Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера Комолятова Анастасия Николаевна

Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера
<
Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Комолятова Анастасия Николаевна. Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Комолятова Анастасия Николаевна; [Место защиты: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Архангельск, 2009.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/143

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-концептуальные аспекты изучения этноконфессиональной политики Российской империи XIX - начала XX вв. 30

1. Этноконфессиональная политика Российской империи: понятийно-терминологический аппарат . 30

2. Русификация в контексте вероисповедной политики и зарождения национальных движений второй половины XIX - начала XX вв. 53

Глава II. Инкорпорация еврейского населения в структуру Российской империи XIX — начала XX вв. 72

1. Формирование политики в отношении еврейского населения в первой половине XIX в. 72

2. История вхождения евреев в структуру российского общества во второй половине XIX — начале XX вв. 96

Глава 3. Еврейские общины на территории Европейского Севера Российской империи: формы инкорпорации в общественную структур и сохранения религиозной идентичности (30-е гг. XIX - начало XX вв.) 120

1. Миссионерская деятельность в отношении военнослужащих евреев на Европейском Севере России 30-х - 50-х гг. XIX в. 121

2. Сословно-профессиональная деятельность еврейских обществ на территории Европейского Севера России в контексте процессов инкорпорации в пореформенный период. 139

3. Община как основной институт поддержания еврейской идентичности на территории Европейского Севера России (30-е гг. XIX - начало XX вв.). 163

Заключение 186

Список использованных источников и литературы 197

Приложения 213

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью исторического осмысления динамики этноконфессиональных процессов в современной России, где происходит рост этнического самосознания - «этническое возрождение»1 Этническая идентификация в условиях глобализации и унификации служит сохранению социокультурной специфики той или иной этнической группы

Исторический опыт этноконфессиональной политики Российской империи является значимым в этом контексте, поскольку позволяет проанализировать включение еврейского населения в имперское пространство Практическая актуальность избранной темы связана с возрастанием межэтнической напряженности и ксенофобии в современном российском обществе, которые часто получают выражение в обострении «еврейского вопроса» Научная актуальность изучения истории включения евреев в пространство Российской империи обуславливается уникальным опытом адаптации еврейского населения к условиям принимающего российского сообщества Еврейские общины регионов Российской империи отличались различным уровнем экономического и социокультурного развития, поэтому обладали определенной спецификой включения в структуру региона В этом контексте интерес представляет обращение к истории еврейских общин на территории Европейского Севера России XIX - начала XX вв

Таким образом, актуальность исследования выбранной темы обусловлена как необходимостью поиска современных политических моделей построения гражданского общества в контексте процессов нациестроительства в России, так и формированием толерантности в многонациональном российском пространстве

Степень научной разработанности проблемы в отечественной историографии может быть представлена посредством двух исследовате іьских уровней Первый уровень связан с изучением целей, мероприятий и эффективности этноконфессиональной политики Российской империи в отношении нерусского населения В силу своей тематической широты, эта проблематика исследуется многими представителями гуманитарного и обществоведческого знания историками, политологами, этнологами, социологами и т п2 Внимание исследователей сосредоточено на изучении роли этнополитического

1 См Тишков В А Этническое и религиозное многообразие - основа стабильности и развития
российского общества Статьи и интервью - М, 2008, Абдулатипов Р Г Российская нация Этно-
национальная и гражданская идентичность россиян в современных условиях - М , 2006

2 Губогло М Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? Размышления о законодательстве
в сфере этногосударственных отношений - М, 2000, Доронченков А И Межнациональные от
ношения и национальная политика в России актуальные проблемы - М, 1995, Аманжолова Д А
Историография изучения национальной политики // Исторические исследования в России Тен
денции последних лет Сборник статей / Под ред ГА Бордюгова -М, 1996 -С 308-331, Ка-
дырчетова Н Н Этноконфессиональная политика российского правительства в XIX в по отноше
нию к нерусским народам Среднего Поволжья историко-политический анализ Автореф дис

канд ист наук - Казань, 2004 и др

фактора в распаде Российской империи , организации управления территорией государства с учетом этнических и конфессиональных особенностей, политики самодержавия в отношении «инородцев» и окраин

С середины 1990-х гг появляются также обобщающие исторические исследования, посвященные широкому спектру вопросов, связанных с этно-конфессиональной политикой Российской империи5, историей отдельных этнических групп6, а также изучающие «русский вопрос» в полиэтничном обществе7 Многие историки постсоветского периода обращают внимание на фактор модернизации в росте национальных движений и распаде Российской империи8 Поиском моделей, определяющих способы и степень инкорпорации того или иного сегмента в империю, предпринимают исследователи в рамках «новой имперской истории» Научная значимость исследований данного уровня заключается в формировании методологических и теоретических основ изучения этноконфессиональной политики Российской империи в соответствии с современным уровнем осмысления и представления исторического знания

Второй уровень представлен комплексом исследований по истории еврейства Российской империи Он может быть разделен на три периода дореволюционный (1880-е гг - 1917 г ), советский (1917 г - 1980-е гг ), постсоветский (с начала 1990-х гг) Начало первого периода (1880-е гг ) характери-

3 Дякин В С Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX - начало XX вв) -
СПб, 1998 и др

4 Трепавлов В В Формирование системы отношений между центром и окраинами в России (XVI -
XX вв) // Россия в XX в Проблемы национальных отношений Сборник научных статей / Под ред
А Н Сахарова, В А, Михайлова - М , 1999 - С 115-120, Кэмпбзлл Е И (Воробьева) «Единая и
неделимая Россия» и «инородческий вопрос» в имперской идеологии самодержавия // Простран
ство власти исторический опыт России и вызовы современности Сборник статей / Под ред Б В
Ананича, СИ Барзилова -М.2001 -С 204-215, Слокум ДА Кто и когда были «инородцами»''
Эволюция категории «чужие» в Российской империи // Российская империя в зарубежной исто
риографии Работы последних лет Антология / Отв ред О Леонтьева, М Долбилов - М , 2005 -
С 502-518 и др

5 Национальная политика России история и современность Монография / Отв ред В А Михай
лов -М, 1997, Национальные окраины Российской империи Становление и развитие системы
управления Коллективная монография / Отв ред С Г Агаджанов, В В Трепавлов -М, 1998,
Никулин А И Национальная политика России история и современность - М , 1993, Гатагова Л
Межэтнические конфтикты // Российская многонациональная цивилизация Единство и противо
речия Сборник материалов конф /Отв ред В В Трепавлов -М.2003 —С 213-264 и др

Лиценбергер О А Римско-католическая церковь в России История и правовое положение - Саратов, 2001, Горизонтов Л Е Парадоксы имперской политики поляки в России и русские в Польше (XIX - начало XX вв ) - М , 1999, Ланда Р Г Ислам в истории России - М , 1995, Миллер А И «Украинский вопрос» в политике властей и русском общественном мнении (вторая половина XIX в) - СПб, 2000, Тихонов А К Католики, мусульмане и иудеи Российской империи в последней четверти XVIII - начале XX вв - СПб , 2008 и др

7 См Вдовин А И, Зорин В Ю , Никонов А В Русский народ в национальной политике XX в -
М, 1998, Коцюбинский ДА Русский национализм в начале XX столетия -М.2001 идр

8 Гавров С Н Модернизация во имя империи Социокультурные аспекты модернизационных про
цессов в России - М, 2004, Вишневский А Г Серп и рубль Консервативная модернизация в
СССР -М, 1998 идр

9 См Новая имперская история постсоветского пространства Сборник статей (Библиотека жур
нала «Ab impeno») / Под ред Анисимова - Казань, 2004

зуется возрастанием общественного и научного интереса к еврейской истории, этнографии, религии Появляется ряд работ, связанных с вопросами со-циоправового положения российского еврейства10, динамикой его движения и расселения", сословно-профессиональной структурой'2, идейно-политическими течениями13 и др Интерес к истории еврейского народа в дореволюционной историографии возникал из очевидной разницы гражданского положения российского и западноевропейского еврейства Научная ценность исследовании дореволюционного этапа подтверждается активным использованием современными историками их разработок

Во второй период, советский, историография истории еврейского населения в Российской империи фактически существовала с 1917г по 1930-е гг14 В 1940-х - 1970-х гг исследование еврейской истории было негласно запрещено

Третий период, постсоветский, начавшийся в начале 1990-х гг, продолжается до сих пор Для современного периода характерна преемственность дореволюционной историографии, что проявляется в тематическом заимствовании, использовании фактографического материала, а также концептуальных разработок Появляются источниковедческие, историографические, энциклопедические издания1 , а также обобщающие исследования по истории евреев в Российской империи

Характерной чертой постсоветского периода историографии стали многочисленные исследования, посвященные еврейской истории отдельных регионов империи17 Следует отметить, что на данный момент не существует обобщающего труда по еврейской истории Европейского Севера России

Бикерчан И М Черта еврейской оседлости - СПб, 1911, Вишняк MB Положение евреев в России -М 1917, Гинзбург Л С Евреи в России -СПб, 1906, Зайденман Л Правовое положение евреев в России - СПб, 1906, Усов М Л Евреи в армии - СПб, 1911 и др

11 Биншток В И Материалы по естественному движению евреев в европейской России за 40 лет
(1867 - 1906 гг) - Пг, 1915, Форнберг К Еврейская эмиграция Опыт статистического исследо
вания -Киев, 1908 и др

12 Бланк РМ Роль еврейского населения в экономической жизни России - СПб, 1908, Оршан
ский И Г Сборник материалов об экономическом положении евреев в России В 2 т - СПб , 1904,
Гепштейн С К Экономическая структура еврейского населения России - СПб, 1906 и др
пГорвіщМ Современные идейные течения в еврейства -СПб, 1908, СлиозбергГБ Политиче
ский характер еврейского вопроса -СПб, 1907 и др

14 Берлин И Исторические судьбы еврейского народа на территории русского государства - Пг,
1919, Бухбиндер Н А История еврейского рабочего движения в России - Л, 1925, Дубнов С М
Евреи в царствование Николая П (1894- 1914 гг) — Пг, 1923 идр

15 История евреев в России Проблемы источниковедения и историографии - СПб, 1993, Евреи в
России Историографические очерки Вторая половина XIX - XX вв Сборник статей / Под ред
М Аграновской - М , 1994 и др

16 Книга о русском еврействе от 1860-х годов до ревоіюции 1917 г Сборник статей - М , Иеру
салим, Минск, 2002 и др

" Анисимов И Ш Кавказские евреи-горцы - М , 2002, Кальмина Л В Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е годы XIX века - февраль 1917 г) - Улан-Удэ, 1998, Она же Евреи Восточной Сибири «духовная территория (середина XIX в - 1917 г) - Красноярск, 2002, Романова В В Евреи на Дальнем Востоке России (II половина XIX - 1 четверть XX вв ) - Хабаровск, 2000, Пу-далов Б М Евреи в Нижнем Новгороде XIX - начало XX вв - Н Н, 1998 и др

Среди немногочисленных исследований можно отметить работы М В Пуль-кина18, Л И Левина19, Д Генделева20, Л А Берлинраута и М С Раскина21

Для осмысления регионального социокультурного пространства в его историческом и этническом измерениях значимое место имеют работы В И Коротаева, разрабатывающие проблемы демографии, модернизации и социальной экологии на Русском Севере XIX - начала XX вв 22, работы В И Гол-дина, П С Журавлева, Ю Ф Лукина, В К Мокшина, С И Шубина, А М Тамицкого в области северной регионалистики и истории23 Для решения задач диссертации существенное значение имеют работы И Л Жеребцова, связанные с вопросами этнической географии и демографии Европейского Севера России

Таким образом, исследование еврейства Российской империи в отечественной исторической мысли насчитывает долгую историографическую традицию, связанную с изучением и анализом различных вопросов политического, социально-экономического и культурного характера

Современная зарубежная историография этноконфессиональной политики часто обращается к рассмотрению специфики российского имперского контекста Разрабатываются концептуально-методологические основания изучения истории империи в России на локальном, региональном материале с учетом общероссийских данных25

18 Пулькин М В Евреи на Европейском Севере России проблема адаптации (конец ХК - начало

XXвв)//Российская история -№3 -2009 -С 240-247

" Левин ЛИВ Архангельске жили евреи - Архангельск, 2008

20 Генделев Д Из истории еврейской общины Петрозаводска - Петрозаводск, 2002

21 Берлинраут Л А, Раскин М С Еврейское население города Вологды Опыт статистического об
следования, экономического, правового и культурного состояния еврейского населения внутрен
них губерний России -Вологда, 1911

22 Коротаев В И Русский Север в конце XIX — первой трети XX века Проблемы модернизации и
социальной экологии - Архангельск, 1998

23 Северное регионоведение в современной регионологии Монография / Отв ред Ю Ф Лукин -
Архангельск, 2005, Регионализация и глобализация общественные процессы в России и на Евро
пейском Севере в XX - XXI вв Сборник научных статей / Отв ред С И Шубин - Архангельск,
2007, Голдин В И Государственность, эгничность и религиозные процессы на Севере / Регио
нальная политика и проблемы развития Европейского Севера взгляд из XX в XXI вв Сборник
статей по материалам конф / Отв ред С И Шубин - Архангельск - С 60-64, Журавлев П С
Теоретико-методологические аспекты исследования регионализма // XVI международные Ломо
носовские научные чтения Сборник научных трудов - Архангельск, 2004 С 177-187 Лукин Ю
Ф История, экология, экономика в меняющейся России взгляд из Архангельска - Архангельск,
2001, Шубин С И Северный вектор политики России Проблемы и перспективы -Архангельск,
2006 и др

24 Этнодемографическая ситуация в Коми крае (конец XIX в - 1980-е гг) Докл на заседании пре
зидиума Коми науч центра УрО РАН - Сыктывкар, 1993, Он же Коми край в XVIII - середине
XIX века территория и население -Сыктывкар, 1998

25 Rusification in the Baltic Provinces and Finland, 1855 - 1914 - Princeton, 1981, Kappeler A
Russland als Vielvolkerreich Enstehung, Geshichte, Zerfall - Munchen, 1992, Hosking G Russia, Peo
ple and Empire, 1552 - 1917 - London, 1997, Brubaker R. Beyond identity II Theory and society -
2000 -Vol 29 - P 1-47, Geraci R Ethnic Minorities, Anthropology and Russian National Identity on
Trial The Multan Case, 1892 -1896II The Russian Review -2000 -Vol 59 -P 530-534

Одним из направлений изучения этноконфессиональной политики Российской империи в зарубежной историографии является исследование включения еврейского населения в имперское пространство Первоначально это направление в историографии развивалось благодаря историкам-эмигрантам из СССР26, а позже превратилось в отдельную отрасль исторической науки Современные зарубежные исследования связаны с изучением правового и экономического положения еврейского населения Российской империи" , погромного28 и революционного 9 движений конца XIX - начала XX вв Спецификой зарубежной историографии является изучение исторического пути российского еврейства как отклонения от западной модели инкорпорации евреев в Европе Невозможность эмансипации российских евреев по западному образцу обосновывается зарубежными авторами исходя из политических особенностей самодержавного устройства и специфики модернизации Российской империи30 Следовательно, важность зарубежных исследований истории евреев Российской империи определяется разработкой новых методологических направлений, анализом различных сфер еврейской жизни, сопоставлением исторических путей восточноевропейского и западноевропейского еврейства

Таким образом, представленный историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что концептуальное осмысление процесса включения еврейского населения в структуру Российской империи не получило комплексной научной разработки Также необходимо отметить, что история еврейских общин Европейского Севера России не являлась до сих пор предметом обобщающих исторических исследований

Источниковая база исследования представлена несколькими видами источников Важнейшей группой источников являются законодательные акты Изучение стратегии государственной политики строилось на привлечении законодательных актов, включенных в Полное Собрание Законов Российской империи (далее ПСЗРИ), правовых и тематических сборников законов Подобные сборники узаконений по «еврейскому вопросу» появляются уже в конце XIX в , они включают в себя нормативные документы, указы,

РодичевФИ Большевики и евреи —Лозанна, 1921, Гинзбург Ш Исторические труды ВЗт -Нью-Йорк, 1937,1938 и др

27 Frankel J Prophecy and Politics Socialism, Nationalism and Russian Jews, 1862-1917 -Cambridge,
1981 Greenberry L The Jews in Russia The Struggle for Emancipation 2 vols -New Haven, 1944,
1951,RoggerH Jewish Policies and Right-Wing Politics in Imperial Russia -London, 1986, Safran G
Rewriting the Jew Assimilation Narratives in the Russian Empire - Stanford, 2000, Klier J Russia
Gathers Her Jews The Origin of the «Jewish question» in Russia, 1772 - 1825 - De Kalb, 1986,
Stamslawski M Tsar Nicholas I and the Jews The Transformation of Jewish Society in Russia, 1825 -
1855 -Philadelphia, 1983

28 Aronson J M Russian Bureaucratic attitudes towards the Jews, 1881 - 1894 Ph D Dissertation -
Northemwest University, 1975, Berk S Year of Crisis, Year of Slope Russian Jewry and the Pogroms of
the 1881-1882 -Westport, 1985

29HabererE Jews and Revolution in Nineteenth Century Russia -Cambridge, 1995 30 Nathans В Beyond the Pale The Jewish Encounter with Late Imperial Russia - Berkely, 2002, Feldman D Was Modernity Good for the Jews9 II Modernity, Culture and "the Jew" - Cambridge, 1998 -P 171-187, Assimilation and Community the Jews in Nineteenth-Century Europe -Cambridge 1992

примечания и комментарии правоведов31 Издание тематических сборников, фактически прекратившееся в советское время, возобновилось в постсоветский период Материалы этих сборников отличаются фактографической подробностью и достоверностью, поэтому используются большинством современных историков в качестве аутентичной источниковой базы

Второй группой источников явились делопроизводственные материалы Использование этого вида источников обусловлено изучением региональной специфики правоприменения законов о евреях Большая часть архивных документов вводится в научный оборот впервые Это материалы фондов Государственного Архива Архангельской области (далее ГААО) , Государственного Архива Вологодской области (далее ГАВО)3 и Национального Архива Республики Карелия (далее НАРК)34 Наибольшую значимость в контексте исследования имели материалы таких фондов указанных архивов, как губернские правления, городские управы, канцелярии губернаторов, духовные консистории, городские полицейские управления Следует отметить, что большая часть анализируемых в диссертационном исследовании материалов относится к фондам ГААО Используемые делопроизводственные материалы являются важным видом источников, поскольку позволяют реконструировать историю еврейских общин, а также выявить их специфику на Европейском Севере в общероссийском контексте

Третьим видом источников являются статистические и справочные издания, содержащие материалы переписей населения, списки населенных пунктов, таблицы демографических обзоров губерний, отчеты губернаторов Большое значение для исследования имеют материалы «Памятных книжек», «Обзоров», «Адрес календарей» Эти материалы позволяют проследить динамику численности, сословную и конфессиональную принадлежность еврейского населения в регионе

31 Левин Э Б Сборник ограничительных законов и постановлений о евреях по 1 июля 1902 года -
СПб, 1902, Мыш М И Руководство к русским законам о евреях - СПб, 1904, Гессен И В Фрид-
штейн В Е Сборник законов о евреях с разъяснениями по определениям Правительствующего Се
ната и циркулярам министерств - СПб, 1904, Леванда В Полный хронологический сборник за
конов и положений, касающихся евреев, от Уложения Алексея Михайловича до настоящего вре
мени, 1649 - 1873 - СПб, 1874 и др

32 «Канцелярия Архангельского губернатора» (ф 1), «Канцелярия Архангельского Военного Гу
бернатора» (Ф 2), «Архангельское губернское правление» (Ф 4 ), «Архангельское губернское по
городским делам присутствие» (Ф 7), «Архангельская губернская строительная и дорожная ко
миссия» (Ф 14), «Архангельская духовная консистория» (Ф 29), «Городское полицейское управ
ление» (Ф 39), «Архангельская городская дума» (Ф 49), «Архангельская городская управа» (Ф
50), «Архангельское губернское жандармское управление» (Ф 1323)

33 «Вологодская ремесленная управа» (Ф 4), «Вологодское губернское правление» (Ф 14), «Воло
годская городская управа» (Ф 130), «Канцелярия Вологодского губернатора» (Ф 18), «Вочогод-
ское губернское жандармское управление» (Ф 108), «Вологодский полицмейстер» (Ф 129), «Во
логодская духовная консистория» (Ф 496)

34 «Канцелярия Олонецкого губернатора» (Ф 1), «Олонецкое губернское правление» (Ф 2), «Оло
нецкая духовная консистория» (Ф 25), «Олонецкий губернский статистический комитет» (Ф 27),
«Петрозаводская городская управа» (Ф 62), «Петрозаводское горсдошегсшицеискге управление» (Ф 325)

Значимым видом источников является периодическая печать, представленная публикациями центральных и северных журналов и газет В их числе «Еврейский мир», «Еврейская жизнь», «Губернские ведомости», «Епархиальные ведомости» Эти издания представляют собой массовые исторические источники, отражающие важнейшие аспекты жизни еврейского населения России XIX - начала XX вв Журналы «Еврейский мир» и «Еврейская жизнь» издавались российскими евреями на русском языке Поэтому, нацелены эти издания были на поддержание процессов русификации в еврейской среде, на аккультурацию еврейских масс Что касается региональной периодической печати Европейского Севера России, то наибольшее количество информации было получено из «Олонецких губернских ведомостей» (далее ОГВ)36 Материалы ОГВ представляют ценность не только фактографической насыщенностью, но и тем, что передают настроения, бытующие в еврейской среде Европейского Севера конца XIX - начала XX вв В частности, это касается вопросов об аккультурации евреев в пространство региона Поэтому периодическая печать, вследствие обилия фактического материала и размышлений современников, представляет важность в контексте рассматриваемой тематики

Источники личного происхождения ценны тем, что передают не только фактические свидетельства современников, но и транслируют оценочные суждения, эмоциональный фон и духовную атмосферу рассматриваемой дейст-витечьности Во многих исследованиях, посвященных истории евр.йства Российской империи привлекаются источники личного происхождения, в силу того, что они содержат описание широкого спектра вопросов, связанных с экономическими и социокультурными особенностями жизни российских евреев Одним из таких источников является дневник члена архангельской еврейской общины С И Вайгера, который он вел в период с 1888 по 1916 гг Этот источник не опубликован Большая часть сведений, приводимых в дневнике С И Вайгера, подтверждается материалами ГААО, что повышает информативный потенциал, достоверность, а также научную значимость этого источника Еще одним источником личного происхождения являются воспоминания кантониста37 Архангельского полубатальона военных кантонистов - И Ицковича38, опубликованные в журнале «Еврейская старина» В целом, источники личного происхождения позволили определить способы поддержания еврейской идентичности в общинных институтах провинциальных городов, а также рассмотреть взаимоотношения евреев с коренным населением региона

Важно отметить, что, официальных документов, формулировавших принципы этноконфессиональной политики Российской империи в целом, не

35ГольдбергБ О родном языке у евреев в России // Еврейская жизнь -1905 -№4-6 -С 70-86 "«Олонецкие губернские ведомости» - периодическое издание, выходившее с 1838 по 1917 гг 37 Кантонисты - с 1805 по 1856 гг так обозначались несовершеннолетние солдатские сыновья, которые с момента рождения числились за военным ведомством, принудительно привлеченные к воинской службе малолетние бродяги, дети евреев, раскольников, цыган и проч 38Ицкович И Воспоминания Архангельского кантониста// Еврейскаясгарина-1912-Вып2-С54-65.

существовало Анализ вышеприведенных групп источников позволил изучить положение и определить эффективность политики по инкорпорации еврейского населения в структуру империи, как на общероссийском, так и на региональном уровнях

Объект исследования: этноконфессиональная политика Российской империи XIX - начала XX вв

Предмет исследования: еврейское население Европейского Севера в этноконфессиональной политике Российской империи XIX - начала XX вв

Цель исследования: определить степень эффективности включения еврейского населения в российское пространство в этноконфессиональной политике Российской империи XIX - начала XX вв на территории Европейского Севера в общеимперском контексте

Задачи исследования.

разработать теоретико-методологические основы и понятийно-терминологический аппарат исследования этноконфессиональной политики Российской империи,

установить роль конфессионального фактора в формировании политики Российской империи в «еврейском вопросе»,

исследовать сословно-профессиональную структуру и складывание общинных институтов еврейских обществ на территории Европейского Севера Российской империи;

выявить особенности правоприменения общероссийского законодательства о евреях на примере трех губерний Европейского Севера России,

определить этапы включения еврейского населения в правовое и социокультурное пространство Российской империи на общероссийском и региональном уровнях

Методологическая основа исследования представлена несколькими составляющими Основой методологической базы является модернизацион-ная парадигма В соответствии с ней включение еврейского населения в пространство Российской империи рассматривается в контексте модернизацион-ных процессов как в российском правовом, экономическом и социокультурном пространстве, так и в среде российского еврейства Подобная трактовка модернизационной парадигмы позволяет, во-первых, выделить этапы в рассматриваемом периоде, характеризующие включение еврейского населения в российское пространство, исходя из специфики российской модернизации, во-вторых, проанализировать степень соответствия модернизационных процессов в российском пространстве в целом, и в еврейской среде, в частности, и, в-третьих, определить эффективность стратегии имперской этноконфессиональной политики в отношении евреев на разных этапах ее реализации Междисциплинарный подход обуславливает использование концепции «диалога культур», применяемой в российском имперском поликонфессиональ-

39 Дякин В С Национальный вопрос во внутренней политике царизма (XIX в ) // Вопросы истории -1995 -№9 -С 140

ном и полиэтничном контекстах В центре исследования находится структура отношений между еврейством, государственным институтами и русским населением империи, рассматриваемая в различных аспектах экономического, административного и социокультурного взаимпействия Концепция диалога культур обязывает отказаться от «объект-субы тного» подхода в пользу «субъект-субъектного» Последний предполагает отход от конценірации внимания на одном субъекте, что характерно для российской историографии при изучении национального вопроса в имперском контексте В структуре исследования прослеживается логика поведения всех субъектов этноконфес-сиональных отношений в рамках империи Выявление особенностей жизнедеятельности еврейской диаспоры на Европейском Севере осуществляйся в контексте общеимперской политики в отношении российского еврейства

В исследовании применялись специально-исторические методы - исто-рико-проблемный, историко-типологический, историко-системный, а также общенаучные - структурный и функциональный анализ Использование ис-торико-проблемного метода обусловлено постановкой и решением комплекса вопросов, связанных с процессами инкорпорации еврейского населения в российское общество С помощью историко-типологического метода удалось сформулировать типологическое представление о северной еврейской общине, в сравнении с общиной черты оседлости Общенаучные методы, такие как структурный и функциональный анализы, позволили рассмотреть еврейскую общину как целостную систему с комплексным учетом, как ее собственных основных черт, так и места и роли в жизни северной провинции второй половины XIX - начала XX вв Комплексность использованной методики продиктована особенностями изучаемого материала, имеющего отношение как к ис-торико-правовому статусу, так и к религиозно-культурной специфике российского еврейства

Хронологические рамкн исследования ограничены XIX - началом XX вв Этот период характеризуется сменой этапов этноконфессиональной политики Российской империи в отношении еврейского населения при сохранении, однако, единой ее стратегии Нижняя временная граница - начало XIX в это период начала складывания стратегии российской политики по инкорпорации еврейского населения в структуру общества Верхняя временная граница - начало XX в , а точнее 1905 г, связана с Указом 17 апреля 1905 г «Об укреплении начал веротерпимости»4, который юридически уравнял права нерусского населения с православным, что означало постепенное законодательное изменение стратегии этноконфессиональной политики

Территориальные рамки исследования подразделяются на широкие, которые определяются территорией Российской империи, и узкие -включающие Европейский Север России в составе трех губерний - Архангельской, Олонецкой и Вологодской

40 Полное Собрание Законов Российской империи Собрание III Т XXV Отделение I №21126 -СПб, 1908 -С 258-262

Научная новизна исследования обуславливается концептуальным осмыслением истории еврейского народа в контексте этноконфессиональной политики Российской империи, построенном на привлечении широкого круга источников Осуществлено теоретико-методологическое исследование динамики включения еврейства в пространство Российской империи, исходя из сущностных особенностей российского имперского контекста Разработан категориально-понятийный аппарат исследования, в том числе определены такие процессы как русификация, ассимиляция и аккультурация, используемые для анализа процессов вхождения еврейского населения в структуру Российской империи в исторической динамике Проанализированы основные законодательные мероприятия в отношении евреев Изучена реакция на них различных слоев еврейского населения Выявлены основы инкорпорации еврейства в структуру Российского общества в правовой, экономической и социокультурной сферах Разработана и обоснована периодизация этноконфессиональной политики Российской империи в отношении евреев на различных этапах Сформирована источниковая база по истории еврейства на Европейском Севере Реконструирована история еврейских общин на территории трех губерний Европейского Севера Архангельской, Вологодской и Олонецкой Установлена взаимосвязь модернизационных процессов в российском обществе в целом, и в его еврейской составляющей, в частности Выявлена специфика инкорпорации еврейского населения в пространство Российской империи на общероссийском и региональном уровнях

Теоретическая значимость исследования связана с разработкой теоретико-концептуальных оснований этноконфессиональной политики Российской империи в отношении еврейского населения, а также с формированием понятийно-категориального аппарата и его использованием в рамках методологии исследования Включение евреев в структуру империи рассматривается исходя из активной позиции этнического меньшинства во взаимодействии с государственными институтами Изучение предмета исследования под таким углом зрения позволяет отойти от традиционной трактовки этноконфессиональной политики Российской империи как изначально русификаторской и выявить широкий спектр взаимодействия российских государственных и общественных структур с еврейством на различных исторических этапах

Практическая значимость исследования: Материалы, выводы и обобщения диссертационного исследования могут быть использованы при создании научных работ по истории России XIX - начала XX вв , Европейского Севера, а также в разработке спецкурсов и спецсеминаров по истории еврейских общин как в России в целом, так и на территории Архангельской, Вологодской областей и Республики Карелия

Апробация результатов исследования: Результаты исследования обсуждались на кафедре отечественной истории Поморского государственного университета имени М В Ломоносова Основные научные результаты и выводы исследования отражены в докладах автора, представленных на 8 международных, российских и региональных конференциях Наиболее значимые

из них российская конференция «Стратегии этнического поведения минори-тетных групп в современной России» (Петрозаводск, 2007), Тринадцатая международная молодежная конференции по иудаике Центра научных работников и преподавателей иудаики в вузах «Сэфер» (Москва, 2008), межрегиональная конференция «От губернии до области 300 лет Архангелогородской губернии» (Архангельск, 2008) Основные положения исследования изложены в 8 работах автора, в том числе в 3 статьях, опубликованных в ведущих научных журналах и изданиях в соответствии с перечнем ВАК Министерства образования и науки РФ Общий объем публикаций по материалам диссертации составил 3,3 п л

Структура диссертации: В основе исследования находится проблемно-исторический подход Диссертация состоит из введения, трех глав, включения, приложений, списка использованных источников и литературы

Этноконфессиональная политика Российской империи: понятийно-терминологический аппарат

В данной главе рассматриваются теоретические и концептуальные основания исследования этноконфессиональной политики Российской империи XIX - начала XX вв., определяется категориально-понятийный инструментарий, сложившийся в современной российской и зарубежной историографии. Необходимость уточнения понятийно-терминологического аппарата исследования определяется многими методологическими, неясностями, существующими в современной российской исторической науке в данном исследовательском направлении. В первом параграфе данной главы решается задача построения тезауруса, который предполагает раскрытие значения и иерархии используемых в работе понятий и терминов в их связи между собой.

Поскольку данное исследование посвящено изучению процесса инкорпорации нерусского населения в российское социокультурное и правовое пространство XIX - начала XX вв., то для понимания его сущности необходимо обратиться к специфике российского имперского контекста. Имперское измерение русской истории связано с изучением ряда вопросов о полиэтничном населении империи, системе отношений между центром и периферией, имперской властью и этническими группами, об иерархии административно-политических и правовых структур и о способности правительства к преодолению кризисных явлений. Имперский характер российского политического устройства обеспечивал возможность управления государством, народы которого находились на разных этапах культурного, социального, экономического и политического развития. Социокультурное пространство империи четко разделялось горизонтально по этническому и конфессиональному принципу, а вертикально отделяло властные структурные элиты от прочего населения. Выделение признаков классической империи Нового времени дает возможность выявить факторы, обуславливающие особенности этноконфессиональной политики. Это централизация государственного аппарата; четкое разделение центра и иноэтничной периферии (провинций и колоний); иерархизация этнических общностей с выделением главного государствообразующего народа, религии и титульного языка и сословная структура общества . Принимая это, можно выделить несколько специфичных базовых характеристик Российской империи, определявших ее этноконфессиональную политику.

Российская империя не являлась этнически русской империей, русский народ фактически не являлся господствующим, хотя и обладал определенными статусными преимуществами. Территориальная протяженность, поли-этничный и многоконфессиональный состав империи обуславливали необходимость поиска объединяющей идеологической максимы. Ей явилась теория «Самодержавие, православие, народность», созданная министром народного просвещения С.С. Уваровым в первой трети XIX в. Для ее создания Уваров апеллировал к националистическим государственным теориям, получившим распространение в Западной Европе. В основе этой доктрины лежала попытка объединить понятия нации, государства и монарха под эгидой государственной религии православия. С точки зрения исследователя Р. Уортмана, Российская империя может быть представлена несколькими базовыми ее составляющими - как неограниченная высшая власть, как экспансия и завоевание и, наконец, как роль защитника и оплота православия64. С нашей точки зрения, особая роль монарха в контексте истории России, отсутствие ограничения царской власти в автократической монархии обусловили специфику российской политики на каждом отдельном ее этапе и определили роль личности царя в ее формировании.

К первой половине XIX в. в общественном сознании и высших бюрократических инстанциях формируются устойчивые представления о наличии имперского ядра - «коренная», «центральная» Россия, «внутренние губернии» и периферии. Центральные области определялись численным превосходством восточнославянского населения, исповедовавшим православие, тогда как на окраинах и периферийных областях империи преобладало инородческое население. В ходе исторического развития Российской империи на ее многообразном пространстве сложились большие территориальные общности — регионы, часто имевшие свое административное устройство, а также отличия в социально-экономическом облике. Важным представляется то, что население, проживающее в определенном регионе, осознавало себя принадлежащим к особой территориальной общности, имеющей свою хозяйственную и социокультурную специфику. Во второй половине XIX - начале XX вв. в качестве аналога современного понятия «регион» использовалось понятие «область». Региональные процессы были противоречивы и разнонаправ-лены в своей динамике и заключали в себе как стремление к обособленности, так и к инкорпорации65. Районы, находившееся на периферии империи имели некоторые преимущества для своего развития сравнительно с центральными регионами, такие как налоговые льготы, освобождение от воинской повинности и т.д.

Административное проникновение властных структур на окраины империи было затруднено в силу широты пространств. Необходимость сохранения и укрепления центральной власти метрополии обуславливала ограничение самостоятельности периферии, в то время как составные части империи пытались сохранить религиозную и культурную идентичность, расширить сферы своего экономического влияния, или, даже, пытались добиться политической независимости. По мере усиления горизонтальных связей — развития торгово-рыночных отношений, коммуникаций, постепенно изменяется вся общественная система. Российская империя, являясь территориально протяженной, в отличие от колониальных западных империй, и не смогла либерализовать метрополии, сохраняя при этом жесткий репрессивный режим управления. Сохранение сословных привилегий и иерархичность системы управления не позволили Российской империи соответствовать западным государствам, вставшим на путь социальной и экономической модернизации. Поэтому в контексте исследования важным является определение специфических черт российской модернизации.

В современной отечественной историографии постепенно вырабатываются методологические основания изучения истории России в рамках мо-дернизационной парадигмы. В контексте данного исследования модернизация рассматривается как всеобъемлющий процесс введения инновационных мероприятий при переходе от традиционного, аграрного к современному, индустриальному обществу, который, в свою очередь, может быть представлен как совокупность субпроцессов: индустриализации, урбанизации, демографического роста, эрозии традиций, дифференциации, бюрократизации, профессионализации, демократизации, распространении грамотности и образования и т.д66. В качестве критериев модернизации в различных областях общественной жизни выделяются следующие. В экономике - применение технологий, основанных на использовании научного знания, углубление разделения труда и обмена деятельностью, развитие рынков товаров, капиталов и труда, увеличение доли промышленного, а не аграрного сектора. В социальной сфере - смена социального критерия сословности или этнической принадлежности на критерий классовой принадлежности, вытеснение традиционной сословной элиты, урбанизация. В политике - образование национальных государств и разделение властей, интеграция широких масс населения в политический процесс, формирование интересов различных общественных групп. В культуре же основными критериями являются разделение культурных систем, секуляризация образования, приобщение к ценностям индивидуализма67. Все вышеперечисленные характеристики свойственны модернизации западноевропейских стран, которую можно определить как классическую. Специфика российской модернизации имела ряд особенностей.

Исследователь В.Г. Федотова выделяет термины «традиционное» и «современное» общество в качестве основы описания модернизационных процессов, а, соответственно, саму модернизацию рассматривает как переход из «традиционного» общества в «современное». Российская империя XIX в. носила характер традиционного общества, где традиционность защищалась религией и идеологией. Преобразовательная деятельность, таким образом, осуществлялась циклично, предполагая то прорыв вперед, то возвращение назад. Еще одним немаловажным фактором протекания процессов модернизации являлся коллективистский характер российского общества, что определяет наличие сильной авторитарной власти. Соответственно, самой большой ценностью являлись традиционные авторитарные ценности, поддерживающие ее коллективистские представления68. Авторитарность влечет за собой фактическое отсутствие гражданского общества, и предполагает сословную, иерерахичную структуру государства. А переход от традиционного к современному обществу влечет за собой поступательность дальнейшего исторического развития, светскость, индивидуализм и активную гражданскую позицию его членов.

Формирование политики в отношении еврейского населения в первой половине XIX в.

Данная глава посвящена изучению инкорпорации еврейского населения в социокультурное и правовое пространство Российской империи XIX -начала XX вв. Выявление единой стратегии и мероприятий в этноконфессиональной политике на общероссийском уровне является необходимым для последующего обращения к положению еврейства на Европейском Севере. Поскольку, основываясь на анализе центральных законодательных актов, возможно проследить эволюцию политики в отношении еврейского населения и на региональном уровне.

Процессы инкорпорации рассматриваются как взаимодействие государственных и общественных институтов с еврейским населением империи. Вследствие того, что процесс инкорпорации в данном исследовании представляется «субъект-субъектными» отношениями, то, с одной стороны, необходим анализ мероприятий по включению еврейства в российское сообщество в этноконфессиональной политике, а, с другой, важно изучение реакции на них еврейского населения. Глава выстроена по хронологическому принципу, и разделена на два параграфа. Первый параграф посвящен изучению форм вхождения еврейского населения в пространство российской империи в первой половине XIX в., а второй, соответственно, связан со второй половиной XIX - началом XX вв.

Исследование исторического пути еврейского народа в Новое время представляет собой определение форм включения еврейского меньшинства в социокультурное имперское пространство. Отсутствие единого государственного центра в течение столь длительного времени, а также территориальное рассеяние еврейского народа должно было бы привести к полной ассимиляции еврейства и слиянию с принимающими сообществами. Однако, крепость общинных институтов и особенности религиозной системы иудаизма обусловили сохранение еврейской идентичности. Для понимания особенностей включения еврейского населения в государственное пространство Российской империи необходимо выявить специфику восточноевропейского и западноевропейского еврейства. Российская империя не была готова принять в свой состав основную массу европейских евреев, причем традиционно замкнутых восточноевропейских, а не интегрированных в местные сообщества западных. «Не только в России, но и в Западной Европе в XIX в. сформулировалась дихотомия: согласно принятому мнению, антиподом современного эмансипированного и аккультурированного немецкого еврея, представлялся грязный, шумный, неотесанный, невежественный и безнравственный восточный еврей, типичный представитель гетто»118. Тем самым, восточноевропейский, и в частности, российский еврей олицетворялся с сохранением национальной идентичности, тогда как западноевропейский - с процессами ассимиляции и аккультурации. Глубокая укорененность русского еврейства в собственной религиозной культуре обусловила стремление к созданию общинных институтов на основе еврейских религиозных ценностей119. В XVIII - первой половине XIX вв. постепенная трансформация еврейского общества в Западной Европе приводит к изменениям в его среде. Эти изменения характеризовались выходом из неимущих слоев населения посредством получения светского образования, отходом от традиционных форм экономической деятельности, инкорпорацией в социальное пространство и заимствованием культурно-поведенческих форм принимающего сообщества. Образ «традиционного восточного» еврея, в противовес «ассимилированному западному», определялся сохранением еврейской религиозной идентичности. Отличительной особенностью западноевропейского еврейства являлась активная аккультурация в течение XVIII в., что в последующем явилось одной из предпосылок его эмансипации в Европе. В то время как российское еврейство вплоть до середины XIX в. являлось обособленной и изолированной общественной группой.

Схема классификации населения в Российской империи предполагала отнесение евреев к определенному сословию, причем оно включало в себя соединение этноконфессиональных характеристик с профессиональной занятостью. Существующие терминологические сложности в определении процесса инкорпорации еврейского населения в российское общество объясняются несовпадением их значения в имперском и современном дискурсе. В законодательной и обществоведческой практике Российской империи в отношении евреев использовались понятия «слияние» и «сближение». Примечательно, что термин «эмансипация» очень редко использовался в официальных обсуждениях и документах, что может свидетельствовать о ее фактической неосуществимости в условиях Российской империи; тогда как «слияние» и «сближение» могли быть реализованы. Такие формулировки как «необходимость постепенного соглашения существующих постановлений о евреях с общими для других подданных в империи законами», «слияние евреев с гражданским обществом» или «уравнение евреев в правах с прочими сословиями» активно использовались в правительственной риторике. Использование понятия эмансипация для характеристики российской этноконфес-сиональной политики выражало надежду еврейской интеллигенции на повторение пути интеграции западных империи в «еврейском вопросе». Второй контекст понятия был адресован самому российскому еврейству, которое посредством отказа от традиционных обычаев, обращения к продуктивному труду и производительной деятельности, могло добиться эмансипации . В данном исследовании инкорпорация определяется как включение еврейского населения в правовое, экономическое и социокультурное пространство Российской империи посредством аккультурационных и ассимиляционных процессов, а также институциональных (армия, образование, церковь) механизмов.

Исключительное положение еврейского народа во многом обуславливается феноменом диаспоральности, сущностной особенностью еврейства. Стереотип «изгнания» евреев из Земли Израиля, прочно обосновавшийся в европейском массовом сознании, определял взгляд на еврейское меньшинство как «гонимое» в пределах европейских государств. В еврейской религиозной традиции существует термин «галут» - рассеяние евреев среди народов и лишение государственного центра. Следовательно, пребывание в диаспоре является с точки зрения еврейской религиозно-философской мысли вынужденным наказанием за коллективные грехи, которое должно закончиться возвращением на историческую прародину .

Согласно теории «мобильных групп-диаспор» американского политолога Д. Армстронга, евреи - это «архетипичная диаспора», для которой особое значение имеют религия и религиозные мифы. Развитые сети интенсивных коммуникаций и знание языков превращают мобильные группы-диаспоры в специалистов в деле посредничества, новаторства, и определяют их деятельность в качестве купцов, медиков, ростовщиков, предпринимателей, дипломатов. В контексте его рассуждений, еврейская диаспора, обладая адаптивным социальным потенциалом и занимая определенную экономическую нишу, не могла возвыситься в силу ограничительной имперской политики. Еще одним фактором, препятствующим возвышению еврейской диаспоры в политической и экономической сферах, явился традиционализм и косность общинного уклада. Религиозность и следование традиционным ценностям определяли профессиональные приоритеты большей частью еврейского социума. Вследствие невозможности утвердиться в политической и бюрократической отраслях, усилия были направлены на мелочное производство, посредничество, ростовщичество. Рост конкурентоспособности приводил к объединению еврейских предпринимателей. Несмотря на традиционность экономической деятельности еврейского общества, она способствовала усилению модернизационных тенденций российской экономики. Экономические успехи еврейской диаспорной группы возможно объяснить осуществлением ею специфических функций, которые в силу ряда причин не брала на себя доминирующая этническая группа — русские123. Еврейское население Российской империи было преимущественно занято в низкостастусных занятиях; это положение исследователи обозначают понятиями «торговые» или «посреднические» меньшинства. Сочетание двух оппозиционных тенденций - с одной стороны адаптивность, мобильность, инкорпорация в принимающее сообщество, и установка на сохранение традиционных образцов поведения, с другой, сделало корпоративность основой жизнедеятельности и ключевой характеристикой еврейского сообщества. В рамках общин и на их основе эффективно функционировали торговые и финансовые структуры. Роль иудаизма в процессе консервации «национального очага», памяти о прародине в историческом сознании, была очень велика124.

Большой прирост означал постоянное увеличение плотности еврейского населения, социальных и культурных следствий которого не умаляла внутренняя миграция. По своему характеру это было городское население, представители которого, даже не проживая фактически в городе или местечке, оставались тесно связаны с городским бытом. Скученность восточноевропейских евреев в больших населенных пунктах поддерживала среди них отчетливое самоощущение этнической группы, обладающей отдельной и особой идентичностью. Одним из немаловажных факторов изолированности являлись общинные институты, автономное самоуправление.

Миссионерская деятельность в отношении военнослужащих евреев на Европейском Севере России 30-х - 50-х гг. XIX в.

Начиная с 1830-х гг. до периода Великих реформ евреи могли легально пребывать в губерниях Европейского Севера России на положении либо военнослужащих губернских батальонов по Уставу о натуральной рекрутской повинности, либо обучающихся ремеслам по Положению о евреях 1835 г. В 1838 г. последовал циркуляр Министра Внутренних дел о правильном исполнении высочайше утвержденного 13-го апреля 1835 г. «Положения о евреях», поскольку некоторые губернаторы «встретили недоумения в разрешении евреям пребывания вне черты оседлости», в котором указывались при-чины временного пребывания евреев вне черты еврейской оседлости . Этот же вопрос поднимался в переписке Министерства внутренних дел с Архангельским губернатором. В частности в данной переписке обсуждался вопрос о проникновении евреев во внутренние губернии с одними только плакатными паспортами без установленных губернаторских. В целях совершенного устранения противозаконных выездов евреев из Западных губерний во внутренние, было поручено «начальникам тех губерний, в коих евреям запрещено иметь оседлость, строжайше наблюдать, дабы каждый еврей появившийся в тех губерниях без губернского паспорта или вовсе не имеющий права прибыть в оные, был немедленно задержан и препровожден в виде арестанта в губернское правление той губернии, в которой он жительствует»222. По приезде еврея-ремесленника паспорт предъявлялся в городскую думу, которая совместно с ремесленной управой, рассматривала кандидатуру прибывшего. «Если они находят, что еврей обладает ремеслом или искусством, которого в городе не имеется, то далее после утверждения в губернском правлении, он может остаться в городе не более 6 месяцев» . Следует отметить, что подобной возможностью в первой половине XIX в. воспользовалось крайне ограниченное количество евреев, что следует из статистических данных по губерниям, в которых в этот период фигурируют лишь военнослужащие. Появление еврейского населения на территории Европейского Севера России напрямую связано с военнослужащими иудейского вероисповедания в военных частях. Рекрутский набор 1827 г. был введен Уставом воинской повинности для евреев и являлся составным элементом социально-экономической реформы, призванной улучшить экономическое положение Северо-Западных губерний Российской империи. Практически с первых лет введения рекрутской повинности при непосредственном содействии еврейских общин, высшая военная бюрократия разработала ряд мер и положений, налаживающих быт еврейских рекрутов в армии. Евреям в армии были дарованы основные религиозные свободы, дозволено исполнять функции духовных наставников, создавать молитвенные группы и добровольные благотворительные общества, устанавливать контакты с местными еврейскими общинами, участвовать в общинных праздниках и открывать солдатские синагоги. Перечисленные обстоятельства явились факторами поддержания и сохранения приверженности традиционному укладу и религиозному самосознанию у большинства еврейских солдат.

Введение Устава о рекрутской повинности для еврейского населения призвано было решить две основные задачи. Экономическая подоплека натуральной рекрутской повинности для евреев подробно освещалась выше. Второй задачей являлась постепенная русификация еврейского населения, которая, по мнению правительства, должна была решиться посредством активной миссионерской деятельности. И если, первоначально, правительство полагало, что русификация будет осуществляться посредством аккультурации, то в 1840-х была сделана установка на миссионерскую деятельность как ее основу. С самого начала воплощение в жизнь миссионерских задач правительства встречало определенные трудности. Средняя военная бюрократия, полковые и приходские священники первоначально противились крещениям еврейских нижних чинов и кантонистов. Поскольку основной стратегией инкорпорации в армии являлось обращение в православие, представляется значимым проследить его динамику в среде военнослужащих евреев Европейского Севера России. Вследствие того, что миссионерская активность была направлена преимущественно на рекрутов-кантонистов, а не на взрослых рекрутов, начать рассмотрение этого вопроса следует с деятельности Архангельского полубатальона военных кантонистов. Он был образован из военно-сиротского отделения, которое в 1826 г. было преобразовано в отделение военных кантонистов, затем в полубатальон кантонистов, первоначально входивший в состав III учебной бригады, расквартированной в Ярославле. В 1834 г. в полубатальоне числилось 937 учеников и 25 учителей, в 1847 г. - 680 учащихся и 17 учителей224. Дети еврейских нижних чинов приписывались к полубатальону с рождения, а, достигнув определенного возраста, ходили на занятия, живя дома с родителями. Иногородние евреи кантонисты жили в казарме. В число преподаваемых предметов входили русский язык, чистописание, арифметика, геометрия и Закон Божий225.

Точных сведений о первых кантонистах евреях в Архангельском полубатальоне выявить не удалось. И. Петровский-Штерн приводит данные о кантонистских батальонах по империи за 1828 г., в которых Архангельский полубатальон не значится . По данным 1842 г. в полубатальоне находилось 46 евреев кантонистов, 3 из которых приняли православие. В 1843 г. из 44 евреев не крестился не один. Поскольку Николай I требовал ежемесячных отчетов от командиров кантонистских заведений о крещениях, то начальникам всех рангов, не обеспечивающих высоких показателей, грозило выражение неудовольствия. В 1846 г. командир полубатальона майор Дьяконов доложил губернатору, что из евреев кантонистов поступивших к нему за этот год, крещены 190 и в своем законе остался 1. В 1853 г. Архангельский военный губернатор получил из департамента военных поселений, в ведении которого находились школы кантонистов, сообщение, что на его отчете об обращениях в полубатальоне Николай I поставил собственноручно резолюцию «Очень мало, обратить на это более внимания» . В 1854 г. Архангельский военный губернатор доложил, что евреев поступило 594 чел., которые кроме одного перешли в православие. К тем евреям, которые заявляли об отступлении от христианства, надлежало применять строгие меры вплоть до удаления из строевых частей в арестантские роты, поэтому неприятно озабоченные такими фактами высокие военные начальники принялись из столицы разъяснять командирам на местах необходимость предварительной воспитательной работы с евреями перед их крещением228. Анализируя отчеты о состоянии батальонов военных кантонистов, можно выявить, действительно ли рекрутчина была установлена, для того чтобы насильно инкорпорировать русских евреев в доминирующую православную культуру, а также проследить формирование миссионерской концепции Николая I. Ведомости об общем числе кантонистов, их возрасте, вероисповедании, обучении, довольствии, сроках выбытия на службу можно встретить в «Рапортах командира Архангельского полубатальона военных кантонистов Архангельскому военному губернатору». Согласно им, до 1840 г. евреев кантонистов в полубатальоне не было229. Записи о них появляются только в 1841 г. Сравнительный анализ данных о числе кантонистов в полубатальоне вообще и перешедших в православие в частности можно сделать по записям из рапортов командира за январь 1842 г. и март 1851 г. По всему 1842 г. число евреев, принявших православие остается приблизительно одинаковым (максимально апрель 1842 г. - из 43 евреев православие приняли 5 чел.) . Записи того же характера марта 1851 г. показывают, что из 216 евреев православие приняли 195 кантонистов. Всего из 91 набора евреев было 539 человек, православие приняло 485 человек231. Таким образом, значительный переход в православную веру среди кантонистов иудейского вероисповедания начинается с середины 1840-х гг., тогда как ранее, в начале 1840 гг. он не носил такого массового характера. Еще один статистический показатель — возраст обращающихся в православие рекрутов, показывает, что кантонисты «среднего» (11—15 лет) возраста переходили в пра-вославие чаще, чем или «большого» (16-18 лет) . Это объясняется тем, что более старшие кантонисты дольше находились в еврейской среде черты оседлости и максимально восприняли традиционные ценности иудаизма, тогда как детей 11-15 лет легче было склонить к обращению в православие.

Община как основной институт поддержания еврейской идентичности на территории Европейского Севера России (30-е гг. XIX - начало XX вв.).

Поскольку целью данной главы является не только рассмотрение процесса инкорпорации еврейского населения в пространстве Европейского Севера, но также и поддержания еврейской религиозной идентичности, рассмотрим основные институты еврейского самоуправления в регионе. Основным институтом еврейского самоуправления как в черте оседлости, так и вне ее, являлась община. В пределах черты еврейской оседлости община предполагала многочисленную сеть разнообразных организаций, обеспечивающих следование еврейскому религиозно-этическому закону и бытовым канонам. Вне черты еврейской оседлости основной формой отправления треб являлось создание молитвенных школ, под которыми предполагались особые здания или помещения, где евреи отправляют общественные молитвы, то есть молятся в числе не менее 10 мужчин старше 13 лет347. Вне черты оседлости для открытия молитвенной школы требовалось разрешение министра внутренних дел. Ходатайство о ее устройстве возбуждалось от имени всего общества. Если число еврейских домов в городе или селении не превышало 30, могла быть открыта лишь одна молитвенная школа; если оно достигало 80, то кроме нее устраивали еще одну синагогу. Обязательным условием являлось также расстояние от синагоги от православной церкви не менее 100 саженей (если они располагались на одной улице); если же синагога строилась на другой улице, то расстояние между ними не должно было быть меньше 50 саженей. Питейные заведения и трактиры не могли открываться ближе 40 саженей от синагоги. При ходатайстве о построении новой синагоги молитвенное общество представляло одобренный надлежащим начальством план и фасад здания, а также указывало, на какие средства оно будет строиться . Для устройства общественного молитвенного собрания вне синагоги, например на частной квартире, получалось специальное разрешение губернского начальства. В синагоге можно собираться только для молитвы и совершения обрядов веры и хранить лишь вещи, принадлежащие к богослужению, и метрические книги. Внутренним устройством и хозяйством молитвенного дома заведовало избираемое молитвенным обществом этой школы духовное правление. В частности, староста (габай) наблюдал за порядком и благочинием, собирал пожертвования, в том числе и на постройку новой синагоги. Наблюдение за деятельностью правлений синагог, ревизия книг и отчетов и их хранение были возложены на городские управы. Наряду с понятием «синагога» или «молитвенная школа» находилось понятие «молитвенное общество», под которым понималось сообщество евреев, постоянно собирающихся в определенную синагогу. Молитвенное общество ведало делами и духовными нуждами молитвенного дома посредством избираемого им духовного и хозяйственного правлений. Каждое молитвенное общество для выбора раввина избирало уполномоченных в том или ином числе, в зависимости от числа членов общества: если число последних не более 100, избиралось 10 уполномоченных349. Согласно циркуляру Министра Внутренних Дел от 20 марта 1870 г., во многих городах вне черты оседлости, где образовались еврейские общества, на основании Высочайшего повеления 1863 г. разрешено открывать молельни и иметь раввинов. Метрические книги должны были вестись обо всех евреях, в том, числе военнослужащих уездных, губернских и гарнизонных батальонов .

Должность казенного или общественного раввина существовала в Российской империи с 1857 по 1917 гг. как выборная должность. Кандидатом в казенные раввины мог быть выпускник раввинского училища (с 1873 г. еврейского учительского института) или общих высших и средних учебных заведений. Его избрание утверждалось губернскими властями, от которых он получал и свидетельство на звание раввина, которое официально представлял в общине. В обязанности казенного раввина входило принимать присягу у евреев-новобранцев, вести книги записи рождений, бракосочетаний и смертей, в дни государственных праздников и тезоименитства императора произносить в синагоге патриотические проповеди (чаще всего на русском языке)351. При определении этой должности, правительственная бюрократия полагала, что казенный раввин станет проповедником просветительских и ассимиляторских идей в еврейском обществе и будет объяснять российские законы еврейским обществам. Тот факт, что казенные раввины в большинстве своем были мало сведущими в иудаизме, не вызывал приязни у общины. Настоящими духовными лидерами являлись «традиционные» раввины, обладавшие непререкаемым авторитетом.

Избрание раввина в молитвенных обществах происходило следующим образом. Молитвенное общество избирало для этого уполномоченных, в зависимости от числа членов общества. Право участия в выборе уполномоченных, согласно Уставу Духовных Дел Иностранных Исповеданий, принадлежало лишь тем членам молитвенного общества мужского пола, которые являлись русскими поданными не моложе 25 лет, числились членами молитвенного общества не менее 2-х лет перед выборами, не состояли под следствием и не были исключены из среды обществ и собраний по приговорам своих сословий, не состояли под гласным надзором полиции и т.п. Положение о евреях 1804 г. сохранило за евреями право выбора раввинов, но последние должны были быть утверждаемы губернской властью. Раввины избирались на три года. В случае недостатка кандидатов, обладающих необходимым образовательным цензом, могла идти речь о допущении к баллотировке на раввинскую должность «лицо, хотя не имеющее требуемого законом образовательного ценза, но состоявшее на службе по прежним выборам и заявившее себя в таковой должности отлично усердною и полезной деятельностью» . Губернские Правления контролировали выборы раввина, запрашивая сведения о поведении, нравственных качествах и политической благонадежности еврея в Канцелярии губернатора 53. Подобные же сведения запрашивались и на уполномоченных к выбору раввина. В обязанности раввина входило управление религиозными делами общины, надзор за соблюдением государственных законов членами общины и ведение метрических книг. Положение 1835 г. постановило, что обряд обрезания, наречения имени младенцам, бракосочетания и погребения могут совершать только раввины или его помощники в его присутствии или с его письменного дозволения. Раввин давал клятвенное обещание установленного образца, в котором оговаривались его обязанности354. При совершении религиозного обряда — обрезания, венчания, развода или погребения - раввин делал соответствующую запись на иврите и русском в свою частную тетрадь, а оттуда он переносил эту запись, не позже как через месяц, в подлежащую проверке общую метрическую книгу. Исправления в метрических книгах были недопустимы 55.

В помощь раввину избирался еврейский молитвенный общественный староста и казначей молитвенного дома356. По малочисленности молитвенных обществ на рассматриваемой нами территории на эти должности обычно избиралось одно лицо . Поскольку до 1870-х —1880-х гг. еврейские общества в регионе не были официально оформленными, то не имели возможности иметь казенного раввина. В условиях Европейского Севера России общины были настолько малочисленны и мало обеспечены, что зачастую, при значительных трудностях с приглашением раввина, роль духовных лидеров брали на себя общинники, грамотные в еврейском законе. В Петрозаводске мещанин Ицко Гуревич исполнял обязанности раввина, резника и меламеда358. При необходимости он обслуживал не только евреев Петрозаводска, но и солдат, служивших в уездных командах других городов Олонецкой губернии. В 1872 г. власти приняли решение изгнать Гуревича из Петрозаводска, вследствие незанятия ремеслом. Благодаря ходатайству воинского начальни-ка, Гуревича оставили в Петрозаводске , вплоть до 1876 г., когда за незаконное исполнение обязанностей раввина он был предан суду360. В связи с этим в 1877 г. евреи подали губернатору прошение, в котором излагали все трудности, которые они испытывают вследствие отсутствия раввина. На тот момент в Олонецкой губернии проживало около 300 евреев, не считая нижних чинов губернского батальона. Будучи малочисленным и не имея средств для содержания раввина, общество доверяло исполнение обрядов и треб «че-ловеку, знающему в теоретическом и практическом отношении» . Еврейское общество заключило, что если бы в Петрозаводске был раввин или его помощник «могла бы быть вполне правильно достигнута цель правительства относительно лиц, подлежащих военной повинности и т.п. Затем в настоящее время у некоторых из нас родились дети мужского пола, над которыми обряд обрезания как бы следовало по закону Моисееву на 8-й день не исполнен и, само собой разумеется, имена им не наречены. Кроме этого может встретиться случай, например, кто-нибудь умрет, кто же тогда исполнит последний долг погребения над умершим.

Похожие диссертации на Этноконфессиональная политика Российской империи в отношении еврейского населения XIX - начала XX вв. : по материалам Европейского Севера