Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков Домнина Ирина Ивановна

История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков
<
История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Домнина Ирина Ивановна. История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Санкт-Петербург, 2001.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/58-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование гражданского культа в России первой половины XVII - середины XVIII веков 29

1. Семиотические аспекты исследования. 29

2. Процесс формирования понятия "ритуал" в западноевропейской и российской исторической науке 40

3. Классификация ритуалов второй половины XVII - XVIII веков 49

Глава 2. Свадебный обряд и ритуал рождения российского императорского двора I половины XVII - середины XVIII веков 66

1. Развитие царской свадебной церемонии в XVIII веке; сватовство и приготовления к бракосочетанию. 66

2. Свадебный обряд российских императоров: миропомазание, обручение, венчание; свадебные торжества 95

3. Ритуал рождения и крещения 118

Глава 3. Похоронный ритуал российских императоров первой четверти XVIII - второй половины XIX веков 134

1. Формирование похоронного ритуала российских императоров. Подготовления к погребению 134

2. Организация похоронного церемониала. Работа Печальных Комиссий 147

3. Церемониал перенесения императора к месту захоронения (на примере императоров Петра I и Николая I); День похорон 161

3.1 Церемониал похорон Петра I 165

3.2 Церемониал похорон Николая I 172

Заключение 182

Список источников и литературы 187

Процесс формирования понятия "ритуал" в западноевропейской и российской исторической науке

Как было отмечено выше, такие понятия как ритуал, обряд, церемония, символ ритуала до сих пор требуют четких определений. Первым вопрос о существовании определения "ритуал" поднял Виктор Тэрнер, британский антрополог. В своей работе "Символ и ритуал", которая стала классикой для всех ученых, занимающихся вопросами социальной антропологии и этнографии, автор дает свое определение этому понятию и его классификацию. Несмотря на то, что это определение основывается на материалах африканского племени ндембу, его вполне можно применить и для других народностей. Итак, по Виктору Тэрнеру "ритуал это стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначено для воздействия на сверхъестественные силы или существа в интересах и целях исполнителя"

Существуют также несколько определений ритуала, которые кажутся нам интересными. Так, К. С. Сарингулян определяет ритуал как "..обширный, исторически и этнически универсальный круг явлений, выражающих особую форму коммуникации между людьми и специфический способ регуляции их социальных отношений."

Приведем также определение ритуала, которое дается в философской энциклопедии " ритуал - исторически сложившаяся или специально установленная форма поведения, в которой строго канонизированный способ исполнения действия лишен непосредственной целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определенного социального отношения" .

Однако наиболее емким представляется определение ритуала, данное А. К. Байбуриным: "Ритуал это единственно возможный способ поведения человека и коллектива в тех ситуациях, которые расцениваются данным коллективом как кризисные и поэтому требующие специальных (обязательных для всех членов коллектива) программ поведения".

Это определение включает в себя так же и признанный тезис о том, что ритуал это еще и выход из кризисного состояния, в котором находится общество и индивид. Ритуал во многом совершается для того, чтобы вывести общество из критического состояния.

Выяснив определение ритуала, ученые попытались проанализировать вопрос генезиса ритуала и определить существующие периоды в его развитии.

Необходимо отметить существование двух различных точек зрения по этому поводу. А. Ван Геннеп, В. Тэрнер говорят о трехфазности ритуала. Глава французской антропологической школы К. Леви - Стросс выдвинул теорию бинарных оппозиций.

Исследования этих ученых находились в одной плоскости, однако они по-разному относились ко многим принципиальным вопросам. Тэрнер испытывал некоторое недоверие к теории Леви-Стросса о бинарных оппозициях. Его больше привлекала работа с действием, ритуалом, тогда как Леви-Стросс сконцентрировался на работе с текстами.

Тернер выступил так же с критикой теории Дюркгеймера, критикуя его определение главного определяющего в социальной структуре общества. " Дюркгеймер утверждает, что общество не является просто моделью..., а что социальная структура и есть истинная структура системы отношений между вещами. В центре древнейшей систематики находится не индивид, а общество. В противоположность этому я утверждаю, что именно человеческий организм и важный для его существования опыт образуют источник всякой классификации" .

В своей концепции обозначения нескольких фаз в ритуалах, Тэрнер базировался на выводах Арнольда ван Геннепа. Его классификация ритуалов перехода стала общепризнанной: все обряды состоят из трех фаз. Первая фаза - отделение личности или даже целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре или от каких-либо культурных обстоятельств.

Вторая фаза - промежуточный период, во время которого человек, совершающий переход, получает сразу черты из прошлого и из будущего. Однако его нельзя отнести к какому-то конкретному состоянию, он получает черты "двойственности".

Третья фаза завершает переход. "Переходящий" человек вновь обретает стабильное состояние, получает права и обязанности структурного типа, что заставляет его строить линию своего поведения в соответствии с нормами и стандартами этого общества8 Чтобы более наглядно представить себе три периода в обрядах, которые рассматриваются в работе, можно составить небольшую таблицу.

Выделение в ритуале рождения отдельно матери и ребенка связано с изучением проблемы героя обряда, центра, вокруг которого формируется сценарий всего происходящего. В родильном ритуале троичный обряд пути "туда - обратно" формируется вокруг матери, так как она после родов приобретает иной статус, становится матерью (особенно явно это прослеживается, если ребенок - первенец). Происходит её символическая смерть как бездетной женщины, и она "воскресает" матерью. В свадебном ритуале проблема центрального героя определена более четко: это жених и невеста. Однако здесь встает вопрос двух начал: мужского и женского. Вопрос о "главном герое" в обряде похорон, на первый взгляд, кажется ясным: это безусловно покойник, так как основной смысл похоронного обряда и заключается в том, чтобы проводить его в другой мир. Однако, и социум с помощью обрядов возвращает себя к уже другому существованию.

Кроме того, существуют второстепенные действующие лица в ритуале, и для них так же происходит переход, хотя и во вторую очередь. Любая роль, которую человек призван играть в обрядовом действии, возможна только лишь при наличии определенных условий, и после исполнения своей роли в первый (и, соответственно, в последний раз) человек утверждает себя в этом новом статусе.

В родильном ритуале роль второстепенных участников ритуала приобретают ближайшие родственники молодых родителей: их родители становятся дедушкой и бабушкой.

Для ближайших родственников главных участников обрядов происходят значительные изменения: они получают новый социальный статус: в свадебном обряде это свекор, свекровь, тесть, теща и другие родственники.

Естественно, что вопрос о второстепенных членах ритуала существует и в похоронном обряде. Ближайшие родственники умершего становятся вдовой или вдовцом, а дети сиротами. Нужно отметить так же, что у детей меняется статус и социальное положение: они становятся старшими в семье.

Кроме того, свадебный и похоронные ритуалы принадлежат одному циклу: они связаны не только парадигматически, но и синтагматически, то есть общие черты этих ритуалов можно рассматривать как взаимосвязь, а не взаимовлияние. Было бы возможно рассматривать их вместе: ".. как синтагму, в которую допускаются члены только одной парадигмы, нежели (диахронически) как редупликацию одного исходного обряда применительно к разным точкам "биографии" индивида" .

Кроме этого был разработан вопрос о классификации ритуалов. В. Тэрнер делит ритуалы на два типа: сезонные и зависящие от обстоятельств, вызванные критическими периодами в жизни отдельного человека или коллектива. Эти ритуалы, в свою очередь, могут быть разделены на церемонии жизненных переломов, которые происходят для обозначения перехода от одной фазы к другой (т. е. обряды жизненного цикла) и ритуалы бедствия, которые исполняются для умиротворения или изгнания сверхъестественных существ.

Свадебный обряд российских императоров: миропомазание, обручение, венчание; свадебные торжества

В этом параграфе будут подробно рассмотрены ритуалы крещения, обручения, венчания а так же послесвадебные торжества.

Рассматривая свадебный церемониал как состоящий из трех этапов, вторым этапом будет считаться обряд бракосочетания (миропомазание, обручение, венчание).

Необходимо отметить, что во втором этапе свадебного обряда жених и невеста "переходят границу" , имея черты как из прошлого так и из будущего. С помощью ритуалов первого этапа (что было показано в первом параграфе)!главные герои обряда приобрели новый статус: стали женихом и невестой. Теперь им предстоит с помощью обряда бракосочетания стать мужем и женой. Второй этап является самым продолжительным во всех трех обрядах, так как является промежуточным; герои обряда получают черты двойственности, так как имеют одновременно черты первого этапа (который для них завершился) и третьего этапа (который для них еще не начался).

Обряд крещения, то есть принятия православной веры, был в свадебной церемонии первым и, чаще всего, касался только невест. Смысл этого обряда заключался в переходе будущих российских императриц в православную веру. Одой из частей обряда крещения был ритуал миропомазания.

При подборе кандидаток в жены великим князьям российские дипломаты и императоры учитывали, что принцесса, воспитывавшаяся в протестантской вере могла легче перейти в православие. Это было достаточно важным фактором в выборе невесты: без перехода её в православие нельзя было произвести обряды обручения и венчания.

Однако в российской истории есть супружеская пара, в которой и жених и невеста приняли православие незадолго до свадебных торжеств. Речь идет о Петре III и Екатерине П. Так как Петр III воспитывался не в России, и не был крещен, то он и его невеста были миропомазаны с разницей всего в два года: Петр в 1742, а Екатерина в 1744 году.

7 ноября 1742 года церемониал миропомазания был совершен в Москве над великим князем Петром Федоровичем. Интересно отметить, что Елизавета (правящая тогда императрица) решила совместить этот церемониал с присягой на верность Петру как своему наследнику.

7 ноября приказ об признании Петра законным наследником Елизаветы был объявлен через Сенат, и в этот же день был совершен ритуал миропомазания. К 9 часам пополудни весь Святейший Синод, знатные особы и генералитет прибыли в придворную церковь в Зимнем доме, что стоял в Москве на Яузе реке.

8 центре церкви, около царских врат был поставлен налой, на нем Святое Евангелие и Крест. Перед налоем находился богато украшенный стол, на котором стояли несколько золотых блюд, на одном из них стоял сосуд "яшмовый с драгоценными каменьями и золотой работой" со святым миро, на втором лежал крест, который по окончании церемонии "с приличными церковными молитвами возложен для всегдашнего ношения на Его Императорское Высочество", и на третьем блюде лежала губка " ..которою по помазании Его Императорского Высочества святым миром те места отираны были"190. Стоит отдельно описать украшение церкви: оно было очень богатым и пышным, что соответствовало торжественности момента. Перед столом вместо обычного ковра была послана парча, и на неё положена подушка, " на которой во время Святого миропомазания коленопреклоненно Его Императорское Величество стоять изволил .

Прибыв в церковь, Елизавета встала, по обыкновению, на своё императорское место. Обер - секретарь прочитал манифест о наследовании, и после этого началась сама церемония. В сущности, она была очень простая: Петр сначала отрекся от "противных православно восточной католической церкви и всех еретических мудрований и отрицаний"192, а затем прочитал Символ веры. После этого преосвященный Амвросий, архиепископ Псковский помазал Петра Федоровича миром, а епископ Псковский Стефан вытер помазанные места губкой Восприемницей при миропомазании была сама императрица Елизавета.

Потом в церкви началась литургия, и новопомазанный Петр, сойдя со своего места, приложился к святым иконам и причастился. Однако после литургии была закончена только одна церемония, и поэтому сразу же приступили к другой, может быть, более важной. Поздравив Его Императорское Высочество с принятием православной веры, все принесли ему присягу: целовали крест и Евангелие Затем весь двор отправился во дворец, где архимандрит Новгородский сказал краткую речь, а все остальные еще раз поздравили молодого наследника и остались "при столе" Его Императорского Величества. Ночью по всей Москве в честь этого торжественного события была сделана иллюминация Церковь так же продолжала отмечать миропомазание Петра Федоровича: в течение трёх дней во всех церквах после литургии было молебное пение с колокольным звоном19 28 июня 1744 года принцесса Ангальт - Цербстская восприняла православную веру. В этот день все знатные персоны съезжались к 10 часам утра ко двору Елизаветы. Из своих апартаментов в сопровождении высших чинов двора в придворную церковь прошла Ея Императорское величество, затем великий князь Петр Федорович, великая княжна и её мать. Елизавета встала возле правого клироса, великая княжна около алтаря, а её мать немного в стороне слева1 7{Главным для невесты в этом обряде было правильно и без запинок сказать "Символ веры": краткие положения о том, во что должны верить православные христиане, составленные на материалах вселенских соборов и состоящее из 12 пунктов. К невесте императора Николая Павловича прусской принцессе Шарлотте, был приставлен священник, который должен был в каждую свободную минуту разучивать с ней "Символ веры". По воспоминаниям современников великая княжна без запинки прочитала Символ веры, чем привела в восторг не только императрицу, но и весь двор. Ритуал миропомазания совершал преосвященный архиепископ Новгородский. После чего архимандритом Ипатским была отправлена литургия, во время которой великая княжна приобщилась Святых тайн. После литургии императрица, наследник и его невеста проследовали в покои Ея Величества, где по обыкновению один из архиепископов - в этот раз преосвященный архиепископ Новгородский сказал речь, а затем новокрещенная великая княжна принимала поздравления и "изволила всех к руке жаловать".199

Ритуал заканчивался торжественным приемом для первых чинов двора и духовенства в апартаментах императрицы .

Обряд обручения закреплял собой намерение молодых людей повенчаться в будущем! Описание императорского обручения тридцатых годов XVIII века оставил нам первый в России испанский посол герцог Лирийский. В своих мемуарах он довольно подробно описывает обручение императора Петра II с княжной Екатериной Долгорукой.

День обручения был так же и орденским праздником кавалеров Св. Андрея. Все кавалеры этого ордена, придворные и иностранные министры были приглашены на эту церемонию. Невеста приехала во дворец с большой свитой в сопровождении своего брата - фаворита царя - Ивана Долгорукого.; У крыльца весь кортеж встречали обер - церемонимейстер и обер - гофмаршал, которые и проводили невесту во дворец. В зале были устроены специальные места для царя, невесты, принцесс крови, вдовствующей царицы, и семьи Долгоруких. Посредине зала, в котором проходило обручение, стоял налой, около которого разместилось все духовенство во главе с архиепископом новгородским. Рядом с налоем был устроен специальный балдахин, который поддерживали шесть генерал -майоров. Обер - камергер возвестил о приезде невесты. \ Молодые встали под балдахин, и архиепископ обменял их кольца.1,-;После обряда царь и принцесса вновь сели на свои места, все присутствовавшие были пожалованы к руке. Как бывает в торжественных случаях стреляли пушки и был фейерверк. Затем начался бал, который продолжался недолго, так как княжна Долгорукая очень устала. Специального ужина не было, но для желающих столы были поставлены 2 .

Формирование похоронного ритуала российских императоров. Подготовления к погребению

Похоронные ритуалы всегда занимали особое место во всем комплексе обрядов и церемоний. Именно в погребальных обрядах ярче всего проявлялась церемониальная эстетика времени. Похороны являлись символическим подведением итогов человеческой жизни и ритуальная сторона похоронного обряда важна для понимания того значения, который придавался всему жизненному циклу.

Смерть любого члена общества влечет за собой неизбежные изменения в общественной структуре. Безусловно, что смерть простого человека и монарха отличается своей значимостью. Понимая, что зрелищность церемоний и обрядов привлекает огромное количество людей, власть использовала ритуал для пропаганды и утверждения необходимых ей политических идеалов290.

Рассматривая историю формирования обряда царских похорон в России XVIII-XIX веков можно выделить два этапа. Традиционные похороны царей по древнерусскому обычаю полностью оформились к середине XVII века. Примером такой церемонии могут служить похороны царя Феодора Алексеевича, умершего в 1682 году. Эти похороны были одними из последних, которые проходили по привычному для народа и государева двора обряду.

Время правления Петра в России стало периодом формирования новых взглядов, нового общественного сознания. Известно жгучее желание Петра изменить старые обычаи и, конечно, он не мог оставить в стороне такую важную сторону жизни как придворные церемонии и обряды. Новая Россия должна была иметь современные, ориентированные на Европу церемонии.

В 1699 году Петр, на основании рыцарских европейских традиций, составил похоронные обряды для своих близких друзей - генерала Гордона и генерала - адмирала Лефорта. Петр сознательно вводил в похоронный обряд рыцарскую символику, чтобы приучить своих подданных к прославлению военных достижений.

Церемония похорон самого Петра была составлена фельдмаршалом Брюсом с использованием западных королевских ритуалов - шведских, французских, немецких, і Похороны первого российского Императора представляли из себя чрезвычайно интересное и новое образование для русской похоронной традиции. Вобрав в себя многие черты иностранных церемоний, сильное византийское влияние и древнерусские обычаи, похороны Петра Великого стали основанием для составления похоронных обрядов его потомков.

Окончательно эта традиция оформилась к середине XIX века. Похороны Николая І в 1855 году можно рассматривать как типичный пример уже сложившейся русской традиции императорских похорон.

Представляется интересным проследить формирование похоронного церемониала российских императоров, вычленив сохранившиеся старые традиции, и определив новые, не характерные ранее для российской истории. Обряд похорон так же будет рассматриваться как обряд перехода, состоящий из трех этапов.

В допетровское время о смерти царя сразу же давали знать Патриарху и боярам. Патриарх в первую очередь приказывал звонить в колокол специальным звоном, чтобы сообщить о смерти царя народу, и затем направлялся в церковь отпевать об усопшем царе великий канон291. Колокольный звон, который извещал о смерти царя назывался перезвоном и состоял в том, что один раз ударяли в каждый из колоколов, перебирая таким образом колокола до двух, трех раз, и потом один раз звонили во все колокола вместе Равномерный, заунывный звон производил угнетающее впечатление. Вот как современник описывает день смерти Петра Первого " В это время раздался протяжный колокольный звон, голос смерти. Народ бежал в собор. Здесь явился посланный из дворца с манифестом о смерти Великого, начал читать, но не мог кончить".

Известен случай, когда во Франции начала XIX века, во время эпидемии похоронный звон был отменен. Обоснованием послужило то, что "... частый похоронный звон вредно действует на психику населения, усиливая в народе панику и угнетая и без того упавший дух"294. Кроме колокольного звона в церквах начинали поминать умершего государя во вседневных службах.

Однако главным, так сказать официальным объявлением о смерти царя, во второй половине XVII века был манифест. Манифест о кончине государя объявлялся в церквях в день его смерти, и состоял из двух частей. Первая часть - простая констатация факта смерти, а вторая, и более важная для всех часть - объявление о присяге новому государю./ Интересно отметить, что чем сложнее и запутаннее была ситуация с наследником или преемником на царском троне, тем меньше была первая часть манифеста, и, тем больше расширялась его вторая часть.

Особенно отчетливо эта закономерность прослеживается в Манифесте о кончине царя Федора Алексеевича и избрании Петра Алексеевича295.

В XVII веке организация царских похорон являлась прерогативой церковной власти: Патриарх посылал митрополитам, игуменам и архимандритам грамоты для прибытия на царское погребение296; именно дьяконы, попы, певчие и певчие дьяки шли впереди всего печального шествия. Эта ситуация изменилась с первой четверти XVIII века, когда светская власть постепенно становилась во главе организации похоронных царских ритуалов. Светское влияние коснулось в первую очередь основной части: церемонии; однако и объявление о смерти государя теперь исходило не только от церковной власти, которая постепенно утрачивала свое влияние, а совместно от церковных и светских чиновников. Так, манифест о кончине Петра Великого был объявлен " .от Синода обще с Сенатом и Генералитетом" В Москву, сообщить о смерти Императора, был отправлен генерал-майор и майор гвардии И. А. Дмитриев - Мамонов Однако главной задачей генерал-майора было, наверное, приведение москвичей к присяге императрице. Та же ситуация сложилась и после смерти Екатерины Великой, когда граф Александр Николаевич Самойлов сразу же после смерти Императрицы ".. получа повеление от Государя начал читать манифест, извещающий о кончине Императрицы и о вступлении на наследственный прародительский престол Государя Императора Павла Петровича по окончании чего началась присяга которую первая открыла Ея Величество Императрица Мария Федоровна"299.

Синодские же указы объявлялись теперь отдельно и касались только церковных вопросов: "О кончине и поминовении Государя Императора Петра I и о форме, как читать на эктениях о здравии Императорской фамилии": "Святейший Синод приказали: во всей Российской Империи, как в градских и уездных церквах, так и в монастырях при вседневных церковных службах, Его Величество...Государя нашего Петра Великого Императора и Самодержца Всероссийского, поминать, от получения в каждом месте указа, целый год, и впредь поминовение с прочими преставившимися Российскими Государями творить по церковному чиноположению".

В XIX веке сохранив старые традиции - колокольный звон и манифесты о кончине императора - возникают новые способы объявления об императорской смерти. Во время тяжелой болезни императора появляются бюллетени о состоянии его здоровья, которые печатаются в центральных газетах

Таким образом, обществу сообщался не только сам факт смерти; выходом листов о состоянии здоровья императора, общество предупреждали о возможной кончине царя.

Эта традиция настолько закрепилась в русском обществе ко второй половине XIX века, что когда Николай I запретил выпуск бюллетеней о своем здоровье, не захотев привлекать к себе внимание, его смерть явилась для всех полной неожиданностью.

По свидетельству Д.Блудова, за три дня до смерти Император сказал наследнику: Надеюсь, что не обеспокоили публики бюллетенями о моей болезни" Кроме того, все знали Николая I как очень здорового и закаленного человека, и смерть его от простуды многим казалась просто нелепой.

Церемониал похорон Петра I

I После смерти Петра I граф Яков Брюс и генерал-лейтенант Бон были назначены "Ради убранства Каструм Долорис, или печальной Салы, и ко учреждению Церемонии, для погребения тела Его Императорского Величества" Главным составителем церемониала стал фельдмаршал Брюс, использовавший в составлении похоронного церемониала Петра Великого древние рыцарские традиции. 10 марта 1725 года жители новооснованной столицы России прощались со своим первым императором. Сигналом к началу траурной процессии были три пушечных сигнала из Петропавловской крепости. Заняв свои места в установленном порядке, шествие по последнему, третьему сигналу, начинало свой путь3 Изменения и новации в церемонии обозначились с самого начала, когда вместе с церковным звоном, который раньше был обязательным атрибутом прощальной церемонии, каждую минуту звучали пушечные сигналы, а вместо кортежа духовенства процессию открывали унтер -офицеры гвардии, литаврщики и трубачи, которые ".. в литавры били и на трубах трубили, начиная с того времени, как понесли гроб после третьего сигнала .

Общий характер церемонии так же был изменен. Теперь основное место в обряде (по примеру европейских императорских похоронных церемонии) принадлежало воинскому вооружению, военным атрибутам, знакам и символам императорской власти и гербам всех подвластных территорий.

После трубачей в процессии шли 36 пажей с Гофмейстером, 36 придворных кавалеров, представители иностранных купцов и депутаты от различных российских городов .

Затем, вслед за красным военным знаменем, два полковника вели лейб - ферда "сиречь лошадь любимая седла Его Императорского Величества, на которой в походах своих изволил ходить". Затем шла длинная процессия, состоящая из знаменосцев, которые несли 32 знамени российских провинций, представляющих всю необъятную Россию и при каждом знамени конюхи вели лошадь в черном облачении.

Отдельно от знамен всех подвластных России провинций несли штандарт Адмиралтейский и белое знамя с Императорской эмблемой и девизом. Эти знамена так же сопровождались лошадьми, в облачении которых использовались цвета и эмблемы знамен. Для примера приведем отрывок из "Описания": "..Цветное белое знамя , на котором эмблема и девиз императорский, писана золотом и серебром, с кистьми и с бахромою золотой, по углам вензеля под коронами Лошадь тогож знамя, облочена была покрышкою богато выкладеною золотым позументом по зеленому бархату, по сторонам девизы тканыя, на той лошади два куста плюмажныя, из красных и белых перей..." .

Следующие участники шествия были в петровском Петербурге настоящей диковиной. Вслед за необъятной и пышно украшенной процессией трубачей, военных, знамен и лошадей следовали два рыцаря.

Впервые рыцарь появился в траурной церемонии друзей Петра генерала Патрика Гордона и адмирала Франца Лефорта, которая проходила в Москве в 1699 году.

Латник ( как тогда называли рыцаря) участвовал и в похоронах генерал-адмирала Головина в 1707 году. Начиная с петровского времени рыцари участвовали в траурных церемониях военоначальников.

В императорских похоронах эта новация появилась в похоронном обряде Петра Первого, и затем рыцари были непременным атрибутом всех императорских похорон389.

Необходимо отметить, что если в траурных церемониях генералов был только один латник, то в процессии императорских похорон участвовали два рыцаря: один из них был "..в позлащенных латах., ехал на лошади с обнаженным мечом", другой "..В черных латах... шел, держа меч вниз, обвит ефес черным флором"390.

Символическое значение двух рыцарей в "Описании похорон Петра Великого" объясняется следующим образом: "..всадник в позлащенных латах, выражает, что память усопшей особы не умрет и будет утешением для тех, кто оплакивает потерю ее... По мнению других, золотой латник исполняет собой почившего на походной лошади, а черный латник оруженосца его, следовавшего всегда за его боевой лошадью" .

В своих воспоминаниях А. Н. Бенуа, современник XIX века, который был очевидцем похоронной процессии императора Александра II, дает другое объяснение этим средневековым символам: "По церемониалу, установленному еще Петром I, погребальное шествие высокопоставленных лиц (а тем паче государя) должно было, на манер того, что происходило в других европейских государствах, включать в себя и геральдическое изображение Жизни и Смерти. Жизнь была представлена закованным в золотую броню рыцарем, верхом на покрытом золотой парчой коне. Смерть же олицетворял рыцарь в черных доспехах, следовавший пешком"

Мотив соседства белого и черного, жизни и смерти проходит через всю церемонию. Так, например, после того, как были пронесены знамена всех российских земель, рядом несли два знамени: белое с государственным орлом и печальное знамя из черной тафты. Философский смысл соседства белого с черным, горя и радости был понятен людям того времени. Белый цвет символизировал вечную жизнь, воскрешение из мертвых и вечную память об усопшем. Черный цвет был цветом печали

Однако при всех новшествах, появившихся в царских похоронах в первой четверти XVIII века, в этой церемонии осталось довольно много от традиционных российских ритуалов погребения. Непосредственно после государственного герба двигался величественный крестный ход -певчие с хоругвями, протодиаконы, священники, члены Святейшего Синода, архимандриты и епископы.

Интересно отметить, что среди восьми архиереев, шедших в этой пышной печальной церемонии, было два бывших монаха новооснованного Петром 1 Александро - Невского монастыря. Первый монастырь Санкт-Петербурга изначально был ориентирован на воспитание высших иерархов церкви. Монахи, вызванные в Александро- Невский монастырь, сделали головокружительную карьеру: из простых монахов они за один год поднялись до епископов.

Похороны Петра 1 были необычны еще и потому, что вместе с ним хоронили и его дочь - царевну Наталию, умершую в конце февраля от кори. Поэтому сразу после шествия членов Святейшего Синода офицеры гвардии несли на руках маленький гробик Ее Высочества Наталии .

Затем генералы и офицеры петровской армии несли на богато вышитых золотом подушках императорские ордена и регалии, специально доставленные из Москвы: государственные мечи, кавалерии орденов (сначала иностранные, затем русские), скипетр, державу и корону Российской империи .

Необходимо отметить, что императорский меч появился в списке императорских регалии еще при жизни Петра І. В одном из дел Российского Государственного Исторического Архива, в списке всех императорских регалии, используемых при коронации и похоронах императоров, среди прочих, есть упоминание и о государственном мече. В списке регалий он упоминается одним из первых, с точными указаниями его размеров и описанием внешнего вида "Длиною 1 аршин 15 1/4 вершков из коих клинок имеет 1 аршин 6 1/2 вершков - а эфес 8 3/4 вершков. Первый (т.е. клинок) украшен богатою золотою насечкою с верху и с низу, а второй золотыми орлиными главами над коими утверждена корона" Однако год появления меча как официальной регалии России не установлен. В документе указано, что меч "...по форме своей довольно древен и находился уже при императоре Петре Великом"397.

И только после всего этого внушительного шествия военных, придворных чинов, духовенства, депутатов из различных городов необъятной Российской империи следовал гроб Его Императорского Величества Петра I. Гроб Петра везла восьмерка лошадей, покрытых черным бархатом на особой траурной колеснице .

Сразу после гроба с телом великого реформатора следовала вся царская фамилия в глубоком трауре. В сопровождении ассистентов князя А. Д. Меншикова и Генерал-адмирала Апраксина первой, в глубоком трауре, шла Ее Императорское Величество Екатерина I. Затем следовали дочери Петра - Анна Петровна с ассистентами генерал - фельдмаршалом Репниным и канцлером Головкиным, и Елизавета Петровна с генералом Аллартом и графом Толстым.

Похожие диссертации на История российского императорского двора, формирование обрядов жизненного цикла российских императоров : Первая четверь XVIII-середина XIX веков