Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Тенденции развития начального образования в России в последней трети ХГХ-начале XX вв 28
1. Система начального образования Нижнего Поволжья в контексте российских реформ 28
2. Направления правительственной политики в сфере образования «инородцев» 49
Глава II. Школы нерусских народов Нижнего Поволжья 67
1. Конфессиональное образование татар Нижнего Поволжья 67
2. Немцы в системе народного просвещения Саратовской губернии 94
3. Казахская и калмыцкая школы степи Астраханской губернии 114
4. Учебные заведения евреев Нижнего Поволжья 128
Заключение 142
Список источников и литературы 145
Приложения 157
- Система начального образования Нижнего Поволжья в контексте российских реформ
- Конфессиональное образование татар Нижнего Поволжья
- Немцы в системе народного просвещения Саратовской губернии
Введение к работе
Современный период общественного развития, ознаменованный закономерным процессом пробуждения самосознания народов России, способствует все возрастающему интересу к их национальному прошлому, к изучению их духовной жизни и культуры. В связи с этим осмысление той роли, которую играли национальные школы в истории народного образования России, приобретает актуальное звучание.
Научный интерес к Нижнему Поволжью вызван, прежде всего, его особым положением, представленным многообразием культур, традиций, религий компактно проживавших в регионе этнических групп. Это делает его чрезвычайно интересным и позволяет рассматривать с различных аспектов. Одним из важных для нас является изучение системы образования региона в национальном срезе.
Период исследования, а именно последняя треть XIX - начало XX веков объясняется тем, что это было время масштабного государственного переустройства системы народного образования и становления широкой сети начальных учебных заведений. Под влиянием реформ в российском обществе активизируется и национальный фактор, пробуждается самосознание нерусских народов, развиваются национальные движения. Вместе с тем одним из главных объектов образовательной политики государства становится конфессиональная школа нерусских народов России. Регламентируется деятельность конфессиональных школ. Одновременно создается альтернативная система учебных заведений для нерусских народов, ставших проводниками образовательной политики на местах. Таким образом, исследуемый период может быть назван переломным и для развития системы национального образования.
В Нижнем Поволжье, исторически сформированном из разнообразных по национально-этническим и религиозным характеристикам регионов, роль конфессионального (и национального) фактора в развитии системы
4 просвещения была немаловажной. В Саратовской губернии одним из активных субъектов системы образования выступали немецкие колонии. В то же время роль татарской конфессиональной школы, в начале XX века второй по численности после государственной (русской), до сих пор остается неизученной. Если говорить об Астраханской губернии, то в начале XX века до 40 % от всех начальных школ здесь являлись этноконфессиональными, что также требует подробного исследовательского анализа. Все это объективно расширяет поле исследовательской деятельности от обобщенного анализа национальных школ данного региона до отдельных аспектов вопроса (становление и развитие отдельно взятой национальной школы, ее «взаимоотношения» с государством, реформирование школы и т.д.).
Сегодня, когда процесс реформирования современной системы образования России не завершен, важно изучение опыта, накопленного в предшествующие периоды, при этом учитывающего традиции поликонфессионалыюсти и многонациональное страны. В связи с этим, обращение к опыту прошлого, связанного с традицией национального обучения и воспитания, прерванной в годы советской власти, обусловило актуальность исследуемой темы.
Тема исследования сопряжена с определением его терминологического аппарата. Возникает вопрос, применимо ли понятие «национальное образование» и «национальная школа» к традиционной системе просвещения, существовавшей у различных народов до 1917 года, ее отличия от государственной школы и обусловленность возникновения определенным периодом развития? Ответы на эти вопросы важны с точки зрения исследовательской проблематики.
Уже в дореволюционный период по отношению к инородческим школам, не входящим в государственную образовательную сеть, наряду с «конфессиональной» встречалось определение «национальная» школа.1 По
См. например: Чехов Н.В. Народное образование в России с 60 годов XIX века. - М: Книгоиздательство «Польза» В. Антик К, 1912. - С. 161.
5 понятным причинам оно не было в общем употреблении. Тем не менее, четко различались сферы государственного инородческого (русско-инородческие училища) и собственно инородческого, традиционного для той или иной народности или конфессии, образования. Выделяли, в частности, еврейскую, немецкую, польскую, армянскую, реже калмыцкую и татарскую школы. По нашему мнению, определяющим критерием здесь служила тесная связь с религией, языком (письменностью) и исторической традицией народа, обособленность от государственной системы просвещения. В этом отношении государственная школа ведомств МНП и Св. Синода второй половины XIX начала XX века может быть названа нами по преимуществу русской. Таким образом, тесно связанное с исповедуемой религией и этнической принадлежностью народа, конфессиональное учебное заведение исследуемого периода вполне обоснованно может быть названо национальным или этноконфессиональным. Данная точка зрения находит свое подтверждение и в современной российской историографии.1
Однако, касаясь вопроса конфессиональных учебных заведений народов, исповедовавших Ислам, возникают определенные трудности, сопряженные со сложностью отнесения их к определенной этнической общности. География их распространения была очень широкой. Только в начале XX века язык и светское направление обучения стали определять характер мусульманских школ.
В соответствии с концепцией национальных движений в Центральной и Восточной Европе чешского историка М. Хроха, фазы культурного пробуждения, политической агитации и массового движения соответствовали определенным этапам становления национального самосознания. Поэтому, по
1 См.: Ганкевич В.Ю. Очерки истории крымскотатарского народного образования (реформирование этноконфессиональных учебных заведений мусульман в Таврической губернии в XIX - начале XX века). - Симферополь: Таврия, 1998. - С. 3; Липчанский A.M. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941. Опыт. Уроки: монография. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - С. 91; Трсщсв А.М., Алферова Г.В., Тарабановская Е.А. История развития образования в Астраханской губернии: XVIII - начало XX в.: Курс лекций. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - С. 50.
мнению Б.Н. Миронова, если волжские и крымские татары, а также азербайджанцы переживали культурные фазы в XIX веке, то к 1905 году они вошли в стадию политической агитации. По мнению О.Н. Коршуновой, о «татарском национализме - преемнике и продолжателе прежних форм этнической и национальной идентификации» можно говорить уже с начала XX века.2 С этой же позиции выступает Д.М. Исхаков, по которому становление национального самосознания татар в результате реформ джадидизма, в начале XX века фактически превратило конфессиональные школы Волго-Уральского региона в национальные. Это положение также подтверждают известные материалы Особых совещаний 1910-1914 годов, так и архивные данные (о «татаризации», «национализации» конфессиональной школы татар в начале XX в.).
Таким образом, имея в виду определенную условность применения концепта «национальное образование», оно вполне подходит для обозначения национальных особенностей системы инородческого образования в России в конце XIX - начале XX вв.
Объектом исследования выступает школы нерусских народов Нижнего Поволжья.
Предметом исследования является развитие образования нерусских народов Нижнего Поволжья в исторических условиях последней трети XIX -начала XX вв.
Хронологические рамки диссертации охватывают период последней трети XIX - начала XX веков. В этот период происходят существенные преобразования в системе начального образования России, активизируется деятельность правительства по решению целого ряда проблем в сфере образования нерусских народов. В свою очередь, различные проекты реформ
1 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. -
СПб.: Изд-во Дмитрий Буланий, 2000. -Т. I. -С. 39-40.
2 Коршунова О.Н. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья в Новое время:
исторический аспект. -Чебоксары: Изд-во «Клио», 2000. - С. 48.
3 Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к социокультурному
осмыслению. - Казань: Иман, 1997. - С. 25-29.
7 находят воплощение и в среде «инородцев». Наиболее наглядно это проявляется в движении джадидизма, затронувшее и татар Нижнего Поволжья. Кроме того, для более широкого взгляда на проблему, допускался и выход за рамки установленных временных границ.
Территориальные рамки исследования включают в себя две губернии, Астраханскую с пятью уездами и Саратовскую с десятью уездами, которые до 1917 года образовывали регион Нижнего Поволжья. В Астраханскую губернию, помимо этого, входили Букеевская Орда (ныне - территория Республики Казахстан) и Калмыцкая степь (ныне - Республика Калмыкия). В ходе административной реформы 1923-1929 годов территория Нижнего Поволжья подверглась значительной перекройке: Николаевский и Новоузенский уезды Самарской губернии вошли в состав Саратовской области, а Царицынский и Камышипский бывшей Саратовской губернии вошли в состав вновь образованной Волгоградской области.
Целью данной работы является изучение национального образования, его места в системе просвещения Нижнего Поволжья, а также исторических условий функционирования национальных школ края в последней трети XIX -начале XX вв.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
дать общую характеристику развития системы начального образования в России и Нижнем Поволжье в последней трети XIX - начале XX веков;
проанализировать направления деятельности Министерства народного просвещения в сфере образования «инородцев»;
рассмотреть особенности развития школ татар, немцев, евреев, казахов и калмык Саратовской и Астраханской губерний. Обобщить результаты исследования;
определить роль и место национального образования в системе просвещения Саратовской и Астраханской губерний.
Степень изученности темы. Проведенный историографический анализ позволяет выделить три неравнозначных по продолжительности и содержанию
8 периода в изучении темы: дооктябрьский (до октября 1917 года), советский и современный (с 1991 года). Каждый из них характеризуется рядом существенных особенностей, обусловленных спецификой темы, так и общественно-политической конъюнктурой, сквозь призму которой она рассматривалась.
Первый период можно охарактеризовать как попытку первичного обращения и осмысления проблемы инородческого образования. Исследования этого периода условно можно разделить на обращенные непосредственно к теме инородческого образования, так и уделяющие внимание ее отдельным аспектам, в рамках изучения проблем развития народного образования России. Последние в большинстве своем не выходят за рамки краткого обзора отдельных законоположений, критики учебного дела и мыслей о необходимости введения обучения на русском языке в школах инородцев.1 Вместе с тем работа Н. Чехова, в которой не только ставится проблема «национальных школ» народов России, приводится их классификация, но и дается критический анализ «обрусительной политики правительства», выходит
за эти рамки.
В исследованиях, обращенных непосредственно к теме инородческого образования, серьезному осмыслению подвергаются вопросы роли и места инородческой школы в системе просвещения России. Пожалуй, наиболее полным обзором вопросов инородческого образования дореволюционного периода является сборник «Инородческая школа», вышедший в 1916 году под редакцией Г. Тумима и В. Зеленко. Здесь нашли отражение актуальные вопросы инородческого образования, ставившиеся прогрессивными деятелями земского и педагогического движения начала XX века: понятие и положение инородческой школы, анализ законов и правил, критика «обрусительной политики» правительства, ущемленное положение родного языка и меры по
1 Рождественский СВ. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. - СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. -785 с.
Чехов Н.В. Народное образование в России с 60 годов XIX века. - М.: Книгоиздательство «Польза» В.Аптик К0, 1912.-224 с.
9 улучшению школьного дела среди инородцев. Эти и другие вопросы ставились в статьях В. Зеленко, С. Левитана, С. Русовой.1 Современным является и тезис последней о национальной школе, в которой «надо видеть не мертвые клерикальные или конфессиональные учреждения, а народные религиозные школы, стоящие в живом непосредственном общении с жизнью народных
масс...».
В следующий исторический период, охватывающий 1917-1991 годы, вместе с трансформацией социально-политической структуры происходит смена оценок и взглядов на педагогические явления прошлого. При этом, если исследования 1930-1950 годов находились под жестким идеологическим давлением, обусловленным ужесточением политического режима в стране, для исторической литературы второй половины 1950-1980 годов было характерным более объективное рассмотрение истории. В работах советских авторов Л. Буслаевой3, А. Эфирова4, Е. Медынского , А. Ососкова6, Н. Константинова и В. Струминского7, система образования представлена с точки зрения классового подхода. Прослеживается тенденция идеологически обусловленной оценки образовательной политики царского правительства, которая однозначно трактуется как реакционная. В то же время в этот период было положено начало систематическому изучению истории образования народов России, собран значительный архивный материал и сделан задел для будущих
1 Зеленко В.А. Что такое инородческая школа // Инородческая школа. Сборник статей и материалов по вопросам инородческой школы / Под ред. Г.Г. Тумима и В.А. Зеленко. -Петроград: Изд-во Н.П. Карбасникова, 1916. - С. 7-18; Левитан С. К вопросу об инородческой школе и национальном самоопределении // Там же. - С. 28-43; Русова С. Инородческая школа и ее запросы // Там же. - С. 18-27.
Русова С. Хроника национальной школы различных народов России // Русская школа. -1908.-№ 3.-С. 31.
3 Буслаева Л.П. История развития просвещения и школы народов СССР с X в. по 1917 г. -
Горький, 1974.
4 Эфиров А.Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. Исторические очерки. -
М: Учпедгиз, 1948.-280 с.
5 Медынский Е.Н. История русской педагогики до Великой Октябрьской Социалистической
революции. - М: Учпедгиз, 1938. - 512 с.
6 Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М:
Просвещение, 1982. - 208 с.
7 Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки но истории начального образования в
России. - М.: Учпедгиз, 1953. - 272 с.
10 региональных и краеведческих исследований. Так работа А. Эфирова представляет собой одну из первых попыток анализа школ нерусских народов Поволжья и Приуралья в широкий временной период. Хотя основной акцент здесь делается на «колониальной» национальной политике царизма и связанных с ней типах «русификаторских» школ, даются общие сведения и о системе конфессионального образования в дореволюционный период.
Особое место в этом ряду занимает и коллективная монография «Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР», в которой, несмотря на наличие идеологических штампов, делается попытка рассмотреть весь спектр школ народов Российской империи конца XIX - начала XX веков, представленных на фоне развития государственной системы образования.1 Вместе с тем, исходя из поставленной проблемы, работа носит скорее обзорный энциклопедический характер, стремясь охватить как можно больше фактических сведений и тем.
На современном этапе (с 1991 г.), свободном от конъюнктуры и идеологических пут советского периода, важными становятся национальные и региональные направления исторических исследований. В работах Б. Миронова3, С. Михайловой, О. Коршуновой4, А. Липчанского1, А. Трещева, Г.
1 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX - начало XX в. / Б.К. Тебиев, Ф.Ф. Шамахов, Р.Ф. Усачева и др.; отв. ред. Э.Д. Днепров. - М.: Педагогика, 1991.-448 с.
См.: Гугнина О.В. Национальные школы в Оренбургской губернии в 1918-1920 гг. // Вестник Оренбургского гос. пед. ун-та. - 2001. - № 3. - С. 94-104; Ефимов Л.А. Системы просвещения нерусских народов и чувашские школы Поволжья и Приуралья в последней трети XIX - начала XX вв.: автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - Чебоксары, 1998. - 25 с; Черказьянова И.В. Немецкая национальная школа в Сибири (конец XIX в. - 1938 г.): автореф. дисс. ...канд. ист. наук. - Омск, 1998. - 26 с; Юмакулов Н.Х. Система образования нерусских народов Среднего Поволжья: структура, организация, практика (70-с гг. XIX -начало XX в.): дисс. ...канд. псд. наук. - Чебоксары, 2002. - 171 с.
3 Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.): в 2 т. -
СПб.: Дм. Буланий, 2000. -Т. 1. -XL, 548 с.
4 Михайлова СМ., Коршунова О.Н. Поволжье и Приуралье: культура многонациональной
провинции. - Казань: Изд-во «Фэн», 2001. - 206 с; Коршунова О.Н. Процессы
социокультурного взаимодействия этнических общностей Поволжья и Приуралья в XVIII -
XIX вв. как проблема историко-политического изучения: дисс. .. .докт. ист. наук. - Казань,
2002.-431 с.
11 Алферовой, E. Тарабановской рассматриваются общие вопросы развития грамотности, просвещения, процессы социокультурного взаимодействия народов России и Поволжья. В данном контексте представляет интерес и работа Е. Вишленковой, которая на примере духовных школ православных, католиков, протестантов, иудеев и мусульман пытается выявить отношение правительства к их реформе в первой четверти XIX века. Актуальным для нас является исследование Е. Тарабановской, на конкретном историческом материале рассматривающей тему развития образования нерусских народов в Астраханской губернии в XIX - начале XX вв.4
Рассматривая блок работ, представляющих региональную историографию, отметим исследовательский интерес к истории развития просвещения отдельных народов Нижнего Поволжья, особенно, в постсоветский период. Весомый вклад в изучение просвещения немцев Поволжья внесли саратовские ученые, интерес к истории национальных школ Астраханской губернии проявляют исследователи из Астрахани (рассмотрены ниже).
Определенный вклад в изучение проблемы внесла и современная западная историография, представленная работами Дж. Слокама, Р. Джираси, исследованием А. Каппелера.6 Но, ориентированные на рассмотрение вопросов
Липчанский А.М. Становление в России общего массового школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941. Опыт. Уроки: монография. -Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001.-281 с.
2 Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская Е.А. История развития образования в Астраханской губернии: XVIII - начало XX в: курс лекций. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001.-118 с.
Вишленкова Е.А. Духовная школа в России первой четверти XIX века. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 184 с.
4 Тарабановская Е.А. Развитие образования татар, калмыков, казахов в Астраханской
губернии в XIX- начале XX вв.: дисс. ...канд. лед. наук. -Астрахань, 2001. -205 с.
5 История Астраханского края: монография. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2000. - 1122 с;
Морозова Е.Н. Культурно-просветительская деятельность саратовского земства, 1866-1890. -
Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1988. - 17 с; Очерки истории Саратовского Поволжья. Т. 2,
ч. 2: 1894-1917 / Под ред. И.В. Пороха. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1999. - 431 с;
Трещев A.M., Алферова Г.В., Тарабановская Е.А. История развития образования в
Астраханской губернии: XVIII - начало XX в: курс лекций. - Астрахань: Изд-во АГПУ,
2001.-118 с.
6 Slocum J.W. Who, and when, were the inorodtsy? The evolution of the category of "aliens" in
imperial Russia. II The Russian Review. - 1998. - V. 57. - № 2. - P. 173-191; Geraci R. Window
on the East. National and imperial identities in late tsarist Russia. - Ithaca and London: Cornell
12 культурной и национальной идентификации народов, а также политики царского правительства в национальной сфере, они, тем не менее, мало затрагивают вопросы инородческого образования в России.
Непосредственное обращение к работам позволяет определить наименее изученные аспекты вопроса в указанный период. В связи с этим наиболее целесообразным, на наш взгляд, представляется сгруппировать исследования по проблемному принципу. Историографический обзор литературы позволяет выделить, по крайней мере, пять блоков исследований, посвященных истории развития конфессиональных школ народов Нижнего и Среднего Поволжья, а именно, татар, немцев, евреев, казахов и калмык.
Изучением татарских конфессиональных школ занимался широкий круг исследователей в разные временные периоды. До революции к вопросам формы и содержания обучения в татарских школах, их материального положения, осмыслению места школы в татарском обществе обращались как татарские ученые, так и деятели Министерства народного просвещения (А. Анастасиев, А. Алекторов, Н. Бобровников, Я. Коблов, А. Остроумов, М. Обухов и др.). Все они связывались с развитием новометодного движения, пытаясь осмыслить это явление с позиции современности. Ценность для нашего исследования представляет статья Н. Казанского, посвященная развитию народного образования в Астраханской губернии, где отдельное место отводится и системе образования татар, приводится статистика школ, их материальное
university press, 2001. - 389 р.; Каппелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. - М.: «Традиция» - «Прогресс-Традиция», 2000. - 342 с. 1 Анастасиев А. Магометанские духовные школы (мектсбе и медрессе) в Симбирском и Сенгилеевском уездах Симбирской губернии. - Симбирск, 1893. - 20 с; Алекторов А. Новые течения в жизни магометанских школ // Журнал Министерства народного просвещения. -1909. - март-апрель. - С. 187-203; Бобровников Н.А. Новые течения в мусульманской школе / Статьи О.Г. Романова и И.Г. Арентова с предисловием Н.А. Бобровникова. - Петроград, 1915. - 32 с; Коблов Я.Д. Конфессиональные школы казанских татар. - Казань, 1916. - 119 с; Остроумов Н.П. К истории мусульманского образовательного движения в России в XIX и XX столетиях // Мир Ислама. - Т. И. -1914. - № 5. - С. 302-327; Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Статистический очерк татарских и башкирских низших школ (мектебов) Уфимской губернии по данным исследования Уфимской губ. зем. управы 1912-1913 года.-Уфа, 1915.-94 с.
13 положение, учебный процесс, развитие русской грамотности среди татар, делается вывод об огромном невежестве населения губернии.1
Исследование темы продолжалось и в советский период в трудах историков и педагогов. Одной из первых в этой области стала работа Дж. Валидова «Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года)», ценность которой в том, что была написана современником, прошедшим все этапы обучения в татарской школе. Опираясь на обширные материалы Национального архива Республики Татарстан (Татцентрархив), серьезное научное исследование, посвященное развитию школьного дела среди татар дореволюционного периода, было проведено и В. Гороховым.3 При этом основные акценты были сделаны на «русификаторской» школыюй политике царизма, противопоставлении джадидизма и кадимизма, что было характерным для представителей советской историографии.
В последующем вопросы конфессионального образования татар рассматривались в работах А. Махмутовой, С. Михайловой, Р. Нафигова, Я. Ханбикова, А. Каримуллина и др.4 В частности, в последней вопросам просвещения, грамотности и уровня образованности татар дореволюционного периода посвящен отдельный параграф во введении к диссертации, в котором подчеркивается важность изучения данной проблемы.
Возрастающий интерес к изучению различных аспектов конфессионального образования татар наблюдается и в работах постсоветского
1 Казанский Н.Ф. Народное образование в Астраханской губернии // Русская мысль. - 1898. -
Кн. 11.-С. 1-Ю.
2 Валидов Дж. Очерк истории образованности и литературы татар (до революции 1917 года).
- М., Петроград: Государственное издательство, 1923. - 107 с.
3 Горохов В.М. Реакционная школьная политика царизма в отношении татар Поволжья. -
Казань: Татгосиздат, 1941. -260 с.
4 Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар. (Борьба вокруг школьного
вопроса. 1861-1917). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1982. - 96 с; Михайлова
СМ. Из истории формирования и развития передовой общественной мысли среди татар
Поволжья. (Просветительство 1800-1861 гг.): дисс. ...канд. ист. наук. -Казань, 1968. -408 с;
Из истории педагогики в Татарии. Сборник I / Отв. ред. Я.И. Ханбиков. - Казань, 1967. - 155
с; Нафигов Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической
мысли. (Очерк истории 1895-1917 гг.). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1964. -
446 с; Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века: дисс. ...докт. филол. наук. -
Казань, 1977.-388 с.
14 периода. Развитию школ и деятельности отдельных педагогов в местах компактного проживания татар посвящены исследования Р. Хамидова, С. Рахимова, Т. Биктемировой.1 Вопросы развития грамотности татар по переписи 1897 года рассмотрены И. Загидуллипым. Методическим аспектам учебного процесса, а также анализу учебных пособий в конфессиональных школах татар посвящены исследования М. Гибатдинова, Ф. Ялалова и Р. Валиуллина. Особенности учебного процесса в татарских школах даны в работах Р. Амирханова, Р. Гимазовой, А. Мухаметшина, 3. Шарафутдинова и Я. Ханбикова и др. Теоретический аспект проблемы проанализирован Я. Абдуллиным, Д. Исхаковым, 3. Еналиевым, Р. Мухаметшиным, Р. Салиховым. Таким образом, рассматривается широкий спектр вопросов, посвященных развитию конфессионального образования татар Среднего Поволжья и
1 Хамидов Р. Формирование и становление советской татарской школы в Среднем Поволжье (1917-1922 гг.): дисс. ...канд. ист. наук. - Казань, 2002. - 205 с; Рахимов С. Абдурахман Умеров: долгое возвращение // Гасырлар авазы. - Эхо веков. - 2004. - № 1. - С. 252-255; Биктемирова Т. Татары у истоков просвещения Средней Азии // Татарстан. - 2001. - № 9. -С. 58-62.
'J
Загидуллин И.К. Перепись 1897 года и татары Казанской губернии. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2000. -223 с.
3 Гибатдинов М.М. Становление и развитие преподавания истории татарского народа и
Татарстана (конец XIX в. - XX в.): автореф. ...канд. иед. наук. - Казань, 2003. - 23 с; Ялалов
Ф.Г. Эшодидактика. Монография. - М: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 151 с; Валиуллин Р.Н.
Татарские учебники по гуманитарным дисциплинам (конец XIX - начало XX века): автореф.
...канд. филол. наук. - Казань, 2001.-28 с.
4 Амирханов Р.У. Некоторые особенности развития народного образования у татар в
дооктябрьский период // Народное просвещение у татар в дооктябрьский период / Отв. ред.
Р.У. Амирханов. - Казань, 1992. - С. 22-60; Гимазова Р.А. Просветительская деятельность
Нигматуллиных-Буби (конец XIX - начало XX вв.): дисс. ...канд. ист. наук. - Казань, 2004. -
215 с; Мухаметшин А.Г. Становление и развитие педагогической мысли в Волжской
Булгарии (8 - 14 вв.): автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Казань, 1995. - 22 с; Медресе
«Мухаммадия»: история и современность: сб. ст. / Под ред. P.M. Мухаметшина. - Казань:
Иман, 2003. - 87 с; Шарафутдинов З.Т., Ханбиков Я.И. История педагогики Татарстана. -
Казань, 1998.-307 с.
5 Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место. -
Казань: Иман, 1998. - 41 с; Исхаков Д.М. Феномен татарского джадидизма: введение к
социокультурному осмыслению. - Казань: Иман, 1997. - 80 с; Еналиев З.Х. Идеология
татарского национального образования в общественно-политической мысли Х1Х-начала XX
вв.: дисс. ...канд. ист. наук. - Казань, 1998. - 187 с; Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX
веке. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). - Казань: Изд-во
«Фэн», 2003. - 303 с; Салихов P.P. Участие татарского предпринимательства России в
общественно-политических процессах второй половины XIX - начала XX в. Реформа
институтов локальной мусульманской общины. - Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2004. -260 с.
15 Приуралья. В той или иной степени материалы о татарских школах Нижнего Поволжья нашли отражение в работах Ф. Рашитова и С. Рахимова.1 Последняя вызывает особый интерес подбором архивных и документальных материалов, относящихся к развитию просвещения татар Астраханской губернии в дореволюционный период.
Немало интересных аспектов по вопросу имеется и в работах зарубежных авторов С. Зенковского и А.-А. Рорлих.2 Многие теоретические положения и факты, высказанные ими еще в 1960-1980 годы, нашли признание и подтверждение в трудах отечественных авторов постсоветского периода. Поэтому они заслуживают исследовательского внимания.
Обращаясь к истории изучения школ немцев Нижнего Поволжья, необходимо отметить определенный исследовательский интерес к проблеме уже в дореволюционный период. В трудах исследователей рассматриваются такие вопросы, как колонизация Поволжья, экономическое, правовое положение и быт немецких колонистов. Вместе с тем определенное место отводится и системе конфессионального образования. В частности, в работе X. Клауса подробнейшим образом описываются особенности национального образования немцев, положение учителей, учащихся, программы обучения в конфессиональных училищах до середины XIX века.4 Отчет А. Будиловича, составленный по результатам служебной поездки в 1904 году, напротив, анализирует недостатки системы обучения и меры, предпринимаемые учебной администрацией Самарской и Саратовской губерний, по распространению
Рашитов Ф.А. История татарского народа. - Саратов: Региональное приволжское изд-во «Детская литература», 2001. - 287 с; Габдрахман Гомэри: фэнни-биографик жыентык / Тозуче-автор С.Рахимов. - Казан: Рухият, 2003. - 384 б.
2 Zenkovsky S.A. Pan-Turkism and Islam in Russia. - Cambridge, Massachusetts: Harvard
university press, 1960. - 345 p.; Rorlich A.-A. The Volga tatars. A profile in national resilience. -
Stanford: Hoover institution press, 1986. -XVI, 288 p.
3 Велицын A.A. Немцы в России. - СПб., 1893. - 282 с; Дитц Я.Е. История поволжских
немцев-колонистов / Под науч. ред. И.Р. Плеве. - М.: Готика, 1997. - 495 с.
4 Клаус X. Наши колонии. Опыты и материалы по истории и статистике иностранной
колонизации в России. - СПб., 1869. - 455 с.
русской грамотности в «школах бывших колонистов».1 Работы эти, имеющие источниковый характер, представляют большую ценность и сегодня.
Из работ зарубежных авторов следует выделить исследование Дж. Лонга, в котором делается попытка проследить изменение социального и правового положения немцев Саратовской губернии в 1860 - 1917 гг., касаясь в т.ч. и сферы образования.2
На современном этапе всплеск исследовательского интереса к теме вызвал огромное число работ, посвященных истории, культуре и системе образования немцев Нижнего Поволжья.3 Среди них следует особо отметить диссертацию Н. Вашкау4, обращенную непосредственно к проблемам школы и образования поволжских немцев в длительной исторической перспективе и работы А. Германа и И. Плеве, на значителыюм архивном материале раскрывающие различные аспекты истории поволжских немцев. В целом, следует признать значительный вклад в изучение вопроса за региональной историографией, представленной трудами местных исследователей.
Менее разработанной является проблема истории развития конфессионального образования казахов Нижнего Поволжья. До революции
Отчет о командировочной поездке т.е. А.С. Будиловича в Казанский, Оренбургский и Западно-Сибирский учебные округа. (В октябре, ноябре и декабре 1904 года). - СПб., 1905. -210 с.
2 Long J.W. The Volga germans of Saratov province between reform and revolution, 1861-1905 II Politics and society in provincial Russia: Saratov, 1590-1917 I Ed. by R.A. Wade, S.J. Seregny. -Columbus: Ohio state university press, 1989. - 10, 468 p.; Long J.W. From privileged to dispossessed: the Volga germans, 1860-1917. - Lincoln and London: University of Nebraska press, 1988.-377 p.
Вашкау Н.Э. Фонды волостных и сельских правлений как массовый источник по истории народного образования немцев Поволжья (1870-1918) // Российские немцы. Историография и источниковедение. - М., 1997. - С. 191-198; Герман А.А. Немецкая автономия на Волге. 1918-1941. Ч. 2. Автономная республика. 1924-1941. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1994.-416 с; Герман А.А., Плеве И.Р. Немцы Поволжья. Краткий исторический очерк. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2002. - 141 с; Ерина Е.М. Очерки истории культуры немецкой автономии на Волге. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1995. - 112 с; Из истории культуры немцев Поволжья: сборник статей / Отв. ред. В.А. Артисевич. - Саратов: Изд-во Саратов, унта, 1993. - 95 с; Плеве И.Р. Немецкие колонии па Волге во второй половине XVIII века. -М.: Готика, 2000. - 448 с; Очерки истории Саратовского Поволжья / Под ред. И.В. Пороха. Т. 2, ч. 2: 1894-1917. -Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1999. - 431 си др. 4 Вашкау Н.Э. Духовная культура немцев Поволжья: проблемы школы и образования. 1764-1941: дисс. ...докт. ист. наук. - Саратов, 1998. - 403 с.
17 1917 года отдельные сведения по вопросу развития грамотности среди казахов можно найти в трудах казахского просветителя И. Алтынсарина и др.1 Однако серьезное исследование вопрос получил лишь в советский период. Так в небольшом очерке Н. Сабитова «Мектебы и медресе у казахов» было проведено первое, по словам автора, подобного рода исследование. Были рассмотрены вопросы материального положения, учебной части мектебов и медресе волжских татар и в Средней Азии, приведены программы и учебники, использовавшиеся в них, статистика школ (не включены школы Внутренней Киргизской Орды), развитие новометодного движения и русской грамотности среди казахов. В то же время делается вывод о безжизненности и культурной отсталости системы обучения в мектебах и медресе Средней Азии, являющихся «проводниками панисламизма и пантюркизма». Подобного рода ярлыки в целом отражают специфику советской историографии по теме.
В дальнейшем, в 1960-1970 годы, внимание конфессиональным школам казахов уделяется в работах Д. Айтмамбетова, А. Сембаева, диссертациях Т. Тажибаева и Г. Храпчепкова.4 Общим для них является представить систему образования Туркестанского края в целостности, включая анализ начального, среднего и профессионального образования, так и русско-инородческих училищ, конфессиональных мектебов и медресе. Наибольший интерес для нас представляют исследования Т. Тажибаева и Г. Храпчепкова. В них на значительном архивном материале раскрывается тема развития народного
См.: Алтынсарин И. Начальное руководство к обучению киргизов русскому языку. -Оренбург, 1879. - VIII, 62 с; Алтынсарин И. Избранные произведения / Сост. Б.С. Сулеймеиов. - Алма-Ата: Изд-во АН Казах. ССР, 1957. - 465 с; Валиханов Ч.Ч. Избранные произведения / Под ред. А.Х. Маргулана. - Алма-Ата: Казгослитизд, 1958. - 643 с.
2 Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов (историко-педагогический очерк). - Алма-Ата:
Изд-во АН Казахской ССР, 1950. - С. 3.
3 Сабитов Н. Мектебы и медресе у казахов (историко-педагогический очерк). - Алма-Ата:
Изд-во АН Казахской ССР, 1950. - С. 4.
4 Айтмамбетов Д. Дореволюционные школы в Киргизии. - Фрунзе: Изд-во АН Киргизской
ССР, 1961. - 129 с; Сембаев А.И., Храпченков Г.М. Очерки истории школ Казахстана (1901-
1917 гг.). - Алма-Ата: Мектсн, 1972. - 164 с; Тажибаев Т.Т. Развитие просвещения и
педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX века: автореф. дисс. ...докт.
пед. наук. - Алма-Ата, 1962. - 61 с; Храпченков Г.М. Школы Казахстана в начале XX века
(1901-1917 гг.): автореф. дисс. ...канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1964.-20 с.
18 образования и педагогической мысли в Казахстане во второй половине XIX и начале XX веков. В частности, Т. Тажибаевым обращается внимание на то обстоятельство, что «в Казахстане, как и в других национальных окраинах России, существовали две системы школ, одна для русского населения, а другая - для нерусского населения (русско-казахские, русско-туземные1, аульные, старшинские, мусульманские школы)». Приводится классификация системы начальных школ. Отдельный параграф второй главы диссертации посвящен школам Внутренней (Букеевской) Орды, где дается описание и приводится статистика мектебов, медресе и русско-казахских школ. В исследовании Г. Храпчепкова, рассматривающего развитие народного образования в Казахстане в начале XX века, подвергаются анализу различные типы правительственных и «национальных школ». Отдельная глава диссертации посвящена конфессиональным школам Казахстана с 1901 по 1917 годы, где приводится сравнительный анализ учебных планов повометодных мектебов с аналогичными документами правительственных школ. В целом, работы эти носят общий характер, стремясь охватить данные по территории всего Казахстана.
На современном этапе развития исторической науки отдельные сведения, относящиеся к просвещению казахов Внутренней (Букеевской) Орды можно почерпнуть из работ Б. Кенжетаева и авторов, представляющих региональную историографию, в частности, коллективного курса лекций А. Трещева, Г. Алферовой, Е. Тарабаповской.3 В последней вопросы дореволюционного просвещения казахов и, особенно, русско-казахских школ рассматриваются
1 Необходимо отмстить, что русско-туземные школы являли собою не что иное, как русские
классы при мектебах. Поэтому представлять их как самостоятельный тип учебных
заведений, что встречается в работах советских и постсоветских авторов, не является
корректным.
2 Тажибаев Т.Т. Развитие просвещения и педагогической мысли... - С. 11.
3 См.: Кенжетаев Б.А. Казанские учебные заведения и процесс формирования казахской
интеллигенции в середине XIX - начале XX вв. - Казань: Издательский дом «Пиф», 1998. -
88 с; Астраханские казахи: история и современность / Под ред. Г.Д. Урастаевой. -
Астрахань: Волга, 2000. - 277 с; Трещев А.М., Алферова Г.В., Тарабановская Е.А. История
развития образования в Астраханской губернии: XVIII - начало XX в.: курс лекций. -
Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - 118 с.
19 более обстоятельно. Таким образом, анализ вышеприведенных работ позволяет нам сделать вывод о том, что конфессиональное образование казахов Букеевской Орды не было предметом специального исследования.1
Малоисследованной является история развития конфессионального образования калмыков Нижнего Поволжья. До революции 1917 года общие вопросы развития грамотности среди калмыков Астраханской губернии рассматривались в статье И. Степного. При этом исследование ограничивалось рамками анализа русской грамотности среди калмыков, положением русско-калмыцких улусных и аймачных школ.
Более детальное освещение вопрос получает в годы советской власти. В сборниках, работах В. Килганова, Н. Ташнинова, У. Эрдниева рассматриваются вопросы развития культуры и просвещения в калмыцких улусах до 1917 года. Обзор истории калмыцкого просвещения, начиная с XVII века, представлен в статье Н. Ташнинова.4 Небольшой параграф, посвященный проблеме образования калмыков до 1917 года, где на основе архивных материалов освещается и вопрос хурульного образования, отведен в «Очерках истории Калмыцкой АССР». О ценности сборника говорит тот факт, что материалы, представленные в нем, нашли отражение и в работах других авторов. В исследовании Н. Иванова, рассматривающего развитие школьного образования в Калмыцкой АССР, отдельная глава посвящена школьному делу калмыков до революции 1917 года. Анализируется содержание, методы обучения, учебные
Здесь не учитывалась постсоветская историография Республики Казахстан из-за ее малодоступности.
2 Степной И. Школьное дело в калмыцкой степи Астраханской губернии // Вестник
воспитания. - 1911. -№ 5. - С. 140-166.
3 См.: Калмыкия в истории СССР. Пособие для изучающих историю родного края / М.Л.
Кичиков, А.А. Чужгинов, А.И. Наберухин и др. - Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1968.
- 184 с; Килганов В.У. Становление школьного образования в Калмыкии. - Элиста:
Калмиздат, 1968. - 67 с; Ташнинов Н.Ш. Очерки истории просвещения Калмыцкой АССР. -
Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1969. - 213 с; Эрднисв У.Е. Калмыки (конец XIX -
начало XX вв.). Историко-этнографические очерки. - Элиста: Калмыцкое книжное изд-во,
1970.-312 с.
4 Ташнинов Н.Ш. Просвещение // Из истории культуры дореволюционной Калмыкии / Отв.
ред. И.И. Орехов. - Волгоград: Нижневолжское книжное изд-во, 1967. - С. 6-40.
5 Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период / Глав. ред. Н.В. Устюгов. - М.:
Наука, 1967.-479 с.
20 пособия, используемые в хурульных, миссионерских и улусных школах. При этом обращается внимание на тяжелое материальное положение, также и «догматичность обучения в хурульных школах...».1
Пожалуй, одним из самых обстоятельных трудов по истории калмыков являются очерки У. Эрдниева, отличающиеся подробностью изложения и значительным архивным материалом. В работе приводятся и данные по содержанию обучения в хурульных и улусных школах, статистика школ, положение калмыцких учителей, учащихся, численность духовных лиц Астраханской губернии. Тем не менее, особенностью всех вышеперечисленных работ является отсутствие специального исследовательского внимания к проблеме конфессионального образования калмыков и, соответственно, обзорный характер анализа вопроса. Из современных авторов следует выделить работы Я. Аппаевой, М. Батмаева, О. Мукаевой и указанную ранее коллективную монографию А. Трещева, Г. Алферовой, Е. Тарабаиовской, в которых, в числе прочего, отводится место и хурулыюму образованию калмыков.2
Проблема развития конфессионального образования евреев Нижнего Поволжья вплоть до настоящего времени остается малоизученной. По крайней мере, доступных для нас исследований по вопросу не имеется. Из работ общего характера в дореволюционный период для нас представляют интерес статьи Я. Лещинского и неизвестного автора, опубликованные в журналах «Еврейский мир» и «Русская школа». В первой дается состояние образования в хедерах Киевской губернии по результатам их переписи в 1904 году. Подробно рассматривается статистика школ, учащихся и учителей, программы обучения и учебные пособия, тяжелое, если не бедственное, материальное положение
1 Иванов Н.Л. Развитие школьного образования в Калмыцкой АССР (1917-1965): авторсф.
дисс. ...канд. пед. наук. - М., 1966. - С. 7.
2 Аппаева Я.Б. Русско-калмыцкое содружество в становлении и развитии народного
образования Калмыкии (XIX в. - 20-40-е гг. XX в.): автореф. дисс. ...канд. пед. наук. -
Волгоград, 2001. - 20 с; Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках: события, люди, быт. -
Элиста: Калмыцкое книжное изд-во, 1993. - 381 с; Мукаева О.Д. Этнопедагогика калмыков:
история, современность. - Элиста: АПП «Джангар», 2003. - Ч. 2,3. - 376 с.
21 данного типа школ. В следующей описывается состояние школьного дела евреев Могилевской губернии. Причем эти данные экстраполируются на территорию всей России, где имелись конфессиональные учебные заведения евреев. Рассматривается материальное положение и учебная часть хедер и талмуд-тор. Общим для обеих статей является критика существующего положения учебного дела («хедерной косности») и призыв к его реорганизации.
В следующие исторические периоды отдельные сведения по конфессиональным школам евреев встречаются в трудах Ю. Гессена, Е. Медынского, А. Липчанского, и др.3 Однако они ограничиваются статистическими данными и характеристикой правительственной политики по еврейскому вопросу. Особое место занимает работа Е. Вишлеиковой, в которой, наряду с прочими, рассматривается проблема правительственных мер по реформированию духовной школы евреев в первой четверти XIX века.4
Проведенный историографический анализ свидетельствует, что тема развития школ нерусских народов Нижнего Поволжья в последней трети XIX -начале XX веков не была предметом специального исследования, которое позволило бы создать целостное представление о национальном образовании края в указанный период. Исключением является работа Е. Тарабановской; рассматривающей различные аспекты вопроса развития национального образования в Астраханской губернии.
Лещинский Я. Из школьной жизни одного местечка // Еврейский мир. - 1909. - апрель. - С. 53-73.
2 Бр-н. Школьное дело среди евреев России // Русская школа. - 1908. - № 5-6. - С. 86-113.
3 Гессен 10. История еврейского народа в России: В 2 Ч. - Ленинград, 1927; Медынский Е.Н.
История русской педагогики до Великой Октябрьской Социалистической революции. - М.:
Учпедгиз, 1938. - 512 с; Лиичанский A.M. Становление в России общего массового
школьного образования в период социально-экономических преобразований: 1861-1941.
Опыт. Уроки: монография. - Астрахань: Изд-во АГПУ, 2001. - 281 с; Бимбад А.Р. Евреи
Астраханского края // Материалы четвертой краеведческой конференции. - Астрахань, 1991.
- Ч. 1. - С. 61-65; Vekselman М. Development of Jewish education in Central Asia. (Late
nineteenth - early twentieth centuries). II Shvut. N. S. - Tel Aviv, 1996. - № 3. - P. 30-54.
4 Вишленкова E.A. Духовная школа в России первой четверти XIX века. - Казань: Изд-во
Казанского ун-та, 1998. - 184 с.
Источниковая база исследования. В работе можно выделить несколько групп источников: неопубликованные материалы и опубликованные актовые, документальные, статистические материалы, а также материалы центральной и региональной периодической печати.
Первую группу источников составили материалы делопроизводства, отложившиеся в фондах государственного архива Астраханской области (ГА АО), государственного архива Саратовской области (ГА СО), Национального архива Республики Татарстан (НА РТ), а также Хранилища отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ.
Ценные сведения по развитию конфессионального образования народов Нижнего Поволжья содержат фонды государственного архива Астраханской области (ГА АО). В фонде Канцелярии астраханского гражданского губернатора (ф. 1) содержатся секретные отчеты о конфессиональных школах казахов Внутренней Киргизской Орды и татар, представлены программы, учебные пособия, учительский состав джадидистких школ, данные о развитии новометодного движения в губернии. Представление о развитии начального народного образования в губернии дают материалы, хранящиеся в фонде Астраханского губернского статистического комитета (ф. 32). Здесь содержатся подробные статистические сведения о национальном, исповедальном составе населения и разного типа начальных учебных заведениях края, приводятся данные их материального положения, учебные пособия и программы, национальный и сословный состав учащихся. Также имеются сведения и о развитии русско-инородческого образования среди казахов, калмыков и татар, к которым прилагаются подробные ведомости числа школ и состава учащихся учебных заведений губернии, в т. ч. конфессиональных мектебов и медресе Внутренней Киргизской Орды. В фонде Астраханского губернского правления (ф. 13) содержатся наиболее полные материалы, таблицы и отчеты, составленные директором народных училищ, уездными исправниками и инспекторами о численности мусульманского населения, мечетях и школах при них, секретные данные о развитии джадидисткого движения, периодике,
23 выписываемой татарами и т. д. Отметим, однако, что статистика, прилагаемая
здесь, не отличаются особой точностью, а, отчасти, носит противоречивый характер. Данные о панисламистких кружках, агитаторской деятельности А. Умерова и др. лиц содержатся в фонде Астраханского губернского жандармского управления (ф. 286).
Сведения о развитии народного образования в Саратовской губернии до 1917 года представлены в фондах государственного архива Саратовской области (ГА СО). В частности, Фонд Инспекции народных училищ города Саратова (ф. 280) содержит материалы о татарских и еврейских конфессиональных учебных заведениях города, их материальном положении, составе учащихся, программы предметов и учебные пособия, принятые в них. Здесь же представлены данные развития начального народного образования на примере саратовских школ. Фонд Церковного совета евангелическо-лютеранской церкви св. Марии (ф. 852) содержит документы о немецкой колонизации Поволжья, приводятся карты немецких колоний губернии и иные источники на немецком языке.
Особое место занимают материалы, находящиеся в фонде Попечителя Казанского учебного округа (ф. 92) Национального архива Республики Татарстан. Здесь представлен наиболее полный и подробный перечень материалов, затрагивающий все аспекты исследуемой проблемы. Исследовательскому анализу подверглись делопроизводственные акты, сметы, распоряжения, отчеты попечителя учебного округа, директоров и инспекторов народных училищ. Приводятся переписка по вопросу состояния учебного дела в школах немецких колонистов, сведения о состоянии улусных школ, о постановке учебно-воспитательного дела в русско-инородческих школах, мектебах и медресе Саратовской и Астраханской губерний (их статистика, учащийся и учительский состав, санитарно-гигиеническое положение, сроки и особенности обучения и т.д.), сведения об учебных пособиях, принятых в татарских, еврейских и немецких конфессиональных учебных заведениях.
24 Значительный материал дается и по развитию системы начального образования в крае.
Разнообразный и интересный материал по истории конфессиональных школ татар дореволюционного периода представлен в фонде (ф. 24) Хранилища отдела рукописей и текстологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ.
Вторую группу источников составили опубликованные материалы. К ним относятся материалы актового характера, опубликованные документальные, справочные и статистические сборники, а также материалы центральной и региональной периодической печати.
Среди опубликованных источников важное место в исследовании принадлежит законодательным актам (сборники и выдержки из высочайших распоряжений, положений, постановлений Министерства народного просвещения). Эти документы позволяют определить направленность и характер государственной политики по отношению к школам инородцев. Здесь же следует выделить сборник, составленный Г. Фальборком и В. Чарнолуским, в котором был систематизирован свод законов, правил, распоряжений и инструкций, посвященных инородческим и иноверческим училищам Российской империи, издававшимся в течение XIX века.2 Часть из них впоследствии отложилась в местных архивах, поэтому он имеет большое значение для данного исследования.
Особую группу источников составляют статистические материалы, которые можно разделить на правительственную статистику и статистику регионального характера. К первой относятся материалы всеобщей переписи населения 1897 года и однодневной переписи начальных школ империи 1911
1 Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной
России, угвержденные Министерством народного просвещения 31 марта 1906 года с
изменениями, последовавшими 2 января 1907 года. - Казань, 1907. - 6 с; Сборник законов о
мусульманском духовенстве в Таврическом и Оренбургском округах и о магометанских
учебных заведениях. - Казань, 1898. - 61 с; Обзор деятельности ведомства Министерства
народного просвещения за время царствования императора Александра III. (Со 2 марта 1881
по 20 октября 1894 г.). - СПб., 1901. - 524 с.
2 Инородческие и иноверческие училища. Систематический свод законов, распоряжений,
правил, инструкций и справочных сведений об училищах / Сост. Г. Фальборк, В.
Чарнолуский. - СПб.: Издание тов-ва «Знание», 1903. - 62 с.
25 года.1 Здесь представлены данные развития начального народного образования и грамотности народов империи и в губерниях Нижнего Поволжья.
К документам, представляющим региональную статистику, относятся сборники докладов, отчеты, обзоры, подготовленные земством Саратовской губернии, к справочным изданиям - памятные книги Астраханской губернии. В них, помимо обзора системы начального образования, содержатся ценные сведения и о национальных школах края.
Третью группу опубликованных источников составили данные периодической печати. В целях более достоверного раскрытия исследуемой темы нами были привлечены материалы периодической печати, как центральной, так и изданий регионального характера: «Вестник воспитания», «Русская школа», «Русская мысль», «Еврейский мир», «Астраханский листок», «Саратовская земская неделя», «Идель» (Волга). Ее страницы позволили отразить «живую» историю, не зафиксированную в иных источниках.
Таким образом, проведенный обзор источников позволяет говорить о наличии достаточной документальной базы для объективного освещения проблемы.
Методология исследования. В диссертационном исследовании автор придерживался принципов историзма, объективности и научности, основанных на диалектическом подходе к изучению прошлого. Принцип объективности
Начальное народное образование в России / Под ред. Г. Фальборка и В. Чарнолуского. Т. 1. Статистические таблицы по уездам, городским поселениям и селениям Империи. - СПб.: Тип. тов-ва «Народная Польза», 1900. - XIX, 407 е.; Всеподданнейший отчет министра народного просвещения за 1910 год. -СПб., 1912. -XIII, 65, 251 с; Общий свод по Империи результатов разработки данных первой всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 г.: в 2 т. - СПб., 1905. - Т. 2. - LIX, 415 с; Однодневная перепись начальных школ в Империи, произведенной 18 января 1911 года / Под ред. В.И. Покровского. Вып. VI. Казанский учебный округ. - СПб., 1913. - 33, 122 с; Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897. Т. 2: Астраханская губерния. Тетрадь 2. - СПб., 1904. - XI, 167 с; То же. Т. 38: Саратовская губерния. - СПб., 1904. -XII, 249 с.
Доклады управы по вопросам народного образования. Книжка докладов IV. - Саратов, 1904. - 114 с; Материалы о состоянии народного образования в Саратовской губернии за 1910-1911 гг. - Саратов, 1916. - Вып. 1. - 109 с; Обзор начального народного образования в Саратовской губернии за 1900-1901 учебный год. - Саратов, 1901. - 301 е.; Народное образование в Саратовской губернии на 1 января 1915 г. Обзор: школы, учащиеся, учащие, бюджет. - Саратов, 1915. - 170 с; Памятная книжка Астраханской губернии на 1904 г. -Астрахань, 1904; Памятная книжка Астраханской губернии на 1914 г. -Астрахань, 1914.
26 предусматривал анализ названной проблемы на основе фактического документального материала, не противоречащего объективному отражению действительности. Принцип историзма предполагал изучение развития национального образования Нижнего Поволжья в определенную историческую эпоху, характеризующуюся определенными социально-экономическими, политическими и идеологическими условиями. Принцип научности предусматривал анализ и систематизацию выявленных фактов и их критическое осмысление.
В исследовании использовались методы, реализующие принципы историзма, объективности и научности: сравнительно-сопоставительный, историко-ретроспективный, метод обобщения исторических фактов.
Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к анализу вопроса развития национального образования в Нижнем Поволжье в последней трети XIX - начале XX веков:
был проведен системный анализ тенденций развития начального образования в России и на примере Нижнего Поволжья (исторический контекст);
проведено сравнительное изучение систем просвещения нерусских народов края, в т. ч. на базе развития грамотности;
определено место национального образования в системе просвещения края;
показана роль русскоязычного просвещения для различных народов Нижнего Поволжья;
подробно рассмотрены особенности развития татарской и еврейской
конфессиональных школ, проанализирована связь татарского
конфессионального образования Нижнего Поволжья с регионом Среднего Поволжья и Приуралья;
введен в научный оборот круг статистических материалов, представленный в виде таблиц, дающих представление о системе образования края в целом.
Практическая значимость исследования обусловлена прикладным характером полученных знаний, возможностью использования его материалов, выводов и обобщений при чтении специальных курсов по истории духовной культуры и системе образования нерусских народов, на занятиях по краеведению, при изучении истории Нижнего Поволжья. Отдельные положения, выводы, а также введенные в научный оборот статистические и архивные материалы могут использоваться в диссертационных исследованиях, сопряженных с данной проблемой.
Структура диссертации. Логика изложения подразумевала следующую структуру работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы, приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет и цель исследования, уточняется его терминологический аппарат, дается анализ источниковой базы и историографии, определяется научно-практическая значимость исследования. В первой главе рассматриваются тенденции развития начального образования в России в последней трети XIX-начале XX вв. При этом обращается внимание на узловые проблемы развития начального образования в России, систему начального образования Нижнего Поволжья, направления правительственной политики в сфере образования «инородцев».
Рассмотрев тенденции, целесообразно перейти к школам нерусских народов Нижнего Поволжья, которые освещаются во второй главе диссертации. Анализируются школы и системы образования татар, немцев, казахов, калмык, евреев Саратовской и Астраханской губерний. В заключении подводятся основные итоги исследования.
В приложениях раскрываются конкретно-исторические сведения по теме исследования, сведенные в 10 таблиц, а также в 2 приводимых картах. Смысл включения карт автор видит в том, чтобы наглядно продемонстрировать географию региона, этнический и конфессиональный состав его населения.
Система начального образования Нижнего Поволжья в контексте российских реформ
Выявление особенностей и тенденций развития начального образования в России, роль общества и государства в реформе народного образования, место «инородческой» школы в общественной жизни и государственной политике, являются важными вопросами, которые предваряют исследовательский интерес к развитию национального образования в Нижнем Поволжье и освещают исторический контекст проблемы. С этой целью был использован проблемный подход к изложению материала главы, где основными вопросами являлись узловые проблемы развития начального народного образования в последней трети XIX - начале XX веков (применительно к территории Нижнего Поволжья).
Особенностью системы школьного образования дореволюционной России была ее крайняя разнородность. До середины XIX века начальные школы различались по ведомственной принадлежности и по типу. В это время структура начального образования выглядела следующим образом: городские приходские училища Министерства народного просвещения (далее - МНП), сельские приходские училища Палаты государственных имуществ и удельного ведомства, начальные училища ведомства Святейшего Синода, «вольные» крестьянские школы грамоты сельских обществ, частные и инородческие училища.
После этапа реформ в 60-80 годы XIX столетия ведомственная разобщенность была ограничена. Но типовая разнородность сохранялась. Основными типами начальных учебных заведений в этот период являлись сельские и городские министерские «образцовые», церковно-приходские и 1 29 школы грамоты, уездные, городские по положению 31 мая 1872 года, частные училища третьего разряда, инородческие1 - всего до 60 типов начальных учебных заведений. Данная структура почти без изменений просуществовала вплоть до 1917 года. Не стало исключением и Нижнее Поволжье.
Наиболее распространенным типом здесь, как и на большей части территории империи, являлись сельские одноклассные с трехлетним курсом и двухклассные (пятилетние) училища МНП. К началу XX века из государственного казначейства на каждое одноклассное училище поступало не более 226 рублей в год, основное же содержание шло от земств, городских и сельских обществ. Обучение в них сводилось к элементарному курсу обязательных предметов: Закон Божий, русский язык с чистописанием, арифметика в одноклассных и, наряду с ними, история, география, естествоведение, черчение и церковное пение - в двухклассных училищах. Могли вводиться и дополнительные занятия по гимнастике, ремеслам или рукоделию.2
Следующим массовым типом являлись начальные школы ведомства Святейшего Синода, церковно-приходские и школы грамоты. Первые были переданы в духовное ведомство по высочайшему повелению 13 июня 1884 года «для предоставления пастырям церкви, особенно в сельских приходах, возможности ближайшего и более деятельного участия в народном образовании в религиозно-нравственном отношении».4 Абсолютное большинство их являлось одноклассными училищами с трехлетним курсом обучения. Школы грамоты с двухлетним сроком обучения не имели статуса полноценного начального учебного заведения.
Конфессиональное образование татар Нижнего Поволжья
Развитию народного образования татар дореволюционного периода посвящено не одно исследование. Однако до сих пор проблема просвещения татар Нижнего Поволжья остается неразработанной. Если взглянуть на проблему шире, то можно констатировать тот факт, что вопросы истории, культуры, просвещения татарских диаспор России до сих пор остаются малоизученными. Отдельные аспекты вопроса, посвященных образованию татар Саратовской либо Астраханской губерний, затрагивались в работах Д. Исхакова, Ф. Рашитова, Р. Хайрутдинова, С. Рахимова, Е. Тарабановской (рассмотрены во введении), но целостного представления по проблеме дано не было. Тем не менее, и в настоящем исследовании, ограниченном по вопросу рамками одного параграфа, возможность осветить все нюансы проблемы невелика. Перед нами стояла иная задача: рассмотреть особенности национального образования татар Нижнего Поволжья в контексте развития других национальных школ региона.
Особенностью татарского расселения в Поволжье и Приуралье является его крайне разбросанный характер. До революции 1917 года за пределами Казанской губернии (Нижегородская, Пензенская, Рязанская, Тамбовская, Саратовская, Самарская, Симбирская, Астраханская, Оренбургская, Уфимская, Вятская губернии) проживало более 2/3 татар, которые, по мнению Д. Исхакова, входили в единую историко-этнографическую область Волго-Уральского региона.1
В Саратовской губернии, по данным переписи 1897 года, насчитывалось 94 693 (3,9 % от населения губернии) татар. При этом большинство из них проживало в северных уездах губернии - Хвалынском (39 536), Кузнецком (35 Петровском (12 394) и Вольском (3 173).2 В Астраханской губернии численность татарского населения составляла 52 799 человек (5,3 %). При этом «татарскими» были южные уезды - Астраханский (30 495) и Красноярский (8 290), и лишь часть концентрировалась на востоке (Внутренняя Киргизская Орда - 5 696) и на севере губернии (Царевский уезд - 4 295).
В целом в этнической структуре Нижнего Поволжья татары (147 492 человек) были сравнительно малочисленной ее частью, уступая не только русским (2 255 742 человек), но и украинцам (282 406 человек), казахам (250 865 человек) и немцам (171 690 человек), и лишь незначительно превышая численность калмык (139 305 человек).
Сложной была этническая структура и самого татарского населения Нижнего Поволжья. Говоря о группах тюркоязычного населения Астраханской губернии, сложившихся к началу XX века в гетерогенную общность, называемую «астраханскими татарами», необходимо различать собственно юртовских ногайцев, карагашей, казанских татар и мишарей (касимовских и пензенских) и более мелкие подгруппы, каждые из которых имели свою историю развития и территорию расселения в крае (см. подробнее в работах Д. Исхакова и сборнике «Астраханские татары»).3 При этом ногайское население губернии (юртовцы и карагаши) являлось коренным со времен Астраханского ханства и составляло большую часть т.н. «астраханских татар».
Немцы в системе народного просвещения Саратовской губернии
Немцы - сравнительно молодой компонент в этнической структуре Нижнего Поволжья. История их проникновения началась с манифестов Екатерины II от 4 декабря 1762 и 22 июля 1763 годов, призывавших всех желающих из Европы свободно селиться в пустующих степях Заволжья.1 По закону 22 июля 1763 года переселенцам гарантировались особые привилегии: свобода вероисповедания, свобода от воинской службы и ряд существенных экономических льгот. Уже по закону 1764г. переселяться могли только «добрые хозяева» с наличным капиталом не менее 300 гульденов. В 1866 году в Саратове была учреждена «Контора канцелярии опекунства иностранных» по управлению приволжскими колониями. Первая волна переселенцев в Россию, по данным А. Велицына, пришлась на 1764-1800 годы, когда было основано 135 колоний, в т.ч. 47 - в Саратовской и 57 - в Самарской губерниях. В дальнейшем, в 1800-1864 годы, заселение Поволжья не было столь значительным. По вероисповеданию большая часть переселенцев являлась католиками, хотя протестанты-лютеране изменят это соотношение к середине XIX века. В 1795 году немцев в городе Саратове было всего 137 душ.4 А к началу XIX века в городе была основана Немецкая слобода (впоследствии улица), известная в начале XX века как Покровская слобода, или Казакеиштадт, как ее еще называли, ставшая центром немецких колоний.
В 1819 году была открыта лютеранская консистория, переведенная в 1834 году в Москву. Поэтому все управление делами лютеранских церквей (и школ при них) в губернии перешло церковному совету при евангелическо-лютеранской церкви св. Марии (1780-1918гг.) в Саратове. В условиях интеграционной политики, которая проводилась российским правительством с 1860 годов, привилегии волжских немцев были отменены. Был упразднен статус «немецкого колониста», что уравнивало в правах русское и бывшее колонистское население. В 1871 году было закрыто Саратовское ведомство помощи иностранным поселенцам.
В это время численность населения немецких колоний непрерывно росла. Если в конце XVIII в. численность немецких колонистов составляла примерно 25 тысяч человек, то к 1858 году она достигла 114 тысяч (или 8 % населения Саратовской губернии).1 По данным переписи 1897 года из 2 405 829 населения Саратовской губернии немцы составляли- 166 528 человек (6,9 % населения губернии).2
По вероисповеданию они распадались на католиков (34 702 чел.) и протестантов (134 959 чел.), в т.ч. лютеран (96 958), реформатов (37 688), баптистов (310), меннонитов (6) и англикан (И).3 Все они компактно проживали в 42 колониях Саратовской губернии: Камышинский уезд - 30 колоний (123 939 чел.), Аткарский уезд - 5 колоний (14 716), Царицынский уезд - 4 колонии (3 588), Саратовский уезд - 3 колонии (22 189).
Еще больше немцев проживало в соседней Самарской губернии - 224 336 человек (8,6 % населения губернии). В целом, в общем составе пяти губерний (Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской и Астраханской) Поволжского региона числилось 397 774 немцев (4 % населения региона).
Даже в конце XIX в. данное население жило обособленно от окружающего мира. Современники отмечали: «В бытовом и культурном отношениях немецкое население поволжских колоний представляет как бы государство в государстве, - совершенно особый и самодовлеющий мир, резко отличающийся от окружающего его русского населения по вере, по языку, по типу людей, по характеру построек, по одежде, по всему житейскому строю».1 До 1897 года русский язык был почти неизвестен среди населения немецких колоний, распространенной была и газета «Rigasche Zeitung».
В начале XX века хорошей репутацией в Саратове и губернии пользовались табачная фабрика бр. Штаф, макаронная фабрика Ханца Эйзеле, машиностроительный и котельный завод «Сотрудник» О.Э. Беринга, производство и торговля мукой К. Рейнеке, производство и торговля газогенераторными и нефтяными двигателями Р.К. Эрта и др.2 Также лица лютеранского исповедания состояли преподавателями в средних учебных заведениях и Саратовском университете (1909-1918). И это не случайно. По А. Каппелеру, немецкие специалисты и в 1897 г. имели самую высокую по сравнению с другими этносами долю представительства в таких областях, как медицина, наука и искусство.3