Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Торгово-предпринимательская деятельность братьев Хусаиновых
1.1. Семья Хусаиновых 28
1.2. Становление и развитие торгово-предпринимательской деятельности 38
Глава 2. Благотворительная деятельность братьев Хусаиновых
2.1. Участие в общественной жизни 58
2.2. Основные направления благотворительности 70
2.3. Духовные завещания и их реализация 90
Глава 3. Медресе «Хусаиния»
3.1. Основание и внутренняя организация 116
3.2. Учебно-воспитательная деятельность 132
3.3. Участие преподавателей и учащихся в общественной жизни 152
Заключение 168
Список использованных источников и литературы 174
Приложение 200
Введение к работе
Актуальность темы. Современная историческая наука характеризуется значительными методологическими переменами. С освобождением научно-исследовательской сферы от идеологических ограничений появилась возможность для изучения тех проблем отечественной истории, которые ранее практически не разрабатывались, не освещались в научной литературе. В связи с этим основные этапы и особенности социально-экономического, общественно-политического и культурного развития России во второй половине XIX — начале XX вв., которые оказались наиболее искаженными в советский период, сегодня являются одним из приоритетных исследовательских направлений.
Отмена крепостного права и реформы 60-х гг. XIX в. стали основными событиями, обусловившими впоследствии стремительное развитие промышленности и предпринимательства, возникновение новых общественных институтов и политических структур, изменения в общественном сознании, распространение идей о гражданском обществе, демократических правах и свободах. Отдельные представители российского предпринимательства и купеческие семьи содействовали процессам модернизации, умело приспосабливая к новым экономическим условиям торгово-предпринимательскую и производственную деятельность, использовали рост капиталистических отношений и другие представленные им возможности для расширения собственного дела, получения прибылей . Все это способствовало возникновению различных видов предпринимательства в пореформенной России. В социально-экономической сфере появились новые формы буржуазных взаимоотношений, происходило соединение торгового и промышленного капиталов, концентрация производства, создание коллективного капитала и др.
Хорькова Е.П. История предпринимательства и меценатства в России: учебн. пособ. / Е.П.Хорькова. - М., 1998. - С.310; Шацилло М.К. Купечество и предпринимательство / М.К.Шацилло // Отечественная история. -1998.-№6.-С.35идр.
Более того, рост предпринимательства и промышленности обусловил расцвет благотворительности на рубеже XIX — XX вв. Многие представители российского купечества, в том числе и татарского, уделяли большое внимание этой деятельности. Именно их финансовые вливания не только обеспечивали многие преобразования царского правительства, но и были особенно значимыми для социальной сферы - здравоохранения, просвещения, общественного призрения, развития культуры, искусств и т.д.
В развитии татарской благотворительной деятельности важными аспектами, определившими ее особенности, направления и основные формы, стали историческая судьба, религиозная принадлежность и политико-юридический статус татар-мусульман в составе поликонфессиональной, полиэтнической России. В рассматриваемый период благотворительность «фактически являлась единственным официально разрешенным полем деятельности, где, в условиях нарождавшегося гражданского общества в России, татары могли воплотить в организованные формы свою общественную жизнь»2. В результате до 1917 г. она носила частный характер
Грибанова Г.Н. Государственная социальная политика и благотворительность: подходы и тенденции / Г. Н. Грибанова // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2001 г. - СПб: Лики России, 2001. - С.56-62; Абросимова Е.А. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций / Е.А.Абросимова // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2001 г. - СПб: Лики России, 2001. - С.303-312; Ясницкая .Я.С. Исторические традиции благотворительности и их отражение в современном сообществе PT / Я.С.Ясницкая // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2001 г. - СПб: Лики России, 2001. - С.368-377; Ульянова Г.Н. Система благотворительности в Российской империи с конца XIX века до начала Первой мировой войны: обзор статистических данных / Г.Н.Ульянова // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2004-2005 гг. - СПб: Лики России, 2005. - С.28-55; Она же Благотворительность в Российской империи XIX-начало XX вв. / Г.Н.Ульянова. - М.: Наука, 2005. - 403 с; Старцев А.В. Мшюсердне и калькуляция: экономический и нравственный аспекты благотворительности / А.В.Старцев // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2004-2005 гг. - Спб: Лики России, 2005. - С. 56-66; Соколов А.Р. Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства (начало XVIII- конец XIX вв.) / А.Р.Соколов. - СПб: Лики России, 2006. - 648 с. и др.
Миннуллин З.С. Татарские благотворительные общества во второй половине Х1Х-начале XX вв. / З.С.Миннуллин // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2002 г. - СПб: Лики России, 2003. - С.217.
и развивалась в основном в деятельности отдельных представителей передовой татарской буржуазии и интеллигенции.
Сегодня имеется большое количество публикаций, освещающих различные стороны торгово-предпринимательской и общественной деятельности купцов и предпринимателей рассматриваемого периода, но изученность социально-экономической истории страны и отдельных ее регионов крайне неравномерна и требует дополнительных исследований. К числу малоисследованных проблем следует отнести как историю татарского предпринимательства в целом, так и той его части, что происходила из Оренбургского края. История развития и деятельности торгово-промышленного сословия в стране не может считаться завершенной без глубокого изучения этого процесса в различных регионах страны. В этой связи исследование истории татарских купцов из Оренбуржья является, несомненно, актуальным направлением.
Яркими представителями оренбургского купечества пореформенного периода являются купцы с миллионным состоянием, активные общественные деятели и благотворители - братья Ахмет (1837-1906), Габдулгани (1839-1902) и Махмут (1839-1910) Хусаиновы. Они выделяются среди таких известных татарских купеческих семей второй половины XIX — начала XX вв., как Агафуровы, Акчурины, Рамиевы, Сайдашевы и др. Их успешная торгово-предпринимательская деятельность стала ярким примером, иллюстрирующим основные направления и особенности развития предпринимательской деятельности татарского купечества в данный период. Кроме того, они, как большинство крупных торговцев и промышленников, активно проявляли себя и на общественном поприще, щедро финансируя образовательные, культурные и духовные потребности татарского народа. Братья Хусаиновы стали олицетворением уникального опыта социального лидерства татарской буржуазии в деле модернизации традиционного уклада жизни татарского общества. Опираясь на идеи и основные принципы
просветительства и джадидизма, получивших на рубеже XIX - XX вв. большое распространение в татарском обществе, они вкладывали огромные суммы в реформирование системы народного образования татар-мусульман, развитие женского образования и национальной культуры, объединение татарского народа в борьбе за демократические права и свободы.
Таким образом, воссоздание объективной картины социально-экономического, политического, общественного и культурного развития России в пореформенный период практически невозможно без всесторонней и аргументированной оценки роли российского предпринимательства в
целом и отдельных купеческих династий в частности. Освоение богатого
і опыта общественной и филантропической деятельности делового мира,
крайне востребовано в современных условиях, когда предпринимательское
сообщество стремится играть все более важную роль в судьбе страны,
осознает свою социальную ответственность, участвует в масштабных
благотворительных проектах.
В свете изложенных суждений тема диссертационного исследования «Торгово-предпринимательская и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых (вторая половина XIX - начало XX вв.)» представляется как научно значимая и актуальная. Обращение к данной проблеме позволит выявить основные, тенденции развития татарского купечества и предпринимательства, выделить социальные функции татарской буржуазии во второй половине XIX - начале XX вв., а также обозначить особенности и направления развития татарской благотворительности.
Объектом исследования являются личности братьев Ахмета, Габдулгани и Махмута Хусаиновых как видных представителей татарской национальной буржуазии, активных общественных деятелей и благотворителей, внесших значительный вклад в развитие татарского народа во второй половине XIX - начале XX вв. Предмет исследования - торгово-
!
предпринимательская и благотворительная деятельность братьев Хусаиновых в рассматриваемый период.
Исходя из этого, цель исследования определяется как изучение торгово-предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Хусаиновых в тесной связи с событиями эпохи и их взаимоотношениями с другими деятелями, выявление их роли в социально-экономической, общественной и культурной жизни татарского народа в пореформенный период.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих исследовательских задач:
1) рассмотреть становление и развитие купеческой семьи Хусаиновых;
проанализировать торгово-предпринимательскую деятельность братьев;
охарактеризовать общественную деятельность Хусаиновых;
обозначить содержание и , основные направления благотворительной деятельности;
раскрыть значение открытого братьями медресе «Хусаиния» в качестве основного достижения их благотворительной и просветительской деятельности.
Хронологические рамки исследования. Становление и расцвет, торгово-предпринимательской и благотворительной деятельности братьев связан с периодом второй половины XIX - начала XX вв., а именно с 1858-1919 гг. Выбор нижней границы определяется годом смерти отца братьев Мухаметгали Хусаинова и началом их самостоятельной торгово-предпринимательской деятельности. Еще одной поворотной датой в выделенном периоде является 1910 г. - время смерти третьего из них М.Хусаинова, продолжения благотворительности братьев в реализации их духовных завещаний Попечительским советом имени А.Хусаинова и наследниками. Верхняя граница была обозначена последним годом
существования медресе «Хусаиния», известного как основное достижение просветительской деятельности братьев Хусаиновых.
Географические рамки исследования охватывают, прежде всего, территорию Сеитовского посада, города Оренбурга и Оренбургской губернии, в пределах которой происходили становление и расцвет торгово-предпринимательской, благотворительной, просветительской деятельности братьев Хусаиновых. Кроме того, в связи с переездом А.Хусаинова в 1896 г. в Казань внимание было уделено также Казанской губернии.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные принципы и методы. При выполнении работы активно применялись принципы объективности и историзма, системности. Каждый из них обусловил использование широкого круга источников, всесторонний охват всей совокупности исторических фактов, отражающих всю динамику явлений по исследуемой тематике.
Принцип историзма, рассматривающий любое явление в его развитии и конкретной исторической обусловленности, позволил подвергнуть конкретно-историческому анализу становление и развитие торгово-
предпринимательской, благотворительной и просветительской деятельности купцов Хусаиновых. На основе системного принципа, позволяющего определить значение и место исследуемой проблемы в общем развитии, было выделено значение братьев в истории татарского предпринимательства и благотворительности в целом. С применением принципа объективности, требующего анализа вопроса с разных сторон и уяснения его сущности, осуществлен научный, достоверный и объективный анализ событий и процессов, связанных с жизнью и деятельностью купцов.
Также при выполнении исследования огромное значение имели специальные и прикладные методы. Историко-сравнительный метод позволил создать обобщенную картину деятельности купеческой семьи Хусаиновых, историко-системный метод - выделить и проанализировать в
соответствии с конкретной исторической ситуацией основные события жизни братьев и этапы развития их торговой, благотворительной и просветительской деятельности. Метод количественного анализа применялся для выявления тенденций развития предпринимательства братьев, определения масштабов осуществляемых ими коммерческих операций, конкретных количественных характеристик' их благотворительности. Большое значение в работе с источниками также имел текстологический анализ. В деле интерпретации различных проблем исследования активно использовались общенаучные методы классификации и статистического анализа, специальные и междисциплинарные методы.
Степень изученности темы трудно назвать удовлетворяющей и полной. На современном этапе история татарского купечества второй половины XIX — начала XX вв., его социально-экономические, общественно-политические и духовные характеристики являются актуальной темой и активно разрабатываются исследователями, но в настоящее время о личностях братьев Хусаиновых сложилось лишь общее представление. Во многих работах устоялась традиция переписывания основных биографических сведений о них. Причем, характер этих упоминаний и контекст их представления напрямую связан с периодом появления конкретной публикации. В связи с этим в отечественной историографии относительно изучаемой проблемы традиционной является хронология, где условно выделяются дооктябрьский, советский, постсоветский периоды. Для каждого из них характерна определенная степень идеологизации, объективности и документальной аргументированности аналитических обобщений. Во многом все это и предопределило необходимость комплексного исследования темы.
Дооктябрьский период. Первые упоминания о семье Хусаиновых встречаются в конце XIX в. в работе знаменитого религиозного и общественного деятеля, просветителя, ученого и писателя Р.Фахретдина
«Сеитов посад»1, посвященной основанию в Оренбургской губернии Сеитовского посада. В связи с историей заселения данной территории татарским населением автор называет имена предков братьев Хусаиновых, положительно оценивает их благие дела, выделяет авторитет и уважение, которым они пользовались в посаде.
На рубеже XIX — XX вв. передовая татарская буржуазия активно поддерживала преобразования системы народного образования татар-мусульман, модернизацию традиционного уклада жизни татарского общества. Причем, ее участие в этих процессах заключалось как в финансовом обеспечении, так и в идейном обосновании и пропаганде. С целью акцентировать внимание общественности на этом факте, связать проводимые реформы с именами конкретных личностей Р.Фахретдин подготовил и опубликовал работу «Ахмет бай»", посвященную старшему из братьев - А.Хусаинову. Данный труд стал первой попыткой создания биографии купца, заложил основы научного освещения его жизни, торгово-предпринимательской, благотворительной и просветительской деятельности, которые преподносились автором исключительно с положительной стороны, критических замечаний в адрес А.Хусаинова он не высказывал, восхищался как его трудолюбием, предприимчивостью, бережливостью, так и стремлением помогать нуждающимся.
Другой представитель татарской интеллигенции данного периода Б.Шараф несколько позднее составил и опубликовал сборник «Гани бай: жизненный путь, письма, воспоминания современников»3, посвященный еще одному из братьев - Г.Хусаинову. В отличие от труда Р.Фахретдина, в данной работе основное место уделено переписке купца с видными представителями передовой татарской интеллигенции и буржуазии, воспоминаниям о нем его современников. Жизненный путь и деятельность
'Фэхретдин Р. Сэгыйть / Р.Фэхретдин. - Казан: Б.Л. Домбровский типографиясе, 1897. - 32 б. 2Фэхретдин Р. Эхмэт бай / Р.Фэхретдин. - Оренбург, 1911. - 54 б. Гани бай: тзржемэи хэле, хатлары, аньщ хакында хатирэлэр / Тез. Б.Шэрэф. - Оренбург, 1913. - 307 б.
купца освещаются очень кратко, в форме биографической справки в небольшой вступительной статье автора-составителя. Но в представленных письмах и воспоминаниях современников четко прослеживаются передовые взгляды купца, его приверженность идее модернизации жизни татарского общества и предпринимаемые им в этом направлении действия. Причем, автор-составитель полностью разделяет позицию Г.Хусаинова в этих вопросах.
Таким образом, историография дооктябрьского периода очень малочисленна. В каждой представленной работе в качестве основной проводится мысль о том, что братья Хусаиновы — образцовые предприниматели, благотворители и меценаты. Их жизнь и деятельность преподносится только с положительной стороны, тесно связывается с преобразованиями в татарском обществе рубежа XIX - XX вв.
В советский период возникает необходимость переоценки всей социальной истории татар и, в частности, истории татарской буржуазии на основе социалистической идеологии. Работы по истории татарского народа, появившиеся в первые годы этого периода, хотя и несли в себе предпосылки новой социалистической трактовки роли татарского купечества и предпринимательства в истории татарского народа второй половины XIX -начала XX вв., но еще сохраняли и положительные оценки их роли в преобразовании жизни татарского общества. Данный аспект ярко проявился в труде Г.Ибрагимова «Татары в революции 1905 года»1. Близок этим оценкам был и Г.Губайдуллин, который в стремлении татарской буржуазии поднять национально-религиозное сознание татар-мусульман России видел, прежде всего, желание обеспечить модернизацию практически всех сфер жизни татарского народа2.
Ибрагимов Г.Г. Татары в революции 1905 года / Г.Ибрагимов; пер. с татар, яз. Г.Мухамедовой; под ред. Г.Ф.Линсцера. - Казань: Татиздат, 1926.-263 с. 2Губайдуллин Г.С. Из прошлого татар. Вып.2-й / Г.С.Губайдуллин. - Казань, 1925. - 111 с.
Дж.Валиди, рассуждая о сущности татарского просветительства и джадидизма, также положительно оценивал роль татарского купечества, а значительное культурное развитие татарского народа во второй половине XIX - начале XX вв. определял как результат их успешной благотворительной деятельности. Более того, автор, являясь выпускником, а впоследствии и преподавателем медресе «Хусаиния», особое внимание уделил братьям Хусаиновым, кратко осветив их жизненный путь и личностные качества, высоко оценил значение благотворительной и просветительской деятельности каждого из них .
Но положительные оценки не имели в этот период долгосрочной перспективы. Вскоре возникли и постепенно утвердились совсем другие тенденции в анализе татарского купечества и предпринимательства. В работе А.Аршаруни и Х.Габидуллина татарской буржуазии приписываются такие качества, как политическая нерешительность и неуверенность, хотя при этом не отрицаются ее заслуги в борьбе против консерватизма татарского общества2. Последующие научные и научно-популярные, публицистические труды продолжали рассматривать данный вопрос, исходя из принципов классовой идеологии. К.Ф.Фасеев в своих работах достаточно категорично высказывался о татарской национальной буржуазии, представители которой, в том числе и Хусаиновы, по его мнению, «преследовали свои узкоклассовые, торгашеские цели», «разворачивали борьбу за захват восточных рынков, стремясь держать мусульманские народы под своим экономическим и политическим господством»3. Р.И.Нафигов именно экономическими, политическими, промышленными, идеологическими
Вал иди Дж. Очерк по истории образованности и литературы поволжских татар (до революции 1917 года) / Дж. Валиди. -М., 1923. - 160 с.
Аршаруни А., Габидуллин X. Очерки панисламизма и пантюркизма в России / А.Аршаруни, Х.Габидуллин. -М., 1931.- 189 с.
Фасеев К.Ф. Из истории татарской передовой общественной мысли (вторая половина XIX-начало XX веков) / К.Ф.Фасеев. - Казань, 1955. - 280 с; Он же На путях пролетарского интернационализма (Утверждение идей интернационализма в татарской общественно и мысли и культуре). - Казань: Татар, кн. изд-во, 1971.-392 с.
характеристиками объяснял основные причины слабости татарской национальной буржуазии1. Хотя в то же время исследователь делал попытки выделить и созидательную роль предпринимательства, что сближало его работы с трудами Я.Г.Абдуллина2, Х.Х.Хасанова3 и т.д. Так, Я.Г.Абдуллин, с одной стороны, положительно охарактеризовав значение просветительства в истории татарского народа, особое место в его распространении отдавал именно национальной буржуазии. Но, с другой стороны, выделял торговцев и предпринимателей исключительно как класс эксплуататоров. Х.Х.Хасанов, в свою очередь, уделял внимание созданию экономической основы татарской буржуазной нации и складыванию основных ее признаков. Автор отмечал, что в процессе окончательного формирования татарской национальной буржуазии в пореформенный период на первый план выдвигались фабриканты и заводчики, связанные с банковским капиталом, среди которых были и братья Хусаиновы. В то же время, рассуждая о джадидизме, Х.Х.Хасанов выделял его в качестве идеологии татарской либеральной буржуазии, «отстаивавшей под видом заботы о нации собственные классовые интересы».
В 80-е гг. XX в. переиздаются сборники произведений упоминавшегося ранее Г.Ибрагимова. Однако в них включены только те его работы, в которых прослеживается явная критика татарской национальной буржуазии. Хотя в эти годы начинают появляться работы, в которых происходит некоторое отступление авторов от жестких рамок социалистической идеологии. Например, труды А.Х.Махмутовой, Р.У.Амирханова,
Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли / Р.И.Нафигов. - Казань, 1964. - 446 с; Он же Неизвестные страницы истории. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1989.-128 с. и др.
Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль (социальная природа и основные проблемы) / Я.Г.Абдуллин. - Казань, 1976. - 320 с. 3Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации / Х.Х.Хасанов. - Казань, 1977. - 328 с.
М.Х.Гайнуллина, А.Г.Каримуллина1, в которых отчетливо прослеживается признание положительной роли татарской буржуазии в деле обеспечения материальной основы развития татарской культуры, периодической печати и книгопечатания, системы народного образования.
В советский период историографии преобладали общие исследования, посвященные истории татарской национальной буржуазии в целом. Братья Хусаиновы упоминаются как видные представители татарского предпринимательства, но на первый план выдвигается их материальное благосостояние, особенности ведения коммерческих дел, а общественная деятельность в сфере благотворительности и просветительства рассматривается лишь как средство обогащения.
Постсоветский период становится качественно новым этапом в рассмотрении социально-экономической истории России. С одной стороны, научной общественностью все больше осознается необходимость пересмотра оценок и мнений, преобладавших в советский период, с другой - начинают разрабатываться те проблемы, которые ранее практически не затрагивались".
На современном этапе активно изучаются и освещаются в научной литературе купеческие династии, наиболее известные масштабностью своей торгово-предпринимательской, производственной и благотворительной
Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (борьба вокруг школьного вопроса. 1861-1917 гг.) / А.Х.Махмутова. - Казань, 1982. - 96 с; Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века / М.Х.Гайнуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - 352 с; Каримуллин А.Г. Татарская книга в пореформенной России / А.Г.Каримуллин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1983. - 320 с, Он же Из истории печатного слова. - Казань: изд-во КГУ, 1984. - 40 с; Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907) /Р.У.Амирханов.-М.: Наука, 1988.- 191 с. и т.д.
Свердлова Л.М. На перекрестке торговых путей / Л.М.Свердлова. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. - 160 с; Она же Реализация инициативы казанского купечества по развитию коммерческого образования (середина Х1Х-начало XX вв.) // Образование и просвещение в губернской Казани. Вып.1. / Отв. ред. И.К.Загидуллин. - Казань, 2008. - С. 151 -159; Галеев Н.Р. XIX век в истории Казанского татарского купечества / Н.Р.Галеев // Культура н этика бизнеса: история, традиции, проблемы переходного периода: сб. Международной научно-практической конференции, 17-18 сентября 1997 г. -Казань, 1997. - С.6-9; Нигамедзинов Ф.Ф. Купеческое сословие России на рубеже XIX-XX веков / Ф.Ф.Нигамедзинов. - Казань, 2003. - 37 с; Он же Татарское купечество Казанской губернии (конец XIX-XX вв.): дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02; Казан, гос. ун-т. -Казань, 2004. -212 с; Салихов P.P. Татарская буржуазия Российской империи: взаимодействие с обществом и властью (вторая половина Х1Х-начало XX вв.): автореф. дисс. ... д-ра ист.наук / Р.Р.Салихов; Ин-т истории им.Ш.Марджани АН PT. - Казань, 2006. - 47 с. и др.
деятельности1. Особое внимание исследователей уделяется истории татарской буржуазии, таким проблемам, -как ее участие в развитии благотворительности татар-мусульман России, особенности, основные направления, результаты деятельности отдельных ее представителей в данной области2.
Активное обращение к жизни и деятельности братьев Хусаиновых в данный период историографии связано с именем ученого-краеведа из Оренбурга М.Ф.Рахимкуловой. Именно ею были переизданы упоминавшиеся ранее работы — Р.Фахретдина «Ахмет бай» и Б.Шарафа «Гани бай» . Также она внесла заметный вклад в изучение истории медресе «Хусаиния», опубликовав ряд статей и труды по данной проблеме4. Многие аспекты истории этой семьи были представлены ею в тесном сотрудничестве с
'Таиров Н.И. Акчурины / Н.И. Таиров. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2002. - 160 с; Он же Сэудэгэр Агафуровлар: сэудэ Иэм иганэ эшчэнлеклэре // Идел. - 2003. - №1. - Б.66-68; Есиева И.В. Купеческая династия Ушковых (первая половина XIX в.- 1918 г.): дисс. ... канд.ист.наук: 07.00.02 / И.В.Есиева; Казан.гос.ун-т. - Казань, 2004. - 201 с; Мухамадеева Л.А. Купеческая династия Сайдашевых (вторая половина XIX-начало XX вв.): автореф. дисс. ... канд.ист.наук / Л.А.Мухамадеева; Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ. - Казань, 2008. - 27 с. и др.
Хайруллина А.Д. Казанские газеты как исторический источник изучения благотворительности (1861-1895 гг.): дисс. ... канд.ист.наук: 07.00.02 / А.Д.Хайруллина; Казан.гос. ун-т. - Казань, 1993. - 259 с; Госманов М.Г. Яцадан танышу яки фидакарь хэйриячелэребез хакында / М.Г.Госманов // Казан утлары. - 2002. - №5. -Б. 139-154; Миннуллин З.С. Татарские благотворительные общества во 2-ой половине Х1Х-начале XX вв. / З.С. Миннуллин // Благотворительноегь в России: исторические и социально-экономические исследования. 2002 г. - СПб: Лики России, 2003. — С. 215-229; Он же Этапы развития и количественная характеристика мусульманских благотворительных организаций России (ХІХ-начало XX вв.) // Благотворительность в России: исторические и социально-экономические исследования. 2005-2006 гг. - СПб: Лики России, 2007. -С. 105-126; Милюков И.И. Деятельность благотворительных организаций в г. Казани (60-е гг. ХІХ-начало XX вв.): автореф. дисс.... канд.ист.наук / И.И.Милюков; Казан.гос.ун-т. - Казань, 2006. - 27 с. и др. 3Ахмет бай / Сост. М.Ф. Рахимкулова. - Оренбург, 1997. - 50 с; Гани бай / Тез. М.Ф. Рахимкулова. -Оренбург, 1998. - 259 б.; Рахимкулова М.Ф. Из истории купечества в Оренбуржье / М.Ф.Рахимкулова // Южный Урал: историко-культурные проблемы. - Оренбург: ДИМУР, 1995. - С. 8-16; Она же След купцов Хусаиновых и мусульманского купечества на Оренбургской земле // Оренбургский край: праведной дорогой ислама. - Оренбург: Орлит-А, 2007. - С.92-96; Она же Медресе «Хусаиния» - центр воспиіания мусульманской культуры // Оренбургский край: праведной дорогой ислама. - Оренбург: Орлит-А, 2007. -С.75-77.
Рахимкулова М.Ф., Хэ.мидуллин Л.Х. Хесэения мэдрэсэсе / М.Ф.Рохимкулова, Л.Х.Хэмидуллин // Мэдрэсэлэрдэ китап киштэсе. - Казан: Татар, кит. ношр., 1992. - Б.74-114; Они же Университетлар урнэгендэ // Казан утлары. - 1992. - №7. - Б.138-159; Рахимкулова М.Ф. Медресе «Хусаиния» в Оренбурге / М.Ф.Рахимкулова. - Оренбург, 1997. - 250 с; Она же Дружбе купечества можно было позавидовать: оренбургские купцы-меценаты // Южный Урал. -1993.-9 февраля. - С.4; Поющий Оренбург / Сост. М.Ф.Рахимкулова. - Оренбург: .Яна вакыт, 1996.-212 с. и др.
Л.Х.Хамидуллиным, который и сегодня продолжает свою деятельность в данном направлении1.
Хотя, необходимо отметить, что в работах М.Ф.Рахимкуловой имеются неточности, которые связаны в основном с ошибками при прочтении и текстологическом анализе арабографических источников.
М.В.Гайнутдинов, в свою очередь, также подготовил и опубликовал ряд статей о братьях Хусаиновых, которые основываются в основном на работы начала XX в. (дооктябрьский период) , являясь показателем возобновления в постсоветский период тенденции исключительно положительной характеристики участия братьев в жизни татарского народа. При изучении данной темы автор ограничивается ссылкой на вышеупомянутые работы Р.Фахретдина и Б.Шарафа, при этом упуская архивные материалы и сведения о братьях в русскоязычных периодических изданиях рубежа XIX - XX вв., что несколько ограничивает широту его суждений.
Статья Т.В.Судорогиной, в которой освещается благотворительность братьев Хусаиновых, напротив, построена лишь на материале оренбургской русскоязычной периодической печати конца XIX - начала XX вв.3 Татароязычные источники, архивные материалы исследователем совсем не используются, что также ограничивает осуществление более широкого анализа автором.
В сфере пристального внимания исследователей находятся завещания братьев Хусаиновых, в которых значительные материальные средства были переданы на благотворительные цели. В работах, посвященных этому
Хэмидуллин Л.Х. Иганоче Хесэенев байларныц варислары / Л.Х. Хомидуллин // Гасырлар авазы=Эхо веков. - 2009. - №1. - Б. 198-205.
ГаГжетдин М. Ганн бай (яца мэктэп ечен керэш) / М.Гайнетдин // Гайнетдин М. Мэнге тоныклапмас кезгебез / М.Гайнетдин. - Казан, 2006. - Б.327-349.
Судорогина T.B. У истоков мусульманского благотворительного общества (по материалам Оренбургской периодической печати конца XIX-начала XX вв.) / Т.В.Судорогина // Христианство и ислам на рубеже веков: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург: ДИМУР, 1998. - С. 115-120.
вопросу, ключевой является проблема соотнесения понятий «завещательный акт» (духовное завещание) и мусульманский «вакуф», а также история функционирования вакуфов татар-мусульман Среднего Поволжья и Приуралья. При этом авторы чаще всего ссылаются на завещание А.Хусаинова, которое выделяют как наиболее крупное .
Так, исследователи данного вопроса в большинстве своем согласны с мнением Р.Р.Хайрутдинова и Р.Р.Салихова, которые подчеркивают, что среди десятков имен крупных благотворителей, активно участвовавших в процессе духовного пробуждения нации, первое место по праву принадлежит А.Хусаинову. Его завещание является «эффективным способом финансовой поддержки дальнейших культурных преобразований в татарском обществе, действенной альтернативой равнодушию и безразличию государства по отношению к проблемам мусульманских народов России»".
Отдельные упоминания о жизни и деятельности братьев Хусаиновых содержатся в краеведческих работах, посвященных истории Оренбурского края. Исследователи обращают пристальное внимание на непосредственное
Миннуллин 3.C. Проблемы вакфа: история и современность / З.С.Миннуллин // Религия в современном обществе: история, проблемы и тенденции: материалы Международной научно-практической конференции, 2-3 октября 1997 г. - Казань: Замам, 1998. - С. 175-178; Он же Институт вакуфа у татар-мусульман в исторической ретроспективе // Ученые записки КГУ. Сер. Гуманитарные науки. - 2007. - T.149, кн.4. -С.114-121; Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности. Вакуфы на территории Европейской части России и Сибири в конце ХГХ-начале XX вв. / Д.Д.Азаматов. - Уфа, 2000. - 102 с; Хайрутдинов P.P., Салихов P.P. На нужды моих единоверцев... / Р.Хайрутдинов, Р.Салихов // Эхо веков. -2001. - №1-2. — С. 19-28; Вакуфная собственность. Мусульманские завещания / Сост. Р.Р.Салпхов, Р.Р.Хайрутдинов. - Казань: Иман, 2002. - 61 с; Салихов P.P. Татарская буржуазия России и трансформация традиционной мусульманской благотворительности во 2-ой половине Х1Х-начале XX вв. / Р.Р.Салпхов // Ислам и благотворительность: материалы Всероссийского семинара «Ислам и благотворительность», Казань, январь 2005 г. - Казань, 2006. - С. 26-43; Загидуллин И. Вакуфы в имперском правовом пространстве / И.Загидуллин // Ислам и благотворительность: материалы Всероссийского семинара «Ислам и благотворительность», Казань, январь 2005 г. - Казань, 2006. - С. 44-102; Денисов Д.Н. Вакуфы на территории Оренбургского края / Д.Н.Денисов // Источники существования исламских институтов в Российской империи: сб. статей / Сост. и отв. ред. И.К.Загидуллин. - Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. - С.44-69 и др.
Хайрутдинов P.P., Салихов P.P. На нужды моих единоверцев... / Р.Р.Хайрутдинов, P.P. Салихов // Эхо веков.-2001.-№1-2.-С. 18.,
участие купцов в становлении и развитии этого региона . Г.Г.Косач отмечает, «братья , Ахмет и Гани Хусаиновы - крупнейшие «миллионщики» Оренбургского края, элита регионального бизнеса своего времени»". Достаточно активно и плодотворно в данном направлении работает Д.Н.Денисов. В его работах имеются ссылки на архивные материалы, освещающие малоизвестные аспекты торгово-предпринимательской и благотворительной деятельности братьев . Однако исследователь практически не привлекает материал из татароязычных источников, использование которых еще более обогатило бы его труды.
Упоминания о братьях Хусаиновых и положительной роли их благотворительной деятельности содержатся в современных исследованиях, освещающих развитие системы народного образования, историю общественной мысли, религии, культуры татарского народа и т.д. Среди них необходимо отметить работы С.М.Михайловой, А.Х.Махмутовой, Д.М.Исхакова, Р.М.Мухаметшина, А.Ю.Хабутдинова, Л.А.Ямаевой, А.Н.Юзеева, Ф.Н.Шакурова4.
'Оренбург / Сост. Л.И.Футорянский. — Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1993. — 272 с; Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов: оренбургское татарское меньшинство и государство / Г.Г.Косач. - М., 1998. - 148 с; Денисов Д.Н. История заселения и этнокультурное развитие татар Оренбургского края (XVIII-начало XX вв.) / Д.Н.Деннсов. - Оренбург, 2006. - 190 с; Искандаров Р., Искандаров А. Сеитов посад: очерки по истории Оренбургской (Татарской) Каргалы / Р.Искандаров, А.Искандаров. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 173 с; Искандаров Р. Оренбургские татары: ист.-энцикл. очерк / Р.Искандаров. — Казань: Татар, кн. изд-во, 2009. - 271 си т.д. -Косач Г.Г. История заселения... — С.48.
Денисов Д.Н. Вакуфы на территории Оренбургского края... - С.44-69.
Михайлова СМ., Коршунова О.Н. Поволжье и Приуралье: культура многонациональной провинции / С.М.Михайлова, О.Н.Коршунова. - Казань: Фэн, 2001. - 205 с; Махмутова А.Х. Лишь тебе, народ, служенье! (История татарского просветительства в судьбах династии Нигматуллиных-Буби) / А.Х.Махмутова. - Казань: Магариф, 2003. - 455 с; Исхаков Д.М. Проблемы становления и трансформации татарской нации / Д.М.Исхаков. - Казань: Мастер-Лайн, 1997. - 248 с; Мухаметшин Р. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в XX в. / Р.Мухаметшин. - Казань: Татар, кн. изд-во, 2005. - 246 с; Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII-начале XX вв. / А.Ю.Хабутдинов. - Казань, 2001. - 384 с; Юзеев A.H. История джадидизма и мусульманское образование / А.Н.Юзеев // Векторы толерантности: религия и образование. -Казань: Магариф, 2006. - С.45-56; Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала XX в. как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний) / Л.А.Ямаева. - Уфа: Гилем, 2002. - 300 с; Шакуров Ф.Н. Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года / Ф.Н.Шакуров. -Казань: изд-во КГУ, 2002. - 128 с. и др.
На современном этапе деятельность братьев Хусаиновых вызывает большой интерес общественности. Они занимают достойное место в истории татарского народа среди видных представителей татарской буржуазии. Об этом говорит и то, что их имена включены в такие издания энциклопедического характера, как «Татарский энциклопедический словарь»1, сборник «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана. Том 2»2, энциклопедические словари «Ислам на европейском Востоке» , «Ислам на Нижегородчине» и «Ислам на Урале»5. Однако часто на их страницах встречаются неточности относительно жизни и деятельности братьев, отдельные сведения в разных работах не соответствуют друг другу, что во многом объясняется тем, что до сих пор нет единого обобщающего труда о многосторонней деятельности купцов-миллионеров и благотворителей Хусаиновых.
Источниковая база исследования. Исследование торгово-предпринимательской и благотворительной деятельности братьев Хусаиновых потребовало привлечения широкого круга разнообразных источников. Основу источникового материала составил комплекс неопубликованных и опубликованных источников, включающий в себя:
делопроизводственные материалы,
справочные издания,
периодическую печать,
источники личного происхождения,
литературные памятники.
Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х. Хасанов. - Казань: Ин-т Тат. энцикл. АН РТ, 1999. -
730 с. '
Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана: в 2 т. / Сост. Р.Р.Салихов и др.-Казань: НМИДЯналиф, 2001.- T.2. -271 с.
Ислам на европейском Востоке: энциклопедический словарь / под ред. Р.А.Набиева. - Казань: Магариф, 2004. - 384 с.
Ислам на Нижегородчине: энциклопедический словарь / Коллект. авт. сост. и отв. ред. Д.В.Мухетдинов. -Нижний Новгород: Медина, 2007.-210 с, илл.
Ислам на Урале: энциклопедический словарь. Серия «Ислам в Российской Федерации». Вып.5. / Отв. ред. Д.З.Хайретдинов. - М.-Нижний Новгород: Медина, 2009.-476 с, илл.
Делопроизводственные материалы. Основу данной группы составили неопубликованные источники из фондов Государственного архива Оренбургской области (ГАОО), в общем в работе были использованы материалы 8 его фондов (72 дела).
Особо ценными для исследования благотворительной и отдельных проблем торгово-предпринимательской деятельности братьев Хусаиновых стали материалы фонда «Хусаиновское медресе» (Ф.213), в котором сохранились некоторые внутренние документы и отчеты данного учебного заведения, сметы расходов и доходов, годовые и производственные отчеты конторы Хусаиновых, Хусаиновского подворья в Нижнем Новгороде.
Кроме этого, в фондах «Канцелярии Оренбургской городской Думы» (Ф.41) и «Канцелярии Оренбургского губернского по городским делам присутствия» (Ф.15) содержатся прошения и ходатайства братьев Хусаиновых об улучшении хозяйственного обеспечения медресе, протоколы заседаний Оренбургской городской Думы и принятых по этим вопросам решений; а в фонде «Канцелярии директора народных учителей Оренбургской губернии» (Ф.73) - некоторые документальные материалы о постановке учебно-воспитательного процесса в медресе.
Как известно, медресе «Хусаиния» было организовано как новометодное учебное заведение и на рубеже XIX-XX вв. приобрело большую популярность в татарском обществе. В связи с этим его деятельность, равно как и другие мусульманские образовательные учреждения подобного типа, вызывали значительные опасения и обеспокоенность царского правительства. Поэтому и за медресе «Хусаиния», и за братьями Хусаиновыми был установлен негласный контроль царской агентуры. Об этом свидетельствуют донесения, рапорты и другие документальные материалы фондов «Канцелярии Оренбургского жандармского управления» (Ф.21) и «Канцелярии Оренбургского военного губернатора» (Ф.10).
Основные цели и задачи, принципы основания, правила внутренней организации медресе «Хусаиния», а также учебная программа с подробным описанием преподаваемых дисциплин и их содержания немного позднее были обобщены и представлены в опубликованном проекте устава данного образовательного учреждения1. Этот документ также является важным источником по исследуемой проблематике.
Несколько меньшую часть данной группы представляют неопубликованные материалы из 4 фондов Национального архива Республики Татарстан (НА РТ) - 18 дел. Они і касаются непосредственно личности А.Хусаинова и связаны с периодом его жизни в Казани. Отдельные сведения о купеческой деятельности, а также его участии в качестве гласного
на заседаниях Казанской городской Думы содержатся в делах фонда
і «Казанской городской управы» (Ф.98). С 3 февраля 1896 г. А.Хусаинов
состоял почетным членом Казанского губернского попечительства детских
приютов, об этом свидетельствуют материалы соответствующего фонда
(Ф.418). Годовые отчеты о деятельности попечительства ежегодно
публиковались, в исследовании были рассмотрены и опубликованные
отчеты . В процессе работы учитывались также единичные упоминания об
А.Хусаинове, встречающиеся в неопубликованных материалах фондов
«Канцелярии Казанского временного комитета по делам печати (протоколы
заседаний за 1911 год)» (Ф.420), «Казанской купеческой управы» (Ф.299).
Проект устава Мусульманской духовной семинарии «Медресе Хусаиния» в г.Оренбурге. - Оренбург: типолитография торгового дома «А.Л.Хусаинов и Ко», б.г. издания. - без титульного листа. - 33 с.
Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов за 1896 г. - Казань: типография Губернского Правления, 1897. — 45 с; Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов за 1897 г. - Казань: типография Губернского Правления, 1898. - 45 с; Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов за 1898 г. - Казань: типография Губернского Правления, 1899. - 43 с; Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии за 1901 г. - Казань: типография Губернского Правления, б.г, издания. - 173 с; Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии за 1903 г. -Казань: типография Губернского Правления, 1904. - 189 с; Отчет Казанского губернского попечительства детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии за 1904 г. - Казань: типография Губернского Правления, 1905.- 179 с.
Справочные гадания. Данная группа представлена опубликованным
источниковым материалом из фондов Научной библиотеки имени
Н.И.Лобачевского Казанского государственного университета
им.В.И.Ульянова-Ленина. Особенно ценными стали сведения из справочного издания «Торгово-промышленная Россия»1, на основе которых удалось обозначить отдельные направления производственной и торговой деятельности, рассмотреть географию коммерческих операций братьев Хусаиновых. Наряду с архивными материалами отдельные сведения о торговой и общественной деятельности А.Хусаинова после переезда в Казань предоставили также адрес-календари".
Периодическая печать. Данная группа является самой многочисленной, представлена материалами татаро- и русскоязычных периодических изданий второй половины XIX — начала XX вв. В процессе разработки темы основное внимание было уделено публикациям газеты «Вакыт» («Время»), которая выходила в свет в родном городе братьев Хусаиновых Оренбурге, также рассматривались татарские газеты «Hyp» («Луч»), «Казан мухбире» («Казанский вестник»), «Юлдуз» («Звезда»), «Баянельхак» («Глашатай правды»), «Дин ва магишат» («Религия и жизнь»), «Кояш» («Солнце»), «Ислах» («Реформа»), а также журналы - «ад-Дин ва аль-адаб» («Религия и нравственность»), «Шура» («Совет») и др., было уделено внимание русскоязычным изданиям «Казанский телеграф», «Камско-Волжская речь», «Оренбургский листок», «Оренбургская газета».
Торгово-промышленная Россия. Справочная книга для купцов и фабрикантов / под ред. А.А.Блау. - СПб, 1899.-2702 с.
Вся Казань. Адресная и справочная книга с приложением плана города / под ред. Н.Г.Шебуева. - Казань: издание лито-типографии И.Н.Харитонова, 1899. - 600 с; Адресная книжка Казанской губернии на 1900 г. / Сост. М.Н.Пинегин. - Казань: типография Губернского Правления, 1900. - 288 с, прилож.; Памятная книжка Казанской губернии на 1901 г. / под ред. Н.П.Кильдюшевского. - Казань: типография Губернского Правления, 1901. - 311 с, прилож.; Список абонентам на телефонное сообщение в городе Казани. Январь 1903 г. - Казань: типография А.М.Петрова, 1903. - 41с; Адрес-календарь Казанской губернии на 1905 г. / под ред. Д.П.Малова. - Казань: типо-литография Императорского университета, 1905. - 361 с, прилож.; Адресная книга города Казани / под ред. Б.Ю.Насакина. - Казань: типография А.М.Петрова, 1906. - 482 с.
Периодическая печать регулярно освещала жизнь и деятельность братьев Хусаиновых, что во многом было обусловлено большой общественной активностью купцов при жизни, а также значительными капиталами, оставленными на благотворительные нужды после смерти. Газетные и журнальные публикации подобного рода являлись одним из способов привлечения внимания общественности к наиболее актуальным проблемам татарского общества этого времени.
Характер материала о братьях в каждом из названных периодических изданий определялся их общей идейной концепцией, кругом интересующих тем, поднимаемых проблем и предлагаемых путей их решения. В газете «Ислах», известной как издание радикально настроенной татарской молодежи, в основном содержатся публикации о выступлениях воспитанников медресе «Хусаиния» и выдвигаемых ими требованиях в годы революции 1905-1907 гг. В журнале «ад-Дин ва аль-адаб» - материалы, раскрывающие особенности воспитания братьев, описывающие их религиозность и приверженность мусульманским традициям.
В отдельных периодических изданиях наряду с публицистическими статьями и краткими заметками находили отражение и произведения лирического характера. В журнале «ад-Дин ва аль-адаб» в 1907 г. было издано поэтическое произведение, посвященное личности А.Хусаинова. В нем автор акцентировал внимание на передовых взглядах купца, его развитости, выделял как пример для всех татар-мусульман, проявляя к нему большое почтение . Воспитанники медресе «Мухаммадия» в лирическом произведении собственного сочинения также попытались выразить свое отношение к личности купца, подчеркивали уважение и глубокую скорбь в связи с его кончиной2.
'Ф.К. Эхмот бай ечен мэрсия / Ф.К. // Дин вэ эдэб. - 1907. - №2. - Б.24-25.
2 Эхмэт бай хакында мэдрэсэи Мехэммодия тарафыннан мэрсия // Дин во эдэб. - 1907. - №13. - Б.412-413.
В большинстве вышеназванных периодических изданий братья Хусаиновы и их дела характеризуются с положительной стороны, а если и звучат слова критики, то в основном она направлена на недостатки и упущения современного им общества.
Источники личного пронсхоэюдения. К этой группе относятся сохранившиеся сегодня мемуары, воспоминания современников о Хусаиновых, а также письма самих братьев и их ближайшего окружения.
К мемуаристическим источникам, к примеру, можно отнести произведение видного татарского писателя, общественного деятеля рубежа XIX - XX вв. Ф.Карими «Покойный Гильман ахунд», которое он посвятил памяти своего покойного отца Г.Каримова. В нем встречаются упоминания и об А.Хусаинове1. Автор уделяет внимание взаимоотношениям Г.Каримова и А.Хусаинова, а также значимости данного факта для развития всего татарского общества. Сведения о Г.Хусаинове содержатся в другой работе Ф.Карими", где купец упоминается в связи с его участием в собрании, посвященном реформированию языка, системы народного образования и издательского дела татар-мусульман России.
Воспоминания современников о братьях Хусаиновых, а также личная и деловая переписка Г.Хусаинова с видными представителями передовой татарской буржуазии и интеллигенции, среди которых были И.Гаспринский, Р.Фахретдин, Г.Каримов, Г.-Р.Ибрагимов, Г.Баруди, Ф.Карими и др., составляют основной объем упоминавшегося ранее сборника Б.Шарафа3.
На основе источникового материала данной группы создается представление о взглядах Хусаиновых на проблемы реформирования жизни татарского общества, внедрения нового метода в систему образования и др., подчеркивается общественный вес братьев с акцентированием внимания на
'Кэрими Ф. Мэрхум Гыйлъман ахун / Ф.Кэрими. - Оренбург: М.-Ф.Г.Кэримев типографиясе, 1904. - 96 б.
Карими Ф. Аннан-моннан / Ф.Кэрими. - Оренбург: «Кэримев, Хосэенев Ьэм К» типографиясе, 1904. -Б.39-41. Гани бай: тзржемэи хэле...
них как на размышляющей и дальновидной части татарской буржуазии, заботящейся о благе своего народа.
Литературные памятники. Упоминания о братьях Хусаиновых нашли отражение и в татарских художественных произведениях рубежа XIX — XX вв. З.Бигиев в произведении «Путешествие в Транс-Океанию» повествует о своем знакомстве с Г.Хусаиновым и его передовых взглядах на проблемы совершенствования системы образования татар-мусульман . В сборнике Гаты Исхаки «Пути литературы» приводится стихотворение Габдрахима аль-Мадини, восхваляющее благие дела А.Хусаинова". Отдельные сведения об Ахмете и Габдулгани Хусаиновых содержатся в 8-ом томе собрания сочинений известного татарского писателя рубежа XIX - XX вв. Г.Исхаки . Исследователь творчества видного татарского' писателя данного периода Ш.Мухаммедова В.И.Гарифуллина, в свою очередь, отмечает значительную роль братьев и в жизни этого писателя, который совмещал творческую деятельность с работой в конторе Г.Хусаинова. В результате, им была начата пьеса «Гайни бай», посвященная купцу, но закончить ее он не успел, сохранился лишь рукописный вариант4.
Таким образом, представленный корпус источников диссертационного исследования создает необходимую документальную основу для изучения торгово-предпринимательской и благотворительной деятельности татарского купечества второй половины XIX - начала XX вв. на примере братьев Хусаиновых.
Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые проведено комплексное исследование многогранной деятельности
Бигиев 3. Мавэраэннэхергэ сэяхэт / З.Бигиев // Бигиев 3. Зур генаїїлар / З.Бигиев. - Казан: Татар, кит. нэшр., 1991.-Б.210-211.
Габдерохим эл-Мэдини вхмэт бай / Габдерохим эл-Модини // Исхакый Г. Эдобият юллары / Г.Исхакый. -Казан, 1920.-Б.81-82.
Исхакый Г. Эсэрлэр 15 томда. 8 том: Г.Исхакыйныц тормышы Ьэм ижаты турында замандашлары (1898-1917) / Г.Исхакый. - Казан: Татар, кит. нэшр., 2001. - Б.394.
Гарифуллина В.И. Идейно-художественное своеобразие творчества Ш.Мухаммедова: дисс. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / В.И.Гарифуллина; Ин-т яз., лит. и искусства им.Г.Ибрагимова. - Казань, 2009. - С.4.
братьев Хусаиновых, которые стали одними из лидеров татарского общественного движения, крупными татарскими коммерсантами России, вкладывавшими значительные средства в развитие мусульманского образования, культуры, общественного призрения и т.д. Учитывая опыт предыдущих исследователей, в работе представлен обобщающий взгляд на эволюцию личностей купцов в контексте их эпохи и окружения, рассматриваются семейные традиции, персоналии, анализируются мотивы и конкретные результаты торгово-предпринимательской, благотворительной и просветительской деятельности. Также внесен определенный вклад в освещение с научной точки зрения роли Оренбурга как центра национальной жизни татар начала XX в.
Практическая значимость работы заключается в том, что характеризуется эволюция татарского предпринимательства во второй половине ХТХ — начале XX вв., его вклад в развитие отечественной торговли и предпринимательства, роль в общественно-политической жизни татаро-мусульманского населения Российской империи в пореформенный период. Всё это вместе взятое позволяет восполнить пробелы в истории татарского народа и расширить исследовательскую практику.
Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по истории России XIX - начала XX вв. в целом и истории татарского народа в частности, в специальных курсах по истории татарского купечества и предпринимательства, экономической истории страны и Оренбуржья, истории татарского общественного движения, истории народного образования татар-мусульман России и др.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследовательской работы обсуждались на кафедре истории и культуры татарского народа Казанского государственного университета имени В.И.Ульянова-Ленина, представлялись на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета им. В.И.Ульянова-Ленина (2007-
2009 гг.), Международной конференции «Татарская культура в контексте европейской цивилизации» (КГУ, Казань, 2009 г.), научно-практической конференции «Медресе «Хусаиния»: крупнейший центр просвещения и его вклад в развитие истории и культуры татарского народа (к 120-летию медресе «Хусаиния»)» (Институт истории имени Ш.Марджани АН РТ, Казань, 2010 г.), отражены в авторских публикациях (2007-2010 гг.).
Структура исследования. Представленная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.
Семья Хусаиновых
Жизнь и деятельность братьев Хусаиновых тесно связаны с историей села Сеитовский Посад (ныне Татарская Каргала), Оренбурга и Оренбургского края в целом1. Город Оренбург был заложен в 1743 г. как важный торговый и стратегический пункт, надежный форпост на юго-восточной границе Российской империи. Впоследствии стал центром огромной губернии, территория которой простиралась от Волги до Сибири и от Камы до Каспия. Основное население Оренбургского края - переселенцы из Среднего Поволжья, значительную долю которых составили татары -выходцы преимущественно из Казанской губернии, стремившиеся улучшить свое экономическое положение, обеспеченность землей за счет свободных земель этой многоземельной окраины. Царские власти поощряли подобные переселения в Оренбургский край, так как именно с казанскими татарами связывали надежды на развитие торговли с единоверческим им населением казахских степей и Средней Азии. Кроме того, большое значение имела их осведомленность об обычаях, быте, укладе жизни и языках народов Средней Азии и особенностях ведения торговых операций, заключения выгодных торговых сделок.
В 1747 г. на южной окраине Оренбурга возникло первое татарское поселение Сеитовский посад, на которое была возложена функция торгового посредника между российским государством и странами Средней Азии, Востока. Первыми его поселенцами стали 173 семьи из Казанской губернии во главе с Сагитом Хаялиным1. В честь него впоследствии за поселением закрепилось название Сагитова Слобода, потом Сеитова Слобода или Сеитовский посад. Среди этих первых поселенцев были и деды братьев Хусаиновых из деревни Кибяк-Козино (в некоторых изданиях — Кибэк Хужа, Кибэхужа, Кибек Ходжа и др.) Мамадышского уезда Казанской губернии".
Население Сеитовского посада было зачислено в купеческое сословие, кроме того, освобождено не только от рекрутских наборов, но и любой гражданской службы, а также воинского постоя; ему разрешалось строительство кожевенных и других заводов, найм работников, покупка и аренда башкирских земель. Все это способствовало широкому притоку переселенцев и превращению Сеитовского посада в крупный торгово-ремесленный центр, где достаточно быстро сформировалась зажиточная прослойка, которая, выполняя возложенную на них царским правительством миссию, впоследствии активно способствовала развитию торговых связей Российской империи с Казахстаном, Средней Азией и даже Индией. Большое содействие в этом оказывало особое геополитическое положение Оренбургского края, который практически с самого начала его заселения татарами превратился в контактную зону, уникальную площадку для их взаимодействия с народами Средней Азии. Именно он связывал Среднее Поволжье с миром традиционного ислама, выступал в качестве транзитной территории для интенсивного взаимообмена людьми, книгами, идеями. Формирование татарского населения Оренбургского края продолжалось на протяжении всей второй половины XVIII - первой половины XIX вв. Д.Н.Денисов отмечает, что в это время на данной территории стал формироваться мощный религиозный, образовательный и культурный центр1. В этих условиях происходило становление и развитие торгово-предпринимательской и общественной деятельностей представителей семьи Хусаиновых.
Участие в общественной жизни
Преобразования пореформенной эпохи способствовали усилению поиска новых, отражавших буржуазные тенденции развития ориентиров. В татарском обществе возникла необходимость переоценки нравственных ценностей, духовного и культурного обновления, изменений не только в экономических и политических сферах, но и в традиционном укладе жизни, быте, семейных отношениях.
Отдельные представители татарской общественности осознавали первостепенность и важность этих процессов особенно для татар-мусульман Российской империи. Поэтому с 70-80-ми гг. XIX в. связаны первые стремления критического анализа традиционных исламских ценностей. В эпоху модернизации и утверждения капиталистических отношений эти искания осуществлялись в рамках просветительства .
Татарское просветительское движение, несмотря на своеобразие и более позднее формирование, являлось частью общемирового процесса. Как идейное течение, опиравшееся на гуманистические идеи Востока и Запада, оно получило развитие во второй половине XIX в. в трудах Ш.Марджани, Х.Фаизханова, К.Насыри, И.Гаспринского, Р.Фахретдина и др. Данное направление общественной мысли, пропагандировавшее культ знаний, впоследствии стало идеологическим и духовным катализатором пробуждения национального самосознания татар-мусульман Российской империи, а на рубеже XIX—XX вв. составило заметное движение в татарском обществе, использовавшее плоды европейского просвещения для решения конфессиональных и национальных проблем.
Просветительские идеи Ш.Марджани, К.Насыри и И.Гаспринского находили своих последователей, пытавшихся в меру своих возможностей осуществлять их на практике. Прежде всего, это были отдельные представители татарской буржуазии и интеллигенции. Особое место среди них занимали братья Хусаиновы, общественная деятельность которых определялась именно этим направлением общественной мысли.
Хусаиновы на протяжении практически всей жизни были тесно связаны как с населением родной Оренбургской губернии, так и тех районов, где им приходилось бывать по торговым делам, а также проживать постоянно или временно. Так, в 1869-1892 гг. Г.Хусаинов жил в городе Казалинск, где вместе с успешной торгово-предпринимательской деятельностью вел активную общественную работу среди населения, исполняя обязанности мирового судьи, разрешал споры и противоречия между казахами и узбеками1. По воспоминаниям современников, дом купца всегда был открыт для тех, кто нуждался в помощи. Особенно часто его посещали ученики-мусульмане из России. Он за свой счет отправлял их по караванному пути на верблюдах в Бухару или Хиву для обучения, а по возвращении снова радушно принимал у себя". Годы, которые Г.Хусаинов прожил в Туркестане, стали проверкой его профессиональных и человеческих качеств. Во многом успешное ведение торговых дел купцом было обусловлено его личностными качествами, которые проявлялись в конкретных благих поступках. В результате, он постепенно приобретал уважение, признание и авторитет местных жителей . Например, в 1892 г. в городе Уфе ОМДС4 был организован съезд представителей регионов
Основание и внутренняя организация
Медресе «Хусаиния» на рубеже XIX - XX вв. признавалось татарской общественностью как одно из крупнейших мусульманских учебных заведений Российской империи. В исследованиях по истории татарского народа имена братьев Хусаиновых чаще всего упоминаются в тесной связи с историей медресе1, которое по праву следует считать основным достижением их благотворительной и просветительской деятельности. М.Ф.Рахимкулова и Л.Х.Хамидуллин заложили основы для всестороннего изучения этой проблемы в отечественной исторической науке".
Открытие медресе «Хусаиния» планировалось в родном для братьев Хусаиновых Сеитовском Посаде. Но мусульманское духовенство села, отличавшееся консерватизмом, приверженностью к кадимистским методам обучения и воспитания, оказало активное сопротивление действиям братьев. Тогда Хусаиновы приняли решение осуществить свое намерение в Оренбурге, причем, каждый из них внес свой вклад в это общее дело .
Создание и функционирование медресе «Хусаиния» неразрывно связаны с 6-й Соборной мечетью, которая была построена братьями в первой части Оренбурга по Гостинодворской улице и Беззаковскому переулку . Официальное разрешение на ее строительство было получено лишь в 1892 г., но медресе при нем функционировало уже с 1889 г.
Сегодня существуют разные мнения в датировке данного события. В журнале Оренбургской городской Думы, а также в «Проекте Устава Мусульманской духовной семинарии «Медресе Хусаиния» в г. Оренбурге» оно обозначается 1890 г. , в отдельных оренбургских русскоязычных периодических изданиях и некоторых архивных документах - 1891 г. Однако именно к 1889 г. относятся самые ранние документы медресе «Хусаиния», в которых содержатся количественные характеристики контингента учащихся5.
Уже через год, к 1890 г., возникла необходимость расширения площади здания медресе6. Тогда А.Хусаинов, учитывая перспективы его дальнейшего развития, дальновидно решил построить новое, обустроенное согласно требованиям времени здание. Для этого в 1900 г. он обратился в Оренбургское городское общественное управление с ходатайством о передаче ему для нужд школы 159 кв. саженей земли на Беззаковской улице. Кроме того, изъявлял желание выкупить его по цене 25 000 руб. за кв. сажень . С 1 июня 1900 г. А. Хусаинов принял этот участок в пользование для нужд школы9, где вскоре началось строительство нового трехэтажного каменного здания для медресе. Причем, братья не ограничились лишь финансовым обеспечением, они лично участвовали во внутреннем благоустройстве учебного заведения, контролировали организацию учебно-воспитательного процесса, занимались подбором педагогических кадров и их содержанием, иногда приходилось даже улаживать конфликты, возникавшие в нем1. В первые годы существования всё в медресе определялось волей Хусаиновых, которые стремились создать максимально комфортные условия для результативного обучения татарской молодежи. Более того, их собственные дети обучались в нем. Например, известно, что дети Г.Хусаинова начальное образование получили именно в стенах медресе «Хусаиния»".