Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Традиции изобразительного искусства Таджикистана 14
Глава 2. Формирование новых направлений в изобразительном искусстве Таджикистана в 20-30-е годы XX века 27
Глава 3. Задачи изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период 50
Глава 4. Изобразительное искусство Таджикистана в 50-6о-е годы XX века 64
Глава 5. Основные тенденции в изобразительном искусства Таджикистана 70-80-х годах XX века 95
Заключение 124
Список использованной литературы 133
Список иллюстраций 145
- Традиции изобразительного искусства Таджикистана
- Формирование новых направлений в изобразительном искусстве Таджикистана в 20-30-е годы XX века
- Задачи изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
Введение к работе
История таджикского искусства уходит в глубокую древность. Археологические исследования свидетельствуют, что еще в древнейший период многие его виды отличались высоким уровнем развития. Великолепные образцы памятников того времени по своему исполнению, по свидетельству ученых, не уступают прославленным произведениям эллинизма.1
В свете археологических открытий XX века живопись, скульптура, прикладное искусство таджиков Центральной Азии представляются крупным художественным явлением. Оригинальность этого искусства предстает перед нами как ярко выраженная художественная система со своими стойкими принципами, обнаружившими себя в преемственности образов и форм, а также связей с другими передовыми художественными школами Среднего и Ближнего Востока, Индии и Китая.2
Во все эпохи таджикская земля была узлом, в котором скрещивались крупнейшие на Азиатском материке художественные культуры. Главные отрезки Великого Шелкового пути из Китая в страны Средиземноморья проходили через Центральную Азию. Эта трансазиатская магистраль сыграла огромную роль во взаимодействии художественных культур Востока и Запада.3
Археологические открытия позволяют по достоинству оценить величие художественных традиций народов Средней Азии, в том числе и таджикского народа. После нашествия арабов, некоторые виды искусства (например, круглая скульптура) постепенно начали исчезать и впоследствии почти полностью прекратили свое существование. Это связано с распространением ислама, в частности, с его отрицанием возможности восприятия божества в виде зрительного образа, что служило основанием для преследования идолопоклонства и иконописи. В дальнейшем рьяные поборники ислама распространили этот запрет на изображение людей и животных.4
Этот факт определил своеобразие дальнейшего формирования и развития изобразительного искусства народов Средней Азии, в том числе Таджикистана. Социальная раздробленность и территориальная разобщенное ть таджикского народа негативно повлияли на консолидацию культуры таджиков. Это продолжалось вплоть до 20-х годов XX в.5
Идеология Социализма решительно и твердо высказывала своё отрицательное отношение к абстрактному и формалистическому искусству. Этот вид искусства для них был неприемлемым по идеологическим сооб-ражениям.
Существовало мнение, что абстракционизм неприемлем в станковой живописи, что этот вид искусства не имеет широкой мысли в художественных произведениях и окружающем мире. Следовательно, на свободу творчества и независимый образ мышления художники не имели права. В свободном и демократическом обществе художники имеют право на свободную творческую деятельность.
В советский период в документах Правительства Таджикистана подчеркивалась важность проблемы повышения культуры в формировании всестороннего развития личности, а также дальнейшего развития как народных, так и новых профессиональных форм искусства.
Для решения этой исторической задачи возникла необходимость в широком и глубоком изучении проблемы формирования национального искусства и его специфики. В большинстве ранее опубликованных работ исторического и искусствоведческого характера эти проблемы рассматри ваются или в общекультурном контексте, или по отдельным видам. До сих пор в этом направлении не было ни одной обобщающей работы, которая бы отражала исторические и культуроведческие аспекты.
В 20-30-е годы XX в. в связи с образованием Таджикской республики встала задача создания новой культуры, возникла острая необходимость в подготовке специалистов данного профиля. С помощью представителей интернациональной профессиональной интеллигенции стали практиковаться творческие поездки, которые стали зародышами будущих учреждений культуры в республике. Уже в 1933 году было создано Оргбюро (Союз) художников, а также открыто художественное училище, учрежден музей изобразительного искусства.7
В художественном училище началась творческая подготовка национальных кадров. Способная молодежь направлялась на учебу в вузы крупных центров СССР. Именно в этот период происходит возрождение традиционного таджикского изобразительного искусства и становление новых его жанров: живописи, графики, скульптуры европейской школы, декоративно-прикладного искусства. В период советского строительства были провозглашены принципы народности и реализма в искусстве. Но зачастую они оставались лозунгами. При административном методе управления искусством это приводило к конъюнктуре и отрицательно сказывалось на художественном процессе.8
На современном этапе развития Таджикистана как суверенного государства ставится задача объективного отражения истории изобразительного искусства и определения перспектив его дальнейшего развития. Постановка этой проблемы- основная цель нашего исследования.
Цель и задача исследования. В диссертации ставится задача на основе документальных источников, имеющихся в архивах, музеях и мастер ских художников, во всей полноте осветить путь исторического развития изобразительного искусства республики с 1920 по 1980-е годы, охарактеризовать важнейшие художественные явления, осветить в историческом плане развитие всех жанров изобразительного искусства Таджикистана, а также отразить творческую деятельность ведущих художников. Мы попытались показать роль общемировых ценностей искусства в процессе формирования и развития таджикского изобразительного искусства, совершенствования его профессионализма.
Степень изученности проблемы. В Таджикистане в годы Советской власти был накоплен богатый опыт проведения мероприятий по организации, формированию и развитию изобразительного искусства. В 30-40 годы XX в. история изобразительного искусства Таджикистана нашла свое отражение лишь в статьях и очерках, опубликованных в юбилейных сборниках, газетах и журналах. Начиная с 50-х годов ХХв. научно-исследовательская работа в области изобразительного искусства значительно активизировалась, что объясняется появлением новых профессиональных кадров художников, историков, культурологов, искусствоведов, -этнографов.
Истоки зарождения и становления художественной культуры таджикского народа исследуются в трудах А.Ю.Якубовского,9 Е.В.Зеймаль, Б.А.Литвинского.10
Позже эти исследования продолжили таджикские искусствоведы Н.А.Белинская, А.В.Мешкерис, Н.З.Юнусова, Л.С.Айни, М.А.Рузиев, Р.Муродов, М.М.Ашрафи, Л.Додхудоева, М.Мамадназаров, М.Назаров, Г.Майтдинова, Р.Мукимов, С.Мамаджанова, Х.Мухидинов, Л.Наджафов, Х.Сатторов, Е.Чудович, Т.Овчарова, М.Саадян и другие. В своих исследованиях они впервые аргументированно проанализировали большой разно образный материал по всем видам таджикского изобразительного искусства. В известной работе Б.Гафурова "Таджики"" исследуется механизм общественного развития истории таджикского народа, описывается смена общественно-экономических формаций в Средней Азии и дается научный анализ национальных духовных ценностей, что имеет важное значение для исследования истоков преемственности и предпосылок формирования таджикского изобразительного искусства.
Изучение истории культуры и искусства таджикского народа в определенной мере нашло отражение в целом ряде научных работ, ученых. К ним относятся труд «Из истории культурного строительства в Таджики-стане» (1-й и 2-й тома) , где значительное место отводится развитию таджикского национального искусства, прослеживаются пути формирования разных его видов с момента зарождения до 1957 года. Известное место в данных трудах занимает история таджикского изобразительного искусства.
В начале 60-х годов некоторые аспекты истории искусства таджикского народа были рассмотрены в книге М.Назарова "Искусство таджикского народа" , где впервые была сделана попытка изложить историю формирования разных видов и жанров искусства в научно-популярной форме. М.Назаров в своем труде хронологически изложил огромный фактический материал и личный опыт работы в сфере культуры, что придало книге особую ценность. Автор подчеркивает, что современное искусство и культура таджикского народа зародились на базе ценностей прошлого при всесторонней помощи и интернациональной поддержке художественной интеллигенции.
Большую плодотворную работу по сбору, систематизации и изучению материалов по истории искусства проделали искусствоведы и культу рологи Института истории, археологии и этнографии им. Л.Дониша ЛИ Республики Таджикистан: ими подготовлены и изданы многочисленные статьи, сборники и книги. В «Очерках о художниках Таджикистана»14 коллектив авторов осветил творчество мастеров живописи, скульптуры и театральной декорации на разных исторических этапах.
О развитие плакатного искусства в Таджикистане рассказывает книга В.Л.Мсшкерис,15 где показан путь развития этого вида искусства. Формирование народного, а также профессионального таджикского прикладного искусства исследованы в работах А.Белинской, М.Рузиева, Н.Юнусовой и других. В публикации Н.А.Белинской "Декоративное искусство горного Таджикистана"16 подчеркивается, что богатое народное искусство очень популярно среди людей, любимо и почитаемо в стране.
М.Рузиев; з книге "Резное дерево Чорку,, 7 на основе исторического и фактического материалов исследует древние корни народного промысла, в частности, художественной резьбы по дереву.
Н.В.Юнусова в книге "Таджикская вышивка" на основе исследований и подбора материалов характеризует национальную вышивку, которая имеет богатый эстетический идеал, от поколения к поколению передававшиеся среди народных мастеров. В книге М.Хошмухамедова характеризуется творческое мастерство художника и его участие на всесоюзных выставках и за рубежом в 1955-1970г.
Истории таджикского изобразительного искусства посвящены работы Л.Айни «Искусство Средней Азии эпохи Авиценны», «Изобразительное искусство Таджикской ССР», «Искусство таджикской Социалистиче ской республики» . В его произведениях даётся характеристика развития художественного искусства в разные периоды и представляют обобщение трудов по истории искусства республики, но автор не ставил задачей рассмотрения всего комплекса достижений отдельных жанров искусства.
В книгах Р.Муродова «Пейзаж горного края», «Мастер кисти и резца»" и других даётся анализ развития профессионализма в изобразительном искусстве Таджикистана.
Книга Л.Додхудоевой «Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи» 1 имеет историческое значение, а в книге "Художники Таджикистана" отражены творческие успехи молодых художников на Всесоюзных выставках в 1970-1975 годах.
В работах Т.Чудович, Х.Сатторова, Л.Наджафова, К.Бузрукова, Л.Виноградовой, А.Кульковой, Т.Овчаровой, и других дана характеристика разных творческих подходов к созданию художественного образа современного человека в различных жанрах живописи. М.М.Ашрафи в работе «Персидско-таджикская поэзия в миниатю 22 pax X1V-XVI1 веков» подчеркивает значение миниатюры в системе мировой культуры. Н.Негматов на основе исторического и археологического материала рассказывает о состоянии средневековых исторических памятников и духовной культуры Средней Азии, а также об историческом развитии искусства и науки в эпоху государства Саманидов. Историко-архитектурный аспект оценивается в исследованиях ф В.ІЗсселовского, М.Мамадназарова, Р.Мукимова, С.Мамаджановой и др. Ими же рассмотрены вопросы истории архитектуры в монографии "Архитектура Советского Таджикистана", где впервые обобщено развитие зодчества Таджикистана в 1920-1980-х годах. Большая заслуга в деле систематизации материала по изучению изобразительного искусства Таджикистана и профессионального анализа его видов и жанров принадлежит таким исследователям 30- 40-х годов, как Б.В.ЕЗеймарн,25 Н.В.Черкасова,26 С.М.Долгоносова.27 В их трудах нашли отражение вопросы, связанные с данной проблемой. Таким образом, анализ исторической литературы и других материалов позволяет считать, что имеется немало содержательных работ, отражающих состояние и пути формирования истории развития и становления изобразительного искусства в республике.
Однако авторы для освещения данной темы использовали отдельные виды изобразительного искусства, на основе которых делали искусствоведческие выводы. В этих трудах рассматривались пути формирования и начало развития изобразительного искусства Таджикистана. Несмотря на большое значение данных работ для исследования вопросов изобразительного искусства, необходимо отметить, что далеко не все виды и жанры изобразительного искусства нашли в них достаточно глубокое, комплексное, всестороннее освещение.
В настоящее время особенно остро ощущается недостаток обобщающих работ историко-искусствоведческого характера, что дает нам право утверждать необходимость углубленной разработки данной проблемы.
Основным источником исследования послужили документы республиканских государственных архивов, в которых обнаружены, а затем изучены многочисленные материалы, характеризующие пути формирования и развития изобразительного искусства в республике. Материалы сконцентрированы в различных фондах Партийного архива Центра политических исследований при ЦК компартии Таджикистана, а также в Центральном государственном архиве Республики Таджикистан.
Материалы упомянутых архивов являются основным источником для изучения истории изобразительного искусства. Они отражают непосредственные научно-исследовательские и организационные контакты между творческими работниками Союза художников Таджикистана и производственными учреждениями и, бесспорно, помогают воссоздать деятельность картинных галерей, ставших в своё время организующим творческим центром, своеобразным каналом перспективного развития изобразительного искусства Таджикистана.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём впервые предпринят исторический анализ становления и развития изобрази тельного искусства таджикского народа. В диссертации рассмотрено формирование видов и жанров изобразительного искусства Таджикистана. Настоящее исследование основывается на изучении и обобщении новых материалов, освещающих проблему профессионализма при создании художественного образа в изобразительном искусстве таджикского народа; в диссертации обоснованы принципы образовательной системы учебной работы в области преподавания искусства в школах.
Методологической основой исследования является объективно-исторический подход к решению анализируемых вопросов. В процессе изучения истории изобразительного искусства таджикского народа диссертант руководствовался такими важными принципами, как бережное отношение к культурному наследию прошлого, объективная оценка наиболее ценного и прогрессивного в нём, использование воспитательного и образовательного потенциала искусства в формировании активной, всесторонне развитой личности в процессе творческих занятий изобразительным искусством.
Хронологические рамки исследования. Хронологические рамки нашей работы охватывают 1920-1980 годы. В рассматриваемом историческом периоде нас интересовали формирование и пути развития изобразительного искусства Таджикистана. В разные годы они отличались своими особенностями: 20-30-е годы -это время зарождения и становления новых видов и жанров изобразительного искусства: живописи, скульптуры, графики, время создания творческих коллективов Союза, а также учреждений культуры в Таджикистане. Годы войны и послевоенные годы были ознаменованы расширением профессиональной деятельности творческих коллективов, подготовкой художников. В 60-80-е годы ХХв. отмечается прилив новых творческих сил: в республику приезжают специалисты, окончившие средние и высшие учебные заведения страны. В эти годы наблюдается большой творческий энтузиазм в искусстве, появляются крупные художники, принесшие всесоюзную и мировую известность таджикскому изобразительному искусству.
Практическая значимость результатов исследования. Основные положения диссертации целесообразно использовать в обобщающих трудах по истории искусства Таджикистана. Данная работа может послужить пособием при чтении общих и специальных курсов по истории изобразительного искусства Таджикистана, при проведении лекционных занятий на педагогических, искусствоведческих, исторических, архитектурных и других факультетах высших учебных заведений, для занятий в художественных и общеобразовательных школах.
В ходе анализа и обработки материала по изобразительному искусству Таджикистана автор принимал участие в составлении и внедрении і программы но изобразительному искусству для II, III, IV классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения, учебника «Уроки изобразительного искусства» для II, III, IY классов и дидактического материала по истории изобразительного искусства Таджикистана для YI класса, одобренных Министерством образования Республики Таджикистан. В своей основе они способствуют формированию эстетического и гуманитарного воспитания учащихся.
Апробация результатов исследования. Основные положения результатов исследования нашли отражение в лекциях и семинарах, прочитанных и проведённых на педагогическом факультете ТГПУ им. К.Джураева, а также в ЦИППК ПРО и МС в работе с учителями средних школ Республики Таджикистан.
Основные положения диссертации были изложены в докладе, обсуждённом на научно-практической конференции «Историческое развитие изобразительного искусства в Таджикистане» (Душанбе, 1996), а также на заседании кафедры методики начального обучения ТГПУ им. К.Ш.Джураева и опубликованы в печати.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, альбома иллюстраций произведений художников Таджикистана.
Традиции изобразительного искусства Таджикистана
Таджикский народ обладает богатым наследием в области литературы, музыки, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Повсеместно: в горных селениях Каратегина, Дарваза, Памира и Зарафшана, в городских кварталах ремесленников старых таджикских городов Бухары, Самарканда, Ходжента, Ура-Тюбе, Исфары, Канибадама, Пенджикента, Гиссара, Куляба - издавна создавались яркие и красочные вышивки и тканії, художественная керамика, деревянные изделия, архитектурный декор, торевтика и т.д..В своих произведениях народные мастера и художники всегда стремились по-своему показать окружающую их действительность. В них находила отражение замечательная черта народа -любовь к жизни, природе, родной стране.28
Возникновение таджикского искусства относится к глубокой древности. Фольклор сохранил правду о борьбе предков таджикского народа -согдийцев и оактрийцев - с войсками Александра Македонского и других иноземных завоевателей.29
Монументальная живопись Средней Азии (ІІІ-ІІ веках до н.э.), сюжетная и орнаментальная настенная роспись отражены в живописи Дальвер-зин-тепе, своеобразное композиционное решение которой было выработано эллинизмом на почве всего Востока. Тахти Сангин -единственное пока монументальное сооружение Гре-ко-бактринекого времени. Находки на Тахти Сангин вписали в историю культуры и искусства Таджикистана новую главу о монументальных произведениях искусства античной Бактрии.
Эпоха эллинизма, Кушанского и Сасанидского государств, в состав которых входила территория современного Таджикистана, отмечена зна чительными и замечательными памятниками изобразительного искусства. «Культура бактрийцев-тохаристанцев и согдийцев, отмечает профессор Л.Ю.Якубовский, стояла в культурном отношении настолько высоко, что могла и сама оказывать влияние на материальную культуру и искусство Ирана, особенно его восточных областей». "
В VI-VIII веках Бухара, Самарканд, Худжанд, Ура-Тюбе, Пенджи-кент имели значительно высокую культуру, о чем свидетельствуют памятники, открытые во время археологических раскопок в древних городищах Пенджикент, Шахристан, Афрасиаб (Самарканд), Варахша (Бухара) и других. Находки свидетельствуют о том, что далекие предки таджиков украшали свои жилые дома, дворцовые и храмовые сооружения произведениями изобразительного искусства. Следует отметить прекрасные настенные росписи того же времени в Варахше. Многие из них сохранились лучше пенджикентских фрагментов ("Подвиги Рустама-богатыря", "Свадебный кортеж Афрасиоб"), а также росписей из Тогірак-кала в Хорезме.
Живопись Афрасиаба является вершиной художественного творчества народов Средней Азии. Она представлена большим количеством различных этнических типов, свидетельствующих об облике населения Средней Азии в VII веке.
Формирование новых направлений в изобразительном искусстве Таджикистана в 20-30-е годы XX века
В 20-30-е годы XX века на базе художественных традиций таджикского народа происходит становление нового изобразительного искусства. Впервые в республике появились произведения станкового искусства, живописи, графики и скульптуры. Приехавшие в Таджикистан профессиональные художники Л.Бурэ, М.Новиков, Е.Г.Бурцев помогали молодой республике в становлении новых форм и жанров искусства, оказывали содействие правительственным и общественным органам в деле развития реалистического искусства. Главной целью художников тех лет было создание идеологической канвы искусства, отражение революционных и социальных преобразований в жизни общества. 16
Идеология этого времени требовала от художников только агитационной направленности. Лучшей формой изобразительной агитации по своей оперативности и массовости явилась газетная графика. Рисунки в газетах "Зерафшан", "Овози точик" и других имели не только агитационный смысл, но и приобщали широкие слои населения к восприятию реалистического изображения человека.
Важную роль в формировании изобразительного искусства сыграли иллюстрации в журналах "Рохбари Дониш", "Машраб", "Муштун", "Гули-сгон". В карикатурных рисунках сатирические журналы пытались отобра-зить острые проблемы тех лет.
Первые плакаты для Туркестана создавались в- Москве. Известные плакаты на тему освобождения Востока московского художника Д. Моор (1919) не могли не отразить особенности местного колорита, национальную специфику событий, происходивших в Таджикистане в те годы. Местные плакаты появились в Ташкенте, Самарканде в конце 1919- начале 1920 годов, когда Туркестанской печатью были организованы конкурсы на лучшие плакаты (рисунок на стр. 40). Они призывали к единению всех трудящихся в борьбе за историческую победу новой власти. Рассчитанные на самого неприхотливого зрителя.; плакаты явились первым уроком политической наглядной грамоты.68
Наряду с росписью и резьбой по дереву и ганчу, в Таджикистане получили широкое распространение плакаты, издававшиеся первоначально в Ташкенте и Самарканде. Монументальные плакаты призывали к созидательному труду, к борьбе с неграмотностью и пережитками старого быта, к борьбе за раскрепощение женщины. Классовая борьба, имевшая место в Средней Азии после Октябрьской революции, нашла отражение и в искус-стве.
К сожалению, идеологическая направленность изобразительного искусства несколько отстранила на второй план традиционные виды искусства, которые в некоторых случаях трактовались как пережитки прошлого
В 20-30-е годы шла активная борьба с так называемым "упадническим искусством Запада и Востока". Формалистические тенденции критиковались таким талантливым художником-новатором, как Г.Фальбов. Положительное влияние имело творчество художников-реалистов, в частности, художников-членов АХРР, выезжавших, начиная с 1927 года, для работы в города Средней Азии с целью отразить в своих произведениях подлинную жизнь, быт народов среднеазиатских республик, строительство новой жизни в Таджикистане.
Задачи изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
В 1941 году Выставка изобразительного искусства Таджикской ССР продемонстрировала достижения художников. На выставке было представлено большое количество этюдов, в которых нашли свое отражение красочная природа, своеобразный быт и различные моменты общественно-политической жизни Таджикистана. Эти этюды свидетельствовали о серьезной работе художников над натурой, об их стремлении глубоко изучить окружающую действительность, историческое прошлое, революционную борьбу за новый Таджикистан." На выставке были представлены также работы молодых художников. Так, Г.Бурцгв работал над разнообразными сюжетами историко-революционной темы и создал полотна "На байском поле", "Поимка Ибра-гимбека", "Нарушитель границы", "Ферганский канал". В.Н.Фуфыгин и Е.Г.Чемодуров оформили спектакль "Восстание Восе".
Однако новое национальное искусство республики должно было преодолеть большие трудности, поскольку уровень профессионально-технического мастерства был невысок. Это особенно относится к развитию живописи и графики, которые совершенно недостаточно были укомплектованы кадрами национальных художников. В 1941 году были проведены дни декады таджикской литературы и искусства в Москве, а организованная там выставка изобразительного искусства позволила московскому зрителю ознакомиться с замечательной художественной культурой таджикского народа.
На выставке была представлена интересная работа молодого таджикского художника М.Хошмухамедова "Восстание Восе". Художник изобразил эпизод революционной борьбы таджиков. Значительное место на выставке занял раздел народного декоративно - прикладного искусства: роспись, резьба по дереву и ганчу, изделия из металла, керамика, ткани, вышивка.
Крупнейший мастер росписи Ю.Баротбеков продемонстрировал несколько больших резных панно с портретами вождей. Большой интерес у зрителей вызвали разнообразные изделия прикладного искусства: ткани, вышивки, набойка, керамика и т.д. Очень хорошо было представлено искусство набойки, вновь возрожденное мастером Рахимом Юлдашевым."3
В первые дни Великой Отечественной войны Правительство Таджикистана усилило руководство художественной интеллигенцией, проявляя большую заботу о дальнейшем развитии литературы и искусства- эффективных средств идеологического воздействия. Перед художниками была поставлена задача по созданию глубоко идейных и патриотических произведений на оборонные темы: было рекомендовано использовать материалы героического прошлого и настоящего таджикского народа и других народов Советского Союза, воспеть их борьбу с иноземными поработителями, подвиги героев гражданской и Великой Отечественной войн, героев трудового фронта. Великая Отечественная война вызвала необходимость перестройки работы Союза художников в соответствии с задачами военного времени. Создавали и произведения, отражающие текущие события, написанные быстро, ярко и доходчиво. Популярным жанром живописи стал плакат; он имел огромное агитационное значение, отличался выразительностью и доступностью для массового зрителя.