Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Организация культурного пространства городов ставрополья и терека ...24
1.1. Исторические условия формирования культурного потенциала Ставрополья и Терека 24
1.2. Роль городской среды в организации культурного пространства Ставрополья и Терека 49
1.3. Участие населения Ставрополья и Терека в сохранении исторического и культурного наследия 81
ГЛАВА 2. Становление системы образовательно-просветительских учреждений в городах ставрополья и терека 107
2.1. Развитие образовательных учреждений в регионе .107
2.2. Развитие печати в городах Ставрополья и Терека 126
2.3. Библиотечное дело и книготорговля в регионе 139
2.4. Формирование сети музеев и их влияние на жизнь населения Ставрополья и Терека... 149
ГЛАВА 3. Роль искусства в культуре городов ставрополья и терека .. 175
3.1. Особенности развития зрелищных искусств: театрального, циркового, фотографии и кинематографа 175
3.2. Музыкальное искусство как элемент культуры городов Ставрополья и Терека 217
3.3. Развитие изобразительного искусства в городах региона 230
Заключение 238
Примечания 241
Список источников и литературы...
- Роль городской среды в организации культурного пространства Ставрополья и Терека
- Участие населения Ставрополья и Терека в сохранении исторического и культурного наследия
- Библиотечное дело и книготорговля в регионе
- Музыкальное искусство как элемент культуры городов Ставрополья и Терека
Роль городской среды в организации культурного пространства Ставрополья и Терека
Кизляр и Моздок быстро развивались благодаря торговым отношениям с Предтеречными районами, с городами центральной России, а также с Закавказьем и Ираном. Особенно Кизляр, который уже к концу XVIII века стал крупным торговым центром Северного Кавказа. Естественно, в нем возникали условия для культурной жизни. Очередная, начавшаяся в 1768 году русско-турецкая война показала, что одних крепостей-городков для обороны русских владений не достаточно. В 1769 году была сооружена кордонная линия от Моздока до Кизляра. Она была заселена волжскими казаками. После окончания русско-турецкой войны, завершившейся Кучук-Кайнарджийским договором (1774 год), граница России на Северном Кавказе отодвинулась до Кубани, а Кабарда была признана Российским владением. Для безопасности осваиваемой территории решено было соединить Азов и Моздок сплошной цепью кордонных укреплений и казачьих станиц. В этих целях Российским правительством принимаются меры к строительству Кавказской укрепленной линии. "Намечалось построить Азово-Моздокскую укрепленную линию, состоящую из 10 крепостей, с промежуточными редутами. Линия должна была пройти от Моздока на Тереке по рекам Малке, Куре, Золке, Подкумку, Карамысу, Канаусу до границы войска Донского, а оттуда - через крепость Св. Дмитрия до Азова"
В 1776 году был составлен проект укрепления южной границы, который Потемкин представил Екатерине II 5 мая 1776 года, а 24 апреля 1777 года проект был утвержден и передан генералу Якоби для исполнения. Императрица повелела пространство от Моздока до Азова заселить волжскими казаками. Кроме того, по указанию Потемкина, на создаваемую укрепленную линию решено было переселить хоперских казаков с Дона, а также перевести сюда же часть регулярных войск.
11 сентября 1777 года закладывается первая из намеченных 10 крепостей -Екатерининская (позже Екатериноградская) при слиянии Малки и Терека, 18 сентября - Павловская на Куре, в первых числах октября - Марьинская крепость на Золке, а затем Георгиевская на Подкумке и Андреевская на Карамысе (в следующем году она была ликвидирована и вместо нее построена была крепость Александровская на Томузловке). В этих крепостях поселились волжские казаки, составившие пятисотенный полк. Другие пять крепостей -Александровская (переименованная позже в Северную), Ставропольская, Донская, Московская и Владимирская - приняли хоперских казаков.
Строительством крепостей и образованием при них казачьих поселений начался процесс освоения обширной территории, которая протянулась от Терека до Черного и Азовского морей. При крепостях устраивались казачьи станицы и слободки, населенные в основном отставными солдатами. Еще в первой половине ХУШ века российское правительство стало раздавать в частную собственность земли на Кавказе. Раздача земель практиковалась в довольно широких размерах. Земли жаловались из политических соображений отдельным представителям горского населения, а также в награду за отличие и службу на Кавказе, а затем на условиях обязательного заселения их в течение определенного времени. В период с 1735 по 1785 год было роздано во владения частным лицам более 258 тыс. десятин земли, а с 1785 по 1804 год - свыше 160 тыс. десятин8.
В 1783 году после ликвидации Крымского ханства, все его владения присоединились к России. Одновременно с этим решилась судьба территории между р. Кубанью и р. Еей. Кубань была официально признана русско-турецкой границей, а прикубанские степи вошли в состав Российской империи. В том же 1783 году подписан был Георгиевский трактат о вступлении Грузии под покровительство России.
В 1786 году вышел подписанный Екатериной II рескрипт "Об учреждении войска из жителей Большой и Малой Кабарды, о содержании еще войска из других горских народов и об оказании отличия Шамхалу Тарковскому и царю Карталинскому" . В последствии дети кавказской знати обучались в русских военных учебных заведениях, служили в русской армии. Закончившаяся в 1791 году Ясским мирным договором русско-турецкая война укрепила позиции России в Предкавказье. Россия сохранила за собой северное Причерноморье и обеспечила себе широкий доступ к морским путям в страны Ближнего Востока и южной Европы, что, безусловно, влияло на экономическое и культурное развитие России.
И все же недостаточно было иметь только укрепленную линию. Существовала необходимость надежного тыла, т.е. полосы территории с крепкой экономикой. А для формирования крепкой экономики необходимо было заселить эту территорию русскими, а также украинскими и иностранными колонистами, казаками и крестьянами, военными и мирным населением.
В 1792 году начался процесс крупномасштабной военно-казачьей и крестьянской колонизации степной территории Северного Кавказа. Крестьянское заселение проводилось довольно интенсивно и ранее. К примеру, с 1775 по 1782 год переселено было "из губерний Средней России 97600 крестьян, кроме того, 24000 ревизских душ экономических крестьян из наиболее малоземельных центральных губерний
Участие населения Ставрополья и Терека в сохранении исторического и культурного наследия
В июле 1910 года на межведомственном совещании обсуждался вопрос о передаче военному ведомству части Посетительского участка под городом Пятигорском. Председатель министерства торговли и промышленности действительный статский советник Сучков заявил, что означенное министерство остается при своем мнении относительно невозможности уступить военному ведомству Посетительский участок в виду серьезности задач, которые имеют быть разрешены при условии оставления сего участка в ведении управления Кавказских Минеральных Вод90.
Таким образом, мы видим, что с окончанием военных действий на Кавказе отпала необходимость в чисто военных поселениях, городская среда постепенно ориентировалась на гражданское население.
Пространственная среда как органическая часть всего массива культуры общества, особенно градостроительные структуры, архитектура, зодчество занимают особое место в городской культуре.
"Архитектура, зодчество - область материальной и духовной деятельности, имеющая основной задачей создание искусственной среды ("второй природы") для жизненных процессов общества (труд, быт, культура, отдых и общение людей). Как материальная среда отражает социальные условия жизни общества. Как искусство, архитектура способна оказать на человека глубокое воздействие специфической формой своих сооружений и характером организации пространства, т.е. через посредство архитектурных образов"91.
Любое архитектурное сооружение не бывает вне стиля. Оно отличается целым рядом признаков, относящих здание к определенному стилю или стилистическому направлению. "Стиль в архитектуре - это относительно устойчивая, исторически сложившаяся и характерная для данного периода в истории зодчества общность способов материальной и художественной организации пространства и сред эстетической выразительности: приемов планировки и объемно-пространственной композиции, ритмических, пропорциональных и др. закономерностей и т.д."
В архитектуре существует целый ряд средств и приемов, принципиальных планировочных решений, композиционных схем, симметрия или асимметрия, а так же характерных деталей, материалов, называемых стилеобразующих элементов или признаков. Эти характерные детали каждого стиля делают его узнаваемым, позволяют идентифицировать стилевую принадлежность генерального плана или объемного сооружения в целом. Архитектурная стилистика представляет собой развернутую во времени систему стилей характерных для определенных исторических периодов и обусловленных целым рядом основополагающих причин: экономических, технологических (функциональных), социально-психологических, эстетических и других. Появление стиля может запаздывать на отдельных территориях или опережать господствующие сроки. Так, например, провинция запаздывает с переходом на уже появившийся новый стиль.
Хотя города Ставрополья и Терека к середине XIX века уже значительно отличались друг от друга и внешними признаками городской среды, и составом населения, и экономическим уровнем, и административно-правовым статусом, все же их основание и первоначальное развитие приходилось на одну и ту же эпоху - на так называемую, эпоху классицизма. Классицизм от лат. classicus - в буквальном смысле - принадлежащий к
первому классу римских граждан, в переносном следующий лучшим образцам. Классицизм, как и Ренессанс, призван был отразить фундаментальнейшее из его свойств - программное обращение к наследию античности .
В русской архитектуре период классицизма - 1760-е - 1820-е годы. Хотя ряд его признаков прослеживается и позднее94. Особенно в провинции в течение всего XIX века95, в том числе и в городах Ставрополья и Терека, период основной застройки которых приходился на 1830-е - 1850-е годы. Классицизм был многоплановым и в своем развитии претерпел несколько периодов: "ранний", "строгий" и "высокий": Русский классицизм вышел на одно из первых мест в мире по творческим результатам. Верхом развития классицизма было не только создание ансамблей-зданий, парковых ансамблей в городской застройки, но и целых городов-ансамблей (Петербург, Калуга и др.). Классицизм в силу свой значительности, масштабности и распространенности вышел далеко за пределы архитектурного стиля. Он, подобно готике, стал жизненной концепцией, гармонизирующим началом, философией русской жизни. "В теории определенного стиля конкретизируются общие для времени основы мышления. Методология Декарта, его рационалистическая философия познания составляют непосредственный философский фундамент искусства и эстетики классицизма. Между характерными чертами методологии рационализма (проверка очевидного разумом, нормативность, дифференциация, регламентация, выработка строгих правил и систематизация) и доктриной классицизма существует глубокая внутренняя зависимость"96. Возникновение классицизма связано с формированием абсолютистских государств.
Библиотечное дело и книготорговля в регионе
С 1872 по 1897 годы выходили протоколы "Протоколы заседаний Русского бальнеологического общества". Они печатались в Тифлисе, Москве, Владикавказе, Пятигорске, а один протокол, запрещенный цензурой в японском городе Нагасаки. С 1898 года эти протоколы возобновились под названием "Записки Русского бальнеологического общества". "Ежегодник Кавказского горного общества в Пятигорске" выходил с 1904 по 1913 годы. Он представлял собой объемное издание 100 - 160 страниц. Ежедневная бесплатная газета "Пятигорский листок" печаталась с 1904 по 1905 годы. С 1905 по 1906 годы она выходила как "Пятигорье". В 1905 году в Пятигорске издавалась общественно-политическая народная газета "Народ", ежедневная политическая и литературная газета "Народная правда". В Кисловодске с 1905 по 1906 годы выходила общественно-политическая, научно-литературная и популярно-бальнеологическая газета "Нарзан". Это было черносотенно-монархическое издание. Ее выход прекратился из-за отказа наборщиков набирать газету. В 1907 году в Пятигорске печатались общественно-политические ежедневные газеты "Жизнь курортов" и "Курорт". С закрытием издания газеты "Курорт", подписчики стали получать газету "Пятигорское эхо", выходившую до 1918 года, но с 1917 года под названием "Народное эхо". В 1908 году в Пятигорске выходила общественно-политическая, экономическая и литературная газета "Кавказский курортный листок", с 1908 года - газета "Курортная жизнь", выходившая в 1909 году под заголовком: "Сезонная политическая и литературная газета"94. В 1909 году в Кисловодске еженедельно выходила прогрессивная литературно-политическая и экономическая газета "Курортный прогресс". Печаталась она в Пятигорске.
В 1910-1911 годах в летний сезон в Ессентуках издавался ежемесячный журнал "Вестник бальнеологии, климатологии и физиотерапии". В 1910 году в Пятигорске выходила ежедневная общественно-литературная и политическая газета "Голос курортов". С 1911 года она стала выходить как "Кавказский край". К ней 1914 году издавалось журналом еженедельное иллюстрированное приложение. В 1911 году в Пятигорске издавалась еженедельная "Международная брачная газета", которая в 1912 году получила название "Флирт". В Железноводске в 1911 году печатался литературно-художественный и осведомительный журнал "Вершины Бештау".
В 1912 году в Пятигорске ежедневно издавалась газета "Пятигорский курьер" или "Вечер курортов". Там же в 1912-1913 годах печаталась Кавказская торгово-промышленная газета "Посредник", в 1912-1917 годах два раза в месяц выходил журнал "Кавказские курорты". В 1913-1914 годах в Кисловодске выходили литературно-общественные газеты "Кисловодск" (ежедневно) и "Утро Кисловодска" (2 раза в неделю). В 1914 году в Пятигорске снова выходила газета "Голос Курортов". В том же году издавался юмористический еженедельный журнал "Курортная игла", художественно-литературный, а с 1915 года литературно-художественный и общественно-политический журнал "Кавказский журнал". В 1915 году в Пятигорске печатались ежедневные газеты "Вестник курортов" и "Курортный листок", а также еженедельная газета "Курортное эхо".
В марте 1916 года в Кисловодске вышел единственный номер журнала "Вестник Кавказского горного общества" (предполагалось издавать 4 раза в год). В 1916-1917 годах выходил журнал "Известия Кисловодского отдела Всероссийского общества для развития и усовершенствования русских лечебных мест"95.
Помимо местной прессы жители Ставрополья в основном горожане выписывали общероссийские и зарубежные книги, газеты, журналы, альманахи и т.п. Так, в 1840 году предлагалась подписка на журнал "Мануфактура и торговля", альманах "Утренняя заря", на сочинение Г. Пушкарева "Полное историческое и топографическое описание Санкт-Петербурга", на "Журнал Министерства Внутренних Дел" (одним из первых подписчиков был ставропольский купец Игнат Волобуев) и другие96.
В.Н. Козляков и А.А. Севастьянова приводят точные сведения о подписчиках журнала "Вестник Европы" в 1870 году в русских губерниях и некоторых окраинных центрах, имевших большое значение для провинциальной культуры97. В таблице есть сведения и о числе подписчиков в Ставропольской губернии - 67 человек, в том числе 21 из губернского центра из общего числа жителей 391161 человека. Для сравнения, в Кубанской области число подписчиков составляло 40 человек из 628287, в Земле Войска Донского - 80 из 1062377, в С.-Петербургской губернии - 1591 из 1174174, в Московской губернии - 547 из 1564240, в Оренбургской - 63 из 894498, в Самарской - 52 из 1690779, в Саратовской - 116 из 170405198.
В 1880-х - 1900-х годах население исследуемого региона по подписке получало такие общероссийские издания, как газеты "Московские ведомости", "Новое обозрение", "Жизнь и искусство" и другие. А в начале XX столетия -политические и литературные газеты: "Петербургская газета", "Русское слово", "Русь", "Русское чтение", журналы "Физик-любитель", "Родина", "Весь мир" и другие.
Музыкальное искусство как элемент культуры городов Ставрополья и Терека
Значительная роль в развитии фотографии Ставропольской губернии и Терской области принадлежит сыну солдата охранной роты Кисловодской крепости Григорию Ивановичу Раеву, который начал заниматься фотографией как любитель и достиг уровня профессионала123.
"Несколько видов фотоальбомов, воспроизводящих красоты буквально всех живописных уголков Кавказа, виды Ставрополя и городов кавказских Минеральных Вод, сотни сюжетов видовых открыток, а также их коллекция из 200 штук исполненных способом фототипии и ручной раскраской", весьма модные в ту пору стереоскопические фотографии с объемным зрительным эффектом - все это свободно и по умеренным ценам можно было приобрести в мастерской Раева или выписать по почте на свой адрес" 124. Все свои фотографии Раев производил самостоятельно и только с натуры.
Раеву принадлежат первые снимки домика М.Ю. Лермонтова в Пятигорске и места дуэли поэта, сделанные Раевым по заказу директора Кавказских Минеральных Вод. Позже Раев снимал все места в регионе, которые посещал М.Ю. Лермонтов. Так же велика заслуга Раева в создании музея "Домик Лермонтова", первым директором которого он стал в 1912 году125.
Григорий Иванович Раев первым запечатлел северные склоны Главного Кавказского Хребта. В 1903 году он был награжден большой серебряной медалью Русского географического общества за снимок Эльбруса. До этого
Раев был удостоен в 1880 году французского ордена "Почетного легиона", в 1888 году серебряной медали Русского технического общества, а в общей сложности более 20-ти почетных дипломов, золотых и серебряных медалей за работы, представленные им на различных отечественных и зарубежных выставках. Снимки Раева издавались во Франции, Германии, Италии, .Англии, Норвегии, Финляндии126.
Итак, фотография в регионе широкое распространение получила фотография. Доступность самого процесса фотографирования, функциональное назначение фотографии - сохранение нужного изображения на многие годы, к тому же эстетические и образовательные функции фотографического искусства привлекали к нему многих людей.
Кинематограф.
Важное культурное значение имело такое крупное коммерческое предприятие, как кинематограф, который был изобретен в XIX столетии. Хотя еще около 70 года до Рождества Христова римский поэт и ученый Лукреций Кар написал следующие строки: "Впрочем, не удивительно, что картины движутся, ритмически вскидывают руками и другими частями тела; исчезает одна и на ее место появляется другая, в другом положении, так, что кажется, будто первая изменила свой первоначальный жест: что впрочем, должно совершаться очень быстро" . Складывается впечатление, что Лукреций Кар имел в виду именно кинематограф.
В России кинематограф появился на рубеже XIX и XX веков и получил широкое развитие. Так, в 1900 году во всей России было только 10 "синематографов". К 1910 году только в одном Петербурге их имелось около семидесяти, а в Москве в 1914 году - более сотни128. Такой быстрый рост российских кинотеатров, прежде всего, был связан с активной деятельностью отечественных предпринимателей.
Первые киносеансы в городах Ставропольской губернии и Терской области прошли в 1896 году, когда на Северный Кавказ прибыл со своим электрическим аппаратом художник Иванов. Он демонстрировал живые картины из жизни Москвы, Петербурга, Лондона и Парижа.
В начале XX века в городах Ставропольской губернии и Терской области тумбы для театральных афиш и первые страницы местной прессы пестрели такими объявлениями как, например, о киносеансе в Ставрополе в театре Иванова: "... 25 июня 1906 года известный демонстратор первоклассного синематографа И.А. Румани даст экстраординарный сеанс. В обширную программу сеанса войдут сенсационные картины из переживаемой в данное время жизни России, а именно: открытие Государственной Думы в Петербурге, приезд членов Думы, выход членов Государственной Думы из дворца после тронной речи Государя. Начало в 9 часов вечера"129.
Следует отметить, что демонстрация отдельных произведений синематографа строго регламентировалась правительством. В Государственном архиве Российской Федерации хранится дело "О порядке демонстрирования посредством синематографа картин, воспроизводящих различные события из жизни Высочайших Особ", датированное 1898 годом, в котором министерство внутренних дел предписывает губернаторам, градоначальникам, обер-полицмейстерам строго следить за соблюдением правил при демонстрации картин, с изображением членов царской семьи и высокопоставленных чиновников, отмечая, что такие картины, как, например, коронация императора Николая П, торжества по случаю открытия в Москве памятника Александра I "показывались подряд с другими картинами иногда комического, иногда легкого содержания, и при этом сопровождались исполнением музыкальных пьес, приноровленных к появлявшимся перед тем на экране картинам иного содержания"