзов к постановлениям партии и правительства, репертуаре оперных театров, формировании тематики для изучения вопросов, связанных с музыкальным искусством в университетах марксизма-ленинизма.

Материалы Государственного архива Республики Марий Эл содержат протоколы совещаний и общих собраний работников искусства Марийской АССР, справки, письма в вышестоящие инстанции, докладные записки, отчёты о работе, материалы пленумов, информации, доклады, сведения о проводимых мероприятиях. Эти материалы позволили составить полноценную картину развития музыкального искусства в Марийской республике в его эволюции, а также положения деятелей искусства в соответствии с общественно-политической обстановкой.

Особо следует выделить фонды Партийного архива Республики Марий Эл. В них содержатся материалы заседаний бюро марийского обкома ВКП

23 (б) (КПСС), горкома ВКП (б) (КПСС), докладные записки, постановления бюро марийского обкома ВКП (б) (КПСС), справки, протоколы и стенограммы пленумов Марийского обкома ВКП (б) (КПСС), отчеты о работе.

К большинству материалов и документов следует относиться с некоторой долей осторожности, так как они отражают те или иные события с позиций того времени и не всегда могут дать объективную картину развития искусства Марийской республики. Зачастую благие намерения партийного руководства, как это видно из документов, заканчивались неудачами, так как невозможно было наладить хорошее функционирование музыкального искусства лишь директивными указаниями.

Некоторые документы содержат информацию о том, что часть партийных работников пыталась искренне помочь в деле становления и развития марийского музыкального искусства. Всё вышеизложенное даёт возможность объективно оценить роль марийского обкомапартии в развитии музыкального профессионального искусства Марийской АССР.

В ходе работы были задействованы черновики, хранящиеся в Партийном архиве бывшего Марийского обкома КПСС, что дало возможность сопоставить некоторые данные. Эта группа источников позволила объективно и беспристрастно рассмотреть процессы, происходившие в музыкальном искусстве в заданных хронологических параметрах, в тесной зависимости от политики местных руководящих органов.

К четвертой группе источников относятся материалы периодической печати, в которых получили отражение важнейшие события культурной жизни республики. В диссертации использованы материалы центральных журналов «Советская музыка», «Музыкальная жизнь», «Театр», «Партийная жизнь», «Партийное строительство», «Коммунист», «Большевик», «Вопросы истории», «История СССР», «Отечественная история», газет «Правда», «Известия», «Советская Россия», «Советская культура», «Труд», местных

24 журналов «Блокнот агитатора», «Политическая агитация», газет «Марийская правда», «Республика», «Йошкар-Ола», «Молодой коммунист», «Марий коммуна». Публикации в периодической печати стали ценным подспорьем в освещении некоторых фактов, приводимых в диссертации. Материалы центральных периодических изданий представляют интерес в освещении фактов обструкции по отношению к видным советским композиторам Д.Д. Шостаковичу, А.И. Хачатуряну, С.С. Прокофьеву, материалов съездов Союза композиторов СССР, рассмотрении важных событий музыкальной жизни. Материалы местной периодической печати позволили выяснить некоторые факты, которые ранее существовали в архивных документах, но к настоящему времени по тем или иным причинам были утрачены. Так, в архивах не сохранилось материалов о репрессиях в отношении Кузьмы Смирнова в 1948 г. Материалы, опубликованные на страницах «Марийской правды», помогли восполнить этот пробел. Из периодической печати была также почерпнута информация о проводимых в разное время конкурсах, фестивалях, пленумах Союза композиторов республики (в частности, о первом пленуме), исполнительских коллективах.

Пятую группу источников представляют словари, справочники, энциклопедии. Статистические сборники «Народное хозяйство СССР за 60 лет» , «Народное хозяйство СССР за 70 лет» , «Народное хозяйство РСФСР за 60 лет»100 , «Народное хозяйство СССР. 1922-1982 гг.»101 «Народонаселение стран мира» содержат ценные сведения о количестве учреждений культуры и искусства, основные показатели развития образования и культуры по автономным областям и округам. Аналогичные сведения по Марийской АССР были почерпнуты из статистических сборников «Марийская АССР за 50 лет»103, «Народное хозяйство Марийской АССР в цифрах»104, «Народное хозяйство Марийской АССР за 70 лет»105. Эти данные служат важными объективными характеристиками культурного уровня населения, шире-слушательской аудитории, способной оценивать музыкальные произведения. Важный фактический материал, касающийся

25 композиторов, музыкальных критиков, театров, театральных постановок, деятелей искусства автономных республик содержится в «Музыкальной»106 и «Театральной»107 энциклопедиях, словарях и справочниках108. Особый интерес вызывает словарь «Оперные премьеры XX века» , который предоставляет ценную информацию об операх, поставленных в разных странах мира, в том числе и в автономных республиках СССР, сведения об авторах либретто, жанре, количестве действий и картин, первых постановках той или иной оперы. Эта группа источников позволила внести уточнения в некоторые данные.

Шестую группу источников составляют мемуары, воспоминания, письма композиторов и деятелей искусства, партийных работников: Т.Н. Хренникова110, А.Б. Луппова111, М.Н. Плисецкой112, С.Я. Лемешева113, М.Э. Лиепы114, Г.П. Вишневской115, в которых содержится важный фактический материал, характеризующий дух эпохи, творческий облик некоторых видных политических и творческих деятелей, процесс создания музыкальных произведений, сценических ролей. Большой интерес представляют воспоминания Т.Н. Хренникова, в которых композитор уделяет большое внимание истории возникновения постановления ЦК КПСС от lO февраля 1948 г. "Об опере "Великая дружба "В.Мурадели".

В своих мемуарах А.Б. Луппов делится впечатлениями о событиях, происходивших в Марийской республике, освещает историю создания наиболее значительных, на его взгляд, произведений, дает картину общественно-политической обстановки 1930-1940-х гг.

В воспоминаниях И. А. Виногорова116, бывшего долгое время директором Дома народного творчества, а затем - филармонии, содержится немало интересных и ценных сведений об ансамбле песни и пляски Маргосфилармонии, гастрольных поездках, руководителях творческих коллективов, а также некоторых общественно-политических событиях, к которым были приурочены те или иные мероприятия филармонии. Данное

26 издание явилось ценным подспорьем при освещении некоторых вопросов, рассматриваемых в диссертации.

Мемуары П.А. Алмакаева , длительное время занимавшего руководящие посты на партийной и советской работе в Марийской АССР, дают ценный фактический материал при освещении вопросов взаимооотношений руководящих органов республики с творческой интеллигенцией, в том числе с композиторами. Ценные фактические материалы, связанные с историей развития марийского музыкального искусства содержатся в воспоминаниях доктора исторических наук, профессора кафедры региональной истории Марийского государственного университета К.Н. Санукова118. К этой группе примыкают полевые исследования автора диссертации в виде бесед с композиторами А.К. Яшмолкиным119, А.В. Незнакиным120, музыковедом И.В.. Яшмолкиной121 воспоминания которых, хотя и отличаются некоторым субъективизмом в оценке описываемых событий, процессов, так или иначе способствовали реконструкции имевших место событий.

Комплекс названных документов и материалов составил информационную базу диссертационного исследования. Её систематизация, обработка и анализ позволили выстроить систему исследовательских целей и задач.

Объектом исследования стали процессы развития марийской профессиональной музыки в 1946-1985 гг.: проявление общих закономерностей и региональных особенностей в функционировании советской культуры.

Предметом изучения являются роль и место музыкального искусства в системе приоритетов власти в проведении политики в области культуры в Марийской АССР.

Цель и задачи исследования. В работе проводится анализ процессов, происходивших в марийской профессиональной музыке в указанный период, условий ее эволюции и факторов, оказывавших влияние на ее динамику.

Исходя из поставленной цели ставятся следующие задачи:

-рассмотреть политику партии и правительства в области культуры и искусства на федеральном и региональном уровне;

-осветить роль властных структур в развитии исполнительской культуры в Марийской республике;

-проанализировать характер становления и развития национальной композиторской школы и деятельность органов управления в этом аспекте;

-изучить основные этапы развития музыкальных жанров марийской профессиональной музыки в соотнесении с функционированием государственно-политической системы.

Методология исследования. Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются принципы историзма, системности, объективности и целостности при изучении марийской профессиональной музыки. При анализе и изложении материала применялись общенаучные методы (логический метод классификации) и специальные (метод сравнительного музыкознания).

Хронологические рамки исследования охватывают период от 1946 г. до середины 1980-х гг. Исходная точка исследования обусловлена усилением идеологического прессинга на искусство со стороны государственной власти, что проявилось в целом ряде Постановлений ЦК КПСС. Это даёт возможность глубоко и всесторонне проанализировать различные аспекты вопроса «власть и культура».

Конечная дата работы обусловлена наступлением нового исторического периода для Советского Союза — периода перестройки. К середине 1980-х гг. марийское музыкальное искусство достигло значительных успехов. С наступлением перестройки и её следствия — коммерциализации и дегуманизации культуры постепенно падает и уровень как советской культуры в целом, так и марийской профессиональной музыки, в частности. Этот процесс происходил в течение нескольких лет, с некоторым дистантным отрывом от общественно-политических событий.

28 Поэтому рассмотрение развития марийской музыки от периода застоя во второй половине 1940-х гг. до времени её подъёма к середине 1980-х гг. отвечает цели данной работы.

Территориальные рамки исследования определены

административными границами Марийской АССР.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальное искусство Марийской АССР развивалось в
неразрывной связи с советской музыкой и во многом определялось
политикой властных структур.

2. Органы управления, партийные лидеры играли значительную роль в
развитии музыкального искусства в республике.

3. В исследуемый период происходило становление и развитие
многожанровой профессиональной музыки.

4. Сформировалась и окрепла национальная композиторская школа в
республике, что в значительной мере стало результатом целенаправленной
политики руководства Марийской АССР.

Научно-практическая значимость.

Материалы диссертации могут быть использованы при разработке проблем, связанных с историей марийской музыки, в частности, при составлении трудов по истории развития в республике отдельных музыкальных жанров, углубленных исследований в аспекте «власть и культура», при изучении развития исполнительства в Марийской республике. Материалы диссертационного исследования нашли применение при чтении лекций, в разработке специальных курсов по истории профессиональной музыки Республики Марий Эл.

Апробация работы.

Ряд материалов диссертации получил отражение в выступлениях на III Международном историческом конгрессе финно-угроведов (г. Йошкар-Ола, 30 октября 2003 г.), научно-практической конференции, организованной МарНИИЯЛИ им. В.М.Васильева по вопросам развития марийского

29 искусства (г. Йошкар-Ола, 5 декабря 2003 г.), а также нашли отражение в ряде публикаций.

Автором диссертации разработан курс лекционных и семинарских занятий, прочитанных в рамках предмета «Профессиональная музыкальная культура Республики Марий Эл» на факультете культуры и искусств Марийского государственного университета.

Структура исследования.

Структура работы обусловлена логикой раскрытия исследования проблемы, определена характером цели и задач, поставленных автором, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

. Власть и развитие советского музыкального искусства в 1946-1956 гг

Коммунистическая партия играла руководящую и направляющую роль во всех сферах деятельности советских людей со времени победы революционного пролетариата в 1917 г. и до распада Советского Союза в 1991 г. Совместно с правительством партия решала задачи строительства социализма и коммунизма в конкретных областях: промышленности, сельском хозяйстве, транспортном обеспечении и других видах материальной культуры. Наряду с этим политические «верхи» были озабочены развитием духовной культуры. Искусство, как часть этой духовной культуры, наряду с литературой, было призвано воспитывать сознание советского человека в духе идей марксизма-ленинизма, преданности партии и государству, беспощадной непримиримости к любым проявлениям, которые можно было считать уступками враждебной буржуазной идеологии. И одной из главных задач партийного руководства искусством было укрепление связи последнего с политикой партии, коммунистической идеологией. Всякое инакомыслие в сфере духовной культуры, малейшее расхождение с «генеральной линией» партии безжалостно искоренялось. Поощрения удостаивались лишь те произведения и их создатели, которые были политически «правильными». Деятели культуры были превращены в «винтики» огромного механизма. Великая Отечественная война на время отодвинула задачи руководства партией искусством на второй план. «После войны, ...когда наша интеллигенция вместе со всеми другими совершала чудеса героизма и благородства, казалось, что сурово воспитывать эту интеллигенцию нет необходимости. Но пошло совсем по-другому».

1946 г. был сложным для советской интеллигенции. Именно он отмечен целой серией постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства123. Огромную роль в подготовке этих постановлений сыграл А.А. Жданов, секретарь ЦК ВКП (б). В апреле 1946г., на совещании в Управлении пропаганды и агитации ЦК ВКП (б) с работниками искусства, он сказал: «Надо изобразить борьбу за пятилетку, как величайшее дело. ... Показать, как люди прошли войну, как изменились и снова начали работать на фабриках и заводах, покажите бойца, вернувшегося с фронта, покажите качество военного и качество мирного времени: есть такие преемственности между военной доблестью и гражданской»124.

Многие писатели, художники, композиторы «вписывались» в рамки такой жёсткой директивы. Но были и другие деятели искусства, чьё творчество не отвечало идейным установкам того времени. Их необходимо было заклеймить позором и уничтожить, чтобы никому неповадно было проявлять инакомыслие, уничтожить если не физически, то хотя бы морально; вытравить даже мысли о том, что можно творить вразрез с Системой.

Первый удар обрушился на журналы «Звезда» и «Ленинград». В докладе А.А. Жданова по этому вопросу дело не ограничилось лишь суровой критикой в адрес этих журналов. Вопрос был поставлен шире - о политике вообще в области литературы и искусства. Он говорил: «Мы требуем, чтобы наши товарищи...руководствовались тем, без чего советский строй не может жить, то есть политикой, чтобы нам воспитывать молодёжь не в духе наплевизма и безыдейности, а в духе бодрости и революционности» . В докладе А.А. Жданова прозвучала мысль, важная для понимания дальнейших событий в области литературы и искусства: «За последнее время на идеологическом фронте обнаружены большие прорывы и недостатки...

Центральный комитет вынужден был вмешаться и решительно поправить дело»126.

Результатом этого «вмешательства» стал ряд постановлений ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства, последовавших одно за другим в рекордно короткий срок: «О журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 г, «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» от 26 августа 1946 г, «О кинофильме «Большая жизнь» от 4 сентября 1946 г. Красной нитью через все постановления проходит требование к деятелям искусства о необходимости «сосредоточить внимание на создании современного советского репертуара»127, так как «некоторые работники искусств, живя среди советских людей, не умеют по-настоящему отобразить их в произведениях искусства»128. Примечательно, что, декларируя эту задачу, авторы постановлений делали упор на «возросшие культурные запросы советских людей. И главная мысль, прозвучавшая в этих документах как постулат, гласит: «партия и государство будут и в дальнейшем воспитывать в народе хорошие вкусы и высокую требовательность к произведениям искусства»129.

Марийское музыкальное искусство и властные структуры в середине 1940-х - середине 1950-х гг

Линия Центрального Комитета партии в области культурного строительства последовательно проводилась в жизнь работниками партийного аппарата «на местах». Постановления, директивы, циркуляры, исходящие от «Центра», немедленно находили отклик у местных руководящих партийных органов. Они, в свою очередь, обсуждали важнейшие документы ЦК на заседаниях бюро обкомов, горкомов партии, партийных конференциях. В обсуждение «указаний партии» вовлекались затем профсоюзные организации, творческие союзы, а также «широкие народные массы». Роли были распределены чётко, и любое отклонение от «правильной» идеологической линии беспощадно пресекалось. «Заблуждающихся», оторвавшихся от «правды жизни» возвращали на «путь истинный» методами увещевания, запугивания под видом «отеческой заботы». При этом нельзя забывать, что и на «местах» не только партийные работники, но и подавляющее большинство рядовых граждан верили в непогрешимость партии и её решений. Поэтому нередки были случаи, когда деятели культуры, как и другие жители Марийской республики, обращались в руководящие партийные органы за помощью и поддержкой в случае спорных вопросов, конфликтных ситуаций при решении проблем. Во многих случаях партийные органы помогали разрешить спорную ситуацию. Но в ответ требовали беспрекословного подчинения в рамках действующих идеологических установок.

Интеллигенция всегда была под особым надзором партийных органов. Деятели литературы и искусства были обязаны всемерно повышать свой идейно-политический уровень. По мнению партийного руководства, большую роль в этом должен был играть Университет марксизма-ленинизма. За посещаемостью в этом учебном заведении следили особо тщательно, а случаи срыва занятий разбирали со всей строгостью. 27 марта 1946 г. на заседании бюро горкома ВКП (б) рассматривался вопрос о посещаемости Университета марксизма-ленинизма в группе для работников Маргостеатра, которая составила всего лишь 67%. Констатировалось, что коммунисты Искандаров, Ибраев, Скляревский, Гампер систематически не посещают занятия219. В этом были обвинены секретарь первичной организации театра Королёва и директор Маргостеатра Калашников, так как они «не придают серьёзного значения идейно-теоретическому воспитанию работников театра, а также ... контролю за учёбой коммунистов»220 В постановлении бюро Горкома ВКП (б) отмечалась необходимость установить единый день учёбы, в который «в установленные часы учёбы освободить слушателей от всякой работы», а также «каждый случай пропуска занятий делать предметом обсуждения на партийных собраниях и производственных совещаниях»221.

Безусловно, не только вопросы «идейного роста» беспокоили партийный актив. Марийская АССР, хотя и была в глубоком тылу, также пережила тяготы войны, и её промышленность, сельское хозяйство в 1946 г. находились в тяжёлом положении. Необходима была помощь Центра в решении этой проблемы. Марийским обкомом ВКП (б) в мае 1946 г. была направлена докладная записка в ЦК ВКП (б) с просьбой «оказать помощь Марийской республике в улучшении постановки здравоохранения, просвещения и в дальнейшем развитии культуры. ... Расширить сеть радио, увеличить киноустановки и организовать дополнительно два драматических театра, оказать материальную помощь существующим театрам - Йошкар -Олинскому и Козьмодемьянскому, ... принять постановление «О мерах помощи в развитии сельского хозяйства, промышленности и культуры Марийской АССР», учитывая при этом то обстоятельство, что в июне 1946 г. отмечается двадцатипятилетний юбилей Марийской республики»222.

. Деятельность государственных органов и развитие музыкальной культуры

Период 1957-1985 гг. отличался определённой сложностью и противоречивостью. С одной стороны, после XX съезда КПСС наметилась тенденция к некоторой демократизации политики партии в области культуры и искусства. Появилась относительная свобода в области художественного творчества, правда, тоже в заданных параметрах. Жёсткий прессинг в отношении деятелей искусства зачастую сменялся «воспитательной работой». Отсутствие откровенного диктата со стороны партийных и правительственных органов, даже при наличии завуалированного, позволил выйти советскому искусству к новым рубежам. С другой стороны, периодически случающиеся рецидивы «культа личности», хотя и не в таких чудовищных масштабах, действовали негативно на искусство, превращая его зачастую в «игрушку» «правящих верхов». Открытая критика в адрес партии и правительства, иногда имевшая место в некоторых произведениях литературы и искусства, безжалостно искоренялась. Отходить от государственной линии государства, строящего коммунизм, никому не разрешалось. Поэтому и «свобода творчества» зачастую была «свободой на поводке». Как и другие представители цеха искусств, композиторы прибегали к эзопову языку, чтобы выразить свои самые сокровенные мысли, однако, подчиняясь веяниям текущего момента, сочиняли произведения, посвященные революции, партии, вождям. А партийные и правительственные демиурги, сообразовываясь с текущим моментом, выносили решения: поощрить ли деятелей искусства или наказать, либо «осуществить чуткое руководство» путём очередных идеологических постановлений.

Важным событием 1956 года стало восстановление Ленинских премий «за наиболее выдающиеся научные труды, архитектурные и строительные сооружения, наиболее выдающиеся произведения литературы и искусства, получившие широкое признание».

Для поощрения выдающихся деятелей культуры были установлены и национальные премии по различным видам искусств в союзных и автономных республиках. В Марийской АССР в 1968 г. в честь 50-летия ВЛКСМ была учреждена премия Марийского обкома комсомола имени Олыка Ипая за достижения в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры. В упомянутом году этой премии был удостоен (посмертно) Эрик Сапаев за песни «Студенческий марш», «Литературный факультет», «Песня пограничника», «Йошкар-Ола», «Песня о родном крае», «Песня о Ленине», «Партия ведёт нас ленинским путём», «Слава тебе, Октябрь», «Для тебя», «Колыбельная». В 1973-1974 г. премия имени Олыка Ипая была присуждена Детскому хору школы-интерната №1 города Йошкар-Олы (художественный руководитель М.Ю. Капланский) «за пропаганду марийского национального искусства». Эта премия за 1975-1976 год была присуждена симфоническому оркестру музыкального училища имени И.С. Палантая (художественный руководитель и дирижёр И.И. Иванов) - за пропаганду классической, советской и марийской национальной симфонической музыки. Высокой правительственной награды были удостоены и композиторы: в 1982 году лауреатом премии имени Олыка Ипая стал А.К. Яшмолкин, в 1984 году - С.Н. Маков, в 1985 году - В.А. Захаров. Без сомнения, премии явились стимулом для повышения уровня композиторского творчества.

Похожие диссертации на Власть и марийское музыкальное искусство, 1946-1985 гг.: исторический опыт