Введение к работе
Актуальность проблеш. Вопрос об актуальности данной диссертации неотделим от периода, избранного автором для исследования - 1981-1985 годы. Это очень своеобразный период. Во-первых, в начале его все с большей силой стали сказываться отрицательные стороны административно-командной системы. Во-вторых, именно в эти годы партия правильно оценила создавшееся положение, как назревание острого кризиса во всей нашей общественной жизни и решительно взяла курс на перестройку. Конечно, в исследуемые годы били сделаны лишь первые шаги в этом направлении,по они были поддеркзны громадным большинством парода и поэгсцу вскоре стали необратимыми.
С вступлением нашего общества в новый исторический период возникло п быстро складывается новое мышление. Оно охватило п область религии и ателзиа. Наблюдается загатннй плюрализм иявппп в отношении к религии. Разрабатывается новый закон о свободе совести и т.д., исправляются грубые недостатки и ошибки, допускавшиеся ранее в атеистической пропаганде. С другой стороны, допускается " заигрывание" с религией, наблюдается определенное оживление религиозности, в некоторых соседних республиках происходят даяе окстрег/лстскпе выступления с требованиями вериться п ортодоксально^/ ислаьу и восстановить законы шариата.
В период перестройки огромное значепііе имеет дальнейшее укрепление научного мировоззрения, неотъемлемой частью которого является научный атеизм; в его пропаганде всегда играли и играют выдающуюся роль средства массовой информации (СМИ). Действуя в
І.См.Тетеряп Н. "Комиссар Каттани" в Душанбе:Я пережил угасные мгновения" // Вечерний Ашхабад,- 1990,- 9 марта.
4 единой системе с другими средствами идеологического воздействия, печать, радио и телевидение охватывают значительную часть населения и пользуются большим влиянием на массы. Б настоящее время совершенствование, перестройка пропаганды научного атеизма, как ясно из вышеизлокенного, является чрезвычайно актуальной проблемой, что и определяет актуальность данной диссертации Следует учесть, что значение СМИ в пропаганде научного атеизма повышается на основе бистрого роста интереса масс к информации б условиях перестройки, " Не просто назвать другой момент в нашей истории, когда бы с таким обостренным интересом тянулись люди к свежим номерам газет, к журнальной периодике, с таким вниманием следили за теле- и радиопередачами'.' " Б диссертации отражена и эта сторона проблемы.
Степень разработанности темы. Тема эта не новая в советской научной литературе. Особенно большое шсто завоевала она в 70-х годах. Некоторые из этих работ I в том числе и диссертацд-оняые) представляют несомненный научный интерес. Б них исследовались место и роль СМИ. в атеистическом воспитании, а такке различные стороны влияния СМИ на сознание человека,формирование атеистической убежденности.2 К сожалению, на этих работах сказа-
-
Перестройка и пресса. Действовать с еизнью " сверяя часы" // Правда,- 1987,- 22 августа,
-
Иванов Н.Т, Роль печати Белоруссии в преодолении религиозных перештков(1959-1970}: Автореф.дис...канд.ист.наук.-Минск.-1971.- 24с*;Валиев Ш.М. Значение печати в формировании атеистического мировоззрения в период строительства коммунизма /На материалах Узбекской ССР/:Дис... канд.филос.наук.-Ташкент.- 1971.- 202 с.;Северчук И.П, Меото и роль средств массовой информации и пропаганды в системе научно-атеистического воспитания/ На материалах социологических исследований/:Дис. ...канд.филос.наук,- М.,1972,- 203 с; Аксенов Н.Р, Социально-психологические проблемы изучения эффективности идеологического воздействия средствами радио:Автореф; дис. ...канд.филос. наук.-Свердловск.-1973,- 33 с.;Туилиев А.Средохва массовой информации и атеистическое воспитание сельской молодежи./ На материалах Туркменской ССР/:Дис.,.,канд.филос.наук,-Ташкент,
IS74.-I65 с, - На туркм.яз.;
лась влшіние догматизма и йормализма, характерных для'доперестроечного периода развития нашіх общественных наук.
Такое положение сохранилось в определенной степени я в начале и в середине 1980-х годов. Но постоянно авторы работ по научному атеизму и, в частности,' роли СШ в научно-атеистической пропаганде стали преодолевать старые методы и традиции.Все глуб.те раскрывались эти проблеш и в исследованиях последних лет. В этой связи надо отметить работы Д.В.Савченко,^, А.Н.Зай-нитдинова,3 и Д.Б.Нарбаева.4
1 Батицкий Р. Двадцать восемь миігут в эфире //Наука и религия.-
1980.-Js 5.- С.26-26; Матяс Д.Атеистическая пропаганда в рай
онной печати //Коммунист Белоруссии.- 1980.-В 10,- С.69-75;
Келов Д. Атеистическое воспитание и радио // Совет Туркшняс-
таны.- I9BI.- 5 июня; Розумбаев И. Атеистическая пропаганда
должна быть целенаправленной // Совет Туркменистаны.-1983.-
18 мартадопросы атеизма в деятельности средств массовой ин
формации я-пропаганда //Атеистическое воспитание: Справочник
для идеологического актива /В.А.Башкалова,И.С.Голодненко,
В.А.ЗоцД.А.Зуб и др. Сост. Б.Н.Коновалов.- М.Политиздат,
1983.-С.59-66; Иплслитова В.А. Пером отточена строка // Поле
деятельности атеиста.- М.:Сов.Россия,1983.-С.71-76;Печать и
научно-атеистическая пропаганда //Атеистическое воспитание:
Вопросы и ответы /Сост.В.М.Кувепева.-Под общ.ред.В.ЇЇ.Поляни-
ченко.-М.:ПолитиздатД983.-С.129-13о;Роль телешденяя и радио
в атеистическом воспитании// Там ;ка.-С.139-145;Гсй В.М.Сред
ства і.ассовой лнрор.мацм и их место в системе атеистического-
воспитания трудящихся:Цис. ...канд.филол.наук.-Львов,1983.-
195 с,-Беляев Б.П. Силой журналистского слова // 0 комплекс
ном подходе к атеистическому воспитанию /Сост.Л.С.Крассвская,-
Л.: Лешіздаг,І984.-С.32~45;Атеистичеспое воспитание средства
ми печати, радио и телевидения//Средства массовой информации
и пропаганды.-М. Политиздат, 1984.-С. 163-172; Марянов Б.Атеисти-ческая пропаганда в многотиражной печати /Методические рекомендации/. -ГЛ.:Знание, 1984,- 8 с. ;1)субова А. Атеистическое слово должно быть действенном //Совет Туркмеішстанн.-І985.- В ишя; совершенствовать атеистическую пропаганду /Дам кв.-1985,-4 августа;Чего не достает газете " Горелде ? // Туркменистан к от." уші ст.- 1936,- & 10,- и.93-95;
-
Савченко Л.л. Риль периодической печати в формировании атеистически ориентированного общественного мнения: Автореф.дис. ...канд. "Зилос. паук.- 1.1.,1987.- 24 с;
-
ЬайшітдановаА.П. Советская периодическая печать как фактор атеистического воспитания / на материалах Узбекской ССР/: Автореф.дис. ...канд.о'илос.наук.-Ташкент, 1989,- 19 е.;
4. Напбаев Д.Б.Роль партийной и советской печати Туркменистана в атеистическом воспитании населенпя/1975-і98о гг./:Автореф. дне. »..канд.пет.паук,- Киев,- і989,- 23 с;
Последняя,близкая к нашей теме работа,защищенная по специальности " История КПСС", написана в основном на базе недоступных мне документов Центрального партийного архива Туркменского филиала Института марксизма-ленинизма (справок,докладных записок и т.п.), а также анализа периодики TCCV. Считаю, : что наши работы хорошо дополняют друг друга,т.к. я,наряду с другими источниками, широко использовал анкетный опрос, что позволило значительно более конкретно определить состояние религиозности туркменского населения, по-новому подойти и к анализу атеистических материалов ОМИ,
Цель и задачи исследования. Наша диссертация представляет собой попытку исследовать религиозную обстановку в республике и эффективность атеистической работы СЙ1 ТССґ в 1981-1985 годах, осветить сильные и слабые .стороны этой' работ в последние застойные годы, выявить изменения в ней, связанные с началом перестройки, выявить степень интереса населешш к атеистической информации, сформулировать практические рекомендации в целях дальнейшего совершенствования атеистической работы СМИ в республике.
Для достижения цели мы стремились решить следующие задачи:
I. Изучить степень и характер религиозности населешш ТССР, а также отношение разных социально-демографических и конфессиональных групп к атеистической пропаганде, осуществляемой средствами массовой информации, для шявлоння интереса разных слоев населения к атеистической информации.
2. Уточнить место и роль СМИ ТССР в атеистическом воспитании населешш республики на современном этапе;выяснить основные направления и тематику атеистических публикаций в периодической печати; проанализировать уровень подготовки атеистичес-
них материалов; изучить формі изложения и подачи атеистического материала силами Ш1.
-
Определить отношение местного населения республики к республиканской, областной, районной (городской) и стенной печати, республиканскому радио и телевидению как ванному фактору для ведения планомерной дифференцированной работы с разными социально-демографическими и конфессиональными группами.
-
Определять эффективность атеистической работы ШІ республики, выяснить наиболее эффективные форш и методы научно-атеистического воспитания средствами массовой информация,сформулировать соответствуете практические рекомендация в соответ* ствіш с условиями перестройки.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма по научному атеизму, атеистической пропаганде, атеистическому воспитанию и ролл в нем ими. В работе пспользоваїш документы КЛОП и «светского правительства, решения съездов и Пленумов ЦК КШл; и ЦК йП Туркмеїшстана по идеологическим вопросам, работы видных советских ученых в области история, философия, научного ког,сіуяиз« ма, научного атеизма, социологии и журналистики.
Лсточнякозую базу исследования составили текущие архивы Союза журналистов ТОСР, Государственного Комитета по телевидению и рэдзовэчапив при Совете Министров Tuot', статистические данные цС.» TC'JP по переписи нэселения 1979 г..текущие материалы тО "Туркменсоюзпечать".
Б ходе работы над диссертацией, нами использованы такие методы конкрзтно-соцлологического и исторического исследования,как анкетный опрос, интервью, личные наблюдения, научный анализ
документов, статистических дашшх, публикаций республиканской, областной и районной почата, передач радио и телевидения на атеистические теш за 1981-1930 годи, научное обобщение.
Эмпирической базой исследования послушл социологический опрос, проведенный по специальной методике,(разработанной автором) в двух районах республики - Геок-Тепипском и Гасан-Кулийском, из которой первый типичен для более развитых,центральних, а второй - для отдалешшх, окраишшх районов республики.
Социологическим исследованием были охвачены люди входившие в разные возрастные группы (от 12 лот до 60 лет и более), разные категория людей по социальному полоненню и роду заня-тий( школьники, рабочие, колхозники, служащие и неработающие), люди с различными степенями образования, члены КПСС, комсомольцы и беспартийные.
В программу были включены 15 вопросов, которые дали нам возможность изучить отношение вышеназванных групп к атеизму и религия, а такке к атеистическим материалам ски республики, В анкету, подготовленную в двух видах, включены' вопросы, имеющие целью изучение эффективности атеистического воздействия материалов иш республики на костное население;ставилась цель изучить состояние, степень и характер религиозности населения, популярность республиканской и областной, районной печати, радио и телевидения и отношение населения к атеистическим материалам, к их тематике, содержанию, качеству, формам подачи и изложеїшя в зависимости от типа мировоззрения опрошенного,уровня общественного сознания, наличия религиозных взглядов,сохра-шшцихся в сознании и поведении. На основе зтих опросов наш разработаны 23 таблицы, приложенные к диссертации.
. Для изучения деятельности СМИ по атеистическое воспитанию населения потребовалось тщательно изучить содержание газет и журналов, в т.ч. областных я районных газет, за І98І-І990 гг. Анализу подвергаются атеистические материалы республиканской печати: журналы " Туркменистан коьи^шсти",." Туркменистан агитаторы", " Совет Туркмеяистаныяын аяллары", я Токмак", " Туркменистан халк гагарыфы"; газеты республиканские:" Совет Туркые-нистаны", " Туркменская искра", " Яш ког.а.уШ5сї", " Мадам тайяр"; областные: " Октябрин ялкшды" п " Захыет байдаги";районные: "Ленинизм ёлы" и "Горелде". Изучены специальные выпуски республиканского ТВ и радиовещания " Трибуна атеиста".
Научная новизна исследования состоит в том, что в ней впервые в республике систештизироваино и всесторонне исследуется религиозная обстановка, что/позволяет, в своп очередь, опреде~ лить, насколько соответствует ей целенаправленность атеистической работы СШ, Впервые исследуется деятельность всего комплекса СЙ1 республики по атеистическому воспитании па переломном этапе (I981-1985 гг.), даются рекомендации по повышепию эффект тдвносги СМИ в системе атеистического воспитания в условиях перестройки.
В ракках рассмотренных вопросов изучен основний адресат СІ.51 республики, его отноиенпя к периодической печати, радио и телевидению республики, уточнены место и роль иг.їИ в атеистическом воспитании и их влияние на qармирование научно-атеистического мировоззрения, опт.ецелеїш отношения аудитории СМИ - разных содаально-домогр-?я*-ескях и конеїесспональшіх групп ( верующих и колсблщихся, шщийЛерентннх и неверующих, a так-so приверженцев разяще г.^сулыгзнсгах религпознкх догм и сбрядов), к атеис-
тическим публикациям печати, передачам радио и телевидения, выявлено влияние религиозных представленій и религиозных обрядов на отношение к атеистической информации, изучено соответствие тематики' атеистических публикаций печати, передач ради с и телевидения задачам атеистического воспитания, вытекающим из состояния религиозности населения республики и определены ван-нейшие направления пропаганды научного атеизма в средствах массовой информации, выявлены уровень подготовки атеистических материалов и эффективность их воздействия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и выводы могут быть использованы для более детального исследования эффективности СМИ по конкретним направлениям атеистического воспитания населения для определения результативности атеистической пропаганды, осуществляемой средствами печати, радио и телевидения, для исследования процесса восприятия разными социально-демографическими, конфессиональными группами атеистической информации и степени её влияния на формирование атеистического мировоззрения и убелщенности. Предложенные соискателем рекомендации по атеистическому воспитанию населения Позволят, по нашему мнению, эффективнее осуществить меры по планомерному, системному освещению вопросов атеистического воспитания на страницах газет и курналов, в передачах радио и телевидения, актуализировать их содержание, повысить качество. Не все вопросы разрешены в данной работе окончательно, некоторые выводы автора можно рассматривать лишь как постановочные.
Содержащиеся в диссертации выводы, систему критериев эффективности СМИ по атеистическому воспитанию можно использовать при планировании, организации и оценки результативности воспитательного процесса. Материалы диссертации могут быть также ис-
пользованы при проведении учебы и в подготовке журналистов, пишущих на атеистические теш, атеистических кадров в различных звеньях.
Апробация работы.. Диссертация обсуждена и одобрена на заседании отдела истории Советского общества, на ученом совете Института истории АН ТССР и рекомендована имя к защите.Основные положения, выводы и идеи исследования отражены в опубликованных работах и докладывались на региональных чтениях, на республиканском семінаре молодых лекторов-атеистов на тему: " Атеистическое воспитание молодежи в условиях перестройки", проведенном обществом " Знание" ТССР, Республиканским Домом научного атеизма, Опорным пунктом межреспубликанского филиала Института научного атеизма Л ОН при ЦК КПСС в г. Ашхабаде, а такет на семинарах лекторов, пропагандистов ряда районов республики и на занятиях Ашхабадской областной школы организаторов атеистической работы.
Материалы социологических исследований, проведенных диссертантом в Гасан-Куллйском районе, были использованы Красноводским СК Ш1Т при подготовке к заседают бюро ОК КПТ, посвященному состоянию атеистической работы в данном районе.
Структура диссертации: введение, три главы, заключение, примечания, приложение(23' таблицы).