Содержание к диссертации
Введение
1. Глава I. Процессы взаимовлияния и взаимообогащения населения Таджикистана: место этих процессов в современном этнокультурном развитии народов Таджикистана
1. Исторические предпосылки развития этнокультурных процессов 22
2. Этноязыковые процессы 30
3. Русскоязычные переселенцы: особенности культуры 53
2. Глава II. Отражение этнических процессов в материальной и духовной культуре таджиков
1. Отражение этнических процессов в материальной культуре 77
2. Отражение этнических процессов в духовной культуре 119
Заключение 169
Библиография 176
Приложение 195
- Исторические предпосылки развития этнокультурных процессов
- Этноязыковые процессы
- Отражение этнических процессов в материальной культуре
Введение к работе
Ушедший XX век был уникальным во многих отношениях, и едва ли имеет смысл гадать, какие процессы и события станут его символом в будущем. В рамках этнокультурной тематики совершенно определенно можно говорить о том, что для XX столетия характерны тенденции внутриэтнической консолидации, с одной стороны, и межнациональной интеграции, и глобализации - с другой. Возникновение на мировой арене нового государства - Союз Советских Социалистических республик - объединившим в себе представителей более чем ста различных народов и народностей имело огромное значение для дальнейшего развития этнических процессов не только в СССР, но и во всем мире.
Впервые в истории этнокультурные процессы в Союзе смогли получить благоприятные условия для своего свободного развития в обществе, где в принципе были сняты такие искажающие их прогрессивный ход факторы как, расовые и религиозные предрассудки, межнациональная вражда и отчужденность, отношения между этносами угнетателей и угнетаемых, мотивы буржуазного национализма. Ленинские принципы решения национального вопроса, опирающиеся, с одной стороны, на безоговорочное признание права наций на самоопределение, а с другой призывающие в интересах трудящихся не к разъединению, а к сплочению и сотрудничеству разных народов, легли в основу советского национального строительства. В ходе этого строительства были разработаны конкретные механизмы национальной автономии разных уровней и пути осуществления национально-государственного суверенитета.
СССР получил в наследство от Российской империи тяжелое наследство в виде большой многоукладности общества и его сильной этнической разноплановости. Лишь один народ - русский - был ведущим и господствующим, остальные находились в подчиненном положении, хотя во многих из них процессы национальной консолидации в главных чертах уже
4 завершились, в других же интенсивно протекали. Было много развитых народностей, ассоциированных либо с русским, либо с каким-либо другим крупным и развитым народом. Были и слаборазвитые народности окраин, в ряде случаев стоявшие еще на племенном уровне. Имелись и инонациональные группы, и этнографические подгруппы внутри отдельных этносов. Все это создавало ситуацию для развития такого межэтнического общения народов, в ходе которого группа людей (этнос) с одной культурной базой, вступая в продолжительный и непосредственный контакт с группой (этносом), отличной от нее в культурном отношении, изменяет свою первоначальную культурную модель, т.е. подвергается культурной ассимиляции. Одним из ярких элементов данного процесса является взаимное избирательное усвоение элементов материальной и духовной культуры друг друга, представителями взаимодействующих этносов.
В последнее время обращено также внимание на то, что при взаимодействии этносов часто имеет место не только билингвизм (двуязычие), но и бикулътуризм (и даже поликультуризм) - одновременное функционирование в рамках одного этноса как традиционных, так и заимствованных компонентов культуры. При этом нередко наблюдается культурная интерференция (от лат. Interfere - «привносить») - наложение на традиционную культуру данного этноса отдельных элементов культуры другого этноса.
Актуальность исследования этнических процессов связна с тем, что более чем семидесятилетнее тесное взаимодействие, взаимовлияние и взаимообогащение культур различных народов, проживающих на территории СССР привело в конечном итоге к трансформации некоторых элементов как материальной, так и духовной культуры народов, проживающих на территории бывшего Советского Союза, в том числе и Таджикистана, и создало новые культурные типы. Изучение культурных типов сформировавшихся под влиянием изучаемых этнокультурных процессов имеет большое значение в
5 плане дальнейшего устойчивого и качественного развития таджикской государственности. Степень научной разработанности темы (историография).
Несмотря на то, что историческая наука в целом, отдельные ученые специально изучают историю народов, их культуру, межэтнические отношения, этнические процессы взаимодействия и взаимообогащения культур, изученность данной темы весьма неравномерна. В работах историков, как правило, характеризовались этапы решения национального вопроса, опыт
(61- 148 №2-
осуществления национальной политики в различных регионах страны/ '
252, №3)
Изучением национальных отношений в Таджикистане занималось большое количество известных ученых. Остановимся здесь на работах Гафурова Б.Г., Гадоева Х.Г, Наимова М.Н. и Назаршоева М.Н., в которых отражена реальность процессов происходящих в Таджикистане под влиянием национальной политики правительства.
Работа Б.Г. Гафурова «Некоторые вопросы национальной политики КПСС)/95-* исторически отражает данные, характеризующие рост и развитие республики в экономическом и культурном плане. Гадоев Х.Г. в своей работе «Торжество ленинской национальной политики КПСС»(92'С'253) на фактическом материале показал историю развития среднеазиатских республик. В работе Наимова М.Н. «Плоды ленинской национальной политики»*-188-' описываются исторические этапы развития национальных отношений в республике, а также описываются основные достижения таджикского народа в советский период, экономическое и культурное развитие страны. Также следует, остановиться на работе Назаршоева М.Н. «Развитие строительства коммунистического общества и дальнейшее сближение социалистических наций»/187) в которой автор описывает основные принципы национальной политики государства и осуществление их в условиях Таджикистана. Особое место занимает многотомный труд ряда ученых «История таджикского народа».(127;128) Так в
третьем и пятом томах этого издания отражается история развития республики в советский период, что представляет особый интерес с точки зрения изучения процессов экономического, политического, социального и культурного развития, происходящих в республике в новейшее время.
Особое место в изучении вопросов взаимодействия культур занимает группа историков, которая знаменовала в своей работе единство исторического и социологического подхода и которая с 1960-х годов реализовала ряд уникальных исследовательских проектов/ *' ' ' При этом акцент практически во всех работах нередко делался на позитивных процессах, свидетельствовавших о расцвете национальных культур, о сближении образа жизни народов, и совсем недостаточно говорилось о том, с какими противоречиями сталкивалось осуществление национальной политики, какие процессы происходили в экономических, социальных и политических отношениях, какие нерешенные вопросы возникали в ходе взаимодействия культур различных народов.
Особое место в изучении этнических и культурных процессов в советский период непосредственно в Таджикистане принадлежало историкам республики. Так в период с 1960-х по 1980-е годы вышли работы М.Р.Шукурова, И.С. Брагинского, посвященные основным этапам развития в Таджикистане образования, искусства, литературы, киноискусства и т.п.(258; б0; 59) Дальнейшее культурное развитие в республике также продолжает изучаться учеными, в частности, в 1983 году выходит второй том двухтомного труда «История культурного строительства в Таджикистане (1917 - 1977 гг.)» под редакцией Марсакова К.П.
В 1960-х - 1970-х годах опубликовано значительное число работ по формированию и развитию народов, а также по национальным отношениям в
СССр_(П5; б) Авторы
этих работ главным образом философы и историки, рассматривают социально-экономические, правовые и идеологические аспекты национальной политики советского государства, общие закономерности
7 социально-экономического развития народов СССР и отношений между ними в период строительства социализма и развития социалистического общества. Однако все сделанные ими наблюдения и выводы имеют несколько обобщенный характер и касаются всех республик, входящих в состав СССР, что не совсем приемлемо в аспекте нашей темы.
Вместе с тем, исходя их тематики нашего исследования, работы таких авторов как С.А. Арутюнов, 3.3. Богуманова, В.И.Бушков, С.Г.Ларченко, С.Н.Еремин, вышедшие в свет в конце 1980-х - начале 1990-х годов, являются наиболее полно отражающими основные этапы и направления процесса взаимодействия и взаимообогащения культур различных народов, проживающих на территории СССР.(36'57'77; 79; 159) Однако здесь стоит отметить, что вне поля зрения авторов вышеуказанных работ нередко остаются цроявления национальных процессов в сфере повседневной жизни (в быту, обрядности, пище, одежде и т.п.), а сами эти процессы сводятся преимущественно к отношениям между национальными республиками. В результате оказываются все еще недостаточно изученными многие конкретные изменения в бытовой сфере культуры, иначе говоря, те явления, которые наиболее характерны для этнических аспектов национальных процессов.
Среди работ, посвященных истории культуры Таджикистана, заметное место занимает книга З.Ш.Раджабова «Очерки истории культурного строительства в Таджикистане».(206^ В данной работе на основе значительного фактического материала рассказывается об истории высшего образования, становления и развития науки в республике, в частности деятельности Таджикского государственного университета и Академии Наук. Один из важнейших аспектов взаимодействия России и Таджикистана - экономический - подробно исследуется в работе М.Н. Наимова и А.С. Саттарова «Россия и Таджикистан»/1850 В данной работе на основе изучения и анализа большого фактического материала освещаются вопросы истории торгово-экономических взаимоотношений между Россией и Таджикистаном в период 1917-1990 годов
8 XX века. Прослеживаются важные вопросы становления и развития качественно новых взаимоотношений между русским и таджикским народами. Авторы показывают большую конкретную помощь РСФСР и русского народа трудящимся Таджикистана в ликвидации его экономической отсталости и достижения прогресса во всех сферах жизни, в особенности экономического сотрудничества. Публикация в 1995 году книги академика P.M. Масова «Таджики: история под грифом «Совершенно секретно» явилось в Таджикистане и за его пределами новым взглядом на судьбу таджикского народа. В книге впервые на основании исторических фактов исследованы страницы истории таджикского народа в 20-е годы XX века.
Наиболее значимыми обобщающими работами по истории этнических и этнокультурных процессов являются монография «Современные этнические процессы в СССР» под редакцией Ю.В. Бромлея, работа «Этнические процессы в современном мире» под редакцией Ю.В. Бромлея, двухтомник «Народы Средней Азии и Казахстана» под редакцией СП. Толстова и труд Ю.В Арутюняна и Л.М Дробижевой «Многообразие культурной жизни народов СССР». Отличительной чертой двух первых работ является то, что они представляют по существу начальный этап монографического изучения этнических процессов в республиках Советского союза в целом. Две другие выделенные нами работы представляют собой довольно полное собрание исторических аспектов культурного развития республик Средней Азии. Данные труды советских ученых послужили методологической базой для настоящей диссертационной работы.
По характеру поставленных перед настоящей работой задач к ней наиболее близки работы ряда российских и таджикских авторов в области семейной обрядности. С начала 1920-х годов и вплоть до начала 1940-х годов было опубликовано огромное количество трудов посвященных семейным обрядам таджиков: свадьбы, рождение детей.(257; 225; 23б; 225; 226; 131; ,37) Однако эти произведения и статьи во многом имели описательный характер, и призваны
ознакомить читателей с основными элементами обрядов и традиций, присущих населению Таджикистана.
В период с конца 1950-х и до 1980-х годов вышел ряд работ, посвященных дальнейшему изучению семейных и свадебных обрядов таджиков. Среди многочисленных работ посвященных свадебной, детской и семейной обрядности таджиков можно выделить работы таких этнографов, как Х.Г. Ишанкулова, Н.А. Кислякова, Н.П. Лобачёвой, О. А. Сухаревой, А.Л.
гг -(141; 227; 53; 143; 136; 129; 163; 164; 200; 223) т л с\Г\
Троицкой. >>>>>'>>>' Так, в 1960-е годы известный исследователь Н.А. Кисляков впервые собрал, систематизировал и обобщил накопившиеся в дореволюционной и советской литературе и источниках сведения по истории и традиционным формам брака и семьи у этих народов (экзогамные нормы, брачные обряды, семейно-брачные запреты и т.д.).(13б) В его книге «Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана» основное место занимают извлечения из работ авторов XVII -начала XX вв. Наряду с этой и другими работами Н.А. Кислякова, имеющими общерегиональный характер,1 !) во второй половине 1940-х годов вышли в свет и монографии (или крупные главы монографий) целого ряда этнографов, посвященные дореволюционной семье отдельных районов среднеазиатского региона.(141;33)
Непосредственно этнографическое изучение семьи, различных народов, началось ещё в 20-е годы XX века, и было тесно связано со становлением главного направления этнографии - исследованием быта, этнических и этнокультурных процессов. Новые материалы послевоенного этапа исследований (1950-е годы) были включены в два тома серии «Народы мира», посвященные народам Средней Азии и Казахстана, а также в серию коллективных монографий о колхозном крестьянстве республик региона, изданных в 1950-1960-е годы/"8-* в многочисленные статьи и монографии отдельных авторов. В 1970-е годы накопившийся материал по социалистическому преобразованию семьи и семейного быта народов региона
обобщался О.А.Ганцкой и Л.Н.Терентьевой - авторами обширной главы
«Семья - микросреда этнических процессов» капитального коллективного
труда «Современные этнические процессы в СССР»/219'' Наиболее изученной
на этом этапе была сельская семья. Городская же семья вообще изучалась лишь
несколькими авторами и только в связи с исследованием быта рабочих, другие
группы горожан не затрагивались. С конца 70-х годов стал накапливаться
новый материал по проблемам семьи; на этом этапе этнографические
исследования совершенствовались, была разработана единая для региона
программа - «Новое и традиционное в быту сельской семьи народов Средней
Азии и Казахстана». Здесь мы хотели бы отметить появление в работах ученых
некоторой информации относительно изменений, произошедших ко времени
опубликования трудов, в семейной обрядности таджиков. Среди работ
опубликованных по рассматриваемой нами теме в последнее десятилетие XX
столетия можно выделить две работы: Моногарова Л.Ф., Мухиддинов И.М.
«Современная сельская семья таджиков»*-181^ Моногарова Л.Ф. «Современная
городская семья таджиков»/17 * Эти работы ценны тем, что практически
полностью освобождены от «поклонения» советской национальной политике и
являются одной из наилучших попыток представить в полном объеме облик
современной таджикской семьи, как города, так и села.
Отдельно остановимся на книге Хашимова А.Х. «Формирование новых семейно-бытовых отношений у народов Средней Азии»,(245) которая была посвящена рассмотрению двух тесно взаимосвязанных между собой вопросов -анализу категорий семьи и быта в философии и социологические исследования процесса формирования и развития семейно-бытовых отношений у народов среднеазиатских республик. В работе подводится итог многолетним исследованиям развития семейно-бытовых отношений. Большое внимание уделено теоретическому анализу социальной сущности семьи и особенностей бытовых отношений, их места и роли в жизни общества, рассмотрения исторических закономерностей развития семейно-бытовых отношений.
Опираясь на общий историко-этнографический и социологический материал, привлекая, данные статистки, автор подробно прослеживает многосторонний процесс формирования семейно-бытовых отношений среднеазиатских народов. В центре внимания исследования - социально-экономический процесс становления семейно-бытовых отношений, укрепления их нравственной основы, раскрепощения женщины и многое другое.
В 1950-е - 1970-е годы выпущено большое количество книг, о такой области духовной культуры народов, как праздники/218; 51; 108; 119) Однако самым большим недостатком их, на наш взгляд является некая пропаганда общесоветских праздников и критика всех праздников, имеющих религиозные корни.
Определенный интерес, в сфере исследуемой проблемы, представляют
ф работы; посвященные становлению двуязычия, роли русского и национальных
языков в создании культуры. Впервые в советской науке на структурный параллелизм явлений билингвизма и бикультуризма (на основе сравнения процесса перевода в процессе осуществления культурных контактов) внимание было обращено В.Ю. Розенцвейгом еще в 1964 г.(212) Почти одновременно с ним, попытки провести параллель между методикой изучения процессов языкового и культурного развития была предпринята польским ученым К. Квасьневски/135-* К более поздним работам относятся некоторые появившиеся в
ф 1960-е - 1970-е гг. исследования языковых процессов в СССР, прежде всего,
процессов межъязыковых контактов, распространения двуязычия, общественных функций языков и т.д.(107; 109) Одним из видных исследователей в этой области является М.Н. Губогло. Вышедшая в 1984 году его монография «Современные этноязыковые процессы в СССР», является значительным этапом в изучении методологических основ развития языковых процессов в СССР. Отметим, что большое внимание в научных исследованиях уделялось проблеме функционального соотношения билингвизма и бикультуризма, которая так или иначе неизбежно возникает при исследовании любых
12 межэтнических контактов. Однако в этих случаях, чаще всего она предстает в форме вопроса о соотношении масштабов развития двуязычия и двухкультурности, а не в плане изучения механизмов взаимодействия между развитием билингвизма и различных видов бикультуризма. Ценная разработка обоих указанных аспектов соотношения билингвизма и бикультуризма, в частности определение параллелизма между языковой и культурной интерференцией, содержатся в работе А. Пранды.(203) Существенное значение для более четкого понимания сущности динамики билингвизма, для более точного соотношения ее с динамикой бикультуризма имеют работы СИ. Брука
лл-тт г к „~ (104; 70; 71; 103)
и М.Н. Губошюл
Исходя из задач поставленных нами в данной работе, мы не можем не обратить внимания на работы исследователей, посвященные инонациональным переселенцам (русским, украинцам, белорусам) в республиках Средней Азии, и. в частности в Таджикистане. Большое число работ посвященных переселенцам появилось не только в советский период, но и много позже, после распада СССР.*
Интерес к подобной теме вызван необходимостью изучения роли инонационального населения в этнокультурных процессах в Таджикистане. Исходя из этого, нам хотелось бы отметить работу О.И. Брусиной «Славяне в Средней Азии». Несмотря на то, что данный труд является продуктом этнографического исследования автора в переселенческих селах Узбекистана, она имеет определенный практический интерес для нас, во-первых, с точки зрения общности процессов, происходящих на территориях столь близких
* Багоутдинов А., Вишневский А. Роль русского рабочего класса в исторических судьбах таджикского народа. -Душанбе: Ирфон, 1967; Малькова В.К. Проблемы русской диаспоры в ближнем российском зарубежье (по материалам прессы). - M., 1998; Касымов Н. Прогрессивное значение образования русских поселков в Ходжентском уезде. - Душанбе, 1968; Бушков В.И. Сложение современной поселенческой ситуации в северном Таджикистане//Советская этнография. - 1990. - №2; Дробижева JI.M. Русские в новых государствах. Изменение социальных ролей//Россия сегодня: трудные поиски свободы. - М.,1993; Филлипова Е. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев в России // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. - М., 1997.; Моногарова Л.Ф. Семейно-брачные отношения у русских в городах Таджикистана / Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. - М., 1992. - 4.2; Гинзбург А.И. Переселенцы и местное население Туркестана в конце XIX - начале XX вв./Вопросы истории. - 1976. - №2; Гинзбург А.И. Русское население в Туркестане. - М., 1991; Гинзбург А.И. Русское население в Средней Азии /Современное развитие этнических групп Средней Азии и Казахстана. - М., 1992. - 4.2.
13 народов как узбеки и таджики, во-вторых, с точки зрения методологически близкого подхода к изучению этнокультурных процессов.
Определенный вклад в разработку проблемы взаимодействия и взаимообогащения культур внесли ученые Таджикистана. Работы З.Ш. Раджабова, М.Н Назарова, А.З. Дуна, Н.О. Турсунова, А. Мамадова посвящены как общей проблеме национальных взаимоотношений, так и вопросам взаимодействия, взаимовлияния, и взаимообогащения национальных культур. В них отражен процесс интернационализации, как в содержании, так и в форме, выравнивание культурного развития всех народов, увеличение вклада каждого из них в общую советскую многонациональную культуру.
Такова, в общем, научная литература, проблематика которой связана с настоящей диссертационной работой.
Анализ литературы показал, что в изученных работах сделанные наблюдения и выводы имеют несколько обобщенный характер и касаются всех республик входящих в состав СССР, что не совсем приемлемо в аспекте нашей темы. Эти произведения и статьи во многом имеют описательный характер, и призваны ознакомить читателей с основными элементами обрядов и традиций, присущих населению Средней Азии в целом.
Исходя из вышеизложенного, объектом исследования данной диссертационной работы является история этнокультурных процессов, происходящих в Таджикистане (советский и постсоветский период).
Предметом исследования являются непосредственно этнокультурные процессы, происходящие в республике и оказывающие влияние на формирование культурного облика современного Таджикистана.
Цель исследования заключается в выявлении общих тенденций исторического этнокультурного взаимодействия и взаимовлияния народов, проживающих на территории современного Таджикистана.
Для реализации указанной цели выделяются следующие задачи:
Исторические предпосылки развития этнокультурных процессов
Возникновение в XX века на мировой арене нового государства - Союз Советских Социалистических республик - объединившим в себе представителей более чем ста различных народов имело огромное значение для дальнейшего развития национальных отношений (в том числе их этнических аспектов) в странах входивших в состав СССР. Новейшее время в истории таджикского народа отличалось крайней сложностью, противоречивостью и неоднозначностью происходящих событий. В этот период на этнических территориях таджикского народа, как впрочем и всех других народов, проживающих в пределах Российского государства, утвердился новый общественный строй. Именно в это время происходило с одной стороны возрождение таджикской государственности, приобщение к достижениям мировой культуры и техническому прогрессу, а с другой сокращение численности таджикского населения и утрата им своих культурных и экономических центров, богатейших культурных традиций/128 с3) В этот же период наблюдался процесс постепенной национальной консолидации и в то же время региональное расслоение таджикского общества/ 8 с3)
Ленинские принципы решения национального вопроса, опирающиеся, с одной стороны, на безоговорочное признание права наций на самоопределение, а с другой призывающие в интересах трудящихся не к разъединению, а к сплочению и сотрудничеству разных народов, легли в основу советского национального строительства. В ходе этого строительства были разработаны конкретные механизмы национальной автономии разных уровней и пути осуществления национально-государственного суверенитета. Национальная политика советского государства в основе своей сводилась к «праву наций на самоопределение вплоть до государственного отделения»/95 с 5) Основные положения национальной политики, советского государства сводились к следующим параметрам: равенство и суверенность народов; право на свободное самоопределение; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп страны/92 с 20)
Национальная политика государства теснейшим образом переплеталась с дальнейшим развитием национальных отношений, в том числе и этнических процессов в Таджикистане, что отражалось в основных направлениях деятельности государства. Среди факторов оказавших глубокое и всесторонние влияние на процессы взаимодействия культур различных народов, так называемые этнические процессы, выделим следующие:
создание национальной государственности;
социально-экономическое развитие республики;
изменение социальной структуры таджикского общества;
расселение населения и урбанизация;
культурное развитие.
Создание национальной государственности.
Важной предпосылкой для дальнейшего развития этнических процессов является наличие или отсутствие государственности. Развитие межэтнических процессов в классовых обществах во многом зависит от государственно-политического единства взаимодействующих этносов и экономических связей между ними. Вместе с тем следует, учитывать вдияние на эти процессы правовых и идеологических факторов, которые хотя и входят в надстроечные формы, но иногда по силе воздействия отодвигают на второй план экономические факторы и даже вступают с ними в противоречие. Так, в царской России политика угнетения коренного населения окраинных южных и восточных областей препятствовала развертыванию там процессов национальной консолидации, а тенденции к русификации «инородцев» и насаждавшаяся идеология этнической и религиозной розни тормозили межэтнические контакты, обостряли национальные чувства, осложняли процессы естественной ассимиляции и т.д..
Этноязыковые процессы
При изучении вопросов истории взаимодействия и взаимовлияния культур различных этносов в многонациональных обществах, невозможно обойти вниманием проблемы языкового взаимодействия и взаимовлияния. Язык, являясь основным носителем культуры того или иного этноса/народа, и средством коммуникации, является и основным элементом взаимодействия между представителями различных, отличных друг от друга этносов.
Обоснованный социолингвистический поход к определению понятий билингвизма отмечен в работе Дауровой Л.Х. В частности она пишет: «Когда мы говорим о двуязычии, или билингвизме, мы имеем в виду свойство лица или определенной группы, свободно владеющих двумя языками, причем нельзя определить, какой из двух языков данное лицо или общественная группа знает лучше, т.е., под двуязычием мы подразумеваем, свободное владение двумя языками, один из которых унаследован от предшествующих поколений родной язык, второй - чужой, иностранный». ;
Известный ученый Дешириев Ю.Д. подошел к описанию термина билингвизм несколько с другой стороны и представил его следующим образом: «Двуязычие, как это вытекает из самого термина, предполагает знание в совершенстве как исконного, родного, так и второго языка... Под двуязычием обычно разумеют знание одним лицом, группой людей, частью народа или целой народностью, кроме своего родного, еще одного языка...Степень совершенства владения вторым языком может быть различной»/110, с 325 330) Обратим далее непосредственное внимание на развитие в советский период таджикско-русского двуязычия, что напрямую отвечает теме настоящей работы. Отдельные вопросы языкового строительства в Таджикистане и взаимодействия таджикского и русского языка в советский период неоднократно рассматривались учеными, как лингвистами, так и историками. На достаточно высоком уровне находились и сравнительно-сопоставительные исследования различных ярусов таджикского и русского языка, а также теория и практика преподавания русского языка в таджикоязычной аудитории/242 17б) А в работе профессора Хашимова Р.И была сделана одна из первых попыток комплексного социолингвистического исследования таджикско-русского двуязычия/246- Исторический аспект возникновения и развития таджикско-русского двуязычия Изучая исторические предпосылки возникновения таджикско-русского двуязычия, мы условно выделим четыре этапа развития этого явления:
Выделенные этапы отражают важнейшие вехи в истории таджикского народа, его социально-экономического и культурного развития. На каждом этапе степень распространения таджикско-русского двуязычия была различной. Даже в 20 - 30-е гг. XX века таджикско-русское двуязычие еще не получило широкого распространения. Однако создание новой социально-экономической формации в Таджикистане, изменение этнического и социального состава таджикского общества, а также бурный расцвет науки, образования и культуры оказали существенное влияние на развитие таджикско-русского двуязычия.(24б)
В дореволюционный период русский язык использовался в качестве языка межнационального общения незначительной части таджикского народа: чиновниками, купцами, рабочими, ремесленниками. Как язык обучения русский использовался в немногочисленных русско-туземных школах, в которых в 1913 г. обучалось около 400 человек/199, с" 108) Деловую переписку на русском языке вели только администрация и чиновники эмира, а также местные торговцы. О слабых, но все же существовавших языковых контактах таджиков и русских в дореволюционный период свидетельствовали немногочисленные лексические заимствования в таджикском языке того времени: пучта (почта), духтур (доктор), фойтун (фаэтон), истанса (станция), пут (пуд), сажин (сажень), билит (билет), полиса (полиция), банка (банк), тилиграф (телеграф), тилигром (телеграмма), газит (газета), билит второй класс (билет второго класса) и т.д.(1
Отражение этнических процессов в материальной культуре
Материальная культура связана с самыми разнообразными сторонами жизнедеятельности, производства и быта народов. Формируясь в тесной связи с географической средой, направлением хозяйства, с социальной структурой народа (или его отдельной группы), она вместе с тем отражает и особенности этнической истории: общность или различая с другими народами, этническую разобщенность или степень консолидации. К моменту революции 1917 года материальная культура народов входящих в состав Российской Империи была крайне разнообразной, что объяснялось различием экологической среды (от тундры до зон пустынь и субтропиков), спецификой хозяйственно-культурных типов, сложным национальным составом населения, неравномерностью социально-экономического развития народов, многоукладностью быта, а также особенностями исторических судеб отдельных народов. Некоторые черты материального быта определялись также различиями в вероисповедании (особенно это характерно для Средней Азии).
Социалистическая индустриализация и коллективизация сельского хозяйства вызвали глубокие разносторонние изменения в традиционной материальной культуре всех народов бывшего Советского Союза. Прежде всего, эти изменения затронули производственную сферу. Подъем материального благосостояния людей оказал прогрессивное влияние на сферу быта, как в городах, так и в селах. Ускорился отход от архаических форм материальной культуры, широко распространенных в царской России. В этих условиях материальная культура, как основа жизненного уклада народа, подвергалась значительным. преобразованиям. Она стала быстро модернизироваться, приобретать индустриальный, урбанизированный облик. О масштабах проникновения стандартизированных форм, выработанных в советскую эпоху, в сферу материальной культуры могут, в частности, наглядно свидетельствовать данные об изменении жилищного фонда в городах СССР. Так за период с 1913 по 1975 г. этот фонд увеличился более чем в 10 раз (с 180 млн. кв.м. до 1867 млн. кв.м.).(5 с:489)
Здесь стоит отметить, что материальная культура народов Средней Азии (в том числе и таджиков) очень сильно отличалась от материальной культуры других народов проживавших на территории Советского союза, например, русских. За многовековую историю пища, одежда, жилище всех народов Средней Азии приобрели неотразимое своеобразие точно отличающее, например, жилье таджика от жилья казаха, одежду таджика от одежды киргиза и т.п.
Материальная культура таджиков богата, самобытна и многообразна. Она выработалась и сложилась исторически в процессе многовековой жизни народа, в результате развития его творческого гения, использования природной среды, наконец, в результате сложного процесса слияния культурных навыков и 1 традиций, принесенных тем племенем и народностями, которые участвовали в этногенезе таджиков. Поселения и жилище.
Изучению поселений уделяется немалое место в этнографической литературе. В результате тщательного изучения истории развития и изменения типов поселений ряда регионов страны/90- в настоящее время можно считать доказанным, что типы и формы поселений находятся в прямой зависимости от географической среды, социально-экономических условий, в том числе и от таких факторов как тип хозяйства, формы землевладения, землепользования, наследования, вероисповедания и т.д.(90)
При описании и классификации . поселений внимание исследователей сосредоточено на особенностях планировки селений, размещении улиц и т.д. Нет сомнения, что эти особенности представляют исследовательский интерес, так как в них, несмотря на государственную регламентацию (начавшуюся в XVIII в.),(8 с/77"120) у различных народов сохраняются отдельные специфические черты, стойкость которых можно объяснить лишь традицией. Так, к примеру, в Средней Азии в зависимости от количества удобной земли и запасов воды бытовали как многодворные селения, так и селения хуторского типа.(230 C D"18) Планировка селений таджиков отличались крайней неупорядоченностью: постройки располагались без всякого плана, часто лепились одна к другой. Крупные многодворные селения подразделялись на имевшие причудливую конфигурацию кварталы, иногда отделявшиеся друг от друга квартальными воротами. Так, например, наиболее древней частью, обычно находящейся в середине города, была цитадель - арк, урда, часто расположенная на холме и обнесенная глинобитными стенами; вокруг цитадели располагалась основная часть города, часто и имевшая более позднее происхождение - шахристон, также обнесенная стеной с несколькими воротами, с тесно расположенными домами, с узкими кривыми улицами и переулками, на которые выходили лишь глухие стены домов и заборы, имевшие ворота или калитки.