Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. ХХ в. (на материалах Ставрополья и Терека) Пантюхин Александр Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пантюхин Александр Михайлович. Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. ХХ в. (на материалах Ставрополья и Терека): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Пантюхин Александр Михайлович;[Место защиты: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южный федеральный университет"].- Ростов-на-Дону, 2013

Введение к работе

Общественно-политическая актуальность темы исследования детерминирована резким повышением роли Православной церкви в жизни государства и общества на постсоветском пространстве. В советский период были заложены основные принципы светского государства, поэтому научное рассмотрение проблематики церковно-государственных отношений в разных аспектах жизни общества позволяет выстроить наиболее эффективные модели современного развития конфессиональной политики в Российской Федерации. Многостороннее научное изучение взаимоотношений государства и Русской православной церкви не может обойтись без рассмотрения особенностей этих процессов на Северном Кавказе. На Северном Кавказе обновленчество имело особенности, отличающие его от подобных явлений в других макрорегионах.

Актуальность темы исследования связана и с процессами этнокультурного характера, протекающими на Северном Кавказе. Поиск идентичности, характерный для северокавказского общества рубежа XX-XXI вв., тесно связан с религиозным фактором жизни. Помимо традиционных для Северного Кавказа православия и ислама, широкое распространение получили и деструктивные религиозные культы. Часть из них выстраивает свое вероучение вокруг понятия «обновленчество», вкладывая в него разное значение.

Научная актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях глобализации растет значение локальной истории. Многостороннее научное изучение взаимоотношений государства и Русской православной церкви не может обойтись без рассмотрения особенностей этих процессов на Северном Кавказе. Наличие значительного пласта архивных документов, не введенных ранее в научный оборот, открывает широкие возможности для исторического анализа идейных комплексов обновленчества и социальной жизни прихода.

Объект исследования - обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. XX века.

Предмет исследования - особенности обновленческого движения на Ставрополье и Тереке в контексте взаимоотношений Русской православной церкви и государственной власти.

Под понятием «обновленческое движение» понимаются процессы как вну-трицерковного характера, так и инициированные советской властью, связанные с попыткой приспособления церковной организации и внутренней жизни к революционным изменениям, с одной стороны, и использования этих попыток со стороны органов советской власти в тактических целях проведения собственной религиозной политики в 20-40-е гг. XX в. - с другой. В связи с первыми попытками приспособления церковной жизни еще к изменениям, связанным с первой российской революцией 1905-1907 гг. и Февральской революцией 1917 г. обусловлено обращение к предпосылкам формирования обновленческого движения, уходящим еще в период начала XX в.

Степень изученности проблемы. Историографический анализ литературы позволяет разделить ее на группы по хронологическому принципу. Не-

обходимость анализа истоков и предпосылок формирования обновленческого движения детерминировала обращение к дореволюционной историографии проблемы. К ней относятся некоторые канонические исследования, затрагивающие вопросы, поднимаемые дореволюционными обновленцами, а также труды, посвященные изучению проблем религиозно-философских разработок начала XX в., церковных реформ и свободы вероисповеданий в России '.

Историография советского периода представлена религиоведческими исследованиями, посвященными роли Православной церкви в советском обществе. Раннесоветские религиоведческие исследователи в своих трудах выдвигали положение о церковной реформации как смене политических убеждений в Церкви, которая постепенно должна привести к распаду Православной церкви 2. Исследователи второй половины 1930-х гг. перестали выделять обновленцев даже как внутрицерковное течение, представляя Церковь классовым врагом советского государства3. В основе концепций, выдвигаемых ранними эмигрантскими исследователями 20-40-х гг. XX в. лежит мысль о несоответствии воплощения религиозной политики советской власти декларациям, а также понимание, что неканоническое управление Церковью в синодальный период привело к расколу 4.

Позднесоветские религиоведческие труды отличаются общей обзорностью, обновленчество за редким исключением изучено в них крайне слабо. Исследователи выдвигали идею о попытках части духовенства приспособиться к советской модернизации общества для встраивания Церкви в новую общественную систему 5. Церковные исследователи советского периода рассма-

1 Бутырев Л., свящ. Наши сотрудницы // Ставропольские епархиальные ведомо
сти. 1914. № 31. 3 августа; Мельгунов С. Церковь и государство в России (к вопросу
о свободе совести). Сборник статей, 1. М., 1907; Соколов В. Модернизм в Римско-
католической и в нашей православно-русской Церкви. Сергиев Посад, 1908; Троиц
кий С. В. Второбрачие клириков. Спб., 1912; Холопов И. Идеология церковной ре
формы. Киев, 1916; Юшкевич П. Новые веяния (очерки современных религиозных
исканий). Спб., 1910.

2 Рожицын В. Тихоновцы, обновленцы и контрреволюция. М. - Л., 1926; Бонч-
Бруевич В. Д. «Живая церковь» и пролетариат. М., 1923 ; Ярославский Е. О религии.
М., 1958; Скворцов-Степанов И. И. О Живой церкви. М., 1922; Красиков П. А. На
церковном фронте. М., 1923.

3 Абросенко К. П. Религия на службе контрреволюции в Сибири. Иркутск, 1938;
Ансвенсул В. К. Церковь и гражданская война на Урале. Свердловск, 1937; Беляев В.
Против контрреволюционной деятельности церковников. Л., 1939.

4 Возбудители раскола. Париж, 1927; Курдюмов М. Православие и большевизм //
Путь. 1930. № 22; Вельямин А. П. Положение церкви в России // Свободная Россия.
1925. № 8; Стратонов И. Русская церковная смута 1921-1931 гг. Берлин, 1932; Деми
дов И. Русская православная церковь в беженском рассеянии // Свободная Россия.
1924. № 5; Тимашев Н. С. Церковь и советское государство // Путь. 1928. № 10; Таль-
берг Н. Д. Церковный раскол. Париж, 1927.

5 Гордиенко Н. С. Современное русское православие. Л., 1987; Красников Н. П.
Социально-этические воззрения русского православия в XX веке. Киев, 1988; Кры-

тривали обновленчество как политику захвата церковной власти6. Историки-эмигранты полагали, что обновленчество является одним из элементов антирелигиозной политики советской власти 7. В немецкой историографии новейшей истории Русской церкви сложилось мнение об обновленчестве как естественном процессе развития в рамках христианской философской мысли христианско-социалистических идей, характерном в первой половине XX в. для большинства стран Европы8.

Переходом историографии от советской к постсоветской в период перестройки следует считать пересмотр прежних концепций. Светские российские и американские исследователи 1990-х гг. и церковные историки связывали обновленчество с антирелигиозной политикой советской власти 9. Взаимосвязь

велев И. А. Русская православная церковь в первой четверти XX века. М., 1982; Корзун М. С. Русская православная церковь: 1917-1945 гг.: Изменение социально-политической ориентации и научная несостоятельность вероучения. Минск, 1987; Курочкин П. К. Эволюция современного русского православия. М., 1971; Плаксин Р. Ю. Тихоновщина и ее крах: Трифонов И. Я. Раскол в Русской православной церкви (1922-1925 гг.) // Вопросы истории. 1972. № 5; Шейнман М. М. Обновленческое течение в Русской православной церкви после Октября // Вопросы научного атеизма. М., 1966. № 2; Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого» раскола русской православной церкви. Казань, 1970.

6 Кузнецов А. И. Обновленческий раскол в русской церкви // «Обновленческий»
раскол (материалы для церковно-исторической и канонической характеристики). М.,
2002; Губонин М. Е. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб., 1994;
Губонин М. Е. Современники о патриархе Тихоне. М., 2007; Боровой В., прот. Соци
альная проблематика в русском богословии // Журнал Московской патриархии. 1987.
№ 9; Глухов И. Патриарх Сергий и его деятельность // Журнал Московской патриар
хии. 1967. № 2; Шабатин И. Русская церковь в 1917-1967 гг. // Журнал Московской
патриархии. 1967. № 10.

7 Боголепов А. А. Церковь под властью коммунизма. Мюнхен, 1958; Криптон К.
Зашита канонов православия. 1922-1925 // Вестник РСХД. 1979. № 128; Регельсон Л.
Трагедия русской церкви, 1917-1945. Paris, 1977; Реслер Р. Церковь и революция в
России. Патриарх Тихон и советское государство. Кельн - Вена, 1969.

8 Шерер Ю. В поисках «христианского социализма» в России // Вопросы фило
софии. 2000. № 12; Штриккер Г. Русская Православная Церковь в советское время
(1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и
Церковью. М., 1995.

9 Фирсов С. Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М.,
2002; Алексеев В. А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и
религии. М., 1991; Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки по
истории борьбы с религией в СССР. М., 1992; Васильева О. Ю. Русская православная
церковь и Советская власть в 1917-1927 годах // Вопросы истории. 1993. № 8; Один
цов М. И. Русская православная церковь в XX веке: история, взаимоотношения с го
сударством и обществом. М., 2002; Рослоф Э. Советское правительство и обновленче
ский раскол в Русской православной церкви (1922-1923 гг.) // История России: диалог
российских и американских историков : материалы российско-американской научной
конференции. Саратов, 1992; Буфеев К., свящ. Патриарх Сергий, обновленчество и не-

обновленческого движения и движения христианских социалистов подчеркивали исследователи О. В. Останина, И. В. Симонов, В. П. Сидоров, Д. В. По-спеловский 10. Связывали обновленчество с церковным реформаторством исследователи М. В. Шкаровский, Г. Шульц, Л. Дестивель п.

На рубеже XX-XXI вв. широкое распространение в исторической науке получили исследования истории обновленческого раскола и взаимоотношений органов советской власти и Православной церкви в региональном аспекте. Исследователи обратили внимание на культурно-географический фактор, а также региональную специфику идейного развития обновленчества12. Иссле-

состоявшаяся реформация Русской церкви XX века // Благодатный огонь. 2001. № 6; Губкин О. Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы. СПб., 2006; Митрофанов Г., прот История Русской Православной Церкви. 1900-1927. СПб., 2002; Степанов (Русак) В., свящ. Свидетельство обвинения. М., 1998. Т. 1; Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997 и др.

10 Останина О. В. Обновленчество и реформаторство в Российской православ
ной церкви в начале XX века : дис. ... канд. философ, наук. Л., 1991; Сидоров В. П.
Христианский социализм в России в конце XIX - начале XX века: философско-
религиоведческие очерки. Череповец, 1995; Симонов И. В. Анализ особенностей
социально-идеологической деятельности Русской Православной церкви в начале XX
века: дис. ... канд. философ, наук. Л., 1993; Поспеловский Д. В. Православная церковь
в истории Руси, России и СССР. М., 1996; Поспеловский Д. В. Русская Православная
Церковь в XX веке. М., 1995; Поспеловский Д. В. Русская православная церковь: ис
пытания начала XX века // Вопросы истории. 1993. № 1 и др.

11 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви
XX века. СПб., 1999; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине
и Хрущеве: Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг. М., 2005;
Schulz G. Das Pandeskonzil der Ortodoxen Kirchein in RuBland 1917-1918 - ein unbekan-
nets Reformpotetial. Gottingen, 1995; Шульц Г. 1914-1918 гг. как поворотный пункт в
церковной истории России // Церковно-исторический вестник. 2001. № 8; Дестивель Л.
Поместный Собор Русской православной церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности:
автореф. дис. ... канд. философ, наук. СПб.,2007.

12 Булавин М. В. Взаимоотношения государства и православной церкви в России
(на примере Урала) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Екатеринбург, 2000; Головуш-
кин Д. А. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви в 1905-1925 гг. :
дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 2002; Головушкин Д. Феномен обновленчества в
русском православии первой половины XX века. СПб. : Политехника-сервис, 2009;
Горбачев Д. А. Донская Голгофа: (советская власть и Русская Православная Церковь
Дона 1917-1923 гг.). Ростов-н/Д : Ростиздат, 2007; Ишкуватова Л. М. Обновленческое
движение в истории Русской Православной Церкви на Урале в 1905-1929 гг. : дис. ...
канд. ист. наук. Магнитогорск, 2010; Коголь Т. Н. Русская Православная церковь и го
сударство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири): автореф. дис. ... канд. ист.
наук. Томск, 1995; Лавринов В. В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале
(1922-1945). М., 2007; Михайлов С. В. Государство и церковь (Архангельский Север)
1918-1929 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Архангельск, 1998; Паламарчук А. В.
Исторический опыт взаимоотношения государства и церкви Юго-Восточной Сибири
(1920-1930-е гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2002; Разумов Д. С. Анти-

дователи А. М. Катаев, С. Г. Петров, А. С. Степанов, Н. В. Шабалин, С. П. Ше-стаков рассматривали обновленческое движение как один из инструментов антирелигиозной политики советской власти 13.

Как уже отмечалось, обновленческое движение на Северном Кавказе имело свои особенности, однако в обобщающих трудах по истории региона обновленчество не рассматривалось вовсе 14.

Исследователи Н. С. Струполева, Т. А. Павленко, М. Ю. Данилюк и митрополит Гедеон (Докукин) рассматривали процессы, связанные с либерализацией церковной жизни на Северном Кавказе в начале XX в. 15 Исследователи

церковная политика советской власти. 1921-1929 гг. (По материалам Верхнего Поволжья) : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ярославль, 1997 и др.

13 Катаев А. М. Духовные школы Русской Православной Церкви в 1943-1949 го
дах // Вестник церковной истории. М., 2006. № 1; Катаев А. М. Московская Патриар
хия и церковные разделения за рубежом и в СССР в 1922-1946 гг. : дис. ... канд. ист.
наук. М., 2006; Петров С. Г. Новые данные об обновленческом Поместном соборе
1923 г. // История Русской Православной Церкви в XX веке (1917-193 3 гг.): материа
лы конференции, г. Сэнтендре (Венгрия), 13-16 ноября 2001 г. Петрозаводск, 2002;
Степанов А. С. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики совет-
скойвластив 1922-1923 гг. : дис. ... канд. ист. наук. М.,2005; ШабалинН. В. Русская
Православная Церковь и Советское государство в середине сороковых-пятидесятые
годы XX века. Киров, 2004; Шестаков С. П. Расколы в Русской Православной Церкви
в 1924-1926 гг. в контексте государственно-церковных отношений : дис. ... канд. ист.
наук. М., 2006 и др.

14 История городов и сел Ставрополья : краткие очерки / науч. ред. проф. Д. В. Ко-
чура и проф. А. А. Кудрявцев. Ставрополь : Кн. изд-во, 2002; История Ставропольского
края от древних времен до 1917 года/А. В.Найденко,И. М. Назарова, В. А. Колесников
и др. Ставрополь : СКИПКРО, 1996; Край наш Ставрополье: Очерки истории / науч.
редакторы проф. Д. В. Кочура и проф. В. П. Невская. Ставрополь : Шат-гора, 1999;
Краснов Г. Д. Ставрополь на Кавказе. Исторический очерк. Ставрополь : Кн. изд-во,
1957; Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь : Кн. изд-во, 1949;
Памятники истории и культуры Ставрополья / авт-сост: В. Г. Остапенко, В. В. Госдан-
кер, Н. А. Охонько. Ставрополь : Ставропольский фонд культуры, 1993; Шацкий П. А.,
Муравьев В. Н. Ставрополь. Исторический очерк. Ставрополь : Кн. изд-во, 1977; Исто
рия Северо-Осетинской АССР с древнейших времен до наших дней. Орджоникидзе :
Ир, 1987; Кучиев В. Д. История Осетии. XX век. Владикавказ : Ир, 2011; Тотоев М. С.
и др. История Северо-Осетинской АССР (советский период). Орджоникидзе, 1966;
История Кабардино-Балкарии / под ред. проф. Т. X. Кумыкова. Нальчик, 1989; История
КБАССР. М., 1967; Очерки истории Карачаево-Черкесии. Ставрополь, 1967; Очерки
истории Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967; История Дагестана с древнейших
времен до наших дней : в двух томах / ред. А. И. Османов. М. : Наука, 2004.

15 Данилюк М. Ю. Роль Русской Православной Церкви в политике России в Даге
стане во второй половине XVHI - начале XX века : дис. ... канд. ист. наук. Махачкала,
2008; Струполева Н. С. Православные приходы Ставрополья и Кубани в 40-е гг. XIX -
начале XX вв.: социальные функции и духовная жизнь : дис. ... канд. ист. наук. Ставро
поль, 2007; Павленко Т. А. Бунты ставропольских семинаристов (опыт реконструкции
культурного кода протестной акции) // Культурная жизнь Юга России. 2007. № 2 и др.

Н. Ю. Беликова и Т. А. Колосовская выдвигали положение об обновленчестве на Ставрополье как процессе модернизации религии, имевшем свои региональные особенности. По их мнению, 20-е гг. XX в. - время системной модернизации ставропольского общества, в т. ч. и религиозной составляющей 16. В Северной Осетии исследователи А. А. Горобец и игумен Андрей (Мороз) отстаивали мысль о формировании обновленческого движения из малограмотного духовенства, не отличавшегося высокой нравственностью 17. Исследователи С. А. Хабулова, А. А. Горобец и И. А. Гиоева отмечали, что органы государственной власти для формирования в Северной Осетии обновленческого движения задействовали традиционалистские, автономистские и националистические воззрения части верующих 18.

Карачаево-черкесские исследователи Е. В. Кратов и Н. В. Кратова полагали, что обновленческий раскол на Северном Кавказе был инспирирован ГПУ для упрощения возможностей выстраивания государственно-церковных отношений с православным населением региона в рамках идеологии РКП(б)19.

Исследователи М. В. Шкаровский, А. Беглов, С. И. Линец и Е. А. Макарова выдвинули положение о немецко-фашистской оккупации как одном из ключевых факторов ликвидации обновленческого раскола на Ставрополье 20. Частично с ними согласен церковный историк священник Е. Н. Шишкин, добавляя в качестве факторов изменение государственной религиозной полити-

16 Беликова Н. Ю. Православная Церковь и государство на Юге России (конец

XIX - первая треть XX вв.): монография. Краснодар, 2004; Беликова Н. Ю. Эволюция
Русской Православной Церкви в период постреволюционной модернизации России в
20-30-е гг. XX в. (на материалах Краснодарского, Ставропольского краев и Ростовской
области) : дис. ... канд. ист. наук. Армавир, 2002; Колосовская Т. А. Государственно-
конфессиональные отношения на Ставрополье в конце XIX - первой трети XX вв.:
историко-правовой аспект : дис. ... канд. ист. наук. Ставрополь, 2002 и др.

17ГоробецА. А. История Православной Церкви в СевернойОсетии(1917-1924 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2004; Андрей (Мороз), иг. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006.

18 Горобец А., Киреев Ф. Страсти по Александру (о протоиерее Владикавказской
епархии А. А. Малиновском) // Северная Осетия: история и современность. Владикавказ,
2000. Вып. 5; Гиоева И. А. Русская Православная Церковь в истории Северной Осетии.

XX - нач. XXI в. : дис. ... канд. ист. наук. Владикавказ, 2005; Хабулова С. А. Весь мир
мой храм: поликонфессиональный Владикавказ в XX веке. Владикавказ, 2005.

19 Кратов Е. В., Кратова Н. В. Православие и русское сектантство в Северо-
Кавказском крае (1924-1934 гг.) // Вестник Карачаево-Черкесского института гумани
тарных исследований. Черкесск, 2004. Вып. 3 - Общественные науки.

20 Беглов А. Последний бой обновленцев. Эпизоды воссоединения с Патриаршей
Церковью в 1944-1946 гг. // Альфа и Омега. 2004. № 2 (40); Линец С. И. Северный
Кавказ накануне и в период немецко-фашистской оккупации: состояние и особенности
развития (июль 1942 - октябрь 1943): дис. ... д-ра ист. наук. Пятигорск, 2003; Макаро
ва Е. А. Взаимоотношения государственных органов власти и Русской Православной
Церкви в 1940-е гг. на территории Ставропольского края : дис. ... канд. ист. наук. Став
рополь, 2008.

ки в годы Великой Отечественной войны и антираскольничью деятельность архиепископа Антония (Романовского) в 1943-1945 гг.21

Анализируя историографию обновленческого движения на Ставрополье и Тереке, важно отметить, что остались неисследованными проблемы церковно-революциоиного движения начала XX в., эволюции обновленческих тенденций в регионе в первые два десятилетия XX в. и их влияния на формирование обновленческого раскола, обновленческой религиозной жизни и повседневности региона в 20^4-О-е гг., сравнительной характеристики местных особенностей обновленческого движения на Ставрополье и Тереке, деятельности обновленцев Ставрополья и Терека в условиях ужесточения антирелигиозной политики советской власти в 30-е гг., ликвидации обновленчества в Северной Осетии и других национальных образованиях Северного Кавказа, пережитков обновленческого сознания духовенства и верующих Ставропольской епархии во второй половине 40-х гг. XX в. Попытка анализа данной проблематики делается в данном диссертационном исследовании.

В данном исследовании «обновленческое движение» понимается как более широкое понятие, чем «обновленческий раскол», включающее в себя не только церковные реформы, осуществленные на практике, но и разноплановые обновленческие тенденции, направленные на адаптацию Церкви к современным реалиям. Обновленчество - религиозный феномен, который возник и получил развитие в Русской православной церкви в первой половине XX в. Он ориентирован на реформу вероучения, обрядности и организационной структуры и трансформацию социальной концепции Православной церкви. Исходя из этого, цель работы состоит в исследовании региональных особенностей формирования и эволюции обновленческого движения Русской православной церкви на Ставрополье и Тереке в контексте церковно-государственных взаимоотношений. Из цели вытекает необходимость решения следующих задач:

проанализировать обновленческие тенденции в церковной жизни Ставрополья и Терека в начале XX в.;

исследовать особенности формирования обновленческого движения региона;

выявить местные особенности обновленческой идеологии;

рассмотреть деятельность обновленцев региона в условиях антирелигиозной политики советской власти 20-30-х гг.;

проанализировать особенности церковной жизни и повседневности обновленческого прихода на Ставрополье и Тереке;

исследовать процесс ликвидации обновленчества в регионе.

21 Шишкин Е. Н. Кавказский священноисповедник митрополит Антоний (Романовский): жизнеописание. Ставрополь, 2006; Шишкин Е. Н. Митрополит Антоний (Романовский). Вехи жизненного пути // Церковь и общество: 160 лет совместного служения на Юге России: материалы научно-практической конференции. Ставрополь, 2004; Шишкин Е. Ставропольская епархия в 1943 году // Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии : материалы IX Минаевских чтений по археологии, этнографии и региональной истории Северного Кавказа (23-24 октября 2009 г.). Ставрополь : Изд-во СГУ, 2009.

Хронологические рамки работы, 20-40-е годы XX века, определяются периодом функционирования обновленческого раскола Русской церкви на территории Ставрополья и Терека. Начальная дата определяется отделением обновленцев от Патриаршей церкви в 1922 г. Конечная дата хронологически связана с распадом обновленчества в середине 1940-х гг. и переходом обновленцев Северного Кавказа под омофор патриарха Алексия I. Развитие предпосылок формирования обновленческого движения в предреволюционные годы детерминировало обращение исследования к событиям начала XX в.

Территориальные границы исследования связаны с расположением приходов Ставропольской, Пятигорской и Владикавказской обновленческих епархий. До февраля 1921 г. они располагались на территории Ставропольской губернии и Терской области (с 1921 г. - губернии), с 1924 по 1937 г. входивших в состав Северо-Кавказского края с центром в г. Ростове-на-Дону. В январе 1934 г. край был разукрупнен, а центр перемещен в г. Пятигорск. С весны 1937 г. обновленческие приходы Ставрополья и Терека включали территорию Орджоникидзевского края, Кабардино-Балкарской и Осетино-Ингушской автономных республик. В январе 1943 г. Орджоникидзевский край был переименован в Ставропольский.

Использование географического названия «Терек» обусловлено распространением православия южнее Ставрополья преимущественно в казачьих и осетинских населенных пунктах, расположенных вдоль одноименной реки и ее притоков.

Методологическую основу данного диссертационного исследования составило пересечение методологического инструментария исторической антропологии, социальной истории, этнопсихологии, религиоведения, религиозной истории, интеллектуальной истории, истории сознания и истории повседневности. Работа строится на принципах историчности и объективности.

Исследование построено на полидисциплинарности и междисциплинарном взаимодействии, основанном не только на использовании данных и методов других научных дисциплин, но и на интеграции на уровне объектов их научных интересов. Были задействованы идейно-биографический метод, метод конструирования социального бытия посредством культурной практики, общеисторические методы (историю-генетический и историко-сравни-тельный), метод антропологии, метод этнопсихологии - сравнительный анализ конкретно-исторических феноменов. Методология исследования дополняется функциональным, синхронистическим и типологическим методами.

Источниковая база. Диссертационное исследование опирается на широкий круг неопубликованных и опубликованных источников, условно разделенных на несколько групп. Первую группу составляют неопубликованные документы, извлеченные из федеральных и региональных архивов и музеев: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), государственных архивов Ростовской области (ГАРО, ЦДНИРО), Ставропольского края (ГАНИСК, ГАСК), Республики Северная Осетия - Алания (ЦГА РСО - А, ЦГА ИПД РСО - А, ОРФ СОИГСИ), Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР, ЦДОДиП КЧР), архивов Ставропольского государственного историко-куль-

турного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г. Н. Прозрителева и Г. К. Праве (СГМЗ), Музея церковной истории и искусства Ставропольской митрополии (МЦИИ СМ) и личных архивов. В них содержатся личные дела священнослужителей и церковных деятелей, епархиальные документы, циркуляры, постановления, распоряжения, протоколы, планы работы, отчеты и письма. В диссертационном исследовании задействованы материалы более 250 дел, хранящиеся в 52 фондах государственных архивов и музеев. Большая часть выявленных документов введена в научный оборот впервые.

Вторую группу составили опубликованные документы: законодательные акты, нормативные акты и официальные документы органов государственной власти, общественных и религиозных организаций. Данный вид источника содержится в сборниках документов, приложениях научных монографий и отдельных публикациях. Эти пласты документов отражают положение Православной церкви в советском государстве, религиозную политику советской власти, взаимоотношения центральных и местных органов советской власти и Русской православной церкви, взаимоотношения православных религиозных организаций между собой.

Третью группу источников составила светская и церковная периодическая печать. Публикации, посвященные взаимоотношениям государственной власти и Церкви, церковной жизни, изъятиям церковных ценностей на Ставрополье и Тереке, позволили проникнуть в атмосферу изучаемого периода, проанализировать настроения церковных, общественных и политических деятелей, разобраться в особенностях местной обновленческой идеологии.

Публицистика как исторический источник представлена четвертой группой. Труды идеологов коммунистического движения, философов «нового религиозного сознания», государственных и церковных деятелей отражают представления участников изучаемых событий об обновленчестве. К пятой группе относятся источники личного происхождения, раскрывающие личное субъективное отношение участников анализируемых событий.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются следующим:

впервые был проведен комплексный анализ обновленческого движения региона как исторического феномена;

обновленчество на Ставрополье и Тереке рассматривается не только как сообщество религиозных организаций, отколовшихся от Русской православной церкви, имеющих свою структуру и идеологию, но и как элемент интеллектуального пространства общества Ставрополья и Терека в 20-40-е гг. XX в.;

впервые выявлена взаимосвязь ставропольского и терского церковно-революционного движения начала XX в. с обновленчеством;

впервые показана специфика организационных форм и идеологии обновленческих групп региона;

впервые показаны особенности повседневной жизни верующих-обновленцев Ставрополья и Терека;

- в научный оборот введено большое количество ранее не исследован
ных источников, преимущественно архивных документов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть востребованы органами государственной власти, занимающимися вопросами свободы совести и вероисповеданий. Органы управления Русской православной церкви могут задействовать результаты работы при анализе либерально-модернистских явлений современной церковной жизни и организации церковно-общественной жизни верующих. Результаты исследования могут быть использованы при формировании трудов по истории Церкви на Северном Кавказе, разработке учебных курсов по истории Северного Кавказа, церковной истории. Материалы диссертации нашли отражение в коллективном труде, подготовленном к организации церковно-общественного форума «Всемирного русского народного собора» в г. Ставрополе 22. Основные положения диссертационного исследования могут быть задействованы исследователями при изучении истории государственной религиозной политики советской власти на Ставрополье и Тереке, конфессиональных противоречий региона. Фактические данные об обновленческих религиозных организациях необходимы и при составлении путеводителей и справочников к архивным фондам.

В диссертации выдвигается ряд положений, выносимых на защиту:

Обновленческое движение Русской православной церкви явилось апогеем процесса либерализации церковной жизни начала XX в. на Ставрополье и Тереке, растянувшегося на значительный период.

Обновленчество - это не только совокупность религиозных организаций 20-40-х гг., отколовшихся от Православной церкви, но и уникальный идейный комплекс, объединяющий философские, исторические, богословские и социально-политические идеи и теоретические разработки, направленные на реформирование русского православия.

Предшественниками обновленческого движения в регионе являлись сформировавшиеся к 1906 г. на Ставрополье церковно-революционные группы, а на Тереке - организованные к 1917 г. епископом Макарием (Павловым) новые «демократичные» органы церковного управления, соответствовавшие курсу так называемой «официальной реформации» В. Н. Львова.

Раскол Русской православной церкви 1922 г. на Ставрополье и Тереке, как и везде по стране, стал логическим завершением процесса институ-ализации обновленческого движения и формирования так называемой «церкви приспособления к революции».

Формированию обновленческого движения способствовали следующие факторы: либерализация церковной жизни, социальное расслоение верующих и духовенства, распространение в среде духовенства Ставрополья и Терека модернистских религиозно-философских идей, а также

22 История Ставропольской митрополии : очерк / текст: прот. М. Моздор, свящ. Е. Шишкин ; ред. коллегия: прот. В. Сафонов, прот. М. Моздор, диак. А. Пантюхин. Ставрополь : Изд-кий центр СтПДС, 2012. 48 с.

попытки приспособления к меняющейся общественно-политической обстановке в стране и регионе. Затрудняла распространение обновленческого движения в регионе миссионерская политика архиереев Северного Кавказа.

На Ставрополье обновленческий раскол стал результатом религиозной политики советской власти, направленной на формирование слоя лояльного духовенства, готового проводить политику власти в церковной жизни.

Церковная жизнь обновленческих приходов в регионе была построена на формальном исполнении канонов и противодействии органам церковной власти посредством советского религиозного законодательства.

Поддержка обновленческого движения на Ставрополье и частично на Тереке осуществлялась до середины 1930-х гг. и позднее, тогда как в целом в СССР - до 1926 г. В 1940-е гг. местные органы власти стремились к сохранению за обновленцами первенства в церковной жизни региона.

Ликвидация обновленчества на Ставрополье и Тереке стала возможной только благодаря новому курсу религиозной политики государственной власти с 1943 г. После 1945 г. в регионе сохранились пережитки обновленческого сознания в церковной жизни и продолжались попытки уполномоченного по делам РПЦ создания из бывших обновленцев прослойки лояльного духовенства, проводящего политику советской власти в Церкви.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены автором на Международной научной интернет-конференции «Новая локальная история: хронотоп сельской и городской истории» (Ставрополь, 2008 г.), круглом столе к 90-летию Юго-восточного Русского Церковного собора «История Церкви в истории России» (Ставрополь, 2009 г.), научно-практической конференции «Общественные организации Юга России в контексте становления гражданского общества: история, проблемы и перспективы развития» (Ставрополь, 2009 г.), региональной научно-практической конференции «Великая Отечественная война в историческом знании и народной памяти» (Ставрополь, 2010 г.), и Всероссийской научной интернет-конференции «Новая локальная история: социальные практики и повседневная жизнь горожан и сельских жителей» (Ставрополь, 2010 г.); круглом столе «Проблемы и перспективы исследования церковной истории Северного Кавказа», проходившем в рамках IV Свято-Игнатиевских чтений (Ставрополь, 2011 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Православная Церковь в социально-культурных процессах России: история и современность» (Владикавказ, 2012 г.); научно-практической конференции «Актуальные вопросы истории христианства на Северном Кавказе» в рамках V Свято-Игнатиевских чтений (Ставрополь, 2013 г.). Диссертация обсуждена на кафедре истории России Северо-Кавказского федерального университета. Опубликованы научные статьи общим объемом 3,62 п. л.

Структура работы обусловлена ее целями и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертации на Обновленческое движение Русской православной церкви в 20-40-е гг. ХХ в. (на материалах Ставрополья и Терека)