Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Тихонов Андрей Константинович

Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.
<
Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тихонов Андрей Константинович. Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Тихонов Андрей Константинович; [Место защиты: ГОУВПО "Санкт-Петербургский государственный университет"]. - Санкт-Петербург, 2008. - 496 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Межконфессиональная политика Российской империи в документах и исследованиях 12

1.1. Историографический обзор проблемы 12

1.2. Документальная база исследования 49

Глава 2. Формирование законодательной политики центральной власти к основным неправославным конфессиям Российской империи (последняя четверть XVIII - первая половина XIX вв.) 68

2.1. Католики, мусульмане, иудеи: к вопросу начала контактов с Российским государством (краткий исторический обзор) 68

2.2. Католики и государственная власть 78

2.3. Организация управления мусульманами Российской империи 100

2.4. Становление законодательства в отношении иудейского населения Российской империи 126

Глава 3. Конфессиональная политика Российской империи в период великих реформ 60-70х гг. XIX в. 168

3.1. Восстание 1863-1864 гг. в Царстве Польском и Западном крае и изменение правительственной политики в отношении католиков 168

3.2. Мусульмане в Российской империи 187

3.3. Положение иудейского населения в Российской империи 202

Глава 4. Неправославные исповедания Российской империи В І881 - 1905 г. 233

4.1. Политика в отношении католического населения Российской империи в 1881-1905 гг. 233

4.2. Мусульманские регионы Российской империи: органы государственной власти системы управления 254

4.3. Правительственная политика и иудейское население: социально-экономические и общественно-политические аспекты взаимоотношений 286

Заключение 326

Библиография 340

Введение к работе

Реформы, которые переживает Российская Федерация с начала 1990-х гг., ставят своей целью усиление модернизации страны и вхождение ее в состав наиболее развитых стран мира. Успех в этом многотрудном процессе не в последнюю очередь зависит от налаживания межконфессионального диалога внутри страны. Особенно это стало актуальным в условиях обострения ситуации на Северном Кавказе, самом многочисленном мусульманском анклаве современной России. В итоге резко возрос интерес к разрешению подобных вопросов в предыдущие периоды российской истории, где время последней четверти XVIII - начала XX вв. является наиболее показательным. В тот период страна достигла максимальных размеров и включала многие религиозные конфессии.

Успешно управлять таким государственным образованием можно было только выработав эффективную политику в отношении основных неправославных исповеданий. Аналогичные задачи решает государство и сегодня. Нами в качестве объекта исследования выбраны католическая, мусульманская и иудейская1 конфессии как наиболее крупные в Российской Империи после православной. Поэтому и интерес к ним в стране был всегда высоким из-за постоянной напряженности на протяжении последней четверти XVIII -начала XX вв. в отношениях с мусульманским миром (Османская империя, Персия, Кавказ), римским престолом из-за судьбы католического населения России, особенно в Царстве Польском, и нерешенностью проблем с иудеями в западных губерниях. Так, французский литератор Француа Ансело, посетивший Россию летом 1826 г. в составе французского посольства для участия в торжествах по случаю коронации Николая I, обратил внимание на старое стрелецкое знамя. «На нем изображены ад и рай. В аду помещаются евреи, татары, турки, поляки - словом все чужестранцы»2.

1 Понятия «иудеи» и «еврей» в литературе конца XVIII - начала XX вв. были тождественными.

2 Ансело Ф. Шесть месяцев в России... М., 2001. С. 64.

Отличия заключаются лишь в особой актуальности сегодня мусульманской проблемы, тогда как в XIX в. на первом месте были так называемые «польский» (считай во многом католический) и «еврейский» вопросы. Анализ разнообразных документов позволяет нам проследить ход выработки решений по этим важным проблемам.

Во многом от решения вопроса взаимоотношения между государственными органами и этими неправославными исповеданиями зависела судьба наиболее многоконфессиональной страны того времени - Российской Империи.

Нами рассматривается конфессиональная политика Российской Империи. Основные принципы отношений с конфессиями были отражены в проводимой властями национальной политике. Известный исследователь национального вопроса в Российской империи В. С. Дякин отмечал, что: «Термин «национальная политика» используется условно, так как, строго говоря, у самодержавия не было должного единства в этом вопросе...» . Другой исследователь Б. Н. Миронов отмечает: «...территориальная экспансия привела к тому, что Россия превратилась в многонациональную империю, в которой «титульная» нация оказалась в меньшинстве. В 1646 г. на долю русских приходилось около 95 % всего населения страны, к 1917 г. - 44,6 %. В составе империи насчитывалось около 200 больших и малых народов, различных по религии, языку и культуре, на долю которых приходилось 55,4 % населения... С народами, имевшими государственность, заключался формальный договор. С теми же, кто ее не имел, дело ограничивалось принесением присяги на верность русскому царю. При добровольном присоединении отношения между государствами строились в соответствии с договором, который, однако, не создавал федерации: присоединение осуществлялось в форме протектората, переходившего со временем в полное подчинение. Иначе решался вопрос при завоевании. В этом случае административное и общественное уст-

3 Дякин В. С. Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX вв.). СПб., 1998. С. 11.

ройство завоеванных областей зависело от воли России, которая обычно предоставляла завоеванной области широкую автономию, однако не приводившую к ее обособлению в отдельное государство. Степень автономии зависела от многих обстоятельств. Но первым основным принципом политики на инкорпорированных территориях являлось сохранение существовавшего до вхождения в состав России административного порядка, местных законов и учреждений, отношений земельной собственности, верований, языка и культуры. При лояльности к центральной власти автономия увеличивалась, как это было с Финляндией, при проявлении враждебности и сепаратизма автономия сужалась, как это было с Польшей после восстаний 1830 и 1863 гг. Проходило несколько десятилетий, иногда столетий, прежде чем вводились общероссийские порядки, но вплоть до 1917 г. полной административной, общественной и правовой унификации в так называемых национальных окраинах и великороссийских губерниях не произошло... Вторым, после уважения статус-кво, краеугольным принципом национальной политики являлось широкое сотрудничество центрального правительства с нерусскими элитами, которые в большинстве своем получали права русского дворянства, что облегчало для центральной власти управление новой территорией. Типичный пример дает Левобережная Украина, присоединение которой произошло без особых осложнений благодаря тому, что украинская элита вошла в состав российского дворянства на равных с ним правах. Третий основной принцип национальной политики состоял в создании некоторых преимуществ в правовом положении нерусских сравнительно с русскими: [они] не закрепощались, не рекрутировались в армию наравне с русскими, имели налоговые льготы и др. Согласно четвертому принципу национальной политики этнические и национальные категории не служили определяющими для продвижения по социальной лестнице. Благодаря этому между социальным статусом и национальностью отсутствовала связь, а политическая, военная, культурная и научная элиты России были многонациональными, включав-

шими протестантов-немцев и финляндцев, татар-мусульман, католиков-поляков и представителей многочисленных нерусских народов... Составной частью многонациональной правительственной политики являлось то, что правительство с помощью налоговой системы намеренно поддерживало такое положение в империи, чтобы материальный уровень жизни нерусских, проживавших в национальных окраинах, был выше, чем собственно русских, нерусские народы всегда платили меньшие налоги и пользовались льготами... Перечисленные принципы национальной политики оставались общими для всего периода империи, но их реализация в существенной степени зависела от отношения к русскому господству со стороны элиты инкорпорированного народа и других факторов. Во-первых, важную роль играли традиции государственности и высокоразвитой-культуры, т.е. имел или не имел народ до присоединения свою территорию, границы, признаваемые мировым сообществом, администрацию, писанные законы, письменность, искусство, литературу и т.д. Эти традиции влияли как на политику российского правительства, так и на поведение национального меньшинства. Яркий пример -Польша и Финляндия. Польша имела традиции государственности, Финляндия - нет. В результате в одном случае - непрерывная война, закончившаяся разрывом, во втором — сотрудничество, закончившееся мирным разводом. Во-вторых, существенное значение имело сходство или различие религий и культур. Сравнительно мало проблем русскому правительству доставляли Грузия, Армения, Украина, Белоруссия и Молдавия и очень много - мусульманские народы. Христианские народы, за исключением поляков, оказывали несравненно меньшее сопротивление русской экспансии, чем исламские»4.

В работе «Толерантность» отмечается: «...на территории России сохранились этносы, не превышающие в своем числе нескольких тысяч и даже сотен человек, в то время как в Западной Европе давно исчезли с лица земли такие многочисленные народы, как бретонцы, гасконцы, бритты, пруссы и

4 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 1. СПб., 2000. С. 25, 30, 31, 32, 33,35.

т.д. ...В процессе становления российской цивилизации между историческими деноминациями России сложились, хотя и не сразу, в целом достаточно лояльные отношения, основанные на взаимоуважении и веротерпимости. Традиционные религиозные организации - Русская православная церковь, организации мусульман или буддистов - не занимались взаимным прозелитизмом, до сегодняшнего времени не вторгались на «религиозную территорию» доминирующей в данном этносе или регионе религии с агрессивной проповедью своей веры, равно как и доминирующая Русская православная церковь не препятствовала исповеданию и отправлению культа других религий на своей канонической территории... В настоящее время, напротив, наблюдаются попытки перевести межэтнические и политические конфликты в религиозную сферу, подорвать целостность России, в том числе и по религиозным основаниям»5.

Во многих регионах Российской империи преобладало именно неправославное население, что подталкивало власти к выработке политики по включению таких анклавов в структуру государственного управления, существующего на территории остальной России. При этом государственная власть должна была учитывать сложившуюся специфику межконфессиональной ситуации в таких регионах и обеспечить плавное их вхождение в общероссийские структуры. Процесс выработки такой политики, ее внедрения на местах, положительные и отрицательные моменты - все это является бесценным опытом для инициаторов сегодняшних реформ.

Большое значение имеет для решения вопроса межконфессиональных отношений взаимосвязь центра и провинции, верховной власти и регионов дореволюционной России, где аккумулировались многие межконфессиональные проблемы нашей страны. Опыт изучения решения таких вопросов может оказаться чрезвычайно ценным и полезным в современной России.

5 Толерантность. М., 2004. С. 256, 257.

Методологическую основу работы составляют принципы историзма, научной объективности, исходящей из признания главенствующего изучения источников при критическом анализе фактического материала. При написании работы использовались специальные методы исторического исследования: проблемно-хронологический, системного анализа, историко-сравнительный, ретроспективный подход. При анализе исторических источников автором широко применялся метод контент-анализа, при котором выделялась определенная система качественных признаков, характеризующих свойства массового сознания верующих интересующих нас конфессий.

Использование данных методов дает возможность проследить эволюцию взглядов как чиновников в правительственных учреждениях, занимающихся вопросами межконфессиональной политики, так и представителей самих конфессий. Выявить различные группы внутри российской и религиозной элиты и проследить отличия в их методах деятельности, отражающих взгляды традиционного и реформаторского крыла общества последней четверти XVIII - начала XX вв. как взаимоотношения имперского центра и регионов, где компактно проживали представители интересующих нас конфессий. Немалое место и значение принадлежит личностно-психологическому подходу, т.к. в решении межрелигиозных отношений большая роль отводилась личностному фактору, который оказывал воздействие на выработку конфессиональной политики и определял взаимоотношения между властью, в лице ее чиновников, и обществом.

Хронологические рамки исследования охватывают время с последней четверти XVIII и до начала 1905 г. В качестве исходного рубежа взят 1772 г., когда в составе Российской империи оказались впервые большие массы иудейского, после присоединения Крымского ханства в 1783 г. - мусульманского, а с начала 1790-х гг. и католического населения, которые, опять же впервые, составили большинство на данной территории по сравнению с православными. Этот факт заставил правительство не ограничиваться только за-

претительными мерами по отношению к Неправославным конфессиям, как было ранее, а начать вырабатывать продуманную межконфессиональную политику, рассчитанную на длительное сосщцествование целого ряда религиозных направлений вместе с титульной религией страны - православием.

Верхней границей исследования выступает 1905 г. 17 апреля 1905 г. вышел именной высочайший указ, данный Сенату «Об укреплении начал веротерпимости», который в корне изменил всю межконфессиональную ситуацию в Российской империи - уравняв права остальных основных религиоз-ных конфессий с православием. Основноё|его положение: «признать, что от-ход от Православной веры в другие христианские исповедания или вероучения не подлежит преследованию и не должен влечь за собой каких-либо не- '#' выгодных в отношении личных или гражданских прав последствий»6. После апреля 1905 г. межконфессиональная политика в Российской империи строилась уже по совершенно другим принципам.

Территориальные рамки исследования охватывают всю территодьщ ч, „ Российской империи, где проживали большие массышаселения, исповедую- * " щего католицизм, ислам и иудаизм. Прежде всего, это губернии Царства Польского, Западного края, Новороссии, Кавказского и Закавказского регионов, Среднего и Нижнего Поволжья, Башкирии, Средней Азии, а также анклавы в Центральной России и Сибири, где компактно проживало католическое, мусульманское и иудейское население.

Научная новизна исследования определяется комплексным рассмотре- \ нием основных неправославных конфессий Российской империи, которые оказывали активное влияние на жизнь страны в означенный период. Автор стремился показать не только воздействие правительственной власти на представителей рассматриваемых нами конфессий, но и обратный процесс. В научный оборот введен обширный круг как опубликованных, так и неопубликованных источников. Прежде всего, извлеченные в Российском государ-

1ПСЗ-Ш. Т. 25. СПб., 1908. С. 258.

ственном историческом архиве (РГИА) г. Санкт-Петербурга. 821 - департамента духовных дел иностранных исповеданий МВД, 822 - римско-католической духовной коллегии МВД, 826 — канцелярии митрополита римско-католических церквей в России при МВД, 1170 - комитета по делам Царства Польского при Госсовете, 1268 - кавказского комитета. Автор представил в работе основной спектр предложений по решению мусульманской, иудейской и католической проблем. Специальное внимание обращено на роль духовенства рассматриваемых конфессий по деятельности в налаживании отношений между местным католическим, мусульманским, иудейским населением и государственной властью различных уровней.

Практическая значимость исследования состоит в осмыслении места основных неправославных конфессий и их духовенства в истории России последней четверти XVIII - начала XX вв., проблем взаимоотношений с местной и центральной властью на основе расширения круга источников по теме. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих и специальных трудов по отечественной истории, последней четверти XVIII - начала XX вв., а также в процессе преподавания общих и специальных курсов как исторического, так и религиоведческого характера. Опыт формирования и реализации новых подходов в правительственной межконфессиональной политике может быть учтен и при взаимодействии федерального центра и регионов на современном этапе.

Историографический обзор проблемы

Проблема взаимоотношения властей с представителями неправославных исповеданий Российской Империи, особенно с такими наиболее крупными, как католики, мусульмане и иудеи, интересовала исследователей начиная с середины XIX в. Основная масса литературы пришлась на период второй половины XIX - начала XX вв., а также на современный период с начала 1990-х гг. В советское время данный вопрос интересовал исследователей только с точки зрения показа угнетения представителей данных конфессий царизмом.

Мы проведем анализ изученности темы, разбирая каждую конфессию отдельно, так как есть много положений, по которым их изучение существенно отличалось. Следует отметить общее, что характеризует исследование деятельности всех конфессий. Их изучение можно разделить на три этапа, каждый из которых отличается подходами и общей направленностью исследований. Первый этап охватывает период с середины XIX в. по 1917 г. За время с конца XVIII в. до середины XIX в. - специальных исследований нет. Фактически авторы являлись современниками описываемых ими событий. Проблемы межконфессионального мира в империи занимали умы многих людей в России. Самое большое внимание авторы уделили так называемому «еврейскому вопросу», который стоял наиболее остро в тот период. Мнения по его разрешению оказались у авторов прямо противоположными. Они охватывали весь спектр оценок: от неприятия иудаизма, а вместе с ним и всей еврейской части населения России, до предложений уравнять евреев-иудаистов в правах с остальными гражданами государства.

Проблема римского католицизма в Российской Империи напрямую была связана с решением «польского вопроса», который являлся одним из наиболее болезненных на протяжении всего XIX в. Не случайно, что тогда в литературе появляется термин «располячивание католицизма» (впервые употребленный Николаем I в 1845 г. в Ватикане, на встрече с папой римским). Работы того периода стремились развести понятия поляк и католик, а также католик и римско-католическое духовенство, католическое духовенство и монашествующее католическое духовенство. Спектр взглядов охватывал их от крайне радикальных до либеральных. В основном они касались судьбы польского населения и монашествующих римско-католических орденов на территории западного края России.

Меньше всего литературы, по сравнению с другими конфессиями, по проблеме взаимоотношения государственной власти и мусульманского населения Римской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв. вследствие фактической бесконфликтности существования исламской конфессии в рамках Российского государства. Основной интерес представляли лишь вновь присоединенные территории (такие как Средняя Азия и горный Кавказ) и то с точки зрения ознакомления населения внутренней России с природой, этнокультурой и занятиями местного населения.

На втором, советском, этапе внимание межконфессиональным отношениям предыдущего периода уделяли лишь в 1920-1930-е гг. Главной являлась задача показать угнетение населения национальных окраин и как результат классовую борьбу нерусских народов против самодержавия. Религия и духовенство всех конфессий представлялись исключительно в виде «реакционных мракобесов», культивирующими темноту и отсталость народа и обирающими его. Как вывод - необходимость избавиться от всякой религии как наследия прошлого. В военный и послевоенный период тема практически не рассматривалась.

Католики, мусульмане, иудеи: к вопросу начала контактов с Российским государством (краткий исторический обзор)

История контактов Российского государства с представителями католической, мусульманской и иудейской конфессий восходит к начальным векам существования Древней Руси. Взаимоотношения с римско-католической церковью насчитывают несколько столетий. Несмотря на крайне враждебный характер этих отношений, последовавший сразу после раскола 1054 г., первые контакты на территории Руси с католиками стали устанавливаться еще в древнем Киеве, а уже в XII в. имелась католическая церковь в Новгороде, так как вследствие активного развития торговли по Балтийскому морю здесь находился немецкий двор. Однако пребывание немцев в городе было временным. С подчинением Новгорода Москве Иван III отнял церковь у немецких купцов. Василий III на основании перемирия между новгородским наместником и ганзейскими городами 25 мая 1514 г. возвратил им церковь и двор. Но уже во второй половине XVI в. от церкви святого Петра в Новгороде были лишь развалины1.

В XVI в. Московское государство окрепло, и перед ним встала задача промышленного развития. Взоры были обращены на Западную Европу, и основным вопросом стало обустройство духовных дел людей с Запада, которых намеревались пригласить в качестве мастеров-учителей для развития того или иного производства в стране. Кроме того, в XVI в. Рим стремился сблизиться с Россией по случаю боязни нашествия турок на Западную Европу. В России католики видели потенциального союзника в противостоянии мусульманам, поэтому отношения были частыми. Посольству А. Поссевино от римского папы в Москву в феврале 1582 г. ставилось условие — введение католицизма в России. В результате Иван IV отклонил эти требования. В 1594 г. было организовано посольство в Москву из Рима Пиролама Камулея с целью опять склонить Россию в католицизм и начать совместную борьбу с турками. Миссия окончилась безуспешно .

В смутное время начала XVII в., когда на русской службе оказалось значительное количество иностранцев, в основном из Европы, для «природных» католиков было разрешено свободное богослужение, а при дворце была построена каплица для Марины Мнишек3. В Смутное время Лжедмитрий I обещал привести Московское государство «к единению с католической церковью», а в одной из своих грамот 25 мая 1604 г. разрешил строить в Новгороде и в Пскове «монастыри и церкви» латинской веры4. После избрания на царство Михаила Романова доступ католического духовенства в Московское государство был категорически запрещен. В XVII в. католики при посольствах могли совершать свои богослужения только лишь священниками, входящими в свиту послов. По указу 1631 г. запрещалось принимать в число солдат иноземного строя католиков. На территориях, полученных по Андрусов-скому перемирию, католические обряды можно было совершать только в своих домах.

Восстание 1863-1864 гг. в Царстве Польском и Западном крае и изменение правительственной политики в отношении католиков

К началу восстания в Царстве Польском ее территория была разделена на 5 губерний: Варшавская, Радомская, Люблинская, Плоцкая, Августовская. В них христиан насчитывалось - 4227779 человек (87,4%), нехристиан -612 687 (12,6%)). Христиане по преимуществу католики, нехристиане — почти исключительно евреи-иудаисты. Наибольшая часть католиков жила в Радом-ской губернии. Наибольшим почтением в среде поляков-католиков пользовался образ Ченстоховской Божией Матери. Приходских католических церквей насчитывалось 1628, или одна церковь на 2277 человек. Численность монахов составляла 1808, мужских монастырей - 148, женских - 38 с 520 монахинями. Католическое белое духовенство получало: в высших должностях -определенное содержание, а прочие - содержатся из десятинного сбора и получают плату за требы .

В Царстве Польском к 1863 г. римско-католических монастырей всего насчитывалось 197, из них: 155 мужских с 1635 монахами и 42 женских с 549 монахинями, к тому же имелся 21 дом сестер милосердия. Из числа вышеупомянутых монастырей 71 мужской с 304 монашествующими и 4 женских с 14 монахинями существовали вопреки каноническим правилам, по которым в каждой обители должно было быть не менее 8 монашествующих. Из 71 мужского монастыря распределение по орденам было следующим: 6 августинов, 5 бернардинов, 5 кармелитов, 10 доминиканов, 6 миссионеров, 8 паулинов, 7 пиаров, 13 францисканов, 3 марианов, 3 реформатов, по одному - бонифрат-ров, каноников-регулярных и тринитариев. 4 женских монастыря - мариавиток, норбертанок, бритток, кармелиток (по булле папы Бенедикта XIV от 2 мая 1744 г.)2.

Римско-католическое духовенство в Польше пользовалось большой свободой, а во внутренних делах находилось почти вне всякого контроля российского правительства3.

Перед началом восстания 27 мая 1862 г. последовало назначение Великого князя Константина Николаевича наместником в Царстве Польском, а графа Александра Велепольского, маркиза Гонзаго-Мышковского - начальником гражданского управления .

Говоря о причинах закрытия католических монастырей в Царстве Польском после восстания 1863-1864 гг., департамент духовных дел иностранных исповеданий в своем письме в Госсовет отмечал: «Революционеры не нашли себе опоры в обществе и прежде всего на селе и стали себе искать союзников в регулярном фанатизме польского общества и в упорных притязаниях шляхетского сословия. Монастыри, сильные влиянием на женщин и на низшие городские классы, путем проповеди распространили зачатки революционного устройства. Монахи постепенно научились употреблять во зло проповедь, умножали безмерно церковные церемонии и старались предать им политический оттенок. Первая политическая демонстрация последовала 11 июня 1860 г. по поводу похорон вдовы бывшего генерала польских войск Савин-ского,5 павшего в войне 1831 г. В костелах стали продавать целые печатные сборники революционных писем, а равно портреты разных вожаков революции.

Похожие диссертации на Политика Российской империи по отношению к католикам, мусульманам, иудеям в последней четверти XVIII - начале XX в.