Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Организация археологических исследований в Кыргызстане. Методологические и методические разработки
1.1. Охрана археологического наследия в первые годы Советской власти 24
1.2. Деятельность Туркестанского и Среднеазиатского комитетов по делам музеев и охране памятников старины, искусства и природы 33
1.3 Создание комплексных экспедиций и методов археологических исследований 43
Глава II. Археологическое изучение Южного Кыргызстана в XIX-первой половине XX века
2.1. Сведения западноевропейских и российских путешественников XVII-XIX вв 59
2.2. Начало научного изучения Ошских древностей 62
Глава III. Изучение Ошских древностей во второй половине XX века
3.1. Деятельность Киргизской археолого-этнографической экспедиции 74
3.2. Кочевническая археология и культура Восточной Ферганы 76
3.3. Памятники архаичной культуры Ферганы (эпохи камня и бронзы) 90
3.4. Урбанизированная культура государства Давань по данным археологии 99
3.5. Средневековая археология Восточной Ферганы 112
Глава IV. Программа «Ош-3000»: успехи Ошской археологии последнего десятилетия XX века 117
Заключение 131
Литература и источники 139
Список сокращений 167
- Охрана археологического наследия в первые годы Советской власти
- Сведения западноевропейских и российских путешественников XVII-XIX вв
- Деятельность Киргизской археолого-этнографической экспедиции
Введение к работе
Актуальность и научная значимость темы. В изучении и реконструкции истории кыргызов и Кыргызстана особое место принадлежит памятникам истории и культуры. Именно на основе изучения вещественных артефактов, именуемых также археологическими памятниками, стало р возможным накопление знаний о материальной и духовной культуре наших предков, а также исторические реконструкции прошлого. Кыргызстан как неотъемлемая часть Евразии и Центральной Азии, богат археологическими памятниками. Хронологический диапазон их охватывает период от нижнего палеолита до позднего средневековья, они составляют различные археологические культуры и отражают, как артефакты истории, t сложение и развитие цивилизаций, материальную и духовную культуру народов, характер исторических взаимосвязей, торгово-экономических & отношений с окружающим миром и т.д.
На территории Кыргызстана, как и в других областях Евразии, с эпохи бронзы развивались две формы хозяйства, обусловившие возникновение и развитие двух хозяйственно-культурных типов: пастушеско-скотоводческого в горах Тянь-Шаня и Алая и оседло-земледельческого на юге Кыргызстана, развивавшихся во взаимодействии и взаимовлияниях. Памятники пастушеско-скотоводческих племен так называемой «андроновской культуры Евразии» и оседло-земледельческой «чустской культуры бронзового века Ферганы» занимают особое место в древней истории и культуре современного Кыргызстана. Сакские погребения Тянь-Шаня и Памиро-Алая также дают обильные материалы, ярко характеризующие историю и культуру ранних кочевников Центральной Азии.
1. Эти памятники исторически и археологически ученые обоснованно связывают с миграцией древних индоиранцев. Памятники оседло-земледельческих племен Южного Кыргызстана, синхронные памятникам ранних кочевников, отличается тем, что здесь благодаря природно-географическим и экологическим условиям, продолжали развиваться традиции оседло-земледельческого протогородского хозяйства, заложившие основы урбанизированной культуры Ферганы. Фергана всегда занимала стратегическое положение во взаимоотношениях социумов, государств и народов древности и средневековья, чему способствовало прохождение здесь Великого Шелкового пути с самого начала его функционирования со П в. до нашей эры. По нему осуществлялся обмен материальными и духовными ценностями между Востоком и Западом, что нашло отражение в культурном наследии региона. Изучение памятников, находящихся на трассах Великого Шелкового пути повышает ответственность за их сохранение тех стран, которые располагались в зоне Великого Шелкового пути, и в условиях сегодняшнего дня как бы возрождает историческую значимость народов этих стран в построений современных демократических социумов, в том числе суверенного Кыргызстана, на новом витке международных отношений.
Роль и место археологии в историографии можно определить следующим заключением ведущего археолога СНГ, академика В.М. Массона: «При некотором различии и предполагаемых формулировках объект археологии достаточно ясен: это сами древности (артефакты), материализованное предметное воплощение различных сторон деятельности человеческих обществ прошлого. Более обоснованно считать, что реконструктивные разработки историко-культурного или историко-социологического характера полностью относятся к сфере самой археологической науки» (Массой, 1990. С.5).
Археология Кыргызстана, как и археологическая наука любого региона, играет исключительно важную роль в верификации сведений письменных источников соответствующего исторического времени, при современных подходах к изучению истории возрастает объективная потребность изучения истории и культуры на подлинных источниках, некоторые страницы истории сегодня необходимо переосмысливать, поскольку на разных этапах изучения и написания истории фальсифицировались факты в угоду политической конъюнктуре, как отмечает в последних публикациях вице-президент НАН Кыргызской Республики, академик Плоских В.М., «у нас было много вранья», «в жертву приносилась правда истории». $ Территория современного Кыргызстана в прошлом не была единым целым, юг и север развивались в неодинаковых условиях, в рамках различных государственных объединений на том или ином витке развития, и в древности не были связаны с кыргызским этносом, 2200-летие государственности которого мы отмечаем в этом году. Однако немало трудов дореволюционной и советской историографии отрицают этот факт. Поэтому актуальность избранной темы по археологическому изучению Ферганского региона, кажется нам очевидной. Рост национального самосознания, порожденный процессом суверенизации государств Центральной Азии возвращает нас к v. первоисточникам изучения истоков богатой культуры кыргызов и ф. н Кыргызстана, воплощенной в его культурном наследии. Принятый в новой редакции Закон Кыргызской Республики "Об охране и использовании историко-культурного наследия» (1999 г.) определяет виды историко-культурного наследия, в том числе "памятники археологии: пещеры, стоянки, городища, тепе, торткули, остатки древних поселений, укреплений, фортификационных сооружений как наземных, так и подводных, древние производства и рудники, каналы и оросительные системы, дороги и мосты, отдельные курганы и некрополи, наскальные изображения и наскальная эпиграфика" /Раздел 1/.
В Законе предусмотрены меры, направленные на использование памятников в процессе возрождения народов Кыргызстана: "Охрана, сохранение и использование объектов историко-культурного наследия включают меры, направленные на использование памятников в процессе возрождения этнокультурной среды, а также в научных, воспитательных и туристических целях" /Раздел 1/.
Археологические исследования в Кыргызстане ведутся со второй половины XIX в., сначала как логическая часть российской археологии, а затем - как неотъемлемая часть археологии СССР- в годы Советской власти. Археологические раскопки ведутся и сейчас, несмотря на большие трудности переходного периода в Кыргызстане. При этом добывается ценная информация исторического и культурологического характера, требующая нового осмысления, поскольку учреждения научной и образовательной структур, культуры и туризма остро нуждаются в таких разработках.
Настоящее исследование направлено на удовлетворение этой потребности и содержит первую попытку систематизации результатов археологического исследования по различным проблемам и эпохам в историй Южного Кыргызстана.
Степень изученности проблемы. Проблемы суммарного анализа археологического изучения большой историко-культурной области в рамках Центральной Азии за всю историю археологии как науки ещё не ставились, хотя по отдельным республикам за определенные отрезки времени или в рамках определенной культуры работ написано не мало. Особенно следует отметить серию очерков по республикам бывшего СССР, подводящих итоги истории, археологии и других наук в связи с юбилейными датами в честь Октябрьской революции, или других знаменательных событий - локально для каждой республики и страны в целом. Наиболее развернутые очерки по историографии включали и успехи региональной или республиканской археологии. Однако цельного представления по истории археологического изучения республики, в частности, Кыргызской, нет. Запланированные ещё в 70-80-е годы академические темы по написанию фундаментальных монографий: «Археология Кыргызстана», «Археологическая карта» и «Свод памятников истории и культуры Кыргызской Республики» (в том числе археологических) так и не были написаны, за исключением отдельных очерков с публикацией списков памятников, подлежащих учету и сохранению по существующему законодательству. Однако к этой форме изучения и сохранения культурного наследия народы Средней Азии пришли не сразу, пройдя много этапов становления государственной системы и международной практики ЮНЕСКО в этой области.
Впервые проблему изучения и сохранения объектов археологии как бесценных исторических источников поставил академик В.В. Бартольд. В круг научных интересов исследователей, благодаря методологии В.В. Бартольда, наряду с письменными источниками достойное место заняли археология, этнография, нумизматика, эпиграфика, топонимика и другие вспомогательные исторические дисциплины, составляющие неотъемлемую часть исторического источниковедения и археологии в том числе.
Академик ВЗ. Бартольд, совершивший пять поездок в Среднюю Азию с научной целью (1893-1894, 1902, 1904э 1916, 1928 гг.), во время второй поездки в Западный Туркестан посетил г. Ош\, и, в частности, в своих переводах источников средневековья он извлек ряд сведений об Оше эпохи развитого и позднего средневековья и обратил внимание на топографию поселения, в частности, компилятив Ибн Хаукаля о существовании трех ворот в Оше: Ворота горы, Ворота реки, Ворота храма огнепоклонников -Мугкеде. Бартольд первым предпринял попытку выяснить этимологию названия и причину становления горы Сулайман-Тоо как исламской святыни.
В 1895 г. по его инициативе в Ташкенте был создан Туркестанский кружок любителей археологии (ТКЛА) — специализированная в области гуманитарных наук общественная организация. Члены ТКЛА занимались и обследованием археологических памятников Киргизии. Особенно следует выделить работы В.А. Каллаура в Таласской долине, который не только выявлял курганы, городища, каменные изваяния, но и обнаружил в 1896 и 1898 гг. в верховьях долины памятники орхоно-енисейской письменности. Это открытие В.А. Каллаура вызвало огромный интерес в кругах русских и зарубежных востоковедов. В 1898 г. исследования курганов в Таласской долине проводила экспедиция Финно-Угорского Ученого общества, которая обнаружила новые памятники орхоно-енисейской письменности. Чтением и переводом надписей из Таласа занимались В.В. Радлов и П.М. Мелиоранский. В 1896 г. К.А. Рудановский выявил памятники эпиграфики вблизи села Янги-Наукат, Н.Г. Малицкий обследовал пещеру Кани-Гут. В том же году в печати появляются сведения об араванских наскальных рисунках. Древности л г. Ош изучает Л.А. Зимин, памятники бассейна р. Сох — А.Д. Петров. В 1902 г. Н.Г. Хлудов открыл наскальные рисунки в урочище Саймалы-Таш к юго-востоку от перевала Кугарт. В следующем году их обследовал И.Т. Пославский. Значительное внимание древностям Узгена уделяли Н.Г. Малицкий, Н.Н, Щербина-Крамаренко, Н.Н. Домбровский и др. Открытия и находки членов ТКДА заинтересовали виднейших русских востоковедов и V археологов. Первые раскопки в Узгене провел Н.И. Веселовский в 1885 г= по линии Императорской археологической комиссии. л За двадцать один год деятельности ТКЛА, отмечает ведущий историограф-востоковед Б.В. Лунин, был накоплен значительный историко-археологический материал, хотя он не давал сколь-нибудь полного и точного представления о прошлом Средней Азии. История скорее угадывалась, археология вообще находилась в зачаточном состоянии (Лунин, 1958. С.20-21).
Для начала XX в., после революции, характерна забота государства об охране и реставрации архитектурных сооружений, широкое разведочное обследование разновременных памятников и проведение раскопок на некоторых из них, привлечение данных полевых исследований к освещению отдельных периодов древней и средневековой истории Кыргызстана, сопоставление их с данными письменных источников, нумизматики и т. д. В л 20-е - начале 30-х гг. археологическими исследованиями как в Кыргызстане, так и в других среднеазиатских республиках занимались Туркомстарис, затем Средазкомстарис. С середины 30-х годов в археологическое исследование,Кыргызстана включаются местные научные учреждения: Комитет науки при СНК Киргизской АССР, в ведение которого входил Центральный музей, и Научно-исследовательский институт краеведения, Киркомстарис, Киргизский государственный педагогический институт (История Киргизской ССР, 1986. С.615). С этого времени организуются экспедиции как самостоятельные, так и совместные с Государственной академией истории материальной культуры (позднее — Институтом истории материальной культуры АН СССР - ГАИМК - ИИМК). С 1938 г. начинает работать Семиреченская археологическая экспедиция (начальник экспедиции —- А.Н. Бернштам), внесшая наибольший вклад в разработку исторического прошлого республики, Таким образом, для археологии Кыргызстана 20-30-х гг, было характерно преобразование существовавших ранее научных учреждений и возникновение новых центров, действующих организованно, на научной основе. Археология Кыргызстана складывалась и развивалась благодаря усилиям двух центров — Ленинграда (ГАИМК - РАИМК) и Ташкента (Туркомстарис и Средазкомстарис).
В трудное военное время А.Н. Бернштам совершил поездку на юг Кыргызстана, результатом которой было первое археологическое изучение региона: характеристика и предварительная периодизация археологических материалов, прежде всего оседлых поселений. Позднее, в ходе работ Тянь-Шанской (1944-1946, 1949 гг.), Памиро-Алайской (1947-1948 гг.) и Памиро-Ферганской (1950-1952 гг.) экспедиций было проведено рекогносцировочное обследование памятников археологии и культуры широкого хронологического диапазона — от каменного века до архитектурных сооружений XIX в. Во Внутреннем Тянь-Шане А.Н. Бернштам открыл погребения степных пастушеских племен эпохи бронзы, на юге Кыргызстана, в г. Ош обнаружил следы андроновской культуры, а в Восточном Памире им найдены памятники ранних кочевников-саков, изучение которых привело к важным выводам о времени и путях заселения Памира, о границах между оседлым и кочевым населением в древности. Огромный вклад внес А.Н. Бернштам и в изучение наскальных изображений Саймалы-Таша, а также Аравана, подвергнув их тщательному научному анализу, датировке и Ф классификации, результаты которых до сих пор не потеряли своего значения. Киргизской комплексной археолого-этнографической экспедицией, л, организованной Правительством Киргизской ССР и АН СССР в 1953-1956 гг., проводились планомерные и целенаправленные археологические работы, связанные с изучением этногенеза кыргызского народа. В середине 50-х гг. создается сектор археологии Института истории и проводятся работы археологических экспедиций по изучению всех периодов древней и средневековой истории Кыргызстана: в Таласской долине, в Иссык-Кульской у и Кетмень-Тюбинской котловинах, на юге и юго-западе Ошской области. Исследования дали богатейший материал, характеризующий материальную и .ч духовную культуру кочевого населения первой половины I тыс. н. э. На протяжении 60-х годов особое внимание уделяется изучению памятников средневековых кочевников всего Кыргызстана, в первую очередь, Тянь-Шаня. В то же время проводились широкомасштабные исследования поселений древних земледельцев эпохи финальной бронзы — чустской культуры, поселений и городищ оседлых земледельцев античного времени. В целом в 40-60-е годы XX века был накоплен и введен в научный оборот огромный фактический археологический материал. Результаты исследований способствовали разработке и обобщению проблем древней и средневековой истории и культуры, этногенеза и этнокультурного развития кыргызов и Кыргызстана, а археологические исследования в республике І превратились в самостоятельное направление науки.
Развитие археологической науки Кыргызстана 70-х годов связано с решением важных народно-хозяйственных задач — строительством водохранилищ и гидроэлектростанций (Токтогульская, Папанская, Торткульская и др.). В зонах затопления были выявлены и обследованы памятники всех эпох — от каменного века до кокандских крепостей XVIII-XIX вв. Результаты этих исследований, как правило, находили отражение в научных публикациях и широко использовались в обобщающих работах.
а Археологическим исследованиям стремились придать организационно планируемый характер с постановкой задач и проблем, подлежащих N изучению. В этом отношении следует отметить доклад заведующего Сектором археологии Института истории АН Киргизской ССР П.Н. Кожемяко «Основные достижения и проблемы археологии Киргизской ССР», который он сделал в Ленинграде в 1968 г. на совещании по археологии Средней Азии и Казахстана. На результатах археологических исследований основывались соответствующие главы и разделы обобщающих работ по + истории Кыргызстана, Такова «История Киргизской ССР», первый том которой вышел в 1963 г. и переиздан в 1968 г. Новое доработанное издание . было опубликовано в 1984 г. Большим достижением кыргызстанских обществоведов стали книги, выпушенные уже после достижения независимости. Средневековая археология южного региона Кыргызской Республики представлена многочисленными городищами, архитектурными ансамблями и комплексами гражданского и культового зодчества в Оше , Узгене, Сафед-Булоне, изучение которых связана с именами историков искусства и архитектуры: Б.Н. Засыпкина, Б.П. Деннике, В.Е. Нусова, но главным образом- археологов: М.Е. Массона, А.Н. Бернштама, В.Д. Горячевой историков В.Я. Галицкого, В.М. Плоских, арабистов В.А. Крачковской, І. М.М. Дьяконова, В.Н. Настича, нумизматов: Е.А. Давидович, Б.Д. Кочнева, М.Н. Федорова, Т.С. Нуриддиновой, Ю.А.Заднепровского работы которых ji. проанализированы в соответствующих публикациях о памятниках и подытожены в диссертации на соискание ученной степени кандидата исторических наук и монографиях В.Д. Горячевой. Периодизация археологического изучения Кыргызстана
Сами полевые археологические изыскания, полученные в ходе этих работ коллекции, отчеты о проведенных работах и осуществленные на этой основе публикации образуют обширный информационный блок, который в своем развитии прошел ряд этапов. Это касается и археологических исследований в Ошской области, которые в целом вливались в общий поток исследований на территории республики и в такой же мере — в исследования, ведущиеся силами ряда государств, прежде всего Узбекистана, на территории Ферганы. Периодизация истории развития археологических изысканий рассматривалась как в общих работах, так и специальных публикациях исследователей рядом среднеазиатской археологии. При догматических установках советской идеологии с середины 30=х годов эта периодизация ориентировалась в значительной мере на историю, предлагавшуюся для советского периода в целом, а иногда даже как бы подгонялась под хронологические рамки отдельных пятилеток. Вместе с тем, справедливо заключение, что периодизация должна строиться в значительной мере на внутренней динамике объекта исследования, в данном случае — организационного и содержательного движения потока информации в сфере самой археологии. Для макропериодов, конечно, должны учитываться знаковые общественно-политические события, имеющие определяющее значение непосредственно и особенно в перспективе для всей гуманитарной науки, включая археологию. Таковы образование Советской державы и установление независимого государства Кыргызстан. Для изучения древностей Южного Кыргызстана, да и республики в целом может быть предложена, как самая общая периодизация-трехчленное деление: ХГХ — начало XX века, двадцатый век до достижения независимости и период, связанный с развитием Кыргызстана как суверенного независимого государства. Разумеется, внутри этих больших периодов могут быть выделены отдельные этапы, что должно стать предметом особого анализа. Совершенно ясно, что знаковым рубежом было проведение с середины 30-х годов XX века крупномасштабных археологических исследований как постоянно действующими экспедициями, так и в процессе обширных работ на новостройках. Этот рубеж просматривается во всей среднеазиатской археологии. Работы 20-х - начала 30-х годов, в чем-то продолжавшие практику конца ХГХ - начала XX века, существенно & дополнялись, в основном, за счет особого внимания к изучению и учету памятников культурного наследия. ч Проблема истории археологического изучения Кыргызстана нашла отражение в специальной статье А.Н. Бернштама (1948), где автор впервые проанализировал развитие археологии Кыргызстана в дореволюционный период и за 30 лет после Октябрьской революции, выделил четыре этапа в истории изучения археологии Средней Азии и Казахстана: два этапа дооктябрьской и два этапа послеоктябрьского периода. По его мнению, для -j, дооктябрьской археологии Средней Азии, следовательно, и Кыргызстана, характерны кустарщина и любительство, а зарождающаяся среднеазиатская археология была мало связана с общими успехами русской археологии. После Октябрьского переворота археологические исследования в Средней Азии характеризовались переходом от любительства к организованной на научной основе работе. Историографические обзоры по археологическому изучению Кыргызстана излагались во многих его работах. Для нас особое значение составляют материалы первой поездки А.Н. Бернштама в Южный Кыргызстан осенью 1941 г. (Бернштам, 1943). Здесь им дана типология памятников оседлого населения Ферганы и хронологическая их периодизация. А.Н. Бернштам наметил основные этапы развития культуры Северного и Южного Кыргызстана, не потерявшее значение и сегодня. Первые сведения по археологии Ошского оазиса и Оша были получены А.Н. Бернштамом в 40-х годах (А.Н. Бернштам, 1943. С.29-40). В 1947 г. сбором материалов по исторической топографии города занимался П.Н. Кожемяко, который позднее возглавил сектор археологии в ИИ АН Кирг.ССР. Эта работа, к сожалению, не была завершена и не опубликована. Затем историю изучения в последующее время дает в ряде статей Ю.А. Заднепровский.
Он отмечает большой вклад в изучение далекого прошлого сотрудников Ошского краеведческого музея: Ю.Д. Баруздина, А.И. Пошко и особенно Е.В. Дружининой. За 20 лет работы в Оше она открыла ряд новых памятников древности, собирала и регистрировала археологические находки Оша и в области, сделала много по охране древних памятников. Именно ей принадлежит честь открытия в 1976 г. на Сулейман-Горе древнейшего оседлого поселения Оша (Заднепровский, 1983. С.51).
История изучения отдельных памятников средневековья Кыргызстана, прежде всего городищ раннего и развитого средневековья, дается М.Е. Массоном в ряде обстоятельных статьей. Так, он определил историческую топографию средневековых памятников Бураны и Ак-Бешима, Узгенского комплекса на юге Кыргызстана. Историю изучения средневековых поселений и городов Семиречья, комплексов культовых сооружений юга Кыргызстана излагает и В.Д.Горячева. (Массой, Горячева, 1983; Горячева, 1983; Она же, 2002; Она же и Настич, 1983. С.142-193; Они же, 1984. С.61-72).
Несмотря на широкий размах археологических исследований в республике, многие проблемы древней истории Южного Кыргызстана оставались малоизученными и спорными, что особенно относилось к проблеме происхождения киргизского народа. Учитывая это положение, ЦК КП Киргизии, Совет Министров республики и Президиум АН СССР признали необходимым организовать комплексную археолого-этнографическую экспедицию. Киргизская археолого-этнографическая экспедиция (КАЭЭ) начала свою деятельность в 1953 г. в составе четырех отрядов и групп: археологического, антропологического, этнографического языковедов и фольклористов. Ее основной задачей являлось изучение этногенеза кыргызского народа и его культуры.
Трехлетние работы экспедиции ознаменовались рядом важнейших открытий. Так, А.П. Окладниковым были обнаружены многочисленные памятники каменного века и несколько стоянок эпохи бронзы (Окладников, 1954a; 19546). Чаткальский археологический отряд (руководитель — А.К. Кибиров) обследовал труднодоступную Чаткальскую долину (Кибиров, 1955а; 19556; 1957; 1959).
Попытка создать историографию археологического изучения Кыргызстана за советский период предпринята в 1961 г. (Шерстобитов, Орозалиев, Винник, 1962). Специальные статьи сходного характера были написаны Д.Ф. Винником (Винник, 1967. С.79-92) и П.Н. Кожемяко (Кожемяко,1962;1968;1970). История археологического изучения Ферганской долины, особенно курганов и курумов древности и раннего средневековья детально проанализировал Б. А. Литвинский (Литвинский, 1972). Специальную статью по археологическому изучению памятников культуры кочевого населения Кыргызстана с делением на этапы и работу по истории изучения петроглифов Кыргызстана написал А, Абетеков (Абетеков, 1999. С.113-118). В краткой и сжатой форме историю археологического изучения Кыргызстана и его основные проблемы изложила недавно К.И. Ташбаева. В другой работе она дает подробную историографию изучения знаменитого Саймалы-Таша (Ташбаева, 1999).
Историографические вопросы археологии Кыргызстана даны в соответствующих книгах 20 томной серии: «Археология СССР» «Археология». Справочно-библиографические данные по археологии Кыргызстана содержатся в «Библиографических указателях», создаваемые в ЛОИА АН СССР (ныне ИИМК, Санкт-Петербург) Т.Н. Заднепровской. В Институте истории АН Кирг.ССР составлен библиографический указатель литературы по археологии Кыргызстана с XVIII в. до 1954 г. (Амитин-Шапиро, 1959).
В изучении и открытии новых памятников — поселений древних и средневековых земледельцев Южного Кыргызстана, в особенности Ош-Карасуйского оазиса, большую роль сыграл Ю.А. Заднепровский. В диссертационной работе (1954), он разработал периодизацию древней Ферганы с учетом новых данных, включающей три периода: Эйлатанский (VII-VI-VBB. до н.э.) - Мархаматский (Ш-И вв. до н.э. - Ш в н.э.) и Касанский (Ш - VI-VUBB. Н.Э.). С открытием в 1954 году городища Шурабашат в Узгенском районе Ошской области был выделен новый период — Шурабашатский. Для этого периода характерно сосуществование своеобразной расписной керамики с красноангобированной. (Заднепровский, 1956,1960).
Впоследствии, уточняя хронологическую шкалу памятников древних земледельцев региона, он установил следующую хронологию развития культур: Чустская (XV-XIV - VIII вв. до н.э.); Эйлатанская ( VII-IV вв. до н.э.); Шурабашатская (IV -I вв. до н.э.; Мархаматская (I=IV вв. н.э.); Гайраттепинская (раннее средневековье, V-VI вв. в н.э).
Особая заслуга принадлежит Ю.А. Заднепровскому и Е.В, Дружининой в открытии и исследовании Ошского поселения бронзового века, которое явилось нуклеарной частью 3000-летней истории г. Оша (Заднепровский, 1982 а,б; 1997).
Ю.А. Заднепровский на основе археологических материалов разработал в ряде своих специальных работах периодизацию древней и средневековой истории Южного Кыргызстана (1954,1962,1996,1997). В одной из последних работ (1996), он подразделяет древнюю и средневековую историю на тринадцать периодов, начиная от ашельской эпохи до XIV -XVI вв. Ему же принадлежит попытка проанализировать источниковедческие и историографические проблемы изучения древностей Ошкого оазиса (Заднепровский, 1986. С.75-82; 1983. С. 51-57).
Известно, что классификация катакомбно-подбойных памятников Южного Кыргызстана Ю.А. Заднепровский вызвала резкую реакцию Б.А. Литвинского (Литвинский, 1972. С.63-64). Этот вопрос и проблемы этнической атрибуции катакомбно-подбойных памятников Средней Азии до сих пор остается открытыми и являются предметом острых дискуссий.
Тоже самое касается узловых вопросов истории культуры древней Ферганы, которые вызвали горячие дискуссии Ю.А. Заднепровского и Н.Г.
Горбуновой. По этому поводу Н.Г. Горбунова считала, что П в. до н.э. - VHB. н.э. - это время сосуществования единой Кугайско-Карабулакской культуры в Фергане. Внутренняя периодизация следующая: ранний этап - П в. до н.э. -I в. н.э.; средний этап I-IV вв. н.э.; поздний этап IV-VII вв. н.э. (ГорбуноваД 983).
С точки зрения Ю.А. Заднепровского, «имеющиеся археологические материалы позволяют говорить о непосредственной смене эйлатанского комплекса шурабашатским. Об этом свидетельствуют находки светлофонной эйлатанской станковой посуды в комплексе Шурабашата и на других поселениях. В то же время она никогда не встречается на памятниках следующего, мархаматского периода. На это же указывает сходство лепной крашенной посуды и распространение в обоих комплексах сходной расписной керамики. Однако различия между эйлатанским и шурабашатским комплексами существенны, что нельзя утверждать о простой преемственности развития. Наиболее ярким показателем служит различие станковой посуды светлофонной и красноангобированной. Отличается и ассортимент форм посуды. На этом основании можно говорить о резкой смене культуры». (Заднепровский, 1985. С.306.).
В изучаемых древностях железного века Н.Г. Горбунова выделила две культуры - Эйлатанско-Актамскую (VI в. до .э. -II в.н.э.) и Кугайско-Карабулакскую (II-VI вв. н.э.) и наметила этапы их развития. Она неоднократно уточняла собственную хронологическую шкалу и с этой целью уделяла большое внимание изучению различных категорий вещей: перстней, наконечников стрел, зеркал и т.д. (Горбунова, 1977. С.52-56; 1981. С.40-41; 1983. С.23-46; 1984. С.99-107).
Итоги обобщающих исследований Ферганы, охватывающие значительный период с VI в. до н!э. по VI в. н.э. включительно, изложены ею в монографии «The Culture of Ancient Ferghana», опубликованной в Великобритании в 1986г. В этом труде удачно сочетаются широта охвата материалов, историчность интерпретации и публикационная документальность. По всем затронутым в монографии вопросам она имела возможность опереться, прежде всего, на собственные полевые и камеральные разработки.
В 1954 г. археолог Ю.Д. Баруздин, работавший в Ошском краеведческом музее, а позднее научным сотрудников Института истории АН Кирг.ССР, открыл и начал раскопки Кара-Булакского могильника. Могильник расположен у подножья Туркестанского хребта в урочище Кара-Таш, в 2 км. от селения Кара-Булак (Баткенский район нынешний Баткенской области). Раскопки продолжались 6 лет. За эти годы Ю.Д. Баруздин раскопал 136 курганов из 900 составляющих могильник. Памятник оказался уникальным по сохранности вещей из органических материалов (дерево, кожа, ткани).
В нескольких работах Ю.Д. Баруздин опубликовал общие сведения о могильнике и часть находок (Баруздин 1956; 1957; 1961; 1962), В 80=е годы несколько курганов этого могильника исследовал В.П. Мокрынин; подтвердив выводы Ю.Д. Баруздина и Г.А. Брыкиной.
Определенный вклад в изучение оседлоземледельческих поселений в Южной Киргизии внесен Г.А. Брыкиной. Раскопками на городище Майда-Тепе (Араванский район) полностью открыто сооружение IV-V вв., включающее парадный зал, жилые и хозяйственные постройки. Основным объектом работ Г.А. Брыкиной в течение ряда лет были усадьба и могильник Кайрагач, курганы в Таш-Раватском ущелье, Кара-Булакское городище, где она раскопала различные сооружения середины I тысячелетия и XI-XII вв. Работы дали обильный материал для характеристики культуры и хозяйственной деятельности населения юго-западных предгорий Ферганской долины (Брыкина, 1962; 1966; 1970; 1974; 1979; 1982).
Планомерное изучение археологических памятников в Кетмень-Тюбинской котловине, в том числе в зоне затопления Токтогульского водохранилища, начал осуществлять с 1958 г. И. Кожомбердиев - первый кыргызский археолог-профессионал, ученик А.Н. Бернштама. И.Кожомбердиев по данным археологии Кетмень-Тюбе подразделяет историю на следующие пять этапов: 1. Каменный век; 2.Эпоха бронзы; З.Сакское время; 4. Гуннско-усуньское время; 5. Тюркское время. (Кожомбердиев, 1977. С. 9-24). История археологического изучения отдельных районов Кыргызстана нашла отражения в таких специальных сборниках, как «Археологические памятники Таласской долины» (1963г.); «Археологические памятники При-иссыккулья» (1975г.); «Кетмень-Тюбе: археология и история» (1977г.); «Страницы истории и материальной культуры Киргизстана» (1975г.); и ряда других. Результаты археологических работ, проводимых в Кыргызстане в последние три десятилетия XX века, получили отражение в специальных сборниках: «Из истории и археологии древнего Тянь-Шаня» (1995 г.) и «Древний и средневековый Кыргызстан» (1996 г.).
Во многом на результатах археологических исследований основывались соответствующие главы и разделы обобщающих работ по истории Кыргызстана. Такова «История Киргизской ССР», первый том которой вышел в 1963 г. и переиздан в 1968 г. Новое, переработанное издание первого тома было опубликовано в 1984 г. под редакцией В.М. Плоских. Большим достижением кыргызстанских обществоведов стали учебники и книги, выпушенные уже после достижения независимости. Таковы учебные пособия и учебник «История кыргызов и Кыргызстана», увидевшая свет в 2000 г. на кыргызском языке под редакцией А. Асанканова, удостоенная Государственной премии республики за 2002 г. Разработки кыргызстанской археологии все более входили в орбиту общесреднеазиатской проблематики. Так, во Фрунзе было проведено всесоюзное совещание «Средневековые города Средней Азии и Казахстана» (24-29 ноября 1970 г.), а в Ленинграде -всесоюзная научная конференция «Культура и искусство Киргизии» (3-6 июня 1983 г.) с развернутой выставкой археологических памятников в Государственном Эрмитаже, «Кыргызстан на Великом Шелковом пути» (20-23 мая 1989 г.) и другие. Эти мероприятия как бы подвели итог археологического изучения, как российскими так и кыргызстанскими исследователями Ферганы, Тянь-Шанья и Семиречья.
Более или менее подробная историография археологии Кыргызстана изложена В.Д. Горячевой в первом томе «Истории Киргизской ССР» четвертого издания (Фрунзе, 1984), с выделением этапов изучения, основных проблем истории по данным археологии. Подобному роду публикаций относится и учебно- методическое издание Ж.С. Бактыгулова (Бактыгулов, 1986).
Определенным этапом в археологическом исследовании Кыргызстана, особенно истории и культуры оседлых земледельцев Восточной Ферганы, стали археологические работы, связанные с празднованием и комплексом мероприятий ознаменование 3000-летия Оша. Археологические работы проводились большим отрядом ведущих специалистов Кыргызстана, Узбекистана и Института истории материальной культуры РАН во главе с В.М. Массоном при участии Ю.А. Заднепровского, а также Д. Абдуллаева и других. Материалы археологических раскопок были опубликованы в специальных сборниках: «Изучение древнего и средневекового Кыргызстана» (1998), «Новое о древнем и средневековом Кыргызстане» (1999), «Ош и Фергана в исторической перспективе» (2000), «Ош и Фергана: археология, новое время, культурогенез, этногенез» (2000), «Ош и древности Южного Кыргызстана» (2001).
За сто двадцать лет археологического изучения Кыргызстана появилось немало трудов историков и археологов, но, как правило, они носят сугубо отраслевой или описательный характер и до сих пор нет сводной работы по истории археологического исследования Кыргызстана, тем более Южного Кыргызстана.
Цели и задачи: Главной целью работы является историографическая систематизация материалов по истории изучения древностей Южного Кыргызстана на широком фактическом материале, как суммы информационных потоков, освещающих характер и специфику создавшейся информационной базы, её значения и места в развитии гуманитарных наук Кыргызстана. Для достижения этой цели определены следующие задачи: -охарактеризовать процесс накопления знаний по археологии Южного ± Кыргызстана с выделением значимых периодов его развития; -дать анализ основных этапов археологического изучения Южного Кыргызстана; К -определить информационную ценность полученных материалов для выявления и изучения истории, осветить процесс культурогенеза древней и средневековой Ферганы по археологическим культурам;
-определить место и значение южнокыргызстанских памятников для изучения культурного наследия народов Кыргызстана и задач культурного 4 строительства в республике;
-определить перспективную тематику и проблемы интерпретации данных археологии;
-предложить конкретные рекомендации по изучению, пропаганде и сохранению историко-культурного наследия южной части республики.
Методологическую основу диссертации составляют принципы научного историзма, комплексного и системного подходов и объективизма, с использованием исследовательских методов сравнительно-исторического анализа, как в хронологическом, так и географическом пространстве. При рассмотрении конкретных материалов упор делается на их оценку как информационных потоков, с выделением периодов развития на основе внутреннего содержания, движения этих потоков, а не формального привлечения периодизации истории общества, основанной на иных принципах и подходах.
Объектом исследования выступают полевые и архивные материалы, результаты историко-археологических исследований, отраженные в публикациях, отчетах, дневниках, а также хранящиеся в государственных хранилищах: лабораториях, музеях, рукописных фондах г. Оша, Бишкека, Санкт- Петербурга.
Предметом исследования являются историко-культурные и социологические факты, события и явления, добытые в ходе археологических исследований в течение рассматриваемого времени, а также методы и приемы исследования, процессы превращения археологических источников в исторические.
Источниковая база исследования. Источниками служат материалы и результаты археологических исследований, отраженные в публикациях, отчетах и архивных документах экспедиций и отдельных ученых, работавших в Южном Кыргызстане в ХГХ-ХХ вв., сборники материалов научных конференций, совещаний и симпозиумов а также серия первичных публикаций различных экспедиций по итогам ежегодных полевых исследований - «Археологические открытия», газетные публикации, библиографические издания и воспоминания старейших археологов Туркестана. Использованы документы нормативно-правового характера, регулирующие вопросы охраны и изучения памятников историко-культурного населения, прежде всего Законы Кыргызской Республики «Об охране и использовании памятников историко-культурного населения», (1976 и 1999 гг.) и другие источники.
Научная новизна. Впервые в кыргызской историографии предпринимается попытка комплексного анализа в масштабах крупного региона, история археологического изучения которого ранее освещались в лаконичных разделах небольших статьей, посвященных публикациям отдельных памятников или археологических очерках в масштабах республики или региона Средней Азии.
Практическая значимость исследований. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекционных и специальных курсов по истории и культуре Кыргызстана, стран Центральной Азии, по общей культурологии, при написании учебных пособий, а также в работе музеев и госорганов по охране и использованию памятников истории и культуры. Апробация результатов исследования. Результаты исследования были изложены на международных и республиканских научных конференциях, посвященных 3000-летию Оша, используются в авторских лекционных курсах, в Ошском филиале КНУ.
Анализ исследований по проблеме, основные выводы и положения диссертации получили отражения в монографии «История древностей Ошского региона» (СПб, 2003-6,5 п.л), рекомендованной к печати Отделом Средней Азии и Кавказа ИИМК РАН и в научных публикациях диссертанта.
Структура диссертации состоит из введения, четырех глав, заключения и библиографии.
Охрана археологического наследия в первые годы Советской власти
Ошская область, административно входящая в состав Республики Кыргызстан, географически включает в себя восточную часть Ферганской долины с примыкающими горными массивами. Этот район можно именовать Восточной Ферганой. Исторические судьбы и культурные традиции Восточной Ферганы тесно переплетались с традициями и судьбами всей Ферганы, часто образуя с ней единое целое. Южная часть Ошской области, вытянутая вдоль горных хребтов достигала крайнего западного рубежа Ферганы, что сказалось и на характере расположенных там памятников культуры. Естественно, рассматривая археологические памятники Ошской области, историю их изучения и интерпретацию, необходимо иметь в виду, а иногда и прямо учитывать этот общеферганский аспект.
Археологическое изучение Кыргызстана началось со второй половины XIX века как составная часть российской археологической науки. Как установлено исследователями, самые ранние сведения о древностях Кыргызстана — развалинах города на берегу озера Иссык-Куль — принадлежат автору IX в. Тамим ибн Бахру. Известный русский географ из Сибири СУ. Ремезов в своих картах, составленных в 1697 году, в верховьях Таласской долины отметил пункт под названием «Орхон камень», и спустя 200 лет на обозначенном им месте были обнаружены памятники орхоно-енисейского рунического письма.
Присоединение Средней Азии, в том числе Кыргызстана, к России, завершившееся во второй половине XIX века, предполагало изучение географических, ландшафтных и других ресурсов новых территорий в целях экономического и хозяйственного освоения. Естественно поэтому, сюда следовали группы топографов, землемеров и землеустроителей. Среди них было немало образованных людей, которых привлекали памятники истории и культуры, легенды и предания, связанные с архитектурными ансамблями и историческими городами. Однако никакой официальной организации на местах, следивших за состоянием памятников, не было.
Новый период в археологическом изучении Кыргызстана начинается после победы Октябрьского переворота. Для этого периода были характерны плановость и направленность, широкие масштабы разведочных и раскопочных работ, большой хронологический диапазон исследований - от эпохи каменного века до позднего средневековья, анализ археологических материалов и увязка с конкретной историей человеческого общества. Советская археология Кыргызстана, как и собственно Советская археология, с первых дней своего становления опиралась на марксистскую методологию (Бернштам, 1949. С.8).
Правительство обратилось ко всему населению воззванием, в котором население призывалось беречь памятники старины и произведения искусства, охранять их и относиться к ним с большим уважением как к историческим ценностям и плодам одухотворенного труда (Арбузова, 1970. СП).
Забота о памятниках нашла также отражения в декретах, директивах, указаниях, в которых настойчиво разъяснялось, что все это - народное достояние, которое надо беречь и охранять.
Была создана коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, в которую вошли ученые, художники, скульпторы.
Коллегия сыграла большую роль в деле сохранения культурных сокровищ советских республик. Она развернула огромную работу по подготовке правительственных декретов, касающихся национализации, учета, реставрации и охраны памятников истории и культуры (там же, с.8).
Сведения западноевропейских и российских путешественников XVII-XIX вв
Самое раннее упоминание Ферганы и сведения о ее истории в европейской литературе содержатся в материалах голландского путешественника Николаса Витсена (1641-1717 гг.), который с посольством своей страны посетил Москву и собрал данные о городах и областях России. Его фундаментальный труд «Северная и Восточная Татария» вышел в свет в 1692 г. и долгое время оставался одним из основных европейских источников о Центральной Азии. Более полное издание появилось в Амстердаме в 1785 г. В книге Н. Витсена излагаются сообщения Геродота и других античных авторов о скифах, а также сведения средневековых арабских географов. В разделе «Фергана» кратко охарактеризованы города Касан, Ахсы, Куба, Ош и др. Таким образом, первое упоминание Оша в европейской литературе появилось более 300 лет тому назад (Заднепровский, 1986. С.75-82; 1998а. С.6).
Через сто лет, в конце XVTQ в. в Оше побывал первый русский путешественник — Филипп Сергеевич Ефремов. По возвращении в Россию он опубликовал книгу о своем путешествии под обстоятельным, характерным для того времени названием — «Российского унтре-офицера Ефремова, ныне коллежского асессора, десятилетнее странствование и приключение в Бухаре, Хиве, Персии и Индии, и возвращение оттуда через Англию в Россию, писанное им самим», Петербург, 1786 г.
Исключительно важные сведения о Фергане содержат китайские хроники Шицзй и Цяньханьшу, Переводы этих сведений впервые осуществил в середине XVIII в. знаменитый французский синолог Дегинь, В своем капитальном труде он сопоставил Фергану и древнюю Давань в следующем контексте: «В 104 г. император (У-ди) послал своего генерала Ли Гуан Ли во главе войска в Давань или Фергану». В нескольких местах он пересказывает китайские сведения о Давани, о 70 городах, о возделывании риса и пшеницы, о разведении знаменитых даваньских лошадей, о ходе войны Китая против Давани (Заднепровский, 1985. С.304).
В 1828 г. в Париже был опубликован полный французский перевод раздела о Давани, а в 1836 г. появилась работа российского академика Мария Ивановича Броссе (Заднепровский, 1998а. С.6).
Не останавливаясь на других переводах китайских источников, обратимся теперь к классическому труду Никиты Яковлевича Бичурина (в монашестве — отца Иакинфа), который представляет собой наиболее полный свод источников (Бичурин, 1951), а по количеству использованных рукописей и точности перевода превосходит не только современные ему работы, но и многие переводы авторов XX в. Этот труд, вышедший в свет в 1851 г., выдержал испытание временем и был переиздан в 1950-1953 гг. в трех томах под редакцией А.Н. Бернштама и Н.В. Кюнера. Своей работой Н.
Бичурин обогатил русскую науку, и она до сих пор служит настольной книгой для всех исследователей Средней Азии, в том числе и Ферганы.
Самая полная сводка сведений арабо-персидских авторов по истории Средней Азии, Ферганы и г. Ош содержится в фундаментальном труде В.В. Бартольда (1963а). Основные упоминания об Оше в этих источниках изданы в книге «Материалы по истории киргизов и Киргизии» (1973) под редакцией В.А. Ромодина, где использованы неизвестные и малоизвестные рукописи и надежные тексты, позволяющие уточнить и даже дополнить ранее опубликованные переводы.
Культовые архитектурные сооружения г. Ош стали предметом особого внимания русскоязычных и других авторов еще в начале XIX в. Одним из таких авторов был английский служащий, индиец Мир Иззет Уллы, совершивший свое путешествие в Центральную Азию, в частности в ее кашгаро-ферганский район, в 1812-1813 гг. Как главную достопримечательность г. Ош ему показали культовые сооружения, о которых он оставил следующее описание: «Говорят, что город Ош известен под названием Тахт-и-Сулейман (столица Соломона) ... (излагается по тексту — Н. М.). Здесь показывают гробницу Азуф-и Беркля, министра Соломона (речь идет о мавзолее Асаф ибн Бурхия, широко известном с XIII в. — Н. М.). На холме (т. е. на горе Сулайман-Тоо — Н. М.), где, говорят, спустился трон Соломона, было построено строение, увенчанное куполом. Весной сходятся сюда, чтобы посетить трон Соломона, толпы пилигримов различных национальностей из окрестных стран» (Сапаралиев, 1999. С.74).
Деятельность Киргизской археолого-этнографической экспедиции
Несмотря на широкий размах археологических исследований в республике, многие проблемы древней истории Кыргызстана оставались малоизученными и спорными, что особенно относилось к проблеме происхождения киргизского народа. Учитывая это положение, ЦК КП Киргизии, Совет Министров республики и Президиум АН СССР признали необходимым организовать комплексную археолого-этнографическую экспедицию. Киргизская археолого-этнографическая экспедиция начала свою деятельность в 1953 г, в составе четырех археологических, антропологических, этнографического отрядов и групп языковедов и фольклористов, Общее руководство работой осуществляли Г.Ф.Дебец и А.П.Окладников. Основной задачей являлось изучение этногенеза кыргызского народа и его культуры.
Трехлетние работы экспедиции ознаменовались рядом важнейших открытий. Так, А.П. Окладниковым были обнаружены многочисленные памятники каменного века и несколько стоянок эпохи бронзы (Окладников 1954а; 19546). Чаткальский археологический отряд (руководитель — А.К. Кибиров) обследовал труднодоступную Чаткальскую долину (Кибиров, 1955а; 19556; 1957;1959).
Материалы экспедиций этих лет в совокупности с тем, что установил А.Н. Бернштам, свидетельствуют о многообразии религиозных верований древнего населения и о большой роли буддизма на севере Киргизии, а также о высоком уровне городской и земледельческой культур, развивающихся под влиянием согдийцев (Кызласов, 1954; 1957; Кожемяко, 1956; 1959).
Обследованием памятников кочевого и оседло-земледельческого населения Южной Киргизии занимались Н.Н. Забелина, Т.Г. Оболдуева и Ю.А. Заднепровский. В Узгенском и Кара-Дарьинском оазисах были открыты крупнейшие в Восточной Фергане античные городские центры Шурабашат, Дун-Булак и др. (Заднепровский, 1956; 1957; 1959).
Итоги деятельности Киргизской комплексной археолого-этно-графической экспедиции и всей предшествующей исследовательской работы были подведены на научной сессии по этногенезу киргизского народа в 1956 г. По общему мнению участников сессии, киргизский народ и его культура сложились в результате взаимодействия двух этнических элементов: центральноазиатского и местного среднеазиатского (Итоги и рекомендации... 1959. С.23). Наряду с успехами, достигнутыми археологами в области исследования древней культуры Киргизстана, на сессии была отмечена и недостаточная изученность памятников II тысячелетия до н, э, (Итоги и рекомендации... 1959, С,24=25)= Результаты работ 1953-1955 гг, обобщены в шести томах издания «Трудов Киргизской комплексной археолого-этнографической экспедиции» (1956-1968) и являются крупным вкладом в разработку истории, археологии и этнографии кыргызов и Кыргызстана.
Дальнейший размах археологические исследования в Киргизии получают с 1956 г. С этого времени Институт истории АН Киргизской ССР планирует многолетние стационарные раскопки на памятниках кочевого и оседло-земледельческого населения. Археологические экспедиции проводят работы по изучению всех периодов древней и средневековой истории Кыргызстана (История Киргизской ССР, 1984. С.36). Но так произошло, что вначале были сделаны открытия великолепных памятников ранних кочевников так называемой «эпохи великого переселения народов» - конца I тыс. до н.э. и первых веков н.э. И весь период конца 50-начала 70-х гг. был охвачен зонами строящихся ГЭС, где и открыты эти памятники, ставшие эталонными для археологии Ферганы.