Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Идеология советского общества 40 - 50-х годов XX века С.28-53
1.1.Общественное сознание и идеология С.28-39
1.2. Основные черты советской идеологии и её особенности в 40-50-е гг. XX века С.40-53
Глава 2. Официальная и повседневная идеология дальневосточного общества в годы Великой Отечественной войны С.54-118
2.1.Основные направления идеологической работы дальневосточных организаций ВКП(б) в условиях войны С.54-84
2.2. Дальневосточное общество в годы войны: поиск ценностных ориентиров С.85-106
2.3. Особенности идеологической работы среди коренных малочисленных народов в годы войны С. 107-118
Глава 3. Общественно-политическая жизнь Дальнего Востока в послевоенный период (1946-1953 гг.) С. 119-179
3.1.Новые тенденции в идеологической работе дальневосточных партийных организаций С.119-153
3.2. Эволюция общественного сознания дальневосточников в послевоенный период С. 154-179
Заключение С.180-188
Список использованных источников и литературы
- Основные черты советской идеологии и её особенности в 40-50-е гг. XX века
- Дальневосточное общество в годы войны: поиск ценностных ориентиров
- Особенности идеологической работы среди коренных малочисленных народов в годы войны
- Эволюция общественного сознания дальневосточников в послевоенный период
Введение к работе
Тема и её актуальность. История XX столетия, явившегося веком борьбы идеологий, поставила вопросы возникновения и функционирования идеологических систем, а также их места в истории человечества Изучение советского общества и присущей ему идеологии является важной составной частью современных гуманитарных исследований На всем протяжении существования государства место и роль идеологии периодически меняется Она мобилизует общество в моменты кризисов, когда же пик проблем пройден, интерес к идеологическим концепциям существенно снижается Однако с момента возникновения советской политической системы и до ее падения роль идеологии постоянно возрастала Исторический пример официальной советской пропаганды показывает, как четко сформулированные и последовательно проводимые в жизнь идеологические установки могут не только мобилизовать общество, но и в значительной степени нейтрализовать проявление кризисных форм массового сознания В связи с этим, обращение к теме идеолого-пропагандистской работы ВКП(б)-КПСС среди населения СССР в период с 1941 по 1953 гг является актуальным Особого внимания заслуживает повседневная работа периферийных партийных организаций в период войны с фашистской Германией и милитаристской Японией и в первые послевоенные годы Важным аспектом изучения проблем советской идеологии также является исследование реакции советского общества на различные мероприятия власти Данная работа, посвященная вопросам общественно-политической жизни дальневосточного общества в 1941—1953 гг, рассматривает содержание и организацию идеолого-пропагандистской работы ВКП(б) на Дальнем Востоке в указанный период и влияние этой деятельности на общественную обстановку в регионе Осмысление советских идеологических стереотипов, а также соотнесение их со стереотипами общественного сознания, представляет большую практическую и научную ценность Знание механизмов мобилизации духа народа, его регулирования и саморегуляции под воздействием различного рода факторов имеет важное научное и практическое значение в условиях современной России
Степень научной разработанности темы. Существующие исторические исследования затрагивают весь комплекс проблем отечественной истории периода 1941-1953 гг, но в первую очередь в трудах историков находили отражение вопросы социально-экономического развития СССР Советская идеология стала предметом специального изучения относительно недавно в ходе пересмотра устоявшихся взгля-
дов историографии, связанного со сменой исторических эпох в жизни российской цивилизации Объективно оценить деятельность ВКП(б)-КПСС долгое время не представлялось возможным На современном этапе развития исторической науки формируются общие подходы к изучению комплексной междисциплинарной проблемы трансформации советской государственной идеологии под влиянием различных факторов Исследуя все стороны жизни советского общества в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг и послевоенный период, историки всегда отводили значительное место изучению идеолого-пропагандистской деятельности ВКП(б) Методологической основой этих трудов являлась марксистская теория исторического процесса Современные российские историки изменили как методологию исторических исследований, так и тематику своих изысканий В настоящее время уделяется внимание и вопросам повседневной жизни советских людей, но восприятие ими идеологии лишь в последние годы стало предметом научного интереса историков Таким образом, в исследовании проблемы советской идеологии 40-х - начала 50-х гг можно выделить два основных этапа советская историография 50 - середины 80-х гг XX века и современная историография середины 80-х гг XX в — начала XXI века Литературу, касающуюся темы советской идеологии, также можно разделить на общесоюзную (общероссийскую) и региональную
Первый этап изучения проблемы характеризовался исключительной политизированностью Историки особо подчеркивали руководящую и направляющую роль КПСС в годы тяжелых испытаний, выпавших на долю советского народа1 Исторические работы, опубликованные после XX съезда партии, также продолжали линию преувеличения роли партии в жизни советского общества2 Это характерно для всех исторических трудов, рассматривавших как процессы общесоюзного масштаба в целом, так и на Дальнем Востоке в частности3 Акцент в исследованиях делался на героических страницах со-
1 Горич А А Жизнь во имя человечества (из биографии И.В Сталина) - Киев
Мысль, 1947, Ковтун МАС именем Сталина держим путь вперед - Л Знание,
Яковлева МЛ Товарищ Сталин - великий знаменосец мира - М Правда,
Коммунисты овладевают марксистско-ленинской теорией - Благовещенск, 1952 и др
2 Ким МП Руководство Коммунистической партии Советского Союза в деле
восстановления народного хозяйства (1945-1955) - М Наука, 1957, КПСС на за
вершающем этапе строительства социализма (1945-1956) / Сб под ред СЕ Кузь-
менко - М Госполитиздат,1958, Укрепление социализма в СССР в годы V-VII пяти
леток - Свердловск Урал, 1964, Чаплина И Я Политическое руководство как залог
успеха в процессе восстановления советской экономики (1946-1960) - М Госполи-
тиздат, 1961,др
ветской истории, а партия представала как организующая сила4 В 60-е гг XX в начинается изучение деятельности ВКП(б)-КПСС в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока5
Так в монографиях В Б Базаржапова6, В Г Балицкого и А С Кисличко7 участие коренных малочисленных народов в оборонных мероприятиях государства и на фронтах в 1941-1945 гг напрямую связывается с идеолого-пропагандистской работой местных партийных организаций В 70-80-е гг XX в вышел целый ряд коллективных трудов, рассматривающих данную деятельность8 Была осуществлена попытка последовательно, систематизировано изложить историю дальневосточных партийных организаций, представить их политическую и организаторскую роль в процессе строительства социализма на отдаленных от центра территориях Несмотря на несколько тенденциозный подбор материала, эти коллективные
3 Вострикова А.А Дальний Восток в борьбе за мобилизацию трудящихся на помощь фронту Автореф на соискание степени кандидата исторических наук - Л, 1959, Герман ФФ, Берхин И Б Наша великая Родина - М Наука, 1967, Глускин ИН Подвиг трудящихся Камчатки в годы Великой Отечественной войны - Петропавловск-Камчатский, 1959, История советского крестьянства / Отв. Ред. ИМ Волков ТЗ-4 - М. Политиздат, 1976, Ледяев ГФ На фронте и в тылу О боевых и трудовых подвигах трудящихся Амурской области в годы Великой Отечественной войны - Благовещенск, 1960, Попович ЕК Из опыта партийно-организационной работы в промышленном производстве в годы IV-VI пятилеток - Л Политиздат, 1970, Советская интеллигенция в деле строительства развитого социализма - Л Знание, 1977 и др
*Аниеков ВТ Колхозное крестьянство Сибири и ДВ - фронту - Барнаул Алтайское книжное изд-во, 1966, Докучаев ГА Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в послевоенные годы - Новосибирск Наука, 1972, Докучаев ГА Рабочий класс Сибири и Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны - М Наука, 1973, Ермакова ЭЗ Рабочий класс ДВ в послевоенные годы (1946-1950) Автореф на соискание степени кандидата исторических наук - Владивосток, 1967, Иконникова ТЛ Колхозы Дальнего Востока СССР в годы Великой Отечественной войны
- М Наука, 1983 и др
5 Гоголев НА, Работа партийных организаций Дальнего Востока в период Великой Отечественной войны 1941-1945-Хабаровск, 1968,Кузнецов ИИ Вклад трудящихся Сибири и Дальнего Востока в создание и укрепление фонда обороны СССР -Иркутск, 1965, Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней-Новосибирск, 1974 и др
ь Базаржапов В Б Национальные районы Сибири и ДВ в годы Великой Отечественной войны — М Наука, 1981
' Балицкий В Г, Кисличко А С Малые народы Дальнего Востока в Великой Отечественной воине - Владивосток, 1985
8 Очерки истории Приморской организации КПСС - Владивосток Дальневосточное книжное изд-во, 1971, Очерк истории Хабаровской краевой организации КПСС
- Хабаровск Хабаровское книжное изд-во, 1979, Очерки истории Камчатской об
ластной партийной организации - Петропавловск-Камчатский Дальневосточное
книжное изд-во, Камчатское отделение, 1986
монографии дают достаточно полное представление о динамике развития партийных организаций Дальнего Востока, их идеологической работе Но реакция дальневосточников на пропаганду официальной идеологии показана однобоко, с точки зрения всеобщего одобрения действий партии и правительства, что объясняется господствовавшими в исторической науке подходами При этом академическая наука уже начинает изучение форм общественного сознания и социальной психологии, роли морально-психологического фактора в ходе исторического процесса Первым привлек внимание к данному аспекту исследований психолог Б Ф Поршнев В работе «Социальная психология и история»9 им были поставлены вопросы о необходимости изучения настроений общества, их влияния на исторические процессы Советские историки и философы в коллективном сборнике статей под общей редакцией Л И Анцыферовой10 впервые в советской историографии затронули тему стереотипов общественного сознания по отношению к власти
Новый этап в развитии историографии советской идеологии начался во второй половине 1980-х гг и был связан с происходившими в СССР общественно-политическими процессами Это время отмечено большим количеством-работ о роли КПСС в истории советского общества, в первую очередь, публицистического характера, ориентированных на неискушённого читателя Их общими чертами являются субъективизм, компиляция фактов и отсутствие научных взвешенных подходов к проблемам истории советского общества11. Тем не менее, именно во времена «перестройки» появились научные работы, по-новому рассматривающие проблемы генезиса советской политической системы Значительная часть исследований была сосредоточена на изучении событий 30-50-хх гг XX века в СССР, в частности, проблемы сталинизма как исторического явления В работах В И Замкового, В П Макаренко, Р А Медведева, Н.Н Маслова предлагались различные трактовки сталинизма как политического и социокультурного феномена, а также исследовались вопросы идеологичес-
s Поршнев БФ Социальная психология и история - М. Просвещение, 1966
10 История и психология Сб статей под ред ЛИ Анцыферовой.- М Наука, 1971
11 Орлов АС Тайная история сталинских преступлений - Спб Знание, 1991,
Оболенский AS Драма советской политической истории система против личности -
М Юрист, 1994, Антонов-Овсеенко А В Портрет тирана - М Алтейа 1992 и др
12 Макаренко ВП Бюрократия и сталинизм - Ростов-на-Дону РГУ, 1989, Лап-
кин В, Пантин В Что такое сталинизм' // Осмыслить культ Сталина - М «Про
гресс», 1989 - С 327-328,Маслов НЛ Идеология сталинизма история утверждения
и сущность - М Наука, 1990, Медведев РА О Сталине и сталинизме - М Про
гресс, 1990, Замковой ВИ Сталинизм Сталинская модель тоталитаризма - М ТРИ
ТЭ, 1995 и др
кой составляющей жизни советского общества в период культа личности Сталина12 Также необходимо выделить труды отечественных историков, касающиеся как объективных, так и субъективных факторов развития, обусловивших возникновение специфической формы государственной власти и идеологии в СССР13 Вазкный вклад в изучение основ советского общества, в определение характера и места политической власти и массового сознания, роли Коммунистической партии внесли отечественные авторы А Н. Ципко14 и А А Зиновьев15 С начала 1990-х гг в отечественной историографии появляются научные работы в области культурно-антропологической истории, которые пытаются проследить социально-психологические составляющие исторического процесса на протяжении целой эпохи - от 1917 г до современности В настоящее время монографии такого рода составляют значительный массив исследований. А А Голубев, ЕЮ Зубкова, Н.Д Козлов, ЕС Се-нявская, ИВ Павлова, осуществили системные изыскания, рассмотрев сознание всех слоев советского общества, отразили его многомерность и противоречивость, проанализировали деятельность государственных и партийных органов по мобилизации духовных сил народа в сложные военные и послевоенные годы.
Е_А Сенявская, рассматривая феномен общественного сознания участников Великой Отечественной войны и всего фронтового поколения, делает вывод, что в военных условиях формируется особый тип личности, особая психология, а затем эти особенности проявляются в мирное время16. ИВ Павлова концентрирует свое внимание на проблеме возникновения и функционирования тоталитарного режима в СССР17
ЕЮ Зубкова в своих работах18 подробно характеризует общественные настроения в послевоенном СССР, как в традиционных со-
13 Гордон Л А, Клопов ЭВЧто это было' Размышления о предпосылках и ито
гах того, что случилось с нами в 1930-40 гт - М. Политиздат, 1989, Зевеле А И
Истоки сталинизма - М МГУ, 1990, Волкогонов ДА Триумф и трагедия полити
ческий портрет ИЗ Сталина В 2-х кн. - М Наука, 1989, Волкогонов ДА Сталин
политический портрет - М Алетейа, 1987, Волкогонов ДА Сталинизм сущность,
генезис эволюция// Вопросы истории - 1990 - №3 - С3-17
14 Ципко А.Н Истоки сталинизма - М. Новости,1990
15 Зиновьев А А Сталинизм как реальность - М Новатор, 1994
16 Сенявская ЕС Героические символы реальность и мифология войны // Оте
чественная история "- 1995 - №5 - С 30-44
17 Павлова ИВ Механизм власти и строительство сталинского социализма -
Новосибирск НОАН, 2001
18 Зубкова ЕЮ Общественная атмосфера после войны (1945-1948 гг) // Свобод
ная мысль - 1992 - №6,9 - СС4-25,79-88, Зубкова ЕЮ Общество вышедшее из
войны // Отечественная история - 1995 - №3 - С 90-100, Зубкова Е.Ю Послево
енное общество политика и повседневность (1945-1953) - М Аякс, 2000
циумах (рабочие, крестьяне), так и в новых, сформировавшихся за годы войны социальных группах (фронтовики, эвакуированные, мобилизованные) Отражение специфики социально-психологических факторов в жизни страны и народа в период 1940-50-х гг присутствует в научных трудах ряда современных социальных историков Ю В. Аксютина, Н В Романовского, В Н Попова, О М. Вербицкой19 На основе широкого круга источников авторы проводят анализ статистических данных, отчетов, справок, протоколов, а также мнений, суждений и слухов, распространенных среди населения Это позволяет показать разнообразие настроений и чувств советских граждан в сложный исторический период, во всей полноте представив противоречия между официальной идеологией и общественным мнением Монография И С. Кузнецова «Советский тоталитаризм очерк психоистории»20 также является попыткой выявить социально-психологические аспекты отечественной истории на протяжении советской эпохи В книге Ю А Полякова «Историческая наука люди и проблемы» есть глава, посвященная массовому сознанию в годы Великой Отечественной войны. Автор отмечает, что вопрос о роли КПСС подвергался невообразимым конъюнктурным изменениям «Амплитуда оценок проходит от сведения всех истоков народной силы к организующей, мобилизующей, руководящей деятельности партии до заявлений о ее негативном влиянии на ход войны как организации антинародной, составлявшей опору деспотической власти Сталина»21 ЮА Поляков делает вывод, что невозможно дать однозначную оценку деятельности КПСС, необходим комплексный подход к изучению проблем идеологии и массового сознания
Существенным достижением российских историков в области изучения основ советской политической системы стали работы, опирающиеся на успехи гуманитарных наук - философии, социологии, политологии, в которых находят отражение современные методы изучения феномена советской государственности Рабогіл М Геллера и А Некрича, РГ Пихои, В В Лапкина и ВИ. Пантина, представляя общую картину общественно-экономической и политической жизни СССР, анализируют этапы существования советского государства,
13 Аксютин ЮВ Социология позднего сталинизма - М Алекс, 1993, Вербицкая ОМ Социология колхозной деревни. 1930-50 гг - М МГУ, 1992, Попов ВІЇ Власть и общество России. XX век - Тамбов Центр, 1994, Романовский НВ Лики сталинизма - М Новатор 1995
20 Кузнецов И С Советский тоталитаризм очерк психоистории - Новосибирск,
1995
21 Поляков ЮА Историческая наука люди и проблемы - М РОССПЭН, 1999 -
С 188
выделяют причины и последствия проводившейся в эти годы внутренней и внешней политики, отводя при этом особое место вопросам идеологического воздействия на массы22 В монографиях ЕВ Фещен-ко, ЗВ Сикевич, ТГ. Стефаненко охарактеризована специфика народного сознания, проявлявшегося в форме устойчивых стереотипов социального поведения и социальной психологии23 В исследовании И М Поповой «Повседневные идеологии» предлагается анализ структуры общественного сознания Автор считает, что эмоциональные образы социального мира, направленные на рациональное объяснение действительности, образуют «повседневную идеологию» людей В ходе исторического процесса на основе взаимовлияния идеологии и обыденного сознания происходит трансформация идеологических конструкций, существующих в обществе24
Современная дальневосточная историография советского общества в 1940-1950-е гг, представлена разнообразными работами, раскрывающими социальные и экономические проблемы региона25 Авторы коллективной монографии «Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке» подчеркивают для понимания социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке необходимо учитывать, что все происходившее имело место на фоне «разрыва между идеологией и реалиями повседневности»26 В работе В Г Балицкого и АФ Старцева «История социально-экономического и культурного развития удэгейцев (середина XIX - XX вв)», отмечается, что изменение образа жизни коренных малочисленных народов было бы невозможно без деятельно-
22 Советское общество возникновение, развитие, исторический финал - М РГГУ,
1997,
Пихоя РГ Советский Союз история власти 1945-1991 - М РАГС, 1998, Геллер М, Некрич А Утопия у власти. Россия в XX веке 1917-1995 - М МИК, 2000, Пантин ВИ, Лапкин В В Волны политической модернизации в истории России К обсуждению гипотезы // Полис - 1998 - №2
23 Сикевич ЗВ «Русские» - образ народа - СПб Троя, 1996, Стефаненко ТХ
Этнопсихология - М Аспект-Пресс, 2003, Фещенко ЕВ Менталитет человека,
его эволюция и особенности в России. - Новосибирск НОАН, 1999
21 Попова ИМ Повседневные идеологии // Социологический журнал - 1998-№3-4 - С 5-21
25 Ващук АС. Социальная политика в СССР и ее реализация на Дальнем Востоке
(середина 40-80-х годов XX века) - Владивосток Дальнаука, 1998, Слабнина Л.А
Уровень жизни рабочих российского Дальнего Востока (1946-начало 60-х годов) -
Владивосток Изд-во ДВГУ, 1997, Ткачева ГА Оборонно-экономический потенциал
Дальнего Востока СССР в 1941-1945 гг - Владивосток ТОВМИ, 2005, Ващук АС,
Чернолупкая ЕН, Королева В А, Дудченко ГБ, Герасимова Л А Этномиграцион
ные процессы в Приморье в XX веке — Владивосток ДВО РАН, 2002
26 Ващук АС, Чернолупкая ЕЛ, Королева В А, Дудченко ГБ, Герасимова Л А
Этномиграционные процессы в Приморье в XX веке - Владивосток ДВО РАН,
2002 С 99
го участия местных государственных и партийных органов27 Нынешние историки обратились к проблеме общественного сознания дальневосточников На основе новых архивных данных сделана попытка воссоздать реальную картину жизни людей28 Но, как показывает историографический анализ, повседневная работа партийных организаций в условиях военной и послевоенной действительности не стали предметом специального изучения То же можно сказать и о проблеме формирования и развития повседневной идеологии дальневосточников Все вышесказанное обуславливает необходимость более полного исследования состояния массового сознания дальневосточников в условиях Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Объектом нашего исследования стала общественно-политическая жизнь в СССР в 40-50-е гг XX века Предметом - советская идеология в восприятии дальневосточного общества в 1941-1953 гг
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе разнообразных источников всесторонне и комплексно показать изменение идеологических установок ВКП(б)-КПСС и их отражение в общественном сознании дальневосточников в военные и послевоенные годы Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи
выделить основные элементы советской идеологии, характерные для обозначенного периода
проанализировать изменение идеологических установок ВКП(б) под влиянием объективных и субъективных факторов в военные и послевоенные годы
определить основные составляющие идеолого-пропагандистс-кой работы Коммунистической партии на Дальнем Востоке в 1941-1953 гг
проследить изменение состояния общественного сознания дальневосточников в обозначенный период
ввести в оборот новые исторические источники, а также с новых позиций проанализировать уже известные документы
27 Валицкий ВГ, Старцев АФ История и социально-экономического и культур
ного развития удэгейцев (середина XIX - XX вв) - Владивосток, 2000
28 Васильева ЕВ Наука Дальнего Востока СССР в первое послевоенное десяти
летие // Вестник ДВО РАН Владивосток - 1996 - №1 - СС105-112, Ткачева ГА
Общественное сознание дальневосточников в годы Великой Отечественной войны /
/ Исторический опыт освоения Дальнего Востока - Благовещенск Изд-во Амурс
кого госуниверситета, 2000 - ВьшЗ - С479-484, Ткачева ГА Религиозная ситуа
ция на Дальнем Востоке в 1941-1945 гг // Исторический опыт освоения Дальнего
Востока - Благовещенск Изд-во Амурского госуниверситета, 2000 - Вып 4 -
С 381-388, Слабнина Л А Ликвидация последствий войны в социальной сфере Ста
линские реформы // Вторая мировая война и мир в XX веке - Владивосток Изд-
во ДВГУ, 2001 - С 83-86
Территориально-хронологические рамки исследования охватывают территорию советского Дальнего Востока, включая современный Приморский и Хабаровский края, Камчатку и Чукотку в период с 1941 по 1953 гг Обозначенный период включает в себя важнейшие этапы истории советского общества - эпоху Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) и послевоенные годы сталинского правления (1945-1953 гг) Под воздействием различных факторов в это время наблюдалась трансформация содержания, форм и методов идеолого-пропагандистской работы ВКП(б) На протяжении 1941-1953 гг достаточно четко выявилось противоречие между официальной пропагандой и общественным сознанием Стремление проследить, каким образом осуществлялось управление общественными процессами в географически удаленном от центра страны дальневосточном обществе, обусловило выбор данного региона Приморский и Хабаровский края являлись в обозначенный период наиболее заселенными и промышленно развитыми территориями Дальнего Востока Камчатская область была составной частью Хабаровского края (с 20 октября 1932 г по 23 января 1956 г) Эти территории имели общие особенности, характерные для приморских областей. Что касается Сахалина, то в годы Великой Отечественной войны лишь северная малонаселенная часть острова входила в состав СССР Послевоенное же развитие Сахалинской области имело значительную специфику, связанную с ее особым положением
Теоретико-методологическую базу исследования составили
общенаучные методы познания анализ, синтез, описание Их применение возможно при обобщении результатов исследования, выявлении региональной специфики,
познавательные принципы историзма и объективности, обеспечивающие научный подход при анализе исторического процесса,
теория модернизации, позволяющая последить эволюцию политической системы советского государства с позиций ее волнообразного развития в рамках особенностей российской цивилизации,
синергетический подход, основанный на таких понятиях как нелинейность, неустойчивость, непредсказуемость, альтернативность развития. С этих позиций обозначенный хронологический период явился точкой бифуркации для советского общества, т.к именно тогда были заложены возможности для преодоления тоталитарности власти и сознания Синергетический подход позволяет в большей степени интегрировать индивидуальное и социальное в изучении общественно-исторического развития
Источниковая база исследования представлена опубликованными и неопубликованными источниками К первой группе относятся офи-
циальные документы ЦК ВКП(б)-КПСС, правительства СССР, статьи и речи И В Сталина и других политических деятелей того времени, опубликованные в различных сборниках и дающие представление об официальной идеологической линии советского государства в 1941-1953 гг Деятельность партийных и советских организаций Дальнего Востока отражена в сборниках документов и материалов, изданных в 60-70-е гг XX века29 Несмотря на некоторую тенденциозность подбора материала, эти документы содержат ценную информацию, отражающую характер социально-экономического и политического развития Приморского и Хабаровского краев на протяжении 1941-1953 гг Опубликованные в начале XXI в сборники документов ввели в научный оборот новые малоизвестные исторические источники, что позволило более полно представить реальную картину жизни дальневосточников30 Анализ этих источников позволил нам с новых позиций взглянуть на военные и послевоенные события
Корпус использованных автором неопубликованных источников составили документы Государственного архива Приморского края, Государственного архива Хабаровского края, Центра документации новейшей истории Камчатской области Наибольший интерес для исследования идеолого-пропагандистской деятельности ВКП(б) на территории Дальнего Востока представляют материалы фондов бывших краевых и областных партийных архивов В Государственном архиве Хабаровского края это фонд П-35 (Хабаровский краевой комитет Коммунистической партии РСФСР), в Государственном архиве Приморского края — фонд П-68 (Приморский краевой комитет КПСС) В г Петропавловске-Камчатском партийный архив до 2006 г имел самостоятельный статус - Центр документации новейшей истории Камчатской области В нем были сосредоточены материалы о деятельности областной партийной организации (фонд 2), а также районных и городских парторганизаций ВКП(б), самой крупной из которых являлась Петропавловск-Камчатская городская партийная организация ВКП(б)-КПСС (фонд 13) В настоящее время ЦДНИКО вошел в состав
29 Хабаровская краевая партийная организация в период Великой Отечественной
войны (1941-1945 гг) Сборник документов и материалов - Хабаровск, 1964, Партий
ная организация Приморья в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг - Т
1 - Владивосток,1965, Партийная организация Приморья в период Великой Отече
ственной войны 1941-1945 гг - Т 2 - Владивосток,1966, Камчатская область в годы
Великой Отечественной войны - Петропавловск-Камчатский,1975
30 Религия и власть на Дальнем Востоке России Сборник документов Государ
ственного архива Хабаровского края - Хабаровск Частная коллекция, 2001, Труд
ный путь к победе Сборник документов ГАХК о Великой Отечественной войне -
Хабаровск Частная коллекция, 2005
Государственного архива Камчатской области Существенный материал по проблеме советской идеологии предоставляют также фонды Приморского и Хабаровского краевых Советов депутатов трудящихся (ГАХК, фонд Р-137, ГАПК, фонды Р-26, Р-342, Р-610) Исключительное значение для рассмотрения вопросов взаимоотношения Советского государства с церковью в обозначенный период имеют документы, сосредоточенные в фонде Р-1179 ГАХК (Уполномоченный по делам религии при Совете министров по Хабаровскому краю) и фонде Р-1578 ГАПК (Уполномоченный по делам религии при Совете министров по Приморскому краю). В фондах наряду с протоколами заседаний партийных и советских организаций содержатся отчеты, справки, приложения, затрагивающие различные аспекты идеологической и пропагандистской работы среди населения, сводки о количестве и характере культурно-массовых мероприятий, а также программы лекториев, конспекты лекций и перечень задаваемых аудиторией вопросов Такая информация дает хорошее представление о содержании идеологической работы с населением Большую ценность имеют отчеты и справки, предоставленные отделами культурно-просветительской работы исполкомов Эти документы содержат анализ радиопередач, записки о работе редакций газет, переписку с населением Исторические источники по проблеме общественного сознания советского общества в 40-50-е гг XX века весьма своеобразны Документы партии и правительства, материалы пленумов крайкомов и обкомов ВКП(б), отчеты в вышестоящие организации содержат информацию об официальной идеологии, определявшей рамки свободы советского человека Что же касается «повседневной идеологии», то представление о ней можно составить по всевозможным докладным запискам, политдонесениям в партийные, советские органы, излагающим сведения о личной жизни, разговорах, выступлениях граждан Таким образом, исторические источники по теме диссертационного исследования могут с большой долей вероятности представить тенденции развития официальной и повседневной идеологии советских людей
Важную группу источников составили материалы периодической печати 1941-1953 гг Это краевые и областные газеты, являвшиеся органами партийных организаций «Тихоокеанская звезда», «Красное знамя», «Камчатская правда», публиковавшие на своих страницах материал обо всех сторонах жизни дальневосточников, в том числе и о работе официальной пропаганды Для понимания феномена общественного сознания использованы такие специфические источники, как воспоминания, дневники, письма современников и участников событий тех лет Еще одну группу источников составляют официаль-
ные пропагандистские материалы, в первую очередь плакаты и лозунги Эти свидетельства отличаются высокой степенью идеологизированное, но именно они, будучи самой массовой и доступной формой агитации и пропаганды, оказали заметное воздействие на формирование общественного сознания советских людей
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексной интерпретации проблемы идеологического воздействия на общественное сознание дальневосточников с учетом современного научного знания и интереса к пониманию социально-психологических факторов в развитии исторического процесса Проведенное изучение деятельности краевых и областных партийных организаций по внедрению коммунистической идеологии в сознание жителей Дальнего Востока позволяет по-новому рассмотреть роль и место ВКП(б)-КПСС в истории советского общества Анализ содержания, форм и методов воздействия на массы дает представление о взаимоотношениях государства и общества Автором вводится в научный оборот значительное количество ранее неизвестного материала, раскрывающего малоизученную сторону общественно-политической жизни региона в 1941-1953 гг.
Практическая значимость диссертации заключается в постановке актуальных проблем изучения идеологической составляющей в жизни советского общества, в исследовании противоречивых форм обыденного сознания советских граждан, в раскрытии мировоззренческих установок дальневосточников в сложный военный и послевоенный период. Общие положения, материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в преподавании истории России и ряда гуманитарных дисциплин, при разработке вузовских спецкурсов по вопросам взаимоотношений власти и общества в обозначенный период. Также возможно использование материалов и выводов диссертации при создании обобщающих трудов по истории Дальнего Востока России
Апробация результатов диссертационного исследования Основные положения диссертации были изложены в 12-ти печатных статьях, одна из которых опубликована в журнале «Проблемы Дальнего Востока», входящем в перечень изданий, установленных ВАК, выступлениях на 6-ти научно-практических конференциях (международных, всероссийских и межвузовских) Владивосток (2004 г), Хабаровск (2005 г), Пенза (2003, 2005 гг), Петропавловск-Камчатский (2004, 2005, 2006 гг), Магадане (2006 г) Материалы исследования были использованы в преподавании курса «История России XX век», а также в спецкурсе «Советская идеология в исторической ретроспективе» на историческом факультете Камчатского государственного университета имени В Беринга
Структура исследования. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также приложение
Основные черты советской идеологии и её особенности в 40-50-е гг. XX века
Общество, как динамичная развивающаяся система, может быть подвергнуто всестороннему анализу. Анализ этот может быть как философско-теоретическим, так и конкретно-историческим. При этом использование методов теоретического анализа при изучении исторической действительности позволяет представить общественное развитие в его полноте и многообразии. Наше обращение к теоретическим вопросам общественного сознания и идеологии обусловлено спецификой исследуемой темы. Идеологическое воздействие на советское общество на всех этапах его существования было настолько существенным, что без теоретического осмысления проблемы невозможно постичь историческую реальность.
В настоящее время большинство российских ученых рассматривают материализм как исходный методологический принцип анализа общества, исходя из которого термин «общественное сознание» характеризует и реальное сознание конкретного общества, и идеальную модель общественного сознания. Под первым понимают массовое сознание, выражением состояния которого служит общественное мнение, а также духовную жизнь общества, отражающую его проблемы, противоречия, интересы, столкновение идей и т. д.
В структуре общественного сознания обычно выделяют следующие уровни - обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Такое чёткое разграничение форм общественного сознания возможно только на его теоретико-идеологическом уровне. На обыденно 29 психологическом уровне общественное сознание становится более расплывчатым51.
В реальной жизни теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология тесно переплетены. Поэтому изучение феномена идеологии в его историческом развитии применительно к конкретному обществу является одной из сложнейших исследовательских задач.
В научной литературе используют три основных значения термина «идеология». В первом случае под ней понимаются различные специфические виды убеждений; во втором - идеи и убеждения, являющиеся в некотором смысле искаженными или ложными; в третьем случае термин используется для обозначения любой совокупности идей и убеждений, охватывающих самые различные сферы - от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинны эти представления или ложны.
Современные дискуссии об идеологии в рамках европейских социальных и гуманитарных наук во многом направлены на объединение первого и второго значения понятия «идеология». В пользу этого объединения выдвигаются три основных аргумента. Первый связан с существованием общего теоретического движения против экономического детерминизма и за признание относительной независимости идеологии от класса или экономической структуры. Во-вторых, многие современные исследователи выступают против концепции идеологии как состоящей из «идей, находящихся в человеческих головах». При этом предполагается, что идеологию следует рассматривать не только как интеллектуальный продукт, ибо она включает также идеи простых людей; что идеология вообще не представляет собой совокупности идей, и что её следует рассматривать как всеобщую и совершенно нерефлексивную повседневную практику. Таким образом, идеология представляет собой не что иное, как дискурс, то есть область унифицированной и структурированной практики использования языка, ограничивающей то, что может быть сказано или помыслено. В-третьих, в более абстрактном смысле роль субъекта, то есть индивидуального деятеля, в создании и функционировании идеологии составляет предмет обширной дискуссии, особенно в тех областях, где социология пересекается с другими дисциплинами, такими как лингвистика или история52.
В нашем случае мы будем рассматривать идеологию как совокупность убеждений, установок и взглядов, образующуюся на основе относительно тесных связей, существующих в обществе в определённый момент его развития. В этом смысле идеология включает в себя как субъективно-ценностные факторы, так и элементы объективно-истинного отображения мира, правдоподобного и нередко научного толкования социальных процессов. Так обеспечивается более или менее устойчивая связь идеологии с жизнью, а идеология может претендовать на активную роль в общественном процессе. При этом было бы неверно ограничивать идеологию концепциями, которыми создаются интеллектуалами. На уровне обыденного сознания идеология, переплетаясь с общественной психологией, включает в себя «повседневные теории», регулирующие обычное поведение индивида. Усвоение теории в повседневной жизни «начинается уже в практике приспособления поведения к внешним требованиям культурной формы и носит характер постепенного разъяснения, понимания и уточнения смысла символических аспектов поведения»53. Легитимизация идеологии осуществляется открытым распространением способов мышления и мировоззрения, которые ориентируют сознание людей таким образом, что они принимают текущий порядок, текущее понимание их роли в обществе, того, что должно и чего не должно быть54. В этой связи представляется обоснованным трактовать идеологию как совокупность политических, ценностных предпочтений, которые исходят из интересов и устремлений отдельных социальных групп, выступают по форме и по существу как выражение потребностей всего общества, нации, государства, и которые включают в себя регулятивные, социально-ориентирующие и актуально-действенные рекомендации, императивы, предписания55. Иными словами, идеологии - это фундаментальные представления и убеждения членов конкретной социальной группы. Идеология исходит из реальности, определённым образом познанной или «сконструированной», и имеет целью управление и манипулирование людьми путём воздействия на их сознание. Представляя собой систему идей и взглядов, идеология находит проявление в различных формах общественного сознания, которые различаются по предмету, характеру отражения, а так же той социальной функции, которую они выполняют в общественной жизни. Идеология пронизывает такие формы общественного сознания, как политика, право, философия, наука, искусство, мораль, религия, в которых материальная и духовная жизнь общества отражается в соответствии со спецификой каждой из форм.
Как элемент культуры идеология является продуктом социально-политической деятельности людей, их духовного производства. Её специфика в отличие от других элементов культуры состоит в том, что она создаётся деятельностью определённых слоев - идеологов, политиков, учёных. Обычные люди не создают идеологии в политическом смысле, однако их интересы, представления об общественно-политической жизни, являются питательной почвой для её формирования, и при этом трансформируют официально провозглашённую идеологию.
Дальневосточное общество в годы войны: поиск ценностных ориентиров
Первое место в формировании сознательности отводилось изучению работ классиков марксизма. Повсеместно были организованы кружки по изучению наследия К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, И.В. Сталина. Отчёты, предоставлявшиеся в вышестоящие организации, могут дать представление лишь о количественной стороне дела. Так, в Хабаровском крае изучение работ классиков велось в организованных на предприятиях и в организациях кружках, а так же самостоятельно. В докладных записках по этому вопросу говорилось примерно одно и тоже. «С огромным интересом приступили к изучению книги товарища Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза» партийные и непартийные большевики Камчатской области. Гениальные сталинские документы периода войны стали основным стержнем всей агитационно-пропагандистской работы Камчатской областной парторганизации»160. В декабре 1944 г. отделом пропаганды и агитации Приморского крайкома ВКЩб) был разработан план мероприятий в связи с подготовкой к празднованию 65-летия И.В. Сталина. Предполагалось составить тезисы доклада о жизни и деятельности великого вождя, провести инструктаж для пропагандистов, во все города и районы послать докладчиков крайкома с докладом «О жизни и деятельности товарища Сталина», подготовить статьи для газет и радио, провести научные заседания кафедр марксизма-ленинизма в вузах и т.п. т
Количество решений партийных структур о повышении уровня идеологической работы с массами не переходило в качество. В докладных записках, направленных в дальневосточные крайкомы и обкомы в течение всей войны, постоянно отмечается недостаточность этой работы. «Политическая работа оторвана от конкретной действительности... партбюро с агитаторами не работает... А секретарь партбюро депо Первая речка г. проводить продуманные беседы, они работают по 10-12 часов в сутки» . Исправляя недостатки в организации идеолого-пропагандистской работы, партийные организации вели поиск новых форм и методов работы. И в январе 1945 г. в г. Владивостоке была открыта Приморская краевая партийная школа для подготовки квалифицированных кадров партработников. На местах же развернулась работа по организации вечерних школ для партийно-хозяйственного и комсомольского актива и кружков текущей политики в первичных организациях. Перед слушателями этих школ ставились разнообразные задачи по подготовке к агитации и воспитанию масс.
Одной из важных вопросов с момента начала Великой Отечественной войны стало выстраивание линии взаимоотношений общества и церкви. С началом войны отношение государства и религиозных объединений существенно меняется, что потребовало перестройки деятельности всех отделов агитации и пропаганды, в том числе и дальневосточных, в этом направлении. Духовная жизнь российского общества всегда несла на себе отпечаток непростых отношений власти и религии. Внимание к этой теме обусловлено многими причинами, но, в первую очередь, тем, что религия в общественном сознании порой составляла значительную конкуренцию официальной идеологии.
Сложности, возникавшие на фронте и в тылу, требовали от руководства ВКП(б) использования всех доступных вариантов мобилизации сил народа для борьбы с фашистскими агрессорами. Обращение государства к церкви с целью поднятия патриотического духа вполне объяснимо. С первых дней борьбы с фашистскими захватчиками верующие наравне с атеистами сражались на фронте, работали на оборонных предприятиях и в колхозах. Патриотическая позиция православного духовенства и верующих послужила основой для пересмотра взаимоотношений между Советским государством и и пасомым Христовой Православной Церкви 22 июня 1941 г. говорилось: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь»163. Священнослужители по всей стране проводили службы с молебнами о даровании победы над фашистами и панихиды о погибших за свободу Отечества. Религиозные общины оказывали помощь инвалидам, вдовам, сиротам. За предшествующие годы воинствующего атеизма в СССР сложилось впечатление, что с религией покончено навсегда. Но поиск духовной опоры в критической ситуации войны вёл людей в церковь. В сознании советских людей оказалось возможным совмещение идеи строительства нового коммунистического общества и глубокой религиозной веры. Таким образом, разрешение на проведение открытых богослужений в 1943 году стало шагом навстречу как Русской Православной Церкви, так и населению. Всплеск религиозности наблюдался повсеместно. Однако открытое проявление религиозных чувств по-прежнему находилось под запретом. Лишь после встречи И.В. Сталина с Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Сергием в сентябре 1943 г. ситуация несколько изменилась. Правовое положение Русской православной церкви в период Великой Отечественной войны определялось положением ВЦИК СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях». В новых условиях контролировать реализацию законодательства о свободе совести должен был созданный в 1943 г. при СНК СССР Совет по делам Русской Православной Церкви и Совет по делам религиозных культов164.
Особенности идеологической работы среди коренных малочисленных народов в годы войны
В связи с недостатком кадров агитационную работу в среде местного населения вели коммунисты-одиночки, комсомольцы, учителя, культпросветработники, фельдшера. Среди местного населения также развернулась работа по самым разным направлениям, в том числе и по обучению основам военного дела. Так в селе Палана военная учёба на местности особенно привлекла коряков и ительменов. «Они, не смотря на то, что впервые участвуют в занятиях, максимально приближенных к условиям боевой обстановки, действовали решительно и умело. Природный опыт охотников подсказывал им правильные решения. И в наступательном бою против реально обозначенного противника, и в обороне их поведение было образцовым» - сообщалось в корреспонденции Котопова в газете «Камчатская правда» 24 октября 1941 г.
В отчётах местных партийных органов в 1941-1943 гг. неоднократно отмечалось, что в начале войны наряду с расширением политической агитации было ослаблено руководство партийной пропагандой. Кружки по изучению истории ВКП(б), в которых обучались члены и кандидаты в члены партии, почти прекратили свою работу. Хотя для местного населения и были организованы кружки политграмоты, где изучались доклады, приказы и речи И.В. Сталина и материалы из центральных и местных газет, реальной пользы эти мероприятия не приносили: слишком далеки были теоретические вопросы идеологии от реальности военного времени.
Важную роль в стабилизации агитационно-массовой работы среди местного населения имело постановление VI Пленума Хабаровского крайкома партии (15-17 декабря 1941 г.) «О состоянии и дальнейшим задачах политической агитации в связи с военной обстановкой»234. В ходе его реализации были получены определённые результаты. Так, если в июне 1941
При этом явно прослеживалась тенденция глухого сопротивления властям. Так, по донесению коменданта Анадырской комендатуры, «кулак Кутегин распространял фантастические слухи, что прилетал белый самолёт, бомбардировал Анадырь, и Советская власть кончилась». В результате такой «агитации» колхоз Эалькальвем распался . Имели место случаи ухода в тундреу цлых семей эвенов, коряков с целью не иметь дела с властями .
Власти же в это время вынуждены были искать способы выполнения задач военного периода. На это нацеливали и указания из Москвы. «Надо понять, что в первомайском приказе товарищ Сталин указывал не только на возможность окончательного разгрома немецко-фашистских войск и освобождения советской земли от гитлеровских мерзавцев в 1942г., но также и на обязанность советского народа сделать это», - подчёркивалось в закрытом письме партийным организациям Камчатской области в июне 1942 г. Особо говорилось о необходимости «поставить массово-политическую работу среди местных национальностей так хорошо, как этого требует обстановка военного времени», «добиться от населения глубокого понимания целей Великой Отечественной войны» .
Экономическая ситуация на Дальнем Востоке с началом войны осложнилась. Поэтому поиск виновных в невыполнении поставленных задач стал одним из направлений в деятельности советских и партийных организаций. Вероятно, именно с этим связан рост количества дел по обвинению в контрреволюционной деятельности, в том числе и среди коренных малочисленных народов. Так по Приморскому краю в I квартале
Среди представителей местного населения Чаунского района на Чукотке, привлечённых к судебной ответственности за контрреволюционную деятельность в 1941 г., были зафиксированы самоубийства. Из 3-х арестованных 2-е покончили с собой. В результате выяснения всех обстоятельств дела вскрылось следующее. Чукчи называли советский суд «воскран». В сознании коренных жителей это слово ассоциировалось с понятием «дом тёмный, где нет костра, нет света», а там, где нет света, не должно быть жизни. Привлечённые к судебной ответственности люди решились на самоубийство, боясь судебного разбирательства240. Ошибки, допущенные руководством Чаунского района, стали предметом разбирательства вышестоящей парторганизации. В результате проверки выяснилось, что «трудовую дисциплину нарушают в первую очередь работники райкома, которые на работу являются пьяные, например, первый секретарь райкома ВКП(б) тов. Миронов до того напивался, что его домой на плечах приносили беспартийные работники»241. Эти факты отнюдь не повышали авторитет партии среди местного населения.
В пос. Санчихеза Красноармейского района Приморского края в 1942 г. по обвинению в шпионско-повстанческой деятельности были арестованы удэгейцы В.Г. Аянко и А.С. Кялунзига. Их обвиняли в уничтожении сельскохозяйственных машин, скота, колхозных пчёл, в вербовке людей для работы на японскую разведку. В результате проведённых проверок выяснилось, что следствие велось с нарушениями, применялись методы физического воздействия на обвиняемых. Разбирательство показало, что все просчёты в хозяйственной деятельности руководителей колхоза пытались
Похожая ситуация наблюдалась в январе 1943 г. в с. Воямполка-Кочевая Корякского национального округа, где были арестованы 10 коряков по обвинению в контрреволюционной деятельности: уничтожении поголовья оленей, развале колхоза, распространении прояпонской антисоветской информации. Все они были осуждены на сроки от 10 до 20 лет. Несмотря на то, что все осуждённые признались в содеянном, абсурдность обвинений являлась очевидной. В личных беседах секретарь Камчатского обкома ВКП(б) т. Подозёров заявлял: «Вы этих людей арестовали неправильно, эти аресты вызовут недовольство среди коряков и может получиться то, что было в Чукотском округе, где затруднения с продуктами питания привели к погромам магазинов местным населением»243.
Эволюция общественного сознания дальневосточников в послевоенный период
Великая Отечественная война существенно скорректировала психологическую обстановку в советском обществе. После капитуляции Германии и Японии народ, находившийся под грузом чрезвычайной военной обстановки, ожидал простой «нормальной» жизни. Испытав все тяжести военного времени, люди часто подсознательно корректировали память о прошедшем довоенном и военном времени, сохраняя в памяти лучшее и забывая о плохом. В тоже время в общественном сознании моделировалась особая концепция послевоенной жизни. Там не было места противоречиям, напряжению. Главным стимулом существования в тяжелейших послевоенных условиях становился лишь один фактор - надежда. Населению требовалась психологическая разгрузка, но вместо этого партийные функционеры требовали готовности в очередной раз ценой любых усилий решить задачи, стоявшие перед страной, и предлагали прежние лозунги строительства коммунистического общества в Советском Союзе.
Послевоенная общественная атмосфера, пронизанная радостью труда, духом соревнования и надеждой на лучшее, была вызвана не только неизбывным человеческим оптимизмом. Народ, одержавший трудную победу, ощутил свои силы, вера в светлое будущее вопреки перенесённым страданиям лишь окрепла. Подобные настроения активно эксплуатировались руководством страны для получения максимального экономического результата при минимуме затрат. И очень скоро официальная идеология вступила в конфликт с повседневностью, а это, в свою очередь, вызывало у части населения настроения упадничества и глубокого разочарования.
Сам характер Великой Отечественной войны потребовал от общества предельной сплоченности, возможной только в случае единства власти и народа. Однако по мере возвращения к мирной жизни это единство исчезало, формируя в обществе комплекс обманутых надежд и предопределяя кризис властных структур. В предвоенные годы и в годы войны установившийся миропорядок (государство Советов с цельной, единственно правильной коммунистической идеологией) воспринимался как данность, не требующая изменений. Великая победа над страшным врагом подтверждала жизнеспособность и перспективность советского строя. Однако в условиях восстановления разрушенного войной хозяйства реализация самых насущных потребностей людей всё время откладывалась. В этой связи становится понятен послевоенный всплеск критических настроений среди граждан, ждавших и по-своему требовавших от власти конкретных действий по улучшению положения. При этом у людей не было желания изменить существующий режим, тем более оказывать ему сопротивление. Мирная жизнь рассматривалась народом-победителем как высшая ценность, и любое насилие было исключено.
Основными факторами, повлиявшими на изменение настроений людей в послевоенные годы, можно считать следующее. К рубежу 1947-1948 гг. наконец произошло психологическое окончание войны 354. Из жизни людей постепенно уходили военные символы. В декабре 1947 г. одновременно с проведением денежной реформы, были отменены продовольственные карточки. Начиная с 1947 г. правительство регулярно снижало розничные цены на продукты массового потребления. В 1948 г. была в основном завершена демобилизация из армии. Таким образом, результаты послевоенного восстановления народного хозяйства стали ощутимы для населения. И хотя ожидания людей не выходили за рамки элементарных требований поддержания жизненного уровня, даже эти минимальные притязания не воспринимались руководством страны.
Продолжали действовать указы, запрещающие под страхом уголовного наказания самовольный уход рабочих и служащих с работы, переход с одного предприятия на другое; колхозники, не имея паспортов, были годы войны стимулы утратили былую эффективность, а достойной замены им не находилось. По-прежнему сохранялся приоритет государственных интересов над личными. Всё это порождало вал критических настроений в адрес Советской власти, партии и существовавшей государственно-политической системы.
Ещё одним фактором, влиявшим на общественное настроение советских граждан, были личные впечатления людей, побывавших во время войны в странах капитализма. Увиденное за границей противоречило пропагандистским стереотипам. Естественно, что в таких условиях идеологический пресс, несколько ослабевший в годы войны, вновь начинает усиливаться.
Таким образом, развернувшиеся в послевоенные годы в Советском Союзе идеологические кампании имели целью укрепить советский строй и сохранить внутреннее единство общества. Однако партийным идеологам пришлось столкнуться с глухим сопротивлением советских людей, не желавших соглашаться с официальной линией партии.
Так, например, в ходе развернувшейся травли советской генетики и борьбы с космополитизмом власть затребовала сведения о положении дел с преподаванием биологии в школах. В справке по Приморскому краю (1948 г.) в частности сообщается: учительница Тигровской семилетней средней школы Т.М. Решетова заявила, что не признаёт научных достижений академика Лысенко в области биологии, и это убеждение ей было привито в период учёбы в Московском университете. В справке подчёркивалось, что такого рода настроения довольно широко распространены в школах Михайловского, Пожарского, Красноармейского районов355. Серьёзные опасения по поводу «нездоровых» настроений среди научных сотрудников ТИНРО г. Владивостока отмечается в другой справке, подготовленной для Приморского крайкома ВКП(б). В ней говорилось, что работники «строят свои научные исследования на основе иностранных источников», а ведь это было абсолютно недопустимо существовавших условиях. В институте наблюдались и «обывательские настроения сотрудниц института, открыто рассуждающих о принципах и нормах социалистической морали и советской семьи». Имели место рассуждения «о бедности нашей страны и лучших условиях работы за рубежом» .
Содержащийся в политдонесении оперуполномоченного УМГБ по Камчатской области материал свидетельствует о фактах распространения «нездоровых настроений» среди молодёжи г. Петропавловска-Камчатского в 1949 г. Так выпускник Моррыбтехникума Гусаров высказывал свои отрицательные суждения по поводу проведённой правительством денежной реформы, говорил о неизбежности войны с Америкой в ближайшее время, при этом выражал неуверенность в победе СССР. Студент этого же техникума Болотин заявлял, что «в партию теперь вступают ради корыстных целей, чтобы получить доступ к материальным ценностям». Студент Малов высказывал мнение о невозможности построения коммунизма в нашей стране. Студенты Баркин, Белый, Клепцов, Колесников регулярно распространяли среди студентов антисоветские анекдоты357.
Денежная реформа, проведённая государством в декабре 1947 г., имела значительный резонанс в обществе. Среди жителей г. Петропавловска-Камчатского, пос. Елизово, пос. Авача вызывали недовольство отказы торгующих организаций в приёме загрязнённых, имеющих незначительные повреждения денежных знаков. Были зафиксированы разговоры рабочих рыбного порта в магазине: «Рабочие всё перенесут, чтобы правительство не придумало. А это (денежная реформа - авт.) придумано на вред трудящимся»358. В других магазинах города также имели место обличительные разговоры в адрес законодательных органов Советского государства. На главпочтамте г