Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Исполнительские традиции народных музыкантов Таджикистана в новых формах публичной музыкальной деятельности (30-е - 80-е годы XX века) 15
Глава II. Основные этапы профессиональной подготовки и развития народных музыкантов Таджикистана 52
- Исполнительские традиции народных музыкантов Таджикистана в новых формах публичной музыкальной деятельности (30-е - 80-е годы XX века)
- Основные этапы профессиональной подготовки и развития народных музыкантов Таджикистана
Введение к работе
Актуальность темы.
Осмысление истории становления творческой судьбы народного музыканта в современную эпоху развития музыкальной культуры Таджикистана, выявление общих принципов и особенностей этапов ее формирования, дает возможность более глубокого понимания музыкальных традиций, истории их развития, функционирования и преемственности поколений музыкантов. Очень важно понять механизм передачи традиции от поколения к поколению с учетом того, что многое уже изменилось в формах социальной, общественной жизни, творческой презентации деятельности народного музыканта, который является основным носителем национального музыкального наследия.
Изучение богатых музыкальных традиций таджикского народа в современную эпоху дает возможность отечественной исторической науке делать крупные обобщения. Это связано с тем, что творческая деятельность народных музыкантов, как базовая часть функционирования музыкальных традиций, представляет собой важный компонент всей культуры таджиков. Выявление общих закономерностей и особенностей исторического становления и развития профессиональной деятельности народных музыкантов объективно отражает художественные процессы, их направленность и роль во всей духовной сфере таджикского народа в современную эпоху. Научная разработка исполнительских традиций позволяет сформировать основы объективного исследования о становлении и развитии национального музыкального искусства, являющегося органичной составной частью общей истории таджикского народа.
Изучение деятельности народных музыкантов Таджикистана включает в себя много различных аспектов и временных периодов, каждый из которых может стать самостоятельным предметом исследования,
отражающим многообразие и сложность исторического развития национального искусства. Особо отметим, что профессиональная деятельность народных музыкантов, в отличие от средств музыкального языка (структура, форма, принципы развития и т.д.), в большей степени обусловлена общими социальными процессами, происходящими в обществе. В этом контексте, история профессиональной деятельности народных музыкантов предстает как особый социальный аспект видения эволюции музыкальных традиций.
Традиционное музыкальное искусство является одной из основ духовного богатства таджикского народа. Через песни, танцы, обряды отображается его самобытность, специфика его эстетического мировосприятия. Изучение вопросов сохранения и творческого использования традиционного музыкального наследия является необходимым условием для продолжения жизнедеятельности культуры. В этом контексте, отметим мысль академика Б.Асафьева о том, что необходимо «выявить бесспорную высокохудожественную ценность музыкально-народного мастерства, т.е. его глубоко художественную природу и качественность, а главное - начать систематическое изучение процессов создавания, созревания и перерастания процессов в новые народно-национальные формы и стилевые разновидности, процессы, всегда и постоянно присутствующие в народной музыке»1
Многообразен по своим конкретным и практическим направлениям реализации путь становления профессиональной деятельности народных музыкантов, который предстает как необходимое условие функционирования национальной музыкальной традиции. Именно через работающие социальные механизмы преемственности художественного опыта, воспитания и развития народных музыкантов осуществляется сама жизнь этих традиций. Но каждая историческая эпоха неизбежно несет новые формы общения, формирует в соответствии со своими запросами
1 Асафьев Б. О народной музыке. - М., 1987. - С. 24.
особые типы коммуникации и творческой презентации деятельности народных музыкантов, актуальные для данного времени и общества.
Традиции и инновации - между этими полюсами, в поле их взаимодействия расположено фактически все многообразие художественных процессов каждой эпохи: ее ресурсы, форма и идейно-тематическое содержание, характер гуманистического отношения к личности. Особо отметим, что народное искусство есть «искусство памяти, памяти поколений». ' Но, как известно, память не абсолютна, она избирательна. Культура всегда помнит и хранит лишь то, что нужно современности, и в том виде, в котором оно актуально. Культура каждой новой эпохи «помнит» прошлое не в неизменном, а в преобразованном, приспособленном к современности виде. По существу, традиция - это актуализированная культура прошлого. Это путь мобилизации опыта прошлого в новых условиях настоящего. Чрезвычайно важно выявить и изучить механизмы передачи и трансформации художественного опыта народа с учетом новых и изменившихся социальных условий. В этом контексте, одной из острых проблем сегодняшнего этапа развития таджикского традиционного музыкального искусства является проблема сохранения и развития богатых исполнительских традиций в новых социальных условиях жизнедеятельности культуры. Важнейшим компонентом этого сложного процесса является профессиональная деятельность народного музыканта. Изучение этого аспекта истории национальной музыкальной культуры способно расширить и дополнить наше понимание формирования и протекания художественных процессов в Таджикистане в XX веке.
Земцовский И. Народная музыка и современность (К проблеме определения фольклора) //Современность и фольклор. - М., 1977. - С. 58.
Степень изученности проблемы.
Изучение становления и развития традиционного музыкального искусства является приоритетным направлением исторической науки в Таджикистане. Многие аспекты получили научное осмысление. Это, прежде всего, вопросы древней и средневековой истории таджикской музыки, творческой деятельности отдельных знаменитых музыкантов. В этом контексте отметим работы А.Раджабова, посвященные вопросам осмысления истории музыки, формирования научных взглядов и эстетических приоритетов, деятельности старинных культурных центров таджиков, творчеству выдающихся музыкантов и ученых эпохи Сасанидов и Саманидов, развитию таджикской музыкальной мысли и культуры XII-XV веков.1
Важным вкладом в освещение древнейшей, древней и средневековой истории таджикской музыкальной культуры явились работы Н.Хакимова, в которых подробно рассматриваются особенности формирования профессиональных музыкальных традиций таджикского народа, его философско-эстетические представления о роли музыки, музыкантов в жизнедеятельности общества. Особое значение имеет разработка Н.Хакимовым вопросов генезиса инструментальной кульутуры иранских народов.2
Значительно в меньшей степени научное освещение получили вопросы истории музыки XVII-XX веков. В этом аспекте отметим работу Н.Нурджанова, которая рассматривает музыкальную и театральную жизнь столицы государства Саманидов - Бухары XIX-XX веков.3
1 Раджабов А. Афкори мусикии точик дар асри XII-XV. - Душанбе, 1989; Он же.
Маданияти мусикии точик дар асрхои XIII-XIV - Душанбе, 1987; Он же. Традиции
классической музыкальной культуры эпохи Сасанидов. - Душанбе, 2005; Он же.
Музыка в культуре Саманидов //Мусики дар тамаддуни Сомониён. - Душанбе, 2000.
2 Хакимов Н. Таджикская музыкальная культура (древнейшая, древняя и средневековая
история). - Кн. 1. - Худжанд, 2003; Кн. 2 - Худжанд, 2004.
3 Нурджанов Н. Театральная и музыкальная жизнь столицы государства Саманидов
(XIX-XX вв.). - Душанбе, 2001.
Есть работы, в которых предметом изучения является не динамика исторических процессов развития музыкальной культуры таджиков, а определенный феномен, имеющий региональные и стилевые особенности. Например, изучению музыкального искусства Памира, посвящены работы Кароматова Ф. и Нурджанова Н., основным материалом которых послужили фольклорные записи, сделанные во время музыкально-этнографических экспедиций 1959-х - 1971-х годов. В этих работах основное внимание уделено выяснению особенностей музыкального искусства Памира, в частности, структуры жанров, разнообразия видов и форм исполнительских традиций и музыкального языка. В этом же направлении находится работа О.Данскер, посвященная исследованию музыкальной культуры таджиков Каратегина и Дарваза. '
Особое положение в отечественном музыкознании занимают работы, исследующие различные аспекты истории и теории классического музыкального наследия. В этом аспекте отметим работы А.Низамова, в которых впервые комплексно рассматриваются вопросы генезиса Шашмакома и влияния эстетики суфизма на становление и развитие классических музыкальных традиций таджикского народа. 2 Отметим также работу Ф.Азизовой, предметом исследования которой являются взаимосвязи и взаимодействия музыкальных традиций Таджикистана и Индии, на примере Шашмакома и раги 3.
В отечественной исторической науке есть работы, посвященные изучению общих вопросов таджикской традиционной музыки. Среди них можно отметить работы Н.Миронова, В.Беляева, А.Низамова4, а также есть
1 Кароматов Ф., Нурджанов Н. Музыкальное искусство Памира. Кн. 1 - М, 1978; Кн. 2.
- М.,1986; Данскер О. Музыкальная культура таджиков Каратегина и Дарваза
//Искусство таджикского народа. - Вып.3.-Душанбе, 1965.
2 Низамов А. Таърих ва назарияи Шашмаком. - Душанбе, 2003; Он же. Суфизм в
контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. -Душанбе, 2000;
3 Азизова Ф. Шашмаком и рага. - Душанбе, 1999.
4 Миронов Н. Музыка таджиков. - Сталинабад, 1931; Он же. Песни Ферганы, Бухары и
Хивы. - Ташкент, 1931; В.Беляев. Музыкальная культура Таджикистана //Очерки по
труды, имеющий справочно-энциклопедическии характер, в которых дается самое общее представление об истории таджикской музыке, ее жанрах, формах, народных инструментах, музыкантах-исполнителях. '
В отечественной исторической науке есть работы, посвященные изучению творчества отдельных народных музыкантов Таджикистана современной эпохи. Это монографические труды и статьи о творчестве таких выдающихся музыкантов как Ходжи Абдулазиз, Содирхон Хофиз, Шариф Джураев, Фазлиддин Шахобов, Шохназар Сохибов, Джурабек Муродов, Одина Хошимов, Абдулло Назриев, Зафар Нозимов и др.
Во всех вышеназванных работах затрагиваются вопросы осмысления творческой деятельности отдельных народных музыкантов, определяется их роль в истории таджикской музыки. Но нигде не рассматривается специально, системно и целостно как самостоятельный предмет исследования профессиональная деятельность народных музыкантов Таджикистана в современную эпоху. В этом контексте есть основания констатировать, что на сегодняшний день нет ни одной научной работы, где осуществлялся анализ и обобщение истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана на современном этапе, которая рассматривалась бы как самостоятельный социокультурный феномен, обладающий своими внутренними закономерностями и особенностями развития.
истории музыки народов СССР. - Вып.1. - М., 1962. Низамов А. Таджикская традиционная музыка //Таджикская музыка. - Душанбе, 2003.
1 Таджикская народная музыка //Таджикская ССР. - Душанбе, 1974; Таджикская
музыка //БСЭ. -Том 25. - М., 1976; Таджикская музыка //Музыкальная энциклопедия. -
Т.5.-М., 1981
2 Алимбаева К., Ахмедов М. Народные музыканты Узбекистана. - Ташкент, 1959;
Неъматов Н., Нурчонов Н. Хофизи шухратманд //Шарки Сурх. - 1958. - №6; Данскер
О. Народный певец Шариф Джураев //Искусство таджикского народа. - Вып. 2. -
Душанбе, 1960; Ахмедов М. Хочи Абдулазиз. - Ташкент, 1973; Джалилзода И. Одина
Хошим. -Душанбе, 1985; Одина фалак мезад -Душанбе, 1994; Шарифова М. Чурабек
Муродов. - Худжанд, 2002; Азизова Ф. Фазлиддин Шахобов и современные проблемы
макомоведения //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты
развития - Душанбе, 1999; Таъзими аср - Душанбе, 2004; Зубков Н. Музыка таджиков.
-Сталинабад, 1946.
Основной целью диссертации является исследование истории становления и развития профессиональной музыкальной деятельности народных музыкантов Таджикистана периода 30-х - 80-х годов XX века.
Задачи исследования:
Комплексность и системность проводимого исследования истории становления профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана периода 30-х - 80-х годов XX века обусловили решение следующих основных задач диссертации:
- выявление особенностей функционирования новых публичных
форм концертной деятельности и общественной актуализации творчества
народных музыкантов Таджикистана на современном этапе, в качестве
которых выступают смотры, слеты, олимпиады, декады, конкурсы и
фестивали. В этом контексте необходимо раскрыть роль Республиканского
Дома народного творчества, Таджикской государственной филармонии как
новых социальных институтов функционирования народного творчества
таджиков в XX веке;
- определение содержания и динамики основных этапов творческого
развития народного музыканта, формирование его профессиональной
деятельности, реализующейся в новых публичных формах презентации
таджикской традиционной музыки 30-х - 80-х годов XX века. Важно
раскрытие базовых этапов жизни и творчества народного музыканта, как
особого социокультурного феномена, соответствующего трем
общеизвестным возрастным категориям жизни человека: детству, юности и
зрелости.
Научная новизна исследования.
Научная новизна работы определяется самой постановкой проблемы, касающейся истории профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е - 80-е годы XX века. В диссертации, в соответствии с заявленными целью и задачами исследования, на основе многочисленных архивных данных, большого количества опубликованных
трудов, материалов периодической печати, биографических сведений о народных музыкантах Таджикистана и проведенного самостоятельно автором бесед и анкетирования известных народных музыкантов, впервые в отечественной исторической науке осуществлен комплексный анализ проблемы, выбранной в качестве темы исследования.
Приоритетным направлением исследования является изучение и обобщение информации о творческих судьбах видных представителей таджикского традиционного музыкального искусства, родившихся в конце 20-х гг. - 60-е годы XX века. Их творческая деятельность составила основное содержание истории развития таджикской традиционной музыки периода 30-х -80-х годов XX века. Впервые исследуются формы и методы подготовки высококвалифицированных кадров народного музыкального искусства в Таджикистане; особенности творчества самодеятельных и профессиональных музыкальных коллективов; зарождение, деятельность и роль Таджикской государственной филармонии, Республиканского Дома народного творчества, деятельность музыкальных коллективов республиканского радио и телевидения. В работе дается критика некоторых идеологических постулатов, бытовавших в науке и практике советского времени, когда под развитием традиционной музыки упрощенно понимался переход к новым европейским профессиональным формам музыкального искусства, а не дальнейшее и самостоятельное развитие древних и богатых музыкальных традиций таджиков.
В работе впервые рассматриваются как одно специфическое социокультурное явление функционирование новых публичных форм музыкальной деятельности, которые отражали становление и развитие новых демократических процессов в таджикской культуре и искусстве XX века. К новым открытым публичным формам и институциализированным структурам, которые во многом обусловили инновационный характер деятельности музыкальных традиций таджиков на современном этапе относятся кружки художественной самодеятельности, смотры, слеты,
олимпиады, декады, конкурсы и фестивали. В диссертации впервые предпринята попытка обобщения сложного процесса преемственности музыкальных традиций, на примере истории становления и развития творческого пути народного музыканта.
Хронологические рамки исследования определены периодом 30-е -80-е годы XX века. Это обусловлено тем, что в избранном временном периоде с начала 30-х годов происходит: 1) изменение традиционных и утверждение новых публичных форм концертной презентации жанров, художественного и идейного содержания музыкальных произведений; 2) создание общественного статуса традиционной музыки как общезначимого национального явления; 3) формирование профессии народного музыканта в новых условиях как важного и востребованного обществом вида деятельности. Все эти инновации достигли своего наивысшего развития и стали органичной формой народного творчества таджиков в 80-е годы XX века.
Методологической основой диссертации является принцип историзма и комплексного, системного подхода к изучаемой проблеме. С учетом положений этих базовых методологических положений автор опирается на основные достижения отечественной исторической науки, в частности, историю культуры и искусства, разработки таджикских и зарубежных исследователей о музыке народов Востока, включая и таджикскую традиционную музыку.
Важным компонентом методологии исследования является использование подхода, получившего уже апробацию в трудах некоторых таджикских ученых-историков. Это метод устной истории, который в данной работе связан с различными биографическими сведениями, которые представляли автору во время его беседы народные музыканты. Как отмечает Халимова Н. «объектом исследования историка, занимающегося устной историей, является исторический материал, передаваемый в устной форме. Метод исторического исследования -
интервью с помощью диктофона и перенос его на бумагу. Результат этого метода - созданный исторический источник устного происхождения». Автор также отмечает, что как особый метод исторической науки, устная история позволяет сохранить прошлое для будущего, имеет возможность не только дополнять, но и исправлять официальные источники, «восстанавливает утраченные традиции и связь между поколениями. И самое главное - создает уникальную базу исторических источников для будущего поколения историков» '. Метод устной истории в исследовании музыкальных явлений, впервые применила в отечественной исторической науке Б.Кабилова2
Источниковедческая база исследования включает в себя материалы и труды таджикских и зарубежных исследователей, которые имеют непосредственное отношение к предмету настоящего исследования. На основе их анализа и обобщения осуществляется разработка главных положений диссертации. Все используемые материалы и труды группируются по следующим направлениям.
1. Материалы, собранные автором исследования, посредством проведения личных встреч и бесед, с использованием анкетного опроса видных народных музыкантов Таджикистана, родившихся в период с 30-х по 60-е годы XX века. Данные материалы явились основным источником изучения истории профессиональной деятельности народных музыкантов Таджикистана в 30-е - 80-е годы XX века. Это народные артисты, народные гафизы и заслуженные артиста Таджикистана: Абдулло Назриев (род. 1930), Хаким Махмудов (1932-1996), Мусаввар Минаков (род. 1933), Одина Хошимов (1938-1995), Зафар Нозимов (род. 1940), Джурабек Муродов (род. 1942), Нукра Рахматова (род. 1944), Алмосхон Абдуллоев
1 Халимова Н. Устная история //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин
Таджикистана. - Душанбе, 2003. - С. 51.
2 Кабилова Б. Женские песни как устные истории //Современные проблемы тендерных
исследований в Таджикистане. - Душанбе, 2002; Она же. Женские песни - женские
истории //Кабилова Б., Халимова Н. Устные истории женщин Таджикистана. -
Душанбе, 2003;
(род. 1947), Файзали Хасанов (род. 1948), Дона Бахром (род. 1949), Давлатманд Холов (род. 1950), Муродбек Насреддинов (род. 1951), Нигина Рауфова (род. 1945), Мастона Эргашева (род. 1952), Саидкул Билолов (род. 1953), Абдували Абдурашидов (род. 1959), Афзалшо Шодиев (род. 1960).
2. Труды по истории культурного строительства в Таджикистане,
имеющий общий характер1
3. Опубликованные книги, сборники, статьи о деятельности
отдельных таджикских народных музыкантов по истории таджикской
музыки 2.
4. Материалы Центрального государственного архива Республики
Таджикистан, касающиеся деятельности Таджикской государственной
филармонии, Республиканского Дома народного творчества, проведения
смотров, слетов, олимпиад, конкурсов-фестивалей. 3
Практическая значимость исследования видится в следующем:
1. Результаты исследования могут содействовать дальнейшему
развитию отечественной исторической науки, в частности, истории
искусства и культуры;
2. Опыт первого комплексного рассмотрения истории становления и
развития профессиональной деятельности народных музыкантов
Таджикистана 30-х - 80-х годов XX века может быть продолжен и
Обидов И. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967 гг.) Душанбе, 1968. - С. 28-45; Из истории культурного строительства в Таджикистане в 1924-1941 гг. - Т.1. - Душанбе, 1966; История культурного строительства в Таджикистане (1917-1977 гг.). - Т.1. - Душанбе, 1979; Шукуров М. История культурной жизни Советского Таджикистана (1917-1941). - Часть 1. - Душанбе, 1970. 2 Неъматов Н., Нурчонов Н. Хофизи шухратманд //Шарки Сурх. - 1958. - №6; Данскер О. Народный певец Шариф Джураев //Искусство таджикского народа. - Вып. 2. -Душанбе, 1960; Ахмедов М. Хочи Абдулазиз. - Ташкент, 1973; Джалилзода И. Одина Хошим. - Душанбе, 1985; Одина фалак мезад - Душанбе, 1994; Шарифова М. Чурабек Муродов. - Худжанд, 2002; Азизова Ф. Фазлиддин Шахобов и современные проблемы макомоведения //Таджикская музыкальная культура начала 21 века: приоритеты развития. -Душанбе, 1999; Таъзими аср - Душанбе, 2004. 5 ЦГА РТ, ф. № Р-1484, оп. 1, 1937-1963 гг.; ЦГА РТ, ф. № 1484, оп. 1, ед.хр. 45.
распространен на другие виды и жанры искусства, направления исторической науки;
3. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании /могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории таджикского музыкального искусства, истории таджикского народа, а также при составлении пособий для чтения лекций, проведения спецкурсов на исторических и искусствоведческих отделениях ВУЗов.
Апробация работы.
Диссертация была выполнена в отделе истории культуры и искусства Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан.
Структура исследования.
Решение поставленных в работе задач определило структуру исследования, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В заключении подводятся итоги исследования, еще раз акцентируются его выводы, делаются предположения по их дальнейшему развитию и практическому применению.
Исполнительские традиции народных музыкантов Таджикистана в новых формах публичной музыкальной деятельности (30-е - 80-е годы XX века)
А.Раджабов и А.Низамов считают, что в Таджикистане исторически сформировались следующие исполнительские школы, связанные с историко-культурными традициями различных центров таджикской культуры и искусства. Это самаркандско-бухарская, худжандско-ферганская, кулябская, гармско-дарвазская и памирская исполнительские школы, имеющие свои стилевые, интонационные, структурные и жанровые особенности .
Профессиональные исполнители во всех исторических периодах изучали и использовали народную музыку как источник своего творчества. Знатоки традицинной музыки XIX и XX столетия, которые жили и творили в крупных культурных центрах Средней Азии Самарканде, Бухаре, Худжанде, Хиссаре, Хуталоне (Кулябе), Бадахшане и других местностях, имели огромный творческий опыт и высокое исполнительское мастерство. Это стало основой и благодатной почвой для формирования преемственности художественны:: традиций и появления талантливых музыкантов нового поколения. Все они являются учениками школ и течений древних городских культурных центров таджиков.
Отметим имена выдающихся таджикских музыкантов, оказавших огромное позитивное воздействие на продолжение и развитие музыкальных традиций в XX веке. Это Кори Каромати Дилкаш (1851-1960), Бобо Джалол Носирзода (1845-1928), Бобо Гиёс Абдуганизода (1856-1927), Ходжи Абдулазиз Расулов (1852-1931), Мирзо Атаджон Танбури (1876-1935), Содирхон Хофиз (1847-1931), Домулло Халим Ибодов (1878-1949), Устод Карими Хофиз (1868-1928), Усто Шоди Азизов (1888-1942) и многие другие. Назовем также имена их прямых последователей - учеников: Бобокул Файзуллоев (1897-1964), Шохназар Сохибов (1903-1972), Фазлиддин Шахобов (1911-1974), Шариф Джураев (1894-1966). Классические традиции музыкального искусства таджиков были бережно сохранены и продолжены уже на современном этапе в творчестве таких известных музыкантов, как Мирзокурбон Солиев, Боймухаммад Ниёзов, Маъруфхуджа Баходуров, Барно Исхакова, Нерьё Аминов и др.
Надо отметить, что вначале 20 годов XX века со стороны русских исследователей В.Успенского, Е.Романовской, Н.Миронова, В.Беляева и др. начался сбор наследия народной и народно-профессиональной музыки таджиков, который стал важным этапом в изучении музыкальных традиций таджиков. Особенностью научной деятельности этих ученых являлось то, что их основной целью было собрать, записать и опубликовать ценное наследие народной и народно-профессиональной музыки. Что касается исследования жизни и деятельности народных музыкантов, их творчества, взаимодействия с другими региональными музыкальными и литературными кругами и культурами Центральной Азии - оно не являлось приоритетным.
Основные этапы профессиональной подготовки и развития народных музыкантов Таджикистана
В данной главе, на основе анализа многочисленных данных о жизни и творчестве народных музыкантов Таджикистана, предпринята попытка осмысления и обобщения особенностей этапов творческого пути становления и развития традиционных исполнителей в современную эпоху. А через раскрытие механизма как это осуществляется и формируется показать жизнь музыкальных традиций сегодня.
Для анализа вычленены три этапа профессионального становления народного музыканта в современную эпоху. Они в определенном контексте соответствуют трем общеизвестным возрастным категориям жизни человека: детство, юность и зрелость. Каждому этапу соответствуют свои особенности жизни и творческой деятельности. Первый этап -начальное приобщение к музыкальным традициям, которое охватывает временной период дошкольного и школьного возраста будущего народного музыканта. В большинстве примеров творческих биографий народных музыкантов он связан с семьей, семейными традициями. В этот период закладываются такие важные основы как любовь к народной музыке, первые уроки музыки и первые учителя, первые творческие проявления. Второй этап - сознательное и целенаправленное освоение традиций и формирование самостоятельного творческого пути. Этот этап включает в себя временной период, который начинается с окончания начальной или средней школы и продолжается до утверждения выбора своей деятельности как профессионального музыканта, которое завершается в период окончания высшего учебного или средне-специального учебного заведения. Последние могут быть как специализированными учебными заведениями искусства, а также структурами других учебных гуманитарных профилей. Третий этап -профессиональная деятельность в государственных и общественных учреждениях культуры и искусства. Этот этап включает в себя активную концертно-исполнительскую и творческую деятельность, формирование собственного ансамбля и школы, руководство какой-либо творческой группой, коллективом, создание своего репертуара и стиля.
Приобщение к музыкальным традициям начинается с самого детства. Это первые детские впечатления от встречи с музыкой, первый опыт участия в различных традиционных музыкальных мероприятиях, таких как свадьба, похороны, различные семейные, календарные и религиозные праздники. В большинстве случаев приобщение ребенка к музыке начинается в семье со стороны родителей, родственников, которые являются или сами музыкантами или просто любителями, имеют большую любовь и уважение к музыке.
Пробуждение интереса к музыке может не быть обязательно связанным с семейными традициями, а проявиться от яркого впечатления, возникшего в момент прослушивания исполнения видного мастера - народного музыканта. Такое яркое эмоциональное воздействие глубоко проникает в детскую душу и остается надолго в памяти ребенка. Первичное пробуждение интереса может возникнуть также от различных других причин и действий окружающей ребенка традиционной среды, например, соседей, учителей школы и др.