Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Источники и историография о системе государственного регулирования ислама в Российской империи.
1. Источники 16
2. Историография 30
Глава II. Ислам и Русское государство (X в. -1767 г.) Становление системы государственного регулирования ислама в Российской империи в 1767-1857 гг.
II, 1. Ислам и Русское государство (X в. - 1767 г.)
1. Ислам и Древняя Русь 52
2. Ислам в России от Петра Великого до первых лет правления Екатерины II 59
II, 2. Начало становления системы государственного регулирования ислама в Российской империи (1767-1801 гг.)
1. Введение политики религиозной терпимости 63
2. Образование Оренбургского муфтията 70
3. Решение о создании Таврического муфтията 75
4. Регламентация сословных прав мусульманской знати 77
5. Ислам и царизм в последние годы XVIII в. 78
II, 3. Развитие системы государственного регулирования ислама в Российской империи (1801-1825 гг.).
1. Образование главноголравительственного органа по «государственному присмотру» над мусульманами 80
2. Оренбургский муфтият 83
3. Западная Сибирь и Центральная Азия 86
4. Таврический муфтият 88
5. Кавказ 96
II, 4. Система государственного регулирования ислама в Российской империи (1825-1857 гг.).
1. Ислам и император Николай I 106
2. Центральные органы имперского контроля над мусульманами 109
3. Общеимперские законодательные решения по «магометанским» делам «гражданским и военным» 110
4. Оренбургский муфтият 118
5. Таврический муфтият 125
6. Кавказ 130
7. Мусульмане и Крымская война 142
8 «Устав духовных дел иностранных исповеданий» 1857 г. 144
Глава III. Система государственного регулирования ислама в Российской империи в 1857-1881 гг.
1. Ислам и Российская империя в царствование Александра II 155
2. Оренбургский муфтият 159
3. Таврический муфтият 172
4. Кавказ 175
5. Туркестан 187
6. Высшая имперская элита России о политике по отношению к мусульманам в конце 70- гг. XIX в. 19.1
Глава IV. Система государственного регулирования ислама в Российской империи в 1881-1904 гг.
1. Мусульманская община России (по материалам статистики конца XIX - начала XX вв.) 197
2. Центральные имперские ведомства, занимавшиеся «мусульманским делом» 205
3. Мусульманское движение и «исламская» политика царизма в 80е гг. XIX - начале XX вв. 208
4. Оренбургский муфтият 217
5. Таврический му фтият 220
6. Кавказ 223
7. Степное генерал-губернаторство 230
8. Туркестан 234
9. Высшая политическая элита Российской империи о мусульманском мире конца XIX - начала XX вв. 242
Глава V. Система государственного регулирования ислама в Российской империи в 1905-1917 гг.
1. «Мусульманский вопрос» в первые месяцы революции 1905-1907 гг. 254
2. Предложения по преобразованию своей духовной жизни, сделанные мусульманской общеатвенностью в 1905-1907 гг. 257
3. Предложения по переустройству управления духовной жизни мусульман, сделанные
в правительственных «сферах» в 1905-1907 гг. 264
4. П.А. Столыпин и «мусульманский вопрос» 270
5. Центральные структуры МВД и разработка ими «мусульманского вопроса» в 1905-1914 гг. 285
6. Регулирование духовной жизни мусульман в Вооруженных силах Российской империи в 1905-1914 гг. 287
7. МИД и «мусульманский вопрос» в1905-1914гг. 291
8. Оренбургский муфтият 297
9. Таврический муфтият 299
10. Кавказ 301
11. Туркестан 305
12. Особое совещание по «мусульманству» (апрель-май 1914 г.) и IV мусульманский съезд
(июнь 1914 г.) в Санкт-Петербурге 312
13. Мусульмане России и первая мировая война 318
Заключение 332
Словарь мусульманских терминов 343
Архивы и отделы рукописей и
письменных источников библиотек и музеев 349
Библиография 352
Введение к работе
Актуальность исследования. Ислам является одной из традиционных религий на территории России. Отношения Русского государства с миром ислама имеют длительную и далеко непростую историю. В ней в единой и практически нераздельной совокупности сочетались экономические и геополитические интересы, потребности и проблемы внутренней и внешней политики России, непохожесть ряда культурных ценностей у православных и «магометанских» жителей одной страны. Выраставшая в борьбе с внешней опасностью Российская держава с самого начала складывалась как объединение имперского типа - огромный конгломерат разноэтнических и поликонфессиональных народов. «Законная государственная цель» подобного политического образования, по словам выдающегося военного реформатора России Д;А. Милютина, - это стремление добиться «полного объединения, слияния разных племен». Именно данной задачей руководствовались наиболее выдающиеся правители страны - Пётр и Екатерина Великие, близкие им по духу государственные деятели, этой установке в конечном счете служил весь правительственный аппарат Российской империи. Важность изучения исламской тематики в жизни современного Российского государства, необходимость лучше и полнее
осмыслить* происходящие; Bs мусульманской среде- внутри? № вне страны* процессы* заставляют; обратиться; к анализу более ранних этапов отношений Вуси и« Россиш с исламом: Логика* развития; доминировавшая; в? русской* политике ЖЩ-ХЩввї, привела^ктомуі что^резкое расширение границсстраньЕ на;юк ишосток ввеловйСОСтав«Роесии»значительные территории?с обширным? мусульманским? населением? Рюволжье, Крым- Кавказ^ Туркестан; т дрО- К концу XIX в: четырнадцатимиллионнаяг мусульманская? община сделалась второй* по? численности^ после: православных вероисповедной группой населения. Российской империи: Значение «исламского; фактора» в жизнш страны^ в; это? время; особенно* возросло в связи? с тем, что? подавляющей; массой тюркоязычного; населения; Россиш (более; Ш миллионов^ мусульман); понятия* «национальное» и; «религиозное» воспринимались «тожественно» (рВЖ Бартольд); Принадлежность ,к последователям «магометанского закона»; казалась им* важнейшим? условием; выражения своей этнической идентичности: Национальное «пробуждение» данной части; жителей; страны» все: более усиливалось по? мере; постепенного; втягиванияй России; во* второй половине XIX- начале XX вв: в чиндустриальноеобщеетвои проникновения; новых модернизационных; настроений* в? мусульманскую да среду: Развитие этого; явления? в; исламской общине: империий определялось в; источниках; и трудах; отечественных исследователей; как; возникновение «мусульманского; вопроса»: Для; царской; же; администрации главнышприоритетом»продолжало; оставаться» совершенно; иное - стремление;как можношрочнее; «спаять» всех; подданных монархии* Романовых без* различия; их< вер; в; том* числен ш
мусульман, в «единое целое», держа всех их при этом под постоянным «государственным присмотром». Все эти явления делают особенно необходимыми изучение политики имперских властей по отношению к российской мусульманской общине, осмысление степени эффективности системы правительственного контроля над духовной жизнью отечественных последователей вероучения, основанного пророком Мухаммадом; Меж тем; исследованноеть данного круга вопросов в настоящее время продолжает оставаться пока явно недостаточной.
Методологической основой диссертационного исследования является подход к анализу имеющихся фактов на основе соблюдения принципа историзма. При характеристике любого изучаемого явления соблюдался порядок: его последовательного рассмотрения с учетом особенностей природы его генезиса и развития под влиянием разнообразных внутренних и внешних факторов. При оценке анализируемых процессов также применялись (с известными оговорками) и цивилизационные критерии; Нам представляется.; что в случае с исламом Россия имела (и имеет) дело со специфическим самодостаточным целым — «мусульманским миром». Его следует воспринимать, как особый; стремящийся сохранить свою гомогенность, историко- и социокультурный феномен; который со времени своего рождения в 11 в. стал важным фактором в мировой политике. Следует помнить, что ислам по сути своей это не просто религия; а всеобъемлющая и всепроникающая совокупность правил: и ценностей,
определяющих весь образ бытия последователей вероучения, основанного пророком Мухаммадом.
Цель и задача исследования. Целью диеертации является анализ характера и форм отношений государственного аппарата Российской империи с миром отечественного ислама, выявление наиболее существенных проблем в развитии этого процесса. Среди них первостепенной по своему значению представилась тема, исследование которой стало главной^ задачей данной работы;— изучение того, когда, как, каким образом была выстроена и с какой степенью результативности действовала система государственного регулирования ислама в Российской империи, рассмотрение ее законодательной базы и деятельности ее управленческих институтов в центре и на местах (Департамент духовных дел иностранных исповеданий: Министерства внутренних дел; России, Оренбургский, Таврический и Закавказский суннитские муфтияты, Закавказское Духовное правление шиитов).
Хронологические рамки исследования ограничены промежутком времени^ начиная с конца? 60« гг. XVIII в. до 191:7 г. Первичные вехи рассматриваемого нами периода - это появившийся в 1767 г. «Наказ» Екатерины И, теоретически обосновавший необходимость политики веротерпимости, и указ 1773 г., регламентировавший ее практическую реализацию по отношению к исламу и мусульманам. Работа доводится до событий падения самодержавия в России в итоге Февральской революции.
Научная новизна диссертации обусловлена тем, что это первое в отечественной историографии комплексное исследование всей системы государственного регулирования духовной жизни мусульман России В: последней трети ХШ - начале XX вв. В существующей литературе имеется; лишь опыт изучения деятельности Оренбургского муфтията^ функционирование же других региональных мусульманских духовных управлений, как и руководство ими со стороны столичных структур «государственного присмотра» за исламом, практически не исследовались. Нами впервые проводится анализ различных проектов регламентирующих положений (Крым, Кавказ, Туркестан, Степной край), как реализованных в том или ином виде на практике, так и оставшихся лишь на бумаге, произведено определение причин того, почему и по- каким обстоятельствам многие замыслы по устройству духовной жизни мусульман так и не были реализованы. В ходе исследования нам пришлось систематизировать и предпринять наиболее полное научное переиздание прежде публиковавшегося, но теперь весьма труднодоступного законодательного материала, а также выявить интересующие нас многочисленные архивные материалы; в работе с которыми в ряде случаев автору диссертации посчастливилось оказаться их первым пользователем. В силу значимости привлекаемых архивных текстов, по мере их обработки; предпринималась их первая научная публикация (например, записки по исламу крупнейших государственных деятелей России Є.Ю. ВиттеиШ^А. Столыпина).
Предмет; исследования. В! процессе работы при» рассмотрении комплекса отношений «Россия? - мусульмане»; являвшегося; предметом! исследования; нам« пришлось иметь* дело? в? основном* с его» «русской; стороной»; Последнее вполне объяснимо;, ибо; именно? в^ кругу русской! административной; т. политической* элиты; - министров; губернаторов; высокопоставленных чиновников; экспертов ш др;. — в? конечном;; счете определялись «правила; игры»' на< «мусульманском; поле»; здесь, вырабатывались ш принимались те правовые акты; которыми регламентировались внешние формы-устройства! духовной;; жизни? мусульман; в; царской; Еоссиш Вместе с тем хотелось бы обратить внимание на? два-весьма* важных; обстоятельства; Є одной; стороны; над; русекимишолитикамш и; администраторами;довлелиївнушаемше им с; самого?детства традиционные европоцентристско-христианские стереотипы; в рамках; которых; ислам» воспринимался; как; явление «чуждое»; ж «не свое», тсюдаї вї целош ряде случаев» рождался* крайний! субъективизм* в», оценке: системы* мусульманских» ценностей! Є другой* стороны, устож русской; монархии; ирусского общества^ до*1Ш7 г. бьтли; основаны на; фундаменте :веры в Бога; ишосколькугпуеть ише близкий?русекойдуше ислам; был* также верошвБога; причем;; верой многих; миллионов русских подданных;, тої с: этим;; надо* было;; считаться; Основная; массапредставителетцарскошадминистрациибыла; несмотряшате шгшиные свои*недостатки; все;же прагматиками? и;;понимала; чтозв теоришжеланный;; переход? мусульман; в< православие - это? лишь малореальная мечта;; миссионерскиху кругов* Еуеской Жравославной; церквш Щарская? бюрократия?
моглт попробовать, как-то; «сдерживать» активность мусульман; но? четко? осознавала* чтох запретить в; России; вероучение; основанное: пророком; Мухаммадом;, выжить его;;шіжизни? страны былогпрактически*нереально; и; являлось абсолютно^безнадежнойш; бессмысленной затеейї
бъектом; диссертационного исследования; стали утвержденные и проектировавшиеся; имперские законодательные акты по; исламу; другие разнообразные материалы; связанные с деятельностью Министерства внутренних дел; контролировавшего; духовную;; жизнь мусульман; ЕвропейскойШоссии и Єйбири; и; Военного; министерства! отвечавшегошеред царемза мусульман; /Еуркестанаи (в известной; степенна совместно; с МВД) за; «магометан»' Кавказа. Важную; роль для? нас; сыграли* документы^ отражающие занятие исламской тематикой^ Министерстве иностранных дел:. При; всем* том; что» центральной* темой данной! работы? является;' изучение внутренней; политики- царизма; по? регулированию- духовной* жизни; отечественных мусульман; нов России;никогда нельзя забывать,. чтоs «наша внутренняя^ политика? по? мусульманскому вопросу является^ важным; фактором^ политики? внешней» (ЧИЖ: Витте);5 Правящим верхами Российской империи? постоянно? приходилось считаться» с ситуацией; складывающейся; в* «зарубежном* мусульманском; мире»;, вшервую*очередь, учитывать,характера отношений; с; ближайшими мусульманскими? государствами; - Турциеш m Ираном; откуда, постоянно? оказывалось самое; непосредственное и немаловажное влияние на; российских мусульман; Положение дел особенно
обострялось во время неоднократных русско-турецких и русско-иранских
войщ когда* с: объявлением* исламскими; духовными* авторитетами? данных страт антирусского* «джихада»; политическая* и« военная деятельность руководства» монархии? Романовых резко; усложнялась. Кроме; этот?., в; русских правительственных верхах;, существовал? постоянный, интерес: к; опыту европейской политики^ по і отношению- к своим «иноверцам»^ В; ТОМ: числе мусульманам; ВІ первую* очередь сотрудники* МИДа; (їй других: имперских ведомств): обращали? внимание? на? «мусульманскую»: политику Англии и* Франции: и. вй ряде случаев* использовали- заинтересовавшие их зарубежные: формы; организации: государственного: регулирования: конфессиональных институтов; В используемых в дисеертациишсточниках и: литературе применительно к исламу часто- встречаются; определения?: типа; «церковь»; «мусульманское духовенство»,, «приход» ш дрг Как: известно, т исламе: нет институтов? церквщ священства* ж монашества; само; понятие «мусульманское: духовенство»? звучит также не очень корректно-Происхождение подобных: дефиниций^ в:русских; дореволюционных^ текстах: понятно; ибо оно: было: связано: сой стремлением: тогдашних; авторов; выстроить в: сознаниш русского? читателе образ мира; ислама» в* привычных; представлениях, службы Богу в? системе православных: ценностей; Жо; возможности;; все подобные русские; объяснения; исламских: реалий: взяты: намивжавычкш
Практическая значимость работы; Учет; проведенногошдиссертации исследования:; необходим- для* лучшего: осмысления: опыта* «исламской» политики России в прошлом^, выработки ее наиболее оптимальных вариантов
в настоящем и будущем. Выводы и материалы данной работы могут быть использованы при преподавании общих и специальных курсов в ВУЗах, в научных изысканиях и в практической деятельности государственного аппарата Российской Федерации;
Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в одноименной монографии (18 ал;) и ряде других научных публикаций; Теоретические и конкретно-исторические результаты исследования прозвучали: в цикле выступлений на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях и семинарах в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани.; Иркутске, Омске, Самаре, Ставрополе и Киеве, состоявшихся в 1996-2004 гг.
Структура работы. При построении структуры диссертации нами был выбран хронологический принцип изложения материала. Как и все другие варианты систематизации фактов, он достаточно условен, но представился нам наиболее рациональным с точки зрения лучшего изучения зарождения и развития системы государственного регулирования ислама в царской России. По нашему мнению; он дает возможность четче осветить этот исторический процесс на фоне гораздо более значительного политического феномена -взлета, развития и упадка Российской империи. Основной текст диссертации состоит из введения; пяти глав и; заключения^ Работа снабжена примечаниями, помещенными в конце каждой главы, кратким словарем мусульманских терминов и библиографией;
14'
Источники
Источниковедение истории ислама в дореволюционной России является пока в целом крайне неразработанной темой. Несколько лет тому назад нам представилось необходимым наметить основную схему систематизации основных типов и видов материалов по истории российских мусульман, но уже тогда было оговорено, что данное построение носит предварительный характер и не претендует на исчерпывающую полноту1.
Изучение исследуемой сейчас нами проблемы - системы государственного регулирования ислама в Российской империи - базируется на анализе прежде всего одного типа источников - многочисленных и разнообразных письменных документов. В свою очередь среди них можно выделить следующие виды:
1) Законодательные источники. Это прежде всего государственные законодательные акты: «Высочайшие» именные, императорские, сенатские указы;, манифесты,, положения,, уложения, уставы,, рескрипты,. приказы, «Высочайше» утвержденные или дарованные; «Высочайшие» благоволения; повеления, распоряжения, соизволения; «Высочайше» утвержденные или одобренные мнения Еоеударственного совета; Сената, Синода, Комитета ш Совета министров; «Высочайше» утвержденные журналы заседаний комитетов; совещаний и советов и др. Нами исследовались проекты законодательных актов (положений; правил, уставов и др.); которые были выдвинуты, как представителями имперской власти, так и мусульманской общественностью (исламскими съездами, совещаниями и др.). Порядок подготовки, обсуждения и принятия подобного рода правительственных проектов особенно наглядно отразился в процессе выработки Закавказского «Положения» 1872 г. [ем. гл. III 4].
2) Делопроизводственная документация. Среди данного вида источников можно отметить следующие, наиболее значимые для нашей работы группы материалов.
Ежегодные или специальные отчеты и доклальї министров; генерал-губернаторов, губернаторов и руководителей региональных жандармских и полицейских структур; (например; доклад; «Ислам в Туркестане» 1899 г. генерал-губернатора этого края С .М; Духовекого);
б) Циркуляры по исламу, которые приходили из центра на места за подписью министров или директоров Департаментов и которые в свою очередь адресовались местными губернаторами: своим нижестоящим подчиненным.
Ислам и Древняя Русь
Контакты и связи России с исламским миром начались в раннем средневековье. Тогда в Восточной Европе шли два синхронных процесса: возникновение государственности у проживавших здесь народов и распространение в их среде известных тогда мировых религий, в том числе ислама. Так, в располагавшейся в Нижнем Поволжье и на Дону Хазарии значительная часть населения в VIII в. приняла ислам. В находившейся в Среднем Поволжье Волжской Булгарии 21 мая 922 г. можно считать датой принятия «магометанского закона», как официальной религии. В этот день в стране волжских булгар произошло первое точно зафиксированное торжественное пятничное мусульманское богослужение с чтением «хутбы» и упоминанием в ней имени «повелителя правоверных», то есть тогдашнего багдадского халифа- альгМуктадира- Значительную роль в последнем событии; сыграл? замечательный арабский путешественнику дипломат, историксигеограф Ахмед Ибн Фадлан .
Иношиеторический выбор?сделала: ДревняяОРусь, которую2в конце;Жві крестил? киевский князь Владимир; GT этого события» вплоть до? 1ШШ г. православие являлось «первенствующей» и «господствующей» религией страны; лишь, православный государь мог взойти на русский? трот Однако: еще: до Крещения» посведениямисточников, Владимиршроявлялїинтерес и к миру ислама; Исследователями отмечается; что за; этим? долго? казавшимся.: легендарным рассказом, стояли реальные события, связанные с отправлением специального русского посольства КОЇдвору багдадских халифов-Аббасидов .
Отдельного»внимания:заслуживает анализ.«мусульманских:реалий» в-основном летописном источнике! о Киевской Вуси - «Повести временных лет»; Так при исследовании» рассказа; о «Крещении: Руси» нам? удалось определить источник:происхождения упоминавшихся; вг тексте; семидесяти мусульманских- «красных жен» . Этш имелись, в- виду- столь популярные в описании ,исламского рая«гурии;причемгеамозеодержаниеикформарассказаю; них; к хадисамфЕреданиям; о жизнипророка»Мухаммада): К сожалению; остается;; пока: неясным? сам; путь проникновения данной? информации в состав ИВ
Ислам и Российская империя в царствование Александра II
В середине XIX в. начался в известной степени новый этап в истории взаимоотношений России с мусульманским миром. Здесь можно выделить целый ряд внутренних и внешних причин и обстоятельств, констатируя в то же время заметную противоречивость связанных с ними процессов и явлений.
«Великие реформы» 60-70- гг. XIX в., медленное, трудное, но все же происходящее втягивание страны в индустриальное общество не могло не оказывать своего воздействия на самые различные страты российского социума, в том числе и на русских приверженцев «мусульманского закона». Новые явления пореформенной жизни, во всей их неоднозначности, проникали в самые различные слои мусульманской общины России, быстрее в городе, гораздо медленнее - в деревенской, земледельческой, среде, почти незаметны они были среди кочевников. Среди различных «мусульманских» этносов процессы трансформации наиболее динамично протекали в самой многочисленной тюркоязычной группе; населения; империи - среди татары Происходящая экономическая; политическая и культурная активизация татарского населения, особенно его образованной частиц все более беспокоила царские власти; чтощашло свое отражение в=правительственных документах по исламу;
Необходимо учитывать,. что по итогам Парижского мира 1856 г., впервые после Прутского похода 171Г г., султанская Турция во главе с халифом всех суннитов, пусть чисто формально, но оказалась в лагере победителей России; Это явление несомненно не могло не оказать соответствующего психологического воздействия на рядовую массу российских мусульман; видевшую в державе Османов крупнейшую; исламскую державу тогдашнего мира. Вместе с тем конец 50-- начало 60? гг. XIX в. — это успешное завершение Кавказской войны; затем те же 60 и 70? гг.
XIX в; - это присоединение Туркестана и новых районов; Кавказа, В результате всех этих акций число мусульман - русскоподданных увеличилось по меньшей мере в 2 раза?.
Удовлетворяя подобным образом, свои геополитические интересы империя все глубже? втягивалась в ту ситуацию; которую позднее в; начале XX в; точно охарактеризовал один из крупнейших имперских: политиков СЮ; Витте: В своих «Воспоминаниях»! Витте писал; «Є6І времени Петра Великого т Екатерины? Великой; нет России; а есть Российская империя; Когда около 35 %/ населенияг инородцы;, а русские- разделяются- на великороссов; малороссовшбелороесов то:невозможновїХІХ-и:ХХ вв. вести политику; игнорируя этот; исторический; капитальный? важности; факт,; игнорируя национальные; свойства других; народностей;, вошедших т Воссийскую империю религию
Таким; образом; именно?после: Крымской»ВОЙНЫЙвстал: тот; вопрос, на« которыйшскали ответ дееяткишмперскихшолитиков; военных шдипломатов: где проходят; возможные пределы; распространения границ? империи; основанной;Петром Великим; как;№ какимжспособами;удерживать,сложный; баланс сия и; противовесов; в; огромном здании; поликонфессиональной российской- государственности; сохранять лш щш этом; те контрфорсы религиознойтолерантности;, которые установила Екатерина Великая; илиже; отказаться ;от них..