Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Шевчук Владимир Владимирович

Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков
<
Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шевчук Владимир Владимирович. Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Нальчик, 2005 175 с. РГБ ОД, 61:06-7/7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление системы школьного образования славянского населения.

1.1 Развитие народного образования и система его управления с. 17

1.2. Финансирование образования и организация учебно-воспитательного процесса. с. 43

1.3. Образовательный уровень и правовое положение учителей.—с. 56

Глава II. Культурно-просветительские и благотворительные организации.

2.1. Возникновение культурно-просветительских организаций. с. 89

2.2. Роль благотворительных организаций в культурной жизни населения. с. 104

Глава III. Деятели культуры славянского населения.

3.1. Роль передовых учителей в просвещении народа. с. 117

3.2. Алехин М.В.- художник и последователь учения Л.Н. Толстого. с. 129

3.3. Баранов Е.З.- фольклорист и исследователь этнографии народов Северного Кавказа. с. 141

Заключение. с. 158

Библиография (список литературы). с. 161

Указатель сокращений. с. 174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение просвещения и общественной мысли славянского населения, проживавшего среди автохтонных народов Северного Кавказа, в том числе в Кабарде и Балкарии, является актуальным. Так случилось, что конкретных научных работ, посвященных этим вопросам нет, хотя их и касались авторы, занимавшиеся разработкой сопредельных тем. В исторической науке за последние годы произошли определенные изменения, появились современные исследования, заслуживающие самого пристального внимания. Открытие новых перспектив позволило обратиться к проблеме славянского населения, как в масштабе страны, так и на Северном Кавказе, чтобы выявить его роль и место в тех процессах, которые были характерны, для второй половины XIX - начала XX вв. Одной из традиционных областей применения труда представителей русского, украинского и других славянских народов были сферы образования и культурно-просветительской деятельности. В связи с этим необходимо глубокое изучение каждого из этносов, в том числе и русского, в их развитии и совершенствовании. В обстановке, проводимых федеральным центром реформ, народы России стараются укрепить свою государственность и расширить гражданские права. В новой ситуации следует обратиться к ранее накопленному, показать значение исторического опыта русского и других славянских народов в культурном преобразовании края.

Об интересе ученых, к проблемам славянского населения Северного Кавказа в целом и Кабарды и Балкарии в частности, свидетельствуют исследования О.В. Матвеева, A.M. Гонова, И.Х. Тхамоковой, Р.Н. Дзагова и др.1

Открытие неизвестных до настоящего времени документов, отказ от идеологического волюнтаризма, сковывавшего творческую

свободу исследователя, позволяют обратиться к проблемам славянского населения края, с целью изучения развития просвещения и наследия представителей интеллигенции, внесших определенный вклад в изменение его культурного облика. Осознание этих проблем придает исследованию особую значимость.

В истории Кабарды и Балкарии, изучаемого периода, важное место занимает деятельность славянского населения. В документальных источниках оно названо* русским. Российская администрация не проводила специальногофазделения между близкими восточнославянскими народами русским, белорусским и украинским и указанно это было* только в переписи населения Российской империи 1897 года. Однако вышеназванный подход, как царской^ администрации, так и исследователей советского периода, не означает, что эти родственные восточнославянские народы, проживавшие на территории округа, не имели своих языковых и культурных особенностей. Напротив, они их имели и старались сохранить. Что касается казачества, то как нам кажется, его тоже нельзя считать полностью русским. Сама история этой этно-социальной группы показывает, что в ее формировании участвовали, как представители восточнославянских, так и коренных народов среди которых проживали казаки. Всем вышеизложенным и был обусловлен выбор названия нашего исследования.

Географические рамки. В существующих научных публикациях исторические проблемы рассматривались в географических рамках современной Кабардино-Балкарии, а это, как нам кажется, вполне уместно при изучении истории кабардинского и балкарского народов, но не проясняет вопросов, связанных с историей и культурой славянского населения края. Поэтому более корректно рассматривать проблемы развития просвещения славянского населения в границах административно-территориальных единиц, существовавших в изучаемый нами исторический период. Этими единицами были округа: Кабардинский,

Георгиевский, Пятигорский и Нальчикский. Реформы 60-70х годов XIX века, с одной стороны, способствовали включению народов Северного Кавказа в административно-правовое и культурное пространство России, с другой стороны, усиливали миграционные процессы населения внутренних губерний Российской империи в области и округа Кавказского наместничества. В образованном в 1858 году Кабардинском округе славянское население было сконцентрировано в укреплении Нальчик. В 1869 году в результате судебной и административной реформ, проводимых правительством на территории Терской области, на месте упраздненного Кабардинского округа создается Георгиевский округ в состав которого вошли 28 казачьих станиц, слобода Кисловодск и город Георгиевск". Он просуществовал до 1*875 года (преобразован в Пятигорский). В 1882 году на месте Пятигорского округа был создан Нальчикский округ, просуществовавший до 1920 года3.

В 1888 году в результате нового административно-территориального деления Терской области казачьи станицы были выведены из состава Нальчикского округа в специально организованные отделы4.

Историография. Специальных работ по теме данной диссертации крайне мало. Интересующие нас вопросы освещались в разных исследованиях в недостаточном объеме. Из дореволюционных трудов следует назвать очерк «Ход учебного дела в Кавказском крае» Л.Н. Модзалевского5, который служил инспектором Кавказского учебного округа. Его исследование ведется СІ802 по 1880 годы. Автор, владея богатыми архивными материалами и текущей деловой перепиской администрации Кавказского учебного округа, затрагивал вопросы, связанные с развитием просвещения среди терского казачества 1870-х годов. Л.Н. Модзалевский положительно оценивал меры, принимаемые кавказской администрацией в распространении образования среди населения края. И.Д. Попко в своем труде, посвященном истории терского

казачества, рассматривал вопросы, связанные со становлением народного образования в 30-е годы XIX века6.

Советские исследователи также касались вопросов просвещения славянского населения Кабарды и Балкарии. В 1937 году выходит статья П.И. Симонова , посвященная истории горских школ. Критикуя политику царского правительства в области просвещения на Северном Кавказе, автор, тем не менее, отмечает полезность этих учебных заведений в деле просвещения.

Некоторые вопросы культуры и просвещения славянского населения Нальчикского округа рассматривались А.С. Кабановым8. Он затрагивает вопросы, связанные с культурой и бытом населения слободы Нальчик, дает некоторые сведения о развитии школьного просвещения и деятельности культурно-просветительских организаций слободы.

Г.Ф. Турчанинов9 в статье, посвященной истории горской школы, показывает основные этапы развития этого учебного заведения, приводит сведения о деятельности преподавателя П.А. Стригуненко.

Важную информацию о развитии просвещения в Кабарде и Балкарии содержат исследования В.В. Смиренина10. В одной из его статей рассматривается история Нальчикской окружной горской школы, в другой рассмотрены проблемы развития начального образования в дореволюционной Кабарде. Здесь Смирении уделяет определенное внимание истории начальных станичных школ, анализирует законодательные акты, которыми пользовались эти учебные заведения.

М. А. Казарина11 в своей статье рассматривает развитие просвещения в Кабарде конца XIX- начала XX века. В ее исследовании рассматриваются вопросы, связанные с начальным образованием кабардинского народа, имеются упоминания об учебных заведениях славянского населения Нальчикского округа, а также о деятельности русских учителей.

В статье Ш.Ш. Чеченова «Народное образование в дореволюционной Кабардино-Балкарии» затрагивается постановка учебного процесса в станичных школах Нальчикского округа. Автор дает негативную оценку методам преподавания в этих учебных заведениях.

Проблемы просвещения славянского населения Нальчикского округа в некоторой степени освещались в коллективном труде Г.Х. Мамбетова* и Г.Ш. Каймаразова13. В книге Г.Х. Мамбетова и Х.И. Хутуева14 дается краткий исторический очерк культурного взаимодействия славянского населения с автохтонными народами Кабарды и Балкарии.

Т.Х. Кумыков в своей монографии «Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке»15 приводит интересные сведения о развитии народного! образования в крае, дает оценку деятельности культурно-просветительских организаций слободы Нальчик. В двух других работах Т.Х. Кумыков рассматривает вопросы, связанные с развитием системы начального образования среди русского и казачьего населения Нальчикского округа16. Он пишет о положительной роли станичных и сельских школ в распространении просвещения не только среди русского и казачьего населения, но и коренных народов Кабарды и Балкарии. Т.Х. Кумыков указывает на довольно высокий уровень образования преподавательского состава этих учебных заведений.

Вопросы, связанные с деятельностью культурно-просветительских организаций Нальчикского округа, освещены в исследовании М.З. Саблирова . В другой работе он пишет о деятельности последователей учения Л.Н. Толстого в Нальчикском округе18.

Статья Б.К. Мальбахова «Страницы истории школы №2» содержит заслуживающие внимания данные по истории Нальчикской бесплатной женской школы .

Проблемы просвещения казачьего населения Терской области рассмотрены в общих чертах в монографиях. И.Л Омельченко" , В.Г. Коломийца21 и Э.В. Бурды22. В своих работах они дают обзорную

информацию об организации школьного дела в казачьих станицах. Определенный интерес представляет статья И.В. Смирнова «О роли родителей и школы в трудовом воспитании детей у терских казаков»23. Интересующие нас проблемы рассматривались также в исследовании А.Х. Пашаева24, в коллективных трудах- «История КБАССР» Т. 1 (М. 1967), «История народов Северного Кавказа» (М. 1988), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (вторая половина XIX века)» (М.1976), «Очерки истории школы и педагогической мысли народов?СССР (конец XIX- 1917 г.)» (М. 1991).

Деятельность фольклориста и этнографа Е.З. Баранова отчасти отражена в исследовании А.И. Мусукаева, публикациях Е.С. Тютюниной и И.В Трескова.ъ

Вопросы жизни и творчества М.В. Алехина рассматривались в работах А.В. Рыжеволовой, Р.И. Джеладзе, В.А. Шлыкова, Е.С.Тютюниной, В.Ф Гришаева, М. Алхасовой и С.Н. Бейтуганова~ .

Источники. Источниковую базу исследования составляют материалы фондов Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской республики: «Управление Кабардинского округа» (ф. И-2), «Управление Георгиевского округа» (ф. И-3), «Управление Пятигорского Округа (ф. И-51), «Управление Нальчикского Округа» (ф. И-6), Нальчикское слободское правление» (ф. И-35), «Нальчикская слободская дума» (ф.Р-24), личный фонд И.И. Шуйского (ф. Р-836).

В работе использованы также документы из фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия -Алания «Дирекция народных училищ Терской области» (ф. 123); Государственного архива Краснодарского края «Дирекция народных училищ Кубанской области» (ф. 470); Российского Государственного исторического архива «Императорское вольное экономическое общество» (ф. 91). Российского Государственного архива литературы и искусства «Личный фонд Е.З. Баранова» (ф.1418).

При написании работы были использованы материалы, хранящиеся в фондах Национального музея КБР и Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств.

Из опубликованных источников большой интерес представляют ежегодные статистические отчеты о состоянии учебных заведений Кавказского Учебного округа. В них содержатся ценные данные о количестве школ и учащихся Нальчикского округа, о заработной плате, уровне образования учителей.

Важными документами, содержащими сведения о

правительственной политике в области народного образования на Северном Кавказе являются циркуляры Кавказского учебного округа" . В этих ежегодных изданиях содержится информация о деятелях народного просвещения Нальчикского округа.

Определенный интерес для исследования представляет «Памятная книжка Кавказского учебного округа»" . В этом издании опубликованы юридические документы, которыми руководствовались учебные заведения, имеются статистические сведения о школах Пятигорского округа.

Из периодических изданий, содержащих полезные статистические сведения, для нашего исследования следует назвать «Кавказский календарь»и «Терский календарь».

Нами использованы также «Сборники материалов для описания местностей и племен Кавказа». В них публиковали свои труды представители русской интеллигенции Нальчикского округа29.

Материалы «Первой всеобщей переписи Российской империи» 1897 года содержат сведения о социальном, национальном, половозрастном, конфессиональном и профессиональном делении населения Нальчикского округа. Кроме того в них отражен уровень грамотности населения.

О развитии школьного дела в Нальчикском округе имеются материалы в «Однодневной переписи школ Российской империи» 1911 года31 и в отчетах начальника Терской области32.

Конкретную информацию, характеризующую уровень подготовки народных учителей, содержат отчеты о педагогических курсах, проводившихся Дирекциями народных училищ Кубанской и Терской областей .

Газеты «Терские ведомости», «Казбек», «Терек», являются также источниками, содержащими сведения по интересующим нас вопросам.

В сборнике документов «Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX- начале XX века»34 имеются материалы, показывающие процесс развития просвещения среди славянского населения Нальчикского округа. В нем опубликованы документы, характеризующие деятельность русских педагогов.

В приложении к изданию «Живая старина»33 Р.У. Тугановым опубликованы материалы периодической печати Северного Кавказа второй половины ХГХ-начала XX века.

Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является изучение просвещения и общественной мысли славянского населения Нальчикского округа в 60 годы ХЇХ-начале XX веков.

В задачи данного исследования входит: 1) Изучение становления и развития системы просвещения славянского населения Нальчикского округа; 2) исследование деятельности культурно-просветительских организаций округа; 3) анализ наследия передовых представителей славянской интеллигенции.

Объектом нашего исследования является просвещение и общественная мысль славянского населения, представленного, как этническая общность двух близких- русского и украинского народов, а также терского казачества.

Предмет исследования. Под предметом изучения мы понимаем процессы развития просвещения и формирования общественной мысли славянского населения Нальчикского округа.

Хронологические рамки. Вышеупомянутые процессы мы рассматриваем в хронологических рамках 60-е годы Х1Х-начало XX веков. Со времени возникновения Кабардинского округа, как административно-территориальной единицы Терской области и до провозглашения советской власти. Методологической основой, исследования является объективный научный подход, предусматривающий историзм фактов, событий и явлений. Требующий рассматривать изучаемые явления и события в конкретной исторической обстановке. В качестве базовых были использованы такие общенаучные методы, как исторический и логический.

Научная новизна и практическая значимость. Научная новизна данной работы состоит в том, что она поднимает те вопросы и концентрируется на тех процессах, протекавших среди славянского населения округа, которые изучены недостаточно хорошо или вообще не исследованы. Мы стараемся глубже проникнуть в сущность изучаемых проблем.

Выводы, полученные в результате исследования, должны помочь понять роль славянского населения в развитии просвещения и культуры края. Они могут быть использованы при комплексном изучении развития просвещения и общественной мысли всего населения Кабарды и Балкарии.

Апробация работы. Апробация диссертации прошла на кафедре истории России Социально-гуманитарного института Кабардино-Балкарского государственного университета. Основные положения исследования обсуждались на Третьей международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции «Из истории линейного казачества» (Армавир-2002); Региональной научной конференции «История и современность российской государственности в регионе КМВ» (Пятигорск-2003); Седьмой научно-практической конференции

«Славянские чтения» (Нальчик, 2004); Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Перспектива 2004» (Нальчик-, 2004). Имеется публикация в сборнике научных трудов Кубанского отделения «Русского исторического общества» «История и культура народов Северного Кавказа».(Пятигорск. 2005. Выпуск 1).

Структура диссертации отвечает задачам исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Примечания к введению

1 Матвеев О.В. Этнические миграции на Кубани история и современность. Краснодар, 2003. С.З.

Гонов A.M. Северный Кавказ: актуальные проблемы русского этноса (20-30 годы). Ростов на Дону, 1997.- 99 с.; Тхамокова И. X. Русское и украинское население Кабардино-Балкарии. Нальчик, 2000.- 240 с;

Дзагов Р.Н.Формирование полиэтнического населения Кабарды в XIX- начале XX веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Нальчик, 2003.-18 5 с. Административно-территориальные преобразования в Кабардино-Балкарии. История и современность. Сборник документов. /Сост. С.Н. Бейтуганов. Нальчик, 2000. С.32-34. 3 Указанный сборник документов. С.39-42.

Калмыков Ж.А. Установление русской администрации в Кабарде и Балкарии (Конец XVIII-начало XX века). Нальчик, 1995. С. 24.

5 Модзалевский Л.Н. Ход учебного дела на Кавказе // Памятная
книжка Кавказского учебного округа на 1880 год. Тифлис, 1880.
С. 1-95.

6 Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. Исторический
очерк. Вып.У. СПб 1880. Переиздан. Нальчик, 2001, С.310-311.

7 Симонов П.И. Горские школы // Известия Северокавказского пед.
института. 1937. №13. С.241-284.

8 Кабанов А.С. Нальчик-столица советской Кабардино-Балкарии.
Нальчик, 1960. С. 17,18.

9 Турчанинов Г.Ф. Из истории Нальчикской горской школы // В
помощь учителю. Сборник методических статей. Нальчик, 1945. С.
13-140.

10 Смиренин В.В. Из истории Кабардинской школы//Ученые записки
Северо-Осетинского педагогического института. Т. XXI. Выпуск
второй. 1956. С. 65-82; Смиренин В.В. Развитие начальной школы
в дореволюционной Кабарде // УЗ СОГПИ. Орджоникидзе, 1959. Т.
XXIII. -С. 37, 56.

11 Казарина М.А. Из истории образования в Кабарде в конце XIX-
начале XX вв. //УЗ Кабардино-Балкарского госпединститута.
Нальчик, 1957, Выпуск. №13.- С. 161-180.

12 Чеченов Ш.Ш. Народное образование в дореволюционной
Кабардино-Балкарии // Сборник материалов XIII республиканских
педагогических чтений. Нальчик, 1969. -С. 224-243.

13 Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного
Кавказа в конце Х1Х-начале XX века // Известия Северо-
Кавказского центра высшей школы. Ростов на Дону, 1980. №3.
Серия общественные науки.- С. 2 9- 35.

14 Мамбетов Г.Х. Хутуев Х.И. Братская помощь русского и других
народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик,
1984. С. 11-33.

15 Кумыков Т.Х. «Экономическое и культурное развитие Кабарды и
Балкарии в XIX веке» Нальчик. 1965. С.351-354.

16 Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и
просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века.
Нальчик, 1996. С. 231- 240; Кумыков Т.Х. Общественная мысль и
просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIX начале XX в.
Нальчик, 2002. С.366- 374.

17 Саблиров М.З. Очерки культуры Кабарды и Балкарии в конце
XIX- начале XX веков. Нальчик, 1997. С. 53- 63.

18 Саблиров М.З. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце
XIX- начале XX века. Нальчик, 2001. С. 75-79, 87-90, 147-156.
13 Мальбахов Б.К. Страницы истории школы №2 // Из XIX века в
XXI. Лицей №2 (школа №2)города Нальчика Кабардино-Балкарской
республики / Сост. A.M. Шибзухова. Нальчик, 2001. С. 6-9.

20 Омельченко И.Л. Терское Казачество. Владикавказ, 1991.
С.133- 136.

21 Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры Терских казаков.
Нальчик, 1994. С. 61-66.

22 Бурда Э.В. Очерки о Терском казачестве. Нальчик, 2003. С.
141-152.

23 Смирнов И.В. О роли родителей и школы в трудовом воспитании
детей у терских казаков» (вторая половина XIX- начало XX в.)
// Славянские чтения Материалы третьей республиканской научно-
практической конференции. Нальчик, 1998. С.58-59.

24 Пашаев А.X.Очерки истории начального образования на Кавказе
в XIX- начале XX вв. Баку. 1991.-212 с.

25 Мусукаев А. И. О Балкарии и балкарцах. Нальчик, 1982. С. 98-
111;Тютюнина Е.С. Собиратель казачьего фольклора Е.З. Баранов
// Из истории культуры линейного казачества Северного Кавказа.
Материалы второй международной кубано-терской научной
конференции. Армавир. 2000. С. 54- 55;

Тютюнина Е.С. Писатель Евгений Баранов. Детство // Горянка. 2000. №7, №9, №13; Тресков И.В. Именам земляков жить // КБП. 1967. 17 ноября.

20 Рыжеволова А.В. Изучение русской литературы в ее взаимосвязях с родной литературой в национальной школе. Нальчик, I960. С. 199 ; Рыжеволова А.В. Писатель и наш край // КБП. 1978.12 июня; Джеладзе Р.И. Митрофан Васильевич Алехин // Краеведческие записки Кабардино-Балкарского краеведческого музея. Нальчик, 1961. С. 128-139; Шлыков В.А. Изобразительное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1963. С.8, 9; Тютюнина Е.С. Письма Алехина // КБП. 1975. 12 августа; Гришаев В.Ф. Не растерять духовные ценности // КБП. 1991. 13 июня; Гришаев В.Ф. Обретая веру и гармонию // КБП.26 марта 1998; Алхасова М. Алехин и мы // Горские Евреи в Кабардино-Балкарии. Статьи, очерки / Сост. С.А. Данилова. Нальчик, 1997. С.18, 19; Бейтуганов С.Н. Я не придерживаюсь никакой обрядовой религии // Советская молодежь. 1998. 27 марта.

27 Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом. Тифлис, 1870; Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом. Тифлис, 1872; Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом. Тифлис, 187 6; Циркуляр по управлению Кавказским учебным округом. Тифлис, 1877.

Памятная книжка Кавказского учебного округа. Тифлис. 187 9; Памятная книжка Кавказского учебного округа. Тифлис. 1880.

29 Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа.
Выпуск, VIII. Тифлис, 188 9; СМОМПК. Выпуск 23, Тифлис, 1897;
СМОМПК. Выпуск 32. Тифлис, 1903; СМОМПК. Выпуск 34. Тифлис,
1904.

30 Первая всеобщая перепись Российской империи 1897 года.
Терская область. Санкт-Петербург, 1904.

31 Однодневная перепись школ Российской империи 1911 г.
Кавказский учебный округ. СПб, 1914.

32 Отчет начальника Терской области и наказного атамана
Терского Казачьего войска за 1904 год. Владикавказ, 1905;
Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского
казачьего войска за 1908 год. Тифлис, 1909; Всеподданейший
отчет начальника Терской области и наказного Атамана Терского
казачьего войска за 1913 год.

33 Отчет о бывших летом 1909 года курсах для учителей начальных
училищ Кавказского учебного округа. Тифлис 1910; Отчет о
курсах для учителей и учительниц начальных училищ по сельскому
хозяйству, виноградарству, корзиноплетению по изделию из
папье-маше и шитью обуви 5-го июня-4-го июля 1913 года.
Владикавказ, 1914.

34 Народное образование в Кабарде и Балкарии в XIX- начале XX
века. Сборник документов / Сост. М.З.Саблиров. Нальчик, 2001.

35 Живая старина 1991, № 1; Живая старина 1992; №2

Развитие народного образования и система его управления

Таблица, составленная по отчетам начальников Георгиевского и Пятигорского округов, а также дирекции народных училищ Терской области наглядно показывает динамику роста количества училищ и числа учащихся в округе Если до создания Георгиевского округа собственные школы имелись только в 10-ти станицах, то в 1871 году в округе уже функционировали 24 станичных народных училища, а в 1877 году их насчитывалось уже 27 Таким образом из 28 казачьих станиц, входивших в округ, 27 имели собственные школы Количество учащихся станичных школ увеличилось в 2, 07 раза. Большинство из них составляли мальчики в возрасте от 7-до 14 лет. Количество девочек, имеющих возможность получать начальное образование было мизерным Женщина в доме рассматривалась, прежде всего, как работница и продолжательница рода Мужское население казачьих станиц было обязано проходить обязательную военную службу, требовавшую элементарной грамотности Поэтому, до буржуазной реформы в Терском казачьем войске создавались бригадные и полковые школы, призванные готовить, главным образом, войсковых писарей.

Существует также и другая причина, дающая объяснение ограниченному охвату начальным просвещением всего казачьего населения Государство на начальном этапе реформы практически не финансировало народные школы, перекладывая это дело на местные общества. Учебный процесс требовал выплаты жалованья учителю и содержания материальной части школ В станичном общественном бюджете предусматривалась специальная статья сбора на учебную часть.

Согласно данным статистического отчета начальника Пятигорского округа за 1876 год наибольшее количество учащихся мужского пола наблюдалось в станицах Ессентуской-63 чел ; Екатериноградской- 52 чел; Боргустанской -43 чел. и Кисловодской-39человек4. По количеству девочек, охваченных начальной школой первенство принадлежит станицам Ессентукской (63 ученика, 20 учениц) и Екатериноградской (52 ученика, 23 ученицы)3.

В 1882 году в Терской области проводятся территориально-административные изменения, отразившиеся на развитии просвещения в Нальчикском округе Из его состава выведены станицы. Ессентукская, Горячеводская, Боргустанская, Кисловодская.

Возникновение культурно-просветительских организаций

Важное место в культурной жизни славянского населения Нальчикского округа сыграли общественные культурно-просветительские и благотворительные организации. Они создавались по инициативе местной интеллигенции и содержались на добровольные взносы учредителей Такие организации имелись во всех административных единицах Российской империи и Нальчикский округ не был исключением. В 1897 году слободской общественностью была предпринята попытка создания в Нальчике попечительства о народной трезвости1 Цель этой организации видна из ее названия. Как в любом российском уездном городе в Нальчике имелись свои питейные заведения. Пьянство - это общероссийская проблема и жители слободы не были исключением. О пьянстве слобожан писал в своих статьях осетинский поэт и публицист Коста Хетагуров- «Жара у нас стоит страшная, не знаешь, куда деваться от нее, но наши слобожане не обращают внимание и усердно посещают кабаки. Повстречаются на бульваре или на улице два приятеля, поговорят, поговорят, смотришь уже, и потянули в кабак»". Попечительство о народной трезвости выполняло две функции- борьбу с пьянством и просвещение населения слободы

В комитет Попечительства о народной трезвости входили: окружной врач Л.М. Юркевич; смотритель горской школы Ф.И. Раздорский; податной инспектор В.И. Баженов; начальник 1-го участка ME. Семенов; начальник 2-го участка К.К. Козлов, начальник 3-го участка Н.И Передерей, священник М Жуков, надворный советник МД Лобач-Жученко, старшина слободы Нальчик А.Т. Беляев, делопроизводитель В.П. Шершунов. Председателем комитета выбран начальник Нальчикского округа полковник М.А. Страхов . Комитет разработал проект по созданию в Нальчике народной чайной и библиотеки-читальни, которые были открыты 15 мая 1905 года В архиве хранятся многочисленные журнальные постановления комитета попечительства, согласно которым мы можем реконструировать процесс, связанный с созданием народной чайной и библиотеки-читальни. Для закупки оборудования в город Владикавказ был послан уполномоченный комитета попечительства Шершунов. Ему было выдано «На заказ куба, мебели и приспособлений для чайной .. 350 рублей»3. Чайная была платной. Журнальное постановление комитета за апрель 1905 года позволяет судить о ценах в чайной- «Стоимость порции чая для одного лица с 2-мя кусками сахара определить в 3 копейки, причем за добавочный прибор и кипяток требовать дополнительную плату в размере 1-й копейки »б. Для обеспечения посещения чайной местным населением, посетителям разрешалось курить табак. Время работы чайной определялось сроком на целый день с перерывом на обед для служащих с 2-х до 4-х часов дня.

Для создания фонда библиотеки выписывались следующие периодические издания: «Вестник трезвости», «Сельский вестник», «Свет», «Русский паломник», «Нива», «Север», «Досуг и дело», «Родник», «Терские ведомости» и «Казбек»

Роль передовых учителей в просвещении народа

Потап Афанасиевич Стригуненко известен, как учитель приготовительного класса Нальчикской окружной горской школы, автор статей «Кубанская учительская семинария» и «Специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе для приготовления аульных учителей Терской области»" О нем известно мало. В Государственном архиве Краснодарского края имеются материалы о его деятельности3. В ежегодном статистическом издании «Кавказский календарь» на 1874 год, значится: «Стригуненко Потап Афан., учитель приготовительных классов Нальчикской окружной горской школы» . Из материалов «Ревизии Нальчикской окружной горской школы за 1872 год нам известно, что П.А. Стригуненко был назначен на должность учителя приготовительного класса в 1871 году. «Дело ведет он правильно- наглядность, простота и основательность видны в его занятиях, и результаты его годичных занятий удовлетворительны: чтение детей правильно, с должной остановкой на знаках препинания, пересказ выученных стихотворений осмыслен; задачи решают хорошо и при письме разобранных статей делают мало ошибок»3. Так охарактеризовал деятельность П.А. Стригуненко, осуществлявший проверку Н. Стоянов Из этого следует, что Потап Афанасьевич был не случайным человеком в педагогике, а профессионалом своего дела. Он был также большим энтузиастом в области педагогики и хотел обучать воспитанников горской школы разведению пчел на научной основе. В 1872 году он обратился к начальству с просьбой о выделении ему для этих целей земельного участка Однако идея, предложенная Стригуненко, была воплощена в жизнь А Ф. Фролковым

Смотритель Нальчикской окружной горской школы П. Чернов в ноябре 1873 года обратился к попечителю Кавказского учебного округа Я.М. Неверову с предложением открыть на базе Нальчикской окружной горской школы отделение для подготовки учителей кабардинских селений, входивших в состав Георгиевского округа. Руководство упомянутым отделением П Чернов предложил возложить на учителя приготовительного класса П.А. Стригуненко. Он писал «Расширение границ нашей школы предоставлением ей прав приготовления учителей в аулы не потребует больших издержек правительства и может быть удобоисполнимо при настоящем числе наставников, возложив на одного из них преподавание главнейших оснований педагогики PI дидактики в последнем классе с определенным за это вознаграждением как ему, так и учителю приготовительного класса, отправив предварительно последнего в учительский институт для более основательного знакомства с требованиями современной начальной школы и методикой известных педагогов»6 Я М. Неверов отнесся с интересом к предложению П. Чернова об открытии педагогического отделения при Нальчикской горской школе. 26 июня 1874 года он писал начальнику Терской области М.Т. Лорис-Меликову. «Препровожденный Вашим Превосходительством от 6-го сего июня проект открытия при Нальчикской школе специального отделения для приготовления аульных учителей был рассмотрен на попечительском совете, который, отнесясь весьма сочувственно к мысли подобного учреждения и одобрив ее в главных основаниях, пришел к тому заключению, что прежде следует подготовить лиц, долженствующих руководить делом практической подготовки будущих учителей,... Вследствие сего я покорнейше прошу Ваше Превосходительство сделать распоряжение о командировке г-на Стригуненко в Кубанскую учительскую семинарию.

Похожие диссертации на Просвещение и общественная мысль славянского населения Нальчикского округа в 60-е годы XIX - начале XX веков