Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. ФАКТОРЫ ОБРАЩЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА К КУЛЬТУРЕ ПРАВОСЛАВИЯ
1 Возрождение православной культуры в постсоветской России и региональное образование в 1991 — 1996 гг 21
2. Государственная значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в конце 1990-х-2003 гг 46
ГЛАВА II. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1 Начальный этап обучения «Основам православной культуры» в 1997-2000 гг 75
2. Государственная политика и изучение православной культуры в 2001-2003 гг 97
3. Подбор и подготовка преподавательских кадров 130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166
ПРИМЕЧАНИЯ 172
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 214
- Возрождение православной культуры в постсоветской России и региональное образование в 1991 — 1996 гг
- Государственная значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в конце 1990-х-2003 гг
- Начальный этап обучения «Основам православной культуры» в 1997-2000 гг
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена бытующим в российском обществе в начале XXI в. разнообразием мнений о возможности и целях изучения православной культуры в сфере государственного образования (от полного отрицания до предложений по введению «Закона Божьего»). Научные исторические исследования по данной проблеме позволят снять оттенок полемичности и алармистские настроения, вызванные появлением нового предмета в образовательной сфере.
События новейшей отечественной истории начала 1990-х гг. привели к кризисной ситуации в экономике, политике, национальных отношениях, к изменению идеологических ориентиров, что не могло не оказать влияние на образовательную сферу. Упразднение в этот период воспитательной функции школы, ее «деидеологизация» разрушили целостность образовательного процесса. Духовный кризис общества, явившийся одновременно и причиной, и результатом кардинальных преобразований, повлек за собой духовно-нравственную дезориентацию подрастающего поколения. Забвение ценностных ориентиров и вековых нравственных норм, отрицание моральных устоев привели к разрыву традиции, к трагическим последствиям, выразившимся в росте детской преступности, распространении наркомании, моральном нигилизме молодежи.
Период реформирования российского общества на рубеже XX - XXI вв. ознаменован обращением государственной власти к проблемам духовной жизни человека, к признанию важности духовно-нравственных ценностей православной культуры в гуманистическом образовании и воспитании. После семидесятилетнего периода отрицания ценностей христианства в истории России в условиях новой государственной политики у населения возникли потребности в возрождении православной культуры, в связи с чем после масштабных преобразований в конце 1990-х гг. произошло обращение сферы государственного
4 образования к духовно-нравственному воспитанию детей, важной составляющей которого является изучение православной культуры.
Актуальность темы определяется также недостаточностью в исторической науке системного анализа деятельности органов образования по организации изучения и финансового обеспечения преподавания православной культуры, а также исследований современного состояния взаимоотношений сферы образования и Русской православной церкви в воспитании школьников. Требует изучения эффективность реализации целей и задач, форм и методов преподавания православной культуры, динамика развития или угасания интереса со стороны детей и родителей к подобным знаниям, соответствие содержания учебного курса духовным потребностям людей. Материалы об этой деятельности рассредоточены по текущим архивам различных организаций, в периодической печати. Отсутствие систематизации постепенно может привести к их утрате и невозможности воссоздания целостной картины данного явления.
Комплексное исследование истории изучения православной культуры в условиях новой государственной политики, освоение исторического опыта работы органов образования Курской области совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями, в том числе и Курским епархиальным управлением, по преподаванию данной дисциплины в светской школе с целью научного прогнозирования дальнейшего развития культурного и образовательного пространства для полноценного и более масштабного (если в этом есть потребность, что также требует научного изучения) потенциала традиционных духовных ценностей в воспитании гражданина Отечества представляется актуальной задачей исторической науки.
Степень изученности проблемы. Противоречивость мнений, характерная в целом для рассматриваемой проблемы, обусловлена ее сложностью, объективной недостаточностью источников и, как следствие, малой изученностью, отсутствием крупных теоретических обобщений по различным регионам и в целом по России.
Всплеск массового интереса к религиозной тематике на рубеже 1980-1990-х гг. вызвал многочисленные исследования в различных областях знаний, объективно раскрывающие значимость православия для русского народа . С 1990-х гг. стало возможным позитивное осмысление духовных ценностей в жизни общества, что актуализировало обращение к трудам русских исследователей И.В. Киреевского, В.О. Ключевского, Н.О. Лосского, М.О. Меньшикова, Л.А. Успенского и др.2; к обоснованию теории православных духовных ценностей, разработанной русскими философами Н.А. Бердяевым, И.А. Ильиным и др.3 Научное осмысление наследия русских мыслителей во второй половине 1990-х гг. получило развитие в диссертационных исследованиях историков, культурологов, философов, филологов А.И. Власенко, Г.Ф. Гараевой, Е.Н. Горбач, Л.В. Дегтевой, А.Е. Митько, Л.А. Романовой, И.А. Треушникова и др.4; в монографических работах И.И. Евлампиева, К.Г. Мальцева и др.5 Обращение к работам данных авторов сыграло существенную роль при написании диссертации.
Большое значение в начале 1990-х гг. в восстановлении традиционных нравственных ценностей, преемственности тысячелетней русской культуры имели богословские, искусствоведческие работы представителей русского зарубежья: протоиерея Александра Киселева, С.С. Аверинцева, Д. Поспеловско-го и др. , что позволило сохранить традиции религиозной мысли.
Благодаря изменениям в государственной политике в 1990-х гг. проводились исторические исследования, свободные от атеистической идеологии, посвященные роли православия в судьбе России, в том числе на примере конкретных регионов, анализу аспектов социальной деятельности Русской православной церкви. Данная проблема нашла отражение в работах А.И. Белкина, В.А. Бондина, В.Т. Михайловой, Н.Г. Недвига, В.А. Тонких, М.В. Шкаровского, Ю.Л. Ярецкого и др. Однако отечественная историография страдает отсутствием целостной картины в освещении государственной политики по воспитанию подрастающего поколения на основе православной культуры.
Исследование истории изучения православной культуры в сфере государственного образования потребовало обращения к работам в рамках философских, социологических, филологических, религиоведческих дисциплин, раскрывающим значимость православия в цивилизационном развитии России, что имело существенное теоретическое значение при написании работы .
Затянувшийся кризис реформируемого российского общества, по мнению М.Г. Нечаева, актуализировал потребность в гуманитарном потенциале религии, в опоре на ее моральный авторитет и позволил освободить массовое сознание от навязанного ему предвзятого отношения9. О формировании государственной политики и практики в Российской Федерации (России) и, в частности, о правовых возможностях изучения православной культуры пишут А.Г. Асмолов, И.А. Галицкая, А.П. Киселев, И.В. Метлик, И.В. Понкин, К.А. Чернега и др.10 Включение в 1990-х гг. в научный оборот термина «новая государственная политика» связано с отказом от традиций государственного устройства советского периода и переходом к формированию нового государства - России. Данное понятие как исходное, к сожалению, до сих пор не получило статуса официальной доктрины, принятой на законодательном уровне. Поэтому различные его толкования, выполненные зачастую в русле противоречивых политических идей, были бы некорректны для использования в научном плане. Однако на практике новая государственная политика фактически существует как многоплановое и разноуровневое явление, одной из сторон которого и выступают дружественные отношения государственной власти с Русской православной церковью, а также с другими конфессиями.
Годы перестройки и постперестроечной эпохи обнажили проблемы в образовательной сфере. В 1990-е гг. в работах Ш.А. Амонашвили, А.П. Валицкой и др. рассматриваются модели создания отечественного образовательного процесса11. В этот период развивалась множественность подходов к содержанию образования, что не замедлило проявиться во введении в школьную практику интегрирования, в том числе и знаний по православной культуре в различные учебные дисциплины. Проблему интеграции знаний в школьном обра-
7 зовательном пространстве исследовали А.Я. Данилюк, И.Д. Зверев, В.Н. Максимова, Г.А. Монахова, Л.М. Рожкова и др.12 Однако в исторической науке недостаточно изучены истоки и пути развития интеграции знаний по православной культуре в школьные курсы.
Исследования по истории педагогической мысли свидетельствуют о том, что во все исторические периоды развития человечества воспитание отвечало интересам общественного развития и было целенаправленным процессом. Современные ученые, рассматривая наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, подчеркивали вывод отечественных педагогов о том, что цель воспитания должна отвечать потребностям общества13. Взгляд на школу как на институт, обеспечивающий социализацию детей в обществе, и утверждение культуросообразности образования представлены в работах современных исследователей А.П. Валицкой, Н.Б. Крыловой, В.Д. Шадрикова и др.
Провозглашенная в начале 1990-х гг. «деидеологизация» школы, отказ от воспитания в образовательных учреждениях и происходящие процессы по растлению подрастающего поколения привели к огромным нравственным, духовным потерям. Осознание пагубности упразднения воспитательной функции школы позволило со второй половины 1990-х гг. развивать систему приобщения подрастающего поколения к национальным духовным ценностям15. В этот период в различных регионах активно исследуется проблема воспитания подрастающего поколения на ценностях традиционной религиозной культуры: буддийской, мусульманской, христианской и др.16 Необходимость формирования ценностных ориентации подрастающего поколения подчеркивается в исследованиях В.И. Лутовинова, И.В. Рединой, М.И. Скомороховой и др.17
Глубоким подходом к обоснованию обращения к ценностям православной культуры в процессе духовно-нравственного воспитания выделяются работы Никандрова Н.Д., особое внимание автор уделяет проблеме поиска русской национальной идеи18.
В работах О. Бандяк, А.В. Камкина, В.М. Меньшикова, Т.И. Петраковой и др. исследуются региональные образовательные системы с использованием
8 традиций православной культуры: формы и методы реализации в Вологодской
области программы «Истоки», преподавание «Основ православной культуры»
в Курской области и др.19
Принципиальным в изучении проблемы является вопрос о генезисе и характере курса «Основы православной культуры» и его роли в духовно-нравственном воспитании в современной школе. Исследование историко-содержательных традиций предмета и его значимости в воспитательном процессе побудило обратиться к работам В.В. Зеньковского, в которых представлена система православного воспитания20. Современные ученые — З.В. Видякова, М.Н. Костикова, Т.И. Петракова, В.А. Сластенин и др. , в том числе и курские - В.М. Меньшиков, А.Г. Пашков, М.С. Стародубцева, О.Н. Чебанов и др. исследуют возможности включения в образовательную систему ценностей православной культуры. Значимость духовно-нравственного воспитания личности учителя и духовного самоопределения педагога подчеркивается в работах М.Я. Виленского, В.А. Беляевой, Л.Н. Разуваевой, Т.Н. Костюковой и др.23
Для изучения истории возникновения и развития в российской школе в условиях новой государственной политики курса «Основы православной культуры» необходимо было обращение к пониманию современными историками появления в обществе потребностей по возрождению православной культуры. Автор исходит из понимания и разработки категории «духовные потребности» З.Д. Ильиной, отмечавшей, что «формирование и удовлетворение духовных потребностей - две стороны одного процесса: формирование стимулирует появление новых потребностей, которые... влияют на политику и практику как уже объективные условия»24. Исследованием проблемы формирования духовных потребностей личности занимались в период развития СССР A.M. Атаева, В.К. Бонько, Б.А. Есенкулов, М.Ж. Жумагулов, Е.А Иваненко, Т.Д. Каракеев, Л.П. Сницарь, Г.А. Стороженко и др. , причем исследования велись в различных республиках Советского Союза. Однако вследствие поддерживаемой на государственной уровне атеистической идеологии при изучении духовных по-
9 требностей нравственные ценности православной культуры не только не рас-сматривались, но и полностью отрицались . В начале 1990-х гг. ряд исследователей (Е.И. Башкирова, З.Д. Ильина, М.Н. Руткевич, А.А. Савенков, Ю.Г. Юшкова и др.) рассматривали различные аспекты трансформацию духовных ценностей населения вследствие социально-политических преобразо-
ваний, ставших возможными благодаря новой государственной политике . Работы данных авторов способствовали созданию теоретической и методологической базы для исследования вопросов истории изучения православной культуры в школах.
Православие всегда являлось для Курского края религией традиционной и имеющей наибольшее число последователей, поэтому столь значительно его влияние на культурную, социальную жизнь региона. Исследования курских ученых Т.Н. Арцыбашевой, А.Ю. Друговской, С.Н. Емельянова, М.М. Звягинцевой, З.Д. Ильиной, В.Г. Карнасевича, Н.К. Шабанова, В.Л. Юрковецкого и др.28 посвящены изучению культурного контекста Курского края.
В Курской области в исторической науке не получили освещения вопросы развития образовательной системы с использованием ценностей православной культуры, но частные аспекты исследуемой нами темы реализовыва-лись через проведение ежегодных научно-практических конференций, посвященных изучению православной культуры в образовательных учреждениях Курской области, однако отсутствие публикации материалов по данным конференциям не позволяет вводить конкретные факты, накопленный опыт в научный оборот.
С середины 1990-х гг. в России в условиях новой государственной политики происходят изменения во взаимоотношениях государства и Русской православной церкви. Атеизм не был совместим с сотрудничеством государственных образовательных учреждений и религиозных организаций; отсутствие практики подобной деятельности и рекомендаций по ее реализации существенно усложняли взаимоотношения системы образования и Московской патриархии Русской православной церкви в области воспитания подрастающего
10 поколения, активно развивавшиеся во второй половине 1990-х гг. в отдельных регионах Российской Федерации. Проблему взаимоотношений государства и Церкви исследовали русские мыслители Н.А. Бердяев, Л.П. Карсавин и др. В настоящее время востребованной остается линия на изучение истории отношений тоталитарного государства - СССР и Церкви, что, на наш взгляд, позволит решить актуальную для новейшей истории проблему построения государственно-церковного сотрудничества для формирования духовно-нравственных отношений в социуме. Соотношение светского и религиозного в духовности исследует В.И. Гараджа и др.30
Осмыслению закономерностей развития и функционирования культуры, культурных процессов в российском обществе посвящены исследования Л.С. Гуревича, В.М. Розина, Н.А. Хренова и др.31 В современной науке нет единого понимания термина «православная культура». Так, В.М. Меньшиков и В.А. Гребеньков считают, что «православная культура - это литература, включающая тысячи томов, написанных сотнями авторов, это иконы, в том числе и Андрея Рублева и фрески Дионисия, это богатейшие архитектурные традиции, заданные Храмом Св. Софии в Константинополе, это удивительная гимногра-фия, объединяющая литургическую музыку и поэзию, это, наконец, прикладное искусство - богослужебные сосуды, оклады икон, церковные облачения, -традиции которого живы до сих пор»32.
По мнению авторов экспериментального учебно-методического комплекта «Православная культура» Л.О. Шевченко и Е. Шестуна, «православная культура сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования на мир в эстетических формах... основываясь на нормах христианской нравственности (морали), выполняла регулятивную и культурообразую-щую роль в общественной жизни России, сохраняя преемственность духовных традиций»33.
Автору близка трактовка данного понятия, предложенная учеными с учетом основных положений государственных программных документов о модернизации и развитии образования в Российской Федерации, которое сво-
дится к тому, что православная культура представляет собой совокупность духовной и предметной социальной деятельности, а также ее результатов, сложившихся и существующих в обществе под мировоззренческим воздействием православной христианской религии34.
Активно используемый нами термин «духовно-нравственный компонент православной культуры» вводится в работах З.Д. Ильиной, считающей, что «именно духовно-нравственный компонент (духовные ценности) православной религии является важной составляющей российского менталитета и русской культуры»35.
Для исследования потенциала курса «Основы православной культуры» в воспитании гражданина Отечества необходимо было изучение вопроса о взаимосвязи патриотизма и православия в России. Эта проблема широко рассмат-ривалась в трудах К.Д. Ушинского . Президент Российской академии образования Н.Д. Никандров предлагает, чтобы в основу воспитания подрастающего поколения в школе и в обществе была положена российская патриотическая идея, немыслимая без православия37. Академик В.И. Лутовинов наряду с другими направлениями воспитания патриотизма выделял духовно-религиозное, считая, что оно имеет богатую, возможно, самую большую традицию . По мнению Г.К. Селевко и А.Г. Селевко, религия - основа патриотического воспитания и спасительная идея в воспитании молодого поколения39.
В конце 1990-х гг. накопление научных знаний привело к проведению ряда научно-практических конференций, рассматривающих роль православия в современном обществе, взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования40. Пробелом в изучении истории становления и развития преподавания основ православной культуры является недостаточность обобщающих исследований, которые необходимы для понимания процесса в целом, установления закономерностей его развития в различных регионах, а затем и на уровне федерального центра. В Курской области традиционными стали Дамиановские чтения, чтения, посвященные К.Д. Ушинскому, культурологические конференции, на которых обсуждались вопросы возрож-
12 дения культурно-исторического наследия в регионе, проблемы духовно-
нравственного воспитания на ценностях православной культуры .
Определенную роль в работе над диссертацией сыграли разворачивающиеся на страницах газет и журналов дискуссии, отражающие уровень научных исследований по проблеме42.
Вопросы становления системы духовно-нравственного воспитания и изучение православной культуры в светской школе нашли отражение в работах современных деятелей Русской православной церкви: Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, архиепископа Верейского Евгения, архимандрита Иоанна (Экономцева), В. Воробьева, А. Кураєва, Киприана (Ященко), Е. Шестуна и др.43 Большое внимание данной проблеме уделяют священнослужители Курской епархии: митрополит Курский и Рыльский Иувеналий, архимандрит Зиновий (Корзинкин), протоиерей Никодим Ермолатий и др.44
Учитывая характерное размежевание научного и богословского подходов к изучению религии, для данного исследования важно было аксиологическое понимание роли православной культуры в духовно-нравственном становлении личности, что позволило использовать работы указанных авторов.
Изменение ценностных приоритетов в воспитании в сторону духовно-нравственного аспекта на рубеже XX - XXI вв. уже существенны, что определяет потребность в научном историческом анализе политических, социальных, культурных преобразований, повлекших подобные изменения в системе образования. Несмотря на повышенный интерес исследователей к проблеме возрождения культурно-исторического наследия и реакции образовательный сферы на этот процесс, современная историография страдает отсутствием целостной картины освещения вопроса истории изучения православной культуры в контексте новой государственной политики в 1991 - 2003 гг. как в общегосударственных рамках, так на уровне отдельных регионов, включая и Курскую область.
В качестве объекта диссертационного исследования избрана государственная политика в сфере образования, в том числе по воспитанию подрастающего поколения на основе православной культуры.
Предметом исследования выступает деятельность местных органов государственной власти, образовательных учреждений, общественных организаций, в том числе Русской православной церкви, и частных лиц в Курской области по введению и организации изучения православной культуры в системе государственного образования на переломном этапе российской истории в 1991-2003 гг.
Целью исследования является всесторонний анализ исторического опыта по изучению преподавания православной культуры в системе государственного образования провинциального региона в сложный постсоветский период истории нашей страны, когда наметилось явное сближение позиций органов государственной власти и Русской православной церкви по вопросу духовно-нравственного ориентирования детей и молодежи.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проанализировать историко-политические условия возникновения по
требностей населения Курской области в возрождении православной культуры
и их влияние на систему образования в 1991 - 1996 гг.;
проследить изменение понимания роли знаний по православной культуре в формировании ценностных ориентиров подрастающего поколения и определении в конце 1990-х гг. государственной значимости духовно-нравственного воспитания;
раскрыть содержание и основные этапы деятельности государственных и общественных организаций по становлению курса «Основы православной культуры», проанализировать организационное и финансовое обеспечение преподавания в условиях новой государственной политики;
показать деятельность органов государственной власти по подбору и подготовке преподавательских кадров по «Основам православной культуры».
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2003 г. Начальная дата связана с обретением Российской Федерацией государственной независимости и созданием условий для развития новых экономических, социально-политических отношений и культурных ценностей. В это время в обществе шел процесс смены приоритетов развития в различных сферах, отказ от атеистической идеологии. Конечная дата — 2003 г. - определена произошедшей в Российской Федерации после периода активного реформирования политических и социально-экономических отношений стабилизацией, в том числе упорядочения преподавания курса в Курской области, а также важностью принятых в этот период федеральных и региональных документов, стимулирующих изучение православной культуры.
Территориальные границы исследования охватывают пространство Курской области. Выбор обусловлен тем, что органы образования данного региона первыми в Российской Федерации обратились к проблеме изучения православной культуры в государственных образовательных учреждениях в соответствии с потребностями общества в условиях новой государственной политики. Курская область в 1997 г. - «единственная в России, где официально введено изучение истории православной культуры»45. Опыт региона по реализации областной программы развития православной культуры отмечался как положительный46, а программа «Основы православной культуры», разработанная профессором В.М. Меньшиковым и В.А. Гребеньковым47, послужила основой для составления аналогичных программ в различных областях Российской Федерации. Территориальные границы исследования определены рамками Курской области также в связи с тем, что это - регион, в котором православие всегда было традиционной религией и имело наибольшее число последователей.
Источниковая база исследования представлена широким кругом опубликованных нормативно-правовых документов, материалов центрального и местного государственных архивов, текущих архивов различных организаций Курской области, материалов центральной и региональной периодической пе-
15 чати, а также образовательными программами и учебно-методическими пособиями по православной культуре.
К первой группе отнесены опубликованные документы федерального уровня (Конституция Российской Федерации, законодательные акты, государственные образовательные программы, приказы Министерства образования и др.), анализ которых позволил определить нормативно-правовую базу, регламентирующую и стимулирующую возможность изучения православной культуры в сфере государственного образования.
Вторую группу составляют опубликованные документы регионального уровня, представленные материалами государственных и муниципальных организаций. Постановления, распоряжения органов законодательной власти Курской области и другие нормативные документы отражают общие принципы государственной политики в области образования с учетом специфики и потребностей общества. Их дополняют документы региональных и муниципальных органов образования, регулирующие содержание, структуру и порядок изучения православной культуры.
Третья группа источников представлена материалами, содержащимися в фондах государственных архивов: Центрального архива Министерства образования Российской Федерации (далее — ЦАМО РФ) и Государственного архива Курской области (далее - ГАКО), значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.
Изученные документы ЦАМО РФ (ф. ОАФ) представляют собой протоколы заседаний коллегии Министерства образования, выступления руководителей системы образования России, справки об организации учебно-воспитательной работы, концепции и программы развития образовательной сферы и др. Исследованы материалы за период с 1991 по 2001 г. (в том числе те, которые находятся в стадии научно-технической обработки), что способствовало целостному анализу деятельности федеральных и региональных органов образования.
Проработанные материалы ГАКО (ф. Р-4006) содержат сведения, которые дали возможность рассмотреть вопросы деятельности органов образования Курской области в условиях развития тенденции к регионализации. Тем не менее отражение в данных архивных источниках малого отрезка исследуемого периода-до 1992 г. значительно затрудняло исследование.
В связи с этим для раскрытия проблемы было использовано множество документов из текущих архивов различных организаций. Они явились одним из важнейших источников и были отнесены к четвертой группе. Изучены материалы Комитета образования Курской области, Комитета образования города Курска, лаборатории русской школы Курского государственного университета, муниципального учреждения «Научно-методический центр г. Курска», лаборатории по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и изучению основ православной культуры муниципального учреждения «Научно-методический центр г. Курска», общественного совета по развитию православной культуры Курской области, городского общественного совета по изучению основ православной культуры в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Курска. Исследованные источники (постановления, распоряжения органов законодательной власти, органов управления образованием, материалы заседаний общественного совета) не были опубликованы, до настоящего времени не сданы в архив и, в силу различных обстоятельств, большинство из них не будет представлено в архив и в дальнейшем; они не подвергались ранее источниковедческому анализу и представляют собой большую объективную основу для проведения комплексного исследования проблемы изучения православной культуры в сфере образования Курской области в соответствии с новой государственной политикой и с учетом региональной специфики. Анализ документов показал, что в них отражено реальное состояние возрождения культурно-исторического наследия; данные материалы раскрывают роль и участие различных государственных и муниципальных структур, в том числе органов образования, общественных организаций, в становлении
17 курса «Основы православной культуры», в подготовке кадров, в программно-методическом и финансовом обеспечении новой дисциплины и др.
Пятую группу источников составили материалы центральных и региональных периодических изданий. Так, для более полного анализа ситуации по возрождению православной культуры в стране и для создания представления о проблемах в становлении курса автор использовал материалы информационных, информационно-методических, общественно-педагогических и других изданий: «Официальные документы в образовании», «Образование в документах», «Образовательное право», «Учительская газета», «Управление школой», «Народное образование», «Воскресная школа», «Духовно-нравственное воспитание», «Социологические исследования», «Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и др. В эту же группу включены материалы православных изданий «Московский церковный вестник», «Русь Державная», «Божий мир».
Особое значение имеет периодика Курской области, отражающая специфику местных условий, причем на самом первичном уровне, по возрождению православной культуры и изучению инновационной дисциплины. Проработаны материалы следующих периодических, в том числе и православных, изданий: «Курской правды», «Городских известий», «Молодой гвардии», «Хороших новостей», «Курской были», «Курских епархиальных ведомостей».
Шестую группу источников составили образовательные программы, положения, учебно-методические материалы, изучение которых позволило проанализировать цели, задачи, содержание «Основ православной культуры» и пути реализации духовно-нравственного воспитания в государственной школе.
При подготовке диссертации автор использовал и свой опыт педагогической работы в органах образования в качестве заведующей лабораторией по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и изучению основ православной культуры муниципального учреждения «Научно-методический центр г. Курска» с момента ее основания, опыт общения с руководителями образовательных учреждений, педагогами, обучающимися и их родителями.
Все перечисленные документы и материалы, содержащие различную по полноте и степени достоверности информацию, дополняя и уточняя друг друга, при их системном анализе создают целостную картину истории изучения православной культуры в Курской области в условиях новой государственной политики и представляют необходимый для решения поставленных задач круг источников. Для достижения полной достоверности автор использовала метод перепроверки информации по источникам различного происхождения.
Методологическую основу исследования составил системный подход, позволяющий представить целостность проблемы в тесной взаимосвязи ее составных частей. Диссертация выполнена на основе принципов историзма и научной объективности. Для решения задач исследования применялись хронологический, сравнительно-исторический, аналитический методы.
Системному изучению истоков, характера и масштабов исследуемого явления способствовало использование базовых понятий и фактического материала различных гуманитарных дисциплин (культурологии, религиоведения, социологии, философии и др.).
Важной составляющей методологической основы диссертации явилось понимание религии как неотъемлемого аксиологического компонента цивили-зационного развития человечества.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые представлен всесторонний исторический анализ становления и развития изучения православной культуры в системе государственного образования на примере Курской области, новаторски обратившейся в процессе формирования нравственных ориентиров подрастающего поколения к ценностным категориям православия. Комплексно на конкретном фактическом материале исследуются причины и задачи введения «Основ православной культуры», содержание, механизмы реализации, важнейшие направления работы, организация финансирования, динамика развития курса и его значимость в системе образования. Автор выделяет в развитии изучения инновационной дисциплины три периода: 1991-1996 гг., 1997 - 2000 гг. и 2001 - 2003 гг. и подчеркивает
19 особую роль факторов обращения общества и государства к культуре православия и их влияние на образовательную сферу на первом этапе, что стало возможным в Российской Федерации в связи с изменением политического курса.
В исследовании представлен анализ развития взаимоотношений органов государственной власти и Русской православной церкви по проблеме воспитания подрастающего поколения. Важную научную ценность имеют сделанные автором выводы о существенной роли Курского епархиального управления в истории развития «Основ православной культуры».
На конкретном фактическом материале показана роль учителей православной культуры как носителей духовных потребностей общества и ретрансляторов государственной политики в становлении изучения инновационного для российского образования курса. Деятельность отдельных представителей органов государственной власти, ученых, руководителей образовательных учреждений, духовенства рассматривается не только как выполнение ими должностных обязанностей, но и как проявление их личной позиции. Данный подход позволил показать ключевую роль в исследуемом процессе губернаторов Курской области А.В. Руцкого, А.Н. Михайлова, профессора В.М. Меньшикова, главы г. Курска СИ. Мальцева, главы Болынесолдатского района И.С. Демидова, митрополита Курского и Рыльского Иувеналия, архимандрита Зиновия (Корзинкина), священника Олега Чебанова, директоров школ, учителей православной культуры С.Г. Медвецкой, М.М. Зарудного, В.В. Белкиной и др.
В отношении становления и развития изучения православной культуры в образовательных учреждениях Курской области нами выявлены типичные трудности, которые требуют устранения в будущей работе.
В научный оборот введены ранее неизвестные архивные документы и материалы, прежде всего о деятельности органов государственной власти Курской области и местных органов образования, Курского епархиального управления, которые раскрывают реальную картину изучения православной культуры в отдельном регионе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты формируют представление об истории возникновения и становления изучения православной культуры в образовательных учреждениях Курской области, о роли органов законодательной власти субъекта Российской Федерации и местных органов образования, Курского епархиального управления, частных лиц в процессе его развития.
Материалы диссертации могут быть использованы в практической работе органов образования по реализации и обобщению, планированию и прогнозированию изучения православной культуры в различных регионах Российской Федерации, при вузовской подготовке специалистов разного профиля: историков, религиоведов, педагогов и служащих государственных и муниципальных учреждений, а также внести вклад в научное изучение изменения культурного контекста провинциального региона на примере Курской области.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации отражены в семи научных публикациях общим объемом 4,5 п.л., изложены в выступлениях и тезисах на шести научных конференциях: (Курск, 2000, 2002, 2003; Москва, 2003). Выводы диссертационного исследования стали основой для создания (в соавторстве) программы и учебного пособия по курсу литературного краеведения для общеобразовательных школ (раздел «Духовная литература»).
Основные результаты исследования использовались при организации деятельности лаборатории по проблемам духовно-нравственного воспитания детей и изучению основ православной культуры муниципального учреждения «Научно-методический центр г. Курска»; при разработке и реализации Программы курсов повышения квалификации учителей основ православной культуры; при разработке регионального компонента содержания образования по курсу «Основы православной культуры»; в качестве методологической основы применялись при создании муниципальной программы духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях города Курска.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы.
Возрождение православной культуры в постсоветской России и региональное образование в 1991 — 1996 гг
Взятый Россией в начале 1990-х гг. курс на построение демократического государства был сопряжен с рядом трудностей. Коренные политические преобразования, отсутствие демократических традиций, экономический и духовный кризис стали реалиями российской жизни начала 1990-х гг. В этот период нарастала неудовлетворенность системой образования во всех слоях общества. По данным социологических опросов, около 70% учителей и 60% родителей считали, что «школа находится в глубоком кризисе и требует коренных изменений» . Состояние системы образования входило в острое противоречие с требованиями общества и изменяющейся государственной политикой. В новых политических и социально-экономических условиях проведение школьной реформы административно-командными методами, аналогично реформе 1984 г., не могло принести положительных результатов.
Произошедшие в перестроечную эпоху в политической, социально- экономической, культурной сферах изменения негативно сказывались на уровне благосостояния и духовного развития общества. В начале 1990-х гг. все активнее традиционные духовные ценности подменялись иными, чуждыми российскому менталитету, происходили преобразования, выдвигающие на первое место культ материального благосостояния, снижающие принцип ценности духовной жизни. Кризисная ситуация в обществе побудила к поиску «духовно-нравственного иммунитета». После уничтожения в советский период в соответствии с проводимой государственной политикой православной культуры в обществе со второй половины 1980-х гг. начался процесс религиозного возрождения. Изменения в этот период отмечаются и в характере религиозности: появилась категория молодых верующих, религиозность которых выражалась как осознанная и отстаиваемая мировоззренческая позиция49.
Семидесятилетняя идеологическая пропаганда не принесла государственной власти ожидаемых результатов в плане насаждения атеистической убежденности, о чем свидетельствовали возрождение православной культуры и рост религиозности среди российского населения, начавшиеся в середине 1980-х гг. Но трансформация духовных ценностей, рост преступности, все отчетливо проявляющиеся в новейшей российской истории, подтверждали незначительное нравственное влияние религиозного возрождения XX в. на духовное здоровье нации. Современные педагоги отмечали, что в советский период была прервана традиция воспитания с учетом отечественных духовных ценностей, что негативно сказалось на нравственном облике молодежи50.
Анализ системы ценностей молодого поколения свидетельствовал, что в процессе осуществления рыночных реформ начала 1990-х гг. их содержание и иерархия претерпели существенные изменения: те ценности, которые длительное время находились на вершине пирамиды, переместились к ее середине (духовность, высокая культура, общественное признание, почет, интересная работа и др.), а некоторые — даже к основанию (мир, социальное равенство, трудолюбие, чувство долга, интернационализм, коллективизм и т.д.); другие же ценности, не обладавшие ранее ярко выраженной значимостью для молодежи, занимают ныне ведущие позиции в их общей структуре (свобода, удовлетворенность жизнью, высокий уровень благосостояния, престиж и др.)51. Под ценностями многие школьники понимали вполне материальные вещи.
Отличительной приметой российской жизни рубежа 1980 — 1990-х гг. стало повышение авторитета Русской православной церкви среди населения. Результаты опроса общественного мнения середины 1990-х гг. показывали, что «институт Церкви пользовался гораздо большим доверием россиян, чем все институты власти...»52 Фактом, подтверждающим переоценку роли рели 23 гии в истории и культуре государства, может служить празднование на государственном уровне 1000-летия Крещения Руси, в котором активное участие принимали представители различных социальных слоев.
В соответствии с произошедшими изменениями молодому демократическому российскому государству необходимо было строить взаимоотношения с Церковью после долгих десятилетий атеистической идеологии. Возрождение православной культуры и социально-политические преобразования перестроечной эпохи потребовали от государственной власти выработки нормативных документов в сфере образования, соответствующих реалиям времени и позволяющих осуществлять изучение религиозной культуры в соответствии с потребностями общества.
В документах Российской Федерации начала 1990-х гг. была заложена законодательная база по преодолению государственного атеизма. Так, «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании», действовавшие в советский период, предусматривали светский характер образования, исключающий влияние религии53. Постановлением Верховного Совета СССР от 1 октября 1990 г.54 был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», гарантировавший право граждан на определение и выражение своего отношения к религии и снимающий многие ограничения, препятствующие осуществлению принципа свободы совести55. 25 октября 1990 г. постановлением Верховного Совета РСФСР56 утвержден Закон «О сво-боде вероисповеданий» . Данные документы 1990 г. указывали на светский характер государственного образования и разрешали обучение религии в негосударственных учебных заведениях.
Государственная значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в конце 1990-х-2003 гг
Политические, социально-экономические изменения, произошедшие в государстве в первой половине 1990-х гг., оказали большое влияние на российское образование. Провозглашенная в начале 1990-х гг. «деидеологизация» школы и упразднение воспитательной функции образовательных учреждений были отменены в 1993 г. Законом «Об образовании»134. Однако отсутствие в 1993 - 1996 гг. активных действий со стороны органов образования по развитию системы воспитания, которые были необходимы в условиях разрушения старых идеологических ориентиров и «морального вакуума», сыграли негативную роль в духовном развитии подрастающего поколения. Так, в 1996 г. 27% молодых людей считали себя носителями новых ценностей; отвечая на вопрос, какие качества им самим присущи, российские граждане старше 14 и младше 30 лет выделили в первую очередь независимость суждений — 59,3%, самостоятельность поступков - 41,7 и веру в будущее - 40,2%, далее идут прагматизм - 38,7%, образованность - 19,1%, патриотизм - 10,3%, гражданственность - 7,4%, духовность — 6,4% и способность к самопожертвованию — 3,9% ,35. Такие все более активно проявляющиеся в конце 1990-х гг. в обществе явления, как молодежная и подростковая преступность, детская наркомания и алкоголизм, бродяжничество, безнадзорность, рост социального сиротства требовали немедленного включения образовательных учреждений в решение социальных проблем. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей и молодежи приобретал государственное значение.
На федеральном уровне с 1997 г. развитию воспитания в образовательной сфере уделялось все большее внимание. В 1997 г. коллегия Министерства общего и профессионального образования РФ была посвящена обсуждению проблем воспитания, но стратегия воспитания все еще определялась как «по вышение воспитательного потенциала обучения»136. Деятельность органов образования по реализации задач развития «общеобразовательной школы как института социализации и социального воспитания, как своего рода месте занятости детей и подростков»137, поставленная и. о. Министра образования РФ А.Н. Тихоновым в 1998 г., осуществлялась в сложных условиях. Министерство образования отмечало, что постоянная нехватка финансовых средств, задержки с выплатой заработной платы постоянно вносили элемент напряженности по дальнейшему всестороннему развитию системы образования .
С 1997 г. органы управления образованием активно создавали условия для развития образовательных систем, предусматривающих учет социокультурных, демографических особенностей народов различных регионов на основе реализации государственной политики в сфере образования, организационной основой проведения которой был национально-региональный аспект 39. Значительные усилия в 1997 г. были предприняты Министерством образования по поддержке и развитию национальной школы. Разработана концепция «Национальная школа России в контексте государственной национальной политики»; Фондом «Русская национальная школа» предложена Национальная программа «Русская школа как система воспитания и образования»140.
Вопрос о развитии русской национальной школы решался органами образования Курской области начиная с 1997 г.: распоряжением № 227-р от 10.04.97 г. губернатора Курской области А.В. Руцкого при Курском государственном педагогическом университете была создана лаборатория русской школы. Методологической базой лаборатории определены духовно-философские идеи великих деятелей и педагогов России: Сергия Радонежского, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, Ф.М. Достоевского, И.А. Ильина о роли воспитания и образования в развитии русского народа, теоретической основой - концепции русской школы, разрабатываемые Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.А. Сластениным и другими российскими учеными141.
Начальный этап обучения «Основам православной культуры» в 1997-2000 гг
Обращение общества и государства к культуре православия, выразившееся в возрождении православной культуры и развитии потребностей населения в ее изучении, в принятии документов, знаменующих поворот российского общества от атеизма к свободе вероисповедания, в осознании роли православной культуры в культурно-историческом наследии Отечества, в понимании пагубности отрыва духовных ценностей от национальной культуры, явилось несомненным достижением в социокультурном развитии России первой половины 1990-х гг. и оказало существенное влияние на систему образования. В конце 1990-х гг. стал возможен такой феномен в постсоветском обществе, как признание системой государственного образования ценностей православной культуры важным фактором в воспитании подрастающего поколения. В этот период на федеральном уровне духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривалось как важная задача в системе образования. К концу XX в., после 15 — 20-летних дискуссий, концептуально оформилась мысль о том, что общество признало принципы построения школы с упором не только на обучение, но и на развитие личности, и приняло необходимость обращения к истинам христианства и православия249.
Органы образования Курской области совместно с органами исполнительной власти при активном содействии Курского епархиального управления в 1997 г. приступили к практической реализации преподавания курса «Основы православной культуры» в соответствии с потребностями курян в возрождении и освоении православной культуры. Первые годы преподавания инновационного курса — 1997 — 2000 гг. — стали начальным этапом накопления опыта обучения в региональной системе образования, так как ни на федеральном уровне, ни в других регионах Российской Федерации не было практики введения в образовательное пространство отдельной дисциплины по основам православной культуры.
Государственная политика во второй половине 1990-х гг. способствовала реализации потребностей населения Курской области в возрождении и изучении православной культуры. Так, к Крестному ходу из Курска в Коренную пустынь было приурочено открытие в июне 1997 г. в селе Винниково Курского района музыкального фестиваля «Дежкин Карагод», посвященного памяти выдающейся исполнительницы русских народных песен Н. Плевицкой. Стало традицией ежегодное проведение Всероссийского фольклорного фестиваля памяти великой певицы под патронажем Русской православной церкви. 16 января 1998 г. в Курске открыл свое представительство Международный Фонд славянской письменности и культуры, деятельность которого направлена на возрождение духовного и культурного наследия. Курским отделением Фонда возрождены празднования Дня жен-мироносиц, Дней славянской письменности и культуры250. 1 августа 1998 г. в Коренной пустыни открыт памятный знак преп. Серафиму Саровскому (скульптор В.М. Клыков). 30 октября 1998 г. вышло постановление губернатора Курской области № 566 «Об отнесении памятников культовой архитектуры к категории памятников местного значения». Продолжают восстанавливаться храмы и монастыри. Так, в 1997 г. в области было открыто 5 православных приходов, в 1999 г. - 11. В реставрации Ильинского храма активное участие принимал Курскпромбанк251.