Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. Мухаметзянова Эльвира Валерьевна

История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг.
<
История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мухаметзянова Эльвира Валерьевна. История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг. : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Оренбург, 2006 193 с. РГБ ОД, 61:07-7/91

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. История создания и развития телевидения Башкирской АССР во

второй половине XX века 28

1.1. Организация и становление регулярного телевещания в Башкирии 28

1.2. Развитие материально-технической базы телевидения Башкирской АССР .46

1.3 Партийное и государственное руководство развитием и деятельностью телевидения республики 67

Глава 2. Роль телевидения в организации культурной жизни народов Башкортостана 94

2.1. Формирование просветительского телевидения Башкирии в конце 1950-х-первой половине 1960-х годов 94

2.2. Телевидение Башкирской АССР как средство организации культурной жизни республики во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. 113

2.3. Развитие художественного телевещания Башкортостана в 1985-2000 гг.. 135

Заключение 158

Список источников и литературы 165

Приложения 189

Введение к работе

становления средств массовой информации XX в. значительным событием стало

рождение телевидения, которое сумело занять ведущие позиции в способах

передачи информации. Став важнейшим средством массовой информации,

телевидение в то же время оказалось уникальным инструментом по формированию

нового типа личности, так как оно способно оказывать колоссальное влияние на

образ жизни и ценностные ориентации человека.

Одной из ведущих функций телевидения стало воспроизводство, сохранение и

\ передача культурных ценностей обществу. Выявление роли телевидения в культурной жизни республики представляет несомненный научный интерес, поскольку телевидение - не только важнейший ретранслятор духовных и иных ценностей, но и субъект духовного производства, а также средство приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры.

В советский период развитие телевидения в стране было возможно только в рамках той строгой иерархичной организации, которая сложилась в системе

і Гостелерадио. Эта система представляла собой стройную пирамиду, в вершине

которой находился Государственный комитет Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, осуществлявший функции руководства центральным, региональным, республиканским и местным телевидением. В основании пирамиды находились местные и областные телестудии, с жестко заданными Центром параметрами вещания: временем, тематикой, характером построения передач. Система взаимоотношений центрального и республиканского телевещания была построена на неравноправной основе, что объяснялось формальным характером советской федерации, особенно тех автономных республик, которые входили в состав РСФСР, в частности, Башкирской АССР. В настоящее время в системе СМИ России развитие получила горизонтальная структура, отвечающая современным демократическим принципам, когда телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием, региональными, республиканскими и местными эфирными, кабельными и спутниковыми каналами.

4 Новая историческая ситуация, возникшая в результате распада СССР, привела к

распаду единого телевизионного пространства страны. Следствием этого стало

устранение жесткой зависимости республиканских и местных телестудий от центра.

Фактически же полномочия по управлению телестудиями в стране перешли в руки

местных органов власти, которые сформировали собственную стратегию по

развитию республиканского телевидения. Под влиянием вышеуказанных процессов

произошли серьезные изменения в организационной структуре телестудий, в

тематике и содержании республиканских телепрограмм, увеличился хронометраж

передач на национальных языках. Процесс укрепления и развития республиканского

телевещания объясняется тем, что телестудии ориентированы на максимальное

удовлетворение духовных запросов местной аудитории в соответствии с ее

этническим составом, политическими, экономическими, культурными

особенностями региона. Данная тенденция, а также изучение ее особенностей,

представляется весьма актуальной в свете современной политической ситуации,

сложившейся в России.

Достаточно ярко вышеназванные процессы можно продемонстрировать на примере Башкирской студии телевидения. Ее история неразрывно связана с общеполитическими процессами, протекавшими в стране. Начало перестройки привело к пробуждению национального самосознания народов СССР. В результате общих дезинтеграционных процессов 12 июня 1990 г. была принята Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации (РСФСР). Данный документ провозгласил обеспечение каждому народу право на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах. В Башкирии, которая имела статус автономной республики в составе РСФСР, началось широкое движение за приобретение статуса союзной республики. В 1990 г. началась работа по разработке Декларации о государственном суверенитете, которая была принята 11 октября того же года. Данная Декларация о государственном суверенитете создавала благоприятные условия для осуществления языковой, культурной идентификации народов, проживающих на территории Башкортостана.

Однако развитие национального телевидения в республике имело свои

5 специфические особенности, что было связано с полиэтничным составом населения

республики, а также с технической оснащенностью телевещания. Дело в том, что

коренная нация Башкортостана занимала лишь третье место по численности

населения, существенно уступая русскому и татарскому населению, что, безусловно,

создавало определенные трудности в реализации права башкир на расширение

возможности просмотра передач на родном языке. Проблема языка, на котором

должны вестись передачи республиканского телевидения, стояла очень остро.

Основная часть русскоязычного населения республики требовала ухода

Башкирского телевидения с первого и второго каналов в связи с тем, что оно своими

вставками перекрывало программы Центрального телевидения.

В связи с этим возникла насущная необходимость Башкирского телевидения в собственном телеканале и ухода с российских каналов, что расширило бы права телезрителей в выборе телеканалов. Руководство Республики Башкортостан приняло решение о создании собственного спутникового телеканала, чтобы удовлетворить пожелания всех национальностей республики. В настоящее время Республика Башкортостан имеет собственный спутниковый телеканал, а техническая оснащенность телестудии соответствует современным техническим стандартам. В связи с этим представляется актуальным проследить историческое развитие местной телекомпании, которая на фоне политических процессов в стране сумела постепенно превратилась в солидную телекомпанию, выходящую со своими передачами на собственном спутниковом канале.

Актуальность поставленной проблемы обусловлена новыми тенденциями в политической жизни страны, которые способствовали появлению благоприятных условий для развития всех сфер жизни Республики Башкортостан, в том числе и культурной области, в которой значительную роль сыграла телерадиокомпания "Башкортостан".

Хронологические рамки исследования включают период с 1956 по 2000 год. Нижней хронологической рамкой является 1956 г., когда было принято решение о строительстве в столице Башкирской АССР - г. Уфе телецентра. Исследование охватывает вторую половину XX века. По мнению автора, такой длительный

исторический период позволяет наиболее полно исследовать процесс становления и развития телевидения и его роль в организации культурной жизни республики.

В работе выделена следующая периодизация истории развития телевидения Республики Башкортостан.

1 этап: 1956 - 1965 гг. Период становления телевидения в Башкирской АССР,
который пришелся на время хрущевской «оттепели». В условиях частичной
демократизации общественно- политической жизни страны в республике сложились
благоприятные предпосылки для развития нового средства массовой информации -
телевидения. На данном этапе Башкирская телестудия имела автономное положение,

* не будучи включенной в общесоюзную систему телевещания, что создавало определенную свободу ее деятельности. Уже на первом этапе своего развития телевидение стало выполнять просветительскую функцию, осуществляя трансляцию культурных ценностей и приобщение широких слоев населения к художественной культуре.

2 этап: 1966 - 1985 гг. Развитие телевидения в указанный период
осуществлялось в условиях консервации политического и осуществленной ревизии

і решений XX съезда. Ужесточение внутренней политики способствовало усилению контроля партии над культурной жизнью страны, что весьма существенно отразилось на деятельности телевидения. Роль телевидения в этот период как инструмента идеологического воспитания масс существенно возросла. Данный этап характеризуется процессом включения телевидения Башкирской АССР в общесоюзную сеть вещания, что привело к значительным изменениям в концепции программирования передач республиканского телевидения.

3 этап: 1985 - 2000 гг. Период «перестройки» и постперестроечного времени
стал временем коренных перемен в системе отечественного телевещания. В
результате новых веяний в общественно-политической жизни, которые привели к
демократии, местные телестудии приобретают автономность, получают возможность
самостоятельно определять концепцию телепередач, их творческое содержание и
идейную основу. Демократизация общественно-политической жизни страны
способствовала появлению в республике альтернативных телестудий, кабельного и

7 спутникового телевидения.

Территориальные рамки исследования. Роль телевидения в организации культурной жизни рассматривается в данном исследовании на примере Республики Башкортостан, которая является субъектом Российской Федерации. Республика Башкортостан - это не только развитый промышленный регион России, известный своей нефтехимической отраслью, но и часть России издавна славящейся богатством и разнообразием культур народов, проживающих на территории Башкирии. На протяжении столетий народы, проживающие в республике, создавали многогранную и уникальную культуру. Здесь традиции народной культуры, взаимопонимания, J межнационального мира и согласия в разные исторические эпохи были подхвачены и развиты гениями русской и национальных культур - Сергеем Аксаковым, Федором Шаляпиным, Михаилом Нестеровым, Константином Ивановым, Яковом Ухсаем, Авксентием Юртовым, Янышем Ялкайным, Мухаметсалимом Уметбаевым, Мажитом Гафури, Даутом Юлтыем, Шайхзадой Бабичем и многими другими.

Однако специфика республики обусловлена не только полиэтничным составом ее населения, представленным 113 народностями, но и тем, что коренная нация по > своей численности не является преобладающей. Так, по данным последней переписи населения (2002 г.) наиболее многочисленный состав имеют русские - 36,3 %, башкиры - 29,8 %, татары - 24,1 %. Очевидно, что исследуемый регион вполне может быть объектом самостоятельного изучения и представляет большой научный и практический интерес.

Степень научной разработки проблемы. Вопросам развития и функционирования телевидения посвящено значительное количество публикаций. Историографию вопроса взаимодействия телевидения и культуры в национальном регионе следует разделить на два исторических периода: советский (с 1960-х до начала 1990-х годов) и постсоветский (с начала 1990-х-до настоящего времени).

Публикации по истории становления телевидения и вопросам его влияния на культурную жизнь общества стали появляться в 1960-е годы. Первой работой, заложившей теоретические основы в исследовании проблем телевидения, стала

8 работа B.C. Саппака «Телевидение и мы» ', который впервые назвал телевидение

«великим пропагандистом культуры» . Автор утверждал, что «за собственно

телевидением стоит и театр, и кино, отчасти и литература. Сколь велика

ответственность современного телевидения перед искусством и перед теми

миллионами людей, в глазах которых оно может либо вознести искусство, либо

унизить его. Именно в силу всего этого с такой остротой встает вопрос о

направленности, особенностях и механизме воздействия телевизионного экрана» 3.

Исследователь впервые обозначил проблему серьезного воздействия телевидения на

саму культуру, на восприятие обществом культурных ценностей. В 1960-е годы

телевидение в Советском Союзе на местах только начало развиваться, поэтому

большинство работ имели практическую направленность, носили характер

рекомендаций для подготовки телепередач 4, пытались выявить отличие телевидения

от других видов искусства, вскрыть его природу 5. В 1960-е годы в распоряжении

исследователей практически не было достоверного и конкретного материала о

развитии телевидения на местах, что не позволило составить цельную картину его

становления.

В 1970-е годы появляются работы, которые не только заложили

фундаментальную базу для изучения телевидения 6, но и выделили в качестве

предмета исследования функцию телевидения как средства формирования в

обществе культурных ценностей 7. Среди особо значимых работ указанного периода

следует назвать исследования Э.Г. Багирова. В его трудах была предпринята попытка

осуществить системный и комплексный анализ телевидения как вида журналистики

и как средства массовой информации. Автор характеризует историю становления

1 Саппак В.С.Телевидение и мы. М., 1963. 2Тамже.С141.

3 Саппак В.С.Указ. соч. С.93.

4 Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М, 1961; Багиров Э. Г., Борецкий
Р.А., Глуховская Л.Д. Жанры телевидения. М., 1967.

Юровский А.Я. Об искусстве телевидения. М., 1960; Он же: Специфика телевидения. М., 1960.

6 Юровский А.Я. Телевидение: поиски и решения: очерки истории и теории советской
телевизионной журналистики. М., 1975; Егоров В.В. Проблемы телевидения: исследования,
критика, материалы. М, 1976.

7 Багиров Э.Г. Место телевидения в системе средств массовой информации и пропаганды.
М., 1976; Он же: Очерки теории телевидения. М., 1978.

телевидения в стране, основные тенденции его развития, его специфику, дает

жанровую классификацию передач, а также методику исследования телепередач. Исследователь считает, что телевидение - это прежде всего средство массовой информации, «включающее художественное вещание в качестве одной из своих составных частей» К

Несомненный интерес для историков представляет монография В.В. Егорова, в которой дана подробная характеристика роли советского телевидения в идеологической деятельности КПСС в период с 1965 - 1975 гг. Автор уделяет большое внимание формам, методам партийного руководства телевидением,

f рассматривает весь механизм управления им и использования его в качестве средства идеологического воздействия на общество. История советского телевидения рассматривается исследователем через призму выполнения телевидением задач правящей партии как средство внедрения в сознание масс господствующей идеологии2.

Вторая половина 1970-х годов ознаменовалась появлением ряда работ, посвященных взаимодействию и взаимовлиянию телевидения и художественной

> культуры. Среди них коллективный труд В.М. Вильчека, Ю.В. Воронцова «Телевидение и художественная культура» 3. Исследователями анализируется влияние телевидения на эстетические интересы, духовный мир людей, выявляется художественное своеобразие телевидения. Авторы отрицают, что деятельность телевидения в сфере художественной культуры может привести к нивелированию, стандартизации духовной жизни людей, называя этот процесс «тенденцией к взаимообогащающему сближению национальных культур» 4.

Кроме общетеоретических работ, исследующих роль телевидения в культурной жизни общества, появились диссертации и монографические исследования, изучающие эти проблемы на материале республиканских телестудий 5. Отметим

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. С.8. Егоров В.В. Телевидение и зритель. М, 1977.

3 Вильчек В.М., Воронцов В.М. Телевидение и художественная культура. М., 1977.

4 Вильчек В.М., Воронцов В.М. Указ. соч. С.42.

5 Савуров М. Роль телевидения в развитии художественной культуры Узбекистана:
дис.канд. ист. наук. М., 1975; Есин А.Ф. Радио и телевидение Узбекистана: рост, достижения,

10 общие черты, присущие всем работам этого периода: во-первых, практически все

работы написаны на материалах союзных республик, т.е. нет работ, анализирующих

развитие телестудий автономных республик РСФСР. Во-вторых, в силу объективных

исторических обстоятельств, в работах на первое место ставится функция

телевидения как средства идеологической пропаганды, она же является и предметом

анализа; в-третьих, авторы работ, в основном, стремятся доказать целесообразность

существования национальных студий телевидения в структуре общесоюзного

телевидения. Последнее, очевидно, было связано с общим процессом закрытия ряда

«малоперспективных» телестудий, развернувшимся в 1970 - начале 1980-х гг. в

стране.

В 1980-е годы продолжалась теоретическая разработка проблем развития телевидения, особенно местного. Характеризуя работу местного телевидения, В.В. Егоров ' в своей монографии в негативном ключе характеризует качество работы местных телестудий, отмечая дублирование в программах центрального и местного вещания . В работе автор обосновывал необходимость наличия такого руководящего органа как Главного управления местного телевидения и радиовещания, составляющего часть структуры Гостелерадио, так как, по его мнению, «координация телепрограмм требовала повседневного внимания по всем звеньям телевещания в центре и на местах»3.

В ряде коллективных трудов авторы поднимают проблему роли телевидения в развитии культуры, ставят вопрос о том, не является ли оно только ретранслятором различных видов искусства4.

проблемы. Ташкент, 1975; Аманбаев К.А. Создание и развитие телевидения в Казахстане -действенного средства идеологической работы КПСС (1958-1970): автореф. дис. ...канд. ист. наук. Алма- Ата, 1971; Леонидзе Н.С. Проблемы развития Грузинского телевидения в системе общесоюзного вещания: автореф. дис. ...д-ра филол. наук. Тбилиси, 1975; Цвик В.Л. Особенности системного функционирования местных студий телевидения: на материалах республиканского телевидения Украинской ССР: автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1979.

1 Егоров В.В. Теория и практика советского телевидения. М., 1980.

2 Там же. С. 137.

3 Там же. С.54.

4 Массовая коммуникация в условиях научно- технической революции / Под ред.
Б.М.Фирсова. Ленинград, 1981; Средства массовой коммуникации и современная художественная
культура / Под ред. Н.М. Зоркой. М., 1983.

В коллективной монографии «Массовая коммуникация в условиях научно-технической революции» авторы поднимают вопрос о том, какова роль телевидения в культуре, является ли телевидение только ретранслятором различных видов искусства, и не оказывается ли пользование им ущербнее, чем знакомство с оригинальными произведениями. Авторы признают, что «превращение телевидения в фактор приобщения к культуре является тенденцией, обусловленной поступательным развитием нашего общества в целом и профессионально-культурным развитием человека, в частности. Данная тенденция- одна из форм разрешения противоречия, заключенного в распространении телевидения как технического и социального феномена»1.

Противоположную точку зрения высказывает Э.Г. Багиров, в которой утверждается, что «телевидение - действительно великое средство тиражирования и доставки произведений искусства, но не всех видов, а только одного - своего собственного. Поэтому правильнее вообще говорить о способности телевидения экранизировать произведения других искусств, а не репродуцировать их» . В работе, посвященной истории телевидения 1970-х годов, Э.Г. Багиров касается вопроса качества программ местного телевидения, утверждая, что популярность передач местного телевидения порой совсем невысока. Он считает, что в создании художественных программ местным телестудиям трудно соревноваться с центральным телевидением, и им стоит больше заниматься подготовкой местных новостей3.

Большое количество работ второй половины 1980-х годов посвящены художественным жанрам телевидения 4, в них ставятся проблемы взаимодействия телевидения с современной художественной культурой 5, телевидение

1 Массовая коммуникация в условиях научно- технической революции / Под ред.
Б.М.Фирсова. Ленинград, 1981.

2 Багиров Э.Г. Эволюция представлений о природе телевидения // Вестник Моск. гос. унив-
та. Сер. 10, Журналистика. 1984. №6. С.26.

3 Багиров Э.Г. Телевидение 70-х: некоторые особенности развития // Телевидение вчера,
сегодня, завтра. Вып.4 / сост. А. Черняков. М., 1984. С. 18.

4 Михалкович В.И. К проблеме журналистских и художественных жанров телевидения //
Методологические проблемы изучения средств массовой информации. М., 1985.

5 Марченко Т.А. Массовые виды искусства и современная художественная культура. М.,
1986.

12 рассматривается как элемент социалистической культуры ', выявляются перспективы

развития средств массовой коммуникации в художественной культуре2.

В публикациях 1980-х годов дальнейшее освещение получает деятельность и специфика республиканских телестудий, частично рассматривается роль республиканского телевидения в сохранении и пропаганде национальной культуры. Свое отражение в теоретических работах получила история украинского , белорусского 4, молдавского 5, латвийского б, армянского 7 телевидения. Указанные работы имели схожую структуру и предмет исследования и восполняли пробелы в истории становления телевидения республик Советского Союза.

В целом, изучив основные работы 1960-80-х гг. по интересующей нас проблеме взаимодействия телевидения и культуры, можно сделать вывод, о том, что изучение данной тематики осуществлялось, в основном, на теоретическом уровне. Не учитывались и недостаточно высоко оценивались достижения республиканских телестудий страны в сфере художественного творчества и трансляции ими собственных культурных ценностей. Большинство авторов скептично относились к работе местных телестудий в области создания передач культурно-эстетической направленности. Не акцентировался вопрос о том, что республиканское телевидение играет очень большую роль по сохранению, воспроизводству и трансляции культурного наследия своего народа. Скорее в исследованиях шла речь об интернационализации, о создании советской культуры на основе лучших достижений культур народов СССР.

Историография периода 1990-х-начала 2000-х годов характеризуется смещением акцентов в изучении проблем функционирования телевидения. Прежде

Сапунов Б. Телевидение в системе социалистической культуры // Телевидение вчера, сегодня,завтра. Вып.6./сост. О.И.Дворниченко. М., 1986.

2 Контуры будущего: Перспективы и тенденции развития средств массовой коммуникации в
художественной культуре / сост. В.И. Михалкович М., 1984.

3 Щербатюк Т.В. Украинское телевидение как тип республиканской телевизионной
программы: формирование и тенденции развития: автореф. дис. ...канд. филол. наук. Киев, 1982.

4 Нечай О.Ф. Развитие Белорусского телевидения. Минск, 1982.

5 Зеркало больших свершений: Страницы истории молдавского телевидения. Кишинев,
1983.

6 Машинын Г.В. Становление и развитие телевизионной журналистики Латвии в системе
советской культуры: авторефер. дис.... канд. филол. наук. М., 1987.

7 Ерицян С.С. Телевидение Армении в системе средств массовой информации и пропаганды
республики. М., 1987.

13 всего, в связи распадом СССР и приобретением автономными республиками статуса

равноправных субъектов Российской Федерации, изменилось отношение

исследователей к местному региональному телевидению. Большинство

исследователей указанного периода в качестве главнейшей называют тенденцию к

регионализации телевидения. Появляются работы, посвященные телевидению

бывших союзных республик ', субъектов РСФСР, теоретические работы, касающиеся

регионального телевидения.

Исследование А.И. Егорова, посвящено формированию и развитию средств массовой информации в национальном регионе на основе материалов телевидения Республики Казахстан. В своей работе автор пришел к выводу, что для оптимизации системы региональных СМИ, необходимо учитывать ряд факторов. Среди них: рост национального самосознания у всех национальных представительств региона; особенности этнической, культурной и языковой самобытности народностей и т.д.

Свое отражение в работе О.Н. Тихонова нашло создание и деятельность телевидения такой бывшей автономной республики РСФСР, как Марийской АССР. Автор предпринял комплексное исследование проблем развития радио и телевидения Марийской АССР в 1920- 1990-е годы. В работе автор упоминает Башкирскую студию телевидения в контексте участия последней в общем проекте объединенного тележурнала «В семье единой», объединившей, кроме самой Марийской, творческие силы Башкирской, Татарской, Мордовской, Чувашской, Удмуртской республик . В исследовании автор, в равной мере, отразил все направления деятельности Марийского телевидения, уделив довольно большое внимание характеристике передач культурной направленности. О.Н.Тихонов отмечает, что в республике уделялось много внимания пропаганде через телевидение национального искусства, традиций, фольклора, марийского языка и т.д.4 Работа указанного автора

1 Кадыров Т.Д. История развития радиовещания и телевидения в Республике Кыргызстан
(1928-1990): авторефер. дис. ...канд. ист. наук. Бишкек, 1993.

2 Егоров А.И. Формирование и развитие системы средств массовой информации в
национальном регионе (на материалах Казахстана. 1925-1990 гг.): авторефер. дис. ...канд. ист.
наук. М, 1991. С. 19.

3 Тихонов О.Н. Создание и деятельность Марийского радио и телевидения: дис. ...канд. ист.
наук. Казань, 1995. С. 123-124.

4 Там же. С. 163.

14 представляет для диссертанта значительный интерес, так как отражает историю

телевидения республики, имевшей такой же статус автономной республики в

РСФСР, как и Башкирская АССР, кроме этого, Башкирская и Марийская телестудии

имели очень тесные контакты, регулярно проводя совместные тележурналы,

телевизионные фестивали республик Поволжья и Приуралья.

Вторая половина 1990-х годов представлена работами, написанными в основном в трех направлениях: это обобщающие труды по истории российского телевидения; исследования по развитию СМИ в новых социально-экономических и политических условиях ', а также изыскания по региональной тележурналистике.

Обобщающие труды по истории развития советского и российского телевидения представлены работами В.Л. Урвалова , С. Муратова , Н.А. Парсадановой 4, Н.А. Голядкина 5, В.В. Егорова 6, И.Г. Кацева 7, а также рядом

коллективных монографий . Данные работы имеют в целом одинаковый спектр рассматриваемых вопросов: история партийно-государственного руководства телевидением, развитие материально-технической базы, характеризуется жанровое разнообразие передач и их динамика в XX веке, каждый автор предлагает свою периодизацию истории телевидения. В обобщающем труде, автора десятка монографий по истории советского телевидения, В.В.Егорова много внимания уделяется современным тенденциям в развитии российского телевидения. Самой мощной тенденцией в телевидении на рубеже веков исследователь считает децентрализацию и регионализацию вещания, прогнозируя, что в будущем

Засурский Я.Н. Закономерности и тенденции развития журналистики в переходный период // Журналистика в переходный период: проблемы и перспективы. М., 1998; Засурский И.И. СМИ России в условиях глобальных процессов трансформации. Формирование новой системы средств массовой информации и их роль в политической жизни страны: авторефер. дис. ...канд. филол. наук. М., 1998; Борецкий Р.А. Телевидение на перепутье. М., 1998; СМИ и правовая реализация свободы слова в условиях гражданского общества. СПб., 2002.

2 Урвалов В.Л. Очерки истории телевидения. М., 1999.

3 Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М.,
2001.

4 Парсаданова Т.Н. Российское телевидение. История и современность. М., 2002.

5 Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М., 2004.

6 Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.

7 Кацев Н.А. История российского телевидения. 1907-2000. М., 2004.

8 Средства массовой информации России: История и современность: сб. науч. тр. / под ред.
Л.П. Куракова, А.П. Данилова. Чебоксары, 1999; Очерки по истории Российского телевидения /
под ред. В.В. Егорова. М., 1999; Средства массовой информации: традиции и современность. СПб.,
2002; Засурский Я.Н. Телерадиоэфир: история и современность. М., 2005.

15 телерадиокомпаний, принадлежащих государству, не будет '.

С. Муратов опровергает мнение современных исследователей о том, что настоящее телевидение началось только с постсоветской эпохи. Его исследование построено на сопоставлении двух эпох: 1960-х и 1980-1990-х годов с целью проследить историю приобретений и утрат отечественного телевидения. Автор считает негативной тенденцию регионализации телевидения, называя ее «идеологией изоляционизма»2 так как это способствует распаду духовной целостности страны.

Таким образом, на основании изучения обобщающих трудов по истории телевидения, можно сделать вывод о том, что если в вопросах анализа истории k телевидения советского периода большинство авторов единодушны, в то же время период 1990-х и произошедший распад единого общесоюзного телевизионного пространства и регионализация телевидения вызывает неоднозначное отношение исследователей. Первые настаивают на возможности региональных, республиканских, местных СМИ лучше учитывать социальные, возрастные, национальные и иные запросы населения 3, вторые утверждают, что регионализация привела к децентрализации и национальной изоляции 4. За сбалансированное соотношение национальных и интернациональных моментов в региональном вещании выступает в своем диссертационном исследовании В.Л. Цвик5.

Среди исследований, раскрывающих телевидение как феномен культуры, а также влияние телевидения на духовную сферу жизни общества следует назвать работы С.А. Герасимовой , Б.М Сапунова и других . С.А. Герасимова в публикации «Телевидение как средство формирования культурных ценностей

Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. С.187-188.

2 Муратов С. Телевидение в поисках телевидения. М., 2001. С.118.

3 Блинова О.И. Средства массовой информации республик бывшего СССР: В 2 кн. М., 1998;
Коновалова О.В. Основные тенденции развития регионального телевидения в современных
условиях (На материалах Юга России): дис. ...д-ра филол. наук. М, 1999; Мартынова ТС.
Региональная телепублицистика: диапазон жанров, стилистика выразительных средств: авторефер.
дис. ...канд. искусствоведения. М., 1991.

4 Муратов С. Указ. соч.

Цвик В.Л. Телевидение переходного периода (тенденции и проблемы реформирования информационного рынка: дис. ...д-ра филол. наук. М., 1997.

6 Герасимова С.А. Телевидение как средство формирования культурных ценностей
личности. СПб., 2000.

7 Сапунов Б.М. Культурология телевидения. Основы истории мировой и российской
культуры. М., 2001.

Массовая коммуникация и массовое сознание. М., 2002.

личности», на основе анализа программ 1980-90-х гг. центрального российского телевидения, приходит к выводу о том, что «телевидение с помощью массовой культуры информирует, политизирует, криминализирует общество..., создает новые образцы культурных ценностей; телевизионная коммуникация своей реальной, обширной практикой массовой культуры и погоней за рейтингом наносит серьезный удар по отечественной культуре» '. Аналогичную точку зрения отражает в своей работе Б.М. Сапунов, отмечая, что «особенно важную роль в формировании нового типа культуры сыграли средства массовой информации...Задача состоит в том, чтобы гуманизировать эти средства, сделать их каналами облагораживающими, а не

k разлагающими личность»2.

Таким образом, вышеназванные авторы выявили проблему того, что в настоящее время телевидение не просто перестало быть источником эстетического и культурного воспитания личности, а более того, оно оказывает отрицательное воздействие на нравственный облик, как подрастающего поколения, так и взрослого населения.

Историография культуры Башкортостана представлена значительным числом

работ , однако роль телевидения как одного из средств трансляции и создания культурных ценностей, к сожалению, не нашла в них отражения. Данная проблема частично решается за счет справочников по истории и культуре Башкортостана, в которых отмечается, что на башкирском телевидении «большой объем вещания составляют музыкальные, литературные, художественные, образовательные

1 Герасимова С.А. Указ соч. С.24-25.

2 Сапунов Б М. Указ соч. С. 159.

3 Очерки по истории Башкирской АССР. Советский период / под ред. В.П. Иванкова Уфа,
1966; Вопросы культурного строительства в Башкирской АССР (1917-1985 гг.) : межвузовский
науч. сб. Уфа, 1989; Культура Башкирии: история и современность: сб. науч. тр. Уфа, 1993; Очерки
по культуре народов Башкортостана / сост. В.Л. Бенин. Уфа, 1994; Кузбеков Ф.Т. История
культуры башкир. Уфа, 1997; Каримов К.К. Очерки истории культуры Башкортостана (1917-1997
гг.). Уфа, 1999; Халфин С.А. История культуры Башкортостана. X-XIX вв.: учебное пособие для
студентов высших учебных заведений. Уфа, 2000. Вып. 1 (на баш. яз.). Он же. История культуры
Башкортостана Х-ХХ веков : учебное пособие. Уфа, 2000; Он же. История культуры
Башкортостана: учеб.-метод. комплект. Уфа, 2005; Ишмуратов Х.Х., Халфин С.А. Государственная
культурная политика и управление культурой: новые подходы (1990-2003 гг.): препринт докл. на
совместном заседании Президиумов Уфимского научного центра РАН и Академии наук
Республики Башкортостан. Уфа, 2004 и др.

17 программы» l.

Интерес представляют выпуски «История культуры Башкортостана», которые знакомят с хроникой событий культурной жизни республики в 1960-1990 гг. Подобная работа позволяет лучше представить историю развития телевидения республики на фоне общих культурных процессов, происходивших в республике, установить между ними взаимосвязь.

Историография проблемы развития телевидения Республики Башкортостан является относительно молодой, и в настоящее время находится на стадии формирования. Незначительное количество исследований публицистического

> характера раскрывают историю Башкирской студии телевидения , развитие его
материально-технической базы4.

В целом, указанные выше публикации не являются собственно историческими исследованиями. Их авторами выступали журналисты и сами участники событий. Эти работы имели прикладную, публицистическую направленность.

Впервые научный анализ функционирования телевидения Республики Башкортостан, в условиях реформ 1990-х гг., был предпринят в статье Л.Ю.

Подольской 5. С позиций социологии в ней показан комплекс проблем, которые
стояли перед Башкирским телевидением, и предложены пути их решения:
осуществить переход башкирского телевидения на отдельный канал вещания, что

Культура народов Башкортостана с древнейших времен до современности. Краткий словарь справочник / сост. С.Г. Синенко. Уфа, 1999. С.118.

2 История культуры Башкортостана. Вып. 2-4. Культурная жизнь в Башкортостане. Хроника в 3-х частях. 1960-1990 / сост., отв. ред., автор предисловия С.А.Халфин. Уфа, 1993; Часть 1.: 1960-1970 гг.; Часть 2.: 1971-1980 гг. Уфа, 1993; Часть 3 : 1981-1990 гг.; История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Вып.5. Культурная жизнь в Башкортостане: сб. документов и материалов. 1960-1994 гг. / сост., отв. ред., автор предисловия С.А.Халфин Уфа, 1995; История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Вып.8.Историография культуры / отв. ред., автор предисловия С.А.Халфин. Уфа, 1996; Вып.9. Халфин С.А. Президент М.Г.Рахимов о культуре. Уфа, 1998; Ишмуратов Х.Х., Халфин С.А. История культуры Башкортостана (Комплект научных и учебных материалов). Вып. 11. Культурная жизнь в Башкортостане (1990-е годы). Пособие для аспирантов и соискателей. Уфа, 2003.

Башкирское телевидение: 25 лет. Уфа, 1984; Валеева А. Телевидение - жизнь моя // Вельские просторы, 1999, №11-12.

4 Аюпов Р.А., Гайсин СМ. Электросвязь в Башкортостане: от телеграфа до Интернета. Уфа,
2001.

5 Подольская Л.Ю. Развитие и функционирование республиканского телевидения в
условиях социального реформирования // Проблемы социального реформирования в
Башкортостане. Уфа, 1999. С. 170-179.

18 будет способствовать целостному восприятию БТВ как самостоятельной единицы в

эфирном пространстве, это по ее мнению, создаст конкурентную среду для работы

республиканского телевидения1.

Анализ значительного количества работ, посвященных истории отечественного телевидения и влиянию телевидения на культурную сферу жизни общества, позволяет сделать вывод, что история телевидения Башкортостана и его роль в организации культурной жизни республики не были объектом специального исторического исследования.

Источниковая база исследования. В диссертации использован достаточно » широкий круг различных материалов: партийные и государственные документы, опубликованные и неопубликованные архивные материалы, мемуары и периодическая печать.

Основу данного исследования заложил анализ документов Государственного Архива Российской Федерации (ГА РФ) из фонда Р-6903 Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию (Гостелерадио СССР), который включает документы Главной редакции местного радиовещания и телевидения > (ГРМРТ), занимавшейся непосредственной координацией и инспектированием телевещания студий РСФСР. Данная редакция осуществляла проверку выполнения правительственных директив по вопросам радиовещания и телевидения в местных комитетах соответствующего профиля, осуществляла рецензирование телевизионных передач, а также обобщала и распространяла опыт работы местных комитетов. В основном Главная редакция местного радиовещания и телевидения (позже - Главное управление местного телевидения и радиовещания) получала от местных органов документы о их деятельности, отчеты, планы работы и проверяла на месте качество вещания. Поэтому самую большую группу из сохранившихся документов составляют справки со статистическими сведениями и отчеты о работе местных радиокомитетов и телестудий, присланных в центральные органы.

В результате изучения материалов центрального архива было выявлено несовпадение статистических данных по охвату населения телевещанием в

'Там же. С. 175-176.

19 республике во внутренних документах Комитета СМ БАССР по телевидению и

радиовещанию и документах, отсылаемых им в центральные органы власти.

Парадоксально то, что в отчетах, предназначенных для центральных органов власти,

происходило не завышение показателей, как это было принято в СССР, а их

занижение. По всей вероятности, это можно объяснить желанием руководства

Башкирии получить дополнительные средства для развития телевизионной сети в

республике. Существуют статистические противоречия в определении объемов

телевещания в отчетах и производственно-финансовых документах, что потребовало

серьезной сопоставительной работы для получения объективных данных.

> Особую ценность представляют неопубликованные документы Центрального
Государственного Архива Общественных Объединений Республики
Башкортостан (ЦГАОО РБ)
фондов: 122 (Башкирского областного комитета
КПСС), 9860 (документальных материалов первичной партийной организации
Уфимской студии телевидения), 9863 (документальных материалов первичной
партийной организации Башкирского телецентра Ленинского РК КПСС). Документы
данного фонда представляют большой научный интерес ввиду того, что с помощью

> этих источников можно проследить формы, методы, характер партийного
руководства телевидением. Материалы этих фондов содержат постановления ЦК
КПСС и бюро Башкирского обкома партии, протоколы партийных собраний и
заседаний партбюро Комитета Совета Министров по радиовещанию и телевидению.
Имеются тематические планы работы редакций Государственного Комитета
Башкирской АССР по телевидению и радиовещанию, так как областной комитет
партии должен был ежеквартально утверждать тематические планы телевизионных
программ. Документы имеют, в основном, характер директивных и программных
указаний для работы Комитета СМ БАССР по радиовещанию и телевидению.

Исследование документов наиболее обширного фонда Р-1458 (Комитет СМ БАССР по телевидению и радиовещанию, Уфимская студия телевидения) Центрального Государственного исторического архива Республики Башкортостан (ЦГИА РБ), материалы Текущего архива Государственной Телерадиокомпании "Башкортостан" позволяют выявить творческий характер

20 работы Башкирской студии телевидения. Материалы фонда содержат различного

рода отчеты о выполнении производственных планов, штатные расписания, отчеты о

численности и составе работников телестудии, планы работы телестудии, материалы

самих передач на русском и башкирском языках, приказы Комитета по

радиовещанию и телевидению, ежегодные отчеты о работе Башкирской студии

телевидения с 1959 по 1989 гг.

К сожалению, с 1990 г., когда у Башкирской телестудии, в силу объективных

исторических обстоятельств, пропала необходимость в отчетах перед ЦК КПСС о

проделанной работе, документы телестудии начинают носить фрагментарный и

несистематический характер. С 1990 г. документы ГТРК «Башкортостан» находятся в текущем архиве самой телестудии, имеют неполную сохранность, не систематизированы. В текущем архиве телевидения представлена переписка ГТРК «Башкортостан» с вышестоящими организациями, имеются микрофонные папки телепередач, уставы телеорганизации за 1996-2001 гг.; хранится как входящая корреспонденция из Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, так и исходящая корреспонденция.

* Используемые в работе материалы центральных и республиканских архивов

можно разделить на две группы. Первую группу архивных документов составляют внутренние документы Башкирского областного комитета, Совета Министров БАССР, комитета СМ БАССР по радиовещанию и телевидению, в частности, постановления, распоряжения, протоколы заседаний, справки, отчеты, переписка с Госкомитетом СМ СССР по радиовещанию и телевидению.

Документы второй группы неопубликованных источников включают тексты самих передач, квартальные планы передач, микрофонные папки, т.е. художественный материал, позволяющий составить представление о направленности передач, их тематике, качестве, используемых жанрах.

В состав первой группы опубликованных источников входят официальные документы центральных и республиканских органов власти. Среди документов этой группы основополагающее значение имеют постановления ЦК КПСС по вопросам развития телевидения, резолюции и решения съездов, конференций и пленумов ЦК

21 КПСС. Данные документы касались стратегии развития телевидения в стране,

направляли развитие материально-технической базы, способствовали исправлению

недостатков качества телевещания в стране. В 1960- 1980 гг. был принят целый ряд

партийных и государственных постановлений, способствовавший не только

совершенствованию организационной структуры советского телевидения, но и

усилению его идейной направленности '. Вопросы развития телевидения отражались

и в материалах партийных съездов 2. Анализ источниковедческой базы по истории

телевидения советского периода, показал, что деятельность телевидения

направлялась партийными директивами, решениями партийных съездов, в то время

как государственные центральные и республиканские органы власти дублировали

постановления партии.

Среди документов постсоветского времени, впервые создавших правовую

основу функционирования телевидения в ряду средств массовых коммуникаций,

стал «Закон Российской Федерации о средствах массовой информации» 3. В 1990-е

годы начала оформляться нормативно-правовая база функционирования телевидения

как федерального 4, так и республиканского значения 5 Данное законодательство

«О дальнейшем развитии советского телевидения». Постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. // О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении : сборник документов и материалов. М., 1972. С.536-541; «О дальнейшем развитии советского телевидения». Постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 г. // Там же. С.536-541; «О мерах по дальнейшему улучшению работы радиовещания и телевидения». Постановление ЦК КПСС от 6 июня 1962 г. // Там же. С. 545.

2 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1972. Т. 9. С.
77.

3 Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 2000.

«О неотложных мерах поддержки государственного телерадиовещания». Указ Президента РФ от 18 дек. 1993 г. // Рос. газ. 1994. 10 янв.; «О дополнительных правах граждан на информацию»: Указ Президента РФ от 31 дек. 1993г. // Рос газ., 1994, 10 янв; «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»: Указ Президента РФ от 6 октября 1995г. №1019 // Собр. законодательства РФ. 1995. №5.

«О средствах массовой информации». Кодекс Республики Башкортостан. Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 5 нояб. 1992 г. // Ведомости Верховного Совета и Правительства РБ. 1993. №5. Ст. 95; Закон Республики Башкортостан «Об упразднении Государственного комитета Башкирской ССР по телевидению и радиовещанию» от 16 сент. 1991 г. // Ведомости Верховного совета и Правительства РБ. 1991. №1. С.61; «Об образовании Министерства печати и массовой информации Башкирской ССР». Указ Президента Республики Башкортостан от 29.10.1991г. // Ведомости Верховного совета и Правительства РБ. 1991. №2. С.25; «О делегировании Министерству печати и массовой информации Республики Башкортостан некоторых полномочий учредителей и соучредителей средств массовой информации». Указ Президента Республики Башкортостан от 5 янв. 1996г. // Ведомости... 1996г. №4 (46). С.171-172;

22 явилось правовой базой для сохранения, функционирования и развития культуры в

республике, гарантом равноправия культур народов, проживающих в

Башкортостане.

Вторую группу опубликованных источников составляют статистические материалы, отражающие рост охвата телевидением населения страны и республики, содержащие количественные данные относительно оснащенности населения телевизорами, количества телецентров в стране '.

Важными источниками для написания диссертации послужили материалы, выявленные в периодической печати рассматриваемого периода. Они составляют третью группу опубликованных источников. В исследовании были изучены и широко использованы фактические материалы, опубликованные на страницах журналов «Советское радио и телевидение», «Журналист», «Вельские просторы», «Блокнот агитатора», «Ватандаш», «Рампа», а также газет «Известия», «Аргументы и факты», «Советская Башкирия», «Республика Башкортостан», «Ленинец», «Молодежная газета», «Вечерняя Уфа».

«О реорганизации Государственной телерадиовещательной компании «Башкортостан». Указ Президента Республики Башкортостан от 16 окт. 2001г., №УП-491 // Ведомости... 2001г. №17 (137). С. 1706-1707; Закон Республики Башкортостан «О культуре» от 13 июля 1993 г. // Ведомости... 1993. №12. С.853-873; Закон Республики Башкортостан «О национально-культурных объединениях граждан в Республике Башкортостан» от 17 марта 1998 г. №145-з //Ведомости... 1998. №12 (78)., С.1129-1135; Закон Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан» от 15 февраля 1999 г. №216-з //Ведомости... 1999 г. №8 (92). С.794-803; «О республиканских программах национально- культурного развития народов Башкортостана». Указ Президента РБ № УП-27 от 23 янв. 1998 г. №9 (75). С.880-882; «О дальнейшем развитии государственного телерадиовещания в Республике Башкортостан». Указ Президента РБ от 22 января 1998 г. №УП-25 // Ведомости... 1998. №9(75). Ст.563; «О дополнительных мерах по развитию телерадиовещания в Республике Башкортостан». Указ Президента РБ от 24 марта 2000 г. 3 УП-178 // Ведомости ...2000. . №6(108). С.1054-1060; «О создании открытого акционерного общества «Спутниковые коммуникации Башкортостана». Указ Президента РБ №УП-59 от 2 фев. 2001 г. // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета министров Республики Башкортостан. 1998. №9(75). Ст.563; «Об утверждении Программы развития государственного телевидения и радиовещания в Республике Башкортостан на 1999-2002 годы». Постановление Кабинета Министров РБ №303 от 22 сент. 1999 г. // Ведомости... 2000. №1(103). Ст.104.

1 Башкирия за 50 лет: стат. сборник- Уфа: Статистика, 1969; Башкирия в Союзе ССР: стат. сборник. Уфа: Статистика, 1972; Башкирская АССР за 60 лет Советской власти: Стат. сборник. Уфа: Баш. кн. изд-во, 1977; Башкортостан и башкиры в зеркале статистики. Уфа: УНЦ РАН, 1995; Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917- 1967): Справочник- М.: ЦГА РСФСР, 1971; Образование, наука и культура в Республике Башкортостан: Стат. сборник. - Уфа: Гос. комитет РБ по статистике, 2000.

23 Документы четвертой группы включают опубликованные мемуары,

воспоминания работников телевидения, которые были изданы к 40-летию башкирского телевидения '. Очерк тележурналиста А. Валеевой, посвященный 40-летнему юбилею телевидения Республики Башкортостан дает ретроспективный обзор истории телевидении за 1959-1999 годы. Очерк был построен в форме воспоминаний, большинство из которых принадлежит перу творческих кадров телевидения, работавших именно в художественной редакции телевидения. Среди них - воспоминания Р. Стрижковой - главного редактора художественной редакции, проработавшей на телевидении почти 30 лет (1959-1988 гг.), старшего редактора ' литературно-драматической редакции Р. Хусаинова, тележурналиста литературно-драматической редакции - Ф. Биишева; тележурналиста, знакомившего зрителей с изобразительным искусством Башкирии - А. Валеевой, телережиссера-постановщика спектаклей Р. Арсланова и многих других. В публикации подняты вопросы истории телевидения, кадрового потенциала, и содержания передач телевидения. Однако, как и любая работа мемуарного жанра, это труд человека, находившегося внутри этой системы, которому свойственно не всегда объективно подходить к анализу многих > явлений телевидения. Воспоминания, ввиду их специфического характера, не всегда могут считаться достаточно точным и достоверным источником. Однако они позволяют нам восполнить духовную атмосферу, царившую на телевидении, передают то, что не может быть отражено в официальных источниках.

В связи с введением в научный оборот большого количества источников, созданных в разные периоды времени и находящиеся в разных архивах, диссертантом проведена большая работа по сопоставлению источников с целью достижения большей объективности исследования.

Целью исследования является углубленный анализ истории развития телевидения и выявление его роли в организации культурной жизни Республики Башкортостан в 1956-2000 гг. Исходя из цели, определены следующие задачи:

- выделить и проанализировать основные этапы и особенности становления телевидения Башкирской АССР во второй половине XX века;

1 Валеева А. Указ.соч.

24 -охарактеризовать формы и методы партийного и государственного руководства

развитием и деятельностью телевидения;

- показать процесс развития материально-технической базы телевидения в
республике и исследовать его влияние на телевизионное творчество Башкирской
телестудии;

-выявить причины, вызвавшие необходимость перехода республиканского телевидения на собственный спутниковый телеканал;

- проанализировать и обобщить роль телевидения в организации культурной
жизни Республики Башкортостан на разных этапах исторического развития

» общества;

- оценить значение художественного телевещания республики в деле
сохранения, создания и распространения культурных ценностей народов
Башкортостана.

Объект исследования - телевидение как средство организации культурной жизни Республики Башкортостан.

Предмет исследования: историческое развитие телевидения Республики > Башкортостан и его воздействие на культурную жизнь общества во второй половине XX века.

Методологическую основу исследования определяют принципы историзма, научной объективности, целостности. Использование конкретно-исторического метода позволило исследовать историю развития телевидение и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостан, учитывая реальную общественно-политическую обстановку того или иного периода. С помощью метода историзма были выявлены основные этапы, закономерности, особенности развития телевидения. Использовались такие методы исследования, как сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, описательный. Существенную роль в выявлении и анализе динамики развития технической базы и объемов художественного телевещания сыграл статистический метод. Одним из основных методов изучения истории телевидения является системный подход. Системный подход позволил рассмотреть телевещание республики как целостную систему, а

25 также проанализировать отдельные аспекты его деятельности и установить

существующие между ними связи.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в

отечественной историографии предпринята попытка целостного и детального

рассмотрения процесса исторического развития телевидения Республики

Башкортостан на протяжении второй половины XX века. Автор выявил этапы

формирования телевидения в Башкирии, используя в качестве критерия смену

общественно-политической обстановки в стране. В диссертации углубленно

проанализирована деятельность телерадиокомпании "Башкортостан" в сфере

* духовного производства, освещена его роль в организации культурной жизни республики. В результате исследования деятельности республиканского телевидения в сфере культуры было установлено, что доля передач художественно-эстетической направленности не опускалась ниже 40 % от общего объема телевещания, что является редким явлением отечественной телевизионной практики. На примере ГТРК «Башкортостан» выявлены основные тенденции развития республиканских телекомпаний в условиях обновления общества, новых социокультурных процессов.

і Значительная часть примененных в исследовании документальных материалов впервые вводится в научный оборот.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследования позволяют составить комплексное представление о поэтапном процессе формирования Башкирского телевидения и его роли в организации культурной жизни республики за последние пятьдесят лет.

). Материалы диссертации могут быть использованы для подготовки

обобщающих трудов по истории СМИ, в преподавании курса «История культуры Башкортостана», при подготовке журналистов и чтении лекций, спецкурсов в высших учебных заведениях республики. Результаты исследования представляют интерес для самих работников Башкирского телевидения, которые нуждаются в обобщении результатов более чем полувековой деятельности для дальнейшего поступательного развития республиканского телевещания.

26 Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации

были сообщены и обсуждались в отделе истории культуры и педагогики ИИЯЛ УНЦ

РАН, на республиканских научных конференциях (г. Стерлитамак, 2001 г; г. Уфа,

2002 г. ), на региональной научной конференции (г. Уфа, 2003г.); на всероссийской

научно-практической конференции (г. Челябинск, 2004 г.), на Ученом совете

Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской

Академии наук (г. Уфа, 2005г.) Общий объем публикаций по теме диссертации

составил 6 статей.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения,

* списка источников и литературы, приложений. Положения, выносимые на защиту:

1. Основополагающей базой для формирования идейной основы телевидения служили постановления партии и правительства, которые, с одной стороны, отражали потребности в унификации культурного пространства страны и республики, а с другой - способствовали ускоренному развитию средств технического вещания.

» 2. По темпам развития телевизионной сети Башкирская АССР опережала

аналогичные общесоюзные показатели. В то же время расширение телекоммуникаций в республике осуществлялось неравномерно, так как охват населения первым каналом был значительно выше, чем вторым. Данное обстоятельство обусловило двухпрограммный характер вещания Башкирской телестудии, которая являлась одной из немногих студий страны выходившей со

> своими передачами на первый общесоюзный канал.

3. Новая общественно-политическая обстановка 1990-х годов и полиэтнический
характер населения способствовали складыванию государственного руководства
телевидением на республиканском уровне; собственный спутниковый телеканал,
стал не только базой для осуществления государственной политики республики на
принципиально новой идейной основе, но и средством консолидации
многонационального населения республики.

4. С самого начала возникновения башкирского телевидения в качестве

27 приоритетного направления была выбрана культурно-просветительская функция, о

чем свидетельствует объем телевизионного времени, отводимый на художественные

передачи. За весь период существования Башкирского телевидения, доля передач

художественно - эстетической направленности не опускалась ниже 40 % в общей

сетке вещания.

5. Деятельность телевидения республики в сфере культуры носила

многоплановый характер, так как оно стремилось осветить и организовать

культурную жизнь не только коренного этноса, но и других народов, проживающих

на территории республики с целью взаимообогащения культур и интеграции

многонационального населения Башкортостана, способствовала реализации их

культурных запросов и формированию достаточно высоких эстетических вкусов.

class1 История создания и развития телевидения Башкирской АССР во

второй половине XX века class1

Организация и становление регулярного телевещания в Башкирии

Вторая половина пятидесятых годов XX века и последовавшее за ними десятилетие стало временем стремительного вхождения телевидения в повседневную жизнь нашего общества. В развитии отечественного телевидения 50-60-е годы XX в. являются переломными, так как они ознаменовались активным развитием местного и республиканского телевидения и формированием общесоюзной сети телевидения. Решениями XX съезда КПСС и последующими постановлениями партии и правительства было предусмотрено дальнейшее развитие телевещания в стране. Согласно шестому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР (1956-1960 гг.), ставилась задача по дальнейшему увеличению количества телецентров до 75 .

Особенностью развития отечественного телевидения было то, что на первом этапе его становления преимущество получило развитие местного телевещания. Так, в начале 50-х годов XX века в СССР действовало три телестудии: Московская, Ленинградская и Киевская. В 1960 г. было 83 местных студий, в 1965 г. - 120 . Процесс увеличения телевизионного пространства страны через расширение регионального телевидения осуществлялся ускоренными темпами. По мнению Э.Багирова и И.Кацева, необходимость в таком количестве местных телестудий заключалась в том, что "как бы подробно и всесторонне не отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности"3.

Важным является и тот факт, что возникновение и существование новых передач центрального телевидения без участия местного телевидения было невозможным в связи с тем, что их основным предназначением было знакомство телеаудитории с местным материалом и создание передач для общесоюзного вещания. Дочерние студии, подсказав некоторые формы и принципы построения циклов телепередач, стали основными поставщиками видеоматериалов для общесоюзных программ . Если в начале 1950-х годов осуществлялось активное строительство телевизионных центров в союзных республиках СССР, то во второй половине 1950-х гг. данный процесс начался и в автономных республики, областях и краях РСФСР. В рамках данного процесса в 1956-1959 гг. осуществлялось строительство телецентра в столице Башкирской АССР - городе Уфе, а также ретранслятора в г. Салавате и радиорелейной линии Уфа-Салават. Само телевидение пришло в республику гораздо раньше, еще в мае 1954 г. Уфимский комитет ДОСААФ начал строительство любительского телевизионного центра, который располагался на четвертом этаже гостиницы "Башкирия", в том же году любительская телестудия начала показывать пробные передачи, демонстрировать документальные и художественные фильмы. Строительство Уфимского телецентра осуществлялось длительное время силами строительных организаций Башкирии, в частности, трестом «Башстрой» 2, которому так и не удалось справиться с порученным делом, поэтому строительные работы были завершены 3-м строительным трестом, возглавляемым Н.Ф. Балабаном. Телебашню смонтировал московский трест «Стальконструкция», телевизионное оборудование - московский трест «Радиострой»3. Строительство велось замедленными темпами, сроки сдачи телецентра и 180-метровой вышки отодвигались, они были сданы в эксплуатацию только 26 февраля 1959 года.

Формирование просветительского телевидения Башкирии в конце 1950-х-первой половине 1960-х годов

Период становления телевидения в Башкирской АССР, который пришелся на время «хрущевской оттепели». В условиях частичной демократизации общественно-политической жизни страны в республике сложились благоприятные предпосылки для развития нового средства массовой информации. На данном этапе Башкирская телестудия имела автономное положение, не будучи включенной в общесоюзную систему телевещания, что создавало определенную свободу ее деятельности. Уже на первом этапе своего развития телевидение республики, помимо идеологической функции, стало выполнять просветительскую функцию, осуществляя трансляцию культурных ценностей и приобщение широких слоев населения к художественной культуре посредством показа телевизионных постановок, организации при телестудии детского театра, создания собственных цикловых передач.

Организационная структура всех вновь возникающих телестудий страны подчинялась единым правилам. Поэтому при основании Башкирской телестудии было сформировано две главных редакции: общественно-политическая и художественно-литературная. В основу деления телестудии на эти редакции, безусловно, был положен тематический принцип, так как общественно-политическая редакция готовила новости, освещала внутреннюю и внешнюю политику страны, а также занималась производственно-экономическими вопросами (промышленность, сельское хозяйство). Соответственно редакция художественно-литературных передач включала комплекс тем, таких как: образование, искусство, мораль, этика и т.д.

Не подлежит сомнению тот факт, что главное предназначение общественно-политической редакции состояло не просто в освещении внутренней и внешней политики страны в нужном партии ракурсе, а в формировании идеологической основы мировоззрения советских граждан. В этой связи понятие «главная редакция общественно-политических передач» является закономерным и вполне объяснимым. Редакция общественно-политических передач играла самую активную роль в идеологической пропаганде КПСС. В состав данной редакции входили редакции информационных передач, промышленности и строительства, а также редакция сельского хозяйства. Редакция информационных передач готовила информационные выпуски, выходившие под названием «Панорама». Данные выпуски были посвящены политической, экономической, культурной жизни республики. Репортажи с мест событий отражали актуальные темы дня. «Панорама» также представляла обзоры республиканских новостей по материалам местных газет. Редакция общественно-политических передач осуществляла прямой контакт с телезрителями, создавая передачи «Спрашивайте - отвечаем». Редакция пропаганды и советского строительства создавала передачи по пропаганде и реализации решений съезда партии и ее пленумов, о подготовке и праздновании исторических и памятных дат, о предвыборных компаниях и ходе выборов в Советы народных депутатов.

Телевидение Башкирской АССР как средство организации культурной жизни республики во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг

Культурную жизнь Башкирской АССР второй половины XX в. трудно представить без учета такого важного средства массовой информации как телевидение. Во второй половине 1960-х в развитии как союзного, так и республиканского телевидения начинается новый этап, который продолжался до 1985 года. Основанием для выделения данного этапа служит прежде всего смена исторической обстановки в стране, связанная с утверждением Октябрьским Пленумом на должность первого секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева. Приход к власти Л.И. Брежнева привел к изменению политического курса страны, что существенно отразилось на культурной жизни, и как следствие, на телевизионном творчестве телестудии. Консервативный политический курс нового руководителя партии означал прекращение попыток демократизации общества и партии. В области идеологии начался пересмотр решений XX съезда. Со второй половины 60-х годов идеологический диктат по отношению к средствам массовой информации усилился. Постановление ЦК КПСС «О повышении ответственности руководителей органов печати, радио, телевидения, кинематографии, учреждений культуры и искусства за идейно-политический уровень публикуемых материалов и репертуара» ярко об этом свидетельствовало. В данном постановлении отмечалось возрастание роли СМИ, литературы и искусства в формировании мировоззрения, повышения политического и культурного уровня советского народа. На основании данного программного документа бюро обкома БАССР приняло собственное постановление, которое возлагало серьезную ответственность руководителей за качество и идейно-политическое содержание предоставляемых населению материалов .

На новом историческом этапе развития телевидения, в связи с прогрессом в области космических средств телевизионного вещания, у партийного руководства страны появляется возможность объединить все телецентры страны и приступить к централизации. Данный процесс был вполне закономерен и исторически обусловлен. В условиях консервативной политики и ужесточения политического режима руководству страны было необходимо распространить свое влияние на все телевизионное пространство страны, тем более, что к началу 1970-х годов телевизионное вещание охватывало территорию, на которой проживало 70 % населения СССР. Резолюция XXIII съезда КПСС гласила о необходимости «осуществлять меры по более широкому использованию телевидения (в т.ч. цветного), которое призвано сыграть важную роль в сближении культурных уровней населения города и села, а также различных районах страны. Улучшить содержание программ телевидения и радио» 1. Во второй половине 1960-х годов телевидение стало общесоюзным, и в условиях однопрограммного вещания передачи Центрального телевидения фактически оттеснили на второй план передачи местной телестудии. Объемы вещания местных телестудий существенно сократились, что означало сокращение возможностей для свободы творчества. Местное телевидение вынуждено копировать в своей работе подходы Центрального телевидения. Однако нельзя отрицать того факта, что именно 1960-1970-годы стали периодом рождения оригинального телевизионного художественного творчества, роста количества программ художественно-эстетической направленности.

Похожие диссертации на История развития республиканского телевидения и его роль в организации культурной жизни народов Башкортостана в 1956-2000 гг.