Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. Зарембо, Наталья Геннадьевна

Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг.
<
Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зарембо, Наталья Геннадьевна. Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Зарембо Наталья Геннадьевна; [Место защиты: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена].- Санкт-Петербург, 2011.- 239 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/69

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Основные направления, формы и методы участия Русской Православной Церкви и духовенства в общественной жизни Санкт-Петербурга в 1907 - 1914 гг .

1.1 Особенности участия Русской Православной Церкви в общественной жизни столицы в 1907-1914 гг 45

1.2 Главные направления, формы и методы работы столичного православного духовенства с прихожанами 58

1.3 Столичное духовенство и поиски новых методов миссионерской деятельности 81

Глава II. Народное трезвенническое движение и духовные власти Санкт-Петербурга (1907-1914 гг.).

2.1 Общества и братства трезвости при петербургских церквах 102

2.2. Духовные власти Санкт-Петербурга и чуриковцы 128

Глава III. Русская Православная Церковь и движение иоаннитов в Санкт-Петербурге в 1907 - 1914 гг .

3.1 Формирование движения иоаннитов и его взаимоотношения с деятелями Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге 159

3.2 Православное духовенство Санкт-Петербурга и движение иоаннитов в 1908-1910 гг 177

3.3. Русская Православная церковь и упадок иоаннитского движения в Санкт-Петербурге (1911-1914 гг.) 198

Заключение 210

Источники и литература

Введение к работе

I. . Актуальность темы исследования.

Обращение к проблеме поиска Русской Православной Церковью собственного места в общественной жизни Санкт-Петербурга в 1907-1914 гг. представляется актуальным, поскольку позволяет выявить качественные изменения в различных сферах жизни Российской империи. При этом важным является рассмотрение деятельности Православной Церкви в относительно стабильный период между Первой российской революцией и Первой мировой войной. Вопрос об отношениях Русской Православной Церкви и общества в новых условиях и проблема включенности ее учреждений и деятелей в религиозно-общественные процессы нередко оказывались на периферии исследований. Значительный интерес для науки представляет изучение деятельности ее представителей, направленной на решение духовных и социальных вопросов после революции 1905-1907 гг. Современные исследования показывают, что духовные лица имели различные взгляды как на общественные, так и на политические проблемы страны.

Существенное расширение научной базы исследования за счет привлечения ранее не использовавшихся источников позволяет целостно рассмотреть проблему участия Русской Православной Церкви в общественной жизни Санкт-Петербурга, а также глубже понять церковно-общественные проблемы начала XX века. Важно отметить, что Санкт-Петербург являлся в изучаемый период не только столицей государства, но центром всего нового в общественно-религиозной сфере. Понятие «религиозное возрождение» чаще всего связывают с духовными исканиями интеллигенции (интеллектуальных групп), но в начале XX века широкие общественные слои также находились в процессе поиска своих духовных авторитетов. На примере Санкт-Петербурга в работе предпринята попытка проследить, как деятели Русской Православной Церкви пытались найти выход из складывавшейся в стране кризисной ситуации.

Следует также отметить, что тема исследования находится на стыке двух перспективных направлений в исторической науке: истории Русской Православной Церкви и истории общественной жизни. Не менее важным и актуальным обстоятельством является региональная ориентированность исследования, а также его социальная направленность, учитывая, что с начала 90-х годов XX века Православная Церковь стала принимать активное участие в общественной жизни, что потребовало от нее разработки современных подходов к существующим в стране проблемам.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является Русская Православная Церковь как социальный институт, являющийся участником общественной жизни Петербурга в 1907-1914 гг.

Предметом исследования являются участие учреждений и деятелей Русской Православной Церкви в общественной жизни Петербурга и их

реакция на эволюцию форм религиозно-общественной жизни различных социальных групп православного населения.

С учетом имеющихся исследований предшественников, под общественной жизнью в работе понимается совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей в определенный исторический период. При этом учитывается, что в общественной сфере имеются представления отдельных индивидов, формальных и неформальных групп, социальных слоев о наиболее важных проблемах общества в конкретный момент его развития, путях решения существующих проблем, умонастроения и потребности, а также действия по реализации этих потребностей. Согласно замечанию С.Л.Франка, «общественная жизнь есть, как мы знаем, выражение, воплощение вовне духовной жизни» . В исследовании рассматриваются только те аспекты общественной жизни Санкт-Петербурга, которые непосредственно связаны с религиозной сферой.

После Первой российской революции задачи, формы и методы участия Русской Православной Церкви в общественной жизни Петербурга изменились, причем особенности этого процесса можно выявить только на конкретных примерах. Православные общества трезвости демонстрировали пример самоорганизации населения с учетом особенностей этого явления применительно к российской столице. Изучение истории этих церковных организаций позволяет проанализировать проблему воспитания паствы на основе христианских идеалов и тенденции развития трезвенного движения как общественного явления. Для столичного духовенства острой проблемой являлась конкуренция в сфере трезвенной деятельности. Духовные власти в столице столкнулось с народным трезвенническим движением во главе с братцем Иоанном (И.А.Чуриковым). Анализ этих проблем потребовал выделения их в отдельную вторую главу нашего исследования.

Оживление религиозной жизни после Первой российской революции обернулось целым рядом ярких и сложных явлений в общественно-духовной жизни. Таким, например, стало для Санкт-Петербурга движение иоаннитов -ревностных почитателей о. Иоанна Кронштадтского. Центр движения находился в столице. При анализе взаимоотношений духовных властей и иоаннитов выявлены попытки совершенствования механизма управления религиозной жизнью населения, разнообразие позиций деятелей церкви по данному вопросу и их реакция на религиозную активность верующих.

Изучение участия Русской Православной Церкви в общественной жизни требует обращения к проблеме взаимодействия церкви и интеллигенции. Интеллектуально-духовные поиски представителей этой социальной группы чаще всего имели общероссийский характер, и практически невозможно выделить региональные особенности названного

1 Франк.С.Л Духовные основы общества. Введение в социальную философию//Русское зарубежье: из
истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 418.

2 Название «трезвенное движение» употребляется в прямом значении, в том смысле, что его конечная цель-
трезвость человека. Народное движение обозначается по названию его участников - трезвенники -
трезвенническим.

явления. С.Н.Савельев подчеркивал в частности, что выделение петербургских богоискателей является «определенной условностью» . По этим причинам именно деятельность православных обществ и братств трезвости, взаимоотношения церковных властей Санкт-Петербурга и духовенства с народными движениями чуриковцев и иоаннитов, составляющие особенные черты религиозно-общественной жизни столицы, были положены в основу диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования: изучить процесс поиска Русской Православной Церковью собственного места в общественной жизни Санкт-Петербурга в новых условиях и рассмотреть степень включенности ее учреждений и деятелей в новые религиозно-общественные процессы.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- раскрыть специфику задач, форм и методов участия Русской
Православной Церкви в общественной жизни после Первой российской
революции и до начала Первой мировой войны (1907-1914 гг.);

- выяснить официальную точку зрения духовных властей и
особенности позиции церковных деятелей Санкт-Петербурга по важнейшим
вопросам участия в столичной общественной жизни;

показать возможные направления взаимодействия духовенства и верующих в решении проблем общественной жизни (на примере участие столичного духовенства и мирян в организации православных братств и обществ трезвости);

выявить механизм управления религиозной жизнью населения в новых условиях на примере отношения к трезвенническому движению чуриковцев:

- выяснить степень участия Русской Православной Церкви и отдельных
ее деятелей в решении проблем общественной жизни и их реакцию на
религиозную активность верующих на примере движения иоаннитов.

Хронологические рамки исследования охватывают период от окончания Первой российской революции в июне 1907 г., когда Русская Православная Церковь вынуждена была изменить свою позицию по многим вопросам общественной жизни в результате произошедших политических, социальных и законодательных изменений. Верхняя граница исследования соответствует началу Первой мировой войны 1914 г., после чего и перед обществом, и перед церковью встали новые проблемы.

Географические рамки исследования ограничены границами города Санкт-Петербург по их состоянию на 1907-1914 гг.

Степень научной разработанности темы. Литература по теме исследования представлена в первую очередь исследованиями по истории Русской Православной Церкви. В дореволюционный период изучение ее

3 Савельева С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987. С. 11.

участия в общественной жизни в 1907 - 1914 гг. не получило значительного развития.

Подготовленные в последующие периоды работы, связанные с темой исследования, условно делятся на три группы. Во-первых, это общие труды по истории церкви. Во-вторых, работы по отдельным направлениям истории церкви и религиозно-общественной жизни. В-третьих, это литература краеведческого характера.

В 1920 - 1930-е годы исследования по истории Православной Церкви осуществлялись под влиянием идеологических установок того времени, в это время утвердился односторонний подход в изучении проблемы . Несколько в стороне стоит памятная записка протоиерея М.П.Чельцов, опубликованная только в 1995 г. , в которой автор характеризовал петербургское духовенство начала XX века как идущее всегда «впереди по всем вопросам и интересам жизни». В сочинении Н.Ф.Платонова с привлечением архивного материала показаны формы и методы участия церкви в общественной жизни России. К

сожалению, часто его оценки в силу понятных обстоятельств являлись не

6 совсем корректными .

В историографии 1960 - 1970-х годов велась разработка, в основном,

вопросов истории противоцерковных течений и реакции на них Русской

Православной Церкви . В 1980-е годы идет поиск новых подходов к

изучению роли Православной Церкви в истории России и изучение

отдельных аспектов этой проблемы . Очень важным этапом в изучении истории Православной Церкви стал выход коллективной монографии «Русское православие: вехи истории» .

В современной российской историографии значительное место заняли исследования по истории церковно-госу дарственных отношений. Петербургский историк С.Л.Фирсов считает, что «неумение (а часто нежелание) православных пастырей заниматься «борьбой за души», подменявшееся в течение длительного времени полицейской борьбой с религиозным свободомыслием, в начале XX века стали главной бедой церкви» . Он подчеркивает, что церковь хорошо осознавала проблемы, которые стояли перед ней в связи с изменениями в стране . Современные

4 Никольский Н.М. История русской церкви. М.,2004. Кандидов Б. Церковь 1905 году (Очерки и
материалы.). Мелитополь,[1931].

5 Чельцов М.П. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. //Минувшее. Исторический альманах, М.,
СПб., 1995. С. 418-423.

Платонов Н.Ф. Православная Церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917)// Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.;Л., 1960.Т.IV. С. 103-209.

Грекулов Е.Ф. Православная инквизиция в России. Л.,1964. Грекулов Е.Ф. Церковь, самодержавие, народ. М., 1969. Емелях. Л.И. Антиклерикальное движение крестьян в период первой русской революции. М.,Л., 1965. Церковь в истории России. М., 1967.

8 Крывелев И.А. Русская Православная церковь в первой четверти XX века. М.,1982. Красников Н.П.
Социально-политическая православной позиция церкви в 1905-1916 годах/ЛЗопросы истории. 1982. №9. С.
29-41. Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией 1905-1907 гг. М., 1984.

9 Русское православие: вехи истории. М.,1989.

10 Фирсов С.Л. Православная церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия
в России. СПб., 1996. С.31.

11 Фирсов С.Л. Русская церковь накануне перемен. СПб., 2001.

исследователи изучают государственно-церковные отношения , особенности деятельности духовенства в начале XX века , религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь . Коллективный труд «Русская Православная Церковь» (отдельный том «Православной энциклопедии») включает главы о приходе, епархиях .

Исторические исследования по отдельным направлениям и более частным вопросам истории церкви и религиозно-общественной жизни труднее поддаются группировке. В работах последних лет неоднократно рассматривались законодательные нововведения, которые могли бы способствовать усилению активности церкви в общественной жизни .

Некоторые современные авторы разрабатывают проблемы участия Церкви в общественной жизни страны в другие исторические периоды, а

также историю российских общественных организаций начала XX века .

Участие Православной Церкви в различных торжествах только в

г -18

последние десятилетия стали темой работ отечественных исследователей . Популярными темами современной историографии являются благотворительная деятельность и социальное служение Православной Церкви . В ряде исследований нашло отражение православное движение за

трезвость .

12 Федоров В.А. Русская Православная Церковь и государство: Синодальный период (1700-1917). М, 2003.

13 Бабкин М.А. Духовенство Русской Православной Церкви и свержение монархии (начало XX в. - конец
1917 г.). М, 2007. Леонтьева Т.Г. Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX
века//Вопросы истории. 2001. №1. С. 29-43.

14 Цыпин В. История Русской Православной Церкви. М, 2006. История Русской Православной Церкви.
Новый патриарший период. 1917-1970 гг. Т. 1 / Данилушкин М.Б., Шкаровский, М.В.и др. СПб., 1997.

15 Православная энциклопедия. Т. Русская Православная Церковь. М, 2000.

16 Фруменкова Т.Г. Работа комиссии по делам православной церкви Государственной думы III и IV созывов
// История парламентаризма в России (К 90-летию I Государственной думы): Сборник научных статей. 4.1.
СПб., 1996. С. 109-112. Дорская А.А. Государственное и церковное право Российской империи: проблемы
взаимодействия взаимовлияния. СПб., 2004. Ее же. Свобода совести в России: судьба законопроектов начала
XX века. СПб., 2001.

17 Никулин М.В. Православная Церковь в общественной жизни России (конец 1850-х - конец 1870-х гг.). М.,
2006. Туманова А.С.Общественные организации и русская публика в начале XX века. М., 2008. Фруменкова
Т.Г. Высшее православное духовенство России в 1917 г. // Из глубины времен. Вып. 5. СПб., 1995. С. 74-94;
Стогов Д.И. Правомонархические салоны Петербурга-Петрограда (конец XIX - начало XX века). СПб., 2007.

18 Келлер Е.Э. Праздничная культура Петербурга. Очерки истории. СПб., 2001. Рогожина Н. Д. Пасхальный
праздник в жизни Москвы и Петербурга в конце XIX - начале XX в. // Вестник Московского университета.
2008. №3.52-62.

19 Пашенцев Д.М. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX -
начале XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. ист. наук. М., 1995.Воронина
Е.А. Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви в России: история и современность.
СПб., 2004; Чистякова Т.И. Христианская благотворительность в Петербурге. //Петербургские чтения 96.
Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург - 2003».СПб., 1996. С. 438-440; Соколов А.Р.
Благотворительность в России как механизм взаимодействия общества и государства(начало XVIII - конец
ХГХв.). СПб., 2007. Зубанова С.Г. Социальное служение Русской Православной церкви в XIX веке. М., 2009.
20Жукова Н.Г. История создания и деятельности обществ трезвости при церквах С- Петербургской
епархии.//Христианское чтение. 1995. №10. С.25-37. Афанасьев А. Л.Трезвенное движение в России в
период мирного развития. 1907 - 1914 годы: опыт оздоровления общества. Томск, 2007; Назукина А.
«Ругался матом и проклинал святую церковь...». Церковно-приходские общества трезвости Московской
губернии// Родина. 2009. № 5. С. 100 -101. Максимов Ю. В борьбе за трезвую Русь. Новомученики
Российские против алкоголизма. Интернет-ресурс. Режим доступа: 114478. Дата
обращения:15.02.2011; Цыганков В. Православный опыт утверждения трезвости. Интернет-ресурс. Режим
доступа:ппр://ги5к.ги/5і.р1ір?іс1аг=103805. Дата обращения: 15.02.2011. Его же. Апостол трезвости. В память о

Особую группу научных трудов составляют произведения, посвященные деятельности течений и сект, наиболее активно

противостоящих Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге . В настоящее время увеличилось количество исследований, посвященных церковным деятелям, которые играли заметную роль в общественной

В краеведческих изданиях советского периода проблема участия церкви в жизни Петербурга практически не рассматривалась . С конца 1990-х гг. появляются работы, авторы которых обращаются к истории церкви и

духовенства в Санкт-Петербурге или затрагивают разные стороны религиозно-общественной жизни .

Зарубежная историография представлена, в первую очередь, исследованиями деятелей русской эмиграции . В работах исследователей Д.Куртиса и Д.Поспеловского нашли отражение ряд сюжетов, связанных с

участием церкви в общественной жизни России .

Американский историк Г. Л. Фриз приходит к выводу о росте

политизации церкви . При рассмотрении юбилейных торжеств, проходивших на рубеже XIX-XX вв. Р.Уортман и К.Н.Цимбаев анализируют

формы участия в них Православной Церкви .

священнике Александре Рождественском. Интернет-ресурс. Режим доступа: 10104. Дата обращения:15.02.2011.

21 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. - 1917 г.). М, 1965.
Митрохин, Л. Н. Баптизм: история и современность.СПб., 1997. Н.И.Юдин. Чуриковщина. Л.,1963.

22 Филимонов В.П. Крестом отверзается небо. Жизнь и подвиги новомученника Философа Орнатского.-
СПб., 2000.Уложенко Н.И. Священномученик Филосиф Орнатский//Небесные покровители Петербурга.
СПб., 2003. С.228-245.

23 Очерки истории Ленинграда / Ред.: Б.М.Кочаков (отв. ред.) и др. - М.-Л., 1955 - 1970. Т. 3: Период
империализма и буржуазно-демократических революций. 1895-1917 гг./Э.Э.Крузе, Д.Г.Куцентов, С.Н.Валк
и др. - 1956.

24 Трусова Т.Н.О православном духовенства Санкт-Петербурга на рубеже XIX и XX веков/ЯІетербургские
чтения 96. Материалы Энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург - 2003». СПб., 1996. С. 124-126.
Религиозный Петербург. СПб., 2004. Блаженные Санкт-Петербурга. СПб., 2002. Щульц.С.С. Храмы Санкт-
Петербурга. История и современность. СПб. 1994, Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга.
Христианская историко-церковная энциклопедия. СПб., 2003. Дружинкина Н.Г. Петербургское Общество
распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. Памяти священника
М.И.Соколова (1845-1895)//Петербург в мировой культуре. СПб., 2005. С. 94-101. Исакова Е.В., Шкаровский
М.В. Собор на Владимирской и храмы Придворной слободы. СПб., 2004.

25 Муравьева И.А. Век модерна. В. 2 тт. СПб., 2001,2004. Игнатова Е.А. Записки о Петербурге. Очерки
истории города. - СПб., 1997. С. Глезеров. Петербург серебряного века. М.; СПб., 2007. Его же.
Петербургские окрестности. М.; СПб., 2006.

26 Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев, 1991. Шавельский Г. Русская церковь перед
революцией. М., 2005. Смолич И. История Русской церкви. 1700 - 1917 гг. М., 1996 - 1997. 4.1-2.
Зернов Н.М.Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1974.

27 Curtiss J.Church and State in Russia. The last years of the empire. 1900-1917. New-York, 1940.
Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке М., 1995. Его же. Русская Православная
Церковь: испытания начала века. Вопросы истории .1993. №1. С. 42-54.

28Фриз Г.Л. Церковь, религия и политическая культура на закате старой России История СССР.1991.№ 2.

С.107-119.

29Уортман Р. Николай II и образ самодержавия// История СССР. 1991. №2. С. 119-128. Цимбаев К.Н.

Православная церковь и государственные юбилеи императорской России // Отечественная история. М.,

2005. № 6. С. 42-51; Его же. Феномен юбилеемании в российской общественной жизни конца XIX - начала

XX века // Вопросы истории. М., 2005. № 11. С. 98-108.

В зарубежной историографии появился ряд сочинений, посвященных Иоанну Кронштадтскому, в которых дается характеристика иоаннитов .

Итак, до сего дня в историографии не было ни одной работы, в которой в полной мере было бы рассмотрено участие Русской Православной Церкви в общественной жизни Санкт-Петербурга в 1907- 1914 годах.

Источниковая база исследования обширна и разнообразна. В работе использованы документальные и повествовательные письменные исторические источники разных видов. Источниковой базой исследования, в первую очередь, послужили материалы 18 фондов трех архивов (РГИА, ЦГИА СПб и ОР РНБ), причем многие из них впервые вводятся в научный оборот.

Документальные источники представлены, прежде всего, законодательными актами. Часть из них определяет те традиционные условия, в которых церковь работала раньше и привыкла работать . Другие законодательные акты были приняты во время Первой российской

революции .

Важное место среди документальных источников занимают делопроизводственные источники. Важнейшие определения Синода обычно публиковались в официальном издании «Церковные Ведомости» .

Среди опубликованных отчетов следует назвать всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Синода по ведомству православного исповедания за 1907 - 1914 гг. Отчеты о состоянии Санкт-Петербургской епархии за данный период сохранились в фонде 796 канцелярии Синода РГИА и фонде 19 Петроградской консистории ЦГИА СПб .

Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадтский.Т. 1-2. М, 1994. Семенов-Тян-Шанский А. Отец Иоанн Кронштадтский. Обнинск, 1995. Киценко Н. Святой нашего времени: Отец Иоанн Кронштадтский и русский народ. М, 2006.

31 Свод законов Российской империи. Т. XV. Уголовное Уложение (статьи, введенные в действие). СПб.,
1909. Свод законов. Т. XV. Устав о наказаниях, налагаемых мировых мировыми судьями. СПб.,1885. Свод
законов Российской империи. Т. XIV. Устав о предупреждении и пресечении преступлений. - СПб., 1890.
Прил. 1 к ст.1 Уст. о пред. и пресеч. преет. Устав духовных консисторий. СПб., 1911.

32 Свод законов Российской империи. Т. І. Ч. I. Основные законы Российской империи. СПб., 1906. Указ «Об
укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 года// ПСЗ. С. III. Отд. I T.XXV. СПб. 1908. № 26125.
Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года// ПСЗ. Собр. III. Т.

XXV. СПб. 1908. № 26803. Временные правила о союзах и обществах 4 марта 1906 года// ПСЗ. Собр. III. Т.

XXVI. СПб., 1909. № 27479.

33Правила, определяющие отношение церковной власти к обществам и союзам, возникшим в недрах Православной Церкви и вне ее, и к общественно-политической и литературной деятельности церковных должностных лип//Церковные ведомости. 1906. № 48. С. 505-506. Правила об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви// Церковные ведомости. 1908. № 22. С. 190-196. От Святейшего Правительствующего Синода о борьбе с пьянством//Церковные ведомости. 1909. №24. С. 242-245. 34Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1905-1907 гг. - СПб. 1910.Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1908-1909 гг. - СПб. 1911. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1910 г. СПб., 1913.Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1911- 1912 гг. СПб., 1913. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1913 год. СПб., 1915. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1914 г. СПб., 1916. 35 РГИА. Ф.796. Оп.442. Д. 2229, 2290, 2348, 2407, 2473, 2473, 2598. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп.104. Д. 7.

Церковные организации также публиковали отчеты о своей деятельности . В фондах РГИА сохранились их печатные и рукописные отчеты . Отдельную и очень важную группу документальных делопроизводственных источников составляют уставы различных

организаций .

Значительная часть делопроизводственных источников, как уже отмечалось, извлечена из архивных фондов. Документы, сохранившиеся в фонде 796 канцелярии Святейшего Синода и фонде 797 канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода РГИА, позволяют выявить процесс и особенности принятия решений по разным вопросам общественной жизни.

Все документы вероисповедного характера, поступавшие в министерство внутренних дел, отправлялись в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (фонд 821) . Материалы о церковных

организациях сохранились в фонде 1284 Департамента общих дел и фонде 1288 Главного управления по делам местного хозяйства того же

министерства .

В фонде 776 Главного управления по делам печати министерства
внутренних дел проработаны материалы о периодических изданиях, тесно
связанных с иоаннитским движением, таких, как журнал «Кронштадтский
маяк» и газета «Гроза» . Деловое письмо главы Александро-Невского
общества трезвости к известной общественной деятельнице А.В. Щварц
обнаружено в личном фонде Щварц - Томилиных (ф. 1086)45. В фонде 802
Учебного комитета при Синоде сохранились документы о миссионере
Д.И.Боголюбове . Материалы, характеризующие деятельность

петербургского миссионера И.Г.Айвазова и его продвижение по службе, обнаружены в фонде 1409 Собственной его императорского величества

36 Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе
Православной Церкви за 1909 г. СПб., 1910. Отчет о деятельности Общества распространения религиозно-
нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1910г. - СПб., 1911. Отчет о деятельности
Общества распространения религиозно- нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1911 г.
СПб., 1912. Отчет о деятельности Общества распространения религиозно- нравственного просвещения в
духе Православной Церкви за 1912 г. СПб., 1913. Отчет Александро-Невского общества трезвости за 1912 г.
СПб., 1914. Отчет Сампсоновского Христианского братства в г. Санкт-Петербурге за 1909 год. СПб., 1910.
Из жизни Казанского братства трезвости. Вып. 1. СПб., 1910.

37 РГИА. Ф. 797. Оп. 80. Отд. 2. Ст. .3. Д. 141. Ч. 2. РГИА. Ф. 1288. Оп. 14. Д. 115е.

38 Устав приходских братств трезвости, утвержденный Петербургской консисторией.// Известия по Санкт-
Петербургской епархии. 1910. № 6-7. С. 6-10. РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 212. Д. 206.

39 РГИА. Ф.796.0п. 189. Дело 8442.0п. 190. Отд. 6. Ст. 3. Д. 51, 51а, 223.0п. 191. Отд. 1. Ст. 2а. Д. 175.0п.
191. Отд. 6. Ст. 3. Д. ЗЗб.Оп. 442. Д. 2229, 2290, 2348, 2407, 2473, 2473, 2598.

40 РГИА. Ф.797.0п. 65. Отд. 2. Ст. 3. Д. 413.0п. 78. Отд. 2. Ст. 3. Д. 84.0п. 78. Отд. 3. Ст. 4. Д. 54,202.

Оп. 79. Отд. 2. Ст. 3. Д. 267,ЗЗЗ.Оп. 80. Отд. 2. Ст. 3. Д. 141. Ч. 1. , 141. Ч. 2., Д. 507 б.Оп. 83. Отд. 2. Ст. З.Д.32, 253. Оп. 84. Отд. 2. Ст. 3. Д. 10, 574. 41РГИА. Ф. . Д. 199, 206, 207, 212, 253.

42 РГИА. Ф.1284. Оп. 187. Д. 163.

43 РГИА. Ф.1288. Оп. 14. Д. 115 в, 115 е.

44 РГИА. Ф.776.0п. 9. Д. 345, 1885,1886.

45 РГИА. Ф. 1086. Оп. 1. Д. 571.

46 РГИА. Ф. 802 Оп. 11. Д. 176.

канцелярии и фонде 1579 директора канцелярии обер-прокурора

Святейшего Синода В.И.Яцкевича .

Использованы также делопроизводственные источники,

сохранившиеся в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Значительная их часть размещается в фонде 19 Петроградской консистории: это переписка с различными инстанциями, сведения, собранные по распоряжению начальства, отчеты епархиальных миссионеров . Фонд 569 канцелярии Петроградского градоначальника располагает материалами, полученными в результате наблюдения за иоаннитами, а также сведениями о столичных обществах трезвости . Материалы об иоаннитах сохранились в фонде 2075 канцелярии Петербургского генерал-губернатора. Источники по истории трезвеннического движения и о взаимоотношениях его деятелей с духовенством собраны в фонде 680 религиозного общества последователей братца Иоанна Чурикова . Материалы по теме исследования также сохранились в фонде 2215 Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви и фонде 2216 Общества в память Иоанна Кронштадтского , а также в фонде 1304 Балтийского завода .

Из повествовательных источников использованы, прежде всего, источники личного происхождения - дневники и мемуары участников событий. Это, в первую очередь, воспоминания митрополитов Евлогия (Георгиевского) и Вениамина (Федченкова) и дневники отца Иоанна Кронштадтского . Некоторые воспоминания и дневники были созданы

жителями Петербурга . В Отделе рукописей РНБ хранится дневник секретаря Религиозно - философского общества С.П.Каблукова, в котором показаны скрытые стороны событий столичной жизни . В работе использованы дневниковые записи А.В.Богданович ,Л.А.Тихомирова , В.В.Розанова , мемуары С.Ю.Витте ДН.Гишшус и А.В.Тырковой-Вильямс , автобиографии Н.А.Бердяева и С.Н.Булгакова .

47 РГИА. Ф.1409. Оп. 16. Д. 428.

48РГИА. Ф. 1579. Оп. 1. Д. 5.

49ЦГИА СПб. Ф. 19.0п. 97. Д. бО.Оп. 99. Д. 15, 21.0п. 100. Д. 55, 56.0п. 101 Д. 2.0п. 104. Д. 7. Оп. 105.

Д.380.

50ЦГИА СПб. Ф.569. Оп. 13. Д. 16в, 335, 531, 908.Оп. 20. Д. 344.

51ЦГИА СПб. Ф. 680. Оп. 5. Д. 26, 30, 31, 40, 52.

52ЦГИА СПб. Ф. 2215. Оп. 1. Д. 12, 20.

53 ЦГИА СПб. Ф. 2216. Оп. 1. Д. 14.

54ЦГИА СПб. Ф. 1304. Оп. 1. Д. 3078.

55 Евлогий (Георгиевский) митр. Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского),
изложенные по его рассказам Т.М.Манухиной. М, 1994.

56 Митрополит Вениамин (Федченков). На рубеже двух эпох М, 1994.

57 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник 1908, май-ноябрь. М.; СПб. 2003.
58Засосов Д.А., Пызин В.И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. Л., 1991. Григорьев
М.А. Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое. СПб.,2005. Успенский Л.В. Записки старого
петербуржца: главы из кн. Л., 1990. Минцлов СР. Петербург в 1903-1910 годах. Рига,1931.

59 ОР РНБ.Ф. 322. С.П.Каблукова. Ед. хр. 3, 4, 7, 12, 14, 22.

60 Богданович А.В. Три последних самодержца. Дневник. М., 1990.

61 Тихомиров Л.А. Из дневника Л.Тихомирова.// Красный архив. 1933. Т.6 (61). С.83-128; 1935. Т.5 (72). С.
120 -159; Т. 6 (73). С. 170-190.

62 Розанов. В.В. Уединенное. М, 1990.

Ценным источником для изучения темы являются периодическая
печать и публицистика. Официальными изданиями Синода служили
журналы «Церковные Ведомости» и «Прибавления к Церковным
ведомостям» . Из православной прессы использованы также материалы
журналов «Русский паломник», «Православный путеводитель»,
«Миссионерское обозрение», «Церковный вестник», «Кронштадтский
пастырь» и газеты «Колокол» . Публикации по интересующей нас теме
помещали столичные издания: газета «Петербургский листок»,
простолыпинская газета «Россия», журнал «Исторический

вестник» .Журнал «Известия по Санкт-Петербургской епархии» публиковал официальные документы, хронику местной церковно-общественной жизни. В Петербурге выходили издания церковных обществ трезвости: «Трезвые всходы» и «Трезвая жизнь» . Еженедельный журнал «Кронштадтский маяк» (1906-1912 гг.) являлся неофициальным органом иоаннитского движения. Газета «Гроза» выступала в защиту иоаннитов , а

газета «Вече» публиковала материалы их противников .

Важным источником по теме исследования являются и отдельные публицистические сочинения. Значительная часть сочинений православных деятелей имела публицистический характер, и поэтому была использована в качестве источников . Работы исследователей, придерживавшихся иных

взглядов, также использованы в качестве источников . Лидеры религиозных

63 Витте СЮ. Воспоминания. М., 1960. В 3 тт. Т.З.

64 Гиппиус З.Н. Воспоминания. Тбилиси., 1991.

65 Тыркова-Вильямс А.В. То, чего больше не будет. М, 1998.

66 Бердяев Н.А. Самопознание. Л., 1991.

67 Булгаков С.Н. Автобиографическое// С.Н.Булгаков: pro et contra. Антология. Т.1. СПб., 2003. С.63-111.

68 Прибавления к Церковным ведомостям. 1908. № 9,30, 31. 1909. № 51-52. 1910. № 8. 1913. № 23.
69Русский паломник. 1907. № 33. Православный путеводитель. 1905. №1. Миссионерское обозрение. 1907
№10.1908 № 9. 1909 №11,12. 1910 №1,4. 1912. № 2. 1914. № 2, 3. Церковный вестник. 19П.№ 14-15.
Кронштадтский пастырь. 1912. .№ 48. Колокол. 1907 ноябрь.1909 июль, сентябрь. 1910 март.

70 Петербургский листок. 1905 март. 1907 апрель. Россия. 1909 июль, 1910 январь. Исторический вестник.
1909. № 8.

71 Известия по Санкт-Петербургской епархии, издаваемые при журнале «Отдых христианина». 1907. № 9.

1908. № 3. №4. 1910. № 6-7. 1912. № 19.1913. № 6.

72 Трезвые всходы.1911 № 12, 1912.№ 3. Трезвая жизнь. 1912 № 1,3.

73 Кронштадтский маяк. 1907. №11, № 52. 1908. № 44. 1909. № 41. 1910. № 2. 1912. № 2.

74 Гроза. 1909 октябрь,1912 апрель, ноябрь.1914 февраль.

75 Вече. 1909. 23 августа.

76 Боголюбов Д.И. Религиозно-общественное течения в современной русской жизни и наша православно-
христианская миссия. СПб., 1909. Боголюбов Д.И. О так называемых «иоаннитах» в русском народе. СПб.,

  1. Айвазов И.Г. Русское сектантство. М, 1915. Скворцов В.М. Миссионерский посох: православное миссионерство. Церковно-гражданские узаконения и распоряжения .Миссионерская методика и полемика . Вып. 1. СПб., 1912. Русские секты, их учения, культ и способы пропаганды. Братский труд членов IV миссионерского съезда (с портретами сектантов и картинами сектантских радений)/Ред. М.А.Кальнева. Одесса, 1911. Смолин И. Миссионерская памятка. СПб., 1914. Вениамин, иеромонах (Федченков). Подмена христианства. (К спорам о Чурикове, «братцах», странниках и проч.). СПб., 1911. Терлецкий В.Н. Очерки, исследования и статьи по сектантству. Вып. 1. Полтава, 1911. Терлецкий В.Н. Секта «иоаннитов». Полтава,

  2. Зубарев Е. Иоанниты прокляты отцом Иоанном Кронштадтским. Кострома, 1912. Арсений, игумен. Открытое письмо редактору-издателю журналов «Кронштадтский маяк», «Свет России» Н.И.Большакову и беседа б. синодального миссионера и главного учредителя союза русского народа о. Арсения. СПб., 1909.

77 Пругавин А.С. «Братцы» и трезвенники. Из области религиозных исканий. М.,1912.

движений и близкие им деятели оставили значительное публицистическое наследие .

Особое место среди публицистических материалов занимают назидательные книги, брошюры и листовки, издаваемые церковными

организациями .

Таким образом, можно утверждать, что тема исследования полно обеспечена источниковой базой.

Методологическая основа диссертации.

В основу исследования положены принципы историзма,
объективности, научной достоверности, признания причинно-следственной
закономерности событий, явлений и процессов. Для достижения цели и
решения задач исследования использовались методы исторического,
сравнительно-исторического, проблемно-хронологического и

источниковедческого анализа. Их применение обусловлено необходимостью реконструкции событий и явлений религиозно-общественной жизни Санкт-Петербурга, критического изучения и объективного интерпретирования документов, использованных в исследовании. Комплексный подход дает возможность системно изучать источники и историческую литературу. Метод исторического синтеза позволяет обобщить полученные выводы и создать картину участия Русской Православной Церкви в общественной жизни Петербурга.

Положения, выносимые на защиту:

  1. В 1907-1914 гг., после Первой российской революции, столичное православное духовенство активно пыталось приспособиться к новым условиям общественной жизни и повысить свой авторитет. Участие Русской Православной Церкви в мероприятиях общегосударственного значения характеризовалось скорее отведенным ей местом и ролью в них. Повседневная работа столичного православного духовенства с прихожанами отличалась большим разнообразием форм и методов. Самой значительной организацией, участвующей в общественно-религиозной жизни Петербурга, являлось Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви.

  2. В условиях повышенного интереса населения к иным вероучениям и снижения авторитета Православной Церкви, перед столичным православным духовенством встала задача оживить миссионерскую деятельность с

Чуриков И.А.Беседы «братца Иоанна» Чурикова. СПб., 1911. Чуриков И.А. Письма братца Иоанна Самарского (Чурикова)/ [Сост. Г.С. Афанасьев; Общество последователей братца Иоанна Чурикова]. СПб., 1995. Большаков Н.И. IV Всероссийский миссионерский съезд и современные ревнители православия. СПб.,1908. Большаков Н.И. Ложная защитница православия и "Черные вороны". СПб., 1908. Пустошкин В.Ф. Ещё днём закатилось солнце. СПб., 1908. Пустошкин В.Ф. Церковь Христова в опасности. СПб., 1908. Трегубов И.М. Мир с животными. СПб., 19Ю.Трегубов И.М. Миссионеры и братец Иоанн Чуриков.[СПб.],[1910.]. Трегубов И.М. День ангела братца Иоанна Чурикова 15 января 1914 года. СПб., 1914.

79 Миртов П.А. Братский призыв. СПб., [1914]. Апостолы трезвости. СПб., 1910. Не выдержал. СПб., 1907. Брат - христианин! СПб, [1913]. Иродово пиршество. СПб, [1913]. К Х- летию Литейного отделения Александро-Невского общества трезвости в С.-Петербурге. СПб., [1914].

привлечением прихожан и использованием накопленного опыта работы. В Петербурге в 1907-1914 гг. активизировались представители рациональных сект (пашковцы, баптисты, евангельские христиане), и православное духовенство вырабатывало методы противодействия их пропаганде.

  1. Организация православных братств и обществ трезвости помогла накопить опыт взаимодействия духовенства и верующих в решении проблем общественной жизни. Важным принципом их деятельности являлась установка на образ жизни, достойный православного христианина. В Санкт-Петербурге действовала самая крупная из российских организаций -Александро-Невское общество трезвости, которое в 1914 г. было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости.

  2. Духовные поиски в народной среде привели к организации новых религиозных движений (иоанниты, чуриковцы). Деятели официальной церкви должны были выработать свое отношение к ним. Новые массовые религиозные движения объединяла борьба за праведный, по их представлениям, образ жизни (подчеркнутая приверженность к православным идеалам, отказ от светской культуры, трезвость).

  3. Отношение петербургского духовенства и епархиальных властей к народному трезвенническому движению, возглавляемому братцем Иоанном Чуриковым, прошло в начале XX века два этапа. С 1907 г. до июня 1912 г. наблюдались попытки духовных властей поставить его под свой контроль. С июня 1912 г. до 1914 г. отмечались репрессии с привлечением светских властей против Чурикова и его «малое отлучение».

  4. Православная церковь, желая укрепить свой авторитет именем Иоанна Кронштадтского, столкнулась с движением, выходящим за рамки официального православия. Для движения иоаннитов характерно фанатичное почитание о. Иоанна Кронштадтского, вера в скорый конец света, формирование особого типа личности и своеобразного вида общины. Попытки организационного объединения иоаннитов были пресечены совместными усилиями духовных и светских властей. Часть петербургской церковной общественности, подчеркивая их праведность, выступала за их возвращение в лоно государственной церкви. Синод и многие миссионеры считали иоаннитство отходом от официального православия. В 1911-1914 гг. репрессии по отношению к иоаннитам привели к упадку движения.

7. После преобразований в законодательной и общественно-
политической сфере Русская Православная Церковь и духовенство
попытались действовать по-новому в изменившихся условиях и
конкурировать со своими оппонентами в религиозной сфере
(представителями рациональных сект) или сотрудничать с не совсем
каноничными народно-религиозными движениями. Однако действия
методами убеждения и пропаганды требовали слишком много непривычных
усилий, в том числе активного привлечения мирян, и не давали быстрых
желаемых результатов. Церковным деятелям пришлось обратиться за
помощью к светским властям. Победила позиция тех деятелей, которые
хотели вернуться к традиционным административным методам.

Научная новизна работы. Диссертация является первым комплексным исследованием, посвященным выявлению основных направлений и форм участия Русской Православной Церкви в общественной жизни Петербурга в 1907-1914 гг. Период, определенный хронологическими рамками исследования, является малоизученным. Данная работа является попыткой исследования многообразия взглядов и способов личного участия представителей Русской Православной Церкви в общественной жизни Петербурга.

В диссертационной работе выяснены региональные особенности участия церкви в общественной жизни Санкт-Петербурга и процесс реализации решений Святейшего Синода на местном уровне. Выявлены трудности, с которыми приходилось сталкиваться духовенству в 1907-1914 гг., и разнообразие его подходов к явлениям общественной жизни.

Исследование показывает, что духовные поиски различных категорий православного населения реализовывались в таких формах общественной жизни, как формальные и неформальные организации или движения. Впервые показано, что взгляды членов Святейшего Синода и части столичных православных деятелей относительно иоаннитов и чуриковцев значительно различались.

В научный оборот вводятся многие вновь выявленные архивные источники и публицистическая литература, которая ранее не использовались историками.

Теоретическая значимость исследования.

Работа призвана восполнить отсутствие в историографии исследований по проблеме участия Русской Православной Церкви в общественной жизни Санкт-Петербурга в период 1907-1914 гг. Результаты исследования могут использоваться при определении новых подходов в изучении истории церкви и общественной жизни России. Положения диссертации дают возможность более широко осмыслить исторический опыт церковно-общественной жизни начала XX века и могут служить основой для новых исследований в области истории Русской Православной Церкви, общественной жизни Санкт-Петербурга.

Практическая значимость исследования.

Материалы и выводы диссертационного исследования могут использоваться в общих работах по истории России, истории Русской Православной Церкви и духовенства, а также по истории Петербурга. Положения и выводы диссертации могут привлекаться для подготовки общих курсов по истории России, курсов по истории Русской Православной Церкви, курсах по выбору, посвященных истории сословий в России, истории общественной жизни в Петербурге в начале XX века.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертации нашли отражение в публикациях автора по теме, были представлены на «Герценовских чтениях» (Санкт-Петербург, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.), на научных конференциях молодых ученых «Науки о культуре - шаг в XXI век» (Москва,

2004), XXII и XXV Международных научных конференциях ассоциации исторической психологии (Санкт-Петербург, 2007 и 2009 г.), всероссийской научно-практической конференции «Международное и национальное правосудие: теория, история, практика» (2010 г.), XV ежегодной конференции Российской библиотечной ассоциации (Томск, 2010 г.). По теме диссертации опубликовано 15 статей.

Структура работы. Структура исследования определена задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Использовано 238 наименований источников и 104 наименования литературы. Объем работы: 239 печатных страниц.

Главные направления, формы и методы работы столичного православного духовенства с прихожанами

Он подчеркивает, что «в петербургском городском ритуале церковное, традиционное и светское оказываются в неразрывной связи: его компонентами становятся как церковный обряд, так и придворно-воинский церемониал»43. Проведение важнейшего православного праздника Пасхи в Москве и Петербурге на рубеже XIX - XX вв. проанализировано в статье Н.Д. Рогожиной. Автор считает, что «в итоге религия, церковь и церковные торжества стали возвращать себе прежнее значение в обществе»44.

Одной из самых популярных тем современной историографии является благотворительная деятельность Русской Православной Церкви. Благотворительная деятельность церкви на протяжении всей ее истории показана в работе Е.А. Вороновой. В ней даются определения понятий «благотворительность», «социальный институт» и определены социальные функции церкви. История самой православной благотворительности, в том числе, раздел, посвященный Санкт-Петербургской епархии, изложена очень схематично45. В работе петербургского историка А.Р. Соколова отдельная глава посвящена проблеме развития приходской и других форм околоцерковной благотворительности в конце XIX века46. В исследовании Д.А. Пашенцева рассматривается церковная благотворительность в конце XIX - начале XX века 7. Автор проанализировал особенности благотворительных инициатив церкви, исследовал содержание, формы и методы благотворительной деятельности. Д.А. Пашенцев выделил три уровня осуществления церковной благотворительности: синодальный, епархиальный и местный (приходской). Значительно шире поставлена проблема взаимоотношений Православной Церкви и общества в монографии С.Г.Зубановой «Социальное служение Русской Православной Церкви в XIX веке». Хронологически работа не захватывает рамки данного исследования, но рассмотрение направлений, форм и методов влияния духовенства на состояние общества, участие в благотворительности и другие аспекты методологически оказалось очень полезным при подготовке диссертации. С.Г.Зубанова предлагает авторское определение категории «социальное служение церкви»48. Статья Т.И. Чистяковой содержит общий очерк христианской благотворительности в Петербурге с использованием хорошо известных дореволюционных работ по теме и без обращения к архивным материалам49.

В статьях Ю. Максимова и В. Цыганкова показана работа православных обществ трезвости и участие церковных деятелей в борьбе за народную трезвость в дореволюционной России с целью использования их опыта в современных условиях5 . Деятельность православных трезвенных организаций в 1907-1914 гг. нашла отражение в исследовании А. Л. Афанасьева51. Автор раскрыл деятельность разных обществ трезвости, в том числе и церковных, но недостаточно определил их особенности. Историю движения трезвенников-чуриковцев он также рассмотрел только с позиции их антиалкогольной деятельности. В последнее время появились работы, посвященные православному движению за трезвость в отдельных регионах . В статье Н.Г. Жуковой дается очерк деятельности обществ трезвости при церквах Санкт-Петербургской епархии на основе изучения печатных отчетов и материалов ЦГИА СПб . Значительное место в статье занимает перечисление фондов ЦГИА СПб и весьма поверхностная характеристика документов из них по заявленной теме.

Отдельную группу научных трудов составляют произведения, посвященные деятельности течений и сект, наиболее активно противостоящих Русской Православной Церкви в Санкт-Петербурге. Многочисленные труды православных духовных лиц, посвященные сектантам, отличаются однозначностью в подаче материала и обычно носят публицистический характер54. Известным советским историком сектантства являлся А.И.Клибанов. В своем исследовании он подробно излагает историю различных сект (евангельских христиан, баптистов, пашковцев) в конце XIX начале XX века, почти не затрагивая вопрос об их противостоянии Православной Церкви 55. Среди современных исследований значительный интерес представляет работа Л.Н. Митрохина, в которой рассматривается не только деятельность баптистов, но и близких к ним евангельских христиан, а также пашковцев . В работе Н.И.Юдина «Чуриковщина» дается развернутый очерк этого народного трезвеннического движения с его возникновения до 60-х годов XX века. Главная цель работы - разоблачение взглядов чуриковцев. Очень непростые отношения церкви и лидера движения И.А. Чурикова показаны весьма упрощенно. Движение иоаннитов рассматривалось в литературе, посвященной Иоанну Кронштадтскому. В работе Н.С. Гордиенко подчеркивалось, что по требованию духовных властей Иоанну Кронштадтский осудил иоаннитов, но как секта они продолжали существовать .

Столичное духовенство и поиски новых методов миссионерской деятельности

После революции 1905-1907 гг. перед столичным духовенством в работе с паствой встали новые задачи, вызванные изменениями в общественно-политической обстановке и в законодательстве. Духовенство в столице раньше, чем в других регионах, столкнулось с новыми явлениями в религиозно-общественной жизни. Духовные лица вынуждены были противостоять тому, что их паства активно интересовалась разнообразными вероучениями, внимала различным проповедникам и «братцам». Во время революции 1905-1907 гг. среди населения наблюдался интерес к социалистическому учению и критике религии, после нее ситуация несколько изменилась, и не только в среде образованных людей. Для понимания специфики задач, стоящих перед петербургским духовенством рассмотрим подробнее законодательные изменения, общественные и социально-психологические обстоятельства и особенности города Петербурга как российской столицы в 1907 - 1914 гг.

Во-первых, в ходе революции произошли значительные изменения в законах, регулирующих религиозную и общественную жизнь Российской империи. Указ 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» отменял преследование за отпадение от православной веры в другое христианское исповедание или вероучение, разрешал старообрядческим и сектантским общинам совершение общественных молений и сооружение молитвенных старообрядческих и сектантских домов. Важным положением закона являлось деление вероучений на «а) старообрядческие согласия, б) сектантство и в) последователей изуверных учений, самая принадлежность к коим наказуема в уголовном порядке» . В дальнейшем государственная церковь использовала тактику объявления той или иной секты «изуверной» и подводила ее под уголовное преследование. Манифест 17 октября 1905 г. даровал подданным российского императора «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» .

Законодательное изменение положения представителей неправославных исповеданий приводит к росту их активности в общественной жизни Петербурга. Особое место в новом законодательстве занимали «Временные правила об обществах и союзах» 4 марта 1906 г. В статье 4-й правил было указано, что действие настоящего узаконения не распространялось союзы и общества, преследующие религиозные цели173. Соответственно, любое общество, если выяснялось, что оно преследует религиозные цели, могло быть закрыто после рассмотрения дела в соответствующих органах. В Санкт-Петербурге в этом случае градоначальник обращался в городское по делам об обществах присутствие174. По определению Синода от 18-25 ноября были опубликованы «Правила, определяющие отношение церковной власти к обществам и союзам, возникшим в недрах Православной Церкви и вне ее, и к общественно-политической и литературной деятельности церковных должностных лиц»175.

Они разъясняли, что любые общественные организации православных христиан, возникающие с целью распространения православного вероучения, могут создаваться только с разрешения и благословения церковной власти и обязательно под руководством духовных лиц. В такой ситуации все организации, основывающие свою деятельность на православных началах и внесшие данное положение в устав, должны были обращаться к церковной власти, и она принимала решение об их открытии.

После законодательных изменений Русская Православная Церковь, оставаясь господствующим вероисповеданием, оказалась в невыгодном положении по сравнению с другими вероисповеданиями. Отрицательную роль играло единение Русской Православной Церкви со светской властью. Православное население в религиозно-общественной жизни могло действовать только под строгим контролем духовных властей. Это было особенно заметно на фоне развернувших активную деятельность представителей других конфессий. Кроме того, на протяжении всего периода в обществе сохранялось ожидание дальнейших изменений в законодательном положении православного и других вероисповеданий, что угрожало духовенству новыми проблемами. Особенно это касалось законопроектов о свободе совести. Их реализация, ведущая к идее отделения церкви от государства, нарушала положение Русской Православной Церкви как первенствующего и господствующего вероисповедания. Впрочем, на подобный шаг власти не решились17 .

Государственная Дума также была инстанцией, куда обращались так или иначе притесняемые Русской Православной Церковью. Известны два случая заступничества членов Думы за лидера трезвеннического движения братца Иоанна (Чурикова) и его сторонников . Среди нерешенных законодательных проблем на протяжении уже длительного времени находился вопрос о реформе прихода. Он так и не был решен, хотя неоднократно поднимался . Эта проблема лежит за рамками исследования, поэтому отметим, что руководителям Русской Православной Церкви приходилось постоянно предпринимать попытки оживления приходской жизни. К примеру, 18 ноября 1905 г. состоялось определение

Духовные власти Санкт-Петербурга и чуриковцы

Определением Синода от 24-25 июля 1912 года представленный план был принят, но в пунктах 1 и 4 оказались изменения. К пункту 1 добавили, что памятные богослужения следовало провести не только в Казанском, но Петропавловском соборе. В пункте 4 исключили из проходящего в Казанском соборе возглашение заупокойной ектений с поминовением Александра I и павших вождей и воинов. На этом определении сделана надпись исполняющего обязанности обер-прокурора Синода П.С. Даманского, что оно заменено определением от 2 августа243. По определению Синода 2 августа 1912 изменения в пункте 1 оставили, а вот об изменении пункта 4 вовсе не упоминалось. Видимо, это объясняется тем, что в предложениях военного министерства была предусмотрено возглашение заупокойной ектений с поминовением Александра I и павших вождей и воинов, одобренным императором в Казанском соборе244. Получалось, что Синод в предыдущем определении предполагал сократить количество мероприятий в Казанском соборе, а затем вновь их увеличил. Важную часть празднования составил крестный ход из Исаакиевского собора в Казанский, а затем на Дворцовую площадь и обратно к указанным соборам. Участниками его являлись служащие государственных учреждений245. План предполагал, что главными участниками праздника в столице станут военные и представители духовенства. Прихожане должны были заслушать в местных церквах манифест по случаю юбилея24 .

Во второй день праздника даже после возвращения крестного хода с Дворцовой площади в Казанский собор рядовых прихожан не сразу пустили в храм. В прессе сообщалось, что «огромные массы народа ... двинулись, было с пением молитв в собор, но были оттеснены» 47. Доступ в храм для них был открыт только после отъезда официальных лиц. Люди хлынули в собор и пели молитвы перед чудотворной иконой.

Юбилейные торжества приводили к дискуссиям по поводу прошлого. Петербургский исследователь В.В. Лапин рассмотрел полемику в прессе, возникшую в связи с празднованием юбилея Отечественной войны 1812 года. Он обратил внимание на то, что в изданиях разных политических направлений в связи с политической конъюнктурой подчеркивалось непатриотичное поведение большинства священнослужителей в годы Отечественной войны 1812 года . Церковные власти, наоборот, стремились через обращение к прошлому поднять авторитет православного духовенства. В проекте программы празднования имелся пункт о сборе сведений об «отличившихся своим поведением и подвигами» священниках военных частей» . Удалось собрать материалы только об этой одной категории священнослужителей - военном духовенстве. Собранные сведения затем были опубликованы отдельным изданием .

Сам праздник и события вокруг него показали, что власть предпочитала заранее подготовленные мероприятия, отводя церкви «обслуживающую» роль. Преимущество Русской Православной Церкви и духовенства состояло в том, что только ее служители принимали участие в официальных мероприятиях и на них возложены воспитательно-патриотические функции.

Самым ярким событием среди юбилейных торжеств стало празднование 300-летия восшествия на престол династии Романовых. В процессе подготовки этого юбилея были случаи инициативы «снизу». В 1908 году главный совет Союза русского народа выступил с инициативой построить к торжествам храм на Троицкой площади и получил разрешение от Синода ежегодно в праздник Пресвятой Богородицы проводить сбор в церквах империи . Население смотрело на сборщиков, как на людей, «делавших не всероссийское дело, а свое партийное», поэтому средств собрали мало . Отрицательную роль сыграли разногласия, возникшие в руководстве Союза русского народа при формировании строительного комитета. В 1911 году Синод запретил Союзу русского народа проводить сбор на строительство храма. Духовные власти посчитали, что политическая партия «не отражает во всей полноте патриотических чувств всего многомиллионного русского народа»253. В 1913 году Союз русского народа попытался выступить с инициативой о постройке на Троицкой площади храма в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых254, но она не получила поддержки властей255. К этому времени уже развернулось строительство другого юбилейного храма - церкви Божьей Матери Федоровской подворья Федоровского мужского монастыря256. Духовные власти стремились продемонстрировать единение общества по случаю юбилея дома Романовых, и потому все же не поддержали инициативу Союза русского народа.

Романовские торжества включали и. мероприятия церковного характера. При выборе дня всероссийского празднования комитет для устройства празднования трехсотлетия царствования дома Романовых рассматривал три варианта: 21 февраля - избрание Михаила Федоровича на царство земским собором, 14 марта - прием им посольства, прибывшего просить его занять престол, и 11 июля - день церковного венчания его на царство. Ведомство православного исповедания, министерства морское и юстиции предлагали выбрать 11 июля. Они мотивировали выбор даты тем, что «в историческом сознании русского народа власть самодержавного царя, как помазанника Божия, приемлет свое духовное начало только со времен освящения ее божественной благодатью» . Юбилейный комитет и Совет министров выбрали 21 февраля. Император Николай II также посчитал, что 21 февраля должно стать «днем главного праздника» . Общий ход юбилейных торжеств был отражен в высочайше утвержденном церемониале торжественного празднования 300-летия царствования дома 259 Романовых .

Церковная часть церемонии проведения празднования 300-летия Романовых потребовала значительных согласований. По указу Синода комиссия во главе с митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром подготовила порядок церковного празднования в столице260. Даже при его утверждении Синод делал оговорку: «При осуществлении сих предложений делать, в случае надобности, по соглашению с подлежащими светскими властями, отступления от означенных предложений» . 20 февраля следовало во всех церквах совершать панихиды с поминовением на них умерших членов дома Романовых. 21 февраля 1913 года начиналось официальное празднование 300-летия дома Романовых, и был главный день торжеств в Санкт-Петербурге. Во всех церквах столицы следовало совершить торжественные литургии с произнесением на них поучений и благодарственных молебствований и возглашением многолетия императору, членам его семьи и всему царствующему дому. Также предполагалось соединять богослужения с «цельнодневным в церквах звоном» .

Православное духовенство Санкт-Петербурга и движение иоаннитов в 1908-1910 гг

В православных приходах создавались народно-миссионерские союзы или курсы для изучения «заблуждений петербургских сектантов со специальной целью миссионерской борьбы». В апреле 1909 года их было четыре: Воскресенский у Варшавского вокзала, Иоанно-Предтеченский на Выборгской стороне, Матфиевский на Петербургской стороне, Николаевский на Балтийском заводе366.

На Балтийском заводе православно-апологетические курсы возникли по инициативе миссионера Д.И.Боголюбова. В октябре 1908 года он обратился к начальнику Балтийского завода с докладной запиской, в которой обосновывал необходимость открытия курсов для рабочих. Причины для этого были указаны обычные: «наседает безбожие», «православие у нас расшатывают всякого рода секты». По мнению миссионера, церковь должна была перейти «в более интимное воздействие на народ вне церковных собраний». Боголюбов подчеркивал, что на курсах будут изучать «те виды сектантства, которые угрожают рабочим Балтийского завода» . От директора требовалось разрешение проводить курсы в столовой церкви и бесплатно пользоваться электричеством, а также приобретение соответствующей литературы . Для организации курсов понадобилось обращение к местному приставу, благочинному и протопресвитеру военного и морского духовенства, так как Балтийский завод подчинялся военному ведомству. В конце концов, православно-апологетические или народно-миссионерские курсы были открыты и начали работать по четвергам в 8 часов вечера с 30 октября 1908 года . В объявлении о них говорилось: «Курсисты имеют право ставить возражения миссионеру-проповеднику, но в мирно-христианском духе» 7 .

Служители петербургских церквей в миссионерской деятельности перенимали методы своих идейных противников: «По выяснении, что сектантские собрания привлекательны для православных, между прочим, общим пением сектантских стихов, [миссионерский] совет всячески содействовал общенародному пению церковных песнопений во время миссионерских бесед» . Совет издавал выпуски избранных песнопений. Сектанты бесплатно раздавали свои листовки, а их литературу распространяли книгоноши. Православные книгоноши вытеснили некоторых из них с Обуховского сталелитейного и Невского судостроительного заводов. Миссионерский совет в феврале 1909 года стал издавать свой листок «Слово жизни», каждый выпуск которого посвящен определённой теме. В выпуске № 2 разъяснялось, кто такие молокане, баптисты и пашковцы . В ряде других листков разоблачалось вероучение баптистов, но авторы разоблачительных публикаций не называли своих идеологических противников. В помощь начинающим миссионерам выпускали специальные пособия. «Миссионерская памятка», составленная диаконом И.Смолиным, содержала сведения обо всех русских сектах и их вероучениях, а также схемы бесед по различным вопросам веры . Она была выпущена необычным форматом - брошюра была узкой, а если ее разделить на отдельные листы по отдельным вопросам (такой вариант тоже предполагался), то такие листы могли бы служить закладками для Библии во время миссионерских бесед374.

Необходимость планомерного развития миссионерской деятельности была признана Синодом. В марте 1913 года последовало разрешение императора на учреждение при нем миссионерского совета для координации миссионерской работы, обмена опытом в этом направлении Одной из важнейших причин его создания было стремление к единообразию в миссионерской работе, поскольку «различие в способах и средствах

Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за церковному делу» . В миссионерской сфере у Русской Православной Церкви появился свой объединяющий высший орган. Председателем его назначили архиепископа Финляндского Сергия .

Остановимся на противостоянии духовных властей и православных деятелей сектам, которые признавалась наиболее опасными для церкви в Петербурге. В отчете обер-прокурора за 1910 год в сводной таблице по старообрядчеству и сектантству было отмечено, в каких епархиях наибольшее распространение получили те или иные из них. Как уже говорилось, в столице значительную активность проявляли именно секты. В 47Q таблице были названы штудобаптисты, иоанниты , адвентисты . В начале XX века столичное духовенство вынуждено было противостоять тому, что его паства активно интересовалась вероучениями так называемых рациональных сект. В столице наибольшей активностью отличались баптисты, пашковцы, евангельские христиане. Переходы в католичество или лютеранство, по наблюдениям столичного духовенства, были связаны с событиями личной жизни, попыткой улучшить материальное положение и реже с принятием положений этих вероучений . Количество их оставалось постоянным на протяжении длительного времени. В епархиальном отчете отмечалось: «Гораздо более тревожными симптомами в религиозных настроениях паствы петербургской являются переходы православных в сектанство»3 .

Похожие диссертации на Русская Православная Церковь в общественной жизни Санкт-Петербурга : 1907-1914 гг.