Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Просветительная деятельность мусульманского духовенства во второй половине XIX - начале XX вв.
1.1. Роль ислама в развитии просвещения 23
1. 2. Конфессиональное образование 46
ГЛАВА ВТОРАЯ
Советизация культуры и просвещения татарского населения (1917 - 1930-й гг.)
2. 1. Строительство национальной школы и подготовка кадров 81
2. 2. Деятельность учреждений культуры 131
Заключение 156
Список использованных источников и литературы 160
Приложение
- Роль ислама в развитии просвещения
- Конфессиональное образование
- Строительство национальной школы и подготовка кадров
- Деятельность учреждений культуры
Роль ислама в развитии просвещения
Происхождение сибирских татар представляет собой сложный вопрос. На сибирских татар влияние оказывали этнические группы угорского происхождения, монголы, народы Саяно-алтайского нагорья, узбеки, таджики, каракалпаки, казахи, татары Поволжья, башкиры, некоторые другие народы, с которыми предки современных сибирских татар поддерживали этнические и этнокультурные связи.30 Коренные татары Западной Сибири чаще называют себя сибиртар - жи "X1 тели Сибири или сибиртатарлар - сибирские татары. Сибирские татары состоят из трех разрозненных этнических групп -томских, барабинских и тоболо-иртышских татар. Они, в свою очередь, делятся на менее крупные группы. Томские татары состоят из калмаков, чатов и эуштинцев; барабинские - из барабинско-туражской, любейско-тунусской (или кыштовско-убинской) групп. Но и это еще не окончательная этническая классификация сибирских татар. Анализ литературы показал, что тюменско-туринскую группу составляли тюменские, ялуторовские, туринские и верхо-туринские, тобольскую - аремзяно-надцинские, искеро-тобольские, бабасан 24
ские и иштякско-токузские татары, ясколбинскую - ясколбинские, кошук-ские и саргато-утузские татары, тарскую группу - аялынцы и туралинцы.33
Объектом настоящего исследования являются тоболо - иртышские татары. В составе тоболо - иртышских татар в XIX-XX вв. выделялось несколько этно-территориальных групп: тобольская, тюменско-туринская, ясколбин-ская, курдакско-саргатская, тарская.34
В рассматриваемый период в губернии и местностях по первой переписи населения 1897 года численность татар составляла около 57 тыс. человек. По переписи населения 1926 г. коренных сибирских татар насчитывалось 90 тыс., а всех татар Западно-Сибирской равнины 118,3 тыс.
В конце XIX века в поселениях тоболо-иртышских татар коренные сибирские татары составляли 72 процента, пришлые поволжские и приуральские татары - 11 и сибирские бухарцы - 17 процентов. Этнический состав населения Западной Сибири был сложным в XVI-XVIII в.в., еще более он ус-ложнился в конце XIX - начале XX вв. В «Ежегоднике Тобольского губернского музея 1918 г.» было отмечено, что проживающие в Тобольской губернии татары составляли особую группу сибирских татар. Они жили в южной части Тобольского уезда, в уездах: Тюменском, Ялуторовском, Тарском.
В документе «Краткий обзор о состоянии Тобольской губернии за 1910 год» отмечалось, что «инородцы живут в Тобольском, Тюменском, Туринском, Тарском и Ялуторском уездах и могут быть разделены на две группы: 1) татары, бухарцы и оброчные чувалыцики, живущие в Тобольском, Тюмен ском, Тарском и Ялуторовском уездах - составляют оседлых инородцев, но все они живут своей семейной и общественной жизнью, обособлены от остального населения губернии и крепко держатся за свои старые порядки».37
В статистических материалах пореформенного периода приводились факты, что «татары, в число коих находятся в незначительном числе бухарцы, которые также не могут быть выделены, составляют почти половину всех сибирских инородцев и обитают в средней полосе губернии, преимущественно в селах и в небольшом числе в городах».38 «Бухарцы» - это обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов.39 Сибирские бухарцы называли себя бухарлык (бухарцы), сартами, а часть тар-ских и тюменских бухарцев - узбеками. Русские, татары и другие народы Сибири называли их также бухарцами, иногда сартами.40
Сибирские татары в XIX - начале XX в.в. проживали в основном там же, где были расселены племенные группы сибирских татар в XVII в. К XIX в. образовались группировки татар, соответствующие племенам и родам XVII века. Правда, за это время в ходе неоднократных административных делений произошли изменения в размерах площади отдельных округов (уездов), упразднялись инородческие волости.41
В сословном составе татарского населения Западной Сибири выделялись ясачные, служилые татары и «оброчные чу вальщики».
Ясачные татары («ясаклы») составляли основную массу «жилецких людей» - общинников. Повинности ясачных татар состояли в уплате «государева ясака». Служилые татары («йомышлы»), наряду ясачными, являлись коренным населением Сибири.42
Еще одну группу населения сибирских татар составляли «оброчные чу-валыцики». Это наименование получили татары - выходцы из Поволжья, переселившиеся в Сибирь. (Во второй половине XVIII- начале XIX века из Казанской, Симбирской и Уфимской губерний переселилось в Тобольский округ значительное количество безземельных татарских крестьян). Свое название они получили от тюркского чувал (сиб.тат. - цувал) - очаг с прямым дымоходом, служивший, главным образом, для приготовления пищи. Во второй половине XIX в. оброчные чувалыцики полностью переняли народно-разговорный язык, многие нравы и обычаи сибирских татар и были ассимилированы последними.43
Таким образом, сибирские татары как народ сложились в результате длительной эволюции и взаимодействия, смешения угорских, самодийских, тюркских и монгольских народностей.
Природно-климатические характеристики территории расселения рассматриваемой группы своеобразны. Экологические условия этого региона почти всюду открывали широкие возможности для ведения различных отраслей хозяйства. Рассматриваемый район расположен на Западно-Сибирской равнине со сравнительно плоским рельефом, заболоченными понижениями и слаборасчлененными долинами. Континентальный климат отличается обилием тепла и света летом; холодной и малоснежной зимой; достаточным увлажнением. В первой преобладают малоплодородные серые лесные и зерново - подзолотистые почвы, во второй - различные виды чернозе мов.
Конфессиональное образование
Главными организаторами мекте-бов и медресе издавна выступали муллы. Медресе, как правило, открывалось по инициативе наиболее образованных мулл, имеющих учебно-преподавательское звание муддариса. Они становились заведующими школ, а также вели преподавание основных дисциплин. В «Материалах для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири» было обращено внимание на личность Карбанского муллы, в них указывается, что он «весьма начитанный и образованный человек, он знает много восточных наречий и с успехом обучает татарских мальчиков, а жена его - татарских девочек. Школьное образование у татар не имеет, однако, никакого определенного порядка; здесь все зависит от муллы и его добросовестного отношения к делу».136
Финансовую поддержку нередко оказывали богатые купцы. Существенный вклад в развитие культуры и образования внесли меценаты из сибирских бухарцев Нигматулла, Рахматулла и Хабибулла Сейдуковы, которые с 1871 по 1917 г.г. на свои средства содержали Ембаевское медресе. Так, 12 марта 1898 г. бухарец юрт Ембаевских Тюменского округа Тобольской губернии Нигматулла Кармышаков Сейдуков в пользу 2-й соборной мечети юрт Емба 1 "XI евских пожертвовал сумму в размере 19000 рублей (см. приложение I).
Исследователи отмечают, что медресе в Ембаево было открыто в 1841 году и содержалось за счет бухарского татарина Габдельниязова до 1871 го-да, а затем переходит в ведение братьев Сейдуковых - Кармышаковых. С 1878г. построили на свои средства десятки мечетей и здания медресе. Из Сейдуковых отличился Нигматулла хаджи. Он построил на свои средства 15 мечетей, 50 мектебов и медресе, содержал их, нанимал учителей, способных подростков на свои средства направлял на обучение в знаменитые учебные заведения Поволжья, Приуралья и мусульманского Востока. Нигматулла первым из татар построил в Ембаево библиотеку, купил для библиотеки книги. Там было 2200 книг, много рукописей, среди которых были очень ценные. Он умер в 1901 г., завещав на просвещение татар и русских Западной Сибири 28000 тысяч рублей.139
Мусульманская школа была в основном сельской. Мектебе и медресе материально содержались исключительно за счет местного населения и в этом смысле являлись подлинно народными учебными заведениями татар Прииртышья.
Об этом свидетельствует документ «Резолюция на 23 августа 1916 года», за подписью председателя Оренбургского Муфтиата, где сообщается что «Оренбургское Магометанское Духовное Собрание уведомляет Московское Губернское Правление в том, что конфессиональные мектебе и медресе при мечетях обыкновенно открываются на средства прихожан и заведование этим мектебом или медресе, а также ответственным лицом является имам этой мечети»140(см. приложение IV).
Этот факт является результатом многолетней деятельности и опыта мусульманских учебных заведений.
Дети мектебе и медресе по социальному составу были разнородны, потому что разрешалось обучаться каждому ребенку и посещение детей зависело от родителей.
Возраст учащихся в мектебах колебался от 7 до 13 лет. По мнению С.К. Патканова школу посещали почти все дети от 7 до 13 лет и учились 2 или 3 года. «Курс учения небольшой: дети овладевали с чтением, кое-как писать и немного корану».141 Другой автор дает следующую характеристику «...грамотность у оседлых татар существует и половина детей в волостях грамотны; это благодаря татарским школам, в которых учителями являются в большинстве муллы. Магометане позаботились о школах, и грамотность считают необходимой, хотя она служит преимущественно для целей религиозных и укоренения магометанского закона».142
Во время исследовательских экспедиций Министерства Государственных Имуществ в 90-х годах и всеобщей переписи 1897 года обнаружилось, что среди татар грамотность выше, чем среди русского населения. По данным переписи 1897 года, процент грамотности среди татар Тобольской губернии равнялся 25,4 % среди мужчин (против 17,5 % среди русских) и 16,8 % среди женщин (против 4,5 % среди русских). При этом среди татар 93 % были грамотны на своем языке и 7% на русском.143
Инспектор по нерусским школам поволжских губерний Я. К. Коблов, основываясь на своих наблюдениях и подсчетах, в 1908 году писал: «Среди народностей, населяющих восточную часть России, татары магометане занимают первое место. Из какого бы класса не происходил татарин, он непременно знает начатки вероучения, умеет читать и писать по-татарски. Объясняется столь обширное распространение грамотности среди татар тем, что у них в каждой деревне, не исключая самых незначительных по количеству населения, есть школы, в которых муллы занимаются обучением детей, за самую ничтожную плату или даже бесплатно».
Строительство национальной школы и подготовка кадров
Заботиться о пополнении библиотек изданиями на родном языке; собирать статистические данные и решать другие вопросы по национальным учреждениям и т.д.238 В целях улучшения постановки народного образования среди национальных меньшинств 22 января 1921 г. Сиббюро ЦК РКП (б) в Омске созвало съезд работников просвещения национальной Сибири, на котором присутствовало 40 делегатов. Съезд принял постановление о просвещении национальной Сибири, о единой трудовой школе, о подготовке учите-лей, о ликвидации безграмотности и т.д. 1921-1922 гг. школа переживала тяжелейший кризис, когда ее содержание было переведено на местные средства - школьная сеть резко сократилась, труд учителей не оплачивался - и это в условиях голода и разрухи. С 1923 г. началось медленное улучшение материальной базы образовательной системы, рост числа школ, и все же финансирование осуществлялось по «остаточному принципу»: средства шли на «хозяйственный фронт».
Это объяснялась положением в Российском государстве. Гражданская война обернулась для государства тяжелыми потерями. Большое количество человеческих жертв (с 1917 по 1923 гг. население России сократилось почти на 13 млн. человек. Мирные граждане стали жертвами голода, холода, эпидемий, террора). Все это отразилось на общем, в первую очередь, экономи ческом, состоянии республики.240 Образную оценку сложившейся ситуации дал В.И.Ленин, который в докладе на X съезде говорил: «Россия из войны вышла в таком положении, что ее состояние больше всего похоже на состояние человека, которого избили до полусмерти: семь лет колотили ее, и тут, дай Бог, с костылями двигаться!» На основании статьи 61 положения об Уральской области был организован областной отдел народного образования Уральского облисполкома (Уралоно).
Уралоно имел следующие подотделы в своем составе: административно-организационный, социальное воспитание, профессионально-техническое образование, политико-просветительская инспекция по делам печати и зрелищ, действовали совет по просвещению национальностей нерусского языка (совнацнерусяз), областной методический совет, областной музей. Уралоно действовало до 1932 года, до упразднения Уральской области.
Разделение единого образовательного пространства на обособленные и независимые окружные структуры крайне осложнило дальнейший ход школьной реформы. В 1923-24 учебном году Наркомпрос РСФСР ввел обязательные учебные программы, составленные по комплексному принципу. Ставилась цель: всю учебно-воспитательную работу школ подчинить идеям революционного преобразования мира и обеспечить связь школы с жизнью, с участием школьников в общественно-политической и трудовой деятельности.
Весь объем подлежащих изучению знаний в программах о природе, обществе и человеке распределялся по блокам.241 В такой ситуации нужно было построить новую систему образования на разных уровнях и охватить национальные регионы культурным строительством. В результате развитие школьного образования имело противоречивые процессы. Это можно было увидеть и в организации школ, в работе национальных подотделов и, конечно же, в статистических данных. Количество школ то увеличивалось, то уменьшалось. Причинами являлись не только общероссийские проблемы, как например, война или новые политические ситуации, но и национально-культурные особенности региона вместе с социальными проблемами той эпохи.
На самом деле, ситуация с татарскими школами была очень сложной. В 20-е годы полуконфессиональные национальные учебные заведения еще существовали, о чем свидетельствовал документ 1922 года «Всем татаро-башкирским секциям». В нем подчеркивалось, что «...в деревнях со стороны местного населения татаро - башкир, бухар во главе духовенства замечается стремление к открытию самостоятельных, отдельных, религиозных школ-медресе для детей школьного возраста. В некоторых юртах религиозные школы открыты и продолжают занятия».242 Там же отмечается, что из-за подрыва работы советских трудовых школ необходимо не допускать открытие самостоятельных религиозных школ и существующие школы (мектебе и медресе) закрыть.
В свою очередь, Тобольский отдел Народного образования в своем обращении в Сеитовский Волисполком просил «во избежание препятствий нормальному ходу работ в Советских школах - коммунистическо-педагогическому воспитанию детей не допускать как открытие самостоятельных религиозных школ, так и преподавания предметов религиозного характера. Ранее открытые религиозные школы надлежит обязательно закрыть. За нарушение вышеуказанных декретов виновные будут привлекаться к ответственности по всей строгости законов РСФСР».243 В 1924 году Президиум ВЦИК разрешил религиозное обучение детей верующих мусульман на следующих условиях:
Деятельность учреждений культуры
В 1925-26гг. отмечался рост сети кинотеатров и кинопередвижек в Уральской области. Кино-секция основной своей задачей ставила борьбу с коммерческим уклоном кино в рабочих клубах, использование кино в культурно-воспитательных и политико-просветительных направлениях клуба. К началу тридцатых годов была завершена кинофикация крупных населенных пунктов Уральской области. Налажен регулярный показ лучших отечественных фильмов. Между тем работа кинопередвижек продолжала развертываться в национальных регионах. К тому же большинство кино-передвижок не имели твердых планов и маршрутов своей работы, что отрицательно влияло на работу по кинофикации территорий Уральской области.
Необходимо остановиться на вопросе о том, что после февральской революции татарская молодежь организовывала культурно-просветительский кружок «Шуро» («Совет»), который участвовал в постановке спектаклей, проводил литературные вечера. Однако деятельность «Шуро» после октябрьских событий прекратилась. В начале 20-х годов организовали политико-просветительский кружок, где проводили культурные мероприятия. В результате Тобольский окружной Комитет РКП (б) 12 февраля 1924 г. постановил об организации дома Просвещения нацмен им. В. И. Ленина. Домом
Просвещения проводились разные мероприятия: празднование октябрьской революции, кампания «Печать», антирелигиозная пропаганда; принимали участие в проведение праздника «Сабантуй».385
Рассмотрим список политико-просветительских учреждений Уральской области по линии «совнацмен» на 1923- 24 гг.: Тюменский округ: 1) Татаро-башкирская библиотека (город Тюмень, ул. Республики,20); 2) Красноярская библиотека (Б.Краснояр); 3) Карабанская изба-читальня (Карабанские юрты); 4) Ембаевская библиотека (Ембаевские юрты); 5) Кыштырминская изба-читальня (Кыштырминские юрты); 6) Б-Акияровская изба-читальня (Б.Акияровские юрты); 7) Терсюкская изба-читальня (с. Терсюкское); 8) Исетская библиотека (с. Исетское); 9) Авазбакиевская изба-читальня (Авазбакиевские юрты); 10) Нардом (Ембаевские юрты). Тобольский округ: 1) изба-читальня (с. Саургатское); 2) изба-читальня (с. Тукузские); 3) изба-читальня (юрты Вагайские); 4) изба-читальня (юрты Саусканские); 5) изба-читальня (ю. Турбинские); 6) Татаро-башкирская библиотека (город Тобольск). Остановимся на деятельности Мусульманской библиотеки - читальни с 1 мая 1920г. по 1 января 1921 года. В мае открылась читальня при Мусульманской библиотеке. Заведующей библиотекой-читальней была назначена Мурзакаева Рахима, а с 20 мая библиотекарем Томашевская М. Читальня состояла из двух комнат, первая - предназначенная для читальни, другая - для выдачи книг и канцелярии. Библиотека работала все дни кроме праздников с 10 утра до 17 вечера. Газеты для читальни выписывались из Центрапечати.
На русском языке: «Известия Тобольская», «Известия Тюменская», «Известия», «Правда», «Беднота», «Советская Сибирь», «Северная правда».
На татарском языке: Областные издания - «Эшче» и «Красная армия», из Казани - «Коммунист», из Екатеринбурга - «Азат-Себер», из Омска - «Россия» и другие.
Сама библиотека была открыта с 1 октября 1920 года. Книги получала из центральной библиотеки, из отдела Управления и пожертвования населения. Книг на русском языке - 447 и на мусульманском - 220.
Обратим внимание на работу среди татарской молодежи. Съезд РКСМ (октябрь, 1919г.) принял резолюцию «О работе среди национальных меньшинств», в которой были определены основные организационные формы деятельности комсомола среди нерусской молодежи. Для практического осуществления работы среди нерусской молодежи в июне 1920 года при Тюменском губернском комитете комсомола был создан отдел национальных меньшинств, который свою деятельность начал с создания актива из нерусской молодежи и вовлечения ее в комсомол. К осени 1920 года в Тюменском уезде было 4 татарских ячейки РКСМ, в которых насчитывалось 35 комсомольцев. В двух татарских ячейках Ялуторовского уезда было 25 членов РКСМ. В 1923-24 годах комсомольские ячейки формируются в Тобольском округе (в городе, в ю.ю. Тукузских, П-Вагайских, Епанчинких, Турбин-ских).386
Следует отметить, что в положение о районных опорных просветительских учреждениях нацмен 1926-27гг. утверждалось для организованной работы среди нацмен назначить следующие опорные избы-читальни: а) Тур Гарифуллин И.Б. Указ. соч.- Тюмень, 1998. - С. 34. бинские, Байкаловского района, б) Салинские, Дубровинского района, в) Саусканские, Тобольского района и г) Тукузские, Чернаковского района.
Данные избы-читальни, как районные центры методической работы, должны были выполнять такие цели: 1) изучение и накопление опыта местных просветительских учреждений, 2) консультация и инструктирование по вопросам программно-методического характера, 3) выявление и популяризация их достижений.
Ставились задачи: 1) тесная связь массовыми учреждениями, 2) организация нацменовских КМО и руководство их работой. 3) организация снабжения методической литературой, 4)активное участие в организации и проведе-нии районных конференций. Избы- читальни согласно директиве 8 съезда партии должны были стать действенным центром культурной работы в де-ревне в материалах 1 Всероссийского съезда избачей 1927 года. Политико-просветительские учреждения нацмен татаро - башкир Тобольского округа в 1925-1926 учебном году состояла из библиотеки —1, изб-читален-9, Красных уголков-5. Обратимся, в каких населенных местах они размещались (См. таблицу № 8):389