Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Верещагин, Илья Федорович

Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России
<
Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Верещагин, Илья Федорович. Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Верещагин Илья Федорович; [Место защиты: Сев. (Арктический) федер. ун-т].- Архангельск, 2013.- 215 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-7/128

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Северные епархиальные ведомости в контексте церковной периодики России 26

1. Епархиальные ведомости в системе дореволюционной духовной прессы...26

2. Формирование епархиальной прессы на Европейском Севере 49

Глава 2. Редакция церковного печатного органа в структуре управления епархией 75

1. Функционирование редакций епархиальных ведомостей 75

2. Работа редакций епархиальных изданий с читательской аудиторией 96

3. Епархиальные ведомости в условиях общественно-политического кризиса 111

Глава 3. Епархиальная пресса и северная церковная интеллигенция 130

1. Взаимодействие епархиальных ведомостей с корреспондентами 130

2. Общественно-политические воззрения духовенства по материалам епархиальных ведомостей 147

3. Отражение краеведческой и миссионерской работы в епархиях на страницах церковного органа 168

Заключение 186

Список сокращений и условных обозначений 192

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современная отечественная наука проявляет заметный интерес к церковной истории. После десятилетий идеологизированного отношения к церкви происходит обращение к научному изучению ее исторического опыта. Параллельно с этим обретают актуальность для широкой общественности вопросы взаимоотношения общества, церкви и государства. Вслед за общероссийской церковной историей разных периодов востребованными оказываются темы региональной жизни церкви.

В контексте изучения региональной церковной истории при рассмотрении роли духовенства в политике, экономике, социальной сфере и развитии образования в регионах закономерен исследовательский интерес к провинциальной церковной прессе. Епархиальные ведомости, существовавшие почти в каждой губернии, воспринимаются сегодня в качестве важного исторического источника. Помимо информации о жизни церкви епархиальные ведомости содержат статьи исторического, краеведческого, этнографического и общественно- политического характера.

Появляющиеся в различных регионах России в последнее время специальные исследования отдельных епархиальных печатных органов дополняют картину общественной жизни дореволюционной провинции. Епархиальная периодика наравне с губернской периодической печатью участвовала в формировании социокультурного пространства российской провинции. Епархиальные ведомости выступали в качестве потенциальной площадки для установления диалога церкви и общества, который был столь необходим в кризисных социально-политических условиях России второй половины XIX - начала XX вв. Этот исторический опыт нуждается в изучении, поскольку сохраняет актуальность и в наше время.

Степень разработанности темы. Исследования, посвященные церковно- епархиальной периодической печати и ее роли в общественной жизни, можно традиционно делить по хронологическому принципу и по областям исторического знания.

Начиная с дореволюционного периода отечественной историографии, в работах по истории Русской православной церкви о епархиальных изданиях упоминалось лишь вкратце. В качестве исключения можно назвать работу С.Г. Рункевича. Первые сведения о епархиальных ведомостях вообще и о северных церковных изданиях в частности появляются в дореволюционных энциклопедиях. Например, подобные статьи содержатся в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и Православной богословской энциклопедии. В последней автором статей о церковной периодике также выступил С.Г. Рункевич. Он не ставил перед собой задачу проанализировать историю развития епархиальной прессы в целом, и его очерки носили описательный характер. Кроме того, некоторые сведения об истории местной церковной печати содержались в статьях в самих епархиальных ведомостях.

Классическим трудом по истории церкви, созданным в советский период, можно назвать работу Н.М. Никольского, выдержавшую несколько переизданий . Автор показал церковь как социальный институт со своими проблемами и особенностями. Но в большинстве работ советских историков духовенство фигурировало лишь в качестве «реакционеров» и «контрреволюционеров». Осо-

бенно это касалось произведений на революционную тематику . М.В. Попов заявлял, что священники писали в своих периодических изданиях под псевдонимами или анонимно, потому что «трусили» выдавать себя. Церковные издания, по утверждению Б.П. Кандидова, всегда служили целям «реакционной агитации». П.Н. Зырянов подтверждал эту точку зрения и добавлял, что во времена революции многие епархиальные ведомости в расчете на более широкий круг читателей приобретали более «общественный» вид, но при этом епархиальная пресса по-прежнему оставалась «контрреволюционно настроенной».

О северном духовенстве советские авторы отзывались в том же ключе. Упоминаемые епархиальные ведомости рассматривались не иначе, как печатный орган церковной пропаганды, выступавший за монархию и белогвардей- щину, против большевиков и трудового народа. На основе различных материалов Д.С. Артамонов сделал исторический обзор деятельности православной церкви на Севере. В. А. Зайцев дал общую характеристику эволюции религиозного сознания жителей Севера, рассматривал процесс распространения атеизма.

В работах по истории отечественной печати найти упоминание о епархиальных ведомостях достаточно сложно. Б.И. Есин в своих трудах советского времени писал о том, что у каждой социальной прослойки и профессии был свой печатный орган. Но о церковной прессе он упоминал очень кратко. Многие авторы просто игнорировали существование такого вида периодических изданий. Первым специальным обращением к теме истории церковных изданий стала статья Г.М. Гиголова. Автор дал общий обзор церковной периодики и сделал вывод об исключительно большом количестве специальных органов и рекордном для России их общем тираже. Он выделил этапы становления и основные типы подобных периодических изданий, связав их с ориентацией на определенные читательские круги. Г.В. Антюхин, изучая местную печать, называл среди дореволюционных изданий «церковные, выпускавшиеся как «епархиальные ведомости» для духовенства» . Но такой подход несколько упрощал функции церковно-епархиальной периодики.

Для современной историографии характерен растущий интерес к истории Русской православной церкви: историки исследуют государственно-церковные отношения, особенности деятельности духовенства в «пореформенную эпоху» и на рубеже XIX-XX вв., религиозно-нравственное состояние общества и цер-

ковную жизнь в канун революционных потрясений . Изучение восприятия епархиальным духовенством революционных событий 1917 г. раскрывает трудности трансформации мышления и жизни пастырей в новых политических условиях. На примере отдельных епархий анализируется повседневная жизнь провинциального клира.

Параллельно развивается направление социальной истории, которое затрагивает вопросы самоорганизации и повседневной жизни духовного сословия. Исследователи расходятся во мнении о влиянии на духовенство реформ 1860-х гг.: либо сословие было раскрепощено и начало размываться, либо оно наоборот стало поистине привилегированным с четко определенными граница- ми. Б.Н. Миронов называет духовенство презираемым сословием и считает, что в результате реформ оно должно было превратиться в профессию религиозных пастырей. Этот историк не упоминает церковь среди каналов связи между обществом и государством, главным из которых была пресса .

Активно развивается изучение религиозно-церковной жизни на Европей-

ском Севере России . А.В. Камкин констатирует формирование в северных епархиях слоя провинциальной церковной интеллигенции и отмечает участие в этом процессе епархиальной прессы. Отдельно этот вопрос затрагивает Н.К. Гуркина, которая отмечает важность епархиальных ведомостей в жизни и служении духовенства.

Современная историография изучает различные стороны деятельности церковных и околоцерковных кругов: взаимодействие духовенства и прихожан, основы православного воспитания и народного благочестия, повседневность сельского прихода; выделяется несколько предпосылок обращения сельского духовенства к занятиям историей и краеведением: формирование культуры чтения, наличие губернских статистических комитетов, нацеленность краеведческой литературы на деятельного читателя, желание выйти из привычного круга занятий. Исследователи все больше привлекают в качестве источников местные епархиальные ведомости. Церковная периодика сегодня становится отдельной сферой научных интересов как историков церкви, так и историков прессы. Исследователи духовной жизни русской деревни обращают внимание на значение епархиальных ведомостей как исторического источника, который содержит ценнейшую информацию для изучения народной духовной культу- ры.

Зарождение и функционирование церковной прессы в XIX в. стали пред-

метом изучения К.Е. Нетужилова , который подробно исследует историю изданий духовных академий и затрагивает тему появления епархиальной периодики. А.Н. Кашеваров, специализирующийся на изучении взаимоотношений церкви и государства в XX в., рассматривает религиозную печать в качестве

одного из источников по истории данного периода. Библиографический ука-

затель Э.В. Летенкова сводит воедино данные по провинциальной прессе .

Епархиальная периодическая печать становится предметом исследований в разных регионах нашей страны и ближнего зарубежья. В центре внимания остается изучение условий функционирования церковной периодики, ее место в управлении епархиями, отражение на ее страницах социальной и культурной жизни региона. При этом епархиальные ведомости Европейского Севера России еще не исследованы подробно, хотя к их материалам все чаще обращаются

современные историки, краеведы, филологи и церковные деятели .

Анализ историографии показывает, что роль и место епархиальных ведомостей в общественной жизни губерний Европейского Севера России еще не были предметом специального исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в выявлении роли церков- но-епархиальной периодической печати в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале ХХ вв. на материалах Европейского Севера России.

Цель определяет следующие задачи исследования:

изучить процесс зарождения и развития епархиальной прессы в губерниях Европейского Севера в контексте истории церковной периодической печати Российской империи;

исследовать вклад редакторов и сотрудников церковных изданий в формирование и развитие епархиальной прессы;

проанализировать взаимодействие епархиальных периодических изданий с внештатными корреспондентами;

выявить отношение читателей к епархиальным ведомостям, механизмы их включения в социокультурное пространство посредством церковной печати;

определить основные особенности и этапы развития общественно- политических воззрений духовенства по материалам епархиальной прессы;

охарактеризовать отражение краеведческой и миссионерской работы духовенства на страницах епархиального органа.

Объектом исследования является епархиальная периодическая печать в России во второй половине XIX - начале XX вв.

Предметом исследования являются роль и место епархиальной периодики в общественной жизни губерний Европейского Севера России во второй половине XIX - начале XX вв. Под категорией «общественная жизнь» в диссертации понимается комплекс явлений публичной сферы, которые возникают на основе взаимодействия людей, состоящих в некоторой общности, и не относятся непосредственно к области государственно-властных отношений. К проявлениям общественной жизни можно относить преподавательскую, научную, просветительскую, миссионерскую, благотворительную, публицистическую деятельность. При этом в поле зрения исследователя должно попасть не только духовное сословие, поскольку изначально предполагалось участие в церковных печатных изданиях представителей и других социальных слоев. Епархиальные ведомости в качестве читательской аудитории имели в виду и мирян.

Территориальные рамки исследования ограничены тремя дореволюционными губерниями: Архангельской, Вологодской и Олонецкой. Их границы совпадали соответственно с Архангельской и Холмогорской, Вологодской и Великоустюжской, Олонецкой и Петрозаводской епархиями. Подобные широкие рамки обусловлены стремлением сравнить епархиальные издания, их функционирование, структуру и историю. При этом очевидными являются и различия самих епархий. Тем не менее данные территории принято объединять в единый регион, поэтому в работе используется понятие «Европейский Север России».

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX вв., так как северные епархиальные издания имеют соответствующие годы существования: «Архангельские епархиальные известия» - 1885-1887 гг., «Архангельские епархиальные ведомости» - 1888-1920 гг., «Вологодские епархиальные ведомости» - 1864-1917 гг.; «Олонецкие епархиальные ведомости» - 1898-1918 гг.

Методологическую и теоретическую основу работы составляет совокупность общенаучных принципов и специальных исторических методов. Диссертация основывается на принципах объективности и историзма, предполагающих изучение явлений в развитии и в связи с обусловившими их факторами. В интерпретации фактов и суждениях диссертант исходит из многофакторного объяснения истории, согласно которому происхождение и развитие такого явления, как епархиальная пресса, рассматривается как результат взаимодействия различных факторов общественной жизни. Одним из главных в работе стал принцип системности, при котором функционирование епархиальных органов рассматривается как система, объединяющая сразу несколько социальных плоскостей. Она имеет два вектора связи: от редакции епархиального издания к читательской аудитории и от внештатных корреспондентов к редакции.

В диссертации применены следующие методы исследования. Общенаучные методы позволяют выявить общие и особенные черты в деятельности епархиального духовенства в губерниях Европейского Севера России и в их отношении к собственным печатным органам. Логический метод реализуется при изучении совокупности исторических фактов, их систематизации и критического обобщения. Проблемно-хронологический метод предполагает разделение темы на ряд более узких проблем, каждая из которых исследуется в хронологической последовательности. Сравнительный метод осуществляется при сравнении процессов, происходивших в духовном сословии в центральных регионах Российской империи и на Европейском Севере. Он также помогает сопоставить условия функционирования и развития церковных периодических изданий в трех северных губерниях. Используется метод периодизации, применяемый в изучении процесса исторического развития церковной прессы в Российской империи. Существование северных епархиальных ведомостей приходится на три исторических периода: «пореформенная эпоха»; конец XIX - начало XX в; период революций 1917 г. и последующей Гражданской войны. Статистический метод помогает выяснить социальный состав читательской аудитории местных церковных изданий; для изучения изменений в тематике публикаций и содержании епархиальных ведомостей применяется статистический анализ. Социально-психологический метод используется при оценке изменений в настроениях читательской аудитории.

Характер исследования определил содержание источниковой базы, которая представлена широким и разнообразным комплексом опубликованных и неопубликованных материалов.

К первой группе источников можно отнести делопроизводственные материалы, представленные в основном архивными документами: внутреннюю документацию и переписку епархиальных учреждений, официальные ответы светских и церковных институтов и организаций, отчеты и протоколы заседаний консисторий или епархиальных съездов. Материалы, наиболее соответствующие теме исследования, хранятся в Государственном архиве Архангельской области (ГААО), Государственном архиве Вологодской области (ГАВО), Национальном архиве Республики Карелия (НАРК). Однако, как и по всей России, материалы редакций епархиальных ведомостей не сгруппированы в отдельные фонды в региональных архивах. Различные дела находятся в фондах духовных консисторий, канцелярий епископов, епархиальных управлений, епархиальных съездов духовенства, духовных семинарий. Сохранилось крайне мало рукописных текстов, присланных корреспондентами в редакции ведомостей. Многие архивные материалы утеряны, что не позволяет абсолютно полно раскрыть внутреннюю жизнь церковных изданий.

Ценными являются источники из фондов Российского государственного исторического архива (РГИА): документы фондов 796 (канцелярии Святейшего Синода) и 797 (канцелярии обер-прокурора Синода). Это отчеты епархиальных архиереев, программы епархиальных изданий, прошения об учреждении ведомостей, уведомления об отставке прежних редакторов и предложения кандидатур новых. Кроме того, в фонде 776 (Главное управление по делам печати Министерства внутренних дел) сохранилась официальная переписка, связанная с изданием епархиальных ведомостей.

Вторая группа источников представлена законодательными актами и постановлениями церковной власти. Это, прежде всего, законодательные акты, регламентирующие деятельность институтов Русской православной церкви и область периодической печати. Они опубликованы в «Полном собрании законов Российской империи» (собрания I-III). Кроме того, различные синодальные постановления и распоряжения местной епархиальной власти, касающиеся функционирования церковных печатных органов и их редакций, публиковались в официальных отделах епархиальных ведомостей.

Важным источником являются «Всеподданнейшие отчеты обер- прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания», которые публиковались на страницах епархиальной периодической печати. Подобные обстоятельные документы представляли собой обобщение и анализ отчетов епархиальных архиереев. Ценный материал содержится в «Отзывах епар-

хиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» . Эти документы дают представление о ситуации в сфере внутрисословных и межсословных отношений, содержат широкий круг сведений, относящихся к положению дел в епархиях Европейского Севера России.

Самостоятельным видом источников являются статистические и спра-

вочные издания . Большое значение имеют опубликованные материалы Первой

Всероссийской переписи населения . В губерниях периодически издавались «Адрес-календари», «Памятные книжки» и «Справочные книжки» по отдельным годам. Среди прочего в них давались списки служащих по духовному ведомству. Для данного исследования важны сведения об архиереях, составе духовных консисторий, о преподавателях духовных семинарий и духовных училищ, о количестве приходов по уездам, о членах причтов конкретной епархии на определенный год. В «Памятных книжках» губерний помещались сведения о численности населения территории (городского и сельского), его этнического

и конфессионального состава и показатели естественного прироста . В справочных изданиях по России помещались сведения о редакциях епархиальных ведомостей: фамилии, имена, отчества; сан или чин; должности служащих. Но в северных губерниях подобный пункт можно встретить только в «Адрес- календарях» Вологодской епархии, где обычно указывались лишь редакторы

официальной и неофициальной частей «Вологодских епархиальных ведомо-

стей» . Полные составы редакций не публиковались.

Важнейшим источником для диссертации является периодическая печать, в первую очередь сами епархиальные ведомости. В официальном отделе ведомостей публиковались документы государственного, синодального и консисторского уровня, объявления об определениях, перемещениях, увольнениях, благодаря которым можно частично проследить деятельность редакции издания. В неофициальной части помещались информационные и публицистические заметки о епархиальной жизни во всем ее многообразии. Они представляют наибольший интерес, так как раскрывают общественные проблемы данной епархии и церкви в целом. Отдельные номера северных епархиальных ведомостей не сохранились ни в региональных, ни в центральных библиотеках и архивах. В дореволюционные годы редакции отсылали экземпляры ведомостей в другие регионы и в столицу. Однако наступившая Гражданская война разорвала связи и ухудшила условия хранения номеров изданий. Отсутствуют и некоторые номера дореволюционного времени.

Ценную информацию содержат центральная церковная пресса («Церковные ведомости», «Церковный вестник» и др.), а также местные неофициальные периодические издания религиозного характера («Архангельский листок», «Церковное слово», «Олонецкая неделя» и др.).

Самостоятельную ценность представляют библиографические источники - указатели содержания епархиальных ведомостей. Автором первого для неофициальной части «Архангельских епархиальных ведомостей» указателя (за 1888-1901 гг.) являлся редактор А. Д. Ежов. Наиболее полным остается указатель А.Н. Попова, систематизировавшего материалы за 25 лет существования

архангельского церковного печатного органа29. Сведения о содержании «Вологодских епархиальных ведомостей» и «Олонецких епархиальных ведомостей» периодически предоставлялись либо в последних номерах каждого года, либо в качестве приложений печатались в одном из номеров следующего года.

Представленный комплекс источников составляет вполне репрезентативную базу, позволяет решить поставленные задачи и раскрыть тему исследования.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в самой постановке проблемы. Вопрос о месте епархиальной периодической печати в общественной жизни дореволюционной провинции во второй половине XIX - начала XX вв. на Европейском Севере России впервые становится предметом диссертационного исследования. Автор, опираясь на архивные данные и материалы северных епархиальных ведомостей, доказывает, что местная церковная пресса обладала потенциалом дискуссионной, консолидирующей площадки, но в силу различных обстоятельств не смогла добиться подобного статуса. Вводятся в научный оборот архивные документы, отражающие процесс становления местного епархиального органа печати и проблемы его функционирования, материалы периодических изданий, раскрывающие общественную деятельность церковных и околоцерковных кругов, выявляется роль епархиальных ведомостей в формировании провинциальной церковной интеллигенции.

Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что впервые специально исследуется медиаторская функция епархиальной прессы в общественной жизни дореволюционной российской провинции на примере Европейского Севера. Исследование восполняет определенные пробелы в изучении истории Русской православной церкви и периодической печати Европейского Севера во второй половине XIX - начала XX вв. В работе исследуются главные проблемы, помешавшие духовенству использовать собственную прессу для консолидации в данный исторический период.

Практическая значимость. Материалы и выводы, полученные в результате исследования, могут быть использованы при написании научных работ по истории дореволюционной российской провинции, Русской православной церкви и местных епархиальных ведомостей. Содержащиеся в работе данные также применимы при разработке лекционных курсов, спецкурсов, факультативных занятий по краеведению и истории церкви.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования представлены в научных публикациях, докладах и сообщениях на двух международных (Иваново, 2011, 2012) и трех всероссийских (Архангельск, 2010, 2011, 2012) научных конференциях. Опубликовано 8 научных статей, в том числе три в научных изданиях в соответствии с перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Епархиальные ведомости занимали важное место в системе дореволюционной церковной периодической печати. Северная епархиальная пресса помимо общероссийских имела ряд дополнительных функций, обусловленных эт- ноконфессиональными особенностями региона.

  2. Епархиальные ведомости играли роль посредника сразу в нескольких плоскостях: внутри духовенства епархии, между клиром и паствой, во взаимоотношениях церкви и светского мира.

  3. Местный церковный печатный орган имел два встречных вектора связи, два потока информации: 1) от редакции, выражавшей часто мнение епархиального или общецерковного начальства, к читателю; 2) от внештатных корреспондентов-читателей, представлявших общественное мнение, к редакции.

  4. Северные епархиальные ведомости обладали схожими форматом, периодичностью и условиями функционирования, но в силу социально- экономических и политических причин - разной продолжительностью выхода в свет.

  5. В эпоху обновления социальной и культурной жизни российского общества местная церковная пресса могла стать площадкой для консолидации епархиального духовенства, но из-за инертности основной массы церковных и околоцерковных кругов, а также политических потрясений начала XX в. не реализовала такую возможность и была ликвидирована.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

Формирование епархиальной прессы на Европейском Севере

Объектом исследования является епархиальная периодическая печать в России во второй половине XIX - начале XX вв.

Предметом исследования является изучение роли епархиальной периодической печати в общественной жизни губерний Европейского Севера России во второй половине XIX - начале XX вв. Под категорией «общественная жизнь» в диссертации понимается комплекс явлений публичной сферы, которые возникают на основе взаимодействия людей, состоящих в некоторой общности, и не относятся непосредственно к области государственно-властных отношений. К проявлениям общественной жизни можно относить преподавательскую, научную, просветительскую, миссионерскую, благотворительную и публицистическую деятельность. При этом исследование не ограничивается только духовным сословием, поскольку изначально предполагается участие в церковных печатных изданиях представителей других сословий. Духовенство Русской православной церкви делилось на черное (монашество) и белое (священники, не дававшие монашеских обетов). Кроме того, существовало разделение на священнослужителей (архиерей, иерей, диакон) и церковнослужителей (псаломщик, пономарь). Благодаря «Великим реформам» в 1860-е гг. была разрушена замкнутость духовного сословия, и применительно к данному периоду можно говорить о размывании сословной системы России. К тому же епархиальные ведомости ставили целью в качестве читательской аудитории охватить не только священство, но и как можно больше светских людей. Поэтому следует рассмотреть потенциальное положение епархиальной прессы в жизни всей провинциальной общественности.

Территориальные рамки исследования ограничены тремя дореволюционными губерниями: Архангельской, Вологодской и Олонецкой. Они полностью совпадали соответственно с Архангельской и Холмогорской, Вологодской и Великоустюжской (с 1888 г. - Вологодской и Тотемской), Олонецкой и Петрозаводской епархиями. Данное обстоятельство упрощает рассмотрение общественной жизни духовенства в контексте губерний. Подобные широкие рамки обусловлены стремлением сравнить епархиальные издания, их функционирование, структуру и историю. При этом очевидными являются и различия самих епархий.

Данные территории обычно объединяются исследователями в макро- или мезо-регион с различными названиями. Разные исследователи, приводя подробные аргументы, предлагают следующие наименования: Русский Север, Европейский Север, Европейский Север России . В любом случае спорным остается вопрос южной границы региона (западная - европейские государства, северная - Северный Ледовитый океан, восточная - Уральский хребет). Часть исследователей включают в понятие «Север» Вятский и Пермский регионы . Нам представляется наиболее адекватным последний вариант названия, включающий Архангельскую, Вологодскую и Олонецкую губернии, так как он ограничивает данный регион рамками собственно Российского государства, но без намека на этническую составляющую. Поэтому в исследовании используется именно понятие «Европейский Север России».

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX вв. Епархиальные издания трех северных губерний имеют разные годы существования: «Архангельские епархиальные известия» (далее - АЕИ) - 1885-1887 гг., АЕВ - 1888-1920 гг., «Вологодские епархиальные ведомости» (далее - ВЕВ) - 1864-1917 гг.; «Олонецкие епархиальные ведомости» (далее - ОЕВ) - 1898-1918 гг. Поэтому крайними временными границами являются 1864 и 1920 гг. Несмотря на насыщенность данного промежутка времени историческими событиями, годы существования северной провинциальной церковной прессы представляются нам цельным, однородным культурным периодом.

Методологическую и теоретическую основу работы составляет совокупность общенаучных принципов и специальных исторических методов. Диссертация основывается на принципах объективности и историзма, предполагающих изучение явлений в развитии и в связи с обусловившими их факторами. В интерпретации фактов и суждениях диссертант исходит из многофакторного объяснения истории, согласно которому происхождение и развитие такого явления, как епархиальная пресса, рассматривается как результат взаимодействия различных факторов общественной жизни. Одним из главных в работе стал принцип системности, при котором функционирование епархиальных органов рассматривается как система, объединяющая сразу несколько социальных плоскостей. Она имеет два вектора связи: от редакции епархиального издания к читательской аудитории и от внештатных корреспондентов к редакционной коллегии.

Диссертант использовал три группы методов: общенаучные (анализа и синтеза, индукции и дедукции), специально-исторические (проблемно-хронологический, сравнительный, типологический) и методы смежных наук (статистический, социально-психологический).

Общенаучные методы позволяют выявить общие и особенные черты в деятельности епархиального духовенства в губерниях Европейского Севера России и в их отношении к собственным печатным органам. Логический метод реализуется при изучении совокупности исторических фактов, их систематизации и критического обобщения. Проблемно-хронологический метод предполагает разделение темы на ряд более узких проблем, каждая из которых исследуется в хронологической последовательности. Сравнительный метод осуществляется при сравнении процессов, происходивших в духовном сословии в центральных регионах Российской империи и на Европейском Севере. Он также помогает сопоставить условия функционирования и развития церковных печатных органов в трех северных губерниях. Используется метод периодизации, применяемый в контексте общего развития церковной прессы в Российской империи. Существование северных епархиальных ведомостей приходится на три исторических периода: «пореформенная эпоха»; конец XIX - начало XX в; период революций 1917 г. и последующей Гражданской войны. Статистический метод помогает выяснить социальный состав читательской аудитории местных церковных изданий; для изучения изменений в тематике публикаций и содержании епархиальных ведомостей применяется статистический анализ. Социально-психологический метод используется при оценке изменений в настроениях читательской аудитории.

В диссертации используется ряд категорий, понимание которых следует раскрыть. Термин «катехизация» (греч. поучение, наставление) означает изучение членом церкви либо человеком, готовящимся стать членом церкви, основ христианской веры и учения церкви. Эти знания могут быть собраны в «катехизисы», «огласительные слова», «Символы веры». Данный процесс может быть как самостоятельным, так и целенаправленным со стороны священнослужителя. Сходной категорией оказывается «духовное окормление». Под ним следует понимать пастырское попечение о спасении души человека, заключающееся в духовном наставничестве и молитве. Диссертант также употребляет понятие «церковные и околоцерковные круги». К церковным кругам следует относить священнослужителей (архиереев, иереев, диаконов), церковнослужителей (пономарей, псаломщиков), черное духовенство (монахи, иеромонахи, схимники, послушники) - всех тех, кто связал свою жизнь со служением Русской православной церкви. В околоцерковные круги входят постоянные прихожане (церковные старосты, участники попечительств и т.п.), преподаватели духовных учебных заведений разного уровня (училища, семинарии, академии) и светские воцерков-ленные интеллигенты (философы, учителя и т.п.) — те, кто имеют прямое отношение к церкви.

Работа редакций епархиальных изданий с читательской аудиторией

Первым редактором официальной части стал преподаватель священного писания и словесности Вологодской духовной семинарии Иван Гаврилович Кузнецов. Неофициальную часть («Прибавления к ВЕВ»), как и в Архангельской епархии, возглавил ректор семинарии архимандрит Полиевкт (Пясковский). В отличие от А.Е. Орлова он был представителем не белого, а черного духовенства - настоятелем Спасоприлуцкого монастыря - что среди редакторов епархиальной прессы встречалось реже. Однако возглавлял редакцию архимандрит Полиевкт недолго - только девять месяцев.

С № 13 за 1865 г. неофициальную часть начал подписывать «за редактора» преподаватель гражданской истории и греческого языка духовной семинарии Николай Иванович Суворов, который изначально состоял в редакционной коллегии и принимал активное участие в издании. Именно благодаря ему ВЕВ приобрели историко-краеведческий характер. Н.И. Суворов сам писал заметки и статьи о родном крае и призывал читателей включиться в работу по собиранию краеведческого материала.

В 1867 г. на место ректора Вологодской духовной семинарии назначен игумен Павел (Попов), который был возведен в сан архимандрита с управлением Спасоприлуцкого монастыря. С апреля новый ректор сам стал руководить объединенной редакцией ВЕВ . Он считался «ответственным редактором», но Н.И. Суворов и И.Г. Кузнецов также оставались работать в коллективе: первый -секретарем, а второй - казначеем . Энергичный, сорокалетний редактор мог удачно организовать дело, даже совмещая еще две должности. Однако 13 октября 1868 г. он был возведен в сан епископа Тотемского, викария Вологодской епархии. После того, как епископ Павел покинул Вологду, его дело должен был продолжить архимандрит Авраамий (Летницкий). В продолжительное время по ка он добирался до Вологды, редакцию возглавлял самый опытный и деятельный ее участник - Н.И. Суворов.

Через пять лет архимандрита Авраамия перевели в Тифлисскую семинарию. После его ухода редакция снова была разделена на две части. Руководить официальным и неофициальным отделами назначили бывших редакторов: И.Г. Кузнецова и Н.И. Суворова. Таким образом, был восстановлен изначальный порядок, при котором ВЕВ неплохо функционировали. В годы редакторства двух преподавателей семинарии местные епархиальные ведомости приобрели свое специфическое направление. Это был один из немногих региональных церковных органов с ярко выделенным историко-краеведческим вектором. Примечательно то, что после того, как И.Г. Кузнецов в конце 1881 г. был возведен в сан священника, он уходит из редакции ВЕВ, а впоследствии из семинарии. С начала 1882 г. единым редактором обеих частей становится Н.И. Суворов. Таким образом, издание полностью оказывается в руках церковного интеллигента.

Николай Иванович, на наш взгляд, идеально подходил на должность редактора епархиального издания. Он был сыном священника Вологодской епархии, окончил Вологодскую духовную семинарию и Московскую духовную академию, с 1841 г. служил преподавателем в Вологодской семинарии133. Н.И. Суворов сосредоточил свою деятельность на издании ВЕВ, публиковал на их страницах церковно-исторические исследования по истории Вологодской епархии. Если не он был их автором, то Николай Иванович всегда снабжал материалы собственными примечаниями. Им были обнародованы историко-статистические описания монастырей и приходских церквей епархии, материалы по истории семинарий и духовных училищ. Н.И. Суворов оставался редактором ВЕВ до своей смерти в 1896 г. Продолжателем его дела выступил сын - Иван Николаевич. В последние годы жизни отца он имел специальную должность помощника редактора BEBIJ\ И.Н. Суворов окончил Вологодскую гимназию и историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, преподавал в семинарии всеобщую и русскую историю. Иван Николаевич также как и отец оставался на своем посту продолжительное время.

С начала 1902 г. редакция вновь была разделена. «Прибавления к ВЕВ» остались за И.Н. Суворовым, который продолжал заботиться об историко-краеведческой направленности издания. Официальную часть по ходатайству епископа Алексия (Соболева) передали в руки секретаря консистории, коллежского асессора Петра Васильевича Лебедева1 3, что являлось абсолютно естественной практикой для российской епархиальной прессы. Поэтому неудивительно, что сменивший П.В. Лебедева, новый секретарь консистории, коллежский советник Николай Петрович Сигорский также был приобщен к редакции официальной части. Однако с установлением советской власти в Вологде в начале 1918 г. издание ВЕВ было прекращено, несмотря на достаточную популярность в епархии.

Таким образом, можно утверждать, что у ВЕВ прослеживается четкая ис-торико-краеведческая направленность. Их содержание напрямую зависело от личности редакторов, основными из которых следует считать отца и сына Н.И. и И.Н. Суворовых . Николай Иванович был самым деятельным редактором и занимал эту должность дольше всех остальных. Указывая на его заслуги в деле издания ВЕВ, редакция в последних номерах за 1917 г. помещала указание в подзаголовке: «Основаны Н.И. Суворовым».

Епархиальные ведомости в условиях общественно-политического кризиса

Трудно было себе представить появление острополемических, оппозиционных и тем более революционных статей и заметок на страницах епархиальных ведомостей. Консервативно-патриотический настрой стал смягчаться только в начале XX в. Пребывая на своем посту до 1905 г., обер-прокурор К.П. Победоносцев не мог позволить духовным публицистам поднимать насущные темы на страницах собственной печати. «По мнению Победоносцева, любые разговоры о реформировании строя церковного управления мешали «нормальному» (как он его понимал) течению государственной жизни, поскольку церковь и царство в России представляли собой нераздельное целое» . Но нельзя утверждать, что со сменой обер-прокурора направление епархиальной печати кардинально изменилось. В основном в различных регионах страны достижением нового времени было дозволение духовной цензурой писать о происходивших серьезных политических событиях. Стиль, содержание и направленность статьи определялись самим автором, но будет ли допущен материал до печати - зависело от редактора. Поскольку руководитель издания был подчинен епархиальному начальству, общий политический стиль не отклонялся от официальной информационной линии.

Революция 1905-1907 гг. изменила привычный образ жизни российской провинции. Если в столицах и центральных губерниях деятельность революционеров, подпольщиков и агитаторов возрастала с каждым годом, то Европейский Север во многом был более спокойным местом. Хотя именно сюда из года в год ссылали противников существующего режима и неблагонадежных. Ссыльные, в конце концов, и стали организующей силой в этот период, но революция и для них оказалась все же более спонтанной, чем подготовленной.

Духовенство северных епархий встретило революцию растеряно, на первых парах не осознавая, что происходит и как действовать. В это время у священников и околоцерковных кругов появился реальный шанс изменить и епархиальные ведомости, и отношение к ним. Раздавались призывы к отмене духовной цензуры и к освобождению от влияния на епархиальный орган правящего архиерея. В северных епархиях епископы отличались друг от друга в политическом смысле. На начало первой русской революции Олонецкой епархией управлял епископ Анастасий (Опоцкий, 1830-1905 гг.). Будучи довольно либеральным, он выступал против политики насильственной русификации. Епископ являлся сторонником развития женского образования, но при этом противился эмансипации. В декабре 1905 г. Анастасий скончался, и его заменил епископ Мисаил (Крылов, 1837-1919 гг.), который вполне соответствовал официальной позиции церкви. В Вологодской епархии также произошла смена архиереев: в апреле 1906 г. вместо Алексия (Соболев, 1836-1911 гг.) кафедру занял Никон (Рождественский, 1851-1919 гг.), который резко критиковал революционные события в печати, поддерживал тесные связи с монархическими кругами и являлся почетным председателем вологодского отдела Союза русского народа. С его точки зрения, духовенству однозначно следовало подчиняться воле императора . В Архангельской епархии революционные годы пришлись на время руководства Иоанникия (Казанского, 1839-1917 гг.), который открыто выступил против революции и социалистическими учениями. Им противопоставлялось еще более широкое распространение религиозных воззрений в обществе. Епархиальные ведомости должны были именно с этих позиций вести пропаганду. «Неблагонадежные» священники не могли публиковаться на страницах АЕВ. Наоборот, они подвергались репрессиям со стороны епархиального начальства. Так отец Владимир Купленский в октябре 1906 г. в передовой статье «Что же нужно делать?», напечатанной в светском периодическом издании «Го лос Севера», писал: «Правительство остается врагом народа, и отношение к нему остается борьбой беспощадной, неугомонной, но средства борьбы меняются: только путем мирной, лояльной борьбы мы отвоюем народную конститу-цию...» Священник выступил настоящим оппозиционером епископу Иоанни-кию. Архиерей самостоятельно устроил обыск в квартире В. Купленского, а затем запретил ему совершать службы в церкви и преподавать закон божий по причине вредной публицистической деятельности. На страницах официального епархиального органа статьи опального священника так и не нашли себе места. В то же время в ОЕВ при владыке Мисаиле преподавателю Петрозаводской духовной семинарии С.С. Сотину было позволено высказать следующее: «Если же теперь прежний полицейско-бюрократический строй России будет признан неприглядным, то пастыри не должны препятствовать введению новых государ ственных порядков» . Данный текст олонецкая духовная цензура допустила до публикации.призывал духовных собратьев сосредоточить свое внимание на борьбе с материалистическими и

Общественно-политические воззрения духовенства по материалам епархиальных ведомостей

Епархиальная периодическая печать занимала особое место в общественной жизни Европейского Севера России в конце XIX - начале XX вв. Появившись в эпоху «Великих реформ», она дополнила ранее существовавшую губернскую официальную прессу. Изначально местная церковная периодика выполняла функцию трансляции информации общероссийского, синодального и консисторского уровня на всех представителей духовного сословия соответствующей епархии. Поскольку епархиальные ведомости в обязательном порядке выписывали все монастыри и приходы, издания охватывали не только группу священнослужителей. В духовных обителях ведомости могли читать как монахи, так и паломники, а в приходах доступ к ним должны были иметь церковнослужители и прихожане. Тем самым в потенциале епархиальная пресса затрагивала как церковные, так и околоцерковные круги данных регионов. Однако имея задачу привлечь как можно больше читателей, она своей официальной риторикой и естественным ограничением тем публикаций сама отталкивала от себя часть общественности.

Церковная периодика в нашей стране обладает относительно небольшой историей. Пройдя несколько периодов становления, она породила отдельный тип издания - епархиальные ведомости, которые во второй половине XIX в. выпускались почти во всех губерниях России. Предпосылок для организации епархиальной прессы можно выделить несколько. Религиозность российского населения и доминирование Русской православной церкви в дореволюционной России создавали определенный спрос на подобную периодическую печать. К тому же официально поддерживаемое господствующее положение православия давало возможность создавать и распространять в разных губерниях печатные органы именно православных учреждений, а не католических, протестантских, мусульманских или иудейских.

Для развития епархиальной прессы немало важен социокультурный фон -энергичное повышение духовной и материальной культуры в Российской империи. Повышение качества светского и духовного образования, его распространение по стране, сокращение безграмотности среди населения увеличивали потенциальную читательскую аудиторию. Круг создателей ведомостей также становился все более широким. Одновременно с этим у союза церкви и государства появлялся серьезный противник в лице антиправославных и антиправительственных организаций и личностей. Распространяемые ими воззрения проникали в различные слои российского общества, что способствовало размыванию социальной базы духовенства и отпадению от церкви прихожан. Вследствие этого духовно-нравственное окормление масс становилось главной идеей региональной церковной периодики. Сопутствующее духовным преобразованиям развитие технических средств улучшало типографскую базу как губернских, так и частных организаций. Почтовое ведомство позволяло доставлять прессу в самые глухие уголки епархий и получать от них своевременную корреспонденцию. Повышение благосостояния отдельных групп населения давало возможность церковным печатным органам рассчитывать не только на обязательных подписчиков, но и на розничную продажу.

Началом провинциальной религиозной литературы можно считать обительские листки, издававшиеся при крупных авторитетных монастырях и расходившиеся по различным регионам страны благодаря паломникам. Но они не носили формализованного характера и подчас передавались устным способом. Настоящие церковные публицисты рождались в крупных богословских и исторических академических изданиях. Подобная печать становилась школой для будущих епархиальных авторов и редакторов. В середине XIX в. рождается сама идея дополнить губернскую прессу епархиальной. Основатели епархиальных ведомостей Херсонские архиепископы Иннокентий (Борисов) и Димитрий (Му-ретов), первоначально работавшие в киевском «Воскресном чтении», разработали и обосновали программу провинциальной церковной периодики. Данный проект заинтересовал и духовенство, и светскую власть, поскольку нес очевидные выгоды. Изначальными целями епархиальной прессы признавались упрощение церковного управления и взаимодействия провинциального духовенства, а также повышение профессиональной пригодности священников и дальнейшая катехизация масс населения. Вместе с тем церковные и околоцерковные круги готовы были придать своим епархиальным ведомостям новые функции: распространение историко-краеведческих знаний, содействие миссионерскому делу, обсуждение социально-экономических проблем клира, а впоследствии и политические функции. Ведомости могли приобретать соответствующую направленность.

Высшая церковная власть не навязывала регионам создание собственных печатных органов, и они появлялись по мере возможностей конкретных епархий. Становление епархиальной периодической печати на Европейском Севере России не было равномерным из-за существенных различий Архангельской, Вологодской и Олонецкой епархий. В Вологде в 1864 г. ведомости были организованы одними из первых в России. Данный факт объясняется большими возможностями духовенства по сравнению с соседними северными епархиями, древней историей, обилием тем для публикаций. В Архангельске епархиальные известия появились в 1885 г. благодаря усилиям архиереев, но не объективным предпосылкам. Последними из северных епархиальных изданий стали выходить в свет ОЕВ в 1898 г. В дальнейшем жизнь трех северных епархиальных изданий также развивалась неодинаково.

Епархиальные ведомости играли роль медиатора сразу в нескольких социальных плоскостях. В первую очередь местный церковный орган должен был скреплять в цельное сообщество все духовенство конкретной епархии. Параллельно существовали формализованные механизмы такого единения. Регулярные благочиннические, епархиальные, межепархиальные миссионерские, общецерковные съезды позволяли священно- и церковнослужителям решать некоторые насущные вопросы их быта и богослужебной практики. Однако более простой и неформальной площадкой для общения духовного сословия представляются епархиальные ведомости, постоянно действующие в данной местности и выходящие с периодичностью два раза в месяц.

Похожие диссертации на Церковно-епархиальная периодическая печать в общественной жизни российской провинции во второй половине XIX - начале XX веков : на материалах Европейского Севера России