Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв. Бердиев, Жамиет Туремуратович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бердиев, Жамиет Туремуратович. Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Нукус, 1996.- 25 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Реализация курса на национальное возрождение Узбекистана, и в его составе суверенной Республики <Каракалпакстан, немыслима без надежного обеспечения практических мер по радикальной перестройке экономических, политических и культурных отношений, без глубокого1 осмысления всей совокупности процессов и явлений .общественной

ЖИЗНИ.

Ответственную роль із интеллектуальном оснащении программы обновления и экономических реформ Играет историческая Наука. Ретроспективный анализ прошлого, его / сопоставление с настоящим позволяет четко уяснить механизм торможения, выявить причины глубоких деформаций, зародившихся в годы тоталитаризма.

«У нас есть историческая возможность, — подчеркнул в своем выступлении Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов в первой сессии Олий Маджилиса Республики Узбекистан, — формируя свою государственность, вернуться к истокам нашей культуры, воспринять и развить все лучшее, что есть в. нашем богатейшем историческом прошлом».'

Поэтому необходимо более глубокое, изучение духовного наследия народов, проживающих на территории Республики Узбекистан.

Народы Средней Азии имеют высокий уровень развития духовной культуры, которое в частности выражается в богатстве фольклора.

Каракалпакский народ, как и другие народы Средней Азии, имеет свое богатое фольклорное наследие, которое испокон веков складывалось в новых исторических эпохах. Оно передавалось из уст в уста, фольклорные произведения отражались в памяти народа, в каждой эпохе по своему выражаясь, обрастая все новыми и новыми сюжетами, видоизменяя свое содержание и отличаясь от предыдущих стилями. Фольклор как зеркало духов-

1 Каримов И. А. Основные принципы общественно-политического и экономического развития Узбекистана. Ташкент, Узбекистан 1995, с. 8,

ной жизни народа отражает в себе общественно-политическую мысль народа, которая развивается параллельно с историческими знаниями народа о своем прошлом. Отражая всю гамму красок в исторической действительности, фольклор собрал в себе множество из них. Поэтому на сегодняшний день фольклорное наследие является ценным источником для изучения истории, обычаев, духовную культуру каракалпакского народа, на которое -в настоящее время уделяется большое внимание со стороны специалистов по истории, этнографии и фольклористики Республики.

< Степень изученности темы. Историки и этнографы в своих исследованиях пытались извлечь из , фольклора исторические и этнографические данные, при-помощи которых можно было бы решить определенные задачи, поставленные перед исторической наукой для изучения истории и этнографии каракалпаков. . В историографии кара кап а некого народа и Каракалпакста-.на мало таких историков, которые бы занимаясь историей средне-векоъья и нового периода, не использовали исторические сведения,' полученные из .фольклорных произведений.

Исследователь истории каракалпаков П. П. Иванов собрал .много исторических источников в ходе изучения истории каракалпаков, сделал научный обзор той литературы, где прямым или.косвенным образом даются информации и мнения отдельных . -авторов, относящиеся к истории каракалпаков. П. П. Иванов приводит некоторые произведения фольклора, легенды и предания, записанные среди каракалпаков русскими исследователяг-.ми, в качестве исторического источника.2

: В 30-е годы XX- в. А. jA. Соколов свое внимание уделял па каракалпакские фольклорные произведения. На основе его собирательской деятельности, проведенной вместе с Кусекеевым на территории Каракалпакстана, был написан труд «Основные этапы истории каракалпаков».'

Большое внимание уделяет к изучению каракалпакского. фольклора филолог Н. А. 'Баскаков, который собирал среди каракалпаков многочисленные произведения фольклора и опубликовал в книге «Каракалпакский язык».4

2 Иванов П. П. Очерки исторли каракалпаков/Материалы по история
каракалпаков//Труды института востоковедения АН СССР. Ж.—Л., 1935.
т. VII.

3 Соколов А. А. Основные этапы истории каракалпаков, по данным на
родных преданий каракалпаков и других памятников живой старины, Турт-
куль, 1932.

''* Баскаков Н. А. Каракалпакский язык, т. I (Материалы по диалектологии, М., 1951,

Глубокое- научное-толкование- получил цикл легенд южного Хорезма в работе С П. Толстова,.—«Древний Хорезм», где -в ряде .случаев содержится не только ответ на вопрос о том, от> куда ведут свое непосредственное: происхождение те или иные сюжеты легенды,, бытующих ныне у узбеков южного Хорезма, но и содержания: о самих истоках зарождения этих сюжетов.5 В книге «По следам древнехорезмской цивилизации», С. П. Толстое приводит некоторые фольклорные произведения: легенды и предания, различные эпосы дающие информации, связанные- с историей возникновения названии . какого-либо, города, местности или археологических памятников, которые была исследованы во-время археологических экспедиций на территории Хорезма. Вместе с тем С. П. Толстов эти легенды.и предания, эпосьг связывает с исторической действительностью, считая, что в зтїіх произведениях фольклора имеетсязерно исторической истины.6

Большое внимание уделено каракалпакскому фольклору в качестве исторического источника в Трудах Т. А. Жданко. В своей книге «Очерки исторической этнографии каракалпаков.»,7 она вместе с другими вопросами рассматривает и анализирует-исторические предания каракалпаков о местах их обитания.

Кроме того широко использованы исторические предания при изучении родоплеменных структур каракалпакского народа, которые Т. А. Жданко собрала среди каракалпаков Хорезма в 1945— 1948 гг. В книге «Каракалпаки Хорезмского оазиса»8 автор широко использовала сведения, полученные из фольклорного наследия каракалпаков.' Здесь приведены многие легенды каракалпаков в сокращенном виде, которые имеют непосредственное отношение к истории каракалпаков. К; Л. Задихина в своем труде «Узбеки дельты Аму-Дарьи»,9 исследуя историю и этнографию узбеков Хорезма опирается на фольклорные материалы, собранные среди узбеков Хорезма во время экспеднии 1945—1948 гг., дающие информации о продвижениях узбеков на территории Хорезма.

Использованы фольклорные сведения и в трудах Б. В. Андрианова, в-его труде «Этническая территория каракалпаков в Се-

5 Толстов С. П. Древний Хорезм, М., Изд-во МГУ, 1948.

19 Толстов С. П. По следам древнехорезмской* цивилизации, М.—Л., Изд-во АН СССР, 1948.

і Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков, М:—Л.,: Изд-во. АН СССР, 1950.

8 Жданко Т. А. Каракалпаки Хорезмского оазиса,//Труды хорезмской
экспедиции, т. І. М, 1952.,

9 Задихина К. Д. Узбеки дельты .клу-Лщт,//Труды; хорезмской экспе
диции, т. І, М., 1952.

верном Хорезме»10 рассматривается, вопрос о переселении на территорию Хорезма сырдарьинских каракалпаков. - В ходе исследования были использованы многие легенды и предания в качестве исторического источника. Кроме того, в этом труде легенды и предания были использованы для определения социального и политического положения во время их нахождения в подданстве Хивинского ханства.

Огромный вклад внесен С. К. Камаловым в историческую науку Каракалпакстана. В его книге «Каракалпаки в XV111 — XIX веках»11 на основе архивных, литературных и фольклорных источников освещены вопросы истории взаимоотношения каракалпаков с Россией и среднеазаиатскими ханствами в 1700 — 1860 гг. В работе излагаются ранее не опубликованные архивные документы о каракалпакско-русских отношениях в XVIII — XIX вв. Наравне с ними широко использованы фольклорные произведения, дающие информацию по истории каракалпаков.

Огромное внимание уделено фольклорным произведениям как историческому источнику в трудах Л. С. Толстовой,13 которая занималась изучением истории, хозяйства, культуры и быта отдельных групп каракалпаков, живущих за пределами Хорезма. При этом среди этих групп каракалпаков она собрала многочисленные легенды и предания и другие произведения фольклора и широко использовала эти материалы в своих трудах. В своей книге «Исторические предания Южного Приаралья»13 относилась к фольклору как историческому источнику и вела свою работу в направлении исследования фольклора как памятника исторических событий. Эта монография посвящена историческому анализу легенд и преданий населения Южного Приаралья—каракалпаков, узбеков и др. В ней прослеживается направленность этнокультурных связей этих народов с другими народами, отраженных в легендах, показано, что исторический фольклор может быть самостоятельным источником в разработке этногенетических сюжетов на протяжении длительного времени от эпохи древности до средновековья.

Большое внимание уделяет фольклору в качестве исторического источника Г. П. Снесарев. В его книге «Хорезмские леген-

40 Андрианов Б^ В. Этническая территория каракалпаков в Северном Хорезме/Материалы исследования по этнографии' каракалпаков //Труды Хорезмской, археолого-этнографической экспедиции, т. Ill, М, 1958.

И ХаМалов'С. ~К. Каракалпаки в XVIII—XIX веках,/Ташкент, «ФАН», 1968. 12 Толстова .Л.~С. Каракалпаки Ферганской долины, Нукус, 1959. ; і3 Толстова Л. С. Исторические предания Южного Приаралья, к истории ' ранних этнокультурных связей народов Арало—Каспийского региона, М,.: Изд-во «Наука», 1984.

Ды как источник по истории религиозных культов Средней Азии»14 на основе изучения Хорезмских легенд показывается возникновение и развитие культа мусульманских святых, причины, истоки, основные этапы его эволюции. Критически рассмотрены роль и место культа святых в духовной 'п социальной жизни народов Средней Азии.

В трудах X. Есбергенова высоко оценивается роль фольклорного наследия каракалпаков как исторического источника в изучении истории каракалпаков. Его книга «Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре», написанная в соавторстве с Ж. Хошниязовым, посвящена изучению этнографических мотивов в фольклоре каракалпаков. На материале героических эпосов, обрядового фольклора и легенд анализируются проблемы форміь рования традиционно-бытовой, общественной жизни народов Южного Приаралья, охватывающей период VIII—XIX вв. Рассматриваются вопросы этногенеза и этнических процессов истоков некоторых социальных и религиозных институтов.15 В этой книге авторами приведены многочисленные исторические и этнографн-ские источники, полученные из каракалпакского фольклора, на основе анализа которых авторы высказали мнения по вопросу истории и этнографии каракалпаков.

В книге X. Есбергенова «Куиград: памятники истории и культуры»^ большое внимание уделяется изучению культурных па-мятникор, среди которых огромную роль играют фольклорные произведения в качестве исторических источников.

А. Кощанов в своих трудах так же широко использует исто
рические источники, полученные из каракалпакского фольклора.
В его статье, посвященной 2500-летию Самарканда17 вместе с
другими историческими источниками приведены многочисленные
фольклорные произведения каракалпаков, в том числе мате
риалы, собранные во время полевых работ автора. -

В другой статье А. Кощанова «История каракалпаков XVIII века на страницах художественной литературы»18 приведены литературные данные, дающие прямым или косвенньш образом сведения по истории и этнографии каракалпаков.

М Снесарсв Г. П. Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культоп Средней Азии, Москва, Изд-по «Паука», 1983.

15 Есбергенов X., Хошниязоп Ж. Этнографические мотивы в каракалпакском фольклоре, Ташкент, Изд-во «ФАН» УзССР, 1988, С. 12.

і6 Есбергсноп X. К,оцырат тарийхый хам мэдений естелнклери, Некие, «Билим», 1993.

7 Кощаноп А. Самарканд ^ом к,аракалпаклар.//Амударья, 1970, № 10, С. 120.

18 Кощанов А. Царакалпацлардыц XVIII оенрдеги тарипхы коркем эде-бият бетлеринде,//Амударья, 1974, № 8.

Каракалпакскому фольклору было уделено внимание с пози ции исследователя истории каракалпаков М. Т. Тлеумуратовым в его труде «Истоки культурных связей каракалпаков с соседни ми народами».19 В этой работе исследуется фольклорное насле дне, общность и сходство культурных наследий среднеазиатски; народов—каракалпаков, узбеков, казахов, туркмен, на основі , которых изучена культурная связь между этими народами с древ них времен.

Его книга «Каракалпакская поэзия — исторический источ ник»20 посвящена историческому анализу многочисленных истори ческих, этнографических, фольклорных материалов каракалпак ской поэзии. В ходе исследования подвергаются анализу народ ные эпосы, народные песни^ произведения Жийен Жырауа, Ажи нияза, Бердаха и Отеша и др. поэтов.

Как историческому источнику относится к каракалпакскому героическому эпосу «Кыр кыз» У. Оразбаева, которая делает по пытки извлечь исторические и этнографические сведения по ис тории каракалпаков.21

В диссертационной .работе «Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII в.»22 И. В. Пискуновой широко использованы дан ные фольклора каракалпаков.

В диссертационной работе М. К. Махсетовой внимание уделяется эпосу «Едиге» с историко-источниковедческой позиции і анализируются сведения этого эпоса, сравнивая их с письменными истрическими источниками.23

Хронологические рамки работы охватывают XIII—XVII вв Выбор рамки диссертации определен важностью данного периода в истории каракалпаков и его наименьшей изученностью, по сравнению с другими периодами.

Цель и задачи исследования. С учетом темы и хронологической рамки исследования диссертантом была поставлена цель-— воссоздать историю средневекового периода истории каракалпакского народа на основе данных исторических легенд и преданий, тем самым доказать, что исторические легенды и предания

9 Тлеумуратов М. Т. Истоки культурных связей каракалпаков с соседними народами, Нукус «Каракалпакстан», 1986.

2о Тлеумуратов М. Т. Каракалпак поэзиясы—тарийхый дерек, Некие «Каракалпакстан», 1994.

2і Оразбаева У. «Кырк кыз» дастанында тарийхый этнографиялык, дерек-лер, Некие «Каракалпакстан», 1990.

22 Пискунова И. В. Сырдарьинские каракалпаки и Россия в XVIII веке»,
Автореф, дисс. канд. ист. наук, Нукус, 1995.

23 Махсетова М. К. «Исторические корни эпоса «Едиге». Автореф. дисс.
канд. ист, наук, Нукус, 1995.

каракалпаков могут быть самостоятельными источниками--при изучении истории народа. В связи с этим, автором были определены следующие задачи:

Изучение фольклорных произведений, содержащих сведения об исторической родине каракалпакского народа;

Изучение фольклорных произведений, содержащих информацию о проживании отдельных групп каракалпакского народа на территориях Причерноморья и Поволжья и установить причину появления каракалпаков в этих местах;

Установление и определение степени взаимоотношений каракалпаков и ногайского объединения на основе данных кардт калпакского исторического фольклора;

На основе фольклорных материалов изучить проблему возвращения отдельных групп каракалпакского народа с территории Поволжья и других мест временного проживания;

Уделить внимание на легенды и предания каракалпаков, содержащих в себе информацию о сырдарьинских каракалпаках, в которых есть сведения о некоторых исторических событиях в Туркестане и о перекочевании этих частей каракалпаков в Хорезм.

Методологическую основу исследования составили прежде всего принципы историзма, объективности, диалектического подхода к изучению исторических событий и явлении. Объективный подход к изучению важнейших вопросов истории достигался путем выявления и изучения широкого круга источников, выражающих свойства, связи и отношения объектов исследования.

Принцип историзма заключается в изучении исторической обстановки исследуемого периода, всей совокупности процессов и явлений в динамике их развития и в тесной связи с породившими их конкретными обстоятельствами. Опора на общечеловеческую ценность раскрыла новые возможности в научном толковании исследуемых вопросов, освобождая от воздействия идеологии на научные исследования.

Источниковая базд диссертации. В ходе подготовки диссертации автором были изучены многочисленные легенды, предания и другие фольклорные произведения каракалпаков, которых можно условно разделить на две группы—опублпкованиные и неопубликованные произведения фольклора:

Опубликованные источники. Сбор и публикация в печати образцов каракалпакского устного народного творчества, в том числе легенды и предания, были начаты еще в 40-х годах XVIII в. В 1740—1741 гг. сотрудники военной администрации царской России Муравин и Гладышев, совершая поездку из Орска В' Хиву,

'7

собрали ряд интересных фольклорных и этнографических мате риалов в низовьях Сырдарьи-24

Позднее были опубликованы ряд легенд и преданий П. Рь сковым,25 записанных от каракалпаков, посетивших Оренбурі Спустя целый век русский литературовед Н. Каразин2^ записа от каракалпаков и опубликовал некоторые легенды, народны сказки.

Некоторые легенды и предания были собраны и опубликовг ны А. Соболевым,27 Риза-Кули-Мирза,28 которые посетили тер риторию Каракалпакстана в 70-х годах XIX в. и записали мне гочисленные бесценные сведения по истории и этнографии карг калпаков и опубликовали на страницах газет, журналов и книі

Некоторые легенды и предания приведены в трудах Г- Вам бери, который использовал эти легенды в качестве достоверног источника и тем самым обратил внимание историков того вр« мени на каракалпакские исторические легенды.29

Наряду с этим, известный казахский ученый Ч. ВалиханоЕ побывав среди каракалпаков, записал народные песни, а такж легенды и предания, бытующие в среде каракалпаков \ и други фольклорные произведения.30 А. Л. Кун собрал многочисленны легенды и сказки связанные с городами Кунград и Чимбай.31

В конце XIX и начале XX в. известный фольклорист А. Ди ваев, заинтересовался фольклором народов, населяющих Сыр дарьинскую область, публиковал образцы жанров фольклора н странинах печати. Рукописи некоторых из собранных им фоль? лорных образцов хранятся в библиотеке Ленинградского Отде ления Института востоковедения Российской Академии науі-В 1895 г. А. Диваев в качестве этнографических материалов из

  1. Поездка из Орска в Хиву и обратно, совершенная 1740—41 гг. пор> чиком Гладышсвым и геодезистом Муравиным//Географические извести} СПб, 1850.

  2. Рычков П. Топография Оренбургской губернии. Сочинение и переводі Оренбург, Отд. Русско-географ. об-ва, Оренбург, 1887.

9R Каразии Н. Сказка о женском ханстве//Древняя и новая Россия, і III. 1875.

27 Палымов II. Н, Понамарев А. И. Печатные и рукописныеы исторически
известия о каракалпаках на русском языке//Материалы по истории 'кара
калпакоп. М—Л., 1935, С. 250.

28 Риза-Кули-Мирза. Краткий очерк Амударьинской области, СПб, 187J

29 Вамбери А. Путешествие по Средней Азии, М., 1874, Изд. 2. Его ж
Очерки Средней Азии. М, 1866.

30 Валиханов Ч. Ч. Сочинения, записи Русского географического обществ
по отделению этнографии, т. XXIX, СПб, 1904.

31 Кун А. Л. Поездка по Хивинскому ханству в 1873 г. Известия Русской
географического общества, т. X, СПб, 1874

іал в Ташкенте многие образцы устной литературы под назва-[ием «Сказки басни, пословицы, загадки, поверья и эпосы тузем-|ых народов Сыр—Дарьинской области».32

В конце XIX в. в Казалинском уезде среди казахов А. Нестеровым были записаны многочисленные предания и легенды, ко-орые теснейшим образом связаны с Хорезмом и с каракалпа-сами. Опубликованные легенды об «Аяз хане» распространены и :реди каракалпаков. Кроме того. А. Нестеров опубликовал пре-іання и легенды, содержащие информации о каракалпакско— казахских политических отношениях.33

Велика заслуга в сборе каракалпакских народных сказок Н.А. Заскакова. На протяжения многих лет (1926—1946) он, созерцая лингвистические экпедицин по всем районам республики, юбрал 72 каракалпакских народных сказок и легенд. Он опуб-шковал их в переводе па русский язык в своей книге «Каракал-га кский язык».34

Были опубликованы некоторые легенды и предания в трудах Л. П. Иванова,35 С. П. Толсгова.33 Многочисленные легенды и предания были собраны и впервые опубликованы в трудах Т. А. Жданко,37 К. Л. Задихиной,38 которые участовали в Хорезмской археолого—этнографической экспедиции. Многочисленные легенды и предания были собраны и опубликованы в трудах С. К. Камалова, содержащие информации по истории каракалпаков, особенно периода ХШ—XIX веков.39

Были опубликовнаны каракалпакские народные сказки40 и легенды41 в виде сборников начиная с 40-х годов XX в.

32 Сборник материалов для статистики Сыр-Дарышской области. Т., 1895,

33 Нестеров Л. Л. Прошлое Приаральскнх степей в преданиях киргиз Ка-
залинского уезда, «Записи восточного отделения русского археологического
общества», 1900, т. вып. IV.

з^ Баскаков Н. Л. Каракалпакский язык, т. І, М., 1951. 30 Иванов П. П. Очерки истории каракаллаков, МИКК-, М.—Л., 1935. 39 Толстое С. П. Древний Хорезм, М., 1948. Его же. По следам древпехорезмской цивилизации, М.—Л., 1948-

37 Жданко Т. А. Очерки исторической этнографии каракалпаков, М.—Л.,

1950. Она же. Каракалпаки Хорезмского оазиса, ТХЭ, т. І, М, 1952.

38 Задихина К. Л. Узбеки дельты Аму-Дарьи, ТХЭ, т. І, М., 1952.

39 Камалов С. К. Каракалпаки в XVIII—XIX веках, Т., 1968.

40 Каракалпакские народные сказки, Турткуль, 1940. Каракалпакские на
родные сказки, Нукус, 1949. Каракалпакские народные сказки, Нукус, 1956. .
Каракалпакские нородпые сказки, Нукус, 1959. Каракалпакские народные
сказки, Нукус, 1965.

4> Максетоп К. Камалов Н. Мамбетназаров К. Каракалпак халык леген-далары хэм анекдотлары, Н]кис—Самарканд, 1962.

VPAyMv Л> С' Т4?лстовой.42 X. Есбергенова« М. Тлеумура-тов, а. кощанова45 и др. авторов приведены многочисленные легенды и предания, которые обогащали историческую науку своими сведениями.

Все эти легенды и предания были использованы в ходе исследования в качестве непосредственного и косвенного исторического источника. Кроме этого автором были использованы исторические труды средневековых историков Средней Азии, в которых тоже встречаются некоторые сведения, полученные из устного народного творчества.*'5

Неопубликованные источники В ходе подготовки диссертации автором был собран довольно большой материал во время полевых- работ по районам Республики Каракалпакстан. Большинство из них представляют народные предания. Некоторые из них введены автором в научный оборот, которые впервые используется в исторической науке. Были изучены записи ряда исследователей истории, этнографии, фольклора и литературы каракалпаков, собранных во время полевых работ на территории Каракалпакстана, которые хранятся в рукописном фонде фундаментальной библиотеки КК ОАН РУз. Были использованы материалы полевых работ историко—этнографикеского отряда Каракалпакского института экономики н культуры АН УзССР,47 полевые записи С. К. Ка.малова,48 X. Есбергенова,49 А. Кощанова,50

42 Толстова Л. С. Исторические предания южного Прпаралья, М., 1984.

43 Есбсргенов X. Хошниязов Ж. Этнографические мотивы в каракалпак
ском фольклоре, Ташкент, 1988.

44 Тлсумуратов. М. Т. Каракалпак поэзиясы таринхый дерек, П., 1994.

45 Кощаиоз А. Самарканд хам каракалпаклар,//Амударья, 1970, №10,
С. 120. Его же. >'V1I1 а^.нрдеги каракалпаклардыц тарийхы квркем адебият
бстлеринде,//Лмдарья, 1974 N»8.

46 Кононов А. II. Родословная туркмен, сочинения Абулгазы хана Хивин
ского, М.—Л., 1938: Рашид—эд—дин, сборник летописи, т. I, II, М. 1932.,
Материалы по истории казахских ханств XV—XVIII вв, Изд—во: Наука
Казахской ССР, Алма—ата, 1969.

47 Материалы историко—этнографического отрята Каракалпакского инсти
тута экономики и культуры АН УЗССР, Р121. Полевые материалы сектора
истории дореволюционного периода собранные во время экспедиции в Тахта-
купырском и Муйнакском районы в 1961 г. Р. К. Косбергеновым, И Косым-
бетовы.м, Ж. 5 ббиниязовым, М. Тлеумуратовым, Б. Казахбаевой и Р. Генже-
муратовои, Р—101.

48 Камалов С К. Полевые записи историко—этнографической экспедиции
Каракалпакского комплексного научно—исследовательского института АН
УзССР, Р—1959.

50 Кощанов А. Полевые отчеты за 1969 г. на территории Ходжелинского и Кунградекого районов. Его же Полевые отчеты за 1970 г. Р—273.

Л. С. Толстовой,51 и А. Утемисова,*2 А. Каримова" К. Махсетова5* А. Пирназарова55 и др.

В целях систематизации многочисленных фольклорных источников была проведена классификация использованных материалов на основе сюжетных эпизодов, относящихся к определенным, историческим событиям в истории каракалпаков.

Сопоставительный анализ фольклорных произведений, а так же с письменными источниками, показал, что сведения, содержащиеся в них, зачастую отражали реальную действительность исторического прошлого каракалпакского народа.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— Диссертация является первым специальным исследованием
по истории каракалпакского народа эпохи средневековья, осно
ванные на данных легенд и преданий.

В работе приведены многочисленные легенды и предания каракалпаков известные и в настоящее время. Вводятся в научный оборот новые источники по истории каракалпаков.

В работе сделана попытка установить основную территорию формирования каракалпакского народа и причину перекочевания отдельных групп каракалпаков из территории Хорезма за его пределы и обратный процесс.

Показаны причины возникновения некоторых легенд, связанные с истерией перекочевания из Туркестана.

—, Обнаружены новые сведения о проживании каракалпаков на территориях Туркестана.

Практическая значимость. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при написании соответствующих разделов по истории Каракалпакстана, а также в лекционных вузовских курсах па истории Хорезмского оазиса.

Апробация работы. Структура, направление и содержание диссертации обсуждались на заседании отдела новой истории, историографии и источниковедения, на объединенном заседании отделов новой и новейшей истории, этнографии, нскуствознания

51 Толстова Л. С. Утемисов А. Материалы собранные во время Заравшан-
ской и Бухараской экспедиции в 1960—61 гг. Нукус, 1961. Р—180.

52 Там же. Толстова Л. С. Утемисов А. Материалы собранные во время -
экспедиции Тахтакупырского и Муйнакского этнографического отряда в
1962 г. Нукус, 1963. Р—180.

м Каримов А. Хожели хам Некие цаласында командировка уактында жыйнаган материаллары, Некие 1959, Р—89.

5* Полевые записи К. Махсетова в экспедиции в Тахтакупырском и Чим-байском районах в 1960 г., Р—84.

55 Пирназаров А. Полевые записи во время научной командировки в Тахтакупырском, Чимбаиском и Кегейлинском районах в 1962 г.

и отдела фольклористики Института языка и литературы- на ученом Совете Института истории, археологии и этнографии'кК ОАН РУз, где была получена рекомендация к защите.

Узловые вопросы темы исследования изложены на научно-теоретической конференции (Нукус—1991) и в публикациях соискателя.

Структура диссертации. Работа состоит из введении, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертации на Отражение в легендах и народных преданиях истории каракалпаков XIII-XVII вв.