Содержание к диссертации
Введение
Глава I Численность, состав и размещение польских политических ссыльных в енисейской губернии во второй половине XIX-начале XX вв 38
1.1. Динамика численности польских политических ссыльных и места расселения 39
1.2. Социальный состав польских политических ссыльных 56
Глава II Политика самодержавия в отношении польских политических ссыльных 73
2.1. Расправа царизма с участниками польского восстания 1863-1864 гг 74
2.2. Правовое регулирование положения ссыльных 89
2.3. Материальное положение ссыльных 104
Глава III Вклад ссыльных поляков в развитие енисейской губернии 117
3.1. Профессиональная деятельность польских ссыльных 118
3.2. Поляки и сибирское общество 142
Заключение 169
Источники и литература 173
Приложения 210
- Социальный состав польских политических ссыльных
- Правовое регулирование положения ссыльных
- Материальное положение ссыльных
- Профессиональная деятельность польских ссыльных
Введение к работе
I. Актуальность темы исследования
Польская политическая ссылка в Сибирь является составной частью проблемы освободительного движения в Российской империи, которая в свою очередь затрагивает проблему русско-польских отношений Актуальное звучание данной теме придает современная общественно-политическая ситуация, связанная с ослаблением общекультурных связей, попытками акцентировать внимание исключительно на трагических моментах нашей общей истории Это мешает развитию добрососедских отношений между странами и объективному осмыслению сложных взаимоотношений, существовавших между Россией и Польшей на протяжении исторического развития двух государств
Актуальность темы определяется и недостаточной изученностью широкого круга вопросов истории польской ссылки на региональном уровне Локализация проблемы позволит конкретизировать и уточнить, как на практике местные власти реализовали основные принципы карательной политики в отношении ссыльных поляков, оценить степень суровости применявшихся наказаний и эффективности действий местных властей по осуществлению надзора, а также раскрыть реальные масштабы и формы культурной, общественной и хозяйственной деятельности ссыльных. Изучение опыта межэтнических контактов является одним из наиболее злободневных вопросов для формирования национальной политики в современной Российской Федерации
Историография проблемы
Зарождение темы польской ссылки в отечественной историографии относится к пореформенному времени. К пионерам темы можно не без основания отнести известного историка и этнографа CJ3 Максимова. В своем трехтомном исследовании «Сибирь и каторга» (СПб, 1871) он подошел к проблеме с позиций бытописателя, этнографа. Безусловный интерес в этом плане представляет приводимый историком материал о материальном положении ссыльных поляков, их занятиях и быте, отношениях с местным населением. Для современного исследователя не утратила ценности попытка Максимова через характеристику отдельных личностей подняться до обобщений более широкого плана и выявить типические черты, свойственные всем представителям польской ссылки как определенной социо-культурной общности \
Однако в целом работа носит фактографический характер
Исследование Максимова в известной мере дополняет статья революционера-шестидесятника Л Ф Пантелеева «Из прошлого польской ссылки в Сибири» Автор вводит новый материал, раскрывающий историю создания и деятельности Красноярско-канской тайной организации ссыльных поляков.
Проблемы политической ссылки в Енисейскую губернию затрагивались сибирскими областниками НМ Ядринцевым и ГН. Потаниным Ядринцев в своем капитальном труде «Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении» (СПб, 1892) дает отрицательную оценку институту ссылки Правда, для политической ссылки, в том числе и польской он делал исключение, указывая на ее положительное цивилизующее начало ГН Потанин также подчеркивал позитивное влияние политической ссылки в жизни сибирского региона.
Немалый вклад в собирание материала о польской ссылке Енисейской губернии внес известный енисейский краевед А И. Кытманов В «Краткой летописи Енисейского и Туруханского уездов за 1594-1893 гг» он приводит материал о составе, местах расселения, профессиональной и общественно-культурной деятельности ссыльных поляков, раскрывая их огромный вклад в развитие енисейского края.
Заслуживает внимания обширная статья историка А Макарова «Очерк водворения по Тобольской губернии переселенцев из Царства Польского и Западных губерний после мятежа 1863 года» (1915) В отличие от историков официального направления, которые все бедствия политссыльных объясняли лишь их нежеланием выполнять условия режима ссылки, Макаров показывает, что нормативная база режима была настолько противоречива, что ставила ссыльных в положение, когда они невольно вынуждены были нарушать законы, для того чтобы выжить в суровых условиях ссылки
Историк золотопромышленности в Приенисейском крае НВ Лагкин подчеркивал вклад в развитие отрасли ссыльных поляков, которые работали на приисках в качестве квалифицированных рабочих, инженерно-технического и управленческого персонала1
Итак, в дореволюционной отечественной историографии работы, посвященные польской политической ссылке, носили, как правило, фактографический характер, а их
1 Латкин H В Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее / Н В Латкин -СПб, 1892
авторы не увязывали фактический материал с общими проблемами изучения освободительного движения в Польше и России. Бросается в глаза и крайняя бедность литературы о поляках в сибирском изгнании
Совсем иную ситуацию в изучении проблемы польской ссылки в Сибири мы видим в польской дореволюционной историографии Первые работы о поляках в сибирском изгнании стали появляться уже вскоре после подавления восстания в Польше 1863-1864 гг и последовавшей за этими событиями массовой высылки его участников в Сибирь К их числу следует отнести книгу А Гиллера «Описание Забайкальского края в Сибири» (Т 1-3. Lipsk, 1867), немалая часть которой отводится описанию жизни ссыльных поляков. Фактические данные Гиллера имеют безусловную информативную ценность, однако автор не скрывает своих явных полонофильских воззрений, представляя роль польской ссылки в Сибири в мессианском духе, и то это не может не настораживать современного историка.
В начале 1880-х гг в Кракове была издана книга польского историка 3 Либровича «Поляки в Сибири» (1884), в которой тема сибирской ссылки рассматривалась в широком историческом и политическом контексте борьбы поляков за национальную независимость Автор показьшает эволюцию взглядов своих соотечественников от воинственного сепаратизма к зрелому представлению о целях и методах политической борьбы, что проявилось в отказе от «вулканических взрывов и необдуманных порывов» и переходу к «органическому труду - мелкому, медленному, но упорному и легальному». Не последнюю роль в этом прозрении, по мнению Либровича, сыграло и общение ссыльных поляков с русским населением Сибири, благодаря которому в сознании поляков постепенно нивелировался антирусский синдром, и русский народ уже не ассоциировался с понятием русское самодержавие
В советской историографии тема польской политической ссылки в Сибири стала рассматриваться в широком контексте истории революционного движения в России Это способствовало привлечению к ней внимания историков и краеведов
Большую роль в изучении истории сибирской ссылки поляков сыграло Общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев, возникшее в 1921 году Членами Енисейского землячества был подготовлен и издан сборник «Енисейская ссылка» (М, 1934) Сборник открывался статьей К И Протопопова. Не отрицая большого
положительного влияния ссыльных поляков на жизнь края, Протопопов все же рассматривает их деятельность с позиций буржуазного культуртрегерства, подчеркивая, что ссыльные поляки, как и русские народники, являлись мелкобуржуазными революционерами, и объективно их деятельность отвечала интересам сибирской буржуазии, а не народа1
Таким образом, в первые годы советской власти в изучении польской политической ссылки произошел перелом На этом этапе в трактовке характера ее деятельности и роли в жизни сибирского края явно ощущался вульгарный классовый подход, характерный для ранней советско-марксистской историографии
Окончание Второй мировой войны положило начало принципиально новому периоду в советско-польских отношениях В это время, когда народы Советского Союза и Польши связал общий путь социалистического развития, возникает особый интерес к проблеме русско-польских отношений В рамках марксистской методологии историки особенно активно изучали тему русско-польских революционных связей Огромной заслугой историков этого времени НП Митиной и ТФ Федосовой явилось привлечение нового архивного материала и источников, открывавших новые страницы в польско-сибирской теме2
Советские историки в силу известных причин особо акцентировали революционный характер деятельности ссыльных поляков Так в работах иркутского историка СФ Коваля, утверждалось, что в Восточной Сибири в 1864-1865 гг сложилось отделение «Земли и воли», под эгидой которого сибиряки в союзе с польскими ссыльными готовили восстание3. Позиция Коваля бьша подвергнута справедливой критике со стороны Н.П МишнойиТФ Федосовой и Б С Шостаковича за несостоятельность фактической аргументации и явное подтягивание материала под определенные идейно-политические установки.
В 1970-1980-е гг благодаря трудам В А Дьякова, ЛП Рощевской, С В Кодана был заложен фундамент для широкой разработки истории польской ссылки как составной части крупной социально-политической проблемы истории русско-польских
1 Протопопов К И Енисейская ссылка от декабристов до1917г/КИ Протопопов //Сборник енисейского
землячества/ВН Соколов -М, 1934 -С 11
2 Воспоминания Максимилиана Маркса «Записки старика» / ТФ Федосова // Исследования по истории польского
общественного движения [Сб ст] / В А Дьяков и др -M , 1971 - С 148-193
5Коваль С Ф Польские ссыльные и народовольческие организации в Восточной Сибири в 1879 -1882 /С Ф Коваль //Ссылка и общественно - политическая жизнь в Сибири (XVIII - февраль 1917 г)/ Л M Горюшкин -Иркутск, 1978 - Вьш 9 - С 160-174
отношений. Особая заслуга в этом принадлежала иркутскому историку Б С Шостаковичу В своих работах историк взодит термин "осибирячивание", понимая под ним многообразные традиции и нормы взаимоотношений, сложившиеся между сибиряками и поляками, в повседневной жизненной практике. Исследователь показывает, с каким трудом в сознании ссыльных поляков преодолевался национализм С этим вопросом тесно связана другая проблема, которой Шостакович уделил большое внимание - «powrot - osiedleme» (возвращение - оседлость), которая возникала почти перед каждым поляком после амнистии вернуться на Родину или остаться в Сибири
Именно Шостаковичу принадлежит первый опыт систематизированного изложения истории пребывания в Сибири ссыльных поляков в последнее 30-летие ХГХ в. Автор на примере деятельности многих польских ссыльных показал вклад поляков в освоение и изучение сибирской окраины1.
Разработка проблематики польской политической ссылки в трудах советских историков создавала благоприятные предпосылки для исследования ее различных аспектов на локальном уровне В 1970-1980-х гг появился ряд изданий по истории Красноярского края, в которых затрагивались различные стороны деятельности ссыльных поляков2
В постсоветский период ситуация качественно изменилась Историки отказались от господствовавших ранее идеологических стереотипов, и пытаются давать объективные оценки на основе уже известных и впервые вводимых в научный оборот источников Поиск новых методологических подходов, расширение проблематики исследования на этом этапе наиболее ярко проявились в трудах Б С Шостаковича Историком был предложен нетрадиционный, многомерный подход к трактовке темы, представлена собственная концепция и периодизация истории польской ссылки в Сибири с конца ХУШ и на протяжении всего ХГХ века В основу работы положены
1 Шостакович Б С Поляки — политические ссыльные конца 70-х — начала 90-х годов XIX века - в Сибири / Б С
Шостакович // Ссыльные революционеры в Сибири (XIX в - февраль 1917 г) - Иркутск, 1973 - Вып 1 - С 52-124,
и др Шостакович Б С Поляки в Сибири в 1870-1890-е годы (из истории русско-польских отношений в XIX веке)
Автореф Дис канд ист наук 07 00 02 / Иркутский государственный университет Иркутск 1974 -24 с
2 Красноярск и красноярцы - Красноярск, 1978, Мешаякин ПН Красноярские встречи ВИ Ленина/ПН
Мешалкин - Красноярск, 1984, Ермолаева РА Связи ВИ Ленина с польскими революционерами в сибирской
ссылке/РА ЕрмолаеваШолитическая ссылка и революционное движение в России Конец ХК-начало XX в -
Новосибирск, 1988, Красноярск Очерки истории города - Красноярск 1988, Быконя ГФ, Федорова В И,
Бердников ПП Красноярск в дореволюционном прошлом (XVII -XIX вв) /ГФ Быконя, ВИ Федорова, ПП
Бердников - Красноярск, 1990
результаты многолетней научной деятельности исследователя, основанные на обширной базе оригинальных первоисточников.
Различным аспектам польской политической ссылки в Восточной Сибири посвящены работы С Леончика, В Масяржа, Б Полевой, КНиколаева Для изучения польской ссылки в Енисейской губернии представляет интерес диссертация ОН Шулбаева «Политическая ссылка в Минусинском округе (1825-1895 гг)» В рамках комплексного подхода автор рассматривает хозяйственную деятельность поляков В 2004 г в Польше была защищена диссертация хакасского исследователя С Леончика «Польские страницы в истории Минусинска» Главная тема исследования - история польской диаспоры в Минусинске в XDC- начале XX веков
Большой интерес к изучению истории поляков в Сибири появляется у польских историков после обретения Польшей независимости Значительный вклад в изучение темы внес польский исследователь М Яник Его монография «Поляки в Сибири» (1928) содержит подробный обзор польской библиографии по теме, многочисленные неопубликованные воспоминания польских ссыльных с приложением биографических сведений об авторах, что определяет ценность названной работы при изучении темы.
В 1960-1980-е гг историками Польши проделана большая работа по изучению польского национально-освободительного Монография X Скока, посвященная польской политической ссылке, является одним из первых польских исследований, построенных на разносторонней источниковой базе В указанный период продолжались изыскания польских исследователей А Кучинского, Г. Бженка, В Армона и А Трепки по выявлению вклада поляков в изучение Сибири
В 1990-2000-е гг в польской историографии обозначились новые направления в исследовании темы Профессор Э Качиньска занялась проблемой сибирской ссылки как особого явления в карательной политике царской России Автор рассматривает историко-правовые, статистические и психологические аспекты политической ссылки1
Заключая историографический обзор по теме, следует сказать, что современное состояние отечественной и зарубежной историографии сибирской ссылки поляков указывает на мозаичность и фрагментарность в ее исследовании, отсутствие
'КачинскаяЭ Политические ссыльные и уголовные преступники Столкновение двух миров / Э Качинская// Польская ссылка в России XIX - XX веков региональные центры -Казань, 1998 -С 20-24
специальных монографических исследований по теме на локальном и общесибирском уровнях
Исходя из актуальности темы исследования и степени ее научной разработанности, целью представленного исследования является комплексное изучение польской политической ссылки во второй половине ХГХ - начале XX вв в Енисейской губернии
Дня достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1) проследить динамику изменения численности польских ссыльных и их перемещений по округам и городам Енисейской губернии, 2) выявить социально-демографический состав ссыльных поляков, 3) исследовать механизм практической реализации карательной политики царизма и охарактеризовать деятельность полиции по осуществлению надзора над польскими ссыльными, 4)выявить правовой статус польских ссыльных и их имущественное положение, 5) рассмотреть характер взаимоотношений ссыльных с местным населением, 6) выявить роль польской ссылки в хозяйственной и общественно-культурной жизни края
Объектом исследования является польская политическая ссылка в Сибири Предмет - диаспора польских ссыльных в Енисейской губернии, ее формирование, состав и условия жизнедеятельности
Методологической основой данного исследования послужили принципы объективности и детерминизма, предполагающие всесторонний критический анализ исторических процессов в их образовании, становлении и развитии. Данные принципы означают такой подход к исследованию, при котором исторические процессы рассматриваются в связи с образующими их причинами и условиями, а также с анализом тенденций последующего развития
В основу изучения польской ссылки в Енисейской губернии был положен комплексный подход, раскрывающий различные аспекты пребывания поляков в регионе Польская ссылка рассматривается как неотъемлемая часть польско-русских отношений
Методы разработки темы диссертации, базирующиеся на обозначенных исходных принципах, явились необходимым научным инструментарием для комплексного подхода к изучению предмета исследования и освещения, связанных с
ним основных проблем В исследовании использовались методы сравнительного анализа фактического материала При использовании статистического метода основное внимание уделялось не только сопоставлению основных характеристик и показателей, но и их динамике во времени Метод контент-анализа позволил путем выявления соответствующих публикаций проследить изменение интереса губернской печати к рассматриваемой проблеме Задача изучения польской ссылки на протяжении достаточно большого отрезка времени повлекла за собой необходимость применения проблемно-хронологического метода, предусматривающего анализ изучаемых процессов и событий по проблемам, а внутри них по периодам
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1863 по 1917 гг Нижняя граница определяется 1863 г, то есть началом ссылки в Сибирь польских повстанцев 1863 года Верхняя граница определена изданием амнистии, в результате которой все политические ссыльные, в том числе и поляки, получили помилование
Территориальные рамки исследования включают территорию Енисейской губернии конца ХГХ — начала XX вв, округа, которой были определены правительством как место ссылки участников польского национально-освободительного движения
Источниковая база исследования достаточно широка. В работе используются источники, которые по содержанию исторической информации могут быть подразделены на следующие основные группы законодательные акты, делопроизводственная документация, статистические и справочные материалы, эпистолярные источники, воспоминания и дневники
Изучение законодательства позволяет проследить процесс становления и расширения роли института ссылки в карательной политике царской власти Наибольшее значение для исследования имеет «Свод учреждений и уставов о ссыльных», где определены основные виды ссылки, порядок препровождения к местам назначения и правила содержания ссыльных
Делопроизводственные материалы представляют огромный массив документов (предписания, циркуляры, статейные списки, переписка между центральными и местными органами власти и т д ), раскрывающих механизм функционирования ссылки как карательного учреждения, правовой и имущественньш статус ссыльных, их перемещения по губернии, основные формы деятельности, взаимоотношения с
властями Основная масса указанных документов находится в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Государственного архива Иркутской области (ГАИО), Архивном агентстве администрации Красноярского края (AAA ЮС), Минусинском городском архиве (МГА), Енисейском районном архиве (ЕРА), Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ)
В следующую группу источников объединены статистические и справочные материалы материалы первой Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., «Памятные книжки Енисейской губернии» и «Обзоры Енисейской губернии» Данные источники позволяют вьгаснить численность польских ссыльных, определить районы их размещения, уточнить социальный, профессиональный, поло-возрастной состав, семейное положение, вероисповедание ссыльных поляков
Отдельную группу источников составляют многочисленные воспоминания деятелей русского и польского освободительного движения Специфика данного вида источника заключается в том, что на воспоминания налагают существенный отпечаток политические воззрения авторов Нами были использованы опубликованные мемуары Н.А Виташевского, Ф Богдановича, ЛГ. Дейча, И.И Попова, С Л Чудновского, ММ Чернавского, М О. Маркса, С.Я. Елпатьевского, Л Ф Пантелеева и др
В исследовании были использованы материалы сибирской периодики «Енисейские губернские ведомости», «Сибирь», «Восточное обозрение»
Анализ источников и научной литературы показывает, что в распоряжении исследователя имеется достаточная база для решения поставленных в работе задач.
Научная новизна. В представляемой работе сделана первая попытка монографического исследования польской ссылки в Енисейской губернии во второй половине ХГХ в — 1917 году В исследовании установлена численность участников польского освободительного движения, высланных с 1863 по 1917 гг в Енисейскую губернию, восстановлена динамика и хронология их перемещений по территории края, проанализирован социальный, национальный, конфессиональный, возрастной состав, профессиональные занятия, имущественное и правовое положение польских политических ссыльных Выявлены организации поляков и их деятельность, различные формы общественной и политической активности, роль и место польской ссылки в жизни Приенисейского края
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории сибирской политической ссылки а также в разработке учебных курсов по отечественной истории и краеведению
Цель и задачи определяют структуру данного исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, 7 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (23 архивных фонда центральных и местных архивов, 59 опубликованных источников, 295 книг и статей), приложений (29 таблиц)
Социальный состав польских политических ссыльных
Ссылка поляков - участников восстания 1863 г. стала самой массовой в истории политической ссылки Енисейской губернии XIX века. Для анализа состава польской ссылки 1863 г. за основу мы взяли максимальное число поляков, которое приходится на 1870 год.
Понятие «польская политическая ссылка» является условным вследствие наличия представителей разных этнических групп в ее составе. Источниковые сведения позволяют судить с большей точностью о месте рождения той части ссыльных, которые состояли под надзором полиции. По архивным материалам установлено место рождения 1946 человек, почти половину от численности ссыльных поляков, находившихся в губернии. Данные о них сведены в таблицу XVIII приложения.
По сведениям источников, наибольшей группой являлись уроженцы Варшавской губернии. Эта часть ссыльных составляла 16,66 % всего числа поляков бывших под надзором полиции в 1860-х - начале 1880-х гг. в Енисейской губернии. Вторую и третью группы составляют примерно равные по численности уроженцы Гродненской и Виленской губерний - 12,3 и 10,25 % соответственно. Остальные группы малочисленны. Для выяснения этнического состава ссылки целесообразно сравнить количество уроженцев Западного края и Царства Польского. Результат сравнения показан в XVIII таблице.
Из данных, представленных в приложении, можно сделать вывод, что в 1860 - начале 1880-х гг. на территории Енисейской губернии большинство ссыльных поляков, чье место рождения установлено, являлось уроженцами центральных польских губерний (около 55%). Соотношение между числом уроженцев Центральной Польши и лиц, происходивших из западных губерний (Ковенской, Волынской, Виленской, Гродненской) соотносилось примерно в равной пропорции.
При учете ссыльных в XIX в. такой критерий, как национальность, не принимался во внимание. Среди ссыльных было 157 иностранных подданных, но среди них были и поляки, проживавшие в других, чаще приграничных, государствах. В документах фиксировалось, чаще всего, место рождения и вероисповедание. Вследствие этого, абсолютно точную реконструкцию этнического состава польской политической ссылки провести невозможно. Среди участников польского восстания 1863 г. сосланных в губернию сложно выделить представителей других национальностей, особенно приграничных стран. Однако нам достоверно известно, что в губернии отбывали ссылку пятеро французских и одиннадцать австрийских подданных, принявших участие в восстании 48. Среди ссыльных были также представители еврейской национальности. 0 сословном составе польской политической ссылки источники также позволяют судить приблизительно. Не обнаружено сведений о сословной принадлежности 917 человек, находившихся в ссылке. Вместе они составляют 20,8% от общего количества польских политических ссыльных. Материалы, отражающие сословный состав остальной части польских политических ссыльных, классифицированы. Результаты представлены в приложении (таблица XX). Так, в Енисейской губернии в ссылке в 1871 г. находилось 4419 польских повстанцев 1863-1864 гг., из которых представители привилегированных сословий составляли 2038 человек (46,12%), крестьяне - 606 (13,7%), городские сословия - 544 (12,31%), иностранные подданные - 157 (3,5%), военные - 103 (2,3%), однодворцы - 54 (1,2%). Почти половина общего количества поляков, чья сословная принадлежность точно установлена, составляли представители привилегированных сословий. Вторую по численности группу арестантов составляли крестьяне. Остальные сословные группы представлены незначительно. Такое соотношение объясняется характером восстания 1863 г., в котором дворянство и шляхетсво играли ведущую роль. Большая часть представителей привилегированных сословий была размещена в Минусинском округе, в Минусинске и Канске (51,7%), так как ссыльные дворяне, шляхта и чиновничество в городах могли найти себе подходящее занятие и заработки49. Особо следует остановиться на представителях духовенства, основную часть которых составили служители римско-католической церкви. В 1863 г. в губернию прибыли первые ссыльные ксендзы. В 1865 г. в Енисейской губернии находилось 17 ксендзов. Возраст ксендзов варьировался от 19 до 69 лет. Восемь из семнадцати ксендзов были поселены в Енисейском округе. Двое проживали в городах. Среди них: 1 Владислав Байковский, 27 лет, викарный ксендз из Гродненской губернии. Поселен в Ачинске. 2 Юлиан Мелахевич, 23 лет, ксендз, монах Радомского бенедиктианского монастыря. Поселен в Минусинске. 3 Иосиф Ковалевский, 50 лет ксендз церкви св. Петра и Марьяны в Плоцкой повяте. Поселен в Уринскои волости Канского округа50. 4. Иван Шиманский, 19 лет, пономарь, поселен в д. Большая Имышская51. 5. Леопольд Поплавский, политический преступник, ксендз, 23 года, окончил Виленскую семинарию, поселен в Канский округ. 6. Винцент Чихачевский, ксендз, 45 лет, из Августовской губернии, окончил Плоцкую семинарию, поселен Канский округ. 7. Войцех Закржевский, ксендз, 49 лет, урожденный Варшавской губернии, окончил Варшавскую семинарию. Поселен в д. Шошиной Погорельской волости Красноярского округа. 8. Иосиф Тушевский 27 лет, ксендз из Радомской губернии, окончил Сандомирскую семинарию, поселен в д. Талая Красноярского округа. 9. Франц Мочульский, 56 лет, ксендз, из Поневежья Ковенской губернии, окончил Ковенскую епархиальную семинарию, поселен в с. Барабаново Частоостровской волости Красноярского округа. 10. Нарцисс Вилевскнй 53 лет, ксендз, родом из Королевства Польского, Плоцкой губернии, повята Пултусского. Читал лекции в воеводстве в миссии гл. польского в академии римско-католической в Варшаве, поселен в Вельскую волость Енисейского округа. 11. Людвиг Бронишевский, урожденный Люблинской губернии, 35 лет, окончил семинарию миссии в Янове. Поселен в Вельскую волость, Енисейского округа. 12. Божемил Зарола, шляхтич, ксендз, 69 лет, изгнан из Варшавской губернии, обучался в Варшаве. Предписан к Анциферовской волости Енисейского округа. 13. Иван Ходакевич, 36 лет, ксендз, из дворян, Из Гродненской губернии, Саковского уезда. Поселен в Казачинскую волость, Енисейский округа. 14. Алексей Фиалковский, 29 лет, ксендз, дворянин, урожденный Варшавской губернии. Приписан в с. Казачинское Енисейского округа. 15. Александр Кероньски, 33 лет, ксендз, шляхтич, урожден. Галиция. Окончил семинарию в Королевстве Польском. Поселен в с. Казачинское. 16. Андрей Барташевич 46 лет, ксендз, шляхтич, урожденный Августовской губернии. Поселен в с. Казачинское. 17. Ян Ушинский 69 лет, ксендз, окончил семинарию в Варшаве. Поселен в д. Заимская Кежемской волости Енисейского округа . 29 января 1867 г. было издано распоряжение Министерства внутренних дел, которое предписывало сконцентрировать всех ксендзов, находившихся в ссылке в Восточной Сибири, в с. Тунка Иркутской губернии. Целью распоряжения была изоляция всех католических священнослужителей от других ссыльных. Царские власти придали этой мере характер дополнительного наказания «за политическую агитацию и религиозную деятельность среди ссыльных». К этому времени в Тунке находилось 26 ксендзов, первоначально поселенных в Енисейской губернии.
Правовое регулирование положения ссыльных
В основе нормативно-правового положения ссыльных на поселении лежит регламентация обязанностей и прав, деятельности и передвижения каждого ссыльного.
С высылкой поляков, назначенных на водворение, было связано больше всего проблем, поскольку, во-первых, они составляли большую часть ссыльных повстанцев, что было сопряжено с составлением большого количества документации. Во-вторых, опыт предшествующих десятилетий показывал, что «сложно было приучить десятки тысяч человек к земледельческому труду», тем более что «казенные поселения приносили издержки». Поэтому, по мнению правительства необходимо было создать «условия для успешного переселения».
На заседаниях Комиссии при Министерстве государственных имуществ 28 марта и 9 апреля 1864 г. при обсуждении проблемы «О правах состояния высылаемых административным порядком лиц, не принадлежащих к крестьянскому сословию» было принято решение, что «всех высланных для водворения на казенные земли мещан, однодворцев и вообще разночинцев перечислять в сословие государственных крестьян наравне со шляхтой». По отношению к дворянам, комиссия утвердила, что «водворение для этих лиц должно быть равносильно высылке на жительство, и должно было заключаться в отправлении их на избранные правительством места с учреждением над нами строгого полицейского надзора24. Таким образом, задачи водворения представителей разных сословий трактовались по-разному. Это говорит о противоречии в законодательстве, так как водворение для дворян фактически не отличалось от ссылки на житье.
Совместно с Министерством внутренних дел Западный Комитет 5 марта 1864 г. издал специальные правила высылки поляков на водворение. В соответствии с ними кроме лиц, высылаемых на водворение из Царства Польского и Западного края за политические преступления, назначать на поселение лиц, освободившихся из арестантских рот. Решено было назначить для поселений Якутский и Туруханский края, а также северные части Архангельской и Тобольской губернии, отправляя туда, по мере возможности, более виновных из высылаемых преступников. Предполагалось избрать для водворения прочих переселенцев в Западной и Восточной Сибири, в особенности в губерниях Томской и Енисейской, кроме Минусинского округа и такие местности, где прочное водворение, действительно, было возможным. Следует добавить, что для прочного водворения было решено отправлять переселенцев именно в волости, имевшие избыток земли. Водворение переселенцев следовало производить на основании правил, установленных для государственных крестьян, переселяемых из малоземельных в многоземельные губернии, с предоставлением им тех же пособий и льгот. Постановили разрешить переселить высланных уже во внутренние губернии на вышеизложенных основаниях в избираемые ныне пункты Сибири, оставив их на прежнем водворении только в тех местах, где это будет признано возможным и удобным. Расходы на отправление поселенцев, водворение и заготовление необходимых для этого предметов производить из сумм государственного земского сбора, с возвратом всех издержек из сумм Царства Польского и 10% сбора с имений в Западных губерниях .
В ходе разработки правил водворения поляков Комиссия внесла важные рекомендации. Так, было рекомендовано руководствоваться следующими принципами: 1) при назначении мест водворения переселенцам необходимо учитывать род занятия каждого (например, для ремесленников назначать места, «самые ближайшие к городам, чтобы не было затруднений в приобретении ими необходимых материалов и в сбыте своих произведений»; для молодых людей, не приспособленных еще специально ни к какому труду - «места более многолюдные, населенные лицами, занимающимися торговлей или другой в этом роде промышленностью»; для земледельцев -«местности, наиболее изобилующие земельными угодьями и удобные для хлебопашества»); 2) те из переселенцев, которые владеют непригодной к сельскому быту профессией, «дозволять отлучки из мест водворения и временное проживание в городах, но при этом учреждался над ними строгий полицейский надзор» .
Все поляки, сосланные в Сибирь, попадали под полицейский надзор, гласный или негласный, в зависимости от степени виновности. Действию полицейского надзора подвергались лица, заподозренные в «дурной нравственности», определение которой законодательство не предоставляло. Это, в свою очередь, создавало широкие возможности для административного произвола. Основанием для административного преследования могло стать подозрение в неблагонадежности. Далее следовало признание лица вредным для общественного спокойствия (или лицом с неодобрительным поведением), что представляло собой основание для высылки. Ссылка же, в свою очередь, становилась причиной установления надзора, образуя, таким образом, взаимосвязанный комплекс наказаний. Цель его состояла в ограждении государства от поступков лица, признаваемого вредным в политическом отношении или преступных его действий, которые неуловимы для судебного преследования27.
Полицейский надзор в России являлся самостоятельным видом наказания и воспринимался правительством не только как мера, применяемая по суду, но и как средство административного воздействия. Надзор полиции предусматривался также в качестве одной из наиболее употребительных дополнительных мер наказания. Цель и сфера действия данного института были широкими и не имели четкого определения. Элементы полицейского надзора не получили ясного и однозначного толкования до конца 1890-х годов .
До начала 1860-х гг. не была установлена система назначения сроков полицейского надзора. Бессрочность назначения пагубно отражалась на ссыльных, к которым применялась данная мера наказания. Это приводило к тому, что некоторые состояли под надзором полиции 30-40 лет29. Обязательная фиксация срока наказаний была установлена только с начала 1880-х годов.
Полицейский надзор мог быть применен не только к отдельному индивиду, но и массово по отношению к представителям отдельных этнических групп. Эта кара постигла многих участников польского восстания 1830-1831 гг., высланных в сибирские губернии. Как правило, режим полицейского надзора воспринимался правительством в качестве основной карательной меры по отношению к участникам политических акций любого масштаба. Несмотря на важность данной меры и широкие масштабы ее применения, до 1855 г. порядок высылки лиц политически неблагонадежных определен не был.
Высылка лица и установление за ним полицейского надзора регулировались отдельными для каждого случая высочайшими повелениями или распоряжениями генерал-губернаторов. Это приводило к увеличению численности поднадзорных, переписка о которых превратилась в особый род документации. Отсутствие порядка обусловливало невозможность осуществлять контроль над наказанными лицами. Наиболее общие правила установления полицейского надзора были определены 2 декабря 1855 года. Эти правила закрепили за генерал-губернаторами и губернаторами инициативу применения надзора, но устанавливали для них обязанность уведомлять министра внутренних дел с подробным изложением причин и тех мер взыскания, которым лица были уже подвергаемы. Режим надзора мог устанавливаться совместным решением руководителей Министерства внутренних дел и III Отделения. Характерной чертой являлась особая роль императорской канцелярии, выступавшей в качестве консультирующей и контролирующей инстанции. Место жительства под надзором полиции устанавливал министр внутренних дел. К середине 1850-х гг. относится создание правил регулярной отчетности о лицах, состоявших под надзором полиции.
Материальное положение ссыльных
Одним из направлений в процессе разработки законодательства о польских ссыльных было определение размера пособия, выдача которых стала определяющим моментом в материальном положении ссыльных.
В 1864 г. Комиссия при Министерстве государственных имуществ выработала подробные правила относительно выдачи пособия польским ссыльным на выдворение. Правом на получение пособия могли пользоваться семейства как имевшие одного или несколько работников, так и не имевшие работника, но желавшие иметь отдельное хозяйство. Лиц больных или с физическими недостатками, не способных вести отдельное хозяйство, предполагалось направить на содержание в семейства старожилов или польских переселенцев, с выдачей тем семействам платы за взрослого по 10 руб. и за малолетнего до 10-летнего возраста по 5 руб. в год на душу, до тех пор, пока эти лица не будут в состоянии завести свое хозяйство.
При образовании отдельных хозяйств одиночкам дозволялось соединиться на первое время в одно общее хозяйство и жить двоим в одном доме, для чего выдавалось им сначала пособие на одно хозяйство (55 руб.). В последствие эти лица должны были разделиться на два отдельных дома, с обязательством обоим одинаково участвовать и в устройстве второго хозяйства, для чего им выдавалось и другое пособие, причитающееся на семейство (в размере 55 руб.). Согласно правилам был определен порядок выдачи пособия.
Казенная палата, по получении от Комиссии списков должна была ассигновать к отпуску через местных земских исправников в волостные правления, причитающуюся сумму по числу семейств, подлежащих водворению в каждой волости. По распоряжению земского исправника выдавались в волостное правление либо вся сумма сразу, либо отпускалась по частям. Волостные правления обязывались отпускать сельским старостам или выборным необходимую для раздачи переселенцам сумму не более 500 руб. в один раз. Старосты или выборные обязаны были выдавать переселенцам под расписку деньги54.
Также было установлено, что политические ссыльные из привилегированных сословий получали кормовые и квартирные пособия от казны в повышенном размере. Согласно указа Сената от 9 марта 1864 г. назначение пособия польским ссыльным, которые пребывали на поселение с семьей, должно было производиться следующим образом. Жене высланного в одинаковом с ним размере, то есть не свыше 1 руб. 50 коп. квартирных, в месяц, и 15 коп. суточных, а детям в половинном, против сего, количестве, а именно по 75 коп., ежемесячно, квартирных, и по 7 1/2 коп. суточных, на каждого55. Причем в секретном предписании от 18 января 1865 г. за № 58 отмечалось, что детям лиц привилегированного сословия, не достигшим 14-летнего возраста, высланным под надзор полиции выдавать от казны пособие на содержание.
Что касается лиц, сосланных по судебному приговору на поселение в Сибирь и лишенных всех прав состояния, то их приписывали к крестьянским и мещанским обществам по месту водворения. Если ссыльнопоселенца приписывали к крестьянскому обществу, то на три года освобождали от платежа податей, а в течение последующих семи лет он платил половину оброчных и подушных податей. Лиц непривилегированных, которые, как и уголовные, с точки зрения царской администрации, могли кормиться земледельческим трудом, приписывали к сельским обществам и наделяли землей по предписаниям Министерства финансов 1836 г. и Министерства государственных имуществ 1839 года. Так, из переписки минусинского окружною исправника с Иркутской контрольной палатой за 1866 г. следует, что за май и июнь 1866 г. было отпущено 334 руб., сентябрь 83 руб. кормовых денег на 1026 ссыльнопоселенцев56. Как видно, сумма кормовых денег получаемых ежемесячно польскими ссыльными не являлась постоянной. Например, в ведомости, выданных кормовых денег политическим ссыльным Тесинской волости от 27 сентября 1866 г. была указана сумма в 3 руб., а в рапорте от октября 1866 г. в г. Минусинске - 1,5 руб. Это была сравнительно небольшая сумма, которой часто не хватало на самое необходимое.
В донесении минусинского окружного исправника от 20 сентября 1881 г. была представлена ведомость лиц, состоявших под надзором полиции в Минусинском округе. В ней указаны 86 лиц, получивших пособие в сумме 55 руб. для домообзаводства в срок с 1866 по 1873 гг., а так же названы ссыльные поляки, получавшие пенсию - 24 руб. в год, в связи с увечьем, болезнями и по старости . Если учесть тот факт, что по данным Главного тюремного управления расход семейного ссыльнопоселенца на первоначальное домообзаводство и приобретение сельскохозяйственного инвентаря составлял более 430 руб.59, то становится ясно, что не все ссыльные могли решить вопрос о создании самостоятельного хозяйства.
Управление по надзору за политическими ссыльными в Восточной Сибири в феврале 1867 г. сделало анализ хозяйственно-бытового положения ссыльных и пришло к выводу, что "одной из причин неуспешного водворения в места причисления политических ссыльных, желающих заняться хлебопашеством, была ... несвоевременная выдача им пособий и ссуд". Исходя из этого, местным властям предписывалось заблаговременно и беспрепятственно выдавать пособия и ссуды всем нуждающимся в них политическим ссыльным, при этом ответственность за это несли земские исправники60.
В сообщении, отправленном председателю Совета Главного управления Восточной Сибири, в мае 1867 г, отмечалось, что "быт политических ссыльных в Минусинском округе лучше, чем в Канском, потому что в Канском округе поселение политических гораздо больше, чем в Минусинском, контраст в цифрах в Канском 1457, а в Минусинском - 1026 человек, ... кроме того, в Минусинском округе больше промышленности и удобств к материальным средствам"61.
Аналогичного содержания сообщение поступило 5 июня 1867 г. от ротмистра Шелашникова, который, объехав с окружным исправником Шушенскую, Тесинскую, Абаканскую волости, пришел к выводу, что "в Минусинском округе все обстоит благополучно". Основное внимание в своей поездке он уделил вопросам проверки численности политических ссыльных, согласно списков, о раздаче пособий в сумме 55 руб. и использовании их по назначению на обзаведение хозяйством. В результате он отмечал, что "многие из них (польских ссыльных - Е. Б.) вступили в брак с девицами православного исповедования, те же, которые не обзавелись земледельческим хозяйством занимаются или каким-нибудь ремеслом или живут в услужении у крестьян на жаловании" .
Профессиональная деятельность польских ссыльных
Социальная и культурная адаптация польских ссыльных, вышедших на поселение или административным порядком отправленных на житье в Енисейскую губернию, напрямую зависела от выбора профессиональной деятельности. Среди польских ссыльных были представители различных профессий и уровня образования. Однако точно определить профессиональный состав польской ссылки представляется достаточно проблематичным. Сложность обусловлена отсутствием полных данных о профессиональной деятельности ссыльных. За участие в польском восстании 1863 г, в Енисейскую губернию было сослано 4419 человек. Если сословное происхождение указано у 4008 ссыльных (90%), профессиональный состав удалось определить лишь у 1017 человек, то есть 23 % 2. Среди ссыльных, чей профессиональный состав определен точно, 660 человек до ссылки были заняты сельскохозяйственным трудом; 103 были профессиональными военными; 67 - учащиеся; 63 - рабочие; 57 - чиновники; 56 - относились к духовному званию, 8 - представители интеллигенции, 3 - занимались торговлей 3. Однако условия ссылки ограничивали возможность реализовать свои профессиональные навыки (см. таблица XXIV Приложений).
Поскольку интеллектуальные профессии были запрещены то основным занятием ссыльных стали ремесленные занятия. В Енисейской губернии в силу аграрного характера ее экономики традиционно ощущался недостаток в квалифицированных ремесленных кадрах. Поэтому ссыльные поляки, среди которых было немало мастеров разных ремесленных профессий быстро занимали свое место в хозяйственной жизни, завоевывая у местного населения признание и успех. Известный общественный деятель губернии, житель Енисейска Н.В. Скорняков писал, что с появлением ссыльных поляков в Енисейске сразу оживилась хозяйственная и общественно-культурная жизнь:, «Невольно вспоминаются изгнанники-поляки: все это был народ молодой, энергичный, живой, образованный, который сразу занял видное положение в городе, на всех поприщах жизни, не гнушаясь и ремеслами, из которых они ввели новые, ранее не существовавшие, как, например, колбасные, кондитерские, переплетные и другие. Они много содействовали образованию юношества» 4.
И это неслучайно, только в Анциферовскую волость в 1863 г. прибыло 39 ссыльных поляков, из которых 2 - бондаря, 11 - помогали крестьянам, у которых жили, 4 - столяра, 2 - без занятия, 1 - обучал грамоте, 2 - кузнеца, 1 -фельдшер, 1 - занимался земледелием, 2 - читали медицинские книги, 1 -работал письмоводителем у заседателя.. Были среди них врачи» например, С.Рудзевич, Т. Руджинский, М. Антонович (в Енисейском округе), ветеринар М. Лукашенский, бухгалтер С. Квятковский5.
Поляки в Сибири развивали различные виды ремесел. Так, например, они занялись изготовлением сигар, начали выделку курительных трубок из березы, развивали гончарное производство, изготавливая высокохудожественные изделия из глины, намного улучшили производство масла из кедровых орехов, благодаря чему обеспечили сбыт этого продукта за пределами края, научили сибиряков готовить польские и швейцарские сыры и т.д.
Материалы «Статейных списков поляков, высланных в Енисейскую губернию» не передают полной картины занятости ссыльных. Тем не менее, из числа ссыльных, чья деятельность определена достоверно (примерно 60 % от общего числа ссыльных, 2600 человек), можно сделать вывод, что основная часть ссыльных и вышедших на поселение были заняты в сельском хозяйстве, имели домообзаводство и составляли 47 % (1226 человек). Однако численные данные о занятых этим видом деятельности по округам разнятся. Так, например в Канском округе этот показатель будет выше, чем в Енисейском. Из 1227 польских ссыльных, проживавших здесь в 1870 г., вид деятельности определен у 568 (т.е. у 46,3%), из которых 72 % заняты в «крестьянских работах» (т.е. 410 человек)6. В Енисейском округе в силу климатических условий сельскохозяйственными работами были заняты единицы.. Данные по округам о числе занятых в разных, видах деятельности. сведены в Приложении (таблица XXV).
В области земледелия поляки практиковали методы рационального ведения хозяйства. Например, они внедряли плуги и косы (так называемые «литовки»), которые переняли местные крестьяне, культивировали новые семена пшеницы, доставлявшиеся из Польши. В огородничестве под их влиянием были введены такие культуры как: петрушка, сельдерей, лук-порей, цветная капуста, фасоль, дыни.
Особенно среди поляков было распространено разведение табака. Табачные культуры в Енисейской губернии выращивались преимущественно в Минусинском и Енисейском округах. Под табак отводили на огородах до четверти десятины, с которой снимали по несколько десятков пудов табака, большей частью шедшего на продажу на золотые прииски и коренному населению. Сажали табак рассадой в поле, в начале августа убирали. Растения срезали, укладывали в кучи в помещении, чтобы табак подвял. Затем на ножках из шнура подвешивали на жердях по сараям, чердакам для просушки. Высохшие листья складывали в пакуши, и в таком виде пускали на продажу. Из него делали махорку невысокого качества. Продавали от 1 рублей 80 копеек до 4 рублей за пуд .
В 1867 г. было зафиксировано, что в Тесинской волости Минусинского округа четверо поляков занимались разведением табака. В с. Тесинское Орелик Хмелевский засадил табаком половину загона. Леопольд Крулековский в д. Жерлык и Франц Зайковский из д. Покровской засеяли четверть десятины простого табака, четверть десятины турецкого табака, Юзеф Залевский засеял четверть десятины турецким табаком, четверть десятин - самосадом8.