Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. Тиллоев Сангахмад Самадович

История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг.
<
История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тиллоев Сангахмад Самадович. История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Тиллоев Сангахмад Самадович; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2007.- 175 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-7/984

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Географические, историко-культурные и социально-экономические условия развития архитектуры душанбе

1. Природно-географическая характеристика Душанбеи его округи

2. Историко-культурный и социально-экономический очерк

3. Историко-архитектурное наследие Душанбе и его округи

ГЛАВА ВТОРАЯ. Основные исторические тенденции развития архитектуры общественных зданий и сооружений таджикистана (на примере Душанбе)

1. Начальный период развития архитектуры Душанбе(1924-1930 гг.)

2. Второй этап становления зодчества (1930-е годы)

3. Архитектура послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.)

4. Этап современной архитектуры (середина 1950-х-начало 2000-хгодов)

5. Преемственность традиций прошлого в архитектуре Душанбе

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Общественные здания и комплексы

1. Национальные традиции в архитектуре общественных зданий

2. Административные, зрелищные, торговые и общественно-производственные здания и сооружения

3. Архитектура гостиничных зданий

4. Архитектура дошкольных, школьных учреждений и лечебных зданий

5. Архитектура Душанбе Новейшего времени (1991-2007 гг.)

Заключение

Библиография принятые сокращения

Введение к работе

Актуальность исследования В новых условиях развития архитектуры С) верейного Таджикистана, когда на первый план вышли задачи национального культурного возрождения, архитекторы республики все чаще обращаются к истокам, традициям прошлого таджикского народа Осмысление традиций и интеграция культур - явление цикличное, взаимосвязанное и сейчас время выдвигает задачи суверенизации культур Это и понятно еедь процесс развития и расцвета культуры нации теснейшим образом связан с изучением историко-культурного,наследия народа Поэтому и интерес к жизни предков никогда не угаснет в человеке сопоставление прошлого и настоящего - это средство постижения закономерностей исторических процессов бытия

Интерес к традициям определяется не только соображениями познава-течьного плана, он позволяет изучить культурное наследие для выявления ведущих творческих принципов с тем, чтобы освоить наиболее прогрессивные аз них в современной архитектурно-строительной практике Это, на сегодняшний день, одна из основных проблем, стоящих перед современными зодчими И она постоянно была в центре внимания архитекторов, которые в различные общественно-исторические периоды пытались по-своему осмыслить ее и находить различные подходы

Хотелось бы обратить внимание на актуальность опыта обращения к традициям архитектуры столицы таджикского государства - Душанбе, переосмыслению его исторического наследия в течение последних 80-ти с лишним лет Этот период для истории - срок незначительный, подчас и незаметный Но для таджикской советской архитектуры (а речь идет именно об архитектуре периода советской государственности в Таджикистане) этот срок - вся её жизнь от рождения по 9 сентября 1991 года, те до дня провозглашения независимости Республики Таджикистан, путь становления, возмужания и зрелости На этом пути заметными вехами стали не только каждое десятилетие, но и каждый год

За этот период таджикская культура получила возможность приобщения к опыту мировой и, в частности, европейской культуры, в том числе архитектуры и градостроительства За 85 лет, в особенности, в последние два десятилетня XX века сформировалась архитектурная наука, которая стала рассматривать зодчество как диалектический процесс, включающий ценность прошлого, вклад настоящего и тенденции будущего В результате - архитектура Таджикистана 80-х и начала 90-х годов XX века представляет собой отражение социально-экономических процессов развития общества, его морально-этических и эстетических ценностей К сожалению и здесь есть не только достижения, но и недостатки, которые характеризуются критиками как явления упадочные - они набтюдаются в основном в практике строи-

тетьства городов и сельских насетенных мест Все это еще предстоит глубоко осмыслить и оценить

Одно из важных направлений в современных исследованиях - проблема взаимодействия традиций и новаторства в архитектуре Ведь сущность новаторства заключена не только в освоении традиций, но и в соединении достижений прошлого и современное! и По сути дела, национальная архитектура это тоже традиция, пронизывающая весь пласт национальной культуры и восходящая к ее образно-семантическим, архитектоническим основам построения и взаимодействия пространств

Не может остаться за пределами научного изучения и проблема неизбежного воздействия на стилевую традицию индустриализации строительства Курс на максимальную индустриализацию и типизацию строительства, внедрение крупнопанельного домостроения, взятой государственной политикой в начале 1960-х годов, нанес большой урон художественно-эстетической стороне архитектуры Душанбе, а через него и на весь Таджикистан И хотя в конце 1980-х гг зодчие республики пытались найти наиболее приемлемые возможности решений индустриальными методами проблемы преемственности традиций, все ещё большинст во стилизаторских новаций остались на уровне условно-декоративного использования форм традиционной национальной архитектуры Поэтому, думается, результаты экспериментирования в области индустриального строительства в Таджикистане, особенно в его столице Душанбе, а также эволюция профессионального отношения к традициям в архитектуре этой специфичной области представляют безусловный научный интерес

Нельзя обойти вниманием и вопрос взаимодействия архитектуры Таджикистана на примере города Душанбе с другими видами искусств, на сегодня остающийся одним из мало разработанных в истории и теории архитектуры и искусствознания Пока только зарождающаяся в республике архитектурная наука и критика, признавая образную монотонность, однообразие создаваемой в городах и селах архитектурно-пространственной среды, её несоответствие мкогослойности и сложности духовной культуры современности, настойчиво ищут пути преодоления этих негативных сторон, исходя из социально-культурного и художественного развития только самой архитектуры (опять же в основном в Душанбе) Поэтому автор считает необходимым в своем исследовании провести анализ современной практики создания художественно-осмысленной городской и сельской среды и попытаться отразить целостный взгляд на её становпение и развитие в архитектуре Таджикистана В этом нам поможет рассмотрение истории формирования архитектуры общественных зданий столицы суверенной Республики Таджикистан - Душанбе, который полностью отражает все тенденция развития всего зодчества, как в условиях городского строительства, так и сельского

Состояние ид\чі!иноии проблемы В целом работа строится на охвате, в основном, сферы архитектурного творчества в обтасги общественных зданий города Душанбе Однако по мере необходимости приходится обращаться и к другим областям дрхитектуры Душанбе - градостроительству, жилищной и иной архитектуре Историко-культурные, архитектурно-художественные источники, весь материал, полученный из археологии, искусствознания, этнографии, географии и истории, в значительной мере помогли автору в работе

При подготовке диссертации были использованы те немногочисленные публикации, которые были изданы за последние восемь десятков лет В частности, первой публикацией о городе Душанбе была книга участника Тад-жикско-Памирской экспедиции Н А Федоровского в 1937 году В частности, в ней он писал следующее"

«Город планировался ^аким-то архитектором-фантастом Дома выстроены на громадном расстоянии друг от друга, на протяжении нескольких километров тянутся улицы с редкими садами Город, вероятно, проектировался, как будущая столица всей Азии, а по сути дела это должен быть скромньгй по размерам, но хорошо построенный культурный центр седьмой советской республики - Таджикистана»'

Впоследствии в свет выходит отдельная брошюра Д А Чумичева «Ста-линабад»2, затем книга X Б Салбиева «Развитие столицы Таджикской ССР Сталинабада»5 В 1959 году издаётся книга А Хасанова и А Вишневского «Сталинабад - столица Таджикской ССР Исторический очерк»4 В 1975 году выходит книга мэра города Душанбе начала 1970-х годов X Мамадназарова «Рожденный Октябрем»5 Однако это были не «архитектурные» издания и в основном были посвящены социально-экономическому и историко-культурному развитию столицы таджикской республики

Первые профессиональные публикации в архитектуроведческом плане принадлежат В Г Веселовскому, заслуженному архитектору Таджикистана, лауреату Государственной премии Таджикистана имени Абуабдулло Рудаки в области литературы, искусства и архитектуры, одному из первых приезжих архитекторов, прибывших в Сталинабад-Душанбе в 1937 году6 В 1972 году

1 Федоровский Н М По горам и пустыням Средней Азии - М -Л , 1937 - С 154

2 Чумичев Д А Сталикдбад - М Географиздат, 1950

1 Салбиев X Б Развитие столицы Таджикской ССР Сталинабада - Сталинабад Таджикгосиздат, 1950

4 Хасанов А , Вишневский А Сталинабад - столица Таджикской ССР Истори
ческий очерк - Сталинабад Таджикгосиздат, 1959 - 348 с , ил

5 Мамадназаров X Рожденный Октябрем-Душанбе Ирфон, 1975-140 с , ил

6 Веселовский В Г Архитектура и градостроительство в Таджикистане - Ду
шанбе Ирфон, 1967, Он же Архитектура Таджикистана за годы Советской
власти //Архитектура СССР, 1967 - М - № 10 Он же В горном Таджикиста
не//Архитектура, 1968 - М - Х 11, Он же Таджикистан//Архитектура СССР,

выходит книга «Архитектура Советского Таджикистана»7, в которой архитектура Душанбе занимает значительную часть В 1987 году к 70-летию Советской власти публикуется крупная монография «Архитектура Советского Таджикистана», где более углубленно освещаются многие вопросы архитектуры и градостроительства Душанбе, основанные на анализе большого количества натурного материала с красочной подачей фотографий, чертежей, рисунков и др 8

В 1990 году выходит еще одна книга, более подробно рассказывающая о прошчом Таджикистана, в том числе и города Душанбе4 В 1993 году публикуется обобщающая монография «Традиции и современность в архитектуре Таджикистана (на примере Душанбе)», где впервые прослеживается путь становления и развития современной архитектуры Душанбе, который в целом отражает весь комплекс проблем архитектурного творчества в Таджикистане и характеризует основные этапы зодчества этого древнего города, до недавнего времени считавшегося ровесницей Советской власти, и освещает вопросы преемственности традиций в процессе становления современного зодчества10 Данная книга подготавливалась в самое грудное время в жизни города, когда начался процесс обновления всех сфер народного хозяйства Таджикистана, в том числе и полиграфическою дела Поэтому издание вышло с ограниченным тиражом и не с лучшим качеством полиграфии Учитывая это обстоятельство, автор диссертационного исследования об истории развития архитектуры общественных здании Душанбе использовал многие положения названной монографии с новым видением освещенных в ней проблем архитектуры города

В том же, 1993 году издается относительно небольшая книга-каталог «Архитектурное наследие Душанбе (памятники средневекового и современного зодчества Душанбе и его округи)», опять же с ограниченным тиражом и низким качеством пол.іфафического издания В этой книге рассказывается о памятниках прошлого и современного Душанбе, а также впервые помещается краткий каталог с энциклопедическими данными об архитектурном

1970 - М - № 5, Он же Архитектура и градостроительство Таджикистана// Архитектура СССР, 1977 - М - № 11, Он же Таджикская советская архитекту-ра//Таджикская ССР Энциклопедия Изд 2-е-Душанбе ТСЭ, 1984 и др

7 Веселовский В Г , Гендлин Д Д Архчтектура Советского Таджикистана - М Стройиздат, 1972 - 108 с , ил

" Веселовский В Г , Мукимов Р С , Мамадназаров М X , Мамаджанова С М Архитектура Советского Таджикистана - М Стройиздат, 1987 - 319 с , ил

9 Мукимов Р С, Мамаджанова С М Зодчество Таджикистана Учебное посо
бие - Душанбе Мдориф, 1990 - 176 с , ил

10 Мамаджанова С М Традиции и совремечность в архитектуре Таджикистана
(на примере Душанбе) -Душанбе- Ирфон-Мерос, 1993 -368 с , ил

наследии города и его окпуі и'1

Большую информацию предоставили также публикации археологов, которые в различные годы исследовали археологические объекты на территории города Об этик объектах говорится в соответствующих разделах первой главы диссертации В связи сэтим сейчас только укажем на самые относительно значительные издания, вышедшие в республиканской печати1' «Душанбе - молодой и древний», «К истории дореволюционного Душанбе», Душанбе - город древний» а также научное издание, посвященное SO-ле-тию столицы Таджикистана - Душанбе, под названием «История Душанбе с древнейших времен до наших дней» (коллектив авторов из Института истории, археологии и этнографии имени А Дониша АН Таджикистана под редакцией Махмадсаида Убайдуллаева)

Помимо указанных книг в различные годы во Всесоюзной и республиканской печати (журналах «Архитектура СССР», «Аохитектура и строительство Узбекистана», «Млскан», «Советская архитектура», энциклопедических изданиях «Таджикская ССР», «Адабиёт ва санъат», «Таджикская Лениниа-на», «Душанбе» и средствах массовой информации) был опубчикован ряд статей и очерков, затрагивающих в той или иной мере различные стороны архитектуры и ірадостроительства Душанбе В настоящей работе в некоторой степени найдет отражение материалы этих публикаций с авторским анализом и уточнениями

До сегодняшнего дня в изучении развития современной архитектуры Таджикистана, в архитектуроведческой науке бывшего СССР, особенно республик Средней Азии и Казахстана, прослеживалось мнение, что в силу единства в прошлом территории Мавераннахра (земли к северу и востоку от реки Амударьи) н Хорасана (зеити к югу и западу от реки Амударьи), а впоследствии Туркестана (территория российских владений в Средней Азии) архитектурно-культурные традиции таджикского народа мало, чем отличаются от традиций зодчества народов Узбекистана, Туркменистана, Кыргызстана, Казахстана Поэтому зачастую при исследовании проблем среднеазиатского региона в работах ученых-архитекторов таджикский материал часто отсутствовал (см диссертации и монографии М С Булатова, П Ш Захидова, Ш Д Аскарова, Л Ю Маньковской и др , исключением являются исследования Д А Нази-лова по народной архитектуре горных районов Средней Азии) Это привело к тому, что в Таджикистане к настоящему времени образовалась большая ла-

11 Мамаджанова С . Мукимов Р Архитектурное наследие Душанбе - Душанбе
Мерос, 1993-172с, ил

12 Панфилов О , Дубовицкий В Душанбе - молодой и древний - Душанбе Адиб,
1991, Ш Юсупов К истории дореволюционного Душанбе - Душанбе Дониш,
1988, Ранов В А , Соловьев В С Душанбе - город древний -Душанбе Дониш
1993, и др

куча в разработке теоретических вопросов архитектуры, в т ч периодизации, типологии, освоении взаимодеиггвии традиций и новаторства и т д А іто, в свою очередь, привете к тому, что исследователи просто стали обходить своеобразие архитектуры Таджикистана, а если и делались ссылки, то они сливались с проблемами архитектуры родственного Узбекистана, где архитектурная наука сделала большой скачок в своём развитии Сейчас можно привести много исследований на примере узбекского материала, проведенных в последние три десятилетня в русле названных проблем К ним можно отнести труды по истории зодчества Л Н Воронина, В Н Засыпкина, Г А Пугаченковой, В Л Ворониной, М С Булатова, Л Ю Маньковской, а также по проблемам взаимодействия традиций и современности И И Ноткина, Л И Ремпеля, П Ш Захидова, И А Мерпорта, Ф Ю Турсунова, Щ Д Аскарова, Ю Л Ко-сенковой, В Е Ким, X И Каюмова, Т Ф Кадыровой, X М Убайдуллаева, Н С Косинского, М К Ахмедова, Р Д Асанова и др Материал в советской архнтектуроведческой науке достаточно обильный, но недостаточно полно отражающий объективную картину

Более того, в рассуждениях о национальном своеобразии архитектуры двух этих родственных народов сквозила мысль о невозможности проведения между ними границ Неудивительно, что в архнтектуроведческой литературе часто пользовались термином «местное своеобразие», подразумевая архитектуру двух стран

Подобное отношение к истории приводит к нивелированию традиций, к отрицанию творческой направленности и своеобразия таджикской архитектуры К сожалению, о ней заговорили лишь в последнее десятилетие в своих трудах В Г Веселовский, М X Мамадназаров, Р С Мукимов, X X Хакимов, С М Мамаджанова Из трудов названных авторов только наши работы (см список трудов в конце автореферата) о традиции и современности в архитектуре общественных зданий Душанбе находятся в русле тематики исследования, в которых наиболее полно обобщены многолетние наши исследования принципов освоения национальных традиций, вопросы их взаимовлияния и современности на примере города Душанбе, законодателя всех архитектурных течений и стилей в республике, основного центра всех экспериментов в области архитектуры и строительства на протяжении последних 80-ти лет

Предмет исследования - историко-архитектурное развитие общественных зданий Душанбе и тенденции в современной архитектуре Таджикистана, связанные с освоением исторических национапьных традиций в условиях формирования и развития индустриального и массового строительства

Объект исследования - историко-культурная и предметно-пространственная среда города Душанбе, проекты и осуществленные строительством архитектурно-градостроительные комплексы и произведения монументаль-

ного искуса да, творчество отдельных мастеров архитектуры республики, а также профессиональные архитектурно-теоретические публикации по проблемам современной архитектурно-пространственной среды в условиях Душанбе с особыми природно-климатическими условиями

Границы исследования - заданы объектом исследования Территориально - это город Душанбе и его округа При углублении в историю эти границы расширяются в пределах территорий историко-культурных областей, как, например, Хаттона, Чаганиана, Шумана, Тохарнстана, и др

Хронологические границы исследования определяются периодом возникновения и историко-культурного развития города Душанбе, начиная с начала XX века до начала третьего тысячелетия Во время углубления в историю в работе рассматриваются первые государственные образования на территории Центральной Азии - Бактрия и Согд, начиная с V-IV вв до н э до начача XX века Однако основное внимание в работе уделено проблемам истории становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе периода советской государственности, т е 1917-90-е гг

Цель исследования - изучение и выявление архитектурно-художественных традиций Душанбе в его историко-культурном развитии, критический анализ архитектурного опыта формирования архитектурных ансамблей, общественных комплексов и осмысление основных творческих подходов к решению проблемы взаимодействия национальных традиций и современности в архитектуре этого города

Для осуществления поставленной цели необходимо было выполнить следующие задачи

проследить историю развития архитектуры на территории Душанбе и его округи от древнейших времен до начала XX века,

проанализировать этапы преемственного развития современной архитектуры общественных зданий и дать им критическую оценку,

осмыслить ведущие тенденции в творчестве отдельных зодчих, чьи произведения придали Душанбе своеобразие и колорит,

апробировать экспериментально некоторые принципы освоения выявленных автором диссертаций позитивных традиций зодчества прошпого в своей проектной деятельности, конкурсных предложениях, дипломном проектировании и др ,

рассмотреть и критически проанализировать типологические особенности как традиционной, так и современной практики строительства зданий общественного назначения

На защиту выносится концепция о преемственном развитии и взаимодействии национальных и региональных традиций в архитектуре общественных зданий Душанбе и их отражение в зодчестве современного Таджикистана

Историко-культурный и социально-экономический очерк

Другим памятником природы является природный каменный столб, напоминающий минарет, недалеко от кишлака Анзоб, на правом берегу реки Ягноба. Его высота чуть более 10 метров, близкое к кругу основание в диаметре достигает четырех метров. Плавно сужаясь кверху, «минарет» венчается почти горизонтально лежащей, плоской глыбой известняка. По определению специалистов, это конгломератный гриб, идеальные формы которого «изваял» временные водотоки, ветер и другие природные явления. В итоге мы имеем уникальный памятник природы горного Таджикистана.

Одно из богатств Варзобского ущелья является его растительность, среди которых есть и образцы, достойные быть объявленными памятниками живой природы. Уникальные природно-климатические условия гор позволили здесь прекрасно ужиться не только традиционным тополям, арче, ореховому дереву, но и березам, эльдорадским соснам, а также многим другим видам кустарниковых растений и цветам. Как считают ботаники, в Варзобском ущелье встречается четвертая часть цветов Средней Азии или одна двенадцатая часть флоры стран СНГ, причем более двадцати видов растений - эндемики, т.е. растут только здесь и больше нигде на планете. Значит, и их мы можем считать памятниками природы в республике.

Близ поселка Гушары (Хушьёри) у самой дороги сохранилось ореховое дерево, у которого отсутствует сердцевина, и все соки вверх и вниз идут по коре, поэтому дерево зеленеет вопреки всему здравому смыслу. И это дерево объявлено памятником природы и охраняется государством.

Однако все-таки уникальность Варзобского ущелья заключается в самой реке, в его воде. Именно Варзоб долгое время был единственным источником снабжения Душанбе и его окрестностей водой и электричеством. Так, в 1931 году на IV съезде Советов Таджикистана было решено построить на Варзобе первый в республике гидроэлектростанцию. И вот сейчас на основе ранее созданного деривационного, т.е. отводного, канала в ущелье работает целый каскад гидроэлектростанций на автоматическом режиме. Самый первый - Верхне-Варзобский - начал давать ток 29 октября 1937 года, и его мощность составила 7,15 тысяч киловатт электроэнергии. 1 мая 1949 года вступил в строй Нижне-Варзобский ГЭС мощностью 14 тысяч киловатт и, наконец, в 1952 году - третья станция каскада - Варзобская, расположенная уже в районе центра города Душанбе.

Варзоб помимо электростанций питает водой три рукотворных озера -места отдыха горожан. Первое озеро - Комсомольское - было создано в конце 1940-х годов на правом берегу Варзоба, рядом с кишлаком Кара-Боло. Площадь водной глади составила 22 гектара. Ещё одно озеро - Варзобское -было создано в 1960 году вблизи турбазы «Варзоб». Его площадь несколько меньше Комсомольского и составляет чуть более 10 гектара. Тем не менее, это одно из любимых мест отдыха горожан, куда, несмотря на отдаленность от центра, выезжают горожане городским транспортом со всей семьей. В 1980-х годах был сооружен ещё один бассейн - искусственное озеро «Чорбог», расположенное вблизи цементного завода в северной части города площадью 5 га.

Воду Варзобдарьи можно увидеть и в самом Душанбе, не только в одетой бетоном реке под названием Душанбинка, но и в виде каналов и водопроводной сети, берущих начало в северной части города. Так, от Лучоба отходят каналы Нагорный (для орошения озелененных пространств Института физической культуры), Чайрикорон и Янгичайрикорон. Недалеко от улицы имени Карамова вправо от Варзоба отходит канал Гавкуш (для плавательных бассейнов спортивного комплекса республиканского стадиона имени М.В.Фрунзе, душанбинского зоопарка, Комсомольского озера), Фалакон (для парков и садов районов Фирдоуси и Шохмансур). Небольшой канал - Душанбинская ветка, берущая начало чуть ниже Большого Гиссарского канала, снабжает водой часть предприятий в правобережье Душанбе и по небольшим более мелким каналам Шайнак, Чортут и Аккурган орошает парки и скверы столицы, например, парк 6-го жилого района имени Дружбы народов.

Упомянутый Большой Гиссарский канал берет своё начало вблизи моста, ранее называемый «Путовский мост». Длина этого канала составляет 49,3 километра при ширине до 40 метров в своей начальной части. По своей значимости БГК стоит в ряд с легендарными объектами 1920-1930-х годов -железной дорогой «Термез-Душанбе», «ВарзобГЭСом», Вахшстроем, Памирским трактом, Большим Ферганским каналом. Строительство этого объекта явилось одним из ярких периодов борьбы Таджикистана за орошаемое земледелие. Этому каналу посвятил свой очерк В.Савченко под названием «Долина Счастья»1.

Другим природным заповедником, местом загородного отдыха является Рамитское ущелье, протянувшееся в верховьях главной реки Гиссарской долины - Кофарнихона протяженностью 387 километров. Отдаленность этого не менее живописного ущелья от Душанбе не позволил столь интенсивно использовать его под зоны отдыха, пансионаты и турбазы, как это происходит в Варзобском ущелье (находится в 70 км от Душанбе). Но, тем не менее, Рамитское ущелье уникально в своём роде. Здесь, на 50-м километре от Душанбе, выходят термальные источники, которые содержат кремнекислоту, бор, сероводород, радон. На их основе сейчас здесь функционирует санаторий «Явроз». У кишлака Рамит на высоте 1200 метров располагается природный заповедник, созданный в 1959 году площадью 16 тысяч га вдоль двух рек Сорбо и Сардаимиёна (два основных притока, дающих начало Кофарнихону). В заповеднике имеется музей природы, вольеры с сибирскими козерогами, хангулами, винторогими козлами и другими представителями животного и пернатого мира. Заповедник славится своим лесом: склоны гор здесь покрыты березой, тополем, кленом, шелковицей, джигдой, миндалем, шиповником, арчой. Выше лесов начинаются субальпийские луга, где цветут тюльпаны, крокусы, горные фиалки, анемоны, маки, гвоздики, ирисы и др.

Если выехать вверх по реке Сардимиёна, то можно увидеть живописные таджикские кишлаки Навах, Вистон, Дашти-Мазор, Гускеф, Пичеф и другие, сохранившие свои древние доисламские названия. Многих гостей столицы часто вывозят в Рамитское ущелье, где иной микроклимат, иная растительность и иной характер горных кряж. Здесь, через Рамит, проходят туристские маршруты турбазы «Варзоб». Можно привести ещё ряд достопримечательностей этого горного края, привлекающих внимание туристов, альпинистов или просто любителей природы.

В заключение краткого географического очерка нельзя не рассказать хотя бы бегло ещё об одном объекте гордости душанбинцев - гиганте гидротехники на реке Вахш, Нурекской ГЭС мощностью 2700 мегаватт, который сейчас полностью обеспечивает Душанбе и его хозяйство дешевой электроэнергией. Именно сюда, в 70 километрах от столицы, в ущелье Пулисангин постоянно привозят гостей Душанбе, чтобы полюбоваться рукотворным Нурекским «морем», разлившееся на 70 километров, а также сооружением ГЭС. Это действительно небывалое сооружение в практике мирового высотного гидростроительства. Первый ток ГЭС дал в 1979 году.

Можно ещё долго описывать природные и рукотворные достопримечательности Душанбе и его окрестностей, подтверждающих об их уникальности и своеобразии. Однако одно дело восхищаться, другое -способствовать их сохранению. Сегодня тема охраны природы и ее памятников не сходят со страниц газет и повестки дня конференций разного уровня - международных, региональных, республиканских, межведомственных и др.1 Особое значение приобретает для жителей Душанбе, например, объявление Организацией Объединенных Наций (по инициативе Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона) 2003 года Международным годом чистой воды (в сентябре 2003 года в Душанбе под эгидой ООН прошел Международный форум, посвященный проблеме чистой воды). Именно в ледниках Варзобского и Рамитского ущельев находятся запасы чистой воды, которые питают не только горожан, но и всю Гиссарскую долину и далее соседние республики Центральной Азии, поэтому для нас сохранение этой чистой воды имеет особое значение.

Историко-архитектурное наследие Душанбе и его округи

Однако строительство по индивидуальным проектам в середине 1950-х годов не стало удовлетворять растущие масштабы жилищного строительства. Необходимы были новые, более прогрессивные методы строительства. В центральных городах страны ещё в начале 50-х годов началось экспериментальное строительство каркасных, каркасно-панельных и панельных жилых домов. Но реализация нового строительного производства началась в Душанбе значительно позднее, чем в крупных городах - Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове и др.

Первый крупный 73-х квартирный 4-х этажный жилой дом с применением железобетонного каркаса был спроектирован и построен в Душанбе в 1955-1957 гг. на углу проспекта Ленина и улицы Комсомольской (арх. В.Афанасьев, инж. В.Передерий, Таджикгипрогорсельстрой). Особенностью этого дома является и то, что автор как бы предвосхитил строительство из стеновых панелей, дав на фасаде дома расшивку кирпичных стен на прямоугольные «панели». Впоследствии этот прием был применен при строительстве многих домов в центре города, спроектированных В.Афанасьевым .

К этому периоду становления архитектуры Душанбе следует отнести и дома, построенные в конце 1950-х - начале 1960-х годов по проектам В.Афанасьева и инженера З.Ярмолинского2 по улице Ленина, где появляются 4-х этажные жилые дома со сборно-монолитным первым этажом и с прямоугольными солнцезащитными сотами-балконами.

Таким образом, интенсивное строительство многоэтажных для того времени кирпичных домов привело к тому, что в начале 60-х годов в Душанбе 4-х этажных жилых домов было более 90%.

Этап послевоенного десятилетия творческого роста зодчества Душанбе был примечателен не только строительством жилых и отдельных общественных зданий. Социальное переустройство городской жизни Душанбе не мыслимо было без развития архитектуры школ и дошкольных учреждений, а также других учебных заведений. Следует сказать, что первая школа-десятилетка в городе появилась ещё в 1934-1935 гг. на проспекте Куйбышева (арх. С.Кутин, инж. П.Драчук). В облике этого 2-х этажного школьного здания авторы впервые попытались найти монументальный образ «Храма знаний» с большими светлыми учебными помещениями, кулуарами-рекреациями для отдыха детей, озелененным благоустроенным двором перед входным фасадом. Последний решен в виде монументального, несколько грузноватого портика с невысоким фронтоном и упрощенным антаблементом. Четыре сдвоенные колонны со своеобразными капителями на невысоком стилобате создают определенную торжественность облика здания, где только полуциркульные арки интерколумний портика некоторым образом указывают на местную специфику (греко-бактрийского времени?) архитектуры.

Зодчих тех лет надо понять: перед ними стояла сложная задача - не используя прямо образы национального зодчества и не изменяя ей приверженностью архитектурному направлению ленинградской школы, выразить как-то своё отношение к облику школы, не имеющей аналогий в местном зодчестве. В целом, первая школа-десятилетка в Душанбе свидетельствует возвышенное и, вместе с тем, принципиальное отношение зодчих к школьному образованию. Впоследствии, в 1960-1970-х годах обезличенные бетонные коробки-близнецы школьных зданий, построенные по несколько в каждом микрорайоне, сыграли и свою негативную роль в значительном снижении образовательного уровня средней школы. Не ошибемся, если скажем, что многие уже поняли огромную воспитательную и идеологическую значимость архитектуры. А ведь, в конечном счете, именно об этой важной стороне архитектуры и думали наши предшественники, когда со всей ответственностью начинали создавать архитектуру города.

В послевоенный период жесткая экономия строительных материалов и, вместе с тем, огромная потребность в школьных зданиях привела к повторному строительству проектов школ. Так, например, в городе Душанбе, а также других местах, получило распространение проект 2-х этажной средней школы-десятилетки, разработанный архитектором Селезневым и переработанный архитекторами Р.Г.Рудовской и инженером Е.Барсуковой в 1951 году, а также архитектором А.Покровским ещё в 40-х годах1. Здание первой (Р.Г.Рудовской) школы состоит из трех павильонов, разделенных сейсмическими швами. Всего в школе запроектировано 11 классных помещений, лаборатории и военный кабинет. На первом этаже предусмотрена 2-х комнатная квартира для директора, на втором этаже над вестибюлем устроен физкультурный зал. В целом, планировка школы характеризуется целостностью и компактностью.

Привлекает внимание скромная архитектурная декорация главного фасада, придавшая облику школы, тем не менее, торжественность и нарядность. Так, метрический строй фасаду придают полуколонны с лепными капителями с профилированными базами классического типа с элементами национального зодчества (например, резные стилизованные тюльпаны, излюбленные мотивы таджикской резьбы по дереву и ганчу). Над входными дверьми устроены ниши, заполненные резными ганчевыми решетками, рисунок которых выполнен по типу орнамента «гирих». По краям фасада на уровне второго этажа выделяются две лепные элемента -серп и молот и раскрытая книга. Так решался, в основном, образ большинства школьных зданий, несущие в себе отпечаток той архитектурной практики, которая сложилась в Таджикистане в 1950-х годах. Эти школы, построенные по улицам Ленина, Айни, 40 лет Таджикистана и других и сейчас выполняют свои функции, дополнившись с годами новыми пристройками, центральным отоплением, канализацией и другими, но не утратившими своё лицо, свои черты самобытности (например, средние школы №№ 14, 8, 1 по улицам Рудаки, Исмоила Сомони).

В послевоенное десятилетие практиковались и строились не только школы, но и детские сады, больницы, техникумы, вузовские городки и отдельные здания. Так, в 1955 году в проектном институте «Таджикгипрогорсельстрой» разрабатывается проект привязки 2-х этажного техникума физической культуры и спорта на основе проекта проектного отделения «Ашхабадпроект» 1954 года. На участке рядом с республиканским стадионом авторами проекта привязки архитектором К.Терлецким и инженером Д.Гендлиным создаётся целый спортивный городок, состоящий помимо здания техникума из общежития на 212 учащихся (повторно примененный проект общежития сельскохозяйственного института), столовая с пропускной способностью 800 человек в день, 6-ти квартирные жилые дома для преподавателей, озелененный и благоустроенный двор со спортивными площадками. Согласно письма-заказа Госкомитета по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР проектировщикам было рекомендовано учесть, что в ближайшие годы техникум может быть преобразован в Институт физической культуры. Но не сбылось последнее решение, Только через два десятилетие на территории санатория Совета Министров Таджикской ССР в развилке реки Лучоб и Варзоб в 1971 году был создан Институт физической культуры и спорта

Архитектура послевоенного десятилетия (1945-1955 гг.)

Так, вытянутый корпус шестиэтажного здания неожиданно прерывается на фасаде горизонтальной лестничной шахтой, вынесенной несколько вперед. Но главная, наиболее интересная часть здания - выступающий вперед на мощных опорах монументальный выразительно пластичный конференц-зал. Он не оторван от здания, как в Доме литераторов, а наоборот, как бы вырастает из основного корпуса и составляет с ним неразрывное целое.

Автору в целом удалось блестяще применить приём контрастного сопоставления. Нейтральной легкой архитектуре основного корпуса противопоставлена монументальная лаконичность вынесенного объема. Вместе с тем, конференц-зал как своеобразный мощный портал подчеркивает местоположение главного входа, словно приглашая в здание. Под залом -торжественная парадная лестница, она образует коридор, ведущий в здание. Опять возникает ассоциативно-образная связь с традицией, но решение здесь - остро современное.

Важно подчеркнуть подбор материалов. Здесь мы не видим многоцветных ярких панно, ставших обязательными в архитектуре общественных зданий. Напротив, автор обратился к излюбленному камню - известняку теплых охристых оттенков. Он использован здесь в облицовке важных элементов здания: лестничной шахты и конференц-зала. Аналогично мягкие цвета и штукатурка на фасаде главного корпуса. Такая гамма способствует лучшему восприятию гармонично найденных пропорций здания в целом и не отвлекает внимание зрителя на детали.

Подобную архитектуру не надо украшать «декоративной рубашкой», она говорит сама за себя. Расположенное пока особняком, это здание вскоре будет включено в оживленную уличную сеть и, безусловно, станет задавать тон всему архитектурному окружению.

Одним из последних, осуществленных работ Э.Салихова является здание архитектурно-строительного факультета Таджикского технического университета в районе столичного автовокзала на проспекте им. Абуали Ибн Сино (архитектор Э.Салихов, инж. Р.Микалаускас, ГПИ «Таджикгипрострой», 1978 г.). Сейчас по решению Правительства комплекс зданий факультета решено достроить, и уже в 2007 году здесь начались строительно-монтажные работы. Следует назвать ещё один проект, строительство по которому началось в 1988 году - здание треста «Главтаджикмонтаж» и Душанбегипрогор в городе Душанбе (арх. Э.Салихов, инж. Т.Китаева, ГПИ «Таджикгипрострой»).

В 1984 году по проекту ташкентских архитекторов по улице им. И. Сомони в районе Комсомольского озера строится уникальное общественное здание - киноконцертный зал (архитекторы С.Сутягин, О.Легостаева, С. Соколов, С.Романов, Р.Ниязлиева, инж. А.Браславский). Комплекс состоит из двух объемов: двухэтажного фойе-вестибюля с малым залом и большого киноконцертного зала амфитеатрального типа общей вместимостью 2300 мест со всеми помещениями обслуживания.

Большой зал предназначен для демонстрации фильмов всех типов проекций, эстрадно-концертных выступлений, фестивалей, форумов, совещаний и других общественно-политических массовых мероприятий. Здесь предусмотрено необходимое оборудование, театральное освещение, перевод речи, современная акустическая стереофоническая система, выполненная в Ленинградском (Санкт-Петербургском) оптико-механическом объединении, а также необходимый комплекс артистических помещений, оркестровая яма с трансформирующим полом. Интерьер большого зала выполнен с учетом рекомендаций современной науки и техники. Несущей конструктивной основой каждого из двух корпусов здания служит монолитный железобетонный каркас, воспринимающий сейсмические нагрузки силой 9 баллов. На участке выполнен широкий комплекс работ по благоустройству, озеленению и обводнению, оборудованы места отдыха, сооружены фонтаны, флагштоки, элементы декоративного освещения.

Архитектурный образ сооружения характеризуется единством композиции двух контрастных по геометрическим формам объемов. Наклонные стенки многогранной усеченной пирамиды большого зала с поясом декоративного рельефа, проходящем поверху, отдаленно напоминают круглые каменные жилища в горных районах Таджикистана. Простота декоративного оформления поверхностей стен фасада сооружения дополняется скромными, но благородными элементами декоративных солнцезащитных устройств и просматриваемыми через витражи причудливыми элементами светильников фойе, ассоциирующие со сложными структурами сталактитов горных пещер Таджикистана. Столь условная и несколько отдаленная связь современной формы киноконцертного зала с архитектурными традициями таджикского народа свидетельствует о тактичном обращении авторов проекта с наследием прошлого. Однако низкая посадка здания относительно уровня дорожного покрытия улицы им. И.Сомони несколько снизили художественное восприятие всей композиции объема киноконцертного зала, получившего в 1991 году имя Борбада: «Кохи Борбад».

По итогам пятого Всесоюзного смотра-конкурса, проведенного Союзом архитекторов СССР в 1986 году, киноконцертный зал в городе Душанбе признан одним из лучших построек года.

В последние годы наиболее крупным объектом строительства учебных зданий стал комплекс Таджикского Госуниверситета, строительство первой очереди которого было начато в 1975 году. Университет рассчитан на 8 тысяч студентов, и он начал возводиться в живописном месте у слияния двух горных рек Лучоб и Варзоб на вытянутом треугольном участке площадью 82 га. Южная часть участка начинается в центре города у оживленной его артерии улицы им. И.Сомони, а северная его часть уходит на периферию к лучобскому холму. Университетский комплекс хорошо просматривается с дальних точек со стороны моста на фоне величественного Гиссарского хребта и с высокой левобережной террасы, где со временем должно было появиться многоэтажная застройка. Отсюда, с 30-ти метровой высоты, взору должен был открыться весь университетский комплекс. Застраиваемый участок со значительной разностью высот послужил основой для создания каскада водоёмов гидропарка, который начал устраиваться вдоль всей университетской территории, вытянувшейся более чем на 1,5 километра. Шум воды, переливающейся по каскаду, в будущем даст ощущение динамики горной реки, которая характерна для большинства таджикских горных селений.

Главная площадь университетского комплекса расположена в южной части территории и соединяется с улицей им. И.Сомони серпообразной пешеходно-транспортной эстакадой, проходящей над каменистым руслом бурной реки и будущим парком, оставляя в неприкосновенности живописный ландшафт и открывая по мере движения по ней все новые точки восприятия, как самого университетского комплекса, так и городской левобережной застройки.

На площади должно было возведено 14-этажный корпус ректората с примыкающими к нему двухэтажными объемами рабочих помещений и конференц-зала на 400 мест, пятиэтажный объем корпуса гуманитарных факультетов и актовый зал на 1300 мест. Здание ректората по замыслу проектировщиков занимает ключевое положение на главной площади комплекса, являясь его композиционным завершением и высотной доминантой. Ректорат замыкает площадь с западной стороны и состоит из 2-х объемов: 14-ти этажного компактного и 2-х этажного протяженного, ограничивающего пространство площади с западной стороны и вместе с конференц-залом на 400 мест, создающего парадный курдонер перед ректорским подъездом и высотным объемом, где расположен основной вход в здание.

Архитектура дошкольных, школьных учреждений и лечебных зданий

В целом, новая гостиница «Октябрьская» не только дополнила гостиничное хозяйство города, но и своеобразно украсила облик проспекта Рудаки. Густая окружающая зелень подчеркнула выразительность этого небольшого, как бы камерного здания, и позволила ему слиться с окружающей городской архитектурной средой .

В 1990-х годах в Душанбе были запроектировано и частично выстроено по заказу Правительства несколько гостиниц. Так, на территории бывшей дачи Совета Министров республики (сейчас называется Резиденция Правительства Республики Таджикистан) по проспекту А.Рудаки в 1999 году строится небольшой коттедж-аппартаменты гостиничного комплекса для высоких гостей таджикского государства. В это же время Академии архитектуры и строительства Республики Таджикистан поручается подготовка проектных предложений на комплекс гостиничных отелей по улице имени Исмоила Сомони для официальных гостей Таджикистана. В 2000 году в торжественной обстановке закладывается первый камень высоко комфортабельной гостиницы по проекту индийских проектировщиков на территории нынешней инфекционной больницы по улице С.Айни. Помимо этого, архитекторы города Душанбе проектируют различного рода загородные и городские резиденции для высоких официальных лиц, часть из которых уже выстроены (в г. Душанбе, Варзобском ущелье и др.).

Выстроенные в 1999 году коттедж-апартаменты были запроектированы УзНИИПІ радостроительства города Ташкента и расположены внутри парковой зоны дачи Совета Министров, в непосредственной близости от правительственных зданий для приема Высоких гостей Республики Таджикистан, а также прогулочных аллей, спортивной зоны и др. Здание в плане представляет асимметричную форму с общими габаритами 27x32 м. Асимметричность композиции плана создаётся сопряжением криволинейных, циркульного очертания, линий с прямоугольными, что отразился на абрис отдельных помещений и блоков. Здание в целом состоит из четырех уровней (вместе с цокольным). На цокольном этаже размещаются спортивно-лечебные помещения, а также технические службы. Первый этаж гостиничного комплекса занимает официальная протокольная часть со столовым, а также номера для членов делегаций. Второй и третий уровни заняты апартаментами для 4-х глав делегаций с интимной и дневной частями. На четвертом и выше уровнях устроена оранжерея.

Объемно-пространственная композиция гостиничного комплекса состоит из объемов криволинейного очертания в сочетании с прямолинейными. Нарочито модернистские формы летних помещений, оконных проёмов, лестничной шахты и другие придают зданию чрезмерную динамику, излишнюю для подобного типа здания. Сбивка междуэтажных перекрытий осложняет цельному восприятию объемной композиции, а различная трактовка оконных проёмов (квадратных, удлиненных, криволинейных) зрительно разрушает идею автора (архитектор Е.Касаткина) трактовки здания как единый организм и часть окружающего ландшафта.

Как пример гостиничного комплекса ближайшего будущего следует воспринимать упомянутый выше проект гостиничных отелей, запроектированные в научно-проектной производственной мастерской Академии архитектуры и строительства Республики Таджикистан группой архитекторов под руководством заслуженного строителя, Лауреата Государственной премии Таджикистана имени А.Рудаки в области литературы, искусства и архитектуры Б.А.Зухурдиновым. Хотя комплекс и не был осуществлен строительством (он построен по другому проекту в районе Комсомольского озера), эти отели дают представление таджикских зодчих о национальном образе общественного сооружения в современном понимании1.

К разряду гостиничных зданий можно причислить и ряд пансионатов, туристских баз, крупных зон отдыха с комплексом спальных корпусов, которые стали появляться в Варзобском ущелье. Здесь следует подчеркнуть, что гостиницы своим своеобразным обликом способны внести в городскую застройку местный колорит. Поиск зодчих образ местного колорита и своеобразия в архитектуре гостиничных зданий на примере «Таджикистана», «Авесто» или комплекса правительственных гостиничных отелей не окончен, и рано ещё подводить итоги. Да и нужен ли он, т.е. итог разрешения проблемы национального в современной архитектуре. Эта проблема извечна и она будет существовать постоянно, способствуя появлению новых образов и тем в архитектуре крупных зданий и сооружений. А это значит, что столица Республики Таджикистан будет постоянно пополняться новыми, оригинальными произведениями современного зодчества, которые только приумножат славу Душанбе как одного из самых ярких и своеобразных городов на Востоке.

Обобщая раздел, хотелось бы подчеркнуть, что без обеспечения населения удобными, прочными и красивыми гостиницами и другими подобными типами сооружений нет дальнейшего развития культуры нации, нет и построения общества будущего, т.е. завтрашнего дня нашего государства. Как строить дома? Такой вопрос стоит не только перед Правительством Таджикистана, но и перед каждым жителем таджикского государства. И хотя мы в главе в основном говорили о сооружениях, строящихся в городе Душанбе, нельзя забывать, что архитектура будущего в основном рождается в столице государства, где сосредоточен интеллектуальный потенциал нации.

Архитектура дошкольных, школьных учреждений и лечебных зданий. К одному из первых объектов в проектировании и строительстве детских дошкольных, школьных и лечебно-профилактических учреждений можно отнести школу-десятилетку, спроектированную молодым архитектором А. Покровским в 1937-1938 гг., которая на долгие годы вошла в арсенал Министерства просвещения республики. Только в I960 году институт Таджикгипрострой начал выполнение новых типовых проектов школ на 964, 640 и 480 мест. Все эти школы были запроектированы в каркасно-панельном варианте, имели обособленные корпуса с остекленными переходами, обеспечивающими четкие функциональные связи (арх. И.Введенская, инж. В.Передерни).

В 1971 году был выпущен типовой проект школы-десятилетки на 1176 учащихся также со стенами из кирпича (арх. И.Введенская, инженеры П. Вавилова, Л.Севбо, Р.Миколаускас), рассчитанный на занятия в одну смену. Однако архитектура этой школы, широко распространившейся не только в Душанбе, но и других местах, была весьма упрощена и отвечала лишь функциональным требованиям проектирования школьных зданий с учетом местных природно-климатических особенностей.

Детские сады и ясли долгие годы в Душанбе строились по индивидуальным проектам. Широкое распространение получили детские сады и ясли, запроектированные ещё в довоенные годы архитектором Р.Рудовской. Позднее, в начале 1960-х годов Таджикгипрострой разработал серию типовых детских домов для IV климатического района (арх. Г.Соломинов). Это были 2-х этажные кирпичные здания с плоской крышей, выполнявшие роль неглубокого бассейна для детей и одновременно защищающие верхний этаж от перегрева. Примером другого типа детского учреждения может служить детский сад-ясли на 120 мест, построенный в северной части Душанбе, запроектированный архитектором Каменской в проектном институте Таджикгипрострой в 1961 году. В проекте были применены индустриальные изделия для жилищного и гражданского строительства.

В начале 1970-х годов по заданию Госстроя республики Таджикгипрострой проектирует новые типовые двухэтажные детские сады-ясли на 140 и 280 мест (арх. Д.Гендлин, инж. Э.Попова), которые принципиально отличаются от ранее проектировавшихся. В частности, для каждой группы предусмотрен набор необходимых помещений, размещаемых в двух уровнях (этажах), причем на второй уровень вынесены спальни. Каждая возрастная группа имеет специальную площадку для игр под навесом и деревьев.

Похожие диссертации на История становления и развития архитектуры общественных зданий Душанбе : 1924 - начало 2000 гг.