Введение к работе
Актуальность исследования. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX в. стали важным рубежом в социально-экономической, политической и культурной жизни России нового времени. Общими процессами экономической и социальной трансформации России были предопределены и основные направления культурно-исторического развития на окраинах государства. Начало реформ совпало с завершением Кавказской войны, открывшим эпоху мирного освоения Кавказа. Проведение буржуазных реформ, скорая интеграция в общероссийские процессы, развитие городской жизни способствовали миграционной привлекательности Осетии. В течение всего пореформенного периода в ходе широкого переселенческого процесса в этнической структуре Осетии формировались внешние (зарубежные) и внутренние (российские) диаспорные группы представителей разных народов: немецкого, татарского, еврейского, греческого, польского, грузинского, армянского и др.
В полиэтничном и поликонфессиональном обществе перед каждой диа-спорной группой неизбежно встает проблема сохранения этнокультурной идентичности. Разные по численному составу и уровню инкорпорированно-сти в хозяйственно-экономическую и общественно-культурную среду Осетии, диаспоры создавали институты, обеспечивавшие сохранение идентичности. Важным звеном в этой системе культурной самозащиты была национальная школа, которая, кроме образовательных функций, выполняла задачи внутриэтнической консолидации и межпоколенной передачи традиционной культуры, становилась этнокультурным центром для всей группы.
В наше время, в условиях расширяющейся глобализации, вновь актуализируется задача сохранения национальной идентичности, а вместе с ней и ценный исторический опыт организации национального образования. Распад СССР и смена политической системы в России дали новый импульс росту национального самосознания и стремлению народов к возрождению своей национальной культуры, в первую очередь ее главного элемента - национальной школы.
Опыт жизнедеятельности этнических групп в инокулыурном окружении ясно показывает, что школа может стать фундаментальной основой, на которой формируется и модифицируется весь этнокультурный комплекс диаспоры. Поэтому сегодня пристальное внимание представителей этнических сообществ привлекает история своей национальной школы, так как давно и
хорошо известно, что «всякое дело, а учебное особенно, опирается на опыты прошлого»1.
Востребованность этого исторического опыта, позволяющего осмыслить и практически применить принципы и методы организации национального образования, подтверждает актуальность проведенного исследования.
Цель настоящей диссертации заключается в изучении истории национальных школ Северной Осетии во второй половине XIX - первой трети XX в. (в том числе осетинской школы и школ диаспорных групп), определении периодизации и общих закономерностей их развития. Достижение этой цели предполагает постановку и решение следующих основных задач:
характеристика социокультурной среды, в которой проходило становление и развитие национальных школ диаспорных групп;
восстановление фактической последовательности событий, связанных с историей и организационными основами всех национальных школ;
выявление механизмов формирования этнической и конфессинальной идентичности в национальной школе;
определение места школ диаспорных групп в системе народного образования дореволюционной эпохи;
исследование судьбы национальных школ в условиях нового, советского политического режима.
Объектом исследования является национальная школа как важная составляющая жизнеустройства диаспорных групп в Осетии.
Предметом исследования является история основания, образовательная деятельность, механизмы реализации этнокультурных функций школами осетин и проживавших в Осетии второй половины XIX - первой трети XX в. диаспорных групп (армян, евреев, персов, немцев, греков, поляков, татар, ассирийцев и др.).
Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX и первую треть XX в., т. е. период функционирования национальных школ. Середина XIX в. - начало земельной реформы и административных преобразований в Осетии, совпавшее с реорганизацией системы образования на Кавказе и первыми попытками создания школ с этнокультурными целями. Освобождение зависимых сословий и другие модернизационные реформы в центре империи и на ее окраинах способствовали интенсивному экономическому развитию, росту городов, миграционному движению населения на
1 Гассиев А. А. Школьное дело между инородцами на Кавказе // Гассиев А. А. Избранные произведения. Владикавказ, 1992. С. 268.
окраины России. Эти процессы привели к усложнению этнической структуры и территориальному расширению полиэтнической среды. Именно в рассматриваемый период в Осетии формируются диаспорные группы, которые создают собственные институты сохранения этнической идентичности и, в частности, национальные школы. Смена политического режима после Октябрьской революции 1917 г., привела к изменению политико-правовых условий функционирования национальных школ, а затем и прекращению деятельности абсолютного большинства из них в 30-е гг. XX в.
Методологию исследования составили теоретические достижения современной исторической науки, предметом познания которой является человеческая деятельность, понимаемая как внутренне обусловленный и закономерный процесс общественно-исторического развития во всем его многообразии, пространственной и временной конкретности.
В диссертации применены следующие специально-научные методы исторического исследования.
Метод историзма позволил в пределах нашей темы описать этнические общности на территории Осетии во второй половине XIX - начале XX в., раскрыв их деятельность, направленную на сохранение этнической идентичности.
Системно-структурный анализ позволил определить структурные уровни и иерархию в управлении школами, выявить типы национальных школ и нормативно-правовую базу, регламентирующую их деятельность.
Системно-функциональный метод необходим в изучении динамики образовательного процесса в каждой этнической общности, в определении качества обучения и воспитания, структуры учебного материала и т. д.
Комплексный подход позволил определить многоаспектную значимость национальной школы как образовательного учреждения, этнокультурного центра диаспорной группы, механизма сохранения этнической идентичности и социокультурного института адаптации в полиэтнической городской среде.
Степень изученности темы. Историографию рассматриваемых проблем хронологически можно условно разделить на три этапа: дореволюционный, советский, постсоветский. Исследование находится на стыке трех гуманитарных наук (дисциплин) - истории, этнологии и педагогики, чем объясняется обращение к соответствующей литературе.
Дореволюционная российская историография системы образования достаточно обширна, однако она не включает монографических трудов, посвященных школам этнических групп - ни в целом по России, ни, в частности,
по Осетии. В правилах и положениях, принимаемых правительством относительно школ инородцев, школы диаспорных групп не были выделены как отдельное звено системы народного образования. Появление школ «инородцев» упоминалось лишь в общем контексте начального образования или еще уже - в рамках описания церковно-приходских школ.
Историки, исследовавшие перковно-приходскую школу (Ф. В. Благови-дов, П. Ф. Каптерев, Н. В. Чехов, С. В. Рождественский2) по-разному оценивали их роль в системе образования. Так, сторонник ведущего участия духовенства в народном образовании Ф. В. Благовидов утверждал, что деятельность духовенства была положительной и самоотверженной, а П. Ф. Каптеров считал, что церковно-приходская школа была воспроизведением допетровского образования и его характерного свойства - церковности.
В истории педагогической науки наиболее близки нашей теме труды Н. И. Ильминского3, который «создал цельную и законченную школьно-просветительскую систему для инородцев»4, основным принципом которой было обучение детей на родном языке. Рубеж XIX и XX вв. - время борьбы за всеобщее обучение, но «всеобщее обучение и преподавание на родном языке - это две стороны одной и той же медали... Вся история борьбы за начальное образование... является вместе с тем и историей борьбы за образование на родном языке»5.
Вопросы осетинского национального образования поднимали многие просветители и общественные деятели, в том числе К. Хетагуров, А. Колиев, А. Гассиев, С. Гадиев, Г. Дзасохов, X. Уруймагов, отстаивавшие право нерусских национальностей на образование и выступавшие против чрезмерной регламентации школьного дела со стороны государства. «Из прямых, непосредственных хозяев школ учителя делаются подчиненными триединому начальству в лице заведующих школами священников, заведующих группами школ благочинных священников и инспекторов всех школ», - писал X. А.
2Благовидов Ф. В. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование императора Александра П. Казань, 1891; Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования. М., 1913; Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX в. М., 1912; Рождественский С. В. Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVHI-XIX вв. СПб, 1902.
'Ильминский И. Н. Беседы о народной школе. Казань, 1888; Ильминский И. Н. О способах обучения инородцев / Церковные ведомости. СПб, 1900. № 2; Зеленин Д. К. Н. И. Ильминский и просвещение инородцев / Русская школа. СПб, 1902. № 2.
4 Дзасохов Г. О просвещении инородцев // Дзасохов Гиго: Жизнь и творчество. Владикавказ: Проект-Пресс, 2011. С. 181.
5Ососков А. В. Начальное образование в дореволюционной России. М., 1982. С. 97.
Уруймагов6. На открытии школ для нерусских народов «по педагогической системе, сходной с системой профессора Ильминского»7 настаивал А. А. Гас-сиев.
Отстаивая принципы осетинской школы, осетинские просветители, способствовали развитию школ других этнических групп, проживающих на территории Осетии - ведь школы функционировали в едином территориально-административном и образовательном пространстве и в официальных документах были объединены общим определением - «инородческие».
Таким образом, дореволюционная историография темы имела в основном описательно-полемический характер и не включала монографических исследований.
Для советской историографии характерно преуменьшение достижений образования в дореволюционной России и особенно роли духовенства в его становлении. Считалось, что «школы были не столько местом получения образования, сколько местом насаждения православия»8. В этом ключе и рассматривали дореволюционную школу Г. Е. Жураковский, Н. А. Константинов, В. М. Струминский, Э. Д. Днепров и др.9 История образования в Осетии с идеологических позиций советского времени рассмотрена в книгах X. С. Черджиева и М. С. Тотоева10, однако интересующие нас сюжеты в них не упоминаются. Таким образом, советская историография темы не отличалась обширностью и решала преимущественно политико-идеологические задачи.
В 90-е годы XX в. в связи с изменениями в политической жизни страны началась переоценка состояния образовательной системы в России исследуемого периода. Следует признать, что наиболее продуктивная и обширная часть историографии - постсоветская. Впервые появились историко-обра-зовательные исследования об этнических сообществах как России в целом,
6 Уруймагов X. А. Начальная школа в Осетии//Утро гор. Баку, 1910, № 1. С. 45. 7Гассиев А. Школьное дело между инородцами на Кавказе. С. 277.
8 Фидченко О. В. Влияние государственных отношений на развитие народного об
разования в России 1880-1905 гг. Автореферат канд. ист. наук. М., 2003. С. 5.
9 Жураховский Г. Е. Очерки по истории просвещения в дореволюционной России.
М., 1978; Константинов
Н. А., Струминский В. М. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953; Днепров Э. Д. Советская историография дореволюционной отечественной школы и педагогики: проблемы, тенденции и перспективы. М., 1981.
10Черджиев X. С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958; Тотоев М. С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир, 1962.
так и Осетии. Оживилось изучение истории церковно-приходских школ (Т. Г. Леонтьева, Н. В. Флит, С. Пивоваров)11.
Появились исследования по истории образования на Кавказе в XIX — начале XX в. (Л. С. Гатагова, В. К. Кочисов, АХ. Пашаев, Б. В. Туаева12).
История осетинской школы и этапы становления системы национального образования в Северной Осетии представлены в работе Р. С. Бзарова13.
Исторические судьбы всех диаспорных групп Северной Осетии и история их образовательных проектов изучены в работах 3. В. Кануковой14. Исследователь отмечает первостепенное значение национальных школ в жизни диаспор и в числе фунциональных задач выделяет «наряду с общеобразовательными целями межпоколенную трансляцию этноконфессиональных традиций»15.
О становления и развития грузинской школы, о представителях грузинского общества Владикавказа, принимавших непосредственное участие в деятельности этой школы, пишет В. 3. Дзидзишвили16. Истории еврейской общины во Владикавказе посвящена книга М. Петрушанского и О. Метревели, включающая информацию о еврейской дореволюционной школе в Осетии17. Отдельную главу в книге «Греки Владикавказа» посвятил дореволюционной греческой школе в Осетии В. А. Шахбазов18. Краткие сведения о школах этнических групп содержатся в обобщающем издании по истории образования в
11 Леонтьева Т. Г. Церковно-приходские школы в системе начального образования
России второй половины XIX в. М., 1994; Пивоваров С. Образовательная деятель
ность РІГД: проблемы освоения наследия. Новосибирск, 1996; Флит Н. В. Школа в
России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991.
12 Туаева Б. В. Роль общественной благотворительности в развитии народного об
разования в городах Северного Кавказа (конец XIX - начало XX вв.). Владикавказ,
2004; Гатагова Л. С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе
в XIX в. М., 1993; Пашаев А. X. Очерки истории народного образования на Кавказе
в XIX - начале XX вв. Баку, 1991; Кочисов В. К. Актуальные вопросы развития обра
зования и педагогической мысли в Осетии - история, теория, практика. Владикавказ,
1997.
13 Бзаров Р. С. Очерки истории осетинской школы / Историко-филологический ар
хив. № 3. Владикавказ. 2005.
14Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и современное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13; Канукова 3. В. Федосова Е. В. Осетия - перекресток народов и культур. Владикавказ, 2011.
15 Канукова 3. В. Диаспоры в Осетии: исторический опыт жизнеустройства и со
временное состояние. Владикавказ, 2009. С. 13.
16 Дзидзишвили В. 3. Грузинская диаспора в Республике Северная Осетия-Алания.
Владикавказ, 2010.
17Петрушанский М., Метревели О. Шолом, Владикавказ. Владикавказ, 2000. 18 Шахбазов В. А. Греки Владикавказа. Владикавказ, 2001.
Северной Осетии «От века к веку», где приводятся статистические данные о числе учащихся и учителей, о школьных программах этнических школ и делается вывод, что «в XX век Северная Осетия вступила со сформированной образовательной системой»19.
Таким образом, исследование истории национальных школ в Осетии успешно ведется в постсоветский период. Однако специального исследования, посвященного школам диаспорных групп, до настоящего времени не было.
Источниковую базу диссертации составляют документы официального делопроизводства и личного происхождения, а также материалы периодической печати второй половины XIX - первой трети XX в.
Основную группу использованных источников составляет официальная делопроизводственная документация, к которой относятся распоряжения по отдельным начальным училищам, отчеты по их деятельности, прошения, рапорты, уведомления, деловая переписка, финансовые документы. Учетная документация представлена приказами о назначениях, списками учителей и учащихся, годичными ведомостями и проч.
Ряд выявленных документов содержит сведения о духовных учреждениях, а также приходах и храмах, которые представляют интерес для нашего исследования, поскольку нередко при них или при их активном участии открывались национальные школы. Широко привлечены документы, характеризующие жизнедеятельность различных этнических групп и позволяющие сделать выводы о национальной школе как центре этнокультурного развития.
Указанные документы позволяют проследить деятельность школ с момента их открытия, организацию и содержание учебного процесса, выявить персональный состав преподавателей и учащихся, учредителей и попечителей национальных школ, их взаимодействие с администрацией Терской области, с городскими властями.
Большинство использованных документов впервые вводится в научный оборот. Они извлечены из фондов Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания (ЦГА РСО-А)20 и Научного архива Се-
19 От века к веку. Под ред. А. В. Черджиева и А. Ю. Белогурова. М., 2001.
20 ЦГА РСО-А: фонд 11 «Терское областное правление»; фонд 12. «Канцелярия
начальника Терской Области»; фонд 123 «Дирекция народных училищ Терской об
ласти»; фонд 124 «Инспектор народных училищ 1-го района Терской области»; фонд
125 «Инспектор народных училищ 2-го района Терской области»; фонд 131 «Вла
дикавказское реальное училище»; фонд 147«Владикавказское окружное отделение
Епархиального училищного совета»; фонд 199 «Терское областное правление по об
ществам и союзам»; фонд Р-2 «Отдел нацменьшинств»; фонд Р-36 «Терский област-
веро-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В. И. Абаева (НА СОИГСИ)21.
Наряду с архивными документами использованы также опубликованные источники. Ценную информацию содержат научные публикации документов и материалов - пятый том «Материалов по истории осетинского народа», посвященный истории образования, и сборник документов «История Владикавказа (1781 - 1990)»22.
Важное значение для изучения истории национальных школ, их роли в общественной и культурной жизни имеет периодическая печать. В газетах «Кавказ», «Терские ведомости», «Жизнь национальностей» публиковались сведения о культурно-просветительной деятельности школ. К материалам периодической печати примыкает информация, содержащаяся в сборнике «Антология педагогической мысли Северной Осетии»23, объединившем публицистическое наследие известных деятелей культуры и образования.
Научная новизна диссертации заключается во впервые предпринятой попытке комплексного изучения истории школ диаспорных групп на территории Северной Осетии второй половины XIX - первой трети XX в., при этом в научный оборот введен значительный массив неопубликованных источников.
На защиту выносятся следующие основные положения:
история национальных школ в Северной Осетии неотрывна от общей истории национального образования в России, от господствовавших в обществе политических доктрин и идеологических стереотипов;
судьба осетинской школы на каждом этапе ее истории определялась общей культурно-политической ситуацией в Осетии;
- миграционные процессы пореформенного времени способствовали
формированию внешних (зарубежных) и внутренних (российских) диаспор-
ной комитет совета рабочих и крестьянских депутатов»; фонд Р-49 «Отдел народного образования Исполнительного комитета Владикавказского окружного Совета; фонд Р-121 «Народный комиссариат просвещения Терской области»; фонд Р-123 «Народный комиссариат просвещения Горской АССР»; фонд Р-124 «Северо-Осетинский областной отдел народного образования»; фонд Р-786 «Министерство просвещения СО АССР».
21 НА СОИГСИ: фонд 1 « История»; фонд 10 «Архивные материалы по истории возникновения и развития народного образования в Северной Осетии»; фонд «Лингвистика».
22История Владикавказа (1781 -1990 гг.). Сб. документов и материалов. Владикавказ: Ир, 1991; Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Сборник по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942.
23 Антология педагогической мысли Северной Осетии. Сост. Э. К. Каргиев, С. Р. Чеджемов. Владикавказ: Ир, 1993.
ных групп; при этом, как правило, обязательным элементом диаспорной структуры становилась национальная школа;
- национальные школы диаспорных групп обычно выполняли функции
этнокультурных центров для своих этнических сообществ, поэтому создава
лись и содержались за счет организованной диаспорами благотворительной
деятельности;
одной из главных задач национальных школ было сохранение родного языка, преподавание которого было обязательным условием деятельности школы;
в имперский период в образовательные программы национальных школ входило преподавание соответствующего вероучения (православного, армяно-григорианского, римско-католического, лютеранского, иудейского, исламского), служившее механизмом передачи подрастающему поколению национально-конфессиональных традиций;
национальные школы никогда не были замкнутыми структурами, изучение в них русского языка, отечественной истории и география было направлено на формирование общероссийской идентичности.
Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальности ВАК РФ: п. 10. Национальная политика Российского государства и ее реализация. История национальных отношений; п. 11. Социальная политика государства и ее реализация в соответствующий период развития страны; п. 12. История развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.
Практическая значимость. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории образования, для написания учебных пособий по истории отечественного и регионального образования, в преподавательской практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий, разработке общих и специальных курсов в высших и средних учебных заведениях, в практической деятельности национально-культурных обществ.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в пяти научных статьях, а также изложены на международной научной конференции «Россия и Кавказ» 6-7 октября 2009 г., на 5-й ежегодной Школе-конференции молодых ученых «Современная методология гуманитарного исследования».
Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры российской истории и кавказоведения Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.
Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, трех глав, содержащих 14 параграфов, заключения и библиографического списка.