Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Волошина Марина Андреевна

Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция
<
Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Волошина Марина Андреевна. Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Хабаровск, 2006 148 с. РГБ ОД, 61:06-9/546

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русский космизм как своеобразный феномен русской философии 14

1.1. Особенности возникновения русского космизма и основные этапы его развития 14

1.2. Натурфилософские и антропологические идеи русского космизма 37

Глава 2. Утопичность как важнейшая характеристика русского космизма 65

2.1. Философские основания исследования утопического сознания русских космистов 65

2.2. Специфика утопических представлений русских космистов 72

Глава 3. Эволюция утопического элемента в русском космизме 94

3.1. Трансформация утопии русских космистов 94

3.2. Русский космизм как социокультурное явление и современное общественное сознание в России 104

Заключение 128

Список литературы 130

Введение к работе

В настоящее время в связи с социальными процессами в нашей стране в общественном самосознании активно возрождается интерес к различным утопическим идеям, высказанным мыслителями прошлого. Происходит переоценка и осмысление обществом основ своего бытия, интенсивный поиск новых ценностных ориентиров. Возникающие новые партии, движения, политические и общественные группы стремятся к созданию идеальных образцов для отождествления, типологизации и стандартизации индивидуальных устремлений. Необходима оценка программ деятельности этих образований в отношении того, насколько жизненны выдвинутые ими задачи, не являются ли их проекты социального развития новыми видами утопий.

Проблемы социального строительства и функционирования общества в настоящее время осложняются экологическими проблемами, угрожающими самому существованию человека. Вопрос о возможности гармоничного взаимодействия человека и природы требует немедленного разрешения. Кризис общецивилизационного характера, все острее ощущаемый современным мировоззрением, заставляет обращаться к поискам альтернативных возможностей развития общества. И утопические проекты при этом предстают одним из источников нового мышления, необходимого XXI веку.

В этих условиях объяснима большая популярность идей представителей русского космизма, пытавшихся еще на рубеже XIX - XX веков найти новые перспективы для развития человечества. Интерес к русскому космизму демонстрируют не только философы, но и общественные деятели, писатели1, а в особенности, ученые-естествоиспытатели, многие из которых считают себя продолжателями идей В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского и других космистов. Работы Н.В. Глотова "От антропоцентризма к

См., например, Проханов А. Философия общего дела (Электронный ресурс) // Электронная газета "Завтра" №14 (646) от 05 апреля 2006 г. Режим доступа: .

4 биосферному мышлению1", В.И. Короткова "Развитие концепции ноосферы на основе парадигмы синергетики" , С.Д. Хайтун "Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего"3 и других свидетельствуют об этом. И сейчас этот интерес только возрастает.

Современная наука в определении статуса человека опирается на понятие антропного принципа. Сторонники антропного принципа и его критики сходятся на том, что именно в виде живого наделенного разумом существа (человека) Природа или Творец синергетически осуществляют цель образования сложной динамической системы "человек-природа" и путем антиэнтропийной работы творят высшую степень упорядоченности материи. Человек по тем же системным законам самоорганизации создает культуру, как антиэнтропийную организованную деятельность по упорядочиванию хаотических потоков энергии внешнего мира и превращению их в упорядоченные структуры и потоки информации. Русские космисты, все без исключения, именно так и представляли себе целеобразующую роль человечества в преобразовании Вселенной от хаоса к порядку4.

В историко-философской науке существует необходимость определения своеобразия учений представителей русского космизма, выяснения статуса этого феномена в рамках отечественной философской традиции. В особенности, на наш взгляд, важно выяснение позиции космистов в проблеме отношения человека к природе, взаимодействия природных и социальных процессов в сопоставлении с современными им натурфилософскими и социально-философскими теориями. Не менее существенно изучение этической концепции космизма, который складывался в русле традиционных для русской философии проблем морального обновления и воспитания человека. Как и для

Глотов Н.В. От антропоцентризма к биосферному мышлению // Ноосфера и устойчивое развитие // Вече. Альманах русской философии и культуры. Выпуск 6. Апрель - июль 1996. С. 182-190.

2 Короткое В.И. Развитие концепции ноосферы на основе парадигмы синергетики // Там же. С. 129-
148.

3 Хайтун С.Д. Человечество на фоне универсальной эволюции: сценарии энергетического будущего //
Вопросы философии. 2005. № 11. С. 90-105.

4 Каменев А.С. Синергетические аспекты учений русских космистов (Электронный ресурс) // Режим
доступа: .

5 других русских мыслителей, для философов-космистов обретение истины - это одновременно и открытие пути к праведной жизни. Идеал, формирующийся в утопических воззрениях космистов, включает в себя достижение нравственного совершенства.

Исследование проектов социоприродного развития, предлагаемых русскими космистами, должно дополнить не только представление о тенденциях и закономерностях изменения утопической мысли в России второй половины XIX - начала XX века, но и может способствовать углублению концепции русской философии в целом.

Все вышесказанное указывает на несомненную актуальность детального изучения взглядов русских космистов, определения утопической составляющей их идей и ее трансформации.

Философия русского космизма становится объектом всестороннего изучения в историко-философской науке начиная с 80-х годов XX века. Но уже в конце 60-х годов, в связи с выходом человечества в космос, нарастает интерес в научном сообществе к произведениям ученых и мыслителей - космистов. Однако этот интерес не поощрялся идеологическими структурами ввиду явного несовпадения многих идей космистов с марксистско-ленинским мировоззрением. Подготовленный в 60-е годы V том сочинений К.Э. Циолковского, который, в отличие от четырех предыдущих, был специально посвящен философским проблемам, так и не вышел в свет1. Позже весьма ограниченными тиражами и с большими купюрами начинают публиковаться работы К.Э. Циолковского , В.И. Вернадского , А.Л. Чижевского . В 1982 году появляется издание произведений Н.Ф. Федорова5, подготовленное С.Г. Семеновой.

Казютинский В.В. Космос и человек в зеркале философских дискуссий // Философия естествознания: ретроспективный взгляд. М., 2000. С. 169.

2 Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. Научно-фантастические произведения. Тула, 1986.

3 Вернадский В.И. Размышления натуралиста: в 2-х кн. М., 1975.

4 Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1976.

5 Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

На сегодняшний день философское наследие русских космистов в целом доступно большому кругу исследователей, но остаются и работы, которые еще ждут комментирования и публикации.

Большое значение для формирования научного подхода к учению русских космистов имели проводившиеся в г. Калуге начиная с 1965 года Чтения, посвященные разработке научного наследия и развития идей К.Э. Циолковского. В 1973 году в рамках Чтений появляется секция "К.Э. Циолковский и философские проблемы освоения космоса", заседания которой долгое время оставались почти единственной возможностью для публичного обсуждения идей мыслителей-космистов.

Активное исследование философии русских космистов начинается со второй половины 80-х годов XX в. Тогда же Ф.И. Гиренок вводит термин "философия русского космизма". Большая часть работ, появившихся в этот период, посвящена анализу отдельных учений отдельных мыслителей1. Несколько позже выходят в свет две антологии текстов космистов и начинают появляться чрезвычайно многочисленные статьи, в некоторых из которых предпринимается попытка построения историко-философской концепции русского космизма. Следует назвать работы С.Г. Семеновой3, В.В. Казютинского4, В.Н. Дуденкова5, О.Д. Куракиной6, А.Г. Гачевой7 и других. В 90-е годы по философии русского космизма проводятся многочисленные

конференции, выпускаются сборники статей . Раздел о русском космизме включен во многие учебники по истории отечественной философии,

Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Новосибирск, 1989; Казначеев В.П., Яншина Ф.Т. Учение В.И. Вернадского о преобразовании биосферы и экология человека. М., 1986; Научное и социальное значение деятельности В.И. Вернадского. Сб. статей. Л., 1989; Пазилова В.Г. Критический анализ религиозно-философского учения Н.Ф. Федорова. М., 1985.

2 Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993; Демин В.Н., Селезнев В.П. К звездам
быстрее света: Русский космизм вчера, сегодня, завтра. М.,1993.

3 Семенова С.Г. Николай Федоров: Творчество жизни. М.,1990.

4 Казютинский В.В. Космическая философия К.Э. Циолковского // Философия русского космизма.
М., 1996.

5 Дуденков В.Н. Русский космизм. Философия надежды и спасения. СПб., 1992.

6 Куракина О.Д. Русский космизм как социокультурный феномен. М, 1993.

7 Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия русского космизма. М., 1996.

8 Философия русского космизма. М., 1996; Вернадский - Экология - Ноосфера. Материалы науч.
сессии, поев. 130-летию со дня рожд. В.И. Вернадского (март 1993). М, 1994; Философия бессмертия
и воскрешения. По материалам VII Федоровских чтений. Вып.1,2. М., 1996.

7 появляются и специальные учебные пособия1. За последние годы появилось немало диссертационных исследований по философии русского космизма, в которых рассматриваются как учения отдельных представителей (в работах И.Ф. Худушиной, В.Г. Макарова и других), так и проблемы изучения космизма в целом (например, у А.А. Оносова, А.В. Суслова). В настоящее время количество работ, посвященных философии русского космизма, несколько уменьшилось, но возрос их теоретический уровень.

В исследовательской литературе сложилось узкое и широкое понимание термина "русский космизм": узкое предполагает круг вопросов, затрагивающих философские проблемы космонавтики, широкое понимание включает в пределы русского космизма все проявления космической темы в культуре - не только в философии, но и в литературе, музыке, живописи, мифологических и религиозных верованиях. С.Г. Семеновой, с которой в этом вопросе в основном согласны и остальные исследователи, были предложены основные мировоззренческие принципы философии русского космизма: единство человека и природы, синтез науки, религии, философии и искусства, активный характер эволюции.

Часть исследователей считает русский космизм архаическим явлением, содержание которого неприложимо к сегодняшней действительности (А.И. Алешин, Н.К. Гаврюшин, Р.С. Карпинская, а также немецкий исследователь М. Хагемайстер4). Другие подчеркивают проективный характер учений космистов, считают их во многом предвосхитившими постановку экологической проблемы (С.Г. Семенова, Н.Н. Моисеев, В.П. Казначеев и др.).

Например: Даниленко Л.Е., Емельянов Б.В. Очерки русского космизма. Учебное пособие. 3-е изд. Екатеринбург, 2001; Недельская М.В. Российский космизм конца XIX - середины XX вв. Мыслители и мысли. Учебное пособие. Благовещенск, 2001.

2 Худушина И.Ф. Философские и социальные воззрения В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. на соиск.
уч. степ, к.ф.н. М., 1988; Макаров В.Г. Военно-экологические проблемы в философии Н.Ф. Федорова
и современность. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1997.

3 Оносов А.А. Идея социальной организованности в русском космизме. Автореф. дисс. на соиск. уч.
степ, к.ф.н. М., 1994; Суслов А.В. Нравственные основания русского космизма. Автореф. дисс. на
соиск. уч. степ, к.ф.н. М., 1999.

4 Hagemeister, М. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Marburger Abhandlungen zur
Geschichte und Kultur Ostereuropas. Bd.28. Verlag Otto Sagner, MUnchen. 1989.

В связи с активной позицией по отношению к перспективам человека в мире, в космосе, философами-космистами формируются различные образы будущего, имеющие черты утопии. На утопичность философских проектов указывают некоторые отечественные исследователи (Н.В. Ковтун, Е.Л. Черткова2, Л.В. Фесенкова3, а также А.А. Хорунжий и СВ. Кофанов4), но специальному анализу эта характеристика подвергнута не была.

Природа утопического сознания подвергалась анализу в классических работах К. Мангейма, Ф. Мэнюэля и Фр. Мэнюэля, Э. Блоха, X. А. Маравалля, Е. Шацкого5 и др. Среди отечественных исследователей можно отметить нескольких авторов полновесных теоретических работ. Это Э.Я. Баталов, В.А. Чаликова, Ч.С. Кирвель, С.С. Сизов.6

Анализ особенностей русской утопической традиции присутствует у Р.А. Гальцевой, А.И. Клибанова, В.А. Малинина, К.В. Чистова, Г.П. Пономаревой .

Несмотря на большой объем литературы и по теме "философия русского космизма", и по теме "утопия", утопическое содержание идей космистов большей частью лишь декларируется, отношение утопий русских космистов к национальной и мировой утопической традиции не определено, связь

Ковтун Н.В. Образ идеального общества в русской ментальности. (Электронный ресурс). Режим доступа: .

2 Черткова Е.Л. Утопия как способ постижения социальной действительности // Социемы.
Екатеринбург, 2002. №8. С. 90-99.

3 Фесенкова Л.Ф. Русский космизм сегодня // Философия русского космизма. М., 1996.

4 Хорунжий А.В. Проблемы организации общества в творчестве К.Э. Циолковского. Автореф. дисс.
на соиск. уч. степ. к.и.н. М., 1992; Кофанов СВ. Космическая философия спасения К.Э.
Циолковского. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.ф.н. М., 2000.

5Мангейм К. Идеология и утопия // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994; Мэмфорд Л. Миф машины // Утопия и утопическое мышление. М., 1991; Ф. Мэнюэль, Фр. Мэнюэль. Утопическое мышление в западном мире // Там же; Блох Э. Тюбингенское введение в философию. Екатеринбург, 1997; Маравалль X. Утопия и реформизм // Утопия и утопическое мышление. М., 1991; Шацкий Е. Утопия и традиция. М., 1990.

6 Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США. М., 1982; Чаликова В.А. Утопия и
свобода. М., 1994. Кирвель Ч.С. Утопическое сознание: Сущность, социально-политические
функции. Минск, 1989; Сизов С.С. Утопия и общественное сознание: Философско-социологический
анализ. Л., 1988.

7 Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX в. М.,1992; Клибанов А.И. Народная
социальная утопия в России (Вторая половина XIX - начало XX вв.) М., 1991; Малинин В.А. История
русского утопического социализма (От зарождения до 60х гг. XIX в.) М.,1977.; Малинин В.А.
История русского утопического социализма XIX в. М.,1985.; Чистов К.В. Русские народные
социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967; Пономарева Г.М. Утопия и утопическое
сознание в контексте русской культуры XIX - нач. XX в. М., 1996. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ,
д.филос.н.

9 утопических идей с общими мировоззренческими принципами русского космизма, а также динамика изменений утопического начала пока не изучены. Настоящая диссертационная работа направлена на то, чтобы отчасти восполнить указанные пробелы.

Объектом диссертационного исследования является мировоззрение русских космистов, представленное в их научных и философских работах.

Предмет данного исследования - утопический элемент в философском мировоззрении русских космистов.

Целью диссертационной работы является исследование утопического элемента в философии русского космизма и его эволюции. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

выявить своеобразие русского космизма как феномена русской философии: определить его структуру, состав и периодизацию развития;

определить теоретические корни утопизма русского космизма;

реконструировать утопические представления русских космистов;

выявить тенденции развития утопического элемента в русском космизме;

дать характеристику влияния утопических идей русского космизма на современное общественное сознание.

Методология диссертации имеет комплексный характер - автор опирался на теоретический опыт различных историко-философских направлений. В исследовании использованы сравнительно-исторический и историко-генетический подходы при определении истоков формирования русского космизма как философского течения. Методы историко-философской реконструкции и проблемной интерпретации позволили выявить элементы утопизма в философских учениях русских космистов, определить специфику утопического элемента в русском космизме и логику его развития.

Диссертационное исследование построено на основе следующих источников:

Во-первых, это оригинальные произведения представителей русского космизма философского и научного характера, а также публицистические статьи, письма и дневниковые записи.

Во-вторых, произведения современных последователей идей русских космистов (В.П. Казначеев, Н.Н. Моисеев, Ю.В. Олейников, А.А. Оносов, А.А. Субетто, Б.И. Романенко, А.И. Клизовский, А.Ф. Бугаев и др.)

Также использованы работы отечественных философов и исследователей, раскрывающие концепцию своеобразия русской философии: Н.А Бердяева, А.Ф. Лосева, В.В. Зеньковского, С.С. Хоружего, Б.В. Емельянова, В.Н. Акулинина, А.А. Биневского и др.

Четвертая группа - статьи и монографии отечественных и зарубежных ученых, изучавших феномен утопии и утопического сознания: К. Мангейма, Е. Шацкого, X. Маравалля, Э. Блоха, Э.Я. Баталова, А.И. Клибанова, С.С. Сизова, В.П. Шестакова, К.В. Чистова, А.Э. Штекли, В.А. Чаликовой, Е.Л. Чертковой и других.

Пятый вид текстов представляют собой работы современных исследователей философии русского космизма - С.Г. Семеновой, Г.П. Аксенова, Н.К. Гаврюшина, В.Н. Демина, И.И. Мочалова, В.В. Казютинского, О.Д. Куракиной, М.Б. Хомякова и ряда других.

Научная новизна исследования определяется тем, что в данной диссертации

установлен статус русского космизма как течения в русской философии, предложен собственный вариант структуры, состава и периодизации развития русского космизма;

реконструированы утопические представления русских космистов; утопия космистов рассмотрена в контексте отечественной философской традиции, определено место этих идей в русской культуре и общественной жизни;

исследована эволюция утопического элемента в философии русского космизма;

дана характеристика влияния утопической составляющей учения русских космистов на современное общественное сознание. Положения, выносимые на защиту:

  1. Русский космизм имеет статус течения в русской философии, которое представлено религиозно-философским, естественнонаучным и эстетическим направлениями. Он проходит три этапа в своем развитии, связанные с изменениями в социальной и духовной жизни общества: первый (середина XIX в. - начало XX в.) - период становления идей космизма в основном в творчестве мыслителей религиозной направленности; второй (начало - 70-е годы XX в.) - расцвет естественнонаучного космизма; современный (конец 70-х годов XX в. - настоящее время) - развитие и переосмысление наследия космистов.

  1. В философии русского космизма присутствуют черты утопического мышления, выражающиеся в неприятии антропоцентрических основ цивилизации, и вместе с тем, в вере в человеческий разум, с помощью которого можно добиться достижения идеала в исторической действительности. Продолжая традиции русской утопической мысли, космисты решают в первую очередь морально-этические проблемы человеческого существования. Преобразование общества и природы предполагает реализацию морального долга человека и обретение всеобщего блага. Комплекс утопических черт в философских учениях космистов можно определить как утопический элемент.

3. Специфическая особенность утопических проектов философов-
космистов состоит в том, что возможность реализации социального идеала
обусловлена для них не объективными социальными или экономическими
законами, а единством человеческой истории и природного эволюционного
процесса.

4. Эволюция утопического элемента в русском космизме может быть
представлена как движение от призывов к реализации религиозно-утопического
идеала царства Божия на земле в философии Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева и

12 их последователей к сциентистской утопии К.Э. Циолковского и В.И. Вернадского.

5. Конкретно-практический аспект в проектах представителей второго этапа в развитии космизма обусловил глубокий интерес к ним и к русскому космизму вообще в современном обществе. Оценка прогностической силы учений русских космистов различна, но в восприятии их идей часто отсутствует необходимый критический подход, учитывающий историческую специфику и утопический характер этих философских построений. В связи с этим можно предложить расценивать наиболее привлекательные идеи русских космистов: принцип гармоничного сосуществования природы и цивилизации, достижение совершенной социальной организации, обретение бессмертия как идеальные ориентиры человеческой деятельности, которые, не будучи достижимыми в полном объеме, тем не менее, необходимы общественному сознанию как определяющие смысл его существования.

Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что представленное в диссертации содержание и проблематика призваны восполнить пробел в изучении истории русского космизма как философского течения, должны способствовать формированию его целостной концепции в историко-философской науке. Определение эволюции утопического начала в русском космизме поможет в изучении развития русской философско-утопической мысли, сопоставлении ее традиционных и современных форм.

Результаты диссертационного исследования могут служить основой для последующей разработки проблем, связанных с понятием утопии и утопического сознания, с осмыслением особенностей социокультурного развития России, с прояснением роли космических утопий в развитии современных течений в отечественной философии и в общественном сознании.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, социальной философии, политологии, истории отечественной культуры, а также для совершенствования

13 методологии социального реформирования, прояснения оснований деятельности различных общественных движений.

Особенности возникновения русского космизма и основные этапы его развития

Русская философия в контексте мировой философии выступает как явление особенное. Она не поддается определению в русле критериев западной рационалистической традиции, а обладает специфическими чертами, несмотря на то, что формировалась под воздействием европейских влияний. Своеобразие ее выражается в тесной связи с православной религией, художественной литературой, политикой и другими формами духовной и практической жизни общества. Философской мысли в России свойственны особые формы бытия и выражения: она как бы растворена в культуре и предстает в произведениях искусства, публицистике, научных работах и т.п. Это связано с тем, что становление ее невозможно представить вне формирования национального самосознания в целом.

В.В. Зеньковский подчеркивал антропоцентричность философских идей русских мыслителей: "Русская философия не теоцентрична (хотя в значительной части своих представителей глубоко и существенно религиозна), не космоцентрична (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекали к себе внимание русских философов) - она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе и путях, о смысле и целях истории. Прежде всего, это сказывается в том, насколько всюду доминирует (даже в отвлеченных проблемах) моральная установка..."1 Такого же мнения придерживался и Э.Л. Радлов. По его мнению "этико-религиозная точка зрения" на все вопросы является господствующей в русской философии . Однако, антропологическая направленность русской философии не означает преобладания антропоцентристской, персоналистической трактовки человека как центра Вселенной. "Онтологическое мирочувствование"1 русских философов, восходящее к античному платонизму и византийской мысли, предполагает, что бытие человека и его нравственные устои определяются онтологическим единством со всем мирозданием, уподоблением человека миру.

Способ восприятия мира и его познания в русской философии - это не тенденция к строгой рациональности, как в западноевропейской философии, а синтезирование разума, чувств и интуиции. Этот способ определяет многие специфические черты русской философской мысли, в частности, отказ от чистых абстрактно-логических спекулятивных построений, схематизма, допущение внерациональных форм познания. Русские философы признают достижения западной философии в области метафизики, но свою задачу они видят в приложении общих философских теорий к конкретным действиям человека2. Такой подход предполагает видение мироздания цельным, единым, а человека - вписанным в это единство. Стремление установить связи человека с природой, обществом, историей, всем Универсумом выражается в русской философской традиции в масштабе ее обобщений, в попытке рассматривать бытие человека не только в социальном или только в природном плане, а в контексте бытия в целом. Эту особенность русской философии можно определить как космичность.

Ряд исследователей считает космизм национальной чертой русской философии и русского мировосприятия вообще3. С точки зрения Н.А. Бердяева, религиозный склад русского народа сказывается в склонности к "тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям". По его мнению, русская интеллигенция "всегда стремилась выработать себе тоталитарное, целостное миросозерцание, в котором правда-истина будет соединена с правдой-справедливостью. Через тоталитарное мышление она искала совершенной жизни, а не только совершенных произведений философии, науки и искусства"1. Религиозная философия в России имеет космологическую, софиологическую направленность. На наш взгляд, не случаен интерес такого мыслителя, как А.Ф. Лосев, к проблеме античного космоса. Рассуждая о типах античного мышления, он заявляет, что античные философы всегда занимались в первую очередь проблемой целого и это целое предстает у них как чувственно-материальный космос2. Лосевская реконструкция воззрений Платона и других мыслителей имела целью провести аналогию античных представлений о космосе с современным естествознанием, что говорит об осуществляемой в духе космизма попытке русского философа возродить то единство человека и мира, которое было присуще античности .

Было бы ошибкой считать, что космизм присущ исключительно русскому мышлению. Космизм вообще, в широком смысле слова, как умонастроение -универсальная характеристика человеческой культуры. Космос (греч. kosmos -порядок, устроение) определяется как "мир, мыслимый как упорядоченное единство. Впервые мир был назван космосом Пифагором, который обратил внимание на царящие в нем порядок и гармонию"4. Составляющие сущность космизма идеи о неразрывном единстве человека и природы, о мире как упорядоченном, структурно организованном целом могут быть отмечены на самых первых этапах развития общественного сознания - в мифологическом мировоззрении. Миф соединяет естественное и сверхъестественное, субъективное и объективное в гармоничную целостность.

Натурфилософские и антропологические идеи русского космизма

Учение о природе является важнейшей составляющей философии русских космистов. Природа рассматривается ими как Вселенная, Космос, Универсум. Человек является ее частью и стремится познать, определить ее. Многие представители русского космизма были учеными - практиками, но они исследовали природу не только как естественную среду обитания человека традиционный объект естествознания, но в первую очередь трактовали это понятие в предельно широком смысле.

Несомненно, что взгляды русских космистов на структуру и закономерности развития природы формируются на основе достижений западноевропейской и отечественной науки XIX - нач. XX века.

Этот период был временем крупнейших изменений в мировом естествознании, которые привели к пересмотру традиционных представлений об устройстве и законах существования природы. Этому способствовали многочисленные открытия: эволюционная теория Ч. Дарвина (1859), открытие периодического закона Д.И. Менделеевым (1869), создание теории электромагнитного поля (1865 - 1873), открытие рентгеновских лучей (1895), радиоактивности (1896) и радия (1898), разработка специальной (1905) и общей (1916) теории относительности, создание планетарной модели атома (1913). Прогресс во всех областях естествознания сопровождался как дальнейшей дифференциацией наук, так и возникновением новых связей между дисциплинами, появлением междисциплинарных отраслей - астрофизики, физической химии, биохимии и др. В это время наблюдается всплеск активности отечественной естественнонаучной мысли, возникший в условиях перехода России на капиталистический путь развития и стремительного подъема промышленности, совершенствования производственной техники, возросшей заинтересованности правящих кругов в новых научных открытиях. В связи с этими факторами в к. XIX в. возникают новые исследовательские и образовательные учреждения, выделяются средства на развитие экспериментальной и технической базы научных исследований. Русские ученые достигают больших успехов в разработке узловых проблем естествознания, создают несколько крупных научных школ, заявляя своими работами о том, что отечественная наука поднялась на европейский уровень, а в некоторых отношениях даже превзошла его. Этому служат подтверждением теория химического строения и периодическая система химических элементов (A.M. Бутлеров, Д.И. Менделеев), обоснование электромагнитной теории света (П.Н. Лебедев), борьба за дарвинизм и его подкрепление новыми данными (эмбриологические труды А.О. Ковалевского и И.И. Мечникова, деятельность К.А. Тимирязева, А.Н. Сиверцова и др.)1.

Естествознание в целом всегда было связано с философией и в первую очередь с материалистической философией. Основой, на которой формировалось мировоззрение крупнейших русских естествоиспытателей к. XIX - н. XX вв., были взгляды А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Д.И. Писарева. Но натурфилософские воззрения русских революционных демократов восходили в основном к материализму Л. Фейербаха, который мало обращался к материалу естествознания в аргументации своих идей, оставаясь в рамках историко-философской проблематики; его воззрения никак не могли соотнестись с современными открытиями в области физики, математики и других наук. Поэтому естествоиспытатели к. XIX века оставались верны демократическим устремлениям и энтузиазму служения благу народа, но опираться на традиционную картину природы уже не могли. Возникшие в XVII - XVIII вв. корпускулярно-механистические представления об устройстве природного мира, основанные на детерминизме и каузально-аналитическом объяснении, дополнились идеей единства научного знания, но все же в свете новых открытий выглядели упрощенными и не соответствовавшими реальности. "Одна и та же "механическая" информационная модель применялась в теоретическом анализе наук о живой и неживой природе"3. Понятия изолированной частицы, изолированного тела, изолированной системы мешали дальнейшему прогрессу наук. Возникла потребность в новых мировоззренческих и теоретико-познавательных принципах. Решению этой задачи уделяли внимание в своих работах К.А. Тимирязев , И.И. Мечников , Д.И. Менделеев3 Н.А. Умов4 и др.

Большинство русских ученых отвергло крайние позиции неокантианства, эмпириокритицизма и феноменологии, хотя некоторые принципы позитивной философии они использовали в своей деятельности5. Например, Д.И. Менделеев писал: "...научные обобщения... ограничены тем, что удалось изучить... до того, что стало возможным кое-что предсказать, и эти научные обобщения должны оставаться неизменными, пока само изучение реальности не заставит их изменять, расширять и совершенствовать. Оттого-то ничего толкового и полезного не дала и не даст вся метафизика, на которой и покоится весь скептицизм"6. Определяя грань, отделяющую науку от области непознаваемого, Д.И. Менделеев вычленяет три основания природы: вещество (материю), силу (энергию), и дух (психоз), которые в реальных проявлениях неотделимы друг от друга. Единая многокачественная, многообразная субстанция является объектом научного познания, опирающегося на принципы развития природы, взаимосвязи и взаимообусловленности ее явлений7.

Философские основания исследования утопического сознания русских космистов

Феномен утопии, утопического сознания сложен и многоаспектен. Соответственно и понятие утопии в литературе противоречиво. Многие авторы указывают на чрезвычайно широкий спектр определений и трактовок этого понятия. Как отмечает Э.Я. Баталов, "основная причина разнобоя в трактовке понятия утопии заключается в том, что его анализ ведется с различных позиций и на основе различных методологий. Одни исследователи сосредоточивают внимание на генетических особенностях утопии и выводят сущность последней из ее происхождения; другие (они составляют большинство) определяют утопию, исходя из ее социальных функций, которые опять-таки трактуются далеко не однозначно; третьи рассматривают утопию, отталкиваясь от ее структурных особенностей и формальных признаков. В итоге в современной социологии и философии отсутствует общепризнанная концепция утопии, а ее генезис, структура и функции по-прежнему остаются предметом разногласий и дискуссий..."1 По мнению Ч.С. Кирвеля, множественность определений понятия "утопия" вызвана, прежде всего, противоречивостью и неоднозначностью самого явления, которое это понятие выражает2.

Наряду с представлением об утопии как конкретном целостном произведении художественного или теоретического характера следует учитывать трактовку утопии как специфического типа общественного сознания, существующего наряду с другими типами и формами общественного сознания (миф, религия, наука, мораль и т. д.). В этом случае понятие "утопия" является тождественным понятию "утопическое сознание".

В противоположность утопии с ее гуманизмом, оптимизмом и социальным воодушевлением содержание антиутопий намеренно пессимистично. Жанровое предназначение антиутопии - высмеивать, сатирически пародировать, ставить в неловкое положение саму идею совершенства, показывать тщетность и бесплодность всех человеческих усилий хотя бы приблизиться к совершенству, испытать в полной мере чувство физической и духовной удовлетворенности жизнью. В современной исследовательской литературе выделяют также дистопию — изображение "идеально несовершенного" общественного устройства, отрицающего индивидуальность, свободу и гуманность человека, полиутопию — изображение идеального мира, состоящего из разных, но одинаково жизнеспособных обществ или общин, практопию — претендующий на практическую реализацию проект-идеал широкого социального звучания1.

Утопические проекты выступают, прежде всего, как критическое осмысление наличного социального строя и отвержение его основ. Под утопиями, согласно определению Карла Мангейма - автора "Идеологии и утопии", следует понимать такие феномены сознания, которые, будучи трансцендентны бытию, стремятся "преобразовать существующую историческую действительность, приблизив ее к своим представлениям" .

Характерной чертой утопического сознания является стремление построить общество на чисто рациональных началах, решить социальные проблемы как проблемы рационального устройства. Любое утопическое произведение содержит идею общества, построенного на принципах разума. Однако при этом отношение к самому утопическому проекту редко бывает критическим.

Утопия предполагает полное, тотальное преобразование социального устройства, разрыв с прошлым. Общество рассматривается как продукт преднамеренной, сознательной деятельности людей. В историю вносится рациональная цель и этой цели подчиняется вся социальная деятельность. Одним из важнейших признаков утопии следует признать ориентацию на идеал, рассматриваемый как конечная цель развития. Идеал традиционной утопии - справедливость, равенство в труде и распределении благ, приобщение к культурным ценностям. Существенным элементом утопического идеала является моральное требование должного порядка вещей. Как считает Г.Д. Сысоев, "утопию можно в определенном смысле рассматривать как развернутую проекцию неудовлетворенного морального сознания, как в моральное требование, в специфической форме обращенное к социальной действительности"1.

Специфика утопического сознания выявляется в сопоставлении с иными историческими формами сознания. В частности, от мифа утопию отличает интеллектуализм, от науки - отказ от исследования существующей общественной действительности, от идеологии - стремление репрезентировать интересы человечества в целом. Религиозное сознание основывается на служении Богу и борьбе с собственным грехом, а утопическое решение проблемы несовершенства мира предполагает разрушение реального бытия для замены его идеальной конструкцией.

В силу того, что предлагаемое общественное устройство мыслится утопистами-практиками как панацея от всяческого социального зла, как средство достижения "земного рая", им свойствен экспансионизм и социальный радикализм, обусловленные абсолютным характером провозглашаемой цели идеала. Одной из мировоззренческих предпосылок утопизма И.Ю. Куляскина считает "перфектибилизм, выступающий психологической предпосылкой перехода от мечтаний о лучшем устройстве мира к замыслу его преобразования на практике, представляет собой ядро мировоззрения, которое может быть охарактеризовано как метафизический оптимизм. Его проявлением выступает стремление найти универсальное средство преодоления различных форм социального зла, своего рода панацею, позволяющую раз и навсегда разрешить все социальные проблемы"1.

Трансформация утопии русских космистов

Утопическое сознание и соответствующие ему формы деятельности -неотъемлемая грань жизни Европы Нового времени, в особенности же - России XVIII - XX вв., пребывающей под воздействием утопий. Здесь - многое в преобразованиях начала XVIII в., и в идеях декабристов, в особенности же - в демократическом шестидесятничестве и радикальном народничестве, а также в религиозности Л. Толстого и К. Леонтьева.

Формирование утопического элемента в учениях представителей религиозно-философского космизма проходило под влиянием не только христианской эсхатологии, но и тех утопических проектов, которые создавались в русле западноевропейской традиции. Например, утопические произведения В.Ф. Одоевского, являющиеся критической реакцией на ценности европейского буржуазного общества. Критика эта, по мнению B.C. Виргинского,осуществляется с романтических позиций1. В.А. Малинин пишет, что " капиталистические отношения его, как и других дворянских просветителей, не только не устраивали, но отталкивали своей бесчеловечностью, отсутствием идеальных побуждений, поклонением золотому тельцу. Одоевский опасался угрозы существованию общества в случае повсеместной победы буржуазных принципов. Он выражал сочувствие беднейшим классам, видел деградацию личности рабочего, неизбежное его обесчеловечивание, безысходность его социального бытия" . В.Ф. Одоевский сочувственно оценивал западный социализм, который стремился "сделать большее число людей участниками в благах природы". В эпилоге "Русских ночей" он говорит о Фурье как об одном из замечательных людей, желавших блага всему человечеству И тем не менее, социальное неравенство оставалось для Одоевского естественным принципом общественных отношений, хотя он и сожалел о неисполненных законах преобразования общества. Социализм, по мнению Одоевского, не имеет перспективы, ибо социалисты рассчитывают на неожиданное изменение веками сложившихся отношений между людьми.

Утопия Одоевского "4338 год" является, по мнению В.А. Малинина, ответом на социалистические утопии и образцом "ретроспективной утопии". В своей утопии Одоевский показывает "Россию 44-го века", которая к тому времени явит собой самое просвещенное государство в мире. Науки и искусства, а также практическое применение достижений науки достигают в ней наивысшего уровня. В центре интересов высококультурного общества — подчинение и использование ресурсов природы (вплоть до использования сырьевых ресурсов Луны ввиду истощения таковых на Земле). Ученые освобождены от всяких материальных забот, что способствует бурному прогрессу техники (в том числе "воздушных" и "подземных" сообщений). Гуманное влияние науки на общество достигает такой степени, что люди нравственно перерождаются в лучшую сторону. Например, девушка не выйдет замуж за молодого человека, если тот не совершил какого-либо открытия в области науки. В утопическом романе "4338 год" политическим идеалом признается просвещенная монархия. Во главе государства стоит монарх-ученый, с синклитом "ученых-министров". Сциентическая утопия В.Ф. Одоевского осталась незаконченной. Действие обрывается на том моменте, когда земляне ждут появления кометы, которая угрожает существованию человечества. Даже покоренные научным знанием, силы природы у Одоевского остаются превосходящими возможности человека.

Иная мировоззренческая основа лежит в фундаменте критики западного общества ранними славянофилами. Главная категория их философии общества - соборность. Соборность понималась славянофилами как основа общности и братства между людьми, которая соединяет их не только между собой, но и с Богом. Соборность означала отрицание всякого внешнего авторитета. Это влекло за собой отрицание государственности. Истинная вера воплотилась, по их мнению, в такой форме жизни людей, как сельская община. Соборность выступает в качестве истинной формы организации христианского общества, созидательная сила которой не понята еще с апостольских времен и развитие человечества было направлено на формирование и укрепление государственности западного типа1. Несомненно восприятие этих идей в философском учении Н.Ф. Федорова и B.C. Соловьева.

B.C. Соловьев создает свою теократическую утопию. Философ объявляет общественный договор средством поддержания "вещественных отношений" и сопутствующих им интересов. Но они не могут прочно скрепить людей, ибо общество прочно не своими имущественными интересами, а духовными узами. Духовные основы человеческого существования, по мнению Соловьева, дает "истинное православие". Вне христианства невозможно ни понимание духовной сущности жизни, ни нравственное совершенствование, являющееся путем к такому пониманию. Оно же — условие человеческого счастья. Соловьев считал, что человеческая нравственность никогда не была следствием материально-экономических отношений. Этика вполне независима от экономики. Поэтому следует найти и поддерживать христианские начала человеческой нравственности, которым должны соответствовать материальные интересы, политические отношения и церковная организация. Соловьев полагал, что все это найдено в его теократической утопии.

Человек, по Соловьеву, посредник между богом и миром, и, по тому природные основы "всеединства" он видит в космических процессах, в присущих им процессах организации природы из первоначального хаоса (механистическое и динамическое единство), человеческий путь к "всеединству" является диалектическим процессом. Весь исторический процесс рассматривается Соловьевым как подготовление такого "всеединства".

Похожие диссертации на Утопический элемент в воззрениях русских космистов и его эволюция