Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Культурная политика Советского государства 24-31
1. Формирование новой системы государственного руководства культурой 31 -49
2. Идейная борьба по вопросам «культурного строительства» ,9-6 і
Глава II. Развитие народного образования и науки 62
1. Ликвидация массовой неграмотности 62-75
2. Перестройка школьного дела 75-95
3. Становление советской системы высшего образования и науки 95-136
Глава III. Преобразования в сфере художественной культуры 137-143
1. Привлечение старой художественной интеллигенции к осуществлению культурной революции 143-156
2. Формирование новой системы художественной культуры 156 198
Заключение 199-207
Список источников и литературы 208-216
- Формирование новой системы государственного руководства культурой
- Ликвидация массовой неграмотности
- Привлечение старой художественной интеллигенции к осуществлению культурной революции
Введение к работе
Каждый народ существует в историческом времени. Процесс общественного развития всегда опирается на вековые культурные традиции народа, духовное наследие прошлого. Культура, ее проблемы и развитие - важная сторона исторической науки, всегда занимавшая умы многих историков. Крупнейший российский историк В.О.Ключевский, разрабатывая многотомную историю нашего отечества, так определял исходные позиции своего творчества: «В волнистом потоке исторической жизни» выделяются два направления исторического изучения: во-первых, история культуры, или цивилизации, и, во-вторых историческая социология. Конкретизируя первое направление, В.О.Ключевский писал о накоплении опыта, знаний, житейских удобств, совершенствовании общественных отношений между людьми - «словом выработка человека и человеческого общежития»1.
Формирование новой системы государственного руководства культурой
Сразу после Октября 1917 г. важнейшее значение для партии большевиков приобретали вопросы формирования системы партийного руководства сферой культуры. Эти задачи были возложены на агитационно-пропагандистские отделы ЦК РКП(б) и местных партийных комитетов. Они наделись широкими полномочиями в плане координации и направления всей деятельности в области культуры партийных, государственных и общественных организаций. Как подчеркивалось в решениях XI съезда РКП(б), агитпропотделы партийных комитетов должны были стать «боевыми центрами борьбы за марксистскую идеологию и идейное влияние партии» во всех сферах духовной жизни советского общества .
Огромное значение в деле усиления партийного влияния в государственных органах культуры имело решение политбюро ЦК РКП(б) от 28 октября 1920 г. о создании в структуре Наркомпроса - Главного политико-просветительного комитета. Его бессменным председателем (до ликвидации в 1929 г.) была Н.К.Крупская. Определяя задачи Главпо-литпросвета, Ленин указывал, что прежде всего в работе этого органа должно быть открыто признано «главенство» политики коммунистической партии1. Главполитпросвет становился прямым аппаратом партии в системе государственных органов кульутры. ЦК РКП(б) предусматривал укрепление местных отделов политико-просветительной работы при органах Советской власти коммунистами, имеющими достаточный опыт агитпропработы, проведение систематических стажировок советских работников в партийных органах. Все это способствовало на практике подмене партийными комитетами государственных органов культуры и просвещения.
Для объективной оценки этих процессов прежде всего необходим конкретно-исторический подход, учет того обстоятельства, что после октябрьской революции 1917 г. партия большевиков стала правящей и ее политика, в том числе и культурная, стала основной политики советского государства. Требования программы РКП(б) были положены в основу всей государственной деятельности Совета Народных Комиссаров, который возглавлял лидер большевиков - Ленин.
В решениях VIII РКП(б) подчеркивалось, что коммунистическая партия должна «особенно добиваться проведения своей программы и своего полного господства в современных государственных организаци-ях, какими являются Советы» . Партийные органиазции обязаны были «завоевать для себя безраздельное политическое господство в Советах и фактический контроль над всей их работой». В этих требования высшего партийного форума, на наш взгляд, находятся истоки формирования с первых послереволюционных лет системы монопольного партийного руководства культурным строительством.
В программе РКП(б), принятой в 1919 г. на том же восьмом съезде партии, в качестве одной из основ всего дела просвещения предусматривалось использование «аппарата и средств государственной власти» в целях развития «самой широкой пропаганды коммунистических идей» и проведения в жизнь «коммунистической программы»1.
Определяя важнейшие организационные задачи партии, VIII съезд РКП(б) установил, что «Российская коммунистическая партия, стоящая у власти», должна посредством своих членов активно включиться в систему государственного управления, в том числе и в области культуры. При этом была разработана целая система «распределения партийных сил» в деле управления различными областями хозяйственной и общественной жизни2.
Ликвидация массовой неграмотности
Самой злободневной практической задачей в программе культурных преобразований после октябрьской революции Ленин определил ликвидацию массовой неграмотности населения страны. При )том важно отметить, что решение этой задачи он увязывал с проблемой усиления политического просвещения трудящихся. «Относительно ... безграмотности, - отмечал Ленин, - я могу скачать, что пока у нас есть в стране такое явление, как безірамотность, о политическом просвещении слишком трудно говорить ... Безграмотный человек стоит вне политики, его сначала надо научить азбуке» 1. Поэтому) сразу после установления Советской власти.перед наркомом просвещения Луначарским Ленин поставил в качестве первейшей задачи «сломить неграмотность в России» 2.
По свидетельству Н.К. Крупской последняя статья, которую хотел продиктовать больной Владимир Ильич, посвящалась именно ликвидации неграмотности. «Силы его уходили, - писала Надежда Константиновна, - он сказал, чтобы я написала статью о грамотности как базе культуры, а он припишет немного. Статью я написала. Она стояла у него на пюпитре, но писать сам того, что хотел еще добавить, он уже не смог» 3.
В соответствии с ленинскими установками Государственная Комиссия по просвещению уже на третий день установления Советской власти в обращении к гражданам России объявила первой заботой правительства страны «добиться в кратчайший срок всеобщей грамотности путем организации сети школ, отвечающих требованиям современной педагогики и введения всеобщего обязательного и бесплатного обучения» 1.
Состоявшийся в августе 1918 г. I Всероссийский съезд по просвещению подчеркнул, прежде всего, тесную связь вопросов ликвидации неграмотности с общими проблемами подъема культурного и политического уровня трудящихся. На съезде было поддержано высказанное Крупской предложение о том, чтобы «покрыть всю страну» школами для безграмотных и мал о грамотных 2. Это объявлялось самой злободневной практической задачей на пути решения проблемы ликвидации неграмотности.
Общегосударственный характер эта работа приобрела после принятия Совнаркомом 26 декабря _Ш 9г. Декрета 0 ликвидации безграмотности среди населения РСФСР». Декрет вводил в обязанность всех граждан в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать, обучаться грамоте. Для создания лучших условий учащимся школ грамоты их рабочий день сокращался на два часа с сохранением заработной платы. К обучению неграмотных в порядке трудовой повинности привлекалось все грамотное население.
Документы тех лет свидетельствуют, что декрет о ликвидации безграмотности нашел горячую поддержку среди народных масс. Об этом, в частности, с большим удовлетворением говорил A.M. Горький на заседании Петроградского Совета 30 апреля 1920 г.. «То напряженное, страстное внимание, - отмечал он, - с которым сорокалетняя баба или пожилой мужик, которые ни аза в глаза раньше не знали, слушают то, что им говорят, - это до такой степени радостно, так хорошо, что, уверяю вас, их жадное молчание куда приятнее, праздничнее ваших рукоплесканий и самой громкой МУЗЫКИ. Поразительно, до чего страстно люди хотят знать. Вы, в руках которых находится власть, должны использовать эту жажду знания, вы должны насытить ее, это ваша обязанность» 1.
И, действительно, в стране развернулась всенародная деятельность по организации школ грамоты, кружков, курсов, п\нктов ликбеза. Наркомпрос в срочном порядке создал курсы по обучению учителей школ грамоты. К концу 1919 г. ими было подготовлено 6200 человек 2.
Привлечение старой художественной интеллигенции к осуществлению культурной революции
Одной из трудных задач для большевиков было привлечение старой художественной интеллигенции к делу социалистического культурного строительства. Здесь явно не годились методы администрирования и декретирования, диктата и приказа. Однако партийным руководителям не нравилось стремление писателей, художников, артистов отстаивать свое право на творческую индивидуальность и свободу творческой деятельности, о чем громогласно распространялся Ленин. Поэтому и выслали «строптивых» за границу.
После октября 1917 г., особенно в годы гражданской войны, резко обозначился начавшийся еще до революции процесс идейного и іворческого размежевания писателей, художников. Активное участие в строительстве «социалистической культуры» с первых лет революции принимали писатели М. Горький, В. Маяковский, В. Брюсов, Д. Бедный, А. Серафимович; художники - А. Бенуа, И. Ірабарь, С. Малютин, К. Кон, участвовали в художественных выставках В. Добужинский, П. Кончаловский, С. Коненков и др.
Сложен был путь к социалистическому искусству для тех, кто не сгоял на определенных классовых позициях, но искал свое место в лагере революции; такой путь прошли А. Блок, С. Есенин, А. Белым, А. Ахматова, В. Вересаев, К. Тренев и др. Некоторые деятели старой русской культуры - одни раньше, другие позже -эмигрировали. Среда литераторов - эмигрантов оказалась, однако, не однородной. Одни встретили революцию с озлоблением (3. И. Гиппиус, Д. Мережковский). Другие проходили мучительный путь к пониманию целей революции (К. Бальмонт, И. Бунин, А. Ремизов, Вяч. Иванов), некоторые пересмотрели свои позиции и вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева).
Уже в ноябре 1917 г. нарком просвещения А.В. Луначарский предложил членам старого союза деятелей искусств принять участие в создании при Наркомпросе Государственного Совета по делам искусств. Однако Союз отказался от этого предложения и в категорической форме объявил себя единственны органом, который имеет якобы право на управление художественной жизнью страны, и потребовал передать «заведование делами искусства в руки исполнительного комитета Союза деятелей искусств». 1
На заседание в Смольный, куда были приглашены крупнейшие петроградские писатели, художники, артисты, пришло несколько человек, среди них были В. Маяковский и А. Блок. Многие деятели искусства выжидали, чем кончится борьба между большевиками и оппозицией, открыто не становясь ни на сторону новом власти, ни на сторону ее противников. Психологию этой части художественной интеллигенции хорошо выразил в своих воспоминаниях К.С. Станиславский, который спустя двадцать лет после революции писал: «Сначала многие из нас не понимали и недооценивали происшедшего тогда в революционные дни. Многие из нас, и я в их числе, упирались, присматривались и не сразу согласились возобновить работу и спектакли». 1