Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Лайпанова Зухра Казиевна

Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков
<
Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лайпанова Зухра Казиевна. Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Черкесск, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:05-7/33

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НАРОДОВ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

1.1. Буржуазные реформы второй половины XIX в. и модернизация экономики 11

1.2. Изменение социальной структуры- общества 24

1.3. Общественно-политическое движение 33

ГЛАВА II ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

2.1. Развитие образования и культуры 42

2.2. Основные этапы общественно-политической мысли 64

ГЛАВА III. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕЯТЕЛЕЙ КУЛЬТУРЫ - МЫСЛИТЕЛЕЙ КАРАЧАЯ И ЧЕРКЕСИИ

3.1. Общественно-политическая мысль о европеизации Карачая и Черкесии 73

3.2.Традиционная культура в освещении общественно -политической мысли 83

3.3.Вклад представителей общественно - политической мысли в развитие литературы, изучение истории, фольклора и письменности народов Карачая и Черкесии 110

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 130

ПРИМЕЧАНИЯ 133

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется главным образом тем, что история становления и развития общественно-политической мысли в Ка-рачае и Черкесии до сих пор не была предметом специального изучения.

В современную эпоху, когда происходят радикальные изменения в социально-экономическом, политическом и духовном развитии общества, а также трансформация национальных отношений, произошедшие в конце XIX- начале XX веков, перед исторической наукой встала задача объективного и всестороннего исследования отношений центра и субъектов Российской Федерации не только на современном этапе, но и до установления Советской власти.1

Современное состояние российского общества, модернизирующие изменения во всех сферах его жизни требуют внимательного отношения и использования исторического опыта России и ее национальных окраин, понимания своеобразия и закономерностей предшествующей обновленческой эпохи в истории нашей страны.

Эта проблема затрагивает и вопросы проведения модернизирующих реформ второй половины Х1Х-начала XX веков на Северном Кавказе, в том числе в Карачае и Черкесии. В этом контексте представляет большой научный и практический интерес изучение общественно-политической мысли в национальных окраинах страны, в частности в Карачае и Черкесии, в тот период, когда такие передовые представители горской интеллигенции, мыслители Карачая и Черкесии, как Адиль - Гирей Кучукович Кешев, Мисост Ку-чукович Абаев, Коста Леванович Хетагуров, Ислам Пашаевич Крымшамха-лов, Паго Исмаилович Тамбиев, Ислам Абдул-Керимович Хубиев, Умар Джашуевич Алиев, стремились выработать наиболее подходящие отношения своих народов к рыночным отношениям и к европейской цивилизации.

Общественно-политическая мысль играла значительную роль в прове-

дении нового российского курса в национальной политике на Северном Кавказе с учетом региональных особенностей.

Исследование творческого наследия общественно-политических мыслителей народов Карачая и Черкесии и других северокавказских народов имеет большое значение для развития взаимоотношений центра и северокавказских субъектов Российской Федерации и на современном этапе истории.

Объектом исследования диссертации является критическое изучение передовой общественно-политической мысли народов Карачая и Черкесии вто-

ф> рой половины Х1Х-начала XX веков.

Предметом исследования является выявление общего и особенного в творческом наследии деятелей культуры и мыслителей.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 60-х годов XIX века до установления советской власти в крае в феврале 1918 года.

В 60-е - 70-е гг. XIX в. на Северном Кавказе были проведены буржуазные реформы, появились первые светские школы, были опубликованы материалы по истории, этнологии и культуре горцев. Северокавказский регион

w оказался в российской политической системе, началась ускоренная модерни-

зация социально-экономической, политической и культурной жизни горско-
госоциума. Конечная дата диссертационного исследования ограничена 1918
г., когда на северном Кавказе установилась советская власть и началась севе-
тизация политической, экономической и культурной жизни общества.
Географически диссертация охватывает территорию Баталпашинского отде
ла Кубанской области, в состав которого входили также Карачай и Черкес-
сия.
Щ Теоретической и методологической основой диссертационной работы яви-

лись принципы историзма, научности, объективности. Использовались также методы логического анализа и синтеза, историко-сравнительный, проблемно-хронологический.

Степень изученности проблемы

После проведения буржуазных реформ в 60-70-е годы экономика страны, в том числе Карачая и Черкесии, стала на путь модернизации; народное образование, общественно-политическая мысль приобрели новые черты, требуя обновления всей общественно-политической и культурной жизни.

Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX вв. в комплексе не исследована. Она частично нашла отражение в материалах научной конференции «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX ве-ка. Материалы конференции 28-29 марта 1974 года».

В статьях Т.Х. Кумыкова, Г.Х. Мамбетова, Р.Х. Гугова, М.Ч. Кучмезо-вой, Р.Х. Хашхожевой, К.Г. Азаматова, М.З. Саблирова затрагивались отдельные проблемы общественно-политической мысли народов Карачая м Черкесии.3

В работе Т.Х.Кумыкова "Общественная мысль и просвещение адыгов и балкаро-карачаевцев в XIII - начале XX в. "даются общие оценки представителям общественной мысли Кабарды, Балкарии, Черкесии и Карачая. В ней исследованы социально-экономические и просветительские идеи Адиль-Гирея Кешева, Паго Тамбиева, Мисоста Абаева, Сафар-Али Урусбиева, Ислама Крымшамхалова, Ислама Хубиева, У мара Алиева.4

В исследованиях К.Т. Лайпанова анализируется литературная деятельность Ислама Крымшамхалова.5

Творческое содружество И.П. Крымшамхалова с русским художником-демократом Н.А. Ярошенко нашло отражение в публикации К.Т. Лайпанова.6

В "Очерках истории Карачаево-Черкесии" освещается деятельность Адиль-Гирея Кешева.

Страницы биографии И.П. Крымшамхалова вошли в художественно-документальный роман З.Б.Хабичевой-Боташевой8, очерк Т.Ш. Биттировой.9

\

Творческое наследие А.-Г.К. Кешева стало предметом исследования в
трудах Л.Г.Голубевой10, В.Б.Корзуна11, Х.Х.Хапсирокова12,

А.Х.Хакуашева13 , Р.Х. Хашхожевой14, Т.Х. Кумыкова 15 и других ученых. О М.К. Абаеве и его творчестве опубликовали работы М.Ч. Кучмезова 16, К.Г. Азаматов17, Х.И. Хутуев18, Т.Ш. Биттирова19.

Наиболее полные сведения о Паго Исмаиловиче Тамбиеве содержатся в работах Р.Х. Хашхожевой и Т.Х. Кумыкова.

Жизнь и творчество Ислама Абдул-Керимовича Хубиева (Карачайлы) исследованы в работах А.И. Караевой , Р.С.-Б.Лайпанова и А.Д. Койчуе-ва24.Биографии Умара Джашуевича Алиева посвящены работы К.Т. Лайпа-нова, М.Х.-К. Батчаева25.

Глубоко изучены жизнь и творческая деятельность осетинского общественного деятеля Коста Левановича Хетагурова, который являлся наиболее значимой фигурой не только среди представителей общественно-политической мысли Карачая и Черкесии, но и всего Северного Кавказа. Его литературному творчеству посвящены статьи и исследования С.Ш. Габарае-ва26,С.А.Айларовой,27 В.И. Абаева28 и др.

В.И. Абаев пишет: «Говорить с народом о том, что его больше всего волнует, и в такой форме, которая его покоряет и захватывает без остатка, -эту тайну Коста постиг в совершенстве, и поэтому он стал поэтом народным

в самом высоком и полном значении этого слова».

Ученые дали высокую оценку творчеству И общественно-политической деятельности других представителей культуры Карачая и Черкесии. Т.Ш. Биттирова, говоря о друге Коста Исламе Крымшамхалове, подчеркивает: «Ислам Пашаевич Крымшамхалов - могучая фигура в истории культуры Карачая и Балкарии30

Об А.-Г. Кешеве и его творчестве высоко отзывается Т.Х. Кумыков. Он пишет: "Просветитель А.-Г. Кешев сделал весьма многое для соотечественников, и благодарные потомки чтят его память... А.-Г. Кешев внес

большой вклад в развитие русского кавказоведения и культуры адыгских народов».31

При исследовании творчества К. Хетагурова и А—Г. Кешева автор использовала некоторые новые сведения из монографии С.А. Айларовой "Обновляющийся Северный Кавказ: общественно-политическая мысль 60-90-х гг. XIX в". В монографии не содержится конкретных данных о большинстве мыслителей Карачая и Черкесии, но, по словам научного редактора книги профессора В.Д. Дзидзоева, автором написано «самостоятельное, новатор-ское, оригинальное исследование». Из этой работы в частности использованы также некоторые концептуальные положения по проблеме приобщения горских народов к европейской цивилизации.

В концептуальном отношении использована работа М.З. Саблирова «Культура народов Кабарды и Балкарии в конце XIX - начале XX вв»33.

Диссертация опирается на ранее изданные труды - "История народов Северного Кавказа (конец XVIIIb. - 1917 г.),34 А.В. Фадеева35, Н.А. Смирнова36, А.Л. Нарочницкого37, Е.П. Алексеевой38, В.П. Невской39, И.М. Шаманова40, И.Х. Калмыкова41, Р.Х. Керейтова42, А.И.Сикалиева42, М.Ю. Айбазовой43, Хан-Гирея44, У.Д. Алиева45, Т.Х. Кумыкова46, М.З. Саблирова47, В.К.Гарданова48, Н.Г. Волковой49, М.И. Баразбиева50, М.И. Маремшаовой51, А.И. Мусукаева52, А.И. Першица53, П.И. Магаяевой54, Р.Х. Хашхожевой 55, А.И. Караевой56 ,Т.Ш. Биттировой 57, Р.С. Тебуева и Р.Т. Хатуева58, И.К. Семенова59, А.С. Байрамукова60, Н.Г. Соловьевой61 , Р.С. Джендубаева , М.Р. Бегеулова .

Подводя итоги степени изученности исследуемой проблемы, необходимо констатировать, что вопросы социально-экономического и культурного развития Карачая и Черкесии освещены в работах дореволюционных и современных авторов, а проблемы общественно-политической мысли до сих пор не изучены в достаточной степени в отечественной историографии.

Цели и задачи исследования:

  1. Проанализировать и обобщить собранный материал, выявить социально-экономические условия формирования общественной мысли Кара-чая и Черкесии.

  2. Выявить вклад интеллигенции в европеизацию горского социума.

3. Показать в динамике, что общественно-политическая мысль наро
дов Северного Кавказа являлась составной частью общероссийского и ми
рового идейно-культурного процесса.

Источниковая база исследования В основном ее составили научно-публицистические и художественные произведения деятелей культуры Ка-рачая и Черкесии и произведения русских ученых-кавказоведов, а также периодическая печать и сборники документов и материалов.

Широко использованы архивные материалы из фондов Государственного архива Краснодарского края (ГАКК) (фонд 249-Кубанское войсковое правительство, фонд 454 - канцелярия начальника Кубанской области и Наказного атамана Кубанского казачьего войска, фонд 318 - Штаб Кавказского военного округа, Горское отделение) и из фондов Государственного архива Ставропольского края (ГАСК) (фонд 15 - Канцелярия Ставропольской дирекции училищ. Фонд 73 - Ставропольская 1-я мужская гимназия).

Важным источником явились сборники документов и материалов, периодическая печать. («Кавказский календарь» на 1914, 1916, 1917 гг., «Кубанский календарь на 1915 г.», «Личный состав Кавказского учебного округа к 1 января 1903 г.», «Памятная книжка Кавказского учебного округа на 1880 г.», «Памятная книжка Кубанской области на 1881 г.», «Революционное движение на Кубани в 1905-1907 гг.» и др., журнал «Мусульманин» за 1910-1911 гг., газета «Терские ведомости» за 1869-1871 гг. и др.).

Объективность освещения требовала критического подхода к отбору и использованию различных источников.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что в ней исследована в комплексе общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкесии второй половины XIX -начала XX веков, раскрыта её" роль в развитии национального сознания, приобщении народов изучаемого региона к передовой экономике и культуре России в условиях трансформации российского общества.

В работе показано стремление национальной интеллигенции приобщить народы Баталпашинского отдела к новым капиталистическим отношениям, содействовать установлению демократических начал в общественной жизни;

- исследованы противоречивость, ограниченность некоторых идей ин
теллигенции;

- выявлена роль общественной мысли в просвещении народов,
в открытии светских школ.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Рассматривается социально-экономическое развитие Карачая и
Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков.

2. Развитие капитализма, трансформировавшее социальные и нацио
нальные отношения, обострило социально-политические и национальные
отношения, ускорило установление демократических начал в горском со
циуме.

3. Представители общественно-политической мысли призывали народы к объединению в борьбе за улучшение экономического и социально-политического положения, развитие светского образования, европеизацию культуры.

Практическая задача работы заключается в том, что содержащиеся в ней материалы окажут помощь в изучении истории культуры народов Северного Кавказа. Данное исследование может быть использовано в преподавании истории народов Карачаево-Черкесии в образовательных учреждени-

ях северокавказского региона.

Некоторые положения диссертации могут представлять научно-практический интерес для государственных структур в выработке национальной политики на Северном Кавказе.

Апробация работы. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры политологии и истории Карачаево-Черкесской государственной технологической академии и рекомендована к защите.

Основные ее положения изложены на научно-практических конференциях, состоявшихся в 2002-2004 гг.

По теме диссертации опубликованы статьи: "Социально-экономические условия формирования общественно-политической мысли в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков (Черкесск, 2003), 2,5 п.л.; "Просветительские идеи горских мыслителей и развитие образования и культуры в Карачае и Черкесии во второй половине XIX - начале XX веков" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; Мораль, горские традиции, обычаи, воспитание в творчестве мыслителей Карачая и Черкесии" (Черкесск, 2004), 1,86 п.л.; "Карачаево-черкесские общественно-политические мыслители о необходимости развития горских народов по пути европейской цивилиза-ции"(Черкесск, 2004), 1,8 п.л.; "Роль мыслителей Карачая и Черкесии второй половины XIX - начала XX веков в развитии национальных литератур "(Черкесск, 2004), 0,5 п,л. , "Культурно-экономические взаимосвязи между русским народом и народами Карачая и Черкесии в XIX - начале XX ве-ков"(Ставрополь, 2004). 0,5 п.л.

Общий объем опубликованных работ составляет - 9,02 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения примечаний, списка использованной литературы и источников.

Буржуазные реформы второй половины XIX в. и модернизация экономики

Главным фактором формирования общественно-политической мысли являются социально-экономические, политические и материально-культурные условия, сложившиеся у народов Карачая и Черкесии во II половине XIX в. В связи с этим рассмотрим социально-экономическое и политическое положение Карачая и Черкесии во второй половине XIX — начале XX веков.

Как известно, в анализируемый период на Северном Кавказе сложилась новая социально-экономическая ситуация, которая воздействовала на сознание населения, раскрепощая дух северокавказских горцев, изменяя их жизнь, так как в пореформенный период осуществлялся постепенный переход от феодальных отношений к капиталистическим. Начиная с 60-х годов XIX в. (с отмены крепостного права) все отрасли хозяйства национальных районов Северного Кавказа подверглись капиталистической модернизации, изменившей трудовую, материальную и духовую деятельность людей1.

Крестьянская реформа 1861 г. расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Продолжением отмены крепостного права в стране были земская, городская, судебная, военная и другие буржуазные реформы. Целью этих реформ являлось стремление царя и его правительства привести государственный строй и административное управление в соответствие с новой социальной структурой в связи о существенными социально-экономическими изменениями. Необходимо было приспособить существующий строй к развитию капиталистических отношений и использовать буржуазию в интересах господствующ-го в стране класса помещиков.

В.И. Ленин писал, что буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. в России были шагом на пути ее превращения в буржуазную страну.

Одним из важных последствий развития капитализма в России было экономическое завоевание национальных окраин, в том числе Кавказа. "В пореформенную эпоху, - писал В.И. Ленин, - происходила, с одной стороны, сильная колонизация Кавказа, широкая распашка земли колонистами (особенно в Северном Кавказе), производившими на продажу пшеницу, табак и пр. и привлекавшими массы сельских наемных рабочих из России. С другой стороны, шло вытеснение туземных вековых «кустарных» промыслов, падающих под конкуренцией привозных московских фабрикатов. Падало старинное производство оружия под конкуренцией привозных тульских и бельгийских изделий, падала кустарная выделка железа под конкуренцией привозного русского продукта, а равно и кустарная обработка меди, золота и серебра, глины, сала и соды, кож и т.д.; все эти продукты производились дешевле на русских фабриках, посылавших на Кавказ свои изделия3.

В силу притока большого числа переселенцев из центральных и южных губерний России численность населения Кавказа быстро возрастала. Так, по данным переписи населения России 1897 года, за последние 30 лет XIX века численность населения Северного Кавказа была увеличена в два раза и составила 4,5 млн. человек4.

Росло и население Баталпашинского отдела Кубанской области. В его состав входили Карачай и Черкесия: Эльбрусский (позже Хумарин-ский) округ с центром в укреплении Хумаринском /ныне поселок Новый Карачай/, где в основном проживали карачаевцы, и Зеленчукский округ с центром в ауле Эльбурган, где проживали черкесы, абазины, ногайцы (в XX в. эти округа стали называться участками).

Развитие образования и культуры

Развитие капитализма во второй половине XIX - начале XX вв. и изменения в политической жизни страны привели к подъему общественно-политической мысли в России и ее регионах.

Социально-экономическое развитие страны в начале пореформенного периода не обеспечивалось существовавшей системой народного образования, большинство населения оставалось неграмотным, ощущалась нехватка квалифицированных специалистов в государственно-административном аппарате, экономике и культуре. Потребности производства требовали профессионализма, поэтому правительство России было вынуждено пойти на реформирование системы народного образования, на расширение сети школ.

14 июня 1864 г. правительство опубликовало "Положение о начальных народных училищах". Этим документом были введены, помимо государственных и церковно-приходских, земские и воскресные училища, задачей которых было "распространение первоначальных полезных знаний". Учебные программы и учительский состав земских училищ выгодно отличались от казенных и церковно-приходских. Новый устав гимназий и прогимназий, принятый 19 ноября 1864 г. разделил средние учебные заведения на классические и реальные гимназии. Создавались прогимназии, программа которых соответствовала первым четырем классам гимназии.

В 1871 г. гимназии были разделены на классические гимназии (без преподавания естествознания) со сроком обучения 8 лет и реальные училища, преобразованные из реальных гимназий, с шестилетним сроком обучения. Выпускники реальных училищ имели право поступать только в высшие технические учебные заведения.

В 1865 г. в России имелось всего 96 гимназий и 14 университетов.

К началу XX в. число этих учебных заведений значительно увеличилось. Уровень грамотности населения повысился с 6% в 60-е годы XIX в. до 30% в начале XX в. Система российского образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до октябрьской революции.

Из года в год росло число ЛИЦ с высшим образованием. Накануне I мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130000 студентов.

Высокого уровня развития достигли русская литература, театр, музыка, архитектура, живопись и скульптура.3

Достижения русской культуры получили мировое признание и оказали значительное влияние на последующее развитие мировой культуры.

Быстро выросло количество высших технических учебных заведений, которых насчитывалось к концу XIX в. около 30, в т.ч. знаменитые Московское высшее техническое училище и Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия. Появились и два женских высших учебных заведения: высшие женские курсы профессора В.И. Герье в Москве и профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в Санкт-Петербурге,

Развитию просвещения в стране способствовали также публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, которые учреждались многочисленными общественными организациями. Поскольку эти просветительские организации использовались революционно настроенной радикальной интеллигенцией для пропаганды левых взглядов, правительство всячески стесняло их деятельность, но число таких организаций продолжало неуклонно расти.

В пореформенный период расширилась сеть школ и просветительских и культурных учреждений на Северном Кавказе, в том числе в Карачае и Черке-сии.

Общественно-политическая мысль о европеизации Карачая и Черкесии

Буржуазные реформы 60-х - 70-х годов XIX в. в России оказали мощное модернизирующее воздействие на традиционно сложившуюся социально-политическую и экономическую систему северокавказских народов, и существенные преобразования в стране сыграли огромную роль в устойчивой интеграции северокавказских этносоциальных общностей в экономический и социально-политический организм Российской империи, переживавшей период стремительной либерализации общественно-политической жизни.

Буржуазные реформы 60-х - 70-х годов XIX в. завершили европеизацию России, начатую еще петровскими реформами первой четверти XVIII в. Европеизирующаяся Россия втягивала в движение к европейской цивилизации и северокавказские народы, создавая предпосылки для будущего единения народов страны на путях цивилизованного развития.

Прогрессивная общественно-политическая мысль и культура русского народа оказывали могучее воздействие на общественно-политическую мысль и культуру народов Северного Кавказа и в целом на судьбы этих народов.1

Как указывает М.З. Саблиров, проводниками передовой общественно-политической мысли и культуры в горских регионах выступали образованные горцы, получившие образование в различных учебных заведениях, проходившие военную службу в российской армии, чиновники, служившие в государственном аппарате.2

Общественно-политические деятели Карачая и Черкесии Адиль-Гирей Кучукович Кешев (1840-1871 гг.), Мисост Кучукович Абаев(1857-1928гг.), Коста Леванович Хетагуров( 1859-1906гг.), Ислам Пашаевич Крымшамхалов (1864 - 1910 гг.), Паго Исмаилович Тамбиев (1873 - 1928 гг.), Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) (1896 - 1938гг.) Умар Джашуевич Али-ев( 1895-193 8гг.) и другие по своим взглядам были демократами и заботились о благополучии своих народов, способствовали развитию образования, культуры, просвещения населения.

В своей деятельности эти и другие мыслители Карачая и Черкесии активно боролись против остатков феодализма, пытались доступными им средствами повысить культурный уровень своих народов. Они, будучи выразителями коренных интересов широких слоев горского крестьянства, выступали за освобождение народных масс от социального и национального гнета. При этом они всячески пропагандировали дружбу между народами и, в частности, между горскими народами, а также между ними и русским народом, указывали горцам пути приобщения к достижениям передовой русской культуры.

Несмотря на разные подходы к решению некоторых вопросов, представители передовой горской общественно-политической мысли были едины в следующем: во-первых, они ратовали за развитие духовных сил горских народов на основе современной передовой цивилизации, за рост их политического самосознания; во-вторых, являясь убежденными сторонниками российской ориентации, они выступали пропагандистами сближения с передовой Россией и ее культурой, видя в этом единственно возможный путь для прогрессивного развития духовных и материальных сил своих народов.

Представители общественно-политической мысли осознавали большое значение науки и научных знаний, выступали поборниками развития среди северокавказских горцев всех отраслей научного знания. Некоторые из них (Адиль-Гирей Кешев, Ислам Хубиев, Умар Алиев и др.) оставили ценные научные исследования по истории и этнографии своих народов.

Похожие диссертации на Общественно-политическая мысль народов Карачая и Черкессии второй половины XIX - начала XX веков