Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала Санникова Татьяна Олеговна

Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала
<
Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Санникова Татьяна Олеговна. Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Екатеринбург, 2002.- 194 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/518-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Источники формирования и генезис провинциальной интеллигенции в XIX веке .

1.1. Происхождение и социальный статус интеллигента 21

1.2. Образование и его роль в формировании интеллигенции 52

Глава 2. Интеллигенция в условиях уральской провинции XIX века .

2.1. Мир провинции и его влияние на интеллигенцию 82

2.2. Ценностные ориентации интеллигенции 112

2.3. Деятельность интеллигенции в провинции 142

Заключение 170

Список использованных источников и литературы

Происхождение и социальный статус интеллигента

Тема образа жизни, человека в повседневности особенно актуализировалась в современной исторической науке. Повседневная жизнь зачастую в силу своей незаметности и привычности оказывается заслонена различными социальными сдвигами, войнами, политической борьбой и т.п. Но остается то, что волнует человека всегда - жизнь в ее будничных проявлениях. Как отмечает академик Ю.А. Поляков, «история по существу -это повседневная жизнь человека в ее историческом развитии, проявлении стабильных, постоянных, неизменных свойств и качеств в соответствии с географическими и временными условиями, рождением и закреплением новых форм жизни, питания, перемещения, работы, досуга»2.

Основная идея исторической науки сегодня - это не противопоставление двух обозначенных трактовок истории, а их взаимное переплетение, которое и составляет историю человечества.

В истории же повседневности главной становится задача — обрисовать образ жизни людей «в историческом разрезе, выявляя общее и особенное, неизменное, сохраняющееся столетиями, и новое, ежедневно рождаемое буднями» .

Мы говорим не о новом направлении в науке, а об отражении возросшего интереса к старой, но непрерывно обновляющейся проблематике. Человек как главный объект исторических исследований требует, чтобы изучали «не только его производственную, политическую деятельность, не только культурные и научные достижения, а его, человека, как такового, его жизнь, какой она была и какой стала» .

В своей работе мы попытаемся выявить специфику провинциальной интеллигенции, ее взаимодействие со столичной интеллигенции и отличие от нее. Особое положение провинциальной интеллигенции в русской культуре определяется «двойственностью» ее существования. С одной стороны, она является российской интеллигенцией (вместе со столичной) и обладает ее чертами, с другой - провинция, со своей особой атмосферой наложила на нее несомненный отпечаток. М.С. Каган в книге «Град Петров», справедливо отмечал, что «когда говорят о петербуржцах, имеют в виду не просто население города, а особый тип горожанина, отличающийся специфическими психологическими качествами, поведением, вкусами, даже речью» . То же самое мы попытаемся продемонстрировать на материале уральской провинции. Именно поэтому в работе достаточно большое внимание уделено «провинциализму» как комплексу внешних и внутренних условий, отличных от столицы.

Историографический анализ по исследуемой теме позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, изучение неравномерно, работы по истории Урала акцентируют основное внимание на промышленном комплексе, не умаляя их значение, хочется заметить, что человека волнуют и более земные вещи, а не только объем выпущенной продукции и полученных активов. Во-вторых, если говорить о степени изученности проблемы в хронологическом плане, можно отметить малое количество трудов, освещающих период Х1Хв. В-третьих, историки ведут исследования, как правило, с отдельными отрядами специалистов и лишь немногие рассматривают проблему в целом. В-четвертых, определенный традиционный угол освещения проблемы (развитие техники, деятельность земства и т.п.). Чем жили, о чем думали те же инженеры, медики, учителя? Каково было их окружение? - Данные вопросы практически всегда оставались без внимания.

Цель нашей работы - дать характеристику мировоззрения и образа жизни интеллигенции Российской провинции XIX (на примере Уральского региона). Для выбранной проблематики характерен историко-культурный аспект. Исходя из цели, ставятся следующие задачи: выявить источники формирования интеллигенции в провинции, показать ее социальный статус; определить отличительные черты провинциальной среды Уральских горных заводов и ее влияние на интеллигенцию; обозначить ценностные ориентации интеллигенции и охарактеризовать ее деятельность в уральской провинции.

Объектом исследования выступает уральская интеллигенция, как составная часть общероссийской. Под интеллигенцией по отношению к XIX веку понимается образованное, просвещенное сообщество людей, профессионально занятых в сфере умственного труда.

Предмет исследования - мировоззрение и образ жизни интеллигенции в уральской провинции XIX в. В диссертации впервые исследуется и дается целостная картина мировоззрения и образа жизни уральской интеллигенции XIX века.

Рассматривая интеллигенцию в уральской провинции, как особую социокультурную общность, особенно важно остановиться на характеристике мировоззрения и образа жизни. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, влияет на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей. Характеристика образа жизни, как одного из самых многогранных социально-исторических явлений, дает много информации в силу сфокусированности в нем политических, экономических, психологических, нравственных и семейных отношений между людьми, поскольку образ жизни - понятие, охватывающее совокупность типичных для конкретных исторических условий форм жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в единстве с условиями жизни. Образ жизни объединяет людей с характерной системой мышления, поведения и общения в профессиональной, общественной, бытовой и досуговой сферах; позволяет рассматривать во взаимосвязи основные сферы жизни людей.

На материале Урала (Вятская и Пермская губернии) произведено изучение взаимодействия ценностных ориентиров и деятельности интеллигенции. В центре исследования уральские горные заводы, а также окружающие их уездные города и сельские поселения. Для сравнения и выявления общих или различных черт в бытии уральской интеллигенции в работе приводятся материалы других регионов Российской империи. Это позволяет, с одной стороны, более ярко осветить мировоззренческие и деятельностные аспекты, а с другой - данный путь может в будущем дать целостное представление об интеллигенции в российской провинции XIX в.

Образование и его роль в формировании интеллигенции

Образование - необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию культуры. Традиционно под образованием понимают процесс развития личности, который связан с овладением социальным опытом человечества, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру1. Основной путь получения образования - обучение и самообразование.

Обучение, в отличие от самообразования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т.п. Обучение тесно связано с воспитанием, где в освоении ценностей и норм культуры взаимодействуют личность, семья, учебные заведения, государственные и общественные институты.

Проблема образования и его роли в формировании интеллигента до сих пор является в литературе дискуссионной. При этом следует отметить, что образование в данном случае понимается весьма узко - т.е. его фактически сводят к понятию «обучение».

Прав М.Л. Гаспаров, утверждая, что «просвещение - абсолютно необходимая предпосылка интеллигентности»2. Не случайно, что и сама возможность появления интеллигенции в России связана с эпохой просвещения - XVIII веком.

Этимология слова «интеллигенция» (латинские корни) напрямую соотносится с «пониманием», «знанием», «рассудочностью». На наш взгляд, интеллигента не может быть без образования (в полном значении этого слова). Без образования он не может выполнять свою профессиональную деятельность. Трактовка понятия «интеллигенция» в русле этического подхода тоже не отменяет важности процесса образования. Конечно, можно быть умным, знающим, но быть бездуховным, быть циником и безнравственным человеком. Сократ в этом плане идеалистически относился к знаниям. Знание что такое хорошо и что такое плохо - не обязательно обеспечивает соответственное поведение и внутреннее самоусовершенствование. Понимая это, не следует, тем не менее, понятие интеллигентности сдвигать в область чистой нравственности. «Культивировать совесть, нравственность, не опирающуюся на разум, а движущую человеком непроизвольно, - опасное стремление», - считаем М.Л.Гаспаров1.

Говоря об образовании человека чаще всего начинают с процесса воспитания и образования в семье. Через родителей, бабушек и дедушек; их отношения к детям, взаимодействие с обществом происходит формирование знаний о мире и ценностного отношения к нему.

В семьях интеллигентов нередко можно встретиться с преемственностью интеллектуальных профессий. При этом, как точно заметила В.Р. Лейкина-Свирская, наследование профессий, обычное в странах Запада, «где интеллектуальные специальности связаны с предпринимательскими интересами и вложениями средств, не было характерно для интеллигенции России. Здесь преемственность возникла скорее как естественное следствие общности духовных и научных интересов»2.

СЕ. Дудин - известный ижевский архитектор первой половины XIX в. -самой обстановкой своего детства предопределен был стать представителем художественной профессии: отец служил при Академии художеств смотрителем). Не случайно, что в результате не только Семен Дудин стал специализироваться в области архитектуры, но и у его младшего брата Якова проявилось влечение к портретной живописи3.

Судьба горного инженера Н.В. Воронцова тоже во многом была определена с рождения. Его мать происходила из семьи потомственных горных инженеров. Отец матери - А.И. Иосса не «помышлял для внуков ничего иного, как воспитание в учебном заведении, где получили образование он сам и трое его сыновей»1. Большое участие в судьбе сыновей своей старшей сестры принимал Г.А. Иосса.

Очень часто теплые воспоминания детства связаны с образом матери. Н.В.Воронцов, поступив учиться в Горный институт, вспоминал о шумных праздниках в доме деда, а кроме того как «долгими зимними вечерами мать читала детям вслух. Особенно любили мальчики «Медного всадника» А.С. Пушкина»2. Журнал «Современник», где была напечатана эта поэма, прислал матери из Петербурга Г.А. Иосса.

Ф. С. Узких - музыкальный деятель Урала конца Х1Х-начала XX вв. в воспоминаниях свою деятельность во многом связывал с ролью матери: «Мать моя была (...) в высшей степени умная, добрая, рассудительная и выдержанная. На отца она имела большое и хорошее влияние, благодаря ей, он стал авторитетным среди крестьян, его же братья, их было 5 человек, не отличались от др. посредственных обывателей. Кроме того, мать имела способность к пению, часто пела разные песни, или канты (духовные стихи) и нас этому учила (...). Так что мы все братья и сестры унаследовали музыкальность от матери»3.

Конечно, не все в семьях было гладко. Но нередко именно эти трудности подталкивали к самосовершенствованию, стремлению подняться над ними. В.Е. Грум-Гржимайло писал: «Мой отец, Ефим Григорьевич, умер, когда мне было ровно 6 лет. Это очень тяжелое воспоминание. Семья осталась без средств. Слезы матери с шестью ребятами на руках имели результатом мое твердое желание получить образование и стать на ноги как можно скорее»4. М.А Павлов - крупный отечественный металлург, вспоминал1, что для его образования очень много дали занятия репетиторством, когда он учился в реальном училище. Давать уроки вынуждало плохое материальное обеспечение, вернее фактически отсутствие такового (из родственников был только дед). Объясняя другим, он сам основательно продумывал занятия, что как нельзя лучше способствовало развитию мышления. В таких случаях обстоятельства преодолевались упорством. А когда было стремление, находились и люди, которые этому способствовали. В судьбах многих представителей уральской интеллигенции можно найти человека, сыгравшего не последнюю роль в их жизни.

Благодаря И.Ф. Грицинскому (директору Пермской гимназии), юноша А.А.Миславский (будущий известный врач) после сдачи установленного в те времена вступительного экзамена был принят в 1846 г. на медицинский факультет Казанского университета2. В результате участия в судьбе генерала В.А. Глинки, - стал стипендиатом.

Ценностные ориентации интеллигенции

«Гимн Солнцу» назвал одну из своих симфоний Н.Г. Славянов. «Будем как солнце!»- писал К.Бальмонт: «Только не медлить в недвижном покое, Дальше, еще, до заветной черты, Дальше, нас манит число роковое В вечность, где новые вспыхнут цветы».

Итак, образование важная характеристика при определении интеллигенции. В его процесс входит и воспитание, и обучение и самообразование. Первоначальным источником образования, его толчком выступает семья. В среде уральских горных инженеров можно отметить большую долю преемственности в получении профессии: это обусловлено и семейными ценностями, традициями, и в. силу определенной кастовости горных инженеров (особенно в первой половине XIX века). Благодаря этому было легче поступить в Горный институт, на протяжении всего века занимавшем главное место среди образовательных учреждений, где обучались будущие горные инженеры, и лишь в конце обозначенного периода потесненного другими вузами, в частности Технологическим институтом в Петербурге. Горный институт, давший Уралу много прославленных инженеров, к концу XIX века утратил позиции, которые привлекали семьи отдавать туда учиться своих детей. Хорошо поставленная школа начала XIX века, с традициями всесторонне развитого обучения (музыка, рисование, театр), не модернизируясь, отстав от времени в конце века все чаще стала вызывать критику как у самих воспитанников института, так среди широкой общественности. Образование все больше требовало наряду с теоретичностью дисциплин, их практической значимости. Тем не мене база все равно была, в чем играли роль и профессора института заинтересованные свои делом и устремленность инженеров, тех, которые действительно хотели родине послужить своими знаниями и умениями. Примеры деятельности М.А. Павлова, В.Е. Грум-Гржимайло, Н.В. Славянова (фигур второй половины века) свидетельствуют как раз об этом.

Преподаватели с высшим образованием были редки для Урала на протяжении всего XIX века, чаще всего они работали в училищах. Чем более низкое положение занимало учреждение, дающее определенный уровень образования, тем более низок, как правило, был и образовательный уровень преподавательского состава. В заводских, земских школах работали учителя после семинарий, гимназий. Выпускники вузов, обычно не шли работать в школу в силу низкого материального обеспечения должностей и выбирали пути более обеспеченные.

Среди медиков по уровню образования отличались врачи и соответственно фельдшеры, лекари, акушерки. Уральские врачи были в основном выпускниками Медико-хирургической академии в Петербурге, либо медицинского факультета Казанского университета (как наиболее территориально близкого вуза). Медицинская специальность, как и педагогическая, давала больший простор разночинцам. Именно по причине большей свободы, в медицине и были достигнуты первые успехи в деле получения образования женщинами. Врачи, вопреки закону, но в силу объективных обстоятельств были не на всех уральских заводах; поэтому врач в городе был, в общем-то, единственным представителем высокого ранга своей профессии. Будучи близок по уровню образования и интеллектуальных, духовных запросов к горным инженерам он был вхож в их среду и составлял с ними местную столь малочисленную элиту.

Уже в семье, а потом в училище, гимназии, институте в жизнь интеллигента входила книга - один из главных источников саморазвития. Книги и материалы периодической печати оказывали влияние на формирование мировоззрения, а затем поддерживали соответствующий уровень образования и дальше развивали систему профессиональных и духовных ценностей. Поэтому не случайно, что в среде уральской интеллигенции находились активные организаторы и помощники устроения библиотек. Инженеры для тех или иных проектов очень часто выписывали книги по соответствующей тематике (много зарубежных изданий, в чем помогало хорошее знание иностранных языков, дававшееся в Горном институте).

Профессиональному повышению квалификации способствовали съезды (которые широко стали практиковаться среди врачей и учителей к концу XIX века), поездки с целью изучения опыта. Сам факт получения образования не давал еще ничего, если человек не реализовал свои знания и умения (т.е. зарывал свой талант в землю), только дальнейшая деятельность, жизнь была показателем того насколько интеллигент действительно мог считаться образованным, даже и не получив официального диплома.

Самообразование чаще всего не ограничивалось профессиональными рамками, ибо интеллигент не может быть устремленным исключительно в свою сферу. Самодеятельность в среде уральской интеллигенции, будь то театр (любовь к которому очень часто отмечается в воспоминаниях еще в ученические и студенческие годы), музыкальные или литературные вечера, проявление индивидуального творчества, характеризовалась достаточно высоким уровнем и служила созданию особого мира интеллигенции, творческой атмосферы.

Таким образом, внешними источниками формирования провинциальной интеллигенции были образовательные учреждения, семья и окружение. А главным внутренним генератором являлось саморазвитие, без которого существование интеллигенции невозможно.

Итак, на протяжении XIX века происходило изменение социального статуса интеллигенции в уральской провинции. Инженеры на уральских заводах после реформ 1860-х гг. утратили свои привилегии, которыми они пользовались в первой половине века. Однако по уровню образования, материальному и правовому обеспечению они занимали первое место в среде местной интеллигенции.

Появление земств во второй половине века увеличило количество медицинских и педагогических кадров на Урале. Уровень жизни их определялся занимаемой должностью (заводской врач или земский, народный учитель или преподаватель училища), которая обеспечивала доход и права.

Деятельность интеллигенции в провинции

Подобные примеры говорят, что в первой половине XIX века на Урале сложилась группа единомышленников, а от слаженной работы зависит очень много. Не случайно И.П. Чайковский, став управляющим Алапаевских заводов в 1849 г., вскоре подал в отставку. Приступив к решению спора между рабочими и администрацией по поводу введения новых штатов, И.П.Чайковский утвердил для непременных работников объемы и расценки Гороблагодатских заводов1. Действия Чайковского вызвали раздражение хозяев округа, и разгорелся конфликт, что и подвигло Чайковского к прошению об отставке. В лице же государственного служащего -В.А.Глинки, И.П. Чайковский находил поддержку своим начинаниям, и в свою очередь стремился к четкому и организованному выполнению его распоряжений.

После отъезда И.П. Чайковского в 1848 г. из Воткинска его должность занял В.И. Романов. Чайковский весьма хвалебно отзывался о его человеческих и профессиональных качествах. При Романове Боткинский завод вышел с показом своих изделий на международные выставки. На Всемирной выставке 1851 года в Лондоне изделия из Воткинска были отмечены большой и малой бронзовыми медалями.

Многочисленные медали, которые получали уральские заводы на международных выставках, были заслугой не только мастеров, рабочих, непосредственно приложивших руку к изделиям, но и технической интеллигенции. В 1873 году на Венской всемирной промышленной выставке - разделы горного дела и военного искусства России были отмечены пятью наградами, одна из них «за заслуги в развитии механики и металлургии» была вручена Николаю Васильевичу Воронцову. На выставке находилась модель парового молота, построенная по его проекту. Отливали молот на Мотовилихинском заводе, работали несколько месяцев. Л.В. Баньковский, указывая на ювелирную точность работы молота-гиганта, отмечает любопытный факт, что «если англичане, демонстрируя точность ударов своих молотов, разбивали ими скорлупу яиц, не повреждая ажурных подставочек под яйцами, то мотовилихинские машинисты закрывали падающим молотом крышки часов, не останавливая часовых механизмов, или даже разбивали циферблатные стекла, не задевая часовых стрелок»1. В результате многосложного процесса разработки проекта и изготовления молота в одной только заводской библиотеке оказалось собрание более тысячи томов отечественной и зарубежной литературы по паровым молотам, а ведь достать их часто было нелегко, но только целеустремленность могла стать здесь помощником.

Н.Г. Славянов (с 1883 г. также работавший на Мотовилихинском заводе сначала горным механиком, затем горным начальником)2 - значительную часть своего дома, где он жил вместе с семьей, спроектировал и построил как научно-исследовательскую лабораторию. Конечно же, превращение личного дома было вынужденной мерой, предпринятой в ответ на безуспешные попытки создать на самом заводе экспериментальную лабораторию. Влюбленный в электротехнику, Н.Г. Славянов неустанно шел к воплощению своих идей. Изучив электротехнику самостоятельно по книгам и журналам, он пришел к идее применения электричества при сварке и при уплотнении металлических отливок. Пуск в 1887 году по проекту Н.Г. Славянова первой в Перми электростанции для заводских нужд стал заметным, крупным достижением отечественной электротехники. Через год, в 1888 г., Н.Г.Славянов в одном из цехов продемонстрировал свой способ электросварки.

Интеллигенция постоянно должна была идти в русле нарождавшихся тенденций, не отставать от новых технологий в своей деятельности, касалось ли это сферы промышленного производства или медицины и образования. Здесь особенно четко проявлялось насколько представители интеллигенции на Урале способны были реализовать свой полученный, главным образом в столице, образовательный потенциал, свои ценности, установки на преобразование и улучшение действительности.

Мы уже отмечали разницу между образовательным уровнем учителей училищ, гимназий и начальных школ. Однако не всегда свидетельство об образовании определяло уровень соответствующей деятельности преподавателя.

«Сергей Михайлович Головачев до училища служил инженером Богословского медеплавильного завода и, вероятнее всего, что с момента окончания горного института он все книги забросил и больше не читал» -писали с иронией выпускники Уральского горного училища И.В. Шишкин и В.Н. Шведов. О его преподавании учебных дисциплин (механики, физики, и начертательной геометрии) красноречиво свидетельствуют следующие строки: «по механике он диктовал, физику кое как рассказывал без проведения, хотя бы единого опыта, черчением не руководил и не учил приемам черчения, а учились этому у работавших ранее в чертежных товарищей»1.

В рапорте коллежского асессора М.В. Блинова горному начальнику Уральского хребта В.А. Глинке находим следующее свидетельство о преподавательских кадрах Боткинского завода: в окружном училище «учитель черчения урядник Колясников дает ученикам копировать чертежи, которые сам не понимает»2. Этот учитель преподавал и в заводской школе, где его работы носила такой же характер: третье отделение второго класса, состоящее из 50 человек, «самых малоуспешных, и это отделение, как видно вовсе не обращает на себя внимание учителя урядника Колясникова, который имея в своем отделении выбор самых слабых учеников, в этом самом находит всегда отговорку в неуспешности преподавания»1. Поскольку Колясников совмещал работу в двух учебных учреждениях, то, как отмечает М.В. Блинов ему приходилось по необходимости иногда оставлять свои занятия в заводской школе. Смотритель Окружного училища Преловский в одно из посещений заводской школы, сделал в книге для записи посещающих замечание, что «учителя Колясникова не нашел в классе, а нескольких учеников стоящими на коленях, тогда как они не научены читать». Далее отмечалось, что ученики плохо знают названия геометрических фигур, между тем копируя чертежи зданий. Методы преподавания явно были ограничены зубрежкой, поэтому и приносили столь печальные результаты.

В результате, по предписанию. В.А. Глинки, учитель Колясников был уволен с учительской должности. В указаниях В.А. Глинки горному начальнику Боткинского завода, кроме того можно найти следующие весьма эффективные и с современной точки зрения педагогические рекомендации (принятые, вероятно, с подачи М.В. Блинова, но и подчеркивающие прогрессивность взглядов генерала): «вместо урядника Колясникова назначить для преподавания черчения и рисования в Окружном училище другого учителя из кондукторов, который бы мог с пользою, систематически обучать черчению машин и машинных частей, объясняя при этом ученикам значение чертежей»; «первый класс Боткинской школы приказать разделить на отделения как можно равномерно, так чтобы в каждом были ученики и с хорошими способностями и малоспособные, и прилежные и ленивые»; предписать учительницам женской школы: обратить более внимания на русское чтение и приучать учениц рассказывать прочитанное своими словами»2.

Похожие диссертации на Интеллигенция российской провинции XIX века: мировоззрение и образ жизни : На материале Урала