Содержание к диссертации
Введение
Развитие музейного дела в Республике Таджикистан в период независимости 17-65.
1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности музеев 17-28.
2. Развитие музейной сети в республике 29-54.
3. Состояние кадровых ресурсов в музеях .55-65.
Гл.2. Организационно-творческая деятельность музеев Таджикистана в период независимости 66-158.
1. Научно-фондовая работа музеев .67-95.
2. Экспозиционно-выставочная работа музеев 96-120.
3. Культурно-образовательная работа музеев 121-137.
4. Научно-исследовательская работа музеев 138-158.
Заключение .159-169.
Список использованной литературы
- Развитие музейной сети в республике
- Состояние кадровых ресурсов в музеях
- Экспозиционно-выставочная работа музеев
- Научно-исследовательская работа музеев
Развитие музейной сети в республике
К основным условиям совершенствования социально-культурной деятельности музеев относится обеспечение музеев нормативно-правовыми документами, позволяющими скоординировать деятельность всех музеев. В исследуемые годы в Республике Таджикистан была проведена всеобъемлющая, разносторонняя работа по разработке концепций, государственных программ, законов и других нормативно-правовых документов в области культуры, в том числе музейного дела. В принятых правовых документах были учтены национальные и культурные особенности независимой Республики Таджикистан.
Теоретические и практические вопросы музейного дела в Республике Таджикистан неоднократно поднимались на научных конференциях, семинарах, публикациях и исследованиях. Некоторые идеи нашли свое воплощение в нормативно-правовых документах, принятых Парламентом (Маджлиси Оли Республики Таджикистан) и Правительством страны в период независимости.
Анализ различного рода печатных и электронных документов по данной проблематике (государственных программ и концепций, законодательных актов, нормативно-правовых положений, и т.п.) дают возможность проследить процесс формирования правовой базы в области музейного дела в Республике Таджикистан.
Значимость национальной и общечеловеческой культуры, духовного развития общества всегда находилась в центре внимания законадательной и исполнительной власти Республики Таджикистан. Президент Республики
Таджикистан Эмомали Рахмон, в своем Послании Парламенту страны отмечал, что «в период независимости были возрождены и получили серьезный толчок различные стороны национальной культуры. На этом пути ряд государственных законов и программ, нормативно-правовых документов, связанных с дальнейшим развитием отраслей культуры, то есть театров, библиотек и музеев, средств массовой информации, и защитой и использованием исторических памятников, способствовали укреплению материально-технической базы, строительству современной инфраструктуры сферы культуры, реализации конституционных прав и свобод граждан посредством использования достижений сферы национальной и общечеловеческой культуры».1
Приобретение республикой статуса независимости, прежде всего, потребовало разработки новых законодательных актов, в которых бы учитывались политические, экономические и социально-культурные реальности жизни общества. В соответствии с этими требованиями начиная с 90-х годов ХХ века, начался процесс формирования основ нового законодательства Республики Таджикистан. Наряду с другими законодательными актами были приняты нормативно-правовые акты, определяющие государственную политику в области культуры.
Первым законодательным документом являлась «Концепция развития культуры Таджикистана», одобренная постановлением Президиума Верховного Совета Республики Таджикистан от 20 февраля 1992 года. В нм были определены основные цели, задачи и приоритетные направления развития культурной политики суверенного государства в новых условиях.
Согласно третьей статьи Концепции основными направлениями развития культуры являются – возрождение и воссоздание согласно требованиям времени, совершенствование прекрасного наследия и лучших традиций национальной культуры, разрушенных и забытых с течением времени; возвращение народу республики шедевров культурного наследия,
Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона в Маджлиси Оли об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Таджикистан [Электронный ресурс]. – 20.04.2011. – Режим доступа: http://mmk.tj/ru/president/letter/2011 по разным причинам вывезенных за пределы Таджикистана (кроме обмена); объявление запрета на вывоз из республики культурных ценностей, в том числе в виде подарков; коренное улучшение деятельности учреждений культуры, обеспечение обслуживания ими всех социальных групп населения, особенно детей, молодежи, женщин, ветеранов войны и труда независимо от национальной принадлежности, социального статуса и религиозных убеждений; создание различных культурных учреждений, таких как центры культуры и национального досуга, клубы и библиотеки, чайханы и читальни, театры и кинотеатры, музеи, государственные, общественные и личные творческие коллективы и группы по национальным особенностям и соответствующим культурным традициям на местах.1 Согласно третьей статьи Концепции в исследуемые годы проводилась деятельность музеев Таджикистана. Данная Концепция положила начало разработке и принятию ряда нормативных правовых актов о культуре, в том числе музейного дела.
Принятая в 1994 году, новая Конституция Республики Таджикистан закрепила права, свободу и основные обязанности каждого гражданина на свободное участие в культурной жизни общества.
Наряду с другими нормативными документами, в исследуемые годы в Таджикистане было принято «Положение о музейном фонде Республики Таджикистан», утвержденное постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 сентября 1996 года, №339. Положение определяет состав фонда, порядок его организации, охраны и использования. Согласно пункта 2.1. Положения «Памятниками музейного фонда Республики Таджикистан в области истории и культуры являются: – музейные коллекции и отдельные предметы, связанные важнейшими событиями в жизни народов различных стран, эпох, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью политических, государственных, общественных, военных,
Состояние кадровых ресурсов в музеях
Другим, явлением в истории развития музеев стало создание музейных коплексов, которые объединяли в себе несколько территориально близлежащих музеев, архитектурных и историко-культурных памятников и др.
Первым музейным комплексом Республики Таджикистан стало Государственное учреждение Республиканский музейный комплекс Куляб (ГУ РМКК), которое было создано постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 сентября 2006 года. Согласно Устава данного учреждения в его состав входили: Музей 2700-летия Куляба (коллекция фонда составляет 1782 экспонатов, систематизированные в 5-ти отделах: история, археология, этнография, изобразительно-прикладного искусства, природа края и 2700-летия Куляба); Музей письменного и литературного наследия имени Мир Саид Али Хамадони (коллекция фонда составляет 2000 единиц письменного наследия, систематизированное в 4-х отделах: история возникновение письменности, предки горного Хатлона, сокровищница Мир Саид Али Хамадони и мировая слава Мир Саид Али Хамадони. Рядом с музеем расположены мавзолей Мир Саид Али Хамадони, каменная надпись, могильное сооружение неизвестного человека, остатки кувшина периода Ахменидов (VII-VI вв.); Музей писателя и народного гафиза Сайдали Вализода (коллекция фонда составляет 2500 экспонатов – из них 1500 выставлены напоказ). Большая часть экспонатов ГУ РМКК уникальна по своему содержанию и имеет научную и историческую ценность, в том числе сервисные камни Греко-Бактрийской эпохи, каменные топоры и мельничные камни эпохи неолита, монеты эпохи Кушанидов и рукописи XV-XIX вв.1
Другим, событием в истории создания музеев-заповедников было открытое Республиканского музея-заповедника Дангара в Хатлонской области. В соответствии со статьей 55 и 232 Гражданского кодекса Республики Таджикистан и статьей 8 Закона Республики Таджикистан "Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия", Правительство Республики Таджикистан приняло постановление о Государственном учреждении «Республиканский музей-заповедник Дангара» от 30 ноября 2007 г. Согласно пункта 2 и 4 данного постановления, архитектурные памятники: мавзолеи Мавлоно Тоджиддин, Мавлоно Обиддин, Шахид, Шейх Шакики Балхи, Ходжа Заррин были закреплены за Государственным учреждением «Республиканский музей-заповедник Дангара», с правом оперативного управления. А также была установлена предельная численность работников Государственного учреждения «Республиканский музей-заповедник Дангара», в количестве 46 рабочих единиц.2 Фонд музея-заповедника составлял 4,5 тысяч экспонатов.3
В исследуемые годы, еще один историко-культурный комплекс был открыт в Пенджикентском районе Согдийской области. С целью реализации постановления Правительства Республики Таджикистан от 29 июля 2007 г. "О Плане мероприятий по подготовке и проведению юбилея 1150-летия основоположника таджикско-персидской классической литературы Абуабдулло Рудаки постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 октября 2008 года на базе мавзолея Абуабдулло Рудаки, его сооружений и историко-культурных памятников джамоата Панджруд было образовано Государственное учреждение "Республиканский историко культурный комплекс Панджруд" в сельском совете Панджруд Пенджикентского района Согдийской области.1 Создание вышеперечисленных музеев-заповедников на территории Республики Таджикистан стало новым шагом на пути развития музейной сети страны. В музеях заповедниках были представлены экспозиции и уникальные коллекции, которые по своему высокому художественному уровню не уступают многим мировым собраниям. В основу музейных коллекций заповедников легли собственные материальные ценности, найденные в ходе археологических раскопок. Ценность археологических и этнографических материалов заключается в том, что они обладают широкими информационными данными, которые позволяют знакомить посетителей с жизнедеятельностью и бытовыми предметами людей в различные исторические эпохи. В музеях-заповедниках посетители имели возможность ознакомиться с изделиями художественного промысла, этнографическими, эпиграфическими, нумизматическими, архитектурными, керамическими, а также экспонатами истории первобытного общества, средневековой и новейшей историй.
Другим направлением работы по развитию музейной сети была работа по оснащению и укреплению материальной базы музеев.
В период независимости укрепление материальной базы музейной сети имело место во многих регионах Республики Таджикистан. Так, в исследуемые годы были построены новые здания для Областного исторического музея Согдийской области, Республиканского музейного комплекса Куляба, Дангаринского республиканского музея-заповедника,
Областного историко-краеведческого музея имени «Авеста» Хатлонской области в г. Кургантюбе, Историко-краеведческого музея в Файзабадском районе, и г. Турсунзаде, музей–библиотека «Дом Хамадони» в г. Куляб и т.д. Были отремонтированы здания Областного историко-краеведческого музея ГБАО, Историко-краеведческих музеев г.Исфары и района Спитамен и др.1 За счет государственного финансирования, восстановительные и реставрационные работы, проводились также в Историко-краеведческом музее Фархорского района (85 тыс.сомони), Национальном музее РТ им.К.Бехзода (146,2 тыс.сомони), доме-музее Сайдали Вализода (100 тыс.сомони), Республиканском историко-краеведческом музее им.А.Рудаки (680 тыс.сомони).2 В рамках мероприятий по подготовке к празднованию 20-й годовщины независимости Таджикистана были отремонтированы дома-музеи и музеи-квартиры писателей Таджикистана. По словам директора Объединения литературных музеев Душанбе при Институте языка, литературы, востоковедения и письменного наследия Академии наук РТ Фарида Нозимова, для капитального ремонта мемориально-литературного музея Мирзо Турсунзаде, мэрия столицы выделила 400 тыс. сомони, администрация района И.Сомони выделила 29 тыс. сомони. В доме-музее С. Айни в 2008 году в честь 130-летия писателя также был проведен капитальный ремонт, ежегодно при поддержке хукумата города Душанбе производится текущий ремонт в музеях-квартирах А. Лахути и М.Рахими
Экспозиционно-выставочная работа музеев
Таджикистан Эмомали Рахмона с представителями женщин страны, сотрудники Национального музея РТ им. К.Бехзода проводили выставку во дворце «Кохи Вахдат» под названием «Женщина и общество», где демонстрировались предметы вышивки, шитья, произведений изобразительного искусства. В этом дворце сотрудниками музея были организованы: выставка народных промыслов государств участников ШОС и выставка фотографий и документов, посвященные Дню Национального примирения1.
Передвижные выставки Национального музея РТ им. К.Бехзода, посвященные дням Национального примирения и 16-той годовщине Государственной независимости республики, также были организованы в заклах музея Дангаринского района, Республиканском музейном комплексе города Куляба и Историко-культурном заповеднике Хулбук. В экспозиции были выставлены 120 предметов изобразительного искусства, в основном живопись, а также вышивки, медные и ювелирные изделия2. Преимущество таких выставок заключается в том, что они могут привлекать внимание широкой публики из отдаленных регионов страны.
Особенно заметный рост использованния экспонатов основного фонда музеев страны относился к 2009-2010 годам, когда в республике были организованы массовые стационарные и передвижные выставки, в честь празднования юбилейных дат. Так, в 2010 году из числа экспонатов основного фонда Национального музея РТ им. К.Бехзода были организованы 11 выставок, в том числе выставки, посвященные дням Независимости Республики Таджикистан, Конституции, Национального примирения, Национального Флага, дню Рудаки и т.д. Подобные передвижные выставки были проведены также в Художественной галерее имени Валамата Одинаева, в Ботаническом саду г. Душанбе, в парке культуры г.Куляба, в музее Дангаринского района и в заповеднике Хулбук1. Республиканский музейный комплекс г. Куляба провл ряд передвижных выставок, посвященных темам: «Навруз Куляба», «Подвиги предков», «Куляб – музей истории», «Независимость и национальное самосознание», в парках культуры города Куляба, в селе Дахо района Хамадони и Ботаническом саду города Душанбе2. В передвижных выставках в основном демонстрировались уникальные коллекции, предоставляющие материалы археологического, нумизматического характера и предметы декоративно-прикладного искусства.
Во всем богатстве и многообразии были представлены национальная одежда и вышивка в передвижной выставке «Творчество женщин Зеравшанской долины», организованной Республиканским историко-краеведческим музеем имени Рудаки Пенджикентского района3.
В музеях, наряду с постоянно действующими выставками, часто создаются и временные выставки, как стационарные, так и передвижные, в которых демонстрируются не только предметы собственного фонда, но и предметы из других музеев и частных коллекций. Так, в 2010 г. Национальный музей РТ им. К.Бехзода организовал передвижные выставки: «Красоты вселенного Навруза» - из коллекции работ художника Амира Хусайна Пироиша (Сухроб), «Мой свободный Таджикистан» - из коллекции фотографа Шухрат Ёрова, «65 – лет Победы над фашизмом» - из коллекции работ художника Комила Ёдгорова и каллиграфа Мирзомухиддина Хакбердиева, а также выставки, посвященные темам: «Семицветный» (Хафтранг) - произведения таджикских художников, «Первая выставка каллиграфии ЭКО» - произведения мастеров каллиграфии Таджикистана,
Киргизии, Афганистана, Пакистана, Ирана, Турции, а также выставка графики и миниатюрных работ иранских мастеров, под названием «Произведение мастеров женщин Ирана»1. В годы независимости развивалось сотрудничество между музеями и другими социальными институтами. Музеи Таджикистана в сотрудничестве с общеобразовательными школами, посольствами и международными организациями организовали и провели ряд выставочных мероприятий. Так, в 2001-2002 гг. Национальный музей РТ им. К. Бехзода, совместно с посольствами Турции и Индии, организовали выставки «Народные промыслы Турции», «Произведения изобразительного искусства»; с фондом развитие женщины ООН-ЮНИФЕМ - международную выставку фотоматериалов на тему «Женщины: новый век, новый образ и новое обличие», в которой было выставлено 180 ед. работ художников из 12-и стран мира, в том числе Республики Таджикистан2. В честь пятой годовщины Дня Национального Согласия, Фондом Бободжона Гафурова при поддержке Швейцарского офиса по сотрудничеству и развитию с Таджикистаном, в Национальном музее РТ им. К. Бехзода была организована выставка произведений художников Таджикистана на тему «Благодеяния Национального Единства»
Научно-исследовательская работа музеев
Основными направлениями научно-исследовательской и научно-методической деятельности НЦ ТИПС Республиканского музея академика Бободжона Гафурова явились: - разработка плана пополнения музейного фонда материалами духовных богатств таджикского народа; - изучение научного наследия академика Б.Гафурова путем организации и проведения спецкурса «Гафуроведения»; - исследование фундаментальной книги академика Б.Гафурова «Таджики» и на ее основе разработки учебников, учебно-методических пособий, программ и проектов; - изучение и обобщение отдельных проблем Республики Таджикистана в годы независимости; - изучение истории сел, городов и ВУЗов Согдийской области; - организация и проведение музейных мероприятий; - подготовка и издание научных трудов, энциклопедий и монографических работ о выдающихся деятелях; - осуществление научного руководства аспирантами и соискателями; - участие в международных, региональных научных конференциях, семинарах и симпозиумах. За период с 2009 по 2010 гг. усилиями сотрудников НЦ ТИПС Республиканского музея академика Б.Гафурова были изданы следующие труды: «Ученый» – Худжанд, 2009. – 84 с. (авторы: Х.Холджураев, А.Каландаров, Р.Эркаева, С.Асобиддинов); «Академик Б.Г.Гафуров – государственный деятель, историк, политик, востоковед и дипломат: Учебное пособие по специальному курсу для студентов первого курса ВУЗов, рекомендовано решением Ученного совета ХГУ им. академика Б.Гафурова от 29 марта 2008 г.» – Худжанд, 2010, – 162 с. (авторы: О.Каримов, Х.Холджураев, Н.Набиев); «Гафуроведы и гафуроведение» – Душанбе, 2010. – 276 с. (авторы: Х.Холджураев, Н.Азизов, М.Шарипова); «Из истории создания книги «Таджики» – Худжанд, 2010. – 268 с. (авторы: Х.Холджураев, Г.Зоиров, К.Алиджанова); «Из истории золотодобычи и ювелирных изделий Таджикистана» – Худжанд, 2010. – 308 с. (автор М.Сохибназаров); «К истории геологии и полезных ископаемых Таджикистана» – Худжанд, 2010. – 76 с. (авторы: Х.Холджураев, Б.Шарипов) 1 и др.
В исследуемые годы, особенно в 2000 годы результаты многих своих научных изысканий музеи Таджикистана публиковали в научных сборниках, монографиях, журналах и продолжающихся музейных изданиях, таких, как «Сообщения Национального музея Республики Таджикистан имени Камолиддина Бехзода», «Сообщения Республиканского историко краеведческого музея имени Абуабдулло Рудаки». В период независимости, после 38-летного перерыва, было восстановлено издание «Сообщение Национального музея Республики Таджикистан имени Камолиддина Бехзода», Так, в пяти номерах Сообщения … (2004-2011 гг.) были опубликованы 91 статья, из которых 56 - издано на таджикском, 34 - на русском и 1 - на английском языках. В статьях освещались важнейшие проблемы теории и практики музейного дела, изучение и интерпретации археологических находок, роль и место музеев в пропаганде музейных предметов и коллекций, организация экспозиционных работ, художественных выставок, экскурсий в музее, сотрудничества музеев с общественными и международными организациями.
С 2010 г. начала публиковаться научно-массовое и культурно-просветительское издание «Сообщение Республиканского историко краеведческого музея имени Абуабдулло Рудаки». На страницах 1-2 номеров издание были опубликованы статьи М.Аминовой, Н.Зоировой, Ф.Рухуловой, посвященные вопросам собирания и хранения в музее предметов вышивки, украшений, народной одежды таджиков Зеравшанской долины, настенные росписи и искусство скульптуры античного Пенджикента. В том числе в Сообщениях…, были помещены интересные статьи, рассказывающие о результатах археологических находок, обнаруженные в средневековом памятнике Санджаршох1 (V-VIII вв.) и найденные предметы: керамические и стеклянные сосуды, нумизматика и письменное наследие, датируемое VIII-IX вв. В статье исследователя А.Раззакова анализировались многочисленные изделия из меди, бронзы, свинца, серебра, золота, фрагменты гончарной и лепной керамики и другие уникальные наследия, относящиеся к IV–II тысячелетиям до нашей эры, найденные в объекте всемирного наследия – древнее городище Саразм и состояние их демонстрации в музеях республики.2 В статьях Х.Гадоева, Ф.Низомова и У Саидова была освещена деятельность Республиканского историко-краеведческого музея имени А.Рудаки как сокровищница культурного наследия таджикского народа.
Появление первого периодического журнала для работников музеев республики - научно-популярного журнала «Осорхона»3 («Музей»), стала важным событием в культурной жизни независимого Таджикистана. Журнал был зарегистрирован в Министерстве культуры Республики Таджикистан от 30.07.2012 г. Учредителями журнала являются Министерство культуры Республики Таджикистан, Республиканский историко-краеведческий музей имени Абуабдулло Рудаки г. Пенджикента. Главным редактором журнала является С.Юнусов. Тираж издания составляет 1000 экземпляров. 1-3 номера журнала были изданы в 2012 году. На страницах нового журнала публикуются статьи по экспозиционной и фондовой работе музеев страны, истории музейных экспонатов, консервации и реставрации музейных предметов, музейно-педагогические практики и т.д.
В исследуемые годы, наряду с периодическими изданиями музеев страны, в целях пропаганды музееведческих знаний и ознакомления общества с достижениями музеев Таджикистана в период независимости, на страницах отраслевых журналов также систематически публиковались научные статьи, посвященные теоретическим и практическим вопросам музейного дела.
19 февраля 1991 г. был официально зарегистрирован научно-популярный и культурно-образовательный журнал Института истории, археологии и этнографии им.А.Дониша Академии наук РТ и Общества охраны историко-культурного наследия Таджикистана – «Наследие предков». Первый номер журнала вышел в 1992 году и до сегодняшних дней опубликовано 15 номеров; текст в одном издании параллельно на таджикском и русском языках. Основная цель журнала было ознакомление читателя, на основе результатов социологических, археологических и научно-исследовательских исследований, с богатым наследием истории и культуры таджикского народа, защита и пропаганда древнейших, древних, средневековых и современных историко-культурных памятников. На страницах журнала были опубликованы ряд статей известного таджикского нумизматика Д. Довуди, посвященные истории становления и развития нумизматики и экспонирования монеты разных эпох в музеях республики