Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Зарождение Белого движения и его идейно-теоретические основы
1. Общественно-политическая ситуация в России и на Северном Кавказе. Истоки формирования Белого движения С. 21
2. Сущность Белого движения и особенности её' проявления на Северном Кавказе С. 51
3. Идейно-политические основы белой борьбы С. 76
Глава II. Практическая реализация идей Белого движения на Северном Кавказе
1. Военно-государственное строительство на территории, подконтрольной Добровольческой армии С. 103
2. Социально - экономические преобразования белых на Северном Кавказе С. 129
3. Национальная политика Добровольческой армии в полиэтничном регионе Северного Кавказа С. 152
Заключение С. 179
Список источников и литературы
- Сущность Белого движения и особенности её' проявления на Северном Кавказе
- Идейно-политические основы белой борьбы
- Социально - экономические преобразования белых на Северном Кавказе
- Национальная политика Добровольческой армии в полиэтничном регионе Северного Кавказа
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Современный этап модернизационного обновления российской государственности связан с трансформацией политической системы, субъектами которой являются, в том числе, и многочисленные народы, населяющие окраины России. Эта эволюция затрагивает вопросы формирования их нового статуса. В настоящее время идёт активный поиск его форм и моделей. Юг России играет важную роль в становлении современного Российского государства. В этом процессе одно из ведущих мест принадлежит Северо-Кавказскому региону, который всегда выделялся высокой интенсивностью политических, экономических, культурных контактов на протяжении всей своей истории. Современное россиеведение и социально-гуманитарная мысль Северного Кавказа отмечают интенсивный поиск новой региональной идентичности. Происходит это в условиях социокультурной трансформации, которую переживает страна в становлении новой парадигмы социально-гуманитарного знания. Активность этого поиска делает необходимым изучение сложных, многогранных и гибких связей исторического процесса, в котором просматривается определённый алгоритм исторического развития региона в составе России.
Одним из самых сложных и противоречивых периодов в жизни народов России и Северного Кавказа была гражданская война. Она расколола не только собственно российское, но и северокавказское население и стала трагической страницей его истории. Борьба на Северном Кавказе стала составной частью борьбы на юге. В годы революций и гражданской войны (1917-1920) народы Северного Кавказа испытали на себе воздействие всех военно-политических сил. На каждую из них они реагировали по-разному. Изучение опыта их влияния на перемены в жизни местного сообщества представляет научный и общественно-политический интерес. Необходимость научного осмысления имевших место процессов, их позитивного и негативного опыта, помогает учитывать его в формировании современной политики на Северном Кавказе. Гражданская война - это не только военные действия, это ещё и политика сторон, поиски её оптимальных вариантов в конкретном регионе. Сохраняющаяся опасность гражданского противостояния на Северном Кавказе делает актуальным изучение природы междоусобных конфликтов, их социальной, этнической и идеологической составляющей. Так же важен конкретный опыт, который строился на учёте региональных особенностей.
После того, как в 90-е годы стал возможным доступ к закрытым ранее архивным документам по Белому движению, исследователи продолжают углублять знание о его роли и месте в формировании нового облика южной окраины России после крушения самодержавия и Временного правительства. Северный Кавказ - часть южной территории России, где действовала Добровольческая армия. Здесь она зародилась, формировалась, приобретала первый военный опыт и пришла к пониманию необходимости политической деятельности и формирования гражданской власти. Добровольческая армия была самой сильной частью общерусского Белого движения, опираясь на казачество и определённую часть горского населения. Здесь она столкнулась с необходимостью решения важного для России национального вопроса. Задачей данной диссертации является изучение теории и практики Белого движения на Северном Кавказе. Автор предпринял попытку осмысления Белого движения на Северном Кавказе как целостного явления в системе региональных особенностей. Перед автором стояла задача исследовать адекватность действий Белого движения применительно к Северному Кавказу. Своей задачей он видел также изучение эволюции взглядов лидеров движения от отрицания гражданской составляющей их политики к пониманию необходимости созидательной деятельности, пусть даже запоздавшей и не всегда последовательной. Актуальным представляется изучение опыта взаимоотношений власти и общества в условиях гражданского противостояния, а так же важнейшей его составляющей – условий и факторов, которые усиливали или ослабляли интеграцию народов Северного Кавказа в российское геополитическое пространство. В работе предпринята попытка исследования диалектического единства общего и особенного на примере взаимодействий российской и региональной специфики в политике Белого движения в годы гражданской войны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с весны 1917 г., когда окончательно сложились предпосылки зарождения Белого движения, до весны 1920 г., когда войска генерала Деникина покинули территорию Северного Кавказа. На этом временном отрезке Белое движение прошло эволюцию от чисто офицерского, с узко поставленными военными целями, к военно-политическому, которое стало вырабатывать свою идеологию, внутреннюю и внешнюю политику и претендовать на общероссийское значение.
Локальные рамки исследования определяются территорией Северного Кавказа. Именно здесь Белое движение начало формироваться организационно и политически, приобретая союзников в лице Донского, Кубанского и Терского казачества, а также горских военных формирований. На исследуемом историческом этапе в состав Северного Кавказа входили территории Терской, Кубанской, Дагестанской областей, а также Ставропольской и Черноморской губерний. На всех этих территориях с конца 1918 г. до начала 1920 г. власть принадлежала Добровольческой армии.
Объектом исследования является история Белого движения на Северном Кавказе в 1917-1920 гг. с момента зарождения Добровольческой армии до оставления ею территории Северного Кавказа.
Предметом исследования стала практическая деятельность лидеров и рядовых членов Белого движения в регионе, а также деятелей примыкавших к белым политических партий по выработке военной и политической стратегии и тактики на Северном Кавказе. При этом к предмету своего исследования автор относит особенности региона, которые существенно влияли на практическое воплощение политических установок белой власти и результаты борьбы.
Методологической основой диссертационного исследования является комплекс принципов и методов познания, свойственный современному уровню научных исследований. Диссертационная работа базируется на универсальных основах материалистической диалектики. Она обосновывает необходимость использования в исследовательском процессе общеисторических принципов научности, объективности, историзма. При написании работы применялся так же комплекс следующих научных методов исторического познания: историко-типологический, проблемно-хронологический, историко-сравнительный, статистический. Их использование определялось как проблематикой, целями и задачами исследования, так и своеобразием источников. Необходимость учёта того, что Белое движение зародилось в конкретно-исторических условиях, создала предпосылки использования метода факторного анализа. Компаративный метод позволил сравнить теоретические искания лидеров движения с их практикой. Исследование процесса взаимодействия белой власти и армии с населением, привлечение представителей казачества, горцев, коренного крестьянства на их сторону опиралось на учёт особенностей социальной истории. Для более полного раскрытия такого явления, каким являлось Белое движение на Северном Кавказе, автор использовал научные методы социологической, политологической, психологической наук.
Историография проблемы имеет несколько направлений: раннесоветское, советское, эмигрантское, западное и российское. В 20-е годы в советской литературе издавались мемуары некоторых участников Белого движения и рецензии на них. Советская историография проблемы представляла её с точки зрения победивших в войне коммунистов. История Белого движения исследовалась крайне тенденциозно, что было обусловлено господством классового подхода в исторической науке. Длительное время в изучении Белого движения существовали штампы, призванные формировать негативное отношение граждан страны к этой части российской истории. Упрощённый подход к оценке движения, как «буржуазно-помещичьего», упрощал его оценку и делал очевидной его историческую бесперспективность. В основу советской историографии были положены оценки вождя большевиков В.И. Ленина. Он заложил основы классового подхода, представляя следующим образом состав белых армий: «на юге – обилие офицерства и казачества». При этом важнейшим в его работах был тезис о том, что виноваты в развязывании войны «буржуазный класс» и белые. Эти идеи развивались в трудах советских политиков, военачальников и историков в 20-е годы. В работах А. Анищева, С. Гусева, Н. Какурина обосновывался классово-однородный, «офицерско-помещичье-казачье-буржуазный» состав Добровольческой армии. На этой основе строилась концепция Белого движения, как реставрационного и реакционного.
В 20-е годы в эмиграции увидели свет сочинения генералов А. Деникина, М. Алексеева, П. Врангеля, А. Лукомского, П. Краснова, П. Милюкова, И. Ильина, Н. Головина, А. Зайцова и др. Среди этой литературы аналитической было немного. К этому типу произведений можно отнести труд генерала А.И. Деникина. В нём дан анализ белой борьбы во всей России и, в том числе на Северном Кавказе. Монументальное произведение раскрывает процесс зарождения движения, обретение им опыта политической деятельности, реакцию населения северокавказского региона на Добровольческую армию и многое другое. Достаточно солидным изданием являются воспоминания генерала А. Лукомского, который стал «летописцем» белой борьбы в разных регионах пребывания белых, но наиболее глубоко он раскрыл события гражданской войны на Северном Кавказе. При этом он не боялся показывать массу противоречий, имевших место в среде руководства Белого движения. Философ И. Ильин отмечал духовность и патриотичность Белого движения, а среди основ его идеологии – идеи Великой России и государственности. Не претендуя на полное раскрытие истории и проблем Белого движения, С. Мельгунов видел свою задачу в том, чтобы представить как можно больше документов и фактов для истинного представления о движении. При этом он подчёркивал роль духовного начала в причинах катастрофы, постигшей Россию. П. Милюков обвинял белых в том, что они не смогли уловить изменения, привнесённые революцией в жизнь страны, в результате чего белые вынуждены были вести борьбу, не имея поддержки населения.
Профессионал-военный Н. Головин не только подверг анализу важнейшие операции гражданской войны, но и вышел на высокий уровень обобщений политического и социально-психологического аспектов этого события. Полковник А. Зайцов, не принадлежавший к числу активных участников Белого движения, оказался достаточно объективен в оценках событий войны. Он считал, что главная причина поражения белых состояла в том, что они не сумели привлечь на свою сторону крестьянство. В большинстве произведений раскрывались общие проблемы Белого движения в России. В отношении специфики гражданской войны на Северном Кавказе писалось крайне мало. В этом отразилась недооценка региональных особенностей, отрицательно повлиявшая на исход борьбы Добровольческой армии. Гражданскую войну на юге России описал в своих воспоминаниях П.Н. Врангель.
В конце 30-х годов издание мемуаров и других произведений участников Белого движения стало сокращаться. Эмигрантская литература перестала появляться по вполне объяснимым причинам – уходили из жизни участники Белого движения, да и проблема отдалялась во времени. В послесталинской эпохе практически ничего не изменилось в подходах к оценке этого явления российской истории. В это время появились монографии, посвящённые «разгрому» войск Деникина, Колчака, Врангеля, была завершена работа над изданием пятитомной «Истории гражданской войны». В 1966 г. в работе А.П. Алексашенко наряду с военно-историческими сюжетами, представленными автором с использованием привычной советской обличительной парадигмы, была показана внутренняя политика белых на юге страны. Эти же проблемы раскрывались и другими авторами
В 1970-1980 гг. исследовательский интерес к Белому движению начал заметно расти. Его начали изучать в отрыве от проблем интервенции. В ряде работ активно преподносилась определяющая роль политических партий в зарождении идей Белого движения, утверждалось, что деникинщина имела «кадетски-монархическую основу». При этом сохранялся уничижительно-пренебрежительный тон в отношении участников, идей, действий и политики Белого движения. Достаточно смело попытался представить процесс формирования белых армий А.Г. Кавтарадзе.
К середине 1980 годов историками была проделана огромная работа по сбору и относительной систематизации обширного фактического материала, а также по постановке массы неизученных проблем Белого движения, которые ожидали своих исследователей. Одним из первых отметил сложный, трагический и братоубийственный характер гражданской войны академик Ю.А. Поляков.
С этого времени тема Белого движения начинает активно исследоваться отечественными историками С. Карпенко, В. Зиминой, В. Голдиным, В. Федюком, Г. Ипполитовым, С. Устинкиным, Г. Труканом, С. Волковым, В. Цветковым и другие. Их работы отличает глубина исследовательского подхода, широта охвата проблем, анализа, выводов. Однако авторы не выделяют из всей системы Белого движения проблемы его реализации на Северном Кавказе.
В это время отмечается всплеск внимания к событиям гражданской войны и в зарубежной историографии. Увидели свет работы П. Кенеза, В. Линкольна, Д. Смэла и др.. Их характерной чертой можно назвать общетеоретические подходы к проблеме. В начале 1990-х годов началось активное совместное научное творчество российских и зарубежных историков, которое обнаружило сходство подходов и выводов по проблеме Белого движения, что убеждало в максимальной объективности обеих сторон и желании углубления научного поиска. Исследовательская активность отечественных историков проявилась в значительном количестве научных конференций, работа которых завершилась изданием сборников статей или монографий. В последнее время проблемами Белого движения на Северном Кавказе занимается много региональных историков. Помимо изучения социального состава местного населения и других региональных проблем гражданской войны А.И. Козловым был написан основательный труд, посвящённый генералу Деникину. Проблемам антибольшевистского движения на юге России посвящено ряд работ А.В. Венкова. Значительное внимание автор уделяет роли донского казачества в совместной с белыми антибольшевистской борьбе. Более широко вопросы взаимодействия белых с северокавказским казачеством раскрыты исследователем В.П. Трутом. В книге глубоко анализируются предпосылки этого сотрудничества. Исследованию внешнеполитической деятельности лидеров Добровольческой армии на юге России Деникина и Врангеля посвящены работы пятигогских учёных В.П. Ермакова и П.И. Гришанина. Проблемы эволюции Белого движения, его противоборства с большевиками и Красной армией в военных и гражданских делах изучаются исследователем Н.И. Сухановой. Вопросы межэтнических отношений во время гражданской войны, а также взаимоотношения между белыми и горским населением изучаются историками С.М. Сивковым, В.Д. Дзидзоевым, Б.К. Гасановым и рядом других северокавказских учёных.
Значительный вклад в изучение проблемы Белого движения на Северном Кавказе вносят диссертационные исследования, количество которых растёт. Таким образом, в советской и современной историографии ещё не вышло обобщающего труда, в котором Белое движение на Северном Кавказе исследовалось как целостное явление на определённой территории от его возникновения до финала, при этом анализировался бы учёт региональных особенностей в политике лидеров движения и их влияние на успехи или поражение Добровольческой армии.
Источниковая база исследования. Изучение теории и практики Белого движения на Северном Кавказе требует углубленного исследования всего комплекса источников (опубликованных и неопубликованных). Сама проблема обязательно обращает нас к официальным и программным документам военных и гражданских центральных органов власти белых, а также политических партий на Северном Кавказе. Без изучения документов местных учреждений, военных и чрезвычайных органов белой власти невозможным стало бы исследование практической реализации политики белых и взаимодействие всех структур властной вертикали. Для понимания психологии участников Белого движения, для знакомства с деталями повседневной жизни и деятельности его участников, а также для анализа обратной связи – реакции населения на их политику - важно было изучить документы личного характера участников событий, мемуары, переписку. Значительный вклад в реконструкцию событий вносит периодическая печать того времени.
К работе над диссертацией привлечены документы более чем 45-ти фондов центральных и региональных архивов. Документы командования Добровольческой армии были извлечены из т.н. «Пражского» архива в Государственном архиве Российской федерации (ГАРФ). Это фонды Управления делами Особого совещания (ф. 439), Политической канцелярии Особого совещания (Ф. 446), Отдела пропаганды Особого совещания (ф. 440), Особой комиссии Главнокомандующего ВСЮР по расследованию «злодеяний» большевиков (ф. 470), Управления продовольствия Особого Совещания при Главнокомандующем ВСЮР (ф. 879), Ведомство земледелия (ф. 1262), а также личный фонд генерала Деникина (ф. 5827) и др. Эти документы позволили составить представление о системе работы руководства Белого движения и Добровольческой армии по её формированию, обеспечению, проводимой белыми политики в регионе и реакции населения на эту политику. В Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ) был выявлен ф. 71, документы которого расширили представление о целях и задачах интервентов в войне.
Значительное количество документов извлечено из Государственного архива Ставропольского края (ГАСК). В нём достаточно полно представлен срез документов по Белому движению на Северном Кавказе, начиная от указов Главнокомандующего и заканчивая документами по уличной самоохране в г. Ставрополе. Среди прочих следует назвать Фонд р-96 – Ставропольская городская управа, Фонд р-870 – Военно-следственная комиссия при управлении Ставропольского военного губернатора, Фонд р-1351 – Управление Уполномоченного по продовольствию Терско-Дагестанского края, Фонд р-2361 – Пятигорская тюрьма и др. Кроме того, достаточное количество документов представили фонды Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Государственного архива Краснодарского края (ГАКК), Государственного архива Ростовской области (ГАРО).
Кроме архивных источников в диссертации использованы опубликованные документы. Они были изъяты из опубликованного в нашей стране в 90-е годы «Архива русской революции» и сборников «Белое дело».
Материалы периодической печати являются важным источник понимания пропагандистских целей и задач белой власти. Они представлены многочисленными публикациями региональных газет «Жизнь», «Вольная Кубань», «Приазовский край», «Голос» и других.
Таким образом, изученный объем научной литературы, и исследованные источники создали возможность реализовать задачу, поставленную автором – раскрыть теорию и практику Белого движения на Северном Кавказе.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые осуществлено комплексное исследование процессов зарождения, формирования идей и теории Белого движения, а также опыта их реализации на Северном Кавказе. С помощью новых источников и научной литературы проанализированы объективные и субъективные условия появления общности военных, которые поставили перед собой задачу уничтожения большевизма, как главного врага поступательного, эволюционного развития России. В диссертации разработана и обоснована авторская концепция идейно-политических и сущностных основ Белого движения, зародившегося на южной окраине страны. Именно её условия, а также особенности функционирования местного социума повлияли на выработку стратегии и тактики движения в вопросах военного и гражданского строительства.
Специальному анализу подвергнуто теоретическое обоснование лидерами белых союза с казачеством и верхушкой горских народов. Он носил не столько тактический, сколько стратегический характер, т.к. Деникин видел будущее России только вместе со всеми населяющими ранее Россию народами. Он готов был к выработке национальной и социальной политики, но после сохранения Северного Кавказа в составе Российского государства. В отношении стран-союзниц планы Деникина носили скорее тактический характер. Силы интервентов были нужны для победы над большевизмом. Всё это позволило преодолеть утвердившуюся в отечественной историографии концепцию одинаковости политики белого руководства на всей южной территории России. Очевидным является то, что управлять Северным Кавказом и, к примеру, Украиной нужно по-разному. Кратковременность белой политики не позволила глубже вникнуть в региональные особенности и пересмотреть основы военно-политической деятельности на Северном Кавказе.
В диссертации показано, что практика сильно расходилась с теорией утверждения белого режима в регионе. Стала очевидной неготовность Добровольческой армии действовать в условиях горского традиционализма, с которым она ранее не была так близко знакома. В работе прослеживается эволюция взглядов лидеров Белого движения на казачье сообщество, которое в условиях гражданского противостояния проявило свойственную им обособленность и закрытость, приведшие в итоге к сепаратизму. На основе анализа значительного массива источников и литературы выявлена зависимость успехов Белого движения от учёта региональных особенностей.
Целью исследования является изучение и анализ исторического опыта становления структуры, идейно-политических и сущностных основ Белого движения на Северном Кавказе, а также практическое воплощение его идей и программ в условиях северокавказской общности. Достижение заявленной цели осуществляется в работе через постановку и реализацию следующих задач:
- раскрыть органическую связь событий Первой мировой войны и революций 1917 года, как проявления системного кризиса империи, с зарождением Белого движения;
- вскрыть особенности формирования Добровольческой армии;
- определить основные аспекты и характерные черты философии Белого движения, как базы для формирования идейно-политических воззрений его участников;
- проанализировать процесс формирования идеологии Белого движения, как отражения либеральных тенденций в общественном сознании определённых слоёв российского общества;
- исследовать содержание и сущность Белого движения;
- изучить содержание и особенности конкретно-исторической практики белой борьбы и политики в регионах Северного Кавказа;
- показать эволюцию политических лозунгов и основных программных установок, выдвигаемых лидерами движения под влиянием военных и гражданских событий в регионе;
- выявить противоречия, присущие Белому движению, а также причины их возникновения и влияния на процесс военно-политического противостояния;
- дать оценку реализуемым белой властью преобразованиям на Северном Кавказе;
- выявить и сформулировать закономерности возникновения, развития и поражения Белого движения на Северном Кавказе.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и преподавании базовых и спецкурсов по истории страны и региона. Фактографическое и аналитическое содержание диссертации расширит лабораторию преподавателей при работе над научными, учебными, методическими изданиями.
Апробация работы происходила в течение процесса её написания. Основные положения исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных конференциях «Университетские чтения ПГЛУ – 2007», Университетские чтения ПГЛУ – 2008, на VIII Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (2008 г.). Работа была обсуждена на заседании кафедры Российской и зарубежной истории Пятигорского государственного лингвистического университета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Сущность Белого движения и особенности её' проявления на Северном Кавказе
История российской армии в условиях системного кризиса империи являет собой пример неотвратимости разрушения даже такой мощной организации, какой являлись Вооруженные силы страны. Их незначительные остатки сохранили верность присяге после октябрьских событий 1917 года. Как можно идентифицировать эту часть бывшей Российской армии? В чём её сущность и характер? Споры об этом продолжают расширять исследовательское поле специалистов истории гражданской войны в России. Продолжающиеся до сегодняшнего дня дискуссии о начале формирования Белого движения, его развитии и роли в российской истории, должны опираться на анализ процессов зарождения и развития военно-политического противостояния в армии. Эти процессы стали продолжением политической борьбы в стране. Первой попыткой офицеров защитить свои профессиональные интересы, предотвратить развал армии, в итоге, спасти страну, стало образование ими различных военных организаций. Наиболее активными были: «Главный комитет Союза офицеров армии и флота», «Республиканский центр» и «Крымовская организация». При очевидных различиях взглядов их участников, они сходились в том, что для удержания страны и армии при слабом правительстве нужна военная диктатура. Назначение Верховным Главнокомандующим генерала Л.Г. Корнилова вызвало подъём в офицерской среде и привело к возникновению корниловского движения. Его целью было «собрать все здоровые силы страны, которые руководствуются идеей государственности, любовью к Родине и желают спасти Россию от неминуемой гибели»110. Несмотря на очевидный провал этого движения, его поддержали боевые авторитетные генералы Деникин, Лукомский, Марков, Романовский, Эр дели и другие111. Попытка установления диктатуры оказалась тщетной. Большинство солдат, распропагандированных социалистическими идеями в условиях недееспособной власти, не поддержали своих офицеров. Более того, стали заново повторяться случаи физических расправ над офицерами. Теперь очевидными были не только социальные, но и политические противоречия между солдатами и офицерами. С этого момента усилились антисоциалистические настроения в преобладающей части офицерского корпуса. Его представители остались без поддержки власти и в изоляции от значительной массы народа.
Октябрьские события 1917 года усугубили положение в стране. У большевиков, пришедших к власти, появилось много противников. В системе антибольшевистских сил своей организованностью особо выделялось Белое движение. Антибольшевизм стал его первичной основой. Ещё не оформившись организационно, движение определённой части офицеров искало пути борьбы с большевиками - никакого, кроме военного, они предложить не смогли. При этом военный характер противостояния не исключал политического, т.к. борьба велась с политическими противниками. Лидер кадетов П.Н. Милюков писал о том, что «движение, направленное к свержению большевиков, часто носит название «белого движения»»112. При том, что он считал название движения условным и пригодным только для большевиков и крайне правых, этой фразой он достаточно точно отразил его сущность.
Несмотря на то, что Белое движение создавалось первоначально как надпартийное, русское, государственно-патриотическое, его лидеры сделали армию орудием политической борьбы. В таком выборе методов противоборства проявлялись сущностные черты будущего Белого движения. Оно имело сильных в военном отношении руководителей, боевых генералов армии царской России, имевших, однако, слабую базовую подготовку для политической деятельности113. Но, оставаясь верными присяге, они предпочли действовать сообразно своим представлениям. Парадоксальным можно считать то, что многие офицеры, вышедшие из народной среды, не видели чаяний своего народа в столь переломный момент истории страны. Будучи слабыми политиками, они почти не понимали, что готовятся воевать не только против большевиков, но и против собственного народа. Такая война была обречена на провал.
События Первой мировой войны и двух революций подвели русское офицерство к пониманию необходимости самостоятельной, без опоры на кого-либо, борьбы. Идея создания добровольческих военных формирований родилась не сразу. Она выкристаллизовывалась по мере того, как усиливалась реакционная политика сначала Временного правительства, а затем большевиков. Это была, своего рода, иммунная реакция военных на их уничтожение. Такова логика революционной борьбы в государстве, где власть вовремя не осознаёт необходимость движения вперёд и проведения прогрессивных преобразований.
Зародившись как военное, движение русского офицерства, как фронтового, так и штабного, вынуждено было прибегнуть к расширению своих союзников за счёт обращения к наиболее типичным и устойчивым социальным группам, в значительной мере, не признававшим большевиков, или ещё не определившимся в своих политических воззрениях. При этом они считали эту борьбу священной. Милюков писал по этому поводу о целях движения: «это национальное освобождение от узурпаторов, захвативших власть вооружённой силой взбунтовавшихся солдат»114. Лидеры Белого движения были настроены на объединение этих сил под своим руководством. Самым ярким из них было казачество, хотя и оно не всегда оставалось последовательным спутником белых. Важной чертой белой борьбы на Северном Кавказе было наличие в ней национальных интересов значительного количества местных этносов, от позиции которых мог зависеть исход борьбы. Белое движение сотрудничало и с политическими партиями, представители которых бежали в южные регионы страны после прихода к власти большевиков в обеих столицах. Кроме того, лидеры Белого дела пошли на сближение с правительствами стран Антанты, имеющими в начавшейся войне свои интересы. Такая попытка объединения имела под собой явно антибольшевистскую основу, но не являлась гарантией крепости союза. В итоге практически все союзники, на которых белые возлагали надежды, отошли от борьбы. Более последовательным оказалось само белое офицерство, стоявшее у истоков борьбы.
Идейно-политические основы белой борьбы
Понятие «Белое движение» является многомерным и базируется на определённой философии, идеологии, политике и борьбе. Идеология, как руководящая система идей в той или иной сфере человеческой деятельности, опирается на определённые философские основы. Белая идеология сформировалась раньше, чем её философское обоснование. Она возникла как иммунная реакция определённой части общества на захват власти большевиками, и проявилась в активном вооружённом противостоянии этой власти. Опыт борьбы и анализ взглядов лидеров Белого движения, а также вытекающие из них задачи помогли сформировать философию белого дела. Наиболее ярким её представителем был русский религиозный философ Иван Ильин, который даже после окончания гражданской войны, в эмиграции, продолжал формировать философские основы Белого движения. Но в отдалённости от российской реальности и в условиях перехода страны к другому историческому этапу, философия Ильина стала носить умозрительный характер.
Анализ документов и литературы даёт нам основание сделать вывод о том, что философия, идеология и практика Белого движения не во всём сходятся. Его философия носит крайне эмоциональный характер. Это, по-видимому, стало следствием высокого уровня накала страстей, связанных с крушением государственности, трудностями поиска и утверждения нового типа власти, утратой привычного образа жизни, крайним раздражением определённых слоев общества фактом прихода большевиков к власти и их политикой. Спешно формируемая в этих условиях философия Белого движения не могла быть руководством к созданию определённой идеологии и на её основе к успешному действию. И. Ильин признавал, что на первом этапе борьбы в неё вливались те, кто не принял большевистской революции. При этом он считал, что выношенная в военной борьбе с революцией и коммунизмом, белая идея не исчерпывается этой борьбой и не сводится только к ней. Важнейшими её задачами идеолог видел «гражданское служение, созидающий труд и воспитание народа» . Выступая против интернационализма, движение имело свой положительный идеал Родины. Эти мысли противопоставлялись концепции только «вооружённой контрреволюции», расширяя сущность и задачи Белого движения.
Следующая константа философии движения основывалась её лидерами на отрицании сословного и классового характера белой борьбы. В их воспоминаниях приводится масса примеров участия в ней людей из разных социальных групп. Они определяли «белый дух» не этими «вторичными свойствами человека (принадлежность к определённому сословию), а первичным и основным - преданностью Родине» . В этих взглядах очевиден религиозный идеализм русской философии начала XX века, как противопоставление утверждавшемуся в российском общественном сознании материализму Маркса, Энгельса, Ленина.
Слабым местом Белого движения являлось отрицание необходимости политической программы. Ильин писал: «Дух может и не иметь политической программы; но он имеет свои основоположения, неоспоримые аксиомы. Формулировать эти аксиомы значит вы-говорить нашу идею. Эта идея редко нами выговаривается; но живёт она во всех нас, в нашем чувстве, в нашей воле, в наших поступках. Это значит, мы живём ею. И вот, эта жизнь - вера в неё, борьба за неё и составляет наше белое дело»174. Такая философия разбивалась о необходимость Белой власти вести за собой народ, организовывать деятельность органов власти в местах, проводить в сложных условиях войны аграрную, социальную, национальную и внешнюю политику. Она не вязалась с каждодневными потребностями граждан страны в стабильности, борьбы с голодом и эпидемиями, требованиями земли, мира, равноправия наций и др.
Ещё один важнейший постулат «белой» философии утверждал, что по глубокому своему смыслу белая идея, выношенная и созревшая в духе русского православия, есть идея религиозная. Именно поэтому она доступна всем русским — и православному, и протестанту, и магометанину, и не верующему. Религиозные философы видели Белую идею как идею борьбы за дело Божие на земле, т.е. борьбу добра со злом в общественной её форме. Религиозный смысл белой борьбы заключался, по мнению её идеологов, в жертвенности во имя великой цели и идеала, активной позиции, достоинстве, дисциплине, самообладании, служении, благородстве. Поэтому они считали гражданскую войну своим духовным долгом. Само понятие «Белое движение» было избрано не случайно, белый цвет ассоциировался его носителями не с монархической, а с христианской символикой. Он олицетворял в православии чистоту помыслов и нравов, очищение от греха.
При столь высокой морально-нравственной планке, которую устанавливали белые философы, они находили место утверждению и развитию «естественности и необходимости частной собственности, как личного и общественного духовного задания». При этом ими выдвигались следующие девизы: творчество и собственность, изобилие и щедрость175. В этих взглядах нашли отражение потребности времени в либерализации общественного сознания и экономических отношений. В России с конца XIX века утверждались капиталистические производительные силы, и страна входила в международную систему империализма. Это не могло не проявляться во взглядах общественных деятелей.
Важнейшей составляющей философии, идеологии и политики Белого движения являлась идея «единой и неделимой России». Её идеологи полагали, что в центробежном распаде государство не живёт, а умирает, не крепнет, а слабеет и гибнет. Белая идеология утверждала необходимость для Российского государства быть великим - в размере, духе, силе, задачах и достижениях. При этом она представляла Россию страной, установившей мир, терпимость, доверие и уважение среди своих народностей, классов, провинций и сословий. Россия виделась идеологам возрождённой - в религии и в просвещении, в правопорядке и в хозяйстве, в семье и в быту176.
В отношении формы государственной власти, которая должна быть установлена после окончания войны, и философы, и идеологи, и практики сходились в следующем мнении: определять её должен будет народ. До того же времени они предлагали «принять волю и закон от того патриота, который поведёт Россию к спасению, кто бы он ни был и откуда бы он не пришёл» 177. При этом большевики не рассматривались как русские патриоты, имеющие право на власть. Определяющим в их оценке белыми были «предательские позиции красных», которые в своекорыстных властных интересах шли на политические связи с немцами.
Белые ставили перед обществом задачу преемственности в развитии, считая, что в жизни человека и народа новое всегда создаётся и вырастает из «соблюдённого старого». Они выводили свои идейные корни из исконных русских традиций державности, добровольного служения Родине и повиновения вождям . И.А. Ильин считал, что уважение к традициям приведёт к обязательному возрождению «духа русского национального всеединства»179. С опорой на философию Ильина белые толковали спасение России « не как возврат к тому негодующему состоянию, из которого выросла революция, а как реализацию симбиоза социополитического опыта, императивов мировой цивилизации и особенностей национального характера, но при обязательном доминировании российских ценностей»180. Интеллигентский состав движения влиял на формирование его мировоззренческих основ. Покаяние русской интеллигенции, её обращение к народным корням содействовало тому, что белая идея ассоциировалась с русской идеей державности, но не разрушения старых основ, которое приписывалось красным .
Социально - экономические преобразования белых на Северном Кавказе
Противоречивость программы Белого движения на Северном Кавказе проявлялась в главном лозунге «непредрешения» основных вопросов государственного и социально-экономического устройства. Даже на начальном этапе формирования движения его лидеры декларировали идею создания района, в котором действовал бы собственный устойчивый экономический и политический порядок, поддерживаемый собственными вооружёнными силами и, в случае необходимости, опиравшимися на помощь союзников. Своей стратегической задачей лидеры движения видели расширение влияния и на соседние регионы бывшего Российского государства после их освобождения от большевиков. Генерал Алексеев, стоявший у истоков белой борьбы, ещё в ноябре 1917 года писал об этом генералу Дитерихсу314. В политической программе генерала Корнилова, которая по своей сути поддерживала завоевания Февральской революции и идею Учредительного собрания, предусматривалось проведение ряда экономических преобразований, таких, например, как восстановление бывших собственников в их правах. Захваченная чужими лицами собственность должна была возвратиться хозяевам в течение трёх суток. Однако вопрос собственности не был для организаторов Белого движения самоцелью, главным в нём было восстановление способности экономики обеспечивать фронт и поддерживающие его структуры . Задача создания дееспособной экономики в условиях войны решалась очень противоречиво. Это происходило потому, что военные действия как Красной, так и самой Добровольческой армии, а также их реквизиционная политика постоянно наносили существенный урон хозяйству региона.
Для того чтобы приостановить процесс разрушения экономики был издан приказ № 305 об образовании Ликвидационной комиссии ВСЮР, которая занималась разрешением претензий населения к армии, нанесшей урон в ходе военных действий или самочинно. Летом 1919 года генерал Деникин утвердил «Временное положение о расчетах за вред и убытки, нанесённые действиями войск Вооружённых сил на юге России» . Принятие таких решений в условиях войны было, по меньшей мере, наивным. Они носили, скорее, декларативный характер. Сложно было разобраться и доказать справедливость претензий населения к армии, не хватало средств на возмещение ущерба. Невозможность реализации этого решения усиливала раздражение населения.
Пока шёл сложный процесс формирования Добровольческой армии, не имеющей средств и вооружения и добывающей всё это путём непопулярных реквизиций, лидеры Белого движения надеялись на помощь и понимание населения. Когда очевидным стало уклонение большинства крестьян и казаков от мобилизаций и реквизиций, Деникин и его окружение пришли к пониманию того, что необходимы социально-экономические программы, направленные на решение аграрного и рабочего вопросов. Наличие таких программ становилось делом политическим, т.к. от них зависело обеспечение армии, её пополнение и поддержка населением аграрного региона.
Правительство Деникина несколько раз предпринимало попытки создания аграрных законопроектов. В условиях Северного Кавказа было очень сложно разработать единое универсальное законодательство. Оно должно было учитывать интересы помещиков, казаков, зажиточных собственников, среднего крестьянства, иногородних, горцев, а также степных народов. В решении аграрного вопроса политические приоритеты брали верх: необходимость союза с казаками не позволяла Деникину менять систему их землевладения, то же самое распространялось на землевладение горских «верхов», частично представленных в Добровольческой армии. В выработке аграрной политики белых их военные приоритеты, учёт интересов казаков и горцев ставились выше насущных потребностей преобладающей части крестьянства. Это было серьёзной ошибкой лидеров «добровольчества». Непонимание Деникиным необходимости разработки и решения аграрного вопроса стало его серьезным политическим просчетом на сельскохозяйственном юге. Местное крестьянство оценивало необходимость поддержки той или иной власти настолько, насколько адекватной желаниям крестьян была её аграрная политика. От этого зависело и пополнение армии, и поддержка её городским населением. Для проведения мероприятий в аграрной сфере и решения продовольственной проблемы летом 1918 года был создан отдел земледелия Особого совещания при Верховном руководителе Добровольческой армии на Юге России317.
В целях создания единой системы сбора продовольствия при Особом совещании были сформированы специальные органы. Они имели своих представителей во всех подведомственных территориях.. 22 сентября 1918 г. было принято Положение об Уполномоченном по продовольствию Ставропольской губернии, который назначался командующим Добровольческой армией по представлению Ставропольского губернатора. Подобные решения были приняты в Черноморской губернии и на территории Терско-Дагестанского края. Он осуществлял общее руководство продовольственным делом - закупкой, исполнением нарядов для нужд Добровольческой армии, работой с частными торговыми фирмами и кооперацией. При уполномоченном образовывалось Особое совещание «для согласованности разных мероприятий»318. Оно разработало продовольственный план для «возможно большего запаса хлеба, как «...объекта и фактора политического и экономического влияния»319. В задачи отдела земледелия, помимо обеспечения армии, входило проведение практических мероприятий, содействующих решению земельного вопроса. Так в ноябре 1918 года был принят закон, отменяющий ограничение земельных сделок, установленное ещё Временным правительством320. Этим решением нужно было простимулировать земледельцев к увеличению наделов. Но в условиях военных действий, когда территории по несколько раз переходили из рук в руки и постоянно проводились реквизиции, иметь лишнюю землю было невыгодно.
Национальная политика Добровольческой армии в полиэтничном регионе Северного Кавказа
В годы Гражданской войны на Северном Кавказе успех любой политической силы, в том числе и Белого движения, определяли две важнейшие проблемы: земельный вопрос и национальная политика. Этнический состав региона представлял собой следующую тсартину: чеченцев проживало 221 тыс. человек, осетин - 147 тыс., ингушей - 58,6 тыс., кабардино-балкарцев - 105,147 тыс., карачаевцев - 34 тыс., адыгейцев -25 тыс. Славянский этнос насчитывал 3200 тыс. человек. В регионе проживали также греки, армяне, калмыки и представители иных этнических групп399. Несмотря на полиэтничный состав, население Северного Кавказа далеко не сразу стало втягиваться в гражданское противостояние. После Февральской революции проявились первые попытки лидеров горских народов к созданию собственной государственности. Понимая крушение самодержавия как ликвидацию великодержавной шовинистической политики, они решили использовать демократизацию российской власти для решения вопроса о выходе из состава России. Кроме того, сепаратизм стал своеобразной реакцией на развал Российского государства, его ослабление и неразбериху.
С крушением самодержавной монархии казачество, как оплот русской власти на Северном Кавказе, перестало иметь прежнее влияние. Его юридический статус, как охранительного сословия, теперь подвергался сомнению. Однако, казаки, считая свои земли, законно принадлежавшие им, решили создать на них собственную государственность. В этом вопросе сталкивались интересы горских народов с Терским и Кубанским казачеством. Документы подтверждают относительно спокойную ситуацию взаимоотношений «с туземцами» на Кубани. На Тереке же после революции самоопределившиеся «горские народы огнем и оружием начали разрешать спорные исторические вопросы». Очень частые и кровопролитные столкновения терцев и горцев отражали сложность ситуации в регионе. Для разрешения вопроса Терский казачий круг принял решение присоединить ногайцев, осетин и кабардинцев к Терскому войску, сохраняя при этом равенство всех народов, входящих в его состав. В отношении чеченцев и ингушей были выдвинуты очень жесткие требования отвода их в горы. Осетия не поддержала это предложение, видя в таком объединении приоритет казачества. Её лидеры предложили иную организацию союза во главе с Краевой думой. Идея не получила поддержки казачества, союза не получилось400.
В межреволюционный период Временное правительство так и не решило национального вопроса в России, что стало одной из причин Октябрьской революции. После того, как большевики утвердили декрет «О земле» и выдвинули лозунг самоопределения наций, достаточно монолитное единство горских народов в вопросе о создании самостоятельного государства пошатнулось. Очень сложными были попытки институциональной самоидентификации горских народов. Однако все они в своих проектах не выходили за рамки автономной модели. На Северном Кавказе были сформированы два автономных образования: Терское казачье войско и Союз объединённых горцев Кавказа или Горская республика. Столицей для обоих стал Владикавказ. По мнению исследователя В.Ж. Цветкова, наряду с «тенденцией «национальному ограничению», очевидной была и тенденция к межнациональному сотрудничеству»401. Это проявилось в эволюции национальных государственных образований от изоляционизма к сотрудничеству. В состав Горской республики вошли сторонники самостоятельного пути развития из Дагестана, Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабарды и черкесского народа. Последние, находясь на Кубани, были ещё объединены с Кубанским казачьим правительством. Во главе Горской республики стоял A.M. О. Чермоев - нефтепромышленник из Чечни. В руководящие структуры вошли также следующие представители горской интеллигенции: кабардинский коннозаводчик П. Коцев, ингуш В. Джабаргиев, председатель съезда Б. Шаханов из Балкарии, И. Гайдаров, Р. Капланов, Н. Тарковский. Муфтием Северного Кавказа был избран дагестанец Н. Гоцинский402. Позже из этих образований было создано объединённое Терско-Дагестанское правительство. Его руководство назначило главнокомандующим всех вооружённых сил своей территории, как туземных, так и казачьих, и русских строевых бывшего главнокомандующего войсками Петроградского военного округа генерала П.А. Половцова. Он был сторонником сохранения национальных войсковых формирований, но при условии руководства русским офицерским составом. Это вызывало протест «командиров туземных полков». Половцев так охарактеризовал антирусские настроения в местных войсках: «Интриги против русского офицерского состава ведутся определённо. Национальные тенденции принимают всё более и более агрессивный характер», что мешает бороться с большевиками. Дальше Половцов замечал: «Не таковы отношения между казаками и туземцами, чтобы совместные действия против русских были возможны»403. В этой фразе заложена характеристика крайне сложной системы межэтнических и политических взаимоотношений, имеющей место на Северном Кавказе в период революции и гражданской войны. Созданный Союз оказался недолговечным, его раздирали масса противоречий и амбиции разных правителей. Одним из важнейших было противоречие между терскими казаками и ингушами, главным образом, из-за земель, отобранных у ингушей в пользу казаков в годы Кавказской войны.
Антисоветское Терско-Дагестанское правительство просуществовало до марта 1818 г. С утверждением советской власти на Тереке, большевики, реализуя классовую политику, содействовали повороту интересов бедного населения на свою сторону. Для этого велась широкая пропаганда декретов «О земле» и «О ликвидации сословий». К тому же они усиливали рост узконациональньтх интересов среди горского населения, выдвинув лозунг «Самоопределения наций». II съезд народов Терека, заседавший в марте 1918 года в Пятигорске и Владикавказе, положил начало разработке местного земельного законодательства. Его основой стало решение о необходимости передачи всей земли в пользование трудового земледельческого населения вне зависимости от национальной и религиозной принадлежности. Такая постановка вопроса не устраивала землевладельцев Чечни, Ингушетии, Осетии, Кабарды, Балкарии, Карачая. В январе 1918 г. в Темир-хан-Шуре состоялся 3-й всеобщий съезд народов Дагестана. Здесь съезд предложил решить земельный вопрос на основе законов шариата, что не устраивало сторонников советской власти. Всё это внесло раскол во внутриэтнические отношения, что стало одной из внутренних причин гражданской войны. Они усиливались эскалацией военно-политического противостояния, привнесённого на Северный Кавказ красными и белыми. Это обостряло аграрные отношения в регионе. Невозможность их решения в условиях противостояния отрицательно влияла на развитие межэтнических отношений, тле. особенностью жизни тор ских народов являлось переплетение аграрного и национального вопросов.