Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Юркина Наталия Николаевна

Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг.
<
Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Юркина Наталия Николаевна. Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2006.- 283 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-7/613

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. МЕСТО НАУКИ И УНИВЕРСИТЕТА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

1. Абитуриенты и университеты: надежды и реалии С. 25

2. Отношение студентов к учебе, участие в научной жизни университета С. 42

3. Лекции преподавателей, их влияние на студенчество С. 61

4. Воспитательная деятельность университета С. 80

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЗАПРОСЫ СТУДЕНЧЕСТВА: БЫТ И ДОСУГ

1. Московские студенты: внешний вид С. 95

2. Студенческий быт С. 105

3. Студенческий бюджет С. 121

4. Эстетические запросы студенчества: литература и театр С. 139

5. Академические и студенческие праздники, особенности студенческого отдыха С. 147

6. Взаимоотношения студентов. Товарищество, дружба. Личная жизнь, любовь С. 160

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

1. Роль семьи в становлении внутреннего мира студентов С. 188

2. Религиозные искания. Роль веры в жизни студента С. 196

3. Духовный поиск. Самопознание С. 207

4. Настроения студенческой корпорации как показатель динамики трансформации ее убеждений С. 219

5. Отношение студентов к волнениям в высших учебных заведениях С. 232

Заключение с. 248

Литература и источники

Введение к работе

Во второй половине XIX в. на общественно-политической арене России появилась новая политическая сила - студенчество. Ее выступления, волнения и * демонстрации взбудоражили общество, заставили по иному взглянуть на учащуюся молодежь, осмыслить и оценить ее роль в жизни государства. Высокую общественно-политическую активность студенчества ученые и публицисты начали анализировать еще в XIX в. На протяжение XX в. появилась масса работ по проблемам студенческого движения, изучались его причины, материальное положение студентов, социальная структура и политическая деятельность студенчества. Но до сих пор не существует работ, которые бы дали представление ф о повседневной жизни и внутреннем, духовном мире студента пореформенного периода. Впрочем, это справедливо и в отношении других социальных и демографических групп населения.

Актуальность темы «Повседневная жизнь московского студенчества» определяется тем, что на сегодняшний день в исторической науке не существует комплексного анализа социального феномена студенчества второй половины XIX в., как такового. Между тем, именно в студенческие годы складывалось мировоззрение, взгляды, убеждения тех людей, которые потом стали видными деятелями политики, науки и культуры. Студенчество второй половины XIX в. * часто выполняло роль инициатора общественных и политических движений. Поэтому изучение повседневной жизни студентов, создающей основы

w мировоззрения и деятельности, как причины многих поступков, действии не только отдельных личностей, но и студенческой корпорации, дает возможность изучения и понимания многих исторических процессов, которые напрямую или косвенно взаимосвязаны со студенчеством. Роль и место студенчества в общественной структуре, специфика его мировоззрения, особенности становления личности студента дают возможность анализировать общество XIX в., его Ф развитие.

Изучение повседневной жизни студенчества дает возможность через ^ морально-этические установки этой социально-демографической группы понять

4 специфику ее корпоративных представлений. Изучение повседневности позволяет заглянуть во внутренний мир человека, исследовать его наиболее скрытую, интимную сторону жизни, определить поведенческие нормы, их границы. В процессе повседневной жизни студенчества формировались такие ценности, как традиционная патриотичность группы, особая социальная позиция, стремление к справедливости. Студенчество, находилось в постоянном внутреннем поиске, в процессе которого формировалось мировоззрение, определенные религиозные убеждения, устремления, интересы, мотивация. Именно эти качества, на наш взгляд, являются той основой, из которой объективно выводятся особенности студенчества, как самостоятельной социальной силы. Формирование духовных основ происходило в процессе повседневной работы, под влиянием непримечательных, на первый взгляд факторов и событий, которые наполняли жизнь студенчества.

Протяженность хронологических рамок исследования обусловлена тем, что проследить изменения общественного сознания и социально-демографической группы возможно лишь на сравнительно больших промежутках времени. Такая специфика исследований по истории повседневности была обоснована основоположником школы французским историком Ф. Броделем. Формирование внутреннего мира такой значимой социальной группы, как студенчество особенно интересно рассматривать на этапах зарождения новых взглядов и идей, их интеллектуального осмысления и внедрения. Нами был избран период реформ высшего образования, начиная с Университетского устава 1835 г., и заканчивая изданием «Временных правил» в 1899 г.

Исследование опирается на данные крупных вузов г. Москвы, существовавших на протяжении всего изучаемого периода. В Москве к середине XIX в. функционировало пять ведущих высших учебных заведений. Это Лазаревский институт восточных языков, основанный в 1828г. (преобразованный в 1921 г., ныне Институт востоковедения РАН), Московская медико-хирургическая академия, созданная в 1837г. и преобразованная в Медицинский институт в 1845 г., Московский сельскохозяйственный институт, открывшийся в

5 1865г. (с 1923 г. Тимирязевская сельскохозяйственная академия). В предшествовавшем столетии были открыты Московский Императорский университет (МГУ) и Московская духовная академия с 1814 г., по сей день расположенная в Троице-Сергиевой лавре.

В число ведущих вузов Москвы и в наше исследование включена Московская духовная академия (МДА) по ряду причин. Несмотря на то, что она не относится к светским учебным заведениям, что порождает массу ее принципиальных отличий, мы считаем необходимым включить воспитанников МДА в исследование. Дело в том, что именно в МДА наиболее полно раскрывается масса интересующих нас аспектов. Здесь существовали устойчивые, давние традиции повседневной жизни, быта студентов, особый уклад и распорядок дня. Воспитанники Академии постоянно находились под присмотром педагогов и своих товарищей, вся жизнь студентов протекала не в городской среде, а в замкнутом мире стен лавры. Глубокие и строго соблюдаемые традиции повседневной жизни Академии интересны с точки зрения влияния повседневности, ее цикличности на формирование мировоззрения человека. Особо пристальное внимание в академии уделялось моральному состоянию и духовному росту воспитанников. Здесь было принято серьезно размышлять над своим внутренним миром, работать над собой. С другой стороны, Академия интересна нам именно тем, что есть возможность противопоставить и сравнить жизнь воспитанников и студентов светских вузов.

Объектом изучения стало московское студенчество по той причине, что в Москве («второй столице») было большое количество крупных вузов, сюда стекались со всей России студенты, желающие учиться. Петербург не был так привлекателен для приезжавшей из провинции молодежи, и его студенчество, на наш взгляд, не столь объективно, как Москва отражает широкий спектр духовных исканий той молодежи, которая составляла интеллектуальную элиту России. Московское студенчество имело свою специфику, свой особый характер и бытовой уклад, и являлось более ярким выразителем русской духовности, чем студенты столицы, а также других университетских городов России. О специфике

повседневной жизни москвичей и их особом мировосприятии, их изменениях существует масса исследований, подтверждающих наш выбор .

Необходимо оговорить, что в исследовании преимущественно рассматривается русское студенчество православного вероисповедания, т.к. другие конфессии в московских вузах были представлены слабо.

Женское образование не освещено в диссертационном исследовании потому, что в Москве до 1872 г., когда были открыты Московские высшие женские курсы профессора В.И. Герье, не существовало высшего женского образования. Сами курсы были довольно немногочисленными, хотя их открытие и являлось значительным событием в общественной жизни второй половины XIX в., а уже в 1888 г. курсы прекратили свою работу. Возобновили работу курсы только в 1900 г.2, что находится за пределами хронологических рамок нашего исследования. Особенностью курсов являлось и то, что на начальном этапе своей работы они являлись частным учебным заведением, существовавшим на пожертвования. Кроме того, курсистки являлись не студентками, а «слушательницами».

В поле зрения нашего исследования не попали также художественные вузы: Училище живописи, ваяния и зодчества (с 1850-х гг.) и Московская консерватория (с 1866 г.) потому что, во-первых, сами учреждения являлись довольно специфичными, во-вторых, учащиеся данных вузов являлись не студентами, а слушателями.

Объектом исследования является повседневная жизнь студентов крупных высших учебных заведений г. Москвы. В качестве предмета выступает анализ повседневной жизни московского студенчества, представленный в контексте их системы ценностей, мотивационных, этических и эмоциональных основ деятельности, социально-психологических установок, духовных исканий, традиций общения и взаимодействия.

Студенчество второй половины XIX в. объединяли многие факторы, которые делали его единой сплоченной силой, способной выступать, как самостоятельная единица в общественно-политической жизни России,

7 воздействовать на ход исторических событий. С другой стороны, студенческая среда с ее традициями, особыми правилами, принципами и общими формальными сторонами (совместное проживание, обучение) неизбежно формировала свое особое мировоззрение, давала определенные идеалы, которые, так или иначе, сказались на взглядах, образе жизни, судьбах многих видных политических, общественных и культурных деятелей, прошедших университетскую школу. Студентов объединяли следующие факторы:

  1. Принадлежность к привилегированным сословиям. Студентами являлись дети дворянства, буржуазии, крупного чиновничества, купечества, меньше зажиточного крестьянства, интеллигенции. По выходе из университета студенты пополняли группы так называемых разночинцев - государственных служащих, мелких чиновников; высшие слои бюрократии, интеллигенцию. Многие выпускники вузов возвращались в родовое имение и таким образом становились помещиками.

  2. Студенчество олицетворяло будущее интеллектуальной элиты России, её перспективный интеллектуальный потенциал. Это накладывало на него определенную ответственность перед обществом.

  3. В вузы поступали, как правило, люди с близкими по характеру устремлениями и жизненными установками.

  4. Одним из ведущих факторов, объединяющих студенчество, следует считать ведущий вид деятельности - обучение в вузе.

  5. Еще одним объединяющим студенчество фактором являлись уровень их благосостояния, общий быт и условия жизни. Общие проблемы проживания и заработка, безусловно, объединяли студентов, между ними появлялось взаимопонимание, сочувствие, чувство родства.

  6. Досуг студентов играл большую роль в их жизни, и совместное его проведение сплачивало студенчество, его отдельные группы.

  7. Традиционная корпоративность студенчества, создание различного рода объединений, кружков, союзов и т.п., огромная роль землячеств, особенно в 60-е -70-е гг. - делала студентов единой силой.

  1. В процессе общения в студенческой среде происходил естественный обмен духовными ценностями, установками, мировоззренческими позициями. Ценностные ориентации студенчества следует признать относительно нестабильными, подвижными, прогрессирующими. Но определенные ценности и духовные установки несомненно были преобладающими, сравнительно стабильными в студенческой среде.

  2. В процессе совместной жизни у студентов формировалась особая студенческая субкультура общность жизненных целей. Для студенчества XIX века характерно стремление к идейному самосовершенствованию и активной политической позиции, интересу к судьбе России и стремлению быть в центре политических событий и общественной жизни.

Таким образом, студенчество являлось единой социальной группой, и отличалось от основных социальных групп тем, что статус студента был преходящим изначально, имел определенные половозрастные рамки.

Социальный состав студенчества не был стабильным на протяжении второй половины XIX в. Ввиду роста доступности высшего образования он довольно сильно изменился, демократизировался к началу XX в3. Большинство исследователей по социальной принадлежности относят студенчество к интеллигенции, т. к. студенты пополняли этот слой по выходе из вузов, а так же являлись, как правило, детьми представителей интеллигенции. Однако значительную часть студенчества составляли дети - выходцы из сословий, не относящихся к интеллигенции, поэтому предлагается условно отнести студентов к некоторому самостоятельному слою общества. Изменения в социальном составе студенчества происходили постоянно, необходимо рассматривать его как процесс; так же нужно учитывать, что вузы отличались по специализации и по своей принадлежности к тем или иным ведомствам: в частности, вузы Министерства торговли и промышленности, как правило, не устанавливали столь же жестких ограничений для детей различных сословий, как вузы Министерства народного просвещения или какие-либо закрытые вузы, типа духовных и военных академий.

9 А.Е. Иванов справедливо отмечает «студенчество по своим профессиональным и интеллектуальным функциям не было абсолютно тождественно интеллигенции»4.

Исследователи неоднозначно оценивают то, каким образом были представлены различные сословия в вузах России начала XX века. Тем не менее, общие тенденции прослеживаются. В.И. Орлов приводит следующие сведения по вопросу социального состава студенчества на 1902 - 1904 годы: преобладающее большинство составляли дети мелких и средних чиновников, мещан, дворян, крупного чиновничества и офицерства на втором месте, крестьян и духовенства на третьем и небольшое число представителей других категорий. Численность студентов - выходцев из среды духовенства постепенно возрастала. Вузы расширяют количество мест для детей духовенства5. Несмотря на низкую обеспеченность, дети духовенства стремились попасть в светские учебные заведения. «...Демократической была группа выходцев из среды духовенства, составлявшая в 1899-1904 гг. около 10 % студенческого контингента. Абсолютная их численность имела тенденцию к возрастанию»6. Университетское образование не привлекало к себе выходцев из верхних слоев класса дворян, которые предпочитали закрытые гражданские высшие и военные учебные заведения, гарантировавшие быструю карьеру. «Сословная принадлежность к дворянству покрывала пеструю массу людей, различных по социальному положению, в том числе деклассированных дворян - фактически разночинцев» . Выводы исследователей о демократизации и соответствии социального состава студентов тем изменениям, которые происходили в Российском обществе, подтверждает А.Е.

Иванов . Таким образом, подавляющая часть студенчества состояла из скромных и небогатых молодых людей, которых общество легко выделяло, как определенную социальную единицу.

Студенческое движение второй половины XIX - начала XX вв. изучено очень подробно. На сегодняшний день существует несколько исследований, посвященных проблемам источниковедения и историографии истории студенческого движения России. Так, например, М.И. Матвеевым дана классификация источников по принципу классово-политического критерия9. А

10 Н.Г. Георгиева провела масштабную статистическую работу по подсчету процента документов по различным аспектам проблемы, в основном по студенческому движению10.

Развитие историографии в рамках данной проблематики можно проследить по этапам. Уже в XIX в., обеспокоенная массовыми студенческими волнениями, общественность активно начала изучать студенчество. Публицисты обратились, прежде всего, к исследованию повседневной жизни студентов, их быту, особенностям проведения досуга, их моральному облику. Таковыми были работы П. Иванова и С.А. Изгоева. Несмотря на свой обобщающий характер, они не являются работами сугубо историографическими, они стоят у истоков

# формирования историографии проблемы, их можно рассматривать и как источник,
т.к. они носят скорее публицистический, нежели исследовательский характер.

В силу идеологических изменений после революции 1917 г. фокус в изучении проблем студенчества сместился с повседневных и бытовых сюжетов на Л актуальную на тот период времени тему студенческого движения. Это предопределило развитие историографии данной проблемы на семь десятилетий вперед. В 1920 - 1930 годы появились работы, которые включают в себя как повествование непосредственно о событиях той эпохи, так и значительные по объему теоретические обоснования, анализ событий и выводы по проблеме. ' ' Подавляющее большинство из них издано небольшим тиражом. Это, в основном, работы непосредственных участников событий, в большинстве своем,

* революционеров. Особенностями данного источника являются подробность
изложения, субъективность и эмоциональность восприятия событий, так как
многие авторы их являются непосредственными участниками событий11.

Несколько небольших исследований по студенчеству и истории высшего образования в целом появилось в конце 1840-х - начале 1850-х гг. . В них в основном рассматриваются студенты-радикалы, их общественно-политическая , борьба, контакты с революционными политическими партиями.

Следующий период повышенного интереса исследователей к студенчеству приходится на 1970-1980-е годы. В это время было создано несколько

фундаментальных монографий, в которых освещалась проблема студенческого движения13, работ о русской интеллигенции1 , а также ряд статей, объединенных в сборники15. Большинство из перечисленных работ отражает деятельность революционно настроенной социал-демократической части студенчества, находившейся под влиянием идей марксизма и РСДРП. Материальное положение студентов очень подробно изучено П.С. Гусятниковым и Л.К. Ерманом, социальный состав студентов - В.Р. Лейкиной-Свирской. В монографиях и статьях этого времени раскрыты вопросы студенческих корпораций, а также благотворительность частных лиц и организаций, влияние революционной литературы на студенчество.

Очень слабо освящено либерально и консервативно настроенное студенчество. Почти не затронуты другие стороны жизни студенчества, такие как его учебная деятельность, досуг, интересы, традиции и другие проблемы, относящиеся к сфере повседневности. Поэтому в нашем исследовании мы не будем касаться истории студенческого движения, лишь сделаем попытку осветить причины высокой политической активности и социальной отзывчивости студентов, которые кроются не только в их материальной недостаточности и социальной принадлежности.

Современный взгляд на дореволюционную молодежь характеризуется рассмотрением иных аспектов проблемы активности учащихся и стремлением ликвидировать перекос, существовавший в советской литературе. Это делается на основе воспоминаний и архивных документов. Буквально в последние несколько лет интерес к истории учащейся молодежи значительно возрос. Есть попытки описать не только революционно настроенную часть студентов, но и другие группы студентов. Акцент смещается в сторону характеристики и анализа других сторон студенческой жизни, а не только их политической активности. Большое внимание уделяется психологическому анализу студенческой активности. Рассматриваются взаимоотношения молодежи с властью, с другими социальными структурами. На основе данных исследований можно выделить такие стороны

12 жизни студентов, как круг и характер общения, взаимоотношений с учебным заведением и со сверстниками, реакция на события, уровень интереса к ним16.

Новые аспекты проблемы студенческой активности в начале XX века выделяет в своих работах крупный исследователь студенчества профессор А.Е.

1*7

Иванов . Он уделяет особое внимание взаимоотношениям студентов и органов власти, а также рассматривает такую сторону проблемы, как роль личностного фактора в политике правительства и императора, направленной на ликвидацию студенческих волнений. В своих монографиях о студенчестве конца XIX - начала XX вв. он восполняет пробел в истории студенчества. Он исследует проблемы быта и бюджета студенчества, особенности проведения досуга, его правовое положение и социальный статус, а так же проблемы русских студентов за рубежом. Изданная в 2004 г., монография А.Е. Иванова раскрывает многие стороны жизни студентов. Культурный облик студенчества предстает в картинах быта, нравах, обычаях, внешнем облике, одежде, способах проведения досуга, решении «полового вопроса», душевных настроениях. Иванов создал фундаментальные исследования студенчества, в которых очень подробно, достоверно и полно описаны все аспекты студенческой корпорации и повседневной жизни конца XIX - начала XX в.

При этом до сих пор проблемы повседневной жизни и ее влияния на становление мировоззрения студенчества XIX в. остаются недостаточно изученными. Многие аспекты темы остаются в тени, в современных исследованиях основной акцент сделан на средние и духовные учебные заведения, высшая школа дореволюционной России освещена лишь в единичных исследованиях. Интерес современных исследователей в основном направлен на молодежь XX в., тогда как студенчество XIX в., занимавшее большое место в духовной и общественной жизни эпохи, практически не изучено.

В мемуарной литературе, в художественной литературе и в воспоминаниях содержится огромное количество материала, касающегося всех аспектов жизни среднего обычного студента. Не случайно в конце XIX - начале XX вв. интерес именно к среднему, обычному студенту у публицистов и писателей был очень

велик. Наше исследование ставит задачей поднять именно этот огромный пласт

источников и хотя бы частично осветить те стороны жизни студенчества, которые

до сих пор оставались в тени, и которые формировали многогранную и

^ динамичную повседневную жизнь студенчества.

Сегодня история повседневности занимает особое место в исторической науке. История повседневности, по определению, данному таким специалистом, как Н.Л. Пушкарева, - это отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности в ее историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности - «реальность, которая интерпретируется

* людьми и имеет для них субъективную значимость в качестве цельного
жизненного мира», комплексное исследование этой реальности (жизненного мира)
людей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на
события. Внимание сосредоточено на проблеме соотношения общего и
особенного, индивидуального и коллективного в поведении человека, на
переживании отдельным человеком социально-культурных идеалов, на их
индивидуальные интерпретации.

Основоположник истории повседневности, как отрасли исторической науки французский историк Фернан Бродель (1902-1985) сохранил традиционные для

научной истории методы получения позитивных (объективных) знаний об объекте. Бродель создает широкую историческую панораму «бессобытийной

истории», в которой в качестве событий фиксируется обнаруженные историком «аномалии» естественного течения исторической жизни общества. Ф. Бродель предложил анализировать два уровня «структур» в жизни любого общества: структуры жизни материальной и нематериальной, охватывающей человеческую психологию и каждодневные практики. Второй уровень был назван им «структурами повседневности». Именно в них, полагал Ф. Бродель,

% формировались ценности и символы веры человека определенной эпохи, поэтому понять мотивы поведения людей, семиотические воплощения их картины мира (образы, представления, привычки, ощущения, предугадывания и т.д.) - значит

14 понять саму эпоху, само время, разобраться во взаимодействии разных сторон жизни общества, от бытовых деталей до политических пристрастий.

Продолжатели традиции первых двух поколений Школы Анналов (в России, например, А.Я. Гуревич) ставят в центр своих исследований общую реконструкцию «картины мира» определенной эпохи, социума, группы. Они изучают в повседневности прежде всего его ментальную составляющую (общие представления и нормальном, как и общие страхи, общие тревоги и одержимости). Человек прошлого не похож не человека сегодняшнего дня, они в равной мере они признают, что исследование этой «непохожести» есть путь к постижению механизма социопсихологических изменений. Главное отличие между традиционными исследованиями быта и изучением повседневности историками лежит в понимании значимости событийного, подвижного, изменчивого времени, случайных явлений, влиявших на частную жизнь и менявших ее.

Методологической основой работы является позитивизм.

Цель работы - показать воздействие повседневной жизни на формирование мировоззрения студентов, его социального облика, как целостное многостороннее явление, с учетом динамики, степени влияния на них с одной стороны, университетских реформ и политики правительства, общественных настроений, с другой.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать роль учебной, научной и воспитательной деятельности, а также личностных качеств ведущих преподавателей в формировании представлений студентов об университете и становлении их мировоззрения;

  2. Охарактеризовать специфику студенческого досуга и быта и их влияние на мотивацию деятельности московского студенчества в XIX столетии;

  3. охарактеризовать основные традиции студенческой жизни, формировавшие специфические черты мировосприятия студентов;

15
4. рассмотреть духовные искания студентов, проследить

формирование внутреннего мира студенчества, идеалов и убеждений

некоторых отдельных студентов;

5. дать характеристику специфике корпоративности студенчества и

его настроений, определить степень влияния повседневной жизни на

мотивацию общественно значимых действий. Исследование опирается на воспоминания, публицистику и художественную литературу. Воспоминания раскрывают многие аспекты повседневной жизни студентов, а также внутренний мир человека, его особенности, духовные искания, описывают становление его личности. Публицисты пишут на злобу дня, реагируя на современные им явления в студенческой среде. Художественная литература рисует собирательный образ студента, что позволяет воссоздать наиболее полный, законченный образ студенчества. Специфика подбора источников для изучения повседневности, внутреннего мира, поведенческих аспектов - источники личного происхождения, позволяющие реконструировать социально-психологические процессы, создать представление об общих, характерных для данной группы поведенческих нормах, явлениях.

Несколько слов нужно сказать о тех видах источников, которые дополнили исследование сведениями фактического характера. Существует несколько обобщающих работ справочного характера, созданных в конце XIX в., которые помогли осветить некоторые аспекты данного исследования. Таковыми являются: «Обзор деятельности ведомства Министерства Народного Просвещения за время царствования Императора Александра III», в котором даны характеристика Вузов, общие сведения по ним, опубликован Университетский устав, его положения и изменения с 1864 г., после реформ 1878 г. и 1881 г.18 А также «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения» за 100 лет деятельности составленный Рождественским СВ., носящий характер отчета19. Интересный материал содержится в студенческих переписях начала XX в. Первая перепись была проведена в 1872 г. В Москве до 1903 г. было проведено всего две переписи. В основном, переписи содержат подробный разбор материальных

сторон студенческой жизни, опросы проведены довольно тщательные, подробные. Лишь в 1912 г. было изучено влияние литературы на мировоззрение студенчества в Юрьевском университете и на Петербургских высших женских курсах . Наиболее полные переписи, проведенные уже в начале XX в., не входят в хронологические рамки нашего исследования. Переписи, проведенные до 1903 г. носят случайный характер, они направлены на изучение состава, численности студенчества, их половозрастных характеристик, переписи так же выявляли материальное положение студенчества.

Архивные материалы также были привлечены к работе над исследованием. Это хранящиеся в Центральном Историческом архиве г. Москвы фонды основных московских вузов: Московского университета, Московской духовной академии, Лазаревского института восточных языков и др21. А также материалы Государственного архива РФ из фондов о надзоре за неблагонадежными студентами . В большинстве фондов вузов хранятся, как правило, документы делопроизводственного характера, не помогающие решать задачи, поставленные нами. Однако среди них есть документы, которые представляют интерес, такие как «Отчеты ректора митрополиту», тетради и книги поведения студентов, лучшие студенческие работы, доносы студентов на своих товарищей, наставления учащимся преподавателей и т.п.

Большое значение для данного исследования имеет публицистика. На проблемы студенчества современники-публицисты всегда отзывались первыми. На протяжении всего изучаемого периода интерес к состоянию студенчества был очень высоким. На страницах печати постоянно появлялись статьи о студентах, в конце XIX начале XX вв. появилось несколько книг, посвященных актуальным проблемам студенчества. Современников волновали студенческие истории, беспорядки в университетах, студенческая нищета и здоровье, нравственное состояние студентов.

В 1860-е гг. публицисты писали об университетских реформах. Множество работ содержит подробный анализ экзаменационной системы, хода учебного процесса, необходимости введения физического воспитания . Когда студенты

17 проявили себя, как активная политическая сила, либеральные публицисты

24 тт

сочувственно и даже приветственно отнеслись к студенческим волнениям . На протяжение более чем 20 лет пишет статьи по студенческим проблемам публицист Н.П. Гиляров-Платонов. Он вступает в полемику, освещает проблемы учебной и досуговой деятельности студентов, живо реагирует на все события студенческой жизни25.

В 1870-80-е гг. появляется много работ по проблемам воспитания студенчества. Волна студенческих волнений заставила публицистов обратиться к нравственным вопросам и проблеме воспитанности студентов26.

В начале 1900-х гг. появилось много работ о студенчестве, которые носили обобщающий характер. В них рассматривался весь спектр проблем студенчества от учебной деятельности до их личной жизни. Такова, например, работа П. Иванова, которая дает широкое представление о студенческой жизни27. Поднимают на страницах объемных работ проблемы студенчества публицисты, и, > в частности, А.С. Изгоев, статья которого под названием «Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях)» была помещена в сборнике «Вехи» в 1909 г. : публицисты критикуют студентов, пытаются показать их недостатки, призвать к порядку, много морализуют. В это же время, в связи с активизацией студенческого движения, появляются статьи об истории возникновения ' студенческих кружков и организаций,2 студенческих беспорядков30.

Публицистика, как источник, интересна для нашего исследования тем, что в ней отражаются проблемы, актуальные именно на данный период времени. Повествование публицистов эмоционально, носит критический и обличительный характер. С одной стороны, публицисты стремятся обратить внимание общественности на студенчество. С другой стороны, публицистика - это и есть внимание общества к студенчеству. В публицистике наиболее ярко отразились те перемены, которые происходили в повседневной жизни студенчества и его мировоззрении на протяжении пореформенного периода.

Важнейшим источником по проблеме повседневной жизни студенчества являются воспоминания. Именно в мемуарной литературе наиболее полно

18 раскрыты все те аспекты проблемы, которые интересны для данного исследования. Ценность и отличие воспоминаний от публицистики в том, что они создаются, как правило, уже по прошествии определенного времени, прошедшее воспринимается и передается через призму жизненного опыта, поэтому объективность оценок возрастает, как правило, авторы оценивают прошлое более спокойно. Но, с другой стороны, мемуары либо идеализируют прошлое, либо выдвигают на первый план то, что казалось не таким значительным в юности, но оказалось важным в последствии31. Безусловно, в воспоминаниях очень ярко проступает личность повествующего. Так, например, поразительная нелогичность и в тоже время открытость СЮ. Витте делает его воспоминания очень занимательными и интересными для изучения, т.к. вскрываются те отношения, которые реально царили в университете, с одной стороны, и внутренний мир обеспеченного студента - с другой32. Многие мемуаристы стремятся к точности изложения, обязуют себя перед читателем не искажать действительности. И.И. Янжул стремится быть в своих воспоминаниях предельно честным и объективным. Автор не считает, что воспоминания отходят от истины и не могут быть правдой: "каждый добросовестный бытописатель, знакомящий читателя серьезного органа печати с фактами своей действительной жизни, а не сочиняющий обыкновенный роман, не позволит себе отступить от строгой правды в изложении событий жизни, как их сохранила его память..." .

При этом нельзя забывать, что воспоминания, как правило, крайне субъективны и не дают характеристики студенчества в целом, а рассматривают лишь отдельный вуз, отдельные группы студентов. Причины такого подхода кроются в том, что описание студенческой жизни преломляется у авторов воспоминаний через призму личного опыта. Например, в сборниках «Московский университет в воспоминаниях современников» и «Воспоминания о студенческой жизни»34 помещены отрывки из воспоминаний видных деятелей науки и искусства, таких, как В.О. Ключевский, Ф.И. Буслаев, СМ. Соловьев, П.В. Танеев, Б.А. Щетинин, Ю.В. Готье, В.И. Пичета, Н.М. Дружинин и другие, которые уже со студенческой скамьи определили науку, как основное дело своей жизни. Поэтому,

19 учась в университете, они большую часть своего времени посвящали учебной деятельности, что, безусловно, сказалось на характере изложения.

И напротив, воспоминания, написанные известными политическими деятелями, отражают интерес к политике и активное участие в различных политических акциях авторов, когда они были студентами . В таких воспоминаниях можно найти описания студенческих сходок и демонстраций, рассказы о встречах с видными политическими деятелями. Авторы, придерживающиеся радикальных взглядов, подробно описывают работу в тех или иных политических партиях, нахождение в заключении, ссылки, побеги и аресты.36 В целом, авторы воспоминаний - это люди определенного склада ума, в основном, занимающие активную жизненную позицию, крупные политики, видные ученые, деятели образования, науки и искусства. Таких людей в общей массе, в данном случае, студенчества, меньшинство, и они не всегда дают объективную картину повседневной жизни студентов. Есть лишь несколько воспоминаний37, которые отражают позиции простого обычного студента «из толпы». Студенты-обыватели не писали воспоминаний, а таких было большинство.

Несмотря на это, воспоминания, безусловно, ценны для данного исследования. Во-первых, они являются носителями мировоззрения учащейся молодежи, т.к. написаны на языке того времени и оперируют категориями той, дореволюционной субкультуры. Во-вторых, их авторы дают сведения, которых нет в других типах источников, такие как подробности быта студента, настроения студенчества, их интересы и увлечения, взгляды, мотивы поведения, взаимоотношения между собой и с другими социальными и политическими группировками, их реакцию на события в России и многие другие сведения. Благодаря подробному описанию, воспоминания в совокупности с другими источниками, которыми проверяется достоверность сведений, данных в мемуарах, дают целостную картину повседневной жизни студентов второй половины XIX в. Воспоминания дают представление о духовных исканиях человека, которые происходят наиболее активно в определенный возрастной период, относящийся к

20 периоду обучения в вузе. Становление мировоззрения в студенческие годы наиболее ярко отражено именно с психологической точки зрения, анализируются мотивы тех или иных действий, раскрываются внутренние механизмы становления личности. Мемуаристы показывают не только рациональное, но и иррациональное во внутреннем мире и жизни студента. Повседневность предстает перед нами во всей ее сложности, переплетениях событий и поступков, которые зачастую сложно оценить, как положительные или отрицательные, мы лишь можем постигать их причины и проследить влияние студенческих лет на судьбу человека в дальнейшем, или воздействие размышлений, обстоятельств, приобретенных знаний и опыта на тот или иной выбор.

Одной из важных групп источников являются произведения художественной литературы. Содержащиеся в них сведения существенно дополняют информацию, которую можно почерпнуть из воспоминаний и публицистики. Писатели в большинстве своем создавали образ среднего студента, рисовали яркие студенческие типажи, наиболее распространенные в студенческой среде. Они позволяют нивелировать тот индивидуализм повествования, который прослеживается в воспоминаниях своими обобщениями, и откорректировать критическое отношение публицистов к студентам. В произведениях русских писателей можно найти отражение внутреннего мира студента, характерные для данного возраста переживания, писатели открыто повествуют о тех проблемах, которых не замечают или предпочитают умолчать авторы мемуаров, не считают необходимым подчеркнуть публицисты. При работе с художественной литературой необходимо учитывать, что каждый писатель имеет свой замысел, при достижении которого используется и преувеличение, и вымысел, поэтому к литературным произведениям необходимо относиться наиболее критично. Так, например, в работе практически не использовались произведения Ф.М. Достоевского, т.к. его персонажи наиболее фантастичны, это люди, скорее необычные, неординарные, даже в каком-то роде фантомы. Кроме того, городом Ф.М. Достоевского был мрачный и сырой Петербург, нас же интересуют московские студенты и провинциальная молодежь, приехавшая в Москву учиться.

21 Студенты XIX в. в своих письмах в редакцию журнала «Отечественные записки» подтверждают недостоверность описаний, которые дает писатель38. Другой русский и советский писатель М. Горький относится к студентам несколько предвзято. Он мало пишет о них, и подчеркивает мрачные, негативные стороны их жизни. Замысел его романа «Жизнь Клима Самгина» призван показать никчемность и обреченность существования таких людей, как его главный герой, поэтому, несмотря на то, что сам Самгин являлся студентом, его роман не признан нами, как достоверный. Однако отдельные меткие наблюдения М. Горького, которые подтверждаются фактами из других источников, позволили привлечь его произведение к исследованию. Горький воссоздает обстановку, атмосферу Москвы конца XIX в., тревожную и насыщенную, в которой вращались студенты. Наиболее объективными являются произведения Н.Г. Гарин-Михайловского40, Л.Н. Толстого, В.В. Вересаева. Спокойное и уравновешенное повествование В.В. Вересаева, который не стремиться поучать, а просто рассказывает жизненные истории, создает подлинные картины городской и сельской жизни, в которой вращаются разные студенты. Тонкий психологизм и мастерство Л.Н. Толстого помогают разобраться во внутреннем мире студента. Особый интерес представляет для нашего исследования повесть Н.Г. Гарин-Михайловского. Он дает портреты разных студенческих типов и в ходе повествования раскрывает их, показывает их переживания, взаимоотношения и судьбы. Много своих рассказов посвятил студенчеству А.П. Чехов41, который сам был студентом и вращался в интеллигентской среде, поэтому имел возможность сам, непосредственно наблюдать студентами. Тонкий юмор его рассказов, интересные наблюдения, смелость пера, - все это создает неповторимый образ студента конца XIX в.

Таким образом, благодаря сочетанию различных по характеру данных из разных типов источников, мы имеем возможность воссоздать довольно достоверную и полную картину повседневной жизни московского студенчества второй половины XIX в. Наше исследование стремится объективно передать всю многогранную картину повседневной студенческой жизни Москвы на протяжении второй половины XIX в. во всей ее полноте и сложности.

1 Напр.: Розенталь И.С. Москва на перепутье: Власть и общество в 1905-1914 гг. - М., 2004.

2 В.В. Москвин, А.В. Баранов, З.Г. Дайч, СВ. Ильин, Г.П. Полозов, П.Ю. Савельев, Д.О.
Чураков Московский педагогический государственный университет. 125 лет. -М.: «Флинта»,
1997.-560 с, илл.

3 Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX вв.: социально-историческая судьба.
-М., 1999.-С. 178-189

4Там же.-С. 5-7

5 Борьба за массы в трех революциях в России: Пролетариат и средние городские слои. - М.,
1981

6 Иванова И.В. Революционное движение студенчества в Росси и Министерство народного
просвещения (1914 - 1917гг.) / Революционное движение демократической интеллигенции в
России в период империализма. Сборник научных трудов. - М., 1984. - С. 118

7 Степанович Е.П. Высшая специальная школа на Украине (конец XIX - начало XX века) // АН
УССР.-Киев.-С. 65

8 Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX вв.: социально-историческая судьба.
-М., 1999.-С. 180-184

9 Матвеев М.И. Основные направления дореволюционной историографии истории
студенческого движения в России // Городские средние слои в трех российских революциях:
Межвузовский сборник научных трудов. - М., 1989. - С. 47-51.

10 Георгиева Н.Г. Проблемы источниковедческого изучения материалов движения студентов
Москвы в конце XIX - начале XX вв. - М., 1992. - Рук. Деп.

11 Орлов В.И. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. - М., 1934.;
Дианин С.А. Революционная молодежь в Петербурге. 1897-1917 годы. - Л., 1926; Мельгунов С.
Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете (по архивным данным). - М.,
1908. Путь студенчества. Сборник статей. - М., 1916; Гессен С. Студенческое движение в
начале 60-х годов. М., 1932; Революционное движение 1860-х гг. Сборник / Под ред. Б.П.
Козьмина. - М., 1932.; Сватиков С. Русское студенчество прежде и теперь. - б/м, 1916.

12 История московского университета. - Т. 1.М.,1955; Воронков М. "Из жизни
дореволюционного студенчества"; Ткаченко П.С. Московское студенчество в общественно-
политической жизни России второй половины XIX в. - М., 1958 и др.

13 Гусятников П.С. Революционное студенческое движение в России - М.,1971; Пешников В.В.
В. И. Ленин и студенческое движение России. Учеб. Пособие. - М.,1973.; Ткаченко П.С.
Учащаяся молодежь в революционном движении 60-х - 70-х гг. XIX в. - М., 1978.

14 Ушаков А.В. Интеллигенция в России периода буржуазно-демократических
революций/Революционное движение демократической интеллигенции в России в период
империализма. - М., 1984.; Ерман Л.К. Интеллигенция в первой русской революции. - М., 1966;
Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 годах. - М., 1981.

15 Петербургский университет и революционное движение в России/ Сб. статей. - Л., 1979;
Первая русская революция 1905 -1907 годов. Проблемы и современность. - Л., 1976;
Революционное движение демократической интеллигенции в России в период империализма.
Сборник научных трудов. - М., 1984; Вопросы социально-экономического развития и
революционного движения в России. Сборник трудов. - Вып. 48. - М.,1977; Борьба за массы в
трех революциях в России: Пролетариат и средние городские слои - М., 1981 и др.

Муравьева О. С. Как воспитывали русского дворянина. - М.,1995; Леонтьева Т. Г. Вера и бунт// Вопросы истории. - 2001. - №1; Эймонтова Р. Г. Русские университеты на путях реформы: шестидесятые годы XIX в. - М., 1993; Корягина И. А. О бедном студенте замолвите слово... (Вопросы социально-экономического положения и активности российского студенчества). - М.,1998; Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. - М., 2000

Иванов А.Е. Университетская политика царского правительства накануне революции 1905-

1907 годов.// Отечественная история. - 1995. - №6. - С.93-105; Иванов А.Е. Первая русская революция и профессура высших учебных заведений. Всероссийский академический союз: идеология, политическая деятельность.//Вопросы социально-экономического развития и революционного движения в России. Сборник трудов. - Вып. 48. - М.,1977; Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX вв. - М, 1991; Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX вв.: социально-историческая судьба. - М., 1999; Иванов А.Е. Студенческая корпорация России конца XIX - начала XX вв. Опыт культурной и политической самоорганизации. - М., 2004 и др.

18 Обзор деятельности ведомства Министерства Народного Просвещения за время царствования
Императора Александра III (Со 2 марта 1881 г. по 20 октября 1894 г.). - СПб., 1901

19 Рождественский СВ. Исторический обзор деятельности Министерства народного
просвещения. 1802 - 1902 гг. - СПб., 1902.

Марголис Ю.Д. Студенческие переписи в России 1872-1912 гг. // Средневековая и новая Россия: сборник научных статей. К 60-летию профессора И.Я. Фроянова. - С.-Пб., 1996. - С. 656-669.

21 ЦИАМ, Ф. 203, оп. 3; Ф. 213, оп. 1,2; Ф. 417, оп. 3,4; Ф. 418, оп. 495; Ф. 228, оп. 1,2; Ф. 229,
оп. 2-5.

22 ГАРФ, Ф. 58, оп. 8

23 Менделеев Д.А. Заметки о народном просвещении России. (Из газеты «Россия»). - СПб.,
1901; Пирогов Н.И. Университетский вопрос. Дополнение к замечаниям на проект общего
устава императорских российских университетов. - СПб, 1863; Скворцов Н. Об
университетском учении и историко-филологическом в частности. - М. 1891 и др.

Бороздин И.Н. Университеты в России в эпоху 60-х гг. - М., 1904 г.; Мельгунов С. Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете (по архивным данным). - М., 1908.; Путь студенчества. Сборник статей. - М., 1916.

25 Гиляров-Платонов Н.П. Университетский вопрос. - СПб.

26 Русь/Ред. И. Аксаков. - 1882. - №№ 1, 7-8, 6, 11, 17, 35,47,48; Еленеев Ф. Наше молодое
поколение. (Писано в 1884 г.) - М., «Университетская типография», 1899. - 36 с; Еленеев Ф.
Студенческие беспорядки. - С.-Пб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1898. -
46 с.

27 Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. - М., 1918.

Изгоев А. С. Об интеллигентной молодежи (Заметки об ее быте и настроениях) / Вехи. Сб. статей о русской интеллигенции. - М., 1990; Засосов Д. А., Пызин В. И. Из жизни Петербурга 1890-1910-х годов. Записки очевидцев. - Репринт-Л., 1991

Кушнырь-Кушнарев Г.И. Исторический очерк возникновения и развития академических организаций в России. - С.-Пб., 1914; Мельгунов С. Из истории студенческих обществ в русских университетах. - М., 1904; Мельгунов С. Студенческие организации 80-90-х гг. в Московском университете (по архивным данным). - М., 1908 и др.

30 Доклад Ванновского по поводу студенческих беспорядков 1899г. - С.-Пб., - 1907; Боголепов
Н.П. Страница из жизни Московского университета. Из записок профессора Н.П. Боголепова.
На правах рукописи. - М., 1911и др.

31 Георгиева Н.Г. Проблемы источниковедческого изучения материалов движения студентов
Москвы в конце XIX - начале XX вв. - М., 1992

32 Витте С. 10. Избранные воспоминания. 1849 - 1911гг. - М., 1991

33 Янжул И.И. Воспоминания И.И. Янжула о пережитом и виденом в 1864-1909 гг. - С.-Пб.,
1910.

34 Московский университет в воспоминаниях современников: Сборник / Сост. Ю. Н. Емнльянов.
-М.: Современник, 1989.; Воспоминания о студенческой жизни. В.О. Ключевский, П.Н.
Обнинский, Д.Н. Свербеев, СМ. Соловьев, А. И. Кирпичников, В.А. Гольцев Ф.И. Буслаев и
др., - М., 1899; Буслаев Ф.И. Мои досуги. Воспоминания. Статьи. Размышления/ Сост., примеч.
Т.Ф. Прокопова. - М., 2003; Герье В.И. Воспоминания В.И.Герье.\\ История историки. М., 1990

35 Керенский А. Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. - М., 1993; А.Н. Бах. Записки народовольца. М.-Л., 1929; Струмилин С. Г. Из пережитого. Воспоминания. - М.,1957; Александр Иванович Гучков рассказывает... М., 1993; Герцен А.И. Былое и думы. - М., 1972; Русское общество 40-50-х гг. XIX в. Часть II. Воспоминания Б.Н. Чичерина. - М., 1991; Шаховской Д.И. Избранные статьи и письма. 1881-1885./ сост., вступ, статья А.В. Лубкова, - М. 36Мартов Ю.О. Записки социал-демократа / сост. П.Ю. Савельев. - М., 2004; Кукобин А. К. В царских застенках. - Ростов, 1967; Островитянов К.В. Думы о прошлом. Из истории первой русской революции, большевистского подполья и октябрьских боев против контрреволюции в Москве. - М.,1967; Орлов В.И. Студенческое движение Московского университета в XIX столетии. - М.,1934; Дианин С.А. Революционная молодежь в Петербурге. 1897-1917 годы. - Л., 1926; Шауров И.В. 1905 год. Воспоминания участника революции 1905 - 1907 годов. - М., 1965. "Свиньин И.А. Воспоминания студента 60-х гг. за 1862-1865 гг. -Тамбов, 1890; Соколов В.А. Годы студенчества (1870-1874). - Сергиев-Посад, 1916

3 Ансберг О.Н. К истории восприятия творчества Ф.М. Достоевского студенческой молодежью 1880-х гг. (Письма слушательницы ВЖК О.Н. Лениной Н.К. Михайловскому) // Книжное дело в России во второй половине XIX - начале XX в. - Сборник научных трудов. - Вып. 5. - Л., 1990. -С. 37-38.

Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет): Повесть. / ПСС М. Горького- М. 40 Гарин-Михайловский Н. Г. Студенты; Инженеры - М., 1985; Вересаев В.В. Повести. Рассказы. - М., 1980; Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность - Л.: Худож. лит., 1979; Тургенев И.С. Избранное / Составл. П.А. Карелина. - М.: Современник, 1979

Чехов А.П. Избранные произведения в двух тт. Т.1: Рассказы и повести - Л., I960.; Чехов А.П. Рассказы. «Юбилей». - М.: Советская Россия, 1985.

Абитуриенты и университеты: надежды и реалии

Большинство окончивших вузы вспоминают студенческие годы, как лучшее время. Авторы воспоминаний часто говорят о том, что студенчество - «лучшая пора человеческой жизни»1. А.А. Танков пишет: «Не знаю, оттого ли, что я, будучи студентом, самым живейшим интересом относился к профессорским лекциям, или в пору студенчества особенно сильно влияли на ум молодого человека впечатления школы, ... только ни одни события моей жизни так ярко и наглядно не восстают в моей памяти, как события университетской жизни»2.

Однако из правил всегда бывают исключения, и индивидуальные особенности каждого человека заставляют по-своему взглянуть на годы студенчества. Так, например, общественная деятельница и публицист А.В. Тыркова-Вильямс сожалеет о том, что ее студенческие годы были непримечательными. «Обычно студенческие годы оставляют яркие воспоминания, иногда и яркий след. В моей жизни этого не было...»3.

Б.Н. Чичерин в своих воспоминаниях указывает на то, что с конца 1840-х гг. университетская жизнь изменилась в худшую сторону, в первую очередь, с позиций изменения политической ситуации. Московский университет находился в 40-е гг. "в самой цветущей поре своего существования". Министр народного просвещения, граф Уваров, по мнению Чичерина, был единственным достойным министром из всех министров народного просвещения4. Но Французская революция 1848 г. напугала правительство. «В 1849г. был назначен новый инспектор, который должен был ввести военную дисциплину. ... Московскому университету, да и всему просвещению в России нанесен был удар, от которого они никогда не оправились»5. О качественном преподавании в 1840-е гг. пишет и другой выдающийся общественный деятель А.И. Герцен. «Преподавание было скуднее, объем его меньше, чем в сороковых годах. Университет, впрочем, не должен оканчивать научное воспитание», его дело - научить человека стоять на ногах, «возбудить вопросы, научить спрашивать». В 30-е гг. «развивала студентов аудитория юным столкновением, обменом мыслей, чтений» . А.И. Герцен видит позитив как в прежней, так и в нынешней системе обучения.

В 50- 60-е гг. наука и университет снова были окутаны ореолом романтизма. В это время вернулась к университету слава, и молодые люди с нетерпением ждали начала университетской жизни. Провинциальную молодежь тянуло в Москву. И.П. Деркачев показывает то огромное значение Московского университета, которое он имел для всей России. "Слава о старейшем из русских университетов далеко разносилась по России ... Имена Грановского, Кудрявцева, Кавелина, Редкина, Соловьева были известны ученикам ... гимназии уже в пятидесятых годах". Из Москвы приезжали студенты домой на каникулы. Они "всегда привозили одни лишь добрые вести о профессорах Московского университета. Вокруг гостей-студентов собиралась гимназическая молодежь ...заслушивалась часто до позднего вечера речами словоохотливого студента"7. Высокий авторитет университетской научной жизни притягивал гимназистов, Николай Морозов уже в годы обучения в гимназии посещал геологический музей университета , многие старались попасть на публичные лекции, общались с профессорами.

В художественной литературе романтизм, которым был окутан университет в 1860-е гг., особо подчеркивается. Интересны мечты героя Л.Н. Толстого Николеньки во время подготовки к вступительным экзаменам: «Буду составлять лекции и даже вперед проходить предметы, так что на первом курсе буду первым и напишу диссертацию; на втором курсе вперед буду знать все,..., потом выдержу на магистра, на доктора и сделаюсь первым ученым в России ... даже в Европе...»9. Но при поступлении в университет отношение Николеньки к науке изменилось. Он не очень любил заниматься, был чужд науке, но находил большой интерес в работе над собой10.

В.О. Ключевский относился к университету с большим трепетом как при поступлении в него, так и на протяжение всей своей жизни. Знания для него - большая ценность: "известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет", - пишет впоследствии он". Ценность науки так велика, что Ключевский считает товарищеским долгом в письмах домой тщательно излагать лекции, которые дома прочитывают и его друзья из семинарии, - для них истинная наука может быть только в университете. Ключевский пишет: «Нравственный долг товарища, добившегося заветной цели, скорее передать им то, что из этой истинной науки почерпнуто»12. Ради науки студенты готовы были терпеть лишения. Будущий врач, И.А. Митропольский серьезно относился к учебе и несмотря на свою бедность, стремился получить как можно больше знаний, он не жалел своих скудных средств на необходимую учебную литературу: "...для повторения лекций нужна была книга". Ее наш автор добыл, "хотя не скоро", за 5 руб. -"Анатомия Вальтера, купленная мною из семирублевого месячного бюджета, была первым собственным учебным пособием и казалась капитальным приобретением, ради которого легко переносить лишения" . Наука была настолько значима для студента начала века, что он считал само собой разумеющимся заниматься самообразованием. Значение самообразования в начале XIX в. было настолько велико, что студенты могли спокойно прогуливать лекции не ради заработка или по причине лени, а именно ради получения дополнительных знаний. Студенты очень много занимались, и имели достаточный багаж знаний для ответов на экзамене. Науки студенты изучали тщательно, увлеченно .

Московские студенты: внешний вид

В реальной жизни студенты не были изолированы от окружающего мира. Здесь немаловажную роль играл и тот город, в котором жили студенты. По материалам многих воспоминаний и других свидетельств, студенчество Москвы имело свои характерные черты.

Несмотря на то, что в XIX в. Петербург был столицей России, Москва не утратила своего политического и культурного значения. Она традиционно считалась «второй столицей» и привлекала большой приток молодежи. Специфика московской жизни, более размеренной и спокойной, тоже обуславливала выбор многих будущих студентов. Москва сильно отличалась от Петербурга своим особым укладом, об этом повествуют как современные исследователи, например И.С. Розенталь, так и классики. М. Горький писал, что Москва была более патриархальна, она сохранила дух беззаботности даже накануне XX в. . Москва славилась гостеприимством.

Одним из первых, внешних факторов, по которому студент причислял себя к такой социальной единице, как студенчество, являлся определенный внешний вид, студенческая форма, или ее отсутствие, определенная «мода», бытовавшая среди студентов с целью выделить себя особо и т.п. Студенческая форма играла важную роль в жизни студента. Однако она существовала не всегда. Во второй половине 30-х гг. XIX в. студенчество выглядело весьма разнообразно.

Ф. Буслаева поразила «...пестрота в костюмах, когда мы все явились на вступительный экзамен»: «На бедняках из разночинцев и мещан по большей части сюртуки разных покроев и всевозможных цветов ... Богатые и знатные - в черных курточках и непременно в голландских широких воротничках, спускающихся на плечи, гладких и белых, как снег». Различие было велико и по возрасту: мальчики-гимназисты - подростки, и совершеннолетние богословы, годившиеся первым в отцы. Некоторых богатых сопровождал воспитатель и гувернер, который на протяжении занятий сидел тоже в лекторской аудитории. «Я нарочно медлю на этой оригинальной особенности, чтобы дать вам почувствовать атмосферу тогдашнего университета, ввести вас в его обстановку, столь необычайную для теперешних нравов» . Подобное впечатление от студенческой толпы осталось и у А.И. Герцена, который был студентом примерно в то же время. «Пестрая молодежь, пришедшая сверху, снизу, с юга и с севера, быстро сплавлялась в компактную массу товарищества. ... Немцы держали себя несколько в стороне... . Все воспитание несчастных семинаристов, все их понятия были совсем иные, чем у нас, мы говорили разными языками...»4. Когда Ф.И. Буслаев стал преподавателем, студенты стали «сплошным уровнем». А в 1830-х гг. форма у казеннокоштных, своекоштных и слушателей была разная5. Но форма уравнивала студентов, делала их похожими.

Возвышенное отношение к науке в середине XIX в. проецировалось и на отношение к студенческой форме. В 40-е гг. была у студентов форма, которой они гордились, "как знаком принадлежности к Университету". Б.Н. Чичерин анализирует, в чем причина того удовольствия, с каким носили студенты форму. Вероятно, нравилась она студентам и потому, что "мелочных придирок относительно формы не было", "только в случае большого неряшества делались замечания, да и то снисходительно и ласково"6. О временах 40-50 гг. вспоминает и М.В. Сабашников. «Помню и мой интерес к университетской форме, мое желание, чтобы сюртук на мне сидел как можно лучше... Тогда не было повальной вражды к форме, которая появилась лет 10 спустя, не было и ее постепенного упрощения... Я почти не носил формы раньше, и ношение формы доставляло мне большое удовольствие» . То, что форма отличала студентов от других жителей города, было предметом гордости студентов. Все студенты были одеты примерно одинаково и старались соответствовать тому уважительному отношению к ним, которое сложилось в обществе. С сожалением расставались студенты с формой в 1861 г., когда она была отменена. А.П. Кирпичников вспоминает об этом. Он пишет: человек 30 собралось в аудитории, 10 в вицмундирах, - "это были гимназисты по образованию, не привыкшие к штатскому и решившие воспользоваться льготным годом, чтобы пощеголять синим воротником, издавна внушавшим нам зависть". Год еще можно было донашивать форму. Пишет он и об отличиях, существовавших между студентами. "Человек 5-6 были в изящных визитках и сюртучках; это были молодые люди домашнего образования, выдержавшие экзамен в университете. Остальные... в штатском, но бедно одетые, большею частью в затасканных черных сюртуках, они по возрасту годились нам чуть не в дяди; ...и у всех их оказались и тетрадки, и свои чернильницы, и все, что нужно. Скоро мы... догадались, что это - семинаристы" . Даже в форме студенты сильно отличались друг от друга. Семинаристы вызывали у студентов смешанные и неоднозначные чувства. Мало кто из студентов охотно сходился с ними, да и они держались по большей части особняком.

Роль семьи в становлении внутреннего мира студентов

Заботливые родители стремились обеспечить детей покровителями, когда отправляли на учебу в чужой незнакомый город своих сыновей. Одному крымчанину очень хотелось в Москву, но он был ужасно беден. Он узнал, что едет в Москву генерал, снятый с должности генерал-губернатора, отправился к нему на прием и попросил взять его с собой. Генерал пошел на встречу: будущий студент ехал с его прислугой в комфорте. Генерал и в Москве продолжал относиться к студенту покровительственно1. Из Тамбова в Москву в декабре 1844 г. отправился Б.Н. Чичерин в возрасте шестнадцати лет с целью подготовиться к поступлению в университет. Б.Н. Чичерина встретил приятель отца, который помог юноше с квартирой, приглашал и возил его повсюду, со всеми знакомил, приглашал учителей, навещал его каждый день .

Беспокойство родителей за своих детей не случайна. "Время тогда было неспокойное, университеты представляли из себя не столько рассадники науки, сколько боевые лагери. Студенты, ..., прощаясь с родными, не знали, увидятся они, или нет" - утверждает В. Курбский.3. Отец Д.И. Шаховского И.Ф. Шаховской очень волновался за будущее сына. Он обеспокоен тем, что сын увлекся свободолюбивыми мечтаниями. Его волнует судьба сына, он пишет ему об этом, требует вернуться «к более хладнокровно-разумному образу мыслей». Однако сыну удается убедить отца в том, что он не повинен «ни в каких тайных деяниях». Он много объясняет ему свои взгляды и убеждения. В 1881 г. Д.И. Шаховской был переведен в Петербургский университет, куда приехал из Варшавы отец, в связи с новым назначением. Отец и сын встретились, таким образом, их размолвка разрешилась4.

В художественной литературе отразился страх перед студенческими волнениями заботливых мамаш5. У М. Горького в романе «Клим Самгин» есть арестованный студент. Остальные, кто с ним хоть как-то связан, боятся. Аресты студентов - страх матерей, бич времени6. Встревоженный излишней увлеченностью студентов революционной деятельностью, и пытаясь понять ее причины, А.С. Изгоев констатирует: «...один почти всеобщий для русской интеллигенции факт: родители не имеют влияния на своих детей ... Душа ребенка развивается "от противного", отталкиваясь от души своих родителей» . Однако поступление их сына в университет было счастьем для родителей и всей семьи . Родители боялись отпускать своих детей в Москву, но то, как там воспитывали дворянина, и как потом устраивался он на службу, служило веским аргументом за то, чтобы отправить сыновей в вуз9. Противоречия радости поступления в «Храм науки» и боязни, что сын «заразится» опасными идеями можно наглядно проследить в письмах матери будущему ученому Ф.И. Буслаеву. В своей книге «Мои досуги» он помещает письма матушки, которая писала из Пензы в Москву с 1834 по 1836 гг. Отношения Ф.Буслаева с его матушкой покоряют своей доверительностью, теплотой и нежной заботой. В письмах ее переплетаются истинно христианские наставления любящей матери, забота о поведении и быте своего сына, невероятная простота и открытость отношений. Когда сын, увлекшись новой жизнью и приятелями, стал меньше писать, мама упрекает его неоднократно, беспокоится. 17 и 27 ноября 1834 г.: «Это нехорошо, мой друг». 27 ноября 1834 г.: «Я ужасаюсь за тебя. Ради Господа, береги себя и не будь опрометчив к дружеству, а в московском университете это ужасно: слухи, убийственные для матерей, имеющих сыновьев в оном. Там необузданная молодежь не умеет ценить благодеяний нашего милостивейшего, незабвенного, благодетельного монарха. ... помни милости отца нашего государя, молись за него, а связи с товарищами ничего не могут дать тебе хорошего ... не имей дружества: оно опасно и кроме зла ничего не приносит. Убегай всего, кроме твоих занятий»10. Переписка с домом имела большое значение для студента 60-х гг.: «студент моего времени прежде, чем идти на лекции, заходил обыкновенно в старое здание университета, справиться, нет ли на его имя писем или повесток». Заведовал этим старец Алексеев, который «был тот импульс студенческой жизни, от которого зависело душевное настроение не одного какого-нибудь индивидуума, а целой студенческой семьи»11.

Однако не всегда родительская опека шла на пользу студентам. Студент МДА А.В. Горский был очень мягким, он не умел делать выбор, отстаивать свою точку зрения. Причина его мягкости крылась в том, что родители воспитали его в духе домостроя, они еще долго продолжали влиять на него. Родители писали ему, когда он был уже взрослым, и даже тогда они могли влиять на его решения. А.В. Горский оставался всю свою жизнь одиноким и всегда нуждался в друге. У него «не раз возникало желание принять монашество». Но отец его не благословлял. Во сне не раз он видел себя монахом12.

Похожие диссертации на Повседневная жизнь московского студенчества : 1830-1890-е гг.