Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Дзагов Рустам Нургалиевич

Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков
<
Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дзагов Рустам Нургалиевич. Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Нальчик, 2003 185 c. РГБ ОД, 61:04-7/307

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Миграция, динамика и численность полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков

1.1. Русское население 21

1.2. Горские евреи 46

1.3. Немецкое население 54

Глава 2. Развитие экономики переселенцев Кабарды в XIX - начале XX веков

2.1. Земледелие 78

2.3. Скотоводство 98

2.3. Развитие кустарной промышленности и торговли 109

Глава 3. Культура иноязычного населения Кабарды в XIX - начале XX веков

3.1. Жилища, одежда и пища 129

3.2. Развитие школьного образования 148

Заключение 169

Библиография 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В истории Кабарды XIX- начала XX веков важное место занимают процессы формирования полиэтнического населения. Важнейшей отличительной характеристикой современной Кабардино-Балкарии как субъекта Северо-Кавказского региона является бытование (при наличии основной массы коренного населения) множества переселенческих этнических групп. В силу этого культура региона представляет собой сложный синтез культурных систем, носителями которых были разные этнические и социальные группы. Взаимодействие различных народов, толерантность, открытость коренных народов к экономическим и культурным контактам создавали комфортную этнопсихологическую атмосферу и в определенной мере способствовали изменению национального менталитета. Поэтому обстоятельное изучение истории формирования и становления полиэтнического населения в Кабарде представляет интерес как с точки зрения исторических условий его появления в регионе, так и в качестве своеобразных моделей этнических процессов, возможных между контактирующими народами.

Наиболее ранним и многочисленным компонентом полиэтнической структуры Северного Кавказа являются русские. Первые поселения их на Северном Кавказе появляются во второй половине XVI века, что было связано с определенными политическими и социально-экономическими причинами и обстоятельствами. Русское население региона формировалось на протяжении нескольких веков из представителей различных социальных групп, а в казачество вливались представители и горского населения.

В XIX- начале XX веков Северный Кавказ был миграционным ареалом не только для русского населения, но и для представителей ряда европейских, закавказских и ближневосточных народов. Часть из этих переселенцев обосновалась в Кабарде. Это - немцы, грузины, армяне и др.

Рассматривая миграционные события в целом в регионе, необходимо отметить две тенденции: стихийные процессы и государственное регулирование. Характеризуя переселенческие движения различных народов в пределы Северного Кавказа, следует подчеркнуть, что все они имели социально-экономические и политические причины.

Одним из важных и крупных регионов Северного Кавказа, отличавшимся целым рядом своеобразных черт, без учета которых представление о миграционных процессах, экономическом и культурном развитии в XIX-начале XX веков было бы не полным, являлась Кабарда.

Изучение истории формирования и взаимодействия полиэтнического населения позволит также понимать современные этнические процессы, эффективно решать конфликты на этнической почве (если они уже возникли) и способствовать гармонизации межнациональных отношений - основы стабильности и благополучия в полиэтническом обществе.

Географические рамки этого региона определяются территорией в границах современной Кабардино-Балкарии. Раннее, на этой территории располагались различные административно-территориальные образования: Кабардинский, Георгиевский, Нальчикский округа, части Сунженского, Пятигорского, Моздокского отделов Терской области, небольшой отрезок Кавказской линии, части Екатериноградского, а затем Моздокского уездов Кавказской губернии. При исследовании приходится выделять ту территорию, которую ныне занимает Кабардино-Балкарская Республика.

Историография проблемы. Вопрос о формировании полиэтнического населения в Кабарде не стал в отечественной историографии предметом специального изучения, однако различные аспекты данной темы в той или иной мере освящались в исторических и этнографических исследованиях.

В конце Х1Х-начале XX веков в связи с возросшим интересом исследователей к истории формирования Терского казачества, появляются первые работы, посвященные русскому населению Кабарды. Наибольший интерес исследователей вызвали истории станиц Прохладная , считая ее ошибочно

первым поселением русских на территории современной Кабардино-Балкарии, и Екатериноградская , с богатой и крайне интересной историей, которая в действительности является наиболее ранним русским поселением. В этих работах освещаются весьма широкий спектр интересующих нас вопросов: динамика народонаселения, хозяйственное развитие, политическое положение, вопросы образования, быта, и они во многом сохраняет свою актуальность до настоящего времени.

В работе Г.Н.Прозрителева3 содержатся краткие сведения о численности, этническом и социальном составе населения станиц Приближной, Солдатской и Прохладной в первые годы их существования, когда они были еще слободами и деревнями.

Большую роль в изучении горско-еврейского населения Кабарды имеют труды И.Я.Черного. Это по существу первые целенаправленные истори-ко-этнографические исследования, которые были опубликованы в виде разностороннего очерка "Горские евреи"4 и статьи "Горские евреи Терской области"5. В них содержится ценная информация об образовании Нальчикской горско-еврейской слободы, прослеживается положение горских евреев на Северном Кавказе с XVII до 60-х гг. XIX веков. Следует отметить, что подобных исторических исследований о горских евреях в дореволюционной историографии больше не наблюдается. Поэтому интересующие нас сведения приходится извлекать из этнографических исследований.

Обстоятельный очерк Д.М.Дубелира содержит важные сведения о горских евреях в Кабарде с середины XIX века, о формировании горско-еврейского поселка, хозяйственных занятиях .

Сведения о жилище, пище, обычаях и т.д. приводятся в одном из очер-ков А.Т.Васильева , которые под общим названием "Горские евреи" были опубликованы в журнале "Новое обозрение". Автор справедливо указывает, что "многие компоненты материальной культуры горских евреев (жилище, одежда и т.д.) заимствованы ими у окружающих их народов" .

Крупный ученый-востоковед В.Ф.Миллер в 80-х гг. XIX века дважды посещал слободу Нальчик, где познакомился с горскими евреями. Результатом этих поездок стал очерк, опубликованный в журнале "Вестник Европы", в котором характеризуется экономическое и политическое положение Нальчикского горско-еврейского поселка9. В кратком, но весьма содержательном очерке "Евреи горские", в знаменитом энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона, автором которого является В.Ф.Миллер, приводятся статистические материалы о горских евреях Кабарды10.

Вопросы этнографии и истории горских евреев широко рассматривает И.Ш.Анисимов в своем монографическом исследовании11. Оно вышло в 1888 году и стало своеобразной хрестоматией по истории и этнографии горских евреев. В ней рассматриваются динамика народонаселения Нальчикского горско-еврейского поселка, его хозяйственное развитие и уровень грамотности евреев.

Небольшая заметка А.Бирюлькина, напечатанная в 1898 году в газете

"Терские ведомости" , посвящена анализу взаимовлияния горских евреев и кабардинцев. Автор указывает на основные занятия горских евреев и что примечательно, на хорошее знание ими кабардинского языка.

Следует отметить, что в дальнейшем опубликованные в конце XIX-начале XX веков работы, освещавшие те или иные вопросы истории и этнографии горских евреев Северного Кавказа, "за редким исключением, ... представляли очевидную компиляцию" и опирались на работы И.Я.Черного, В.Ф.Миллера, И.Ш.Анисимова и А.Т.Васильева13.

Сведения о немецком населении Кабарды в Х1Х-начале XX веков чрезвычайно скудны. Фрагментарные сведения по истории немецкого населения Северного Кавказа содержатся в работах М.Заалова14, Н.Кириченко15, Л.Розенберга16, А.Клауса17, А.А.Велицина18 и И.И.Сергеева19. В них содержатся ценные данные о причинах и характере переселения немцев на Северный Кавказ, их хозяйственных занятиях, развитии образования, традициях и обычаях.

Интересные сведения об экономическом развитии полиэтнического населения Кабарды имеются в работах О.В.Маргграфа20, Н.Н.Шаврова21 и В.Аликова .

Отдельные аспекты формирования полиэтнического населения Кабарды более подробно изучались в советской историографии.

В 20-х годах появляются работы С.И.Месяца23 и В.П.Христиановича24, ставшие результатом естественноисторического и экономического обследования Кабарды в первые годы Советской власти. Ценность этих трудов заключается в попытке изучения хозяйственной деятельности всего населения Кабарды. Так, В.П.Христанович большое внимание уделяет агротехнике немецкого населения, считая их наиболее близкими к идеальному.

Первым специальным исследованием истории русского населения Ка-барды является раздел в академическом издании "История Кабардино-Балкарской АССР", вышедшем в 1967 году. Автор этого раздела В.П.Крикунов рассматривает историю переселения русских, их хозяйственные занятия, взаимоотношения с коренным населением. Он в некоторой степени возвеличивает революционную роль русских в экономическом и культурном развитии региона.

Изучению истории, культуры, быта и хозяйственного развития казачества посвящены работы Л.Б.Заседателевой26. Она прослеживает процесс формирования Терского казачества и отдельные стороны жизни русского и украинского населения Северного Кавказа, в том числе Кабарды.

В исследовании видного кавказоведа Н.Г.Волковой27 рассматриваются динамика этнического состава, география расселения и формирование русского, армянского, грузинского населения региона. Однако она рассматривает русское население Кабарды в контексте образования Терского казачества.

Содержательная статья Г.М.Кашежевой посвящена переселениям в Терскую область в пореформенный период. Она затрагивает и проблему образования в Кабарде сел и хуторов русскими и украинскими переселенцами.

Интересными являются сведения о местах исхода переселенцев и о причинах их миграций.

Одним из наиболее удачных исследований по истории Терского казачества, вышедших в последнее время, является монография И.Л.Омельченко . В ней на основе значительной источниковой базы обобщаются демографические процессы и экономическое развитие терских станиц в Х1Х-начале XX веков.

Следует отметить обобщающую работу И.Давида по истории евреев Северного Кавказа, в котором рассматриваются различные аспекты экономического развития горских евреев Кабарды30.

В связи с ростом национального самосознания народов России в 90-х годах XX века усиливается интерес исследователей к изучению истории русских, украинцев, горских евреев, турков-месхетинцев, немцев и других народов Северного Кавказа. Возрастает количество научных публикаций, расширяется круг исследуемых проблем, пересматриваются устаревшие точки зрения и концепции.

Повышение интереса русского населения Кабардино-Балкарии к своей истории проявилась в организации и проведении обществом русской истории и культуры "Вече" с привлечением видных ученых региона нескольких научно-практических конференций под названием "Славянские чтения". На конференциях затрагивались различные аспекты истории и культуры славянского населения Кабардино-Балкарии31.

В сентябре 1997года в Нальчике по инициативе еврейского общественно-политического культурного центра "Товуши" был проведен семинар по вопросам истории и этнографии горских евреев Кавказа. В работе семинара приняли участие представители Израиля, Азербайджана и Северо-Кавказского региона32.

Большой вклад в изучение истории и этнографии горских евреев внес Ю.И. Мурзаханов33. В наиболее ценной для нас его работе "Очерк истории этнографического изучения горских евреев" приводятся интересные сведе-

ния о образовании Нальчикского горско-еврейского поселка, хозяйственных занятиях, материальной культуре, уровне грамотности горских евреев.

В диссертации С.А. Даниловой содержатся данные о переселении горских евреев в Кабарду, взаимодействии культур контактирующих народов .

В работах известного кавказоведа Т.Х. Кумыкова исследуются вопросы просвещения в казачьих и русских поселках, а также деятельность русских учителей в Кабарде.

Проблемы образования русского населения в конце XIX - начале XX веков рассматриваются и в работе М.З. Саблирова, в которой на основе огромного материала, извлеченного из центральных и местных архивов, выявляется роль и место русской культуры в развитии Кабарды36.

В 2000 году было издано этнографическое исследование Тхамоковой И.Х. о русском и украинском населении Кабардино-Балкарии. Оно содержит разносторонние сведения по этнической истории русских и украинцев, их хо-

зяиственных занятиях и материальной культуре

Историографический обзор показывает, что в изучении формирования полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков в последние годы наметился определенный прогресс. Наряду с достижениями выявился и ряд проблем. Прежде всего, они связаны с созданием обобщающей картины политических, экономических и тесно связанных с ними этнокультурных процессов на территории Кабарды в XIX - начале XX веков.

Источниковую базу исследования составляют материалы, извлеченные из фондов Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики: "Управление Кабардинского округа" (ф.И - 2), "Управление Георгиевского округа" (ф.И - 3), "Управление Нальчикского округа" (ф.И - 6), "Смотритель Нальчикского военного поселения" (ф.И -12), "Управление начальника Центра Кавказской линии" (ф.И - 16), "Нальчикское слободское правление" (ф.И - 35), "Управление межевой частью Терской области" (ф.И - 40), "Нальчикский меновой двор" (ф.И - 42), "Солдатско-Малкинский меновой двор" (ф.И -47), "Пришибский меновой

двор" (ф.И - 48), "Прохладненский меновой двор" (ф.И - 49); Центрального Государственного архива Республики Северная Осетия - Алания -"Управление наказного атамана Кавказского линейного казачьего войска" (ф.2), "Терское областное правление" (ф.И), "Канцелярия начальника Терской области" (ф. 12), "Войсковое правление Терского казачьего войска" (ф.13), "Дирекция народных училищ Терской области" (ф.123), "Инспектор народных училищ 1-го района Треской области" (ф.124), "Ставропольско-Терское управление земледелия и госимуществ" (ф.168).

Помимо перечисленных, широко использованы документы, хранящиеся в архиве Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН, извлеченные сотрудниками этого института из фондов центральных архивов Москвы и Тбилиси.

В этих источниках, представленные официальными правительственными документами, предписаниями и инструкциями, рапортами, донесениями и статистическими отчетами чиновников, отражается история заселения территории Кабарды переселенцами, их этнический и социальный состав, экономическое состояние, торговые связи, развитие народного образования.

Ценными источниками по истории полиэтнического населения являются статистические материалы, в которых содержится информация о численности населения, национальном составе, о миграционных движениях, размерах посевных площадей, собранном урожае и т.д. Однако в статистических источниках имеются некоторые неточности и просчеты.

Существенную значимость для диссертации представляли опубликованные статистические материалы и документы, в том числе материалы пер-

вой всеобщей переписи населения Российской империи , Всероссийской сельскохозяйственной переписи 1916 года39, статистических таблиц населенных мест40, ежегодных отчетов начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска4 . Ценные сведения о развитии образования переселенцев извлечены из материалов однодневной переписи начальных школ в империи 1911 года .

Источниковую базу диссертационной работы расширили материалы периодической печати XIX - начала XX веков. Издания "Терские ведомости", "Терек", "Кавказ", "Терский сборник", "Терский календарь", "Кавказский календарь" помещали на своих страницах очерки, статьи, зарисовки, освещавшие различные аспекты экономического быта и культуры русского, горско-еврейского и немецкого населения Кабарды.

В диссертации использованы сборники документов, касающиеся как отдельных народов, так и посвященные различным проблемам, в которых отражается широкий спектр интересующих нас проблем. В сборнике "История российских немцев в документах"43, вышедшем в Москве в 1993 году, собраны нормативные акты Российского государства, касающиеся немецкого населения на протяжении 1763-1992 годов, ценные для понимания их правового положения в Кабарде.

Существенно пополнила источниковую базу изучения горско-еврейского населения Северного Кавказа, и в особенности Нальчикского поселка, работа "История горских евреев Северного Кавказа (1829-1917)"44, в которой публикуется большое количество архивных документов и труды дореволюционных исследователей.

Изданная в 2000 году книга "Загадочный мир Кавказа"45, составленная из записок из архивов Эдинбургского миссионерского общества и других источников конца XVIII-XIX веков, весьма ценна для изучения миссионерского движения жителей шотландской колонии Каррас, где большинство населения составляли этнические немцы, и деятельности этой миссии в Кабарде.

Ценные извлечения из материалов по кавказской политике Российского государства, известные как "Акты кавказской археографической комиссии", вошедшие в сборник документов "Из документальной истории Кабардино-русских отношений"46 также существенно расширили источниковую базу исследования.

В сборнике "Народное образование в Кабарде и Балкарии в ХГХ-начале XX века"47 опубликованы материалы по народному образованию. Они извле-

чены из фондов центральных архивов Москвы, Республики Грузия и местных архивов и касаются становления и развития образования русских, немцев, горских евреев, грузин, армян и т.д.

В сборник "Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII-середина ХХв.)"48 вошли архивные и наиболее значимые, но недоступные широкому кругу читателей и специалистов материалы, опубликованные в Х1Х-начале XX веков.

Цели и задачи исследования. Основной целью настоящей диссертационной работы является проведение целостного, комплексного и логически последовательного изучения процесса формирования полиэтнического населения в Кабарде в Х1Х-начале XX веков. Выявление главных, узловых этапов формирования полиэтнического населения представляется необходимым и важным не только с точки зрения объективного освещения проблем истории народов Кабардино-Балкарии, но и для глубокого анализа современных национальных процессов. Не менее существенно и другое. Определение экономического и культурного потенциала переселенцев и степени их интегрированное в сферы экономической и культурной жизни местного населения являющееся и в наши дни весьма актуальной.

Выбор и обоснование темы, отбор изучаемого материала определили задачи исследования:

изучение факторов, механизмов определявших процесс формирования полиэтнического населения;

определение основных направлений правительственной политики в миграционном процессе;

изучение механизмов образования поселений мигрантами; выявление основных хозяйственных занятий этнических групп переселенцев и их адаптация к условиям местной специфики; определение особенностей культуры переселенцев и ее взаимоотношение с культурой местного населения;

выявление тенденций и направлений в развитии образования.

Объектом настоящего исследования являются наиболее многочисленные этнические группы переселенцев -русские, горские евреи и немцы, не считая других народов Кавказа, активно участвовавшие в заселении территории Кабарды и создавшие свои диаспоры. Под диаспорой понимается часть этноса, проживающая вне своей исторической родины или территории обитания этнического массива, сохранившая этническое самосознание, культурную самобытность и сформировавшая в ходе адаптации к принимающему обществу совокупность конфессиональных, культурно - просветительных и образовательных учреждений.

Предмет исследования - политические, демографические, экономические и культурные процессы, происходившие в Кабарде в XIX - начале XX веков, связанные с развитием вышеупомянутых этнических общностей (миграционные движения, территория расселения, хозяйственные занятия и др.), а также изменения в масштабах всего региона и взаимоотношения народов.

Поставленные задачи исследования рассматриваются в хронологических рамках - XIX - начала XX веков, когда территория Кабарды активно заселяется и осваивается указанными этническими группами. Но для более полного понимания особенностей переселенческого движения мы попытались проследить и более ранние миграционные процессы этих народов в пределах Северного Кавказа. В начале XIX века Кабарда постепенно включается в правовое пространство России, и правительство определяет переселенческую политику в регионе. В этот период усиливается переселенческий процесс русских в Кабарду. Населения первых поселенцев в станицах Приближ-ной, Прохладной, Екатериноградской и других неуклонно росло, а в середине XIX века в Кабарде начали оседать горские евреи, немцы и другие народы. Конечная грань связана с революционными потрясениями 1917 года, которые привели к краху империи, и в новых условиях миграционная политика в регионе диктовалась и определялась иными причинами и обстоятельствами.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и объективности, понимаемые как требования рассматривать явления и события во взаимосвязи и взаимообусловленности в конкретно-исторической обстановке и в хронологической последовательности.

В работе применяются познавательные приемы системного подхода, позволяющие рассмотреть этнодемографическую динамику в Кабарде в контексте экономических, политических и культурных взаимоотношений населения Северного Кавказа.

Научная новизна и практическая значимость результатов. На основе широкого привлечения архивных и опубликованных материалов в диссертации сделана попытка исследовать проблему формирования в Кабарде полиэтнического населения. В исследовании объектом изучения стали (диас-порные) этнические группы, история их появления и дальнейшего развития в Кабарде, социальный и численный состав. В динамике выявляется специфика хозяйства и культура переселенцев.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы диссертации могут быть использованы при изучении истории взаимодействия народов региона, при выработке миграционной политики в полиэтнических рерюнах, каковым является Кабардино-Балкария. Материалы исследования могут быть использованы и в деятельности национально - культурных обществ Кабардино - Балкарской Республики, которые проводят большую работу по изучению своей истории и культуры, а также при подготовке обобщающих трудов по истории народов Кавказа.

Апробация работы. Диссертация выполнена в отделе истории Института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской республики и Кабардино-Балкарского научного центра Российской Академии наук. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях отдела истории КБИГИ.

Основные положения исследования излагались и обсуждались на научных конференциях молодых ученых КБНЦ РАН (Нальчик, 2000 и Нальчик,

2002), Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива - 2002" (Нальчик, 2002) и межвузовской конференции "Актуальные проблемы региональной науки" (Нальчик, 2002). Доклады и сообщения, с которыми автор выступил на конференциях, опубликованы.

Структура диссертации отвечает задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

16 ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Томаревский Ф., Головчанский С. Прохладная станица // Статистические монографии по исследованию станичного быта Терского казачьего войска. Владикавказ, 1881; Головчанский С.Ф. Станица Прохладная Терской области Пятигорского округа // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (далее СМОМПК). Тифлис, 1893. Вып. 15.

  2. Сосиев А. Станица Екатериноградская: Историко-статистический очерк // Терский сборник. Владикавказ, 1903. Вып. 5; Урусов СМ. Станица Екатериноградская (Терской области Моздокского отдела) // СМОМПК. Тифлис, 1904. Вып. 33. Отд. 2.

  3. Прозрителев Г.Н. Первые русские поселения на Северном Кавказе и в нынешней Ставропольский губернии // Сборник сведений о Северном Кавказе. Ставрополь, 1912.

  4. Черный И. Горские евреи // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870. Вып. 3. Отд. 1.

  5. Он же. Горские евреи Терской области // Сборник сведений о Терской области. Владикавказ, 1878. Вып. 1.

  6. Дубелир Д.М. Евреи на Кавказе // Вестник русских евреев. СПб., 1871. 3 января; 10 января; 17 января; 24 января; 31 января; 7 января; 14 февраля.

  7. Васильев А.Т. Горские евреи // Новое обозрение. Тифлис, 1889. 19 января; 29 июня; 4 июля; 28 июля; 1 августа; 4 августа; 15 августа; 19 августа.

  1. Мурзаханов Ю.И. Очерк истории этнографического изучения горских евреев ( XVIII - начало ХХв.) М., 1994. С. 28.

  2. Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды // Вестник Европы. СПб., 1884. Т. 11. Кн. 4.

  1. Миллер В. Ф. Евреи горские // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1893, Т. XI.

  2. Анисимов И.Ш. Кавказские евреи - горцы. М., 2002.

  3. Бирюлькин А. Евреи в Кабарде // Терские ведомости. Владикавказ, 1898. 6 июля, №79.

  4. Мурзаханов Ю.Ш. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII - начало XX века). М., 1994. С.54.

14. Заалов М. Меннониты и их колонии на Кавказе Великокняжеская и
Александрдар // СМОМПК. Тифлис, 1897. Вып. 23.

  1. Кириченко Н. О браке у немцев протестантов Ванновской волости // Кубанский сборник. Екатеринодар, 1898. Т.4.

  2. Розенберг Л. Немецкая колония Семеновка Кубанской области Кавказского отдела // СМОМПК. Тифлис, 1900. Вып. 27.

  3. Клаус А. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной колонизации в России. Вып. 1. СПб., 1869.

  4. Велицын А.А. Немцы в России. Очерки исторического развития и настоящего положения немецких колоний на Юге и Востоке России. СПб., 1898.

  5. Сергеев И.И. Мирное завоевание России немцами. Пг., 1917.

  6. Маргграф О.В. Очерк кустарных промыслов Северного Кавказа. М., 1882.

  7. Шавров Н.Н. Описание Кавказского шелководства. Тифлис, 1891; Он же. Описание Кавказского шелководства // СМОМПК. Тифлис, 1881. Вып. 11.

  8. Аликов В. Очерк положения животноводства в Терской области, составленной по данным обследования, произведенным в 1912г. Владикавказ, 1914.

  9. Месяц СИ. Население и землепользование Кабарды. Воронеж, 1928.

  10. Христианович В.П. Сельскохозяйственные районы Кабарды. Воронеж, 1929.

  1. Крикунов В.П. Русское население Кабарды и Балкарии (конец XVIII-ХІХв.) // История Кабардино-Балкарской АССР. Т.1. М., 1967.

  2. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина XVI - начало XIX в.). М., 1974; Она же. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XIX веке // Кавказский этнографический сборник. Т.VIII. М., 1984; Она же. Хозяйство и хозяйственный быт дореволюционного русского и украинского населения Северного Кавказа в отечественной историографии (восточные и центральные районы) // Историография этнографического изучения народов СССР и зарубежных стран. М., 1989.

  3. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII - начале XX века. М., 1974.

  4. Кашежева Г.М. Некоторые вопросы переселенческого движения в Терскую область в пореформенный период // Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1980.

  5. Омельченко И.Л. Терское казачество. Владикавказ, 1991.

  6. Давид И. История евреев на Северном Кавказе. Тель-Авив, 1989.

  7. Славянские чтения. Материалы первой научно-практической конференции. Нальчик, 1994; Славянские чтения. Материалы второй научно-практической конференции. Май 1996 год. Нальчик, 1996; Славянские чтения. Материалы третьей республиканской научно-практической конференции по проблеме "Взаимодействие национальных культур народов КБР и современной цивилизации". Нальчик, 1998; Славянские чтения. Материалы шестой научно-практической конференции. Нальчик, 2002.

  1. История и этнография горских евреев Кавказа. Материалы семинара 15-17 сентября 1997 года. Нальчик, 1998.

  2. Мурзаханов Ю.И. Очерк истории этнографического изучения горских евреев (XVIII - начало ХХв.). М., 1994; Он же. Горские евреи. Аннотированный библиографический указатель. Часть I. XVII - начало ХХв.

М.,1994; Он же. Семья у горских евреев Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1994;. Он же. Горско-еврейский этнограф Илья Шеребетович Аниси-мов. М., 2002.

  1. Данилова С.А. Проблемы самоидентификации горских евреев КБР в период демократизации общества в новой России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 1999.

  2. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века. Нальчик, 1996; Он же. Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX - начале XX в. Нальчик, 2002.

  1. Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX -начале ХХвв. Нальчик, 2001.

  2. Тхамокова И.Х. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.

  3. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897г. СПб., 1905. Т.68.

  4. Всероссийская сельскохозяйственная перепись в 1916году (Терская область). Владикавказ, 1919.

  5. Статистические таблицы населенных мест Терской области. Владикавказ, 1890. Т. 1-2; Алфавитный список населенных мест Терской области. Владикавказ, 1901; Список населенных мест Терской области. Владикавказ, 1915.

  6. Отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1904 год. Владикавказ, 1905; Отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1908 год. Владикавказ, 1909; Всеподданнейший отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1910 год. Владикавказ, 1911; Всеподданнейший отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1912 год. Владикавказ, 1913; Всеподданнейший отчет начальника Терской об-

ласти и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1913 год. Владикавказ, 1914; Всеподданнейший отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1914 год. Владикавказ, 1915; Всеподданнейший отчет начальника Терской области и Наказного Атамана Терского казачьего войска за 1915 год. Владикавказ, 1916.

  1. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Вып. 11. Кавказский учебный округ. Пб., 1914.

  2. История российских немцев в документах: 1763-1992. / Сост. В.А. Ау-ман, В.Г. Чеботарев. М., 1993.

  3. История горских евреев Северного Кавказа в документах (1829-1917) / Сост. С.А.Данилова, Е.С.Тютюнина. Нальчик, 1999.

  4. Загадочный мир народов Кавказа. Записки из архивов Эдинбургского миссионерского общества и других источников конца XVIII-XIX веков / Сост. А.И. Мусукаев, Й.Маттис. Нальчик, 2000.

  5. Из документальной истории кабардино-русских отношений. (Вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) / Сост. Х.М. Думанов. Нальчик, 2000.

  6. Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX - начале XX в. Сборник документов / Сост. М.З.Саблиров. Нальчик, 2001.

  7. Немецкое население Северного Кавказа: социально-экономическая, политическая и религиозная жизнь (последняя четверть XVIII - середина XX в.): Сборник документов/ Сост., предисл. Т.Н.Плохотнюк. Ставрополь, 2002.

Русское население

Первые поселения русских на Северном Кавказе появились ещё в середине XVI века. Следовательно, имеет смысл проследить миграционные процессы в динамике, начиная с XVI века, не только в пределах Большой и Малой Кабарды, но и всего бассейна р. Терек, чтобы понять причины и характер заселения русскими этого региона.

После покорения Казанского, а затем и Астраханского ханств, границы России вплотную приблизились к территории Кабарды. В результате нескольких визитов представителей некоторых кабардинских князей в Москву в 1557 году был заключен военно-политический союз России с Кабардой. После этого Иван IV неоднократно находил формальные поводы для вмешательства в дела Кабарды, посылая туда отряды стрельцов и казаков в помощь своему тестю Темрюку Идарову.

В 1567 году по просьбе Темрюка Идарова была построена первая русская крепость на Тереке в устье р. Сунжи1. По требованию Крымского ханства и Турции крепость неоднократно сносили. Окончательно русская крепость на Тереке была отстроена лишь в 1588-1589 гг. и стала "опорным сторожевым пунктом и одновременно центром, вокруг которого объединились уже существовавшие по Тереку поселения русской вольницы"2. До конца XVII века Россия ограничивалась обороной достигнутых рубежей. Крепости пока еще осуществляли оборонительные функции.

"Причины же появления на Северном Кавказе поселенцев из России кроются прежде всего в усилении централизованной власти в Московском государстве, что с одной стороны, было прогрессивным явлением, способствовавшим росту могущества государства, а с другой - сопровождалось начавшимся закрепощением крестьянства, увеличением податей и поборов, ограничением политических прав и все растущей эксплуатацией крестьянских масс. В результате недовольные бежали на Волгу, Дон и в другие места. Именно беглые крепостные и основали казачью вольницу в районе Терека" .

Казаки заняли широкую плодородную долину, заключенную между Сунжей и Тереком, но численность их была незначительна.

В дальнейшем казачество увеличивалось за счет беглых русских и горских крестьян. Известный исследователь А.В.Фадеев отмечает, что "чем больше возрастал гнет, лежащий на низшем классе Московского государства, тем больше являлось побуждение для побега и тем многочисленнее становилось население по берегам казачьих рек"4.

Вскоре казачьи "городки" появляются и на правобережье Терека, вклиниваясь между кабардинскими и чеченскими селениями. Позднее, с начала XVII века, этих казаков, поселившихся за Тереком на склонах гор ("на гребнях"), стали называть "гребенскими"5.

Первые письменные сведения о месте пребывания вольных казаков на Северном Кавказе встречаются в царской грамоте 1581 года, где указывалось, что "беглые казаки... живут на Тереке на море", т.е. как в устье Терека, так и по его течению. Первоначально сообщалось только о "вольных терских казаках", "казаках с Терека", под которыми в документах подразумевались все казачьи сообщества, осваивавшие бассейн Терека и Сунжи. "Само же образование терского и гребенского казачества, - как отмечает Козлов С.А. - было результатом дифференциации единого вольного казачества на Тереке. И поэтому, не убедительно распространенное в исторической литературе мнение о том, что в начале появились гребенские казаки, обитавшие у склонов ("на гребнях") Терского хребта или на побережье Сунжи, а уже затем, к концу XVI века, в низовьях Терека осели ватажки собственно терских казков. Вероятнее всего, подвижные, курсировавшие по всему терско-сунженскому бассейну казачьи сообщества почти параллельно осваивали как устье и низовья Терека, так и гребни Терского хребта и правобережье Сунжи. И продвигались казаки от терского устья все дальше за междуречье Терека и Сунжи, а не наоборот"6.

Земледелие

Переселенцы, прибыв на новые места, в новых природных и социальных условиях старались сохранить характерные для них традиции и обычаи в ведении хозяйства. Традиционно главным занятием восточных славян было земледелие. Природные условия Северного Кавказа и плодородная почва благоприятствовали развитию этой отрасли. Однако русские пытались использовать трудовые навыки и агротехнические приемы, выработанные веками в центральных районах России, которые нередко не соответствовали новым климатическим, почвенным и другим природным условиям. Неподходящими часто оказывались и привычные орудия производства, календарь полевых работ и многое другое1.

Русское население Кабарды, в том числе и казачество, с момента переселения занималось земледелием, и эта отрасль хозяйства превалировала над другой важнейшей - скотоводством. Это обстоятельство является отличительной чертой казачьего населения Кабарды от казаков других районов Северного Кавказа. Исследователь истории казачества Козлов А.И. доказывает, что вплоть до середины XIX века все казаки "смотрели на земледелие как на не вполне нормальный уклон хозяйственной жизни, противоречащий их быту, считали главным своим занятием скотоводство. Запашками и посевами занимались очень немногие хозяйства"2. Действительно, до середины XVIII века основной отраслью хозяйства казаков на Северном Кавказе было скотоводство. В условиях постоянных военных столкновений в крае "занятие земледелием в казачьих городах по Тереку и Сунже... и на Кубани не могло иметь постоянный характер" . Кроме того, казаки находились на хлебном довольствии государства, что в значительной степени сдерживало развитие зернового хозяйства. Но станица Прохладная возникла как село государственных крестьян - малороссиян. Государственные же крестьяне и отставные солдаты основали Приближную и село Солдатская Малка. Затем только они были преобразованы в станицы и включены в казачьи войска. Из этого можно предположить, что первые русские поселенцы - крестьяне, которые бежали от малоземелья из центральных областей, при обилии плодородных земель на новых местах должны были заниматься в основном земледелием, а не скотоводством. Этого же мнения придерживается и Омельченко И.Л., который пишет, что земледелие получило широкое распространение в Горском, Моздокском, Владикавказском и Сунженском полках, где земли были удобными и качественными и "казаки занимались хлебопашеством преимущественно", тогда как в Терско-Кизлярском, Терско-Семейном и Гре-бенском полках из-за плохого качества земли "хлебопашество... находилось в самом плохом состоянии"4.

Основное направление хозяйства зависело и от качества земли, получаемой казаками. Наличие удобных плодородных земель, какие переселенцы получили в Кабарде, способствовало развитию земледелия. Главным направлением земледелия русских было возделывание зерновых культур. По давней традиции, основным хлебным растением считалась рожь. Ее издавна сеяли почти повсеместно. Обычно под рожью в северной и средней полосе России бывала половина посевных площадей, а в центрально-черноземных губерниях - даже более того. Не выращивали ее в самых южных губерниях и на Северном Кавказе, где ранее стало развиваться производство товарной пшеницы. В XIX веке пшеница становится широко распространенным злаком в хозяйстве русских как и рожь, но значимость ее понижалась с юга на север.

Жилища, одежда и пища

Жилища русских, немцев и горских евреев Кабарды в XIX - начале XX веков сохраняли некоторые сложившиеся раннее особенности, превратившиеся в стойкие этнические традиции. Различия в природных условиях, в характере заселения и хозяйственного освоения отдельных районов сказывались на местоположении, сравнительной величине и планировке жилища и образовании многих поселений.

Наиболее распространенными у восточных славян считаются много-дворные (или групповые) поселения. Общинное землепользование, которое играло большую роль у русских, также влияло на тип поселения. Села и деревни, различия которых к XIX веку практически нивелируются, преобладали у русских крестьян. К примеру, Приближное в конце XVIII - начале XIX веков называли то селом, то деревней.

У русских имелись и другие типы поселений, бытование которых было обусловлено теми или другими особенностями развития района. Для больших селений на казачьих территориях употреблялось название станица. В 1824 году русские поселения Кабарды были преобразованы в станицы, а в 1842 году Котляревское и Александровское, которые считались военными поселениями, также стали станицами.

В 1862 году из военного поселения Нальчик и еврейского поселка была образована слободка, а в 1871 году по упразднении крепости население поступило в гражданское ведомство.

Во второй половине XIX века начинают появляться поселения хуторского типа, которые вместе с поселками возникали в тех местах, где имелись свободные для продажи или аренды земли.

Поселения, возникшие в годы Кавказской войны, в основном были укреплены. Станицы были окопаны и огорожены кругом плетнем. В 30-40-х годах XIX века Нальчик тоже являлся достаточно укрепленной крепостью и представлял собой земляное укрепление, построенное квадратом по системе Вобана, "с пристройками на трех фасах в виде бастионов по положению окрестностей... Укрепление построено на крутом обрывистом берегу реки Нальчик. К юго-восточной стороне укрепление суживалось и имело хорошую артиллерийскую оборону сквозь амбразуру кремальеры.

С юго-восточной стороны в укреплении находились ворота, называемые Водяными, Северо-западный фас имел вид неправильного бастионного фронта, фасы которого параллельны куртине, в середине которой были ворота на Чегемскую дорогу...

Форштадт был обнесен стеной из плетня, в которой были прорезаны бойницы для ружейной обороны. Впереди плетня был вырыт небольшой ров. Крепостной вал, идущий вдоль укрепления и форштадта, имел в длину 1210 сажен. Глубина рва была 3 1/2 аршина, ширина 5 аршин..."2.

С окончанием Кавказской войны, необходимость укреплять поселения естественным образом отпала. Вот что пишет по этому поводу воинский начальник укрепления Нальчик: "...Оборона Нальчикского укрепления и военного форштадта уже пришла в совершенное разрушение, и [можно] свободно не только верхом и на арбе переезжать через оную, но и на обыкновенной простой телеге"3. В другом донесении указывается, что "на вооружении укрепления Нальчика находится одно крепостное орудие, в котором в настоящее время... нет решительно никакой надобности"4. Далее испрашивалось разрешение снять это орудие, "а имеющаяся над ним и зарядным ящиком навесы" продать с аукциона и тем самым прекратить расходы на ежегодное ремонтирование этих построек.

Похожие диссертации на Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX - начале XX веков