Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья Рыженков, Виталий Юрьевич

Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья
<
Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыженков, Виталий Юрьевич. Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рыженков Виталий Юрьевич; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2011.- 342 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/717

Введение к работе

Актуальность работы. Имя режиссера, драматурга, историка и теоретика театра Николая Николаевича Евреинова (1879-1953) сегодня знакомо в основном лишь специалистам из числа театроведов и историков культуры. Между тем, Евреинов является одним из четырех выдающихся режиссеров-реформаторов сцены начала XX века. Вместе с К.С. Станиславским, В.Э. Мейерхольдом и А.Я. Таировым имя Евреинова упомянуто в статье энциклопедии «Британника», посвященной известнейшим режиссерам русского театра начала XX века, чей совокупный вклад в развитие русского и мирового театра поистине огромен. Но в отличие от коллег, которые до конца своей жизни работали на родине, Н. Евреинов в 1925г. покинул Советскую Россию и до своей кончины в 1953г. жил за границей. В связи с этим режиссер был почти вычеркнут из истории русской и советской культуры, а его творческое наследие не получило на родине заслуженной оценки. Лишь после политических изменений конца 1980-х годов началось возвращение имени Евреинова на родину и постепенное изучение его обширного творческого наследия. Таким образом, жизнь и творческая деятельность Н.Н. Евреинова недостаточно исследованы, а его вклад в российскую и иностранную культуру в отечественной науке советского периода был недооценен. В настоящее время исследователями создан ряд работ, в которых освещаются различные аспекты творческой деятельности Н.Н. Евреинова, но практически нет обобщающих трудов, в которых его режиссерская, драматургическая, исследовательская деятельность была бы рассмотрена комплексно и последовательно, в историческом контексте культурной и политической эпохи, будь то Серебряный век, Советская Россия, Зарубежье.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней сделана первая попытка создания полного жизнеописания режиссера, охватывающего малоисследованный российский и совершенно неисследованный эмигрантский периоды его деятельности. В работе объективно оцениваются его достижения дореволюционного, советского, эмигрантского периода и соотношение его творчества с культурным контекстом Серебряного века, театральной политикой Советской власти и духовной жизнью Русского зарубежья.

Цель диссертационной работы - создать полную биографию Н.Н. Евреинова и определить его место в культурной жизни дореволюционной и Советской России, и в русской и иностранной культуре зарубежья.

Основные задачи исследования: 1. Подробный анализ дореволюционного периода жизни и творчества

режиссера и определение места Н.Н. Евреинова в культурной жизни

Серебряного века.

1 Theatrical production: Developments in Russia and the Soviet Union. The great directors. II The New Encyclopaedia Britannica. 15-ed. Macropaedia. Vol.28. Chicago, 1994. P.596-597.

  1. Изучение основных направлений деятельности Н.Н. Евреинова в период революции и Гражданской войны.

  2. Анализ творческих достижений Н.Н. Евреинова в Советской России и определение вклада в новую советскую культуру и степени соответствия его творчества новой политической и культурной реальности Советской России.

  3. Анализ достижений эмигрантского периода жизни и творчества режиссера и освещение его места в русской зарубежной культуре.

  4. Определение значения эмигрантского периода творчества в биографии Н.Н. Евреинова.

Объект исследования - жизнь и творческая деятельность Николая Николаевича Евреинова (1879-1953).

Предмет исследования - результаты работы Н.Н. Евреинова в области театра: драматические произведения, режиссерские постановки, публицистические, историко-театральные и теоретико-театральные работы.

Хронологические рамки исследования соответствуют годам жизни и творчества режиссера Н.Н. Евреинова: 1879-1953гг.

Методология исследования. В основу диссертации положены принципы обращения к первоисточнику, историзма и объективности. При написании биографии Н.Н. Евреинова, построенной по проблемно-хронологическому принципу, автором были использованы следующие методы исторического исследования:

биографический: изучение различных аспектов деятельности Н.Н. Евреинова в каждом из трех этапов его жизни: дореволюционном, советском, эмигрантском, личных отношений с родными, друзьями, коллегами.

историко-генетический: поиск истоков творчества Н.Н. Евреинова, причин тех или иных его поступков через анализ событий, тенденций, атмосферы общественной и культурной жизни;

сравнительно-исторический: сопоставление и анализ этапов жизненного пути Н.Н. Евреинова, его творческих достижений; в источниковедческом плане - соотнесение оценок его произведений и постановок, данных самим Н.Н. Евреиновым, театральными критиками, современными исследователями.

В работе применены также методы литературоведения (анализ темы и идеи драматических произведений) и театроведения (анализ и критика театральных постановок Н.Н. Евреинова и его режиссерских методов). Таким образом, данное исследование, построенное на стыке общей истории, истории культуры и театроведения, носит междисциплинарный характер и является историко-культурным.

Положения, выносимые на защиту:

1. Н.Н. Евреинов являлся одним из ведущих театральных деятелей периода Серебряного века русской культуры.

  1. Творческая деятельность Н.Н. Евреинова в Советской России оказала значительное влияние на развитие культуры в первые годы советской власти и не противоречила ее театральной политике.

  2. Эмиграция Н.Н. Евреинова была обусловлена, в значительной степени, творческими причинами.

  3. Достижения зарубежного периода творчества Н.Н. Евреинова качественно уступали достижениям российского периода.

Практическая значимость работы

Выводы и обобщения диссертации могут найти применение в научных исследованиях ученых, посвященных вопросам истории русской культуры, истории российского и русского театра в эмиграции. Они также могут быть использованы в учебном процессе при подготовке соответствующих тем курсов «История России», «История русской культуры XX века», «История русского зарубежья», материалов спецкурсов и спецсеминаров, и при написании соответствующих учебных пособий, которые рассматривают историю русской культуры первой половины XX века.

Степень изученности темы исследования

К настоящему времени полной биографии Н.Н. Евреинова еще не написано, однако существует большое число публикаций, в которых дается оценка отдельных этапов творческой деятельности режиссера.

Первые работы, открывающие список исследований жизни и творчества Н.Н. Евреинова вышли еще до его эмиграции. В работе футуриста В. Каменского «Книга о Евреинове», носящей характер скорее не монографии, а дружеского рассказа, излагаются основные факты биографии режиссера до 1917г. и дается оценка его театральной теории. Текст полон красочных эпитетов и хвалебных речей, в которых отчасти теряется фактическое содержание. Но В. Каменскому это простительно - долгие годы автор и герой книги поддерживали теплые дружеские отношения и являлись творческими единомышленниками. Другая не менее восторженная работа, имеющая монографический характер, вышла в последний год пребывания режиссера на родине. Ее автор, профессор Б.В. Казанский, в панегирическом духе анализирует источники, структуру и, конечно, значение сценической системы и теории Евреинова для отечественного и мирового театра.

С уверенностью можно сказать, что окончательный отъезд Н. Евреинова за границу в 1925г. стал причиной его относительного забвения на родине. Сказать, что о Евреинове после начала эмиграции совсем ничего не писали -нельзя. Наоборот, его довольно часто упоминали, но как фигуру малозначительную среди прочих авангардистов и эстетов межреволюционного десятилетия и первых лет Советской власти. Работ, в которых творчество Евреинова рассматривалось бы подробнее и глубже,

1 Каменский В. Книга о Евреинове. Пг., 1917.

2 Казанский Б.В. Метод театра. (Анализ системы Н.Н. Евреинова). Л., 1925.

немного. В основном - это общие труды по истории отечественного театра, в которых его деятельность оценивалась негативно. Череду критических оценок о творчестве режиссера открывает первый и единственный том «Истории Советского театра» (1933г.), в котором творчество Евреинова получило унизительный ярлык «эстетства». Все театральные теории режиссера, были названы фашистскими, а сам Евреинов - фашистом. Авторы книги даже пьесу Н. Евреинова «Самое главное» предлагали считать фашисткой и реакционной. Только массовую театрализованную постановку «Взятие Зимнего дворца», главным режиссером которой был Н.Н. Евреинов, авторы склонны считать успешной. Одним словом, классовый подход авторов и их стремление опорочить эмигрировавшего режиссера создали жуткий образ Евреинова и его творчества, надолго закрепившийся в литературе и в сознании театроведов. Такая полная противоречий и домыслов оценка деятельности Евреинова нанесла серьезный вред дальнейшему изучению его биографии.

И в то же время, благодаря хронологической близости к описываемым событиям, «История Советского театра» 1933г. содержит ряд фактов, которые позднее, даже в таком критическом ключе, не упоминались. Например, номер Н.Н. Евреинова «Хор Большевиков-частушечников», представлявшийся в кабаре «Привал Комедиантов», в августе 1917г.

Автор следующей общей работы «Очерки по истории русского драматического театра» С.С. Данилов, анализируя творчество режиссера, делает акцент на его теории, называя ее «субъективно идеалистической» и «глубоко реакционной», но упоминаний о фашизме уже нет. Эмиграция режиссера, согласно автору, вполне закономерна, ибо после Октябрьской революции Евреинов уже не мог «продолжать прятаться за иллюзорное отношение к действительности». Слабая с фактической стороны, отягощенная идеологическими задачами борьбы с идеализмом, формализмом, «космополитизмом и низкопоклонничеством перед западом», работа имеет небольшую ценность для исследователя, но представляет интерес как оценка Н. Евреинова в период апогея сталинизма.

В период «Оттепели» отношение к творческому наследию Н.Н. Евреинова стало более лояльным. Во втором томе Театральной энциклопедии, вышедшем в 1963г. впервые появилась отдельная статья о Н.Н. Евреинове, весьма информативная по содержанию и нейтральная по характеру.

Более жесткие оценки творчества Н.Н. Евреинова прозвучали в первом томе новой «Истории советского драматического театра», опубликованном в 1966г. С постепенным завершением «Оттепели» критика Евреинова возобновилась, хотя и носила более умеренный характер. Теории режиссера

1 История Советского театра. Т. 1: Петроградские театры на пороге октября и в эпоху военного коммунизма.
1917-1921. /Под ред. В.Е. Рафаловича. Л., 1933.

2 Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра. М.; Л., 1948.

3 Там же. С.491.

4 Театральная энциклопедия: В 5 т. Т.2: Гловацкий - Кетуракис. / Глав. ред. П.А. Марков. М., 1963.

5 История советского драматического театра: В 6 т. Т.1: 1917-1920. М, 1966.

по-прежнему считались реакционными, но в то же время не лишенными революционных идей. Сотрудничество режиссера с советской властью авторы оценивали скорее как смирение с ней, а не как искреннюю службу новому искусству. Массовое празднество на Дворцовой площади тоже было оценено своеобразно: участие в нем «режиссеров-символистов», по мнению авторов книги, не пошло на пользу постановке. Пьеса «Самое главное» в их понимании была подтверждением «реакционного характера теорий Евреинова». Наконец, авторы впервые выдвинули оригинальную мысль о связи идей Евреинова и Пролеткульта, поскольку теория Евреинова о всеобщей театрализации жизни была высоко оценена П. Керженцевым. В этом моменте совпали во многом критика Пролеткульта и критика «реакционных» идей Евреинова.

В 1970-е годы режиссерская деятельность Евреинова была подробно разобрана в монографии Д. Золотницкого «Зори театрального Октября», посвященной театрам периода Военного коммунизма. Исходя из идей «Истории советского театра» 1933г., но, подкрепляя свое мнение разнообразными источниками и обращаясь к дореволюционным постановкам Евреинова, Золотницкий достаточно объективно рассмотрел творчество режиссера. Разумеется, признать положительными достижения Евреинова он не мог, но теперь основные обвинения сводились к непониманию задач революции и постановке «нереволюционной» пьесы Н.Н. Евреинова «Самое главное» в Петроградском театре революционной сатиры «Вольная комедия», которая, как считает Д. Золотницкий, своим успехом нанесла огромный вред «идеологической линии» театра. Теории режиссера традиционно названы субъективно-идеалистическими. Разбирая причины отъезда режиссера за рубеж, автор наивно доверился сведениям из частного письма А.Р. Кугеля, руководителя театра «Кривое зеркало», в котором Н. Евреинов был режиссером, опубликованного 1 апреля 1925г. в «Красной газете». В нем Кугель обвинил режиссера в том, что тот воспользовался гастролями театра в Польше, дабы получить загранпаспорт и бежать из СССР. Учитывая конфликт между Кугелем и Евреиновым и их личные неприязненные отношения, а также частный характер письма, доверять этому источнику, очевидно, не следовало.

Итог советскому периоду в изучении творчества Н.Н. Евреинова подводился в седьмом томе «Истории русского драматического театра». Впервые творчество режиссера было представлено относительно полно и объективно, что позволяет создать впечатление о нем как о видном деятеле отечественного театра первой четверти XX века. Авторы практически освободились от штампов «Истории Советского театра» 1933г., предвосхищая полноценное возвращение имени Н. Евреинова в историю русской культуры.

1 История советского драматического театра: В 6 т. Т.1: 1917-1920. М, 1966. С.187.

2 Золотницкий Д. Зори театрального Октября. Л., 1976.

3 История русского драматического театра: В 7 т. Т.7: 1898-1917. М, 1987.

Начавшаяся во второй половине 1980-х годов «перестройка», устранив идеологические ограничения, открыла новые возможности в изучении биографии режиссера. «Манифестом» этой свободы стала статья А. Томашевского - объективный и целостный, хотя и очень краткий биографический очерк о Н.Н. Евреинове.1

В 1992г. в Екатеринбурге вышла книга В.Г. Бабенко, представлявшая собой стостраничный очерк доэмигрантского периода жизни и творчества Н.Н. Евреинова. Построенный на довольно узком круге источников (правда, с привлечением архивного материала), без ссылок и лишь с «избранной библиографией», этот очерк, тем не менее, стал первым крупным исследованием жизни и творчества Евреинова в постсоветской России. И на сегодняшний день, последним. Полной биографии режиссера не написано до сих пор ни в России, ни за рубежом.

В то же время огромное количество исследований посвящено театрам или близким к ним организациям, в которых работал Н.Н. Евреинов. В них находят отражение все периоды деятельности режиссера. Участие Н.Н. Евреинова в организации «Старинного театра» отражено в работах Э. Старка, К.Л. Рудницкого. Его режиссерская деятельность в театре В.Ф. Комиссаржевской и «Веселом театре для пожилых детей» рассмотрена в солидной статье Н.Я. Дубновой. Целый блок работ посвящен участию Евреинова в работе театров миниатюр (включая «Кривое зеркало»), а также в кабаре «Бродячая собака» и «Привал Комедиантов».6

В работах ряда исследователей уделено внимание Кавказскому периоду творчества Н.Н.Евреинова (1917-1920гг.).

Большое значение для исследования советского периода деятельности Н. Евреинова имеют статьи наркома просвещения А.В. Луначарского («О народных празднествах», «Будем смеяться», «Театр и революция», «Основы театральной политики советской власти» и др.) внимательно следившего за театральной жизнью страны.

1 Томашевский А. Лицедей, сыгравший самого себя. // Театральная жизнь. 1989. № 22. С.24-26.

2 Бабенко В.Г. Арлекин и Пьеро: Николай Евреинов, Александр Вертинский. Материалы к биографиям.
Размышления. Екатеринбург, 1992.

3 Старк Э. Старинный театр. Пг., 1922.

4 Рудницкий К.Л. Русское режиссерское искусство: 1908-1917. М, 1990.

5 Дубнова Е.Я. Н.Н. Евреинов - режиссер частных театров (1907-1909гг.).// Памятники культуры. Новые
открытия. Ежегодник 1993. М, 1994. С.74-97.

6 Дмитриев Ю.А. Театры миниатюр. // Русская художественная культура конца XIX - начала XX вв. (1908-
1917). Кн.З: Зрелищные искусства. Музыка. М., 1977. ПарнисА.Е., ТименчикРД. Программы «Бродячей
собаки». // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1983.
Л., 1985. С.160-257. Конечный A.M., Мордерер В.Я., ПарнисА.Е. Артистическое кабаре «Привал
комедиантов». // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник
1988. М., 1989. С.96-154. Тихвинская Л.И. Повседневная жизнь театральной богемы Серебряного века:
Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. М., 2005.

7 Лакоба С. «Крылились дни в Сухум-Кале...»: О пребывании Василия Каменского в Абхазии. // Литератур
ная Грузия. 1983. № 2. С. 145-161. Никольская Т. «Фантастический город»: Русская культурная жизнь в
Тбилиси (1917-1921). М., 2000.

8 Луначарский А.В. О театре и драматургии: В 2 т. T.1: Русский дореволюционный и советский театр. М.,
1958. Он же. О театре и драматургии: В 2 т. Т.2: Западноевропейский театр. М., 1958. Он же. Собр. соч.
В 8 т. T.3: Дореволюционный театр. Советский театр. Статьи, доклады, речи, рецензии (1904-1933). М.,
1964.

Оценка массовой театрализованной постановки «Взятие Зимнего дворца», которую возглавил Н.Н. Евреинов, нашла отражение в работах

1920-х годов, а также в историографии позднего советского периода, и в работах современных исследователей Т. Джуровой и И. Чубарова.

Эмигрантский период деятельности Н.Н. Евреинова находит отражение в монографии М. Литавриной, по мнению которой Н.Н. Евреинов является ключевой фигурой русского театрального мира в Париже. Аналогичными по значению работами, только уже для Центральной Европы и Балканского региона, являются монографии Н.М. Вагаповой и И. Инова.

На рубеже 1920-1930-х годов Н.Н. Евреинов пробует свои силы в кинематографе. Проблемам появления и развития русского эмигрантского кино посвящены работы Н.И. Нусиновой и Я.Р. Янгирова.

В новейших трудах исследователей более увлекают театральные концепции Н.Н. Евреинова. Театральной теории режиссера посвящены театроведческая диссертация А.Д. Семкина «Театральная теория Н.Н. Евреинова», и монография Т.С. Джуровой «Концепция театральности в

творчестве Н.Н. Евреинова».

В зарубежной историографии творческая деятельность Н.Н. Евреинова также нашла отражение. В огромной статье профессора Дана творческий путь Евреинова освещается в контексте всей истории русского театра XX века, и получает довольно высокую оценку. Много места в своей книге о русском театре уделяет Евреинову и американский исследователь русского происхождения М. Слоним. Наконец, нельзя не упомянуть о специальном номере (первой книге 53-го тома) французского журнала «Revue des etudes slaves», целиком посвященного Н. Евреинову. В исследовании использованы две статьи журнала, посвященные пьесам Евреинова «Самое главное» и «Шаги Немезиды».х х

1 Пиотровский А.И. За советский театр! Сб. статей. Л., 1925. Массовые празднества: Сб. комитета
социологического изучения искусств. Л., 1926.

2 Ильина Г.И. Культурное строительство в Петрограде: Октябрь 1917-1920гг. Л., 1982.

3 Джуроеа Т. С. Театрализация действительности. «Взятие зимнего дворца» Николая Евреинова. // Известия
Рос. Гос. Пед. Университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 17. 4.1. С. 104-108.
Чубарое И. «Театрализация жизни» как стратегия политизации искусства: Повторное взятие Зимнего дворца
под руководством Н.Н. Евреинова. (1920 год). // Советская власть и медиа: Сб. статей. / Под ред. X. Гюнтера
и С. Хэнсген. СПб., 2005. С.281-295.

4 ЛитавринаМ.Г. Русский театральный Париж: 20 лет между войнами. СПб., 2003.

5 Вагапова Н.М. Русская театральная эмиграция в центральной Европе и на Балканах: Очерки. СПб., 2007.

6 Иное И. Литературно-театральная, концертная деятельность беженцев-россиян в Чехословакии (20-40-е
годы 20-го века). 4.1. Прага, 2003.

7 Нусинова Н.И. Забытый сценарий Николая Евреинова. // Киноведческие записки: Историко-теоретический
журнал. 1994. № 23. С.6-14. Она же. Когда мы в Россию вернемся... Русское кинематографическое
зарубежье: 1918-1939. М, 2003. Янгиров Р. «Рабы немого»: Очерки исторического быта русских
кинематографистов за рубежом. 1920-1930-е годы. М, 2007.

8 СемкинА.Д. Театральная теория Н.Н. Евреинова. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд.
искусствовед. СПб., 2000. Джуроеа Т.С. Концепция театральности в творчестве Н.Н. Евреинова. СПб.,
2010.

9 Dana И. W.L. Russia. // A history of Modern Drama. I Edited by Clark B.H., Freedle G. London; New-York, 1948.

10 Slonim M. Russian Theatre: From the Empire to the Soviets. New-York, 1962.

11 Abensour G. La comedie du bonheur. II Revue des etudes slaves. 1981. T.53. F.l: Nicolas Evreinov. L'apotre
rasse de la theatralite. P. 115-132. Faj A. Deux drames ecrits en exil ayant la patrie pour sujet. II Revue des
etudes slaves. P. 133-145.

Источниковая база исследования

Для выполнения обозначенных в работе задач и достижения поставленной цели автор обращается к широкому кругу источников, содержащих сведения о жизни и творчестве режиссера. Все источники разделены на шесть больших групп: неопубликованные материалы, периодические издания, публикации документов, литературно-художественные источники, труды самого Н.Н. Евреинова, и, наконец, мемуары, воспоминания, дневники, переписка современников и друзей режиссера - опубликованные источники личного происхождения.

Среди неопубликованных материалов сведения о дореволюционном периоде жизни режиссера можно почерпнуть из его многочисленных писем к Е.А. Зноско-Боровскому, Н.В. Дризену, С.К. Маковскому, хранящихся в Отделе рукописей Российской Национальной Библиотеки (ОР РНБ).

О деятельности Н. Евреинова в Советской России дают представление материалы, хранящиеся в Центральном Архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб). Значительный интерес представляет дело театра «Вольная комедия», содержащее документы совершенно разного характера: от описей бутафории и декораций до арендных договоров и справок, и дело театра «Кривое зеркало» советского периода.

Некоторое количество документов периода 1914-1926гг. отложилось в фондах Государственного Центрального Театрального музея им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ им. Бахрушина) в Москве. Это материалы театрально-исторических исследований Н.Н. Евреинова, афиши спектаклей, письма, открытки разных лет, а также материалы, связанные с организацией в 1917г. профессионального союза театральных деятелей.

Для изучения эмигрантского этапа биографии Евреинова важны материалы, хранящиеся в фондах Санкт-Петербургского Государственного Музея театрального и музыкального искусства (СПбГМТиМИ) и Российского института истории искусств (РИИИ). В Петербургском Театральном музее сохранились письма Н. Евреинова на родину и материалы к книгам, рукописи, вырезки и прочие документы, использованные Н. Евреиновым при написании своих трудов по истории

театра. Все материалы Театрального музея хранятся под индивидуальными номерами «ГИК» без указания фондов и описей.

В фондах Российского института истории искусств (РИИИ) также содержатся письма Н. Евреинова из США и Парижа О. Головлевой,

1 ОР РНБ. Ф.124 (Собр. П.Л. Вакселя). Ед. хр. № 1614, 1616, 1617, 1618. Ф.263 (Архив Дризена Н.В.).
Ед. хр. № 153, 163, 266.

2 ЦГАЛИ СПб. Ф.ЗО. Оп.1. Д. № 54. (Театр «Вольная комедия»).

3 Там же. Ф.80. Оп.1. Д. № 80. (Театр «Кривое зеркало»).

4 ГЦТМ им. Бахрушина. Ф.96. Ед. хр. № 3-8, 13, 14.

5 Там же. Ф.82. Ед. хр. № 49, 50, 53. Ф.289. Ед. хр. № 25, 26, 28.

6 Там же. Ф.328. Ед. хр. № 2, 12.

7 СПбГМТиМИ. ГИК № 6263/1а, 6263/3, 6263/6, 6263/10 - 6263/20.

8 Там же. ГИК № 6263/25, 21726/1, 21726/4.

Э. Идельсон и сестре Н.Н. Евреиновой. В фонде хранятся программки спектаклей и вечеров, посвященных Н. Евреинову на русском и французском языках, с пометками-разъяснениями его жены, несколько ее писем к директору Института А.Я. Альтшуллеру о сохранении документального наследия Н.Н. Евреинова. Единица хранения № 63 в фонде 39 содержит огромное количество программок, афиш, пригласительных билетов и реклам, связанных с деятельностью Н. Евреинова. Большая часть материалов из фондов петербургского Театрального музея и РИИИ до сих пор не была введена в научный оборот.

Наибольший массив неопубликованных источников сохранился в Российском Государственном Архиве литературы и искусств (РГАЛИ). В фонде Н.Н. Евреинова (№ 982) содержится несколько сотен единиц хранения самого разнообразного характера дореволюционного, советского и эмигрантского периодов: переписка Н.Н. Евреинова с частными лицами и организациями, подборки программ спектаклей и критических заметок, неопубликованные рукописи пьес, книг, интервью, тематические подборки, составленные женой Н.Н. Евреинова А.А. Кашиной-Евреиновой (например, о постановке «Взятие Зимнего дворца», об американских гастролях Евреинова в 1926г., о кинематографических постановках режиссера), и многое другое. Большая часть этих материалов практически не использовалась отечественными исследователями. Материалы, связанные с деятельностью Н.Н. Евреинова, отложились также и в других фондах: № 988 (В.Э. Мейерхольд),7 № 2618 (Ю.П. Анненков).8

В диссертации использовано несколько периодических театральных изданий, среди которых петербургский еженедельный журнал А.Р. Кугеля «Театр и искусство», который выходил в 1897-1917гг., а для советского периода - петроградская газета «Жизнь искусства», преобразованная в 1923г. в еженедельный журнал «Жизнь искусства».

Среди опубликованных источников большую важность представляют публикации документов. В двух томах сборника «Советский театр. Документы и материалы» приводятся документы советского периода, связанные с театральной политикой советской власти, исследовательской деятельностью Евреинова, с двумя его главными постановками - массовым празднеством «Взятие Зимнего дворца» и пьесой «Самое главное».

1 РИИИ. Ф.54. Оп.1. Ед. хр. № 4, 5, 6, 8, 13.

2 Там же. Ед. хр. № 63.

3 РГАЛИ. Ф.982. Оп.1. Ед. хр. № 122, 134, 135, 141, 147, 186, 246, 252, 257, 300. Оп.2. Ед. хр. № 39, 77, 90,
102.

4 Там же. Оп.1. Ед. хр. №№ 77, 283, 285, 290, 294, 323.

5 Там же. Ед. хр. № 1, 4, 14, 15, 69. Оп.2. Ед. хр. № 15.

6 Там же. Ед. хр. № 30, 73, 289. Оп.2. Ед. хр. № 130.

7 Там же. Ф.988. Оп.1. Ед. хр. № 1547.

8 Там же. Ф.2618. Оп.1. Ед. хр. №№ 14, 29, 42, 70.

9 Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр: 1917 - 1921. / Отв. ред. А.З. Юфит. Л.,
1968; Советский театр. Документы и материалы. Русский советский театр: 1921 - 1926. / Отв. ред.
Л.Я. Трабский. Л., 1975.

В трех выпусках сборника «Мнемозина» исследователем В.В. Ивановым опубликован ряд писем Н. Евреинова, в том числе эмигрантского периода, а также некоторые его статьи. Высокое качество публикаций, сопровождаемых вступительными статьями и примечаниями, несомненно, оказывает значительную помощь в исследовании.

Для изучения первых пяти лет эмигрантской жизни Н. Евреинова крайне важна хроника культурной жизни русской эмиграции во Франции в 1920-1930гг.2

К исследованию были привлечены и художественные произведения, использованные Н.Н. Евреиновым в своем творчестве.

Для работы важны драматические произведения, воспоминания и историко-театроведческие труды самого Н.Н. Евреинова, разнообразные по характеру и содержанию. Его исследовательские работы по истории отечественного театра первой трети XX века содержат любопытные факты, известные Н. Евреинову как непосредственному участнику театральной жизни первой четверти XX века. Работы Евреинова, в которых представлены основные аспекты его театральных теории, позволяют создать целостный образ его «идеологических установок», которыми он руководствовался в своей театральной деятельности. Для понимания идей, которые хотел донести Евреинов, и его драматургического творчества в целом, важны пьесы, написанные им в разные периоды творчества: начальный, «кривозеркальный», Советский и эмигрантский. Воспоминания режиссера позволяют узнать подробности внутренней жизни и особенности театров, в

которых ему довелось работать, а также его личное отношение к

6 современникам, друзьям, творческим оппонентам.

Самую большую группу опубликованных источников составляют

источники личного происхождения - воспоминания, мемуары, дневники,

переписка современников Н. Евреинова, свидетелей событий жизни и

творчества режиссера. Наиболее ценными из них, по нашему мнению,

1 Мнемозина: Документы и факты из истории русского театра XX века. М., 1996. Мнемозина. Документы и
факты из истории отечественного театра XX века: Исторический альманах. Вып.2. / Под ред. В.В. Иванова.
М., 2000. Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып.З. М., 2004.

2 La vie culturelle de l'emigration rasse en France: Chronique (1920-1930). I Etablie par Michele Beyssac.
Paris, 1971.

3 Evreinov N. Le theatre en Russie Sovetique. Paris, 1946; Евреинов Н.Н. История Русского театра. Letchworth;
Herts, 1972.

4 Он же. Введение в монодраму: Реферат. СПб., 1909. Он же. Театр как таковой. (Обоснование
театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни). Пг., 1912. Он же. Pro
scena sua. Режиссура. Лицедеи. Последние проблемы театра. Пг., 1915. Он же. Театр для себя. 4.1-3.
Пг., 1915-1917.

5 Евреинов Н.Н. Драматические сочинения Т.1. СПб., 1908. Т.2. СПб., 1914, Т.З. Пг., 1923. Он же. «Самое
главное»: Для кого комедия, а для кого и драма, в 4-х действиях. Пг., 1921. Он же. Чему нет имени (Бедной
девочке снилось): Пьеса в 3-х действиях и 8-ми картинах с эпилогом. Париж, 1965. Он же. Шаги Немезиды
(«Я другой такой страны не знаю...»): Драматическая хроника в 6-ти картинах из партийной жизни СССР
(1936- 1938). // Современная драматургия. 1990. № 6. С.216-240. Он же. Двойной театр: Самое главное.
Корабль праведных. Театр вечной войны. М., 2007.

6 Он же. Оригинал о портретистах. (К проблеме субъективизма в искусстве). М., 1922. Он же. В школе
остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало». М., 1998. Евреинов Н.Н. Памятник мимолетному (Из
истории эмигрантского театра в Париже): Ряд характеристик, беглые зарисовки и ретуши выцветающих
«снимков». Париж, 1953.

являются воспоминания друзей и творческих единомышленников Н.Н. Евреинова - Ю.П. Анненкова, Н.В. Петрова, жены режиссера, А.А. Кашиной-Евреиновой, одного из режиссеров театра «Кривое зеркало» Г.К. Крыжицкого. Деятельности Евреинова как режиссера «Кривого зеркала» посвящены воспоминания жены А.Р. Кугеля - З.В. Холмской, а также глава в книге самого Кугеля, в которой впервые зазвучала острая критика Н. Евреинова, его личных и профессиональных качеств.

Важные сведения о советском периоде деятельности Н.Н. Евреинова можно найти в воспоминаниях писателя Л.Н. Никулина, одного из организаторов театра «Вольная комедия» и участника массовой театрализованной постановки «Взятие Зимнего дворца».

Апробация работы.

Материалы диссертации были представлены на конференциях «Россия XX-XXI вв.» (СПбГУ, 2007, 2008гг.), «Революция 1917 года в России: Новые взгляды и подходы» (РГПУ им. А.И. Герцена, 2010г.). По теме диссертации автором опубликованы четыре статьи, в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ для публикации основных результатов диссертационного исследования.

Похожие диссертации на Николай Николаевич Евреинов в культурной жизни России и зарубежья