Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Дотдаев Рашид Дагирович

Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.)
<
Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дотдаев Рашид Дагирович. Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Карачаевск, 2003 183 c. РГБ ОД, 61:04-7/316

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Истоки культуры карачаево-балкарского народа 16

1.1. Устное народное творчество - питательный источник культуры 16

1.2. Истоки театрального искусства 43

1.3. Художественные народные промыслы и декоративно- прикладное искусство 52

Глава II Развитие просвещения и литературы как основы дальнейшего развития культуры в дооктябрьский период 67

2.1. Просветители Карачая - борцы за развитие культуры 67

2.2. Письменность и образование в Карачае в дооктябрьский период 101

2.3. Истоки литературного творчества в Карачае 120

Заключение 140

Приложения 149

Примечания 158

Библиографический список 172

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется, главным образом, тем, что история становления и развития культуры карачаевского народа до сих пор не была предметом специального исследования. Научный и общественный интерес к этому вопросу особенно возрос в связи с тем, что открылись и стали доступными для исследователей ранее закрытые архивные фонды, изменилось в лучшую сторону былое, предвзятое отношение к карачаевскому народу, сформировавшееся в годы господства сталинского административно-командного, тоталитарного режима.

В 20-30 годы появились исследования, которые, наряду с историей, рассматривали и вопросы культуры, но они ограничивались констатацией того, что до Октябрьской революции карачаевцы не имели письменности, образованных людей, и лишь с установлением советской власти культура карачаевского народа стала бурно развиваться, то есть, многие вопросы истории и культуры рассматривались под влиянием господствовавшей долгое время идеологии тоталитаризма. При этом должным образом не раскрывались корни культуры карачаево-балкарского этноса, которые формировались с древнейших времен вплоть до октябрьского переворота 1917г.

В 50-80 годах XX в. появился ряд серьезных научных исследований, в которых рассматривались лишь отдельные вопросы культуры, но комплексного исследования всей проблемы не было. Если были, то они рассматривали в целом культуру народов Северного Кавказа и ряда других народов вместе. Авторы данных работ в основном ограничивались перечислением отдельных фактов по той или иной отрасли культуры. Разработка истории культуры карачаевского народа, практически, оставалась белым пятном.

В связи с депортацией карачаевского народа в Среднюю Азию и Казахстан (1943-1957г.) и последующим периодом негласного ограничения прав

исследователей и предвзятого отношения к вопросам изучения его истории и культуры на протяжении 1957-1991гг. исследователи не имели доступа к архивным источникам, которые хранились под грифом «секретно» и «совершенно секретно». Творчество отдельных деятелей культуры карачаевского народа было в запрете или подвергалось незаслуженной критике и притеснению.

Таким образом, в предыдущие годы история становления и развития культуры карачаевского народа в научной литературе комплексно не рассматривалась, не было уделено должного внимания взаимоотношению, взаимовлиянию культур народов Российской Федерации и культуры карачаевского народа.

Степень изученности проблемы. Различные аспекты исследуемой проблемы освещались в досоветской, советской, постсоветской российской историографии. Комплексное изучение историографии вопроса позволяет сгруппировать работы с соблюдением хронологии и разделить на четыре историографических этапа: первый - XIV в. - 1917 г.; второй 1917 - 1957гг.; третий - 1957 - 1990 гг.; четвертый - 1991 - 2002 гг.

Следует отметить, что историей народов Северного Кавказа, их культурой иностранные путешественники из Византии, Германии, Венгрии и др. интересовались ещё в/іериод средневековья. В их дневниковых записях, воспоминаниях и других работах содержались ценные сведения, раскрывающие те или иные стороны культурной жизни горцев, начиная с XIII по XIX век1.

В России интерес к изучению жизни кавказских горцев особенно возрос во второй половине XIX - начале XX вв. Это работы М. Алейникова, П. Ост-

1 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-ХІХвв. - Нальчик, 1974; Джеймс Белл. Дневник пребывания в Черкесии в течение 1837, 1838, 1839гг.//Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов. ХІІІ-ХІХв. - Нальчик, 1974.; Прёле В. Кавказские этюды. - Будапешт, 1909.; Услар П. О распространении грамотности между горцами.//Абхазский язык. - Тифлис, 1897.; Остряков П. Народная литература кабардинцев и ее образцы//Вестник Европы. Кн. 8. - М., 1979.; Алейников М. Карачаевские сказания. // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Вып. II. - Тифлис, 1883.

рякова, В. Миллера и М. Ковалевского, Н, Грановского, А. Дьячкова-Тарасова, П. Талицкого, И. Мушкетова, И. Щукина, Г. Прозрителева и других авторов.

Много ценных сведений по культуре имеется в трудах первых пр о-светителей, учителей и ученых Карачая конца Х1Х-начала XX вв. И.А. Акбаева3 - автора первого печатного учебника на карачаевском языке, У.Д. Алиева4 - видного ученого , исследователя, просветителя; Ислама Хубие ва (Къарачайлы) 5 - известного журналиста, критика , истор ика; И. Байрамукова - первого карачаевца - учителя; Ислама Крымшамхал ова -

просветит еля, художника и поэта, Ислама Тамбиева , историка и т. д.

Ценные сведения о культурной жизни карачаево-балкарского народа были опубликованы в трудах первых представителей национальной интеллигенции, например, С. Урусбиева9.

Главным достоинством трудов авторов этого периода является то, что они записали из уст сказителей - своих современников-карачаевцев нартские

2 Миллер В., Ковалевский М. В горских обществах Кабарды // Вестник Европы. - М., 1884.; Грановский Н.
Свадьба в горских обществах кабардинского общества//Карачаево-балкарский фольклор. - Нальчик, 1983.;
Дьячков-Тарасов А. Заметки о Карачае и карачаевцах.//Сборник материалов для описания местностей и
племен Кавказа. Вып. XXV. - Тифлис, 1898.; Талицкий П. Рукопись Н. Кириченко. Русско-карачаевский
словарь. - Тифлис, 1897.; Мушкетов И. В. Геологический очерк ледниковой области Теберды и Чхалты на
Кавказе. - СПб., 1896.

3 Акбаев И. А. Ана тил. -Тифлис, 1917.; Ана тил. - Баталпашинск, 1924.; Тылмач (Русско-карачаевский сло
варь). - Баталпашинск, 1924.; Наша сила - в нашей земле. - Москва, 1926.

4 Алиев У. Д. Къарачай (Карачаевская автономная область). - Ростов-на-Дону, 1927.

5 Хубиев И. (Къарачайлы). Писатели и поэты Карачая//На подъеме. - Ростов-на-Дону, 1929. - № 2.; О худо
жественном воспитании и образовании горцев//Революция и горец. - Ростов-на-Дону, 1927. - № 2.; О гор
ской музыке и её пионерахЛРеволюция и горец. - Ростов-на-Дону, 1930. - № 12.

6 Байрамуков И. Народное просвещение в Карачае//Мусульманская газета. - СПб.,1913. -№ 13.

7 Крымшамхалов И.П. О культуре горцев Карачая//Мусульманин. - Париж, 1897. - № 3.

8 Тамбиев И. Карачай прежде и теперь. - Ростов-на-Дону, 1931.

9 Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области // Сбор
ник для описания местностей и племен Кавказа. Вып. II. - Тифлис, 1883.;

сказания, сказки, пословицы, поговорки, песни и сделали их достоянием всех потомков, попытались дать своё толкование тем или иным событиям в жизни людей и истории народа.

Работы авторов, изучавших или собиравших памятники и источники культуры карачаевского народа периода 1917-1957 годов, характерны тем, что в годы советской власти появился ряд исследователей-носителей карачаевского языка и культуры, которые в первую очередь решали задачу собирания и сохранения в более полном объеме, чем в первый период, источников древней и средневековой культуры карачаево-балкарского народа, их опубликования, а затем их изучения. К их числу относятся исследования У. Д. Алиева - видного государственного и общественного деятеля, ученого-историка10; Ислама Хубиева (Къарачайлы) - видного журналиста, литературного и кинокритика11; И. Тамбиева - историка12; X. Лайпанова, М. Дудова - партийных и советских работников13; А. И. Гозуе-ва - журналиста и историка14 и других.

Определенный вклад в разработку истории культуры карачаевского народа внесли русские исследователи В. Е. Чернышев15, Ставский16 и другие.

Основным достоинством работ этого периода является попытка изучения первых шагов развития советской литературы, образования, деятельно-

Алиев У. Д. Национальный вопрос и национальная литература в Северо-Кавказском крае. - Ростов-на -Дону, 1927.; Карачай (Карачаевская автономная область). - Ростов- на-Дону, 1927.

" Хубиев И. Писатели и поэты Карачая. // На подъеме. - Ростов-на-Дону, 1929. - №2.; О художественном воспитании и образовании горцев'/ Революция и горец.- Ростов-на-Дону, 1929.

12 Тамбиев И. Къарачай прежде и теперь. - Ростов-на-Дону, 1931.

13 Лайпанов X., Дудов М. Культурное строительство в Карачае за 20 лет//Советский Карачай. 1920-1940 гг. -
Микоян-Шахар, 1940.

14 Гозуев А. И. Начальное образование и перспективы всеобщего обучения на Северном Кавказе. - Ростов-
на-Дону, 1926.

15 Чернышев В. Е. Писатели Карачая и Черкесии//На подъеме. - Ростов-на-Дону, 1930. - № 4.

16 Ставский. Положение и задачи писателей горских народов Северного Кавказа. // На подъелйостов-на-
Дону.- 1928.

сти культурных учреждений, партийных и советских органов по руководству ими.

Главным недостатком этих трудов является оценка развития культуры с точки зрения и в интересах господствующей партийной идеологии и тоталитарного режима. Ущемлялись заслуги народных сказаний, исторических песен и других жанров устного народного творчества, многовековых культурных традиций народа в воспитании молодежи, восхвалялись и преувеличивались заслуги советской власти и партии большевиков.

В 1940-1957 годы исследование истории культуры и деятельность творческой интеллигенции были сначала приостановлены из-за войны, а затем и запрещены в связи с репрессиями сталинского тоталитарного режима против карачаево-балкарского и ряда других народов. Этот период ещё характеризуется тем, что в связи с депортацией карачаевцев и балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан бесследно исчезли многие памятники культуры. Изучением литературы и искусства Северного Кавказа в годы Великой Отечестве иной войны занимался Ю.А. Болдырев. ,7

Третий этап (1957-1990гг.) развития историографии культуры характеризуется тем, что в связи с возвращением карачаевского народа на свою этническую родину развернулась новая волна по собиранию и изучению устного народного творчества, по восстановлению богатого нартского эпоса, сказок, исторических народных песен, пословиц, поговорок, загадок. Наряду с этим карачаевская молодежь получила возможность учиться в общеобразовательных школах, продолжать свое образование в средних, высших профессиональных учебных заведениях. Это привело к тому, что сформировалась целая плеяда ученых филологов, историков, культурологов и т.д., которые внесли большой вклад в изучение истории культуры карачаевского народа.

Болдырев Ю. А. Литература и искусство Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны// Дис-с... канд. ист. наук. - Краснодар, 1993.

Это известные ученые из Карачаево - Черкесии: М.А. Хабичев18, К.Т. Лайпанов19, С.Я. Байчоров20, А.И. Караева21, Р.К. Ортабаева22, Н.М. Ка-гиева , А.Л. Уртенов , И.М. Шаманов , С.Ч. Алиев . В изучение нарт-ского эпоса, литературы и искусства внесли весомый вклад учёные Кабардино-Балкарии: 3. X. Толгуров27, Х.Х. Малкандуев28, Т. М. Хаджиева29, А. И. Рахаев30, М. Ч. Кудаева31. Исследователи: А. П. Егоро-ва , А. Я. Кузнецов , А. Г. Трофимов , Е. П. Алексеева , В.А. Кузнецов36, В. Кабузан37, М.М. Бекижев38, И.В. Тресков39 и другие внесли

18 Хабичев М. А. Именное словообразование и формообразование в куманских языках. - М., 1989.; Некото
рые итоги дешифровки западно-тюркских рунических надписей//Анализ текстов по истории татарского ли
тературного языка. - Казань, 1987.

19 Лайпанов К.Т. Октябрь в Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1987.; Образование в Карачае до советской
власти //Къарачай. - 1998. - 21 ноября.; Лайпанов К. Т., Койчуев А. Д. Жизнь и деятельность У мара Алиева.
Умар Алиев- просветитель, общественно-политический деятель, учёный. - Карачаевск, 1996.; Лайпанов К.
Т. Батчаев М. Умар Алиев. - Черкесск, 1986.

20 Байчоров С. Я. Древнетюркские рунические памятники Европы. - Ставрополь, 1989.

21 Караева А.И. О фольклорном наследии карачаевцев и балкарцев. - Черкесск, 1961.; Становление карача
евской литературы. - Черкесск, 1963.; Очерк истории карачаевской литературы. - М., 1966.

22 Ортабаева Р. К. Къарачай-малкъар фольклор.- Черкесск, 1987.; Карачаево-балкарская охотничья поэзия.//
Вопросы фольклора народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1983.; Ортабаева Р. К., Биджиев А. Р. По сле
дам Къалай Улу Аппы. - Черкесск, 1983.

23 Кагиева Н.М. Народный поэт Карачая//Ленинни байрагьы. - 1988. - 7 октября.

24 Уртенов А. Л. Рассказы Насреддина. - Черкесск, 1987.

25 Шаманов И. М. Обряды и поверья карачаевцев, связанные с рождением ребенка (Х1Х-начало XX вв.) //
Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. - Черкесск, 1980.; Народный календарь
карачаевцев//Советская этнография. - 1971.-№5.

26 Алиев С. Ч. Къарачай нарт сёзле. - Черкесск, 1968.

27 Толгуров 3. X. Движение балкарской поэзии. - Нальчик, 1984.

28 Малкандуев X. X. Древняя песенная культура карачаевцев и балкарцев. - Нальчик, 1982.

29 Хаджиева Т. М. Поэтика балкаро-карачаевского нартского эпоса. - М., 1980.

30 Рахаев А. И. Песенная этика Балкарии. - Нальчик, 1988.;

31 Кудаева М. Ч. Карачаево-Балкарский свадебный обряд. - Нальчик, 1989.

32 Егорова А. П. Изучение фольклора народов Карачаево-Черкесии. - Ставрополь, 1977.

33 Кузнецов А.Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. - Нальчик, 1989.

34 Трофимов А.Г. Развитие литературы и быт народов Северного Кавказа (1917-1967 гг.). - М., 1968.

35 Алексеева Е.П. Малоизвестные сведения автора XV века о карачаевцах и черкесах. - Черкесск, 1969.

36 Кузнецов В.А.Надписи Хумаринского городища//Советская археология. №1. - М.,1963. -№ 1.

свою лепту в историографию культуры карачаевского народа. Среди них заслуживает особого внимания р аботы ряда авторов. Например, работа А. И. Караевой «Очерк истории к арачаевской литературы», где автор провел большую работу по исследованию устного народного творчества, литер а-туры 20-30-х годов, литерат уры 50-х - начала 60-х годов XX века. Книга также снабжена летописью литературной жизни К арачая за 1917-1963 гг.

Содержат значительный фактический материал о развитии культуры карачаевского народа работы М. М. Бекижева «Партийное руководство культурным строительством в Карачаево-Черкесии», «Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа», хотя они написаны в условиях господства единой идеологии (1960-1970гг.) и имеют соответствующий отпечаток.

Внесли весомый вклад в изучение, собирание и публикацию карачаево-балкарского народного фольклора Р. К. Ортабаева, Т. М. Хаджиева, С. Ч. Алиев, Н. М. Кагиева и другие исследователи истории культуры.

Четвертый этап (1991 -2002) развития историографии культуры х а-рактеризуется тем, что значительно расширили сь возможности исслед о-вателей. В этот период в основном были сняты барьеры, мешающие из у-чать историю культуры карачаевского и балкарского народа. Открылись архивные фонды, ушло в прошлое предвзятое отношение к ученым, из у-чающим культуру своих предков, был и сняты запреты на публикацию, распространение трудов о тдельных деятелей культуры, исчезла цензура.

37 Кабузан В. Население Северного Кавказа в XIX - XX вв. Этностатические исследования. - СПб., 1996.

38 Бекижев M.M. Партийное руководство Культурным строительством в Карачаево-Черкесии. - Черкесск.
1969; Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа. - Черкесск, 1978.

39 Тресков И.В. Фольклорные связи Северного Кавказа (1917-1967гг.). - М., 1968.

В этот период внесли весомый вклад в историографию культуры к а-
рачаево -балкарского народа труды известных ученых: У.З. Байрамукова 40,
3. Б. Боташевой 41, И. М. Мизиева42, С. Б. Узденовой 43, Р. К. Ортабаевой и
(> А. Р. Биджиева 44; К.-М. Тоторкулова 45, З.Б. Караевой 46 и других.

Среди них следует особо отметить работу У. 3. Байрамукова «Ген е-зис и ономастика эпоса «Нарты», где автор впервые в научной литературе подверг сравнительно -этимологическому анализу национальные версии эпоса «Нарты». Изучил историю сбора и публикаций национальных ве р-сий, сравнительную этимологию названий тюркских героических сказ а-ний и эпосов с эпосом «Нарты», а также этимологию личных имен нар т-ских героев и провел полный этимологический анализ ономастики эпоса «Нарты».

Внесли определенный вклад в разработку истории становления и
t$ развития культуры карачаевского народа исследователи Ф. В.Абаева, к о-

торая занималась изучением педагогической деятельное ти и педагогич е-ских взглядов У.Д. Алиева 47, Ф. Р. Алиева48, изучавшая песенное стих о-

Байрамуков У. 3. Генезис и ономастика эпоса «Нарты». - Карачаевск, 2001.

41 Боташева 3. Б. Истоки карачаево-балкарского театра. - М., 2000.

42 Мизиев И. М. История Балкарии и Карачая с древнейших времен до походов Тимура. - Нальчик, 1996.

43 Узденова С. Б. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (до октября 1917г.). -
Пятигорск, 1994.; Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии. 1917-1991. - Пяти
горск, 1997.

44 Ортабаева Р. К., Биджиев А. Р. По следам Къалай улу Аппы. - Черкесск, 1991.

45 Тоторкулов К.-М. Эркин дуния (Свободная жизнь). - Черкесск, 1999.

46 Караева 3. Б. Художественный мир Исмаила Семенова. - М., 1971.

47 Абаева Ф.В. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды У.Д. Алиева (1895-1937)//Дисс...
канд. пед. наук. - Майкоп, 1996.

48 Алиева Ф.Р. Песенное стихосложение карачаевцев и балкарцев// Дисс... канд. филол. наук. - Махачкала,
1995.

сложение карачаевцев и балкарцев, Т. Ш. Биттирова, исследовавшая д у-ховно-культурные основы карачаево -балкарской литературы 49.

Написала интересную работу по исследованию истоков карачаево-балкарского театра 3. Б. Боташева.

Заслуживает особого внимания также работа Т. Ш. Биттировой «Карачаево-балкарские деятели культуры конца Х1Х-начала XX вв.» в 2-х томах, где автор впервые составил хрестоматию, написал предисловия к книгам, статьи об авторах-основателях культуры Карачая и Балкарии - просветителях, поэтах, публицистах.

С. Б. Узденова в своих трудах впервые исследовала развитие народного

образования и педагогической мысли в Карачае и Черкесии с древнейших

времен до наших дней.

Вопросы художественной обработки текстильных и войлочных м а-
(fr териалов нашли освещение в диссертации М. А. Ершовой 50, история во з-

никновения традиционных домашних промыслов и ремесел рассматрив а-лась в диссертационном исс ледовании 3. X. Текеевой 51, вопросы этнокул ь-туры и национального самосознания достаточно полно освещаются в ди с-сертации Ф. С. Эфендиева , культуру России на рубеже XIX -XX вв. рассматривает И. П. Янин53.

Биттирова Т. Ш. Духовно-культурное основы карачаево-балкарской литературы/АДисс... докт. филол. наук. - Махачкала, 1999.

50 Ершова М.А. Художественно-эстетическое воспитание школьников в кружках по художественной обра
ботке текстильных и войлочных материалов//Дисс... канд. пед. наук. - Москва, 1988.

51 Текеева 3.X. История развития традиционных домашних промыслов и ремесел карачаевцев и балкарцев//
Дисс.... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2001.

52 Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. На материалах Северного Кавказа// Дисс...
докт. филос. наук. - Нальчик, 1999.

53 Янин И.Т. Культура России на рубеже XIX-XX вв. и в 90-е годы XX в.: историко-сравнительный анализ//
Дисс докт. ист. наук. - Москва, 1999.

Целью данной работы является исследование истоков культуры карачаево-балкарского народа в древние и средние века, ее становление и развитие в дооктябрьский период.

В соответствие с целью исследования определены следующие конкретные задачи:

рассмотреть и проанализировать историографию вопроса в досоветский, советский и постсоветский периоды, дать её периодизацию;

исследовать устное народное творчество карачаево-балкарского народа, выделить общие и особенные черты в сравнении с устным народным творчеством соседних народов Северного Кавказа;

провести анализ истоков театрального искусства карачаево-балкарцев;

проанализировать жизнь и творчество просветителей Карачая и их
i вклад в развитие культуры;

исследовать историю появления письменности в Карачае в разные этапы исторического развития;

изучить истоки карачаевского литературного творчества в дооктябрьский период;

рассмотреть становление и развитие народного образования в Кара-чае в исследуемый период;

Объектом исследования является история становления и развития национальной культуры карачаевского народа.

Предметом исследования выступают устное народное творчество, те-
атральное искусство, художественные народные промыслы и декоративно-

прикладное искусство карачаевского народа, деятельность просветителей Карачая, письменность, образование и литература.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIV до начала XX века.

Территориальные рамки исследования ограничены этнической родиной карачаевцев и балкарцев в древнюю историю, средневековье и новое время, Кубанской областью и нынешней территорией Карачаево-Черкесской Республики.

Теоретико-методологическую базу исследования составил историзм, объективность, системность научного анализа, которые дают возможность рассматривать явления культуры в их взаимосвязи, взаимообусловленности, в динамике развития.

Также использовались методы логического анализа и синтеза, историко-сравнительный, проблемно-хронологический и текстологический.

Источниковую базу исследования составили материалы федеральных и региональных архивов, сборники материалов, документальные публикации, периодическая печать, научные исследования разных компонентов культуры.

В работе использовался материал, полученный из архива докуме н-тов новейшей истории Российской Федерации (АДНИРФ), Государе т-венного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного ист о-рического архива Санкт -Петербурга, Центрально го государственного архива Октябрьской революции (ЦГАОР), Центрального государстве н-ного архива литературы (ЦТАЛ) и архивов ряда субъектов юга России.

Важным компонентом источниковедческой базы являются материалы Государственного архива Карачаево-Черкесской республики.

Определенную научную значимость имеют воспоминания и путевые записки иностранных и российских авторов, посетивших Северный Кавказ, в том числе Карачай, в XIII-XIX вв., опубликованные в сборниках документов

и материалов .

Научная новизна исследования заключается в том, что автор впервые
сделал попытку исследовать становление и развитие культуры карачаевского
^ народа в период до 1917 г. Личный вклад автора заключается в том, что он

а) составил историографию проблемы, обозначил её периодизацию;

б) исследуя устное народное творчество и фольклор карачаевцев и бал
карцев, выделил общие черты и особенности в сравнении с устным народным
творчеством соседних народов Северного Кавказа;

в) проанализировал истоки театрального искусства карачаевцев и бал
карцев;

г) изучил глубже жизнь и творчество просветителей Карачая второй по
ловины XIX — начала XX вв., обозначил их вклад в культуру;

д) исследовал историю появления письменности у карачаево-
балкарского народа в разные этапы развития в дооктябрьский период;

е) выявил истоки литературного творчества в дооктябрьский период;
/' и) проследил пути становления и развития образования карачаевцев в

рассматриваемый период;

Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы в учебном процессе при создании курса лекций по истории и культуре народов Карачаево-Черкесии как в общеобра зовательной школе, так и в средних, и профессиональных высших учебных заведениях, для чтения спецкурсов по культуре народов Карачаево-Черкесии. Результаты исследования могут быть использованы студентами высших и средних учебных заведений при написании рефератов, курсовых и диплом-

54 Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов X1II-X1X вв. - Нальчик, 1974.; Дьячков-
Тарасов А. Н. Заметки о Карачае и карачаевцах//Сборник материалов для описания местностей и племен
'^ Кавказа. Вып. XXV. - Тифлис, 1898.; Урусбиев С. А. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пяти-

горского округа Терской областиУ/Сборник для описания местностей и племен Кавказа. № 2. - Тифлис, 1881.; Алейников М. Карачаевские сказания//Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1883.; Кириченко Н. И. Русско-карачаевский словарь. - Тифлис, 1897.; Прёле В. Кавказские этюды. - Будапешт, 1909.; Щукин И. С. Материалы для изучения карачаевцев//Русский антропологический журнал. - СПб., 1913.

ных работ не только историками, но и студентами художественно-графического факультета, музыкального, театрального институтов, а также деятелями культуры и педагогами разного профиля.

Некоторые положения данного исследования могут представлять научно-практический интерес для работников министерства культуры республики, а также предназначены для самого широкого круга читателей, интересующихся историей и культурой карачаево-балкарского народа.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования докладывались на северокавказских региональных и итоговых научно-теоретических конференциях и научных сессиях вузов в городах: Карачаевск (2001 г.), Карачаевск (2002 г.), в сборнике научных статей Карачаево-Черкесского госпедуниверситета (2002 г.; 2003 г.), Пятигорск (2003 г.).

Диссертационное исследование было обсуждено на заседании кафедры отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета и рекомендовано к защите. В опубликованных работах охвачены основные направления и выводы диссертационного исследования.

Автор не претендует на полное освещение такой многоплановой и многогранной проблемы как культура, но считает, что основные направления создания и развития культуры карачаевского народа охвачены. Структура диссертации определяется ее целями и задачами, а также хронологическими рамками. Она состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, приложений, примечаний и библиографического списка.

Устное народное творчество - питательный источник культуры

Как известно, истоки мировой литературы - в героическом эпосе, сказках, легендах, пословицах, загадках, т.е. фольклоре. Труд также вызвал к жизни первые песни и сказки. Они возникли тогда, когда человечество ещё не имело письменности. Не было исключением в этом плане устное народное творчество карачаевцев и балкарцев.

Важным разделом народной культуры карачаевцев и балкарцев, как и других народов, были эпические и мифологические сказания, передававшиеся из поколения в поколение устно. В них прослеживаются мифы о первых богатырях, защищавших интересы народа, боровшихся с иноземными захватчиками, о трагических событиях в жизни народа.

Мифические сказания карачаевцев и балкарцев известны как нартский эпос. Нартский эпос - древние эпические сказания многих кавказских народов — карачаевцев, балкарцев, абхазов, адыгов, абазин, убыхов, чеченцев, ингушей. Нарты упоминаются в фольклоре кумыков и отдельных грузинских этнических групп - сванов, рачинцев и хевсуров. Это и понятно, так как предки этих народов жили испокон веков по соседству, входили в состав племенных объединений, сменявших с течением времени друг друга, начиная со времён гуннской державы Аттилы (370-500 гг.), первого тюркского (древнетюркского) Каганата (550-774 гг.), то есть, находились на протяжении многих веков в культурном, экономическом и языковом контакте друг с другом. Поэтому героический эпос «Нарты» стал их общим культурным достоянием.

Нартский эпос создавался жителями центральной части Северного Кавказа на протяжении многих веков: от первого тысячелетия до н.э. до XVI века включительно. [1].

Нартские сказания воплощают в поэтических образах лучшие черты характера горского трудового народа: патриотизм, ненависть к угнетателям, стремление к свободе и лучшей доле, трудолюбие.

Герои нартского эпоса не останавливаются ни перед чем, чтобы принести пользу для народа. Среди них особое место принадлежит Сосруко. В сказании о нём мы находим данные о плавке металлов предками северокавказских народов, об их других занятиях в далёкие времена.

Характерной особенностью нартского эпоса является то, что главные герои эпоса борются в интересах народа, выступают как против внешнего врага, так и против привилегированных сословий внутри своего общества. Им противопоставлены такие враги как драконы, одноглазые великаны и т.д.

В образе нартов отражены общественные отношения создателей и носителей эпоса — от родового строя до зачатков феодализма. Нарты воспринимаются носителями эпоса как предки их народа.

Нарты выступают в роли культурных героев. Сосруко отнимает у чудовищ огонь, Пхармат похищает его у бога Селы, Сосруко возвращает семена проса, захваченные неизвестными существами, одаривает нартов напитком санно, Сатана изобретает пиво, Сырдон изготавливает для нартов двена-дцатиструнную арфу, Кетуан изобрёл свирель, благодаря Цвицву, у нартов появились фруктовые деревья, Боткий Ширтка из подземного мира принёс плуг и водяную мельницу и т.д.

Истоки театрального искусства

Театр является одним из важных компонентов культуры. История театра имеет глубокие и древние корни у всех народов.

Начальный или игрищный этап зарождается в родовом обществе. Далее по мере развития общественного прогресса на него накладывается определённый отпечаток.

В конце XVII в. бытовал термин «комедия», а на всём протяжении века «потеха» (Потешный чулан, Потешная палата, потешные ребята). Термин «театр», «драма» вошли в русский словарь лишь в XVIII в.

Близость драмы и игры продолжалась гораздо дольше. Это нашло отражение и в терминологии (драма именовалась то «игрищем», то «игрой»). Игрища первоначально были прямым отражением родовой общины. К числу старейших относятся, например, весенние игрища, т.е. встреча, чествование и проводы весны. Весенние игрища с развитием их магического осмысления переходили в обряды.

Более интересный облик приняло свадебное игрище. Его главным звеном было умыкание, т.е. похищение невесты женихом. Оно было насыщено песнями, соответствовавшими каждому из эпизодов. Постепенно свадебное игрище, переосмысляясь магически, переходит в свадебный обряд и развивается дальше. Сцена сватовства, перекоры дружек, шуточный тост — всё это

противостояло лирико-драматическим плачам невесты и песням её подруг и переводило драматический по своему существу свадебный обряд в комедийный план и т.д. [67].

В этом плане карачаево-балкарцы, как и другие народы, имели свои истоки театра. В них много было сходного с русскими, но немало было характерного народам Кавказа и особенного, присущего только карачаево-балкарскому этносу.

Карачаевцы и балкарцы преимущественно живут на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской Республиках. Они говорят на одном языке, придерживаются единых законов, обычаев и правил в быту и хозяйстве, имеют общий фольклор, общее танцевальное искусство, обряды, ритуалы, общую историю и исторических героев, исповедуют единую религию-ислам суннитского толка, т.е. карачаевцы и балкарцы являются одним народом, живущим в двух субъектах Российской Федерации.

Как известно, истоки театрального искусства каждого народа восходят к первобытным обрядам и играм, своеобразие развития которых определяется особенностями развития его общественной жизни. История театра начинается с самых примитивных форм театрального действа, которые или неотделимы от трудовых процессов, образа жизни или предваряют и имитируют их. Карачаево-балкарский народ в силу драматических исторических коллизий многовековой истории вынужден самостоятельно развиваться в двух разных республиках. Этот факт обусловливает сегодня независимое существование многих форм культуры некогда единого народа. Но анализ истоков театрального искусства убедительно свидетельствует о полном семантическом единстве.

Своеобразие карачаево-балкарского этногенеза заключается в том, что в нём равноценную роль сыграли сугубо кавказский, тюркский и аланский компоненты. Это обстоятельство определило развитие всех сфер материальной и духовной культуры народа.

Особое значение в развитии карачаево-балкарской культуры сыграл факт длительного господства языческой религии тенгрианства - древнейшей малоизученной конфессии тюрков, оказавшей решающее влияние на развитие всех форм вербального и визуально-действенного искусства.

Истоки карачаевского и балкарского театров сформировались в результате взаимопроникновения и взаимообогащения автохтонной кавказской и древнейшей монотеистической тенгрианской духовных культур, итогом смешения которых стало рождение уникального мировосприятия, утверждавшего единство Сущего - мира и человека, реального и воображаемого. Эти взгляды отразились во всех сторонах жизни народа и до сих пор обнаруживаются в традиционном народном вербально-визуальном творчестве, где настоящее и вымышленное одинаково возможно.

Много позднее мусульманская религия внесла свои значительные коррективы в тенгрианское творчество, но и ей не удалось изменить кардинальную основу традиционного мировосприятия.

После принятия мусульманства (конец XVIII века) отправление тен-грианских обрядов стало невозможно по причине расхождения канонов мусульманства и тенгрианства на проведение массовых обрядов. Однако мусульманская культура способствовала утончённому восприятию искусства слова, музыки, жеста, что, в свою очередь, являлось необходимым элементом театрального искусства. [68].

Поиски истоков театра приводят к синкретическим представлениям, соединившим в себе танец, песню, пантомиму и т.д., то есть, - к обряду. Возникновение театра шло длительное время в строго определённом направлении: обряд-игра-театр.

Просветители Карачая - борцы за развитие культуры

Во второй половине XIX века под влиянием передовой русской философской и общественной мысли - идей великих русских революционных демократов, произведений классиков русской литературы, русского искусства стало формироваться демократическое мировоззрение передовой интеллигенции Карачая. Лучшие представители интеллигенции, получив основательное образование в учебных заведениях России: Ставрополе, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге, непременно возвращались в Карачай и Балкарию, обращали свои взоры и помыслы на развитие образования и культуры своего народа. Многие из них посвятили свою жизнь и деятельность этому благородному делу. Они считали своим долгом приобщить народ к передовой русской культуре, сохранить и развивать этнокультуру своего народа, создать письменность на карачаево-балкарском языке. Их деятельность, безусловно, оказала благотворное влияние на развитие культуры и образования.

Последовательная разработка и пропаганда педагогической мысли карачаево-балкарского народа во второй половине XIX — начале XX веков тесно связана с именами известных деятелей культуры и просветителей Ислама Крымшамхалова, Ильяса Байрамукова, Наны Токова, Хызыра Халилова, Ис-маила Акбаева, Иммолата Хубиева, Сайда Халилова, Умара Алиева.

Значительный вклад в культуру Карачая и Балкарии внёс Ислам Па-шаевич Крымшамхалов (1864-1910 гг.), художник, просветитель, энтузиаст народного просвещения. [93]. Он получил первоначальное образование в семье своего дяди - Исмаила Мирзакуловича Урусбиева в Балкарии. Ислам изучил арабское письмо, основы Корана, русский язык. Затем Ислам Крым-шамхалов продолжил своё образование в 1877-1878 годы в Ставропольской гимназии, в одной из лучших гимназий России. В 1880 году он поступает на службу в Конвой Его Императорского Величества Александра III в Петербурге. Три года службы в Конвое были для Ислама годами углубления знаний русской и мировой культуры.

Именно в петербургский период жизни у Ислама Крымшамхалова, под влиянием передовой русской философской и общественной мысли, стало формироваться демократическое мировоззрение. Годы службы в Москве в центре духовной и общественной жизни России, знакомство с идеями великих русских революционных демократов, изучение произведений классиков русской и мировой литературы, в особенности творчества великого русского писателя Л.Н.Толстого, помогло ему посвятить свою судьбу служению интересам народа. [94].

И.Крымшамхалов, окончив срок службы, вернулся на родину в Кара-чай и устроился служащим в контору серебряно-свинцового рудника «Эльбрус», где он работал вместе с Коста Хетагуровым.

В течение нескольких лет в ауле Карт-Джурт он исполнял обязанности старшины аула, заведовал общественными лесами. Ислам в 1882 году переезжает в Теберду, становится почётным попечителем Тебердинского аульного училища, основывает там оздоровительный посёлок для лечения туберкулёзных больных. Ислам Крымшамхалов в тебердинский период жизни активно трудился на ниве просветительства. Он возглавил просветительское движение в Карачае, много сил, времени и средств отдал открытию начальных училищ, школ в горных аулах Карачая. Вместе с инженером Кондратьевым Ислам добился открытия училища в Теберде. Ислам Крымшамхалов был хорошо знаком, сотрудничал со своими соратниками - видными деятелями просвещения Карачая и Балкарии: Ильясом Байрамуковым, Мисостом Абае-вым, Солтаном Байчоровым, Шогаибом Акбаевым, Басиятом Шахановым, Хызыром Халиловым и др. Он горячо любил свой народ, свою родину - Ка-рачай. И. Крымшамхалов писал: «Нравственное совершенствование нации надо начинать с истоков культуры и искусства. Стремление к совершенствованию - основа существования народа. Я с друзьями нёс факел просвещения. Мы высоко-высоко поднимаем этот огонь, чтобы он был виден издали. Спешите за нами, юные, догоните нас, обгоните! Мы хотим видеть вас впереди себя! Мой солнцем коронованный край, мой Карачай!...». [95].

Похожие диссертации на Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV - начало XX вв.)