Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции Азерникова, Ирина Павловна

Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции
<
Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азерникова, Ирина Павловна. Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Азерникова Ирина Павловна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2011.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/29

Введение к работе

Кандидат исторических наук, доцент Е.В. Барышева
I.

Содержание научной проблемы и ее актуальность

Диссертационное исследование посвящено формированию и роли салонной культуры российского дворянства в общественной жизни страны в первой половине XIX в.

Салоны в России как тип коммуникации и социальные практики дворянства появились еще в середине XVIII в. благодаря тесным взаимоотношениям с Францией. Это обстоятельство признают практически все исследователи, однако, история и механизмы влияния французской салонной культуры на практики общения российского дворянства, а также роль салонов в общественной жизни России не становились предметом специального исследования в отечественной литературе.

Важной научной проблемой является функционирование и социально-политическая роль великосветского салона, поскольку именно салонная структура и салонная коммуникация во многом формировали корпоративную культуру дворянства, представляли собой «площадку» его самоидентификации. Способы и механизмы взаимодействия через салоны высшей знати и представителей властных структур также представляют интерес с точки зрения изучения неформальных политических механизмов российского самодержавия.

Разнообразие салонов, наличие как французской, так и российской традиции салонной культуры, определили сложную структуру объекта данного исследования. В рамках заявленной проблемы интерес представляли французские салоны, в основном, до революции 1789 г., а также наиболее знаменитые и влиятельные, по мнению современников, салоны в Петербурге и Москве. Не все салоны в России играли заметную общественную роль, поэтому в данном исследовании сделан акцент на тех дворянских собраниях, которые носили не только светский и литературный характер, но и имели определенное влияние на общественную жизнь России.

Историографию проблемы изучения салонов в России и Франции условно можно разделить на две группы.

Наиболее важную и концептуальную группу составляют работы, в которых на материале конкретных салонов изучается их социальная функция и роль в обществе. В данной группе исследований существует два противоположных подхода.

Первый подход. Салоны воспринимаются как социальные институты в контексте эволюционного развития общественно-политической и культурной жизни. Этот подход характерен для всей зарубежной историографии и некоторых современных отечественных исследований.

Еще в конце XIX в. появилось немало публикаций популярного характера о салонах с подробными описаниями интриг, любовных приключений, скандальных историй хозяек салонов. Интерес к салонам как составной части «микроистории» продолжился в начале XX в., когда появилось немало обстоятельных биографий французских салоньерок. В середине ХХ в., благодаря работам Ю. Хабермаса и Н. Элиаса, салоны стали восприниматься как социальные институты в контексте эволюционного развития общественно-политической и культурной жизни.

Исследования А.Г. Мейсон, Д. Брукс, Х. Клерге, Т. Латур, Э. Холл (которая творила под псевдонимом С.Г. Таллентайер), Э. Путнам и У. Ноэля представляют большую ценность для данного диссертационного исследования, поскольку они написаны на основе множества источников, зачастую недоступных для российского исследователя. Вышеизложенные работы не издавались в России, и для цитирования их в данном исследовании был выполнен авторский перевод.

Особое значение для исследования заявленной проблемы имеют работы французского историка А. Мартин-Фужьер, посвященные повседневной жизни дворянства Франции XIX и начала XX вв. Её монография «Салоны во времена Третьей Республики: Искусство, литература, политика», изданная на французском языке, посвящена рассмотрению практик светской салонной жизни во времена Третьей Республики. Мартин-Фужьер, в отличие от советской историографической традиции, не делит салоны на литературные, художественные или политические. В её модели в каждом салоне существовали все три направления общения, однако, каждый салон имел собственную специфику, которая зависела чаще всего от личных предпочтений его хозяйки.

Из российских работ в русле этого подхода находятся статьи Б.А. Дорошина о роли салонов в жизни российского общества и С.С. Комиссаренко о салонах как центрах формирования дворянской культуры, которые уделяют внимание в том числе и политической компоненте салонного общения. Особенно стоит отметить недавно вышедшую статью А. Никоновой «Салон в культуре Франции», которая представляет собой качественное исследование истории возникновения салонной культуры во Франции в XVII в. и последующее её развитие в XVIII в. Работы отечественных авторов, в которых салоны интерпретируются как место для неофициального выражения аристократией своих общественно-политических позиций или как форма социальной коммуникации, стали появляться лишь относительно недавно.

Второй подход получил широкое распространение в советской историографии. Он заключается в признании исключительно литературной составляющей великосветских салонов. Данная традиция восходит к сборнику М. Аронсона и С. Рейсера, впервые изданному еще в 1930-е гг. Он посвящен литературным кружкам и салонам первой половины XIX в. Авторы сделали вывод об определяющей роли литературной тематики салонных коммуникаций: «В начале XIX в. русское общество было уже сильно насыщено литературой. Поэтому, если и не все тогдашние кружки и салоны носили явно литературный характер, то все они представляют для литературоведа тот интерес, что все они культивируют литературу…». Данное утверждение осталось неизменным и господствующим в отечественной историографии, что подтверждает переиздание работ этих авторов в последние годы.

Общественное значение светских салонов и, тем более, их политическое влияние в первой половине XIX в. в отечественной науке не изучались. Исследователи в значительной степени остаются в границах прежней традиции, что доказывает недавно появившиеся работы Е.Н. Палий, которые посвящены исключительно литературно-музыкальным салонам в России первой половины XIX в.

Стоит также отметить, что в отечественной науке ранее не проводились сопоставительные исследования относительно истоков и механизмов формирования салонной культуры и ее роли в общественной жизни России и Франции XIX в. Единственной исследовательской работой, в которой присутствует сравнение французских и русских салонов XVIII в., является статья профессора Женевского университета В. Береловича. В сферу своих научных интересов ученый включил проблему переноса чужестранных культур на русскую почву и формирования элит в дореволюционной России. В своей работе Берелович рассматривает светскую жизнь при Екатерине II, в частности, новую практику дворянской элиты, которую активно внедряла сама императрица, - держать свой салон. Профессор приходит к выводу, что русские салоны XVIII в. мало напоминали классические французские салоны, которые служили для них образцами, и даже в XIX веке салоны в России не были свободны от мнений императорского двора, являясь своего рода продолжением придворной жизни.

Отдельную и довольно обширную историографическую группу исследований по теме диссертации составляют биографические работы, посвященные представителям высшего дворянства, которые сыграли значительную роль в формировании салонной культуры: вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, императрице Александре Фёдоровне, великой княгине Елене Павловне, княгине Дарье Христофоровне Ливен, княгине Зинаиде Александровне Волконской и Екатерине Андреевне Карамзиной.

Активная деятельность Марии Фёдоровны в сфере благотворительности вызывала и до сих пор вызывает интерес у исследователей. Хотя, конечно, следует отметить, что работы дореволюционных и советских исследователей о Марии Федоровне значительно отличаются в своих оценках. Если в XIX и начале XX вв. ведомство Императрицы Марии вызывало сугубо исторический интерес как у отечественных, так и у зарубежных авторов, то сейчас исследования благотворительной стороны деятельности императрицы всё чаще соотносятся с насущными социальными проблемами в современной России.

Важное значение для темы данного диссертационного исследования имеет биографический труд французского историка Э. Доде, который, с одной стороны, занимает весьма серьезную позицию в историографии салонов, а с другой, содержит уникальные источники о деятельности княгини Ливен. Э.Доде в начале XX в. издал монографию, в которой впервые был опубликован огромный пласт документов о жизни княгини, особенно это касается личной переписки Доротеи Ливен и её брата Александра Бенкендорфа. Книга выдержала пять изданий во Франции, но ни разу не была переведена на русский язык, поэтому ее перевод в данной работе также принадлежит автору диссертации. Феномен политического влияния княгини Дарьи Христофоровны Ливен на европейские дипломатические круги уже давно стал признанным фактом в зарубежной историографии, однако, в отечественных исторических исследованиях лишь начинается осознание той уникальной роли, которую играла супруга посла России в Британии во внешней политике Российской Империи.

Таким образом, существующая историографическая традиция ограничивает исследование салонной культуры их литературно-художественной ролью и нуждается в дополнении и коррекции, поскольку существует целая группа салонов, которая ранее выпадала из поля зрения исследователей. Это салоны, которые имели значительный общественно-политический уклон, и литературная тематика разговоров в этих салонах не была преобладающей. Их нельзя в полной мере отнести к литературным салонам еще и потому, что практика таких салонов восходила к французской, а не отечественной традиции.

Объектом диссертационного исследования являются две группы салонов:

- салоны, которые в отечественной историографии принято называть литературными. В России для данной работы наибольший интерес представляют салоны Александры Смирновой-Россет, Екатерины Андреевны Карамзиной, Зинаиды Александровны Волконской. Именно эти салоны требуют тщательного рассмотрения для понимания общественных практик дворянства в первой половине XIX в. В данном исследовании сделан акцент на их роли не только в литературной, но и в общественной жизни. Также было отобрано восемь самых влиятельных и знаменитых французских салонов, хозяйками которых были: мадемуазель де Скюдери, мадам де Сабле, маркиза де Ламбер, мадам де Тенсин, мадам дю Шателе, мадам Жоффрен, мадам д’Эпине и мадемуазель де Леспинасс.

- общественно-политические салоны, чья деятельность явно выходила за рамки литературоведческих споров. Во Франции они лучше всего представлены салонами мадам де Лафайетт, мадам дю Деффан и мадам Рекамье. В России самыми яркими представителями данного типа салонной культуры являются приёмы у великой княгини Елены Павловны, где обсуждалась предстоящая аграрная реформа, и собрания у княгини Дарьи Ливен, которая превратила свой салон в международный центр принятия политический решений.

Предметом данной работы являются истоки и традиции салонной культуры российского дворянства первой половины XIX в. как основной формы коммуникации дворянства и способа общественно-политического влияния.

Целью настоящей работы является выявление практики участия высшего дворянства в общественно-политической жизни в XIX в. через неофициальные каналы коммуникаций – светские политические салоны.

В процессе работы над исследованием были решены следующие задачи:

показано конкретное влияние французских, прежде всего дореволюционных, салонов Франции XVIII в. на их аналоги в России в первой половине XIX в.;

проведена типология салонов высшей знати в России в зависимости от содержания их деятельности в условиях ограничения иных общественно-политических возможностей дворянства;

на основе выявления механизмов и способов влияния отдельных общественно-политических салонов на принятие политических решений власти дана оценка их общественной роли в первой половине XIX в.

Поставленные задачи рассматриваются на материале великосветских салонов императриц Марии Фёдоровны и Александры Фёдоровны, великой княгини Елены Павловны, княгини Дарьи Ливен, Александры Смирновой-Россет, Екатерины Карамзиной, княгини Зинаиды Волконской, графини Долли Фикельмон и других, отмеченных современниками, значимых с точки зрения общественных коммуникаций дворянства, салонов.

Несмотря на то, что хронологические рамки диссертационной работы ограничены относительно цельным для российской истории периодом первой половины XIX века, для анализа традиций салонной культуры, которая зародилась во Франции, рассматривались также наиболее знаменитые салоны Парижа не только XVIII, но и XVII вв. Некоторое смещение хронологических рамок вызвано асинхронностью исторического развития России и Франции, что обусловило присутствие сходных социокультурных феноменов в разные исторические периоды.

Методологические и теоретические основания исследования

Данное исследование выполнено в рамках антропологического подхода, в контексте современных исследований различных аспектов повседневности.

Одним из основных методов данного исследования является социокультурный метод, позволяющий раскрыть повседневную жизнь дворянства как результат взаимодействия политических, экономических и культурных факторов.

Историзм исследования заключается в последовательном раскрытии свойств, функций, изменений изучаемых объектов в процессе их исторического развития.

В основе исследования лежит методология современного понимания истории повседневности.

Осмысление вопросов повседневной жизни связано с французской школой «Анналов», возникшей в конце 1920-х гг. Главным замыслом её основателей М. Блока и Л. Февра было преодоление барьеров между общественными науками, освоение историками методик смежных наук и отношение к истории как науке о людях в историческом измерении. Исследователи этого направления предложили переориентировать исторические исследования и перейти от событийной политической истории, поисков всеобщих закономерностей развития экономики и этнографических описаний к комплексному аналитическому изучению историко-психологических, историко-демографических, историко-культурных аспектов. Историком Ф. Броделем был введен термин «структура повседневности». Содержанием повседневной жизни он считал способы организации и оформление пространства человеческой жизни - ландшафт, архитектуру, организацию интерьера; поведение и общение - обряды, обычаи, традиции, ритуалы, этикет. Броделевский подход к истории повседневности предполагает сосредоточенность на большом хронологическом периоде.

В германской и итальянской историографии история повседневности приобрела несколько иное направление. В 70-х гг. XX в. в Германии возникло течение «историко-критической социальной науки». Крупнейшие представители этого направления - Х.-У. Велер, Ю. Кокка, X. Медик, А. Людтке, в Италии - К. Гинзбург, Д. Леви и др., являясь приверженцами «анналистов», ориентировали ученых на изучение микроистории отдельных рядовых людей или их групп.

С 80-х гг. XX в. началось развитие данной методологии в современном её понимании отечественными историками, что породило поиск новых научных ориентиров, методик. Повседневная жизнь стала предметом научного интереса не только истории, но также философии, социологии, психологии и культурологии. В настоящее время активно развивается такое направление как «новая социальная история», трактующая исторический процесс как диалектическое взаимодействие системообразующих факторов. Общетеоретические источники этого направления находятся в трудах А.Я. Гуревича, А.С. Ахиезера, Н.И. Лапина.

Таким образом, история повседневности - новая отрасль исторического знания, в центре внимания которой находится комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события, возможное при использовании междисциплинарных связей с культурологией, социологией, психологией. Под «повседневностью» автор понимает особую сферу социокультурной реальности, основанную на системной повторяемости смыслов человеческого бытия, имеющую пространственные и временные рамки.

В целом, решение поставленных задач на данном историческом материале представляется логичным в рамках истории повседневности, методология которой разработана плеядой выдающихся зарубежных и отечественных историков.

В данной работе одним из концептообразующих терминов является термин «практики», который всё чаще «фигурирует в качестве основной категории в антропологии, философии, истории, социологии, политической теории, теории языка, литературной теории». Для его раскрытия используется концепция профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге В. Волкова о социальных и политических практиках. В рамках данного исследования практики воспринимаются как привычно повторяющееся социокультурное поведение, своего рода социальный обычай. В.Волков отмечает, что именно практики раскрывают основные способы социального существования, возможные в данной культуре в данный момент истории. В этом смысле они понимаются как «различные упорядоченные совокупности навыков целесообразной деятельности (практического искусства), которые в то же время, раскрывают человеку возможности состояться в том или ином социальном качестве». В подтверждение данного тезиса следует отметить, что салоны являлись одной из основных форм социальной коммуникации аристократии во Франции XVII-XVIII вв. и в России XIX в.

Основным концептом работы является конкретно-историческое понятие «салон». В конкретно-историческом смысле салоны – это форма общения и социокультурной идентификации в процессе общения, которая была в наибольшей степени присуща именно дворянству, т.к. интеллигенция проводила свои собрания в кружках.

В XVII в. во Франции салон становится частью жизни аристократии и приобретает общественно-политический оттенок. Главным действующим лицом в салоне является женщина - хозяйка, салоньерка (от фр. «saloniere»). Эта черта присуща практически всем салонам Франции и большей части салонов России. Они создавали моду на литературные и музыкальные произведения, авторов, даже на декор в доме или на украшения. Хозяйки салонов имели большой авторитет, и их собственная оценка часто влияла на настроение всего общества.

В России в начале XIX в. салоны вошли в моду в придворных аристократических кругах, и многие именитые дамы принимали у себя гостей, следуя определенному правилу. Но свою главную роль в России салоны начали играть лишь с воцарением Николая I, когда установилась жесткая иерархия власти. Именно в это время салоны, особенно петербургские и московские, стали функционировать как главные центры свободной коммуникации дворянства.

После Великих реформ влияние дворянских салонов резко упало, большую роль начала играть пресса и другие формы общественной коммуникации, в первую очередь, новой интеллектуальной элиты.

Таким образом, в данном исследовании французские и русские салоны рассматриваются не просто как способ общения аристократии, а как повседневные практики дворянства по участию в общественной жизни своей страны. Наибольший интерес для автора представляют не столько литературные, сколько общественно-политические салоны, хотя четкого их разделения в реальности не существовало.

Отсюда появляется еще одно важное для данной темы понятие «политический салон». Для его исторического определения используется традиция французской историографии, поскольку именно во Франции политические салоны получили наибольшее развитие.

«Политический салон» – это разновидность великосветского салона, отличающегося следующими признаками:

хозяйка салона имеет прямые коммуникативные связи с верховным держателем власти, в данном случае – с императором;

несмотря на присутствие всех трёх направлений разговоров, в политическом салоне должна преобладать именно политическая тематика;

большинство участников салона должно принадлежать не только и не столько к высшему светскому обществу, но быть высшими государственными чинами, реально обладающими властью.

политический салон должен иметь определенное политическое влияние.

Источниковая база исследования

Исследование было проведено на основе многочисленных опубликованных и неопубликованных источников.

Поскольку источниковая база по данной тематике в отечественной исторической науке полностью не сформировалась, то задача автора состояла, в том числе, и в формировании адекватной источниковой базы.

К группе источников официального происхождения относятся документы, в которых содержатся основные принципы управления в Ведомстве Императрицы Марии, а впоследствии IV Отделении Собственной Его Императорского Величества Канцелярии.

К исследованию было привлечено некоторое количество уникальных документов, среди которых завещание императрицы Марии Фёдоровны, которое никогда не было опубликовано полностью и хранится в фонде императрицы в ГАРФ. Была проведена исследовательская работа в Государственном архиве Российской Федерации - изучены имеющие непосредственное отношение к изучаемым персоналиям фонды: в первую очередь, фонды императрицы Марии Фёдоровны и великой княгини Елены Павловны. В этом архивном собрании было разыскано и переведено с французского лично автором 19 дел для получения адекватной поставленным задачам информации. Впервые в данном исследовании опубликована и использована переписка великой княгини Елены Павловны с братьями Николаем и Дмитрием Милютиными, с императором Александром II, с министром иностранных дел А.М. Горчаковым и другими важными государственными лицами.

Также был проведен анализ источников личного происхождения, основную часть которых составляют многочисленные дневники, записки и письма участников и «героинь» великосветских салонов. При подборе этих документов автор придерживался принципа, что все источники должны быть перепроверяемы: объекты данного исследования – люди, которые связаны между собой так же, как и их воспоминания и письма. Использованы письма и воспоминания французских салоньерок, таких как мадемуазель де Скюдери, мадам де Севиньи, мадам де Лафайет, мадам д’Эпине и др., которые ранее были неизвестны русскому читателю. В диссертации используются письма Дарьи Христофоровны Ливен к своему брату, которые были также лишь частично опубликованы на русском языке в журнале «Русская Старина», однако, большая их часть содержится в малоизвестном в России биографическом сочинении Э. Доде, которое никогда не переводилось на русский язык. Фактически, автор собирал воедино очень разные свидетельства и материалы, разбросанные в архивах, журнальных публикациях XIX века и иностранных изданиях на французском языке. Значительная часть использованных документов приводится в диссертации в авторском переводе с французского языка.

Особенно стоит отметить знаменитые воспоминания фрейлины А. Тютчевой, которая оставила ценные сведения о каждом салоне. Также в данном исследовании использовались воспоминания известных героев общественной и литературной жизни Москвы и Петербурга: Е.А. Баратынского, Д.В. Веневитинова, М.Н. Волконской, П.А. Вяземского, А.И. Кошелева, А.В. Мещерского, И.И. Панаева, А.С. Пушкина, В.А. Соллогуба, А.И. Тургенева и др. Ввиду специфики эпистолярного жанра той эпохи (почти все записи велись на французском, изредка на немецких языках), тексты цитируются в переводе автора.

Таким образом, заявленная в диссертации проблема обеспечена репрезентативной и разнообразной источниковой базой.

В качестве основных методов работы с источниковой базой применялись следующие методы: системный, сравнительно-аналитический, типологизация однородных по жанру документов, ретроспективный анализ ценностных ориентаций авторов, выявлялись коммуникационные отношения документов, исходящих от лиц, связанных между собой.

Научная новизна данной работы обусловлена рядом аспектов.

Во-первых, впервые в историографии исследуются общественно-политические практики российского дворянства первой половины XIX в. на материале великосветских салонов. Вследствие господствующей в советской историографии концепции о литературоведческой направленности светских салонов их социальные и политические функции находились на периферии научного внимания. Исключением может считаться лишь салон великой княгини Елены Павловны, однако, для советских историков ее салон представлял интерес исключительно в тот период своего функционирования, когда в нем велись дискуссии о подготовке реформы по отмене крепостного права в России.

Во-вторых, автором предложен дифференцированный подход к типологии салонной культуры российского дворянства, что позволяет разграничить культурные и общественно-политические функции этой формы коммуникации, дать более адекватные оценки роли салонов в общественной и личной жизни.

В-третьих, на основе сопоставления характерных черт возникновения и функционирования великосветских салонов во Франции и в России удалось выявить истоки и механизмы формирования салонной культуры российского дворянства. В отечественной истории всегда признавалось огромное влияние французской культуры на русскую, особенно с середины XVIII в., однако не проводились научные исследования с целью конкретизировать и выявить закономерности и особенности хода данного процесса. Особую значимость данному исследованию придаёт использование многочисленных источников на французском языке, не доступных ранее русскому читателю.

В-четвертых, в работе впервые подробно исследуется деятельность уникальных российских салоньерок: великой княгини Елены Павловны и княгини Дарьи Христофоровны Ливен. Уникальность подхода данного исследования к рассмотрению деятельности великой княгини Елены Павловны заключается в том, что в отличие от советской традиции, автор рассматривает ее «морганатические вечера» как классический политический салон, как теневой центр принятия общественно-политических решений. Еще один политический салон - собрания у княгини Д. Ливен - ранее не вызывал интереса у отечественных ученых, тогда как в зарубежной историографии ему посвящены труды по дипломатической истории Европы.

Общим итогом исследования стало рассмотрение истоков традиций и практик участия высшего дворянства России в общественно-политической жизни на материале великосветских салонов.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при разработке курсов лекций и семинарских занятий по отечественной и всеобщей истории, истории дипломатии и международных отношений, политологии и истории культуры. Использование уникальных документов, а также большое количество неизвестных русскому читателю французских текстов, лично переведённых автором, придаёт данной диссертационной работе источниковедческую значимость для дальнейших исследований по данной проблематике.

Апробация результатов исследования

Основные положения исследования были представлены на конференции «Дни аспирантуры РГГУ» и Гуманитарных чтениях в РГГУ, на научно-исследовательском семинаре «Социокультурная истории России нового времени», а также в научных публикациях автора. Диссертация обсуждалась на кафедре истории России нового времени ИАИ РГГУ и на кафедре социальных коммуникаций и технологий ФИПП ИАИ РГГУ.

Структура диссертационного исследования

В соответствии с поставленной целью работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, Списка источников и литературы и Приложения.

Похожие диссертации на Салонная культура дворянства в России в первой половине XIX в.: истоки и традиции