Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Обзор литературы и источников II - 24
Глава вторая. Основные направления, особенности и характерные черты русской литографии 1810-1830-х годов 25 - 63
Глава третья. Литография в изданиях Общества поощрения художников 64 - 118
1. Видовая тематика 68
2. Портрет 86
3. Военно-исторические сюжеты 96
4. Учебные пособия 102
5. "Литографические копии"... 107
Глава четвертая. Деятельность Общества поощрения художников по созданию условий для успешного развития литографии в России 119 - 155
Заключение 156 - 159
Примечания 160 - 198
Приложения:
I. Список использованной литературы 199 - 209
II. Словарь литографов, работавших по заказам Общества поощрения художников 210 - 253
III. Список литографий, изданных Обществом поощрения художников 254 - 275
Список сокращений 276 - 278
- Обзор литературы и источников
- Основные направления, особенности и характерные черты русской литографии 1810-1830-х годов
- Военно-исторические сюжеты
- Деятельность Общества поощрения художников по созданию условий для успешного развития литографии в России
Введение к работе
Появление в России в середине 1810-х гг. литографии явилось значительным событием, открывшим новую главу в развитии отечественной графики. Произведения литографического искусства вскоре не только смогли занять видное место наряду с давно и успешно развиваемой резцовой гравюрой, но и приобрели важное историко-культурное значение. О широком признании и замечательных успехах литографии уже в первые годы ее развития свидетельствуют работы многих художников, среди которых были и те, с чьими именами связаны лучшие достижения русского изобразительного искусства первой половины XIX в. Советским искусствознанием высоко оценены заслуги в области литографирования А.Г.Венецианова, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского, К.П. и А.П.Брюлловых, А.О.Орловского, А.Е.Мартынова, С.Ф.Галактионова.
Русских мастеров различной творческой направленности этот способ печати увлек прежде всего поисками новых изобразительных приемов. Принцип литографирования, открытый в 1796 г. в Германии А.Зенефельдером, предложил графике новые технические и художественные средства . Рисуя мягким, жирового состава карандашом на отполированной известняковой плите и практически не испытывая сопротивления ее мелкозернистой поверхности, мастер легко мог переходить от очеркового рисунка к сплошной моделировке тоном. Разной насыщенности печатная краска, воспринимаемая литографским карандашом пропорционально его плотности, просветы белой бумаги в местах, не тронутых рисунком, допускали при литографировании тончайшую градацию тонов, разнообразные эффекты черно-белых контрастов. Заложенные в самой природе литографии возможности свободного сочного штриха и тональной живописности давали новые средства для решения художественных задач, встав- ших перед графическим искусством с начала XIX в.
Становление литографии в России совпало с тем периодом в истории отечественной графики, когда рисунок впервые приобрел значение самостоятельного вида искусства. Одновременно это был период, когда наметившееся на рубеже ХУШ и XIX вв. новое художественное мировоззрение сентиментализм и вскоре сменивший его романтизм постепенно теснили классицистические традиции в изобразительном искусстве. Проникновению романтизма во все сферы русской культуры способствовали общественно-сполитическая обстановка в стране первой четверти нового века и прежде всего такие ее важнейшие события, как Отечественная война 1812 года и движение декабристов. Под влиянием национально-освободительных идей, гуманистического пафоса эпохи сформировался основной принцип романтизма, требовавший новой формы художественной выразительности. Провозглашенные им естественность и простота, повышенная эмоциональность обращали вкусы художников к непосредственному восприятию окружающей действительности. На долю рисунка, способного быстро и непосредственно передавать живое впечатление от натуры, выпала главная роль в решении новых проблем изобразительного искусства. Русский рисунок этого времени отличается разнообразием тем, свободой композиционных решений, р образной выразительностью . Значительное обогащение содержания графики происходило одновременно с изменением ее стилистических черт. Продуманной изящности линий, отличающих старую академическую школу, были противопоставлены более темпераментные контурно-штриховая и живописно-теневая манеры рисования;
Новые тенденции рисунка, заметные в работах всех художников начала XIX столетия, наиболее ярко выявились в творчестве О.А.Кипренского. Импульсивная, графически-линейная выразительность карандаша этого выдающегося мастера, сочетающаяся с мят- кой тональной разработкой, часто усиливалась дополнительной подцветкой сепией, мелом, тушью, акварелью. Тональный рисунок, поднятый Кипренским до самостоятельной ценности, явился важным этапом в исканиях русского искусства на пути реалистического отображения мира;
Атмосфера меняющихся эстетических норм оказала заметное влияние на состояние русской печатной графики. Гравюра на меди, бывшая с конца ХУЛ в. единственным способом воспроизведения живописных оригиналов, в первой четверти XIX столетия пришла в заметный упадок. Импровизационные тенденции романтизма не способствовали ее дальнейшему расцвету.
Новое для русского искусства явление - литография в самой технике имела в это время больше предпосылок и перспектив для своего развития, чем гравюра. Противопоставив жесткости разцово-го штриха свободу рисунка литографским карандашом, легкость его тональной разработки, она оказалась лучше приспособленной для воплощения новых художественных исканий.=
Близость к оригинальному рисунку, сравнительная несложность и быстрота исполнения не исчерпывали всех преимуществ литографии. Свойственная ей значительно большая, чем у гравюры тираж- ность (до десятков тысяч экземпляров) делала ее произведения
3 более дешевыми и потому доступными широким кругам зрителей . К тому же, возникнув независимо от Академии художеств, не пользуясь ее поддержкой и сохраняя известную свободу от ее нормативов, литография расширяла рамки творчества русских художников относительной свободой в выборе тем.
Уже самые ранние образцы этого вида печатной графики поражают разнообразием сюжетов . Так, одна из особенностей яркого таланта первого русского литографа А.0.Орловского состоит в том, что он с одинаковым успехом работал в этой технике над портретом, пейзажем, бытовыми и батальными зарисовками. Художник широкого творческого диапазона, внимательный наблюдатель современной жизни оценил литографию как технику, наиболее отвечающую его пристрастию к "простому" сюжету и темпераментному рисунку.
Проявившие в числе первых интерес к литографированию А.Г.Венецианов, К.Кюгельхен, П.Ф.Соколов, С.П.Шифщр, Х.Ф.Редер и др. способствовали развитию тех же жанров. Различаясь степенью увлеченности, индивидуальностью почерков и мерой таланта, эти художники общими усилиями вписали первую страницу в историю русской литографии."
Следующие два десятилетия явились периодом наивысшего расцвета искусства русской литографии. На 1820-1830-е гг; фактически приходится разработка всего арсенала ее художественных возможностей и создание бесспорно высокохудожественных произведений. В эти годы к способу литографирования проявили интерес почти все русские художники. Для одних, как например, В.Л.Боровиковского, О.А.Кипренского, братьев Брюлловых, это было кратковременное увлечение, а для В.И.Погонкина, К.П.Беггрова, Г.А.Гиппиуса, А.А.Васильевского и многих других литография стала основным видом творчества. Тогда же на фоне всеобщего увлечения литографией выделилась важная роль Общества поощрения художников, которому она обязана своим широким распространением и лучшими достижениями.
Посвятив свою деятельность утверждению престижа русского художника, широкой пропаганде достижений национального искусства, Общество поощрения обратилось к литографии, как к средству, наиболее подходящему для осуществления многих из намеченных им культурно-просветительских мер. Привлекая к литографским работам художников, оно стремилось создать все условия для их развития. Возможность усовершенствования техники литографирования, открытие новые печатных мастерских, сбыт продукции составляли предмет его особых забот.
Всемерно расширяя материальную и техническую базу литографии, Общество поощрения художников вскоре добилось того, что с его заданиями оказались связанными большинство литографов, в том числе и те, чьи работы заложили основы золотого фонда русской литографии XIX в.: А.Г.Венепианов, К.П. и А.П.Брюлловы, С.Ф.Галактионов, В.И.Погонкин, К.П.Беггров и другие. При поддержке Общества поощрения художников в технике литографирования развивались все жанры. А требования, предъявляемые им к художественным и профессионально-техническим качествам литографии ускорили ее быстрый расцвет, помогли занять достойное место среди других видов изобразительного искусства. Вместе с тем, издания Общества поощрения художников, рассылаемые в соответствии с его просветительской задачей в различные города - Москву, Новгород, Владимир, Симбирск, Уфу, Тифлис и множество других мест, на деле способствовали тому, что литография проникала в различные области общественной жизни России, становясь неотъемлемой частью ее культуры?
1810-1830-е ггі представляются достаточно локальным периодом, в течении которого русская литография пережила все циклы первого этапа своего развития, начиная от пробных шагов до блестящего расцвета и наметившихся затем изменении в ее содержании, соотношении жанров и стилистике. На эти годы приходится наибольшее количество эстампов, относящихся к лучшим образцам литографического искусства. Благодаря участию в их создании выдающихся русских художников, а также целенаправленной и всесторонней помощи Общества поощрения, особенно активного в этот период,рус- екая литография не только добилась больших успехов и широкого -признания, но и была подготовлена к восприятию новых тенденций^ утверждавшихся в русской художественной культуре с начала 1840-х гг. Перед литографией этого времени, как и перед всем изобразительным искусством, встали новые задачи, связанные с утверждением критического реализма. Но это уже был следующий гэгап в истории русской литографии, рассмотрение которого не входит в задачу настоящей работы.
Построение диссертации определяется предложенной темой: Введение наряду с общей характеристикой темы содержит обоснование научной постановки ее в качестве самостоятельного предмета исследования,- Первая глава посвящена критическому обзору литературы и источников, представляющих музейные коллекпж произведений русской литографии и документальные материалы из отечественных архивных хранилищ, содержащих важные и во многом неизвестные и не использованные ранее сведения^ Здесь же определены цели и задачи исследования*
Во второй главе на примере творчества ведущих художников-литографов, рассмотренного на общественно-культурном фоне, охарактеризовано развитие русской литографии в 1810-1830-х гг* Наиболее значительные достижения литографии этого периода, впервые классифицированные по жанрам, позволяют более обстоятельно и обоснованно определить ее особенности и характерные черты и проблематику эпохи. В этой главе диссертант вводит в научный оборот выявленные им документальные материалы и произведения, которые дополняют и по-новому освещают историю русской литографии изучаемого периода.
В третьей главе впервые представлено систематическое иссле-дование русской литографии в изданиях Общества поощрения худож- ников. Исходя из того, что в специальной литературе за пределами внимания остались многие издания Общества, исторические и идейно -художественные предпосылки их создания, а о большинстве литографов, работавших по его заказам, имеются лишь отрывочные и нередко ошибочные сведения, настоящий раздел диссертации в основном построен на новых материалах, выявленных и изученных автором в ходе многолетних исследований в музеях и архивах СССР. Это дало возможность проследить все литографические выпуски Общества поощрения художников за изучаемый период и круг связанных с ним мастеров, определить и уточнить не только авторство, но и датировку многих эстампов, что позволяет более объективно и обоснованно представить действительную и существенную роль Общества поощрения художников в истории русской литографии .Результаты исследования этой части диссертации обобщены также в словаре литографов, работавших в 1820-1830-х гг. по заказам Общества поощрения художников, и в списке созданных ими литографий, насчитывающем свыше четырехсот названий.
В последней, четвертой главе рассмотрен малоизученный в ис-кусствознании вопрос о технической базе литографского искусства. Впервые и, главным образом, на архивных документах выявлена деятельность Общества поощрения художников по созданию необходимых условий для успешного развития литографии в России, а также прослежена работа ведущих литографских мастерских 1820-1830-х гг. и определен круг связанных с ними мастеров, на деле X. Другие стороны деятельности Общества поощрения художников и более полная характеристика его, как художественного центра,могут быть предметом самостоятельного исследования. Здесь они затрагиваются лишь частично и попутно с основной темой диссертации. осуществляющих программу Общества, направленную на поддержание и распространение отечественного искусства,
В заключении работы представлены основные выводы, явившиеся результатом предложенного в качестве диссертации исследования русской литографии первой трети XIX в.
Обзор литературы и источников
Сведения о русской литографии накапливались постепенно, с появлением трудов, освещающих историю русской печатной графики в целом. Основоположнику исследований в этой области искусства Д.А.Ровинскому принадлежат первые сообщения по истории литографии в России и о некоторых ее мастерах.
В состав опубликованного им в 1886-1889 гг.- "Подробного словаря русских литографированных портретов" вошла портретная литография, правда, еще в виде кратких упоминаний о некоторых иконографических материал», имеющих аналогии в литографской технике .
Завершением более чем тридцатилетней работы Д.А.Ровинского по изучению памятников русской иконографии, явился выпуск им в 1895 г. "Подробного словаря русских граверов", который преследовал цель глубокого исследования искусства художественной печати . В предисловие к словарю была включена "Заметка о литографии в России", знакомившая с обстоятельствами появления шито-графских мастерских, с "инкунабулами" этого искусства, с первы-ми его мастерами . Но и здесь, по признанию самого автора, литография не была предметом специального изучения, а использовалась им лишь как материал, расширяющий представление о разносторонней деятельности гравера. В результате сорок четыре художника, занимавшихся наряду с гравированием также и литографированием, получили биографические справки и указатель некоторых их работ в этой технике.
Незначительное место, отведенное -;: литографии в словарях Д.А.Ровинского, неточности, пропуски и фактические ошибки не снижают для нас историографической ценности его капитальнейших трудов. Важно уже то, что став незаменимым руководством для всех, кто интересуется русской печатной графикой,они послужили отправным пунктом в последующих изысканиях и легли в основу МНОГИХ из них. "Труды Рсвинского - справедливо отмечал в свое время В.Я.Адарюков - обратили внимание коллекционеров и библиофилов на изучение собственных собраний, вызвали их желание заниматься систематизацией своих собраний и описанием их, способствовали той же благородной задаче" .
Лод влиянием ДД.Ровинского и параллельно с ним составлял словарь русских художников Н.П.Собко , снабжая его биографическими, художественно-историческими и библиографическими справками и замечаниями. Стремясь к возможной полноте и точности сведений, почерпнутых в архиве Академии художеств, этот исследователь в равной степени интересовался мастерами литографии и их произведениями. Три тома его словаря, на буквы - А, И, П включили неизвестные до того сведения об отдельных литографах, в том числе о К.Д.Беггрове и В.И.Логонкине, всей своей деятельностью связанных с Обществомпоощрения художников;
"Добавления, исправления и поправки" к трудам Ровинского, составленные по коллекциям И.М.Остроглазова и В.Я.Адарюкова, существенно увеличили сведения о портретной литографии, введя в литературу неизвестные до того иконографические листы .
Основные направления, особенности и характерные черты русской литографии 1810-1830-х годов
Русская литография самим своим появлением продолжила поступательное развитие отечественной печатной графики, исторические корни которой относятся к середине ХУІ в. Гравюра, основанная на контурном рисунке первоначально по деревянной доске, замененной к середине следующего столетия медной, долгое время оставалась единственным способом печатного размножения произведений изобразительного искусства;,;
Наивысший расцвет русской резцовой гравюры относится ко второй половине ХУШ в., чему во многом способствовал гравировальный класс основанной в 1757 г. Академии художеств;" Воспитанные им Е.П.Чемесов, Д.Г.Герасимов, Н.Я.Колпаков, И.А.Берсенев, Г.И.Скородумов и многие другие русские граверы продолжили реалистические искания своих выдающихся предшественников и прежде всего братьев А.Ф. и И.Ф.Зубовых, И.А.Ростовцева, И.А.Соколова?
Отражая на всех этапах своего развития общее для русского искусства стремление к более глубокому познанию действительности, русская гравюра одновременно развивалась по линии усовершенствования мастерства и овладения новыми средствами художественной выразительности. Развитый до виртуозности линеарный стиль резца все чаще к концу ХУШ в. заменялся более мягким и свободным рисунком, исполненным в технике офорта и его разновидностей - мягкого лака и лавина .
С наступлением нового столетия заложенные в русском гравировальном искусстве интерес к действительности, постоянный поиск более выразительных технических приемов продолжали развиваться в сложной исторической обстановке, определившей новые черты русской культуры в целом. Выработанные под влиянием роста крестьянских волнений, событий бщжуазной французской революции 1789 г., антикрепостнических выступлений Н.И.Новикова и А.Н.Радищева идеи свободы, равенства, национального развития легли в основу общественной жизни России начала XIX в. Конституционные стремления первых лет правления Александра I (проекты планов государственного преобразования, проведение некоторых административных реформ, учреждение Министерства народного просвещения) способствовали заметному оживлению культурной обстановки в стране, утверждали новую роль литературы и искусства,воспринимаемых теперь как важные средства общественного преобразования .
На основе усилившихся идеалов гражданственности, патриотизма, героики в изобразительном искусстве шло постепенное нарастание реалистических тенденций: стремление к конкретности, пристальное внимание к натуре, поиски более точных и глубоких средств выражения Изменения в изобразительном искусстве начала XIX столетия не могли не отразиться на судьбе русской печатной графики. Успехи ее в это время были связаны с деятельностью Н.И.Уткина и возглавляемого им гравировального класса Академии худржеств . Впитав в себя мастерство русских граверов и продолжив в своем творчестве лучшие традиции этого вида искусства, он создал замечательную галерею изображений выдающихся людей России.
Военно-исторические сюжеты
Издание портретов "знаменитых россиян" отражало одно из направлений в деятельности Общества поощрения художников, принятое им в соответствии с особенностью самой эпохи. Рост национального самосознания, вызванный победноносным окончанием Отечественной войны, во второй половине 1810-1820-х нашел одно из своих выражений в стремлении сделать общественным достоянием знание истории русского народа и прежде всего ее недавнего героического прошлого. Историческая тематика постепенно входила в практику русских художников. Появились рисунки В.К.Шебуева с русско-французскими военными сценами; изображения этого же времени баталий составили главную тему медальерных и силуэтных работ Ф.П.Толстого. Вместе с движением декабризма пришло пониманиє важности воспитания у молодого поколения гордости за историческое прошлое своей Родины. В этой связи был поднят вопрос, наиболее четко сформулированный Н.М.Муравьевым в одном из программных документов декабристов: "Россия имла Румянцевых, Суворовых, Каменских, Кутузовых, но дела их никем должным образом не описаны - они как бы достояние другого народа! Юный воин, лишенный отечественных сих пособий, должен пользоваться цриме-рами других народов, как будто бы мы были скудны своими" . "Военное общество", возникшее в 1817 г. при Главном Гвардейском штабе, попыталось исправить этот недостаток выпуском литографий: "Знаменитые сражения Отечественной войны и заграничных походов", но по выходе трех листов издание прервалось в связи с закрытием этой пред декабристской организации . В 1822-1824 годах из литографской мастерской Военно-топографического депо Главного штаба вышла серия литографий на ту же тему по рисункам А.И.Дмитриева-Мамонова.
В связи с возросшим общественным интересом к подвигам русской армии Общество поощрения художников также приступило к выпуску литографии "весьма важного по предмету своему издания знаменитых происшествий и деяний из Отечественной истории, коего цель есть желание представить соотечественникам ряд картин, изображающих события, упрочившие гражданскую и военную славу России, события для россиян равно любопытные, равно драгоценные" 102.
Деятельность Общества поощрения художников по созданию условий для успешного развития литографии в России
Избрав литографию основным видом своей деятельности,Общество поощрения художников отчетливо понимало, что дальнейший успех и само его существование во многом будут определяться прочностью его предприятий. Поэтому оно с самого начала с большой серьезностью относилось ко всему, от чего зависел выпуск литографических произведений. Не случайно на одном из первых своих заседаний, состоявшемся 30 ноября 1821 г., на котором обсуждался устав Общества, четко закреплявший его структуру, сразу же был решен вопрос о распределении между членами Комитета обязанностей по выпуску литографий. Так А.И.Дмитриев-Мамонов, имеющий личный опыт в литографировании, взял на себя обязанность "следить за рисованием на камне", Ф.П.Толстой назначался ответственным за процесс печатания и, наконец, Л.И.Килю, как опытному художнику-графику, вменялось возглавить раскраску литографий.
Наряду с постоянной заботой об увеличении выпуска литографий велась неустанная борьба Общества поощрения художников за высокое качество своих изданий. Тщательно подготавливая каждый выпуск, Комитет придерживался выработанных им с самого начала двух правил: "При отборе произведений Общество должно строго подходить и следить, чтобы издавались вещи хотя и не всегда значащие, но сколь можно лучшие, полезнейшие... и прежде чем приступить к изданию оно обсуждается Обществом, рассматриваются произведения и назначается плата за работу и другие издержки. Составляется план. Все это должно преследовать ту задачу, тобы начатое издание внезапно не прекращалось".
Одновременно Общество стремилось использовать все возможное для развития и совершенствования искусства литографии. Приглашенные им ведущие профессора Академии художеств А.Г.Варнек и М.Н.Воробьев должны были следить за подготовкой рисунков для литографий и определять качество воспроизведения их на камне, Директор картинной галереи Эрмитажа Ф.И.Лабенский руководил отбором оригиналов русской и французской школ для издания их в литографии . Когда же в 1825 г. Общество приступило к изданию изображений "Знаменитых происшествий, упрочивших военную,гражданскую и народную славу России", им был приглашен в качестве ответственного за эту работу директор Морского музея и художник Н.А.Бестужев .
Журналы заседаний Комитета показывают, что вопрос обсуждения литографий был обязательным и постоянным в его работе. Каждый рисунок и пробный оттиск с него подвергались предварительному рассмотрению и в случае наличия каких-либо недостатков они немедленно назначались к исправлению, а нередко и к уничтожению.