Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История культуры мордвы-мокши XII-XVI вв. Первушкин, Владимир Иванович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Первушкин, Владимир Иванович. История культуры мордвы-мокши XII-XVI вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского.- Пенза, 1995.- 17 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-2/1846-2

Введение к работе

Актуальность темы. Изучение истории культуры мордвы в эпоху средневековья является важной, но ещё недостаточно разработанной проблемой отечественной истории. История культуры мордвы XII - ХУІ вв., а тем более мокшанской народности, не подвергалась специальному исследованию. Во-первых, это связано с трудностью адекватного отраиенйя многих.компонентов духовной культуры этого народа и восприятия их в виде целостной системы социально значимых ценностей, что требует комплексного подхода в решении этой проблемы, под которым ма видим сопоставление и анализ различных источников (письменных, археологических, этнографических) и результатов уже.проведенных исследований; во-вторых, это связано с господствовавшим в советской исторической науке направлением, ко-торов охватывало в основном социально-экономическое и политическое развитие народов России. -'...-.;

Тема актуальна и в дзвпзн с тел, что мордва как самый крупкий в Российской Федерации народ финно-угорской группы уральско-внагирскон языковой семьи (численность мордвы в РФ - ЇС72.9 тыс. чел. ) является носителей древних культурных традиций, что делает его объоктоы постояших научных изысканий как в напей страна, так;и за е пределами: только d 4Q - 90-е годы текущего столетия истериками, археологами, этнографами* лингвистами, фольклористами накоплен огромный эмпирический материал,-касающийся историко-культурных вопросов и требующий теоретического анализа.

Обращение к данной' теме особенно актуально при решении воп
росов этногенеза и этнической истории народов Среднего Поволжья,
в выявлении их этнокультурных взаимовлияний, в расширении знаний
о средневековом периоде в истории натвей страны. Несмотря на вре
менную удаленность темы, она становится злободневной в настоящее
время, поскольку национальный вопрос в нашем обществе приобрета
ет все более острый-характер. Результаты исследования истории ку
льтуры мордвы-мокши ХП » ХУІ вв. в какой-то мере позволяют понять,
а иногда и переосмыслить истоки этнокультурных взаимопроникнове
ний в Средневоляском регионе, и это, безусловно, положительно
скажется на меянационалъных консолидационннх процессах столь не
обходимых сегодня^ Все это определяет актуальность избранной те-
tar,"/- " "-у '

т.' '"' І' '

* Народа России: энциклопедия. - К.,1994.-0.232

Территориальные и хронологические рамки исследования. Кс ной этнической территорией мордвы является Среднее Поволжье. I чале П тысячелетия к.э.'это население занимало обширную терриї рип, границы которой очерхшвались естественными рубежами - реї Окой, Волгой и Сурой. Причем земли мордвы-мокши разграничивал! с эрзянскими землями по среднему течению реки Мокши и по реке тырю. Правда, это разделение является условным и основано на і следованных нами археологических памятниках (в основном могилі ках) мокшанской и эрзянской групп мордвы. В подавляющей массе гильники мордвы-мокии ХП - ХУІ вв. находятся в бассейне реки 1 ши (16 могильников). Два могильника располагаются южнее основ; группы: Кривозерский - в бассейне реки Суры и Аткарский - в б сейне реки Медведицы, Один, Ыурансний могильник, иго-воеточне основной группы могильников в бассейне реки Волги.

Лесная и переходная полоса меяду лесом и степью с умере континентальным климатом наложили отпечаток и на мокшанскую к туру.

На установление хронологических рамок исследования повл социально-экономическая и политическая история мордовского не которая подразделяет историю культуры мордвы-мокши на два aw первый « домонгольский, второй - золотоордннский.

Домонгольский этап начинается с ХП века - времени формі вания на мордовских землях государственных образований ранне^ дельного типа, когда борьба мевду мордовскими князьями Пурга( и Пурешем являлась противоборством двух раннефеодальных обра: ний за объединение всей мордвы под властью одного из них» Эи борьба не завершилась объединением мордовского народа в єдині государственный организм, но она сыграла больщую роль в коне дации мелких племен в союзы плеыен, которые стали основой дл рмированиямокшанской и эрзянской народностей. Поэтому истор культуры мордвы-мокши как самостоятельной народности мы моке рассматривать лишь с ХП века, несмотря на то, что различия м и эрзи на уровне этносов прослеживаются со' второй половины I сячелетия н.э. Изучение материальной и духовной культуры на уровне является совершенно другой проблемой, требующей иногс га источников, а, следовательно, и других подходов для её ре

Золотоордынский' период начинается с середины ХШ в., кс результате монголо-татарского нашествия мордва-мокша лопада* сферу влияния Золотой Орда. Но в этих тяжелейших условиях оі смогла выстоять, вьишть и сохранить свою самобытную культур

эрхний хронологический рубеж настоящего исследования взят так-э но случайно, так как в этот период завершается процесс вхож-вния мордвы-мокши в состав Российского централизованного госу-арства» а это уже новая страница в истории культура данного на-ода.

Теоретическая и методологическая основа работы. Методологи-еской основой работы послужил диалектический метод познания, а акже традиционные и нетрадиционные исторические методы, базиру-щиеся на разработанной в отечественной науке теории культуры. ри анализе компонентов материальной культуры применялся сравни-ельно-типологический метод. Для установления хронологических ра-ок поставленной проблемы использовался метод исторической ратро-пекции, а для определения территориальной локализации мордвы-мо-ши в ХП - ХУІ вв. и иллюстрации важнейших политических событий -етод картографирования. При разработке типологии погребального бряда применялись формализованно- статистические методы.

Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в сле-ущем: на основе комплексного анализа письменных, археологичес-их и этнографических источников, данных лингвистики и фольклори-тики выявить своеобразие материальной и духовной культуры мордвы-окти в ХП - ХУІ веках, основное её отличие от других народов фин-о-угорской, тюркской и восточнославянской языковых групп, соот-етственно уральско-юкагирской, алтайской и индоевропейской язы-овых семей. Постановка такой цели предполагает следующие задачи сследования:

охарактеризовать основные источники по истории культуры мордвы ХП - ХУІ вв.;

проанализировать наиболее значимые работы ученых, касающиеся темы исследования;

рассмотреть основные компоненты материальной и духовной культуры, мордвы-мокши ХП - ХУІ вв.; вывести основные типы погребального обряда мррдш-мокши ХП - ХУІ

вэ«"»

определить уровень культурного взаимовлияния мордвы-мокши и её соседей; .

установить степень влияния золотоордынского государства на развитие культуры мордвы-моши.

В соответствии с целью и задачами исследования были изучены

іекоторне вопросы материальной и духовной культуры мордви-зрз:і,

'олтар, славян и татар.

' - 4 -

Научная новизна исследования. Диссертация представляет ссбоі первый опыт комплексного изучения культуры не всей мордвы, а лили мордвы-мокши, хронологически ограничившись ХП - ХУ1 веками,, что позволяет решить целый ряд спорных вопросов. Исследование дает ці лостное представление об уровне развития культуры и.об сё особенностях, что достигается1 путей систематизации и обобщения дашок' истории, археологии, отнографии, лингвистики и фольклористики. К; ме того, в научный оборот вводится большое количество ИОІЖ исто ников, переосмысливаются ранее иавссткыз факты, научные концепції: и гипотезы. На материалах могильников мордвы-мокши ХП- ХУІ вв., той числе раскопанных автором данного исследования, впервые. сдел на попытка, с помоцьэ формализованно-статистических истодов, раз работать типологию погребального обряда отого населения.

Практическое значение работа. Актуальность проблемы истории культуры ыордвы-моюни.'ХП - ХУІ вв. опрздалила -практическую-эначи ыость диссертаций. Выводы, обобщена*! и фактический материал, со-дєрзаїцийся в ней могут быть использовали для подготовкиобобщающих трудов по средневековой истории Поволжья, а тзкгіе в преподав ния курсов отечественной истории, исторического краеведения, арз ологии, этнографии и специальная курсек в ehscms учабаня еаведеи

Апробация работа. Основано полеюякя и кекоториз выводы дне сертации подучили отражение в вавтуплеинях на Еаесоюзной когфзрє ции по историческому краеведении (Пенза,.1839 г.);'їй цедоблаег-ньк кенфоренциязї "-Вопросы*этнической .истории. Вздго-Донья в опо^з средневековья" (Панза, 1990, 1992, 1994 гг«); иа итогоемх научні конференциях (Ключэвские чтения) преподавателей и студентов Пен; некого государственного педагогического института в 1991 - 1994 дах, а тагаае на оаеедашях отделов истории, археологии и отногр: фии Мордовского научно-исследовательского института языка, лкте] туры, истории а оконоыики при Правительстве республики Нордозия

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников,использованной литерат; рн. В качестве приложения оформлены иллюстрации (карты и рисунк

Похожие диссертации на История культуры мордвы-мокши XII-XVI вв.