Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественная периодика первого советского десятилетия (история, организация и роль в общественной и культурной жизни страны) Очерет, Елена Юрьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Очерет, Елена Юрьевна. Художественная периодика первого советского десятилетия (история, организация и роль в общественной и культурной жизни страны) : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.02 / Ин-т рос. истории.- Москва, 1995.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 95-4/4164-1

Введение к работе

Актуальность теш.. 20-е годы принадлежат к числу важных и сложных периодов историк советской культуры. Это были годы'еа противоречивого формирования, утверждения сановных ее принципов. Первое советское десятилетие прошго под сзаком револации, оно оказало сильное воадейотвив на духовную лшеяь страны, что наша свое выражение на страницах периодической печати, в том числе и в художественной периодике.

Діпяая диссертация посвщена изучению художественней периодики первого советского десятилетия в контексте общеисторического процесса послеоктябрьской эпохи. Объектом исследования является история, организация и роль литературно-художественных, журналов в общественной и культурной кивни страны того времени. Актуальность изучения данной тещ-определяется необходимостью осшеления ыеста и-роли художественной интеллигенции и художественной периодиет в общественной и культурпой штани страны первого советского десятилетия. Это позволяет па основе'изучения конкретно-исторического материала исследовать такие важные для понимания исторші папай страны проблемы как: традиции и история русской художественной периодики нзчала XX века, формирование и основные направления развития художественной периодики 1917-1927 гг., отношение художественной интеллигенции к Октябрьской революции, судьбы культура на страницах литературно-худояеетвенных журналов тех лет.

Актуальность темы диссертационного исследования . определяется тагане современным. состоянием исторического знания по истории СССР. Уже почти десятилетие продолжается переоценка советской истории, ее событий, фактов, людей. В принципе это - позитивный ко-

4 ториографический процесс, но он не должен означать только смену оценочных знаков. Чтобы двигаться вперед в поэнании советского прошлого, надо без предвзятостей определить свое отношение к нему, а для зтого необходимо хорошо внать наше прошлое, объективно его оценивать. В рампах раскрытия теш диссертации такая задача 'ставится и диссертантом.

' Хронологические рамки диссертации - 1917 - 1927 гг. Первое советское десятилетие было периодом борьбы старого и нового в периодике, поиска новых форм художественного изображения жизни, формирования эстетики социалистической культуры. Литературно-художественные журналы тех дет дают представление об отношении художественной интеллигенции к революции, "о теоретических дискуссиях разворачивавшихся на страницах периодической печати по проблемам формирования новой культуры, об эстетических принципах твор-.чества представителей художественной интеллигенции в переходный период. Происходил постепенньш переход от прессы сравшітєльво плюралистической, выражавшей мнение различных общественных групп, к прессе государственной, партийной, выражавшей мнение государственных и политических органов власти. Это был важный период в формировании советской печати, он предопределял дальнейшее развитие советской печати, и, в частности, художественной периодики.

Территориальные ражи данной работы ограничиваатся территорией России, исключая национальные регионы. При этом исследуются только литературно-художественные куриалы,выходившие на русском языке.

' ИоториограФия вопроса. Тема данной диссертационной работы является предметом междисциплинарного исследования (истории.литера-туроведения, искусствознания, яурналиотики и т.д.). Ее исто-

риография многопланбва и состоит из нескольких крупных "блоков" имеющейся литературы. Это, прежде всего, обширная литература по истории советской культуры, автором которой выступали М.П.Ким, И.С.Смирнов, В.В.Горбунов, Л.М.Зак, ' С.А.Федюкил, В.Т.Ермаков, В.А.Куманев, В.Л.Соскин, В.Г.Чуфаров, Р.Б.Сулейманов, К.Худавер-дян, Л.А.Шевченко, Л.В.Иванова, Ю.С.Борисов, Ю.П.Шарапов, Т.А.Кудрина, Л.А.Пинегина и другие историки. Работы этих историков советской культуры известны, они получили оценку в историог-' ра>*"еских публикациях, нам нет нєобходішости к ним возвращаться* Тем более что с положительной оценкой основных трудов указанных авторов мы в целом согласны. Разумеется, эти труды сегодня тоже могут быть подвержены "повышенному" критическому анализу, но в любом случае для подготовки данной диссертации они тлели серьезное значение и в плане конкретно-историческом и методологическом. Особенно ценными для нас являются коллективные монографические исследования, подготовленные сотрудникалі Института российской истории, в которых проблемы советской художественной культуры представлены довольно развернуто.1 К талу же плодотворная разработка любых "локальных" тем, не исключая и темы данной диссертации, Еряд ли возможна вне контекста советской истории, какой бы она не. представлялась исследователи.

При подготовке диссертации для нас оказались ценными серьезные работы известных культурологов, теоретгасов культуры А.И.Ар-

1 См.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. 1917-1927. М,, 1985; Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988.

нодьдова, Э.А. Бадлера, М.Б. Ешича, Н.С. Злобина, Л.Н. Когана, Э.СМаркаряна, В.М.Межуева и других. Заметим, сложившаяся в прошлом советская школа теоретиков культури, включавшая и философов, и историков, и социологов, и литературоведов, сыграла заметную роль в развитии отечественной культурологии, особенно в Еыработке подходов к изучении феномена культуры.

В историографический обэор данной диссертации тематически входит "блок" исследований по истории советской интеллигенции, включая и художественную интеллигенцию. Многие из этих работ уже получили иоториографическую Оценку, поэтому нам возвращаться к ней нет смысла. Особый для нас интерес представляли известные монографии по истории интеллигенции С.А.Федюкина, которые хронологически близко совпадает о нашим исследованием, и в которых сравнительно широко воспроизводится послеоктябрьская история художественной интеллигенции. Особо следует сказать о некоторых новейших публикациях по истории отечественной интеллигенции, прежде всего о материалах двух научных конференций на тему: "Российская интеллигенция: XX век"1. В этих материалах заметное место занижают сгаеты, связанные о художественной интеллигенцией России и СССР. Эти издания отличает необычная шрота тематики и проблематики публикаций. Правда, сам нанр этих публикаций (тезисы докладов н сообщении) ограничивал автор лист общий постановкой вопросов без развернутого их обоснования, что снижает убедительность выдвигаемых положений, особенно спорных, а их в атих изданиях не' мало, в большшотве они относятся к проблеме "раволзцнл и интеллигенция".

1 См. :Российская интеллигенция: XX век. Тезисы докладов и сообщений научной конференции и 23-24 февраля х934г. Екатеринбург,'1994т; Интеллигенция России: уроки истории и современность. Тезисы докладов межгосударственной научно-теоретической конференции» Иваново', 20-22 сентября. 1994г.

Заключая ату часть историографического раздела, отметим, что, имеющаяся литература по истории российской и советаюй интеллигенции, включая и художественную, позволила не' только найти подход к раскрытию ряда вопросов диссертации, особенно ее второй главы, но и определить историческую достоверность тех или иных публикаций в художественной периодике 1917-1927 гг.

Тема диссертации в известной мере разрабатывалась и в работах по истории печати, преимущественно партийной1. В этом плане необходимо назвать исследования общего характера К.М.Боголюбова, * К.Бережного, Е.И.Черняка, М.Н.Черноморского.2 Здесь особого' внимав"! заслуживают публикации по истории литературно-художественной журналистики, которые как бы составляют ядро "непосредственной" историографии, как теш междисциплинарной. Исторический анализ атих публикаций целесообразно предварить следующими сооб-ражения?.ш:

Литературно-художественные журналы первого советского десятилетия еще мало изучены, историография данного вопроса бедна,

1 См.: Дикушина Н.И. Журналистика первых лет революции. - В
кн. і Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932.-
М., 1966; партийная и советская печать в борьбе за построение со
циализма и коммунизма. - м., 1966; Партийно-советская печать в
период борьбы за строительство социализма. - М. ,1964; Вопросы
партийно советской печати. Сб. ст. - Л. ,1967; Мишурно А.Лі, Куз
нецов й.В. История партийной и советской печати'; - М., 1963'Мишу-
рис А.Л. Печать, рожденная Октябрем.-М., 19бЙ'й'дУ;

2 См., например: Боголюбов К.М. Журналы1 й'СССР. - Мі, 1960;
Черноморский М.Н. Источниковедение историй'СССР. Советский пери
од. - М.,1976; Черняк Е.И. Советские журналы первой пятилетки как
исторический источник. Автйріеф: дис канд.ист.наук. - М. ,1964.

8 к тому же она была заметно идеологически тенденциозна. Поэтому сегодня главным направлением исследовательской работы в этой сфере историко-культурного знания является научное, объективное изучение литературно-художественной журналистики во всей ее многоплановости.

Следует сказать, что одна из трудностей в изучении данной темы заключается в наличии разнообразных тенденций развития культуры, что было связано, прежде всего, с переходным характером изучаемого периода в истории общества, когда происходила ломка старых норм и представлений и,соответственно, возникала необходимость создания новой культуры на иных принципах. Поиски новых форм и методов художественного творчества происходили скорее интуитивно, чем на рационалистической основе, путем проб и ошибок. Это было время, когда возникали многочисленные литературные группы и течения со своими программами и декларациями, при этом большинство литературно-художественных куриалов являлось органами тех или иных литературных групп, которые вели между собой острые споры.

Изучение иоториографии вопроса показало, что более или менее оиотематичеокое иоодедование данной темы началось па рубеже 20 - SO -х годов. Заметным шагом в этом направлении стал выпуск . библиографического указателя литературно-художественных журналов 1917-1332 гг.,составленного К.М. Муратовой под редакцией С.Д. Балухатого1. Заметный вклад в изучение иотории и формирования кудо-жеотвенной периодики первого советского десятилетия

іСи.: Периодика по литературе и искусству. -Л., 1ЄЗЗ.

\

9 внесли работы А.А. Максимова, К.М. Боголюбова, С.Я.Махониной1.

В центре внимания С.Я.Махониной находились литературно-художественные журналы 20-х годов, прежде всего "Красная новь", " Молодая гвардия", " Новый мир". Содержательны работы А.Н. Максимова, выходившие с середины БО-х годов до конца 60-х. В них на обширном фактологическом материале нашел отражение сложный процесо становления и формирования первых советских журналов, проходивший в обстановке острой идеологической борьбы.

В 1366 году коллектив ученых института мировой литературы им. ')1. Горького АН .СССР выпустил "Очерки истории русской советской' журь* у:стики 1917 - 1932". В первом обобщающем исследовании по зтой теме содержится обзор журналистики первых лет революции и 20-х годов, статья "Ленин и советская журналистика", монографи-.ческие главы,посвященные отдельным литературным журналам("Красная

1 См., например: Махонкна С. Я. Советские литературно-художественные журналы 20-х годов и проблема морально-этического воспитания молодежи: Пособие по спецкурсу по истории русской журналистики. - М. ,1680; Она же. Ведущие литературно-художественные журналы 20-х годов ("Красная новь", " Молодая гвардия", " Новый мир") и проблема воспитания нового поколения. Автореф. дио....' канд.филол.наук. - М. ,1971; Максимов А.А. Первые советские литературно-художественные журналы. - Л.,1967; Он же. У истоков советской журналистики. - Л.,1967; Он же. Из истории первых "толстых" советских журналов (1921-192Б)//Уч.зап. ЛГУ - N245. Серия филолог, наук. - Вып. 43. -Л., 1956; Он же. .Советская журналистика 20-х годов. - Л. ,1964; Он же. Советские журналы 20-х годов. Краткий очерк журнальной периодики.- Л., 19В7,-Балухатий С.Литературный и искусствоведческий журнал за годы революции (1917-1932).-В кн.: Периодика по литературе и искусству; Боголюбов К.М.Указ. соч.

10 новь", "Печать и революция", "На посту",-"Сибирские'огни", "Леф", "Молодая гвардия" и другие). При всей научной ценности этого издания оно было далеко не полным, в чем-то предвзятым и односторонним, отражало уровень знаний и осмысление проблемы применительно к 60-м годам.

Ценным историографическим подспорьем для раскрытия темы диссертации являлись критико-библиографические, публицистические и иные публикации в центральных литературно-художественных журналах 70-х - 80-х годов ("Вопросы литературы", "Новый мир", и др.). Эти публикации не перекликались непосредственно с темой диссертации, но были полезны с точки зрения уяснения общих проблем литературно-художественного процесса, в том числе и первого советского десятилетия.

За прошедшие 40-30 лет защищены десятки диссертаций, посвященных истории советской худояественаой культуры и художественной ізтеллигеиции, не исключая и 1917-1927 годов. Их оценка не входит в нашу задачу, тем более, что среди них отсутствуют работы, тематически совпадающие о нашей диссертацией. И все яе эти диссертации были полезными для диссертанта как "документы" времени, как иотоіщики обширного, пуоть часто одноотороннего, фактологического материала, в какой-то мере близкого тематически диссертации.

И, наконец, ещэ один иоториографичеокий "блок" диссертационной работы - публицистика последнего, примерно* пятилетия. Ш выделяем публицистику этого периода в отдельный "блок" историографии темы не случайно. Дело в том, что за эти годы серьезных исследований по теме дисоертации,или хотя бы'близких к ней, не появилось, здесь пока доминирует публицистика, посвященная в основ-

11 ном проблеме "революция-культура-интеллигенция". При подготовке диссертации учитывались некоторые публицистические выступления,'

преимущественно те, в которых просматривается объективны:"! подход авторов к оценкам послереволюционной истории страны. А в целом публицистика последних лет, при всей ее значимости, нуждается 'в серьезном анализе на предмет ее соответствия исторической правде. Но это не входит в задачу диссертанта.'

Таким образом, тлеющаяся историография по теме исследования позволяет диссертанту, опираясь на достигнутые знания, расширить и уг-г/бнтъ эти знания за счет обновленных подходов к изучению исследуемой теш, постановки новых вопросов и проблем в результате вводимого в научный оборот документального и фактологического , материала, в конечном итоге способствовать приращению научного знания в избранной теме диссертационного исследования.

Иоточниковая база диссертации включает в себя разнообразные теш опубликованных и неопубликованных источников, некоторые из которых- впервые вводятся в научный оборот.

Естественно, .самую многочисленную и. наиболее вакнув часть источников составляли сами литературно-художественные журналы, вькодігадіє с 1917 по 1927 год. В общей сложности было использовано около 150 изданий, преимущественно литературных. Среди них такие известные в презлом журналы, как "Творчество", "На посту", "Пролетарская культура"; "Красная новь", "Пламя", "'Художественное слово", "Леф", "Молодая гвардия", "Новый мир", "Русская мысль", "Вестник Европы", "Русское богатство", сыгравшие ватлую роль в истории русской литературы, искусства, журналистики и печати.

Литературно-художественные' журналы 1917-1927 годов составляли по своему содержанию и-многообразию охвата различных сторон

12 зшэни общества наиболее значительную часть советской печати. Помимо своих обышшх функций отражения литературно-художестЕбкиой кивни, они затрагивали и общественно-политические проблемы, что в гначительной мере объяснялось высоким уровнем политизации жизни общества в то время. Опираясь на более широкую аудитории, 'литературно-художественные журналы играли большую, чем прежде, роль в формировании общественного мнения. Другой особенностью художественной периодики тех лет было то, что она значительно превосходила по своему объему другие виды журналов. В связи с расширением функций и более широким охватом мигни, отображавшейся в художественной периодике, вносились коррективы в структуру редакции журнала. Со временем большую роль в определении содержания куриала качали играть политические отделы в структурах редакций.

На художественную периодику 1В1У-1927 гг.. огромное влияние оказывала историческая обстановка того времени, которая определялась основными направлениями деятельности правящей париш. Публикуемый в этих журналах материал был часто откликом на те или інше решения руководящих органов партии. Хотя основная масса куриалов находилась под контролем центра, необходимо учитывать при их научении, что определенной мерой самостоятельности в изображении действительности в ее сложности и'противоречивости,- они обладали. Но в любом случае, ввиду субъективностибольшей части публиковавшегося в куриалах материала, возникает необходимость его тщательного критического анализа.

В качестве источника в дисоертации иопользовалиоь документы Советского государства и Коммунистической партии - .резолюции партийных съездов, решения пленумов партии, материалы пар-

тигашх совещаний по вопроса* культуры, декреты и другие акты Советского правительства. Естественно, раскрытие темы исследования диктовало обращение к ленинским работам и его практической деятельности. В необходимых случаях в диссертации воспроизводятся свидетельства и выскаеываяия других лидеров большевиков. Партийные 'и государственные документы в их совокупности позволили проследить направленность партпшо-государственной политики в сфере к-'^ътуры вообще, художественной - в частности. При пользовании этими г.о'-умэнтаии диссертант стремился избежать любой односторонности, в необходимых случаях прибегая к их критическому анализу.

В источниковую базу диссертащш включены также материалы, извлеченные из ряда фондов центрального государственного архива литература и искусства (ЦГАЛИ). Эти материалы помогали восстало1-внть те или шше важные фрагменты культурной и художественной жизни того времени, лучзе попять личностную сторону известных писателей и публицистов. Наибольшую ценность для изучения данной темы представляют фонды редакций таких журналов , ісак "Октябрь", "Русское богатство", "Рабочий курная", "Кузница" и других, в том числе переписка'редакций журналов с.их читателями, с литератора-ют, протоколы заседаний редакций, воспоминания об известных писателях и публицистах, рецензии на журналы, материалы о кадровых вопросах, сведения о различных литературных группах, вырезки из журналов.

При раскрытии ряда сюжетов исследуемой в диссертации теин использовались отдельные издания газетной периодики, свидетельства мемуаристов, а .также материалы соответствующих справочных изданий (энциклопедии, библиографические указатели и другие).

Изучение литературы по исследуемой теме (имеющейся историографии) , обширного комплекса соответствующих источников, освоение методологии исторического исследования позволило .так определить основную цель диссертации: провести объективный анализ на фактологическом и концептуальном уровне художественной периодики первого советского десятилетия с тем, чтобы выявить ее основные историко-культурные аспекты в контексте послеоктябрьского исторического процесса с его позитивными сторонами и издержками., Для достижения этой целі! в диссертации.предполагалось решить, следующие задачи.

Во-первых, рассмотреть историю и организацию художественной
периодики 1917-1927 гг., основные направления ее развития н глав
ные проблемы. Это потребовало изучить материалы ведущих литера-
турно-худдаеотвонных журналов того периода и сосредоточить глав
ное внимание на тематике публикаций, '. затронутых в лих проблемах,
личностях авторов.' "

Во-вторых, проследить отпоаение худоаеотвенной интеллигенции к Октябрьской революции, нашедшее свое отражение в литературно-художественных журналах Тех лет. Для изучения этой проблемы необходимо было осуществить отбор материала по втой теме а тщательно его изучить, а так де по возмоююоти определить общертвен-„но-политические взгляды авторов журналов.

В-третьих, показать, освещение судеб культуры, направленности литературяо-художеотвенного процесса того, времени и свободы творчества на отраницах художественной периодики первого советского десятилетия. Для этого необходимо было изучить отатьи, посвящен-вдэ' вопросам иотории и теории культуры^ раскрывающие творческие концепции писателей , художников.

15 Научная новизна диссертации. На эту тему специальных работ пока нет. Иекду тем, сейчас очень ваяно возвращаться к научному, объективно^ анализу прошлого, в том числе и первого советского десятилетия-.Это позволяет более объективно-представить истерию ісультури страны тех лет, когда завязывались многие проблемы общественной и культурной жіени. В диссертации такяе сделана попытка воспроизвести забытые или полузабытые факты и документы культурной жизни Foccmi первого советского десятилетия.

Практзіческое значение диссертации заключается в возможности применения со содержания в научной и преподавательской деятельности, в создании трудов по истории С0ВЭТС1ШЙ культуры, худодест-

t венной периодики, художественной интеллигенции.

Апробация работы осуцестадвна на региональной теоретической конференции молодых ученых Северного Кавказа, посвященной пятиде-оятилетня Адыгейского государственного педагогического шютитута (Майкоп, 1990), в сборнике статей молодых ученых и аспирантов (Майкоп: Нзд-во "Меоты", 1933) и в учебной пособии для отудонтоз и аспирантов исторических факультетов ВУЗов "История и организация художественной периодики первого советского десятилетия" (Майкоп; Нзд-во "Дебют", 1995)..

Структура работы. Логика исследования и хронология обусловили следующее построение работы: введение, главы, заключение, список источников и литературы, '.прилоденяе.

Похожие диссертации на Художественная периодика первого советского десятилетия (история, организация и роль в общественной и культурной жизни страны)