Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История православной канонизации россиян в начале XX столетия Завьялова Евгения Викторовна

История православной канонизации россиян в начале XX столетия
<
История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия История православной канонизации россиян в начале XX столетия
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Завьялова Евгения Викторовна. История православной канонизации россиян в начале XX столетия : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Курск, 2005 239 с. РГБ ОД, 61:05-7/1097

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Общая характеристика института канонизации святых

1. Зарождение в христианстве культа святых и историческое развитие канонизации в Русской православной церкви 20

2. Угасание института в советский период и его современное возрождение 64

Глава II. Жизнь курских святых и мероприятия по их канонизации

1 . Мирская жизнь и религиозное подвижничество Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского 105

2. Канонизация курских подвижников: подготовка, торжественное прославление, значение 149

Заключение 226

Источники и литература 230

Введение к работе

Актуальность темы исследования вытекает из значения Русской православной церкви (РПЦ) в истории российского общества. В ее многосторонней деятельности значимое место занимает обряд канонизации подвижников веры, который ведет истоки с принятия христианства на Руси.

В течение последующих столетий институт канонизации россиян постепенно развивался, вобрав имена великих людей: Феодосии Печерский, Александр Невский и многих других. Данный процесс достиг апогея в начале XX столетия, когда состоялась череда чествований святых: Серафима Саровского (1903 г.), Анны Кашинской (1909 г.), Иоасафа Белгородского (1911 г.) и Питирима Тамбовского (1914 г.), направленная на укрепление религиозных чувств верующих и влияния Церкви в государственных делах и общественной жизни.

После утверждения советской власти в течение десятилетий происходили гонения на Русскую православную церковь, результатом которых стало полное забвение обряда причисления подвижников к лику святых.

С конца 1980-х - начала 1990-х гг. развернувшаяся трансформация общества и государства создала условия для подъема православия, что обеспечило возрождение традиции канонизации. В ранг святости были возведены Дмитрий Донской и Андрей Рублев, Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштадтский, адмирал Федор Ушаков и император Николай II, а всего несколько сотен россиян.

В современных условиях наблюдается тенденция возвращения имен ранее канонизированных русских святых, начавшаяся празднованием 100-летнего юбилея канонизации Серафима Саровского.

На указанных торжествах в 2003 г. в г. Сарове побывал президент РФ В. В. Путин, отметивший значимость возрождения в государстве традиций православия с открытым поклонением людьми канонизированным святым.

Одновременно подчеркивалось, что Саровские торжества стали серьезным федеральным проектом по реставрации взаимоотношений Православной церкви и государственной власти1.

Подобное отношение наблюдается сейчас на региональном уровне: Белгород обратился к памяти святителя Иоасафа и т. д.

Объектом исследования выступает история православной канонизации россиян, отражающая взаимоотношения религии и народа, Церкви и государства.

Предметом данной работы является осуществление канонизаций в начале XX столетия на примере сравнительного анализа чествований Серафима Саровского в 1903 г. как самого значимого в изучаемый период и Иоасафа Белгородского в 1911 г. как типичного события местного значения.

Хронологические рамки диссертации в основном охватывают собственно эпоху канонизаций в начале XX столетия, дополняясь освещением непосредственно жизни и подвижничества святых в XVIII - XIX веках и последующего отношения государственности и общественности к церковному прославлению, особенно в настоящее время.

Речь президента Российской Федерации Путина В. В. после молебна у мощей преподобного Серафима Саровского // Преподобный Серафим Саровский в XX - XXI веках: репортаж о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. - М., 2004. - С. 907.

См.: Иоасафовские чтения / Ред. кол.: П. Н. Беспаленко, В. П. Бабинцев и др. -Белгород, 2003. - 236 с.

Географические границы диссертации охватывают территорию Тамбовской и Курской губерний, в которых прошли чествования Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского.

Историография проблемы исследования представлена работами, посвященными изучению различных аспектов культа святых в Русской православной церкви, и делится на три периода: дооктябрьский (1903 - 1917 гг.), советский (1917 - 1991 гг.), современный (с 1992 года до последнего времени).

Первую группу исследований составляют труды дореволюционных авторов. Многие изыскания, как, например, работы архимандрита Серафима (Чичагова), Н. Жевахова, Е. Поселянина, Никодима епископа Белгородского отличает подробное и занимательное изложение жизни, духовных подвигов русских святых, а также традиций народного почитания и официального прославления3. Но эти работы лишены серьезных научных обобщений.

Наиболее ценным в этом отношении является изыскание религиозного историка Е. Е. Голубинского. В монографии он подробно проанализировал происхождение культа святых в христианстве, изложил отличительные особенности святости на Руси, рассмотрел канонические правила церковных чествований4.

См.: Летопись Серафимо - Дивеевского монастыря / Сост. архимандрит Серафим (Чичагов). Репринт, изд. - М., 1991.-851 с; Жевахов Н. Чудеса Святителя Иоасафа. - СПб., 1998. - 48 с; Поселянин Е. Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец. - СПб., 1908. - 40 с; Поселянин Е Святые дни в Сарове // Подвиг старца Серафима: Житие, Воспоминания, прославление, образ Преподобного в поэзии. - М., 1999. - С. 109 - 171; Святитель и Чудотворец Иоасаф, Епископ Белгородский. (Его жизнь, прославление и чудеса) / Сост. Никодим епископ Белгородский. - Курск, 1914. - 800 с.

Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. - М., 1903.-С. 40-42, 92-93.

В целом дореволюционный период характеризуется параллельным изучением светскими и религиозными авторами истории канонизации россиян.

Советские историки рассматривают церковь в общей системе социально -экономической, политической и культурной истории. Работам того времени присуще критическое отношение к деятельности церкви, ее учению и традициям.

В монографии Н. М. Никольского, вышедшей в 1931 г., отстаивается критический взгляд на происхождение Ветхого завета, следовательно, и на учение о святости вообще5.

В ряде исследований дается представление как о взаимосвязи политики Церкви и царизма в начале XX века, так и о мероприятиях высшего духовенства по защите своих привилегий, в частности речь идет о канонизации святых как одном из средств религиозной пропаганды6.

Рассмотрению канонизаций в начале прошлого столетия посвящена монография А. В. Белова, в которой анализируются причины народного и официального почитания святых, а также отношение к действиям церковной и светской власти разных слоев общества7.

Осмыслению взаимоотношений власти, РПЦ и народа в период революционизированной страны способствовало исследование В. А. Кувакина. Автор акцентировал внимание на кризисных процессах, потрясавших общество в первые десятилетия XX века8.

5 Никольский Н. М. История русской церкви. - М, 1988. - С. 25 - 37.

6 Церковь в истории России: Критический очерк (IX в. - 1917 г.). - М, 1967. -
С. 239, 254, 269.

7 Белов А. В. Правда о православных «святых». - М., 1968. - С. 104 - 127.
Кувакин В. А. Религиозная философия в России: Начало XX века. - М., 1980.

-С. 16-35.

В работе Л. И. Емелях описывается обрядовая сторона православия. Среди традиционных таинств церкви: крещение, венчание, причастие и др. в книге рассматриваются особенности почитания усопших предков9.

Важной для понимания причин официальной канонизации святых является монография А. С. Хорошева. Анализируя чествования святых в Средневековой Руси, автор подчеркивает зависимость церковных канонизаций от политических интересов власти10.

Вопрос о влиянии государственных структур и политической ситуации в стране на функционирование РПЦ находит отражение в коллективном издании советских историков под ред. А. И Клибанова11.

С 1991 г. исследователи отказываются от огульной критики учения церкви.

Например, в монографии Н. С. Гордиенко акцент смещается с отрицания святости подвижников на теоретическое изложение практических основ канонизации. Основное внимание в работе уделено возрождению церковных чествований святых, в связи с этим кратко упоминаются канонизации Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского .

Современная историография коренным образом изменила свою оценку деятельности РПЦ с негативной на позитивную, а вместе с ней традиций, связанных с почитанием святых. Многие из появившихся трудов по-новому

9 Емелях Л. И. «Загадки» христианского культа. -Л., 1985. - С. 160 - 175.

См.: Хорошев А. С. Политическая история русской канонизации (XI - XVI вв.).-М., 1986.-206 с.

Русское православие: Вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанова. - М., 1989. -С. 391-410.

Гордиенко Н. С. Новые православные святые. - Киев, 1991.-С. 19-105.

8 переосмысливают само явление святости, пытаются объективно подойти к изложению сути канонизации13.

Отдельным работам свойственна искренность религиозных чувств самих авторов. В частности, она прослеживается во вступительной статье Н. Н. Лисового, составившего сборник о Серафиме Саровском14. Книга опубликована в связи с событиями обретения и перенесения мощей святого в Саровскую пустынь. В нее вошли наиболее полные жития преподобного, очерки и воспоминания писателей и философов, участвовавших в канонизации 1903 г.

Объективный взгляд на положение РПЦ в период кризиса общества характерен для исследования С. С. Бычкова, обошедшего вниманием институт канонизации15.

В работе А. Б. Рогозянского анализируются события, связанные с преследованием культа святых в советском государстве. Автор с опорой на документальные источники осветил события противомощейной компании — одного из средств борьбы с «церковной ересью». Книга проникнута осуждением и критикой политики власти16.

Ряд работ, среди которых особое место занимает книга Н. А. Опрышко, посвящены изучению генезиса и эволюции святости в Православии от крещения Руси до сегодняшнего дня. Автор подробно проанализировала христианские письменные памятники, затрагивала последние канонизации

Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т. 1: Первый век христианства на Руси. - М., 1995. - С. 7 - 10.

Преподобный Серафим Саровский: Сборник / Сост. Н. Н. Лисовой. - М., 1997.-С. 9-18.

См.: Бычков С. С. Русская Церковь и императорская власть: Очерки по истории Православной Российской Церкви 1900 - 1917 гг. Т. 1. - М., 1988. -318 с.

Рогозянский А. Б. Страсти по мощам. Из истории гонений на останки святых в советское время. - СПб., 1998. - С. 11 - 104.

9 РПЦ, связанные с прославлением новомучеников и исповедников российских XX века17.

Значимость для систематизации сведений об официальном чествовании святых в России представляет монография диакона С. Скузоваткина. Первоначально книга представляла диссертацию на соискание ученой степени кандидата богословия, которая была защищена на кафедре истории Русской церкви Московской духовной академии. В исследовании содержатся документальные свидетельства, касающиеся истории Саровской обители, а

также прославления старца .

Большую роль в освещении истории святости в настоящее время играет Центр истории религии и церкви Института российской истории РАН, издающий специальные сборники статей «Церковь в истории России» с публикациями близкими к нашей проблематике19.

Важным проявлением научного интереса к истории взаимоотношений Церкви, общества и государства является выполнение диссертационных работ общероссийского и регионального содержания .

Опрышко Н. А. Православные святые: Почитание и прославление. — М.. 2002.-С.75-191.

18 Диакон Скузоваткин С. Обитель преподобного Серафима. История
Саровской пустыни в XX в. - М., 2003. - С. 26 - 138.

19 См.: Семененко-Басин И. В. Возобновление канонизации святых в Русской
церкви после антирелигиозных гонений (1964 - 1990 гг.) // Церковь в истории
России. Сб. 5 / Отв. ред. О. Ю. Васильева. - М., 2003. - С. 324 - 342.

См. например: Зубанова С. Г. Православная церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 1995. - 29 с; Степанов К. С. Русская православная церковь в политической жизни Казанской губернии в первые десятилетия XX в.: Дис. ... канд. ист. наук. - Казань, 2002. - С. 20 - 59.

В диссертационных исследованиях по истории религии, выполненных по материалам Центрального Черноземья и Курской губернии, разработаны разные направления данной проблематики21.

Антицерковные гонения советского государства раскрыл С. Н. Емельянов, включая изъятия церковных ценностей, но без анализа уничтожения останков подвижников, хотя они составляли наиболее важную ценность и являлись символом присутствия святости для верующих22.

Дополняют эту тематику работы о преследованиях верующих в период гонений на Церковь23.

Жиров С. С. История монастырей и монашества Курской епархии во второй половине XIX в.: Дис. ... канд. ист. наук. — Курск, 2003. — 28 с; Апанасенок А. В. Старообрядчество Курской губернии в конце XIX - начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 26 с; Козлов К. В. Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884 - 1914 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. — Курск, 2004. - 26 с; Озеров Ю. В. История погребальной культуры российской провинции в конце XVIII - начале XX вв. (на примере Курской губернии).: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2004. - 24 с; Бунин А. Ю. Деятельность православного духовенства Курского края в 1905 - 1929 гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2005. - 24 с.

См.: Емельянов С. Н. Об изъятии церковных ценностей в 1922 г. в храмах Суджанского уезда (по материалам Государственного архива Курской области) // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. 10. Друговская. - Курск, 1998. - С. 100 - 106; Емельянов С. Н. Власть и церковь: Эволюция государственной религиозной политики и институтов церковного управления в губерниях Центрального Черноземья. 1017 - 1922. - М.; Курск, 2001. - 176 с.

См.: Друговская А. 10., Капинос С. В. Куряне-священнослужители — жертвы политических репрессий 30 - 40-х гг. (по материалам «Книги памяти жертв политических репрессий») // Из истории монастырей и храмов Курского края /

Краткое упоминание о канонизации святых содержит литература о православном паломничестве24.

В краеведческих изданиях рассматриваются отдельные аспекты миссионерской, религиозно — просветительской, социальной, политической значимости святых подвижников и их официального прославления25.

Существенным дополнением к изучению традиции почитания святых в РПЦ служат произведения эмигрантской исторической литературы. Среди них

Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998. - С. 116 - 126; Ильина З.Д. Церковь и власть: судьбы православных курян (1920 - 1930-е гг.) // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998.-С. 106-116.

См.: Курцев А. Н. Паломничество в Центральном Черноземье (1861 - 1917) // Материалы для изучения селений России: Докл. и сооб. 6-й рос. науч. - практ. конф. «Российская деревня: история и современность», Нижний Новгород, нояб. 1997 г. Ч. I: История. Демография. Экономика. Экология. Верования. — М.,1997. - С. 142 - 146; Курцев А. Н. Культовые миграции населения Центрального Черноземья в 1861 — 1917 гг. // Из истории монастырей и храмов Курского края / Отв. ред. А. Ю. Друговская. - Курск, 1998. - С. 92 - 96; Курцев А. Н. Серафим Саровский: канонизация и паломничество // Жизнь Серафима Саровского и судьбы России: прошлое, настоящее и грядущее: (к 100-летию канонизации): Материал. Всерос. науч.-практ. конф. (26 - 28 июня 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Меньшиков. - Курск, 2005. - С. 8 - 12.

См.: Крупенков Н. Ф., Крупенков А. Н. Святитель Иоасаф Белгородский. Белгород, 1998. 403 с; Бугров Ю. А. «Здравствуй, радость моя!»: О святом Серафиме Саровском // История города Курска и Курской области с древнейших времен до XVIII в. - Курск, 2000. - С. 55 - 56; Память о земляке Серафиме Саровском: Страницы жизни Серафима Саровского (Прохора Машнина) / Сост. И. Е. Монастырев. - Курск, 2003. - ПО с; Святые земли Курской / Сост. священник В. Реутов. - Курск, 2003. - С. 20 - 33.

12 особое место занимают исследования А. В. Карташева, в которых освещается зарождение обычая поклонения святым, история взаимоотношений Церкви и государства, анализируются причины упадка веры в начале XX столетия . Монографии интересны еще и потому, что автор - известный ученый в области церковной истории, заметный политический и общественный деятель был очевидцем кризисных явлений, описанных в последствии.

Осмыслению общественных настроений в предреволюционный период способствует книга Н. М. Зернова, где анализируются духовные поиски русской интеллигенции, систематизируются сведения о религиозных объединениях исследуемого времени27.

Монография Д. С. Поспеловского содержит богатый материал из российских и зарубежных архивов, рассказывающий о судьбах иерархов церкви в эпоху гонений, о ее патриотической деятельности в годы ВОВ, о начавшемся в конце XX в. возрождении русского православия . Первая версия книги вышла на английском языке в начале 1980-х гг. и значительно проигрывала русскому варианту, опубликованному в 1995 г., который включил документальный материал московских и петербургских архивов.

Характерной чертой данных исследований является полное отсутствие проблематики канонизации вообще и в России начала XX столетия в частности, хотя специальные меры Русской православной церкви по причислению чтимых народом подвижников к лику святых являлись важным инструментом преодоления кризиса религиозности.

26 Карташев А. В. Воссоздание Святой Руси. - М., 1991. - С. 71 - 101; Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. — М., 1992. - С. 145 - 235; Карташев А. В. Вселенские соборы. - Клин, 2002. - С. 574 - 600.

См.: Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века. - Париж, 1991. - 367 с.

Поспеловский Д. С. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995. - С. 19-35, 103-119,380-444.

Таким образом, имеющаяся научная литература содержит фрагментарное освещение истории православной канонизации россиян. Специальные исследования освещают этот институт лишь до XX века. Подобные же работы о начале XX столетия до настоящего времени отсутствуют.

Методологической основой исследования послужили многофакторный подход к историческому прошлому, принципы объективности, историзма и системного анализа. Среди применяемых методов следует выделить:

- синхронный - для контекстуализации общественного восприятия образов
русских преподобных в конкретной исторической ситуации;

- типологический — для классификации лиц, канонизируемых РПЦ и
иерархической характеристики святых;

хронологический - для изучения динамики трансформации общественного восприятия почитания святых в пределах указанного времени;

компаративный — для анализа разнообразных по характеру источников, привлечение которых обусловлено неполнотой информации для рассматриваемого периода.

Целью работы является общий анализ исторического развития института канонизации с всесторонним исследованием двух разнотипных прославлений Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского в начале XX столетия путем решения следующих задач:

- рассмотреть процесс зарождения в христианстве культа святых и
историческое развитие канонизации в РПЦ;

проследить эволюцию взглядов и отношение к культу святых в советский период и в настоящее время;

систематизировать сведения о жизни и духовных подвигах указанных подвижников;

- охарактеризовать мероприятия, составившие канонизации данных
подвижников, определить их значение для общества, государства, Церкви.

14 Источниковую базу диссертации составляют архивная документация и

печатные материалы.

Первая группа источников представлена прежде всего документами Российского государственного исторического архива, особенно информацией из фонда «Канцелярия Синода» (ф. 796) Российского государственного исторического архива, включая важное донесение петербургского митрополита о торжественном открытии мощей Серафима Саровского. Среди документов фонда имеются сведения о награждении лиц, принявших участие в организации торжеств 1903 г.

Фонд « Канцелярия обер-прокурора Синода» (ф. 797) сообщает о переписке одного из очевидцев чествования с обер-прокурором Святейшего Синода. Некто Россоловский жаловался на непорядки при выдаче входных билетов на открытие мощей святого. Материалы фонда включают объяснительные записки епископа Тамбовского и Шацкого Иннокентия и тамбовского полицмейстера.

Канонизация Иоасафа Белгородского, имеющая местное значение отразилась в материалах Государственного архива Курской области. В фонде «Канцелярия курского губернатора» (ф. 1) находятся документы о расквартировании высших должностных лиц, чинов полиции, о снабжении факелами стражников, командируемых на торжества прославления Иоасафа Белгородского. В фонде содержатся материалы об организации Курским попечительством о народной трезвости чайного и пищевого довольствия паломников. В частности, интересной представляется переписка Общества с владельцами и директорами пищевых заводов Курской губернии.

К числу важных печатных источников относятся издания церковного

происхождения, начиная с объяснения явления святости в Библии .

70 —

См. например: Канонизация святых: Поместный собор Русской православной церкви, посвященный юбилею 1000-летия крещения Руси / Под ред. митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. - М., 1988. - С. 3 - 29.

15 В диссертации использовались документы Юбилейного Архиерейского

собора Московской патриархии, посвященные вопросам последних канонизаций, материалы официальных изданий указанной патриархии и ее Интернет - сайта, а также периодики Русской православной церкви за границей (РЦЗ)30.

Интересными являются церковные издания, вышедшие сразу после торжеств в Сарове и Белгороде31. Большую ценность представляют воспоминания очевидцев и участников канонизации 1903 г., а также документы, среди которых донесение Святейшему Синоду митрополита Санкт — Петербургского и Ладожского Антония, вошедшие в сборник «Преподобный Серафим, Царь и народ». Книга содержит свидетельства церковнослужителей и простых паломников, участвовавших в канонизации, кроме того, цитируются духовные наставления, произнесенные во время торжеств.

Не менее интересными являются воспоминания очевидцев прославления Иоасафа Белгородского .

Использованы также воспоминания дворцовой фрейлины А. Тютчевой о роли Серафима Саровского в жизни царской семьи и о рождении наследника, некоего Богдановича о встрече с преподобным и др.

30 См.: Русская церковь на рубеже веков: Юбилейный Архиерейский собор Московской патриархии / Под ред. Е. И. Душенова. - СПб., 2001. - 320 с.

См.: Открытие мощей и прославление святого преподобного Серафима Саровского чудотворца в присутствии их Императорских Величеств в июле 1903 г. М.,1903. 31 с; Святитель Иоасаф (Горленко), Епископ Белгородский и Обоянский / Сост. С. Д. Булгаков. - Курск, 1911. - 158 с.

См.: Церковное прославление Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белгородского по воспоминаниям очевидцев и современников. - Белгород, 1916.-363 с.

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. - М., 2000.-С. 3-36, 20-272.

Значимыми являются записки Н. А. Мотовилова — ученика преподобного Серафима и его переписка с императорами Николаем I и Александром II34.

Большую ценность представляют сведения из общероссийской и региональной периодики. В «Правительственном вестнике», «Церковном Вестнике», «Санкт - Петербургских ведомостях» печатались распоряжения Синода, постановления комиссий по организации чествований, статьи о жизни и подвигах святых с описанием мест предстоящих торжеств, отчеты о проведении канонизации, участии в ней царской семьи. Местная печать представлена изданиями «Курские епархиальные ведомости», «Тамбовские губернские ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости». Здесь опубликованы сообщения о маршруте передвижения паломников, предложения услуг по обеспечению жилья, иногда описывались забавные случаи из жизни паломников. Большая часть информации о торжествах представлена статьями очевидцев и участников.

Отметим важность курского источника о родословной преподобного Серафима Саровского .

Особое место занимают материалы, изданные к 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского. Они включают жизнеописания старца, его пророчества и наставления, а также информацию о втором обретении мощей и Саровских торжествах 2003 г.36

Житие, пророчества, наставления преподобного Серафима Саровского Чудотворца / Сост. Ж. Э. Гончар. - Минск, 2001. - С. 214 - 231.

Журналы заседаний и отчеты Курской губернской ученой архивной комиссии // Труды Курской губернской ученой архивной комиссии. Вып. I. - Курск, 1911. 4.2.-С. 86-105;

Преподобный Серафим Саровский в XX - XXI веках: репортажи о торжествах, посвященных 100-летию прославления великого святого. — М., 2004. - С. 140 - 224, 864 - 942.

17 Привлеченный нами круг источников отличается необходимым

разнообразием и возможностью сопоставления информации, обеспечивая обоснованность и достоверность результатов проведенного автором исследования.

Научная новизна работы. В данной диссертации впервые исследована история православной канонизации россиян в начале XX столетия на примере сравнительного анализа чествований Серафима Саровского в 1903 г. как самого значимого в изучаемый период и Иоасафа Белгородского в 1911 г. как типичного события местного значения.

Проблема канонизации освещена в широком историческом контексте: от дохристианских истоков до современного состояния.

Автор сделала ценный вывод, что изучаемый институт является синтезом языческих верований древних славян в культ предков и христианского обряда канонизации.

В диссертации подчеркивается, что многовековое развитие института канонизации в РПЦ определялось состоянием общественной напряженности. Особенно показательна резкая эволюция отношения общества к культу святых в XX веке, когда уничтожение мощей и запрет обряда сменился реставрацией торжественного прославления подвижников.

По мнению автора, современная практика канонизации опирается на традиции чествования святых. Характерные для начала XX столетия, когда церковное прославление стало наиболее сложным комплексом обрядовых мероприятий. Обострение социально-политической обстановки в данный период сопровождали упадок веры, развенчание авторитета церковных и государственных структур. Важным методом преодоления кризисных явлений стали вышеуказанные акты канонизации, исторически связанные с Курским краем.

Важность итогового положения состоит в том, что активизация политики канонизации оказалась недостаточной для преодоления системного кризиса российского общества.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в обобщающих трудах по отечественной истории, специальных публикациях по культурологии, религиоведению, а также в работах по научному краеведению. Основные положения диссертации будут способствовать совершенствованию современной практики церковных чествований святых.

Апробация результатов исследования. Основное содержание диссертации отражено в 7 публикациях общим объемом 2,2 п. л. ,

Завьялова Е. В. Курщина в истории православных канонизаций начала XX столетия // Курский край: Науч.-ист. журнал № 1-2 (33-34). — Курск: Изд. Курск, обл. краевед, об-ва. — 2003. — С. 23 - 25; Завьялова Е. В. Исторические традиции канонизации россиян // Правда истории: Сб. науч. ст. / Под ред. Ю. Ф. Мелихова. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. -С. 239 — 242; Завьялова Е. В. Канонизация Серафима Саровского в 1903 г. // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований: Материалы пятой междунар. летней культурно — антрополог, школы молодых ученых «Культура - Образование - Человек»: В 2 т./ Под ред. А. В. Репринцева. Т. 1. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2003. - С. 203 - 210; Завьялова Е. В. Торжества прославления Святителя Иоасафа Белгородского в 1911 г. // Иоасафовские чтения: Сб. материалов I Междунар. молодежных Иоасафовских чтений. - Белгород: Изд-во ООО «Гик», 2003. - С. 58; Завьялова Е. В. Просветительские подвиги Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского // Курский край в истории Отечества. Материалы науч. - практ. конф., посвященной 225-летию образования Курской губ. и 70-летию образования Курской обл. Курск. 14 мая 2004: В 2 ч./ Под ред. к. и. н. А. Т. Стрелкова. Ч. 2.- Курск: МУ ИЦ «ЮМЭКС», 2004. - С. 65 - 68; Завьялова Е. В. Участие курского крестьянства в торжествах прославления Иоасафа Белгородского // Сельская Россия: Прошлое и настоящее. Докл. и сооб. 9 рос. науч.-практ. конф. (Москва, дек.,2004). Вып. 3. — М.: Изд. всерос. науч.-просвет. об-ва «Энцикл. рос. деревень», 2004. - С. 182 - 183; Завьялова Е. В. Курский подвижник земли русской // Жизнь Серафима Саровского и судьбы России: Материал. Всерос. науч.-практ. конф. (26 - 28 июня 2003 г.) / Отв. ред. В. М. Меньшиков. — Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2005. - С. 4 - 7.

19 докладывалось на международных (Белгород, 2003; Курск, 2003), российской

(Москва, 2004) и региональных (Курск, 2001, 2003, 2004) научных конференциях.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.

Зарождение в христианстве культа святых и историческое развитие канонизации в Русской православной церкви

История Русской православной церкви - неотъемлемая составляющая истории Русского государства. Своеобразие развития православия определялось политической конъюктурой.

Несмотря на то, что официальный статус церковь получает на Руси в 988 году при князе Владимире, христианское учение стало проникать задолго до официального крещения. По преданию, сам святой апостол Андрей Первозванный посетил русскую землю в 62 году. Первоверховный ученик Христа проповедовал Евангелие в пределах будущей Приазовочерноморской Руси, его стараниями был основан в Херсонесе храм. Подвижническое дело апостола Андрея Первозванного на Руси продолжил апостол от семидесяти, ученик апостола Петра, священномученник Климент, коорый был сослан в Херсонес в 99 году сроком на три года. Он ревностно заботился об устройстве христианской жизни и приумножил число христианских общин в Тавриде38.

Древние славяне, занимающие территорию от берегов Оки до Эльбы, от Черного моря до Балтики, поклонялись силам природы, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Древнейшим верховным мужским божеством славян был Род - бог неба, грозы, плодородия. Род — повелитель земли и всего живого, он языческий бог - творец. Много общего с Родом имеют Стрибог и Сварог. «Стрибог» означает «бог - творец», его внуками считались ветры. «Сварог» переводится как «небесный», в мифах о нем говорится как о боге, пославшем людям клещи, благодаря чему они научились обрабатывать железо. Сварог связан и с огнем, который называли «сварожичем». Несколько столетий одним из самых почитаемых на Руси считался Даждьбог. С культом Хорса тесно связан ритуальный весенний танец - хоровод . Женскими божествами плодородия, благополучия, весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Лада — богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Леля - богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Божеством плодородия являлся Велес (Волос)40.

В целом, древний славянский пантеон отличался многообразием богов. Сложной системе языческих верований соответствовала не менее сложная система культов. «Малые» божества не имели ни жрецов, ни святилищ; им молились либо поодиночке, либо семьей, либо поселком или племенем. Для почитания «высоких» богов собиралось несколько племен, для этого создавались храмовые комплексы, формировалось жреческое сословие. Языческие жрецы - волхвы - совершали обряды в святилищах, изготавливали идолов и священные предметы; используя магические заклинания, они просили богов об обильном урожае41.

Таким образом, к моменту принятия Христианства на территории проживания славян существовала определенная система поклонения языческим божествам, включавшая атрибуты священного культа.

Угасание института в советский период и его современное возрождение

Современный период РПЦ, а вместе с ней канонизации, охватывает Советскую и постсоветскую Россию. За это время был пройден путь от духовного нигилизма и преследования со стороны общества и государства до признания и тесного сотрудничества с ними. Начало современного периода датируется 1917 - 1918 годами и связано с деятельностью Поместного Собора. Не имея канонического главы (патриарха), с отречением царя - формального главы РПЦ вступила в революционную эпоху обезглавленной. В условиях общего распада государственности исчезает и церковная инфраструктура. Поэтому в среде верующих широко распространяется мнение о необходимости сильного личностного начала в Церкви. Им могла стать только патриаршая власть в сочетании с соборными институтами, которые имели бы достаточно большие прерогативы и проводили волю церкви как единого целого. Эта позиция возобладала на заседаниях Поместного Собора, который открылся 15 (28) августа 1917 года в Москве95. В общей сложности состоялось три сессии Собора, и уже в сентябре 1918 года его деятельность была приостановлена. Развитие гражданской войны, первые мероприятия большевистского правительства сделали невозможным дальнейшую работу Поместного Собора.

Вообще, желанием большевиков было покончить с церковью одним ударом, лишив ее собственности. По Декрету о земле от 8 ноября РПЦ лишалась прав собственности на землю. За ним 4 (17) декабря следует декрет о земельных комитетах, по которому все сельскохозяйственные земли, включая и все церковные и монастырские, конфисковывались государством. 11 (24) декабря 1917 года появился декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. 18 (31) декабря аннулируется в глазах государства действительность церковного брака и вводится гражданский.

В 1918 .году посыпался ряд декретов и постановлений, направленных на удушение церкви. Декрет 20 января лишал церковь всего имущества, движимого и недвижимого, и права владеть им. При этом прекратились всякие государственные субсидии церковным и религиозным организациям96. Сразу же было отобрано без малого шесть тысяч храмов и монастырей - как «особо ценные памятники» истории или архитектуры, подлежащие переходу «под охрану государства». Были закрыты и все банковские счета религиозных организаций.

В дальнейшем государственные мероприятия в отношении церкви развивались по нескольким направлениям. Одним из них стало постановление от марта 1919 года, которое открывало кампанию по «ликвидации мощей», вслед за чем в августе 1920 года последовало распоряжение, предписывавшее перейти к «полной ликвидации культа мощей и мумифицированных трупов» с передачей их государственным музеям97.

Началом кампании по вскрытию святых мощей послужила информация о том, что 22 октября 1918 года при приеме на учет имущества Александро -Свирского монастыря в литой раке, весящей более 20 пудов серебра, вместо нетленных мощей Александра Свирского была обнаружена восковая кукла. Сенсационное известие было сразу же подхвачено советской печатью. Газеты десятками публиковали письма и обращения граждан с требованиями осмотра содержимого рак во всех монастырях, что явилось для большевиков поводом приступить к запланированным акциям.

Известно, что настоятель монастыря архимандрит Евгений, который присутствовал во время вскрытия, свидетельствовал против официальной версии властей, утверждая, что в раке были обнаружены подлинные останки святого, а не кукла, как утверждали реквизиторы. Отстаивание данной позиции стоило отцу Евгению жизни.

. Мирская жизнь и религиозное подвижничество Серафима Саровского и Иоасафа Белгородского

Начало XX века запомнилось современникам не только политическими, экономическими, культурными победами и потрясениями. Русская Православная Церковь внесла свою лепту в историю этого периода. Беспокойной и нестабильной светской жизни она противопоставила мгновения счастья, наполненные душевным восторгом, спокойствием и чудесами. Да и не могло быть иначе. Первые десятилетия XX века - время прославления великих русских святых С. Саровского (1903 г.) и И . Белгородского (1911 г.), оставшихся в памяти народной защитниками и покровителями обездоленных, страждущих, ищущих помощи и заботы. Сегодня мы все знаем о преподобном Серафиме и практически ничего нам не известно о святители Иоасафе. Такое обстоятельство кажется весьма странным и не справедливым. Ведь многое в их земной жизни, да и посмертной было схоже. Так, например, святые жили в XVIII веке, канонизированы в XX веке, и оба были связаны с Курской землёй.

Что же представляла собой Курщина в бытность святых?

В XVIII веке Курск потерял своё значение воєнно - порубежного форпоста и стал активно превращаться в центр ремёсел и торговли. Историческим центром города в то время был старая, заложенная ещё в 1597 году крепость145. Она защищалась с трёх сторон двумя речками: с востока и юга - Тускарью, а с запада - Куром. Северная сторона защищалась глубоким рвом между Тускарью и Куром. В самой крепости находилась как бы вторая крепость - Знаменский мужской монастырь - с каменными стенами и башнями вокруг. Монастырь назван так во имя Курской-Коренной иконы «знамение» Божией Матери. Перед крепостью раскинулась вытянутым прямоугольником площадь, названная Красной. Крепость с площадью связывал перекидной мостик через глубокий ров.

От Красной площади на север шла центральная мощёная Московская дорога. Город представлялся тогда слободками группируемыми вокруг своих храмов: Солдатской, Рассыльной, Подьяческой, Городовой и Черкасской. За его центральной частью раскинулись ещё четыре пригородные слободы: Стрелецкая, Ямская, Пушкарная и Казацкая.

Вокруг рек и водоёмов располагались кирпичные, кожевенные, салотопенные и другие мелкие заводики и кузни. Рельефная, холмистая местность города не только привлекательно смотрелась, но и удачно использовалась как в военном, так и в хозяйственном деле.. Всю градостроительную структуру скрепляли тогда шестнадцать приходских храмов, которые были и административными центрами и центрами жизни слобод и слободок. Вокруг каждого из них располагались и приходские кладбища, и небольшие торговые площади. В центральной части Курска проживало более восьми тысяч человек. Социальный состав Курска в 18 веке составляли купцы и мещане (до 46%); за ними шли однодворцы (ремесленники, оставившие земледелие); потом разного слоя служивые, крестьяне, дворяне, духовенство. Дворяне составляли до 300 человек, духовные лица - до 165 служителей церкви и до 48 монашествующих. По сословной реформе 1775 года в купечестве значилось около 1000 человек. Все они были разделены на три гильдии. Те, кто имел капитал 500 рублей и больше считались купцами, те «купцы», у которых капитал стал ниже 500 рублей, причислялись к мещанам.

Курское купечество уже тогда было известно далеко за пределами своей губернии: в Петербурге, Москве, Киеве, Нижнем Новгороде, в Сибири, в Европе, в Китае. Гражданин Голиков Иван Илларионович с Шелеховым Григорием Ивановичем из Рыльска осуществили в 80-90 г.г. XVIII века план основания постоянных поселений на Аляске и Северной Калифорнии. Занялись освоением Американского континента Россией.

Главным приходским храмом в центре Курска в то время был Воскресенский собор. В том соборе основною Святыней, после Курской Коренной иконы «Знамение» была древняя икона Божией Матери «Живоносная источница», по преданию привезённая в дар курянам из Греции. Имелся здесь и крест с надписью, подаренный Курскому Воскресенскому собору царём Алексеем Михайловичем. Икона своим богатым украшением выделялась среди других. Прихожане Воскресенского собора, который стоял в центре современного Первомайского сада, вблизи располагавшегося там рынка, а с другой стороны вблизи Знаменского монастыря, были в большинстве своём из центральной части города. В его приходе состояло немало зажиточных людей, которые не скупились на жертвования для церкви.

Собор представлял собой обширное каменное строение, внутри хорошо обставлен церковной утварью, ризницею, колоколами. Рядом с собором ещё стояла старой постройки каменная Благовещенская церковь. Её прихожанами в основном были жители Стрелецкой слободы. Она была беднее обставлена, хуже выглядела. Позже из-за экономических соображений обе церкви на своей земле вокруг храмов позволили размещать многочисленные лавки, торговые точки.

Похожие диссертации на История православной канонизации россиян в начале XX столетия