Содержание к диссертации
Введение
Раздел 1. Специфика национального вопроса на Северном Кавказе в условиях углубления революционного кризиса 1917г 28-78
Раздел 2. Рост национальных движений и особенности межэтнических взаимоотношений на Северном Кавказе в 1917-1920 гг 79-128
Раздел 3. Национально-государственное самоопределение народов Северного Кавказа и национальная политика большевиков 129-177
Заключение 178-188
Список источников и литературы 189-207
- Специфика национального вопроса на Северном Кавказе в условиях углубления революционного кризиса 1917г
- Рост национальных движений и особенности межэтнических взаимоотношений на Северном Кавказе в 1917-1920 гг
- Национально-государственное самоопределение народов Северного Кавказа и национальная политика большевиков
Специфика национального вопроса на Северном Кавказе в условиях углубления революционного кризиса 1917г
Прежде чем перейти к анализу межнациональных взаимоотношений на Северном Кавказе в годы гражданской войны, характера их трансформации в указанный кризисный период исторического развития необходимо, как нам представляется, в самом предварительном виде, дать краткий обзор общей картины региональной социальной этнокультурной среды, особенностей ее формирования в периоды истории предшествующие системному кризису 1917-1920 гг. Первоначально, заселение территории Северного Кавказа, начиналось с освоения его Северных районов, непосредственно примыкающих к основной территории российского государства, области, расположенной по течению реки Дон. Особенность данной части Северного Кавказа состояла в том, что в период первоначального ее освоения и заселения, на ее территории практически не имелось коренного автохтонного населения региона, и данная область являлась полем взаимодействия, иногда и противостояния различных культурных и этнических сообществ, чьи территориальные границы непосредственно примыкали к ней. С момента начала ее заселения и активного освоения выходцами из Украины и России, славянский этнос занял преобладающие позиции в данной части Северного Кавказа, определив характер ее общественного и социального устройства, специфику ее исторического развития: «первые зимовки и хутора возникли на Дону, в конце XVII в., в 1764 году, на Донской земле насчитывалось более 800 хуторов».43В данный период истории региона, среди переселенцев, прибывающих в Донскую область, преобладали представители казачества, принесшие на территорию области привычные формы своего существования, жизненного уклада, общественной и социальной организации, свойственные данной общественной группе определенный тип восприятия окружающей действительности. Казачья общность заложила основы социальной и культурной жизни данного края, определила особенности этнокультурной среды региона. Основным видом деятельности переселенцев, в XVII — XIX стала деятельность, направленная на расширение границ контролируемой ими территории, выполнение задачи ее дальнейшего освоения и обустройства, проникновение в пределы иных областей Северного Кавказа, находящихся вне поля социокультурного влияния переселенческих общин.
Данный период истории Северокавказского края, характеризуется наличием элементов этнического и культурного противостояния, переселенцев с этническими сообществами, также претендующими на включение данной территории в орбиту своего культурного влияния, предпринимающих попытки обосноваться в пределах данной территории. Однако, имевшие место этнические конфликты не могли остановить продвижения переселенцев в южные области Северокавказского региона: «После освоения казаками среднего течения Дона и і его левых притоков, началось более интенсивное выселение казаков на хутора Нижнедонских станиц (от Волго-Донской переволоки на юг). Продолжительное время этот район плохо обживался из-за непрерывных набегов кубанских татар и других кочевников, опиравшихся на поддержку турок. Но после возведения Царицинской линии и возвращения в 1736 г. Россией Азова, опасность набегов значительно уменьшилась, и заселение пошло значительно быстрее».44 Распространение российского влияния на данную территорию осуществлялось при участии иных не славянских этнических групп, включенных в орбиту этого влияния на более ранней стадии, поэтому происходили также перемещение представителей иных этнических групп на территорию Северного Кавказа вместе с собственно славянским переселенческим потоком. Данное обстоятельство послужило основанием для налаживания последующего этнического и культурного взаимодействия между славянским этносом и народами, отрицательно относившимся к расширению его социокультурного ареала. Так, например, «в 1770 году на территорию между реками Доном и Кубанью были переселены из Буджака (Бессарабия) 30 тысяч ногайцев».45 В конце XVII в., а затем в XVIII в., подобная практика широко использовалась в проведении политики заселения и обустройства Северокавказского края, включения его в орбиту Российской империи. На данном этапе представители иных, не славянских этнических общностей, начинают оказывать существенное влияние на формирование северокавказского социума, принимая активное участие в процессе 4 заселения. Они образуют на территории региона собственные этнические сообщества, находящиеся в процессе активного взаимодействия, как с переселенческими общинами славянского этноса, так и традиционными автохтонными сообществами, существующими на территории Северного Кавказа. Указанные этнические группы принесли в этнокультурную среду региона собственные обычаи, отражающиеся в культурных традициях данных народов, формах общественной и социальной организации. Этот этнокультурный компонент органично вошел, в формирующиеся структуры северокавказского социума. Они обусловили, в значительной мере, формирование специфической этнической среды региона, внесли существенный вклад в экономические и социальное развитие на начальном этапе социокультурного развития края: «Так в 70-х годах XVIII века по приглашению русского правительства из Крымского ханства в район Таганрога, Мариуполя и крепости Дмитрия Ростовского переселилось 12 тысяч армян и 18 тысяч греков. Греки осели в районе Таганрога и Мариуполя, основав ряд сел Лакедемоновку, Ялту и другие. Армянские поселенцы получили свыше 30 десятин земли около крепости Дмитрия 31 Ростовского и основали город Нахичевань на Дону и села-Чалтырь, Султан-Сала, Несветай и др.».46 Происходило проникновения представителей различных этнических групп и на территорию Северного Кавказа уже освоенную и заселенную представителями славянского этноса в частности казачьим населением.
Вместе с тем, наблюдался численный рост и самого славянского этноса в регионе, вследствие притока на Северный Кавказ из иных областей России представителей тех групп населения, которые не были связанны с казачеством. В казачьих областях они получили название иногородних. Указанные обстоятельства повлекли за собой утрату однородности северокавказского социума, его этнокультурной среды, обусловили появление на территории, освоенной в данный период общественной дифференциации, определили возникновение различных общественных уровней, каждый из которых имел собственные этнические признаки и находился в процессе взаимодействия с остальными. О наличии данных изменений во внутренней социальной организации северокавказского общества, в частности в Донской области, свидетельствуют статистические данные, характеризующие динамику роста населения Донской области, на протяжении XVII - XVIII в. Так, например, «во второй половине XVII в. на Дону проживало около 15 тысяч казаков, в начале XVIII в. - около 30 тыс. В конце XVIII в., численность на Дону только казачьего населения достигла почти 200 тыс. человек. Помимо этого, там проживало 100 тыс. приписных крестьян, свыше 10 тыс. калмыков и примерно тысяча татар».47 Таким образом, данный документ свидетельствует о том, что уже в середине XVIII в. внутренняя структура северокавказского социума, его этнокультурной среды, изменилась, в частности, возросла роль не казачьего населения области, имевшего собственную этническую специфику и отличавшегося от казачества. Вместе с тем, казачество в данный исторический период, все еще сохраняет доминирующие позиции в структуре общественной и социальной организации региона.
Последствием ее усложнения стало развитие процесса социальной и общественной дифференциации, а также появление соответствующих ей этнокультурных признаков в рамках отдельных социальных групп северокавказского населения. Образование различных „ уровней, в пределах определенных социальных групп, произошло уже к середине XVIII в., в частности, данные процессы затронули казачество, крестьянство и другие общественные слои. В этой связи, необходимо отметить, что процессы социальной дифференциации в регионе носили различную направленность и отражали изменения, происходящие в различных аспектах человеческого существования, с момента переселения на территорию Северного Кавказа, в частности, в культурной, социальной, экономической и т.д. Они способствовали формированию особой неоднородной этнокультурной системы взаимодействия и взаимовлияния различных социальных сил и общественных уровней, как базового компонента устойчивости северокавказского общества, основы его внутренней организации. В целом, в середине XVIII в., как отмечает С. А. Чекменев, «основные социальные группы составляли казачество, казенные и крепостные крестьяне и иностранные колонисты. Каждая из этих групп, в свою очередь, также делилась на ряд подгрупп. Особенно разноликую массу представляло казачество и казенные крестьяне. Последние разделялись, как известно еще на различные категории: однодворцев, экономических, дворцовых крестьян. Пестрота переселенцев, помимо того, дополнялась, различиями по национальному составу и тем, что они были выходцами из разных губерний». Значительные общественные и социальные различия, определившие вместе с тем и неоднородность этнокультурной среды
Рост национальных движений и особенности межэтнических взаимоотношений на Северном Кавказе в 1917-1920 гг
Фундаментальная трансформация характера межэтнического взаимодействия в российском социуме началось сразу же вслед за общественно-политическими изменениями, произошедшими с началом революционных потрясений 1917 г. и развертыванием гражданской войны в России. Она отчетливо проявились в процессе межэтнических взаимоотношений различных этнических групп и сообществ, в росте национальных движений на российских окраинах в годы кризиса российского государственности. Указанное видоизменение в сфере межнациональных взаимоотношений происходило в специфических формах, отражающих особенность этносоциальной, конфессиональной структуры многонациональной России. Не стал исключением из общего правила и регион Северного Кавказа, в котором в силу его полиэтничности данные процессы имели особую остроту и обладали собственной спецификой. По мере возникновения здесь разнообразных национальных движений, формирования различных военно-политических лагерей, все более накалялась обстановка, которая постепенно приобретала черты всеобъемлющего межнационального и военно-политического противостояния. Особенную остроту военные действия приняли на Кубани, где раньше других областей Северного Кавказа начались полномасштабные боевые столкновения вооруженных формирований различных сторон.
Так, на рассвете 20 января 1918 г. разгорелся первый бой красногвардейцев с правительственными войсками в районе Энема. Большевистский отряд насчитывал 500 бойцов при артиллерийской батарее из 4 орудий, им противостояли части черноморского казачьего полка, «дикой» дивизии, НеСКОЛЬКО ОТрЯДОВ.ЮНКерОВ И ДОбрОВОЛЬЦеВ Общей ЧИСЛЄННОСТЬЮ 500—700 человек при 2 орудиях.140 Войска Кубанского правительства произвели обходной маневр, и вышли во фланг наступающей группировки большевиков. В ходе боевого столкновения на фланге были убиты командиры большевистских отрядов А.А. Яковлев и С.Н. Перов. Большевики начали спешно отступать. Воспользовавшись суматохой, командир артиллерии большевиков поручик Баранов отдал команду артиллеристам перейти на сторону правительственных войск. В результате большевики лишились при отступлении всей артиллерии. Остановившийся в станице Афипской отряд красногвардейцев был пополнен присланными из Новороссийска подкреплениями. 24 января 1918 г в районе Георгиеафипской произошел второй бой красногвардейцев под командованием левого эсера И.А. Серадзе. Однако и здесь революционные отряды потерпели поражение и вынуждены были отойти к Крымской. Тяжело раненный И.А. Серадзе попал в плен к белым и вскоре скончался в Войсковой больнице.141 24 января 1918 г. вопрос о причинах поражения красногвардейских частей и планах дальнейшей борьбы, с кубанским правительством обсуждался ни расширенном заседании Черноморского ЦИК в станице Крымской. Участвовали представители большевистских организаций Екатеринодара, Новороссийска, Туапсе, Геленджика, других городов и станиц. Кубани. Здесь же был образован Главный Кубано-Черноморский военно-революционный комитет. Он был создан на основе объединения Кубанского областного ревкома и военно-революционного штаба при Новороссийском Совете. На него возлагалась организация всесторонней подготовки нового наступления наЕкатеринодар.142 Силы советской власти в Кубанской области значительно упрочились мосле того, как в соответствии с приказом главкома В.А. Антонова-Овсеенко в Тихорецкой был организован штаб Юго-Восточной Красной армии.
Он объединил отошедшие с Дона под напором калединцев красногвардейские отряды, революционные полки 39-й дивизии, революционные отряды Кубани и частично Ставрополья. Его задачей являлась борьба с контрреволюционными казачьими правительствами Дона, Кубани и Терека, разоружение возвращавшихся с Кавказского фронта частей старой армии и «содействие трудящимся» в скорейшем установлении советской власти на Северном Кавказе. Командующим армией был назначен А.И. Автономов. До Первой Мировой войны А.И. Автономов учительствовал на Дону, в армии имел чин хорунжего 39-го казачьего полка. Осенью 1917 г.. на казачьем съезде в Киеве, а затем в Новочеркасске А.И. Автономов выступал против казачьи аристократии, за что по приказу Каледина его арестовали и заключили и тюрьму. Вскоре, однако, под напором революционного казачества калединцы вынуждены были его освободить. А.И. Автономов сразу же направился в Миллерово, в штаб советских войск. Здесь он получил от главкома Советских войск на Юге России В.А. Антонова-Овсеенко «мандат на организацию частей Красной Армии на Северном Кавказе со ставкой в Тихорецкой» и вскоре стал первым главкомом формировавшейся Северо-кавказской Красной армии. Одновременно с накоплением сил для взятия Екатеринодара продолжался процесс становления советской власти в области, в связи с этим произошли беспорядки в Ейском отделе. Большевики Приморско-Ахтарской еще в начале декабря 1917 г. создали военно-революционный комитет и сформировали красногвардейский отряд численностью в 72 человека. Станичный атаман Падалка обратился за поддержкой к Бардижу, который самолично, во главе отряда юнкеров, поспешил на помощь приморско-ахтарскому атаману. 4 февраля отрядом Бардижа была освобождена станица Славянская, и отряд стал продвигаться по направлению к станице Крымской. Бардиж преследовал цель разгрома штаба антиправительственных войск. В каждой станице, освобожденной от присутствия большевиков, Бардиж призывал казаков вступать в его отряд, однако казачество реагировало неактивно, поскольку на данном этапе наличие или отсутствие большевиков в регионе не затрагивало личных интересов среднего казачества. ВРК двинул навстречу юнкерскому отряду Бардижа красногвардейский отряд под командованием А. Шевченко, который остановил продвижение юнкеров в районе Тимашевской.
В результате этого Бардиж был вынужден вернуться в Екатеринодар, не выполнив своей задачи. Там, где зажиточное казачество составляло значительный процент населения, трудящееся крестьянство и казачья беднота устанавливали советскую власть в ходе боевых столкновений. В станице Усть-Лабинской «кадеты под предводительством Лисевицкого после бомбардировок беззащитных иногородних жителей взяли с них контрибуцию в размере 25 тыс. рублей. Рубили на улицах, загоняли и топили в Кубани, группами расстреливали за железнодорожной станцией без всякого рас-следования! лиц, подозреваемых в большевизме». По всей вероятности, данные события в приведенном контексте искусственно драматизированы. Делалось это для того, чтобы оправдать захват власти большевиками в Екатеринодаре. Архивные сведения показывают, что правительственные войска достаточно либерально относились к большевикам, потому что гражданская война еще не достигла своего ожесточения. Распространение ложных слухов являлось одним из методов большевистской пропаганды, которая не гнушалась никакими способами для достижения своей цели. «Узнав» о кровавых событиях в Усть-Лабинской, население станицы Ладожской на общем сходе 29 январяг 1918 г. постановило: «1. Не признавать войскового правительства. 2. Организовать добровольческую дружину, присоединиться к войскам большевиков, пойти на выручку станице Усть-Лабинской, освободить тех братьев, которые проливают кровь за народное право, и не сложить оружии до тех пор, пока не останется ни одного врага, который восстанет против свободы и народного правления». Участники схода направили своих делегатов в
Национально-государственное самоопределение народов Северного Кавказа и национальная политика большевиков
В период последующий за масштабными революционными потрясениями в российском обществе, новая государственная власть в лице центрального большевистского правительства переживала этап своего становления и консолидации сил. В конце 1917 - начале 1918 гг. советская власть оказалась защищенной- от интервенции. Обострившаяся до предела вооруженная борьба Антанты и Четверного союза на.Западном фронте, а с другой стороны - недооценка опасности большевизма в правительственных кругах Великобритании, Франции, и США, не позволили им немедленно оказать поддержку антибольшевистским силам в России.226 Большевики, со своей стороны, впервые осуществили экспорт революции в1 образовавшуюся в ноябре 1917 г. Украинскую народную республику, высшим органом власти которой стала Центральная рада, составленная из представителей украинских социалистических партий (эсеров, меньшевиков и т.п.). Центральная рада отказалась признать Совнарком и взяла курс на отделение Украины от России. Тогда руководство большевиков в декабре 1917 г. провело в Харькове 1-й Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил Украину республикой Советов, объявил Центральную раду вне закона и сформировал правительство в основном из большевиков. Российское большевистское правительство оказало содействие украинскому в формировании войск, направив на их усиление отряды Красной гвардии, солдат и матросов из России.
Используя организованные большевиками вооруженные выступления рабочих в украинских городах, советские войска свергли власть Центральной рады на большей части территории Украины (Киев был взят января). Результатом вооруженной «советизации» Украины стали провозглашение Центральной1 радой? независимости Украинской народной республики (11 января) и заключение ею мира с Германией и ее: союзниками в Бресте (27 января), в соответствии, с которым германо-австрийские; войска заняли Украину.. Тем не менее, постепенно- первым частям- Красной армии- за счет поддержки, населениям подавляющего- численного превосходства: и хорошего снабжения боеприпасами- со складов, старой армии удалось. подавить очаги антибольшевистского сопротивления, В; частности -установить Советскую власть на Дону и Кубани, удержать Екатеринодар, который пыталась захватить. Добровольческая рмия; 13; апреля; при штурме города, погиб первый; командующий Добровольческой? армией генерал Корнилов и в командование вступил генерал А;И:- Деникин." Ликвидация первых очагов сопротивления и антибольшевистских вооруженных сил стоила большевиками немалых жертв, но. не была доведена до конца из-за; плохой: работы еще: слабых органов; Советской; власти и низкой! боеспособности красногвардейских отрядов и частей- Красной армии. В городах Поволжья, Сибири, Северного Кавказа и других районов возникали одна за другой подпольные офицерские организации.
Добровольческая армия сумела выжить-и сохранить основные офицерские кадры. Вэтот период Белое движение переживало своего рода, подпольно-партизанский период становления; когда закладывались, идейные, организационные, кадровые и материальные основы будущих белых правительств них армий. Начиная? с марта 1918 г. окончательно? оформился распад; единого межэтнического пространствам российского государства, начавшейся еще во время революционных потрясений. Это привело к формированию в стране множества вариантов этнической, самостийной государственности. Особенно сильно данное обстоятельство проявилось в регионе Северного Кавказа, на территории которого возникли множество различного рода государственных образований, большинство из которых как раз и формировалось на этнической основе. С развитие в крае вооруженного гражданского противостояния данный процесс получил дальнейшее развитие. На территории Северокавказского края появилось большое количество государственных образований, альтернативных центральному большевистскому правительству. Они имели отличную от него идеологию и обладали своим вариантом государственной идеи. Такими государственными образованиями на территории- региона- были Кубанская республика, Всевеликое Войско Донское, Черноморская республика, республика Горцев Кавказа и т. д., которые пытались различными способами организации государственной власти решить задачу автономного развития региона- и составляющих его областей. И. П. Осадчий так описывает данный процесс в Кубанской области Северного Кавказа: «Собравшись вскоре после съезда, Законодательная рада провозгласила
Кубань самостоятельной»республикой, признающей связь с другими государственными образованиями России на федеративных началах»," государственного образования безусловно не входящего в сферу Советской власти». В несколько ином варианте, произошло образование Донского государства: «14 (1) мая Краснов выступил на Круге с речью, в которой высказался за провозглашение нового государства - Всевеликого Войска Донского, с установлением в нем единоличной власти Атамана».230 Специфической формы процесс создания государственного образования, принял в Черноморской губернии, где произошел съезд крестьян: «Черноморской губернии, избравшей свое правительство, объявивший Черноморскую губернию республикой».231 При этом, ближайшей целью образования Черноморской демократической республики стало установление