Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) Поливина Марина Анатольевна

Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики)
<
Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Поливина Марина Анатольевна. Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики) : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Поливина Марина Анатольевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2008.- 194 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Особенности отражения в периодической печати политической повседневности на Северном Кавказе в 1917-1920 гг 25-71

Раздел 2. Освещение периодической печатью фронтовой повседневности на Северном Кавказе в годы гражданской войны 72-118

Раздел 3. Специфика отражения в прессе социокультурных и социально-экономических изменений в повседневной жизни региона 119-164

Заключение 165-170

Список источников и литературы 171-194

Особенности отражения в периодической печати политической повседневности на Северном Кавказе в 1917-1920 гг

Трансформация повседневных политических процессов в регионе Северного Кавказа стало постепенно проявляться задолго до наступления всеобъемлющего кризиса периода гражданской войны в России. Изменение политической повседневности фиксировалось местной периодической печатью с началом первой русской революции и последующем постепенным ускорением всех политических и социальных процессов в региональном социуме. Однако, последовательную, четко направленную динамику данные процессы обрели только с началом первой мировой войны, которая хотя и не проходила на территории региона, но в которой, тем не менее, участвовало большое количество жителей края. Но главное было даже не в этом, а в том, что все факторы, связанные с масштабным военным противостоянием повлияли на различные аспекты региональной жизни и повседневного политического существования регионального социума. Особенно, это было характерно для изменения политического сознания населения региона, что и находило свое выражение на страницах местной периодики, несмотря на то, что практически, всецело, она в тот период находилась под контролем властей. Несмотря на это в ней находили свое выражение кризисные тенденции в политической жизни регионального социума, не говоря уже о нелегальной печати в которой они проявлялись все явственней.

К 1915 г. в местной печати стала проявляться «усталость» населения региона от военных действий, заметно усилившаяся в последующие годы. Именно в этот период местная печать отмечает то, что война начинает непосредственно влиять на повседневную политическую среду края, поскольку значительная часть мужского населения Северного Кавказа принимала участие в военных действиях. Это обстоятельство привносило в региональную социокультурную и политическую среду особое восприятие окружающей реальности, специфическое виденье политических событий и явлений, определяемое психологией участника военных действий. Местная печать отмечала влияние мировой войны и на развитие региональных политических процессов. Пресса фиксировала, что в политической жизни данного периода значительное место начинает занимать фактор милитаризации населения. Действительно, военный опыт формировал отношение значительной части населения Северного Кавказа к различным проблемам политического социального, характера. Первая мировая война во многом стала причиной оппозиционных антиправительственных настроений, фиксируемых местной прессой, способствовала дальнейшему политическому, социальному расколу, развитию кон-фронтационных направлений в региональной политической жизни, которые определяли политическую деятельность различных общественных групп.

Дальнейшее изменение политической среды региона, фиксировалось местной печатью как официальной, так и не легальной, она обращала внимание на появление в социуме различного рода конфронтационных линий. Так, в одной из газет того времени отмечалось: «В тоже время все материальные тяжести войны ложатся на беднейшее население, неимоверно растут налоги, растут аппетиты фабрикантов и купцов, вздувающих цены на товары, развиваются хищения, нищенствуют семьи запасных, голодают безработные. Работники, которых уверяли в блестящих успехах, сулили выгоды от войны, возбуждали надежды, начинают недоверчиво относиться ко всем уверениям господ».28

В данный период, как фиксируется в местной печати, следствием изменений в политической среде региона под влиянием глобального вооруженного конфликта стал поиск широкими массами населения политических и социальных сил, ответственных за его начало и продолжение, препятствующих его скорейшему завершению. Указанное обстоятельство, как отмечалось в местной прессе, определило образование новых противоречий между отдельными социальными слоями, способствовало возникновению призывов к ликвидации враждебных социальных сил, несущих в представлении широких масс населения, ответственность за продолжающееся вооруженное противостояние, поиску противников мирного разрешения глобального вооруженного конфликта. В связи с этим, местная печать отражала происходившее дальнейшее дробление региональной политической среды, нарастание элементов противостояния в политической жизни. Так, во время первой мировой войны получили широкое распространение в регионе Северного Кавказа прокламации следующего содержания: «Грабят нас помещики, грабят фабриканты, купцы и домовладельцы, грабит полиция, грабит царь со своими чиновниками и когда нам наконец надоедает этот повальный грабеж, когда мы хотим отстоять свои интересы... тогда на нас напускают полицию, солдат и казаков, бьют нас бросают в острог, ссылают и вообще преследуют как бешенных со-бак. Вот кто наши действительные враги неприменимые и беспощадные».""

В этих условиях, местная пресса фиксировала постоянное усиление влияния сил оппозиционных правительству и местной региональной власти. Она указывала на то, что постепенно оппозиционные идеи и антиправительственные настроения стали проникать в самые широкие народные слои, в том числе в среду крестьянского и казачьего населения Северного Кавказа, составлявшего подавляющее большинство его жителей. Особенно сильно оно отмечалось в рабочей среде. Поскольку, в отличие от крестьянского, казачьего населения, основная масса рабочих региона занимала активную политическую позицию по отношению к тем или иным проблемам действительности, их восприятие было более подготовлено к предстоящим общественным преобразованиям, а в политическую повседневность рабочего класса уже входили новые ценности и ориентиры, новые политические понятия и термины. Значительное число рабочих региона занималось активной политической деятельностью, направленной на осуществление социальных преобразований, прекращение глобального вооруженного противостояния.

Освещение периодической печатью фронтовой повседневности на Северном Кавказе в годы гражданской войны

Необходимо отметить, что в период расцвета антибольшевистского движения в регионе, данный мифологический образ приобрел на страницах белой печати ярко выраженные сакральные черты Священного движения за освобождение Матери - Родины, отражавшие традиционные православно -христианские мифологемы его участников. Так в статье «Спасители России» опубликованной в белой газете «Жизнь» 27 апреля 1919 г. отмечалось: «Муки одиночества среди общего непонимания, измена многих друзей, победа многих врагов, оплевывание и поношение, изгнание и лишение элементарных прав человека - свободы, безопасности, самого права жить: потеря всего, что любили и чем жили: нечеловеческие физические страдания, скитание по степям, голод и жажда, утоленные впервые через год после начала крестного пути. Каждый день - лицом к лицу со смертью, зрелище ее ежедневного торжества над лучшими близкими и родными. Трижды были искушаемы в пустыне.

Первое искушение: уклонение и отказ от борьбы. Второе: измена данному слову, переход на сторону врагов, союз с ними. Третье: капитуляция перед торжествующим растлителем Родины, служба ему доходная и спокойная. И остались тверды. Во имя чего? — Во имя России. Во имя чести. Во имя долга». В этой связи, цели и задачи антибольшевистского движения на страницах белой региональной прессы также приобрели сакральный характер: «Идеи управляют миром, но мы не должны забывать, что идеи апреля. вляют люди. И нам на нашу долю выпала священная обязанность быть проводником тех идей, которые мы исповедуем. Мы с твердой верой в правоту своих принципов и должны приступить к началу своих работ».

В материалах белой печати популяризация традиционных мифологем имела первостепенное значение, именно они, во многом, обуславливали поведение ее представителей, в повседневной политической реальности, отражали формы восприятия ими происходящих исторических изменений. Особенно сильно в местной антибольшевистской прессе нашли отражение мифологемы, относящихся к комплексу христианских мифических представлений, традиционно присутствующих в сознании той части населения Северного Кавказа, которая исповедовала православие. В Белой печати того времени отмечалось: «Добровольческое движение должно быть всеобщим. Снова, как в старину, 300 лет тому назад, вся Россия должна подняться всенародным ополчением на защиту своих оскверненных святынь и своих попранных прав». Вместе с тем, даже на страницах белой печати наблюдалось и соединение, традиционных мифологем с новыми, только формирующимися мифологическими установками, ставшими следствием кризисного общественного развития, включавшими в себя мифологические конструкты, связанными с глобальным вооруженным противостоянием, социальными и общественными противоречиями, с характером изменившейся политической среды, распадом существующих форм государственной и общественной организации.

Ведущими из них, в региональной белой печати на Северном Кавказе являлись мифологемы, связанные с концептами национального возрождения. Действительно, национальный или даже националистический подтекст находился в основе пропагандируемой антибольшевистской прессой идеей возрождения России. В этой связи, сам «диктатор» Белого Юга А.И.Деникин отмечал, что в годы деятельности антибольшевистского движения в регионе: «Более или менее ярко выступало национальное чувство».

В данном контексте, обращает на себя внимание наличие в материалах региональной антибольшевистской прессы такого значительного мифологического образа, всемерно пропагандируемого белой печатью, как образа Единой и Неделимой России: «За одно мы все должны воевать, за нашу Родину - Россию, Единую Великую, что бы было в ней всем хорошо, чтобы была земля у мужика, что бы все были свободны, что бы не было разбоев и убийств, что бы никто не насиловал твоей совести».90 В газетных публикациях времени гражданской войны данный сакральный мифологизированный образ находился в основе всех материалов идеологического, политического характера. Именно в соответствии с ним, должны были осуществлять свою деятельность, направленную на противодействие происходящим общественным и политическим изменениям противники большевистской власти: «Несмотря на все трудности борьбы с большевиками..., в деле строительства России. Командование Вооруженных сил на Юге России будет неустанно идти, по избранному пути воссоздания Единой России, и что залогом несомненного успеха в этой Великой и Святой задаче будет служить полное единство действий всех Правительств, образовавшихся на территории России для борьбы против большевиков».91

Однако нельзя не отметить, в этой связи, отсутствия четкой взаимосвязи мифологического конструкта всемерно популяризируемого региональной антибольшевистской прессой с реальной окружающей действительностью, с общей сложившейся в данный период политической ситуацией. В своей смысловой основе, данный мифологический конструкт сознания предполагал наличие объединительных, центростремительных тенденций, как в общественной жизни, так и в рамках определенного взаимодействия различных политических и социальных сил.

Специфика отражения в прессе социокультурных и социально-экономических изменений в повседневной жизни региона

Гражданские войны, как известно, являются одними из самых кровопролитных и напряженных военных конфликтов за всю человеческую историю. Разразившись на просторах бывшей Российской империи, гражданская война 1917-1920 гг. очень быстро приняла самые радикальные и крайние формы. Не стал исключением из общей картины и регион Северного Кавказа. Вспыхнув здесь вооруженный гражданский конфликт, очень быстро приобрел формы полномасштабной гражданской войны, по существу войны «всех против всех». Здесь появились не только многочисленные фронты, на которых сражались десятки тысяч человек, но и то, что называется глубинным гражданским противостоянием, когда военно-политическая борьба и насилие захватила все слои, все классы и социальные группы регионального социума.

В годы гражданской войны основа устойчивости государства и социума - повседневная жизнедеятельность человека обретает новое выражение, формы и смыслы, что и находило свое отражение в местной, региональной прессе. Человек в этот период сталкивается с многочисленными проблемами, затрагивающими различные стороны его жизни и деятельности. Особенностью данного периода являлось то, что влияние этих проблем сказывалось на протяжении всего периода 1917 - 1920 гг. Человек был принужден находиться в состоянии постоянного кризиса и считаться с обстоятельствами, которые не только меняли его повседневную жизнь, но и непосредственно угрожали его существованию. Так, характеризуя вооруженный конфликт, Л.Д. Троцкий отмечал: «Гражданская война представляет определенный этап... борьбы, когда эта, последняя, прорывает рамки легальности и переходит в плоскость открытого, и, до известной степени физического соизмерения сил. В этом истолковании гражданская война охватывает и стихийные восстания по частным поводам, и кровавые выступления контрреволюционных банд, и революционную всеобщую стачку, и вооруженное восстание во имя захвата власти, и период подавления попыток контрреволюционного восстания. Все это входит в рамках понятия гражданской войны...». Необходимо отметить, что «особенно кровавые и жестокие формы принимает гражданская война, когда она порождается войной внешней или осложняется войной революционных стран с другими государствами».

С началом в регионе Северного Кавказа активной стадии гражданского противостояния, на страницах местной печати как легальной, так и выходящей в подполье появлялось множеством материалов и публикаций, характеризующих фронтовую повседневность, повседневность военного времени, т.е. существование человека в критических условиях боевых действий. Необходимо отметить, в связи с этим, что насилие направленное, в отношении политических противников, лиц связанных с ними родственными и иными узами, имело в регионе Северного Кавказа цепной характер, захватывая все противостоящие друг другу силы. Об этом свидетельствует напечатанный в бесплатной «Газете зеленой армии» «Призыв Батьки» — воззвание анонимного атамана зеленых: «Красноармейцы! Вы знаете меня. Я слуга народный. Я -мечь народного правосудия... Не бойтесь угроз коммунистов, будто они в случае вашего перехода, расстреляют ваши семьи. Я держу у себя свыше двух тысяч заложников: комиссаров, коммунистов, членов их семейств, жизнью отвечающих за ваши семьи. Я объявил и объявляю еще раз: за расстрел семейств перешедших ко мне красных солдат, будут расстреляны эти и другие заложники, по 10 человек за каждого расстрелянного большевиками, из семейств, пришедших ко мне красноармейцев. Захватывайте живьем комиссаров и коммунистов и членов их семейств, вместе с другими заложниками они будут отвечать перед вами и перед мною за жизнь ваших близких».116

Наибольшую опасность в этот период представляло непосредственное участие человека в военных действиях в составе армий, противостоящих друг другу сторон, поскольку в данном случае, гражданская война - общенародная и человеческая трагедия «ибо война... есть бой, без боя войны не мо Троцкмй Л.Д. Избранные доклады, речи, резолюции. М., 1923. С.76. свидетельствует факт, приводимый на страницах газеты «Донские ведомости»: «...Только за октябрь и ноябрь 1918 г. со стороны антибольшевистского движения в регионе было выбито из строя 40% рядового состава и 80% офицеров».118

В этой связи, генерал А.В. Туркул, один из командиров белогвардейского корпуса Дроздовского, действовавшего в крае писал в своих воспоминаниях: «В зимних боях мы измотались. Потери доходили до того, что роты с двухсот штыков докатывались до двадцати пяти. Бывало и так, что наши измотанные взводы, по семи человек, отбивали в потемках толпы красных. Все ожесточели. Все знали, что в плен нас не берут, что нам нет пощады... Если мы не успевали унести раненых, они пристреливали себя сами». Еще большие потери, учитывая уровень военной подготовки, несли бойцы Красной Армии. Данное обстоятельство было связанно с тем, что «отряды красногвардейцев в 1918 г. были малочисленны, плохо вооружены, недисциплинированны, одним словом, не отвечали элементарным требованиям военного времени». " Как отмечал комиссар 1-й Конной армии В. И. Берлов: «У нас в 6-й Кавдивизии на этот вопрос (о размере потерь личного состава - прим. автора), каждый боец даст точный ответ. Он состоял в том, что все наши бойцы, командиры, добровольцы первое время в 1918 г. называли себя смертниками...». Ожесточенность вооруженного противостояния отмечает и А.И. Деникин

Похожие диссертации на Повседневная жизнь населения Северного Кавказа в годы гражданской войны 1917 - 1920 гг. (по материалам региональной периодики)