Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Ульянова Александра Евгеньевна

Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв.
<
Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ульянова Александра Евгеньевна. Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Сургут, 2006 183 с. РГБ ОД, 61:07-7/42

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ, СТРУКТУРА И МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУРГУТСКОГО КАЗАЧЕСТВА (до конца XVII в.) 19

1.1. Источники формирования казачества Сургута 19

1.2. Порядок управления сургутским казачьим гарнизоном,

его структура, численность и материальное обеспечение 43

ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ СУРГУТСКИХ КАЗАКОВ в конце XVI-XVII вв 64

2.1. Военные обязанности 64

2.2. Сбор ясака сургутскими служилыми людьми 86

2.3. Административные функции 112

ГЛАВА 3. БЫТОВОЙ УКЛАД СУРГУТСКОГО КАЗАЧЕСТВА (до начала XVIII в.) 128

3.1. Хозяйственная деятельность 128

3.2. Материальная культура 142

3.3. Основы духовной культуры 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 169

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ИССЛЕДОВАНИЙ 175

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последнее время значительно возрос интерес к судьбам казачества, как вольного, так и служилого. Однако по истории сибирского казачества имеются главным образом обобщающие исследования, работы, посвященные казачьим гарнизонам отдельных городов Сибири, только начинают появляться. Нет основательного труда и о прошлом сургутского казачества. В опубликованных монографиях и статьях данная тема рассматривается лишь фрагментарно. Множество же недавно изданных работ по истории казачества написано явно непрофессионально. Поэтому большую роль приобретает выход в свет научных трудов о прошлом сибирских казаков, в том числе работ, посвященных судьбам казачества отдельных регионов.

В последние годы мы наблюдаем процесс возрождения сургутского казачества, история которого уходит в глубь веков. Современные сургутские казаки стремятся к приобретению особого социального статуса, возрождению былых культурных традиций. Однако большинство из них, да и общество в целом, слабо знакомо с историей сургутского казачества до начала XX в. Далеко не все знают, что наряду с вольным существовало служилое казачество, а пути их развития сильно отличаются. Нелепым выглядит требование современных местных казаков о создании казачьих вольниц в Сургутском районе. Эти казаки не учитывают, что сибирское казачество уже со второй половины 1580-х гг. никогда не было вольным. Оно находилось на государственной службе, выполняло функции «приборных» служилых людей. Благодаря сибирским, в том числе сургутским, казакам и другим категориям служилого люда в конце XVI - XVII столетиях «Закаменьская страна» вошла в состав Российского государства. Сибирские казаки, включая сургутян, выполняли те цели и задачи, которые перед ними ставило правительство.

Таким образом, выяснение исторической роли сургутских служилых людей может сыграть немаловажную роль в процессе возрождения местного

казачества. Кроме того, изучение проблематики, связанной с историей сургутского служилого люда, вносит определенный вклад в раскрытие судеб сибирского казачества вообще, так как последнее объединяло казаков отдельных сибирских городов и острогов.

Объектом исследования диссертационной работы является история сибирского казачьего войска, сыгравшего немаловажную роль в освоении Сибири на начальной стадии этого процесса.

Предметом исследования служит становление и развитие сургутского казачества в конце XVI - XVII вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVI до исхода XVII в. Нижняя грань работы совпадает с началом формирования сургутского казачества: в 1594 г. был основан город Сургут, и тогда же здесь стал складываться казачий гарнизон.

Верхняя временная грань обусловлена тем, что в конце XVII столетия завершается определенный этап в истории казачества Сургута, связанный с наиболее активной деятельностью местных служилых людей в завоеваний и освоении Сибирского края. В то время сургутские казаки внесли наиболее значительный вклад в развитие Российского государства. В дальнейшем они уже не играли такой исторической роли, как в XVII в.

Территориальные рамки исследования включают значительную часть Западной и Восточной Сибири, что определялось деятельностью сургутских казаков, участвовавших в завоевании и освоении этого огромного края, а также Москва, куда сургутяне нередко направлялись с ясачной и поминочной казной, воеводскими отписками и другими документами.

Степень изученности темы. К настоящему времени в историографии нет комплексных исследований, посвященных сургутскому казачеству. Данная тема эпизодически освещается в обобщающих трудах по истории Сургута, сибирского казачества, а также Сибири в целом. Работы, касающиеся тех или иных аспектов становления и развития сургутского казачества, немногочисленны. В связи со слабой изученностью занимающей нас темы

затруднительно определить спорные моменты в ее историографии, за исключением некоторых дат, статистических данных и т.п.

Из специальных работ по истории Сибири стоит выделить труды П.Н. Буцинского1, который первым раскрыл обстоятельства возникновения Сургута, привел сведения о службе казаков этого города в конце XVI - XVII столетий. П.Н. Буцинскому удалось обнаружить копии сургутских документов конца XVI - XVII вв., которые ранее не использовались исследователями . Эти копии были найдены среди дел Сибирского приказа, хранившихся в Московском архиве Министерства юстиции. Оригиналы же документов погибли в пожаре 1712 г., когда полностью сгорела сургутская воеводская канцелярия со всеми царскими наказами, грамотами и другими материалами. Поэтому долгое время в литературе отсутствовали сведения не только о службе сургутских казаков, но и о Сургуте в целом. По этой причине Г.Ф. Миллер, собравший огромный документальный материал по истории Сибири во время знаменитой академической экспедиции 1733-1743 гг., всего две недели провел в Сургуте (лето 1740 г.). Не обнаружив здесь ранних документов, Г.Ф. Миллер, говоря о Сургутском уезде, в своем труде3 ссылался на архивные материалы других сибирских городов. Поэтому сведений о Сургуте и сургутском служилом населении в работе выдающегося историка немного.

Интерес представляют исследования В.А. Александрова4, в которых раскрывается структура и источники комплектования казачьих гарнизонов сибирских городов, содержатся сведения о военных походах сибирских казаков, в числе которых были и сургутяне. В монографии В.А. Александрова и Н.Н. Покровского «Власть и общество. Сибирь

1 Еуцинекий П.Н. Соч.: В 2-х т. Тюмень, 1999. Т. 1-2.

2 Древний город на Оби: История Сургута. Екатеринбург, 1994. С.91; Вершинин Е.В., Шашков A.T.
Документы XVII века по истории Сургутского уезда // Материалы и исследования по истории Северо-
Западной Сибири. Екатеринбург, 2002. Вып.1. С.115.

3 Миллер Г.Ф. История Сибири. 2-е изд., доп. M., 1999-2000. Т.1-2.

4 Александров В.А. Русское население Сибири в XVII - начале XVIII вв. (Енисейский край). М.,
1964; Он же. Проблемы сравнительного изучения материальной культуры русского населения Сибири (XVII
- начало XX в.) // Проблемы изучения материальной культуры русского населения Сибири. М., 1974; Он же.
«Войско» - организация сибирских служилых людей XVII века//История СССР. 1988. №3.

в XVII в.»1 дается представление о воеводском управлении Сибирью, формировании служилого населения, взаимоотношениях представителей власти (воевод) с местным «служилым людом» и возникавших между ними конфликтах. Учеными приводятся примеры таких конфликтов, которые имели место в разных сибирских городах, в том числе в Сургуте.

К исследованиям, посвященным истории сибирских городов, где встречаются сведения не только о сибирском казачестве в целом, но и об отдельных казачьих гарнизонах, включая сургутский, относится подготовленная Д.Я. Резуном и Р.С. Васильевским «Летопись сибирских городов» . Здесь говорится о строительстве Сургута служилыми людьми, об участии сургутских казаков в освоении Сибирского края. Данные подобного рода есть и в других исследованиях Д.Я. Резуна3.

Из обобщающих работ по истории сибирского казачества выделяется трехтомный коллективный труд «История казачества Азиатской России», который отличается обилием привлеченного фактического материала. В основном нами был использован первый том, где анализируются как служебные обязанности, так и материальная культура сибирского казачества. Авторами отражены и характерные черты, присущие большинству казачьих формирований сибирских городов, и некоторые особенности несения службы в тех или иных городах Сибири.

Интерес представляет и коллективный труд «Очерки истории Югры»3, где имеются сведения о сургутском служилом населении XVII в, Здесь освещены проблемы формирования сургутского казачества, говорится о военных походах сургутских казаков против остяцких князцов, объясачивании местного населения. В книге дается общая характеристика

1 Александров В.А., Покровский Н.Н. Впасть и общество: Сибирь в XVII п. Новосибирск, 1991. 2Резун Д.Я., Васильевский Р.С. Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989.

3 Резун Д.Я. «Написание о поставлений городов и острогов в Сибири...» // Источниковедение и
историография городов Сибири конца XVI - первой половины XIX в. Новосибирск, 1987; Он же.
Родословная сибирских фамилий: История Сибири в биографиях и родословных. Новосибирск, 1993;
Резун Д.Я., Соколовский И.Р. О «литве» в Сибири 17 в. // Белорусы в Сибири. Новосибирск, 2000:
Резун Д.Я. К изучению менталитета сибирских землепроходцев XVII в. // Общественная мысль и традиции
русской духовной культуры в исторических и литературных памятниках XVI - XX вв. Новосибирск, 2005.

4 История казачества Азиатской России: В 3-х т. Екатеринбург, 1995. Т.1.

5 Очерки истории Югры. Екатеринбург, 2000.

7 военной службы сургутян, содержатся данные о взаимоотношениях сургутских воевод и служилых людей. Кроме того, авторами рассматриваются некоторые аспекты духовной жизни сургутского населения XVII в., что в литературе является редкостью. В большинстве исследований по интересующей нас тематике налицо, как правило, очень скудные сведения, касающиеся материальной и духовной культуры. Исключение, пожалуй, составляют упомянутая «История казачества Азиатской России», а также «Древний город на Оби: История Сургута»1.

В последней работе сургутскому служилому населению уделено особое внимание, так как в конце XVI - XVIII вв. казаки составляли основную часть городского населения. Здесь, как и в предыдущих трудах, освещаются события, связанные со строительством города Сургута, военными походами казаков и выполнением ими административных обязанностей. Кроме того, в книге приведены документальные данные о некоторых сургутских казаках.

Расширить представления о быте сургутян конца XVI - XVII вв. позволяют работы Н.А. Миненко, О.Н. Вилкова и Д.В. Раева.

Труды Н.А. Миненко насыщены сведениями о материальной культуре и духовной жизни сибирских казаков XVIII - XIX вв., в том числе сургутских. Нами были использованы данные материалы, поскольку изыскания ряда историков показали, что быт казаков XVII в. мало чем отличался от их бытового уклада в XVIII столетии, по крайней мере, его первой половины. Н.И. Никитин, сопоставляя материалы за эти два века, говорит о «принципиальной идентичности положения» сургутских казаков в тот период3, почему и предлагает использовать метод ретроспективной экстраполяции при изучении тех вопросов истории сургутского казачества XVII в., которые слабо отражены в источниках.

Древний город на Оби...

2 Миненко Н.А. Городовые казаки Обского Севера в XVIII в, // Русское население Поморья и
Сибири (Период феодализма). М., 1973; Она же. Северо-Западная Сибирь в XVIII - первой половине
XIX вв. Новосибирск, 1975.

3 Никитин Н.И. Казачество Сургута в XVII в. // Сургут, Сибирь, Россия: Междунар. науч.-практ.
конф., посвящ. 400-летию города Сургута: Докл. и сообщ. Екатеринбург. 1995. СИЗ.

Сведения о хозяйственной деятельности сургутских казаков находим в работах О.Н. Вилкова1. Им выполнен детальный анализ «сургутской таможенной приходской книги 1674/75 г.», освещаются отношения сургутских казаков с торговыми и промышленными людьми в сфере обмена, выявлены предпочтения сургутян относительно продовольственных и промышленных товаров. Некоторые работы О.Н. Вилкова («Очерки социально-экономического развития Сибири в конце XVI - начале XVIII в.», «Торговля хлебом на Верхотурье в 1673/74 г.»), а также исследования И.Р. Соколовского «Торговля города Туринска в 1674/75 г.», «Пелым - малый сибирский город XVII в.»3 и И.П. Каменецкого «Кузнецк и его торговля в 17 веке» позволяют провести сравнительный анализ хозяйственной деятельности сургутских казаков и служилых людей других сибирских городов.

К хозяйственной деятельности сургутян обращается и Д.В. Раев , рассматривая работу кружечного двора Сургута, в которой участвовали служилые люди.

Для исследования истории сургутского казачества конца XVI - XVII вв. наиболее значительными являются работы Н.И. Никитина, посвященные как в целом сибирскому служилому населению, так и отдельно сургутским казакам6. Эти работы включают подробные сведения о казачьей

Вилков О.Н. Город Сургут и его торговля в XVII в.: Препринт. Новосибирск, 1997; Он же. Сургут и его торговля в XVII в.//Таможенные книги сибирских городов XVII века. Новосибирск, 1997. Вып.1.

" Вилков О.Н. Очерки социально-экономического развития Сибири в конце XVI - начале XVIII в.: Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. Новосибирск, 1991; Он же. Торговля хлебом на Верхотурье в 1673/74 г. // Таможенные книги... Новосибирск, 2000. Вып.З.

J Соколовский И.Р. Торговля города Туринска в 1674/75 г. // Таможенные книги... Новосибирск, 1999. Вып.2; Он же. Пелым -малый сибирский город XVII в. // Таможенные книги... Новосибирск, 2001. Вып.4.

" КаменецкийИ.П. Кузнецк и его торговля в 17 в. //Таможенные книги... Вып.2.

' Раев Д.В. Книги «пивных варей» Сургута как источник по изучению хозяйственной деятельности населения Сибири в начале XVIII в. //Таможенные книги... Вып.1; Он же. Производство и продажа пива в Сургуте в 1702-1711 гг. // Сургут я отечественной истории: Сб. тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. Сургут, 2001.

6 Никитин Н.И. Государственное обеспечение гарнизонов Тобольского разряда в XVII в. // Общественно-политическое развитие феодальной России. М., 1985; Он же. Сибирская эпопея XVII века (начало освоения Сибири русскими людьми). М., 1987; Он же. Служилые люди в Западной Сибири XVII века. Новосибирск, 1988; Он же. Освоение Сибири в XVII в. М., 1990; Он же. Первый век казачества Сибири // Воєнно-исторический журнал. 1994. №1; Он же. Сургутские казаки в XVII в. // Сургут, Сибирь, Россия. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 400-летию города Сургута: Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1994; Он же. Казачество Сургута в XVII в.; Он же. Начало казачества Сибири. М., 1996.

службе, составе и численности сургутского гарнизона, дальних «посылках» служилых людей и др.

Интерес представляют и работы Е.В. Вершинина. В монографии «Воеводское управление в Сибири (XVII век)»1 отражена деятельность местных властей в сибирских городах, приводится хронологический перечень сургутских воевод, в подчинении которых находились служилые люди. Особое значение имеют работы Е.В. Вершинина, характеризующие отношение аборигенного населения к местным властям, служилым людям, осуществлявшим сбор ясака с инородцев, а также условия, в которых происходила выплата пушного налога2. Е.В. Вершинину принадлежат и исследования, содержащие данные о военных походах сургутских служилых людей .

Первые годы истории Сургута обстоятельно представлены в работах Я.Т. Солодкина , где говорится об основателях и первых воеводах города, источниках формирования служилого населения, о военных походах сургутских казаков, их взаимоотношениях с инородцами и т.д.

Деятельность сургутских служилых людей исследуется и А.Т. Шашковым3. В одной из его работ приведены материалы об экспедициях и «посылках» сургутских казаков, детально говорится об их походе в

Вершинин Е.В. Воеводское управление в Сибири (XVII век). Екатеринбург, 1998.

" Вершинин Е.В. Ясачное население Сургутского уезда в XVII в. (по материалам челобитных) // Западная Сибирь с академических и музейных исследованиях: Тез. окр. конф., посвягц. 40-летию Сургутского краеведческого музея. Сургут, 2003; Он же. Челобитные аборигенного населения Сургутского уезда (XVII в.) // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее: Сб. науч. статей. Сургут, 2004 .

3 Вершинин Е.В. Восстание Тоньи-Кинемы в письменных и фольклорных источниках // Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири. Екатеринбург, 2002. Вып.1; Он же. Жил-был раньше такой атаман // Родина. 2004. №5.

Солодкин Я. Основатели Сургута // ГОгра. 2000. №1; Он же. Сибиряки в событиях смутного времени // Там же. 2001. №4; Он же. Служилые люди Сургута в первые годы его существования // Очерки истории Сургута. Сургут, 2002; Он же. «Сургункий город» и присоединение к России сибирских земель в конце XVI ~ начале XVII вв. // Северный регион: наука, образование, культура (далее - СР). Сургут, 2004. №1; Он же. Начальные люди // Тобольск и вся Сибирь. Тобольск, 2004. №2; Он же. Сургутяне - строители первых сибирских городов и острогов // Югра. 2004. №10; Он же. Когда и кем построен Кстский острог'? // Сургут в отечественной истории: Сб. тез. докл. исторических чтений. Сургут, 2005.

1 Шашков А.Т. К истории формирования идеологии антифеодального протеста урало-сибирских старообрядцев во второй половине XVII в. // Книга в культуре Урала XVI - XIX вв.: Сб. науч. тр. Екатеринбург, 1991; Он же. Сургутские казаки в Забайкалье и на Амуре в 50—60-е гг. XVII в. // Сургут в отечественной истории...; Он же. Строительство русских острогов в Сургутском уезде в конце XVI - начале XVII в. // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях...; Он же. Из истории церквей Сургута и Сургутского уезда//СР. Сургут, 2004. №1.

10 Приамурье . А.Т. Шашковым перечислены фамилии служилых людей Сургута, участвовавших в военных действиях с маньчжурами.

Воєнно-административные функции сургутских казаков рассмотрены в работах В.Д. Пузанова . В них освещены вопросы, связанные с «годовой службой», сбором ясака и другими административными обязанностями служилых людей Сургута.

Дополнить общую картину истории сургутского казачества помогают исследования, в которых сведения о сургутском служилом населении приводятся попутно. Таковы работы Ы.Н. Оглоблина3, К.Б. Газенвинкеля4, И. Тыжнова5, Г.Е. Катанаева6, СВ. Бахрушина7, П.П. Смирнова8, B.C. Сияяева9, З.Я. Бояршиновой и Г.А. Голишевой10, В.И. Сергеева", А.Н. Копылова12, Я.Е. Водарского13, В.И. Шункова14, Е.В. Чистяковой15,

1 Шашков А.Т. Сургутские казаки в Забайкалье и на Амуре...

" Пузанов В.Д. Сургут в военно-административной системе Сибири // Сургут в отечественной истории: Сб. тез. докл. и сообщ. Всерос. науч. конф. Сургут, 2001; Он же. Ясак Сургутского уезда в XVII -XVIII вв. // Сургут в отечественной истории: Сб. тез. докл. и сообщ. Второй межрег. науч. конф. Сургут, 2003; Он же. Военно-административные проблемы развития Сургутского уезда в XVII - XVIII вв. // СР. 2004. №1; Он же. Годовалыцики Сургута и Березова // Югра. 2005. №10; Он же. Служилые люди Сибири (Освоение окраинных земель) // Там же. 2006. №3.

3 ОглоблинН.Н. Бытовые черты XVII века//Русская старина. СПб., 1892. Кн.3.

4 Газенвинкель К.Б. Книги разрядные в официальных списках как материал для истории Сибири
XVII века. Казань, 1892; Он же. Расходная книга товарам и вещам Казенного приказа за 122 г. (1613-1614).
Б.м., 1893.

5ТыжновИ. Заметки о городских летописях Сибири. СПб., 1898. 4.1.

6 Катанасв Г.Е. Западносибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии
русскими Сибири и Средней А:ши. СПб., 1908; Он же. Краткий исторический обзор службы сибирского
казачьего войска с 1582 по 1908 г. //Тобольский хронограф. Екатеринбург, 1998. Вып.3.

7 Бахрушин СВ. Исторический очерк заселения Сибири до половины XIX века // Очерки по истории
колонизации Севера и Сибири. Пг., 1922. Выи.2; Он же. Научные труды. М., 1954. Т.2; 1955. Т.3.4.1.

3 Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. М.; Л.; 1947. Т.1.

9 Синяев B.C. Окончательный разгром Кучума на Оби в 1598 году // Вопросы географии Сибири. Томск, 1951. Сб.2; Он же. Включение чулымцев в состав Русского государства // Труды Томского государственного университета им. В.В. Куйбышева. Томск, 1963. Т.171 (Сб. науч. работ ист. кафедр).

Бояршинова З.Я. Основание города Томска // Вопросы географии Сибири. Томск, 1953. Сб.З; Бояршинова З.Я., Голишева Г.А. Первый документ о строительстве русского города на берегу Томи // Из истории Сибири. Томск, 1970. Вып.1; Бояршинова З.Я. Основание русского города па Томи (к 375-летию г. Томска) // Томску - 375 лет. Томск, 1979.

Сергеев В.И. Первые сибирские города, их военное, экономическое и культурное значение // Вестник истории мировой культуры. М., 1960. №3.

12 Копылое А.Н. Культура русского населения Сибири в XVII - XVIII вв. Новосибирск, 1968.

13 Водарский Я.Е. Численность русского населения Сибири в XVII - XVIII вв. // Русское население
Поморья и Сибири (Период феодализма). М., 1973.

14 Шунков В.И. Вопросы аграрной истории России. М., 1974.

13 Чистякова Е.В. Городские восстания в России в первой половине XVII века (30-40-е годы). Воронеж, 1975.

11 Н.Ф. Емельянова1, Е.И. Дергачевой-Скоп и В.Н. Алексеева2, И.В. Щеглова3, С.А.Токарева4, В.А. Шулдякова5, ИЛ, Неклепаева, СП, Швецова7, М.А. Кастрена8, Е.В. Кузнецова9, Р.Ф. Лещенко10, И.Л. Мальковой11, А.А. Бродникова , О.В. Внуковой .

Таким образом, историками характеризуется служба сургутских казаков конца XVI -XVII вв., приведены отдельные сведения о численности и составе казачьего гарнизона, денежном и хлебном жалованье, которое казаки Сургута получали за свою службу, их военных походах, сборе служилыми людьми ясака и т.д. Хотя в имеющихся исследованиях немного сведений, касающихся материальной и духовной культуры, по этим работам можно представить общую картину быта сургутских казачьих семей рассматриваемого нами периода. Однако комплексное исследование по истории казачества Сургута первого столетия его существования до сих пор не выполнено.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является изучение становления сургутского казачества в конце XVI в. и его судьбы на протяжении XVII столетия.

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

- исследовать источники формирования сургутского казачества;

Емельянов Н.Ф. Население Среднего Приобья в феодальную эпоху (Состав, занятия и повинности). Томск, 1980.

2 Дергачева-Скоп Е.И., Алексеев В.Н. Основная проблематика программы «Русская книга в
дореволюционной Сибири» // Русская книга в дореволюционной Сибири: рукописная и печатная книга на
востоке страны. Новосибирск, 1991.

3 Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири: 1032-1882 гг.
Сургут, 1993.

4 Токарев С.А. Крепостные сооружения Сургута в конце XVII в, // Сургут, Сибирь, Россия:
Междунар. науч.-практ, конф., поевящ. 400-летию города Сургута: Тез. докл. и сообщ. Екатеринбург, 1994.

5 Шулдяков В.А. Сибирское казачье войско: становление, организация, основные противоречия
жизни накануне революции // Изв. Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1996.
№4.

6 Неклспаев И.Я. Поверья и обычаи Сургутского края // Обряды, обычаи, поверья: Сб. статей,
Тюмень, 1997.

7 Швецов СП. Очерки Сургутского края // Тобольский север глазами политических ссыльных XIX -
начала XX века. Екатеринбург, 1998.

s Касгрен М.А. Соч.: В 2-х т. Тюмень, 1999.1.2.

9 Кузнецов Е.В. Сибирский летописец. Тюмень, 1999.

10 Лещенко Р.Ф. Белорусы - переселенцы в Сибири (конец 16 - 17 вв.) // Белорусы в Сибири.
Новосибирск, 2000.

"Манькова И.Л. К истории первых церквей Сургута//Материалы и исследования... Выи.1.

Бродников А.А. Сибирский служилый человек Максим Перфирьев (опыт биографического исследования) // Книга и литература в культурном контексте. Новосибирск, 2003.

13 Внукова О.В. О служилых обязанностях ратных людей Западной Сибири // Западная Сибирь: история и современность: Краевед, записки. Тюмень, 2003. Вьш.5.

охарактеризовать структуру и порядок управления гарнизоном;

рассмотреть круг обязанностей сургутских служилых людей;

показать их вклад в освоение Сибири;

охарактеризовать бытовой уклад сургутского казачества. Источниковая база исследования. Основу источииковой базы

диссертационного исследования по истории сургутского казачества конца

XVI - XVII вв. составили материалы из фонда Сибирского приказа (Ф.214)
Российского государственного архива древних актов (далее - РГАДА), где
содержится основной массив документов о прошлом Сибири эпохи позднего
средневековья. Здесь находится около десяти тысяч единиц хранения (книг и
столбцов), в которых имеются сведения по истории сибирских городов.

Из архивных источников привлекают внимание указные грамоты, царские наказы сургутским воеводам, где подробно излагаются их служебные обязанности, в том числе по управлению ясачным населением, памяти воеводам о посылке сургутских служилых людей на «годовую службу», отписки о сборе ясака и поминок с указанием цен на сибирские меха и т.п.

Среди архивных материалов имеется несколько грамот начала

XVII в. с изложением челобитных местных князцов (они жаловались на то,
что ясак на них положен «не в силу») и предписаниями сократить размеры
пушного налога .

Есть и грамоты, полностью воспроизводящие челобитные сургутских казаков, которые сетовали (в первой половине XVII в.) на «тяготы» службы, нехватку и нерегулярную выплату денежного и хлебного жалованья. В таких грамотах за изложением челобитных следуют указания воеводам относительно возможностей улучшения материального положения служилых людей и их семей4.

Центральный государственный архив древних актов СССР; Путеводитель: В 4-х т. М.; 1991. Т.1. С.160.

2 РГАДА. Ф.214. ОнЛ.КнЛ. Л. 141-151, 188-190; Кн.2. Л.71об.-75 об., и др.

3 Там же. Оп.1. Ки.1. Л.157-165.
4Тамже.Л.171об.-178.

Сохранилось немало царских наказов и памятей, где воеводам Сургута разъясняются их функции по прибытии в город, порядок управления служилыми людьми и ясачным населением1.

Особый интерес представляют окладные книги, в которых дается перечень сургутских служилых людей с указанием занимаемых ими должностей, размеров денежного и хлебного жалованья. К таким источникам относятся использованные в работе «книги имяыньте Сургуцкого города служилым людем и ружником, и оброчником...», содержащие сведения о денежных и хлебных окладах служилых людей на 1626/27 г.2

Названные документы в основном характеризуют службу сургутских казаков и лишь частично затрагивают их материальное положение (сообщается о выплате жалованья).

Что касается изданных документов по ранней истории сургутского казачества, то их совсем немного. Несколько царских грамот и отписок начальных людей, имевших отношение к службе сургутских казаков, помещено в «Актах исторических...»3 и «Дополнениях к актам историческим...»4. В основном они касаются военных походов служилых людей Сургута.

Два документа по ранней истории Сургута опубликовано В.Н. Сторожевым : наказ о строительстве города от 19 февраля 1594 г. и наказ о смене воевод от 10 февраля 1595 г.

Несколько документов о службе сургутских служилых людей издано в приложениях к «Истории Сибири» Г.Ф. Миллера6. Это наказы о походе сургутских казаков в Мангазею, их участии в строительстве Томска, отписки воевод об «измене» инородцев Сургутского уезда и др.

'РГАДА.Ф.214. Оп.1.КнЛ.Л.141-150, 167-171. I Там же. Кн. 14. Л.318-337об.

J Акты исторические, собранные и изданные имп. Археографическою комиссиею. СПб., 1841-1842. Т.2-4.

4 Дополнения к актам историческим, собранным и изданным имп. Археографического комиссиею.
СПб., 1848-1867. Т.3-5, 8,10.

5 Сторожев В. Материалы для истории русского дворянства, М, 1908. Вып.2. Прилож.

6 Миллвр Г.Ф. История Сибири. Т. 1-2.

Среди множества документов, составляющих сборник «Первое столетие сибирских городов: XVII век»1, имеются и материалы о Сургуте. Это грамоты, наказы и памяти сургутским воеводам о строительстве Томска, смене воевод, а также ведомость Сургута за 1701 г.

Особый интерес представляют документы, опубликованные Е.В. Вершининым и А.Т. Шашковым в сборнике «Материалы и исследования по истории Северо-Западной Сибири»2. В него вошли сорок документов из фонда Сибирского приказа, содержащих сведения о военных действиях в Сибири, в которых участвовали сургутские казаки, а также административных обязанностях, выполнявшихся служилыми людьми Сургута. Это царские наказы, грамоты, отписки воевод и челобитные ясачного населения. Кроме того, в указанном сборнике опубликованы книга окладного жалованья сургутским служилым людям 1625/26 г., разборная книга 1689 г. и городовой список города Сургута 1697 г., где содержатся подробные сведения о денежных и хлебных окладах служилых людей, перечислены их имена и фамилии, занимаемые должности.

В документах, включенных в сборник «Русское население Сибири эпохи феодализма»3, упоминается о сургутских служилых людях, сопровождавших ссыльных.

Отдельные сведения о сургутских казаках можно найти также в одной из публикаций С.А. Белокурова, сборниках документов «Акты времени правления царя Василия Шуйского...» , «Из истории земли Томской: 1604— 1917» , «Верхотурские грамоты конца XVI - начала XVII в.» , «Тобольский архиерейский дом в XVH веке»8, «Тюмень в XVII столетии»9.

1 Первое столетие сибирских городов: XVII век. Новосибирск, 1996.

2 Вершинин Е.В., Шашко в А.Т. Документы XVII века по истории Сургутского уезда // Материалы и
исследования ... Вып.1.

1 Русское население Сибири эпохи феодализма: Сб. документов XVII - первой половины XIX вв. Новосибирск, 2003.

4 Белокуров С.А. Из духовной жизни московского общества XVII в, М., 1903. Прилож.

s Акты времени правления царя Василия Шуйского (1606 г, 19 мая-17 июля 1610 г.). М., 1914.

6 Из истории земли Томской: 1604-1917 (Сб. документов и материалов). Томск, 1978. Вып.1.

7 Верхотурские грамоты конца XVI -начала XVII в. М., 1982. Вып.1.

8 Тобольский архиерейский дом в XVII веке. Новосибирск, 1994.

9 Тюмень в XVII столетии. Тюмень, 2004.

Социально-экономическое развитие Сургута, хозяйственная деятельность сургутских служилых людей, а также выполнение ими административных функций, в частности, взимание таможенных сборов с торговых и промышленных людей, отражены в таможенной книге Сургута 1674/75 г.'

Сведения о строительстве сибирских городов и острогов с участием сургутских казаков, переводе последних в рейтары, данные о воеводах, управлявших служилыми людьми и ясачным населением Сургутского уезда, содержатся в нескольких разновидностях сибирского летописного свода .

Рассмотрев архивные материалы и изданные документы, можно выделить следующие основные виды актовых источников по истории сургутского казачества конца XVI - XVII вв.:

наказы,

памяти,

указные грамоты,

челобитные,

отписки,

окладные и разборные книги,

городовые списки,

таможенные книги.

Наказы сибирским воеводам, как правило, содержали сведения общего характера. Они довольно быстро приобрели шаблонный вид, так как писались по единому формуляру.

Памяти в отличие от наказов содержали конкретные указания относительно служилых людей того или иного сибирского города.

Указные грамоты зачастую отражали реакцию московских властей на челобитные служилого или ясачного населения. Как правило, в грамоты

1 Таможенная книга Сургута за 1674/75 г.//Таможенные книги ... Вып.1.

2 Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). М.. 1987. Т.36.

16 вносился целиком текст челобитных, после изложения которых следовали распоряжения о порядке разрешения той или иной проблемы.

Челобитные поступали и от служилых людей, и от местного ясачного населения. Служилые люди чаще всего жаловались на несвоевременную выдачу окладов и нехватку хлебного жалованья, чтобы прокормить семью, а инородцы - на тяжесть выплаты ясака.

Среди документов Сургутского уезда XVII в. нередко встречаются отписки, в которых воеводы указывают причины, по которым пушной налог был собран не в полном объеме, а также сообщают о том, какие инородцы выбыли из ясачного оклада, а какие «положены» в ясак.

Большой интерес представляют книги окладного жалованья или разборные книги служилым людям. Из них мы узнаем о численности гарнизона Сургута, должностях местных служилых людей, размерах их денежного и хлебного жалованья. Кроме того, в разборных книгах говорится о том, когда сігужильїє люди были зачислены на службу и при каком воеводе, сколько лет состоят на государевой службе и в каких «посылках» за это время побывали.

В городовых списках тоже перечисляются служилые люди, приводятся сведения о положенных им окладах и наличии у них детей мужского пола с указанием возраста, а также дается подробное описание строений города, содержимого арсенала и т.п.

В таможенных книгах довольно однообразно перечисляются товары и указывается их стоимость. Требуется трудоемкая статистическая обработка сведений подобного рода. Из всех использованных актовых источников таможенные книги, пожалуй, являются единственными документами, которые позволяют охарактеризовать бытовой уклад казачьих семей Сургута.

Таким образом, имеющиеся в нашем распоряжении источники освещают преимущественно военную сторону жизни сургутских казаков, их служебные обязанности и материальное обеспечение. Почти нет сведений о быте и духовной культуре служилых людей, так как в сохранившихся

документах, как правило, излагаются правительственные распоряжения, содержатся указания на выполнение либо невыполнение казаками тех или иных заданий.

Методологическая основа исследования. Мы пытались синтезировать элементы формационного и цивилизационного подходов к истории, которые, дополняя во многом друг друга, открывают возможности для исследования процесса формирования сургутского казачества, функций служилых людей и бытового уклада казаков с учетом как социально-экономических, так и социокультурных факторов.

Основным методологическим принципом работы стал принцип историзма, в соответствии с которым исторические факты и явления рассматриваются в генезисе и развитии, во взаимосвязи и взаимодействии с другими фактами и явлениями, а также сопутствующими им условиями.

В ходе исследования применялись такие исторические методы, как хронологическо-проблемный, синхронистический и сравнительно-исторический, что позволило целенаправленно рассмотреть процесс становления и дальнейшего развития сургутского казачества, сопоставить деятельность казаков Сургута и служилых людей других сибирских городов, выяснить роль этих казаков в процессе освоения сибирских земель.

При обработке фактического материала использовались и общенаучные методы исследования: статистический, математический, ретроспективной экстраполяции. К последнему методу мы обращались при рассмотрении слабоизученных вопросов истории сургутского казачества XVII в., особенно изучая отдельные стороны материальной и духовной культуры.

Научная новизна. Представленная диссертация является первым комплексным исследованием по истории сургутского казачества. Ранее рассматривались, и то большей частью отрывочно, лишь некоторые аспекты данной проблематики.

Впервые систематизированы и обобщены сведения, касающиеся источников формирования сургутского казачьего гарнизона, детально

18 рассмотрены и проанализированы порядок управления этим гарнизоном, его структура, численность и материальное обеспечение, а также функции, выполняемые местными служилыми людьми.

В работе (что не делалось ранее) подробно представлен бытовой уклад сургутских казаков конца XVI - XVII вв., исследованы хозяйственная деятельность, материальная и духовная культура местного казачества.

В источниковедческом плане новизна диссертации заключается в привлечении обойденных вниманием историков весьма многочисленных архивных материалов.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в научных трудах по истории и культуре Сибири, в учебном процессе, в частности, при подготовке лекционных курсов и семинаров, а также в практике современного казачества.

Работа может представлять интерес для преподавателей вузов, учителей школ, музейных работников.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы отражены в десяти научных публикациях, включая тезисы докладов на межрегиональных и окружных конференциях.

Источники формирования казачества Сургута

В конце XVI в. с началом присоединения зауральских земель к Российскому государству и возведения на вновь присоединенных территориях первых русских городов и острогов там из служилых людей стали формироваться гарнизоны.

Этот процесс был весьма сложным. Чтобы успешно проводить дальнейшие военные операции по захвату новых земель, а также удерживать в повиновении покоренное аборигенное население, проживавшее на огромной территории, требовалось немало ратных людей. В конце XVI -начале XVII вв. перед московским правительством остро стояла проблема комплектования сибирских гарнизонов. При этом власти прибегали к использованию различных способов пополнения сибирского войска, что в дальнейшем привело к «пестроте» его состава. Сибирские гарнизоны состояли из людей, принадлежавших к разным народностям и имевших различный социальный статус. Так дело обстояло и с гарнизоном Сургута.

Формирование местного казачества начинается с того времени, когда служилые люди в 1594 г. по указу царя Федора Ивановича приступили к строительству города Сургута, который был возведен на правом берегу Оби, недалеко от впадения в нее речки Бардаковки и при устье небольшой речки Саймы.

Можно выделить пять основных, на наш взгляд, источников комплектования сургутского казачьего гарнизона. Первый источник - это служилые люди из разных городов России, включая сибирские города и остроги. Второй - представители других сословий, которые были поверстаны в казаки. Третий источник формирования сургутского казачества - это ссыльные. Четвертый - «новокрещены», т.е. представители аборигенного населения Сибири, принявшие христианскую веру. И последний, пятый источник комплектования сургутского гарнизона, - прямые потомки сургутских казаков, которые, как и их отцы, деды и прадеды, были зачислены на государеву службу.

Эти пути формирования гарнизона характерны не только для Сургута, но и для других сибирских городов и острогов. Разница состоит лишь в соотношении тех или иных источников складывания служилого люда.

Для Сургута в конце XVI начале XVII вв. доминантными были первый и второй источники комплектования казачьего гарнизона - это служилые люди из других городов, а также представители неслужилых сословий. Но уже к середине XVII столетия начинает превалировать пятый источник формирования сургутского казачества - потомки местных казаков, что вполне естественно. Казаки становятся постоянными жителями Сургута, заводят семьи, у них рождаются дети, которые, повзрослев, также поступают на службу.

Теперь мы рассмотрим указанные источники формирования сургутского казачества и попытаемся выявить особенности, характерные для каждого из них.

Подобно другим сибирским городам и острогам, на первых порах в сургутский гарнизон переводили служилых людей из других мест. Первоначально в его составе числились те, кто принимал участие в строительстве города.

Согласно царскому наказу от 19 февраля 1594 г., Сургут строили казаки из Пеяыма, Тобольска, Березова и Обского городка. Следует отметить, что тогда же годовалыцики из названного городка были переведены на службу в Сургут в полном составе2, а основанное И.А. Мансуровым еще в 1585 г. укрепленное поселение уничтожили.

Военные обязанности

В XVI - XVII вв. служебная деятельность в сибирских гарнизонах являлась очень разнообразной, так как круг обязанностей служилых людей в тот период не был строго регламентирован.

Сургутские казаки подобно служилым людям других сибирских городов собирали ясак с коренного населения, участвовали в поимке беглых ясакоплателыциков, выступали в качестве курьеров, конвойных и сторожей; из них же выбирали таможенных служителей и целовальников при воеводских канцеляриях.

Важнейшей функцией сибирских казачьих гарнизонов, в том числе сургутского, являлось завоевание новых земель, т.е. расширение границ государства, а также оборона от кочевников присоединенных территорий, строительство на них укрепленных городов и острогов1. Таким образом, первоочередными были военные обязанности. Подтверждением этого служат царские грамоты конца XVI - XVII вв., в которых в качестве первейших задач назывались меры военно-оборонительного порядка, а потом уже связанные с хозяйственным освоением новых территорий налоговые, торговые, административные и судебные вопросы.

Главной целью политики, проводимой московским правительством в Сибири, являлось прочное утверждение в этом крае. И достигнуть этой цели помогали служилые люди, которые воевали с коренными народами Сибири, покоряли их и на завоеванных землях основывали русские города и остроги, ограничивая власть местных князцов, а то и устраняя их.

Присоединение и удержание за собой Сибири играло для Российского государства немаловажную политическую роль, а также являлось источником пополнения казны. Проникновение русских людей за Урал началось еще задолго до начала завоевания сибирских земель, определяясь поисками дорогой пушнины. Кроме того, как отметил Н.И. Никитин, Сибирь российскому правительству была также необходима в силу близости к Индии и Китаю, прямая торговля с которыми могла дать огромные выгоды1. Позднее, когда уже был построен город Сургут, его воеводам предписывалось «искати государю во всем прибыли, чтоб прибыль учинити, а земли тягости не навести, чтоб та прибыль вперед была прочна и старательна»2.

В середине XVI в. после падения Казанского ханства открылась короткая дорога на Урал по реке Каме. Ее притоки близко подходили к верховьям рек бассейна Тобола, а природно-географические условия этого района позволяли закрепиться в Сибири уже более надежно. Царское правительство не могло не воспользоваться такой возможностью: вскоре сюда были направлены отряды служилых людей.

Сургутские казаки принимали активное участие в освоении новых территорий и строительстве сибирских городов. Не зря финский путешественник М.А. Кастрен писал, что после покорения казаками небезызвестного остяцкого князца Бардака (или, как он его сам называл, Партака) был построен город Сургут, который «в короткое время сделался для казаков сильнейшей охраной и точкой отправления дальнейших операций. Отсюда выходили по временам хищные казацкие ватаги, покорившие и обложившие данью все остяцкие и самоедские племена от Ледовитого моря на севере до реки Кета на юге. Решительно немного мест в Сибири, которые в эпоху завоевания ее играли бы такую важную роль, как отважный казацкий город Сургут»3.

Хозяйственная деятельность

Бытовой уклад сургутских казачьих семей, как и жителей других сибирских городов, отличался от уклада русских людей, проживавших в центральных уездах России,

Известно, что каждый народ, населяющий значительную территорию, обладает в рамках единой национальной культуры локальными особенностями, которые складываются под влиянием ряда конкретных условий. Такие особенности, согласно В. А. Александрову, создавались в национальной культуре русского народа и в процессе заселения и хозяйственного освоения Сибири, где русские селились бок о бок с коренными жителями. Создавая свое хозяйство на новых землях, русское население вынуждено было приспосабливаться к местным природным условиям, испытывая при этом и влияние местных уроженцев. Русские перенимали у аборигенов приемы ведения наиболее развитых у них отраслей хозяйства - рыболовства, охоты и отчасти скотоводства1.

Безусловно, немаловажную роль играла и отдаленность Сибири от центральной России, где развитие культуры протекало более интенсивно, чем в зауральских уездах Московского государства. Наиболее значительные политические события, которые тоже оказывали заметное влияние на культуру народа, также происходили в центре страны; как правило, на ее окраинах они с меньшей силой сказывались на жизнедеятельности местного населения.

Особый отпечаток на формирование бытового уклада сибирских казаков наложила и государственная служба, которая, как правило, была сопряжена с частыми дальними поездками служилых людей в другие сибирские города и остроги, что отражалось на ведении хозяйства, а также на семейных отношениях.

Сургутские казаки, как уже говорилось, состояли на царской службе, за которую получали жалованье деньгами, хлебом и солью. Однако оклады были невысокими, а их выдача - нерегулярной, и жалованье не могло обеспечить прожиточный минимум казачьих семей. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что в Сургуте не было пашни: ее не удалось здесь завести из-за суровых природных условий . Во многих же других сибирских городах в отличие от Сургута выращивали собственный хлеб. По данным конца XVII в., пашня имелась в Верхотурье, Иркутске, Мангазее, Нерчинске, Пельше, Таре, Тобольске, Тюмени, Томске, Якутске, в Енисейском, Илимском, Кетском, Красноярском, Кузнецком, Нарымском и Туринском острогах2, причем земледелием здесь занимались не только крестьяне, собственную запашку имели и служилые люди. Поэтому в пашенных городах менее остро стояла проблема со снабжением населения хлебом, особенно в конце XVII в., когда в некоторых районах дефицит в производстве хлеба сменился профицитом. Жители Сургута же по-прежнему снабжались привозным хлебом, поставки которого продолжали задерживаться и в последние годы XVII в.

В силу того, что царского жалованья не хватало для удовлетворения всех нужд и потребностей, сургутским казакам приходилось искать дополнительные источники существования в торговле, охоте, рыболовстве, огородничестве, животноводстве, судостроении и т.д. Исследование таможенных книг сибирских городов показало, что служилые люди Сургута, как и других городов, достаточно активно занимались торговлей и различными «промыслами»4.

Похожие диссертации на Сургутское казачество в конце XVI-XVII вв.