Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Одерова Мария Валерьевна

Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917
<
Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Одерова Мария Валерьевна. Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917 : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Одерова Мария Валерьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2009.- 244 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/340

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Система управления зарубежными церквями 20

1. Структура управления 20

2 Система отчетности 28

3 Официальный статус 30

Глава II. Церковь при русском посольстве в Париже 34

Глава III. Посольское духовенство 53

1. Настоятели 53

2. Вторые священники 68

3 Диаконы 72

4 Причетники 76

5. Семья зарубежного священно- и церковнослужителя 87

Глава IV. Материальное обеспечение 95

1. Казенные средства 95

2 Собственные средства 105

3. Пенсии 116

4. Дом посольского священно- и церковнослужителя 119

Глава V. Прохождение службы 124

1. Паства посольского священника 126

2. Служба посольского духовенства в годы Крымской войны и Первой мировой войны 146

3 Публицистическая деятельность 157

4. Награды 176

Заключение 186

Приложение 1 194

Приложение 2 220

Библиография 232

Введение к работе

В последнее десятилетие проблематика, связанная с историей Русской Православной Церкви, вызывает активный интерес исследователей. Действительно, на протяжении более чем тысячелетия церковь играла значительную роль в истории России. На разных этапах развития она была хранителем культуры и языка народа, проводником национального самосознания.

Вопрос о взаимоотношениях церкви и государства является одним из актуальных, особенно если речь идет о синодальном периоде в истории русской церкви (XVIII - начало XX вв.). В течение двух столетий церковь находилась фактически в полном подчинении у светской власти, а управление ею было частью государственного аппарата. При этом духовенство являлось значимым элементом в формировании и транслировании официальной имперской идеологии. В данном же контексте развивались отношения между властью и обществом: согласно логике времени, находиться в лоне Православной церкви означало оставаться верным государю и отечеству. Особую актуальность подобная связь приобрела с активизацией контактов России с зарубежными странами, сопровождавшейся ростом числа русских за границей. В силу своих возможностей они открывали для себя мир и Россию для мира. При этом с точки зрения официальной российской власти вопрос о сохранении подданными верности своему государю, безусловно, оставался наиважнейшим. В этот период на историческую арену выходит православное духовенство, которое с XVIII столетия несло службу при российских представительствах за рубежом. Но если дореволюционная деятельность наших миссий в Китае, Корее, США привлекала внимание отечественных историков, то специального исследования, посвященного русскому духовенству в Западной Европе, ещё не появилось, несмотря на то, что в XIX в. православные священнослужители широко представляли Россию во многих европейских странах. Будучи в инославном иноязычном окружении необычным явлением, они самим фактом своего присутствия влияли на формирование образа своего отечества и русской церкви в глазах местных жителей. В Европе же, относительно близкой по менталитету просвещенному русскому обществу, в отличие от неведомого Востока или Америки, наиболее был велик соблазн увлечься идеями политического, религиозного толка, идущими вразрез с официальными идеологическими установками императорской России. В данных обстоятельствах, сообразно вышеизложенной логике, присутствие православного священника в русской колонии как хранителя традиционных ценностей в самом широком понимании этого слова было значимым.

Объектом данного исследования станет духовенство православной церкви при русском посольстве в Париже. Среди всех зарубежных церквей парижская заняла особое место, поскольку находилась в «столице Европы и центре католической науки, где всегда были самые блестящие проповедники и самые блестящие иезуиты»1. Кроме того, Франция всегда являлась стратегически значимым для России государством. Состав и деятельность парижского посольского причта, а также их место в политике дипломатического ведомства составят предмет диссертации.

Хронологические рамки работы определены периодом непрерывной деятельности русской церкви в столице Франции в статусе официальной посольской, с момента её учреждения соответствующим указом императора Александра I от 12 февраля 1816 г. до 1917 г.

Цель данного исследования — изучение положения и многоаспектной деятельности причта православной церкви при русском посольстве в Париже.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть условия, в которых проходила служба посольского духовенства;

- определить особенности в управлении зарубежными церквями и логику взаимоотношений в треугольнике: церковная власть - парижский причт — светская власть;

- проанализировать «качественный» состав посольского причта (уровень образования и материального обеспечения, семейное положение);

- установить особенности прохождения службы и определить то место, которое занимала посольская церковь и духовенство в отношении своих соотечественников за рубежом, с одной стороны, и в политике дипломатического ведомства, с другой.

Структура работы определена поставленными задачами. Их решение может позволить выявить новый аспект во взаимоотношениях церкви, государства и общества в дореволюционную эпоху. Православный священник на зарубежной службе и сама русская церковь могли быть инструментом трансляции имперской идеологии на Запад, или одним из основных звеньев, участвовавших в национальной самоидентификации наших соотечественников за рубежом, тем, что соединяло их с родиной. Кроме того, анализ состава посольского причта, его положения даст возможность определить, было ли зарубежное духовенство особой группой в среде русского духовенства, а также принимало ли оно участие в диалоге России с иностранными государствами, в данном случае, с Францией.

В процессе исследования нашли применение специально-исторические методы: описательный, хронологический, сравнительно-исторический, биографический - в соответствии с принципами историзма и научной объективности.

Новизна данной работы определяется самим объектом исследования. Задачи, поставленные в диссертации, рассматриваются впервые в отечественной историографии. Обзор историографии

Действительно, деятельность русского духовенства в Европе — тема новая для отечественной историографии. Первыми, кто обратил внимание на это явление, были авторы многочисленных биографических статей, посвященных настоятелям парижской и других европейских церквей, в J дореволюционных справочных изданиях3. Характер словарных статей предполагает их лаконичность и невозможность отразить комплексный, критический взгляд на проблему. Однако это был важный шаг на пути накопления сведений о зарубежном духовенстве.

Кроме того, сооружение русских православных храмов в Европе нередко сопровождалось публикацией брошюр, содержащих краткую предысторию конкретной церкви, сведения о процессе возведения, архитектурном решении, внутреннем убранстве4. Подобные издания также выполняли задачу накопления и первичной систематизации данных о той или иной церкви.

Краткую информацию о первых годах присутствия православного священника в Париже в доме посланника князя А.Д. Кантемира сообщил К.Я. Здравомыслов на страницах «Церковного вестника»5. Статья вышла в период активного сближения России и Франции на международной арене, свидетелем и косвенным участником которого в это время было духовенство парижской посольской церкви.

В 1899 г. увидела свет работа С.А. Архангелова6, посвященная истории и современному положению православных миссий в Персии, Китае, Японии, Корее и Северной Америке. В центре внимания автора находятся церкви и

Первый серьезный опыт обобщения сведений о русских церквях в Европе был предпринят настоятелем берлинской посольской церкви прот. А.П. Мальцевым в его работах «Православные церкви и русские учреждения за границей» (СПб., 1906) и «Православные церкви и русские учреждения за границей (Австро-Венгрия, Германия, Швеция)» (Берлин, 1911). На основе законодательных актов, нормативных документов Св. Синода, материалах синодального архива и архива МИД, Мальцев систематизировал данные о европейских церквях. Он осветил историю их создания, правовое, материальное положение зарубежного духовенства. Будучи частью посольского духовенства конца XIX столетия, в своем исследовании берлинский протоиерей отразил собственное отношение к таким важным событиям, как введение должности епископа Кронштадского для надзора за православными церквями в Западной Европе или учреждения эмеритальных касс русского заграничного духовенства. Однако автор рассматривает деятельность своих коллег безотносительно политики официальной и духовной власти в данном направлении. Стоит отметить, что сведения, сообщенные прот. Мальцевым, впоследствии легли в основу многих работ современных авторов о русских церквях Европы.

Известно, что в советский период церковная проблематика практически не разрабатывалась. Из опубликованных работ наиболее известны монография Н.М. Никольского «История русской церкви», изданная в 1931 г., и статья С.С. Дмитриева «Православная церковь и государство в предреволюционной России» . Ни в одной из них проблема зарубежного духовенства не затрагивается.

Если в Советском Союзе исследования по истории Церкви практически не велись, то в Европе они не прекращались. Во Франции изучением истории Православной церкви занимались представители русской эмиграции. Один из основателей богословского института Сергиевского Подворья в Париже, архимандрит Киприан (Керн), в XI выпуске журнала «Православная мысль»8 за 1957 г. напечатал свою статью «Дореволюционное русское духовенство заграницей. «Экуменизм» до экуменического движения». Архимандрит Киприан дает краткую историю русских православных миссий в Европе и более подробно останавливается на биографиях ряда крупных деятелей православного зарубежного духовенства XIX - начала XX вв. Автор дает высокую оценку деятельности зарубежных священнослужителей, считая, что «они открыли западному миру глубины нашего богословия», а жизнь и труды этих людей еще «ждут своих биографов и многотомных исследований»9. Архимандрит Киприан (Керн) рассматривает деятельность русских зарубежных священников XIX века как предвестие экуменического движения XX века.

Исследование прот. А.П. Мальцева легло в основу статьи о православном храмоздании в Европе известного историка церкви Н.Д. Тальберга10. Не прибегая к анализу и систематизации, Тальберг перечисляет все русские православные церкви, построенные в Европе до 1917 г. Список дополнен сведениями о времени и условиях их создания, посвятительской принадлежности. Работа Н. Тальберга не привносит новшеств в данную

Для историков, занимающихся церковной проблематикой, принципиальное значение имеет опубликованное в 1966 г. в Германии исследование И.К. Смолича «История русской церкви», переизданное в России в 1996 г. Основываясь на многочисленных, однако исключительно опубликованных источниках, автор дает подробный анализ деятельности Православной церкви в Синодальный период. Смолич определяет русское зарубежное духовенство как особую группу православного белого духовенства, наряду с военно-морским и придворным, с точки зрения управления, материального обеспечения и общественного статуса11. Немногочисленные данные, приведенные автором, тем не менее, позволяют составить общее представление о таком явлении, как русское духовенство на службе дипломатического ведомства, и наметить возможные направления для исследования. 

Постсоветская эпоха, связанная с метаморфозами идеологических ориентиров, общественных идеалов и ценностей, сделала актуальным интерес к российскому духовному наследию, истории религии и церкви. Открывшийся для России мир русского зарубежья и возможность свободно перемещаться за пределы страны определили потребность современных исследователей в изучении дореволюционной истории православной церкви за рубежом, в том числе в Европе12. В центре внимания авторов - история строительства, архитектурное решение, художественные особенности зарубежных церквей и их место в дореволюционной жизни русской аристократии или же русской эмиграции после 1917 г. Таким образом, церковь как памятник - носитель Германии // Московский журнал. 1996. № 8. утерянного исторического знания составляет предмет интереса современных исследователей. Если предпринимается попытка восстановить летопись посольской церкви и причта за вековой период существования, как в работе СИ. Чернявского13, то на первый план выходит европейская жизнь узкого слоя российского дворянства. Действительно, большинство русских храмов в Европе создавались на средства представителей правящей династии или русской аристократии, тем самым история церкви тесно увязывается с событиями их жизни, в то время как духовенству отводится факультативная, сопутствующая роль. Другой путь в освещении темы - схематичное восстановление хронологии основных событий в истории церкви (учреждение, возведение храма и т.д.). Этим путем пошла А.В. Беляева14 в статье, посвященной непосредственно парижской православной церкви, при этом канва повествования была построена на основе работы А.П. Мальцева.

Тем не менее, отдельные яркие персоналии из дореволюционного зарубежного духовенства привлекали внимание исследователей15. Значение этих работ - в возвращении исторической памяти. Это первые попытки в современной отечественной историографии восстановить биографии людей, сыгравших немаловажную роль в церковной и культурной истории России. Однако необходимого анализа того, в чем заключалась особенность посольского клира и их службы на фоне белого духовенства эпохи, пока не произошло.

Своеобразным прорывом на уровень осмысления значения православной церкви на Западе является работа Н. Киценко16. Автор проанализировала архитектуру и посвятительскую принадлежность русских.

Сборник статей и воспоминаний к столетию историка. M., 2008. заграничных церквей и пришла к важному выводу о том, что они являлись одним из основных элементов в трансляции российской имперской идеологии на Запад. Н. Киценко дает этим церквям точное определение, отражающее суть явления: «витрины самодержавия». Однако деятельность духовенства, особенности прохождения ими службы автором не рассматриваются.

Принципиально значимой при изучении парижской посольской церкви является монография французского историка Николя Росса17, опубликованная в 2005 г. в Париже и вышедшая в 2007 г. в русском переводе в Санкт - Петербурге. Н. Росс взял на себя задачу описать историю русской православной общины в Париже с момента её зарождения со времен первых русских посольств ко двору Бурбонов в XVII столетии до революции 1917 г. В основе работы - материалы архива православного храма св. Александра Невского в Париже, недоступные российским исследователям. Значительную её часть составляет последовательное восстановление данных метрических книг и другой приходской документации, отражающей состав духовенства, число прихожан посольской церкви. Эти данные позволили автору провести анализ социального состава членов русской колонии, постоянно участвовавших в жизни парижской церкви. На основе использованных источников Росс приводит информацию биографического характера о членах парижского клира. Работа французского историка - своеобразная летопись русской церкви в Париже, в которой сделан акцент на особо значимые события: строительство храма, посещения венценосных особ. Однако автор не обращался к материалам российских архивов и библиотек. Несмотря на то, что церковная документация дублировалась для внутреннего пользования и для отправки в Россию и, таким образом, часть документов в Париже и Москве18 буквально соответствуют друг другу, значительный корпус материалов оказывается вне поля зрения исследователя. Деятельность посольской церкви в изложении Н. Росса находится вне контекста истории православного зарубежного духовенства в Европе и, в целом, российского белого духовенства синодального периода. Вне поля зрения автора и анализ особенностей в уровне образования, материальном обеспечении, прохождении службы посольского причта с их семьями. Предпринимая попытку определить место посольской церкви в системе русско-французских отношений рассматриваемого периода, Н. Росс, не задается вопросом о выявлении логики формирования состава духовенства для зарубежной службы и той роли, что отводилась им официальными российскими ведомствами. Тем не менее, неоспоримая заслуга автора заключается в том, что он открыл и обработал ранее неизвестный и значительный по своему объему массив информации, в полной мере не доступный российским исследователям.

Обзор источников.

При написании данной работы использовался широкий круг различных видов источников. Прежде всего, законодательные и нормативные акты из «Полного собрания законов Российской Империи», отражающие структуру управления и штаты русских зарубежных церквей. Их дополняют документы из «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи»19 и внутриведомственные нормативные документы МИД20. Необходимые для исследования данные о положение белого духовенства отражены в Уставе духовных консисторий21, а также «Сборнике действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания»22.

Основу группы документов официального делопроизводства составил комплекс документов из фондов Архива Внешней Политики Российской Империи МИД России (далее - АВПРИ), которые впервые вводятся в научный по ведомству православного исповедания. СПб., 1885. оборот. Принципиальное значение при изучении деятельности парижского посольского причта имеют материалы фонда «Российское императорское посольство в Париже» . 75 дел, относящиеся к церкви, охватывают период с 1830 по 1917 гг. Они позволяют судить о характере взаимоотношений дипломатического ведомства и посольского причта, а также определить кадровую политику в формировании и управлении русским православным духовенством во Франции. Изучение финансового положения и личного состава русских церквей за рубежом невозможно без обращения к документам фонда «Департамента личного состава и хозяйственных дел МИД»24. Ценная информация о составе парижского посольского причта второй четверти XIX в. содержится в фонде «Санкт - Петербургский Главный Архив» : около четырех десятков дел охватывают период с 1830 по 1863 гг. При ссылках на документы данного фонда особое значение имеет указание года, поскольку не существует единой системы нумерации единиц хранения в рамках одной описи — каждому первому делу за тот или иной год присвоен порядковый номер 1.

В работе так же были использованы отдельные документы, содержащие внутриведомственную переписку по делам парижской посольской церкви, из фонда «Канцелярии министра иностранных дел» АВПРИ , а также фондов синодальной канцелярии и канцелярии обер-прокурора Св. Синода" Российского Государственного Исторического Архива (далее - РГИА).

Во-вторых, принципиальное значение имеют финансовые отчеты церкви. Отчеты парижской церкви состоят из двух частей: ведомости о приходе и расходе сумм, полученных на содержание церкви от министерства иностранных дел, и ведомости о приходе и расходе сумм, принадлежащих церкви. Данные документы дают важные сведения о финансовой жизни церкви: объем выделяемых государством средств на содержание церкви, размер и пути формирования собственного церковного капитала, статьи и точные суммы расхода парижского причта. Финансовые отчеты церкви представлены в составе фонда 159 (ДЛС и ХД) АВПРИ ежегодными документами с 1878 по 1908, 1911, 1914 гг.

Следующий вид документации - рапорты настоятелей парижской посольской церкви. Они не составляют единого регламентированного по времени и цели создания комплекса документов. В данном случае рапорт -письменное обращение священника к российскому послу по различным традиционном понимании этого слова с постоянным составом прихожан: он менялся в зависимости от сезона, международной ситуации. В этих условиях специально фиксировать в клировых ведомостях статистические данные по приходу не было возможно, в сущности, это не имело практического смысла. В то время ка метрические книги и исповедальные росписи в церкви, безусловно, велись, именно они содержали необходимые данные о составе прихожан. Однако этот вид приходской документации сохранился только в архиве самого храма Александра Невского в Париже. поводам. В данном случае рапорт - письменное обращение священника к российскому послу по различным поводам: в связи с неудовлетворительным поведением церковнослужителей или, напротив, представлением к наградам; необходимостью в замене обветшавшей церковной одежды или оказанием помощи в проведении ремонтных работ в здании церкви. Подобного рода материалы важны при установлении характера связей между духовенством и посольством, взаимоотношений внутри причта, а также определении сферы деятельности настоятеля посольской церкви.

В архивных фондах представлена и официальная переписка. Прежде всего, это внутриведомственная переписка по делам церкви Департамента личного состава и хозяйственных дел МИД с российским посольством в Париже за 1831 - 1917 гг. На данной основе можно судить о составе посольского причта в первой четверти XIX в., выявить отношение официальных светских властей к деятельности парижского духовенства. В нашем распоряжении находятся отдельные документы из внутриведомственной переписки Св. Синода в связи- с учреждением должности второго священника при церкви в Париже в 1846 г., деятельностью посольского духовенства в период Крымской войны, а также в связи со. строительством и освящением первого православного храма во Франции в 1861 гг. Наконец, представляет интерес межведомственная переписка МИД и Св. Синода в период с 1831 по 1915 гг., отражающая уровень взаимодействия этих инстанций при формировании парижского посольского причта и управлении его деятельностью. 

В работе широко использованы источники личного происхождения. Речь идет о мемуарах, дневниках и переписке представителей двух категорий авторов: российского духовенства и лиц, входящих в их круг общения32, а также светских лиц33.

Источники первой из выделенных категорий дают богатый материал, отражающий менталитет и особенности жизни и службы заграничного священнослужителя и его семьи, в первом приближении позволяют судить о восприятии российским белым духовенством своих коллег на зарубежной службе. Однако большинство из рассматриваемых источников создавалось спустя несколько десятков лет после описываемых событий, что отрицательно сказалось на точности изложения, и повлияло на свойственную источникам

Мир русского духовенства и . русской колонии во Франции рассматриваемого периода возможно представить благодаря обращению к разнообразным воспоминаниям светских лиц. Степень освящения вопросов, непосредственно относящихся к жизни парижской церкви в них различна: будучи в центре внимания одних авторов, как у СП. Сушкова, или упоминаясь лишь несколькими фразами. Тем не менее, данная категория источников позволяет почерпнуть ценную информацию о реалиях жизни русского духовенства и русской колонии во Франции, в общих чертах установить состав прихожан и характер взаимоотношений священника и паствы.

Отдельную группу источников личного происхождения составляют воспоминания русских офицеров и солдат, оказавшихся в плену у французов в ходе Крымской войны3 . Сведения, сообщаемые в этих заметках, подтверждаются и дополняются воспоминаниями кн. А.В. Мещерского, производившего в Одессе размен пленных летом 1855 года35. Значительная, часть воспоминаний была опубликована ещё в ходе и сразу после окончания военных действий. В центре внимания авторов - повседневная жизнь русских военных во французском плену, физическое и психологическое состояние. Значительное внимание уделено и той роли, что сыграл в судьбе военнопленных православный посольский священник.

К первой группе относятся публицистические статьи членов парижского причта: И.В. Васильева, В.П. Полисадова и др. — написанные как для российских духовных журналов, так и для выходящего во Франции «L Union Chretienne». Стоит особенно отметить духовный учебно-литературный журнал «Странник», «Христианское чтение» и неофициальную часть «Церковного вестника», на страницах которых наиболее активно освещалась жизнь русского заграничного священства.

Группа светской публицистики представлена очерками наших соотечественников, в основном литераторов, о Франции37. Внимание авторов привлекала политическая и культурная жизнь Парижа. Кроме того, интересна, русская колония и, в целом, русский человек за рубежом в восприятии современников, его отношения с окружающим миром, соотечественниками, официальным российским посольством и, в том числе, с посольскими священнослужителями.

Наибольший интерес для нас представляют очерки в письмах «Русское общество в Париже» Н.С. Лескова . Это яркое публицистическое произведение, содержащее ценные сведения о русской колонии в Париже и о том месте, которое занимала в ее жизни посольская церковь и ее настоятель. В состав источников, безусловно, небезупречен. Известно, что фонды РГИА содержат значительный объем информации, связанный с русскими зарубежными церквями. Однако сложившиеся на данный момент объективные обстоятельства не позволяют использовать материалы в полном, необходимом для исследования, объеме. Тем не менее, имеющаяся источниковая база обеспечивает необходимую основу для получения достоверных выводов и позволяет решить задачи, поставленные в диссертации.  

Структура управления

Появление русских православных церквей в Европе связано с установлением стабильных торговых, дипломатических отношений России с западными государствами. Старейшая - церковь в Стокгольме (1617 г.); вслед за ней в 20-е годы XVIII века появляются церкви в Берлине, Лондоне, Париже, и далее - во всех крупнейших европейских столицах. Собственно, «церковь» означала присутствие в стране русского священника, находящегося в тесной связи с дипломатической миссией, и наличие помещения, как правило, съёмной квартиры, в которой проходили богослужения.

Уже на данном этапе была заявлена главная особенность в управлении православными зарубежными церквями - их двойная подчиненность духовной власти - митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому и Св. Синоду, и светской — Министерству иностранных дел. В структуре министерства церкви находились в ведении Департамента личного состава и хозяйственных дел МИД.

О правовом положении, системе управления русскими европейскими причтами можно судить, во-первых, по штатам зарубежного православного духовенства (186740, 187541 гг.); во-вторых, по официальным документам Дипломатического ведомства: Справочной книге для должностных лиц центральных и заграничных установлений МИД (СПб., 1869) и Своду распоряжений МИД по Департаменту личного состава и хозяйственных дел (СПб.,1912).

Из указанных документов становится известно, что православные церкви, учрежденные при посольствах, миссиях и консульствах и при дворах высочайших особ императорской фамилии за границей находятся «под непосредственным покровительством и наблюдением посланников наших при заграничных дворах» . Все они делятся на три разряда: посольские (соответственно посольствам в Вене, Лондоне и Париже), миссийские (при миссиях в Афинах, Берлине, Берне, Константинополе, Мадриде, Пекине, Риме, Стокгольме, Тегеране и Флоренции) и при консульствах в Хакодате43 и Чугучаке44. Кроме того, официальный статус имеют придворная церковь в Штутгарте и надгробные в Веймаре, Гааге, Ироме. Во второй половине XIX века широкое распространение в Европе получают частные домовые церкви тех или иных аристократических особ, однако эти церкви и их причты существуют исключительно на средства владельцев и не подлежат контролю со стороны МИД45.

Кадровые вопросы, перемещение лиц духовного звания, их награждение находится в сфере ответственности духовного начальства, равно и в иерархическом управлении зарубежные православные церкви «состоят в ведении Св. Синода и Санкт-Петербургского епархиального начальства; во всех же прочих отношениях подчиняются заведыванию Министерства штату» .

На практике взаимодействие этих инстанций осуществлялось по следующей схеме: по любому текущему вопросу священник обращался с рапортом или письмом к послу, тот, в свою очередь, передавал просьбу министру иностранных дел России, из канцелярии министра прошение поступало на рассмотрение к обер-прокурору Св. Синода; ответ осуществлялся в строго обратном порядке. Причем схема оставалась неизменной как, например, при представлении к наградам, так и при просьбе о замене обветшавшей церковной одежды47.

Церковь при русском посольстве в Париже

Итак, 12 февраля 1816 г. в Париже при российском посольстве была учреждена постоянная церковь греко-российского исповедания. Позади -триумф 1812 года и настоящий «русский бум» во Франции. Число наших соотечественников здесь значительно возросло, для них требовалась церковь - походная или существовавшая время от времени при посольстве уже не удовлетворяла возросшим потребностям.

Уместно обратить внимание на то, что время учреждения постоянной русской церкви в сердце Старого Света не случайно. «Александр I, - как отмечает Ричард Уортман - принял на себя роль главы всемирного христианства, воплощающего абсолютные человеческие ценности. Само звание русского императора приобрело соответствующие значения - орудие Божие, спаситель человечества и защитник законных монархических правительств во всей Европе» . Статус «главы всемирного христианства» и растущий престиж Российской империи требовал более впечатляющего представительства в сердце западного мира. Учреждается постоянная православная церковь при посольстве в Париже, которая становится проводником русской официальной идеологии на Запад. Таким образом, уже на начальном этапе формирования системы церквей при российских дипломатических представительствах за рубежом прослеживается политическая составляющая. Зарубежный клир связывается с МИД не только на официальном структурном уровне, но и на «ментальном», принимая участие в трансляции основных идеологических установок на Запад.

В 1819 г. для посольской церкви было снято специальное помещение в

В 1830 г. был заключен новый договор, по которому церковь перемещалась в здание на улице Бери, 4 (me Neuve de Berry). Ежегодная арендная плата обходилась посольству в 6 тыс. фр., затем она увеличилась до составила 17 тыс. фр. в год . Церковь состояла из двух комнат, соединенных пролетом; стены не окрашены, «обстановка бедная, иконостас маленький дубовый, и весь храм неуютный, темный»80.

Наконец, в августе 1861 г. усилиями наиболее известного из всех парижских священнослужителей - протоиерея И.В. Васильева81 - при поддержке государей обеих стран был возведен первый в Париже православный храм Св. благоверного князя Александра Невского.

История строительства храма Св. Александра Невского довольно подробно изучена. Собственно, все, кто когда-либо писал о парижской церкви, концентрировали свое внимание именно на храме, его сооружении, внутреннем убранстве82. В данном случае интерес представляет ответ на вопрос, какое место заняла парижская церковь в деятельности российского внешнеполитического ведомства.

Что такое храм в жизни посольского духовенства? Место службы, место общения с соотечественниками. Для членов русской колонии присутствие на богослужении в посольской церкви - способ показать свою верность государю для одних, возможность почувствовать связь с отечеством для других, для иных - место, куда можно обратиться за помощью. Однако и сам храм за пределами страны выполняет важную функцию. Святой Иоанн Дамаскин говорил: «Если хочешь другому показать свою веру, приведи его в свою церковь и поставь перед святыми образами»83. Действительно, храм -свидетельство веры, культуры, духовной традиции народа.

Настоятели

Русская посольская церковь в столице Франции заняла особенное место среди европейских православных церквей. Действительно, искони Париж, благодаря теологическому факультету Сорбонны, считался богословским центром Европы. Здесь же, во французской столице, обосновался орден иезуитов - интеллектуальный авангард католицизма. Наконец, общеизвестно, как Париж был любим состоятельной русской публикой. Склонная ко всему иностранному, она с благоволением относилась к Католической церкви и её представителям; часто именно в католические пансионы попадали юные отпрыски русской аристократии, приехавшие с родителями во Францию. Через несколько лет, проведенных в стенах пансиона, они превращались в людей, далеких от всего, что связывало их с родиной. Подобная ситуация вызывала обоснованное беспокойство у чиновников духовного ведомства и светских властей, и именно поэтому причт посольской церкви в Париже, единственный среди всех европейских - и это его важное отличие - был усилен введением должности второго священника дабы «предупредить совращения в иноверие»140 русских подданных. Таким образом, Россию и Православную церковь во Франции должен был представлять, как минимум, хорошо образованный человек, в идеале - стратег, дипломат, учитывая переменчивый характер взаимоотношений двух стран в XIX столетии.

1. Настоятели.

Настоятели православной церкви Парижа, как и любой другой зарубежной церкви - центральные фигуры в истории русского духовенства в Европе. По уровню образования, своему статусу, материальному положению, наконец, по специфике службы, они составляют совершенно особую группу православного белого духовенства России позапрошлого столетия.

Прежде всего, необходимо понять, по какому принципу происходил отбор кандидатов на священническое место к европейской миссии.

Русские посольские храмы в Европе вырастали из походных церквей для удовлетворения духовных нужд тогда ещё немногочисленных наших соотечественников. Архимандрит Киприан (Керн) справедливо отмечает, что в XVIII веке священнические места в дипломатических церквях занимали люди, «случайные, лишь бы они согласились на долгое время покинуть родину»141. Таким образом, в восемнадцатом столетии сколько-нибудь четкой политики при формировании зарубежных причтов не существовало. Всё это в полной мере относилось к Парижу. Граф А.В. Воронцов, находившийся в начале 1760-х гг. в Париже, оставил любопытные воспоминания об окружении российского посла М.П. Бестужева: «В его доме была Греческая церковь, а священником в ней был один монах, ставший впоследствии архиереем; это был самый большой фанатик, какого мне когда-либо случалось встречать. Он ставил в неловкое положение посла, а также всех находившихся в Париже русских, обращаясь к ним с наставлениями в своих проповедях. Он хотел, чтобы все путешественники и светские люди жили монахами»142. Эти замечания отражают уровень сознания и отношение к своему положению представителей православного зарубежного клира, равно и официальной власти

Безусловно, были свои исключения. К ним относится настоятель посольской церкви в Лондоне Яков Иванович Смирнов (1754 - 1840). По мнению современников, одна из самых ярких фигур из окружения посла СР. Воронцова. В пору разрыва англо-русских отношений в 1800 - 1801 гг. прот.

Смирнов официально исполнял должность поверенного в делах Англии . В этой фигуре, можно увидеть будущее русского посольского духовенства. Однако если в первом приближении говорить об общей тенденции середины XVIII — начала XIX вв., то в числе зарубежного клира преобладают «люди случайные».

Девятнадцатое столетие с ростом активности России, усилением её роли на международной арене приносит качественные изменения в состав посольского духовенства. В большинстве случаев представители черного духовенства уступают место белому. Особое значение приобретает уровень образования и опыт служения. Особенно ярко это проявляется со вступлением на престол императора Николая I, с правлением которого исследователи связывают завершение процесса поглощения церкви государством144. Священнослужители превращаются в чиновников от ведомства православного исповедания, а значит, перед ними встают задачи, соответствующие требованиям нового времени и власти.

Похожие диссертации на Православная церковь при русском посольстве в Париже : 1816-1917