Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление протестантских общин в Санкт-Петербурге, первая четверть XVIII в. Алакшин, Александр Эдуардович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алакшин, Александр Эдуардович. Становление протестантских общин в Санкт-Петербурге, первая четверть XVIII в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Челябинск, 1998.- 180 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/71-8

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы российские историки значительно чаще стали обращаться к проблемам, связанным с религиозной тематикой. Это и понятно, если учесть важность религиозного фактора в жизни любого общества, а также огромное количество находящихся на территории нашей страны самых разнообразных по принципам вероисповедания и численности конфессиональных групп. В условиях реальной свободы происходит оживление деятельности этих групп и, как следствие, - усиление внимания учёных к истории их появления и утверждения в России.

Протестантство представляется нам одним из интереснейших явлений в российской историко-культурной традиции, поскольку оно выражает собой суть рационально-религиозного способа мировосприятия человека цивилизации западного типа. Определение места протестантских конфессий в структуре российского общества даёт нам возможность одновременно анализировать целый ряд ключевых проблем развития России в определённый период её истории - экономико-политическую ситуацию в стране, характеристики её социального состава, предпосылки возникновения и дальнейшего становления протестантских общин, особенности их вероучений и степень влияния тех или иных религиозных идей на российское общественное сознание.

Объектом изучения в диссертации являются протестантские общины г. Санкт-Петербурга. Образованные фактически с момента закладки города, они уже в первые годы своего существования, за счёт массовой миграции в Петербург западноевропейских и российских лютеран, реформатов и англикан, в совокупности, стали крупнейшим протестантским конфессиональным образованием в России в первой четверти XVIII в.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторической науки - системность, научная объективность и историзм. Автором был использован подход комплексного изучения разнородных элементов культуры в рамках единой российской цивилизации. Опираясь на источники, автор пытался выявить специфические признаки внутренних механизмов функционирования протестантских общин Санкт-Петербурга на фоне процесса исторического развития России в первой четверти XVIII в. Специфика темы предполагала использование методов сравнительно-исторического анализа, синтеза, ретроспективы,, структурной систематизации, сравнительной типологии. Привлечение к исследованию статистического материала повлекло за собой также и необходимость применения специальных методов его анализа - выборочного и исследования динамики роста групп населения.

Цель исследования заключается в анализе деятельности протестантских общин Санкт-Петербурга в период их становления, выявлении динамики их развития, основных направлений внутриконфессионапьной жизни, а также в определении степени их влияния в обществе. Достижение этой цели предполагает необходимость решения следующих задач:

- проанализировать российское законодательство первой четверти
XVIII в. в его отношении к протестантству, дать характеристику способам
взаимоотношений органов власти и протестантских организаций;

реконструировать историческую ситуацию раннего периода существования протестантских общин в Санкт-Петербурге; выявить данные о конфессиональном составе, примерной численности общин, их структуре, рассмотреть их соответствие европейским образцам, деятельности церковных советов, патронов, пасторов;

выяснить формы взаимоотношений представителей различных конфессий между собой и с православной церковью;

- выявить прежние места проживания западноевропейских
протестантов, их образовательный уровень, социальный статус в России,
конфессиональные обязанности в общинах;

показать идейную суть учений Лютера и Кальвина, помогавших протестантам добиваться социального успеха в России;

оценить степень влияния членов петербургских протестантских общин на процесс государственного строительства в России в первой четверти XVIII в.

Хронологические рамки. Протестантская диаспора сложилась в Петербурге уже в первый год существования города. Конец же изучаемого периода - первой четверти XVIII в. - характеризуется признаками прочного становления структур общин, значительным повышением количества их членов, определением способов взаимоотношений протестантов с государственными властями. Кроме того, после смерти Петра I в 1725 г. и смерти Екатерины I в 1727 г., статус Санкт-Петербурга изменился - двор императора Петра II переехал в Москву и численность населения Петербурга уменьшилась практически в 2 раза. Все показатели жизнедеятельности протестантских общин в начале второй четверти ХУШ в. (до времени правления Анны Иоанновны) заметно снизились; данная проблема, таким образом, должна являться темой отдельного изучения.

Территориальные рамки, обозначенные в теме диссертации, ограничиваются размерами отдельного города вследствие уникальности исторической ситуации. Именно в Санкт-Петербурге в первой четверти ХУШ в. проживало протестантов больше, чем в каких-либо других российских городах. Сосредоточение внимания на проблемах истории конкретных региональных протестантских общин даёт нам возможность реконструировать сам ход процесса складывания организаций такого типа

в условиях окружения неродственной им культуры; помогает проявить многие параметры внутриструктурной жизни общин - способы взаимоотношений между членами церквей, варианты решения тех или иных задач, стоявших перед лютеранами, например, или кальвинистами; жизненное кредо тех или иных протестантов, их материальное положение и т.д. В работе рассматривается деятельность общин, находившихся лишь на территории непосредственно города Санкт-Петербурга; небольшие же в пригородных районах - Кронштадте, Стрельне и прочих - не включены в круг исследуемых объектов по причине своей малочисленности, неорганизованности и отсутствия источников по данной теме.

Историография проблемы. Систематическое изучение российской протестантской проблематики в исторической науке России было начато двумя выдающимися учёными XIX в. - И.И. Соколовым1 и Д.В. Цветаевым2. Историки на базе богатейшего источникового материала восстановили картину переселения первых протестантов в Московию, определили основные места поселения колонистов и зафиксировали формы их традиционных взаимоотношений с православными. История протестантов в России в первой четверти XVIII в. не вошла в хронологические рамки их исследований. В последующие годы, к сожалению, данный вопрос оставался, практически, вне сферы научного интереса.

Специачъных работ по теме исследования в российской' науке не существует, хотя с начала второй половины XIX в. был выполнен ряд публикаций, в которых в той или иной мере, в контексте изложения материала по проблемам российского протестантства в XIX и XX вв., упоминались данные о первой четверти XVIII в., но все они укладывались в объём нескольких абзацев.

Д.В. Извеков в специальной статье пытался определить силу влияния лютеранско-кальвинистекой идеологии на российское общество3. Основное акцентирование в работе приходится на характеристику комплекса мер российского правительства, направленных на ограничение протестантской пропаганды в стране. Некоторые тезисы автора, на наш взгляд, отличаются неадекватностью оценки реатьных действий правительства - например, о решительных действиях исполнительной власти в сфере просвещения народы (чтобы он смог отличать чистоту православного учения от лютеранской ереси) или об особом цензорском контроле над переводимыми по указу Петра протестантскими книгами.

1 Соколов И.И. Отношение протестантизма к России в XVI и XVII вв. М., 1880.

2 Цветаев Д.В. Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII вв.
М., 1886.

3 Извеков Д.В. Отношение русского правительства в первой половине XVIII
столетия к протестантским идеям // Журнал Министерства Народного
просвещения. 1867. Ч. 135. № 10. С. 59-81.

В работе М.Е. Красножена «Иноверцы на Руси» достаточно твёрдо осуждается позиция русского правительства благосклонного отношения к неправославным христианам - протестантам и католикам. М.Е. Красножен упоминает и о ситуации введения в России в первой четверти XVIII в. обычаев принятия иноверцев в православие без перекрещивания, а также о практике вступления в брак иностранцев-христиан с русскими без перемены их веры. Весь остальной материал в книге посвящен российским протестантам и католикам, жившим в XIX в., в основном, он относится к юридической практике связей государства и неправославных.

Российские историки, пребывавшие в эмиграции в течение XX столетия, не занимались изучением протестантской истории в России первой четверти XVIII в. Исключение, может быть, составляют лишь исследования А.В. Карташова, который в своём фундаментальном труде «Очерки по истории русской церкви» вскользь коснулся данной проблематики2. А.В. Карташов попытался осмыслить суть реформ «протестантского образца» в отношении реорганизации русской православной церкви. Он показал психологические и социальные истоки симпатии Петра I к протестантским формам религии (благорасположенность эта и предопределила законодательное отношение царя к лютеранским и кальвинистским общинам; в результате протестанты в короткий срок прочно укоренились в правовом поле российского общества).

Советское время в российской науке также отмечено лишь несколькими работами, имеющими отношение к проблемам жизни протестантов в России в первой четверти XVIII в. (и даже непосредственно в Петербурге). В.В. Смирнов, например, в статьях «Старейшая школа»3 (написана в соавторстве с Н.П. Ульяновым) и «Старейшая школа Петербурга (опыт реконструкции)»4, прослеживает возможный процесс открытия Петершуле - школы при лютеранской общине Св. Петра в Санкт-Петербурге. Определяется примерная дата начала функционирования школы, личность первого учителя, национальность учеников, перечень учебных предметов в ранний период существования этого заведения. На основании данных автор делает вывод: школа при лютеранской общине является, по времени возникновения, самым первым образовательным учреждением в городе.

Тщательный анализ текстов мемуаров и путевых заметок иностранцев, побывавших в Петербурге в первой четверти XVIII в., даёт в

1 Красножен М.Е. Иноверцы на Руси. Юрьев, 1900.

2 Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М., 1993.

3 Смирнов В.В., Ульянов Н.П. Старейшая школа // Ленинградская панорама.
1985. № 6. С. 32-36.

4 Смирнов В.В. Старейшая школа Петербурга (опыт реконструкции) //
Петербургские чтения. 1993. Вып. 1-2. С. 35-39.

своём предисловии и далее, в комментариях, в книге "Петербург Петра І в иностранных описаниях" Ю.Н.Беспятых . Автор выполнил собственный перевод всех находящихся в данном сборнике текстов. В толковании последних Ю.Н. Беспятых обращался к источникам и специальной литературе - в том числе и по'проблемам жизни протестантов в России - работам А.Ф. Бьюшинга, Ф.В. Богемелля, Я.Ф. Грота, Т. Юнгблута. Это единственное издание в новейшей российской исторической литературе, где даются некоторые, пусть и косвенные, сведения о деятельности петербургских протестантов указанного периода.

В 1995 г. была защищена диссертация, написанная О.В. Курило, по теме "Лютеране в России (XVI-XX вв.)"2. В работе была сделана попытка дать исторический обзор ситуации проживания российских лютеран в течение четырёх веков, выяснить причины появления лютеран в России и определить динамику роста численности общин в стране за указанный период. Автор также оценила современное состояние общин. Преимущественное внимание в исследовании уделено положению лютеран в XX в. В целом работа имеет этнографический характер, в ней активно используются результаты полевых исследований, проведённых в современных лютеранских общинах в России, и даже фольклорные источники, отражающие традиционное отношение русского народа к иноземцам.

Богатейший материал для осмысления общего исторического контекста периода рождения Санкт-Петербурга, даёт СП. Луппов в одной из своих книг3. Автор детально рассматривает различные городские проблемы на этапе начального существования столицы будущей Империи: организацию общественных работ, складывание системы городского управления, динамику роста населения и т.д.; данных о деятельности иностранцев в Петербурге в работе, к сожалению, нет. Статья СВ. Семенцова также заполняет пустоты в реконструкции общей картины жизни города в первой четверти XVIII в.4 В ней характеризуются этапы . развития города, анализируется процесс формирования петербургской топографии; обрисовываются контуры районов. Примерные сведения о количестве дворов в Санкт-Петербурге, их месторасположении даются в статье Л.И. Бройтман и Е.И. Красновой . Работа написана на основе важнейшего источника - "Переписных книг дворам на Адмиралтейской стороне в Санкт-Петербурге строенным". Описание основных форм построек, сведения об иностранных архитекторах, проектировавших строительство столицы, даёт в монументальном труде о петербургском

Беспятых Ю.Н. Петербург Петра І в иностранных описаниях. Л.,1991. 2 Курило О.В. Лютеране в России (XVI-XX вв.).: Дис. ...канд. ист. наук. М.,1995. Луппов СП. История строительства Петербурга. М.-Л.,1957.

4 Семенцов СВ. Реальный Санкт-Петербург Петровского времени// Петербургские
чтения. 1993. Вып. 1-2. С. 49-53.

5 Бройтман Л.И., Краснова Е.И. Население Санкт-Петербурга по материалам
переписи дворов 1717 г.//Петербургские чтения. 1993. Вып. 1-2. С. 69-72.

градостроении академик И.Э. Грабарь . Работа очень важна для понимания всех процессов раннего развития города. Детально рассматривает проблемы проживания иностранцев (в первую очередь, шведов) в Петербурге первой четверти XVIII в. Л.Н. Семёнова .

Практически все зарубежные исторические работы, в которых изучались проблемы жизни протестантов в России XVIII в., были написаны немецкими авторами. Исследуя их труды о петербургских общинах (на русский язык они не переведены), мы пришли к определённым выводам. Все историки, публиковавшие работы в XIX и XX вв., создавая главы о петровском протестантском этапе истории, в своих исследованиях, в значительной мере, опирались на одну и ту же информацию, данную ещё в XVIII в. А.Ф. Бьюшингом и Я. Гротом3. Это вполне объяснимо: А.Ф. Бьюшинг был, по сути, современником первых европейских колонистов в Санкт-Петербурге и в своих обстоятельных трудах описал все известные ему факты; Я. Грот также использовал для написания книг те архивные документы, которые нам сейчас недоступны. Некоторые исследователи XIX в. ввели в научный оборот и новые сведения, найденные ими в документах. Среди этой группы учёных можно отметить имена К. Леммериха, Э. Фризендорфа, А. Штейнберга, Э. Муральта4. Будучи лютеранами и реформатами по способу вероисповедания, все они тщательным образом собирали всевозможную информацию о деятельности петербургских протестантских общин, большей частью, правда, по их истории в XIX в.). В XIX в. у немецких авторов появляется возможность делать и некоторые обобщающие выводы, касающиеся положения лютеран и реформатов в России первой четверти XVIII в., исследовать достаточно масштабные проблемы, например: о способах взаимоотношений государственных властей и протестантов, о влиянии протестантов на процессы складывания новых

1 Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII и ХГХ вв. СПб., 1994. 1 Семёнова Л.Н. Участие шведских мастеровых в строительстве Петербурга: (первая четверть XVIII в.) // Исторические связи Скандинавии и России. Л., 1970. С. 264-281; др. работы.

3 Busching A.F. Geschichte der evangelisch - lutherischen Gemeinen im Russischen
reich. Bd 1-2. Altona, 1766/67; Busching A.F. Gelehtre Abhandlungen und
Nachrichten aus und von Russland, geliefert von der Schule der evangelische St.-
Peters-Kirche zu St. Petersburg. Bd 1-2. Konigsberg, 1765; Grot J. Ch. Bemerkungen
uber die Religionsfreiheit der Auslander im Russischen Reiche. SPb und Leipzig,
1797.

4 Lemmerich С Geschichte der evangelich - lutherischen Gemeinde St. Petri in St.
Petersburg. Bd 1-2. St. Pbg., 1862; Friesendorf E. Zur Geschicte der St. Petri - schule.
St. Pbg, 1887; Steinberg A. Anton Fr. Busching und die zu St. Petersburg am 1 Okt.
1762 an der St.-Petri-Kirche erofmete Schule, Spb., 1912; Muralt E. Chronik der
vereinigthen franzosischen und deutschen reformirten Gemeinde in St. Petersburg.
Dorpat, 1842.

форм культуры в стране. Тем не менее, подчеркнём то обстоятельство, что протестантские авторы в своих работах больше внимания уделяют всё же именно фактической стороне исследуемых ситуаций, без специальных попыток научно-объективного анализа явлений.

Характеристика историографической литературы демонстрирует полную неизученность в нашей стране проблем истории петербургских протестантов первой четверти XVIII в. Комплексное исследование по данной теме считаем необходимым и своевременным.

Источниковая база. В ходе исследования был задействован целый комплекс многочисленных источников, большая часть которых содержится в архивных фондах.

К числу законодательных источников, анализируемых в работе, принадлежит целый ряд актов, включающий в себя указы Петра I , правительствующего Сената и Священного Синода, т.е., всех органов высшей законодательной и исполнительной власти российского государства в первой четверти XVIII в. Особо можно отметить: «Манифест» царя Петра I от 1702 г., где всем иностранцам, живущим в России, было даровано право свободного отправления собственных религиозных ритуалов и строительства храмов; «Послание Святейшего Синода к православным», по которому иноверцам, без требования крещения в православие, дозволялось вступать в браки с русскими; «Грамоту Государю Петру I от Константинопольского Патриарха Иеремии», в которой рассматривались вопросы обрядовых норм для иноверцев, принимающих православие; именные и сенатские указа о конфессиональных правах пленных шведов и т.д. Все эти нормативные акты были направлены на ускорение процесса упорядочивания форм взаимоотношений между российскими институтами власти и различными конфессиональными иностранными организациями. Втягивая иноверные церкви в правовое поле российского законодательства, эти указы постоянно повышали их социальный статус в России.

Делопроизводственная документация явилась для нас важнейшей формой источникового материала. В протоколах заседаний всякого рода комиссий, в докладах ведомств вышестоящим инстанциям, в «промемориях» - предложениях по решению каких-либо вопросов, пересылаемых друг другу равными по статусу учреждениями, - в многочисленных справках, отчётах и донесениях, регистрационных журналах скрыто огромное количество данных о петербургских протестантах, месторасположении общин, методах их организации, схемах материального содержания пасторов и т.д. Эта группа документов ценна и потому, что в делах отражена бытовая сторона жизни протестантов. В них имеется информация, помогающая составить представление о различных способах самопроявления петербургских лютеран, реформатов и англикан. В работе нами были использованы материалы фондов Российского

Государственного исторического архива, Российского государственного архива древних актов, Санкт-Петербургского филиала Института Российской Истории Российской Академии Наук, Санкт-Петербургского филиала архива Российской Академии Наук.

Упоминавшиеся ранее работы А.Ф. Бьюшинга, также представляются нам важнейшим источником для изучения нашей темы. Их автор бьш действующим пастором при петербургской немецкой лютеранской кирке Святого Петра с 1761 по 1764 гг. Он имел доступ ко всем архивным материалам своей общины (частью не сохранившимся на сегодняшний день), у него была возможность лично беседовать со старейшими европейскими колонистами, проживавшими в городе с самого момента его закладки. А.Ф. Бьюшинга, по праву, можно назвать выдающимся немецким историком протестантизма в России и других странах. Список исторических, этнографических и топографических трудов, написанных этим пастором, составляет 99 пунктов. Несколько глав в своих работах А.Ф. Бьюшинг посвятил петербургским протестантам, жившим в первой и начале второй половины XVIII в. Он даёт некоторые статистические данные, отражающие количественные показатели жизнедеятельности общины Св. Петра, касающиеся числа крещённых младенцев, заключения браков и произведённых погребений. Приводятся также некоторые сведения о службе пасторов различных протестантских конфессий в Петербурге, их краткие биографические данные.

Много сведений заключают в себе различные описательные источники, имеющие форму докладов, мемуаров, путевых заметок. Их авторы - посетившие Петербург Г. Грунд, Ю. Юль, И. Уитворд, Ф. Вебер и другие, - сами были протестантами. В своих работах, в большей или меньшей мере, они рассматривают вопросы положения протестантов в России.

Работы главных деятелей протестантского движения Мартина Лютера1 и Жана Кальвина также, сами по себе, являются источниками. Значительная часть трудов обоих религиозных реформаторов написана в форме обращений к низовым общинам с разъяснением различных вопросов о вере и организации христианской жизни. По ним мы в состоянии определить понятия об основных идеях протестантства, об идеальных моделях построения общины, о религиозно-психологических мотивах неустанной социальной самореализации. Эта группа источников очень важна для постижения сути протестантства как формы идеологии.

Тщательный анализ всех многообразных источников, используемых в данной работе, позволяет заключить, что содержащаяся в них информация является прочной основой для исследования поставленных проблем.

1 Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994.

2 Кальвин Ж. О христианской жизни. М, 1995.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является первым специальным комплексным исследованием проблем генезиса протестантских общин на территории г. Санкт-Петербурга. Автор впервые реконструирует историческую картину появления лютеран, реформатов и англикан в новой столице России, анализирует систему законодательства первой четверти XVIII в. об иноверцах, выявляет приблизительную численность состава протестантских общин города, имена наиболее активных подвижников-протестантов, способы получения доходов петербургских пасторов и т.д. На основе вводимого в научный оборот обширного круга не известных ранее источников, автор делает попытку рассмотреть протестантские общины Санкт-Петербурга как конфессиональный феномен со своими структурой, функциями, способами деятельности. Новизна подходов автора к изучению проблем проявляется и в попытке объяснения социальной и конфессиональной активности протестантов в России мощной мотивационнои сутью основных положений лютеранского и кальвинского вероучений.

Апробация работы. Текст диссертации обсуждён на заседании кафедры истории культуры Челябинского государственного университета. Основные положения исследования нашли отражение в статьях, в докладах на всероссийских конференциях (Челябинск, 1998 г.; Арзамас, 1998 г.).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка источников и литературы.

Похожие диссертации на Становление протестантских общин в Санкт-Петербурге, первая четверть XVIII в.