Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Царикаева, Залина Ермаковна

Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг.
<
Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Царикаева, Залина Ермаковна Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 Владикавказ, 2006

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Женщина - горянка в кругу семьи 18

1.1. Демографические характеристики

1.2. Частная жизнь 33

1.3. Социально-психологические аспекты раннего советского брачно-семейного законодательства 46

Глава 2. Социокультурная адаптация 63

2.1. Ликвидация неграмотности

2.2. Охрана материнства и детства 88

2.3. Досуг 103

Глава 3. Тендерные аспекты социальной трансформации 1920-х гг. 127

3.1. Вовлечение в общественное производство

3.2. Общественно-политическая активность 138

Заключение 158

Библиография 161

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Современное положение женщины в России (роль в экономике, политике, семье) во многом зависит от процессов, происходящих в обществе. Перемены последних десятилетий привели к ряду позитивных изменений: в российском обществе отмечается рост гражданской активности женщин, функционируют различные женские организации, союзы. В то же время отсутствие гарантий соблюдения демократических и рыночных свобод, постоянные политические кризисы, обострение социально-экономических проблем, феминизация безработицы существенно ограничили свободу их жизненного выбора. Для многих женщин стратегией жизни стало выживание.

Изменения, которые претерпевает жизнь женщины в современном мире, вызвали потребность переосмысления традиционных взглядов на ее природу.

Исследование проблем, связанных с оценкой реального положения женщин и роли женских движений в обществе, имеет большое теоретическое и практическое значение, так как без всестороннего научного анализа невозможна объективная и полная оценка происходящих в обществе изменений, связанных с политическими и социальными реформами.

Устранение серьезных противоречий между теорией и практикой демократизации современного российского общества, предполагающих расширение политических прав и свобод, реальную ликвидацию дискриминации по признаку пола во всех сферах общественной жизни, между законодательно декларируемым уровнем политического статуса женщин и его фактическим состоянием, становится возможным при изменении тендерных отношений в обществе, росте авторитета и влияния женских движений, совершенствовании нормативно-правовой базы, определяющей государственные гарантии равенства не только прав, но и возможностей женщин и мужчин.

Обращение к настоящей теме продиктовано и научно-познавательным интересом — необходимостью восполнить пробел в историческом изучении процесса раскрепощения женщин, вовлечения их в общественно-культурную жизнь в региональном аспекте. Важно исследовать, как происходила в общественном сознании переоценка старых норм бытия, складывались формы социальных представлений на основе новых стереотипов мышления, и в результате формировался новый тип тендерных отношений.

Исследование социального статуса женщины-горянки в первые годы советской власти заслуживает внимания как самостоятельная тема. Данное суждение опирается на понимание соотношения роли центра и регионов в преобразовании женского социума: основные тенденции, определявшие процесс вовлечения женщин в общественную жизнь, закладывались в центре, но их глубина и конечные результаты определялись степенью их восприятия и адаптации, практикой на местах.

Изучение тендерной истории Северной Осетии в период изменяющегося общества 1920-х гг. оправдано рядом причин. Во-первых, спецификой развития Северной Осетии в эти годы, которая определялась географическими, хозяйственными, национальными, политическими особенностями. Во-вторых, с периодом нэпа в Северной Осетии связана активизация общественно-политической жизни. Это вело к множеству социальных сдвигов, в частности, изменению положения женщин. Именно в это время определились все направления эмансипации женщин Северной Осетии, облегчения их положения в обществе: трудоустройство и защита труда, облегчение участи роженицы и матери, обеспечение охраны здоровья, просвещение и профессионализация. Далее это - управленческая карьера, участие в политической жизни, культурное обогащение, проведение досуга и др.

Степень изученности. В советский период «женский вопрос» был «железно» интегрирован в проблему классового противоборства и как таковой оторвано практически не рассматривался'.

Отечественная историография выделяет 4 этапа развития исторических исследований женских проблем: 1. 1920- е гг.; 2. 1930-е гг. - сер. 1950-х гг.; 3. вторая половина 1950-х - середина 1980-х гг.; 4. конец XX в. - начале XXI в.

Материал первого периода вырабатывался непосредственными участниками политических событий и имел форму воспоминаний и публичных выступлений2.

Проблемами работы партии среди женщин серьезно занималась Н.К. Крупская. Круг интересов Крупской был весьма обширным: от вопросов быта до развития общественно-политической активности женщин3. Среди видных теоретиков женского вопроса необходимо выделить Л.Д. Троцкого, А.В. Луначарского4. Они отстаивали классовый подход в женском вопросе. В основе их представлений о новом статусе женщин России лежали принципы обобществления быта и его рационализации для высвобождения времени для более активной общественной и производственной деятельности.

Особняком стоят работы A.M. Коллонтай, которая считала, что на разных этапах исторического развития человеческого общества роль семьи несколько менялась, но положение женщины оставалось подчиненным. Поэтому выход Коллонтай видела в активном включении женщины в производство, в работе вне дома.5

1 Юкина И.И. История женщин России. СПб., 2003. С. 22.

2 Ярославский Е. Мораль и быт в переходный период. // Молодая гвардия, 1926, № 5; Заветы Ленина и
раскрепощение женщины. M., 1933; Арманд И. Статьи, письма, речи. M., 1975.

Крупская Н.К. Политико-воспитательная работа. 1920-1923 гг. Сб. статей. М., 1924; Женщина Страны Советов - равноправный гражданин. Сб. статей. M., 1938;

4 Троцкий Л.Д. Успехи и трудности Советской власти. М., 1923; Луначарский А.В. О воспитании и
образовании. М., 1976.

5 Kollontai A.M. The Labour of Women in the Evolution of the Economy. Ha
.: Коллонтай A.M. Дорога к крылатому Эросу. II Молодая
гвардия, 1923, №3.

В региональной литературе преобладали исследования, посвященные конкретным направлениям культурной работы, в том числе среди женщин6. Эти работы интересны в плане первоначальной постановки проблемы, а также богатым фактическим материалом.

В целом, для основной части работ, появившихся в 20-е гг., была характерна проводимая правящей партией идеология и ее установки. Эти работы не являются научными в широком понимании, но в них подняты проблемы равноправия женщин, подъема их культуры, развития трудовой и общественно-политической активности.

На втором этапе разработка проблем женского движения прекращается в силу утверждения положение о том, что «женский вопрос» в СССР был решен окончательно. Практически все радикальные идеи по женскому вопросу и пути проведения эмансипации неизменно связывались с социалистическими преобразованиями. Женский вопрос рассматривался лишь в комплексе, в рамках классовой борьбы.

В это время появляются работы, дававшие лишь общую характеристику положения женщины, подчеркивающие значение их труда в развитии промышленности, в колхозном строительстве, показывающие деятельность женщин в различных общественных организациях7.

В целом, литературе второго периода свойственны элементы декларативности, недостаточность архивной базы, описательность и др. Практически не изучался опыт работы по вовлечению женщин в общественную жизнь в различных районах СССР.

6 Дзагуров Г.А. О постановке педагогического образования среди горцев Кавказа. // Известия Горского
института народного образования. Владикавказ, 1923. Вып.1; Горемыкин Г. Наркомпрос Терской
республики и Комиссариат Просвещения Ингушетии. Орджоникидзе, 1933; Уруймагов X.A. О значении
осетинских школ в сельскохозяйственном отношении. / Антология педагогической мысли Северной Осетии.
Владикавказ, 1993; Бутаев К.С. Избранное. Владикавказ, 2003.

7 Кирсанова К. Полное равноправие женщин в СССР. М., 1936; Мотова А. Что дала Советская власть
домашней работнице? М., 1937; Подолина H. Гражданка Страны Советов. М., 1937; Араловец Н.Д.
Советская женщина - великая сила Советского государства. М., 1946; Карасева Л. Женщина в колхозах -
большая сила. М., 1949.

Третий этап удачно более полнее8. В 50-80-е гг. преимущественно исследовалось развитие международного женского движения, что было связано, главным образом, с созданием Комитета советских женщин9. В то же время изучение отечественного женского движения почти не осуществлялось, а если и велось, то, как бы обособленно от общей тенденции изучения общественных движений10.

Прошлое и современное положение женщин давалось по поводу оценок развития образования, культуры, участия в труде и общественной работе". Интенсивными были исследования экономических аспектов равенства мужчин и женщин12. Заметным вкладом в изучение данной темы стала коллективная монография «Опыт КПСС в решении женского вопроса в СССР (1917-1937 гг.)», в которой на конкретном материале большого круга документальных данных исследуются формы и методы деятельности партийных органов и общественных организаций среди женщин13.

Вслед за ведущими специалистами по данной проблеме, местными авторами не ставилось под сомнение партийное руководство женским движением, основная часть исследований изучалась через призму партийного руководства. Более того, в историографии как этого периода, так и последующих лет наиболее разработанными являются именно вопросы партийного руководства всеми сферами воспитания женщин14.

8 Сердитова С.Н. Большевики в борьбе за женские пролетарские массы (1903-1917). М., 1959; Ткаченко В.М.
Опыт решения женского вопроса в СССР. Минск, 1975; Шахмет А.В. Коммунистическая партия -
организатор вовлечения женщин в социалистическое строительство. Л., 1977.

9 Моисеев Н.Н. Человек. Среда. Общество. M., 1982; Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и
управление. М., 1982; Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М., 1993.

10 Киселева Н.А. Международное женское движение в борьбе за мир, равноправие и социальный прогресс.
M., 1972; Массовые демократические движения: истоки и политическая роль. Сб. статей. М., 1990.

11 Советская женщина - защитница Родины. Иваново, 1942; Славные большевички. М., 1958; Бильшай В.Л.
Решение женского вопроса в СССР. М., 1959; Женщины СССР. Статистический справочник. М., 1967.

12 Юк 3. Труд женщины и семья. Минск, 1975; Чирков П.М. Решение женского вопроса в СССР. М., 1978;
Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. М., 1979; и др.

Опыт КПСС в решении женского вопроса. / Под ред. Н.И. Кондакова. М., 1981.

14 Гагиева М.А. Сталинская Конституция и женщины Северной Осетии. Дзауджикау, 1953; Плиева О.И.

Женщины Юго-Осетии. Цхинвали, 1956; Черджиев Х.С. Народное образование в Северной Осетии за годы

Советской власти. // Оттиск из XXII тома «Ученых записок» СОГПИ. Орджоникидзе, 1957; Народное

образование в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1957; Смирении B.B. Введение первоначального всеобуча в

Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958; Гиоев М.И. Деятельность революционных комитетов в Северной

Осетии. Орджоникидзе, 1957; Хачиров A.K. О формировании осетинской интеллигенции. Орджоникидзе,

1964; История Северо-Осетинской АССР. Советский период. М., 1966; Рехвиашвили И.И. Культурное

В основном исследования этого времени посвящены состоянию образования, в том числе женского, в дореволюционной Осетии15. В ряде работ, где все же затрагиваются вопросы ликвидации неграмотности за означенный период, речь идет лишь о неоспоримых достижениях в области образования. Особым вниманием историков пользовалась проблема партийного руководства культурной работой, что диктовалось политической конъюнктурой в развитии исторической науки. Однако следует подчеркнуть, что практически не изучена история работы местных органов с женщинами, эта проблема рассматривается вскользь в контексте других16.

В это время появилось много диссертационных работ, посвященных женскому вопросу'7. Женщинам в этих исследованиях уделялось внимание лишь постольку, поскольку их движение рассматривалось как «резерв», одна из «движущих сил» пролетарской революции. Поэтому в них не было анализа повседневности, быта работниц18.

Анализ работ третьего периода свидетельствует о том, что не исследован еще в целом механизм работы по социальному освобождению женщин, не нашли достаточного отражения в литературе вопросы повышения статуса семьи, ее роли в развитии общества.

строительство в Горской Республике (1920-1924 гг.). // Ученые записки СОГПИ. Т. ХХШ. Орджоникидзе, 1967; Тотоев М.С. Октябрьская революция и культура Северной Осетии в 1917-1920 гг. // Ученые записки СОГПИ. Т. 28. Вып. 2. Орджоникидзе, 1968; Кулов B.C. К высотам культуры. Орджоникидзе, 1979.

15 Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль дореволюционной Северной Осетии.
Орджоникидзе, 1962; Кулов С.Д. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в конце XIX и в
начале XX века. Орджоникидзе, 1966; Цуциев Б.А. Экономика и культура Северной Осетии. Орджоникидзе,
1967.

16 Шотаев Н.Ф. Горская организация РКП (б) в борьбе за восстановление и развитие народного хозяйства на
основе НЭПа. Орджоникидзе, 1974; Дзуцев X.B. Интернациональное воспитание - важнейший фактор
укрепления и развития социалистического образа жизни. // Социально-этнические основы
интернационального воспитания. Сб. статей. Орджоникидзе, 1985.

17 Конкина Е.И. Деятельность большевиков по вовлечению женщин-работниц в массовое революционное
движение. // Дисс... к.и.н. Киев, 1974; Денисов А.Г. Деятельность большевистской партии по развитию
пролетарского женского движения в России. // Дисс... к.и.н. M., 1977 и др.

18 Например: Князькова Н.Г. Работа партии среди женщин села в восстановительный период (1921-1925 гг.).
// Дисс... к.и.н. Ростов-на-Дону, 1974; Сидоренко Т.А. Борьба Коммунистической партии за вовлечение
женщин в социалистическое строительство (1917-1929 гг.).//Дисс... к.и.н. M., 1979.

Четвертый этап определялся сложными процессами перестройки и реформирования, при которых часть того, что было достигнуто обществом, неожиданно потеряла свою ценность'9.

Закономерно, что научная литература по проблеме значительно обогатилась как за счет зарубежной, так и за счет оригинальных работ российских авторов.20 Исследователи продолжающегося этапа ведут изучение женской истории в разных ее проявлениях.21 В 90-е гг. стали появляться принципиально новые комплексные исследования социальной и политической активности женщин.22

Выясняются наименее изученные аспекты региональной истории женского движения и женской истории, в общем, в России: история возникновения женской интеллигенции, проблема конкуренции представительниц разных политических взглядов в борьбе за женские массы, история прекращения деятельности женских благотворительных организаций после октябрьского переворота 1917 г. т.д. Эти темы лишь в процессе разработки23.

Для публикаций продолжающегося этапа характерно критическое освещение в оценке достижений в области вовлечения женщин в социально-

Калабихина И.В. Социальный пол и проблемы населения. М., 1995; Клименкова Т.К. Женщина как феномен культуры. М., 1996; Пушкарева Н.Л. Женщина в русской семье: динамика социо-культурных изменений X - нач. XIX вв. М., 1997; Жеребкин И.К. Женское. Политическое. Бессознательное. Харьков, 1997; Мельникова В.П. Холостова Е.И. История социальной работы в России. М., 1998.

20 Миллет К. Теория сексуальной политики. // Вопросы философии, 1994, № 9; Фридан Б. Загадки
женственности. М., 1994; Тендерные исследования в России и СНГ. М., 2000; Хасбулатова О.А. Опыт и
традиции женского движения в России. Иваново, 1994; Ее же. Первый всероссийский женский съезд и
женское движение в России начала XX века. // Женщина в российском обществе. 1998, №3; Айвазова С.Г.
Русские женщины в лабиринте равноправия. М., 1998.

21 Силласте Г. (ред.) Эволюция семьи и семейная политика в СССР. М., 1992; Женщины - рынок -
конверсия. М., 1993; Женщины России в XX столетии: уроки прошлого, реалии и перспективы. Материалы
научной конференции. Иваново, 1993; Мерзлякова Г.В. Новые подходы в изучении женского вопроса. //
Историческое познание: Традиции и новации. Ижевск, 1993; Поленина С. Женщины, власть, демократия. //
Российская Федерация, 1994, № 5; Женщины России: вчера, сегодня, завтра. М., 1994; Бондаренко Л.Ю.
Роль женщины: от прошлого к настоящему. // Общественные науки и современность, 1996, № 6; Рябов О.В.
«Женственность» и «мужественность» как категории русской историографии. // Женщина в российском
обществе, 1996, № 1; Нечаева H.A. Патриархатная и феминистская картины мира: анализ структуры
массового сознания. // Тендерные тетради. Вып. 1. СПб., 1997.

22 Клименкова T.A. От феномена к структуре. М., 1991; Юлина Н.С. Женщины, семья и общество.
Дискуссии в феминистской мысли США. // Вопросы философии, 1994, № 9; Пушкарева Н.Л. Русская
женщина: история и современность. М., 2002.

23 Шейнис 3. Путь к вершине: страницы жизни A.M. Коллонтай. М., 1987; Ученова В.В. Лики протеста. М.,
1988.

политическую жизнь Осетии24. Рассматриваются лишь отдельные аспекты деятельности государства по раскрепощению женщины. К сожалению, во многом изучение данной проблематики все больше сводится к повышению образовательного уровня женщин Осетии25.

Мы вынуждены констатировать, что проблемы женской истории рассматриваются либо попутно, в контексте вопросов общего характера, либо исследования представляют собой популярные очерки типа «так было раньше, а так стало теперь». Естественно, работы по истории женского вопроса в Северной Осетии в полном объеме вобрали в себя как достоинства, так и недостатки традиционных «идеологически выдержанных» исследований по женской проблематике страны в целом.

В данной работе предпринята попытка дать анализ женского движения как целостного феномена общественно-политической жизни Северной Осетии периода нэпа.

Актуальность и значимость данных проблем и обусловили выбор темы исследования.

Цель исследования - изучение женского движения в Северной Осетии в период социальных трансформаций 1920-х гг.

Означенная цель определяет задачи работы: определение теоретико-методологических подходов к анализу

исторической эволюции социокультурных, политических

представлений партии большевиков о проблеме тендерных

трансформаций;

24 Магометов П.В. Участие женщин в политико-экономической и социальной - культурной жизни Осетии в
первой половине XX века. // Автореф. дисс... к.и.н. Владикавказ, 2000; Стеблей Н.А. Социально-
политическая активность женщин Кабардино-Балкарии в XX веке. // Автореф. дисс... к.и.н. Владикавказ,
2001; Дзахова Л.Х. Горская республика в восстановительный период: экономика и социальная политика.
Владикавказ, 2003; Хубулова С.А. «Неудобный класс»: некоторые проблемы социально-экономического и
этнодемографического развития доколхозного северокавказского крестьянства. Владикавказ, 2003;
Хубулова С.А., Царикаева З.Е. «Женская история» народов Северного Кавказа. Владикавказ, 2004.

25 Цибиров Г.И. Ликвидация неграмотности в Северной Осетии. // Северная Осетия: история и
современность. Сб. стат. Вып. 2. Владикавказ, 1991; От века к веку. Страницы истории образования в
Северной Осетии. / Общая редакция A.B. Черджиева, А.Ю. Белогурова. М., 2001.

выяснение структуры, функций и особенностей процесса раскрепощения горянок в период транзитивных процессов 1920-х гг.;

исследование изменений в общественном сознании представлений о меняющемся статусе женщины;

анализ отношения женщин к коммунистической партии и органам власти в процессе попыток социалистической модернизации общества

В решении поставленных задач автор не претендует на исчерпывающую полноту и всеохватывающее освещение избранной темы. Работа подготовлена в аспекте научной оценки и интерпретации базисных комплексов тендерных аспектов социальной политики большевиков в условиях трансформирующегося общества 1920-х гг.

Объектом исследования стал изменяющийся социальный статус женщин-горянок в условиях трансформаций первой трети XX в.

Предметом исследования является исторический опыт советского государства по организации работы среди женщин Северной Осетии и изучение путей развития их социальной активности в 20-е годы.

Хронологические рамки диссертации охватывают 1920-е гг., очень важный и противоречивый период. Выбор 20-х годов определен тем, что в отечественной тендерной истории они являются целостным этапом, обусловленным концептуально идеей раскрепощения женщины-горянки, а также сущностным единством предпринимаемых кумулятивных шагов, направленных на изменение социального статуса женщин.

Этот хронологический срез представляется наиболее

предпочтительным с точки зрения исследования общих тенденций, характерных для социальной политики советского государства, а также позволяет рассмотреть процесс становления советской эмансипации женщины-горянки в ее развитии.

Методологической основой работы послужили принципы историзма, объективности, достоверности. В методологическом плане автор опирался на всю совокупность общественного знания. Исследование выполнено в рамках

междисциплинарного подхода. Для решения поставленной проблемы были синтезированы методы и исследовательские подходы, сложившиеся в истории, этнологии, культурологии, политологии.

Метод историзма в сочетании с объективностью предостерег от методологически несостоятельных попыток истолковать исторический опыт советской эмансипации и политику партии и государства по отношению к ней как произвольно, так и в угоду идеологических и политических концепций.

Базовым для исследования является комплекс традиционных методов, в том числе историко-культурологический анализ фактов, нормативных актов и иных документов. Широко применялся сравнительно-исторический метод, что дало возможность выявить зависимость содержания и идеологии того или иного факта от конкретно-исторической обстановки.

В исследовании использованы специальные методы исторического исследования: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, ретроспективный, синхронный статистический, комплексности. Указанные принципы подразумевают соблюдение ряда требований при написании данной работы: построение ее на широкой источниковой базе, тщательно изученной с помощью методов источниковедческого анализа, всесторонне изучение объекта исследования на конкретно-историческом фоне в тесной связи с другими историческими реалиями, широкий и глубокий подход в объяснении фактов, форм, внутренних противоречий и движущих сил исследуемых явлений.

Источниковая база. Диссертационное исследование выполнено на основе широкого круга опубликованных и неопубликованных источников, содержащих ценные сведения по изучаемому предмету.

Опубликованные материалы включают в себя документы, изданные в сборниках; материалы, обнародованные в периодической печати,

публиковавшиеся в 1920-х гг.; специальные отчеты Горревкома, Владревкома, материалы мемуарного характера и т.д.26

Интересный материал представлен в сборниках документов. Он дает возможность прослеживать те позитивные сдвиги, которые происходили в культурном уровне женского населения Северной Осетии.

Ценность такого вида источников, какими являются партийные документы, состоит в том, что в них представлена общая картина политической и экономической жизни общества. Документы ВКП (б) важны по причине того, что роль Коммунистической партии большевиков в 20-е гг. была определяющей и ее решения лежали в основе законодательной и практической деятельности советского государства, общественных организаций, в том числе и женских. Сравнение циркуляров и постановлений ЦК РКП (б) и местных партийных организаций показывает поиски, творчество, учет конкретной обстановки при решении женского вопроса.

В исследовании использовались материалы периодической печати -газеты «Горская правда», «Власть труда», «Коммунист», «Горянка», «Советский Юг», «Терек» и журналы «Революция и горец», «Труженица Северного Кавказа». В периодической печати тех лет публиковались документы и материалы как Центрального отдела по работе среди женщин, так и женотделов на местах. Периодическая печать дает возможность анализировать процесс раскрепощения женщины-горянки, изучить трудности, стоявшие перед женщинами-активистками. Вместе с тем автор учитывает определенный субъективизм в оценках освещаемых событий.

Идеологическая заданность публикаций обобщающего характера, скорректированных цензурой, обуславливает тенденциозный подбор фактов и статистических данных, характеризующих динамику изменений в

26 Культурное строительство в Северной Осетии. Сб. документов и материалов. В 2-х тт. Орджоникидзе, 1978; Борьба за Советскую власть в Северной Осетии (1917-1920 гг.) Сб. документов и материалов. Орджоникидзе, 1957; Восстановительный период в Северной Осетии (1921-1925 гг.). Сб. документов. Орджоникидзе, 1965; Сборник документов и материалов по истории Северо-Осетинской организации ВЛКСМ. 1918-1978 гг. Орджоникидзе, 1978; История Владикавказа. (1781-1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ, 1991.

культурно-бутовой сфере, что имело целью доказать правильность и непогрешимость политики большевистского руководства в 1920-е гг. Поэтому опираясь только на опубликованные материалы невозможно дать достоверное освещение ни государственной политике, направленной на изменение социального статуса женщин-горянок, ни ее результатов. В связи с этим в диссертации был использован значительный массив неопубликованных архивных источников из ЦГА РСО-А., ЦГА ИПД РСО-А, ОРФСОИГСИ27.

Следует отметить, что архивный материал по проблемам советской эмансипации отложился неравномерно на протяжении всего периода. Большая часть первоисточников приходится на середину 20-х гг. В 1925 г. прекращается издание специализированного органа «Бюллетеня Отдела работниц и крестьянок ЦК РКП (б)», это в свою очередь привело к резкому сокращению материалов, связанных с непосредственной деятельностью женотделов.

Характеристика механизма государственной политики, системы руководства и контроля за ходом преобразований в сфере культуры основывается на исследовании и оценке материалов директивного характера, исходящих от высшего руководства страны. Это - постановления съездов и конференций Коммунистической партии, пленумов, политбюро, оргбюро и секретариата ЦК ВКП (б) (ЦГА РСО-А. ФР. 56).

Проведение культурной политики в отношении женщин на местах характеризуют постановления, резолюции и решения областного, окружных и районных партийных и советских организаций и их органов, выявленных, главным образом, в ЦГА РСО-А (фонды 122 - Северо-Осетинский училищный совет; 121 - Народный комиссариат просвещения Терской области и 124 - Северо-Осетинский областной отдел народного

27 Центральный Государственный архив Республики Северная Осетия - Алания (далее - ЦГА РСО-А); Центральный Государственный архив историко-партийной документации РСО-А (далее - ЦГА ИПД РСО-А); Отдел рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований имени В.И. Абаева (далее - ОРФ СОИГСИ).

образования). В фондах находятся сводки по вопросам работы среди женщин: о праздновании 8 марта, итогах кампании ликвидации неграмотности и др.

Немаловажное значение для выявления основных звеньев механизма управления в сфере культуры и быта имело изучение решений и указаний исполнительных органов власти: СНК Гор. Республики, исполкомов местных Советов (ФР. 123; ФР. 47; ФР. 211). Материалы сельячеек и руководство их работой среди женщин отражено хуже, нежели общероссийский материал. Это объясняется культурной отсталостью и недостаточной грамотностью женорганизаторов на селе, что отражалось на характере архивных документов.

В документах нормативно-директивного характера содержатся не только указания и установки, характеризующие партийно-государственную политику, но в констатирующей части приводятся сведения о состоянии дел в культурных преобразованиях (ЦГА ИПД РСО-А. Ф. 4). Это дает возможность исследователю расширить имеющийся фактологический материал. Из них почерпнута информация о сети культурных и бытовых учреждений, печатных изданий, радиоточек. Здесь же отражено состояние кадров просвещенцев, медицинских, торговых, физкультурных и других работников женщин, их материальное положение.

Еще одну группу составляют стенограммы выступлений, докладов на партийных и советских конференциях, заседаниях Отдела народного образования и Агитационно-пропагандистского отдела, информационные и статистические отчеты, сводные обзоры и т.д. Из фондов, хранящихся в ЦГА РСО-А, особый интерес представляет собой фонд 39 - Владикавказский окружной ревком. Фонд представляет совокупность документальных материалов, которые позволили выявить роль центральных органов власти в организации работы по системе образования в Горской Республике. Из фондов, хранящихся в ЦГА РСО-А, особняком стоит фонд 47 - Исполком Владикавказского окружного Совета. Это отчеты, справки, доклады,

16 обзорные сводки с мест, протоколы заседаний облисполкома. Анализ данных документов позволяет дать более или менее цельную картину культурно-просветительной работы в Северной Осетии, выявить качественное соотношение культурно-просветительных учреждений (ликбезов, школ, изб-читален, домов крестьянина и т.д.). Документы фонда помогают выявить роль местных партийных и советских органов власти в организации работы по созданию новой генерации советских людей.

Впервые в работе использованы также материалы проводившихся в середине 1920-х гг. обследований бюджета времени крестьянства Северной Осетии, которые характеризуют духовный облик и быт женщин-крестьянок в этот период (ЦГА РСО-А. ФР. 36). Это позволило дать правдивую оценку изменений в культуре и быте женщин, показать реальную картину происходившего, которая подавалась большевистским руководством в искаженной форме.

Использованные источники дают возможность достаточно подробно проследить организационные изменения в системе управления, изучить функции и компетенцию органов управления женским движением. Совокупность всего массива выявленных источников при условии критического подхода к ним позволяет решить основные исследовательские задачи диссертационной работы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

впервые комплексно поставлена и рассмотрена на основе системного подхода проблема раскрепощения женщины-горянки в период трансформирующегося общества Северной Осетии;

впервые вводятся в научный оборот многие архивные материалы, которые ранее не использовались, что расширяет рамки дальнейшего углубленного изучения темы;

выделены основные концептуальные подходы к изучению истории эмансипации, определены исследовательские перспективы;

на основе вовлечения в научный оборот разнохарактерных источников осуществлена попытка сравнения быта горожанок и крестьянок в условиях нэпа;

впервые проанализированы многообразные пути развития социальной активности женского населения Северной Осетии во всей своей сложности и противоречивости;

дана классификация форм и методов работы государственных и общественных организаций среди женщин с учетом специфики района Практическая значимость диссертации состоит в том, что

материалы и выводы работы могут быть использованы при разработке и написании обобщающих трудов по истории России и Северной Осетии, в трудах, посвященных проблемам становления советского человека и общества, а также при подготовке лекций, общих и специальных курсов по истории культуры и создании пособий по краеведению. Рекомендации, высказанные в диссертации, могут быть востребованы государственными органами, общественными организациями и политическими партиями в формировании и реализации программ, связанных с различными проблемами современных женщин как РСО-Алания, так и России.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории XX века СОГУ.

Основные положения исследования содержатся в 5 опубликованных статьях и коллективной монографии. Апробация работы осуществлялась в выступлениях на международных и вузовских научно-практических конференциях, проходивших в Москве и Владикавказе. По теме диссертации в 2006 г. выигран грант РГНФ.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Демографические характеристики

Демографические характеристики населения Северной Осетии характеризовались относительным постоянством на протяжении длительного времени. Однако политические события начала XX в. сильно изменили вектор развития народонаселения. Революционные события 1917 г., последовавшая затем гражданская война способствовали убыли мужского населения Осетии и существенной феминизации общества.

Во многом экономическое положение семьи в традиционном обществе зависело от соотношения полов: чем больше трудоспособных мужчин, тем больше вероятность ведения предпринимательского хозяйства капиталистического типа. В конце концов степень уважения общества к данной семье определялась наличием в ней мужчин:

Из таблицы видно, что традиционно в семьях мужчин больше, чем женщин. Наряду с количественным преобладанием числа новорожденных мальчиков, причиной высокого коэффициента маскулинизации29, прежде всего на равнине, являлись миграционные потоки, в которых повышена доля мужчин (в районах нового заселения обычно образуется мужской перевес). В равнинных селах численное преимущество мужчин составило более 50%; соотношение в семье мужчин и женщин было в среднем 3:2. Это -особенность демографической ситуации в Терской области, она не распространяется на всю Российскую империю. Анализ посемейных списков указывает на наличие в больших семьях от 2 до 8 мужчин. В малых, как правило, сам хозяин и его неженатый, а чаще маленький сын.

Сокращение женского населения происходило в результате высокой смертности из-за отсутствия охраны материнства; на всем протяжении детородного периода крестьянки вели крайне тяжелую жизнь: изнурительный труд, бесконечные беременности и роды, малые дети подрывали их здоровье.30

Посемейные списки Осетии дают исключительный материал и для демографического анализа всего горского социума. Так, исследование возрастной структуры женского населения указывает, что к концу 80-х годов XIX века средний возраст невест составил 17-18 лет.

Ликвидация неграмотности

Общественная, социальная и национальная психология населения края формировалась на протяжении многих веков, претерпевая некоторые коррективы, влияние, но в целом сохранялась и в первые десятилетия XX века.

В этой большой проблеме интерес представляет, прежде всего, психологическая модель демографического поведения крестьянства Северного Кавказа.

Долгое совместное проживание народов, примерно одинаковая среда обитания, создали если не тождественные, то весьма схожие модели традиционных культур. Однако наряду с общими признаками столь же очевидны и специфические особенности, которые присущи конкретному народу. Это в полной мере относится как к коренным этносам Северного Кавказа, так и русскому населению, казачеству.

Не последнюю роль в демографических процессах играет семейная структура общества.

Проблемы семейно-брачных отношений рассматриваются кавказоведческой наукой с позиции этнографии. Историография проблемы весьма обширна, получили освещение многие вопросы.44 Однако историко психологические аспекты демографического состояния общества остались в тени. Этот пробел должен быть восполнен путем синтеза знаний этнографических, исторических и психолого-демографических.

Долгие десятилетия жизнь в сельской местности протекала замкнуто, обособленно в пределах своего аула. Крестьяне редко выбирались из своего мирка, этому способствовали тяжелые географические условия.

Важная особенность норм крестьянского поведения, в особенности демографического, состояла в том, что эти нормы уже в XIX веке имели немалый возраст, исчисляемый несколькими столетиями, и население жило по утвержденному предками принципу: «Такой существует адат, так Бог повелел».

Существенные изменения психологии крестьян происходили в эпоху капитализма. Возросшая мобильность населения, длительное пребывание вне своих родных мест способствовали внесению новых черт в традиционное общество. Некоторые, казалось бы, устоявшиеся обычаи (большая семья, статус женщины-горянки) также подвергались трансформации. Необходимость искать заработок вынуждает массы крестьян срываться с родных мест и направляться в разные края, в том числе заграницу. Длительное проживание вне деревни, общение с городскими слоями рабочего люда способствовали внесению новых черт в традиционную крестьянскую психологию. Расслоение крестьянства, переход земледельца в новый для себя статус нередко влекли за собой глубокие сдвиги в крестьянской психологии.

Вовлечение в общественное производство

В дореволюционной России женщине был закрыт путь к равному с мужчиной участию в общественно-производительном труде, хотя с развитием капитализма они все более вовлекались в фабрично-заводскую промышленность. Распределение их труда было крайне неравномерным по сравнению с трудом мужчин. По переписи населения 1897 г. 55% женщин, занятых в наемном труде, работало в качестве домашней прислуги у имущих слоев, 25% - батрачками у помещиков и кулаков, 13% - работали на предприятиях, 4% - в учреждениях просвещения и здравоохранения222. Женский труд в России подвергался жестокой эксплуатации путем удлинения рабочего дня. По официальной статистике его средняя продолжительность у работниц в промышленности в 1913 г. составляла 9,7 час. Продолжительность рабочего дня крестьянок в среднем за год составила около 11 часов, а в летний период - 16 часов в сутки.223

В пореформенное время возросло количество женщин, занимающихся профессиональной деятельностью. Разнообразной была мотивация стремления женщин к ведению профессиональной деятельности. Следует выделить основные направления. Во-первых, пореформенный период был временем массового разорения дворянских семей, не сумевших приспособить свои хозяйства к условиях рынка. Многие девушки из разорившихся помещичьих семей были вынуждены трудиться: становились или давали уроки музыки, рисования, иностранных языков, используя полученное образование. Во-вторых, интеллигентные женщины стремились к самореализации, к труду «по силам и по вкусу», их не устраивала просто семейная жизнь, они хотели состояться профессионально, и вынуждены были преодолевать многочисленные преграды непонимания общества. В-третьих, они воспринимали труд как бескорыстное, подвижническое служение на благо общества (создавали сиротские дома, дома презрения).224

Прежде всего, женщины проявили себя на ниве благотворительности, помогая нуждающимся. Участь многочисленных сирот, оставшихся в городе после холерной эпидемии, - босых, нагих, голодных, бродивших по улицам без всякого надзора, - не могла не вызывать сострадания. Многие хотели бы помочь этим детям, но в то же время сознавали, что единичные попытки принесут мало пользы; нужно было организовать что-нибудь постоянное, устойчивое. Тогда известная всему Владикавказу благотворительница А.И. Полковникова с обычной энергией взялась за дело собирания членов-учредителей нового общества, главной задачей которого стало попечение в самом широком смысле о сиротах и бедных детях Владикавказа. Отовсюду стали стекаться пожертвования деньгами, вещами для устройства дневного убежища для сирот и бедных детей города. В то же время лица, сочувствующие вопросу помощи детям, вырабатывали устав Общества попечения о сиротах и бедных детях Владикавказа. До официального утверждения этого устава военным министром начальник области генерал-лейтенант СВ. Каханов под свою личную ответственность разрешил открыть дневное убежище. 8 ноября 1892 г. епископом Владикавказским преосвященным Петром был отслужен молебен и трое круглых сирот были приняты в убежище постоянно живущими, а остальные могли приходить рано утром и оставаться до позднего вечера. Всего было принято сразу 40 детей обоего пола.

В феврале 1893 г. был утвержден устав общества. Заведование и управление делами общества лежали на комитете и общем собрании. Членами общества могли быть лица обоего пола всех сословий, вероисповеданий и званий. Члены, число которых было неограниченно, распределялись на почетных, пожизненных, которые внесли в пользу общества единовременно не менее 50 рублей, действительных, вносивших ежегодно по 3 рубля, и соревнователей, вносивших ежегодно 1 руб.

В начале XX в. с участием женщин города и Терской области действовали следующие общественные благотворительные организации: общество попечения о детях, детский приют, общество попечения о молодых девицах, общество вспоможения недостаточным ученикам225. Благотворительная деятельность женщин способствовала вовлечению в общественно-полезную деятельность состоятельных слоев общества.

Самой распространенной была педагогическая деятельность. Женщины работали в государственных учебных заведениях, в основном женских гимназиях и училищах настоятельницами, надзирательницами, учительницами, классными дамами, и в частных учебных заведениях. Учительские кадры, в том числе женские, формировались за счет выходцев из различных социальных слоев: от дворянского и купеческого сословий до выходцев из крестьян. Для образования девочек и девушек существовали во Владикавказе следующие учебные заведения: Ольгинская женская гимназия, Вторая женская гимназия, женская прогимназия, осетинское женское училище (приют), одноклассное женское первое, второе и третье училища, одноклассное женское училище общества мещан, общества ремесленников, одноклассное училище общества греков, курс бухгалтерии и торговая школа Политовского, музыкальная школа. К концу XIX в. активизировался процесс феминизации учительских кадров начальной и средней школы. Выпускницы женских гимназий получали право преподавания в частных мужских и женских школах 2-го и 3-го разрядов.

Похожие диссертации на Социальный статус женщин Северной Осетии в условиях изменяющегося общества 1920-х гг.