Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Жизненный путь и исторические взгляды Г.П. Федотова 19
1.1 .Вехи жизненного пути и творческой активности Г.П. Федотова 19
1.2. Исторические и историософские взгляды Г.П.Федотова 28
1.3. Г.П. Федотов и его парижское окружение. «Новый Град» 53
Глава 2. Русская революция и СССР в историко-политнческнх оценках Г.П. Федотова 71
2.1. «Новое средневековье» и Г. Федотов 71
2.2. «Изменчивость ликов» России 80
2.3. Русская революция и ее происхождение в трактовке Г. Федотова 86
2.4. Ленин и большевизм в оценке Г. Федотова 94
2.5. «Новая Россия» как политическая и социально-культурная структура 105
2.6. Сталин и «сталинократия» 109
Глава 3. Г. Федотов и «Новая Россия» 135
3.1. Журнал-газета «Новая Россия» 135
3.2. Политические круги русского зарубежья о «заговоре маршалов» 151
3.3. «Программа и заговор маршалов» в «Новой России» 157
ЗАОтношение Г. Федотова к «заговору красных маршалов».. 178 3.5. «Демократическая диктатура» и «программа маршалов» Г. Федотова 190
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 213
БИБЛИОГРАФИЯ 220
- .Вехи жизненного пути и творческой активности Г.П. Федотова
- «Новое средневековье» и Г. Федотов
- Журнал-газета «Новая Россия»
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию важной, но недостаточно изученной в отечественной и зарубежной историографии проблемы развития исторических взглядов и политической деятельности Г.П, Федотова, Среди мыслителей, утраченных Россией, Георгий Петрович Федотов (1886-1951), историк, публицист, культуролог, религиозный мыслитель занимает особенное и значительное место. Его работы, оказавшие огромное влияние на процесс формирования исторической мысли, долгое время были не доступны для исследователей. Идеи Г. Федотова становятся все более востребованы, так как ученый в своих работах прогнозировал распад СССР, появление «мировой империи» под господством США, угрозу массовых локальных конфликтов в конце XX века. Геополитические оценки и прогнозы, сделанные Г. Федотовым позволяют глубже оценивать современную ситуацию в мире.
Ученый много и напряженно думал над судьбой России, изучая ее прошлое и настоящее. Он исследовал историю России, акцентируя внимание на социально-политическом, социокультурном и церковно-историческом аспектах. Актуально обоснование историком идеи многовариантности этих процессов.
Актуальность исследования определяется также потребностями общества в изучении конструктивных путей преобразования российского государства. Он внимательно следил за событиями, происходившими на родине и, как правило, давал им глубокие и точные оценки. В совокупности сложных проблем, с решением которых связаны процессы переходного периода в современной России, выработка модели политического ее устройства и переходного периода «от СССР к России» являются одним из необходимых условий выхода страны из цивилизационного кризиса. Затрагивая вопросы постсоветской системной трансформации, мыслитель дал анализ земельного вопроса в России, сформулировал экономические и национальные проблемы постсоветского пространства.
Подобно П.Б. Струве, Н.А. Бердяеву, С.Н. Булгакову, С.Л. Франку и др., он прошел свой сложный путь духовного развития. Его мировоззрение заключалось в следовании демократическим убеждениям, в решительном отрицании самодержавия и утверждении принципов гуманизма и свободы на основе исторически трактуемого им православного христианства. Главная тема размышлений Г. Федотова - особый русский путь и путь европейский. Их увязка - стержневая основа его мысли. Сам историк являлся сторонником общества совершенно нового типа. Он пользовался для его определения различными понятиями - «социальное христианство», «христианский социализм», «трудовое общество». Одно из его определений отражало сущностную сторону видения Г. Федотовым этого общества - «социализм конструктивный», ставящий своей задачей не разрушение старого, а созидание нового на основе всего положительного в прошлом. Отвергая большевизм, он выступал за «свободную социальную демократию». Возрожденное российское общество должно будет, по его мысли, воплотить идеалы экономического рационализма, социальной справедливости и преодолеть «традиции» политического экстремизма. История России, рассмотренная в контексте мировой истории и культуры, давала ему основу для обобщений глобального плана.
Исторические и политические взгляды Г.П. Федотова как самостоятельная тема в историографии изучены слабо. Тем не менее, различные аспекты его творчества стали постоянным предметом изучения историков, философов, политологов. Исследования же русской эмиграции в целом, и Федотова, как его представителя, активно предпршшмались как в России, так и за рубежом.
В 1920-х годах это были статьи А. Бубнова, В. Киршона, А. Луначарского1 и др. В них впервые сделана попытка дать анализ политического спектра настроений и взглядов русской эмиграции, выяснить причины ее появле-
1 См. Бубнов А. Буржуазное реставраторство на втором году нэпа. - Пг., 1923. - 131с; Киршон В. Эмиграция и оппозиция. - М, 1927. - 211 с; Луначарский А. Смена вех интеллигентской общественности //Культура и жизнь. - 1922. - № 1.
ния, раскрыть характер отношеїши между советской властью и политической эмиграцией.
В 1930-1950 годы проблемы русской эмиграции в советской историографии практически не изучались. Лишь некоторые работы посвящены изучению истории борьбы государства с враждебными идеологиями.
Новый этап отражает проблемы идейного и политического развития эмиграции в советской исторической литературе 70-х - первой половины 80-х годов XX века. Были опубликованы специальные исследования Г. Барих-новского, Ю. Мухачева и др., впервые обращавшихся после долгих лет запретов к различным сторонам жизни и деятельности эмиграции. Политические реалии обуславливали методологическую монополию и определенную идеологическую трактовку событий.
По-настоящему ситуация изменилась лишь во второй половине 80-х годов XX века, ознаменовавших новую веху в изучении русской эмиграции. В обстановке глубоких перемен в обществе были напечатаны книги о русском зарубежье, выгодно отличавшиеся творческой независимостью авторов от идеологических пристрастий. В этом плане интересны работы И.А. Исаева, А.В. Квакина, В.И. Мануйлова3. Монографии выгодно отличаются авторской независимостью в изложении событий и фактов. Доступность источников способствовала углублению и расширению исследований по данной теме.
В 1995 году вышло в свет издание Российского института культурологии и центра по изучению отечественной культуры Института российской истории РАН сборника статей «Культура русского зарубежья»4. В нем широко представлены статьи о политической программе евразийцев, о путях пре-
2 Барихновский Г.В. Идейно-пошггический крах, белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции
1921-1924 гг. - Л.: Лениздат, 1978. - 211 с; Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов бур
жуазного реставраторства в СССР. -М: Мысль, 1982.
3 Исаев И.А. Идеи культуры и государственности в трактовке евразийцев //Проблемы правовой и политиче
ской идеологии. - М., 1989. -125 с; Квакин А.В. Идейно-политическая дифференциация российской интел
лигенции в период нэпа. 1921-1927. - Саратов, 1991; Мануйлов В.И. Две парадигмы //Полис. -1991. - № 3.
4 Культура российского зарубежья //Под ред. А.В. Квакина, Э. А. Шулеповой. - М.: Русский вестник, 1995. -
300 с.
6 образования России, идейных установках журнала «Новый град». Многие работы Г.П. Федотова были впервые опубликованы в этом издании.
Еще одним обобщающим фундаментальным трудом, вышедшим в свет в 1997 году стала «Литературная энциклопедия Русского зарубежья (1918-1940)», осуществленная при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и ИНИОН РАН. Это многотомная работы - первый опыт подобного издания, в котором обобщены многолетние исследования в области изучения истории и творческого наследия русской эмиграции5. Именно в этой энциклопедии, на наш взгляд, содержится объемная информация о биографии и основных публикациях Г.П. Федотова. Ценные сведения содержатся также в библиографических сборниках, вышедших в последние десятиле-
6 тия .
На западе по истории русской эмиграции вышло в свет немалое коли-чество работ . Особое место среди них занимают исследования, принадлежащие перу самих эмигрантских авторов (А. Изгоев, П. Милюков, А. Амфи-театров, В. Зеньковский) .
Работа Г. Струве, по мнению диссертанта, является одной из наиболее удачных попыток исторического обзора жизни и деятельности первой волны эмиграции9. В монографии, в частности, раскрывается позиция Г.П. Федотова по целому ряду проблем, анализируются его публицистические сочинения.
5 Литературная энциклопедия русского Зарубежья (1918-1940). - М.: РОССПЭН, 1997. - Т. 1. - 512 с; Лите
ратурная энциклопедия русского Зарубежья: золотые страницы русской эмиграции. - М: РОССПЭН, 1998.
- Т. 2. -437 с; Литературная энциклопедия русского Зарубежья: периодические издания. М: РОССПЭН,
2000.-Т. 3.-613 с.
6 Газеты русской эмиграции в фонддах отдела литературы русского зарубежья Российской государственной
библиотеки: Библиографический каталог /Сост. Макаревич Е.В. - М., 1994. - 322 с; Алексеев А. Д. Литера
тура русского зарубежья: Книги 1917-1940. Материалы к библиографии. - СПб.: Петрополис, 1993. = 215 с;
Русская эмиграция: журналы и сборники на русском языке, 1920-1980 /Сост. Гладкова TJL - Париж; YMKA
-PRESS, 1988.-211 с; Русское зарубежье, 1917-1991: Каталог изданий/Сост. Толстых Г.А.-М: Дом Ма
рины Цветаевой, 1992. - 311 с; Тсрапиано 10. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974).
- Париж: YMKA - PRESS, 1987. - 311 с.
7 Report of a Survey. Royal institute of International Affairs. - London, 1939. -129 p.; Chapin Huntington W. The
Homesick millions Russian-out-of-Russia, Boston. — 1933. - 198 p.
8 Изгоев A.C. Рожденные в революционной смуте (1917-1932). -Париж: YMKA-PRESS, 1932.-211 с;
Милюков ПЛ. Эмиграция на перепутье. - Париж: YMKA - PRESS, 1956. - 198 с; Амфитеатров А.В. Лите
ратура в изгнании. — Белград, 1929. - 184 с; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. — М: Республи
ка, 1987.-367 с.
9 Струве Г.П. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, 1956; 2-е изд. Испр. и доп. Париж: YMKA -
PRESS, 1984.-419 с.
В 60-70 годы были опубликованы работы ряда эмигрантских авторов (Г.А. Адамович, ГТ.Е. Ковалевский, Н.П. Полторацкий, М. Карпович, Н. Зер-нов) , попытавшихся систематизировать материал, касающийся общественно-политической деятельности, культурного и политического наследия русского Зарубежья. Все эти авторы упоминали в своих монографиях работы Г.П. Федотова. Г. Адамович, в частности, высоко оценивал научную деятельность и личность Федотова и сравнивал его с Чаадаевым и Герценом. Как и они, Георгий Петрович Федотов был историком-мыслителем и публицистом европейского и мирового масштаба, как и они, обладал даром облекать свои идеи в блестящую литературную форму.
Но в отличие от Герцена, он не проходил через болезненные кризисы, не знал трагических разочарований и разладов. Даже отказавшись от каких-либо взглядов, этот на удивление гармоничный человек всегда сохранял из них то, что считал подлинным и ценным.
Однако степень разработанности проблемы, обозначенной в названии диссертации, следует признать крайне низкой. Следует отметить, что до сих пор не появилось ни одной монографии, которая бы всесторонне освещала творческое, не говоря уже об историческом наследии Г.П. Федотова. Можно говорить лишь о пространных очерках творчества Г.П. Федотова в целом, в которых внимание явно акцентируется на его религиозно-философской и историософской сторонах творчества. Что касается его творчества как историка, то пока речь можно вести лишь о более или менее обстоятельном анализе его отдельных аспектов.
Первые попытки анализа взглядов мыслителя появились тогда, когда был «снят занавес» с литературы «Русского зарубежья». Это были работы часто эпизодического характера, вводившие сочинения Федотова в рамки тех или иных концепций.
10 Адамович Г. Вклад русской эмиграции в мировую культуру. - Париж: YMKA - PRESS, 1961.- С. 7.; Ковалевский П.Е. Зарубежная Россия: История н культурно-просветительная работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). - Париж: YMKA - PRESS, 1971.- С. 256-259; Полторацкий H.IL Россия и революция: Русская религиозная философская и иационалыю-политическая мысль XX века: Сб. статей. -Tcnafly (N/J), 1968. —321 с; Карпович М. Некролог//Новый журпал. -1951. -№ 8. - С. 16; Зерпов Н. Русское религиозное возрождение. -Париж YMKA-PRESS, 1991.-201 с.
В середине 1990-х годов появились монографии Ф.И. Гиренка, О.Д. Волкогоновой11. Рассматривая в целом историческое и философское наследие представителей русской эмиграции, авторы достаточно четко наметили основные концептуальные направления во взглядах Г.П. Федотова. Эти исследования, на наш взгляд, являются наиболее информативными, впервые широко вводившие работы Федотова в научный оборот.
Уверенные шаги в изучении творческого наследия историка были сделаны в кандидатских диссертациях М.Г. Галахтина, М.Ю. Морозовой, Г.П. Довгая, Г.В. Золотой, Э.А. Шаряповой . На период с 1993 по 1999 годы были написаны диссертации, в которых авторы рассматривают философские, культурологические, социологические аспекты творчества Г.П. Федотова.
Именно поэтому автор дашюго диссертационного сочинения ставит своей целью рассмотреть историческую тематику федотовских работ, раскрыть ранее не исследованные взгляды ученого на историю России, ввести в отечественную историческую науку работы Федотова на английском языке, которые еще не переведены у нас на родине.
Г.П. Довгий удачным образом сумел показать Федотова - агиолога, который синтезировал христианскую идею и практику, проработав ее на широком агиографическом материале. М.Г. Галахтин подробно и на высоком научном уровне рассматривает историософскую концепцию мыслителя, детально анализируя основные ее направления. В исследованиях Э.А. Шаряповой, рассмотрены философские аспекты творчества Федотова, должным образом уделено внимание культурологической тематике работ мыслителя.
Явно недостаточно был изучен вопрос о социологических аспектах творчества Федотова, что очень удачно, на наш взгляд, сделала Г.В. Золотая.
11 Гиренок Ф.И. Патология русского ума. - М: Знание, 1998. - 301 с; Волкогонова О. Д Образ России в фи
лософии русского зарубежья. -М: РОССПЭН, 1998. -240 с.
12 Галахтин MX. Философия истории Г.П. Федотова Автореферат диссертации кандидата философских на
ук. - М., 1993. - 21 с; Морозова М.Ю. Историсофский анализ проблемы интеллигенции в трудах Г.П. Федо
това. Автореферат диссертации каїиидата философских наук - М, 1996.; Довпш Г.П. Историософская
концепция России в творчестве Г.П. Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. -
М., 1997. - 23 с; Золотая Г.В. Социологические аспекты творчества Г.П. Федотова. Автореферат диссерта
ции кандидата социологических наук. - М, 1998. - 24 с; Шаряпова Э.А. Философия русской культуры Г.П.
Федотова. Автореферат диссертации кандидата философских наук. - М, 1999. - 22 с.
МЛО. Морозова детально проработала концепцию интеллигенции, проведя историософский анализ данной проблемы.
В публикациях Ю.Г. Иваска, В.Н. Топорова, В. Сербиненко, И. Хераскова13 сделан упор на философское осмысление Федотовым отечественной истории. Они приходят к выводу, что блестящий талант историка нашел выражение почти исключительно в статьях, написанных, правда, в великом множестве. Это, наряду с разбросанностью работ Г.П. Федотова по эмигрантской малотиражной печати, делает для современного читателя особенно трудным знакомство с его идеями. Тематические сборники его статей - единственный способ дать цельное представление о его методе и концепциях.
Г.П. Федотов, как было отмечено выше, родился и учился в Воронеже. Основные вехи воронежского этапа семьи Федотовых рассмотрены в работе А.Н. Акинышша14. Вышел сборник «Воронежский край и Зарубежье»,15 где историки, философы, филологи ведущих воронежских вузов отслеживают судьбу своих соотечественников, жителей Воронежа, волею судеб оказавшихся за рубежом. В этот сборник вошли и публикации о Г.П. Федотове.
Монография Н.А. Омельченко16 широко и полно освещает общественно-политическую мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности. Взгляды Федотова на интеллигенцию и религиозную историю России включены в данную монографию.
В целом, биография Г.П. Федотова, его мировоззрение, в частности религиозно-философские взгляды изучены неплохо. Но существуют недостаточно исследованные и совсем не исследованные вопросы. Так, на наш взгляд, нуждаются в крупном, специальном исследовании исторические взгляды Г.П. Федотова в целом. Совсем не исследована деятельность Г.П.
13 Иваск Ю. Г.П. Федотов //Русская релипюзио-философская мысль XX века. Сб. ст. Полторацкий 1L - Пит-
тсбург, 1974. - С. 36-49; Топоров В.Н. О русском мыслителе Г.П. Федотове //Наше наследие. 1989. - N 4. -
С. 45-53; Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика XX века. - М.: Русский хронограф, 1996. - 211
е.; Херасков И. Г.П Федотов //Возрождение. - 1951. - № 18. - С. 13-18.
14 Акипышт А.Н. Семья Федотовых в Воронеже //Русская мысль. - 1997. - № 4173. - С. 13.
15 Воронежский край и Зарубежье. - Воронеж: МИПП «Логос», 1992. -120 с.
16 Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции
1917 года.-М: Планета детей, 1997.-181 с.
Федотова в 1936-1940 гг. в журнале-газете и одноименной политической организации А. Керенского «Новая Россия». Имешю этот аспект жизни и деятельности Г.П. Федотова фактически оказался проигнорирован исследователями, хотя именно в этом издании и в эти годы творчество Г.П. Федотова обрело весьма своеобразный, нуждающийся в изучении, характер. Именно в «Новой России» Г.П. Федотов проявил себя в органичном сочетании историка и политика. Обращение внимания к этому периоду и этому аспекту творчества Г.П. Федотова заставляет по особому ставить вопросы к его предшествующей деятельности историка-исследователя и публициста, мотивируя важность и обоснованность поставленной темы настоящего диссертационного исследования.
Предлагаемое исследование не ставит целью освещение всего круга вопросов, затронутых в работах Федотова. Сделать это, учитывая всю сложность и многоплановость его мировоззрения, в рамках небольшой по объему работы не представляется возможным. Поэтому речь пойдет, главным образом, об исторической концепции Федотова, позитивном вкладе, который он внес в разработку и осмысление основополагающих вопросов дореволюционной отечественной истории, Октябрьской революции 1917 года, истории СССР в виду историко-политической проблемы «новой России» и его активном политическом видении и участии в контексте решения им указанных вопросов.
Учитывая важность, актуальность и отсутствие специальной работы по очерченной выше проблематике, мы избрали ее в качестве темы для нашего диссертациошюго исследования. Цель диссертации заключается в комплексном исследовании историко-политических взглядов и деятельности Г.П. Федотова в «парижский период» его жизни (1925-1940 гг.).
Реализация поставленной цели потребовала решения нижеследующих взаимосвязанных задач:
определить историческую и историософскую концепцию Г.П. Федотова, сформировавшуюся в процессе всей его творческой деятельности в контексте конкретно-исторических условий изучаемой эпохи;
рассмотреть динамику и идейно-тематические тенденции в историко-политической деятельности Г.П. Федотова в указанный период;
раскрыть его воззрения и их эволюцию на современную ему Россию (СССР) и ее новейшую историю в свете историософской оценки и социально-политических «проектов» «нового града» и «новой России»;
показать историю Октябрьской революции в изображении Г.П. Федотова, являвшуюся составной частью его общеисторической концепции;
выяснить причины появления, место и роль «Новой России» в политической жизни и деятельности русского зарубежья;
исследовать смысл, характер и историко-политическую специфику деятельности Г.П. Федотова в «Новой России».
Объектом исследования является историческое и политическое творческое наследие Г. Федотова. Изучение его особенностей позволит дать более полную характеристику мировоззрения и деятельности русского мыслителя.
Предметом диссертационного исследования стали его историческая концепция, исторический и социально-политический анализ проблем современной ему «новейшей» отечественной истории и их взаимосвязь с политическими взглядами и политической деятельностью Г. Федотова в «парижский период» его жизни и творчества (1925-1940 гг.). Своеобразным пиком вовлеченности Г. Федотова в решение насущных политических проблем СССР-России являются 1936-1938 гт. Предмет исследования объясняет и его хронологические рамки.
Хронологические рамки исследования - 1925-1940 гг. - обусловлены временем жизни и творчества Г. Федотова в Париже. Хотя он уехал из СССР в сентябре 1925 г., а в Париже оказался в октябре того же года, реальная творческая деятельность Г. Федотова в столице Франции начинается с первых его публикаций в 1926 г. Завершается же его «парижский период» жизни
и деятельности летом 1940 г., после оккупации столицы Франции немецкими войсками и его отъезда из Парижа.
Указанные хронологические рамки диссертационного исследования мотивируются также характером его деятельности. В «российский период» Г. Федотов был в основном вовлечен в академическую сферу истории средневековой культуры и церкви. Возросшее с 1917 г. стремление уйти от революционного хаоса и разрушения России в область медиевистики, обозначившееся его «возвращеігаем в православие и воцерквлением», привели его в эмиграцию. Оказавшись же в Париже, Г. Федотов начал быстро втягиваться в драматичный меняющийся мир «новейшей истории» и политики России и Европы, обнаруживая дар выдающегося историка-публициста, ангажированного политикой. Жизнь и творчество Г. Федотова в «парижский период» оказались резко отличными и от «российского», и от будущего «американского», будучи оживленными актуальной проблематикой политических и социально-культурных процессов в Европе и в СССР.
Решение перечисленных выше задач для достижения поставленной цели исследования обусловила состав и характер привлекаемых в диссертационное исследование. Эти источники можно разделить на несколько групп: неопубликованные архивные материалы, разнообразные виды опубликованных материалов: мемуары, статьи, периодические издания изучаемого периода. При этом основным источником стало творческое наследие самого Г.П. Федотова в совокупности его историко-политических статей, произведения эмигрантских авторов, публиковавшиеся в различных органах эмигрантской периодической печати, рецеїгзии, отзывы о нем.
Библиография трудов Г.П. Федотова обширна и обстоятельна, включает в себя 258 статей и сборников на русском и 45 на иностранных (преиму-щественно на английском) языках .
Публицистика русского периода (1911-1925) - это, в основном, работы, посвященные истории средневековых культов, феодального быта. Здесь
Библиография трудов Г.П. Федотова, 1886-1951. - Париж, 1956. - 48 с.
можно выделить около 10 крупных публикаций. Специфика данного этапа определялась, прежде всего, христианским мировоззрением Федотова и работой с 1914 года на кафедре средневековой истории.
Французский период (1926-1940) - это около 180 работ в журналах «Числа», «Вестник РСХД», «Путь», «Современные записки», «Новый Град», «Новая Россия», в которых апализируются социально-политические и культурные процессы в СССР и Европе, рассуждения о социализме, христианстве, о России, революции. Почти каждому значимому событию мировой истории посвящена та или иная публикация: «СССР и фашизм», «Испания и Рос-
сия», «Зарубежная церковная смута», «Письма о социализме» . Под псевдонимом Е. Богданов выходят его наиболее известные работы, такие как «Трагедия интеллигенции» и «Три столицы»,19 в которых автор прочно заявил о себе как историк, исследующий социально-политические аспекты отечественной истории.
В 1928 году выходит в свет монография «Св. Филипп, митрополит мо-сковский», знаменитая работа «Святые древней Руси» . Эти фундаментальные работы по истории отечественной культуры, основанные на исследовании огромного количества источников, большого корпуса религиозной литературы - жития святых. Историк может констатировать факт, допускающий всегда не одно, а много научных или религиозных объяснений. Он не имеет права устранять факт только потому, что факт выходит из границ его личного или среднего житейского опыта. Такой, одновременно критический и связанный с преданием веры, сбалансированный подход был положен Федотовым в основу его работ.
Американский период (1942-1951) - около сорока работ о второй мировой войне, о послевоенной ситуации в мире, опубликованные в журналах
18 См. Федотов Г.П. Россия, Европа и мы. Сборник статей. (1930-1932). Париж: YMCA-PRESS, 1974. - 320
с; Федотов Г.П. Защита России. Сборник статей. (1933-1940). Париж: YMCA-PRESS, 1988. - 315 с.
19 Федотов ГЛ. Судьба и грехи России. В 2-х тт. - СПб.: София, 1991. - Т. 1. - С. 28.
20 Федотов Г.П. Святой Филипп, митрополит Московский. - М: Мысль, 1981. - 118 с.
21 Федотов Г.П. Святые древней Руси. - Париж: YMCA-PRESS, 1989. - 243 с.
«За свободу», «Новый журнал», «Социалистический вестник», «Народная правда», «Новое русское слово», «Вестник РСХД».
На этом этапе па иностранных языках (французском, немецком, английском) вышло в свет около пятидесяти различных статей и книг в западных исторических журналах «Church History», «Review of Politics», «Ultimate Question», в которых автор показал свое видение проблем современной отечественной истории, либеральной концепции будущего России, изучение национальных проблем в СССР.
Фундаментальное двухтомное исследование этого этапа - «Русская религиозная мысль»22 так и осталось незавершенным. Это малоизвестное произведение Федотова еще не переведено на русский язык, но автор диссертации, изучив данную работу, ввела многие факты и их интерпретацию Федотовым в изложении исторической концепции.
Мы широко используем материалы периодики, издававшейся за рубежом. По нашему мнению, это очень ценный источник, который позволяет выявить идейные позиции ученых-эмигрантов, в частности взгляды Г.П. Федотова на ту или иную проблему, событие. Среди них наиболее важными представляются - журналы «Путь» (1925-1940) и «Новый град», основанный Федотовым и Степуном в 1931 году и просуществовавший до 1939 г. Это были религиозно-философские журналы, в которых Федотов заявил о себе как специалист в области исследоваїшя социально-экономического и культурного облика будущей России. «Новый град» содержал в себе целостное социально-активное христианское мировоззрение. Оппонентами журнала очень часто выступали М. Вишняк, И. Гессен.
Программная установка журнала «Путь» - преодоление раскола между эмиграцией и Россией. Это было издание религиозно-философской академии в Париже. Установкой на поиск социальной правды в христианстве отмечены статьи в «Современных записках». Этот толстый журнал также публиковался в Париже (1925-1940) и являлся единым литературным фронтом эмиграции.
22 Fedotov G.P. The Russian religion mind. 10-13 centuries. Cambridge: Harvard University press, 1946. - 435 p.; The Russian religion mind 13-15 centuries. - Cambridge Mass: Harvard University press, 1966. - 2 volume.- 413 p.
Мыслитель отмечал хорошую работу литературно-критического и библиографического отделов.
В 1931 году Федотов стал редактором «Вестника русского студенческого христианского движения», публиковался в «Числах» (1930-1934). Журнал «Числа» являлся журналом молодой эмигрантской литературы, своеобразной пробой их пера.
В это же время в Париже выходили в свет непериодические серийные издания и сборники, в частности «Версты» (1926-1928), где были опубликованы две наиболее известные статьи ученого: «Трагедия интеллигенции» и «Три столицы», вышедшие под псевдонимом Е. Богданов. В «Новом журнале» (США) Федотов возглавлял отдел политики и культуры. За границей он возобновил преподавательскую деятельность: 1926-1940 годы - профессор Православного Богословского института в Париже, 1943-1951 годы — профессор Православной академии в Нью-Йорке. Там он создал свои главные научные труды о русской культуре и искусстве.
Своеобразным изданием являлся журнал «Православная мысль» - труды профессоров православного Богословского института в Париже. Помимо интересных статей, в которых перу Федотова принадлежит масса публикаций, в нем отражена научная деятельность института, в частности, сообщения о присуждении ученых степеней и званий, впеакадемические занятия профессоров, учебная деятельность института.
В эмиграции Федотов активно участвует в заседании литературного общества «Зеленая лампа», «Круг» (1935), в которых он предостерегал писателей зарубежья от русского максимализма, граничащего с нигилизмом. Вскоре стал выходить одноименный сборник «Круг», где у Федотова появилась еще одна возможность общаться с читателями.
Наконец, следует обратить особое внимание на фактически не исследованное, хотя и весьма обширное, историко-политическое творческое наследие Г.П. Федотова в журнале-газете «Новая Россия» (1936-1940).
При написании диссертации была использована мемуарная литература, в частности, воспоминания жены Е.Н. Федотовой, ученика профессора И.М. Гревса - Н.П. Анциферова24. Интересны отзывы редактора «Современных записок» М.В. Вишняка, П.М. Бицилли, Н.А. Бердяева, ФЛ. Степуна . При значительной доле субъективизма, свойственного подобного рода литературе, она существенно дополняет наши зпания и является значительным вкладом в общее исследование.
К группе неопубликованных источников относятся архивные материалы. В настоящем исследовании были использованы документы Государственного Архива Российской Федерации (ГАРФ) - фонда Русского заграничного исторического архива, в котором сосредоточены документы по истории и культуре русского зарубежья. Этот фонд частично юыд передан в 1960 году в ЦГАЛИ СССР (ныне РГАЛИ), в МИД СССР, ЦГАСА (РГВА) и другие государственные и ведомственные архивы, что существенно нарушило принцип целостности, недробимости комплектов. В этом фонде сосредоточены документы и материалы эмигрантских общественных организаций, учреждений и редакций различных изданий (Русского юридического факультета в Праге, редакций газет «Руль», «Последние новости», «Воля России», «За Россию»). Стали доступны личные фонды, переписка деятелей русской эмиграции26. Огромная работа проделана Н.А. Омельченко для введения в научный оборот основных архивных фондов деятелей русской эмиграции.
Для освещения биографии Г.П. Федотова привлекались архивные материалы, хранящиеся в Государствешюм архиве Воронежской области. Основным фондом послужил Фонд № 29, в котором содержится информация об отце Федотова, его карьере, личной жизни27.
23 Федотова Е.Н. Георгий Петрович Федотов //Федотов ГЛ. Лицо России. - Париж: 1967. - С. 1.
24 Апциферов ILIL Воскресение //Мейср А. А. Философские сочинения. - Париж: 1982. - С. 460.
25 Вишняк М.В. «Современные записки». Воспоминания редактора - Indiana, 1957. - С 243-244; Бицилли
П.М. Рсц. На кн. Исход к Востоку. Утверждения евразийцев. - София: 1921; Бердяев Н.А. Антология. Санкт-
Петербург: Изд-во РХГИ. - 1994. - 570 с; Степун Ф. Г.П. Федотов //Русские философы. Конец ХГХ-сер. XX
века. Биографические очерки. Библиография. Тексты сочинений. - М.: 1996. - 84 с.
26 См. ГАРФ. Ф. 579. Оп. 1. Д: 18, 141,146,344; ф. 5783. Оп. 1. Д. 112, 151, 305; ф. 5853. Оп. 1. Д 10, 11; ф.
5912. Оп. 1. Д. 53, 55,69,76,112, 116.
27 См. ГАВО. Ф. 29. Он. 1. Д 12,13, 14; Ф. 29. Оп. 142. Д. 21.
Методологической основой исследования явились положения об общих законах научного познания истории, сложившиеся в современной исторической науке. Первоочередными принципами, использованными при написании данной работы, являются принципы историзма, когда события данного периода рассматриваются не как отдельно взятые, а в связи с другими явлениями, и принцип объективности. Он позволил проанализировать исторические взгляды Федотова с учетом реалий политического и социально-экономического характера.
В работе были применены специально-исторические методы исследования: сравнительно-исторический, хронологический, метод исторической реконструкции, актуализации. Диссертация базируется на положениях, установках, принципах, содержащихся в исторической науке.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном изучении исторических взглядов Федотова, а также его историко-политической деятельности. В ней собран, систематизирован и обобщен материал из разных источников. Несмотря на выявленный интерес исследователей к названной теме, многие теоретические проблемы еще остаются нерешенными. Историческая концепция Г.П. Федотова впервые была исследована в отечественной исторической науке. В научный оборот были введены работы Федотова на английском языке, которые внесли огромный вклад в формирование эмигрантской и отечественной историографии.
В диссертационной работе впервые исследованы основные структурные элементы исторической и историософской концепции Федотова, показана ее сущность, вклад Федотова в становление и развитие эмигрантской исторической науки, идущей в тесной взаимосвязи с традициями отечественной историографии; освещены социально-политические взгляды мыслителя и его историко-политическая деятельность в «парижский период».
На фоне происходящих в настоящее время переходных процессов в России, выводы диссертации могут способствовать комплексному и более цельному изучению протекающих в современном российском обществе про-
цессов и явлений. Материалы диссертации могут быть использованы при написании работ о русском зарубежье, истории России, при подготовке учебных пособий по истории Октябрьской революции 1917 года, в преподавании курса Отечественной истории.
Предложенный подход может быть положен в основу исследований, связанных с анализом революционных процессов России, исследований истории русской церкви, анализов прогностического характера. Диссертация может стимулировать дальнейшее изучение проблемы и углубление соответствующих разделов истории России.
По теме исследования опубликовано 5 научных статей, общим объемом 1,9 п.л. Основные положения диссертации излагались на ежегодных научных конференциях в ВГУ, ОГУ, РАГС (Воронежский филиал).
Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
.Вехи жизненного пути и творческой активности Г.П. Федотова
Георгий Петрович Федотов (1886-1951) родился в Саратове в семье мелкого чиновника. В возрасте трех лет его семья переехала в Воронеж, где прошли детство и юность мальчика. В привлечешшх архивных материалах, находящихся в ГАВО периода с 1889-1904, были обнаружены интересные факты из жизни семьи Федотовых. Отец его, родом из Воронежа, в 1884 году добился потомственного дворянства и управлял канцелярией губернатора. После внезапной смерти отца в 1898 году семья Федотовых пройшла еще шесть лет в Воронеже. Документальных свидетельств об этом периоде жизни пока не найдено. Есть лишь позднейшие свидетельства самого Георгия Петровича и воспоминания его одноклассника Николая Блюммера28.
В связи со сложным материальным положением Георгий был вынужден перейти в интернат гимназии. В дневниковой заметке от 3 июля 1935 года, говоря о формировании у него религиозного чувства, Георгий Петрович отмечал «сырость и холод воронежских церквей»29. Речь идет о Тихвшю-Онуфриевской церкви, ближайшей к дому губернатора, где часто бывала семья Федотовых.
В Воронеже Федотов увлекся гуманитарными науками, зачитывался статьями Белинского, Добролюбова, Чернышевского, Писарева. Под влиянием их идей произошел переход от религиозного к социал-демократическому мировоззрению. Несколько одноклассников Федотова были занесены как неблагонадежные в жандармскую картотеку.
Социал-демократические убеждения Федотова определили его профессиональный выбор и место дальнейшего обучения. В 1904 году он окончил воронежскую гимназию с золотой медалью и поступил в Петербургский технологический институт (1904-1906). В 1905 году после смерти Петра Ивановича Федотова семья вернулась в Саратов. Сюда часто приезжал Георгин Федотов из Петербурга на каникулы. Здесь, в Саратове, Федотов встретил первую русскую революцию, будучи членом РСДРП.
Студент Федотов характеризовал действия правительства в тенденциозной форме, говоря о том, что революция - это неизбежный процесс, который наступит скоро, что все приемы борьбы будут использованы для борьбы с правительством. И до тех пор, пока в России не будет Учредительного собрания, до тех пор народ будет находиться в рабстве, как при существующем самодержавном строе.
В 1906 году он был арестован и выслан за границу, где изучал историю в Берлинском университете (1906-1908 гг.). Там он знакомится с Т. Дмитриевой, которая много рассказывала ему о лекциях профессора Гревса, об историко-филологическом факультете, что заставило Федотова пересмотреть представлеіше о своем пути. Партийные связи он не разрывал, продолжал контактировать с социал-демократами, подвергается высылке из Пруссии, два года учится в Йенском университете, но началась иная внутренняя работа, новое жизненное самоопределение.
В его взглядах уже наметились перемены. Он начал сомневаться в незыблемости атеизма и пришел к выводу, что найти верный курс для социальных преобразований невозможно без серьезного знания истории. Вот почему, вернувшись в 1908 г. в Петербург, Федотов поступил на историко-филологический факультет. Связи с кругами революционеров остались, но в центре для Федотова отныне наука: история.
«Новое средневековье» и Г. Федотов
Личная близость и долговременное сотрудничество в одних и тех же периодических изданиях русского зарубежья в межвоешіьш период Г. Федотова, Н. Бердяева, Ф. Степуна в 20-30-е годы провоцирует вопрос о наличии некоего принципиального мировоззренческого единства из взглядов. Известно, что в 1924 г. Н. Бердяев опубликовал весьма объемное программное сочинение, названное им «Новое средневековье». Именно так он в целом характеризовал духовное, мировоззренческое, культурное состояние России и Европы после Первой мировой войны и русской революции. Не ставя перед собой задачу детально проанализировать эту работу Н. Бердяева, остановимся лишь на ключевых ее концептуальных положениях в контексте нашего исследования исходных мировоззренческих установок Г. Федотова. Сам Н. Бердяев дает несколько смысловых определений введенного им понятия «новое средневековье», обращая внимание на наиболее существенные его свойства.
«Новым средневековьем я называю ритмическую смену эпох, - объясняет он, - переход от рационализма новой истории к иррационализму или сверхрационализму средневекового типа»94. Иными словами, его рассуждения о «новом средневековье» идут в русле анализа тенденций духовно-культурного характера для Европы и России. Констатируя революционный характер переживаемой эпохи, он поясняет, что ведет речь не о русской революции, сколь бы значительна она не была по своему воздействию, а о «духовной революции», которую он приветствует и к которой призывает. «Призыв к новому средневековью в нашу эпоху, - уточняет он, - и есть призыв к революции духа, к новому сознанию»95. Н. Бердяев считает, что прежнее мировоззрение, прежняя установка сознания, сформировавшаяся в парадигме рационализма нового времени XVII-XIX вв., безвозвратно ушло в прошлое, изжив себя. «Я исхожу из глубокого убеждения в том, - пишет он, - что нет возврата ни к тому образу мыслей, ни к тому строю жизни, которые господствовали до мировой войны, до революции и потрясений, захвативших не только Россию, но и Европу и весь мир. Все привычные категории мысли и формы жизни самых «передовых», «прогрессивных», даже «революционных» людей XIX и XX веков безнадежно устарели и потеряли всякое значение для настоящего и особенно для будущего»96. Русский мыслитель утверждает, что новое мировоззрение основывается не на убеждении в возможности рационального, научного постижения и восприятия мира, а вновь, как в эпоху средневековья, - на религиозном к нему отношении. «Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом, -считает он. - Коммунизм это показывает. Он отменяет автономный и секу-лярный принцип новой истории, он требует «сакрального» общества, «сакральной» культуры, подчинения всех сторон жизни религии дьявола, религии антихриста. В этом огромное значение коммунизма. В этом он выходит за пределы новой истории, подчиняется совсем иному принципу, который я называю средневековым»97. Отталкиваясь это этих рассуждений, он дает дополнительное пояснение тому, что он называет «новым средневековьем». «Разложение серединно-нейтрального, секулярного гуманистического царства, - пишет он, - обнаружение во всем полярно-противоположных начал и есть конец безрелигиозной эпохи нового времени, начало религиозной эпохи, эпохи нового средневековья»98. Н. Бердяев еще более усиливает свои основные тезисы, утверждая, что «и возврат к средневековью есть возврат к более высокому религиозному типу»99. Таким образом, суть «нового средневековья» в том, что это возвращение вновь «религиозной эпохи».
Журнал-газета «Новая Россия
Специального внимания заслуживает творчество Федотова в журнале-газете «Новая Россия», начиная с марта 1936 года до лета 1940 года. Эта сторона деятельности Г. Федотова практически не нашла ни освещения, ни изучения у историков. Однако, пожалуй, именно содержание, характер и направленность публикаций Г. Федотова в этом журнале позволяют значительно расширить и существенно воздействовать на сложившиеся представления о ЛІГЧНОСТИ Г. Федотова, его исторических взглядах, особенностях его мировоззрения, социально-политических настроеїшях. Самое существеїшое, что можно понять, изучая этот аспект жизни и творчества Федотова, это то, что сотрудничество в «Новой России» было, своего рода, проекцией его взглядов и творчества в политическую практику. Но, прежде чем исследовать деятельность Г. Федотова в журнале «Новая Россия», целесообразно составить представление о самом этом журнале.
Впервые журнал под таким названием - «Новая Россия» - начал издаваться в Советской России в 1922 г. В марте и июне 1922 г. в Петрограде вышли два первых номера этого журнала. Это был общественно- литературный и научный ежемесячный журнал «сменовеховского направления». Он издавался на протяжении 1922-1926 гг. под редакцией И.Г. Лежнева. Сначала, как выше было уже отмечено, он выходил в Петрограде, а, начиная, с третьего номера, с августа 1922 г., уже под названием «Россия», он продолжал выходить в Москве. Таким образом, новое периодическое издание А. Керенского, вновь названное «Новая Россия», во всяком случае, по названию, как бы возрождало старое.
Периодическое издание А. Керенского «Новая Россия» начало выходить в Париже по инициативе, при активном участии и под редакцией А. Керенского с начала марта 1936 г. Оно продолжало издаваться до лета 1940 г. и прекратило свое существование в связи с отъездом А. Керенского в США. Таким образом, «Новая Россия» являлась «журналом Керенского». Издаїше было задумано и осуществлялось, как двухнедельная газета либерально-демократического направления. Напомню, что до начала издания «Новой России» в русском зарубежье наиболее авторитетными и распространенными периодическими изданиями, газетами были либеральные и ежедневные «Последние новости», издававшиеся П.Н. Милюковым, и еженедельная, монархическая «Возрождение» Ю. Семенова.
По своему содержанию новый журнал отличался от других, издававшихся в русском зарубежье. Материалы, публиковавшиеся в нем носили сугубо общественно-политический характер, даже преимущественно политический. Содержание публикаций в журнале вполне соответствовали названию журнала: они были посвящены характеристике и оценкам событий и процессов, происходивших в «новой России», т.е. в СССР, главным образом, политическим. Кроме того, следует отметить, что журнал этот выходил весьма часто, два раза в месяц.
В отличие выходивших к этому времени других периодических изданий в русском зарубежье, это должно было динамично реагировать на текущие политические события. В этом отношении, с точки зрения функциональной, по динамизму реакции на политическую жизнь, «Новая Россия» оказывалась чем-то средним между газетой и толстым журналом.
Следует также обратить внимание на тот факт, что в особых случаях, когда возникала необходимость обсуждения какого-либо весьма важного политического вопроса современности, так или иначе связанного с социально-политическими процессами в СССР, созывалось собрание редакции, авторов и иных лиц, причастных к изданию, как это было, к примеру, когда А. Керенский подготовил специальный доклад о «Заговоре Тухачевского» 22 июня 1937 г. (более детально этот вопрос будет рассмотрен ниже) . Учитывая такого рода факты, имеются основания считать, что «Новая Россия» являлась не только журналом-газетой, но и одноименной политической организацией, сформировавшейся вокруг данного издания.
Название издания - «Новая Россия» - было взято не случайно. Учитывая же направленность материалов, публиковавшихся в журнале, читателю вскоре становилось ясным, что все они, так или иначе, посвящены проблемам и вопросам «новой России», которая вскоре должна придти на смену СССР, «России большевистской и сталинской». Интересен и круг авторов, привлеченных А.Ф. Керенским к участию в его новом журнале. Кроме самого А.Ф. Керенского и Г.П. Федотова, в нем печатались: Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензи-нов, Н.А. Бердяев, Н.Н. Алексеев, Э. Волленберг, И.Ф. Биллик. Это были, преимущественно, достаточно известные, главным образом, политические деятели самого различного идеологического направления.