Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Стилевая эволюция русского прикладного искусства в конце ХIХ-начале XX века 12-49
Глава II. Фарфоровое производство в России конца ХIХ-начала XX века 50-64
Глава III. Деятельность живописной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах 65-113
Глава ІV. Деятельность скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах 114-І65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 166-169
ПРИМЕЧАНИЯ 170-189
ПРИЛОЖЕНИЕ W. I. Список использованной литературы 191-205
ПРИЛОЖЕНИЕ Щ II. Каталог произведений Императорского фарфорового завода 1880-1910-х годов 206-357
Описок сокращений 358
- Стилевая эволюция русского прикладного искусства в конце ХIХ-начале XX века
- Фарфоровое производство в России конца ХIХ-начала XX века
- Деятельность живописной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах
- Деятельность скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах
Стилевая эволюция русского прикладного искусства в конце ХIХ-начале XX века
Обстоятельное изучение всех сторон художественной жизни России конца XIX начала XX в. во всем ее многообразии и противоречивости —Материал для многих исследований самого различного характера. Этот период характеризуется сложностью и напряженностью всех проявлений социально-политической и культурной жизни России. Развернутый, всесторонний анализ исторической обстановки в России на рубеже XIX-XX вв. дается в трудах В.Й.Ленина, во многих специальных исторических исследованиях. Они служат методологической основой для изучения художественной культуры выделенного периода.
В настоящей главе рассматриваются отдельные аспекты эволюции стиля в русском прикладном искусстве конца Х1Х-начала XX в., связанные с художественными преобразованиями в фарфоре этого времени. Стремление к единому "большому" стилю искусства - одна из ведущих тенденций художественного творчества и критики этого времени. Художники и теоретики пытались найти адекватное выражение значительным явлениям современной им духовной и общественной жизни.
Конец XIX начало XX в. характеризуется активной исследовательской и издательский деятельностью, направленной на изучение истории мировой и отечественной художественной культуры, а также современной художественной жизни (44).
Наиболее серьезный вклад в развитие истории искусства принадлежал представителям академической, университетской науки. В эти годы продолжали свои исследования Н.П.Кондаков, Д.В.Анналов, Б.В.Фарыаковский, О.Ф.Вальдгауэр, В.К.Мальмберг и др. Общими усилиями многих ученых, историков искусства совершенствуется, приобретает большую научность методика исследования памятников прошлого с использованием архивных документов, розыски которых впервые последовательно и методично были применены И.Э.Грабарем. На основе всестороннего, детального научного анализа произведений более объективно и обоснованно определяется исследователями эволюция художественных школ, роль местных традиций, сторонних влиянии.
Один за другим возникали журналы, в которых обсуждались примечательные факты, события, проблемы текущей художественной жизни. В изданиях по искусству, специальных журналах, ежегодниках, известиях различных художественных обществ, на страницах газет большое внимание уделялось прикладному искусству. Постоянный интерес к нему характерен для журналов "Зодчий" (І872-І9І7), "Мир искусства" (1898-1904), "Искусство и художественная промышленность" (1898-1902)j "Аполлон" (I909-I9I7). Значительный вклад в изучение историй прикладного искусства вносили редактируемый А.Н.Бенуа и А.В.Праховым ежемесячник "Художественные сокровища России" (I90I-I907), журналы "Старые годы" (I907-I9I6), "Столица и усадьба" (I9I3-I9I7) и другие периодические издания.
Наряду с публикациями конкретного материала в журналах тех лет анализировались общие проблемы художественного творчества. Периодика изучаемого времени, журналы "Мир искусства", "Зодчий", "Аполлон", позволяют проследить эволюцию взглядов на проблему стиля, ее различные аспекты, пути и формы реализации в искусстве тех лет.
Фарфоровое производство в России конца ХIХ-начала XX века
Фарфоровая промышленность России в последние десятилетия XIX - начале. XX в. по цифровым показателям находилась в процессе роста и развития. Несмотря на закрытие многих мелких предприятий, постоянно возникали новые заводы. В 1880-1890-х гг. наибольший спад в количестве предприятий наблюдается в середине периода, но к началу 1900-х гг. число их стабилизируется и приближается к шестидесяти.
В конце XIX в. с развитием капиталистических форм производства происходит интенсификация отрасли и постоянно идет процесс укрупнения предприятий. За два последних десятилетия XIX в, удвоилось число рабочих и более чем в два раза возросла производительность предприятий, составившая 8 млн рублей. В начале 1900-х гг.в керамической отрасли бьшо занято в среднем 14- тысяч рабочих (98, с.24). Эти изменения отражали общие закономерности развития промышленного производства в условиях капитализма.
Частные завода претерпевали в эти годы резкие изменения, переходили из рук в руки, колебался состав и масштабы производства. Все эти перемены, порожденные конкуренцией и борьбой за рынки сбыта, не касались лишь Императорского завода.
Рост производительности в отрасли осуществлялся в основном за счет монопольных предприятий, крупнейшим из которых было Товарищество М.СКузнецова, объединявшее в начале XX в. восемь крупнейших фарфорово-фаянсовых заводов страны, на которых работало до 5.000 человек. Производительность этих заводов превысила 4 млн рублей, что составляло почти половину годовой производительности всей отрасли. (124:, с.II).
Заводы М.С.Кузнецова располагали прекрасно налаженной производственной базой и удовлетворяли самый широкий спрос на изделия из фарфора и фаянса.
Предприятия, объединенные Товариществом, специализировались на выпуске фарфоровой, фаянсовой и опаковой посуды, ваз, скульптуры, архитектурной майолики и терракоты, печей, каминов, а также разнообразных технических изделий. Широчайший ассортимент продукции предназначался как для внутреннего рынка, так и для вывоза за границу - в основном, в страны Ближнего Востока, Персию, Турцию, на Балканский полуостров (124, с.П). Работа на столь широкий рынок требовала большого количества образцов для тиражирвання, И здесь Кузнецов проявил свойственную ему широкую предприимчивость, пользуясь самыми различными источниками. На заводах копировались и перерабатывались изделия русских и иностранных заводов, использовались старые формы заводов, приобретенных Кузнецовым, заказывались и покупались новые модели. Кузнецов назначал премии за проекты на заданную тему на конкурсах по художественной промышленности, содержал стипендиатов в училищах, давал заказы известным художникам. По воспоминаниям Б.К.Яновского, Ё.В.Врубель "сделал свое дивное блюдо для Кузнецова, сделал, собственно, два рисунка, из которых Кузнецову он дал второй, первый, к сожалению, уничтожил". (24, с.257). Судя по указаниям комментаторов (2&, с.354) воспоминаний и сведениям, приведенным К. Н. Пру сливой (9I, "c.I30), эту работу можно отождествить с известным блюдом "Садко".
Деятельность живописной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах
В настоящей главе рассматривается деятельность живописной мастерской ИФЗ и в связи с нею анализируются художественно-стилевые изменения в декорировке фарфора на протяжении 1880-1910-х гг.
Принятая периодизация истории завода по царствованиям достаточно условна, она отражает в основном перемены административного характера, но мало связана с художественно-стилевыми преобразованиями в фарфоре, эволюцией производства. В связи с этим нам представляется возможным выделить в пределах рассматриваемого периода - 1880-1910-х гг. - три этапа развития производства и стилевых изменений в оформлении фарфора Й3.
1880 - 1894 гг. - время реорганизации производства, первоначального освоения новых идей, форм, технических приемов, создавших базу для последующей стилевой эволюции.
1894 - 1908 гг. - этап зрелого развития в русле модерна, общего подъёма производства.
В 1908 - 1914 гг. - модерн постепенно вытесняется неоклассикой, усиливаются консервативные тенденции в художественном развитии производства.
В главе будут обоснованы хронологические границы выделенных этапов и подробнее раскрыто их содержание.
Престиж Й$3, одного из старейших, ведущих заводов Европы, предопределявшего развитие всей отрасли, обязывал к активному освоению всех достижений современного производства. Творческое оскудение в искусстве фарфора во второй половине XIX в., коснувшееся и Императорского завода, требовало принятия разносторонних, действенных мер.
С 1880-х гг. начинается первый этап художественно-стилевых и технических преобразований в деятельности завода. В 1881 г. была организована комиссия для обследования состояния Императорского завода, которая выявила серьезные недостатки: устаревшая, обветшавшая техника, неудовлетворительный состав мастеров 3 . Для изучения опыта лучших производств за границу командируются Специалисты разного профиля, и с их помощью завод в 1880 - начале 1900-х гг. реконструируется, переходит на новейшее оборудование. Процесс предварительной обработки материалов был полностью механизирован, установлены горны улучшенной конструкции, завод электрифицируется " .
В 1885 г. "был оставлен эмпирический путь" в составлении рецептов масс и глазурей. Лаборатория завода также была переоборудована и ориентирована на аналитические работы. Постоянно проводились анализы керамического сырья для нужд производства и по частным заказам. Завод распространял образцы своих изделий, оборудования, материалов, осуществляя свою роль ведущего керамического центра страны.
Для рассмотрения стилевых изменений в оформлении изделий Императорского завода целесообразно разделить их на группы по техникам декора. В живописной мастерской выполнялись работы муфельными и под глазурными красками по гладкому, резному и лепному черепку в сочетании с цветными глазурями, ликерами и золотом; росписи белой и цветной фарфоровой массой (пат сюр пат); работы в технике "перегородчатых", выемчатых и сквозных (транс-люсид) эмалей. В лаборатории завода были разработаны цветные и фактурные глазури: потечные, пятнистые, кристаллические, матовые, протравленные. Поверх глазури изделия украшались росписью золотом, эмалями, муфельными красками, либо вырезанным в глазури орнаментом. При этом завод определял своей задачей "не только изучение всех вновь появляющихся техник и новых изобретений, но и полнейшее усвоение таковых и самостоятельное применение их к своим изделиям".
Деятельность скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в 1880-1910-х годах
Развитие фарфоровой пластики Императорского завода в конце XIX начале XX вв. следовало общей эволюции станковом скульптуры. В русской скульптуре на протяжении всего XIX в. значительную роль продолжала играть классицистическая традиция. Классицизм, пережив свой подъем в величавых архитектурно-скульптурных ансамблях начала XIX в., мельчает и перерождается в произведениях академических эпигонов. В начале XX в. наследие классицизма вновь привлекает внимание и переосмысляется в связи с новыми задачами искусства.
В конце XIX - начале XX в. на развитие скульптуры заметное влияние оказывал модерн. В сферу его воздействия вовлекались разнородные направления развития скульптуры этого времени: поздний академизм, натурализм, импрессионизм. Влияние модерна на развитие скульптуры осуществлялось на разных уровнях: в изменении образно-тематического содержания произведений; в перераспределении ролей различных жанров скульптуры; развитии декоративно-пластических качеств, отвечающих эстетике модерна
Выдвинутая модерном проблема пластической формы разрешалась в связи со сложным духовным потенциалом эпохи, предложениями современных художественных течений. Эстетика индивидуализма предопределила стремление к неповторимости, смысловой зашишрованности произведений.
Поиски форм самовыражения, неудовлетворенность материалом действительности, побуждают художников искать выходы в мире символов, театрализованного, иллюзорного восприятия реальных образов, находить свои эстетические идеалы в прошлом. Вновь распространяются, в первую очередь в салонно-академической скульптуре, аллегории, образы-символы, нередко связанные с литературными и историческими прототипами. Модерн - порождение городской культуры с её противоречиями и чертами, обусловленными развитием капитализма. Модерн питают новая литература и поэзия, декадентские настроения конца века, обусловленные ими чувства пресыщенности тоски, болезненная расчлененность духа. Протест против буржуазного позитивизма, обывательщины принимает намеренно эпатирующие формы - в выборе объектов, противоречащих традиционной эстетике и морали. В литературно-эстетских кругах ведется целая дискуссия о культе дионисийского начала в современном искусстве. Эти настроения находят отклик в салонном искусстве, породив произведения, грешащие еще большей пошлостью и езвкусицей, нежели отвергнутые идеалы.
В печати появляются протесты против "этой болезни, этого извращения и развращения мысли и чувств", в которых "всё безобразное, отталкивающее и противное возведено в культ поклонения", но без попыток выяснить причины, предлагая разбираться в современном искусстве "не критике, а пстейатрам" (138,с.3).